Автобиография – это повествование о себе, которое пишется в свободной форме, оно не является строго закреплённым жанром. Данный вид жанра может пригодиться человеку во время поступления в учебное заведения, либо поиска работы. Согласно объёму автобиография может быть сжатой или подробной, от половины листа и до десятка страниц. Некоторые творческие факультеты ВУЗов требуют от своих учащихся написания автобиографии в литературном виде.
Полезные рекомендации
В первой части автобиографии укажите своё имя отчество и фамилию, а также напишите место и год рождения. Также можно указать адрес, вашей нынешней регистрации. А если вы должны написать именно литературную автобиографию, тогда можете начать своё повествование с небольшого рассказа оместе вашего рождения. Вероятно, у вас имеются интересные факты, связанные с историей вашего места рождения и проживания.
Не забудьте написать пару слов о своих родителях. В стандартной автобиографии, которая похожа на резюме, данных о своих родственниках писать не стоит, а вот в литературной форме это будет вполне уместно. А особенно, если их сфера деятельности связана с тем делом, которое вы желаете освоить. Вероятно вы являетесь будущим представителем трудовой династии, тогда обязательно упомяните об этом в своей автобиографии.
Старайтесь быть оригинальным, а особенно, если вы желаете поступить на творческую специальность. Однако не стоит начинать свою биографию со стандартных и неинтересных слов «Я родился…». К примеру, для начала перечислите пару событий, которые происходили в мире в период вашего появления на свет. Укажите кто из интересных личностей родился вместе с вами в один день, по каким причинам вы считаете день своего рождения интересным и постарайтесь осмыслить это. Не поленитесь и покопайтесь в семейном генеалогическом дереве, быть может вы отыщите массу увлекательных фактов, связанных с историей ваших пращуров.
Обязательно напишите пару слов о своём характере, в этом случае также будьте оригинальны. Не стоит ограничиваться среднестатистическим перечислением различных черт своего нрава. Будет лучше, если вы проанализируете каждое из них, и укажите на свои индивидуальные особенности.
Для создания увлекательной и яркой литературной автобиографии, представьте что вам необходимо написать маленький рассказ о своей личной жизни. Вспомните яркие и смешные моменты из детства, при этом сохраняйте иронический, шутливый и уверенный стиль. Помните, что ваша автобиография должна читаться не как занудное и рядовое резюме, а как увлекательная история.
Сейчас очень многие задумываются о том, чтобы написать книгу на основе своего опыта, хотят поделиться своей жизнью, мыслями, интересными историями про членов семьи («книга рода»). Особенно востребованы жизнеописания членов семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, поскольку сейчас идет возрождение памяти, переосмысление, чествование героев. Когда, как не сейчас? Поколение войны уходит безвозвратно, остается лишь в памяти детей и внуков, и те хотят поделиться их историями. Много среди начинающих писателей тех, кто жил насыщенной, интересной жизнью, получил уникальный опыт, стал мастером в своей профессии, собрал множество увлекательных историй. И они тоже хотят перенести это на бумагу.
В этой статье я расскажу о том, как правильно подойти к написанию книг в таких жанрах, как: биография, автобиография, мемуары и расскажу, чем они отличаются друг от друга.
Для начала, давайте разберемся, чтобы не путаться – речь в статье пойдет о художественных произведениях. У документальных книг свои законы, мы же разберемся, как писать именно художественные тексты, в которых факты могут перерабатываться и изменяться для того, чтобы сюжет был захватывающим, а участники событий (из этических соображений) превратились в собирательные образы.
Итак, сначала поговорим о мемуарах. Это наиболее приближенный к документальной литературе жанр, в мемуарах человек с высоты возраста описывает свое прошлое, часто осмысливая его, обычно через призму уже прожитого (в отличие от дневника, в котором события излагаются по мере того, как происходят). Это не столько пересказ событий, сколько их анализ. Если вы собираетесь написать мемуары от лица литературного героя, несуществующего персонажа, то достаточно придерживаться тех же правил, что и при написании автобиографии (о чем речь пойдет ниже), применяя их для своего выдуманного героя и (или) времени, обстоятельств, мира. В мемуарах повествование всегда ведется от первого лица, авторское «я» ярко выражено, автор (литературный герой) четко обозначает свое мировоззрение, позицию, раскрывает чувства. В мемуарах невозможно показать события иначе, чем глазами одного человека – автора. Если он и узнает что-то о событиях, в которых сам не принимал участие, то только от кого-то другого – в диалоге, из письма и так далее.
Вы можете просто записать свои воспоминания «тогда это будут мемуары в чистом виде), или же обработать из литературно, вывести некий общий сюжет (а не просто перечень интересных историй из жизни), идею произведения, добавить события, о которых вы слышали от друзей, но которые могли бы случиться с вами – и вот у вас уже литературные (художественные) мемуары. Но главный герой в них – вы, мировоззрение героя совпадает с вашим, вы делитесь своим видением и мыслями с читателями. Но есть и другие формы художественных мемуаров.
Допустим, вы хотите написать роман в форме мемуаров о молодежи 60-х и 70-х в СССР в разгар «оттепели». Но в качестве главного героя выставляете не себя, а некоего героя, который является собирательным образом, его жизнь – это сплав вашей жизни (если вы были очевидцем тех событий) и жизни ваших друзей, знакомых. Его мировоззрение не обязательно совпадает с вашим – а, к примеру, является просто типичным для того поколения. Или же, если сами вы не жили в то время, вы опираетесь на рассказы родителей – и так же создаете некоего героя на основе рассказов, а не списываете напрямую с матери или отца, тетя, дяди и так далее. Этот же подход подходит для написания «псевдо-мемуаров» из любого исторического периода: вы изучаете эпоху по книгам, письмам живших тогда людей, консультируетесь со специалистами, затем создаете своего литературного героя – и пишете «мемуары» от его имени. В данном случае мемуары – всего лишь форма подачи, ведь она позволяет очень глубоко погрузиться в героя, его чувства, переживания, мысли и через него – в то время, когда он жил. Пример такого повествования – роман в письмах «Мартовские иды» Т. Уайлдера, где он ведет повествование исключительно в эпистолярном жанре от имени Юлия Цезаря, его жены Помпеи, друга Марка Антония и других реально существующих исторических персон.
Теперь давайте разберемся, что такое биографический и автобиографический роман.
Само слово «биография» переводится как «жизнеописание». И биографический, и автобиографический («авто» переводится как «само», т.е. описание своей жизни самим автором или литературным героем) романы не просто предлагают читателю перечень фактов из жизни главного героя, но анализ его опыта, осмысление, и по форме больше похожи на художественный роман, где есть «путь героя». Если в документальном жизнеописании достаточно перечислить основные события из жизни, в художественном биографическом романе нужно выделить основную идею, выбрать, о чем именно рассказывать, чтобы представить эту идею читателю и расположить факты в таком порядке, который бы соответствовал схеме художественного произведения.
Пример. Документальная биография (вымышленного) писателя Василия Петрова содержит в себе основные даты и факты – когда родился, где, в какой школе учился, в каком институте, какое было первое произведение, какое первое напечатали, что сказала критика насчет его романов, когда женился, сколько детей, какие литературные премии получил, когда умер. Из этой биографии нельзя сделать выводы о его мировоззрении, о том, как и когда он созрел, как писатель, что для него значило его творчество. Просто факты, расположенные в определенной последовательности на временной шкале.
Возьмем биографический роман, который пишет некий Иванов про Василия Петрова (если сам Василий будет писать о себе – тогда это будет автобиографический роман). Здесь автор, изучивший творчество Петрова, его письма родным, побеседовавший с семьей писателя, решает показать путь Василия через его семью. К примеру, мать Василия оказала большое влияние на его литературный вкус, благодаря ей он познакомился с классиками, полюбил чтение. Она поощряла его творчество. Когда он учился в геологическом институте, мать умерла и это отвратило его от литературы в целом и учебы, он чуть не бросил институт – но вмешалась его невеста. Она уговорила его дописать и опубликовать его первый роман. И так далее. Видите? Здесь есть определенная точка, из которой мы смотрим на писателя, он предстает перед нами живым человеком. Иванов будет брать из его жизни те факты и ситуации, которые будут полнее раскрывать Петрова как человека тонко чувствующего, для которого семья значила очень много, и особенно женщины этой семьи. Допустим, романы Петрова– о природе. И другой автор, Сидоров, решает написать биографический роман о Петрове совсем в другом ключе – он концентрирует повествование на путешествиях Петрова в его бытность студентом, когда они всем курсом ездили на Урал. В таком романе мало будет про школьные годы, мать, невесту. Больше – про студенческое братство, опасности и величие гор, становление образности творчества Петрова. При этом факты будут взяты из биографии, это все будет правдой – изменится подача, идея, конфликты и точка зрения на творчество. А это все – прерогатива художественной литературы, и именно эти аспекты будут отличать роман о Петрове от простой фактической биографии.
Автобиографический роман строится по такому же принципу, только автор здесь – главный герой своего романа. Он более личностный, чаще всего пишется от первого лица. Знания о событиях в основном «из первых рук», ведь сам автор в них участвовал, все события, свидетелем которых он не был, подаются либо через диалоги с участниками, либо описательно («После мне рассказали о том, как…»).
Так какую же литературную форму жизнеописания выбрать? Мемуары подойдут для тех, кому важно донести свои мысли, точку зрения, размышления, свой взгляд на события и людей. Если сравнивать с живописью, мемуары похожи на портрет. Автобиографический роман – портрет в интерьере, семейный портрет. Из романа мы можем вынести не только информацию о главном герое (авторе) но и объективную информацию о том, какой была эпоха, в которую он жил, о культурных особенностях его окружения, моде, политике. Биографический роман похож на огромные полотна – в них есть место не только главному герою, но и множеству второстепенных, будучи чаще написан от третьего лица, роман может сообщать читателю сведения о том, чего главный герой знать не мог, чтобы сделать мир произведения детальным, полным.
Ниже я даю пять советов тем, кто решил написать биографический роман, автобиографический роман или мемуары.
Совет 1
Продумайте сюжет. Даже в жанре мемуаров, которые просто следуют жизненному пути герояавтора, необходим сюжет, схема повествования. Что вы поставите в центре, какую идею вынесете в главные? Это очень важно. В зависимости от вашего решения вы уберете или измените детали, удалите или поменяете сцены. Будет ваша жизнь в мемуарах размышлением или чередой преодолений? Вам нужно понимать это с самого начала, прежде чем садиться писать. Мемуары – не просто ретроспективные дневники, как может показаться. Это продуманное повествование и диалог с читателем, которого нужно подводить к определенным темам и открытиям последовательно, а не хаотично.
Для (авто-)биографического романа сюжетная схема еще более важна. Еще раз – мы говорим о художественной литературе, не документальной. Автор пишет о своем альтер-эго, герое романа (в случае автобиографии) и неком образе (в случае биографического). Автор дает оценку фактам, а не просто излагает их, встраивает их в повествование. Жизненный путь любого человека так или иначе тесно взаимосвязан с «путем героя», потому что схема «Пути героя» рождалась как квинтэссенция жизненного пути любого человека. Каждый из нас встречает вызов, преодолевает его и получает в итоге награду… И движется дальше. За основу берется, естественно, фактическая, сухая биография, перечисление фактов – но им придается смысл, они выстраиваются в стройное повествование, которое по всем законам художественной литературы начинается с завязки и через развитие приходит к развязке и кульминации. И в случае с автобиографическим романом, опять же, должна быть выделена идея, продумана подача, сформирован образ главного героя.
Совет 2
Помните, что главный герой вашего автобиографического романа – не вы сами. Это образ, который списан с вас, несомненно, но в то же время является отдельным героем. Такой же подход следует использовать и для биографий. Создавая образ главного героя, вы выбираете, какие его качества будут взяты у вас или вашего родственника, или же известной личности, на основе жизни которой вы пишете биографический роман. Создание образа главного героя зависит от темы (пример с писателем Петровым). Допустим, вы хотите написать и издать в художественной форме воспоминания вашего дедушки, воевавшего на Великой Отечественной войне. Как можно подойти к созданию его портрета, как героя, персонажа? Подумайте об общей теме, идее произведения. Будет оно о громких подвигах или о скромной, но такой важной работе в тылу? О том, как жертвовали собой ради друзей, или о том, как в горниле войны находили любовь? Главный герой и его жизнь влияют на идею, та, в свою очередь, влияет на создание персонажа.
Совет 3
Художественное произведение, в отличие от документального, имеет свои, отдельные задачи. Документальная биография ставит перед собой только одну цель: донести максимально подробно факты из жизни того человека, которому посвящена. Художественная литература куда сложнее. Автору нужно думать о том, какова его главная идея, как показать главного героя с нужной стороны, как донести до читателя его ценности, как показать основные вехи в его жизни. Как правдиво и вместе с тем ярко отобразить эпоху. В художественном произведении, даже биографического толка, всегда есть место вымыслу, оно всегда – сплав историй. Для художественной биографии и автобиографии (и даже мемуаров), обращаю ваше внимание – абсолютно правомерно сочетать вымысел и реальные факты. Возьмем для примера Иванова Ивана, героя войны, радиста. Его внук решил написать о деде книгу на основе его рассказов. Он хочет описать героя подробно, представить читателю его со всех сторон. Например, показать его честность, или храбрость. Дед рассказывал о своем сослуживце, которому однажды предложили нечто сомнительное, и при этом безнаказанное, но тот отказался с возмущением. Внук знает, что дед в аналогичной ситуации поступил бы точно так же! Он, как автор, решает взять эту (абсолютно реальную!) ситуацию, чтобы раскрыть своего главного героя. Меняет немного детали, имена – и вставляет в книгу. И он полностью вправе это сделать. Или, к примеру, он сам был свидетелем того, как дед прогнал трех хулиганов, когда те пытались запугать его внука. Это отличная характеристика для героя, яркая сцена – но произошла она через годы после войны, о которой пишет внук. Как же быть? Изменить эту ситуацию, «подогнать» под то время и вставить в роман, никаких сомнений.
Насколько далеко можно зайти в вымысле, решает сам автор. Часто это зависит от того, какую он задачу ставит. Если создать правдивую картину какой-то эпохи, общественного среза – он пишет с большим количеством вымысла, сплавляя истории нескольких людей в одну – чтобы показать героев и мир вокруг них максимально ярко, драматично. Тогда его жизнь или жизнь его родственников – источник вдохновения для романа. В описании книги можно указать прототипы героев, на основе чьих воспоминаний он написан. Если же задача – как можно ближе к фактам показать конкретного человека, вмешательство в список событий его жизни нужно свести к минимуму: ограничиться только отбрасыванием несущественных фактов.
Совет 4
Если вы пишете книгу о прошлом, нужно как можно тщательнее изучить историю нужного периода. Речь может идти о жизни вашего ближайшего родственника (повествование в пределах века), или же о жизни какой-то интересной исторической личности, чьими достижениями вы восхищаетесь (здесь можно углубляться в прошлое насколько возможно далеко). Даже если вы пишете автобиографический роман на основе своей жизни о событиях условно недавних (в пределах двадцати-тридцати лет), вам все равно нужно будет тщательно изучить все детали истории для того, чтобы максимально подробно показать ее читателю. Если под рукой у вас нет поминутных дневников с зарисовками, которые вы вели на протяжении всей жизни, полагаться вам придется на память, а она иногда ненадежна. Не поленитесь изучить материал. Вы пишете о своей школе – поищите фотографии здания в разное время. А кто был выпускником школы одновременно с вами? Что стало с вашими одноклассниками? Вы помните, что бутылка молока стоила сорок копеек в дни вашего детства, но стоит обратиться к источникам, и перепроверить, вдруг на самом деле цена ее была двадцать восемь копеек? Так и было! Кстати, погружение в детали может подать вам пару интересных идей, напомнить о забавных случаях, которые стоит вставить в книгу. Тщательное изучение материала поможет вернее показать мотивацию многих персонажей. Вы помните события определенным образом, но, расспросив родителей о том, что было двадцать лет назад, внезапно понимаете, что все было сложнее. И так далее. Что уж говорить о том, если вы решили писать о Великой отечественной войне, в которой участвовал ваш дедушка, или о писателе-натуралисте Петрове, который жил на Урале в тридцатые.
Совет 5
Одна из серьезных трудностей, с которыми сталкивается каждый биографист, автор автобиографии или мемуаров – отношение реальных участников событий к роману, после того, как он написан.
Особенно этот вопрос волнует тех, кто хочет написать мемуары. Автор описывает свою жизнь, да, свою точку зрения, но в книге присутствуют его родители, другие родственники, друзья, знакомые. Невозможно предугадать, как любой из них отреагирует на свое изображение в романе. Может глубоко обидеться, может начать возражать, что помнит тут или иную ситуацию иначе, и так далее. Как быть? Конечно, есть такие авторы, которые заведомо рассчитывают на то, что их воспоминания «вскроют правду» и «изобличат», и они как раз ждут острых реакций и готовы к тому, что после издания мемуаров от них все отвернутся. Но таких авторов – единицы. Большинство писателей хочет рассказать о своей жизни так, чтобы никого не задеть. Как же это сделать?
Тут-то на помощь и приходит литературная форма. Она позволяет чуть видоизменять истории, допускает замену имен и переделывание ситуаций. Возможно, кто-то из ваших старых друзей и узнает себя в дворовом хулигане, но он не станет обвинять вас в клевете, потому что… написано вроде и не про него. В романе – хулиган по имени Вася, а не Петя, и он рыжий, а не блондин.
Те же сомнения преследуют и авторов биографических романов. Проблема эта уменьшается, и практически сходит на нет с «удалением» от нашего времени. Если вы пишете о первопроходцах XIX века, вряд ли вы кого-то обидите рассказом о дезертирстве или трусости. Но и тут могут появиться недовольные потомки людей, о которых вы написали. Пример – фильм «Дом Gucci». Наследника модного дома, Альдо Гуччи, возмутила клевета в фильме. Если брать российские реалии, то можно вспомнить фильм «Движение вверх». Потомки спортсмена Кондрашина, тренера баскетбольной сборной СССР, выразили возмущение тем, как показан тренер в фильме и заявили о клевете.
В конечном счете, задача большинства писателей – показать героев, рассказать увлекательную историю, а не уязвить кого-то открывшейся «правдой» (не берем сейчас авторов, пишущих заведомо скандальные разоблачения). И не столько важно, как звали героя вашего романа, важны его поступки, мысли, история. Хорошо подумайте, прежде чем оставлять реальные имена и фамилии. Понятно, если вы пишете о своих поступках, только вас будет касаться то, насколько откровенно вы их описываете. Если вы опираетесь в своем произведении на рассказы родственника, вы вряд ли обидите его прямым переносом его истории в роман. Но другие участники событий, особенно те, кого вы знаете лично, могут почувствовать себя уязвленными. Чувства людей в таком случае лучше поберечь. А в некоторых случаях и подстраховаться, чтобы не нарваться на иск о клевете. Подводя итоги статьи – писать мемуары или автобиографический роман ничуть не легче в сравнении с художественным произведением. Многие думают, что раз «выдумывать ничего не надо», то и работы над такими произведениями меньше. Но это не так. Жизнеописательные художественные произведения требуют не меньше усилий, чем любые другие. И для их написания необходимо знать основные законы построения сюжета, владеть писательскими инструментами, уметь создать конфликт, многогранного персонажа и многое другое.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Какова ваша история? Любой человек, проживший насыщенную жизнь, может рассказать что-то интересное миру. К написанию автобиографии следует подходить как к написанию любого романа: в книге должен быть главный герой (вы), основной конфликт, а также несколько любопытных персонажей, которые не дадут читателю заскучать. Можете подумать о том, какая тема или идея имеет значение в вашей жизни, и выстроить повествование вокруг нее. В этой статье мы расскажем, как написать автобиографию и довести ее до совершенства.
-
1
Запишите основные события в хронологическом порядке. Начните написание биографии с изучения событий собственной жизни. Если вы разместите все события в хронологическом порядке, у вас появится основа для книги. Можете считать это этапом обдумывания основных идей для биографии, поэтому записывайте все, что вспомните, даже если вам кажется, что то или иное событие не останется в конечной версии книги.
- Биография необязательно должна начинаться с вашего рождения. Вы можете включить в нее историю семьи. Напишите о своих предках, о жизни бабушек и дедушек, а также родителей. Информация о ваших истоках поможет читателю понять, как вы стали именно таким человеком.
- Что происходило, когда вы были подростком? Что привело вас к тем решениям, которые вы приняли?
- Учились ли вы в университете или колледже? Напишите об этих промежуточных годах.
- Расскажите о своей карьере, отношениях, детях и значительных событиях, которые изменили вашу жизнь.
-
2
Решите, кто будет основными действующими лицами. В каждой интересной книге есть интересные персонажи, положительные и отрицательные, которые делают сюжет более захватывающим. Кого можно назвать героями вашей жизни? Очевидно, что родители играют существенную роль в вашей жизни, так же как муж или жена и другие близкие члены семьи, но вам нужно подумать, кто еще повлиял на вас и кому следует отвести место в автобиографии.
- Учителя, тренеры, наставники и начальники оказывают значительное влияние на жизни людей. Подумайте, стал ли кто-то из этих людей для вас примером (или антипримером).
- Бывшие возлюбленные могут стать героями интересных эпизодов книги.
- Были ли у вас враги? Рассказ будет пресным, если в нем не будет конфликтов.
- Такие необычные персонажи, как домашние животные, знаменитости, которых вы никогда не встречали, и даже города, часто делают автобиографию интереснее.
-
3
Запишите лучшие моменты. Полная история жизни может быть слишком длинной, поэтому вам нужно решить, что оставить, а что опустить. Начните работать над черновиком, записывая самые увлекательные истории, которые потом можно будет объединить в общую картину. Есть несколько тем, которые обычно нравятся читателям:[1]
- Истории из детства. Каким бы ни было ваше детство, вам следует включить несколько рассказов о нем, чтобы у читателя сложилось представление о том, каким вы были в то время и что с вами происходило. Можете вспомнить несколько эпизодов, которые позволят читателям сделать вывод о вашем характере. Например, опишите реакцию родителей на то, как вы принесли домой бездомную собаку, или то, как вы вылезли из окна школы и сбежали на три дня, или дружбу с бродягой, который жил в соседнем дворе. Напрягите память!
- Истории о взрослении. Этот сложный период всегда вызывает интерес. Помните, что вы не обязаны описывать что-то уникальное, потому что взрослеют все. Нужно рассказать что-то, что каждый читатель сможет соотнести с собой.
- Истории любви. Можно описать и противоположность — историю о том, что вы так никогда и не нашли свою любовь.
- Истории о кризисе самоопределения. Этот кризис обычно случается после 30 или 40 лет, и часто его называют кризисом среднего возраста.
- Истории о борьбе со злыми силами. Это может быть история о борьбе с вредной привычкой, авторитарным партнером или безумцем, который угрожаел убить вашу семью. Очень важно описывать конфликты, которые вам пришлось пережить.
-
4
Пишите так, как это сделали бы только вы. Люди читают автобиографии, чтобы понять, что значит быть кем-то другим. Уникальность позволит вам заинтересовать собой людей. Если ваш стиль будет слишком формальным и безликим или книга будет написана в духе школьного сочинения, люди вряд ли дочитают вашу автобиографию до конца.
- Пишите так, как если бы вы открывали душу близкому другу. Используйте простой, выразительный язык и не злоупотребляйте заумными словами, которых вы обычно не употребляете.
- Пишите так, чтобы книга раскрывала вашу личность. У вас хорошее чувство юмора? Вы впечатлительны? Для вас важна духовность? Любите драматизировать? Не сдерживайтесь — ваша личность должна найти отражение в том, как вы рассказываете историю.
-
5
Рассказывайте о себе откровенно. Вы не обязаны выкладывать всю подноготную, однако вам необходимо описывать все правдиво. Книга не должна превратиться в список ваших достижений, где все плохое будет заботливо скрыто. Опишите себя с разных сторон, расскажите и о талантах, и о слабостях, и вам удастся удержать внимание читателей, потому что они буду проецировать вашу историю на себя.[2]
- Не описывайте себя только с хорошей стороны. Вы можете быть неидеальным и при этом оставаться положительным героем. Расскажите о своих ошибках и о том, как вы подводили себя и других людей.
- Делитесь своими сокровенными мыслями, мнениями и идеями, в том числе неоднозначными. Оставайтесь собой на протяжении всей книги.
-
6
Опишите дух времени. Как на вашу жизнь повлияли исторические события? Какие войны оказали влияние на ваши политические взгляды? Какие культурные события вдохновляли вас? Рассказав о том, что происходило в мире в определенные моменты вашей жизни, вы сделаете свое повествование более глубоким и интересным.
Реклама
-
1
Придумайте основной сюжет. Теперь, когда вы знаете, что должно быть в книге, подумайте о том, какой будет структура. Как и любой книге, вашей автобиографии нужен увлекательный сюжет. Поработайте с тем материалом, что у вас уже есть, и напишите историю, в которой напряжение будет постепенно нарастать, а затем все разрешится. Создайте структуру,[3]
в которой записанные воспоминания и истории будут переплетаться между собой и располагаться в логическом порядке.- Каким будет основной конфликт? Что вы считаете самым большим препятствием в своей жизни, на борьбу с которым у вас ушло немало лет? Возможно, это болезнь, которую у вас обнаружили еще в детстве, или сложные отношения, или ряд трудностей в профессиональной жизни, или цель, к которой вы стремились долгие годы. За примерами конфликтов обратитесь к любимым книгам и фильмам.
- Постройте сюжет так, чтобы напряжение постоянно нарастало. Объедините несколько историй в сюжетную линию, подводя рассказ к кульминации. Если центральный конфликт — это ваше стремление войти в олимпийскую сборную по лыжам, подводите читателей к этому с помощью историй о небольших победах и больших поражениях. Вашему читателю должно быть интересно, справились ли вы, удалось ли вам. Он должен хотеть узнать, что будет дальше.
- Опишите кульминационный момент. В определенный момент конфликт должен будет достичь максимальной точки. В самый ответственный момент вы сталкиваетесь со своим заклятым врагом или из-за страсти к азартным играм теряете все свои деньги. Это примеры того, что могло бы с вами случиться в кульминации.
- Завершите книгу разрешением конфликта. Большинство автобиографий заканчиваются хорошо — ведь человек, который пишет такую книгу, выжил и, по всей вероятности, опубликовал свой труд. Даже если ваша концовка не такая уж радостная, она должна все равно отражать какую-то завершенность. Вы смогли достичь цели или одержали победу на данном этапе. Даже если вы проиграли, вы смогли жить дальше и стали мудрее.
-
2
Решите, с чего будет начинаться история. Вы можете расположить события в хронологическом порядке, начав с рождения и закончив текущим моментом, но если этапы жизни будут перемежаться, это будет даже интереснее.[4]
- Можете писать автобиографию с позиции сегодняшнего дня, рассказывая свою историю как серию отдельных воспоминаний, соединенных вашими нынешними размышлениями.
- Можете начать рассказ с трогательного момента из детства, затем перенестись к истории своих предков, потом к школьным годам, а затем перейти к своему карьерному пути, время от времени вставляя забавные истории из детства, чтобы разбавить серьезность повествования.
-
3
Переплетайте темы. Основная сюжетная линия должна связывать все истории воедино, соединять прошлое и настоящее. Какие еще темы были в вашей жизни, помимо основного конфликта? Любовь к определенным праздникам или к каким-то местам, куда вы возвращаетесь снова и снова, тип мужчин, который всегда привлекал вас, религия, к которой вы обращались не раз. Позвольте второстепенным темам дополнить ваш образ.[5]
-
4
Посмотрите на все произошедшее со стороны. Вы ведете хронику уроков, которые преподала вам жизнь, но что именно вы извлекли из них? Подумайте о своих намерениях, желаниях, ощущении утраты или радости, обретенной мудрости и других чувствах и опишите их в книге. Отвлекаясь от сюжета и углубляясь в размышления, вы сделаете автобиографию более глубокой.
-
5
Разбейте книгу на главы. Главы полезны тем, что они позволяют переходить от одних периодов или событий к другим. Именно поэтому существует такая фраза, как «начать новую главу своей жизни», и она особенно актуальна при работе над автобиографией. Разбивка на главы позволит вам перенестись на 10 лет вперед, вернуться в прошлое или начать рассказывать о чем-то совершенно другом, не сбивая читателя с мысли.
- Старайтесь заканчивать главу на напряженной ноте, чтобы читатель хотел скорее перейти к новой главе.
- В начале главы хорошо оглядываться назад, описывать окружение и обстановку и задавать тон тому, о чем пойдет речь позже.
Реклама
-
1
Убедитесь, что все факты соответствуют действительности. Перепроверьте даты, имена, описания событий и другие вещи, которые вы включили в свою книгу, чтобы удостовериться, что вы все записали верно. Даже описывая свою собственную жизнь, не стоит допускать неточностей.
- Вы можете слегка исказить факты о своих целях и намерениях, но не стоит включать в книгу вымышленные разговоры с реальными людьми или описывать события не так, как они происходили на самом деле. Конечно, вы не все будете помнить точно, однако вам нужно стараться отразить действительность как можно ближе к правде.
- Попросите разрешения у людей, которых вы упоминаете, использовать их имена или приводить цитаты. Некоторым людям не понравится ваше желание включить их в автобиографию, и вы должны уважать это решение. Опишите их так, чтобы они отличались от себя реальных, или при необходимости измените их имена.[6]
-
2
Займитесь редактированием черновика. После того как первый черновик будет готов, пройдитесь по нему вдоль и поперек. Переставьте местами абзацы, фрагменты и даже главы, если это потребуется. Избавьтесь от банальностей, перефразируйте мысли так, чтобы они звучали проще и интереснее. Исправьте грамматические и орфографические ошибки.
-
3
Покажите черновик кому-нибудь. Поделитесь работой с друзьями или приятелями по книжному клубу, чтобы получить мнение со стороны. Истории, которые кажутся вам забавными, могут оказаться совершенно неинтересными с точки зрения другого человека. Попросите нескольких людей поделиться своим мнением, чтобы вы лучше представляли, как воспринимают все написанное другие.
- Если несколько человек советуют вам укоротить какой-то раздел, подумайте над этим.
- Попросите людей, которые не являются вашими друзьями или родственниками, оценить ваш труд. Близкие люди могут жалеть ваши чувства или высказывать необъективное мнение, особенно если речь в книге идет и о них тоже.
-
4
Наймите редактора. Он доведет ваш стиль до совершенства и сделает даже самые скучные моменты захватывающими. Будете ли вы печатать свою книгу в издательстве или сделаете это сами, вам стоит обратиться за помощью к редактору, чтобы книга обрела законченный вид.
-
5
Придумайте название. Оно должно соответствовать общему тону и стилю книги, а также привлекать внимание и звучать интригующе. Следует выбрать короткое и запоминающееся название и отказаться от длинных и сложных заглавий. Можете просто назвать книгу своим именем, добавив «Автобиография» или остановить свой выбор на чем-то менее прямолинейном. Вот несколько примеров названий известных автобиографий, которые отражают суть книги:
- «Распоряжалкин», Тина Фей;
- «Исповедь», Лев Толстой;
- «Долгий путь к свободе», Нельсон Мандела;
- «Звуки смеха», Питер Кей.[7]
Реклама
-
1
Займитесь публикацией. Даже если вы не планируете продавать свою книгу широкому кругу читателей, вам стоит задуматься об оформлении и публикации, чтобы у вас была возможность раздать книгу родственникам и другим людям, которые упоминаются в ней. Изучите предложения на рынке дизайна, печати и доставки и решите, каким должен быть тираж. Многие мелкие фирмы предлагают услуги по печати книг, и качество их изданий ничем не уступает качеству крупных издательств.
- Если вы не готовы платить за публикацию, можете просто отнести рукопись в фирму, которая занимается распечаткой текста на принтере и сшиванием листов.
-
2
Подумайте о том, чтобы нанять литературного агента.[8]
Если вы хотите опубликовать книгу и поделиться ей с миром, литературный агент поможет вам в этом. Найдите несколько агентов и пошлите им письмо с информацией о книге, о себе и о том, как, по вашему мнению, следует рекламировать книгу.- Начните письмо с краткого описания основных моментов в книге. Определите жанр книги и объясните, что выделяет ее на фоне других. Поясните агенту, почему вы считаете его подходящим человеком для этой работы.
- Вышлите несколько глав агентам, которые заинтересуются вашим предложением.
- Подпишите договор с агентом, которому вы доверяете. Внимательно прочитайте договор и просмотрите историю работы агента, прежде чем что-либо подписывать.
-
3
Отправьте письма в издательства. Если вы не хотите работать с агентом (тем более на российском рынке их услуги не столь распространены), стоит отправить письмо издателям напрямую и посмотреть, будет ли ответ. Узнайте, какие есть издательства и что они печатают. Не посылайте всю рукопись сразу — дождитесь просьбы выслать ее.
- Разные издательства специализируются на разных видах литературы. Нет смысла обращаться туда, где публикуют только художественные или детские книги. Наведите справки в интернете и обращайтесь только туда, где ваша заявка имеет шанс на рассмотрение. Также выясните на сайте издательства, какие требования предъявляются к заявкам от авторов.
- Если издатель решит напечатать вашу книгу, вам нужно будет подписать договор и договориться о сроках редактирования, дизайна, вычитки и публикации вашей работы.
-
4
Попробуйте издать книгу в электронном виде. Этот способ издания становится все более популярным. Кроме того, он позволяет экономить деньги на печати, доставке и прочих услугах. Узнайте, какие онлайн-издательства могут опубликовать такую книгу, как ваша, отправьте заявку и переходите к редактированию и печати.
Реклама
Советы
- Ваша биография может также включать в себя посвящение, предисловие, статистические данные, хронологическую таблицу событий, семейное древо и/или эпилог.
- Если вы вели дневник, воспользуйтесь им. Дневник может оказаться полезен, как как содержит записи о том, что происходило в тот или иной день, месяц или год. В личном дневнике также могут содержаться ваши мысли и впечатления того времени, которые пригодятся при написании автобиографии.
- Сделайте свою историю яркой, но опустите ненужные подробности. Вы же хотите, чтобы ваша автобиография была запоминающейся, а не скучной? Слишком подробные описания перегрузят историю. Не стоит описывать все события, произошедшие за день, и перечислять все блюда, которые были на столе во время вечеринки.
- Если у вас плохой почерк или стиль либо вы просто не можете собрать мысли воедино, вы можете нанять так называемого «писателя-призрака» или историка. Многие знаменитости поступают именно так. Также существуют программы, которые позволяют вписывать свой текст в шаблон на компьютере, что решает проблему почерка. Некоторые люди пользуются онлайн-шаблонами.
- Если целью написания автобиографии является желание передать свою историю потомкам, подумайте о том, чтобы включить в нее памятные вещи (фотографии, реликвии, медали, важные подарки, письма) и оформить ее как альбом. Безусловно, не все вещи можно скопировать и включить в автобиографию, поэтому вам придется решать самостоятельно, что делать с медалями и прочими громоздкими реликвиями.
Реклама
Предупреждения
- Не забывайте о том, что такое клевета. Если вы напишете что-либо ложное или порочащее о другом человеке в автобиографии, которую собираетесь опубликовать, измените имя этого человека, если он еще жив. В противном случае на вас могут подать в суд. Если вы не знаете, что и как нужно изменить, проконсультируйтесь с юристом, который разбирается в этой сфере.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 46 483 раза.
Была ли эта статья полезной?
Как написать автобиографию, если вы Лев Толстой: инструкция
Подготовил Роман Лейбов
1. Заведите дневник. Время от времени составляйте программу своей будущей жизни. Пусть она будет сугубо реалистичной, например: стать идеальным помещиком, великим писателем, музыкантом, математиком и прекрасным семьянином, не играть в карты на деньги и не питать в душе дурных чувств. Для достижения программы озаботьтесь строгим сводом правил на все случаи жизни. Пусть эти правила будут как можно более суровыми. Каждый день самым тщательным образом анализируйте свои поступки, слова, мысли. Обращайте особое внимание на то, в чем они не совпадают с правилами. Строго укоряйте себя за отступление от правил. Составьте новые правила, еще строже прежних. Анализируйте свои поступки еще требовательнее. Старайтесь замечать не только поступки, но и жесты, не только слова, но и интонации. Обратите внимание, что в голове могут уживаться несколько мыслей одновременно. В итоге сможете выработать уникальные приемы психологического анализа, а если повезет — действительно станете идеальным помещиком, великим музыкантом, писателем, математиком и прекрасным семьянином. Если же не выйдет, то…
2. Поезжайте на Кавказ. Участвуйте в набегах на горцев, охотьтесь с казаками на фазанов, смотрите на сослуживцев и на солдат. Научитесь описывать мельчайшие черты внешности людей и их поведения. Люди, к сожалению, все время врут, но врут по-разному, и всегда можно найти улики, которые их выдают. Офицеры врут одним манером, солдаты — другим, казаки — третьим. Попробуйте все это классифицировать. Тренируйтесь в письмах к родным. Если вам покажется, что этого мало, попробуйте все же действительно стать великим писателем. Для этого…
3. Составьте план будущего сочинения. Пусть это будет автобиографическое повествование, тем более что вы его задумали давно и даже написали уже кое‑что. Правда, тот роман из жизни незаконнорожденного героя не пошел, но это ничего, можно будет потом где-нибудь его пристроить, если руки дойдут, например, до исторической темы.
Пока же не пытайтесь ничего выдумывать, это не ваша стихия. Все люди, в общем, одинаковые, об этом и надо писать, всем интересно общее. Не надо резких сюжетных поворотов, пусть Случай в вашей прозе подождет другого случая. Ничего не меняется — и в то же время все меняется, в этом и будет сюжет. Вчера вы были недоросль, сидели в Ясной или ездили в Москву слушать цыган, а сегодня вас называют «благородием», вы носите погоны и засматриваетесь на молодых казачек. А еще прежде вы были Левинька и носили детское платье. Но где границы между Левинькой и «вашим благородием»? Вы уже привыкли к классификациям, так что и тут можно провести черту между эпохами развития. «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»…
Однако людям интересно не только общее, но и частности, мелочи. Вы уже научились их описывать, так не останавливайтесь. Именно изменения в мелочах от части к части и дадут картину развития. Одежда, отношения с родней, взгляд на других людей, развитие чувств — все это может быть описано с тщательным вниманием, разобрано на детали. Удобно будет разделить повествование на небольшие главки, дать каждой отдельное название. Это будет немного по-детски, но вы ведь и начнете с детства. Итак…
4. Начните, наконец, писать. Каждая эпоха имеет свое зерно, свою суть. В центре каждой части, примерно посередине, надо будет поместить главку, которая будет называться так же, как вся книга. В этих главках будет суммарная картина, для детства это будет — рай, идиллия, жизнь в материнских объятиях, искренние молитвы и сладкие слезы. Для отрочества — пустыня, наполненная порывами растущего ума, одновременно незрелого, но способного самостоятельно изобрести то, что до него открывали все эти мудрецы из французских книг. Для юности — мечты о счастье, о добродетели, о любви, о возвращении в мир детства. А дальше поглядим.
До этих центральных главок будет описание эпохи развития, удобнее всего поместить туда один день. Ну а после центральной главки можно будет описать еще один день, не следующий, а отделенный от первого временем, а лучше — и пространством. Например, в первой части это может быть один день в деревне, потом действие перенесется в Москву — и мы сможем зафиксировать, как мир детства, целостный, правдивый и счастливый, искажается, портится. Как перетекает младенец в отрока. Что он теряет и что находит на этом пути.
Кстати, кто будет рассказывать эту историю? Тот маленький Левинька (пусть его будут звать, например… например… нет, мы же решили, что далеко не надо ходить, так вот пусть и имя будет из ближайших, как у покойного отца и у старшего брата, — Николенька), который в самом начале просыпается от неловкого движения учителя? Или вы — «ваше благородие», некрасивый юноша с усами, поклонник Руссо? Нам потребуются оба: Николенька будет смотреть невинными глазами на мир взрослых (и видеть в нем больше, чем взрослые), а ваше благородие — немного иронизировать над Николенькой, но, главное, двигать все же повествование мелкими шажками вперед, наворачивая придаточные и деепричастные обороты. Конечно, это непростая задача, но вы справитесь. А потом…
5. Отошлите первую часть в журнал. Журнал выбирайте самый лучший. Напишите вежливое, но не подобострастное письмо редактору, чтоб сокращал, как захочет, но ничего не дописывал. Начало просите опубликовать без полной подписи. Дождитесь ответов редактора, выхода журнала, станьте известным писателем и…
6. Приступите к следующим частям. Будьте готовы, однако, что на этом пути вас ждут неудачи. Ведь вы уже не тот молодой безвестный кавказский офицер, а знаменитый литератор, рассказавший обществу об обороне Севастополя и снискавший лавры в столичном обществе. Вы много прочли, много передумали, переросли свой замысел, и чистый роман воспитания вам уже сам по себе не столь интересен. И хотя от главной идеи этого сочинения вы не откажетесь до смерти, но тетралогию так и не напишете, она превратится в трилогию и оборвется на новой попытке повзрослевшего героя начать писать очередные правила на все случаи жизни.
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Все курсы
Спецпроекты
Автор среди нас
Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени
Господин Малибасик
Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир
Где сидит фазан?
Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин
Путеводитель по благотворительной России XIX века
27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи
Колыбельные народов России
Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов
История Юрия Лотмана
Arzamas рассказывает о жизни одного из главных
ученых-гуманитариев
XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»
Волшебные ключи
Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях
Наука и смелость. Второй сезон
Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими
«1984». Аудиоспектакль
Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»
История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим
Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах
История игр за 17 минут
Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр
Истории и легенды городов России
Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова
Путеводитель по венгерскому кино
От эпохи немых фильмов до наших дней
Дух английской литературы
Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле
Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни
Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров
Советская кибернетика в историях и картинках
Как новая наука стала важной частью советской культуры
Игра: нарядите елку
Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю
Что такое экономика? Объясняем на бургерах
Детский курс Григория Баженова
Всем гусьгусь!
Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками
Открывая Россию: Нижний Новгород
Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области
Как устроен балет
О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета
Железные дороги в Великую Отечественную войну
Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка
Война
и жизнь
Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет
Фландрия: искусство, художники и музеи
Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все
Еврейский музей и центр толерантности
Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах
Музыка в затерянных храмах
Путешествие Arzamas в Тверскую область
Подкаст «Перемотка»
Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке
Arzamas на диване
Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas
Как устроен оркестр
Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера
Британская музыка от хора до хардкора
Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах
Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию
Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта
Новая Третьяковка
Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах
Видеоистория русской культуры за 25 минут
Семь эпох в семи коротких роликах
Русская литература XX века
Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры
Детская комната Arzamas
Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами
Аудиоархив Анри Волохонского
Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда
1960-х
— начала
1970-х годов
История русской культуры
Суперкурс
Онлайн-университета
Arzamas об отечественной культуре от варягов до
рок-концертов
Русский язык от «гой еси» до «лол кек»
Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах
История России. XVIII век
Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей
Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур
Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции
Что такое античность
Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях
Как понять Россию
История России в шпаргалках, играх и странных предметах
Каникулы на Arzamas
Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе
Русское искусство XX века
От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео
Европейский университет в
Санкт-Петербурге
Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих
Пушкинский
музей
Игра со старыми мастерами,
разбор импрессионистов
и состязание древностей
Стикеры Arzamas
Картинки для чатов, проверенные веками
200 лет «Арзамасу»
Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю
XX век в курсах Arzamas
1901–1991: события, факты, цитаты
Август
Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел
Идеальный телевизор
Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей
Русская классика. Начало
Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы
В настоящее время автобиография – необходимый документ, который требуют от автора в издательствах. Конечно, не во всех и не всегда (автобиография – это не синопсис), но она бывает крайне необходима.
Автобиография – это справка о вашей жизни. Наверняка все, кто официально трудоустраивался на работу, воспринимают автобиографию как кипу листов с кучей таблиц и сочинением на тему «Как я жил до трудоустройства». Но автобиография для издательств несколько отличается от стандарта.
Элементы автобиографии
1. Первый абзац или «шапка» документа: ФИО, дата рождения, адрес регистрации, контакты – электронная почта и телефоны.
2. Образование.
Если оно не связано с вашим творчеством, упомяните о нем кратко, в двух словах. Если же у вас за плечами журфак или филология плюс курсы, мастер-классы или тренинги по писательскому мастерству, то о них следует написать подробнее.
3. Работа.
Опять же – если ваше бывшее или нынешнее трудоустройство не имеет отношения к творчеству, о нем можно сказать в двух словах: да, тружусь физиком в институте. Если же работа связана с писательством – вы журналист или редактор, – о ней можно сказать подробнее.
Пункты 2-3 (если вам есть, чем похвастать) выделят вас из толпы начинающих авторов. Редакторы – люди занятые, и, выбирая между присланными в одно время заявками от сантехника Васи и журналистки Людмилы, они выберут заявку № 2. По понятным причинам.
4. Список публикаций – особенно книжных. Если публикации есть, этот пункт обязателен.
Если публиковались ваши романы, подробно расскажите, в каких издательствах они выходили и когда.
Если вы активно печатали статьи или рассказы, можно привести небольшой список из последних публикаций.
Список составляется в алфавитном порядке, с учетом выходных данных всех книг или статей. Выходные данные – это ФИО автора, название книги, издательство, год издания, тираж, количество страниц, ISBN (если есть).
Каким стилем писать автобиографию?
Стилистика автобиографии – публицистическая: внятные короткие предложения и изложение по существу.
Длинной саморекламой злоупотреблять не стоит – ее все равно не оценят: у редактора нет ни времени, ни желания читать обо всех ваших заслугах начиная с детского сада. Но вкратце упомянуть о достижениях, связанных с творчеством, необходимо.
Остается добавить, что автобиография должны быть небольшой по объему, около 1-1,5 страницы.
И главное: перед тем как писать автобиографию, обязательно изучите требования к ней конкретного издательства и по возможности им следуйте. Умение соблюсти объявленные издательством требования – очень важно. Это покажет, насколько хорошо вы умеете сотрудничать, и повысит шансы на публикацию книги.
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).