Как написать литературный обзор для курсовой работы

Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.

Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.

Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен

Что такое анализ литературы

Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.

Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.

Зачем нужен анализ литературы

Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.

Литературный обзор в курсовой работе позволяет:

  • показать знания специальной литературы по теме;
  • применить на практике умение систематизировать материалы и выделять главное;
  • дать оценку существующих достижений в изучении проблемы;
  • определить теоретическую основу и методы, в рамках которых будет проходить исследование;
  • раскрыть термины и концепции, использованные в работе;
  • сформулировать гипотезы и предположения, которые будут проверяться в практической части;
  • продемонстрировать способность в своих исследованиях опираться на прошлый опыт.

Для анализа литературы можно использовать только научные публикации. Данные Википедии и непроверенные источники из интернета не подойдут.

Каким должен быть объём литературного анализа

Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.

Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность.

Каким должен быть объём литературного анализа

Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы

Как делать литобзор для курсовой

Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:

  • выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
  • не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
  • используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
  • расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
  • следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
  • правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что можно и нельзя делать в литературном обзоре

Что можно Что нельзя
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами Давать определения без ссылок на первоисточник
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта Вставлять цитаты без должного оформления
  Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины
  Использовать литературные источники десятилетней давности

Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.

Анализ литературы в курсовой: примеры

Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.

Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе

Целью данного обзора является выяснение используемых принципов и методов строительства в особых грунтовых условиях и их обоснование. Особые грунтовые условия — это просадочные, пучинистые, вечномёрзлые, засоленные, набухающие, слабые, насыпные, сильносжимаемые и т. п. грунты, которые занимают 85% территории России. Поэтому особенно важно знать наиболее надежные и экономичные способы строительства в этих условиях. Начнем с анализа новейшей научной литературы, а затем сопоставим её с учебной и нормативной. По вопросу строительства фундаментов в особых грунтовых условиях были рассмотрены статьи в журналах «Основания, фундаменты и механика грунтов» за 1997-2002 г., «Промышленное и гражданское строительство» за 1998-2002 г., «Строительство» за 2000-2002г., научная и учебная литература за 1980-2002 г., (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти проблемы совершенно недостаточно разработаны и весьма слабо освещаются, в том числе и в нормативной литературе. Предлагаемые методы главным образом направлены либо на укрепление грунта, либо на использование свайных фундаментов. В связи с этим в КрасГАСА предложена новая технология строительства в особых условиях, основанная на применении пространственных фундаментных платформ и замкнутых зданий из унифицированных пространственных строительных элементов.

Скачать пример анализа литературы в формате word

Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе

В настоящее время в педагогической литературе всё чаще встречается термин «образовательное пространство». Оно вошло в педагогическую практику в конце 80-х годов. Учёные рассматривают различные характеристики образовательного пространства. Например, В.И. Гинецинский изучает проблему структурирования образовательного пространства с точки зрения системного подхода [3]. В.А. Конев в работе развивает культурологический подход в изучении данной категории [10]. Много публикаций посвящено тесно связанному с образовательным информационному пространству. И.К. Шалаев и А.А. Веряев определяют образовательное пространство как «форму существования трансляции социального опыта от поколению к поколению на уровне, … имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания» [24]. Существует на первый взгляд синонимичное образовательному пространству понятие «образовательная среда» — они оба выступают в качестве окружения субъектов образовательного процесса. Вместе с тем, их различие состоит в том, что пространство не подразумевает включённость в него обучающегося, а среда предполагает погружённость в неё, взаимодействие с субъектом. Условное тождество данных понятий позволяет говорить об аналогичной структуре образовательного пространства и образовательной среды. В.А. Ясвин выделяет ряд компонентов образовательной среды, которые мы можем спроектировать и на образовательное пространство [25].

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:

3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Скачать пример анализа литературы в формате word

Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Обзор литературы в курсовой работе: нужно ли это, как сделать + пример

Независимо от того, по какому предмету или направлению выполняется исследование, автору предстоит разобраться в действующих правилах и канонах, понятиях и методиках. Для этого ему необходимо подобрать подходящие источники информации, изучить их, а затем тщательно переработать и изложить существенные моменты. Фактически, ни одна студенческая или научно-исследовательская работа не обходится без изучения сторонних трудов.

Все мы помним, что, опираясь на чье-либо мнение, конкретный факт, важно указать первоисточник и автора, который доказал и изложил информацию. За сокрытие данных о первоисточнике и незаконное копирование (плагиат) может наступить серьезное последствие: от недопуска к защите за нарушение требований к плагиату до административной/гражданской или уголовной ответственности за мошенничество или кражу интеллектуальной собственности. Поэтому к каждому задействованному материалу следует относиться с особым вниманием.

Сегодня мы расскажем, нужно ли делать обзор использованной литературы в курсовой работе, ответив на самые важные вопросы: что, где, когда и как.

Анализ литературы в курсовой работе: что это такое и где его место?

Специально предназначенного для описания задействованных источников в курсовой работе не предусмотрено. Подобного рода подпункт свойственен более масштабным исследованиям: монографии, диссертации, НИР, иногда – дипломный проект и пр.

Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах

Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах

В курсовых работах принято кратко описывать использованные первоисточники без конкретизации роли. При этом согласно действующим нормам и методическим рекомендациями при вузах, включать в структуру проекта обзор литературы не запрещено. Поэтому в какой форме, насколько подробно или емко указывать информационный фундамент – решать только Вам и научному руководителю.

Анализ литературы в курсовой работе чаще всего производится в 1-2 абзацах во введении, реже – в заключении. Притом непосредственно полный список задействованных материалов с отражением из авторов, публикационных особенностей оформляется в библиографическом списке.

Формы включения первоисточников в НИР

Формы включения первоисточников в НИР

Анализ использованных в ходе написания исследования источников представляет собой краткий обзор фундаментальных трудов, послуживших опорой при раскрытии темы. Отсюда следует: что описывать все подряд материалы не стоит, важно выделить лишь самые важные. Как правило, их количество не превышает 3-5 штук, все остальное – «разбивочные файлы» для дополнения или наращивания объема, пополнения доказательной базы и актуализации данных.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:

  • Анализ литературы в курсовой работе носит вспомогательный характер для конкретизации основы исследования. он позволяет отметить самые важные труды, сыгравшие ведущую роль в раскрытии темы и схеме исследования (методологии).
  • Место и объем литературного обзора в курсовой работе определяется непосредственно автором и научным руководителем с учетом действующих правил: ГОСТом, методическими рекомендациями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как сделать обзор использованной литературы в курсовом проекте?

Рассмотрим два основных варианта. Самый распространенный первый – краткий обзор основополагающих трудов в составе введения. В рамках данного сценария на выполнение миссии отводится буквально 1-2 небольших абзацев. Здесь важно отметить автора и суть его утверждения, место в курсовой работе (что показывает/доказывает).

Обзор литературных источников в составе введения целесообразно производить после отражения существенных постулатов: после описания предмета, объекта, конкретизации цели и задач, выдвижения гипотезы. Нередко данным описанием завершают вводный раздел, подводя итоги проделанной работы и значимость доказательной базы.

Образец оформления анализа литературы в курсовой работе

Образец оформления анализа литературы в курсовой работе

Второй сценарий – выведение литературного анализа в отдельный пункт. Данный раздел может появиться вслед за введением или стать завершением теоретической главы в качестве «подводящей итог/вывод» части. В данном случае объем подпункта должен быть соразмерен с предыдущими частями, но в среднем он достигает 3-5 страниц печатного текста. Данный вариант призван детальнее описать основополагающие моменты, задействованную литературу, отметив ее актуальность, суть (основные постулаты, репутация автора, весомость фактов и пр.). Здесь важно предоставить развернутый анализ, но серьезно углубляться с детализацией (истории создания/появления) не стоит. Данный формат студентами и авторами курсовых работ используется редко.

Инструкция по подготовке литературного обзора для курсовой работы или студенческой работы

Чтобы выделить «информационный фундамент» курсовой работы, достаточно внимательно изучить задействованные источники и выделить из общей массы:

  • Наиболее часто упоминающиеся материалы и авторы, чье мнение было задействовано;
  • Материалы, доля которых значительно больше по сравнению с остальными данными, включенными в исследование;

Этапы подготовки литературного обзора

Этапы подготовки литературного обзора
  • Сведения, процитированные автором курсовой работы для убедительности. Чаще всего мнение автора цитаты упоминается неоднократно, а в сами цитаты попадают только проверенные факты, заявления и пр.;
  • Результаты исследований, которые повлияли на точку зрения автора и ход изыскания, общий вывод курсовой работы.
  • Чтобы обзор литературы в курсовой был информативен, можно представить его в виде небольшого анализа. Для этого рекомендуется разделить все задействованные источники по группам (единомышленники, идеи, результаты и пр.) и кратко описать их роль в исследовании: для чего использовались, что доказывают, как пригодились. При этом важно отметить именно полученный результат и позицию исследователей, сопоставив с собственной гипотезой (позицией). В одном случае первоисточники выступит в качестве доказательной базы, а во втором – противовесной базой, подвергающей гипотезу сомнениям, способствуя проведению дополнительных исследований.

Именно на этих моментах следует заострить внимание на обзоре литературных источников независимо от выбранного формата. Средний объем анализа использованной литературы и доказательной базы может зависеть от ряда параметров: общие требования к проекту (методические рекомендации), объем курсового проекта и пр. Средний объем анализа задействованных в курсовой работе первоисточников обычно укладывается в 1-2 абзаца (около 3-7 предложений), что эквивалентно 30-50% страницы печатного текста.

Учтите, что все первоисточники должны быть отражены в библиографическом списке: как описанные в обзоре, так и включенные в проект для дополнения доказательной базы, наращивания объема и пр. О его оформлении мы писали ранее. Ни в коем случае не путайте и не смешивайте эти понятия: список литературы — это банальное перечисление всех использованных трудов (основных и вспомогательных) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и пр.), а литературный обзор – это выделение роли наиболее важных изысканий и результатов научной работы, повлиявших на мировоззрение автора и его опыт, вычленение наиболее актуальных и полезных сведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какова роль литературного обзора в курсовой работе?

Большинство студентов пренебрежительно относится к подготовке анализа использованных источников в курсовом проекте, полагая, что он носит лишь формальный характер. На самом деле роль данного фрагмента велика.

Во-первых, анализ задействованных источников информации позволяет автору разобраться в роли каждого задействованного фрагмента, его значимости в исследовании в целом, выделении основополагающих и вспомогательных материалов, а также оценить вклад авторов в новый студенческий или научно-исследовательский проект.

Миссия анализа первоисточников в студенческих работах

Миссия анализа первоисточников в студенческих работах

Во-вторых, посредством литературного обзора целевая аудитория, научный руководитель и простой читатель может понять достаточно ли хорошо автор курсовой работы разобраться в теме, степень актуальности задействованных данных, научную разработанность изучаемой проблемы и степень ее разрешения, потенциальные пути и пр. В данном разделе исследования принято выделять лишь значимые и проверенные источники.

В-третьих, описанные источники подчёркивают соприкосновение с рассматриваемой темой. Если уже на данном этапе будут отмечены отступления ил нестыковки, неправильная трактовка мнения известных ученых, то у проверяющих и экспертов могут возникнуть сомнения и масса вопросов относительно качества курсовой работы в целом, верности суждений автора и пр.

В-четвертых, данная часть проекта поможет определить качество исследования и задействованных работ. Определить их можно благодаря ссылкам на место публикации: престижные научные журналы не станут размещать низкосортные и непроверенные данные.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Таким образом, литературный обзор в курсовой работе позволяет подчеркнуть актуальность темы и исследования, качество задействованных первоисточников и информации в целом, логику проведенного исследования, а также значимость и новизну полученных результатов.

Не рекомендуется в анализе использованных материалов и работ давать категоричную личную оценку суждениям автора первоисточника, использовать фрагменты без отражения авторства и ссылок на первоисточник, пересказывать суть из изученных работ без констатации фактов и формулирования окончательного вывода, опираться на неактуальные работы и пр. Пренебрежение указанными моментами приведет к ухудшению качества курсовой работы, снижению уникальности и необходимости доработок.

Пример оформления литературного обзора в курсовой работе

Образец анализа использованной литературы в курсовой работе

Образец анализа использованной литературы в курсовой работе

Литературный обзор в курсовых работах краток, ясен и четок. Поэтому студентам следует максимально сконцентрироваться на тебе, проблеме и основополагающих трудах, чтобы грамотно описать их в нескольких предложениях. Помочь в подготовке данного раздела готова команда Дисхелп.

! Требования к оформлению и технические требования для отправки текста

Литературный обзор — часть исследования, в которой автор знакомит читателей с контекстом своего исследования и/или его теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме исследования литература и обоснован выбор именно этой литературы.

Литобзор может включаться во введение или выделяться как самостоятельная глава. Кстати, главу совсем не обязательно называть «Обзор литературы». Это может быть «Теоретическая часть», или название можно связать с основными понятиями работы, например, «Классификации мотивов колыбельных» или «Употребление антонимов в современном английском языке».

Как правило, если литературный обзор становится частью введения, то он не превышает трёх тысяч знаков и описывает лишь ключевые работы, являющиеся теоретической рамкой исследования. Посмотрите на этот пример. Это литературный обзор из бакалаврской дипломной работы по культурологии. В нём автор описывает две статьи, в которых содержатся противоположные точки зрения на проблему, рассматриваемую в исследовании. Автор не пытается подробно пересказать эти статьи, потому что включает литобзор во введение.

“В целом, позиции исследователей можно разделить на две условные группы. В первую группу входят исследования, в которых внимание авторов сфокусировано на прагматике отказа от политики «коренизации». Во вторую группу — исследования, в которых анализируются последствия отказа от политики «коренизации» для школ национальных меньшинств. Авторы данных работ склонны отрицательно оценивать действия советской власти относительно советской образовательной политики периода отказа от «коренизации». Ниже опишем два наиболее показательных примера из каждой группы.

1. Тимофей Дмитриев (2013) «Это не армия: национальное военное строительство в СССР в контексте советской культурно-национальной политики (1920–1930-е годы)». В статье анализируется прагматика отказа от политики «коренизации», которая была связана с тем, что советская армия не могла эффективно функционировать без единого языка: призывники из разных регионов СССР, оказавшись в одной армии, не только не понимали друг друга из-за того, что в их школах преподавали только языки титульных наций, но и не могли выполнять приказы военного начальства.

2. М. М. Гибатдинов (2003) «Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность». Автор подробно описывает, как изменялся статус истории в татарской школе, а также разбирает последствия отказа от политики «коренизации» и то, какое влияние это оказало на положение татарского языка и истории Татарстана в образовательной программе”.

Если в рамках вашего исследования имеет смысл выделить литобзор в отдельную главу, то необходимо более подробно описать наиболее важные для вашего исследования работы. В любом случае мы рекомендуем соблюдать несколько правил, чтобы написать качественный литобзор.

  1. Найдите важную фундаментальную работу. Именно она может стать теоретической рамкой вашего исследования. Например, если вы пишете про венецианский карнавал, то литературный обзор стоит начать с описания книги исследователя культуры Михаила Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья”. Если вы пишете про мобильности в современном городе, то в вашем литобзоре должен появиться социолог Джон Урри с его работой “Мобильности”. Если в своём исследовании вы хотите проанализировать какой-то диалект, то  литературный обзор может начаться со статей лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка, у которого вы возьмете какие-то методологические аспекты.
  2. Используйте только релевантную литературу. В вашем литобзоре не должны появляться сомнительные источники с сайтов типа реферат.ру. Всегда проверяйте, есть ли в источнике, который вы хотите включить в своё исследование: 1) аффилиация автора; 2) ссылки; 3) библиография. Используйте для поиска источников ресурсы ВШЭ, сервисы Google Академия, JStor и другие. Не забывайте советоваться со своим научным консультантом.
  3. Убедитесь, что работы, которые вы хотите рассмотреть в литобзоре, подходят к теме вашего исследования. Не стоит включать то, что очень слабо связано с вашим исследованием, только ради того, чтобы набрать больший объём, или потому что вы хорошо знакомы с этими работами. Когда вы описываете какую-то работу, обязательно объясните, почему именно она необходима для вашего исследования.
  4. Литобзор — это не реферат. Не надо полностью переписывать своими словами фрагменты текстов, которые вы включаете в литобзор. Выделите основные тезисы и опишите (но подробно) только их.
  5. Следите за логикой текста. Идеально — если каждая работа, использованная в литобзоре, как-то связана с той, которую вы описали до неё. Можно также объединить описываемые источники и литературу в группы по содержанию, времени написания, позиции авторов и пр.
  6. Всегда ссылайтесь на источники, из которых Вы берёте информацию. Если Вы приводите конкретную цитату, не забывайте указать номер страницы. Разобраться со смыслом ссылок и их оформлением поможет это видео. О том, что считается плагиатом в исследовательской работе, можно почитать тут.

Как вы могли заметить, литературный обзор может быть составлен несколькими способами. Это может быть в том числе:

— сравнение точек зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование;

— детальный разбор основополагающего для вашего исследования труда с перечислением еще нескольких менее важных публикаций по теме;

— рассмотрение наиболее современных публикаций по теме.

В приложении к этой инструкции есть несколько примеров литературных обзоров из разных областей. Посмотрите их, чтобы понять, как можно реализовать описанные правила :)

Литобзор_культурология

Литобзор_лингвистика

Литобзор и теоретическая часть_образование

Литобзор_социология

Литобзор_маркетинг

Литобзор_история

При написании научно-исследовательского труда автор должен не только строго соблюсти предусмотренную ГОСТом структуру, но и включить в каждый из разделов определенную информацию. К таким обязательным элементам относится обзор использованной литературы. Не стоит недооценивать сложность выполнения этой задачи. Если при выполнении диплома или другого типа работ студент использовал большое количество первоисточников, ему придется коротко, но емко описать каждую книгу, журнал, статью. Чтобы готовый научный труд соответствовал установленным нормам, давайте разберемся, как написать литературный обзор, какие функции он выполняет и что необходимо учесть при изложении материала.

Литобзор: общее понятие и отличия от других разделов научного труда

Прежде чем разобраться, как правильно написать литературный обзор, давайте выясним, что обозначает этот термин.

Под литобзором подразумевают элемент диссертации, диплома или другого вида НИР, в котором читателей ближе знакомят с материалами, на основании которых были проведены научные изыскания. Автор должен обосновать, почему для своих исследований он выбрал конкретные источники. Материал преподносится в виде систематизированной информации, описывающей источники, применяемые при работе над научным трудом.

Не стоит путать литературный обзор с библиографическим списком или рецензией. Это совершенно разные элементы НИР.

Библиография является простым перечнем первоисточников, представленным в виде нумерованного списка с информацией об авторе и наименовании книги, монографии или статьи. Что касается литературного обзора, то здесь перечислить наименования источников не достаточно. Автор:

  • проводит параллели между использованными материалами;
  • определяет отличия во взглядах на изучаемый вопрос;
  • анализирует представленные точки зрения и выражает собственное мнение о них.

Правильно выполненный анализ обращает внимание читателя на то, что студент всесторонне изучил выбранную тему.

Отличается литобзор и от рецензии. Во втором случае не требуется проведения параллелей и выполнения сравнительного анализа. Автор коротко описывает содержание публикации. Обязательное условие – выражение собственного мнения о прочитанном.

Литобзор может быть вынесен в отдельную главу или оформлен в качестве части раздела «Введение». Во вступительной главе обычно не описывают детально каждый источник, а только те, которые имели наибольшее влияние на результаты исследований. Это могут быть материалы, озвучивающие противоположный взгляд на суть проблемы. Объем такого анализа в среднем не превышает 3 тысячи знаков.

У студентов возникает вполне разумный вопрос – для чего же нужен литобзор, если существует библиографический список и рецензия? Ответ прост. Проводя анализ использованной литературы, автор демонстрирует, насколько глубоко он изучил тему и как результаты его исследований могут повлиять на мнение общественности по данному вопросу.

Как написать литературный обзор?

Обзор, как отдельная глава исследовательской работы

Как пишется литературный обзор, если речь идет об отдельном разделе? Его объем не должен превышать 30% НИР. Строгих ограничений по количеству страниц (знаков) нет. «Краткость – сестра таланта!» Именно эту старую добрую истину следует вспомнить при написании обзора. Не нужно «лить воду», материал должен быть изложен четко, без лишних слов и доступным языком.

Существует несколько негласных правил, позволяющих качественно изложить материал:

  1. Не стоит описывать все использованные первоисточники. Достаточно проанализировать книги (статьи), которые оказали наибольшее влияние на формирование собственного мнения у автора, помогли ему достичь полученных результатов.
  2. Следует использовать только уместные, имеющие отношение к теме актуальные источники. При поиске исходного материала лучше использовать проверенные сервисы, публикующие научную литературу. Информацию о них можно получить на кафедре ВУЗа.
  3. Нельзя включать в литературный обзор материалы, косвенно касающиеся темы исследования. Источник должен быть посвящен изучаемому вопросу и содержать интересную, актуальную информацию по теме. Использовать материалы для увеличения объема текста не стоит. Рецензент обязательно обратит на это внимание, что может привести к снижению итоговой оценки.
  4. Анализ литературы – не школьное изложение. Большинство членов комиссии знакомы с профильной литературой, поэтому пересказывать содержание источников не нужно. В обзоре излагается только анализ основных тезисов.
  5. Наличие логической связи между книгами и статьями поможет справиться с задачей на «отлично». Материалы можно объединить в группы по позиции авторов, периоду создания или другим признакам.

Не существует норматива, определяющего структуру литературного обзора. Студент может проводить анализ:

  • опираясь на точку зрения авторов на изучаемый вопрос;
  • выбрать основной источник, сделать его детальный обзор, дополнив его несколькими словами о менее важных публикациях;
  • проанализировать только современные материалы, упустив работы исследователей прошлых лет.

Какой вариант выбрать? Все зависит от желания автора, особенности его направления и темы научного труда.

Основная функция литобзора

Литературный обзор выполняет определенные функции. Автор демонстрирует, что детально изучил ранее опубликованные изыскания и определил, какие проблемы существуют по данной проблеме. Анализ помогает подчеркнуть новизну результатов проведенных исследований, подтверждая, что в ранее опубликованных материалах полученных данных нет.

Для чего пишут литобзор?

Обзор помогает исследователю:

  • провести анализ существующих публикаций и определить свой нестандартный подход и изучению вопроса;
  • продемонстрировать новизну собственных изысканий и их отличие от ранее опубликованных трудов;
  • обосновать значимость проблемы и предложенного способа ее решения;
  • провести верификацию полученных в результате проведенных изысканий результатов;
  • определить основные методы исследования, которые будут использоваться при написании научного труда.

Формируя обзор нужно понимать, какие источники относятся к категории «Литература». Это книги и другие материалы, написанные исследователями, изучающими ту или иную тему.

Источники описываются по правилам оформления библиографий. Нельзя забывать о существующих правилах цитирования.

Архивные и другие документы, видеозаписи, фотографии, карты при написании обзора не используются.

Написание литобзора

Навыки эффективного поиска и обработки информации помогают исследователям написать грамотный обзор. Чтобы справиться с задачей автор должен уметь:

  • пользоваться простыми и онлайн-библиотеками;
  • проводить анализ и систематизацию данных;
  • оформлять цитаты.

Мы уже говорили о том, пересказывать содержание изученных работ предшественников. Их труды исследователь использует в качестве вектора собственных изысканий. Чтобы правильно выполнить анализ литературы нужно:

  • изучить имеющиеся по теме НИР материалы;
  • выделить печатные издания, в которых представлены интересные взгляды ученых на проблему;
  • выбрать несколько разнообразных мнений ученых, сравнить взгляды представителей различных школ и направлений;
  • выявить недостатки в ранее изложенных теориях;
  • дать оценку значимости собственных изысканий;
  • оформить материал в соответствии с установленными требованиями.

Специалисты рекомендуют начинать написание научно-исследовательского труда именно с обзора литературы. Это поможет определить рамки работы, получить четкое понимание того, что описать в НИР.

Составление плана и общие рекомендации по написанию

План – это отличный помощник при написании текстов различной сложности и стиля. Благодаря ему автор сможет создать структурированный текст, части которого связаны друг с другом. Так как литературный обзор может быть построен по-разному, в зависимости от предпочтений автора, предлагаем вниманию читателей приблизительный вариант:

  1. Формулировка темы научного труда (это поможет определить круг поиска необходимых материалов).
  2. Количество источников (если в методических рекомендациях ВУЗа этого нет, нужно обязательно согласовать с научным руководителем).
  3. Применяемые способы анализа литературы (обычно используют сравнительный и аналитический, но нельзя забывать о собственном мнении).
  4. Обзор выбранных материалов (мы уже говорили о том, что анализ должен быть кратким, без «воды).
  5. Обоснование актуальности проведенных изысканий.

После составления плана нужно определить объем раздела.

Анализ должен начинаться с небольшого вступления. Достаточно написать несколько предложений, которые плавно «подведут» читателя к первому пункту. Глава должна быть разделена на подразделы. Это не только сделает работу визуально привлекательной, но и упростит знакомство с материалом. В тексте должны использоваться тезисы автора, опровергнуть или подтвердить которые нужно цитатами из ранее опубликованных работ.

Коротко об оформлении

Литобзор должен быть не только грамотно написан, но и правильно оформлен. Научные руководители к этому относятся очень строго, и нарушение требований может стать причиной возврата НИР на доработку.

Для набора текста следует использовать шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Обзор делится на подразделы, логически (или хронологически) связанные между собой.

При написании анализа исследователю не обойтись без ссылок, сносок и цитат. Их оформляют с учетом требований ГОСТа Р 7.0.5-2008.

Страницы раздела должны быть пронумерованы.

Обзор литературы по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.

Литературный обзор для научной статьи

При подготовке публикаций для научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.

Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.

В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.

Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.

Качество библиографического поиска во многом определяет содержание статьи автора: чем эффективнее исследователь умеет работать с массивами документов и базами данных, тем точнее он сформулирует тему своей будущей публикации.

Для чего нужен обзор литературы в исследовании?

Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:

  • проанализировать имеющиеся материалы и сформировать новый подход к проблеме;
  • верифицировать результаты и выводы по итогам собственного исследования;
  • продемонстрировать отличие исследования автора от уже напечатанных трудов, т.е. продемонстрировать научную новизну и научный вклад;
  • сформулировать актуальность проводимого исследования;
  • обосновать значимость проблемы;
  • овладеть терминологией по соответствующей проблематике;
  • выявить основные методы исследования, применявшиеся для изучения проблемы.

При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.

Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.

К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.

Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.

Анализ литературных источников как метод исследования

Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.

Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.

Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.

Как писать литобзор?

К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:

  • уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
  • обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
  • правильно оформлять цитирование.

Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:

  • изучите массив литературы по выбранной проблеме;
  • выделите основные труды ученых-предшественников;
  • сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
  • определите недостатки и пробелы в существующей теории;
  • оцените необходимость и значимость собственного труда;
  • оформите текст, используя актуальные правила цитирования.

С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования.

Пример литературного обзора

Предлагаем вам ознакомиться с примером написания обзора литературы.

Обзор литературы в дипломе

Содержание:

  1. Зачем писать обзор литературы
  2. Поиск соответствующей литературы
  3. Поиск литературы по ключевым словам и цитатам
  4. Оцените и выберите источники для обзора литературы
  5. Делайте заметки и цитируйте свои источники
  6. Определите темы и проблемы
  7. Опишите структуру вашего обзора литературы
  8. Хронологическая структура обзора
  9. Тематическая структура обзора
  10. Теоретическая структура обзора
  11. Напишите свой обзор литературы
  12. Вступление
  13. Основная часть
  14. Пример обзора литературы
  15. Вывод
  16. Часто задаваемые вопросы об обзорах литературы
  17. Что такое обзор литературы?
  18. Какова цель обзора литературы?
  19. Куда идет обзор литературы в дипломе?
  20. Образец литературного обзора
  21. Скачать образец литературного обзора
  22. Учебник по написанию и оформлению дипломной работы

Обзор литературы в дипломной работе — это обзор научных источников по определенной теме. Он предоставляет обзор текущих знаний, позволяя определить соответствующие теории, методы и пробелы в существующих исследованиях.

Проведение обзора литературы включает сбор, оценку и анализ публикаций (таких как книги и журнальные статьи), которые относятся к вашему вопросу исследования.

Есть пять основных шагов в процессе написания обзора литературы:

  1. Поиск соответствующей литературы
  2. Оценка источников
  3. Определение темы и проблемы
  4. Обрисовка структуры
  5. Написание обзора литературы

Хороший обзор литературы не просто обобщает источники — он анализирует, обобщает и критически оценивает, чтобы дать четкую картину состояния знаний по предмету.

Зачем писать обзор литературы

Когда вы пишете дипломную работу, вам придется провести обзор литературы, чтобы сопоставить свои исследования с существующими знаниями.

Обзор литературы дает вам возможность:

  • Продемонстрировать свое знакомство с темой и научным контекстом
  • Разработать теоретическую основу и методологию для вашего исследования
  • Позиционирует вас по отношению к другим исследователям и теоретикам
  • Показывает, как ваше исследование устраняет пробел или способствует дискуссии

Возможно, вам также придется написать обзор литературы в качестве самостоятельного задания. В этом случае цель состоит в том, чтобы оценить текущее состояние исследований и продемонстрировать свои знания в научных дискуссиях по данной теме.

Содержание будет немного отличаться в каждом конкретном случае, но процесс проведения обзора литературы следует тем же шагам.

Поиск соответствующей литературы

Прежде чем начать поиск литературы, вам нужна четко определенная тема.

Если вы пишете раздел обзора литературы в дипломной работе, вы будете искать литературу, связанную с вашей исследовательской проблемой и вопросами.

Если вы пишете обзор литературы как отдельное задание, вам нужно будет выбрать направление и разработать центральный вопрос для направления поиска.

В отличие от вопроса исследования, этот вопрос должен отвечать без сбора исходных данных. Вы должны быть в состоянии ответить на него, основываясь только на обзоре существующих публикаций.

Поиск литературы по ключевым словам и цитатам

Начните с создания списка ключевых слов, связанных с вашей темой исследования и вопросом.

Прочитайте текст книги, чтобы узнать, относится ли статья к вашему вопросу. Когда вы найдете полезную книгу или статью, вы можете проверить библиографию, чтобы найти другие соответствующие источники.

Чтобы определить наиболее важные публикации по вашей теме, обратите внимание на повторяющиеся цитаты. Если в вашем чтении продолжают появляться одни и те же авторы, книги или статьи, обязательно поищите их.

Оцените и выберите источники для обзора литературы

Вы, вероятно, не сможете прочитать абсолютно все, что было написано по этой теме — вам придется оценить, какие источники наиболее актуальны для ваших вопросов.

Для каждой публикации спросите себя:

  • К какому вопросу или проблеме обращается автор?
  • Каковы ключевые понятия и как они определены?
  • Каковы основные теории, модели и методы? Использует ли исследование установленные рамки или использует инновационный подход?
  • Каковы результаты и выводы исследования?
  • Как публикация относится к другой литературе в этой области? Это подтверждает, дополняет или оспаривает устоявшиеся знания?
  • Как публикация способствует пониманию темы? Каковы его основные идеи и аргументы?
  • Каковы сильные и слабые стороны исследования?

Убедитесь, что источники, которые вы используете, заслуживают доверия , и убедитесь, что вы читаете любые знаковые исследования и основные теории в своей области исследований.

Объем вашего обзора будет зависеть от вашей темы и дисциплины: в науках вы обычно просматриваете только недавнюю литературу, но в гуманитарных науках вы можете использовать долгую историческую перспективу (например, чтобы проследить, как концепция изменилась в значении с течением времени).

Делайте заметки и цитируйте свои источники

Как вы читаете, вы также должны начать процесс написания. Делайте заметки, которые вы можете позже включить в текст вашего обзора литературы.

Важно следить за своими источниками с цитатами, чтобы избежать плагиата. Может быть полезно составить аннотированную библиографию , в которой вы соберете полную информацию о цитировании и напишите абзац резюме и анализа для каждого источника. Это поможет вам запомнить то, что вы прочитали, и сэкономит время в процессе.

Определите темы и проблемы

Чтобы начать организацию аргументации и структуры вашего обзора литературы, вам необходимо понять связи и связи между источниками, которые вы прочитали. Основываясь на ваших чтениях и заметках, вы можете искать:

  • Тенденции и закономерности (в теории, методе или результатах): становятся ли определенные подходы более или менее популярными с течением времени?
  • Темы: какие вопросы или концепции повторяются в литературе?
  • Дискуссии, конфликты и противоречия: где источники не согласны?
  • Основные публикации: есть ли влиятельные теории или исследования, которые изменили направление поля?
  • Пробелы: чего не хватает в литературе? Есть ли недостатки, которые необходимо устранить?

Этот шаг поможет вам разработать структуру обзора литературы и (если применимо) показать, как ваши собственные исследования будут способствовать существующим знаниям.

Опишите структуру вашего обзора литературы

Существуют различные подходы к организации основного обзора литературы. Вы должны иметь приблизительное представление о своей стратегии, прежде чем начать писать.

В зависимости от продолжительности вашего обзора литературы, вы можете комбинировать несколько из этих стратегий (например, ваша общая структура может быть тематической, но каждая тема обсуждается в хронологическом порядке).

Хронологическая структура обзора

Самый простой подход — проследить развитие темы с течением времени. Однако, если вы выберете эту стратегию, будьте осторожны, чтобы не перечислять и не суммировать источники по порядку.

Попробуйте проанализировать закономерности, поворотные моменты и ключевые дебаты, которые сформировали направление поля. Дайте свою интерпретацию того, как и почему произошли определенные события.

Тематическая структура обзора

Если вы обнаружили несколько повторяющихся центральных тем, вы можете организовать обзор литературы по подразделам, которые касаются различных аспектов этой темы.

Например, если вы просматриваете литературу о неравенстве в показателях здоровья мигрантов, ключевыми темами могут быть политика здравоохранения, языковые барьеры, культурные отношения, правовой статус и экономический доступ.

методологический
Если вы черпаете свои источники из разных дисциплин или областей, в которых используются различные методы исследования , вы можете сравнить результаты и выводы, полученные из разных подходов. Например:

  • Посмотрите, какие результаты появились в качественных и количественных исследованиях
  • Обсудите, как к теме подошли эмпирические и теоретические исследования
  • Разделите литературу на социологические, исторические и культурные источники.

Теоретическая структура обзора

Обзор литературы часто является основой теоретической основы. Вы можете использовать его для обсуждения различных теорий, моделей и определений ключевых понятий.

Вы можете спорить об актуальности определенного теоретического подхода или комбинировать различные теоретические концепции, чтобы создать основу для вашего исследования.

Напишите свой обзор литературы

Как и любой другой академический текст, ваш обзор литературы должен содержать введение, основную часть и заключение. То, что вы включаете в каждый из них, зависит от цели вашего обзора литературы.

Вступление

Во введении должны быть четко определены цель и цель обзора литературы.

Обзор научной литературы:
Если вы пишете обзор литературы как часть своей дипломной, повторите вашу центральную проблему или исследовательский вопрос и дайте краткое резюме научного контекста. Вы можете подчеркнуть актуальность темы («многие недавние исследования были сосредоточены на проблеме x») или выделить пробел в литературе («хотя было много исследований по x, мало исследователей приняли y во внимание»).

Автономный обзор литературы:
Если вы пишете отдельную статью, дайте некоторое представление о теме и ее важности, обсудите объем литературы, которую вы будете рассматривать (например, период времени ваших источников), и укажите свою цель. Какое новое понимание вы извлечете из литературы?

Основная часть

В зависимости от продолжительности вашего обзора литературы, вы можете разделить основную часть на подразделы. Вы можете использовать подзаголовок для каждой темы, периода времени или методологического подхода.

Когда вы пишете, вы можете следовать этим советам:

  • Резюмируйте и обобщайте: дайте обзор основных моментов каждого источника и объедините их в единое целое
  • Анализируйте и интерпретируйте: не просто перефразируйте других исследователей — добавьте свои собственные интерпретации, где это возможно, обсуждая важность результатов по отношению к литературе в целом
  • Критически оцените: укажите сильные и слабые стороны ваших источников
  • Пишите в хорошо структурированных параграфах: используйте переходы и тематические предложения, чтобы нарисовать связи, сравнения и контрасты

Пример обзора литературы

Приведенный ниже пример взят из основного обзора литературы о взаимосвязи между национальной идентичностью и сохранением природы. В этом параграфе обсуждается, как ученые-гуманитарии подошли к понятию дикой природы.

Ранние работы в области экологических гуманитарных наук имели тенденцию принимать резко критический подход к дикой природе, сосредоточив внимание на культурном построении предположительно «естественных» ландшафтов. Повышение осведомленности об изменении климата в 2000-х годах было озвучено повествованиями о «конце природы», в котором некогда нетронутая дикая местность человека деградирует до исчезновения. В ответ на этот популярный историк окружающей среды Наталья подвергла критике концепцию чистой, первозданной природы, которую следует сохранить от человеческого влияния, утверждая, что такие идеи, как «дикая природа», сами по себе являются продуктами определенных человеческих культур и историй. В своей влиятельной статье «Проблема дикой природой» (2000) Наталья прослеживает, утрату идеала нетронутой дикой природы, и исчезновение политической воли к ее сохранению для Российской идентичности, переплетенной с религиозными мотивами и колониальной границей. После Натальи, расовая и классовая политика сохранения дикой природы была темой, поднятой несколькими учеными в конце 1995-х и начале 2020-х годов, которые исследовали материальное влияние политики сохранения на коренных и сельских жителей. Система национальных парков России стала доминирующей парадигмой для анализа отношений между сохранением, государственностью и национализмом. Тем не менее, этот подход иногда приводил к узко ориентированной перспективе, которая не в состоянии тесно взаимодействовать со значениями и материальностью «дикой природы» в различных контекстах. Недавняя работа стала оспаривать эту парадигму и требовать более разнообразных подходов к пониманию социально-политических отношений между нацией и природой.

Тема предложения
Обобщает общий подход литературы, которая будет обсуждаться в этом пункте.

Фон
Обсуждает культурный контекст, из которого возникла литература.

Ключевое издание
Обобщает важный текст, который сформировал направление поля.

Разработка темы
Обобщает несколько публикаций, чтобы проиллюстрировать общую тенденцию.

Критическая оценка
Указывает на общую слабость в этой литературе.

Обсуждение
Выдвигает на первый план дискуссию в литературе, ведущую к обсуждению различных подходов в следующем абзаце.

Этот пример объединяет тематический и хронологический подходы. Этот раздел обзора литературы посвящен теме дикой природы, а сам абзац организован в хронологическом порядке.

Вывод

В заключении вы должны обобщить основные выводы, которые вы взяли из литературы, и подчеркнуть их значимость.

Обзор научной литературы:
Если обзор литературы является частью вашего тезиса, покажите, как ваше исследование устраняет пробелы и вносит новые знания, или обсудите, как вы использовали существующие теории и методы для создания основы для вашего исследования.

Автономный обзор литературы:
Если вы пишете отдельную статью, вы можете обсудить общие последствия литературы или сделать предложения для будущих исследований на основе выявленных пробелов.

Когда вы закончите писать и пересматривать свой литературный обзор, не забудьте тщательно вычитать его перед отправкой.

Часто задаваемые вопросы об обзорах литературы

Что такое обзор литературы?

Обзор литературы — это обзор научных источников (таких как книги, журнальные статьи и тезисы), связанных с определенной темой или вопросом исследования.

Он часто пишется как часть дипломной работы, чтобы расположить вашу работу по отношению к существующим знаниям.

Какова цель обзора литературы?

Существует несколько причин для проведения обзора литературы в начале исследовательского проекта:

  • Ознакомиться с текущим состоянием знаний по вашей теме
  • Чтобы вы не просто повторяли то, что уже сделали другие
  • Выявить пробелы в знаниях и нерешенные проблемы, которые может решить ваше исследование
  • Разработать свои теоретические основы и методологию
  • Предоставить обзор основных результатов и дебатов по теме
  • Написание обзора литературы покажет вашему читателю, как ваша работа связана с существующими исследованиями и какие новые идеи они внесут.

Куда идет обзор литературы в дипломе?

Обзор литературы обычно начинается в начале вашей дипломной работы. После введения это обосновывает ваши исследования в научной области и ведет непосредственно к вашей теоретической структуре или методологии.

Образец литературного обзора

Обзор литературы в дипломе

Обзор литературы в дипломе

Обзор литературы в дипломе

Обзор литературы в дипломе

Обзор литературы в дипломе

Скачать образец литературного обзора

  • Скачать образец литературного обзора

Учебник по написанию и оформлению дипломной работы

  1. Что такое дипломная работа
  2. Как правильно оформить дипломную работу
  3. Как написать дипломную работу самостоятельно
  4. Цели и задачи исследования в дипломной работе
  5. Объект и предмет исследования в дипломной работе
  6. Гипотеза в дипломной работе
  7. Проблема исследования в дипломной работе
  8. Вопросы исследования в дипломной работе
  9. Методы исследования в дипломной работе
  10. Методические указания по выполнению дипломной работы
  11. Объем дипломной работы
  12. Структура дипломной работы
  13. Оформление аннотации к дипломной работе
  14. Оформление титульного листа дипломной работы
  15. Как написать актуальность дипломной работы
  16. Аналитическая часть дипломной работы
  17. Экономическая часть дипломной работы
  18. Написание технологической части дипломной работы
  19. Как написать заключение к дипломной работе
  20. Как проверить диплом на антиплагиат
  21. Как написать и оформить список литературы дипломной работы
  22. Оформление заголовков в дипломной работе
  23. Как оформлять ссылки на литературу в дипломной работе
  24. Ссылки в дипломной работе: примеры и образцы
  25. Как написать и оформить рецензию на дипломную работу
  26. Как оформлять списки в дипломе
  27. Как оформлять рамки в дипломе
  28. Как оформить список сокращений в дипломе
  29. Как правильно оформлять формулы в дипломе
  30. Как правильно оформить цитаты в дипломной работе
  31. Как правильно оформлять рисунки в дипломной работе
  32. Оформление схем в дипломной работе
  33. Пример оформления таблиц в дипломной работе
  34. Как заполнить дневник преддипломной практики
  35. Как сшить дипломную работу
  36. Оформление титульного листа презентации к дипломной работе
  37. Оформление презентации к дипломной работе
  38. Апробация дипломной работы
  39. Отзыв на дипломную работу
  40. Нормоконтроль дипломной работы
  41. Акт внедрения результатов дипломной работы

Структура и требования к обзору литературы по теме дипломной работы.

Обзор
литературы

является обязательной составляющей
любой научной работы. В нем анализируются
существующие в настоящий момент точки
зрения на вопрос, который поднимается
в дипломе (курсовой). Задача автора —
изучить взгляды разных ученых и найти
место своей работы среди них, выявить
ее особенность (уникальность). Обзор
может быть представлен во введении или
оформлен как отдельная глава.

Главная
цель обзора литературы — определение
текущих границ познания в избранной
области науки, а также вскрытие
противоречий в данных предшественников или
выявление их данных, не
подтвержденных независимыми
исследователями.
В конце обзора могут быть сделаны выводы
о перспективах дальнейших исследований.

Как
сделать обзор литературы

  1. Изучить
    максимальное количество литературы
    по теме, о которой собираетесь писать
    научную работу. (Обязательно посещать
    библиотеку, а не только пользоваться
    интернет-ресурсами). Лучше всего
    пользоваться оригинальными изданиями.

  2. После
    изучения каждого источника составить
    небольшой конспект, в котором изложить
    основное содержание прочитанного
    источника. Кроме того, необходимо
    выписывать необходимые цитаты и тезисы.

  3. Работу
    над обзором необходимо начинать заранее.

    1. Сначала
      определить порядок, в котором должны
      представляться литературные источники
      в научной работе. Это зависит от логики,
      в которой развиваются ваши собственные
      рассуждения по выбранной теме.

  4. Можно
    взять за основу хронологический принцип
    и строить ознакомление с историей
    вопроса в хронологическом порядке.
    Описать, какие взгляды на проблему,
    изучаемую вами, существовали, как они
    эволюционировали. Назвать основных
    представителей научной мысли, которые
    работали над этим вопросом, чего они
    добились в своих исследованиях.

  5. Анализировать
    труды необходимо критически. Указать
    слабые места в их трудах, выявить, какие
    из вопросов остались не рассмотренными.
    Указать причины, по которым авторы не
    рассмотрели ту или иную сторону вопроса.
    Таким образом, можно определить место
    своей работы внутри этого вопроса.

  6. Кратко
    описать научные задачи, которые ставили
    перед собой исследователи. Насколько
    им удалось или не удалось достигнуть
    желаемых результатов. Сформулировать
    причины, по которым вы решили продолжить
    исследования данной темы.

  7. Писать
    литературный обзор можно на протяжении
    всей работы над дипломом Так будет
    легче корректировать его, дополнять и
    вносить изменения на финальном этапе.

Основные требования к литературному обзору

1)
Обзор целесообразно писать в два
приема. Предварительный вариант, по
стилю близкий к реферату, есть смысл
подготовить вначале и предоставить для
предварительной рецензии научному
руководителю с целью обсуждения вариантов
систематизации информации, необходимых
доработок, дополнительного поиска. После
указанной доработки обзор предоставляется
научному руководителю. С его согласия
включается в курсовую, дипломную работу

2) Объем
литературного обзора
 зависит
от темы и вида курсовой (дипломной),
включая список литературы, на которые
делаются ссылки. В обзоре желательно
использование данных российских и
зарубежных периодических научных
изданий.

3) Обзор
не должен ограничиваться литературой,
посвященной узкой теме исследования
.
Источниками при написании обзора должны
быть, в первую очередь, монографии,
диссертации, научные статьи, также могут
быть использованы наиболее авторитетные
справочные издания и учебники, публикации,
содержащие материалы конкретных
исследований.

5)
Обзор публикаций, содержащих результаты
конкретных исследований,
 можно
начать с краткого описания тех проектов,
материалы которых используются в вашем
обзоре, и с перечисления основных
публикаций по их результатам. Располагать
описания лучше в хронологическом
порядке. Необходимо указать, кто (какое
учреждение) проводило исследование, в
какой период, кратко охарактеризовать
объект исследования и объем выборки, а
также назвать руководителя проекта.
Этот раздел не содержит рассмотрения
конкретных проблем и результатов данных
исследований. Он необходим для того,
чтобы читатель представлял, когда, кем
и на каком объекте проведено исследование,
в котором получены те или иные конкретные
результаты, и при необходимости мог бы
обратиться к цитируемым материалам. 

6)
Анализ результатов исследований
необходимо строить вокруг проблем, а
не публикаций.
 Это
значит, что нельзя просто излагать
содержание прочитанных статей и
отчетов. Обзор
литературы —
 это
аналитический, а не реферативный
документ.
 Главная
его задача
 —
выявить те проблемы, которые нашли
отражение в результатах предшествующих
исследований, показать расхождения в
материалах разных исследований (если
таковые имеются), сопоставить полученные
результаты с теоретическими разработками,
приведенными в первой части литературного
обзора, выявить те недостаточно изученные
аспекты проблемы. 

7) Не
следует одинаково подробно рассматривать
в обзоре все сюжеты, встречающиеся в
использованной литературе
 —
сосредоточиться необходимо на тех,
которые имеют непосредственное отношение
к вашей теме.

8)
Особое внимание необходимо уделять
цитированию текстов.
 Использование
чужих опубликованных текстов регулируется
Гражданским кодексом (Раздел IV «Авторское
право»): «Статья 1274. Свободное использование
произведения в информационных, научных,
учебных или культурных целях… 

Допускается
без согласия автора или иного
правообладателя и без выплаты
вознаграждения
,
но с обязательным указанием имени
автора, произведение которого используется,
и источника заимствования:

8.1.
Ц
итирование
в оригинале и в переводе в научных,
полемических, критических или
информационных целях правомерно
обнародованных произведений в объеме,
оправданном целью цитирования, включая
воспроизведение отрывков из газетных
и журнальных статей в форме обзоров
печати».

8.2.
В
обзоре, как и в других авторских текстах,
категорически запрещено (и
этически и юридически) прямое
воспроизведение смысловых кусков без
кавычек и точного указания
,
откуда эта цитата заимствована.

8.3. Обзор
лучше писать «своими словами», по
возможности четко придерживаясь
терминологии описываемой работы. Прямое
цитирование не должно
 превышать
5-10%
 текста
обзора. Принятая норма
цитирования
 в
пределах своего текста составляет не
более 300 знаков
 одного автора
(около 50-60 слов)
.

8.4.
 Ссылаясь
на какой-либо результат или гипотезу,
необходимо обращаться к работам, где
они впервые появились, или формулировка
которых признана классической. Если
такой возможности нет, и вы цитируете
«из вторых рук» (например, приводите
положение или результат из учебника,
справочника или обобщающей монографии),
необходимо указать не только «первоисточник»
(автора и/или издание), но и то, откуда
вы заимствуете цитату. Это не только
этично и соответствует правовым нормам,
но и избавляет вас от обвинений в
неточности (если таковая имеет место),
допущенной автором обобщающего издания,
из которого вы почерпнули сведения.

8.5.
Обзор
обязательно
 должен
завершаться краткими выводами
,
в которых сформулированы положения,
вытекающие из вашего анализа литературы,
и имеющие непосредственное отношение
к формулировке проблемы и гипотез вашего
исследования, а также к выбору объекта
исследования. 

9) Список
используемой литературы должен
располагаться в конце работы и отвечать
следующим требованиям:

9.1.
 Работы
в списке обычно располагаются в алфавитном
порядке по первым буквам фамилии автора
(если авторов несколько — то по фамилии
того из авторов, который в самой книге
(статье) указан первым, если больше 3-х,
то в алфавите названий ).

9.2.
Литература
на русском языке располагается раньше
литературы на иностранных языках.

9.3.
Перечень
использованной литературы должен иметь
нумерацию. Нумерация облегчает ориентацию
в списке, но затрудняет введение новых
названий в список, особенно если они
появляются в самом конце подготовки
обзора (например, новая публикация).

9.4.
 Сведения
о статье или книге оформляются в
соответствии со стандартными правилами
библиографического описания, определяемыми
принятыми стандартами. (В соответствии
с ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка)

9.5.
При
описании источника в обзоре необходимо
обращать внимание на два фактора:

• элементы
описания;

• разделительные
знаки между элементами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать красиво буквы на телефоне
  • Как написать литературный обзор для диссертации пример
  • Как написать красиво буквы на бумаге ручкой печатные
  • Как написать литературный анализ
  • Как написать квадратик на клавиатуре