Обзор литературы по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.
Литературный обзор для научной статьи
При подготовке публикаций для научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.
Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.
В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.
Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.
Качество библиографического поиска во многом определяет содержание статьи автора: чем эффективнее исследователь умеет работать с массивами документов и базами данных, тем точнее он сформулирует тему своей будущей публикации.
Для чего нужен обзор литературы в исследовании?
Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:
- проанализировать имеющиеся материалы и сформировать новый подход к проблеме;
- верифицировать результаты и выводы по итогам собственного исследования;
- продемонстрировать отличие исследования автора от уже напечатанных трудов, т.е. продемонстрировать научную новизну и научный вклад;
- сформулировать актуальность проводимого исследования;
- обосновать значимость проблемы;
- овладеть терминологией по соответствующей проблематике;
- выявить основные методы исследования, применявшиеся для изучения проблемы.
При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.
Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.
К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.
Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.
Анализ литературных источников как метод исследования
Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.
Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.
Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.
Как писать литобзор?
К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:
- уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
- обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
- правильно оформлять цитирование.
Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:
- изучите массив литературы по выбранной проблеме;
- выделите основные труды ученых-предшественников;
- сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
- определите недостатки и пробелы в существующей теории;
- оцените необходимость и значимость собственного труда;
- оформите текст, используя актуальные правила цитирования.
С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования.
Пример литературного обзора
Предлагаем вам ознакомиться с примером написания обзора литературы.
Литературоведческая статья
03/04/2013
Литературоведение изучает культуру классической литературы. Сюда входит и история литературы времен классиков. Эта область имеет много направлений из разных областей, например, из медицины или техники.
Целью изучения классической литературы является литературоведческая статья. Эта статья является научным достижением литератора этой области. Эта статья должна иметь определенный объем и формат. Это является стандартом качества этого труда.
Данная статья является отражением ведения научной работы над областью литературы.
В начале работы над статьей автор должен определиться с тематикой. Он должен разработать концепцию построения своих изучений, придумать статье грамотное название, которое будет отражать всю суть, которая отражена в данной статье. Так же от названия зависит заинтересованность читателя ею. Оно не должно быть слишком длинным. Нередко авторы меняют название статьи в процессе работы несколько раз. Как правило, в итоге работы станет точно понятно, правильно подобрано название или нет.
Во-вторых, нужно продумать структуру текста. Сюда относится построение абзацев и разделений, вставка нумерации, пунктов и маркеров. Текст должен быть структурирован таким образом, чтобы содержать максимально полный объем информации.
Перед тем, как составлять окончательный вариант статьи, его нужно написать на черновике. Чтобы текст был полноценным, его нужно разбить на пункты, которые будут описаны по плану. Каждый пункт может содержать подпункты. Этот вариант облегчит работу автора. Таким образом, он не упустит главную мысль и сможет ей развить, благодаря второстепенным темам. Если автор во время подготовки статьи пользуется дополнительными материалами, а это не исключено, то он должен описать в заключении, какими именно материалами он пользовался. В этом списке должно присутствовать имя автора, а так же полное название его работы. Важно будет указать год выпуска используемой литературы, так как это даст понять читателю о сроках давности полученной информации. Если автор пользуется дополнительными материалами, то они должны быть в первую очередь достоверными.
Так же нужно обязательно включить ту информацию, которая передаст важность этой работы и её значение для общества и науки. Для этого можно выделить целую главу или параграф.
В статье не могут использоваться часто употребляемые разговорные формы слов, например, «очень», «к примеру», «то есть».
«Методика
работы над критической статьей»
Критика является важнейшим
документом определенной культурно-исторической эпохи, что является обоснованием
для включения в школьный курс литературы элементов истории критики.
Целевые установки |
Методы и приёмы |
Создать |
Рассказ учителя об авторе как поэте, переводчике, теоретике |
Объяснить |
Сообщение ученика о полемике вокруг автора литературного |
Раскрыть |
Комментарии учителя, краткие сведения о символистской критике, |
Способствовать |
Классное чтение (выборочное), комментирование отдельных |
Способствовать |
Проблемное обсуждение положений статьи с элементами дискуссии. |
Вырабатывать |
Итоговая беседа, сообщение о роли критической статьи в |
Методика
работы с критическим источником
на примере
литературных статей В. Брюсова о Некрасове.
В 10 классе, давая общую
характеристику поэзии Некрасова во вступительной лекции, приведем утверждение
А.Дружинина: «Редкий из современных литераторов встречал со стороны своих
ценителей и большую слепоту и большую сухость приговора». Отметим, что на рубеже
веков некрасовская поэзия приобрела широчайшее распространение в
демократических слоях общества, однако она ещё не получила того окончательного
признания, которое поэт имеет в наше время. Наряду с горячей любовью поэзия
Некрасова вызывала резкое неприятие у значительной части общества. Особую роль
в осмыслении некрасовского творчества сыграли статьи Брюсова. Расскажем
ученикам, что литературно-критическая деятельность Брюсова многогранна. Всего
им написано более шестисот статей и рецензий. Конкретность и конструктивная
ясность анализа, меткость и аргументированность выводов, лаконизм и изящество
стиля, широкая эрудиция создали Брюсову репутацию блестящего критика. С 1900 по
1913 год Брюсов опубликовал четыре статьи, специально посвящённые поэзии
Некрасова. Обращался он также к творчеству Некрасова неоднократно в
выступлениях на другие темы. В условиях споров о поэзии Некрасова Брюсов
избирает оригинальную стратегию: убедить массового читателя в том, что Некрасов
— настоящий поэт. Приблизить поэта к восприятию предубеждённых против него
современников критик мог только путем выделения, подчёркивания пластов его
творчества, особенно близких и понятных читателям рубежа веков. Потому на
первый план в статьях Брюсова выдвигаются оригинальность и широта некрасовского
творчества, художественное мастерство, новаторские достижения в области
поэтики. Его статья «Н.А.Некрасов как поэт города» полемически заострена против
любых попыток обеднить или принизить подлинное значение поэзии Некрасова.
Отсюда постоянное подчёркивание общенационального, а не только крестьянского
масштаба творчества, поэтической силы и мастерства, тематической широты
созданного им мира, включавшего город наравне с деревней, фантастику наряду с
бытом. Только исключительные таланты, отмечает Брюсов в статье, решаются
выступить на новые пути, касаться тем, не затронутых в поэзии ранее. Город,
созданный ХIХ веком –бесконечное скопление каменных громадин, резкие контрасты
предельной роскоши и крайней нищеты, кипучая, своеобразная жизнь. С самых
ранних до самых последних стихов в поэзии Некрасова чувствуется влияние города.
Поэт не закрывал глаза перед жизнью, которая кипела вокруг, он запечатлел в
своих стихах образ современного ему Петербурга, зарисовав те типы и те сцены,
которые видел ежедневно, изобразив и блеск города, и его мрак. В отношении
Некрасова продуктивность и историческая прозорливость выбранной Брюсовым
стратегии подтверждается тем, что по намеченным им направлениям развивалась
деятельность следующих поколений исследователей творчества Некрасова.
Представим
методику работы над критической статьей в форме таблицы:
Целевые установки |
Методы и приёмы |
Создать |
Рассказ учителя о Брюсове как поэте, переводчике, теоретике и |
Объяснить мотивы обращения к творчеству Некрасова в данный |
Сообщение ученика о полемике вокруг Некрасова на рубеже веков |
Раскрыть мировоззренческую позицию автора-критика. показать |
Комментарии учителя, краткие сведения о символистской критике, |
Способствовать адекватному пониманию текста статьи. Чтение |
Классное чтение (выборочное), комментирование отдельных |
Способствовать осмыслению оригинальной концепции творчества |
Проблемное обсуждение положений статьи с элементами дискуссии. |
Вырабатывать |
Итоговая беседа, сообщение о роли брюсовских статей в |
Статья, рецензия и эссе являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отраженные в них явления жизни.
Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное ее прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и
историей литературы.
Характер литературной критики меняется во времени. Сначала это была в основном общая оценка произведения, рекомендация его другим читателям. Затем ее
цели и задачи усложняются. Важными критериями оценки становятся эстетическая, общественная и нравственная значимость произведения, которое рассматривается как целостное художественное явление
в единстве формы и содержания.
Однако зачастую одни критики рассматривали и оценивали художественные произведения в основном с позиций эстетической значимости (эстетическая
критика), другие — исследовали содержание произведения, сверяя его с самой жизнью, подвергали анализу общественные процессы, выявляли типические явления, выносили приговор жизни,
запечатленной писателем (реальная критика). Были и другие направления. Критика советского периода руководствовалась классовыми и партийными критериями в оценке произведений.
Критика стремится рассматривать художественное произведение в единстве всех его качеств: общественной, эстетической, нравственной значимости и
гуманистической направленности. Критик помогает читателю осмыслить идеи и образы, данные автором. При этом он учитывает особенности языка и стиля писателя, его художественную манеру.
Критику важно быть доброжелательным в обращении, точным, искренним и честным в своей аргументации.
Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и
стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др.
Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются
общественные проблемы, поднятые писателем.
Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены персонажу или группе персонажей одного произведения («Татьяны милый идеал»
в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дворянская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), сравнению персонажей одного или двух произведений («Смысл
противопоставления Обломова и Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов», «Онегин и Печорин — герои своего времени»), а также целостному истолкованию произведения или
поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», «Л. Н. Толстой о роли личности
в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Литературно-критические сочинения требуют прежде всего хорошего знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное истолкование художественного
текста отличается от литературоведческого.
Овладеть жанром статьи позволяет чтение и разбор статей русских критиков.
Примерные вопросы, помогающие разобрать литературно-критическую статью:
— В какое время написана статья?
— Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной литературы выдвигает на первый план?
— Во имя чего написана статья, какие цели и задачи поставил критик?
— Какими приемами толкования текста он пользуется?
— Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.
— Какие еще написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения их авторов?
— Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?
— Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?
— Как начинается статья? Ее композиция, язык и стиль.
— Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.
При изучении содержания конкретной критической статьи можно использовать следующие приемы: дать историко-литературную справку, организовать
комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям
статьи.
Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретико-литературным понятием, необходимо учитывать, что теория литературы имеет прикладное значение
в школьном изучении и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного текста.