ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: М
Дата рождения: 03.03.2010
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: гуление – 3 мес., лепет – 4-8 мес., первые слова к 1 г., фразовая речь – 2 г., речевое развитие ребенка не прерывалось, логопедическую помощь получал с осени 2015 года, данные о речевых нарушениях у родителей и ближайших родственников отсутствуют.
Состояние моторики: ведущая рука — правая; движение рук неточное; мышечный тонус повышен; моторная неловкость при работе с пластилином; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.
Артикуляционный аппарат: губы нормальные; зубы кариозные; твердое небо – высокое, имеет готическую форму; язык напряженный, подъязычная связка короткая; отмечается повышенная соливация; переключаемость движений нарушена; при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается.
Общее звучание речи: темп речи снижен, произносит слова невнятно; дыхание неровное, отмечается наличие дыхательных судорог.
Связная речь: наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; при ответах пользуется фразой несложной конструкции.
Грамматический строй: недостаточно сформирован для данного возраста; имеются несогласование слов во фразе, аграмматизмы.
Словарный запас: словарь беден, неточен; испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
Звукопроизношение: в стадии автоматизации звуки [С], [С`], нарушенное произношение звуков [Ч], [Ш], [Щ]. [Ж]; отсутствие звуков [Л], [Л`], [Р], [Р`]; искажение слоговой структуры слова.
Фонематические процессы: фонематический слух недостаточно сформирован; затрудняется придумать слово на заданный звук.
Заключение: общее недоразвитие речи, 3 уровень.
Дата обследования: 09.03.2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста __________________
Подпись руководителя ОУ______________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: А
Дата рождения: 18.01.2009
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: лепет – 3-4 года, первые слова – 4-5 лет, фразовая речь – отсутствует, сенсомоторная тугоухость до 2015 г., логопедическую помощь получала с осени 2015 года, данные о речевых нарушениях у родителей и ближайших родственников отсутствуют.
Состояние моторики: ведущая рука не определена; резкое отставание в моторном развитии, движение рук неточное; затруднен темп, ритм, переключаемость движений.
Артикуляционный аппарат: губы нормальные; зубы кривые; твердое небо – готическое, скрытая расщелина твердого неба; солевация — норма, отмечается спастичность артикуляторных мышц; язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен; переключаемость движений нарушена.
Общее звучание речи: голос тихий; речь невнятная, произносит малопонятные слова; дыхание поверхностное.
Связная речь: связная речь не сформирована, при попытке произнести слова со сложной слоговой структурой сокращает слова до 1-2-х слов, в речи отсутствуют предлоги и союзы, отмечается низкая речевая активность. Понимание речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
Грамматический строй: не сформирован, формы числа, рода и падежа не несут смыслоразличительной функции.
Словарный запас: словарь резко ограничен.
Звукопроизношение: произносит смягченно согласные [С], [З], [Г], [К], [П], [Б], [Д], [Т], [М], [Н]; нарушенное произношение звуков [Ч], [Ш], [Щ]. [Ж], [Ы]; отсутствие звуков [Л], [Л`], [Р], [Р`]; искажение слоговой структуры слова.
Фонематические процессы: низкий уровень развития фонематического слуха, звуковым анализом слов не владеет.
Заключение: общее недоразвитие речи, 1 уровень; дизартрия.
Дата обследования: 16.03.2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста __________________
Подпись руководителя ОУ______________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: И
Дата рождения: 09.08.2008
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: гуление – 2-3 мес., лепет – 4-8 мес., первые слова к 1 г., речевое развитие ребенка не прерывалось, логопедическую помощь получал с осени 2014 года, данные о речевых нарушениях у родителей и ближайших родственников отсутствуют.
Состояние моторики: ведущая рука — правая; мелкая моторика без особенностей.
Артикуляционный аппарат: без особенностей.
Общее звучание речи: голос тихий, темп и ритм речи нормальный, незначительное нарушение в понимании грамматических форм.
Связная речь: самостоятельно составляет рассказ и пересказ, прослеживается логичность и последовательность; в речи преобладают односложные предложения, обедненные синтаксические конструкции фраз.
Грамматический строй: отмечается недостаточная сформированность грамматических форм языка, в речи присутствуют аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
Словарный запас: словарный запас соответствует возрастной норме; присутствуют ошибки в словообразовании.
Звукопроизношение: в стадии автоматизации звук [Ш], замена звуков [Ж], [Щ] на [С], [С`]; отсутствие звуков [Л], [Л`], [Р], [Р`]; отмечается нарушение слоговой структуры слова.
Фонематические процессы: фонематический слух в норме, сформирован навык звукового анализа слова, выделяет первый звук в словах, определяет количество слогов в слове, наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
Заключение: общее недоразвитие речи, 3 уровень.
Дата обследования: 19.01.2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста __________________
Подпись руководителя ОУ______________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: А дата рождения: 28.10.2009
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: задержанное ранее речевое развитие (гуление, лепт), первые слова в 3 года; речевое развитие не прерывалось, логопедическую помощь получал с осени 2015 года, данные о речевых нарушениях у родителей и ближайших родственников отсутствуют.
Состояние моторики: ведущая рука — правая; резкое отставание в моторном развитии, движение рук неточное; затруднен темп, ритм, переключаемость движений.
Артикуляционный аппарат: губы полные и малоподвижные; зубы и прикус – норма; укороченная подъязычная связка; малоподвижное мягкое небо; усиливающаяся солевация при определенных условиях; язык малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка; переключаемость движений нарушена, снижена амплитуда артикуляционных движений.
Общее звучание речи: голос тихий, истощающийся с нозальным оттенком; темп речи замедленный; речь невнятная, слова произносит нечетко; дыхание поверхностное.
Связная речь: связная речь слабо сформирована, активно использует жесты; произносит отдельные звуки и малопонятные слова; при попытке произнести слова со сложной слоговой структурой сокращает слова до 2-х слов, в речи отсутствуют предлоги и союзы, отмечается низкая речевая активность. Понимание речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
Грамматический строй: в речи присутствуют аграмматизмы; формы числа, рода и падежа не несут смыслоразличительной функции.
Словарный запас: предметный и глагольный словарь ограничен; обобщающие понятия использует редко; антонимы и синонимы не подбирает.
Звукопроизношение: нарушена «полетность» гласных, отмечается гнусавость; нарушенное произношение звуков [Ы], [Ц]; отсутствие звуков [Л], [Л`], [Р], [Р`]; искажение слоговой структуры слова.
Фонематические процессы: низкий уровень развития фонематического слуха, звуковым анализом слов не владеет.
Заключение: общее недоразвитие речи, 2 уровень.
Дата обследования: 09.03.2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста __________________
Подпись руководителя ОУ______________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: Д дата рождения: 06.10.2009
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: задержанное ранее речевое развитие (гуление, лепт), со слов родителей — первые слова в 2 года; данных о том, прерывалось ли речевое развитие, нет; данные о речевых нарушениях у родителей и ближайших родственников отсутствуют.
Состояние моторики: ведущая рука не определена; резкое отставание в моторном развитии, движение рук неточное, отмечается тремор рук; затруднен темп, ритм, переключаемость движений.
Артикуляционный аппарат: губы полные и малоподвижные; усиливающаяся солевация при определенных условиях; язык малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка; переключаемость движений нарушена, снижена амплитуда артикуляционных движений.
Общее звучание речи: высота голоса нормальная, голос громкий, тембр нормальный, отмечается нозализация; дыхание прерывистое и поверхностное; темп и ритм речи не определен; заикание не наблюдается.
Связная речь: связная речь отсутствует, наблюдается речевой негативизм; ребенок активно используются жесты, произносит отдельные звуки и слова (в речи употребляет не более 10 слов: да, нет, мама, папа, дай и т.п.). В речи отсутствуют прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Не дифференцирует глаголы с различными приставкам. Не понимает предложных конструкций с предлогами. Не дифференцирует единственного и множественного числа существительных. Понимание речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
Грамматический строй: формы числа, рода и падежа не несут смыслоразличительной функции.
Словарный запас: словарь резко ограничен (около 10 слов).
Звукопроизношение: гласные звуки — А, О, У, Ы, ограничена «полетность» гласных; в речи отсутствуют звуки [С], [С`], [З]. [З`], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ], [Ж], [Л], [Л`]. [Р], [Р`], [Й], [Г], [К], [Х], искажает произношение [В], [Ф].
Фонематические процессы: низкий уровень развития фонематического слуха, звуковым анализом слов не владеет.
Заключение: общее недоразвитие речи, 1 уровень.
Дата обследования: 09.03.2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста __________________
Подпись руководителя ОУ______________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: И
Дата рождения: 14.11.2009
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: задержка раннего речевого развития, логопедическую помощь получал с осени 2014 года.
Состояние моторики: ведущая рука — правая; мелкая моторика недостаточно развита для данного возраста.
Артикуляционный аппарат: губы нормальные, малоподвижные; зубы мелкие, редкие; прикус нормальный; подъязычная связка – норма, солевация усиливается определенных условиях.
Общее звучание речи: без особенностей.
Связная речь: навык связной речи сформирован слабо, преобладают односложные фразы, часто отказывается отвечать на вопросы или дает неадекватные ответы, пересказом и описательным рассказом не владеет.
Грамматический строй: отмечается недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении), в речи присутствуют аграмматизмы, отмечается нарушение слоговой структуры слова.
Словарный запас: словарный запас ниже возрастной нормы.
Звукопроизношение: в стадии постановки звуки [Л]-[Л`], [Р]-[Р`] (горловое), автоматизация шипящих звуков.
Фонематические процессы: фонематический слух в норме, навык звукового анализа не сформирован.
Заключение: общее недоразвитие речи, 3 уровень.
Дата обследования: 15.05.2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста __________________
Подпись руководителя ОУ______________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: С
Дата рождения: 21.09.2009
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: гуление – 2-3 мес., лепет – 4-8 мес., первые слова к 1 г., фразовая речь 2 г. 3 мес., речевое развитие ребенка не прерывалось, данные о речевых нарушениях у родителей и ближайших родственников отсутствуют.
Состояние моторики: ведущая рука — левая; мелкая моторика без особенностей.
Артикуляционный аппарат: без особенностей.
Общее звучание речи: голос тихий, темп и ритм речи ускоренный.
Связная речь: составляет простой рассказ и пересказ, предложения малоинформативные, отмечается замена слов, неточности, нуждается в наводящих вопросах.
Грамматический строй: отмечается недостаточная сформированность грамматических форм языка (употребление сущ. в ед. и мн. числе, мн.сущ. в Р.п. без предлогов), не всегда правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
Словарный запас: словарный запас ниже возрастной нормы.
Звукопроизношение: в норме, нарушение слоговой структуры сложных слов.
Фонематические процессы: фонематический слух в норме, навык звукового анализа слова сформирован слабо, недостаточная дифференциация звуков.
Заключение: общее недоразвитие речи, 4 уровень.
Дата обследования: 01.03.2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста _______________
Подпись руководителя ОУ___________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ для ПМПК
Ф.И.О. ребенка: А
Дата рождения: 11.06.2010
МБДОУ «ЦРР- д/с №3», подготовительная к школе группа для детей с ЗПР.
Речевой анамнез: задержанное раннее речевое развитие, логопедическую помощь получал с осени 2016 года, у родителей имеются нарушение слуха и речи.
Состояние моторики: ведущая рука — правая; мелкая моторика соответствует возрастной норме.
Артикуляционный аппарат: без особенностей.
Общее звучание речи: без особенностей.
Связная речь: самостоятельно составляет простой рассказ, отмечаются трудности в построении пересказа, предложения малоинформативные, отмечается замена слов, неточности, нуждается в наводящих вопросах.
Грамматический строй: отмечается недостаточная сформированность грамматических форм языка; не всегда правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
Словарный запас: словарный запас несколько ниже возрастной нормы; присутствуют ошибки в словообразовании.
Звукопроизношение: в стадии автоматизации звуки [Р], [Р`], [Л], [Л`], нарушение слоговой структуры сложных слов.
Фонематические процессы: фонематический слух в норме, сформирован навык звукового анализа слова, выделяет первый и последний звуки в словах, определяет количество слогов в слове, наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
Заключение: общее недоразвитие речи, 4 уровень.
Дата обследования: 15. 05. 2017
Фамилия специалиста Кулакова П.Г.
Подпись специалиста __________________
Подпись руководителя ОУ______________
В соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 29.12.2017 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области» введен новый пакет сопроводительных документов для детей, направляемых на ПМПК для определения специальных образовательных условий. В педагогический блок документов входят:
- Направление на ПМПК образовательной организации;
- Характеристика воспитанника;
- Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
- Заключение педагога-психолога по результатам психологического обследования ребенка;
- Логопедическое представление учителя-логопеда.
Рекомендации по оформлению характеристики воспитанника на ПМПК
Характеристика воспитанника на ПМПК оформляется в печатном виде. Характеристика является единой для всех категорий детей, направляемых на ПМПК, и содержит разделы, относящиеся к разным возрастным категориям детей. Специалисты ПМПк ДОО оформляют те рубрики характеристики, которые относятся к детям дошкольного возраста (выделены красным цветом).
В характеристику включены:
- разделы, где следует отметить (подчеркнуть) характерные для ребенка особенности;
- разделы, предполагающие описание имеющихся у ребенка особенностей.
Условно характеристику можно разделить на три части:
- паспортная часть, в которой указываются основные сведения о ребенке, истории его обучения, сведения об образовательной организации;
- основная часть, в которой содержится описание психофизических индивидуальных особенностей ребенка;
- заключительная часть, в которой формулируется вывод и рекомендации образовательной организации.
Требования к оформлению паспортной части характеристики
В графе история обучения (образования) ребенка необходимо указать дату поступления ребенка в образовательную организацию, отметить, в каких условиях он обучался ранее (детский сад не посещал, посещал другой детский сад (указать какой и причину перевода), обучался в общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной группе).
В разделе класс/группа указывается возрастная группа детей, которую посещает ребенок на момент представления его на ПМПК (младшая, средняя, старшая, подготовительная, разновозрастная).
В графе программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для … подчеркивается вид программы основная/адаптированная, а так же уточняется категория детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
В пункте форма обучения уточняется очная, группа кратковременного пребывания, посещение отдельных занятий специалистов.
Требования к оформлению основной части характеристики
В графе отношение к учебной деятельности … описывается отношение ребенка к продуктивной игровой, познавательной деятельности, указываются особенности понимания и усвоения ребенком словесной инструкции (например: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого; ориентируется на наглядный образец или действия взрослого, а не на объяснение задания…); сформированность коммуникативных умений (умеет распознавать основные эмоции, умеет вести диалог, решать конфликтные ситуации, взаимодействовать с окружающими), сформированность игровых навыков, навыков самообслуживания.
В разделе – для дошкольников — принимает ли участие в организуемых занятиях… следует описать особенности участия ребенка в занятиях (не участвует — предпочитает заниматься своим делом; нуждается в организующей помощи, ведет себя на занятиях пассивно; легко включается в занятие, активен и т.д.); в игровой деятельности (игра носит манипулятивный характер; предпочитает играть один, в игре выполняет пассивную роль, нуждается в организации игры; легко включается в игру, контактен, умеет поддерживать игру; правила игры выполняет полностью (частично, не выполняет), игра носит подражательный характер; сам придумывает сюжет, правила и распределяет роли и т.д.)
В графе как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы… необходимо констатировать, соответствует ли уровень образовательных достижений ребенка программным требованиям. Целесообразно указать, по каким видам образовательной деятельности ребенок испытывает значительные затруднения, по каким направлениям программа не освоена.
В характеристику особенностей моторики необходимо включить описание координации ребенка (скоординирован, неуклюж, координация незначительно нарушена); объема движений (полный, неполный, ограничен, строго ограничен), темпа (быстрый, медленный) и переключаемости движений (точная, неточная). Указать уровень сформированности мелкой моторики руки: развита достаточно, не развита, развита слабо, каковы моторные навыки в графической деятельности.
В графе развитие речи важно охарактеризовать: понимание речевой инструкции; фонематический слух (восприятие) — для детей 5 – 6 лет; особенности звукопроизношения, слоговой структуры слов; уровень сформированности грамматического строя речи; описать связную речь ребенка. (см. Приложение № 1)
В графах: особенности поведения, динамика в процессе обучения, в чем вероятная причина недостатков в обучении… – следует подчеркнуть характерные для ребенка особенности.
В разделе характеристика обучаемости отмечается уровень обучаемости ребенка: достаточный (понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объёма исключительно организующей или стимулирующей помощи); недостаточный (понимает смысл, но нуждается в разнообразной помощи; перенос на идентичное задание неполноценен; знакомые задания выполняются достаточно успешно и др.); низкий (не понимает смысл задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не может выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, и др.).
В разделе – положительные возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической деятельности… — необходимо описать сохранные функции ребенка, положительные качества характера, реакции на педагогическое воздействие, которые позволяют обучать ребенка успешно.
Оформление заключительной части характеристики
В разделе выводы и рекомендации педагога:
- следует указать цель характеристики – определение специальных образовательных условий, либо коррекция/уточнение ранее выданных рекомендаций;
- указать уровень усвоения программы: программа в целом усвоена; программа усвоена не полностью: не все разделы программы усвоены, требуется разъясняющая помощь при выполнении заданий; программа усвоена частично: не усвоена программа по одному из предметов; программа не усвоена;
- перечислить особые образовательные потребности ребенка (необходима коррекция и развитие речи, развитие познавательной сферы, помощь в освоении образовательной программы, сопровождение тьютора и т.д.)
Примеры особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития:
- создание ситуации успеха;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговое» предъявлении материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- коррекция и развитие речи.
Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи:
- потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности;
- развитие всех компонентов речи, языковой компетентности;
- потребность в развитии понимания сложных грамматических конструкций, в целенаправленном формировании устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи;
- специальное обучение основам языкового анализа и синтеза, развитие фонематических процессов и звукопроизношения, просодики;
- формирование навыков чтения и письма;
- развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра:
- потребность в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
- специальная работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком;
- создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
- дозированное введение в жизнь ребенка новизны и трудностей;
- дозированная подача новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
- четкое соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), организация упорядоченной предметно-пространственной образовательной среды;
- специальная отработка форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
- сопровождение тьютора, направленное на оптимизацию взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
- потребность в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.
Характеристика обучающегося (воспитанника)
(разделы, заполняемые на ребенка дошкольного возраста выделены красным цветом)
Общие сведения:
Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Домашний адрес:______________________________________________________________
История обучения (образования) ребенка (где обучался, оставался ли на второй год, переводился ли с академической задолженностью и в каких классах; причины перевода, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации):______________________________________
__________________________________________________________________________
Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации:
Образовательная организация: (полное наименование, e-mail, телефон):_______________________
____________________________________________________________________________________
класс/группа_________________________________________________________________________
программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для _____________________
____________________________________________________________________________________
форма обучения______________________________________________________________________
возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации__________________________
____________________________________________________________________________________
отношение к учебной деятельности, отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, сформированность коммуникативных, игровых навыков, навыков самообслуживания; для школьников – в том числе сформированность учебных навыков: _________________________
_____________________________________________________________________________________
для дошкольников — принимает ли участие в организуемых занятиях, в т. ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности — наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками).________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы: _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
характер ошибок: по математике (понимание смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), арифметических задач и др.)______________ ____________________________________________________________________________________
по чтению (нужное подчеркнуть): какие ошибки в чтении: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла), пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах; читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного) ;
по письму (нужное подчеркнуть): пишет правой/левой рукой; при усвоении письма наблюдались трудности в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо)
для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
развитие моторики (общая моторная неловкость, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют)_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
развитие речи (нужное подчеркнуть): речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли) _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
особенности поведения на уроках (занятиях) (нужное подчеркнуть): дисциплина (нарушений учебной дисциплины практически нет, нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие, нарушение учебной дисциплины преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т. п.), не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен, специально мешает другим детям), работоспособность (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству), степень внимания________________________________________________
Динамика в процессе обучения (почти никакой, очень слабая, недостаточная, достаточная);
В чем вероятная причина недостатков в обучении (нет понимания материала, понимание есть, но резко нарушено внимание, понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может, понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует)__________________________________________________________________________
Характеристика обучаемости: какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать, др.________________________________
_____________________________________________________________________________________
насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).
Для учеников подросткового возраста: с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по предметам (указать каким) __________________________________________________________, недостатки усвоения учебного материала связывались с плохим посещением занятий)
частота и характер конфликтов (с соучениками, педагогами) ________________________________
поведение в конфликте, проявление переживаний по поводу конфликтов_____________________
указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста)_____________________________________________________________________________
охарактеризовать интересы, увлечения:___________________________________________________
Взаимоотношение ребенка с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети. ________________________________________________________________________________
Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания)_______________________________________
Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отстаивания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.)_________________________________________________________________________________
Положительные возможности ребёнка, на которые можно опираться в педагогической работе: _____________________________________________________________________________________
Выводы педагога (с указанием цели составления характеристики, обобщённых выводов (в т.ч. усваивает или не усваивает ребёнок предложенную программу), в создании каких специальных условий нуждается): __________________________________________________________________
Дата _________________
Заведующий ДОО ___________________ /_________________/
Рекомендации по оформлению заключения
психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) оформляется на бланке со штампом образовательной организации, заверяется подписью председателя консилиума и печатью образовательной организации.
Заключение консилиума состоит из трех частей: описание основных направлений коррекционно-развивающей работы, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы и динамики развития ребенка, выводы и рекомендации.
В первом разделе необходимо описать все коррекционно-развивающие мероприятия, которые проводились с ребенком специалистами консилиума за период пребывания ребенка в детском саду с указанием цели и сроков проведения этих мероприятий.
Например: в 1 полугодии 2016 года были организованы занятия с педагогом-психологом по формированию произвольной регуляции поведения.
Во втором разделе необходимо описать динамику развития воспитанника за период проведения с ним коррекционно-развивающих мероприятий:
- положительная, высокий уровень;
- положительная, выше среднего уровень (отмечаются незначительные трудности организации собственной деятельности, замедленный темп усвоения программы, непрочность усвоения);
- относительно положительная, средний уровень (отмечается удовлетворительный уровень продуктивности и успешности усвоения программы. Ребенку необходимо длительное время для усвоения знаний, умений и навыков, правил поведения. Присутствуют трудности переноса усвоенных знаний);
- незначительная, низкий уровень (неудовлетворительный уровень усвоения программы. Возможен рост конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении);
- отрицательная – (ребенок не усваивает содержание программы. Отмечается резкое снижение интереса, работоспособности, продуктивности деятельности ребенка, его обучаемости, успешности во всех видах детской деятельности, росте конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении).
Здесь же необходимо указать характер динамики развития: волнообразная (скачкообразное, неравномерное усвоение разделов программы во времени) или избирательная (хороший или достаточный темп усвоения одних разделов программы при неудовлетворительном усвоении других).
Второй раздел содержит так же описание результатов коррекционной работы с ребенком: навыков, умений и способностей, сформированных у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым из специалистов.
Например: в результате работы с психологом поведение стало более организованным: способен выслушать инструкцию, продуктивно работать в течение 15 минут, адекватно реагирует на замечания.
Если коррекционная работа с ребенком не велась – следует указать: коррекционно-развивающая работа с ребенком не проводилась.
В графе выводы, рекомендации необходимо указать:
- Уровень усвоения образовательной программы (программа усвоена; программа усвоена частично; программа не усвоена).
- Предположение о наличии у ребенка особых образовательных потребностей (см. выше).
- Если коллегиальное заключение консилиума оформляется для направления ребенка в ПМПК, указывается следующая формулировка направить Иванова Ивана на обследование в ПМПК с целью определения специальных образовательных условий, либо уточнения/корректировки ранее выданных рекомендаций ПМПК.
Рекомендации по оформлению заключения по результатам психологического обследования ребенка
Заключение по результатам психологического обследования ребенка (далее — заключение) оформляется педагогом-психологом на листе со штампом образовательной организации, подписывается специалистом с расшифровкой подписи, указывается дата оформления заключения.
В заключении указываются:
— фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка, например: 15 февраля 2017 года с 14.00 до 15.00;
— присутствие на обследовании третьего лица;
— перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);
— описание результатов методик в свободной форме.
Условно содержательную часть заключения можно разделить на две части. В первой части указываются особенности поведения ребенка во время обследования. Отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание, особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, отмечаются наиболее эффективные виды помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка.
Заключение начинается с описания особенностей контакта с ребенком. Важно оценить является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам.
Затем дается характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. Эмоции ребенка фиксируются на протяжении всего обследования и предполагают оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента.
Далее описываются особенности понимания ребенком словесной инструкции: характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы.
Следующие параметры, которые должен описать педагог-психолог:
— наличие и стойкость интереса к заданию (интерес проявляет и сохраняет на протяжении всего выполнения задания;, интерес нестойкий, поверхностный, проявляет только к интересующим его заданиям; интереса не проявляет, пассивен)
— темп и динамика деятельности: деятельность целенаправленная, либо отмечается импульсивность (инертность) в выполнении заданий; на фоне утомления темп выражено снижается и т.д.;
— работоспособность: продуктивно работает в течение всего обследования, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик и т.п.,
— характер оказанной ребенку помощи: помощь не требуется, требуется (организующая, стимулирующая, обучающая) помощь, помощь малоэффективна.
Далее необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка во время выполнения заданий, которое включает три показателя: эмоциональной фон (положительный, отрицательный, апатичный), выраженность эмоций (яркие живые, выразительные, малоэмоционалный, вялый), эмоциональная подвижность (эмоционально-лабилен, сохраняет положительные эмоции на протяжении всего обследования).
Важным параметром является характер общения ребенка со взрослым (активен и инициативен в общении, легко вступает в диалог и поддерживает его на протяжении всей работы; инициативы в общении не проявляет, односложно отвечает на вопросы; общение формальное). И для дошкольников, конечно же, важна характеристика мелкой моторики.
Вторая часть заключения включает интепретацию результатов диагностического изучения психики ребенка. Психолог анализирует и описывает результаты методик, использованных им для исследования памяти, внимания, мышления ребенка.
При описании памяти важно отметить объем и темп запоминания, а так же указать, как долго ребенок помнит информацию и как точно он ее воспроизводит. Анализ процессов внимания следует проводить с точки зрения того, способен ли ребенок к самостоятельному произвольному сосредоточению, либо он внимателен лишь когда ему интересно, как долго он внимание сохраняет, как быстро пресыщается или утомляется.
При анализе мышления необходимо дать качественную характеристику всем мыслительным операциям, доступным ребенку: группировке, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей. У старших дошкольников необходимо выявить степень понимания скрытого смысла текстов и картинок.
Заключение психолога в обязательном порядке заканчивается диагностическим выводом. Он включает в себя:
— во-первых, указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом формулировки вывода могут быть следующими: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций;
— во-вторых, указание на вариант нарушенного, отклоняющегося развития (в соответствие с типологией отклоняющегося развития М. и Н. Семаго.)
Логопедическое представление на ребенка входит в пакет сопроводительных документов в ПМПК в том случае, если в штате дошкольного образовательного учреждения есть учитель-логопед. Как вариант может быть предоставлена копия «Речевой карты» ребенка, с обязательным указанием даты обследования воспитанника и фамилии, имени и отчества специалиста (логопеда). В этом случае «Речевая карта» должна быть оформлена не позднее одного-двух месяцев до даты направления ребенка на ПМПК.
Обращаем Ваше внимание, что логопедическое (речевое) заключение логопед ДОУ формулирует самостоятельно по результатам логопедического обследования ребенка, используя психолого-педагогическую классификацию, а не дублирует диагноз логопеда детской поликлиники.
Приложение №1
Рекомендации для учителя – логопеда/педагога по заполнению графы
«развитие речи» в Характеристике
обучающегося (воспитанника)
Самойленко В.В., учитель – логопед ПМПК
Графа «развитие речи» заполняется педагогом и/или учителем — логопедом детского сада. В данной графе уже даны некоторые критерии, характеризующие речевое развитие ребенка, из которых можно выбрать и отметить нужное:
— речью не пользуется (здесь можно отметить использует ли ребенок жесты, мимику при общении);
— речь малопонятна;
— пользуется речью преимущественно для коммуникации;
— может отвечать на занятиях;
— формулировать свои мысли.
Но речь детей разнообразна и индивидуальна, поэтому важно отметить следующее:
понимание речевой инструкции – понимает в полном объеме, понимает на бытовом уровне, понимает в знакомой (близкой) ребенку ситуации, требуется повторение или разъяснение речевой инструкции;
фонематический слух (восприятие) – для детей 3 – 6 лет можно отметить, что фонематический слух сформирован в соответствии с возрастом или не соответствует возрасту. Так дети 3 – 4 лет воспроизводят звукоподражания по показу или самостоятельно в игре «Кто как голос подает?». Дети 4 – 5 лет умеют выделять заданный гласный звук из звукового ряда. Для детей 5 – 6 лет: дифференцирует ли слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса; твердым – мягким: поток – потек); устанавливает ли наличие заданного звука в слове, выделяет ли первый и последний звуки в слове, подбирает ли слова на заданный звук;
звукопроизношение – формируется в соответствии с возрастом; имеются трудности звукопроизношения (указать, какие звуки нарушены). Отметить общую внятность речи (четкая, невнятная, малопонятная для окружающих);
слоговая структура – без нарушений, если слоговая структура нарушена, указать характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановки слогов и звуков внутри слога и слова;
словарь – характеризуется активный и пассивный словарь: активный– соответствует или не соответствует возрастной норме; пассивный – преобладает (шире) активного, соответствует или не соответствует возрасту. Какие части речи чаще использует (существительные, глаголы, прилагательные, использует ли наречия), употребляет слова в приближенном значении («кружка» — «чашка»). Использует ли обобщающие понятия в соответствии с возрастом, указать какие;
грамматический строй – сформирован по возрасту; для детей 4 лет – умеет ли образовывать существительные уменьшительно – ласкательной формы. Для детей от 5 лет – образование прилагательных от существительных «сливый сок» — «сливовый сок»; согласование прилагательного с существительным – «красная платье», «мягкое кресло»; согласование существительного с числительным – «5 цыпленков», «5 деревов». Указать употребляет ли в речи предлоги (в соответствии с возрастом);
связная речь – говорит односложно или фразой, чаще использует простые (распространенные) предложения; указать легко ли учит стихи, умеет пересказывать знакомую сказку, составлять рассказ по серии сюжетных картинок (или по сюжетной картинке).
Список литературы:
- 1.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»);
- Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (письмо Минобрнауки РФ от 23.05.2016 № ВК 1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»);
- Приказ Минобразования РО от 29.12.2016 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области»;
- Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», Просвещение, Москва, 1982г.
- Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Проблемные дети основы диагностической и коррекционной работы психолога», Аркти, Москва, 2000г.
- Хватцев М.Е. «Логопедия. Работа с дошкольниками», Аквариум, Москва, 1996 г.
Рассматриваемый аспект
Варианты ответов
Данные о ходе речевого развития
-Речевое развитие по возрасту; без особенностей; с
задержкой;
-раннее психомоторное развитие доречевое развитие
протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
-поздно начал говорить;
-до школы проводилась коррекция звукопроизношения в
условиях поликлиники, детского сада;
-ранее психомоторное развитие с задержкой;
-фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
-Анатомическое строение без аномалий;
-не удерживает позу закрытого рта;
-может достаточное время удерживать артикуляторное
положение;
-движение языка замедленные, с затруднениями;
-основные движения языком, губами выполняет;
-губы толстые, малоподвижные;
-наблюдается замена движений и синкенезии;
язык вялый, массивный, объем движений неполный;
-переключаемость движений нарушена;
-тонус нормальный, активность движений достаточная;
-кончик языка малоактивный;
-при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение
увеличивается;
-прикус – прогения;
-отмечается повышенная соливация;
-твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
-точность выполнения движений сохранна;
-зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие
лишних зубов, нарушение зубного ряда;
-мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое,
расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
-Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно;
-с трудом овладевает навыками самообслуживания
(застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
-навыками самообслуживания не владеет;
-недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
произвольная моторика не сформирована;
-ведущая рука — правая;
-предпочитает работать левой рукой;
-все движения выполняет правильно;
-мышечный тонус повышен;
-неправильно держит карандаш;
-моторная неловкость при работе с пластилином;
-испытывает трудности при овладении графическими
навыками;
-наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
-Двигательно неловок, медлителен;
-ограничен объем активных движений;
-отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
-испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат,
летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
-мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
-отмечаются трудности при выполнении упражнений на
динамическую организацию движений;
-замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
-Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
-понимание речи затруднено;
-выполняет задания по словесной инструкции;
-нуждается в неоднократном повторении задания;
-с опозданием реагирует на обращение учителя;
-речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
-понимание речи связано с незнанием русского языка.
Звукопроизношение
Имеются недостатки произношения;
-нарушено произношение звуков …;
дефектно произносит оппозиционные звуки;
недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
изолированно все звуки произносит правильно, но при
увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой
формы дизартрии.
Фонематические процессы
Фонематический слух недостаточно сформирован;
фонематический синтез сформирован, правильно производит
слова из последовательно названных звуков;
фонематические представления сформированы, правильно
придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
затрудняется придумать слово на заданный звук;
слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина –
Марина;
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез
в основном сформированы;
при выполнении более сложных форм фонематического анализа
наблюдаются значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно
сформированы;
допускает ошибки при определении количества звуков в
слове;
имеются затруднения в определении количества и
последовательности звуков;
определение места звука в слове сформировано;
место звука по отношению к другим звукам определяет не
всегда верно;
имеются затруднения при определении количества и
последовательности звуков на более сложном речевом материале;
Воспроизведение слов сложного звукового состава
Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов,
особенно со стечением согласных;
количество слогов в многосложных словах определяет
неправильно;
переставляет слоги местами;
слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Темп,
внятность речи,
характеристика голоса и дыхания
Темп высказываний замедленный;
речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная,
малопонятная для окружающих;
звуки произносятся нечетко;
голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
дыхание свободное, затрудненное, поверхностное,
неглубокое, неровное);
темп и ритм речи в пределах нормы;
словесное ударение употребляет правильно;
интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
Не заикается;
тоно-клоническое заикание
иногда повторяет первый слог в словах, сложных по
структуре или семантике;
наличие судорог (дыхательных, голосовых,
артикуляционных);
Словарный запас
Объем словарного запаса соответствует возрасту;
словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой
тематикой;
не всегда точно использует слова;
испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов,
однокоренных слов;
в речи чаще применяет имена существительные, глаголы,
местоимения, реже – прилагательные, наречия;
не понимает значения многих слов и допускает
многочисленные ошибки в их употреблении;
часто использует слова не по назначению;
допускает смешение слов по смыслу и по акустическому
сходству;
страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Грамматический строй
Недостаточно сформирован для данного возраста;
в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
допускает многочисленные ошибки в предложениях простых
синтаксических конструкций;
имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
неправильно употребляет предлоги, падежи;
имеются ошибки при преобразовании имен существительных во
множественное число;
в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
имеются ошибки в согласовании прилагательного и
существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
допускает ошибки в согласовании прилагательного и
существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных
падежах;
есть аграммматизмы при образовании прилагательных от
существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Связная речь
Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
-в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых
звеньев, нарушение последовательности событий;
-неотчетливо произносит слова;
-оречевление затруднено;
-при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
-наблюдается высокий уровень речевого развития;
-опыт речевого общения беден;
самостоятельно высказаться затрудняется;
-устная форма речи недостаточно сформирована.
-грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо
рассказа).
Письмо
Имеются многочисленные ошибки разного характера;
-испытывает трудности при овладении письмом и чтением
(т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на
фоне большого количества разнообразных других);
-при списывании наблюдаются единичные ошибки;
-при письме под диктовку допускает большое количество
ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов,
слитное написание слов).
Чтение
Способ чтения побуквенно – слоговой;
-чтение замедленное, послоговое, словами;
-понимание прочитанного с неточностями;
-чтение послоговое, простые слова читает целостно;
-делает запинки при чтении многосложных слов;
-чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв,
слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически
сходных букв, аграмматизмы и др.);
-не отвечает на вопросы по тексту;
-при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная ориентировка
Нечеткая координация движений;
-затрудняется определить правую, левую сторону;
-зрительно — пространственные представления сформированы
недостаточно;
-причинно – следственные связи (отношения) выстраивает
только с помощью взрослого;
-неправильно располагает написанное на листе бумаги;
-схема тела не сформирована;
-правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая – психолого –
педагогическая характеристика)
Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
-охотно принимается за выполнение заданий не дослушав
объяснения;
-легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
-имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
-испытывает трудности при усвоении материала по русскому
языку;
-внимание неустойчивое, часто отвлекается;
значительно снижен объем кратковременной и долговременной
памяти;
-с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
-запас знаний и представлений об окружающей
действительности значительно снижен;
-инструкции по выполнению задания требуется повторять
неоднократно.
Логопедическое заключение
Показаний для занятий на логопункте нет;
-фонематическое недоразвитие речи;
-общее недоразвитие речи;
-нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
-нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
-недоразвитие фонематического слуха и фонематического
восприятия;
-лексико-грамматическое недоразвитие;
-полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и
дисграфия;
-сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия,
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
-имеется нерезко выраженная дисграфия;
аграмматическая дислексия и дисграфия;
-фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения учебного
материала
Нарушение работоспособности в связи с повышенной
утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
-трудности адаптации в школьном учреждении;
-нарушение моторики в виде недостаточной координации
движений;
-незрелость эмоционально – волевой сферы;
-педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных
социальных условий ребенка;
-гиперопека родителей;
-недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции,
самоконтроля;
-двигательная расторможенность, гиперактивность;
-ограниченный запас знаний и представлений об окружающем
мире и т.д.;
-трудности начались со второго полугодия, после болезни;
-недостаточное понимание учебных заданий, указаний,
инструкций учителя;
трудности овладения учебными терминами, понятиями;
-слабо развито словесно-логическое мышление;
-недостаточное развитие связной речи;
-трудности формирования учебных умений (планирование
предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
-невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики,
легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
Динамика речевого развития незначительная;
-при положительной динамике развития выпущен из группы;
-рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
-динамики в развитии не наблюдается;
-логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен
выборочно, динамика развития ребенка незначительная.
Логопедическое представление для ПМПК
на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 11» г. Кудымкара
(Ф,И,О.), …. г.р.
Дарья Х. посещает старшую группу МБДОУ «Детский сад № 11». Занимается на дошкольном логопункте с января 2019 года индивидуально. Ранняя коррекционная работа с девочкой была затруднена по причине длительного непосещения ДОУ по различным причинам.
Физическое развитие по возрасту. Состояние слуха и зрения в норме. В анамнезе раннего речевого развития отмечается грубое отставание: появление первых слов («мама», «папа») — к 3 годам; простая фраза – к 5,5 годам.
Речевая среда и социальные условия неблагополучные. Семья многодетная, полная (отчим). Мама индифферентно относится к речевым проблемам дочери, развитию ребенка уделяет внимание недостаточно. Все члены семьи русскоязычные.
Даша контакту доступна, но потребность общения у нее слабо выражена. Отсутствие стремления к общению связано с речевыми трудностями. Коммуникативная функция речи нарушена, речь состоит из отдельных слов и звукоподражаний. Взамен отсутствующей речи использует жест, мимику, интонацию.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Имеются особенности артикуляционной моторики при выполнении двигательных проб по показу: тонус языка напряженный, объем движений неполный, смазанность перехода от одного движения к другому. Выраженные гиперкинезы и саливация не наблюдаются. Голос звонкий, интонационно выразителен.
Мелкая моторика недостаточно развита. Пробы Хэда выполняет выборочно, движения рук неточные. Мышечный тонус повышен. Ведущая рука — правая. Неправильно держит карандаш, нажим — сильный. Вырезание ножницами затруднено. Общая моторика нарушена в слабой степени.
Восприятие речи и понимание не нарушены. Хорошо улавливает интонацию окружающих.
Собственную речь Даши можно охарактеризовать, как отсутствие общеупотребительной речи. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной речи, импрессивная речь более развита. Недоразвитие речи носит системный характер.
Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Активный запас слов значительно меньше пассивного — это несколько понятных, часто употребляемых девочкой слов, простых по слоговому составу («да», «дай», «дом», «мама», «пока», «туда», «Даша»). По просьбе взрослого ребёнок пытается назвать предмет, но получается звукокомплекс из 2-4 звуков. Повторить отраженно или сопряженно слово не получается. Послоговое проговаривание слова затруднено, требуется многократное повторение каждого слога. Часто вместо слов-предметов использует звукоподражания («ням-ням» — все продукты, «му» — корова, овца, баран, «би-би» — разный наземный транспорт, «мамашки» — цветы и.п.). Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет (указывает на предмет аналогичного цвета), форму (рисует пальчиком), величину предметов (имеются в активе «больши», «малешки»). Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Выявляется сужение значений слов.
Нарушение звуковой стороны речи проявляется в неустойчивом произношении шипящих звуков, отсутствии звуков [р]. [р‘]. [л]. Слоговая структура грубо нарушена. Доступны для произнесения самостоятельно и вслед за взрослым слова, состоящие из 1 слога и слова из 2 открытых слогов. Функции фонематического слуха несформированы. Не дифференцирует звонкость-глухость. Фонематическое восприятие в стадии начального формирования: правильно выделяет в слове начальный гласный звук.
Словоизменение затруднено. Не умеет пользоваться средствами словообразования. Понимает, но не использует в речи предлоги. Употребляет простое двухсловное предложение («Это тут?» «Тетя, пока», «Я бабаю», «Дём (идём) туда?»). Несформированы все виды связной речи.
В знакомой обстановке речевая активность у Даши повышена: пытается сказать, используя мимику, жесты, голос и интонацию. Познавательная деятельность снижена. Поведение девочки на занятиях, в свободной деятельности спокойное, изредка проявляется суетливость, двигательное беспокойство. Часто играет одна. Навыки самоконтроля развиты слабо.
В течение трех месяцев коррекционно-логопедической работы с девочкой нарушение не устранено, но наблюдается небольшая положительная динамика.
Логопедические занятия направлены на развитие мотивационной основы речевой деятельности, самостоятельной речи. На занятиях идет коррекционная работа на лексическом уровне, работа над слоговой структурой слова Коррекция звуков ведется параллельно.
Логопедическое заключение: ОНР (I – II уровень).
Рекомендации: определение дальнейшего образовательного маршрута.
30.04.2019 Учитель-логопед_______/________
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 11»________ /_______