Как написать математику профиль на 70 баллов

Что нужно делать школьнику, чтобы получить 100 баллов?

Чтобы получить 100 баллов, надо любить и понимать математику (быть математиком — по сути, по настроению, по образу жизни). Если школьник рассматривает математику как второстепенный предмет, как предмет, который просто необходимо сдать, например, когда речь идет о поступлении на экономические направления, он не сможет получить 100 баллов ни при каком раскладе. Максимальный балл требует, чтобы человек всем своим «нутром и состоянием своего мозга» был ориентирован на математику. Потому что есть задачи, которые требуют четкого, хорошего логического мышления и владения абсолютно всем материалом. В нужный момент необходимо выудить необходимые знания и применить их для решения задачи. Есть такие задачи, на которые натаскать по принципу «делай вот так» просто нельзя (например, задача № 19). Даже если школьник прекрасно знает математику, 100 баллов получить очень сложно. Это единичные случаи.

По вашему опыту преподавания, какие разделы математики самые сложные и вызывают наибольшие затруднения?

Сегодня для школьника самое сложное — это геометрия. К сожалению, культура геометрии в школе просто отсутствует. И еще, конечно, задачи с параметрами. Старшеклассники их панически боятся. Но ученик, который понимает математику, и с этими задачами справляется. Для их решения требуется именно понимание, а все необходимые для этого знания изложены в курсе школьной математики.

А вообще, в любой теме есть простой материал (азы), который лежит в основе задач из первой части ЕГЭ, и сложный материал, который лежит в основе задач второй части. Думаю, что если есть желание, то каждый в состоянии освоить азы любой темы из школьной программы по математике, а вот более глубокое понимание этих тем и умение решать сложные задачи по силам не всем.

Ни о каком везении разговора быть не может, если школьник хочет получить больше 80 баллов

А какие темы можно назвать самыми простыми?

Обычно школьники легко решают линейные и квадратные уравнения, но только в том случае, если в них нет параметра. Так что по темам «Линейная функция» и «Квадратичная функция» есть простые задачи, а есть сложные. И так по любой теме. Можно сформулировать простую задачу, а можно такую, что никто не решит.

Простыми темами можно считать те, на большинство задач по которым можно школьника натаскать. Простая задача — это гарантированно правильно решенная. А про ЕГЭ (особенно про задачи первой части) так вообще нельзя говорить. Например, школьник знает, как решить задачу, но допускает арифметическую ошибку или невнимательно читает условие (ищет одну величину, а для ответа надо еще что-то с ней сделать). В итоге получается неверный ответ. И задача не решена. И не важно, простая она была или сложная.

Присутствует ли на ЕГЭ по математике фактор везения? Возможно ли получить высокий балл, если знаешь предмет на более скромный результат?

Да, это возможно, но только если речь идет о результате в районе 75 баллов или меньше. Ни о каком везении разговора быть не может, если школьник хочет получить больше 80 баллов. Там нужно решать сложные задачи из второй части, а они требуют четкого обоснования решения, что для большинства является непосильным. Здесь должна быть стабильность.

А можно завалить экзамен, если знаешь предмет очень хорошо?

Элементарно. Арифметические ошибки, невнимательное чтение условия задачи и просто паника. Все это приводит талантливых учеников к более скромным результатам.

Что же делать? Есть «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по математике?

Учить математику! Не натаскиваться по вариантам ЕГЭ, а систематически учить темы, разбираться, стараться понять. Тогда до многих задач школьник дойдет сам, своим умом, а это и есть залог успешной подготовки и высоких баллов. Математика — это, в первую очередь, понимание, а потом уже формулы и схемы решения. При подготовке методом натаскивания потолок — это 75 баллов. Одна и та же задача, сформулированная просто «с другого конца», натасканного ребенка деморализует. Он не может узнать знакомую задачу, а разобраться в «новой» сам не в состоянии.

Вот, например, задача № 17. Когда она появилась в вариантах диагностических работ, детям в школе начали давать формулы для ее решения. И школьники заучивали эти формулы, сопротивляясь попыткам учителей объяснить, откуда они взялись. Многие действовали методом «я знаю формулу и по ней буду решать». А на самом экзамене в условие внесли незначительное изменение, и ни одна из выученных формул не подходила. Как получить ту, которая позволит решить задачу, дети не знали. Вроде бы решили все 120 вариантов задания № 17, а на ЕГЭ дали 121-й вариант. В итоге те, кто не разбирался, задачу не решили.

Надо выбросить калькулятор и научиться считать без него

До ЕГЭ по математике осталось 3,5 месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Во-первых, выбросить калькулятор и научиться считать без него. Во-вторых, повторить теорию и выучить формулы (именно сейчас, а не перед экзаменом): то есть подготовить базу, а дальше решать задачи. Можно решать из сборников вариантов ЕГЭ, но, к сожалению, там их не очень много и они часто повторяются.

Каждый ребенок ставит для себя определенную планку в зависимости от того, куда собирается поступать и как знает предмет. Если говорить о заданиях второй части ЕГЭ, то во время подготовки необходимо прежде всего обратить внимание на задачи № 13, № 15 и № 17. Их можно научиться решать. Если решение не вызывает проблем, можно переходить к задачам № 14 и № 16.

Задачи № 18 и № 19 — это, конечно, уже очень высокий уровень, но попробовать можно. Если эти задачи идут хорошо, то я не думаю, что надо тратить оставшееся время на курсы. Лучше решить больше задач самостоятельно. Если же возникают проблемы или неуверенность, что вы все решаете верно, не откладывая обращайтесь за помощью. Эффективная стратегия на этот период — решать, решать и решать!

Как готовиться к заданиям повышенной сложности

Задание № 10 Задача легкая. Здесь важно внимательно читать условие. Внимание на единицы измерения! Все величины подставлять в одних единицах измерения.
Задание № 11 Текстовая задача. Не считаю ее сложной. Обратите внимание на вопрос задачи, что именно спрашивают в условии и в каких единицах измерения необходимо записать ответ. Часто школьники пишут скорость не того пешехода или производительность не той трубы.
Задания № 13, № 15 Задания решаемые, но должна быть база по всем темам алгебры. Особенное внимание необходимо обратить на область определения (в особенности это касается логарифма, тангенса и котангенса). Нужно уметь применять те тождественные преобразования, которые помогут решить задачу, а не заведут в тупик, и знать все формулы наизусть.
Задания № 14, № 16 Задачи по геометрии. Самое сложное в них — это умение доказать. Для этого школьник должен владеть всем материалом планиметрии и стереометрии, знать все теоремы и следствия из них, уметь их доказывать. И еще важен чертеж! Он может либо стать эффективным инструментом и подсказать правильный ход решения, либо, если сделан некорректно, помешать решению задачи.
Задание № 17 Несложная задача. Это задание на умение формализовать текстовую задачу, то есть записать условие задачи в виде уравнений или неравенств (этого же требует и решение задачи № 11). На ЕГЭ под этим номером пока стабильно дают задачу на проценты. Теоретически может быть и задача на поиск оптимального решения, но такие варианты пока встречались только в диагностических работах. После формализации условия получается стандартная математическая задача о нахождении экстремума функции или на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке (аналогично задаче № 12). Здесь важно не пользоваться готовыми формулами, а разбираться, почему в этой задаче так, а в другой иначе. Только тогда можно научиться переводить условие текстовой задачи на язык математики.
Задание № 18 Для решения этой задачи необходимо отличное владение предметом. Поможет ее решить знание свойств элементарных функций, умение исследовать функции и строить их графики. Все это есть в школьном курсе математики.
Задание № 19 Это задача для тех, кому интересна математика. В ходе решения может возникнуть необходимость обратиться к любому разделу предмета из программы любого класса. Нужно найти в своей голове и грамотно применить эти знания. В одной задаче может сочетаться арифметическая прогрессия со свойствами делимости чисел и нахождением наибольшего значения. Для решения этой задачи нужно понимать, когда достаточно привести пример, а когда необходимо строгое обоснование.

Прежде всего, давайте я расскажу вам несколько фактов о профильном ЕГЭ по математике:

  1. Уровень 80+ баллов на математике – это очень серьезно!

    Возможно, вы не в курсе, но больше 80 баллов на профильной математике набирает около 7-8% сдающих. То есть 3 человека из 30! Я не раз сталкивалась с ситуацией, когда мой ученик писал экзамен, скажем, на 76 баллов – и это был лучший результат по всей его школе! А всё потому, что…

  2. В обычной школе на уроках математике (по программе) — не учат решать вторую часть

    Да, вот так. Кто бы что ни говорил, но в курсе математики обычной среднестатистической школы практически НЕТ заданий из второй части ЕГЭ. Нет экономических задач на дифференцированный или аннуитентный платеж. Нет задач на делимость чисел. Нет заданий на графическое решение систем уравнений и неравенств с параметрами (а если и есть, то серьезное внимание им не уделяется, т.к. учитель ориентируется на среднего ученика). И поэтому, к большому сожалению, обычный среднестатистический отличник без дополнительной целенаправленной подготовки именно к ЕГЭ получит на экзамене 50-70 баллов.
    Конечно, большинство заданий второй части основывается на том, что проходили в школе, но уровень сложности гораздо выше тех задач, что решают в классе. Плюс есть нюансы оформления решений, на которых легко потерять баллы (см пункт 5).
    Да, это очень несправедливо. Да, это неправильно, но, увы, на данный момент все обстоит именно так.


  3.  4 часа не хватает 
  4. Это ни разу не шутка – если вы решаете на высокий балл, вам в буквальном смысле некогда попить воды! Нужно ведь не только решить, но и переписать на чистовик, плюс что-то перепроверить. А еще драгоценное время будет тратиться, например, на то, чтоб наблюдатель принес вам очередной листочек черновика или бланк ответов, и заполнил циферки на нем. И это тоже потеря времени, особенно когда решаешь все задачи и нужно 6-10 листов для второй части. Например, я сдавала в 2020 году ЕГЭ и знала, как решать 17 из 19 задач сразу, буквально только прочитав их. То есть, я почти не думала над их решением, а просто записывала свои мысли. В итоге я закончила заполнять бланки в последнюю минуту, а условие одной из задач я даже не успела толком прочитать.

  5. Во второй части дают уникальные задачи
  6. Ты не встретишь их ни в одном сборнике. Они абсолютно новые и часто содержат в себе новые подвохи и идеи решений, которые ты не встречал раньше.

  7. Проверяют ЕГЭ по математике строго
  8. Любая неверная строчка — и ты получаешь 0 баллов. Причем даже если это не влияет на ответ и написано в уголке мелким почерком для себя. Вот реальный пример с ЕГЭ 2020:

    одна неверная строчка 0 баллов

    Если бы не то, что выделено желтым, ученик получил бы 2 балла, но вместо этого получил 0.
    А вот тут у ученицы сняли балл за то, что она в пункте б не подписала на круге значения двух точек:

    не подписаны точки на круге

    Обращу ваше внимание: решение задачи полное и обоснованное, ответы и в пункте а, и в пункте б – верные, никаких претензий по существу нет. Просто на круге не написано где какая точка расположена – и сразу минус балл.
    Таких случаев полно. То есть, надо не просто правильно решить, а также не написать никакой глупости или даже просто неточности, плюс оформить всё как надо по критериям.

  9. Задачи не сбалансированы по сложности.
  10. То есть может попасть очень жесткая 14-ая задача, которая при правильном решении дает 2 первичных балла, и вполне «лайтовая» 17-ая, которая стоит 3 балла. Это очень частая ситуация!

Что же делать?

Ну, а теперь поговорим, что нам со всей этой «радостью» делать, если мы все равно планируем писать экзамен на 80+.

  1. Вам нужно уметь решать вторую часть и не более 2 раз ошибиться в первой

    Если вы помимо первой части полностью правильно решите 13, 15, 17, 19 (а,б) – вы получите 84 балла. Это хороший, серьезный результат, но перечитайте пункты 4 и 6, и вы поймете, что чтобы УВЕРЕННО набирать 80, надо также уметь решать несложные 18 и 19.

    Также неплохо бы быть способным решить 14 и 16-ую, но там есть нюанс — даже если вы хорошо знаете геометрию, это не значит, что вы решите эти задачи. Для решения 14 и 16 надо отлично знать геометрию, в том числе редкие теоремы, а так же прорешать 30-40 задач похожего типа с Решу ЕГЭ. Если вы специально не готовились к этим задачам или решили парочку похожих перед экзаменом, то шансов их решить на ЕГЭ почти нет.

  2. Нельзя ошибаться

    Да, вот так. Если вы собираетесь получать более 80 баллов — у вас нет права на ошибку. Почему? Времени крайне мало, и проверять некогда. На реальном ЕГЭ 2020 я решила досконально проверить 1-13 и 15 задачи. Это было ошибкой, потому что я в итоге потратила на это полчаса, а ошибок не нашла. Как следствие – я не успела более тщательно записать решение 19в и приступить к решению 14ой задачи. В результате мне не хватило одного балла до 100.

    Вывод – тренируйтесь сразу решать правильно, без проверок и прочего.

  3. Нужно понимать математику, алгоритмы не помогут

    Если вы не понимаете логики решений и решаете просто перебирая алгоритмы и подбирая формулу под условие – вы не напишите на действительно хорошие баллы. Потому что разных типов задач слишком много, ко всему алгоритмы не заучишь, а различных подвохов и нюансов — еще раз в 5 больше. Единственный способ написать экзамен хорошо – понимать математику. Понимать почему в одном случае делаем так, а в другом эдак.

    Вывод – разбирайтесь в логике математики! Тратьте силы на то, чтобы понять, это точно окупится! Для этого:

    1. Не учите алгоритмы – вникните, почему они такие какие есть. Разберитесь почему работает метод интервалов, и зачем в неравенствах надо переворачивать знак сравнения при отбрасывании логарифмов с основанием меньше единицы. Поймите, как возникает формула для расчета платежа в 17-ой задаче, а не пользуйтесь уже готовой. И прочее, прочее.

    2. Приучайтесь постоянно задавать вопрос: «почему?» Почему решение именно такое? Почему формулы такая? Ну и так далее.

  4. Нужно не боятся решать задачи, которые кажутся новыми и не стандартными

    Вот это очень важный пункт – учитесь не теряться в ситуации абсолютно незнакомой вам задачи. На экзамене вы практически гарантированно попадете в ситуацию «я такое не проходил», потому что, как мы уже говорили, на ЕГЭ часто дают уникальные задачи.

    Вывод – сейчас, при подготовке, приучайтесь вгрызаться в каждую задачу, не бегите сразу смотреть решения. Думайте! ДУМАЙТЕ!!! А для этого:

    • Учитесь рассуждать и задавать правильные вопросы.

      Например, вы не умеете решать неравенства с модулями и вдруг видите вот такое:

      (|3+|x+1||<5)

      «Ой, мы это не проходили, я не знаю, как это делать!» Всё? Сдаемся? Теряем баллы?

      Ни в коем случае! Вместо этого начинаем задавать вопросы:

      — Что передо мной? Неравенство.

      — Что оно «хочет»? Чтоб левая часть была меньше пяти.

      — А когда левая часть будет меньше пяти? Ну, когда внутри модуля будет число (4); (1,6); (0) или (-4,7), иными словами, любое число от (-5) до (5) (не включительно). Значит, это неравенство будет выполняться, когда одновременно будут выполняться два требования:

      (begin{cases}3+|x+1|>-5\3+|x+1|<5end{cases})

      То есть мы имеем систему неравенств.

      — Когда будет выполнять первое из них?…

      И так далее. Вот так это и делается! Теперь, продолжая задавать себе вопросы, дорешайте эту задачу до конца.

    • Даже если вы намертво застряли в задаче — не торопитесь читать решение. Гляньте на него одним глазком, просто для получения подсказки. Поймите одну какую-то идею, до которой вы не догадались, а после продолжите решение сами.

    • Если даже после этого задача не поддалась, то уже прорабатывайте решение плотно и конкретно. Разберитесь в каждой строчке — почему она именно такая? Как она получилась из предыдущей или исходного условия? Есть ли здесь другие пути решения? До какой идеи я не додумался, на что не обратил внимания, чего не понял?

  5. Начинайте готовиться к ЕГЭ НЕ ПОЗЖЕ начала сентября 11 класса

    Чтобы уверенно освоить с 13 по 18 нужно решить минимум по 30 задач из каждого номера. 30∙6=180 задач – и это минимум! Плюс еще надо изучить и хорошо понять теорию к этим задачам, а также порешать десяток-другой более простых, подготовительных задач из учебников или сборников.

    Да и первую часть тоже никто не отменял, к ней также надо готовится, хотя бы повторять (если вы ее знаете). За пару месяцев освоить такое количество материала просто не реально, даже за полгода – вряд ли.

    Кстати, если вы начинаете подготовку в 10-ом классе, лучше не прорешивайте стандартные ЕГЭ-шные задачи, а проходите программу 10 класса в углубленном формате, хорошо вникая в теорию. Помните, что школа не готовит ко второй части, поэтому нужно решать задачи сложнее тех, что проходят в классе. А 16 задачу ЕГЭ можно начать решать еще в 9 классе, используя сборник Гордина (учебник тут не сильно поможет, ибо слишком прост).

    Вывод: работы – море, так что не теряйте времени!

Сразу оговоримся  сдать экзамен по математике профильного уровня на 90+ очень сложно, и получить такие результаты могут единицы. Поэтому мы ориентировались на более реальный результат, который по силам большинству выпускников.

Бесплатные марафоны подготовки ВК  наше спасение

«Я училась в профильном
классе в школе, и у нас было больше часов математики, чем у остальных. С преподавателем
тоже повезло. Нам задавали много домашней работы, а на уроках мы практически
весь 11 класс готовились к заданиям формата ЕГЭ. Серьёзную самостоятельную подготовку
я начала за четыре месяца до даты экзамена. Конечно, лучше заниматься уже с лета перед 11
классом, пока есть время. Но у единиц хватает на это мотивации, и я не в их
числе.

Мне помогло системное обучение в команде друзей. Мы с
ребятами нашли бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ в группе ВК, вместе
выполняли задания, мотивировали друг друга. Это было наше спасение. Платить за такие марафоны не всегда
есть смысл — никогда не знаешь, оправдает он затраченные деньги или нет.

Также я готовилась по
вариантам прошлого года, а ещё думала, что смотреть рано утром задания из
других регионов — бред, ведь у нас такого точно не будет. А в итоге многое было
похоже, и было бы не лишним встать пораньше и прорешать несколько заданий. 17,
например, оказалось совершенно другого формата, мы по таким не готовились.
Поэтому я потеряла много баллов.

Конечно, 74 балла — не
лучший результат, я ожидала большего. Хотя для этого предмета такие баллы выше
среднего».

— Любовь Н., 74 балла

ЕГЭ по математике в позапрошлом году — самый несправедливый экзамен

«Я с сентября усердно готовилась, смотрела
вебинары, постоянно писала пробники… Перед экзаменом в интернете начали гулять фотографии
вариантов, которые будут. Ну а я что? Думала, что ЕГЭ — самое честное, что есть
в нашей стране. Так что я и не смотрела в их сторону. Всё волновалась,
готовилась до последнего момента… И вот наступил экзамен.

Когда выдали вариант, я
краем глаза посмотрела на вторую часть и подумала, что мне повезло. Как же я
ошибалась! Первую часть сделала очень быстро, проверив три раза. Начала решать
вторую. Там всё шло наперекосяк: у меня получился иррациональный ответ в №13 и №17,
странный промежуток в №15. Отчаявшись, я попыталась решить №14, №19… В итоге
сдала бланки самая последняя. А вечером, когда зашла ВК, обнаружила, что фотографии
были с реальными моими заданиями! Моё сердце разрывалось от обиды. Считаю, что ЕГЭ по математике в прошлом году — самый несправедливый экзамен».

—  Снежана Т., 72 балла

Во второй части — сплошная подстава

«Я начала готовиться к экзаменам с начала
сентября. Поставила для себя чёткую цель и забыла про гулянки, сериалы, соц.сети.
Всё своё свободное время посвящала подготовке. Я не ходила ни к одному
репетитору, всю подготовку осуществляла сама. Единственное — записалась на
платную онлайн-школу, и она мне помогла, направив в нужное русло. 

Самое главное — иметь интерес. Если нет желания, ты не будешь заниматься. Ещё нужна большая
сила воли, чтобы постоянно быть в тонусе и не расслабляться.

Подготовиться к экзаменам за
короткий срок реально — моя однокурсница тому подтверждение. Она начала
подготовку с февраля и все ЕГЭ сдала 80+. Но для этого необходимо иметь
мегамозг.

Мне же сложно далось всё. Во второй части по математике была сплошная
подстава. Весь год решаешь одни задания, а приходишь на экзамен — там абсолютно
новые. Да и первую, честно говоря, тоже не надо недооценивать: нужно быть предельно внимательным к
каждому слову».

— Ксения П., 80 баллов

Истории собрали Виктория Степанова, Арина Филиппова 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать масштаб комнаты
  • Как написать масти карт
  • Как написать мастеру что я не приду
  • Как написать мастеру что отменяю запись
  • Как написать мастеру что не сможешь прийти