Как написать меморандум

Что такое меморандум? 

Меморандум — это документ неправового характера. Сам по себе он не порождает правовых последствий, хотя может быть объектом договора или даже основанием для взыскания убытков. Меморандум — это результат исследования определенной проблемы. 

Как правильно составить меморандум?

В структуре меморандума можно выделить вводную, основную и резолютивную части. В вводной части кратко описывается суть проблемы и имеющиеся в распоряжении составителей меморандума факты, а также ФИО составителей меморандума. Также в вводной части формулируется вопрос для рассмотрения. В основной части указывается, какие именно исследования были приведены, какие материалы рассмотрены и т.д. В резолютивной части делается вывод и даются варианты решения поставленных задач. 

Зачем составляется меморандум? 

Меморандумы часто составляются юридическими фирмами: в них описываются выводы, к которым пришли юристы, исследуя проблемы правового характера.


Download Article


Download Article

A memorandum of agreement, or MOA, is a written document that describes and defines the cooperative relationship between two parties who want to work together to achieve common goals. MOAs are most common in the nonprofit and research sectors, particularly when a for-profit corporation wants to work with a nonprofit organization or research institution to produce advancements in a particular field. The agreement itself can be as simple or as elaborate as you want it to be, and in most cases the completed and signed document will not be legally binding. Rather, it serves as an outline to provide guidance for those working on the project.

  1. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 1

    1

    Include a discussion of the problem to be addressed. Although it’s not necessary, you may want to include a statement of the problem or issue that motivated the two parties to work together.

    • If the partnership is intended to combat a problem, you may want to begin the agreement by discussing the impact of the issue and how it affects people.
    • For example, if your organization is partnering with a company to research a cure for a disease, begin by describing the disease and the damage it does to people.
  2. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 2

    2

    Identify the parties involved. Begin your agreement by providing the names of the organizations or business entities that will be working together.

    • Make sure you include general contact information for each party to the MOA, as well as names and contact information for leaders or key point people on the project.
    • You also might want to note any other connections or affiliations each entity has, especially if those associations will be used to pursue an objective outlined in the MOA.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 3

    3

    Explain why the parties came together. Your explanation here should focus less on the overall goals of the project and more on what each party brings to the table and why you can accomplish more by joining forces.

    • Include any motivating factors, such as funding, experience, or resources, that make the partnership especially valuable.
    • If one party initiated the partnership and chose the other from a field of applicants, you might want to include that information as well.
  4. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 4

    4

    Describe the scope of the work that will be done. Provide a basic description of what the project anticipated by the agreement will entail.

    • This description should include the broad strokes of the collaborative efforts between the parties to the agreement.
    • Reference the agreement and state that it spells out the particular terms of the partnership.
    • Although the agreement may not be legally binding, you can note that the agreement will be used to define and guide the relationship and operations.
  5. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 5

    5

    Summarize the purpose of the agreement. Close the introduction of your agreement by explaining what the project hopes to achieve.

    • You may want to start this paragraph of the agreement with language such as, «Through this agreement, [Organization A] and [Organization B] hope to …» and then describe the purpose.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 6

    1

    Describe collaborative tasks. Any specific aspects of the project in which both parties will be working in concert should be outlined first. Use as much detail as possible in describing the individual tasks.[1]
    Keep in mind that collaborations work best when both parties understand exactly what’s expected of them.

    • Include specifics such as dates, numbers of people working, and locations if any of these details are available or relevant to the task being completed.
    • Being as specific as possible in the MOA can prevent misunderstandings and disagreements that can create animosity among staff and make it difficult to achieve your common goals.[2]
  2. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 7

    2

    Categorize the work to be performed. Depending on the size and scope of your project, the types of tasks to be done may fall under several categories. For example, if you are a nonprofit youth organization partnering with a state organization to create an after-school activity center, you might have tasks to be completed in technology, construction, design, education, and planning categories.

    • You also might want to include categories for marketing, publicity, or recruitment efforts.
    • Within each category, you can more easily specify in precise terms what each party will be responsible for completing.
    • Organize your agreement the way it most makes sense to you and will be easiest to follow.
    • In some situations, it may make sense to organize it by categories, while in others you may want to list each party’s responsibilities separately.
  3. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 8

    3

    Specify the roles of each party. After you’ve placed the tasks into general categories, you should detail what each party is expected to contribute to the final goal. For example, one party may be responsible for providing materials while the other party provides the bulk of the staffing to complete the project.

    • In the research sector, you may have university students doing the actual research while the company with which the MOA is being entered provides the samples for testing.
    • If one party’s completion of certain tasks is dependent or contingent on the other party’s performance, you should note that in this section.
    • In addition to specific roles, include other responsibilities or obligations created by the MOA, such as acknowledgement of the other party in publications or media coverage of the project.[3]
    • You should also address the ability to use the other party’s trademarked logos.[4]
  4. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 9

    4

    Clarify the goals of the project. You should identify multiple sub-goals or benchmarks as well as the ultimate goal of the work being performed under the agreement. If one party has supervisory authority, you may want to schedule regular audits, evaluations, or assessments of the work being completed. Otherwise, you should determine how best to ensure any stated benchmarks are being met.

    • Your goals may depend on whether you are collaborating with the other party for a specific project, or sharing resources for a longer period of time.[5]
    • You also may create an MOA because you and another party have agreed to share resources, such.[6]
      In these sorts of partnerships, your MOA should delineate which resources are shared and which remain separate.
    • If services are being provided to the public, make sure the target population and numbers of people you intend to be equipped to help are clearly defined.[7]
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 10

    1

    State the dates the agreement will be in effect. You may want your agreement to last for a specified period of time, or you may set it to continue until certain goals or benchmarks are reached.

    • If you intend the agreement to take effect from the moment it is signed, include that language, and make sure dates are included next to the signatures of the parties.
    • If you’ve decided the agreement will end once a certain goal is achieved or project is completed, make sure you’ve included adequate evaluation procedures.
    • If your agreement has addressed the use of intellectual property such as trademarked logos, include a provision along with the dates of the MOA that addresses ownership of that IP.[8]
  2. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 11

    2

    Consider including a payment schedule. If one party is to provide funding for the project, you may want to include the payment schedule in your MOA or reference a separate contract that outlines those numbers.

    • If one party is providing funding for the project, you may want to set periodic payments on specific dates, or after the verified completion of specific stages of the project.
    • Keep in mind that since MOAs typically aren’t viewed as legally binding, you may want to create a separate contract that makes the payments binding.[9]
    • At the same time, if an MOA includes provisions regarding specific amounts of money, courts will almost always view the agreement as a legally binding contract.[10]
  3. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 12

    3

    Describe how the agreement can be modified or terminated. After work begins, the project may evolve or new issues may appear that weren’t contemplated when you made the agreement.

    • Since you have a written agreement, you want to provide that the agreement can only be modified or updated with another written agreement.
    • Since the partnership and collaboration is voluntary, you probably want to allow either party to terminate the agreement at any time.
    • Keep in mind that since MOAs aren’t legally binding, your MOA won’t include many of the recitals related to damages and breach that typically are found in contracts.[11]
  4. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 13

    4

    Create signature blocks for each party’s principals. The signature of people with the authority to bind their organizations will set the agreement in motion. Make sure you provide the MOA to the other party so representatives can review it before signing.

    • If they disagree with anything in the MOA, or need clarification on any of the terms, you may need to rewrite the document to address those points.[12]
    • Once both parties have signed, make at least one copy for each party, and keep the original in a safe and mutually accessible place.
  5. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 66,451 times.

Reader Success Stories

  • Anthony Ciavarelli

    Anthony Ciavarelli

    Jan 24, 2019

    «The whole tutorial approach to preparing legal documents is great. I run a small consulting business, and lawyers…» more

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!


Download Article


Download Article

A memorandum of agreement, or MOA, is a written document that describes and defines the cooperative relationship between two parties who want to work together to achieve common goals. MOAs are most common in the nonprofit and research sectors, particularly when a for-profit corporation wants to work with a nonprofit organization or research institution to produce advancements in a particular field. The agreement itself can be as simple or as elaborate as you want it to be, and in most cases the completed and signed document will not be legally binding. Rather, it serves as an outline to provide guidance for those working on the project.

  1. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 1

    1

    Include a discussion of the problem to be addressed. Although it’s not necessary, you may want to include a statement of the problem or issue that motivated the two parties to work together.

    • If the partnership is intended to combat a problem, you may want to begin the agreement by discussing the impact of the issue and how it affects people.
    • For example, if your organization is partnering with a company to research a cure for a disease, begin by describing the disease and the damage it does to people.
  2. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 2

    2

    Identify the parties involved. Begin your agreement by providing the names of the organizations or business entities that will be working together.

    • Make sure you include general contact information for each party to the MOA, as well as names and contact information for leaders or key point people on the project.
    • You also might want to note any other connections or affiliations each entity has, especially if those associations will be used to pursue an objective outlined in the MOA.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 3

    3

    Explain why the parties came together. Your explanation here should focus less on the overall goals of the project and more on what each party brings to the table and why you can accomplish more by joining forces.

    • Include any motivating factors, such as funding, experience, or resources, that make the partnership especially valuable.
    • If one party initiated the partnership and chose the other from a field of applicants, you might want to include that information as well.
  4. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 4

    4

    Describe the scope of the work that will be done. Provide a basic description of what the project anticipated by the agreement will entail.

    • This description should include the broad strokes of the collaborative efforts between the parties to the agreement.
    • Reference the agreement and state that it spells out the particular terms of the partnership.
    • Although the agreement may not be legally binding, you can note that the agreement will be used to define and guide the relationship and operations.
  5. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 5

    5

    Summarize the purpose of the agreement. Close the introduction of your agreement by explaining what the project hopes to achieve.

    • You may want to start this paragraph of the agreement with language such as, «Through this agreement, [Organization A] and [Organization B] hope to …» and then describe the purpose.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 6

    1

    Describe collaborative tasks. Any specific aspects of the project in which both parties will be working in concert should be outlined first. Use as much detail as possible in describing the individual tasks.[1]
    Keep in mind that collaborations work best when both parties understand exactly what’s expected of them.

    • Include specifics such as dates, numbers of people working, and locations if any of these details are available or relevant to the task being completed.
    • Being as specific as possible in the MOA can prevent misunderstandings and disagreements that can create animosity among staff and make it difficult to achieve your common goals.[2]
  2. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 7

    2

    Categorize the work to be performed. Depending on the size and scope of your project, the types of tasks to be done may fall under several categories. For example, if you are a nonprofit youth organization partnering with a state organization to create an after-school activity center, you might have tasks to be completed in technology, construction, design, education, and planning categories.

    • You also might want to include categories for marketing, publicity, or recruitment efforts.
    • Within each category, you can more easily specify in precise terms what each party will be responsible for completing.
    • Organize your agreement the way it most makes sense to you and will be easiest to follow.
    • In some situations, it may make sense to organize it by categories, while in others you may want to list each party’s responsibilities separately.
  3. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 8

    3

    Specify the roles of each party. After you’ve placed the tasks into general categories, you should detail what each party is expected to contribute to the final goal. For example, one party may be responsible for providing materials while the other party provides the bulk of the staffing to complete the project.

    • In the research sector, you may have university students doing the actual research while the company with which the MOA is being entered provides the samples for testing.
    • If one party’s completion of certain tasks is dependent or contingent on the other party’s performance, you should note that in this section.
    • In addition to specific roles, include other responsibilities or obligations created by the MOA, such as acknowledgement of the other party in publications or media coverage of the project.[3]
    • You should also address the ability to use the other party’s trademarked logos.[4]
  4. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 9

    4

    Clarify the goals of the project. You should identify multiple sub-goals or benchmarks as well as the ultimate goal of the work being performed under the agreement. If one party has supervisory authority, you may want to schedule regular audits, evaluations, or assessments of the work being completed. Otherwise, you should determine how best to ensure any stated benchmarks are being met.

    • Your goals may depend on whether you are collaborating with the other party for a specific project, or sharing resources for a longer period of time.[5]
    • You also may create an MOA because you and another party have agreed to share resources, such.[6]
      In these sorts of partnerships, your MOA should delineate which resources are shared and which remain separate.
    • If services are being provided to the public, make sure the target population and numbers of people you intend to be equipped to help are clearly defined.[7]
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 10

    1

    State the dates the agreement will be in effect. You may want your agreement to last for a specified period of time, or you may set it to continue until certain goals or benchmarks are reached.

    • If you intend the agreement to take effect from the moment it is signed, include that language, and make sure dates are included next to the signatures of the parties.
    • If you’ve decided the agreement will end once a certain goal is achieved or project is completed, make sure you’ve included adequate evaluation procedures.
    • If your agreement has addressed the use of intellectual property such as trademarked logos, include a provision along with the dates of the MOA that addresses ownership of that IP.[8]
  2. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 11

    2

    Consider including a payment schedule. If one party is to provide funding for the project, you may want to include the payment schedule in your MOA or reference a separate contract that outlines those numbers.

    • If one party is providing funding for the project, you may want to set periodic payments on specific dates, or after the verified completion of specific stages of the project.
    • Keep in mind that since MOAs typically aren’t viewed as legally binding, you may want to create a separate contract that makes the payments binding.[9]
    • At the same time, if an MOA includes provisions regarding specific amounts of money, courts will almost always view the agreement as a legally binding contract.[10]
  3. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 12

    3

    Describe how the agreement can be modified or terminated. After work begins, the project may evolve or new issues may appear that weren’t contemplated when you made the agreement.

    • Since you have a written agreement, you want to provide that the agreement can only be modified or updated with another written agreement.
    • Since the partnership and collaboration is voluntary, you probably want to allow either party to terminate the agreement at any time.
    • Keep in mind that since MOAs aren’t legally binding, your MOA won’t include many of the recitals related to damages and breach that typically are found in contracts.[11]
  4. Image titled Write a Memorandum of Agreement Step 13

    4

    Create signature blocks for each party’s principals. The signature of people with the authority to bind their organizations will set the agreement in motion. Make sure you provide the MOA to the other party so representatives can review it before signing.

    • If they disagree with anything in the MOA, or need clarification on any of the terms, you may need to rewrite the document to address those points.[12]
    • Once both parties have signed, make at least one copy for each party, and keep the original in a safe and mutually accessible place.
  5. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 66,451 times.

Reader Success Stories

  • Anthony Ciavarelli

    Anthony Ciavarelli

    Jan 24, 2019

    «The whole tutorial approach to preparing legal documents is great. I run a small consulting business, and lawyers…» more

Did this article help you?

Get all the best how-tos!

Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter

Subscribe

You’re all set!

Добавлено в закладки: 0

Что такое меморандум? Описание и определение понятия.
Меморандум– это дипломатический документ, который содержит детальное изложение какого-нибудь международного вопроса, обоснование  государстМеморандум-280x210венной позиции и анализ ситуации. Или же, служебная справка или докладная записка. Еще меморандум может обозначать письмо с напоминанием о чем-нибудь (к примеру, в торговых отношениях). Или же перечисление опасностей в страховых полисах, страхование от которых проводится.

Меморандум (от лат. memorandum — то, о чем необходимо помнить):

  • меморандум в экономических или международных отношениях — дипломатический документ, который обычно вручается лично представителю другой страны (корпорации, компании) или прилагается к дипломатической ноте, в котором детально излагают фактическую сторону вопроса, интересующего обе стороны, дают анализ определенных положений, приводят обоснование позиции государства (стороны, которая договаривается);
  • в различных учреждениях — служебная справка, докладная записка;
  • в торговле — письмо с напоминанием о чем-нибудь;
  • в страховых полисах (в особенности морских) — перечисление опасностей, страхование от которых не проводится;
  • ограничение, устанавливаемое компанией-дистрибьютором кинофильма, по акциям и скидкам для кинопрокатчиков;
  • отметка всего, что достойно запечатления в памяти.

Инвестиционный меморандум — документ, содержащий структурированную информацию, предоставляемую потенциальным инвесторам.

Рассмотрим, более детально, что значит  меморандум.

Суть меморандума как юридического документа

Меморандум – это официальный юридический, чаще всего дипломатический, документ, в котором изложена суть вопроса или одна сторона напоминает другой стороне о выполнении какого-либо обещания и или требует выполнить что-либо. Чаще всего предметом меморандума служат важные государственные и политические вопросы в отношениях между странами, которые невозможно решить без согласия обоих сторон.

Меморандум может быть трактован в абсолютно разном значении, само происхождение слова от латинского «memorandum» — означает то, о чём следует помнить.

Термин «меморандум» включает следующие значения:

  1.  В международных отношениях – это дипломатический документ соответствующего государства, в котором подробно излагается фактическая (или юридическая) сторона какого-то международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства. Также меморандумом может быть особый дипломатический документ, памятная записка с изложением взглядов правительства по какому-либо вопросу; такой документ обычно прилагается к ноте, дополняя и обосновывая ее положения.
  2.  Докладная записка, служебная справка.
  3.  Письмо с напоминанием о чем-либо (в торговле), обычно о задолженности.
  4. Список видов риска в страховых полисах, страхование от которых не производится.
  5.  Франшизы, используемые страховщиком и сведённые для удобства пользования в общую таблицу.
  6.  Меморандум — книга, которая описывает историю прошлого.мемоgres

Меморандум — чаще всего используется как приложение к ноте (нота — документ, с помощью которого может быть заявлено право или притязание, протест против неправильных актов другого правительства). В нём подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса, даётся анализ каких-либо положений или содержатся возражения на доводы другой стороны, меморандум-приложение пишется не на бланке, без номера, обычно (но не во всех странах) в нём указываются место и дата отправления. Если же меморандум послан отдельно (так называемый меморандум-экспресс) или с нарочным, он составляется на бланке, с указанием места и даты отправления, но всегда без подписи и печати.

Примеры меморандумов

МемоsИнвестиционный меморандум — документ, который содержит структурированную информацию, которая предоставляется потенциальным инвесторам.

MoU (Меморандум, (англ. memorandum of understanding) — меморандум, многостороннее соглашение между партиями или компаниями описывающее общую линию действия.

Дебетовый меморандум – это:

  •  документ, используемый продавцом для извещения покупателя о том, что соответствующий данному покупателю счет к получению был дебетован;
  •  документ, предоставляемый банком вкладчику, который информирует о том, что банковский счет вкладчика сокращен вследствие определенных событий ( например, в результате отчислений за банковские услуги).

Меморандум: основные понятия

Как уже было отмечено выше, меморандум – это юридический документ, содержание которого может видоизменяться в зависимости от того, в какой сфере его используют.

Меморандумы являются неотъемлемой частью международных отношений.
Если рассматривать меморандум как дипломатический документ, то он содержит детальное обоснование позиции одной из сторон как правило со ссылками на другие документы, а также аналитические данные, также меморандум является приложением к дипломатической ноте и вручается лично представителю государства, с которым ведутся переговоры.

В политической сфере под меморандумом понимается многостороннее соглашение (например. между государствами, общественными организациями или партиями), в мемоesкотором представляется или описывается общая линия взаимодействия.

В рамках делопроизводства и организации деятельности организации или предприятия в целом меморандум – это служебное письмо или докладная записка.

В рамках торговых отношений меморандум является документом, который напоминает о каких-то финансовых обязательствах или же определенных обязательств в рамках заключенного договора.

Страховой полис в качестве одного из дополнений может иметь меморандум – документ, который перечисляет обстоятельства, при которых выплаты страхового характера осуществляться не будут, а также раскрывает их суть.

Инвестиционные меморандумы (как разновидность юридических документов) содержат в себе ценную информацию для возможных инвесторов.

Меморандумы составляются юристами в ходе правовой оценки документов и договоров.

То есть это может быть любой документ, дающий конкретному лицу или компании пояснения по любому вопросу юридической направленности.

Таким образом, под понятие меморандум попадает довольно широкий спектр юридических документов, которые используются в различных сферах деятельности.

Структура меморандума

В какой бы сфере деятельности данный документ не использовался, он должен соответствовать четкой структуре и общим требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.

Основные составляющие структуры данного документа – это:

  1. Вводная часть (содержит информацию о фактической стороне вопроса, а также в общих чертах раскрывает суть документа ).
  2. Основная часть (указывается, о чем собственно документ, подробный правовой анализ и оценка проблемы и поставленных в водной части задач).
  3. Ссылки на конкретные законы и их статьи (конечно, лучше не пренебрегать важностью и необходимостью ссылаться на нормы законодательства, но в то же время текст, который перегружен бесконечными названиями законов и перечислением статей, будет сложен к восприятию). Оптимальным вариантом будет упоминание их в сносках, при наличии развернутого ответа или анализа, с указанием содержания статьи или конкретного ее пункта. Также лучше воздержаться от самостоятельной интерпретации статей законов и ограничиться только официальными комментариями.
  4. Предупреждение о последствиях решения (или же не решения) обозначенной в основной части проблемы или поставленной задачи. Эта часть документа ориентирована на доходчивое разъяснение последствий нерешения проблемы, а также вариантов и оптимальных способов ее решения. Здесь лучше будет воздержаться от субъективного (личного) восприятия проблемы и предоставить оптимальный вариант решения. Юрист, который работает над составлением меморандума должен предложить механизм решения задачи, который будет оптимальным для клиента в условиях сложившейся ситуации.
  5. Заключение (или тезисные выводы).

Меморандум может использоваться внутри какой-то определенной компании или рабочей группы. В отличие от обычного делового письма, меморандум менее формален и поэтому короче. Приветствие и завершающие пожелания обычно в нем отсутствуют . Также стоит отметить, что меморандум  имеет свою специфику в оформлении.

Цель меморандума и анализ аудитории

МемоgesОбычно меморандум или информирует об изменениях, или предлагает принять участие в чем-либо.

Наиболее эффективные меморандумы связывают цели автора с интересами адресатов – тогда, как правило, проблемы и решаются.

Право писать меморандумы имеют все: от младших исполнителей до глав компаний.

Обычно меморандум пишут коллегам, но иногда – работникам других подразделений или даже компаний, занятых в общем проекте.

При написании меморандума важно учитывать, какой именно информацией адресаты уже владеют, а какую им необходимо донести.

Варианты построения меморандума

Существуют три варианта построения текста меморандума:Мемо

Прямое построение текста. То есть сначала описывается самое главное, а уже потом детали. Так обычно пишут о текущих делах или новостях.

Обратное построение текста. Сначала контекст, потом уже выводы. Так пишут о чем-то необычном, когда хотят сначала заинтересовать чем-то адресата и подвести его к нужным выводам.

Комбинированное построение текста. Так обычно извещают о плохих новостях.

Итак, главное в написании меморандумов:

  •   Прежде чем начать писать меморандум, подумайте хорошенько о своей аудитории и будьте внимательны к ней. Меморандум должен быть достаточно читабельным и легко понятным всем. Стоит заранее убедиться, что вы хорошо знаете людей, которым вы пишете. Никогда не приступайте к написанию меморандума, не представив себе в полном свете аудиторию.  В меморандуме должна быть дана детализированная правовая оценка, с комплексом выводов. При составлении меморандума необходимо всегда находиться в рамках обозначенной проблемы.
  •   Избегайте сложных, закрученных и неясных предложений. Самый лучший подход – одна мысль в одном предложении. Так как читают меморандум не только узкие специалисты, к сути проблемы следует подходить планомерно и поэтапно.
  •    Соблюдайте формат меморандума. Смысл текста должен быть понятен каждому человеку.
  •    Если у меморандума есть приложения – обязательно сообщите о них.
  •    Используйте деловой стиль: говорите от первого лица, употребляйте простые и понятные слова, будьте неформальны в допустимых пределах, будьте конкретны и точны. Воздерживаться следует и от теоретических рассуждений абстрактного характера.
  •    Перед тем как отправлять меморандум всегда внимательно его читайте.

Мы коротко рассмотрели меморандум,  его суть и структуру, варианты построения, примеры и виды.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Как написать меморандум

Меморандум – это не смертельная болезнь, как может показаться по названию, это обычная памятка. Только оформлена она должна быть в соответствии определенным стандартам. Используют меморандум чаще всего на рабочем месте для эффективного и быстрого общения с коллегами. Поэтому знать, как его правильно писать, не будет лишним.

Как написать меморандум

Вам понадобится

  • — лист бумаги,
  • — ручка.

Инструкция

Четко сформулируйте свою мысль. Для написания меморандума необходимо выстроить информацию, которую вы хотите передать. Поэтому мысль должна быть краткая, ясная и верно сформулированная. Постарайтесь подумать, как донести то, что вы хотите сказать, в более понятном виде. Кстати, обратите внимание на то, что существует множество разновидностей меморандумов, к примеру, инвестиционный. Чтобы написать его, следует найти шаблон с примером написания или обратиться к специалисту.

Обратите внимание на оформление. Памятка должна иметь четко выстроенную структуру, соответствующую принятым стандартам – вверху заголовок, чуть ниже строка «кому», далее «от кого», затем указание даты, после этого предмет сообщения (в двух-трех словах), и только потом непосредственный текст сообщения. Меморандум не должен быть слишком длинным. Всего должно получиться около двух-трех предложений. Также следует поставить свою подпись рядом со строкой «от кого».

Будьте внимательны к деталям. Во-первых, не стоит перегружать ваше сообщение лишней информацией, которая к делу совершенно не относится. Все, что вы хотите донести до получателя, должно быть сформулировано очень кратко, без лишних слов. Во-вторых, следите за грамотностью, особенно за грамматическими ошибками. Ведь ошибка может привести к искажению смысла, а, следовательно, человек не сможет понять, чего вы от него хотите. Также грамотность – это один из показателей профессионализма, поэтому проверьте заметку несколько раз.

Думайте о получателе. В зависимости от целевой аудитории, на которую рассчитан меморандум, следует использовать определенный стиль письма. Желательно, чтобы ваш текст привлек внимание и, соответственно, помог в решении проблемы. Также не запрещается указывать несколько имен получателей, поэтому укажите всех, кто на ваш взгляд сможет оказать помощь в этом вопросе.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Меморандум о намерениях, или, по аналогии с термином, применяемым в английской системе права, записка о намерениях (LOI Letter of intent) – это предварительное соглашение, единственное назначение которого — фиксация достигнутых в процессе переговоров сторонами предполагаемых условий предполагаемого договора.

Файлы в .DOC:Бланк меморандума о намеренияхОбразец меморандума о намерениях

Назначение меморандума

Существует несколько способов оформить намерения контрагентов на бумаге. Это может быть договор о намерениях, предварительный договор, предварительный договор с задатком и т.д.

По сути, меморандум о намерениях имеет те же функции, что и любой из предварительных договоров с той лишь разницей, что меморандум – это не договор, это своего рода памятка по результатам предварительных переговоров по договорным условиям.

То есть посредством меморандума будущие контрагенты фиксируют свои договоренности, в то время как предварительный договор является прообразом основного договора.

Соответственно, никаких обязательств после подписания меморандума у сторон не возникает. Каких-либо установленных законом рамок для меморандума не существует, то есть применяться он может по любым планируемым видам ограничений.

Однако по традиции сфера применения меморандумов о намерениях охватывает правоотношения, связанные с инвестициями или с куплей-продажей готового бизнеса (о составлении договора данного вида мы рассказали тут). Так, в меморандум могут вноситься сведения:

  1. о контрагентах;
  2. о предмете переговоров;
  3. о планируемом сроке заключения договора;
  4. о цене сделки;
  5. о количестве продукции;
  6. об условиях доставки;
  7. об основных условиях сделки и т.д.

Составление меморандумов целесообразно в случаях, когда ведется несколько переговоров с разными потенциальными контрагентами. После окончания переговорного процесса можно будет сравнить меморандумы и выбрать наиболее подходящего контрагента с наиболее подходящими предложениями.

Таким образом, меморандум – это документирование достигнутых договоренностей, вернее, перевод устных договоренностей в письменную форму.

Меморандум о намерениях. Часть 1

Виды меморандумов

Выше мы уже говорили, что меморандум – это принятое в российском правовом поле понятие.

Английская система права в этом смысле более точна, поскольку то, что в России именуется меморандумом, английские юристы подразделяют на три вида документов, а именно:

  1. LOI (Letter of intent, письмо о намерениях) или Term Sheet (условия кредитования) в случае, если одна из сторон – банковская структура. Письмо о намерениях не устанавливает права и обязанности сторон, а лишь фиксирует результаты переговоров;
  2. MOU (memorandum of understanding, меморандум о взаимопонимании или «джентльменское соглашение»). Применяется по результатам переговоров об инвестировании. В MOU вносятся сведения о договоренностях относительно совместных действий.
  3. договор о намерениях, или практически предварительный договор, но без обязательственной части.

К какому бы из вышеперечисленных видов ни относился меморандум, он в любом случае не будет накладывать на участников меморандума никаких обязательств.

Составление меморандума

В рамках данной статьи наши пользователи имеют возможность скачать типовой шаблон меморандума и ознакомиться с образцом его заполнения.

В предназначенные для заполнения строки шаблона потребуется внести следующие сведения:

  1. дату и место составления меморандума;
  2. наименования участников меморандума;
  3. предмет меморандума;
  4. условия, по которым достигнута договоренность (планируемый срок заключения договора, цена договора, иные обговоренные условия);
  5. подписи сторон меморандума.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Меморандум – это официальный юридический, чаще всего дипломатический, документ, в котором изложена суть вопроса или одна сторона напоминает другой стороне о выполнении какого-либо обещания и или требует выполнить что-либо. Чаще всего предметом меморандума служат важные государственные и политические вопросы в отношениях между странами, которые невозможно решить без согласия обоих сторон.

Меморандум может быть трактован в абсолютно разном значении, само происхождение слова от латинского «memorandum» — означает то, о чём следует помнить.

Содержание

  • 1 Основные понятия
  • 2 Меморандум: основные понятия
    • 2.1 Структура меморандума
    • 2.2 Цель меморандума и анализ аудитории
    • 2.3 Варианты построения меморандума
  • 3 Написание меморандума – служебных и докладных записок
  • 4 Образец оформления справки меморандум – гражданское право – 2019
    • 4.1 За правовое государство!
    • 4.2 Справка служебного характера
    • 4.3 Пример оформления справки
    • 4.4 Справка личного характера
    • 4.5 Справка-меморандум отдела ФСБ войсковой части
  • 5 Меморандумы в истории

Основные понятия

Термин «меморандум» включает следующие значения:

  1.  В международных отношениях – это дипломатический документ соответствующего государства, в котором подробно излагается фактическая (или юридическая) сторона какого-то международного вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства. Также меморандумом может быть особый дипломатический документ, памятная записка с изложением взглядов правительства по какому-либо вопросу; такой документ обычно прилагается к ноте, дополняя и обосновывая ее положения.
  2.  Докладная записка, служебная справка.
  3.  Письмо с напоминанием о чем-либо (в торговле), обычно о задолженности.
  4. Список видов риска в страховых полисах, страхование от которых не производится.
  5.  Франшизы, используемые страховщиком и сведённые для удобства пользования в общую таблицу.
  6.  Меморандум — книга, которая описывает историю прошлого.

Меморандум — чаще всего используется как приложение к ноте (нота — документ, с помощью которого может быть заявлено право или притязание, протест против неправильных актов другого правительства). В нём подробно излагается фактическая сторона того или иного вопроса, даётся анализ каких-либо положений или содержатся возражения на доводы другой стороны, меморандум-приложение пишется не на бланке, без номера, обычно (но не во всех странах) в нём указываются место и дата отправления.

Если же меморандум послан отдельно (так называемый меморандум-экспресс) или с нарочным, он составляется на бланке, с указанием места и даты отправления, но всегда без подписи и печати.

Меморандум: основные понятия

Как уже было отмечено выше, меморандум – это юридический документ, содержание которого может видоизменяться в зависимости от того, в какой сфере его используют.

Меморандумы являются неотъемлемой частью международных отношений.
Если рассматривать меморандум как дипломатический документ, то он содержит детальное обоснование позиции одной из сторон как правило со ссылками на другие документы, а также аналитические данные, также меморандум является приложением к дипломатической ноте и вручается лично представителю государства, с которым ведутся переговоры.

В политической сфере под меморандумом понимается многостороннее соглашение (например. между государствами, общественными организациями или партиями), в
котором представляется или описывается общая линия взаимодействия.

В рамках делопроизводства и организации деятельности организации или предприятия в целом меморандум – это служебное письмо или докладная записка.

В рамках торговых отношений меморандум является документом, который напоминает о каких-то финансовых обязательствах или же определенных обязательств в рамках заключенного договора.

Страховой полис в качестве одного из дополнений может иметь меморандум – документ, который перечисляет обстоятельства, при которых выплаты страхового характера осуществляться не будут, а также раскрывает их суть.

Инвестиционные меморандумы (как разновидность юридических документов) содержат в себе ценную информацию для возможных инвесторов.

Меморандумы составляются юристами в ходе правовой оценки документов и договоров.

То есть это может быть любой документ, дающий конкретному лицу или компании пояснения по любому вопросу юридической направленности.

Таким образом, под понятие меморандум попадает довольно широкий спектр юридических документов, которые используются в различных сферах деятельности.

Структура меморандума

В какой бы сфере деятельности данный документ не использовался, он должен соответствовать четкой структуре и общим требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.

Основные составляющие структуры данного документа – это:

  1. Вводная часть (содержит информацию о фактической стороне вопроса, а также в общих чертах раскрывает суть документа ).
  2. Основная часть (указывается, о чем собственно документ, подробный правовой анализ и оценка проблемы и поставленных в водной части задач).
  3. Ссылки на конкретные законы и их статьи (конечно, лучше не пренебрегать важностью и необходимостью ссылаться на нормы законодательства, но в то же время текст, который перегружен бесконечными названиями законов и перечислением статей, будет сложен к восприятию). Оптимальным вариантом будет упоминание их в сносках, при наличии развернутого ответа или анализа, с указанием содержания статьи или конкретного ее пункта. Также лучше воздержаться от самостоятельной интерпретации статей законов и ограничиться только официальными комментариями.
  4. Предупреждение о последствиях решения (или же не решения) обозначенной в основной части проблемы или поставленной задачи. Эта часть документа ориентирована на доходчивое разъяснение последствий нерешения проблемы, а также вариантов и оптимальных способов ее решения. Здесь лучше будет воздержаться от субъективного (личного) восприятия проблемы и предоставить оптимальный вариант решения. Юрист, который работает над составлением меморандума должен предложить механизм решения задачи, который будет оптимальным для клиента в условиях сложившейся ситуации.
  5. Заключение (или тезисные выводы).

Меморандум может использоваться внутри какой-то определенной компании или рабочей группы. В отличие от обычного делового письма, меморандум менее формален и поэтому короче. Приветствие и завершающие пожелания обычно в нем отсутствуют . Также стоит отметить, что меморандум  имеет свою специфику в оформлении.

Цель меморандума и анализ аудитории

Обычно меморандум или информирует об изменениях, или предлагает принять участие в чем-либо.

Наиболее эффективные меморандумы связывают цели автора с интересами адресатов – тогда, как правило, проблемы и решаются.

Право писать меморандумы имеют все: от младших исполнителей до глав компаний.

Обычно меморандум пишут коллегам, но иногда – работникам других подразделений или даже компаний, занятых в общем проекте.

При написании меморандума важно учитывать, какой именно информацией адресаты уже владеют, а какую им необходимо донести.

Варианты построения меморандума

Существуют три варианта построения текста меморандума:

Прямое построение текста. То есть сначала описывается самое главное, а уже потом детали. Так обычно пишут о текущих делах или новостях.

Обратное построение текста. Сначала контекст, потом уже выводы. Так пишут о чем-то необычном, когда хотят сначала заинтересовать чем-то адресата и подвести его к нужным выводам.

Комбинированное построение текста. Так обычно извещают о плохих новостях.

Итак, главное в написании меморандумов:

  •   Прежде чем начать писать меморандум, подумайте хорошенько о своей аудитории и будьте внимательны к ней. Меморандум должен быть достаточно читабельным и легко понятным всем. Стоит заранее убедиться, что вы хорошо знаете людей, которым вы пишете. Никогда не приступайте к написанию меморандума, не представив себе в полном свете аудиторию.  В меморандуме должна быть дана детализированная правовая оценка, с комплексом выводов. При составлении меморандума необходимо всегда находиться в рамках обозначенной проблемы.
  •   Избегайте сложных, закрученных и неясных предложений. Самый лучший подход – одна мысль в одном предложении. Так как читают меморандум не только узкие специалисты, к сути проблемы следует подходить планомерно и поэтапно.
  •    Соблюдайте формат меморандума. Смысл текста должен быть понятен каждому человеку.
  •    Если у меморандума есть приложения – обязательно сообщите о них.
  •    Используйте деловой стиль: говорите от первого лица, употребляйте простые и понятные слова, будьте неформальны в допустимых пределах, будьте конкретны и точны. Воздерживаться следует и от теоретических рассуждений абстрактного характера.
  •    Перед тем как отправлять меморандум всегда внимательно его читайте.

Мы коротко рассмотрели меморандум,  его суть и структуру, варианты построения, примеры и виды.

Написание меморандума – служебных и докладных записок

Меморандумы могут писать все: от младших исполнителей до глав компаний. Обычно пишут коллегам, но иногда – работникам других подразделений или даже компаний, занятых в общем проекте. При написании важно учитывать, какой именно информацией адресаты уже владеют, а какую им необходимо предоставить.

Прямое. Сначала самое главное, потом детали.

Образец оформления справки меморандум – гражданское право – 2019

Образец оформления справки меморандум

Меморандум может быть трактован в абсолютно разном значении, само происхождение слова от латинского «memorandum» — означает то, о чём следует помнить.

Термин «меморандум» включает следующие значения: Меморандум — чаще всего используется как приложение к ноте (нота — документ, с помощью которого может быть заявлено право или притязание, протест против неправильных актов другого правительства).

За правовое государство!

Далее было установлено, что Якупов В.

периодически выезжает в Кородевство Саудовской Аравии (КСА), для продолжения обучения в одном из учебных заведениях религиозной направленности.

Наиболее эффективные меморандумы связывают цели автора с интересами адресатов – тогда проблемы решаются.

Меморандумы могут писать все: от младших исполнителей до глав компаний. Обычно пишут коллегам, но иногда – работникам других подразделений или даже компаний, занятых в общем проекте.

При написании меморандума важно учитывать, какой именно информацией адресаты уже владеют, а какую им необходимо предоставить. Прямое. Сначала самое главное, потом детали.

В рамках делопроизводства и организации деятельности организации или предприятия меморандум – это подобие служебного письма или докладной записки.

В рамках торговых отношений меморандум является документом, напоминающих о финансовых обязательствах или обязательств в рамках заключенного договора.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Справка служебного характера

Справка служебного характера представляется по запросу вышестоящих организаций, а также сторонних учреждений и организаций (органы суда, следствия, прокуратуры, государственного надзора и др.).

Такая справка оформляется на бланке и имеет следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дату, место составления, адресат, заголовок к тексту, текст, подпись.

Справки, направляемые в вышестоящие организации, заверяют печатью.

Пример оформления справки

Справки служебного характера применяются для представления руководителю организации по его указанию или коллегиальному органу. В таких случаях справка может быть оформлена на чистом листе бумаги, но с указанием тех же реквизитов.

Текст справки может состоять из нескольких разделов, пунктов. В него включают ссылку на период времени, к которому относятся включаемые в справку данные, а также ссылку на документы, послужившие основанием для составления справки.

В отличие от докладных записок текст справки содержит только перечисление каких-то фактов или изложение истории вопроса.

Справка личного характера

Справки личного характера, как правило, выдаются сотрудникам организаций для подтверждения факта их работы, зарплаты, трудового стажа и др. Справка должна иметь следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, регистрационный номер, дату, текст, подпись, печать.

При оформлении справок часто используются трафаретные тексты, в которых основная часть текста напечатана заранее, а переменные данные могут вноситься от руки или на пишущей машинке.

Текст справки личного характера следует начинать с фамилии» имени и отчества работника (в именительном падеже). Не рекомендуется использовать архаичные обороты типа: «Настоящая справка дана. », «Настоящим подтверждается, что действительно работает. » и т.д.

В тексте этого документа обязательно указывается организация, в которую предоставляется справка. Справку подписывает должностное лицо (секретарь, инспектор службы кадров), подпись заверяется печатью.

Справка-меморандум отдела ФСБ войсковой части

Для служебного пользования

о результатах оперативно-розыскных мероприятий

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленные на выявление возможных экстремистских организаций и течений в окружении объектов оперативного обеспечения в поле зрения отдела ФСБ России войсковая часть 3588 попал житель д. Аязгулова Аргаяшского района Челябинской области, гражданин России

ЯКУПОВ Вильдар. в действиях которого, возможно имеются признаки причастности к возбуждению национальной, расовой или религиозной вражды (согласно диспозиции ст. 282 УК РФ).

В марте 2006 г. гражданин Якупов В. прибыл в д. Аязгулово Аргаяшского района Челябинской области, после чего организовал для местных жителей курсы по изучению основ ислама и арабского языка, с принятием зачетов. В рамках указанных занятий неоднократно указывал обучаемым лицам, о необходимости и возможности свержения христианства и развития Королевства Саудовской Аравии (КСА).

Через оперативные возможности было установлено, что в рамках проводимых занятий, в зависимости от количества обучаемых, бесплатно распространял литературу религиозного толка.

Далее было установлено, что Якупов В. периодически выезжает в Кородевство Саудовской Аравии (КСА), для продолжения обучения в одном из учебных заведениях религиозной направленности.

В феврале – марте 2007 г. Якупов В.Х. из КСА привез большое количество религиозной литературы. В декабре 2007 года Якупов В.Х. снова выезжал в КСА и привез DVD с лекциями (проповедями) религиозной направленности.

Через оперативные возможности были получены, привезенная Якуповым В. литература и указанные диски с аудиозаписями, которая распространяется им на занятиях.

В целях внесения ясности в существо, полученной информации нами была проведена предварительная экспертиза, через возможности УФСБ РФ Свердловской области. В результате установлено, что в данных изданиях присутствуют элементы разжигания национальной, расовой и религиозной вражды.

Кроме этого было установлено, что проповеди, звучащие на магнитных носителях относятся к учению турецкого идеолога Саида Нурси, которые решением Коптевского районного суда г. Москвы признаны экстремистскими.

Далее отмечается, что последователи учения Саида Нурси особое внимание уделяют идеологической обработке молодежи, формируя религиозных фанатиков. Члены секты «Нурджулар» фанатично пропагандируют идеи крайней нетерпимости к любой другой идеологии.

Имеют место призывы к агрессивным действиям по отношению к «неверующим», которые представлены основным «врагом».

Исследование указанных носителей, также проведено через возможности Центра специальной техники Научно-исследовательского института-2 ФСБ РФ. В результате было установлено, что на данных носителях обнаружены высказывания, где бедствия, неблагополучия в прошлом, настоящем мусульман, объясняются целенаправленной деятельностью (действиями) других этнических групп.

Печатные издания, которые пропагандирует Якупов В. в своих беседах с местными жителями также были подвергнуты исследованию, через возможности УФСБ РФ по Челябинской области.

Так, кандидатом философских наук, доцентом кафедры Истории и философии религии Уральского государственного университета им. А.М.

Горького сделано заключение, что в представленных печатных изданиях «есть элементы разжигания религиозной вражды по отношению к представителям иных национальностей, рас и вероисповеданий унижения национального достоинства представителей иных конфессий (иудеи, христиане). В представленных печатных изданиях имеются элементы пропаганды исключительности, превосходства ислама, неполноценности граждан по признаку их отношения к религии (иудаизм, христианство) национальной и расовой принадлежности».

В октябре 2009 года в рамках ОРМ нами установленным порядком в одном из помещений в/ч 3448 была изъята литература и DVD дисков с аудиозаписями на религиозную тематику («Программы по изучению шариатских наук» (перевод и публикация Российский фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» Москва 1999), «Рай и Ад» (Доктор Умар Сулейман аль – Ашкар, издательство «Мир» отпечатано в ГУП СО «Режевская типография» г. Реж Свердловской области), «Все увидят ад» (Шамиль Аляутдинов «издательство .«ДИЛЯ», 2008 г. Санкт – Петербург Митрофаньевское шоссе д. 18, лит. «Ж», а также 2 (два) DVD MP3 AUDIO диска с названиями: «Путь к знаниям то, с чего следует начинать требующему знания», «Сборник лекций».) В ходе проведенных мероприятий установлен военнослужащий по контракту войсковой части 3448 старшего прапорщика Ягофарова И.С. который в своем объяснении указал, что данную литературу и DVD диски он получил от Якупова В.

Меморандумы в истории

Мировая история хранит немало интересных и важных меморандумов, сыгравших решающую роль в разных событиях. Вот только один из них.

Загадочный меморандум Танаки. Или документ, которого не было. До сих пор историки спорят, существовал ли он на самом деле. Предположительно меморандум был составлен в 27 году прошлого века и содержал план установления мирового господства. Его автором считают 26 премьер-министра страны. Меморандум был засекречен, но спустя 2 года он был опубликован в одном из китайских общественных изданий. Сегодня научный мир склонен считать документ подделкой. По некоторым данным его создали в окружении маньчжурского диктатора, стремящегося дискредитировать японского императора в глазах мирового сообщества.

Один из самых спорных меморандумов в новой истории был представлен США по запросу Нидерландов в связи с расследованием крушения «Боинга» над Донбассом в 2014 году.

После катастрофы власти Штатов заявили о том, что имеют засекреченные снимки, которые подтверждают вину российских граждан. На сделанный запрос был составлен меморандум, содержащий технический раздел и текстовый с подробным описанием снимков. Российская сторона поставила изложенную информацию под сомнение, отрицая свое причастие к катастрофе. Ознакомиться с материалами, присланными из США, она не смогла. До сих пор этот документ относится к спорным.

Меморандум – это простыми словами информационный документальный блок, который не влечет за собой никаких юридических последствий. И в зависимости от необходимости может выступать в качестве самостоятельного документа или приложения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мелодию на электрогитаре
  • Как написать мелодию на текст песни
  • Как написать мелодию на гитаре к словам
  • Как написать мелодию для фонка
  • Как написать мелодию для трека