Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Алгоритм написания методических рекомендаций»
Подготовил:старший воспитатель МБДОУ
высшей квалификационной категории
Курсакова Е.А.
Медногорск,
Март, 2020
Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.
В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.
Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).
Памятки составляютсябез титульного листа по следующей схеме:
1. Памятка
2. «Название»
3. Основной текст, который начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием.
4. Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.
5. Дата создания.
Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.
Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации.
Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:
1. Титульный лист:
1.1. Полное название учреждения
1.2. «Название»
1.3. Вид методической продукции (методические рекомендации)
1.4. Автор (ы) ( ФИО полностью)
1.5. Должность
1.6. Место написания
1.7. Год написания
2. Второй лист:
2.1. Аннотация — краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории.
2.2. Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Третий лист:
3.1. Пояснительная записка — вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.
3.2. Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с воспитанниками могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя.
3.3. Заключение — выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием.
3.4. Список использованной литературы. При необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме. Список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформлениялитературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы.
3.5. Приложение. Оно включается, если содержатся материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Памятка
для методистов и педагогов
«Как
составить методические рекомендации»
Методические рекомендации представляют собой особым образом
структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения
какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или
нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их
задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы
действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе —
мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по
организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих
методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то,
кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам,
классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется
терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
—
титульный лист;
—
аннотацию;
—
сведения об авторе (авторах);
—
пояснительную записку;
—
содержание;
—
список рекомендуемой литературы по данной теме;
—
приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
—
название учреждения (в порядке нисходящей
подчиненности);
—
фамилия, имя, отчество автора;
—
название (с пометкой о виде методической продукции
— методические рекомендации);
—
название города;
—
год разработки.
2. На 2-ом листе вверху приводится аннотация, включающая
лаконичные сведения о:
—
сути рассматриваемых вопросов (например,
указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации
Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);
—
предназначении данных методических рекомендаций
(какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — школьным учителям,
зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного
образования);
—
источнике практического опыта, положенного в основу
рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные
методрекомендации);
—
возможных сферах приложения предлагаемого вида
методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть
использованы настоящие рекомендации).
3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О.,
должность, место работы, квалификационная категория или научная степень,
контактный телефон.
4. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций
(здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу:
уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются,
например, Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки;
охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации
соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую
помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели составления методических рекомендаций (например,
оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной
работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного
уровня — школьных, городских, региональных — с использованием современных
информационных технологий и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных
методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей
(например, овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать
основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного
цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению
конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с
другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми
разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы,
проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением
учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы
и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо
регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной
форме.
Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно
рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких
форм и методов — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана
работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков
информирования ее потенциальных участников, распределение поручений,
обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и
УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады),
кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида
деятельности (исходя из имеющегося опыта); предостеречь от типичных ошибок.
6. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется
в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления
литературных источников.
7. Приложения включают материалы, необходимые для организации
рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических
рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут
быть:
—
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
—
тестовые задания;
—
методики создания практических заданий,
адресованных обучающимся;
—
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
—
методики определения результатов по конкретным
видам деятельности;
—
схемы, диаграммы, фотографии, карты;
—
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий
и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
➢ титульный лист;
➢ аннотацию;
➢ сведения об авторе (авторах);
➢ пояснительную записку;
➢ содержание;
➢ список рекомендуемой литературы по данной теме;
➢ приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
➢ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
➢ фамилия, имя, отчество автора;
➢ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
➢ название города;
➢ год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
➢ сути рассматриваемых вопросов;
➢ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
➢ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
➢ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
➢ Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
➢ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
➢ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
➢ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
➢ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:
➢ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
➢ дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
➢ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
➢ предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
➢ планы проведения конкретных дел, мероприятий;
➢ тестовые задания;
➢ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
➢ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
➢ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
➢ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
➢ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДОД (дополнительное образование детей)
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
— введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
— теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
— дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Памятка для методистов и педагогов
«Как составить методические рекомендации»
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
-
титульный лист;
-
аннотацию;
-
сведения об авторе (авторах);
-
пояснительную записку;
-
содержание;
-
список рекомендуемой литературы по данной теме;
-
приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
-
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
-
фамилия, имя, отчество автора;
-
название (с пометкой о виде методической продукции — методические рекомендации);
-
название города;
-
год разработки.
2. На 2-ом листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
-
сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);
-
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
-
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
-
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
4. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются, например, Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели составления методических рекомендаций (например, оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня — школьных, городских, региональных — с использованием современных информационных технологий и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например, овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.
Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам); вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта); предостеречь от типичных ошибок.
6. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
7. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
-
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
-
тестовые задания;
-
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
-
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
-
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
-
схемы, диаграммы, фотографии, карты;
-
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Нина Петровна Добренко
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 8 лет
Задать вопрос автору статьи
Сущность и предназначение методических рекомендаций
Определение 1
Методические рекомендации – это совокупность предложений и указаний, которые помогают внедрить наиболее эффективные методы и формы работы для решения какой-либо педагогической проблемы.
Методические рекомендации в общем виде представляют собой организованную особым способом информацию, которая раскрывает порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях особый акцент ставится не на последовательности осуществляемых действий, а на раскрытие одной или нескольких частных методик, которые были выработаны на основании позитивного опыта. Их задача – представить наиболее эффективные и рациональные варианты, применительно к определенному типу деятельности, базирующихся на достижениях науки и передового опыта, учитывая конкретные условия и особенности деятельности.
Подработка для студентов
Начни работу по профессии и зарабатывай первые деньги еще будучи студентом
Найти стажировку
Методические рекомендации должны иметь точный адрес, то есть должны указывать на то, кому они адресованы: для педагогов дополнительного образования, родителей, методистов, педагогов-организаторов, классных руководителей и пр. В соответствии с этим определяют терминологию, стиль, объем методических рекомендаций.
Работая над методическими рекомендациями, автор должен четко определить цель работы, подчиняя ей все содержание деятельности, представить рекомендации о том, какие передовые педагогические технологии должны быть использованы.
Если говорить об обобщении передового опыта, то необходимо раскрыть методические приемы и способы достижения успехов в образовательной деятельности.
Этапы написания методических рекомендаций и их структура
Подготовка к написанию методических рекомендаций состоит из следующих этапов:
- выбор актуальной темы;
- изучение источников по выбранной теме;
- составление плана;
- накопление фактических материалов;
- подбор наиболее ярких и характерных фактов, чтобы обосновать приведенные положения и рекомендации;
- распределение содержания работы по разделам.
«Создание методических рекомендаций» 👇
Замечание 1
Методические рекомендации в качестве одного из типов методической продукции состоят из следующих структурных элементов: титульного листа, аннотации, сведений об авторе, содержания, пояснительной записки, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
На титульном листе обязательно обозначают полное название учреждения, ФИО автора, название, город, год разработки.
На обратной стороне титульного листа сверху приводят аннотацию, которая включает:
- суть рассматриваемых вопросов, например, указывают, что данные рекомендации посвящены проблеме организации и проведения занятий в системе дополнительного образования и пр.;
- предназначение данных методических рекомендаций;
- источник практического опыта, который лежит в основе рекомендаций;
- возможные сферы приложения рассматриваемых методических рекомендаций.
Внизу листа указывают сведения об авторах: ФИО, должность, место работы, квалификационную категорию или научную степень, контактные телефоны.
Содержание состоит из упорядоченного перечня наименований всех структурных элементов, исключая обложку, титульный лист и его оборотную сторону, с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в рассматриваемых методических рекомендациях.
Пояснительная записка обязательно включает следующую информацию:
- степень актуальности разрабатываемых методических рекомендаций, с кратким анализом степени разработанности изучаемого вопроса, разъяснением того, какая помощь и кому может быть оказана настоящими методическими рекомендациями;
- цель разработки методических рекомендаций, например, оказать методическую помощь молодым специалистам в сфере дополнительного образования и пр.;
- характеристика ожидаемого результата после применения на практике рассматриваемых методических рекомендаций в системе дополнительного образования;
- особенности и новизна предлагаемой работы по сравнению с другими похожими разработками, которые существуют в данной образовательной области.
Основная часть методических рекомендаций может быть связана с разными вопросами: решением определенных педагогических проблем, проведением массовых мероприятий, организацией летних лагерей, проведением учебно-исследовательских работ, изучением отдельных тем образовательной деятельности и пр.
Основная часть методических рекомендаций может быть структурирована следующим образом:
- описать, что именно необходимо делать в рамках исследуемого вопроса и как это должно быть реализовано, то есть в каких формах, какими методами, способами и приемами;
- дать советы по решению организационных вопросов материально-технического, финансового, кадрового обеспечения описываемого типа деятельности;
- выделить наиболее затруднительные моменты при организации и проведении характеризуемого типа деятельности, основываясь на имеющемся опыте;
- предостерегать от типичных ошибок, то есть описывать методы, способы и приемы деятельности, которые позволяют достичь желаемый результат.
Заключение предполагает изложение кратких и четких выводов, логически вытекающих из содержания методических рекомендаций.
Список используемой литературы по рассматриваемой теме, составляют в алфавитном порядке, в соответствии с актуальными требованиями к оформлению литературных источников и в соответствии с действующим ГОСТом.
Приложения состоят из материалов, необходимых, чтобы организовать рекомендуемый тип деятельности с применением рассматриваемых методических рекомендаций, но не вошедших в основную часть. В приложения могут быть включены:
- планы проведения конкретных мероприятий;
- тесты;
- методики по созданию практических заданий для учеников;
- примеры вопросов для игр, конкурсов и викторин;
- методики определения результатов по каждому конкретному типу деятельности;
- схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, карты, планы-конспекты занятий;
- примерные темы для открытых уроков, экскурсий и пр.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме