Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Алгоритм написания методических рекомендаций»
Подготовил:старший воспитатель МБДОУ
высшей квалификационной категории
Курсакова Е.А.
Медногорск,
Март, 2020
Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.
В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.
Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).
Памятки составляютсябез титульного листа по следующей схеме:
1. Памятка
2. «Название»
3. Основной текст, который начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием.
4. Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.
5. Дата создания.
Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.
Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации.
Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:
1. Титульный лист:
1.1. Полное название учреждения
1.2. «Название»
1.3. Вид методической продукции (методические рекомендации)
1.4. Автор (ы) ( ФИО полностью)
1.5. Должность
1.6. Место написания
1.7. Год написания
2. Второй лист:
2.1. Аннотация — краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории.
2.2. Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Третий лист:
3.1. Пояснительная записка — вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.
3.2. Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с воспитанниками могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя.
3.3. Заключение — выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием.
3.4. Список использованной литературы. При необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме. Список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформлениялитературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы.
3.5. Приложение. Оно включается, если содержатся материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
➢ титульный лист;
➢ аннотацию;
➢ сведения об авторе (авторах);
➢ пояснительную записку;
➢ содержание;
➢ список рекомендуемой литературы по данной теме;
➢ приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
➢ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
➢ фамилия, имя, отчество автора;
➢ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
➢ название города;
➢ год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
➢ сути рассматриваемых вопросов;
➢ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
➢ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
➢ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
➢ Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
➢ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
➢ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
➢ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
➢ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:
➢ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
➢ дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
➢ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
➢ предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
➢ планы проведения конкретных дел, мероприятий;
➢ тестовые задания;
➢ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
➢ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
➢ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
➢ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
➢ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДОД (дополнительное образование детей)
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
— введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
— теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
— дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
Управление образования администрации Промышленновского
района
Учреждение дополнительного образования «Дом детского
творчества»
Как составить
методическую рекомендацию, методическую разработку, методическое
пособие
(в помощь
педагогу дополнительного образования)
Разработчик:
Виданова Людмила Михайловна,
педагог дополнительного образования
Промышленная
2018
Как составить методическую рекомендацию
Методические рекомендации — это один из видов методической
продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием,
дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют
собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику
и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или
нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их
задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы
действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к
мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно
содержится указание по
организации и проведению одного или нескольких конкретных дел,
иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь
точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям,
методистам, педагогам-организаторам, классным руководителя и т.д.).
Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций:
Методические рекомендации как вид
методической продукции включают:
·
титульный
лист;
·
аннотацию;
·
сведения об авторе (авторах);
·
пояснительную записку;
·
содержание;
·
список рекомендуемой литературы
поданной теме;
·
приложение
(при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным
элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей
подчиненности);
·
фамилия, имя,
отчество автора;
·
название (с
пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
·
название
города;
·
год
разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая
лаконичные сведения о:
·
сути
рассматриваемых вопросов;
·
предназначении данных методических
рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — например,
школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам
дополнительного образование);
·
источнике практического опыта,
положенного в основу рекомендаций
(указать, на базе какого опыта разработаны
данные методические рекомендации);
·
возможнее
сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в
каких областях гуманитарного знания могут быть использованы
настоящие рекомендации).
·
внизу второго,
листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, метр работы,
квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую
информацию:
·
обоснование
актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по
изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее
время используются мероприятия действия, методики и др., сходные с
предлагаемыми) в чем их достоинства и недостатки;
·
охарактеризовать
значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей
федеральной или региональной программы;
·
разъяснить,
какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
·
определение цели предлагаемых
методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь
педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми;
·
составить
алгоритм подготовки и проведения какого-либо мероприятия и т.п.
·
краткое описание
ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в
системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом
организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных
мероприятий по разным темам;
·
может способствовать
повышению мотивации увлечения каким–либо
делом и т.п.);
·
обоснование особенностей и новизны
предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими
в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть
связано с самыми разнообразными вопросами:
·
решением
определенной педагогической проблемы, проведением массовых, мероприятий:
·
организацией
летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением
отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических
рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в
достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей
логике:
·
описать (на
основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по
исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких» форм и методов;
·
дать советы по
решению: организационных вопросов (например, разработать план работы
оргкомитета; определить этапы проведения мероприятий и сроки информирования его
потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию
и т.д.);
·
материально-техническому
обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и
фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению
(требования к экспертам);
·
вычленить
наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида
деятельности (исходя из имеющегося опыта);
·
предостеречь oт типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций
составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления
литературных источников.
6. Приложения
включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого
вида деятельности с «использованием данных методических рекомендации, но не
вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
·
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
·
тестовые задания;
·
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
·
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
·
методики определения результатов, по конкретным видам деятельности;
·
схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
·
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Как
составить методическую разработку
Методическая разработка — издание, содержащее конкретные
материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного
занятия в системе – ДОД), сочетающее описание последовательности действий,
отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка — комплексная форма, которая может включать
также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки
и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
· название разработки;
· сведения об авторе;
· цель мероприятия;
· возраст детей;
· условия осуществления мероприятия;
· перечень используемого
оборудования и материалов;
· описание хода проведения
мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного
материала;
· методические советы по его
организации и подведению итогов;
· список использованной литературы;
· приложения (схемы, таблицы, рисунки,
тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины,
сценарии и др.).
Как
разработать методическое пособие
Методическое пособие —
комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт,
накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий
рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических
пособий являются, как правило, опытные педагоги и
методисты,
способные систематизировать практический материал собственной работы
и работы коллег по: профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых
методик теоретические, разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей
методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам
ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия
в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические
пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых
в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие
содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД|.
3. Методические пособия, рассматривающие
содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области
ДОД.
4. Методические
пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного
образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие
содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в
каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
·
введение, где формулируются цель и задачи данного
пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано,
какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам
использование данного пособия;
·
теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме
(при необходимости с отсылкой к соответствующим работам)
научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется
собственная методологическая позиция автора применительно к системе
дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими
специфическими чертами;
·
практическую часть, где систематизируется и классифицируется
фактический материал, содержатся практические рекомендации,
приводятся характерные примеры тех или иных форм, и методик работы в ДОД; %
·
дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические
материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический
материал.
Кроме того, в состав
методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные
документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит
педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью
методического пособия является список литературы, который желательно оформить с
разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами,
решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее
полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.