Как написать методическую разработку для аттестации

Как
написать методическую разработку?

Методическая разработка – это
письменная работа, представляющая опыт педагогической
деятельности аттестуемого педагога (или управленческой деятельности
руководящего работника), который может быть использован в практической
работе
участниками образовательной деятельности.

Методическая разработка – вид методической
продукции, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания
применительно к конкретной теме урока, мероприятия, дополнительной
общеразвивающей программы.

Методическая разработка позволяет
педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт,
представить свои предложения по совершенствованию образовательной деятельности.

Методическая разработка должна
соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в
соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников
образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от
26.08.2010 года), а также требованиям Профессионального стандарта.

Методическая разработка может быть как
индивидуальной, так и коллективной работой.

Классификация методических разработок:

·       
разработка серии уроков (занятий );

·       
разработка конкретного урока (занятия);

·       
разработку темы программы;

·       
описание новых форм, методов или средств
обучения ( словари, справочники, альбомы, плакаты, таблицы, схемы, средства ИКТ
и др.);

·       
сборник практических заданий и упражнений,
способствующих достижению современных целей образования;

·       
комплект диагностических материалов и
инструкцию по их использованию, контрольно- измерительных материалов;

·       
программа воспитания обучающихся;

·       
программа объединения в рамках
предпрофильной подготовки;

·       
программа дополнительного образования
детей;

·       
разработка проведения
воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс. фестиваль, олимпиада,
соревнования и др.)

Требования,
предъявляемые к методической разработке.

Содержание методической разработки должно
четко соответствовать теме и цели. Оно должно быть таким, чтобы педагоги могли
получить сведения о наиболее рациональной организации образовательной 
деятельности, эффективности методов и методических приемов, формах изложения
учебного материала, применения современных технических  и информационных
средств обучения. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально
просто и четко, не должен повторять содержание учебников и учебных пособий.

Язык методической разработки должен быть
четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Рекомендуемые методы, методические
приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой
педагогический опыт. Методическая разработки должна учитывать конкретные
материально-технические условия осуществления образовательной деятельности,
ориентировать на широкое применение активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать
конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе
(карточки-задания, планы занятий, тесты, разноуровневые задания и т.п.)

Выбор темы

К методической разработке предъявляются довольно
серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к её написанию,
необходимо:

·       
тщательно подойти к выбору темы;

·       
определить цель методической разработки;

·       
внимательно изучить литературу,
методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;

·       
составить план и определить структуру методической
разработки;

·       
определить направления предстоящей работы;

Методическая
разработка представляет собой результат педагогического исследования. в основе
которого лежит решение проблемы.

Тема исследования должна быть современной ,известной
учителю. По данной теме у него должен быть накоплен определенный опыт. Тему учитель
выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог
может ориентироваться на:

·       
тему методической работы ОУ, методического
объединения;

·       
противоречие, возникшее в ходе
практической деятельности самого педагога;

·       
противоречивые результаты и утверждения,
обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не
должна быть слишком широкой. Предпочтительнее выбрать узкую тему. Автор
методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными
исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об
изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать
самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная тема должна быть значимой, её
ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует
исследовательского поиска решения. Выявляя проблему, не следует слишком
углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из
которой будет просматриваться её актуальность.

Например, «Использование методического
приема ….. как средства…. для формирования….»

Структура методической разработки.

Методическая разработка обязательно должна
иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть,
заключения, список литературы, при необходимости – приложения.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится

·       
наименование учреждения в соответствии с
уставом (вверху страницы);

·       
название работы ( в центре листа);

·       
сведения об авторе (ФИО, должность)
(справа внизу;

·       
место и год написания разработки (по
центру внизу) ( см. Приложение 1)

Название
методической разработки — максимально информативная часть текста, словесная
формулировка, отражающая тематику методической разработки. По своему характеру
название методической разработки должно раскрывать основной результат,
полученный педагогом в образовательной деятельности в педагогические средства
(методические приемы, формы и т.п.), используемые в работе.

Аннотация ( на обороте титульного листа)

Указываются:

·       
проблема, которой посвящена методическая
разработка;

·       
вопросы, которые она раскрывает;

·       
потенциальные пользователи (кому может
быть полезна разработка).

Рекомендуемый
объем – до 10 предложений.

Содержание.

Оформляется в
стандартной форме с обязательным указанием страниц. ( см. Приложение 2)

Введение

Раскрываются:

·       
актуальность данной работы (автор отвечает
на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково её место в содержании образования,
что является положительным в опыте, какие возникают трудности (проблемы,
противоречия) в деятельности педагога или детей. Ответы на данные вопросы
позволят подчеркнуть практическую значимость педагогического опыта);

·       
новизна методической разработки;

·       
цель и задачи методической разработки. Цель
методической разработки
— основной результат, который должен быть
достигнут в образовательной деятельности: новые состояния, являющиеся
результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме).  Она
должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы её можно было
разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.

Например,
цель может быть следующей:

1) 
определение форм и методов изучения содержания темы;

2)
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной
программы;

3)
описание видов деятельности ;

4)
описание методики использования современных технических и информационных
средств;

5)
использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках
и т.д.

Задачи
конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при её
достижении. Задачи должны указывать на те изменения, которые должны произойти с
учеником и проявиться в его результатах работы. Задачи описываются глаголами
совершенного вида: научить составлять загадки типа….; научить различать…

Алгоритм,
позволяющий сформулировать цели и задачи:

1)     Ответьте
на вопрос: «Что собираюсь изменить с помощью своей разработки.

Опишите ожидаемый результат: БЫЛО….- СТАЛО. А затем уберите те изменения,
которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только
то, что напрямую касается вашей работы. (Например, БЫЛО: обучающиеся дают
устный ответ о природном объекте бессистемно, пользуясь штампами. – СТАЛО:
обучающиеся составляют связный эмоциональный рассказ о природном объекте,
рассматривая их с разных сторон, используя собственные сравнения)

2)     Составьте
цепочку «Для чего?»
(Например, обучающиеся
умеют составлять связный целостный рассказ – Для чего?- Чтобы целостно
воспринимать окружающий мир- Для чего? – Чтобы осознанно относиться к
окружающему миру.- Для чего – Чтобы уметь изменять окружающий мир)

3)     Составьте
цепочку «Для этого?» (
Например, дети составляют
образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят
метафоры…)

·       
условия применения (что нужно для того,
чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);

·       
трудоемкость, ограничения, риски.

Новизна
методической разработки.
Различают три степени
новизны:

1)     методическая
разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или
практические рекомендации;

2)     методическая
разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо
теоретические положения и практические рекомендации;

3)     методическая
разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации,
отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый
объем – до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Учитываются:

·       
специфика методической разработки (в
соответствии с приведенной классификацией);

·       
существующие требования (рекомендации) к
методической разработке с учетом её специфики (например, требования к плану-конспекту
урока, по ФГОС- технологическая карта урока);

·       
замысел автора и логика разработки (на
усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на
составляющие части). Основная часть методической разработки может разделяться
на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые
арабскими цифрами. Наименование разделов в тексте оформляют в виде заголовков.
Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется
полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка
пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце
заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел
рекомендуется начинать с нового листа. В конце каждого раздела необходимо сформулировать
выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более
высокие результаты.

Рекомендуемый
объем – не менее половины общего объема работы.

Заключение.

Приводятся:

·       
основные выводы по теме разработки;

·       
информация о том, где, когда и в какой
форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

·       
информация о рассмотрении методической
разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания.
(Выписка из протокола помещается в приложении).

В заключении
формулируются выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую
можно осуществить на основе самоанализа педагогической деятельности.

Например,

·       
изменения в качестве знаний, в овладении
практическими умениями;

·       
изменения в уровне воспитанности;

·       
изменения в развитии интереса к предмету.

Диагностика

Диагностика – тема,
требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках
учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских
работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более
читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по
развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не
говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут
ярко и без специального обучения.

Если результат вашей
методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся,
необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что
вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми
задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии.

Другой вариант –
использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо
сослаться на источники.

Если вы решились
предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за
что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить
на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали
результаты своей работы?
Это могут быть

·       
наблюдаемое поведение детей (дети просят
почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в
предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о
повышении мотивации);

·       
продукты творческой деятельности детей (сочинения,
выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

·       
результаты выполнения специальных заданий
и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете
оценивать?

Это могут быть

·       
наличие определенных  высказываний
учащихся в процессе работы

·       
определенные виды поведения учащихся
(например, если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить
о сформированности умения такие сравнения составлять);

·       
количество правильных ответов на
предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста

Список
использованных источников  (см. Приложение 3)

Оформляется в
стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список
литературы строится по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.
Записи рекомендуется располагать следующим образом:

·       
если указано несколько работ одного
автора- по алфавиту заглавий;

·       
при совпадении первых слов в названиях
источников – по алфавиту вторых.

 Список
использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая
Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не
требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно
опустить.

Приложения

Формируются на
усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об
иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

·       
приложения пронумеровать;

·       
указать название каждого приложения;

·       
каждое приложение начинать с новой
страницы (Приложение 1 и т.п.)

Объем приложений
не лимитируется, но они должны соответствовать тексту

( ссылки на них в
тексте обязательны). Это могут быть схемы, таблицы, рисунки описание творческих
заданий, тесты, карточки для индивидуальной работы, вопросы, викторины, технологические
карты, сценарии и др.

Требования
к оформлению текста методической разработки.

При оформлении
методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению
текста:

·       
формат А4

·       
поля: верхнее- 2,5, слева- 3,0, справа-
1,5, снизу -2,0

·       
номера страниц – арабскими цифрами, внизу
страницы, выравнивание по центру, титульный лист и оглавление включаются в
общую нумерацию, но на них не указывается номер;

·       
шрифт – Tims New Roman;

·       
высота шрифта – 14 ( в таблице можно 12);

·       
междустрочный  интервал – одинарный;

·       
выравнивание текста – по ширине страницы;

·       
переносы слов в заголовках и подзаголовках
не делаются.

Общий объем
методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного
текста.

Иллюстрации обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен
состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных
точкой.

Методические
разработки уроков –
вид методической
разработки, в систематизированном виде отражающий содержание и ход урока.

Структура
плана-конспекта урока:

·       
дата проведения, его номер по
тематическому планированию;

·       
тема урока;

·       
цель и задачи урока;

·       
тип урока;

·       
структура (сценарий) урока с указанием
последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим
этапам;

·       
методы и приемы работы учителя на каждом
этапе;

·       
учебное оборудование, необходимое для
проведения урока;

·       
содержание учебного материала (фрагменты
речи учителя или полный текст нового материала);

·       
задания для детей на каждом этапе;

·       
алгоритмы выполнения заданий.

Методическая
разработка мероприятий –
разновидность
методической разработки, содержащая логично структурированный и подробно
описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического
вечера, викторины, конкурса, игры и т.п.). Наряду с описанием
последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом
целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается
соответствую0щими методическим советами.

Структура
методической разработки мероприятий:

·       
дата проведения с указание возраста детей;

·       
тема;

·       
цель и задачи внеклассного мероприятия;

·       
тип мероприятия;

·       
структура (сценария) мероприятия с
указанием последовательности его этапов в примерного распределения времени по
этим этапам;

·       
методы и приемы работы педагога ,
использованные в ходе мероприятия;

·       
оборудование, необходимое для проведения
мероприятия;

·       
содержание использованного материала
(фрагменты речи педагога)4

·       
задания для детей  на каждом этапе и алгоритмы
выполнения заданий.

Методическая
разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не
 копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своей
профессиональной деятельности, не нарушая предложенную вами технологию.

                                                                                                             
             Приложение 1

Титульный
лист методической разработки

МБОУ
«……..СОШ»

Название
методической разработки

Методическая
разработка

                                                                                              
Автор-составитель: ФИО (полностью), должность , 

                                                                                              
квалификационная категория   

                                                                                             
Например, Иванова Анна Ивановна,

                                                                                            
  учитель русского языка и литературы

                                                                                            
 первой квалификационной категории
               

с.
Каракулино

2017
год

Памятка «Как написать методическую разработку».

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования.

1.Тема.  

2. Ф.И.О. педагога

 3. Цель  разработки

4. Аннотация. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

5. Содержание. (расписать части занятия. 1. Вовлечение детей в деятельность. 2.этапы занятия)

6. Введение. Во введении (3-4 предложения) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

7.Основная часть – сам  конспект занятия.

  • Группа, тип занятия, образовательная область, цель, задачи по образовательным областям или интеграция образовательных областей, предварительная работа, материал, необходимы для занятия.
  • структура  (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • методы и приемы работы воспитателя на каждом этапе занятия; необходимо отразить цели и задачи деятельности воспитателя и детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов;
  • содержание учебного материала  (фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала);
  • задания для детей на каждом из этапов, алгоритмы  выполнения заданий.
  • методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

8. Заключение. В заключение (3-4 предложения) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

9. Список использованных источников.

10. Приложения (конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе: карточки задания   карточки схемы, наглядный, дидактический материал)

11. Объем основного содержания– не менее половины всей рукописи.

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать маленькое письмо солдату
  • Как написать маленький стишок на день рождения
  • Как написать буквы цифрами
  • Как написать логлайн сценария
  • Как написать букву ш латинскими буквами