Как написать методичку для педагогов

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

 Профессиональный лицей № 25

Как написать методические материалы для преподавателей

                                                              Методические рекомендации для преподавателей

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                           Мысь Е.А.,

                                                                         методист.

Полысаево 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Учебно-методические материалы……………………………………….4
  2. Методические материалы для преподавателей…………………………4
  3. Требования к методическим материалам для преподавателей………..5
  4. Методическое пособие……………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….12

Введение

Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов — от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания будущих специалистов.

На августовской конференции руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования Кузбасса 2009 года было отмечено, что преподаватели на сегодняшний день должны разрабатывать электронные учебники, учебные пособия, методические рекомендации по своему предмету. В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для  их практического использования педагогами лицея. Они включают материалы по созданию учебно-методических материалов.

Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.

Учебно- методические материалы.

 Все учебно-методические материалы можно подразделить на три большие группы:

  1.  Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.
  2.  Учебно-методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки), предназначенные как для обучающихся, так и педагогов.
  3.  Методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям.

Методические материалы для преподавателей

Остановимся наиболее подробно на том, как написать методические материалы для преподавателей.

Методические материалы для преподавателей — это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.

Их отличие от методических материалов для обучающихся состоит в том, что их цель — оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.

Требования к методическим материалам для преподавателей:

  1.  информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
  2.  ясность и четкость изложения (популярность);

•         ясность структуры;

  1.  наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
  1.  наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
  2.  наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации.

Методические материалы (пособия) для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические разработки.

Если методические рекомендации отвечают на вопрос «как?», то методические разработки отвечают на вопрос «что?»

Методические рекомендации:

  1. Один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта.
  2. Методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
  3. Материалы, обобщающие опыт педагогов, группы педагогов или всего образовательного учреждения по использованию эффективных форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания. В ней должно быть минимум теории, эта теория  должна быть во введении.

Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, и их практическом воплощении. Разрабатываются по актуальным вопросам преподавания дисциплины (предмета), по изучению отдельных тем, разделов и т.п.

    В методических рекомендациях должно уделяться большое внимание алгоритму (последовательности) действий (инструктаж).

Методическое пособие:

  1. Это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры  и рекомендации.
  2. Издание, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в котором раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся. 

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Примерная структура методического пособия

Вступительная часть (введение, предисловие) – до 10% текста: в ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; степень изученности этой проблемы, достоинства и недостатки подходов к ее решению, выделяются объективные и субъективные противоречия, проблемы, затруднения, существующие в педагогической практике (в системе начального профессионального образования вообще и в данном ОУ в частности). Формулируются причины, по которым автор решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.

Основная часть – до 85% текста. Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Акцент в основной части делается на алгоритме описания рекомендаций. Описание дается четко, без лишних слов.

Примерное содержание  основной части: 

  1. Характеристика существующих подходов к решению данной проблемы, отличие точки зрения автора от существующих подходов. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показываются его преимущества и результативность. 
  2. Педагогическая идея (авторский замысел) — изложение основных идей автора (общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы). Показывается, как они соотносятся с требованиями Госстандарта профобразования,  современными педагогическими концепциями, основными направлениями развития данного учреждения образования.  
  3. Процесс реализации педагогической идеи. 
  4. Как по-новому осуществляется учебная, производственная деятельность обучающихся, какие нетрадиционные методы, формы, приемы работы использовались.  
  5. Какие изменения произошли у обучающихся, в чем это выражается, по каким параметрам, критериям показателям это отслеживалось.  
  6. Какие особенные условия необходимы для работы по данной системе, подходу (компьютерный класс, программы, режим занятий…).
  7. Требуется ли экспериментальная проверка, как она осуществлялась.  

Дается дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников).

Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор?  Зачем он предлагает  делать именно так? Как нужно делать,  чтобы получить гарантированный автором результат? 

  1. Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта. Определяется, в чем состоит научно-педагогическая новизна опыта автора, какие оригинальные находки пополнят практику образования. Описание перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности. 
  2. Условия применения рекомендаций. Определяются условия по организации практической деятельности, при которых возможно достижение прогнозируемых результатов и обстоятельства, в которых целесообразно использовать данные рекомендации. Указывается на возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления. 

В методических рекомендациях 1-й пункт основной части – теория, остальное – практика. В методическом пособии может быть 1 — 3 пункта теории, остальное – практика.                                                                                             Заключение — до 10% текста. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается,  в каком направлении предполагается работать дальше. 

          Список использованной и рекомендуемой литературы  по проблеме. Список литературы  включает работы автора этого пособия или других авторов по данной проблеме, теме. Оформляется в соответствии с ГОСТ- 7.1-2003, ГОСТ Р — 7.05 — 2008.

       Приложения (конкретные практические наработки автора).

Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения.

При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление. 

Методическое пособие проходит процедуру подготовки к изданию, установленную в ОУ приказом директора. 

Оформление методического пособия:

Оформление приложения — нет номеров страниц.

  1. На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методическое  пособие. 
  2. Посередине листа — инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, ниже более мелким шрифтом  необходимо обозначить: Методическое  пособие. 
  3. Внизу листа указывается место и год издания. 
  4. Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно-издательского отдела (если такой есть в ОУ). На этой странице может содержаться указание на то, где рассматривалось и кем рекомендовано к изданию данное пособие. 

            На обороте титульного листа можно сделать анатацию.

    Обложка — нет стр., нет кавычек, не считается и не нумеруется.

     Титульный лист — считается, но не нумеруется.    

Оглавление — пишется там, где есть главы.

     Автор имеет авторское свидетельство.

Автор-составитель — тот, кто составляет материалы или программы с использованием чего-то своего (текстов и т.д.)

Составитель – это тот, кто составляет программы по примерной.

    В методических рекомендациях должен быть список литературы, на который ссылаемся в затекстовой ссылке, можно ссылаться на номер или на номер ссылки и страницы.

Можно использовать любую ссылку: внутритекстовую, подстрочную, затекстовую. Но используют только один вид ссылок в тексте.

    Если вы ссылаетесь на какого-то автора, то инициалы ставятся впереди фамилии, между инициалами ставится пробел (М. И. Иванов (24)).

         В пособии допускается использование таблиц и рисунков (с 2004г. не допускаются слова схема и диаграмма).

Заключение

Фридрих Вильгельм Адольф Дистерверг в 19 веке сказал:

                   Без стремления к научной работе учитель
                                     неизбежно попадает во власть трех педагогических

    демонов: механистичности, рутинности, банальности.

   Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов — от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся.

    В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов. Методическая служба в первую очередь реагирует на запросы и вопросы педагогов. Поэтому методической службой разрабатываются методические рекомендации по востребованным темам. Надеюсь, что предлагаемые методические рекомендации будут полезны педагогам.

Список литературы

  1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

Методическое пособие — это своеобразная студенческая «библия», передаваемая поколениями учащихся из руки в руки. Несмотря на свой простой внешний вид, методичка значительно облегчает студенту жизнь.

Методическое пособие

Источник: tipografiya-tver.ru

Что такое учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.

В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения. 

Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.

Виды методичек

Различают несколько видов методической продукции:

  1. Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.  

Методические разработки

Источник: litportal.ru

2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.

Методические рекомендации

Источник: geokniga.org

3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров. 

Комплекс учебно-методических материалов

Источник: ozon.ru

4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.

Разновидности методической продукции определяются в соответствии с ГОСТом 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Методические указания не определены ГОСТом как вид продукции, поэтому его относят к варианту методических рекомендаций.

Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.

Структура

Структура каждого вида методических пособий имеет свой ряд особенностей и определяется ГОСТом 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:

1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.

2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:

  • предмет излагаемого материала;
  • назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
  • указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
  • в каких сферах возможно применение изложенного материала;
  • данные об авторе или авторах.

3. Пояснительная записка.  Представляет собой информацию, содержащую:

  • сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
  • цель рекомендаций;
  • лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.

4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.

5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами. 

6. Приложения. В данный раздел входят материалы, которые не были включены в «Содержание», но необходимы для освоения вида деятельности согласно с данным методическим пособием. К приложениям могут относиться:

  • тесты;
  • планы по организации мероприятий;
  • ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
  • методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
  • карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
  • приблизительная тема мероприятий.

Структура методических разработок

Структурными элементами методических разработок являются:

  • название учебного пособия;
  • данные об авторе;
  • цель издания;
  • возраст целевой аудитории;
  • необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
  • список необходимых материалов или оборудования;
  • ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
  • методические рекомендации по результатам мероприятия;
  • перечень использованных источников;
  • приложения.

Не следует путать цель и результат.

Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.

Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.

Как написать

Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.

Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:

  • изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
  • создание плана работы;
  • написание теории, согласно плану;
  • приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
  • предоставить необходимый дидактический материал;
  • создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
  • список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.

Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.

  1. Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
  2. Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
  3. Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
  4. Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
  5. Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
  6. Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.

Как оформить

Оформление методического пособия, как и его структура, должно соответствовать государственным стандартам. Рациональнее будет приступить к правильному оформлению методической работы с первых страниц текста. Основные требования указаны в ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам». 

  1. Работа выполняется на персональном компьютере.
  2. Все страницы должны быть в одном формате — А4 или А5.
  3. Для формата А4 необходимо установить следующие размеры полей: правое — 10 мм, левое — 30 мм, нижнее — 20 мм, верхнее — 15 мм. Для формата А5: правое — 10 мм, левое- 15 мм, нижнее — 15 мм, верхнее — 10 мм.
  4. Рекомендуемый шрифт — Times New Roman, 12-14 пт. Для заголовков рекомендуется шрифт Arial.
  5. Отступ абзаца составляет 1-1,5 см. Выравнивание текста — по ширине, кроме заголовков.
  6. Страницы нумеровать допускается только арабскими цифрами. Нумерация начинается с титульного листа, но на нем не проставляется. Номер страницы следует начинать ставить с «Введения» (3-4стр.).
  7. Обозначать параграфы, главы необходимо арабскими цифрами. Для нумерации подпунктов допускается использование точки. Например: 1.2, 2.2.
  8. Введение, разделы основной части, заключение, перечень литературы, приложение оформляется, как и курсовая работа — каждый этот пункт работы начинается с нового листа и должен содержать заголовок из прописных букв.
  9. Для заголовков установлены следующие правила: располагаться должны в середине строки, без точки или подчеркивания; перенос заголовков недопустим; между заголовком и текстом необходимо 2-3 интервала.
  10. Иллюстрации должны располагаться сразу после текста, в котором они упоминались. Допускается размещение на следующей странице. Обязательно рисунки должны быть подписаны. Подпись имеет следующий формат: наименование (рисунок), порядковый номер (1, 1.2) и через тире указывается индивидуальное название рисунка.
  11. Особое внимание следует обратить на оформление библиографических ссылок. Если в тексте работы необходима цитата, то обязательно должна быть отсылка к номеру источника из списка литературы, откуда взят материал для цитирования.
  12. Скрупулезной работой является оформление списка литературы. Правила его оформления указаны в ГОСТе 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Разные источники — учебники, словари, публикации, журналы — отличаются в оформлении. 

Пример

Пример оформления титульной страницы методического пособия.

Образец оформления страницы с аннотацией.

Пример учебно-методического пособия по риторике.

Что такое сетевые учебно-методические пособия

Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий. 

ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и сведения» выделяет два вида электронных пособий:

  • электронный документ;
  • электронное издание.

Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.

ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:

  • план учебных мероприятий;
  • программа дисциплины;
  • теоретические материалы в электронном формате;
  • пособие для практических занятий;
  • тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
  • методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
  • мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).

Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:

  • справочники или словари по предмету;
  • периодическая литература;
  • научные источники;
  • хрестоматийная литература;
  • ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.

Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.

Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.

Moodle

Источник: miro.medium.com

Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций

Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.

Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.

https://ria.ru/edu_news/20100706/252525410.html
фото с сайте ria.ru

Творческих учителей, которым есть чем поделиться с коллегами, на свете много. Почему же все еще велик дефицит качественных методических материалов?

Ответ прост: те, кто умеют работать, часто не умеют писать. Между тем опыт наших экспериментальных площадок показывает, что любой учитель может описать свои разработки, если ему немножко в этом помочь.

(Рекомендации-шаблон для педагогов по созданию методической разработки)

Аннотация

Этот материал поможет читателю-педагогу  написать собственную методическую разработку. Руководители методических служб образовательных учреждений могут использовать этот шаблон для проведения обучающего семинара по созданию методических материалов.

1. Введение

Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.

Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.

Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.

2. Состав и содержание методической разработки

Тема

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.

Примеры:

Использование модели  «Точка зрения» (ПРЕДМЕТ) как средства

интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)

для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).

Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А  вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.

Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы  не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.

Информация об авторе

Автор методической разработки (фамилия – имя – отчество, место работы и должность, контактная информация: желательно – электронный адрес, Ваш или адрес школы).

Пример: Иванова, Анна Петровна, педагог начальных классов школы №1 г. N, учитель 1-й категории, anniv1975@server.ru

Условия применения

В этом разделе укажите

—       Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).

—       Программа, в рамках которой применяется ваша методика.

—       Если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.

Пример:

—       Начальные классы (1-2).

—       Курс развития речи в рамках курса русского языка

—       Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).

Актуальность, цель и задачи

Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить.  Укажем требования к формулировке цели и задач:

1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
2. Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.
3. Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его поведении или в результатах его работы (например, в текстах, которые он пишет) в результате применения вашей методики. Они  описываются глаголами совершенного вида: научить составлять загадки типа…; научить различать имя и значение признака; научить применять системный оператор для составления вопросов об историческом событии и т.п. Педагогам, знакомым с ОТСМ-ТРИЗ, посоветуем описывать изменения с помощью модели «элемент – имена признаков – значения признаков».

Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

1.     Ответьте на вопрос: «что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО… А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО:  дети составляют связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон, используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.

2.  Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно, системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.

Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру.  – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.

3.  Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…

Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» см. пункт 2 (пример: «Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем. Вместе системное и образное описания позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира»).
2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО) см. пункт 1 (пример: «Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования модели «Точка зрения»»).
3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?» см. пункт 3 (пример: «Научить выделять признаки объектов, от имени которых строится рассказ; научить выделять признаки окружающих объектов, важные с точки зрения рассказчика, научить строить образные сравнения от лица рассказчика; научить строить системные сравнения от лица рассказчик, объединяя образы с единую систему»).

Средства

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Пример: Используются модели: «Элемент – имя признака – значение признака», «Точка зрения», морфологический анализ.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Пример: используется пособие «Круги Луллия» (ссылка).

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы (рис. 1). Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает.

Рисунок 1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 2

На примере (рис. 2)  показан фрагмент описания методики, на котором видно, как связываются между собой отдельные упражнения. Упражнение «сравнить объект от имени какого-либо волшебника» могут предлагаться в различной последовательности, но они предшествуют системному сравнению. Эмпатия может вводиться параллельно с упражнением «На что похоже?». «Системная эмпатия»  должна предваряться эмпатией и  системным сравнением.

Для читателей, не знакомых с ОТСМ-ТРИЗ педагогикой, поясним содержание рисунка 2. В методиках развития речи и воображения  используются образы волшебников, олицетворяющих приемы преобразования объектов (Мурашковска И.Н., Сидорчук Т.А.). Дели-Давай делит объекты на части и объединяет части в целое; Великан-Кроха уменьшает или увеличивает размеры объектов, Отставай-Забегай двигает объекты по линии времени.

Если вы представили такую схему, далее ваша задача состоит в том, чтобы описать более детально каждое упражнение. Это можно сделать, например, в виде таблицы.

Таблица 1. Состав методики

Задание, упражнение, процедура Что делает учитель Что делают дети Время, порядок работы Рекомендации, установки Что получается в результате
Сравниваем объект с любыми другими объектами Предлагает объекты, задает вопросы Отвечают на вопросы 3-5 минут в начале урока. Тренинг проводится до достижения результата Вначале выбирайте известные детям объекты, имеющие интересную форму.

Настраивайте детей на оригинальные ответы: («Вася сравнил сапог с трубой, Маша – с каналом. А волшебник Д-Д сгруппировал ответы Васи и Маши (как?). Кто даст ответ, который Д-Д трудно было бы объединить с предыдущими?»)

Дети находят множество сравнений, стремятся найти оригинальное, нешаблонное сравнение.

Примеры

Часто в методических разработках примеры занимают львиную долю места и внимания читателя. Это приводит порой совсем не к тем результатам, на которые рассчитывал автор. Нам приходилось сталкиваться со случаями, когда учитель, прочитавший методический материал,  искренне уверен, что использовать этот материал можно только с теми примерами, которые в нем описаны. Чтобы использовать «Картинку без запинки» ему нужна та же самая картинка с уточками, а упражнение «на что похоже?» необходимо производить исключительно с ключом от класса и очками.  Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не  копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего учебного процесса, не нарушая предложенную вами технологию.

Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения. Но ни в коем случае не заменяют их.

Пример. Играем в игру «На что похоже?» На начальном этапе используйте знакомые детям объекты с интересной формой (например, ключик, очки, ветку дерева, зонт и т.п.).  Затем переходите к объектам с другими яркими признаками (кран с капающей водой — звучание, горящая лампочка – температура и т.п.).

Диагностика

Диагностика – тема, требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут ярко и без специального обучения, иногда вмешательство учителя только портит дело.

Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии. При публикации вашей разработки мы решим, каким образом ее  проиллюстрировать детскими работами.

Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.

Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть

—       наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);

—       продукты творческой деятельности детей (сочинения, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

—       результаты выполнения специальных заданий и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете оценивать?

Это могут быть

—  наличие определенных  высказываний учащихся в процессе работы,

— определенные виды поведения учащихся (например, если ребенок собирает копилку, практически не обращаясь за помощью к учителю и одноклассникам и получает результат, можно судить о самостоятельности в данном виде деятельности); если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить о сформированности умения такие сравнения составлять);

— количество правильных ответов на предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Два ученика, схвативших в этот день грипп, не выполнившие работу и получившие единицы, сведут на нет результаты как минимум четырех отличников. Просто сосчитайте количество двоек, троек, четверок, пятерок и т. д. и процентное отношение количества данной оценки к числу учеников, выполнявших работу. Если работа оценивается, например, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.

Выводы

Кратко повторите, чему была посвящена ваша работа. Какие проблемы вам пока не удалось решить? Поставьте себе задачи на будущее.

Не забывайте, пожалуйста, что ваши материалы ждут сегодня очень многие учителя в разных концах страны.

Библиографический список и ссылки

В этом списке должны быть приведены все материалы, которыми вы пользовались во время создания собственной методической разработки.

—  Материалы, опубликованные в прессе (статьи, книги, учебные пособия и т.п.);

—  Материалы, размещенные на Интернет-сайтах (в том случае приводится адрес материала в сети, например Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. [WWW-документ] URL http://trizminsk.org/e/2312.htm )

—  Материалы, размещенные на CD-дисках (пример описания: Нестеренко А.А., Белова Г.В. Мастерская знаний: инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. – Вып. 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 9,72 Мб.)

В тексте статьи ссылки можно делать на номера публикаций в списке, желательно – с указанием страниц [1, стр. 34-35], а можно пользоваться европейской системой (ФИО автора, год, когда опубликован материал), например (Иванов И.И., 2007, стр. 34).

Если вы используете идеи коллег, которые были сообщены в частной беседе, вместо ссылки в скобочках можно написать (Иванов И.И., частное сообщение)

3. Список литературы

1. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117-133;  Педагогические технологии. — 2004. — № 2. — С. 88-108.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000, 240 с.

Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.

как написать методическую разработку

Терминология

Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: «Что такое методическая разработка?» Итак, это специфическое пособие. В нем описываются различные методы организации образовательного процесса, формы и элементы педагогических технологий, которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия. Важные моменты:

  1. Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
  2. Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.

Главная же цель методической разработки – педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.

написать рецензию на методическую разработку

Важные моменты

Разбираемся далее, как написать методическую разработку. Собираясь подготавливать данный документ, нужно помнить о важных деталях, на которые необходимо обратить внимание:

  • Общий объем документа (так называемый «чистый текст») должен составлять не менее 16 листов информации, набранной на компьютере. И это не считая титульного листа и списка литературы.
  • Также надо помнить, что поля должны быть: 3 см – слева, по 2 см – сверху, снизу и справа.
  • Номер страницы ставится по центру снизу. Сам же символ должен быть арабским (то есть «1», «2», «3» и т. д.).
  • Шрифт обязательно Times New Roman, размер 14-й, междустрочный интервал одинарный. Если в работе есть таблицы, шрифт текста, написанного в них, – Times New Roman, 12-й.
  • Выравнивание текста должно быть по ширине страницы.
  • Красная строка отступается на пять знаков.
  • Все заголовки выделяются полужирным шрифтом (Times New Roman, размер 14-й), предпочтительно их размещение по центру страницы.

При этом важно помнить, что все иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», все они нумеруются по порядку. Основная часть может быть разделена на разделы, подразделы.

методическая разработка проще чем кажется

Главные правила создания методической разработки

Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:

  1. Содержание работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике.
  2. Суть создания методической разработки – подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине.
  3. Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов.
  4. Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию.
  5. Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт.
  6. В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.

Просматривая варианты того, как написать методическую разработку, стоит помнить главное: все написанное должно соответствовать действительности. Так, не нужно описывать тот или иной метод обучения, если нет возможности его материально-технического обеспечения. И главное — методическая разработка должна ответить на вопросы: «Как научить? Как сделать так, чтобы ученик наилучшим образом усвоил предложенный учителем материал?»

рекомендации по написанию и оформлению методических разработок

Кратко о структуре

Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):

  • Титульный лист.
  • Аннотация.
  • Содержание.
  • Вводная часть, или введение.
  • Основная часть, где будет изложен весь материал.
  • Заключение (можно вместе с выводами).
  • Список использованной в работе литературы.
  • Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.

рекомендации к оформлению методической разработки

Титульный лист

Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:

  1. Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
  2. В центре листа пишется название самой работы.
  3. Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
  4. В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.

Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными шрифтами, размерами, особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка – это официальный документ).

что такое методическая разработка

Аннотация

Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:

  • Главное – рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
  • Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
  • Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.

Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.

Введение

Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После титульного листа следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке – введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.

  1. Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
  2. Далее надо описать цель работы.
  3. Следующий важнейший пункт – условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
  4. Также можно указать возможные сложности, риски.

Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.

Основная часть

Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.

  • Важно раскрыть специфику методической разработки.
  • Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
  • Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.

как написать методическую разработку раздела ооп

Заключение

Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста – до одной страницы.

Все остальное, о чем не было упомянуто

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).

Если в работе есть приложения, они подаются после списка литературы. Каждое отдельно взятое приложение нумеруется арабской цифрой, ему присваивается имя («Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.).

Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:

  • Внутренние.
  • Внешние.

В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором – специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.

Как написать методическую разработку

Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик. Появление новых учебных дисциплин и их преподавание требует новых методических разработок. Методическая разработка представляет собой пособие для преподавателя, в котором отражены цели, средства, методы и формы преподавания той или иной дисциплины. В методической разработке обязательно должен быть элемент новизны, иначе она никому не будет нужна. Методической разработкой может быть как конспект отдельного урока, так и методика преподавания курса в целом.

Расскажите, какие умения и навыки вы хотите сформировать у учащихся

Вам понадобится

  • — опыт работы по теме;
  • — конспекты проведенных занятий;
  • — результаты педагогических экспериментов.

Инструкция

Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему учителю или воспитателю необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.

Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного урока будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия — например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.

Если вы только начинаете работать по объемной теме, проведите начальный эксперимент или диагностику. Выясните, в какой степени учащиеся обладают качествами, которые вы бы хотели у них сформировать. Сформулируйте положения относительно того, что нужно сделать, чтобы эти требуемые качества достигли высокого уровня развития у всей группы учащихся. Исходя из этих данных, определите направление работы.

Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что хотели бы взять для своей работы. Составьте план работы и начинайте копить материал. После того, как вы проведете нужное количество уроков по теме, организуйте диагностику или результирующий эксперимент и посмотрите, насколько эффективна предложенная вами методика.

После того, как материал собран, приступайте к оформлению методической разработки. Некоторые разделы можно начать писать заранее. Например, аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение данной работы.

Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом направлении ваши предшественники, и какое развитие их методы получили в вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение — довольно короткая часть, оно занимает не более 2-3 страниц.

Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких разделов. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная вами тема, сколько времени вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите читателям методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах диагностики или начального и результирующего экспериментов.

В заключении сделайте выводы, объясните, почему лучше пользоваться предложенными вами методами. Отдельным разделом укажите список использованной литературы. Составьте приложения. В приложениях можете привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях. Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше — тем удобнее будет вашим последователям пользоваться вашей методикой.

Обратите внимание

• Объем методической разработки может быть разным. Если речь идет об одном уроке, то объем обычно составляет около 10 страниц А4. Для более крупной работы обычно требуется 24-25 страниц.

Не забывайте о том, что в тексте необходимо делать ссылки на источники. Они могут быть как постраничные, так и располагаться в конце раздела или всей работы.

Источники:

  • введение к методической разработке

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Алгоритм написания методических рекомендаций»

Подготовил:старший воспитатель МБДОУ

высшей квалификационной категории

Курсакова Е.А.

Медногорск,

Март, 2020

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляютсябез титульного листа по следующей схеме:

1. Памятка

2. «Название»

3. Основной текст, который начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием.

4. Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

5. Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации.

Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист:

1.1. Полное название учреждения

1.2. «Название»

1.3. Вид методической продукции (методические рекомендации)

1.4. Автор (ы) ( ФИО полностью)

1.5. Должность

1.6. Место написания

1.7. Год написания

2. Второй лист:

2.1. Аннотация — краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории.

2.2. Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Третий лист:

3.1. Пояснительная записка — вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.

3.2. Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с воспитанниками могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя.

3.3. Заключение — выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием.

3.4. Список использованной литературы. При необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме. Список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформлениялитературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы.

3.5. Приложение. Оно включается, если содержатся материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать методическое пособие образец
  • Как написать методические рекомендации пример
  • Как написать методические рекомендации для педагогов
  • Как написать методику работы пример
  • Как написать методику обучения