Как написать методологический аппарат

Диплом – это не просто выпускная работа балакавра, а серьезное научное исследование. Поэтому важна каждая часть структуры ВКР. Первой и важной частью является введение. Именно оно должно кратко описать основное содержание исследования. Вводная глава имеет четкую структуру. Все ее элементы расписываются по порядку.
Методологическая база исследования – это один из элементов введения. Методология позволяет узнать, какие способы и приемы были применены для решения задач научной работы. Поэтому важно разобраться, как правильно описать методы исследования.

Содержание

  1. Что такое методологическая база исследования?
  2. Классификация методологической базы исследования
  3. Как правильно составить методологическую базу исследования?
  4. Примеры написания методологической базы исследования в курсовой работе
  5. Методологическая база исследования в дипломной работе — примеры
  6. Как составить методологическую базу исследования в диссертации – примеры
  7. Ошибки при формулировке методологической базы исследования
  8. 2 проверенных сайта для проверки работы на плагиат
  9. 3 способа бесплатно повысить оригинальность текста

01 Что такое методологическая база исследования?

Методологическая база исследования – это набор определенных методов, т.е. приемов и способов для научного исследования.

Научная работа требует описания каждого действия, которое было направлено для изучения проблемы. Нельзя написать кратко: мы провели исследование и получили такой-то результат. Необходимо поэтапно расписывать, что именно было выполнено в практической части исследования. Это может быть анализ какого-либо объекта, либо сравнение разных элементов.

Однако прежде всего вам необходимо определить цель и задачи исследования. Это поможет представить общий план действий и порядок их выполнения. 

Таким образом, методология исследования помогает не только изучить научную проблему, но и достичь цели, поставленной во введении работы.

Лайфхак
На нашем сервисе вы можете проверить уникальность своей научной работы. Предоставляем возможность узнать точный процент оригинальности через закрытую систему Антиплагиат ВУЗ.
Также поможем пройти антиплагиат с высоким процентом оригинальности. Для этого обработаем документ через программу Антиплагиат Киллер. Она спрячет все найденные заимствования с помощью перекодировки файла. Гарантируем высокий результат без изменений в тексте.
Если вы не хотите тратить время на оформление работы, то мы можем оформить работу по ГОСТу или по методичке за вас в кратчайшие сроки. 

02 Классификация методологической базы исследования

Что такое методологическая база исследования

Чтобы выполнить все поставленные задачи и достигнуть цели научной работы, необходимо использовать общенаучные и специальные методы. Такое деление показывает одну из классификаций методологии исследования.

Общенаучные методы подходят для всех областей науки. Их могут применять студенты как технических факультетов, так и гуманитарных, естественных.

К таким приемам относят:

  • Анализ – это разбор научной проблемы на составляющие части для подробного изучения
  • Синтез – это составление системы из разных элементов для масштабного изучения процессов
  • Обобщение – это совокупность похожих свойств и черт предмета
  • Индукция – это теоретическое изучение или рассуждение от частных вещей к общим выводам
  • Дедукция – это теоретическое изучение или рассуждение от общего тезиса к частным выводам

Такие методы используются практически в каждой работе. Однако вместе с общими приемами необходимо указывать и специальные. Такие подходят для определенной науки или дисциплины.

К примеру, приведем некоторые приемы для экономистов.

  • Расчетно-конструктивный – это выполнение расчета каких-либо данных для проведения закономерностей между экономическими явлениями.
  • Экономический анализ ‒ это разложение экономических явлений на различные части для детального изучения их влияния на распределение ресурсов.
  • Статистико-экономический метод – это изучение статистических сведений.

Теперь приведем примеры методологической базы для юристов.

  • Сравнительно-правовой метод – это выявление общих и различных черт между гражданско-правовыми институтами разных стран.
  • Историко-правовой метод ‒ это изучение права в разных государствах в разные периоды времени.
  • Право-социологический метод – это изучение правовой ситуации и оценивание юридических фактов путем опроса и анкетирования местных жителей.

В методологическую базу психолога входят следующие приемы.

  • Беседа – это сбор информации путем ведения диалога на определенную тему.
  • Психологический эксперимент – это сбор информации путем наблюдения над подопытным, помещенным в определенные условия без предупреждения.
  • Тестирование – это сбор информации путем получения ответов с помощью выбора определенного варианта участниками тестирования.

Таким образом, специальных методов довольно много. Поэтому важно узнать, какие именно приемы подходят для вашей научной работы. Вы можете попросить помощи у вашего научного руководителя, либо изучить их самостоятельно с помощью методички на вашей кафедре.

Существует также смежная классификация методологической базы, которая делит общенаучные методы на теоретические, эмпирические и экспериментально-теоретические.

Выше перечисленные общенаучные методы являются теоретическими. Это анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция. Все они направлены на теоретическое изучение предмета, т.е. не имеют практического применения.

Классификация методологии исследования

В экспериментально-теоретическую группу методологии входят:

  • Гипотетический метод – это установление какого-либо предположения для дальнейшего практического изучения и его подтверждения.
  • Исторический метод – изучение реальных фактов истории для определения и воспроизведения линейного развития исторического процесса.
  • Логический метод – изучение фактов действительности и реалий для подведения логического умозаключения.

Экспериментально-теоретический уровень методологической базы исследования состоит из двух обязательных частей:

  1. субъектное умозаключение, предположение,
  2. практическое доказательство.

Существует также третий уровень методологии. Он называется эмпирический. Данный способ предполагает получение информации не с помощью собственных интеллектуальных усилий, а с помощью задействованных лиц. Исследователь собирает информацию посредством чувственного опыта, либо письменного ответа со стороны.

В эмпирическую методологическую базу входят такие методы, как:

  • Наблюдение – это изучение объекта исследования в естественных условиях посредством органов чувств исследователя, т.е. обонятельной системы, слуховой, зрительной, вкусовой, осязательной.
  • Эксперимент – это изучение объекта исследования путем помещения его в определенные условия без предупреждения и наблюдения за поведением объекта.
  • Опрос – это сбор данных путем получения ответов людей или подопытных на определенные вопросы.

Итак, мы рассмотрели разные виды методов. Осталось узнать, как правильно оформляется методологическая база в научной работе.

03 Как правильно составить методологическую базу исследования?

Как составить методологическую базу исследования

Чтобы правильно составить методологическую базу исследования, необходимо прежде определить цели и задачи научной работы. Это поможет вам составить примерный план действий. Вы сможете представить, как именно вы будете выполнять поставленные задачи.

Затем выберете из всего списка методов, подходящие конкретно для вашей работы. Подставьте их под следующие шаблоны:

  • В нашем исследовании используются следующие методы…
  • Методологическая база нашего исследования включает…
  • Перечислим методы исследования…
  • В методологическую базу исследования входят такие методы, как…

Если вы не уверены в правильном выборе методологической базы, то советуем вам обратиться к научному руководителю. Ваш наставник понимает, что студент может не знать все необходимые методы исследования. Поэтому обязательно проверит ваш список и отредактирует его при необходимости.

Также обратите внимание на научные исследования, которые есть в вашем списке используемой литературы. Выберете ту работу, которая максимально похожа на вашу тему, и посмотрите, как составлена методологическая база. Так, вы сможете подобрать все нужные методы исследования.

04 Примеры написания методологической базы исследования в курсовой работе

методологическая база исследования в курсовой работе

Давайте рассмотрим примеры методологической базы исследования в разных курсовых. Для того, чтобы было ясно, почему использованы те или иные методы, предоставим тему и цель курсовой работы.

методологическая база исследования в курсовой

Как вы видите, для правильного оформление методологической базы достаточно просто перечислить используемые методы через запятую. Этого достаточно для курсовой работы.

05 Методологическая база исследования в дипломной работе — примеры

Методологическая база исследования в дипломной работе

Теперь давайте рассмотрим, как выглядит методологическая база исследования в дипломе. Необходимо запомнить, подбор методов – это серьезное дело. Ведь часто на защитном слове эксперты комиссии спрашивают у выпускника, какие методы он использовал. Поэтому важно разобраться в каждом варианте, который вы выбрали для своей научной работы.

Методологическая база исследования в ВКР

Методологическая основа дипломных работ практически ничем не отличается от курсовой. Однако если в курсовой работе могут допускаться ошибки при выборе и оформлении методов, то в дипломной это непростительно. Поэтому читайте дальше, как не допустить типичных ошибок при составлении методологической базы исследования.

06 Как составить методологическую базу исследования в диссертации – примеры

методологическая база исследования в диссертации

Теперь приступим к примерам написания методологической базы исследования в диссертациях.

Теоретико-методологическая база исследования – это концепции и теории, которые используются в исследовании. При указании специальных подходов необходимо ссылаться на тех ученых, которые разрабатывали данную концепцию.

Таким образом, методологическая база в диссертации имеет более расширенную версию, чем в курсовых и дипломных работах.

07 Ошибки при формулировке методологической базы исследования

Формулировка методологической базы исследования не вызывает трудностей, если вы знаете, какие методы вам понадобятся. Однако случаются ошибки, которые недопустимы в дипломных и диссертационных работах.

  • Нельзя забывать описывать методологическую базу. Это один из обязательных пунктов введения.
  • Не нарушайте логический порядок структуры вводной главы. Методы всегда указываются после определения цели и задач.
  • В любой работе указываются как общенаучные методы, так и специальные. Оптимально их должно быть поровну.
  • Не пишите те приемы и подходы, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к вашему научному руководителю и попросить у него совета.

Если вы не будете допускать таких ошибок при составлении методологической базы исследования, то легко сможете сдать свою работу на отлично. Главное – это пройти проверку на уникальность и соблюсти при оформлении все требования ГОСТ. А для этого посмотрите наше специальное видео, которое поможет вам правильно и быстро оформить дипломную работу.

08 2 проверенных сайта для проверки работы на плагиат

Чтобы заранее узнать, пройдете вы проверку на уникальность или нет, необходимо воспользоваться онлайн сервисами. Расскажем о двух надежных сайтах, которые подходят для студентов.

Антиплагиат ру позволяет бесплатно проверить работу на плагиат. Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном сайте с помощью адреса электронной почты. Данная система ищет заимствования через открытые источники сети Интернет.

С помощь Антиплагиат ру вы сможете узнать результат оригинальности работы, а также 3 ссылки на найденные заимствования.

Также вы можете проверить работу на анти-антиплагиат.рф через Антиплагиат ВУЗ. Это специальная преподавательская система, которая обрабатывает текст через открытые и закрытые научные источники. 

Так, вы сможете узнать точный процент уникальности, все ссылки плагиата, а также полный отчет и справку-сертификат Антиплагиат ВУЗ.

Чтобы заказать услугу, вам нужно только нажать на кнопку «проверить документ в Антиплагиат ВУЗ» и перейти на страницу для загрузки вашего текста.

09 3 способа бесплатно повысить оригинальность текста

Если вас не устроил результат проверки на оригинальность, попробуйте повысить процент с помощью бесплатных способов.

  • Попробуйте сократить лишний плагиат. Для удобства вы можете воспользоваться полным отчетом от анти-антиплагиат.рф, который покажет все найденные заимствования.
  • Если вы не можете удалить плагиат, то попробуйте перефразировать его. Для этого прочитайте чужие слова, поймите ключевую мысль и изложите ее своим языком.
  • Воспользуйтесь методом переводчика. Для этого скопируйте свой текст и вставьте его в окно программы. Затем выберете иностранный язык. Например, английский. Выполните перевод. Далее скопируйте получившийся результат и переведите с английского на французский, с французского – на итальянский, с итальянского – на немецкий, с немецкого на русский. Так, вы сможете увидеть, как сильно изменился документ. Теперь исправьте все ошибки и проверьте повышение уровня оригинальности.

Если у вас нет времени самостоятельно дорабатывать свой текст, советуем обратиться на сервис анти-антиплагиат.рф. мы предлагаем вам услугу повышения процента самостоятельности без предоплаты. Специальная программа перекодирует ваш файл без изменения текста за пару минут. Вам не нужно будет перечитывать или переделывать текст самостоятельно. После получения результата проверьте работу через любой сервис антиплагиат и убедитесь в эффективности метода.

Мы гарантируем результат повышения уникальности до 85-95%. Убедитесь в сами. Так, вы точно сможете пройти проверку на плагиат.

Сегодня мы с вами разобрались что такое методологическая база исследования. Рассмотрели правильные примеры оформления данного пункта введения в разных работах. Надеемся, что информация будет для вас полезной. Желаем удачи и успеха.

Полезные ссылки:

Как избавиться от плагиата в тексте курсовой диплома

Теоретическая база исследования в дипломе – примеры

Теоретическая и практическая значимость исследования

Гипотеза исследования в курсовой и дипломе – пример

Актуальность темы исследования, как написать: пример

Объект и предмет исследования — как написать, пример

Как пройти нормоконтроль дипломной работы: ГОСТ 2023

Чтобы грамотно и успешно написать исследовательскую работу, необходимо уделить должное внимание каждой части. В том числе и методологической базе.

А что такое теоретико-методологическая база исследования? Какие методы являются основными и как их выбрать для своей курсовой, диплома или другого вида работ? Читайте статью — и вы не только найдёте ответы на эти вопросы, но и увидите примеры методологической базы исследования.

Хотите получать полезные материалы из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. А для того, чтобы учиться с выгодой — следите за акциями и скидками.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Методологическая база исследования: что это такое

Методологическая база — это перечень всех научных методов, которые используются в исследовании. Они могут быть как теоретическими, так и практическими.

А вот теоретико-методологическая база — это только те методы, которые составляют основу теории и описывают методологию, применяемую для получения практических результатов исследования.

Для курсовых, дипломных и диссертационных работ используют свои методы исследования. Они могут быть как общими, которые применяются в разных науках, так и узкоспециализированными — используемые лишь в конкретных дисциплинах.

Зачем нужна методологическая база работы

Научное исследование, к которому относятся студенческие рефераты, курсовые, дипломные и тем более диссертационные проекты, не может быть голословным. Это значит, что для проблем, целей и задач, заявленных в работе, важно не просто найти решение, а показать, как именно к нему пришли. То же и с выводами — их необходимо обосновать и продемонстрировать, какие конкретно действия привели к описанным результатам.

Именно для этого выбирается методологическая база — набор методов, которые подходят под тему исследования и помогают обосновать решение проблем и достичь заявленные цели и задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Место методологической базы в проекте

Методологическая база курсовой, дипломной или другой работы описывается в самом начале исследования — во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.

С написанием методов в начале работы справились? Это ещё не всё. Главное — помнить, что методология должна пронизывать все главы исследования. Особенно теоретическую и практическую части. В теоретической — связать методы с основной теорией, а в практической — показать, как вы использовали их, чтобы получить результаты.

Место методологической базы в проекте

Верно определить цель и задачи исследования — 50% успеха

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Основные методы исследования: классификация

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Как выбрать методологическую базу исследования

Как подбирать методы для методологической базы исследования курсовой или дипломной работы? Соблюдать несколько важных правил:

  • сначала определите цель и задачи;
  • составьте примерный план исследования;
  • изучите, какие методологии применяются в вашей научной области;
  • подумайте, какие именно методы помогут решить задачи и достичь цели;
  • выбирайте методы, наиболее подходящие и понятные вам.

Как видите, главное — помнить, что методологическая база должна помогать вам достичь поставленные цели и задачи. Иначе потеряется логическая связь, а методы не помогут раскрыть заявленную тему проекта.

Не уверены, что правильно составили методологическую базу исследования? Обязательно обратитесь к научному руководителю. Он уточнит, какие методы точно будут полезны, а также подскажет как оформить курсовой или дипломный проект по ГОСТу.

Как оформить методологическую базу в исследовании: шаблоны фраз

Какие слова и фразы можно использовать, чтобы сформулировать методологическую базу научного исследования? Вот список некоторых предложений, которые помогут описать методы во введении:

  • Перечислим методы, которые применяются в данном дипломном исследовании…
  • Для достижения поставленной цели и задач мы использовали следующие методы…
  • Методологическая база исследования состоит из следующих методов…
  • В методологическую базу курсового проекта входят такие методы…
  • Методологическая основа исследования состоит из…
  • Теоретико-методологическая база исследования включает в себя следующие методы…

Используйте эти и другие предложения, чтобы оформить методологическую базу проекта и описать непосредственные методы.

Методологическая база исследования: примеры

Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.

Пример №1: методологическая база курсовой работы

Научная дисциплина: маркетинг

Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров

Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента;
  • дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятию и области его деятельности;
  • провести оценку состояния коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах;
  • предложить направления совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах компании.

Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.

Пример №2: методологическая база дипломной работы

Научная дисциплина: экономика

Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».

Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  • изучение сущности финансово-экономического состояния организации;
  • анализ методов оценки финансово-экономического состояния организации;
  • проведение анализа финансовой деятельности ООО «Эрколайн» по основным направлениям.

Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.

Пример №3: методологическая база магистерской работы

Научная дисциплина: политология

Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.

Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

  • раскрыть сущность и сформулировать основные признаки и характеристики политически значимых общественных проектов;
  • описать структуру экономических механизмов, посредством которых реализуются политически значимые общественные проекты;
  • провести анализ эффективности функционирования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации;
  • сформулировать ключевые особенности, проблемы экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающие на них влияние;
  • определить пути и направления совершенствования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации с учётом современных экономических и политических реалий.

Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.

Скачать примеры методологической базы для разного типа работ в формате Word.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, что такое методологическая база в исследовательской работе, из каких методов она состоит и как сформулировать методологию в собственном проекте. А если у вас совсем нет времени писать работу самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис. Специалисты помогут подготовить курсовую, дипломную или магистерскую точно в срок!


Download Article


Download Article

The research methodology section of any academic research paper gives you the opportunity to convince your readers that your research is useful and will contribute to your field of study. An effective research methodology is grounded in your overall approach – whether qualitative or quantitative – and adequately describes the methods you used. Justify why you chose those methods over others, then explain how those methods will provide answers to your research questions.[1]

  1. Image titled Write Research Methodology Step 1

    1

    Restate your research problem. Begin your research methodology section by listing the problems or questions you intend to study. Include your hypotheses, if applicable, or what you are setting out to prove through your research.[2]

    • In your restatement, include any underlying assumptions that you’re making or conditions that you’re taking for granted. These assumptions will also inform the research methods you’ve chosen.
    • Generally, state the variables you’ll test and the other conditions you’re controlling or assuming are equal.
  2. Image titled Write Research Methodology Step 2

    2

    Establish your overall methodological approach. Your overall approach will be either qualitative or quantitative. Occasionally, you may also use a mix of both approaches. Briefly explain why you chose your approach.

    • If you want to research and document measurable social trends, or evaluate the impact of a particular policy on various variables, use a quantitative approach focused on data collection and statistical analysis.
    • If you want to evaluate people’s views or understanding of a particular issue, choose a more qualitative approach.
    • You can also combine the two. For example, you might look primarily at a measurable social trend, but also interview people and get their opinions on how that trend is affecting their lives.

    Advertisement

  3. Image titled Write Research Methodology Step 3

    3

    Define how you collected or generated data. This portion of your methodology section tells your readers when and where you conducted your research, and what basic parameters were put into place to ensure the relative objectivity of your results.[3]

    • For example, if you conducted a survey, you would describe the questions included in the survey, where and how the survey was conducted (such as in person, online, over the phone), how many surveys were distributed, and how long your respondents had to complete the survey.
    • Include enough detail that your study can be replicated by others in your field, even if they may not get the same results you did. [4]
  4. Image titled Write Research Methodology Step 4

    4

    Provide background for uncommon methods. Particularly in the social sciences, you may be using methods that aren’t typically used, or that don’t seem to fit with your research problem. These methods may require additional explanation.[5]

    • Qualitative research methods typically require more detailed explanation than quantitative methods.
    • Basic investigative procedures don’t need to be explained in detail. Generally, you can assume that your readers have a general understanding of common research methods that social scientists use, such as surveys or focus groups.
  5. Image titled Write Research Methodology Step 5

    5

    Cite any sources that contributed to your choice of methodology. If you used anyone else’s work to help you craft or apply your methodology, discuss those works and how they contributed to your own work, or how your work is building on theirs.[6]

    • For example, suppose you conducted a survey and used a couple of other research papers to help construct the questions on your survey. You would mention those as contributing sources.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write Research Methodology Step 6

    1

    Explain your selection criteria for data collection. If you’re collecting primary data, you likely set eligibility parameters. State those parameters clearly and let your readers know why you set those parameters and how they are important to your research.[7]

    • Describe study participants specifically, and list any inclusion or exclusion criteria you used when forming your group of participants.
    • Justify the size of your sample, if applicable, and describe how this affects whether your study can be generalized to larger populations. For example, if you conducted a survey of 30 percent of the student population of a university, you could potentially apply those results to the student body as a whole, but maybe not to students at other universities.
  2. Image titled Write Research Methodology Step 7

    2

    Distinguish your research from any weaknesses in your methods. Every research method has strengths and weaknesses. Briefly discuss the weaknesses or criticisms of the methods you’ve chosen, then explain how those are irrelevant or inapplicable to your particular research.[8]

    • Reading other research papers is a good way to identify potential problems that commonly arise with various methods. State whether you actually encountered any of these common problems during your research.
  3. Image titled Write Research Methodology Step 8

    3

    Describe how you overcame obstacles. Overcoming obstacles in your research can be one of the most important parts of your methodology. Your problem-solving abilities can enhance your readers’ confidence in the results of your study.[9]

    • If you encountered any problems as you collected data, explain clearly the steps you took to minimize the effect that problem would have on your results.
  4. Image titled Write Research Methodology Step 9

    4

    Evaluate other methods you could have used. Particularly if you’re using a method that seems unusual for your particular subject matter, include a discussion of other methods that are more typically used for your type of research. Explain why you chose not to use them.

    • In some cases, this may be as simple as stating that while there were numerous studies using one method, there weren’t any using your method, which caused a gap in understanding of the issue.
    • For example, there may be multiple papers providing quantitative analysis of a particular social trend. However, none of these papers looked closely at how this trend was affecting the lives of people.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write Research Methodology Step 10

    1

    Describe how you analyzed your results. Your analysis generally depends on whether your approach is qualitative, quantitative, or a mixture of the two. If you’re using a quantitative approach, you may be using statistical analysis. With a qualitative approach, state what theoretical perspective or philosophy you’re using.[10]

    • Depending on your research questions, you may be mixing quantitative and qualitative analysis – just as you could potentially use both approaches. For example, you might do a statistical analysis, and then interpret those statistics through a particular theoretical lens.
  2. Image titled Write Research Methodology Step 11

    2

    Explain how your analysis suits your research goals. Ultimately, your overall methodology should be capable of producing answers to your research questions. If it isn’t well-suited, you need to either adjust your methodology or reframe your research question.[11]

    • For example, suppose you’re researching the effect of college education on family farms in rural America. While you could do interviews of college-educated people who grew up on a family farm, that would not give you a picture of the overall effect. A quantitative approach and statistical analysis would give you a bigger picture.
  3. Image titled Write Research Methodology Step 12

    3

    Identify how your analysis answers your research questions. Relate your methodology back to your original research questions and present a proposed outcome based on your analysis. Describe specifically what your findings will reveal about your research questions.

    • If in answering your research questions, your findings have raised other questions that may require further research, state these briefly.
    • You can also include here any limitations to your methods, or questions that weren’t answered through your research.
  4. Image titled Write Research Methodology Step 13

    4

    Assess whether your findings can be transferred or generalized. You may be able to transfer your findings to other contexts, or generalize them to broader populations. Transferability can be difficult in social science research, particularly if you used a qualitative approach.[12]

    • Generalization is more typically used in quantitative research. If you have a well-designed sample, you can statistically apply your results to the larger population your sample belongs to.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What is a common method for a qualitative research?

    AneHane

    Common examples are qualitative video analysis, photography analysis, qualitative interviews, group discussions, discourse analysis and biographical research. You might also look into the topic of triangulation; that is, combining two or more methods.

  • Question

    How can a good questionnaire be designed for any research topic?

    LibArtsPremed18

    LibArtsPremed18

    Top Answerer

    There is no perfect questionnaire design that can be used across topics. Besides the usual conventions on good research, the ideal way questions are structured and the way they can be answered depends on what you are trying to find out and the conventions of your specific field. Psychological research guidelines will be different than social work research guidelines, which will be different than market research guidelines. It depends on many factors that this just is not the platform too address.

  • Question

    I want to work on autism. I have to work by adhering to the course I took: Project methodology, image. Will it be right to follow the steps here?

    Community Answer

    Your Project Methodology course supersedes any article you find online. Professors require you to follow their format for a passing grade.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Organize your methodology section chronologically, starting with how you prepared to conduct your research methods, how you gathered data, and how you analyzed that data.[13]

  • Write your research methodology section in past tense, unless you’re submitting the methodology section before the research described has been carried out.[14]

  • Discuss your plans in detail with your advisor or supervisor before committing to a particular methodology. They can help identify possible flaws in your study.[15]

Show More Tips

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a research methodology, start with a section that outlines the problems or questions you’ll be studying, including your hypotheses or whatever it is you’re setting out to prove. Then, briefly explain why you chose to use either a qualitative or quantitative approach for your study. Next, go over when and where you conducted your research and what parameters you used to ensure you were objective. Finally, cite any sources you used to decide on the methodology for your research. To learn how to justify your choice of methods in your research methodology, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 469,472 times.

Reader Success Stories

  • Prof. Dr. Ahmed Askar

    Prof. Dr. Ahmed Askar

    Apr 18, 2020

    «So much appreciation, this article can be considered as a suitable road map for so many postgraduate students. It…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

The research methodology section of any academic research paper gives you the opportunity to convince your readers that your research is useful and will contribute to your field of study. An effective research methodology is grounded in your overall approach – whether qualitative or quantitative – and adequately describes the methods you used. Justify why you chose those methods over others, then explain how those methods will provide answers to your research questions.[1]

  1. Image titled Write Research Methodology Step 1

    1

    Restate your research problem. Begin your research methodology section by listing the problems or questions you intend to study. Include your hypotheses, if applicable, or what you are setting out to prove through your research.[2]

    • In your restatement, include any underlying assumptions that you’re making or conditions that you’re taking for granted. These assumptions will also inform the research methods you’ve chosen.
    • Generally, state the variables you’ll test and the other conditions you’re controlling or assuming are equal.
  2. Image titled Write Research Methodology Step 2

    2

    Establish your overall methodological approach. Your overall approach will be either qualitative or quantitative. Occasionally, you may also use a mix of both approaches. Briefly explain why you chose your approach.

    • If you want to research and document measurable social trends, or evaluate the impact of a particular policy on various variables, use a quantitative approach focused on data collection and statistical analysis.
    • If you want to evaluate people’s views or understanding of a particular issue, choose a more qualitative approach.
    • You can also combine the two. For example, you might look primarily at a measurable social trend, but also interview people and get their opinions on how that trend is affecting their lives.

    Advertisement

  3. Image titled Write Research Methodology Step 3

    3

    Define how you collected or generated data. This portion of your methodology section tells your readers when and where you conducted your research, and what basic parameters were put into place to ensure the relative objectivity of your results.[3]

    • For example, if you conducted a survey, you would describe the questions included in the survey, where and how the survey was conducted (such as in person, online, over the phone), how many surveys were distributed, and how long your respondents had to complete the survey.
    • Include enough detail that your study can be replicated by others in your field, even if they may not get the same results you did. [4]
  4. Image titled Write Research Methodology Step 4

    4

    Provide background for uncommon methods. Particularly in the social sciences, you may be using methods that aren’t typically used, or that don’t seem to fit with your research problem. These methods may require additional explanation.[5]

    • Qualitative research methods typically require more detailed explanation than quantitative methods.
    • Basic investigative procedures don’t need to be explained in detail. Generally, you can assume that your readers have a general understanding of common research methods that social scientists use, such as surveys or focus groups.
  5. Image titled Write Research Methodology Step 5

    5

    Cite any sources that contributed to your choice of methodology. If you used anyone else’s work to help you craft or apply your methodology, discuss those works and how they contributed to your own work, or how your work is building on theirs.[6]

    • For example, suppose you conducted a survey and used a couple of other research papers to help construct the questions on your survey. You would mention those as contributing sources.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write Research Methodology Step 6

    1

    Explain your selection criteria for data collection. If you’re collecting primary data, you likely set eligibility parameters. State those parameters clearly and let your readers know why you set those parameters and how they are important to your research.[7]

    • Describe study participants specifically, and list any inclusion or exclusion criteria you used when forming your group of participants.
    • Justify the size of your sample, if applicable, and describe how this affects whether your study can be generalized to larger populations. For example, if you conducted a survey of 30 percent of the student population of a university, you could potentially apply those results to the student body as a whole, but maybe not to students at other universities.
  2. Image titled Write Research Methodology Step 7

    2

    Distinguish your research from any weaknesses in your methods. Every research method has strengths and weaknesses. Briefly discuss the weaknesses or criticisms of the methods you’ve chosen, then explain how those are irrelevant or inapplicable to your particular research.[8]

    • Reading other research papers is a good way to identify potential problems that commonly arise with various methods. State whether you actually encountered any of these common problems during your research.
  3. Image titled Write Research Methodology Step 8

    3

    Describe how you overcame obstacles. Overcoming obstacles in your research can be one of the most important parts of your methodology. Your problem-solving abilities can enhance your readers’ confidence in the results of your study.[9]

    • If you encountered any problems as you collected data, explain clearly the steps you took to minimize the effect that problem would have on your results.
  4. Image titled Write Research Methodology Step 9

    4

    Evaluate other methods you could have used. Particularly if you’re using a method that seems unusual for your particular subject matter, include a discussion of other methods that are more typically used for your type of research. Explain why you chose not to use them.

    • In some cases, this may be as simple as stating that while there were numerous studies using one method, there weren’t any using your method, which caused a gap in understanding of the issue.
    • For example, there may be multiple papers providing quantitative analysis of a particular social trend. However, none of these papers looked closely at how this trend was affecting the lives of people.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write Research Methodology Step 10

    1

    Describe how you analyzed your results. Your analysis generally depends on whether your approach is qualitative, quantitative, or a mixture of the two. If you’re using a quantitative approach, you may be using statistical analysis. With a qualitative approach, state what theoretical perspective or philosophy you’re using.[10]

    • Depending on your research questions, you may be mixing quantitative and qualitative analysis – just as you could potentially use both approaches. For example, you might do a statistical analysis, and then interpret those statistics through a particular theoretical lens.
  2. Image titled Write Research Methodology Step 11

    2

    Explain how your analysis suits your research goals. Ultimately, your overall methodology should be capable of producing answers to your research questions. If it isn’t well-suited, you need to either adjust your methodology or reframe your research question.[11]

    • For example, suppose you’re researching the effect of college education on family farms in rural America. While you could do interviews of college-educated people who grew up on a family farm, that would not give you a picture of the overall effect. A quantitative approach and statistical analysis would give you a bigger picture.
  3. Image titled Write Research Methodology Step 12

    3

    Identify how your analysis answers your research questions. Relate your methodology back to your original research questions and present a proposed outcome based on your analysis. Describe specifically what your findings will reveal about your research questions.

    • If in answering your research questions, your findings have raised other questions that may require further research, state these briefly.
    • You can also include here any limitations to your methods, or questions that weren’t answered through your research.
  4. Image titled Write Research Methodology Step 13

    4

    Assess whether your findings can be transferred or generalized. You may be able to transfer your findings to other contexts, or generalize them to broader populations. Transferability can be difficult in social science research, particularly if you used a qualitative approach.[12]

    • Generalization is more typically used in quantitative research. If you have a well-designed sample, you can statistically apply your results to the larger population your sample belongs to.
  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What is a common method for a qualitative research?

    AneHane

    Common examples are qualitative video analysis, photography analysis, qualitative interviews, group discussions, discourse analysis and biographical research. You might also look into the topic of triangulation; that is, combining two or more methods.

  • Question

    How can a good questionnaire be designed for any research topic?

    LibArtsPremed18

    LibArtsPremed18

    Top Answerer

    There is no perfect questionnaire design that can be used across topics. Besides the usual conventions on good research, the ideal way questions are structured and the way they can be answered depends on what you are trying to find out and the conventions of your specific field. Psychological research guidelines will be different than social work research guidelines, which will be different than market research guidelines. It depends on many factors that this just is not the platform too address.

  • Question

    I want to work on autism. I have to work by adhering to the course I took: Project methodology, image. Will it be right to follow the steps here?

    Community Answer

    Your Project Methodology course supersedes any article you find online. Professors require you to follow their format for a passing grade.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Organize your methodology section chronologically, starting with how you prepared to conduct your research methods, how you gathered data, and how you analyzed that data.[13]

  • Write your research methodology section in past tense, unless you’re submitting the methodology section before the research described has been carried out.[14]

  • Discuss your plans in detail with your advisor or supervisor before committing to a particular methodology. They can help identify possible flaws in your study.[15]

Show More Tips

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a research methodology, start with a section that outlines the problems or questions you’ll be studying, including your hypotheses or whatever it is you’re setting out to prove. Then, briefly explain why you chose to use either a qualitative or quantitative approach for your study. Next, go over when and where you conducted your research and what parameters you used to ensure you were objective. Finally, cite any sources you used to decide on the methodology for your research. To learn how to justify your choice of methods in your research methodology, scroll down!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 469,472 times.

Reader Success Stories

  • Prof. Dr. Ahmed Askar

    Prof. Dr. Ahmed Askar

    Apr 18, 2020

    «So much appreciation, this article can be considered as a suitable road map for so many postgraduate students. It…» more

Did this article help you?

Что такое методологическая база в курсовой работе

Методологическая база исследования – это один из элементов введения; набор определенных методов, т. е. приемов и способов научного исследования.Они могут быть как теоретическими, так и практическими.

Методология позволяет узнать, какие способы и приемы были применены для решения задач научной работы. Она помогает не только изучить научную проблему, но и достичь цели, поставленной во введении работы.

Виды методологических основ

Методы делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методы подходят для всех областей науки. Их могут применять студенты как технических факультетов, так и гуманитарных, естественных.К таким методам относят:

  1. Анализ – это разбор научной проблемы на составляющие части для подробного изучения.
  2. Синтез – это составление системы из разных элементов для масштабного изучения процессов.
  3. Обобщение – это выделение общих признаков, присущих группе изучаемых предметов.
  4. Индукция – это теоретическое изучение или рассуждение от частных вещей к общим выводам.
  5. Дедукция – это теоретическое изучение или рассуждение от общего тезиса к частным выводам.

Такие методы используются практически в каждой работе. Однако помимо них применяются и специальные методы, которые также необходимо перечислить в методологии.

В специальную группу методологии входят:

  1. Гипотетический метод – это установление какого-либо предположения для дальнейшего практического изучения и его подтверждения.
  2. Исторический метод – изучение реальных фактов истории для определения и воспроизведения линейного развития исторического процесса.
  3. Логический метод – изучение фактов действительности и реалий для подведения логического умозаключения.

Существует также третий уровень методологии. Он называется эмпирический. Данный уровень предполагает получение информации не с помощью собственных интеллектуальных усилий, а с помощью действий.

В эмпирическую базу входят такие методы, как:

  1. Наблюдение – это изучение объекта исследования в естественных условиях посредством органов чувств исследователя, т. е. обонятельной, слуховой, зрительной, вкусовой, осязательной систем.
  2. Эксперимент – это изучение объекта исследования путем помещения его в определенные условия и наблюдения за поведением объекта.
  3. Опрос – это сбор данных путем получения ответов людей или подопытных на определенные вопросы.

Требования к методологической базе курсовой работы

Формулировка методологической базы исследования не вызывает трудностей, если вы знаете, какие методы вам понадобятся. Можно выделить ключевые требования к методологической базе:

  1. Нельзя забывать описывать методологическую базу. Это один из обязательных пунктов введения.
  2. Не нарушайте логический порядок структуры вводной главы. Методы всегда указываются после определения цели и задач.
  3. В любой работе указываются как общенаучные методы, так и специальные. Оптимально их должно быть поровну.
  4. Не пишите те приемы и подходы, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к вашему научному руководителю и попросить у него совета.

Помимо того, при написании этого раздела необходимо провести его проверку на уникальность и соблюсти все требования ГОСТа при оформлении.

Как оформить методологическую базу

Методологическая база курсовой работы описывается в самом начале исследования − во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.

Для того, чтобы правильно составить методологию, нужно:

  1. определить цели, задачи, затем разработать конкретный план действий. Это поможет разобраться с тем, как будет выполняться работа дальше;
  2. выбрать из всего списка методов тот, который подойдет для работы;
  3. изучить вопрос о том, какая методология применима в вашей научной области.

Если вы не уверены в правильном выборе методологической базы, то советуем вам обратиться к научному руководителю. Ваш наставник понимает, что студент может не знать все необходимые методы исследования, поэтому обязательно проверит ваш список и отредактирует его при необходимости.

Также обратите внимание на научные исследования, которые есть в вашем списке используемой литературы. Выберете ту работу, которая максимально похожа на вашу тему, и посмотрите, как в ней составлена методологическая база. Так вы сможете подобрать все нужные методы исследования.

Для оформления методологической базы используйте специальные фразы-клише:

  1. Для достижения поставленной цели и задач использованы следующие методы…
  2. Методологическая база исследования состоит из следующих методов…
  3. В методологическую базу курсового проекта входят такие методы…
  4. Методологическая основа исследования состоит из…
  5. Теоретико-методологическая база исследования включает в себя следующие методы…
  6. В исследовании используются следующие методы…
  7. Методологическая база исследования включает…
  8. Перечислим методы исследования…
  9. В методологическую базу исследования входят такие методы, как…

Примеры и образцы

Пример методологической базы № 1

Рисунок 1. Пример методологической базы № 1

Пример методологической базы № 2

Рисунок 2. Пример методологической базы № 2

Пример методологической базы № 3

Рисунок 3. Пример методологической базы № 3

Ответы на вопросы

Что такое методологическая база исследования?

Методологическая база исследования – это один из элементов введения, представляющий собой набор определенных методов, т. е. приемов и способов для научного исследования.

Для чего нужна методическая часть в курсовой работе?

Методология позволяет узнать, какие способы и приемы были применены для решения задач научной работы. Она помогает не только изучить научную проблему, но и достичь цели, поставленной во введении работы.

Каковы основные теоретические методы?

Анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.

    1. Рекомендации по разработке методологического аппарата исследования и написанию введения

Во
введении следует обосновать выбор
темы, ее актуальность, выявить противоречия
и сформулировать проблему, раскрыть
цель и вытекающие из нее задачи работы,
определить объект и предмет
квалификационного исследования,
перечислить методы исследования,
указать базу констатирующего эксперимента
и практическую значимость выполненной
работы. В зависимости от темы исследования
может быть сформулирована гипотеза.

Введение
начинается с обоснования актуальности
выбранной темы. Актуальность
темы квалификационной работы определяется
студентом на основе анализа литературы
по избранной теме, а также исходя из
требований педагогической и психологической
науки и практики.

Актуальность
исследования определяется:

  • необходимостью
    дополнения или уточнения теоретических
    вопросов, относящихся к изучаемому
    явлению;

  • потребностью в
    новых данных, методах и методиках
    исследования;

  • потребностью
    практики.

Обосновать
актуальность значит проанализировать,
объяснить, почему данную проблему нужно
в настоящее время изучать.

Актуальность
может отражать значимость проведения
данного исследования в трех направлениях:

  • социальная
    значимость – необходимость решения
    данной проблемы для развития социума
    и культуры в целом (например,
    «В нынешних условиях становится
    актуальной… такая-то проблема в связи
    с тем…»
    );

  • научная значимость
    – степень изученности данной проблемы
    в научных исследованиях (например:
    «Существует такая-то проблема, в то же
    время в науках о человеке (или
    психолого-педагогических науках) эта
    проблема не получила должного освещения
    в таких аспектах, как…»
    );

  • практическая
    значимость – важность решения данной
    проблемы для практики работы
    образовательного учреждения (например:
    «Анализ практики показывает, что
    педагоги (дети) не достаточно знакомы
    (не обладают достаточными умениями,
    не всегда уделяют профессиональное
    внимание), а все чаще сталкиваются
    с…»
    ).

Формулировке
проблемы предшествует выявление
проблемного реально существующего
противоречия
между тем, что должно быть в соответствии
с социальным заказом и тем, что выявилось
в конкретной практике образования. Под
противоречием понимается определенная
взаимосвязь между взаимоисключающими,
но при этом взаимообуславливающими и
взаимопроникающими противоположностями
внутри единого объекта и его состояний.
В
педагогике и психологии противоречие
понимается как несогласованность,
несоответствие между какими-либо
аспектами единого объекта.

Необходимо учесть, что противоположные
стороны противоречия обязательно
должны быть относительно равнозначными,
а также относиться и к теории, и к
практике.
Например:
«Противоречие между необходимостью
воспитания здорового ребенка и
недостаточно сформированной мотивацией
к здоровому образу жизни у младшего
школьника». Только выявив существующее
социально-педагогическое противоречие,
можно сформулировать проблему как
главный вопрос конкретного исследования.

Далее
следует сформулировать проблему
исследования, которая формулируется
в виде вопроса, например: «Каковы формы
и методы формирования положительной
мотивации младшего школьника к здоровому
образу жизни?». Проблема исследования
логически вытекает из установленного
противоречия. Чаще всего проблема
формулируется в виде вопроса, например:
«какова взаимосвязь того-то и того-то…?»,
«при каких условиях формируется…?»,
«при каких социально-педагогических
условиях эффективно…?», «каковы
механизмы психологического воздействия
на …?» и т.п.

Обоснование
актуальности выбранной темы логически
предшествует формулировке цели
исследования.

Цель
любого
исследования – это желаемый конечный
результат, решение определенной проблемы
(теоретико-познавательной, практической
или прикладной).

Формулировка цели
исследования предполагает:

  • выявление
    взаимосвязи явлений;

  • изучение динамики
    явлений;

  • описание нового
    эффекта или явления;

  • открытие новой
    природы явлений;

  • обобщение,
    выявление общих закономерностей;

  • создание
    классификаций, типологий;

  • создание методики;

  • адаптация методик
    к условиям экспериментальной работы.

Вслед
за проблемой и целью определяются
объект
и предмет

исследования. Объект
исследования – это явление или процесс
объективной реальности, на который
направлен научный поиск автора работы.
Определяя объект исследования, Вы
отвечаете себе на вопрос: что исследуется?
Объектом
педагогического исследования, как
правило, выступают психолого-педагогические
явления и процессы: процесс образования,
процесс воспитания, процесс формирования
отдельных качеств, сторон личности
учителя или учащихся, учебно-воспитательный
процесс, учебно-организационный и
управленческий процессы.

Предмет
исследования представляет собой
фрагмент объекта, подвергающийся
непосредственному изучению.
Предметом исследования могут выступать:
содержание образования и воспитания;
диагностика учебно-воспитательного
процесса, качеств и свойств личности
учителя и учащихся; условия совершенствования
педагогических процессов; формы,
средства, методы организации процессов
обучения и воспитания, развития личности
и т.д. Размышляя над предметом исследования,
Вы отвечаете на вопрос: «Какие отношения,
свойства, аспекты, функции объекта
раскрывает данное исследование?».

Предмет
исследования всегда находится в рамках
исследуемого объекта (см. табл. 1).

Таблица
1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сходства и отличия научного, понятийного, методологического и методического аппарата исследования

Выполнение каждого исследования предполагает предварительное и тщательное проектирование и планирование действий и этапов по раскрытию заявленной темы, решению конкретной проблемы на определённом уровне: научном, экспериментальном и пр. Притом независимо от типа, характера и вида изыскания каждому автору предстоит проработать несколько видов аппарата: научный, понятийный, методический и методологический. Давайте разбираться, что есть что.

Что такое научный аппарат исследования?

Научный аппарат студенческой или научной работы представляет собой систему ограничений, четко очерчивающих суть и действия автора, нацелены на раскрытие темы и решение заявленной проблемы. Данная категория позволяет грамотно установить глубину и ширину исследовательской мысли, сформировать четкую логику и последовательность мыслей, получить обоснованные результаты и описать их в рамках конкретной работы: курсовая или дипломная работа, НИР, научная статья реферат или доклад и пр.

Без научного аппарата не обходится ни одно исследование!

Научный аппарат проекта представляет собой набор конкретных категорий, позволяющих предоставить краткую характеристику реализованных действий, нацеленных на изучение темы и определение мер по воздействию н проблему. Миссия данного «агрегата» — обосновать выбор темы и подчеркнуть специфические, значимые черты проделанной работы.

Составные элементы научного аппарата исследования

Составные элементы научного аппарата исследования

Научный аппарат студенческой или научной работы включает в себя характерный набор компонентов:

  • Актуальность темы исследования, подчеркивающая реалистичность и действие проблемы в реалиях (в науке или на практике);
  • Цель и задачи исследования, позволяющие определить: зачем и для чего автор изучает тему, стремится урегулировать сложные моменты и решить проблему посильными способами;
  • Предмет и объект, устанавливающие четкие границы исследования в науке и практике;
  • Методы исследования, подчеркивающие приемы, на основе которых автор исследовал и решал намеченные задачи, проблематику;
  • Информационная база. Данный элемент научного аппарата подчеркивает качество первоисточников, умение автора подбирать и использовать литературу и пр.;
  • Гипотеза, подчеркивающая потенциальное решение, подвергаемое проверке. Также в данном компоненте проявляется авторская позиция в рамках исследуемого вопроса;
  • Новизна и ценность, проявляющиеся в новшествах, которые привнес автора при решении проблемы и эффективности, получаемой от реализации описанного им механизма, приема, метода и пр.

Разработка научного аппарата исследования – процесс индивидуальный и напрямую зависящий от автора: его подготовки и владения темой, навыков по работе с информационными источниками, фокуса и ракурса исследования, глубины и ширины и пр. Поэтому проработка данного момента при выполнении студенческих и научных работ учитывает массу факторов:

  • специфику темы и ее формулировку,
  • предмет или направление, в рамках которого предусмотрено выполнение изыскания;
  • представления по теме и наличие пробелов в ранее представленных вариантах воздействия на проблему;
  • требования к качеству исследования и проекту: объем, оригинальность и пр.

Подробнее о составе и характеристику каждого элемента научного аппарата можно узнать из нашей статьи. Также в нашем блоге можно найти правила разработки научного аппарата исследования.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод. Научный аппарат студенческой или научной работы – неотъемлемый и обязательный компонент исследовательской мысли. Без него ни один проект не будет допущен до защиты или публикации. Он призван конкретизировать границы и масштабы изыскания, получить конкретные результаты и показать состоятельность и профессионализм автора.

Специфика проработки понятийного аппарата исследования

Нередко понятий аппарат исследования приравнивают к научному. Но несмотря на совпадение их структурных элементов и визуальное сходство, важно выделить специфические черты рассматриваемой категории.

Понятийный аппарат призван дополнить общий научный агрегат студенческой или научной работы конкретикой: задать определенный фокус или ракурс изучения темы, конкретизировать узость проблемного участка и выделить конкретную позицию автора, ее оригинальность и значимость.

Понятийный аппарат исследования можно представить в виде набора определенных теоретических, научных категорий, которые помогут исследовать важнейшие стороны в рамках заявленной темы.

Структура понятийного аппарата исследования

Структура понятийного аппарата исследования

К рассматриваемой части исследования принято относить следующие моменты:

  • конкретные термины, обороты и идеи, действующие в научной и профессиональной отрасли при решении обозначенной проблемы;
  • правила, концепции, регламенты, затрагивающие тему и проблему исследования: классические каноны, современные теории и инструментарий по воздействию на проблему;
  • научные открытия, подчеркивающие актуальность и ценность исследуемой темы и проблемы, наличие достоинств и недостатков и пр.

Понятий аппарат позволяет оценить проблему с научной и теоретической точки зрения на основе соответствующих фактов, эмпирических данных. Также он позволяет установить истинную актуальность заявленного направления и определить потенциальные пути совершенствования: какие методики менее эффективны и требуют проработки, какие приемы устарели, мнение классиков и современников в отношении темы или проблемы и пр.

Понятийный аппарат позволяет определить автору с конкретным проблемным участком и выбрать посильное направление для изучения и воздействия на проблему, тщательнее обосновать собственную позицию и гипотезу. То есть рассматриваемая категория дополняет и конкретизирует научный аппарат, позволяя тщательнее спроектировать и спланировать ход исследовательской мысли.

Разработка понятийного аппарата позволяет конкретизировать состав теоретической главы исследования и подобрать посильные варианты для практической, экспериментальной или научной разработки темы.

Данный момент в студенческой или научной работе позволяет определить траекторию погружения в выбранную тему:

  • выделить основополагающие термины, категории, без которых раскрыть тему и обосновать авторскую позицию будет непосильно;
  • указать основополагающие научные каноны, труды, которые станут опорой для автора;
  • конкретизировать ширину и глубину исследования с акцентом на сильные и слабые стороны предшественников, выделить конкретный сегмент для работы.

Без разработки понятийного аппарата исследования автор не сможет построить корректную траекторию и полноценно раскрыть заявленную тему, подобрать современный и инновационный способ воздействия на проблему.

Особенности методологического аппарата исследования

Методологический аппарат – еще одна категория, соприкасаемая с вышеописанными аппаратами исследования. Но если проанализировать саму категорию, наименование агрегата, то можно понять его суть и миссию.

Методологический аппарат представлен в виде системы или комплекса мер, приемов, инструментов и действий автора, укладывающиеся в намеченный план работы и научный аппарат, позволяющий реализовать описанные в теоретической главе методики и схемы по диагностике и решению проблемы на посильном для автора уровне.

То есть миссия методологического аппарата – адаптировать имеющиеся ресурсы и инструменты по исследованию темы и воздействию на заявленную проблему под возможности и уровень подготовки автора проекта, а также продемонстрировать его навыки по работе с первоисточниками, данными и пр.

Польза методологического аппарата исследования

Польза методологического аппарата исследования

Рассматриваемый комплекс мер призван конкретизировать логику исследования, повысить точность конечных результатов и выводов исследователя, обозначить корректность и уместность гипотезы, обоснованность авторской позиции. Разработка и реализация указанного набора приемов и способов исследования позволяет уточнить характер исследования, выделить наиболее пригодные и доступные способы раскрытия темы и решения проблемы.

Описание методологического аппарата предстает во введении, а раскрывается в полной мере при формировании основной части, но уже негласным образом – посредством применения метода при описании полученных результатов и пр.

Чаще всего определение и утверждение методологического аппарата ориентировано на научную принадлежность темы и носит комбинированный характер. Исследователи полагаются на общенаучные приемы, а также инструменты и способы по изучению конкретного вопроса, сегмента специфичного плана – принадлежащие конкретной науке или предмету (частные, специализированные и пр.).

Разработка методологического аппарата исследования выступает частью проработки научного аппарата работы. Выбор приемов по изучению темы, диагностике проблемы во многом зависит от научной принадлежности заявленной темы, уровня подготовки исследователя (какие приемы он знает, какими владеет и пр.), а также напрямую отражается на качестве всей студенческой или научной работы, точности результатов и возможности их применения в перспективе.

Таким образом, проработка методологического аппарата позволяет конкретизировать логику и действия автора в рамках раскрытия темы, уточнить порядок действий при написании проекта и получить более достоверные результаты. В его основе лежат определенные мероприятия, способы по диагностике и воздействию на проблему на теоретическом и практическом уровне.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Методический аппарат исследования: понятие и особенности

Студенты при подготовке курсовых, дипломных и иных научно-исследовательских работ нередко путают понятие методологического и методического аппарата. На первый взгляд данные категории идентичны, н на самом деле их миссия и арсенал кардинальным образом разнится.

Методический аппарат исследования представлен в виде четких правил и регламентов, регулирующих ход исследовательской мысли и процесс выполнения студенческой или научной работы с учетом ее вида, места и роли в рамках учебного или академического процесса и пр.

То есть в целом методический аппарат исследования разрабатывать и прорабатывать не нужно. Он уже предоставляется студентам в готовом виде. Методический комплекс по разработке темы исследования описывается в отдельных документах и актах, тесным образом связанных с видом проектной деятельности, тематической принадлежностью: ГОСТы, методические рекомендации, дополнительные инструкции и пр.

Из чего складывается методический аппарат исследования?

Из чего складывается методический аппарат исследования?

Также методическая база исследования может быть представлена в виде нормативных актов, которые автор включает в основную часть изыскания для обоснования авторской позиции, всестороннего обоснования актуальности проблемы и поиска путей по ее решению. Чаще всего она представлена в виде нормативных и законодательных актов, инструкций и пр.

В то же время студент или исследователь может дополнить методическую базу исследования разработкой конкретных инструкций, дополнительных правил и регламентов. Но при их отражении в основной части, важно показать их состоятельность и целесообразность, эффективность. В данном случае методическая база будет выступать в качестве решения или основой при выработке решения, проверке заявленной гипотезы. Она подлежит оформлению в виде плана эксперимента или исследования, а также нормативов, регламентирующих соответствующий процесс и характер полученных результатов.

Таким образом, методическая база исследования предполагает наличие конкретных формальных ограничений, позволяющий оценить качество полученных результатов, перспективы и возможности их применения с подробным описанием каждого этапа.

Сравнительная характеристика научного, понятийного, методического и методологического аппарата исследования

Чтобы выделить специфику каждого из рассмотренных агрегатов при проведении исследования, его роль, предлагаем вам сравнить их между собой.

Сравнительный признак

Научный аппарат Понятийный аппарат Методологический аппарат

Методический аппарат

Составные элементы Актуальность темы, цель и задачи исследования, проблема и гипотеза, методы, информационная база, новизна и ценность исследования Терминология, ключевые правила и концепции, научные каноны и пр. Комбинация приемов и способов, инструментов для раскрытия темы Действующие регламенты, инструкции, нормативы и требования (ФГОС, ГОСТ, инструкции и пр.)
Цель применения Уточнение границ исследования, определение глубины и ширины исследования, установление логики изыскания Выделение существенных моментов и сторон исследования темы, подбор информационной базы Подбор посильных для автора методов для раскрытия темы и решения проблемы Учет требований по отношению к качеству проекта, специфические черты и параметры студенческой или научной работы
Роль Влияет на качество исследования и допуск автора к защите Конкретизирует фокус, ракурс исследования и позволяет сделать проект оригинальным Нацелен на получение более точных результатов исследования Отражается на допуске к защите и качестве полученных результатов, уровне подготовки автора
Наличие в тексте исследования Обязательно
Место в исследовании Введение, основная часть, заключение Преимущественно в основной части проекта Введение и основная часть работы Основная часть исследования, список библиографии
Ключевой вопрос Что и для чего изучать, решать? Как описать проблему и решение? Как исследовать тему и воздействовать на проблему, решать ее? Какие нормы и границы устанавливать, на что ориентироваться?

Обратите внимание, что все указанные виды «аппаратов исследования» являются обязательными в студенческой и научной работе независимо от тематики и проблематики, научной принадлежности, желания автора и пр. Без них ни один проект не сможет быть доведен до ума и не сможет получить допуск к итоговой аттестации.

Основополагающим элементом студенческой или исследовательской работы выступает научный аппарат, который в дальнейшем совершенствуется и корректируется на основе проработки понятийного и методологического компонентов. Притом все указанные комбинации и наборы будут учитывать конкретные условия и требования, изложение на методическом уровне.

Таким образом, без разработки научного, методологического, понятийного аппаратов и учета методической составляющей немыслимо проведение ни одного исследования. Каждый из них играет определенную роль в раскрытии темы и нацелен на повышение качества результатов, перспективы их применения. Помимо этого, формирование указанных агрегатов напрямую влияет на качество подготовки автора и его профессиональное мастерство.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать методическое пособие образец
  • Как написать методические рекомендации пример
  • Как написать методические рекомендации для педагогов
  • Как написать методику работы пример
  • Как написать методику обучения