Как написать микеланджело

Микеланджело Буонарроти — Стиль и техника»

БРОСАЮЩАЯ В ТРЕПЕТ СИЛА

Говоря о силе воздействия работ Микеланджело, его современники часто употребляли слово «terribilita», что можно перевести как приводящая в трепет. Прошедшие с тех пор века ничего в этом смысле не изменили.

Больше всего поражает художественный универсализм Микеланджело. Он создавал одинаково гениальные произведения в области живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Микеланджело известен как превосходный рисовальщик и глубокий поэт.

Микеланджело. Мадонна Брюгге. 1501—1504

Микеланджело. Эскиз Ворота Пия. Завершёны в 1565 году

Его характер и склад мысли можно представить по пятистам дошедшим до нас письмам художника и многочисленным отзывам современников.

Абсолютно все мемуаристы сходятся в том, что жизнь Микеланджело была без остатка посвящена работе. Вспоминают, что он даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на раздевание и одевание. Очень часто за весь день он ограничивался одним куском хлеба, который съедал прямо во время работы.

Микеланджело оставался равнодушен к внешним атрибутам успеха, но при этом очень гордился своим аристократическим происхождением. Его кредо — художник должен быть, прежде всего, творцом, а уж потом крепким ремесленником. К собственному творчеству он относился предельно эмоционально. Так, крушение планов, связанных с возведением усыпальницы Юлия II, повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил всю свою юность», — с печалью писал он в 1542 году. Художник отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Он отваживался перечить самому Юлию II. Но со своими родственниками и друзьями Микеланджело был неизменно нежен, щедр и внимателен.

Эжен Делакруа. Микеланджело в своей студии. 1849-1850

Джулиано Буджардини. Портрет Микеланджело в тюрбане. 1522

Жан-Леон Жером. Микеланджело. 1849

Нам довольно много известно о жизни Микеланджело. Вместе с тем есть в ней и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он столь блестяще овладел художественной техникой. В ученики к Доменико Гирландайо Микеланджело поступил в 1488 году, в возрасте 13 лет, то есть на несколько лет позже, чем это было принято. Странным выглядит то, что юный художник не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание полагать, что к этому моменту он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, предпочитая называть свой талант богоданным и тем самым мифологизируя его.

Но если даже в живописи Гирландайо мог быть учителем Микеланджело, то совершенно неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые его скульптуры принесли ему славу несравненного и ювелирно-точного мастера.

СКУЛЬПТУРА

В скульптуре в ряде случаев Микеланджело использовал бронзу и дерево, но подавляющее число его работ исполнено в мраморе. Много времени он проводил на каррарских мраморных карьерах, где сам выбирал мрамор для своих будущих работ. Превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами стало очевидным уже после появления скульптурной композиции «Пьета», установленной в римском соборе св. Петра. Когда Микеланджело закончил эту работу, ему было всего 25 лет.

Микеланджело. Пьета. Оплакивание Христа. 1499

Микеланджело. Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Ок. 1547—1555

«Пьета» была единственной подписанной работой Микеланджело — объяснение этому факту мы найдём у Джорджо Вазари. Он рассказывает о восторге, вызванном выставленной на всеобщее обозрение скульптурой. Затерявшись в толпе восхищённых зрителей, Микеланджело однажды подслушал, как двое миланцев клялись и божились, что такую великолепную скульптуру мог изваять только их земляк. Тогда ночью Микеланджело тайно прокрался в собор с лампой и резцами и высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Мекеланджело Буонарроти, флорентиец». На склоне лет Микеланджело ещё раз обратился к этому сюжету. В его композиции «Снятие с креста» (другие встречающиеся названия: «Пьета Бандини», «Положение во гроб», ок. 1550-1555 годов присутствует фигура Иосифа Аримафейского, которую считают скульптурным автопортретом Микеланджело.

КАРТИНЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОСКАХ

Единственной картиной на деревянной доске, относительно которой не возникает сомнений в авторстве Микеланджело, считается «Тондо Дони». Впрочем, в последнее время специалисты склоняются к тому, чтобы причислить к числу таких работ Микеланджело и незаконченную картину «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы» ок. 1495 года. Её принято называть «Манчестерской Мадонной», поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке 1857 года, прошедшей в Манчестере. «Манчестерская Мадонна» отличается от «Тондо Дони» как своим более грубым стилем, так и тем, что написана темперой, а не маслом, вскоре её сменившим. Всё это позволяет отнести «Мадонну» к самым ранним работам Микеланджело. В качестве материала для доски ренессансные художники (и Микеланджело тут не исключение) использовали тополь. Кисти Микеланджело принадлежат ещё две картины на деревянных досках, «Леда и лебедь» и «Искушение св. Антония», но они до нас дошли только в копиях.

Микеланджело. Леда и лебедь. ОК. 1530. Копия

Микеланджело. Тондо Дони. ок. 1506—1508

Микеланджело. Манчестерская мадонна. Авторство под вопросом. ок. 1497

МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ

При этом Микеланджело всегда стремился к масштабным проектам, поэтому его любимой живописной техникой всю жизнь оставалась фреска. Микеланджело не любил жанровой и орнаментальной живописи и не жаловал современных ему фломандских художников. Их работы, по его словам, могли понравиться только женщинам или людям, ничего не смыслящим в гармонии. «Живопись фламандцев, — говорил художник, — расчитана исключительно на внешнее восприятие… Их картины кажутся грубо сложенными из кирпичей и раствора и сделаны без понимания основ искусства, без симметрии и пропорции, без должного отбора предметов и, наконец, без тени таланта».

Микеланджело. Грехопадение и изгнание из рая. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы. 1508

Микеланджело. Дельфийская Сивилла. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы. 1512

Микеланджело. Жертвоприношение Ноя. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы

Микеланджело. Ливийская Сивилла. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы. 1512

Микеланджело. Потоп. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы

Сам Микеланджело всегда выбирал исключительно серьёзные темы, связанные с изображением человеческих (и, прежде всего, обнажённых мужских) тел. Джорджо Вазари писал: «Этот удивительный художник всегда изыскивает возможность запечатлеть прекрасное по пропорциям и формам человеческое тело в самых разнообразных позах, позволяющих передать великое множество душевных чувств и переживаний».

КАПЕЛЛА ПАОЛИНА

Последними картинами Микеланджело стали две фрески в ватиканской капелле Паолина. Название капеллы объясняется тем, что она была возведена для папы Павла III. Строить её начали в 1537 году, и, похоже, с самого начала папа Павел III видел именно Микеланджело в качестве художника-оформителя. Поглощённый созданием «Страшного суд» в Сикстинской капелле, Микеланджело смог приступить к этой работе лишь в 1542 году. Темы фресок для капеллы Паолина («Обращение Савла» и «Распятие св. Петра»), скорее всего, связаны с желанием угодить заказчику: апостол Павел являлся небесным покровителем Павла III, а апостол Пётр — первым римским папой. В 1550 году фрески были готовы. Папа Павел III умер годом раньше, но успел оценить мастерство художника.

Микеланджело. Обращение Савла. 1542—1545

Микеланджело. Обращение Савла. Вставший на дыбы конь Савла. Фрагмент

Микеланджело. Обращение Савла. Господь проливает свет на Савла. Фрагмент

Микеланджело. Обращение Савла. Испуганные люди. Фрагмент

Микеланджело. Распятие святого Петра. 1546-1550

Микеланджело. Распятие святого Петра. Св. Пётр на кресте головой вниз. Фрагмент

Микеланджело. Распятие святого Петра. В синем тюрбане - молодой Микеланджело, в шлеме с пером - Томмазо Кавальери

Микеланджело. Распятие святого Петра. Насильно согнанные и пассивные зрители казни Святого Петра. Фрагмент

ПОДАРОЧНЫЕ РИСУНКИ

Подарочные рисунки можно считать самостоятельным жанром искусства. От обычных рисунков и этюдов они отличаются большей проработкой и законченностью. Этот тип рисунка появился в Италии в начале XV века. Самый ранний из дошедших до нас рисунков такого рода был сделан приблизительно в 1500 году Леонардо да Винчи. В 1530-х годах серию подобных рисунков создал Микеланджело. В неё, в частности, входит «Сон человеческой жизни», ок. 1533 года. Часть рисунков Микеланджело раздарил своим молодым друзьям. Его подарочные рисунки выполнены либо на мифологические сюжеты, либо представляют собой сказочные портреты — как, например, «Идеальная голова». Позже Микеланджело воплотил в подарочных рисунках (выполненных для Виттории Колонна, с которой он дружил) и религиозные сюжеты.

Микеланджело. Титий. Подарок для Томмазо Кавальери. 1533

Микеланджело. Сон человеческой жизни. 1533

Микеланджело. Идеальная голова. 1512

Микеланджело. Пьета. Подарок для Виттории Колонна. ок. 1546

БИТВА ПРИ КАШИНЕ

Когда Леонардо да Винчи и Микеланджело получили заказ на батальные картины для Палаццо Веккьо во Флоренции, каждый из них стал искать наиболее выигрышный сюжет. Леонардо, как никто, умел изображать лошадей, поэтому он выбрал для своей картины сцену кавалерийской стычки. Микеланджело же славился изображением обнажённой мужской натуры, поэтому он решил писать флорентийских солдат, застигнутых пизанцами врасплох на берегу реки во время купания. Этот сюжет позволил Микеланджело изобразить фигуры в самых причудливых позах. Полноразмерный картон, сделанный Микеланджело к этой картине, был одобрен. К сожалению, от него ничего не осталось. Но сохранившаяся копия центральной части (Подготовительный этюд к картине «Битва при Кашине») даёт представление о замысле картины. Уцелел также ряд этюдов к «Битве при Кашине» — среди них и «Этюд фигуры к картине «Битва при Кашине».

Микеланджело. Картон к Битве при Кашине. Ок. 1505

Микеланджело. Эскиз к Битве при Кашине

Микеланджело. Эскиз к Битве при Кашине. ок. 1503

Микеланджело. Один из 24-х эскизов к Битве при Кашине

СТАНОВЛЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ В ИСКУССТВЕ

В годы становления Микеланджело в искусстве Флоренции преобладал декоративный стиль. Молодой художник, не удовлетворясь им, обратил свои взоры к наследию старых флорентийских мастеров. Среди рисунков пятнадцатилетнего Микеланджело есть копии работ Джотто (1267-1337) и Мазаччо (1401-1428). Оба художника отличались мощной, строгой и чистой манерой письма. Большое влияние на Микеланджело оказали также древние римские скульптуры. Когда в 1506 году была обнаружена знаменитая скульптурная группа «Лаокоон», он одним из первых прибежал взглянуть на вернувшийся из небытия шедевр. Именно Микеланджело определил, что статуя выполнена из 2-х кусков мрамора, хотя Плиний, древнеримский писатель-эрудит, описавший в своей работе скульптурную группу Лаокоон, говорил о цельном камне.

Агесандр Родосский и сыновья Полидор и Афинодор. Лаокоон

Агесандр Родосский и сыновья Полидор и Афинодор. Лаокоон. Младший сын. Фрагмент

Агесандр Родосский и сыновья Полидор и Афинодор. Лаокоон. Старший сын. Фрагмент

Вместе с тем Микеланджело настойчиво изучал человеческое тело. Он не только постоянно рисовал с натуры, но и, следуя примеру Леонардо, присутствовал при анатомических вскрытиях, стремясь понять устройство тела человека.

Из этих источников сложился фигурный стиль Микеланджело. Правда, со временем художник стал меньше интересоваться внешней привлекательностью и сосредоточился на передаче душевных переживаний. Это хорошо заметно, если сравнить «Страшный суд» с росписью свода Сикстинской капеллы.

Мастерство Микеланджело было настолько высоким, что явилось эталоном для многих поколений живописцев. На протяжении столетий каждый приехавший в Рим художник, прежде всего, стремился попасть в Сикстинскую капеллу, чтобы увидеть знаменитые фрески Микеланджело. Остальные изучали их по копиям, имевшимся в каждой европейской академии живописи. Общепринятым было мнение, что невозможно научиться писать мужскую обнажённую натуру, не освоив наследие Микеланджело. Для кого-то оно стало основой для выработки собственного индивидуального стиля (таков, например, Рубенс), хотя нужно признать, что некоторым художникам и скульпторам оно не пошло на пользу — принявшись копировать микеланджеловский стиль, они так и не смогли выбраться из-под него и создать свой художественный мир.

Микеланджело. Страшный суд. Полное изображение. 1537-1541

Микеланджело. Страшный суд. Центр композиции -Исус и Мадонна, окружённые апостолами и пророками

Микеланджело. Страшный суд. Ангелы призывают на суд. Фрагмент

Микеланджело. Страшный суд. Смертные грехи в обличье дьяволов увлекают души в ад

Микеланджело. Страшный суд. Харон свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки

Микеланджело. Страшный суд. Мёртвые получают свои кости и плоть и возносятся к небу

На протяжении XVII и XVIII веков популярность Микеланджело шла на убыль. Пальму первенства у него перехватил Рафаэль, чьи основные работы также находятся в Риме. Это объясняется тем, что стиль Рафаэля, разнообразный и красочный, больше соответствовал течениям, господствовавшим в то время в европейской живописи. Однако с появлением романтизма вновь вернула себе ведущее место знаменитая «terribilita» Микеланджело, ставшая источником вдохновения для новой генерации европейских художников.

Благотворное воздействие творчества Микеланджело длится и по сей день — оно нисколько не устарело.

УСЫПАЛЬНИЦА ЮЛИЯ II

В 1505 году папа Юлий II предложил Микеланджело создать (разумеется, для собственной персоны) самую величественную усыпальницу христианского мира. Предполагалось, что это будет отдельный мавзолей девять на шесть метров, с просторной погребальной камерой внутри. Украшать гробницу должны были 40 установленных на трёх уровнях скульптур. На её возведение папа отвёл пять лет, хотя всем было ясно, что это совершенно нереальный срок — даже для такого работоголика, каким являлся Микеланджело. В 1506 году Юлий II приступил к реконструкции собора святого Петра в Риме, и этот грандиозный проект отвлёк его внимание — к собственной усыпальнице он заметно охладел. В результате гробница была закончена только в 1545 году, разместившись возле стены римской церкви Сан-Пьетро в Винколи (а не в соборе святого Петра, как планировал сам папа).

Микеланджело. Усыпальница папы Юлия II

Микеланджело. Рахиль - Жизнь Созерцательная

Микеланджело. Моисей. 1513-1515

Микеланджело. Лия - Жизнь Деятельная

Из украшающих гробницу больших фигур три (среди них и знаменитая статуя Моисея) принадлежат резцу Микеланджело, остальные выполнены его помощниками. В парижском Лувре хранятся ещё две великолепные статуи, высеченные Микеланджело для этой усыпальницы в 1513 году. По каким-то причинам они не были установлены. Это «Умирающий раб» и «Восставший раб».

Микеланджело. Умирающий раб. 1513-1516

Микеланджело. Восставший раб. 1513-1516

Биография художника

Биография

Работы художника

Дельфийская сивилла

Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

Распятие святого Петра

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.

Святое семейство

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Страшный суд

Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.

Микеланджело

Ответ:

Правильное написание слова — Микеланджело

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — НАДОЛГО?

Слово состоит из букв:
М,
И,
К,
Е,
Л,
А,
Н,
Д,
Ж,
Е,
Л,
О,

Похожие слова:

микадо
микаду
микалекс
миканит
микафолий
микель
микельанджело
микешину
микита
Микитенко

Рифма к слову Микеланджело

светлело, гудело, поспело, вело, ослабело, созрело, сгорело, прояснело, имело, повело, произвело, зрело, окаменело, заболело, оттеплело, весело, привело, село, покраснело, дело, зависело, зазвенело, пролетело, владело, зашумело, сидело, невесело, навело, летело, кипело, болело, смело, побледнело, поело, довело, тело, смотрело, овладело, бело, зашипело, рассвело, набело, ввело, надоело, просветлело, гремело, горело, терпело, звенело, тяжело, вызвало, подействовало, оторвало, доставало, приговаривало, господствовало, поддерживало, вспыхивало, усиливало, бывало, участвовало, восторжествовало, танцовало, действовало, существовало, приковало, запевало, придавало, интересовало, убивало, вырвало, наскучивало, следовало, задерживало, отталкивало, побывало, взволновало, поколебало, парализировало, чувствовало, соответствовало, просвечивало, содействовало, останавливало, недоставало, сопутствовало, радовало, последовало, требовало, давало, проповедывало, озабочивало, прорвало, волновало, удерживало, заинтересовало, облагодетельствовало, обрадовало, царствовало, взорвало

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) – самый известный живописец из Италии, гений архитектурных и скульптурных работ, мыслитель Высокого Возрождения и раннего периода барокко. 9 из 13-ти Римских пап, побывавших на троне во времена Микеланджело, приглашали мастера для выполнения работ в храмы Рима и Ватикана.

Биография

Маленький Микеланджело увидел свет ранним утром 6 марта 1475 г. в понедельник в семействе обанкротившегося банкира и дворянина Лодовико Буонарроти Симони (Lodovico Buonarroti Simoni) в тосканском местечке Капрезе (Caprese), возле провинции Ареццо (Arezzo), где его отец занимал должность подеста (podestà), главы итальянской средневековой администрации.

Семья и детские годы

Через два дня после рождения, 8 марта 1475 г. мальчика крестили в храме Сан Джованни ди Капрезе (Chiesa di San Giovanni di Caprese). Микеланджело был 2-м ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена (Francesca Neri del Miniato Siena), в 1473 г. родила первенца Лионардо (Lionardo), в 1477 г. на свет появился Буонаррото (Buonarroto), в 1479 г. родился четвертый сын Джовансимоне (Giovansimone), в 1481 г. родился младший Джизмондо (Gismondo). Измученная частыми беременностями, женщина умирает в 1481 г., едва Микеланджело исполнилось 6 лет.

В 1485 г. отец многодетного семейства женился во второй раз на Лукреции Убальдини ди Гальяно (Lucrezia Ubaldini di Galliano), которая не смогла родить собственных детей и воспитывала приемных мальчиков как своих. Не справляясь с большим семейством, отец отдал Микеланджело в приемную семью Тополино (Topolino) в городе Сеттиньяно (Settignano). Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Именно там мальчик начал работать с глиной и первый раз взял в руки резец.

Чтобы дать наследнику образование, отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино (Francesco Galatea da Urbino), находящееся во Флоренции (Firenze). Но ученик из него оказался неважный, мальчику больше нравилось рисовать, копируя иконы и фрески.

Первые работы

В 1488 г. юный живописец добивается своего и отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), где целый год познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создает несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer) под названием “Мучения святого Антония” (“Tormento di Sant’Antonio”).

В 1489 г. юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), организованную под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo Medici), правителя Флоренции. Заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать способности и исполнять дорогие заказы.

Мадонна у лестницы

В 1490 г. Микеланджело продолжает обучение в Академии Гуманизма (Academy of Humanism) при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) и Анджело Амброджи́ни (Angelo Ambrogini), будущими Папами Римскими: Львом X (Leo PP. X) и Климентом VII (Clemens PP. VII). За 2 года обучения в Академии Микеланджело создает:

  1. Мраморный рельеф “Мадонны у лестницы” (“Madonna della scala”), 1492 г., выставлена в флорентийском музее Каза-Буонарроти (Casa Buonarroti);
  2. Мраморный рельеф “Битва кентавров” (“Battaglia dei centauri”), 1492 г. , выставлен в Каза-Буонарроти;
  3. Скульптуру Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni).

8 апреля 1492 г. влиятельный покровитель талантов, Лоренцо Медичи, умирает, а Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом.

деревянное "Распятие"

В 1493 г. он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито (Santa Maria del Santo Spirito), изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это мастер изготавливает для священника деревянное “Распятие” (“Crocifisso di Santo Spirito”) 142 см в высоту, которое сей день выставлено в церкви в боковой капелле.

В Болонье

"Ангел с канделябром"

В 1494 г. Микеланджело покинул Флоренцию не желая участвовать в восстании Савонаролы (Savonarola) и уехал в Болонью (Bologna), где сразу взялся за выполнение заказа из 3-х небольших фигурок для гробницы Святого Доминика (San Domenico) в одноименной церкви “Святого Доминика” (“Chiesa di San Domenico”):

  • “Ангел с канделябром” (“Angelo reggicandelabro”), 1495 г.;
  • “Святой Петроний” (“San Petronio”), покровитель г. Болонья, 1495 г.;
  • “Святой Прокл” (“San Procolo”), итальянский воин-святой, 1495 г.

В Болонье скульптор учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) в базилике Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio). Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело позже на потолке Сикстинской капеллы (“Cappella Sistina”).

Флоренция и Рим

В 1495 г. 20-летний мастер снова приезжает во Флоренцию, где власть находится в руках Джирола́мо Савонаро́ла (Girolamo Savonarola), но не получает от новых правителей никаких заказов. Он возвращается ко дворцу Медичи и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи (Pierfrancesco di Lorenzo de’ Medici), создавая для него ныне утраченные статуи:

  • “Иоанна Крестителя” (“San Giovannino”), 1496 г.;
  • “Спящего Купидона” (“Cupido dormiente”), 1496 г.

Последнюю статую Лоренцо попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства дороже, выдав за старинную находку. Но кардинал Рафаэль Риарио (Raffaele Riario), который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатленный работой автора, не стал предъявлять ему претензии, пригласив на работу в Рим.

Пьета Микеланджело

25 июня 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса (Bacco) и Римской Пьеты (Pietà).

Наследие

В протяжении всей последующей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап.

Творчество гениального мастера проявлялось не только в скульптурах, но и в живописи, и в архитектуре, оставив множество непревзойденных шедевров. К сожалению, некоторые произведения не дошли до нашего времени: одни были утеряны, другие уничтожены намеренно. В 1518 г. скульптор впервые уничтожил все наброски для росписи Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), а за 2 дня до смерти он вновь приказал сжечь свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не видели его творческих мучений.

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище “маленький шантажист”.

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Смерть

Жизнь Микеланджело прервалась 18 февраля 1564 г. в Риме. Он умер в присутствии слуги, врачей и друзей, успев продиктовать завещание, пообещав Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество. Для скульптора в базилике Святого Петра была построена гробница, но через два дня после смерти тело на некоторое время перевезли в базилику Санти-Апостоли (Santi Apostoli), а в июле его захоронили в базилике Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) в центре Флоренции.

Живопись

Не смотря на то, что основным проявлением гениальности Микеланджело было создание скульптур, у него есть много шедевров живописного исполнения. По мнению автора, качественные картины должны походить на скульптуры и отражать объемность и рельефность представленных образов.

Битва при Кашине

«Битва при Кашине» (“Battaglia di Cascina”) создана Микеланджело в 1506 г. для росписи одной из стен Большой Залы Совета в Апостольком дворце (Palazzo Apostolico) по заказу гонфалоньера (gonfaloniere) Пьера Содерини (Pier Soderini). Но работа осталась не законченной, так как автора вызвали в Рим.

Битва при Кашине

На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Онофрио(Sant’Onofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Арно (Arno). Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Ридольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino), Амброджо Лоренцетто (Ambrogio Lorenzetti), Перино дель Вага (Perino del Vaga) и других. Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера. Картон до нашего времени не сохранился.

Мадонна Дони

“Мадонна Дони” или “Святое семейство” (Tondo Doni) – круглая картина диаметром 120 см выставлена в Галерее Уфицци (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Мадонна Дони

Выполнена в 1507 г. в стиле “канджианте”, когда кожа изображенных персонажей напоминает мрамор. Большую часть картины занимает фигура Богоматери, за ее спиной находится Иоанн Креститель. Они держат на руках младенца Христа. Работа наполнена сложной символикой, подвергаемой различной трактовке.

Манчестерская Мадонна

Не законченная “Манчестерская Мадонна” (Madonna di Manchester) выполнена в 1497 г. на деревянной доске и хранится в Лондонской национальной галерее (National Gallery).

"Манчестерская Мадонна"

Первое название картины звучало как: “Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы”, но в 1857 г. она была первый раз представлена публике на выставке в Манчестере (Manchester), получив свое второе название, под которым известна сегодня.

Богоматерь автор изобразил с неприкрытой грудью, указывающей на недавнее кормление младенца. Рядом с Мадонной находится Иисус и Иоанн Креститель, позади них два ангела читают грустные вести в свитке.

Положение во гроб

Положение во гроб (Deposizione di Cristo nel sepolcro) исполнена в 1501 г. маслом по дереву.

Положение во гроб

Еще одна не законченная работа Микеланджело, принадлежащая Лондонской национальной галерее. Главной фигурой работы стало тело Иисуса, снятое с креста. Его последователи несут своего учителя к гробу. Предположительно, слева от Христа в красной одежде изображен Иоанн Евангелист. Другими персонажами могут быть: Никодим (Nikodim) и Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea ). Слева на коленях перед учителем стоит Мария Магдалина (Mary Magdalene), а справа снизу намечен, но не нарисован образ Богоматери.

Мадонна с младенцем

Набросок «Мадонна с младенцем» (Madonna col Bambino) выполнен между 1520 г. и 1525 г. и вполне может превратиться в полноценную картину в руках любого художника.

Набросок «Мадонна с младенцем»

Хранится в музее “Каза (Дом) Буонаротти” (Casa Buonarroti) во Флоренции. Вначале на первом листке бумаги он нарисовал скелеты будущих образов, затем на втором “нарастил” на скелет мускулатуру. В наше время работа с большим успехом выставляется в музеях Америки на протяжении последних трех десятилетий.

Леда и лебедь

Утерянная картина «Леда и лебедь» (“Leda e il cigno”), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I д’Эсте (итал. Alfonso I d’Este) сегодня известна благодаря лишь копиям.

Утерянная картина «Леда и лебедь»

Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Микеланджело дворянин отозвался о работе мастера: “О, это пустяки!” Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (François Ier). Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Château de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (François Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.

Клеопатра

Картина “Клеопатра” (“Cleopatra”) 1534 г. создания – идеал женской красоты.

Картина "Клеопатра"

Работа интересна тем, что на другой стороне листа находится еще один эскиз черным мелом, но такой уродливый, что искусствоведы сделали предположение о принадлежности авторства наброска одному из учеников мастера. Портрет египетской царицы Микеланджело подарил Томмазо деи Кавальери. Возможно, Томмазо пытался нарисовать одну из античных статуй, но работа не увенчалась успехом, тогда Микеланджело перевернул лист и превратил убожество в шедевр.

Венера и Амур

Картон «Венера и Амур» (“Venere e Amore”), созданный в 1534 г., был использован живописцем Якопо Карруччи (Jacopo Carucci) для создания картины “Венера и Купидон” (“Venus and Cupid”).

Картон «Венера и Амур»

Картина маслом на деревянной панели размером 1 м 28 см на 1 м 97 см находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Оригинал работы Микеланджело до наших дней не сохранился.

Пьета

Рисунок “Пьета” (“Pietà per Vittoria Colonna”) написан в 1546 г. для подруги Микеланджело – поэтессы Витториии Колонны (Vittoria Colonna). Целомудренная женщина не только посвятила свое творчество Богу и церкви, но и заставила художника глубже проникнуться духом религии. Именно ей мастер посвятил серию религиозных рисунков, среди которых была и “Пьета”.

Микеланджело неоднократно задавался вопросом: не соперничает ли он с самим Богом, пытаясь достичь совершенства в искусстве. Работа хранится в Музее Изабе́ллы Стю́арт Га́рднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне (Boston).

Богоявление

Эскиз “Богоявление” (“Epifania”) – грандиозная работа художника, законченная в 1553 г.

Эскиз "Богоявление"

Она выполнена на 26 бумажных листах высотой 2 м 32 см 7 мм после долгих раздумий (на бумаге заметны множественные следы изменений наброска). В центре композиции изображена Дева Мария, которая левой рукой отстраняет от себя святого Иосифа. В ногах у Богоматери младенец Иисус, перед Иосифом – младенец Святой Иоанн. По правую руку Марии находится не опознанная искусствоведами фигура мужчины. Работа выставлена в Британском музее (British Museum) в Лондоне (London).

Скульптуры

Сегодня известно 57 работ, принадлежащих Микеланджело, около 10 скульптур оказались утеряны. Мастер не подписывал свое творчество и служители культуры продолжают “находить” все новые работы скульптора.

Бахус

Скульптура пьяного бога вина из мрамора “Бахус” (“Bacco”) высотой 2 м 3 см изображена в 1497 г. с бокалом вина в руке и с виноградными гроздьями, символизирующими волосы на голове.

"Бахус"

Его сопровождает козлоногий сатир. Заказчиком одного из первых шедевров Микеланджело был кардинал Рафаэ́ль делла Ро́вере (Raffaele della Rovere), который впоследствии отказался забрать работу. В 1572 г. статую купило семейство Медичи (Medici). Сегодня она выставлена в итальянском музее “Барджелло” (“Bargello”) во Флоренции.

Римская Пьета

Мраморная Пьета (Pietà vaticana) “Оплакивание Христа” высотой 1 м 74 см является первой из 4-х пьет, созданных мастером.

Пьета Микеланджело

Ее копии выставлены во многих храмах мира, а оригинал находится в Соборе Святого Петра в Ватикане. Работа предназначалась для гробницы кардинала Жана Билэра де Лагрола (Jan Biler de Lagraulet), который дал Микеланджело год, чтобы уложиться в срок. Но на создание шедевра ушло два года, скульптура была закончена в 1499 г. По проработанности деталей и полноте образов это самая лучшая работа мастера.

Давид

Давид (David) высотой 5 м 17 см впервые представлен не в момент победы над Голиафом, а перед сражением.

Давид Микеланджело

Мраморный гигант стал символом целой эпохи Ренессанса, его множественные копии и изображения разошлись огромными тиражами по всему свету. Впервые статуя была выставлена на всеобщее обозрение на площади Синьории (Piazza della Signoria) перед палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции 8 сентября 1504 г. Оригинал работы в настоящее время находится в здании флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).

Мадонна Брюгге

Мраморная статуя “Мадонна Брюгге” (“Madonna di Bruges”) размером 1 м 28 см закончена в 1504 г.

Мраморная статуя Мадонна Брюгге;

Работа стала единственной скульптурой, вывезенной при жизни автора из Италии. Скульптуру перевезли в бельгийский город Брюгге (Brugge) в готическую церковь “Нотр-Дам” (“Notre Dame”), где она находится и сейчас.

Статуя не соответствует церковным правилам изображения Мадонны с младенцем. Мария не смотрит на свое дитя и не прижимает к себе. Она готова отпустить Иисуса навстречу судьбе.

Моисей

К работе над статуей пророка Моисея (Mosè) высотой 2 м 35 см Микеланджело возвращался в течение 30 лет, после того как закончил ее в 1515 г.

статуя пророка "Моисей"

Он постоянно вносил изменения, заключая внутрь любимой скульптуры напряжение и энергию и обрабатывая каждый миллиметр мрамора. Вздувшиеся вены на руке, нахмуренные брови и тревожный взгляд иногда пугают сторонних зрителей.

Мраморная статуя находится в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli), украшая усыпальницу папы Юлия II (Iulius PP. II). На голове Моисея автор изобразил рога, вероятно, неправильно поняв библейские сказания, где говорилось на иврите о наличии у пророка «карнайим». Это слово переводилось на итальянский и как “лучи”, и как “рога”.

Мадонна Медичи

Работа над намеренно не завершенной мраморной Мадонной Медичи (Madonna Medici) высотой 2 м 26 см шла в течение 13 лет, с 1521 г. по 1534 г.

мраморная "Мадонной Медичи"

Композиция является одной из первой, созданных мастером для Старой ризницы Капеллы Медичи (Cappelle Medicee) в базилике Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo) во Флоренции.

Не успев закончить создание скульптуры, Микеланджело уезжает в Рим, а Мадонна переходит в руки скульптора Николо Триболо (Niccolò Tribolo). Скорбный взгляд сидящей Марии полон печали, младенец на ее коленях сидит вполоборота и ищет грудь матери.

Рабы

Две законченные в 1513 г. фигуры высотой более 2 метров: “Восставший раб” (“Schiavo ribelle”) и “Умирающий раб” (“Schiavo morente”) были предназначены для первого варианта надгробия монарха Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli).

Умирающий раб

Два юноши противопоставлены друг другу: один пытается освободиться от веревок, другой сдается и погибает в оковах. Но в окончательном варианте скульптур рабов в эскизе не оказалось и они были подарены автором Роберто Строцци (Roberto Strozzi). Впоследствии Роберто преподнес их в дар королю Франциску I. В 1793 г. они переданы в парижский Лувр (Musée du Louvre) как национальное достояние.

Еще четыре статуи из того же цикла: “Молодой раб” (“Schiavo giovane”), “Бородатый раб” (“Schiavo barbuto”), “Атлант” (“Schiavo detto “Atlante”) и “Пробуждающийся раб” (“Schiavo che si ridesta”) были начаты в 1519 г., но не закончены мастером до отъезда в Рим в 1536 г. Сегодня скульптуры принадлежат флорентийской Академии изящных искусств.

Гробницы Медичи

Четыре скульптуры, объединенные одной идеей, были созданы Микеланджело для часовни Медичи во Флоренции и расположились попарно друг напротив друга. Они представлены в неудобных позах, символизирующих тяжесть земного бремени для богов. Заказчиком работы стал папа Климент VII (Clemens PP. VII), пожелавший увековечить родственников, погибших молодыми.

Надгробие Лоренцо II Медичи

Скульптуры из мрамора “Утро” (“Aurora”) и “Вечер” (“Crepuscolo”) высотой по 1 м 55 см и длиной 1 м 80 см и 1 м 70 см соответственно украшают усыпальницу герцога Лоренцо II Медичи (Lorenzo de’ Medici duca di Urbino).

Надгробие Лоренцо II Медичи

Они были закончены в 1534 г. Утро представлено в виде просыпающейся молодой, полулежащей женщины, Вечер изображен засыпающим пожилым мускулистым мужчиной.

Над скульптурами возвышается созерцательная мраморная фигура герцога Лоренцо (“Ritratto di Lorenzo de’ Medici duca di Urbino”), не имеющая портретного сходства с оригиналом, но отражающая глубокие, тяжелые мысли величественного военачальника. Она также исполнена Микеланджело в 1534 г.

Надгробие Джулиано де Медичи

Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de’ Medici) украшают еще две скульптуры: “День” (Giorno) и “Ночь” (Notte), законченные в 1534 г.

Гробница Джулиано Медичи

Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано (“Ritratto di Giuliano de’ Medici duca di Nemours”) с непокрытой головой. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.

Пьета Ронданини

Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Pietà Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.

Пьета Ронданини

Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Их лица полны скорби, Мария пытается поддержать изможденное тело сына, склоняя голову перед неизбежностью одиночества. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Здесь нет тонких линий и правильных пропорций, но образы дышат и живут, передавая зрителю сильнейшее чувство материнской нежности Богоматери к безвременно погибшему сыну.

Брут

Мраморный бюст «Брут» (“Bruto”) размером 74 см мастеру заказал Донато Джанотти (Donato Giannotti), поклонник убийцы Юлия Цезаря (Iulius Caesar).

Мраморный бюст «Брут»

Работа оказалась настолько прекрасной, что в 1538 г. мастера уговорили прекратить ее. Создателю, прославляющему республиканские настроения, могла грозить большая опасность от власть имущих лиц государства. Сегодня бюст принадлежит музею скульптуры Барджелло (Bargello) во Флоренции.

Скорчившийся мальчик

Скульптура «Скорчившийся мальчик» (“Ragazzo accovacciato”), законченная в 1524 г. сегодня принадлежит “Эрмитажу” Санкт-Петербурга.

Скульптура «Скорчившийся мальчик»

Фигура человека, высеченная из мраморного куба, изначально была предназначена для капеллы Медичи. Это очередная не законченная работа. Юноша сидит на корточках, сжимая левой рукой пальцы правой ноги, возможно, сдерживая вытекающую из раны кровь. Мастер высек статую таким образом, чтобы от нее ничего не откололось даже при падении с горы.

Работы в Ватикане

Чтобы осознать весь гений Микеланджело Буонарроти, нужно посетить Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и музеи Ватикана.

Сикстинская капелла

Заказ на роспись потолка площадью около 600 кв. м. “Сикстинской капеллы” (“Sacellum Sixtinum”), Апостолького дворца папа Юлий II (Iulius PP. II) отдал мастеру после их примирения.

Сикстинская капелла

До этого Микеланджело жил во Флоренции, он был зол на папу, отказавшегося оплачивать строительство собственной гробницы.

Ранее талантливый скульптор никогда не занимался фресками, но заказ монаршей особы выполнил в кратчайшие сроки, расписав потолок тремя сотнями фигур и девятью сценами из Библии.

Сотворение Адама

«Сотворение Адама» (“La creazione di Adamo”) является самой известной и красивой фреской капеллы, закончена в 1511 г.

«Сотворение Адама»

Одна из центральных композиций полна символики и скрытого смысла. Бог-отец, окруженный ангелами, изображен летящим в бесконечности. Он протягивает руку навстречу вытянутой руке Адама, вдыхая душу в идеальное человеческое тело.

Страшный суд

Фреска “Страшный суд” (“Giudizio universale”) – представляет собой самую большую фреску эпохи Микеланджело.

Фреска "Страшный суд"

Над изображением размером 13 м 70 см на 12 м мастер трудится 6 лет, закончив ее в 1541 г. В центре изображена фигура Христа с поднятой вверх правой рукой. Он уже не посланец мира, а грозный судья. Рядом с Иисусом расположились апостолы: святой Петр, святой Лаврентий, святой Варфоломей, святой Себастьян и другие.

Умершие с ужасом взирают на судью, ожидая приговора. Спасенные Христом воскресают, а грешников уносит сам дьявол.

Всемирный потоп

“Всемирный потоп” (“The Universal Flood”) – первая фреска, нанесенная Микеланджело на потолок капеллы в 1512 г.

Всемирный потоп

Эту работу скульптору помогали выполнять мастера из Флоренции, но вскоре их работа перестала удовлетворять маэстро и он отказался от сторонней помощи. На изображении представлены человеческие страхи в последний момент жизни. Водой уже затоплено все, кроме нескольких высоких холмов, на которых люди в отчаянии стараются избежать смерти.

Ливийская сивилла

“Ливийская сивилла” (“Libyan sibyl”) – одна из 5-ти, изображенных Микеланджело на потолке капеллы.

Ливийская сивилла

Грациозная женщина с фолиантом представлена вполоборота. По предположению искусствоведов, образ сивиллы художник срисовывал с позирующего юноши. По преданию, она была темнокожей африканкой среднего роста. Маэстро решил изобразить прорицательницу с белой кожей и светлыми волосами.

Отделение Света от тьмы

Фреска “Отделение света от тьмы” (“The Separation of Light From Dark”) как и другие фрески в капелле, наполнена буйством красок и эмоций.

Фреска "Отделение света от тьмы"

Высший разум, полный любви ко всему сущему, обладает такой неимоверной силой, что Хаос не в силах помешать ему отделить свет от темноты. Придание Всевышнему человеческого облика говорит о том, что каждый человек в силах создать внутри себя маленькую вселенную, разграничив добро и зло, свет и тьму, знания и невежество.

Собор Святого Петра

В начале XVI века Микеланджело как архитектор участвовал в создании плана Базилики Святого Петра вместе с архитектором Донато Браманте (Donato Bramante).

Базилики Святого Петра

Но последний невзлюбил Буонарроти и постоянно строил козни против соперника.

Спустя сорок лет строительство полностью перешло в руки Микеланджело, который вернулся к плану Браманте, отвергнув план Джулиано Сангалло (Giuliano da Sangallo). В старый план маэстро внес больше монументальности, когда отказался от сложного разделения пространства. Также он нарастил подкупольные пилоны и упростил форму полукуполов. Благодаря нововведениям здание приобрело цельность, как будто оно было вырезано из одного куска материи.

  • Советуем почитать про купол собора святого Петра

Капелла Паолина

К росписи “Капеллы Паолина” (“Cappella Paolina”) в Апостольском дворце Микеланджело смог приступить только в 1542 г. в возрасте 67 лет. Долгая работа над фресками Сикстинской капеллы сильно подорвала его здоровье, вдыхаемые пары краски и штукатурки привели к общей слабости и болезням сердца. Краска испортила зрение, мастер почти не ел, не спал и неделями не снимал сапоги. В итоге, дважды Буонарроти прекращал работы и возвращался к ним вновь, создав две изумительные фрески.

Обращение Апостола Павла

“Обращение Апостола Павла” (“Conversione di Saulo”) – первая фреска Микеланджело в “Капелле Паолина” размером 6 м 25 см на 6 м 62 см, закончена в 1545 г.

Обращение Апостола Павла

Апостол Павел считался покровителем папы римского Павла III (Paulus PP III). Автор изобразил момент из Библии, в котором описывается как к непримиримому гонителю христиан – Савлу явился сам Господь, обратив грешника в проповедника.

Распятие Святого Петра

Фреска “Распятие Святого Петра” (“Crocifissione di San Pietro”) размером 6 м 25 см на 6 м 62 см закончена Микеланджело в 1550 г. и стала финишной картиной художника.

Фреска "Распятие Святого Петра"

Святой Петр оказался приговорен к смерти императором Нероном (Nero), но приговоренный пожелал быть распятым вверх ногами, так как не считал себя достойным принять смерть как Христос.

Многие художники, изображая эту сцену, сталкивались с непониманием. Микеланджело решил проблему, представив сцену распятия до воздвижения креста.

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В “Базилике Святого Лаврентия” (“Basilica di San Lorenzo”) Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Базилика Святого Лаврентия

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

“Порта Пиа” (“Porta Pia”) – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana).

Ворота Пиа

Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Стихи

Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он писал много мадригал и сонет, которые не были опубликованы при жизни автора. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.

Интересные факты

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий “Давид”, представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного “Давида” публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. “Пьета” в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого “Пьету” поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета “Оплакивание Христа” оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери “Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял”, но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над “Страшным судом” мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного “Давида”, перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя “Санта-Мария-Нуова” (“Santa Maria Nuova”) называют подобное эмоциональное состояние “синдром Давида”.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мечтаешь
  • Как написать метр шестьдесят
  • Как написать методологический аппарат
  • Как написать методичку для студентов
  • Как написать методичку для педагогов