Как написать микротему абзаца

Как выделить микротемы в тексте?

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Рассмотрим пример. Приблизительно такой текст вы услышите в аудиозаписи на ОГЭ.

Вот как выглядит этот текст. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Тренировочные задания.

Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах.

Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?

В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней.

Микротема

Микротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца).

Особенности микротем:

  • если в тексте несколько частей, то они имеют более узкую тему;
  • каждая описывает один абзац;
  • все они логически связаны.

Структура и схема микротемы

В классическом виде микротема состоит из:

  • зачина (первого предложения с главной мыслью выделенной части текста);
  • раскрытия, уточнения мысли;
  • концовки.

Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца.

При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.

Если какую-то из микротем не использовать, обязательно нарушается целостность и связность повествования, теряется идея рассказа.

Для поиска нити рассказа нужно:

  1. Определить в каждом абзаце ключевые понятия.
  2. Исключить вспомогательные предложения, дополнения и уточнения.
  3. Составить краткое описание абзаца (можно использовать одно или несколько предложений).

Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом.

Какие виды связи Микротемы существуют?

Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа:

  •  лексические — повторы слов или корней, антонимы и синонимы;
  • грамматические — местоимения, частицы, союзы, синтаксический параллелизм, единство обозначения действия и другие.

Микротемы связаны:

  • последовательно (выстраивая цепь) — последующая мысль вытекает из предыдущей, используются отсылки (она сказала, ему дали, он решил) и замена слов на похожие по смыслу;
  • параллельно — предложения противопоставляются или сопоставляются, их связь основана на схожести структуры с употреблением одинаковых по виду и времени глаголов.

Связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны последовательно или параллельно.

Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого.

При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.

Какой способ связи в повествовании книги кажется вам более понятным для понимания темы: параллельный или последовательный?

( 5 оценок, среднее 3.6 из 5 )

Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?

Тема текста– о чем этот текст.
Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем- МИКРОТЕМ.
Микротема текста— это главная мысль одного абзаца.
Основная мысль текста– что нам сказал автор по данной теме, к чему привлек наше внимание.

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных “жизненных сценариев”, которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый “жизненный сценарий”.

Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа “жизненного сценария” написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.

Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть “родовые” проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) – Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) – Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) – Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от “родовых” проблем.

Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?

ОГЭ по русскому языку. Часть 1. Сжатое изложение .Как выделить микротемы в тексте

Как делить изложение на абзацы и микротемы?

Как научить ребенка находить главную мысль в тексте

ВПР. Русский язык. 8 класс.

Задание № 8. Определение микротемы.

Как выполнять задание № 8? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Образец задания № 8.
Задание № 8.

 Определите и запишите микротему первого абзаца текста.

ТЕКСТ.

(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

 Вспомним теорию.

Каждый текст имеет тему – то есть то, есть о чём он.

Однако и каждый абзац тоже имеет свою тему, её называют «микротема».

Микротема – это часть основной темы текста, которой посвящён конкретный абзац.

Все микротемы взаимосвязаны, помогают дополнить главную тему.

 Алгоритм выполнения задания № 8.

  • Внимательно прочитайте предложенный абзац.
  • Подумайте, о чём он: что в нём описывается, о чём рассказывается или рассуждается?
  • Как бы вы озаглавили этот абзац – это и будет микротема абзаца – о чём он.
  • Помните, что тема записывается как одно небольшое предложение.

ОБРАЗЕЦ.

Пример задания.

Задание № 8.

Определите и запишите микротему первого абзаца текста.

ТЕКСТ.

(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

 Пример ответа.

Красота холодной морозной зимней ночи.

ИЛИ

Холодная зимняя ночь.

ИЛИ

Любование холодной зимней ночью.

Пояснение.

В данном абзаце автор описывает холодную зимнюю ночь, то, как старик любуется ею и тем, как мороз на окне нарисовал волшебную страну. Холодно, но красиво, завораживающе зимой за окном.

Предлагаю три варианта того, как можно определить микротему данного абзаца.

Вернутьсяк списку тестов ВПР по русскому языку, 8 класс

Как выделить микротемы в тексте?

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку
предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная
часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Обратимся к тексту.  Внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Выделение микротем в тексте

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека
ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека
заставляет совесть.

Как выделить микротемы?

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Сегодня продолжаем подготовку к АКР. Вспомним, что такое текст:

Основная мысль текста – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Понять текст – значит понять его тему и основную мысль.

Алгоритм определения основной мысли текста

  1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
  2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
  • автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
  • в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
  • автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, – это его темаГлавная мысль текста – это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Повторите еще раз, что такое текст, с помощью видеоуроков:

Тема и основная мысль текста

Как определить микротему?

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как ее выделить?

Микротема находится в каждый части абзаца и условно отражает то, что на данный момент является известным.

Если тема текста – это ядро высказывания, его основа, то микротема является ее частью. Чтобы ее определить, следует прочесть текст. Внимательно определить главную мысль абзаца.

То, о чем автор рассказывает в данном абзаце, и будет микротемой. 

Как сформулировать микротему? Задайте вопрос к данному тексту и ответить на вопрос кратко!

Задание для работы:

Инструкция по выполнению: задание выполняется в тетради и высылается с помощью ГУГЛФОРМЫ. ссылка: https://forms.gle/hx8c3AVS928Rhde26

Задания, отправленные на почту, не проверяются. Форма оценивания этого вида работы зачет (работа сдана) / незачет (работа не сдана).

Задание 1. Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. (2)Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. (3)Поэтому видеть ее нужно как черно-белую зебру, а не как светленького пони или угольно-черного жеребца. (4)Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. (5)От подобного понимания жизни зависит многое. (6)Для одного плохие обстоятельства — это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого — стремление превзойти, одолеть несчастья. (7)И например, из одного хилого мальчика может вырасти слабый, завистливый старичок, а из другого — Александр Васильевич Суворов.

(8)Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! (9)Нет трудностей, наступает деградация личности. (10)Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением черных полос, с щедростью, в избытке предлагаемых нам жизнью-зеброй.

(11)Если нет будней, мы перестаем понимать, что такое праздники. (12)Если нет неприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное.

(13)Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудные обстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушить тебе, что наличие трудностей  — дело естественное, и, напротив, если их длительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьез обеспокоиться. (14)Легко жить нельзя!

(по Ю. Андрееву, 248 слов)

Задание 2 

Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

Задание 3 

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «впадать в панику» из предложения 4. Запишите ответ.

Задание 4

В предложениях 7−8 найдите слово с лексическим значением «запланировала, настроила на определённый план действий». Выпишите это слово.

Дополнительное задание для самоподготовки к АКР (выполняется по желанию)

Задание 5 

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

  • 1) Жизнь состоит
  • 2) Состоит из противоречий
  • 3) Угольно-чёрного жеребца
  • 4) Преодолевать постоянно

Задание 5 

Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

Задание 6

Определите тип односоставного предложения под номером 14. Запишите ответ.

Задание 7 

Среди предложений 11−13 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Задание 8 

Среди предложений 10−11 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Задание 9 

Среди предложений 3−5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Задание 10 

Среди предложений 7-9 найдите сложное предложение, в составе которого есть предложение, соответствующее данной схеме:[сказуемое определение, определение подлежащее]. Выпишите номер этого предложения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мечтаешь
  • Как написать метр шестьдесят
  • Как написать методологический аппарат
  • Как написать методичку для студентов
  • Как написать методичку для педагогов