Как написать мини вывод к аргументу

Перейти к содержимому

Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.

Содержание

  • Клише для вступления
  • Примеры вступлений с клише
  • Клише для перехода к основной части сочинения
  • Речевые клише для тезисов
  • Клише для аргументов
    • Клише для обращение к произведению
    • Интерпретация произведения или его фрагмента
  • Клише для перехода к второму аргументу
  • Слова-связки
  • Клише для выводов и заключения
    • Клише для промежуточных выводов
    • Клише для заключения

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Как мы должны относиться к …?
  • Как нужно относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Почему же необходимо …?
  • Что же самое главное …?

Примеры вступлений с клише

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
  • Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
  • «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
  • Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
    писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
  • (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • С давних времен человек размышлял о…
  • Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
  • В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
  • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
    очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
  • Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
    вопрос, заданный во вступлении).

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает, что…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Он осуждает…
  • Этот поступок героя говорит о…
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Автор повествует о…

Клише для перехода к второму аргументу

  • В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  • В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
  • Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

Слова-связки

  • Однажды…
  • Сначала…
  • Потом…
  • Далее…
  • Затем…
  • После этого…
  • В итоге…

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

  • Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
  • Мы можем прийти к выводу…
  • Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…
  • Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Клише и шаблоны для Итогового сочинения по русскому 2022-2023

Для вступления

  1. Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.
  2. Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  3. Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  4. О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  5. Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
  6. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  7. Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  8. Что же самое главное …?
  9. … когда-то сказал ….
  10. Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  11. Как следует относиться к …?
  12. Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  13. Каждый из нас сталкивался с…
  14. Почему же нужно …?
  15. Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  16. Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  17. На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  18. Говоря о … , нельзя не заметить, …
  19. Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  20. Почему же необходимо …?
  21. Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  22. Позволю себе высказать свою точку зрения
  23. В чем же причина …?
  24. Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  25. Задумаемся: должны ли мы…?
  26. Могу предположить, что …
  27. На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  28. … в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
  29. Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  30. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  31. Как нужно относиться к …?
  32. Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  33. Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  34. Зададимся вопросом: почему….?
  35. Как мы должны относиться к …?
  36. Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы
  37. Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  38. С давних времён люди задумывались над вопросом …
  39. Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
  40. Во все времена остро стоял вопрос …
  41. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  42. Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  43. Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  44. Как часто мы слышим о….
  45. Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  46. Люди часто размышляют о том, что ….
  47. … играет огромную роль в жизни людей.

Для перехода к основной части

  1. Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  2. Это подтверждается …
  3. Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  4. За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  5. Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  6. Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  7. Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  8. Вспомним…
  9. Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  10. Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  11. Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  12. В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  13. Замечательным примером, иллюстрирующим…
  14. В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература
  15. Не случайно многие писатели обращались к теме…
  16. Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  17. Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  18. Тема … затрагивается в произведениях художественной литературы.
  19. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  20. Мысль о необходимости … выражена и в романе…
  21. В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  22. Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  23. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  24. Обратимся к произведениям художественной литературы
  25. В доказательство моей точки зрения
  26. Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  27. Я согласен с автором данного текста в том, что…
  28. Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении …
  29. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
  30. Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.
  31. Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  32. В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  33. Многие писатели рассуждали об этих вопросах в своих произведениях. Например, …
  34. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению…
  35. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  36. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
  37. Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
  38. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу …
  39. Вспомним произведение …
  40. Более того, …
  41. Я согласен с автором данного текста и убеждён, что…

Для тезисов

  1. Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что…
  2. Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  3. В наше время людям уже известно, что…
  4. Не подлежит сомнению тот факт, что…
  5. Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ….
  6. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  7. Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  8. Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что…
  9. Нельзя не признать, что в наши дни…
  10. По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  11. Сегодня мы понимаем, что…
  12. Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  13. Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  14. По всей видимости, смысл … заключается в том что,

Для аргументов

Обращение к произведению

  1. Многие авторы думали о …, в том числе и …. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  2. Обратимся к русской классике, а именно к роману…
  3. Лирический герой стихотворения … тоже размышляет об этом.
  4. Вспомним героя пьесы…
  5. Мысль о необходимости … выражена и в романе… .
  6. Вспомним героя повести…
  7. Тема … раскрывается в произведении…
  8. Этот вопрос очень волновал писателей. К примеру, … часто затрагивал его в своих произведениях.
  9. Тема … затрагивается в романе…
  10. Тема… затрагивается … в рассказе …
  11. Обратимся к роману… .
  12. Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и … в…
  13. Проблема… раскрывается в широко известном произведении …
  14. Кому, как не …, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  15. Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ….
  16. Вспомним героя повести… . Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  17. Например, в романе … повествуется о том, что
  18. Например, … часто рассуждал о соотношении понятий… . В его книге … этому уделяется много внимания.
  19. Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … сыграло решающую роль.
  20. В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе, а именно к…
  21. Вспомним роман …. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  22. К примеру, вопрос о … поднимал … в книге …
  23. Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве …. Например, в произведении…
  24. Идея … выражена в стихотворении….

Интерпретация произведения или его фрагмента

  1. Этому герою автор противопоставляет…
  2. Он акцентирует внимание читателя на …
  3. Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  4. Автор показывает, к каким последствиям привело…
  5. Он осуждает…
  6. Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  7. Он ставит нам в пример…
  8. Автор подводит нас к мысли о том, что
  9. Автор выражает категорический протест против…
  10. Автор утверждает…
  11. Автор подчеркивает…
  12. Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  13. Автор обращает свое внимание на проблему…
  14. Мы видим, что герой поступил так потому…
  15. Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  16. Авторская позиция ясна:
  17. Этот поступок героя говорит о …
  18. Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  19. Автор учит нас тому, что…
  20. Писатель акцентирует внимание читателя на
  21. Поведение героя говорит о том, что
  22. Автор показывает…
  23. Писатель осуждает…
  24. В книге изображаются герои, которые…
  25. Автор хочет этим сказать, что
  26. Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция
  27. Писатель утверждает
  28. Поэт показывает…
  29. Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  30. Писатель размышляет о…
  31. Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  32. Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа
  33. Лирический герой осознал, что
  34. Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  35. Писатель изображает картину, где…
  36. Автор повествует о…
  37. Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  38. Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  39. Позиция автора проявляется в…
  40. Размышления автора позволяют понять, что
  41. Писатель заостряет наше внимание на …
  42. Писатель обращает наше внимание…
  43. Автор описывает…

Промежуточный вывод

  1. Автор текста считает проблему важной…
  2. После знакомства с героями произведения понимаешь…
  3. Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  4. Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  5. Автор стремился показать…
  6. Писатель считает, что…
  7. Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  8. Автор пытается понять, почему…
  9. Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
  10. Автор недвусмысленно подчёркивает своё … отношение к…
  11. Прочитав произведение, осознаешь…
  12. Автор убеждает нас в том, что
  13. После прочтения этого произведения становится понятно…
  14. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
  15. Автор … относится…
  16. Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  17. Писатель считает, что…
  18. Писатель дает нам возможность
  19. Мы можем прийти к выводу…
  20. Автор хочет, чтобы читатель понял…

Клише для перехода к второму аргументу

  1. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  2. В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  3. Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
  4. Во-вторых, хочу привести пример из произведения…
  5. У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ….
  6. В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
  7. Эта же тема рассматривается и в произведении…
  8. Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…
  9. Можно привести и другой пример.
  10. Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
  11. Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  12. Также к теме … обращается … в произведении (название произведения).

Для заключения

  1. Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
  2. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  3. К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему …? Мне представляется, что…
  4. И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
  5. Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  6. Подводя итоги, хочется вспомнить изречение …
  7. В заключение хочу вспомнить слова…
  8. Заканчивая рассуждение на тему …, нельзя не сказать, что люди должны…
  9. Подводя итог, хочется сказать…
  10. Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы
  11. Думаю, надо …
  12. Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что…
  13. Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  14. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  15. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  16. На мой взгляд, именно …
  17. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  18. Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  19. В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  20. Таким образом, можно сделать вывод: …
  21. Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  22. Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
  23. Нельзя не согласиться с тем, что
  24. Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать…
  25. В заключение хочется призвать людей к… Так давайте помнить о…!
  26. Нельзя проигнорировать тот факт, что
  27. Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  28. В заключение хочется отметить…
  29. В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …!
  30. Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
  31. … В этих словах выражена мысль о ….
  32. Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  33. Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  34. В заключение хотелось бы отметить…
  35. Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
  36. Итак, можно сделать вывод, что…
  37. Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  38. Хочется верить, что…
  39. Таким образом, мы приходим к выводу: …
  40. Хотелось бы, чтобы люди задумались…
  41. Мне бы хотелось верить, что…
  42. Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу
  43. В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  44. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой …? Думаю, надо…
  45. Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  46. Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  47. В заключение хочется сказать, что…
  48. Автор текста тоже считает, что .…
  49. Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  50. Аргументация подтверждает то, что
  51. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  52. Невольно напрашивается вывод…
  53. Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
  54. У человечества есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  55. В заключение хотелось бы отметить, что…

Слова-связки

  1. Далее…
  2. Однажды…
  3. В итоге…
  4. Сначала…
  5. Вдобавок…
  6. После этого…
  7. Потом…
  8. В дополнение к этому…
  9. После того, как…
  10. К тому же…
  11. Кроме того…
  12. В то же время…
  13. Затем…
  14. А также…
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.

Самая простая

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
(анализ, интерпретация, микровывод).
Вывод
+ логические переходы между частями

Простая

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
пример подтверждает тезис.
Вывод

Сложнее

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Вывод

Подробнее о структуре

Вступление.

Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Тезис.

Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.

Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.

Важно! Работаем с ключевыми словами темы.

Связка (мостик, логический переход).

Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.

Микровывод.

После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.

Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

Из каких частей может состоять этот анализ:

План анализа персонажа:

1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

Клише для итогового сочинения

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.

Для вступления

→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
→ Обратимся к произведениям художественной литературы
→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
→ Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

→ Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению
→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
→ Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
→ Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
→ Вспомним героя повести… (автор, название).
→ Обратимся к роману… (автор, название).
→ Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:

→ Автор повествует о…
→ Автор описывает…
→ Поэт показывает…
→ Писатель размышляет о…
→ Писатель обращает наше внимание…
→ Писатель заостряет наше внимание на …
→ Он акцентирует внимание читателя на…
→ Этот поступок героя говорит о …
→ Мы видим, что герой поступил так потому…
→ Автор показывает, к каким последствиям привело…
→ Этому герою/поступку автор противопоставляет…
→ Писатель осуждает…
→ Он ставит нам в пример…
→ Автор подчеркивает…
→ Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
→ Невольно напрашивается вывод…
→ Таким образом, мы приходим к выводу: …
→ Итак, можно сделать вывод, что…
→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
→ Хочется верить, что…
→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
→ Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
→ (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Вывод в сочинении ЕГЭ обязателен – без него ваша работа не приобретет логической структуры и завершенного вида, а значит, не будет оценена по достоинству. Достаточно одного-трех предложений, чтобы высказать свою мысль и завершить написанный текст.

Основные правила

Прежде чем разбираться, как написать заключение в сочинении ЕГЭ по русскому, нужно напомнить вам о важных правилах, касающихся объема.

  • Заключение, как и вступления, не должно превышать 1/8 части от общего объема;
  • Для развития мысли вполне достаточно одного-трех предложений;
  • Всегда оформляйте заключение отдельным абзацем.

Важно понимать, каким должен быть вывод в сочинении ЕГЭ. Недостаточно просто написать пару общих фраз, это полноценная часть текста, которая очень важна!

  • Заключение должно быть органично связано с проблематикой текста;
  • Вывод не должен дублировать вступление – это говорит о том, что вы не вынесли никаких мыслей из прочитанного.

Чтобы понять, как писать заключение в сочинении ЕГЭ по русскому языку, нужно выделить цели формулировки вывода. В этом нам помогут составители экзаменационных заданий – давайте воспользуемся рекомендациями специалистов ФИПИ.

Итак, цели написания вывода таковы:

  • Подвести итог размышлений над поднятой проблемой и обобщить информацию, которая содержится в тексте вашей работы;
  • Дать свою оценку всему вышесказанному и чётко выразить свое мнение;
  • Попробовать дать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение, связанное с содержанием текста;
  • Призвать читателя к выполнению тех или иных действий, пожелать ему чего-то.

Вот несколько примеров выводов в сочинении ЕГЭ по русскому, которые помогут вам разобраться:

  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой …
  • В заключение еще раз подчеркну …
  • Следует помнить, что …
  • Итак …

Разумеется, существует ряд универсальных заключений для сочинения ЕГЭ по русскому языку. Приводим вам небольшую подборку – любой из этих вариантов одинаково хорош!

  • Таким образом, можно сделать вывод, что …
  • Итак, мы доказали, что …
  • Текст автора заставил меня убедиться в том, что …
  • Подводя итоги сказанному выше, можно сказать, что …
  • В заключение хотелось бы сказать, что …
  • ФИО стремится убедить нас, что …
  • Проанализировав текст автора, я пришел к следующей мысли …
  • Исходя из вышеприведенных размышлений, можно сделать следующий вывод …

Становится понятнее, как писать вывод в сочинении ЕГЭ, не правда ли? Не забывайте, что последняя часть работы должна быть связана со всеми предыдущими абзацами. В заключении вы используете не только общие фразы-клише, но и выражаете свое мнение, подводите итоги.

Типы выводов

Чтобы вам было легче разобраться, как закончить сочинение ЕГЭ по русскому языку, нужно изучить виды заключений. Не удивляйтесь, но существует определенная классификация – и у вас есть несколько вариантов завершения письменной работы.

Разумеется, не стоит бездумно использовать тот вариант, который понравился вам больше всего. Ещё раз напоминаем, что заключение неразрывно связано с основной частью текста – поэтому стоит выбирать подходящий шаблон, который позволит логически закончить работу.

Обобщенный вывод

Это самый распространённый ответ на вопрос, как сделать вывод в сочинении ЕГЭ, самый типичный и логичный конец. Вы просто подводите итог всему сказанному выше, подтверждая какую-то из мыслей автора.

Личное отношение к проблеме

В работе уместно выразить свое отношение к тому, о чем вы писали выше. Разумеется, если это делается корректно.

Здесь можно использовать такие шаблоны для вывода в сочинении ЕГЭ, как:

  • Я полностью согласен с ФИО в том, что …
  • Несмотря на то, что точка зрения ФИО заслуживает уважения, я все же не могу согласиться …

Разумеется, это лишь два примера – на практике вы найдете намного больше вариантов. Помните, что вы не обязаны выражать согласие, если ваша точка зрения отличается от мнения автора.

Риторический вопрос

Отличная возможность обратиться к читателю и заставить его задуматься. Не забывайте о том, что риторический вопрос – на то и риторический, что не требует ответа.

Как начать вывод в сочинении ЕГЭ, если в нем будет риторический вопрос? Сначала выразите основную мысль, и только потом используйте риторическое выражение. Кстати, последнее предложение не должно быть вопросительным.

Ответ на вопрос

Использовать этот вариант можно, если вы заранее решили, что во вступлении будет сформулирован вопрос. Тогда совершенно логично написать в заключении ответ на поставленный вопрос – ваша работа приобретёт кольцевую композицию и будет выглядеть максимально полной, завершенный.

Цитата

Здесь никаких клише для заключения сочинения в ЕГЭ по русскому языку быть не может – вы используете авторское высказывание, которое было употреблено в тексте.

Помните, что нужно выбирать цитату, которая отвечает таким критериям:

  • Не слишком велика, но и не слишком коротка по объему;
  • Полно выражает мысли автора, его отношение к проблеме;
  • Органично завершает вашу работу.

Что интересно, вы можете взять цитату и из другого источника (не из прочитанного текста) – но только при условии, что она идеально отвечает вашим целям и полностью соответствует проблематике текста.

Призыв-обращение

Здесь клише для вывода в сочинении ЕГЭ по русскому языку однозначны. Используйте такие слова, как: задумайтесь, подумайте, взгляните, ответьте себе. Подобрать подходящий призыв несложно, главное – не скатывайтесь в просторечия.

Напоследок отметим следующее: если вы воспользуйтесь нашими советами о том, как написать вывод в сочинении ЕГЭ (а также правильно структурируете всю работу в целом), можете заработать максимум баллов. За 27 задание можно получить до 24 баллов – подробные критерии оценивания найдете на сайте ФИПИ.

Теперь вы знаете, как можно закончить сочинение ЕГЭ – сохраняйте нашу статью в закладки, чтобы не потерять. Пожалуйста, не забывайте о важности заключения. Ведь если вы не завершите работу логически, получите меньше баллов, чем могли бы.

Структура итогового сочинения:

  • сочинение-рассуждение
    • основной принцип построения сочинения-рассуждения: тезис — доказательство — вывод;
    • не забывайте о микровыводах (!) для каждого аргумента (вы пишете сочинение-рассуждение, а не изложение!) — о так называемых промежуточных выводах

  • не менее 300 — 350 слов!
  • если вы не набираете необходимого количества слов — приведите ещё один аргумент (третий, четвёртый и т.д. и т.п.!)

Время написания (на экзамене!)

  • 3 часа 55 минут

Количество абзацев для сочинения-рассуждения:

  • не менее четырёх: вступление; первый аргумент; второй аргумент; заключение
  • каждый новый аргумент — новый абзац

  • обдумайте тему (ключевые слова, синонимы; вопросы по этой теме, чтобы раскрыть смысл понятия…)
  • подумайте, нет ли у выбранной вами темы разных аспектов, чтобы ваше сочинение было многогранным, чтобы вы не топтались на месте, не пережёвывали одну и ту же мысль (хорошо, когда мысль развивается!)
  • подберите аргументы (вспомните несколько произведений, выберите знаковые эпизоды, вспомните детали…) — постарайтесь, чтобы аргументы не были однотипными
  • задумайтесь, нет ли у вас какой-нибудь цитаты (фразы, афоризма, пословицы, стихотворной строчки…), созвучной вашему тезису (вашей главной мысли), — для эпиграфа (эпиграф пишется с правой стороны, без кавычек; фамилия автора без скобок, точку после фамилии не ставим) — но наличие эпиграфа считается необязательным
  • составьте план (нарисуйте схему…)
  • приступайте к черновику

(Хотя трудно предугадать возможное начало, ведь темы могут быть такими разными…)

  • Всем нам, пожалуй, с детства известно, что …
  • Что такое ………. ? Некоторые, исходя из своего опыта, считают, что … . Другие — …
  • Люди часто размышляют о том, что …. .
  • Как часто мы слышим о ….. Но что это такое? ..
  • Каждый из нас в своей жизни встречался с …
  • Каждый человек в своей жизни хотя бы раз задумывался о …

Как перейти к основной части?

первый аргумент:

  • Многие писатели обращались в своих произведениях к этой теме. Вспомним, например, роман ____(ФИО автора) _______ (название произведения).
  • Эту тему раскрывали в своих произведениях многие писатели. Вспомним, например, роман ____(ФИО автора) _______ (название произведения).
  • Эту тему раскрывали в своих произведениях многие писатели. Во-первых, вспомним роман ____(ФИО автора) _______ (название произведения).
  • Размышляя над этими вопросами, можно вспомнить ….. (можно обратиться к ….)

следующий абзац (второй / третий аргумент):

  • К теме _____ обращался в своём романе _____ (название) и ____(ФИО автора).
  • Во-вторых, обратимся к роману ______(ФИО автора) _______(название произведения)
  • Кроме того, вспомним и героя повести _____(ФИО автора) _____(название произведения) — ______(имя героя)

фразы для микровыводов (для промежуточных выводов):

  • ____(ФИО автора) подчеркивает: …… И мы не можем с этим не согласиться.
  • ____(ФИО автора) убеждён: ……
  • Автор подводит нас к мысли, что ……
  • Писатель подводит нас к выводу: ……

ВАЖНО:

  • заключение должно быть созвучно вступлению
  • и соответствовать всему сочинению, а не его отдельной части;
  • кроме того, в вашем выводе не должно быть новых мыслей, новых аспектов;
  • сочинение-рассуждение нельзя заканчивать риторическими вопросами и цитатами — должен быть ВАШ вывод (риторическим вопросом можно закончить эссе)

фразы:

  • В заключение необходимо сказать, что…
  • Обобщая сказанное, хочу ещё раз напомнить: ….
  • Итак, можно сделать вывод: …
  • Заканчивая рассуждение на тему «…..» , нельзя не сказать о том, что мы должны быть …

  • я считаю (это очень категорично; замените данную фразу на Мне кажется, По-моему, Наверное , Пожалуй, — не забудьте об обособлении! )
  • Также к этой теме обращался и … (используйте вместо этого вводное сочетание Кроме того, … )
  • автор затрагивает проблему …
  • автор пытается донести …
  • автор отлично показал …
  • автор мастерски показал …
  • В качестве аргумента я хочу привести произведение
  • приведу пару примеров из литературы (конструкция для разговорной речи!)

  • желательно, чтобы вступление и заключение (вместе) составляли примерно 1/4 (1/3) часть от всей работы
  • кроме того, вступление и заключение должны быть примерно одинаковыми по размеру

Помните о написании тех слов, которые вы обычно используете в своих сочинениях:

  • различаем По-моему и По моему мнению
  • также (а также) и так же
  • наречия насколько и настолько пишутся слитно!
  • оборот с несмотря на ... пишется слитно + обособляется
  • не ставится запятая внутри составных подчинительных союзов, с которых вы начинаете предложение: Для того чтобы… / Несмотря на то что …
  • В заключение (и без запятой)

Сочинение для многих школьников становится одним из самых сложных видов учебных работ: оно носит творческий характер, в нём надо отразить и аргументировать собственную позицию. Мы уже давали советы по подготовке сочинений по истории, обществознанию, литературе, а сегодня подробнее остановимся на сочинении-рассуждении.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше лайфхаков и полезной информации вы найдёте в нашем телеграм-канале для учеников и студентов. А скидки и акции мы собрали в специальной группе.

Структура сочинения-рассуждения

Что значит сочинение-рассуждение? Уже из названия этого типа сочинения понятно, что оно посвящено размышлениям автора о предложенной проблеме. Она может быть взята из сюжета художественного произведения или общественной жизни либо сформулирована в виде цитаты.

План сочинения-рассуждения содержит те же пункты, что и другие творческие работы:

  1. Вступление (15-20% текста).
  2. Основная часть (60-70%).
  3. Выводы (15-20%).

Объём такого дискуссионного эссе обычно составляет 2 страницы, но встречаются и другие варианты. Мини-сочинение рассуждение может состоять из 1 страницы, а сочинения-рассуждения ЕГЭ должно содержать не менее 150 слов, иначе работу даже не проверят. Для итогового сочинения-рассуждения предусмотрен другой минимум — 250 слов.

По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы.

Как начать сочинение-рассуждение

Во введении сочинения-рассуждения нужно сформулировать вашу позицию по теме работы. Старайтесь при этом избегать категоричности: в большинстве случаев темы составлены так, что наиболее уместной будет выбор «золотой середины», а не одной из полярных точек.

Также во вступлении можно подчеркнуть актуальность поднятой проблемы или дать краткую информацию о произведении (если сочинение нужно писать по книге) или авторе цитаты (если тема представлена в форме высказывания).

Что такое аргумент в сочинении-рассуждении

Основная часть эссе-рассуждения должна включать аргументы, которые будут подтверждать тезис, сформулированный во введении. В качестве аргумента в сочинении-рассуждении можно использовать сюжеты классических произведений из школьной программы, факты, статистику, научные данные и личный опыт.

Оптимальное число аргументов — три, будет лучше, если они будут разноплановыми. Если вы готовите сочинение-рассуждение ОГЭ, модно ограничиться двумя аргументами, использовав приведённый в задании текст.

Вывод в сочинении-рассуждении

В качестве заключения при написании сочинения-рассуждения лучше всего использовать приём обобщения сказанного выше или призыв к действию. Главное, чтобы итог не противоречил сформулированному в начале тезису.

Клише для сочинения-рассуждения

Есть несколько универсальных фраз и оборотов, которые принято использовать при составлении сочинения-рассуждения или размышления:

  • «Многие не раз задумывались о том, что …»;
  • «Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в …»;
  • «Автор обращает внимание на …»;
  • «Авторская позиция выражается в …»;
  • «Я согласен с автором в …»;
  • «Подтверждением сказанному может служит следующий факт …»;
  • «Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения …»;
  • «Во-первых …»;
  • «Во-вторых …»;
  • «Таким образом …»;
  • «Следовательно …».

Сочинение

Подготовка даже небольшого сочинения-рассуждения для многих становится самой сложной частью единого государственного экзамена

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как написать хорошее сочинение-рассуждение

Дадим несколько советов, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку или литературе:

  1. Уделите основное внимание формулированию тезиса, от этого будет зависеть весь дальнейший текст.
  2. Лучше избегать аргументации из произведений, которые не входят в обязательный список. Преподаватели могут быть не знакомы с их сюжетом и не засчитать такое доказательство.
  3. Следите, чтобы введение и заключение перекликались, так вы подчеркнёте сформулированный тезис.
  4. Придерживайтесь плана сочинения-рассуждения по русскому или литературе, не смешивайте разные части структуры. Используйте правило: одна мысль — один абзац.
  5. Не поленитесь перечитать работу перед сдачей. Даже в краткое сочинение-рассуждение могут вкрасться ошибки или опечатки.

Пример сочинения-рассуждения

Приведём несколько образцов сочинения-рассуждения:

  1. Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг — выбор или необходимость?».
  2. Пример сочинения-рассуждения ОГЭ.
  3. Шаблон сочинения-рассуждения.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как писать сочинение-рассуждение и сможете подготовить хорошую работу. Или, если не уверены в своих силах, доверить написание профессионалам: оставляйте заявку на сочинение и будьте уверены в высокой оценке.

Анастасия

Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.

Автор: ·
Опубликовано 18.02.2021
· Обновлено 27.08.2022

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравственных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать маркетинговый текст
  • Как написать милый комментарий парню
  • Как написать маме про месячные
  • Как написать милый английскими буквами
  • Как написать маркетинговый план на год