Как написать мистический детектив

Найти книги по писательскому и сценарному мастерству не так уж и сложно, поэтому я прочитала их немало. Однако, чем глубже я погружаюсь в эту тему, тем сильнее становится в потребность в специализированной, «жанровой» литературе, которая объясняла бы основные законы жанра, описывала бы сложившиеся штампы, наиболее типичных героев и ожидания (и неожидания) аудитории. К сожалению, книг о том, как написать хоррор и триллеры, на русском очень мало.

Почти вся литература на эту тему лежит на Амазоне на английском языке (если не считать «Пляски смерти» Стивена Кинга). Можно найти отдельные статьи на разных сайтах, но не всегда это помогает. Зачастую их переписывают друг у друга, поэтому найти что-то действительно оригинальное сложно.

Этой статьей я открываю серию заметок из личного опыта написания мистических триллеров. Здесь будут описаны мои открытия (aka инсайты), интересные фрагменты из прочитанных книг по сценарному мастерству и все остальное, что может пригодится всем, кто хочет узнать, как написать хоррор.

Чем отличаются мистика, хоррор и триллер

разница между хоррором триллером и мистикой как написать книгу советы для писателей

По-моему, большей путанницы, чем между этими жанрами, нет. Поэтому перед тем, как написать хоррор или мистический триллер, нужно разобраться в их особенностях.

  • Мистика. Нельзя сказать, что это отдельный жанр. Чаще всего это лишь инструмент, позволяющий ввести в историю паранормальные элементы. Например, сверхъестественные способности, потусторонние силы и другие странности. Мистика не обязательно должна быть пугающей, например роман и одноименный фильм «Милые кости» — это чистой воды мистика, но цель этой истории совсем не в том, чтобы напугать.
  • Хоррор. Цель этого жанра — вызвать у читателя чувство страха, заставить воображение разыграться. Для этого используются всем известные символы и существа: пустые дома, кошмары, зомби и привидения. Хоррор часто использует мистику как один из инструментов, но не обязательно. Иногда угрозу может нести обычный человек, например, маньяк-психопат. Кстати, недавно я опубликовала статью Как написать ужасы: полное руководство по созданию хоррора, в которой описала все, что на данный момент известно об этом жанре и у нас, и за рубежом.
  • Триллер. Центральное понятие этого жанра — саспенс. Рассказчик должен поддерживать атмосферу неопределенности, напряжения и постоянной угрозы. Читатель до самого конца оставается в подвешенном состоянии и не знает, как в следующую секунду повернется история. Триллер часто скрещивается с хоррором или детективом, однако возможны и другие, более неожиданные комбинации.

Как видно, мистика, хоррор и триллер преследуют разные цели, однако их соединение усиливает чувство напряжения и страха. Это рождает желание дочитать книгу до конца, поэтому часто они соединяются в одном произведении. Каждый писатель сам определяет пропорции: кто-то может писать чистый хоррор, кто-то комбинирует его с триллером. Подробнее об особенностях этих жанров я писала в статье Внешние и внутренние жанры: путеводитель для писателей.

Я определяю свой жанр как мистический триллер, то есть у меня центральными элементами выступают саспенс и мистика, а цели напугать читателей я перед собой не ставлю (что не отменяет того факта, что кому-то моя история может показаться страшной).

Основные элементы хоррора и мистического триллера

Как написать хоррор триллер и мистическую историю основные элементы жанров советы для писателей

В этом разделе я описываю свой личный опыт в написании подобных историй, поэтому на 100% истинность не претендую. Итак, как написать хоррор или мои маст-хэвы для создания мистического триллера и ужасов:

Плоская арка героя

Если ты изучаешь писательское мастерство, то точно знаешь, что в конце истории в характере главного героя должно произойти серьезное изменение. Он должен стать не таким, каким был изначально. Я так и пыталась сделать при планировании своей истории, и никак не понимала, почему, блин, ничего не выходит. Насыщенный сюжет был, а вот изменений в главной героине не предвиделось.

К счастью, в этот момент я решила прочитать одну книгу из своих запасов, и выбор пал на работу Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя». Она буквально перевернула мое понимание сценарного мастерства, потому что оказалось, что герой необязательно должен меняться.

В некоторых случаях он остается собой, а вот другие персонажи и мир вокруг него меняются. Такой способ построения арки персонажа особенно уместен во всех историях, где речь идет про выживание (хоррорах, триллерах, боевиках), а также в некоторых комедиях.

Постоянное присутствие невидимой опасности

Главный враг жанров хоррора и триллера — очевидность. Как только опасность приобретает четкие очертания, а причина загадочных явлений обнаруживается, сюжет теряет свою напряженность. Горы трупов и реки крови — это не то, что заставляет сердце сжиматься от страха. Омерзительный монстр — всего лишь монстр, с которым можно разделаться подручными средствами.

Для создания напряженной атмосферы нужно, чтобы никто не знал, откуда исходит опасность: ни герои, ни читатели. И даже автор не всегда должен знать.Опасность — это что-то затаившееся в темных углах, в шелесте листьев безлунной ночью, в отражении зеркала в полной темноте.

Я сейчас не говорю о том, что в истории не должно быть маньяков, монстров, зомби, вампиров, призраков и прочей нечисти, но не всегда им стоит проявляться открыто. А лучше всего, если причина всех проблем как можно дольше будет скрыта (если это возможно): героев и читателей неопределенность должна мучить как можно дольше.

Крючки в конце каждой главы

Если человеку не удается прочитать книгу за один присест, он обычно дочитывает до конца главы и прерывается. Твоя цель — не дать этого сделать. Конец главы должен быть моментом максимального напряжения, и здесь разрешается использовать любые методы: неожиданные открытия, повисший в воздухе вопрос, резкие повороты сюжета.

В идеале подобный ритм нужно выдерживать на протяжении всей истории, но крючки в конце главы — это обязательная программа-минимум. Нужно всегда оставлять читателя с вопросом: «Что же будет дальше?».

Неожиданные сюжетные повороты

Не могу сказать, что это черта исключительно хорроров и триллеров — сюжетные повороты необходимы любой истории, но для данных жанров они должны быть максимально неожиданными. Они должны переворачивать все представления, которые были у читателей раньше. Герои шли все время по ложному следу, главный антагонист оказался по совместительству протагонистом, персонажи пытались спастись, но их действия только приблизили их гибель? Отличный пример такого построения сюжета в кино — детективный триллер «Китайский квартал».

Часть сюжетных поворотов нужно планировать с самого начала, особенно тот, что будет в конце, но не стоит забивать на это дело уже при написании истории. Нужно использовать любую возможность перенаправить историю в другое русло.

Здесь я хочу остановиться и сделать важное примечание. Большинство читателей знает об устройстве произведения только из уроков литературы, однако к тому времени, когда они дойдут до твоей книги, у них за плечами будут сотни, а то тысячи историй. Читатели умны и проницательны, они за версту чуют любые попытки автора напустить тумана и запутать их, поэтому создание сюжетных поворотов — самая сложная задача. Необходимо балансировать на тонкой грани, чтобы не раскрыть важную информацию раньше времени даже легким намеком, но и не запутать все настолько, что никто вообще ничего не поймет.

Какой совет я могу дать в этом случае? Пиши уверенно. Держи в голове все, что раскроется в дальнейшем, оставляй небольшие намеки-зацепки, но не акцентируй на них внимание. Пусть это будут обрывки фраз, жесты, предметы. Но до тех пор, пока правда не раскрылась, пиши так, будто и ты не знаешь ее. Если ты планируешь действительно мощный поворот, читатели и так будут шокированы, так что нечего заигрывать с ними, пытаясь намекнуть на что-то невероятное, что произойдет дальше.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Собственный опыт

Я не про встречи с привидениями и маньяками (хотя и это тоже неплохой бэкграунд). Любые истории в жанре хоррора, триллера с элементами мистики — это не просто будоражащие кровь истории про все таинственное и опасное. В первую очередь это попытки сублимировать свои страхи, примириться с мыслью о смерти и пережить всю боль и несправедливость, что есть в мире.

Пиши не просто о призраках — пиши о своих призраках. О тех страхах, которые живут внутри тебя. Визуализируй их, заставь себя встретится с ними через своих персонажей. Если ты боишься темноты, доведи свои фантазии до самого предела: чем она тебя пугает, кто там может скрываться, и что она может с тобой сделать. Если тебя мучает депрессия, представь, как она выглядит и каким образом сводит тебя с ума. Смотри на свои страхи и проблемы не просто как на обстоятельства своей жизни, но как на живых существ со своей волей и разумом.

Немало людей страдает от похожих вещей, поэтому твои истории будут не осознаваться ими буквально, но внутри, на подсознательном уровне, они поймут, про что ты пишешь. А когда они поймут, их посетит чувство страха и напряжения. И тогда твоя книга станет настоящим хоррором или триллером.

Жанры хоррора и мистического триллера ориентируются в первую очередь на внешнее действие: напряженное повествование, неожиданные сюжетные повороты и яркие визуальные образы, а внутреннее развитие и изменение персонажей отходит на второй план. Однако это не означает, что на эту сторону повествования можно забить: никто не запрещает прописывать арки изменения персонажей и раскрывать их внутренний мир. Надеюсь, после моей статьи тебе стало понятней, как написать хоррор и триллер.

А узнать о том, подходят ли эти жанры тебе ты можешь, пройдя небольшой тест на писательскую личность всего из 4 вопросов.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂


Download Article


Download Article

Writing a murder mystery or any novel, really, is a daunting undertaking. Plotting out the novel first can help you organize your thoughts so you won’t feel so overwhelmed. Then, you can set up your characters, creating the victims, suspects, and protagonists you’ll need to drive the story. After that, you can get started writing your story!

Writing Help

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 1

    1

    Decide on a setting for your story. The setting doesn’t necessarily have to come first, but if you have a general idea of what you want your story to be, you also need a setting. Setting includes the location, the date, the time of year, the geography, and even the climate and mood.[1]

    • Think about the mood you want to create for your story. The setting partially creates that mood for you.
    • For instance, a murder-mystery set in 1920s Galveston, TX during an approaching hurricane is going to be very different from a murder-mystery set in Chicago in present day or Edinburgh in the 18th century.
    • As another example, the Sherlock Holmes’ stories take much of their darkness and mood from the time period (Victorian and Edwardian era) and the foggy London setting.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 2

    2

    Plot your story arc. The story arc is how the plot progresses throughout the novel. Typically, you go through 8 stages: stasis, trigger, the quest, surprise, critical choice, climax, reversal, and resolution.[2]

    • Stasis is normal everyday life. You could start with the normal life of the detective, a witness, or whoever’s point of view you’re using. The trigger is the event that sets off the quest, which is often the murder in a murder mystery.
    • The surprise is the twists and turns, the complications that keep the story going. In a murder mystery, that may be things like new evidence, new motives coming to light, or trouble finding a suspect.
    • The critical choice is the main crux of the protagonist’s story. It’s where they must decide how they will act to complete the story, and it often involves choosing a hard path. It is a character-defining moment. This choice typically leads to the climax, the place where the action and tension comes to a head, such as the point where the detective is in the active process of capturing the suspect.
    • The reversal and resolution show how the characters have changed and what the new «normal» looks like.

    Advertisement

  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 3

    3

    Make intrigue the focus of your story. You want to keep the reader guessing throughout the novel. You can start out simply with a corpse and detectives on scene to investigate, but a more interesting story will leave the reader questioning what is going on right from the start.[3]

    • Set up an unlikely scenario. For instance, one novelist set up a story where a woman changes her will, forgoing her children and leaving everything to a dying man. Soon, a person is murdered. This setup is so unusual that it leaves the reader wanting more.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 4

    4

    Make an outline of where you want the story to go. Once you figure out the basic arc, try making a detailed outline of the story. Go chapter by chapter, and write in a brief description of what will happen. That will make it easier to write when the time comes.

    • For example, you might write, «Chapter 1: Introduce the protagonist, the detective Rebecca Newport. Begin in her home, where she is getting ready for work. She gets a phone call that calls her in early, which she quickly learns is a homicide.»
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 5

    5

    Create the physical, verbal, and thematic clues for your reader. Clues basically fall into 3 categories: physical clues, verbal clues, and thematic clues. Physical clues are things like blood droplets, DNA analysis, and footprints. Verbal clues are the things that are said between characters, while thematic clues are things like an ominous setting when the killer appears or dressing the villain in black.

    • You can use clues in 2 ways. Immediate clues are things like the killer dropping a piece of jewelry on the way out, which may or may not be noticed by the reader. A future clue is something like DNA analysis, which the reader can’t learn about until the detective does.
    • There’s also a difference in the level of subtlety. Some clues are very obvious, such as a gun left at the scene. Others are more subtle, such as the victim wearing purple, which turns out to help solve the crime.
    • You don’t need to write all of your clues ahead of time, but you should decide on some key points so you can work them in throughout your novel. You don’t want to shove them all into a single scene.

    EXPERT TIP

    Lucy V. Hay is an author, script editor and blogger who helps other writers through writing workshops, courses, and her blog Bang2Write. Lucy is the producer of two British thrillers and her debut crime novel, The Other Twin, is currently being adapted for the screen by Free@Last TV, makers of the Emmy-nominated Agatha Raisin.

    Lucy V. Hay

    Consider using misdirection to build suspense. Author and screenwriter Lucy Hay says: «A good mystery will have elements that shroud the central question. The most famous of these is probably the Red Herring, where the audience thinks they know who’s responsible, but they’re wrong.»

  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 6

    6

    Become an expert in your story’s focus. To make your reader believe what you’re writing, you have to know what you’re talking about. If you want to write about a murder connected to Japanese tea ceremonies, you better know all the exacting details of the ceremony.[4]

    • You can research on the internet, but don’t forget to make use of other resources, such as your local library.
    • Research can take you a long way, but experience is often even better. For instance, try attending a tea ceremony if you can.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 7

    1

    Create a character sheet for each character. To help you keep things straight, it can be beneficial to make a page for every main character in the story. You can write down things like the character’s physical description, their backstory (what happened before the novel), their education level and job, and their personalities.

    • You can also include things like their quirks and idiosyncrasies.
    • Having these pages to refer back to will help you keep the details straight while you’re writing.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 8

    2

    Make your characters empathetic, not necessarily likeable. «Likeable» characters tend to be goody-goodies without much depth. To create whole, interesting characters, they need flaws and weaknesses, while still allowing the reader to connect with them.[5]

    • For flaws, maybe a character is always late, hates their mother, or doesn’t get along with their colleagues. If you need examples, think about people you know or you’ve met in the past.
    • You can make the characters empathetic in a number of ways. They can be having financial problems or be the victim in the story. You can display them being selfless, even when they act with self-interest at other times, such as having a killer who fawns over their cat.
    • For instance, Sherlock Holmes isn’t necessarily likeable. However, he’s interesting, and readers find him empathetic because he is very intelligent and good at what he does.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 9

    3

    Include a variety of suspects. Typically, you don’t want to point to just a single person in your story as the suspect. Where’s the mystery in that? Instead, you should include a variety of people who could be suspects, as many as 5 or 6.[6]

    • Variety will keep things more interesting, as well as keep your readers guessing.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 10

    4

    Figure out your suspects’ motives. Each potential suspect should have a different motive for killing the victim, and each one should be as plausible as the next. Otherwise, the writing can seem a bit flat. For instance, you don’t want every suspect’s motive to be killing the person for money.[7]

    • Instead, you could have one person’s motive be they want to keep a secret quiet, another person’s be they want the victim’s money, while a third suspect’s motive could be they were jealous of an affair the victim was having.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 11

    5

    Make the murderer believable. The person you finally choose to be your culprit should be capable of the crime on every level. They must be physically able to do it, as well as emotionally. If they’re not, your readers are going to feel cheated.[8]

    • For instance, a feeble older man is not likely capable of picking up a body and dumping it off a bridge, not matter how much adrenaline is pumping through his system.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 12

    6

    Crawl into the detective’s head. Often, a murder mystery follows the detective. Whether you tell the story from the detective’s point of view (an intense but slightly skewed view) or from a third-person perspective (which gives you a wider view of the story), you should still know your detective inside and out.[9]

    • Decide things like: Is the detective completely logical, or do they rely on hunches sometimes? Are they very analytical, looking at every detail, or are they better at the big picture? What are their idiosyncrasies? What helps them think properly? Are they caffeine addicts? Do they sleep at their desk?
    • The little details will help the character become more real.
    • For instance, Sherlock Holmes is very logical and doesn’t rely on hunches at all. But he’s also logical almost to a fault, meaning his relationships often suffer because he doesn’t rely on emotions enough. Some of his idiosyncrasies include things like needing another person to bounce ideas off of, playing the violin, and conducting odd experiments to learn more about crime-solving.
  7. Image titled Write Murder Mysteries Step 13

    7

    Set up your victim or victims. You can open the story with the victim already dead, and unspool the details of their life throughout the story. Alternatively, you can introduce the victim in the story as a character, and then move on to the murder.

    • When creating your victim, consider how you want them to contribute to the story. For instance, a likeable victim will immediately set the reader against the killer. However, if the victim was a despicable person, the reader may hold out judgment on the killer.
    • Create a backstory for the victim to help readers care about them. Introduce it slowly through the story.
    • You can even use one of your potential suspects as a victim later on in the story if the murderer kills again.[10]
  8. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 14

    1

    Open with action to draw your reader in. The action could be something dramatic, such as the protagonist in a perilous situation or a glimpse into a later scene in the novel where things are more fast-paced. You could also just use something small to set the hero off on a perilous journey as they are going about their normal routine.[11]

    • Don’t forget to also include setting details as you go along, so your reader knows where the story is set.
    • For example, The Da Vinci Code by Dan Brown opens with the dramatic death of a Louvre curator, instantly drawing the reader in.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 15

    2

    Introduce your suspects with interactions and dialogue. One way to introduce your suspects is to have them interact with the victim before the victim dies; the detective will need to witness this introduction. Another option is to have a witness or a connected person name possible suspects to the detective.[12]

    • For instance, the detective may witness the suspect and victim having an argument before the victim dies.
    • Alternatively, maybe the detective asks a neighbor, «Can you think of anyone who had issues with the victim?» The neighbor might say, «Well, let’s see. I have seen a young man visiting late at night when her husband was out of town. I suppose he might be involved somehow.»
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 16

    3

    Include the crime in the first 3 chapters of the story. A murder mystery is a fast-paced story. It shouldn’t drag, so if you haven’t introduced your crime by the third chapter, you’re probably going to lose readers.[13]

  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 17

    4

    Work on realism in your murder scene. As you try your hand at writing a murder mystery, you may realize that you don’t actually know that much about killing a person. That’s perfectly normal, but you should do some research to make the scene more realistic.[14]

    • For instance, stabbing someone isn’t as easy as it sounds. It’s actually pretty difficult to force a knife into someone, especially someone who’s struggling not to die.
    • Keep in mind that most «amateur» killers are going to make mistakes. They aren’t trained to kill, and most people don’t even know how to land a killing blow. What that means is things are going to be messy.
    • Put some thought into how someone gets rid of a body. A body is hard to move, plus it’s pretty conspicuous. It’s also going to leave blood and/or traces of DNA behind, and it will start to smell. Digging a hole takes time, and dumping a body in water could mean it washes back up on shore, for instance.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 18

    1

    Include the suspect interviews gradually and in different settings. If you have each interview in a police interrogation room, that will bog down the writing. Instead, have the detective interview one at the house where the murder was, one at the police station, one outside on the street as the next-door neighbor, and so on.[15]

  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 19

    2

    Give the reader a chance to solve the crime by adding clues throughout the novel. While you can make a fingerprint on a battery in a flashlight appear at the end, that isn’t really fair to the reader. Instead, you need to at least show the clue at some point in the story.

    • For instance, you might note that a flashlight was left at the scene, but the outside was wiped clean. Alternatively, you can show the fingerprint being lifted off the battery.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 20

    3

    Work on misdirection with clues. Clues can point to multiple people at once or to a single person who may seem like the obvious choice for the villain but ends up not being the murderer. This tactic is called misdirection. You show your reader everything, but you point them in the wrong direction.

    • For instance, maybe one of the suspects is a hiker, and there are large hiking boot footprints at the scene. In actuality, perhaps the prints were left by a woman who borrowed her husband’s boots.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 21

    4

    Keep the pace going by sticking to the plot. Throughout the book, you should always leave the reader wanting more, which will keep them turning pages. A murder mystery should be plot-driven, so don’t get bogged down in ominous settings and flowery writing. Follow the plot you’ve laid out so you know where the story is going.[16]

    • Similarly, with each chapter, introduce a new element of the story. At the end of the chapter, leave the reader hanging about what happens next. Maybe you introduce a new clue that points to a different suspect, and the reader has to go on to find out if the clue pans out.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 22

    5

    Include a twist near the end. A good murder mystery has a twist near the end so that the reader is surprised to find out the ending. The key is the twist shouldn’t be so abrupt that it leaves the reader feeling cheated. Rather, it should follow the logic and clues of the story but in an unexpected way.[17]

    • For instance, maybe the clues all along point to the murderer being the only son of a wealthy man since he seems to have the only motive. However, maybe the twist is the man had another child, a daughter, who also stands to inherit from the death; the clues should fit both the son and daughter so the reader doesn’t feel cheated.
    • As another example, one famous murder mystery twist is in the Murder on the Orient Express (spoiler alert!). In the end, the reader/viewer learns all the suspects actually conspired to commit the murder, rather than just one of them.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 23

    6

    Work on the reversal and the resolution after the climax. Once the killer is caught, note how your characters have changed for the worse or better. Then show how they return to normal life.[18]

    • For instance, maybe the detective crosses an ethical line and decides to leave the force. The new «normal» may be the detective finding a new job.
    • Alternatively, maybe the detective is a rookie, and solving the case results in them being promoted.
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do I write a report on a murder case?

    Community Answer

    Include the date, who was involved, who was the victim, the time it happened, all your evidence found, and witnesses of the crime.

  • Question

    In a murder mystery story, should I reveal the murder at the end, or should I give a cliffhanger and make a sequel? Which one would make a better ending?

    Community Answer

    Reveal the murder at the end, because you would stretch the plot and people aren’t that patient.

  • Question

    I have my culprit, but I don’t know how to link the clues to the correct suspect. What should I do?

    Community Answer

    Perhaps rather than having random clues and then trying to link them to the correct suspect, base the clues around the suspect. For example, rather than finding an ax at the scene and then trying to link it to a character with a knife collection, either change the clue to a knife or the suspect to a lumberjack. That is, unless the clue was a red herring to throw the reader off.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Set a writing goal every day. You can use a word count writing goal, such as 500 words per day, or you can use a time amount, such as you will write 3 hours a day. Either way, stick to it so that you make progress on your novel.

  • Spend some time reading novels in the genre to get a better feel for them.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a murder mystery, start by deciding on a setting for your story, including the location, year, climate, and mood. Next, plot your story arc, which includes the introduction, the surprises that complicate the story, the critical choice the main character must make, and the resolution. Then, create a detailed outline with physical, verbal, and thematic clues that you plan to leave for your reader. After you have a good idea of what your story will look like, work on developing your characters and their motives. To learn how to keep the pace going throughout your murder mystery, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 238,303 times.

Reader Success Stories

  • Silvie Vargas

    Silvie Vargas

    May 11, 2016

    «Very informative. Now I know how important it is to go back and write about the lives of the victims and the…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Writing a murder mystery or any novel, really, is a daunting undertaking. Plotting out the novel first can help you organize your thoughts so you won’t feel so overwhelmed. Then, you can set up your characters, creating the victims, suspects, and protagonists you’ll need to drive the story. After that, you can get started writing your story!

Writing Help

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 1

    1

    Decide on a setting for your story. The setting doesn’t necessarily have to come first, but if you have a general idea of what you want your story to be, you also need a setting. Setting includes the location, the date, the time of year, the geography, and even the climate and mood.[1]

    • Think about the mood you want to create for your story. The setting partially creates that mood for you.
    • For instance, a murder-mystery set in 1920s Galveston, TX during an approaching hurricane is going to be very different from a murder-mystery set in Chicago in present day or Edinburgh in the 18th century.
    • As another example, the Sherlock Holmes’ stories take much of their darkness and mood from the time period (Victorian and Edwardian era) and the foggy London setting.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 2

    2

    Plot your story arc. The story arc is how the plot progresses throughout the novel. Typically, you go through 8 stages: stasis, trigger, the quest, surprise, critical choice, climax, reversal, and resolution.[2]

    • Stasis is normal everyday life. You could start with the normal life of the detective, a witness, or whoever’s point of view you’re using. The trigger is the event that sets off the quest, which is often the murder in a murder mystery.
    • The surprise is the twists and turns, the complications that keep the story going. In a murder mystery, that may be things like new evidence, new motives coming to light, or trouble finding a suspect.
    • The critical choice is the main crux of the protagonist’s story. It’s where they must decide how they will act to complete the story, and it often involves choosing a hard path. It is a character-defining moment. This choice typically leads to the climax, the place where the action and tension comes to a head, such as the point where the detective is in the active process of capturing the suspect.
    • The reversal and resolution show how the characters have changed and what the new «normal» looks like.

    Advertisement

  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 3

    3

    Make intrigue the focus of your story. You want to keep the reader guessing throughout the novel. You can start out simply with a corpse and detectives on scene to investigate, but a more interesting story will leave the reader questioning what is going on right from the start.[3]

    • Set up an unlikely scenario. For instance, one novelist set up a story where a woman changes her will, forgoing her children and leaving everything to a dying man. Soon, a person is murdered. This setup is so unusual that it leaves the reader wanting more.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 4

    4

    Make an outline of where you want the story to go. Once you figure out the basic arc, try making a detailed outline of the story. Go chapter by chapter, and write in a brief description of what will happen. That will make it easier to write when the time comes.

    • For example, you might write, «Chapter 1: Introduce the protagonist, the detective Rebecca Newport. Begin in her home, where she is getting ready for work. She gets a phone call that calls her in early, which she quickly learns is a homicide.»
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 5

    5

    Create the physical, verbal, and thematic clues for your reader. Clues basically fall into 3 categories: physical clues, verbal clues, and thematic clues. Physical clues are things like blood droplets, DNA analysis, and footprints. Verbal clues are the things that are said between characters, while thematic clues are things like an ominous setting when the killer appears or dressing the villain in black.

    • You can use clues in 2 ways. Immediate clues are things like the killer dropping a piece of jewelry on the way out, which may or may not be noticed by the reader. A future clue is something like DNA analysis, which the reader can’t learn about until the detective does.
    • There’s also a difference in the level of subtlety. Some clues are very obvious, such as a gun left at the scene. Others are more subtle, such as the victim wearing purple, which turns out to help solve the crime.
    • You don’t need to write all of your clues ahead of time, but you should decide on some key points so you can work them in throughout your novel. You don’t want to shove them all into a single scene.

    EXPERT TIP

    Lucy V. Hay is an author, script editor and blogger who helps other writers through writing workshops, courses, and her blog Bang2Write. Lucy is the producer of two British thrillers and her debut crime novel, The Other Twin, is currently being adapted for the screen by Free@Last TV, makers of the Emmy-nominated Agatha Raisin.

    Lucy V. Hay

    Consider using misdirection to build suspense. Author and screenwriter Lucy Hay says: «A good mystery will have elements that shroud the central question. The most famous of these is probably the Red Herring, where the audience thinks they know who’s responsible, but they’re wrong.»

  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 6

    6

    Become an expert in your story’s focus. To make your reader believe what you’re writing, you have to know what you’re talking about. If you want to write about a murder connected to Japanese tea ceremonies, you better know all the exacting details of the ceremony.[4]

    • You can research on the internet, but don’t forget to make use of other resources, such as your local library.
    • Research can take you a long way, but experience is often even better. For instance, try attending a tea ceremony if you can.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 7

    1

    Create a character sheet for each character. To help you keep things straight, it can be beneficial to make a page for every main character in the story. You can write down things like the character’s physical description, their backstory (what happened before the novel), their education level and job, and their personalities.

    • You can also include things like their quirks and idiosyncrasies.
    • Having these pages to refer back to will help you keep the details straight while you’re writing.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 8

    2

    Make your characters empathetic, not necessarily likeable. «Likeable» characters tend to be goody-goodies without much depth. To create whole, interesting characters, they need flaws and weaknesses, while still allowing the reader to connect with them.[5]

    • For flaws, maybe a character is always late, hates their mother, or doesn’t get along with their colleagues. If you need examples, think about people you know or you’ve met in the past.
    • You can make the characters empathetic in a number of ways. They can be having financial problems or be the victim in the story. You can display them being selfless, even when they act with self-interest at other times, such as having a killer who fawns over their cat.
    • For instance, Sherlock Holmes isn’t necessarily likeable. However, he’s interesting, and readers find him empathetic because he is very intelligent and good at what he does.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 9

    3

    Include a variety of suspects. Typically, you don’t want to point to just a single person in your story as the suspect. Where’s the mystery in that? Instead, you should include a variety of people who could be suspects, as many as 5 or 6.[6]

    • Variety will keep things more interesting, as well as keep your readers guessing.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 10

    4

    Figure out your suspects’ motives. Each potential suspect should have a different motive for killing the victim, and each one should be as plausible as the next. Otherwise, the writing can seem a bit flat. For instance, you don’t want every suspect’s motive to be killing the person for money.[7]

    • Instead, you could have one person’s motive be they want to keep a secret quiet, another person’s be they want the victim’s money, while a third suspect’s motive could be they were jealous of an affair the victim was having.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 11

    5

    Make the murderer believable. The person you finally choose to be your culprit should be capable of the crime on every level. They must be physically able to do it, as well as emotionally. If they’re not, your readers are going to feel cheated.[8]

    • For instance, a feeble older man is not likely capable of picking up a body and dumping it off a bridge, not matter how much adrenaline is pumping through his system.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 12

    6

    Crawl into the detective’s head. Often, a murder mystery follows the detective. Whether you tell the story from the detective’s point of view (an intense but slightly skewed view) or from a third-person perspective (which gives you a wider view of the story), you should still know your detective inside and out.[9]

    • Decide things like: Is the detective completely logical, or do they rely on hunches sometimes? Are they very analytical, looking at every detail, or are they better at the big picture? What are their idiosyncrasies? What helps them think properly? Are they caffeine addicts? Do they sleep at their desk?
    • The little details will help the character become more real.
    • For instance, Sherlock Holmes is very logical and doesn’t rely on hunches at all. But he’s also logical almost to a fault, meaning his relationships often suffer because he doesn’t rely on emotions enough. Some of his idiosyncrasies include things like needing another person to bounce ideas off of, playing the violin, and conducting odd experiments to learn more about crime-solving.
  7. Image titled Write Murder Mysteries Step 13

    7

    Set up your victim or victims. You can open the story with the victim already dead, and unspool the details of their life throughout the story. Alternatively, you can introduce the victim in the story as a character, and then move on to the murder.

    • When creating your victim, consider how you want them to contribute to the story. For instance, a likeable victim will immediately set the reader against the killer. However, if the victim was a despicable person, the reader may hold out judgment on the killer.
    • Create a backstory for the victim to help readers care about them. Introduce it slowly through the story.
    • You can even use one of your potential suspects as a victim later on in the story if the murderer kills again.[10]
  8. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 14

    1

    Open with action to draw your reader in. The action could be something dramatic, such as the protagonist in a perilous situation or a glimpse into a later scene in the novel where things are more fast-paced. You could also just use something small to set the hero off on a perilous journey as they are going about their normal routine.[11]

    • Don’t forget to also include setting details as you go along, so your reader knows where the story is set.
    • For example, The Da Vinci Code by Dan Brown opens with the dramatic death of a Louvre curator, instantly drawing the reader in.
  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 15

    2

    Introduce your suspects with interactions and dialogue. One way to introduce your suspects is to have them interact with the victim before the victim dies; the detective will need to witness this introduction. Another option is to have a witness or a connected person name possible suspects to the detective.[12]

    • For instance, the detective may witness the suspect and victim having an argument before the victim dies.
    • Alternatively, maybe the detective asks a neighbor, «Can you think of anyone who had issues with the victim?» The neighbor might say, «Well, let’s see. I have seen a young man visiting late at night when her husband was out of town. I suppose he might be involved somehow.»
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 16

    3

    Include the crime in the first 3 chapters of the story. A murder mystery is a fast-paced story. It shouldn’t drag, so if you haven’t introduced your crime by the third chapter, you’re probably going to lose readers.[13]

  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 17

    4

    Work on realism in your murder scene. As you try your hand at writing a murder mystery, you may realize that you don’t actually know that much about killing a person. That’s perfectly normal, but you should do some research to make the scene more realistic.[14]

    • For instance, stabbing someone isn’t as easy as it sounds. It’s actually pretty difficult to force a knife into someone, especially someone who’s struggling not to die.
    • Keep in mind that most «amateur» killers are going to make mistakes. They aren’t trained to kill, and most people don’t even know how to land a killing blow. What that means is things are going to be messy.
    • Put some thought into how someone gets rid of a body. A body is hard to move, plus it’s pretty conspicuous. It’s also going to leave blood and/or traces of DNA behind, and it will start to smell. Digging a hole takes time, and dumping a body in water could mean it washes back up on shore, for instance.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write Murder Mysteries Step 18

    1

    Include the suspect interviews gradually and in different settings. If you have each interview in a police interrogation room, that will bog down the writing. Instead, have the detective interview one at the house where the murder was, one at the police station, one outside on the street as the next-door neighbor, and so on.[15]

  2. Image titled Write Murder Mysteries Step 19

    2

    Give the reader a chance to solve the crime by adding clues throughout the novel. While you can make a fingerprint on a battery in a flashlight appear at the end, that isn’t really fair to the reader. Instead, you need to at least show the clue at some point in the story.

    • For instance, you might note that a flashlight was left at the scene, but the outside was wiped clean. Alternatively, you can show the fingerprint being lifted off the battery.
  3. Image titled Write Murder Mysteries Step 20

    3

    Work on misdirection with clues. Clues can point to multiple people at once or to a single person who may seem like the obvious choice for the villain but ends up not being the murderer. This tactic is called misdirection. You show your reader everything, but you point them in the wrong direction.

    • For instance, maybe one of the suspects is a hiker, and there are large hiking boot footprints at the scene. In actuality, perhaps the prints were left by a woman who borrowed her husband’s boots.
  4. Image titled Write Murder Mysteries Step 21

    4

    Keep the pace going by sticking to the plot. Throughout the book, you should always leave the reader wanting more, which will keep them turning pages. A murder mystery should be plot-driven, so don’t get bogged down in ominous settings and flowery writing. Follow the plot you’ve laid out so you know where the story is going.[16]

    • Similarly, with each chapter, introduce a new element of the story. At the end of the chapter, leave the reader hanging about what happens next. Maybe you introduce a new clue that points to a different suspect, and the reader has to go on to find out if the clue pans out.
  5. Image titled Write Murder Mysteries Step 22

    5

    Include a twist near the end. A good murder mystery has a twist near the end so that the reader is surprised to find out the ending. The key is the twist shouldn’t be so abrupt that it leaves the reader feeling cheated. Rather, it should follow the logic and clues of the story but in an unexpected way.[17]

    • For instance, maybe the clues all along point to the murderer being the only son of a wealthy man since he seems to have the only motive. However, maybe the twist is the man had another child, a daughter, who also stands to inherit from the death; the clues should fit both the son and daughter so the reader doesn’t feel cheated.
    • As another example, one famous murder mystery twist is in the Murder on the Orient Express (spoiler alert!). In the end, the reader/viewer learns all the suspects actually conspired to commit the murder, rather than just one of them.
  6. Image titled Write Murder Mysteries Step 23

    6

    Work on the reversal and the resolution after the climax. Once the killer is caught, note how your characters have changed for the worse or better. Then show how they return to normal life.[18]

    • For instance, maybe the detective crosses an ethical line and decides to leave the force. The new «normal» may be the detective finding a new job.
    • Alternatively, maybe the detective is a rookie, and solving the case results in them being promoted.
  7. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do I write a report on a murder case?

    Community Answer

    Include the date, who was involved, who was the victim, the time it happened, all your evidence found, and witnesses of the crime.

  • Question

    In a murder mystery story, should I reveal the murder at the end, or should I give a cliffhanger and make a sequel? Which one would make a better ending?

    Community Answer

    Reveal the murder at the end, because you would stretch the plot and people aren’t that patient.

  • Question

    I have my culprit, but I don’t know how to link the clues to the correct suspect. What should I do?

    Community Answer

    Perhaps rather than having random clues and then trying to link them to the correct suspect, base the clues around the suspect. For example, rather than finding an ax at the scene and then trying to link it to a character with a knife collection, either change the clue to a knife or the suspect to a lumberjack. That is, unless the clue was a red herring to throw the reader off.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Set a writing goal every day. You can use a word count writing goal, such as 500 words per day, or you can use a time amount, such as you will write 3 hours a day. Either way, stick to it so that you make progress on your novel.

  • Spend some time reading novels in the genre to get a better feel for them.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a murder mystery, start by deciding on a setting for your story, including the location, year, climate, and mood. Next, plot your story arc, which includes the introduction, the surprises that complicate the story, the critical choice the main character must make, and the resolution. Then, create a detailed outline with physical, verbal, and thematic clues that you plan to leave for your reader. After you have a good idea of what your story will look like, work on developing your characters and their motives. To learn how to keep the pace going throughout your murder mystery, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 238,303 times.

Reader Success Stories

  • Silvie Vargas

    Silvie Vargas

    May 11, 2016

    «Very informative. Now I know how important it is to go back and write about the lives of the victims and the…» more

Did this article help you?

Несмотря на популярность любовных романов и фантастики, детектив остается одним из самых востребованных жанров, причем именно классический детектив, хотя над ним и подшучивают в стиле «конечно, убийца – садовник».

Подшучивают – и продолжают и читать, и, конечно, писать.

Популярностью детектив обязан множеству поджанров:

  • психологический детектив: преступление совершается по психологическим мотивам (месть, маниакальное преследование конкретных жертв, вызванное психологической травмой) и расследуется, исходя из принципов психологии с детальным изучением личностей подозреваемых;
  • мистический детектив: в дело вмешивается либо потустороннее, либо хотя бы экстрасенс, который предвидит будущие преступления;
  • фантастический детектив: либо дело происходит в вымышленном мире, либо в нашем, но с участием колдовства и нечеловеческих рас;
  • исторический детектив: дело происходит в прошлом, воссоздаётся исторический антураж со всеми необходимыми реалиями, традициями и колоритом;
  • детектив закрытого типа: классика жанра – убийство в закрытой комнате, поиск убийцы в ограниченном пространстве, когда, например, отель отрезан от мира непогодой;
  • шпионский детектив: в деле участвуют государственный тайны;
  • иронический детектив: следствие ведет дилетант, события пересказываются с юморной точки зрения;
  • политический детектив: дело касается не только политиков, но и сферы их ответственности, с интригами, политическими скандалами и угрозой репутации;
  • «крутой» детектив: довольно молодой, но популярный поджанр; в центре событий – не столько тайна, сколько действия крутого героя, из-за чего история иногда кажется обычным боевиком;
  • полицейский детектив: дело ведут профессиональные сыскари;
  • криминальный детектив.

Но, в каком бы жанре ни был написан детектив, в его основе всегда одно – преступление: убийство (или цепочка убийств), кража, похищение человека и даже инсценировка первого, второго или третьего, устроенная, чтобы взбаламутить общественность. А преступление – это прежде всего продуманные до мельчайших подробностей детали: и те, что случайно (или нарочно) оставит после себя убийца, и те, что заметят, составляя картину происшествия, сыщики.

Кроме собственно преступления и его подробностей, хорошему детективу требуются:

  1. Преступник, да (или группа преступников). И его желательно показать хоть раз, мельком, но всё же. Как правило, детектив имеет крайне ограниченную «массовку», и читатель должен иметь возможность искать преступника самостоятельно, исходя из своих подозрений и наблюдений за персонажами. Это дополнительный крючок интереса.
  2. Сыщик. Один. С помощником. С группой помощников или коллег. Профессиональный. Любитель. Случайный и желающий попасть для начала хотя бы в любители.
  3. Потерпевшая сторона.
  4. Свидетели. Хотя бы один, который найдет труп или сообщит, что видел вора.
  5. Подозреваемый (один или группа).

И, конечно, место преступления с тщательно продуманными деталями и необходимым антуражем.

А еще современные детективы не обходятся без исследовательских лабораторий, хотя они необязательны. Родоначальник жанра Эдгар По в «Убийстве на улице Морг» обошелся без дописследований и анализов, используя лишь наблюдательность и дедукцию сыщика.

Ведь в первую очередь детектив – это жанр «для подумать»: отметить детали, сложить мозаику, пойти по следу… Здесь не нужны обширные анатомические, токсикологические и иные знания. Зато очень нужны внимательность на уровне скрупулёзности и аналитические способности. И если вы задумали написать детектив, необязательно зубрить анатомию или действие ядов. Достаточно решить первую задачку: как написать историю без лишних анализов. 😉

 Также хорошему детективу требуется:

  1. Сосредоточенность на жанре.
    Не надо вмешивать избыточную мистику или любовные страдания. Жанр требует, чтобы преступление случилось и раскрылось. Всё. Любовная линия размоет жанр, отвлечёт читателя от деталей и в итоге испортит историю. Если очень хочется разнообразия, оставьте его под конец, когда сыщик, разгадав тайну, объяснив ее читателю и сдав дело в архив, вдруг понимает, что влюблен в свидетельницу или помощницу. Или один из влюбленных – подозреваемый, а второй – вмешивается в следствие, чтобы помочь. Иного не нужно.
  1. Минимум случайностей и максимум логики.
    Конечно, ничто не отменяет совпадений – в сюжетах многих авторов сыщик оказывается вмешанным в расследование случайно: уехал в отпуск, а в его отеле взяли да убили зачем-то прислугу. Но их должно быть в разы меньше дотошных изучений, анализа деталей и соответствующих выводов. Интуиция разрешается, а вот случайно подслушанная исповедь убийцы, записанная на диктофон, – нет.
  1. Расследование должен вести один человек.
    Максимум – двое, если профессионал жаждет обставить выскочку-любителя или наоборот. Не забывайте, что читатель ведет свое собственное расследование, и за несколькими линиями анализа ему не уследить. Да и те двое соревнующихся должны так или иначе пересекаться в рассуждениях и добывать факты по одной картине преступления, даже если изначально у них разные подозреваемые.
  1. Мотивы, задачи и цели преступника должны быть продуманы до мелочей.
    Даже если это бытовое убийство по неосторожности. Даже если это внезапность, вроде упавшего на голову кирпича. За решетку-то никто не хочет, и преступник, со всех сторон случайный, должен проявить себя изворотливым хитрецом, уходящим от правосудия изо всех сил. Хотя, конечно, такие простые истории малоинтересны, в отличие от хорошо продуманных убийств с нестандартными мотивами, которые или не сразу нащупываются, или имеются у очень большого круга лиц.
  1. Ограниченное и четко обозначенное число персонажей.
    Если в истории будет задействовано десять садовников, тридцать слуг и сорок человек из семьи убитого, то это, понятно, немного слишком. Да, читатель тоже ведет расследование, и ему нужно дать понятный список подозреваемых, который он запомнит. Простые имена – непохожие одно на другое и обязательно разные, деталь во внешности, по которой персонаж запомнится, конкретная роль с «униформой» – прислуга, сестра потерпевшего, сосед-врач. Десять-пятнадцать человек, не больше.
  1. Информативность.
    Придерживать некоторые выводы можно – читатель тоже должен думать, но все находки сыщика должны быть предъявлены сразу, вплоть до самой крошечной и незначительной. Как и все известные ему факты и выясненные подробности.
  1. Минимум сверхъестественного.
    И в мистическом детективе экстрасенс может увидеть следующую жертву или заметные детали места преступления, может даже психологическую характеристику преступника выдать по фотографии, но доказывать на основе ясновидения, что убийца – вот этот конкретный человек, он не должен. Доказывать по реальным деталям и с помощью анализа должен сыщик. Ибо детектив на то и детектив, чтобы все, от читателя до экстрасенса, замечали, анализировали и додумывались.

А в остальном…

Например, «зубры» литературно-детективной науки дружно требуют, чтобы преступник не был рассказчиком, однако Агата Кристи блестяще доказала, что это и возможно, и неожиданно, и очень интересно (повести «Ночная тьма», «Убийство Роджера Экройда»). Также попадались неплохие сериалы, в которых – в отдельных сериях – детектив и убийца оказывались одним и тем же человеком.

Следовательно, жанр подвластен экспериментам, и не все правила, приведенные в справочных статьях нужно соблюдать.

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

пошаговая инструкция и полезные советы, которые помогут создать хороший детектив

Как написать детектив:

Как написать хороший детектив: инструкции и идеи

Как написать детектив, когда все самые изощренные загадки, уже, казалось бы, придуманы и разгаданы — модными авторами, голливудскими сценаристами, реальной криминальной хроникой? Эту тайну нам и предстоит раскрыть.

Главные элементы детектива

Криминальная история складывается из нескольких основных элементов:

  • Присутствует в книгах и других жанров, но только в детективах сюжет целиком завязан на не, а иногда — на нескольких интригах разом.

  • Профессионал из криминального отдела, случайный свидетель, продавщица из «Пятерочки», обожающая детективные сериалы… Протагонистом может быть кто угодно — главное, чтобы у него был повод начать расследование.

  • Одно или целая серия: однотипных, разноплановых, но главное — запоминающихся. Убийства, исчезновения, ограбления, похищения и прочие осквернения уголовного кодекса. Преступления могут казаться банальными, на первый взгляд, но вдруг оборачиваться чем-то большим. А могут сразу шокировать своей изощренностью.

  • Соседская бабушка с плохим алиби, безутешный жених, обнаруживший труп невесты первым, родственник, только что отмотавший срок за вооруженное ограбление… Чаще всего оказываются не при чем и сразу списываются со счетов. Хотя бывает всякое.

  • Больше, чем подозреваемый. Это личный враг, омрачающий существование главного героя. Причем конфликт между ними, скорее всего, случился еще давно. Антагонист может быть наделен любыми чертами характера и репутацией, но на момент преступления у него есть крепкое алиби, в которое герой упорно не верит.

Криминальный жанр определенно не стоял на месте со времен По и Чейза. Сегодня он подразделяется на такие виды:

  • Закрытый. Также известен как классический. Узкий круг персонажей, преступление совершается в ограниченных условиях или пространстве, следовательно подозреваются все.

    Пример: Агата Кристи «10 негритят»

  • Исторический. Сюжет разворачивается в прошлом, известные исторические события и обстоятельства влияют на расследование прямо или косвенно.

    Пример: Умберто Эко «Имя розы»

  • Психологический. Обстоятельства и последствия преступления настолько запутаны, что грозят свести с ума чуть ли не всех персонажей. Морок захватывает и самого читателя.

    Пример: А. Дж. Финн «Женщина в окне»

  • Иронический. Может быть прямой сатирой, высмеивающей стереотипы жанра, а может — и вполне серьезной криминальной историей, просто написанной с обилием юмора.

    Пример: Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»

  • Фантастический. Преступление совершается в мире будущего, вымышленной вселенной, на другой планете.

    Пример: Станислав Лем «Расследование»

  • Полицейский. Сюжет фокусируется на работе профессиональных полицейских и их ежедневной рутине.

    Пример: Александра Маринина «Настя Каменская» (серия книг)

  • Шпионский/конспирологический. Ведет по следу шпионов, разведчиков, «спящих агентов». Действие может происходить и в военное, и в мирное время.

    Пример: Борис Акунин «Турецкий гамбит»

  • Политический. Убит президент, похищена британская герцогиня — каким бы ни было преступление, оно должно влиять на политику. Чаще всего мировую.

    Пример: Фредерик Форсайт «День Шакала»

Персонажи и прочие жертвы

Персонажей можно и нужно делать неидеальными. Очаровашки и святоши редко вызывают интерес. Герой может наступать на одни и те же грабли и даже плясать на этих граблях; размышлять быстро или быть тугодумом; быть неисправимым крохобором — и все равно оставаться чем-то симпатичным. Разумеется, страницы детективов полны циничных подонков, женщин с сомнительной репутацией, двуличных стариков, жертв обстоятельств и других маргиналов.

Вернемся к жизненно важным для жанра персонажам и чуть расширим список. Нам потребуются:

  • Пострадавший. Мертвый или живой, находящийся в заложниках или невинно попавший за решетку. Пусть не главный герой, но один из центральных персонажей, ведь вокруг него крутится интрига книги.

  • Главный герой. Иногда «звезда» произведения. А иногда автор делает его «ненадежным рассказчиком», усиливая напряжение и сомнение в происходящем.

  • Преступник. Может быть как «мелкой» личностью, так и злым гением.

  • Ложный подозреваемый. Все указывает на него. Разумеется, он не при чем.

  • Персонажи второго плана. О них не стоит забывать, ведь второстепенные герои тоже вызывают читательский отклик.

Чтобы избежать плоских, картонных персонажей, прорабатывайте их по одному. Создавая нового героя, найдите ответы на несколько вопросов:

  • Чем он выделяется из толпы?
  • Как принимает решения, на что полагается?
  • Готов ли идти на риск?
  • Каковы его амбиции?
  • Как он общается с другими людьми?
  • Как его внутренние монологи отличаются от произнесенного вслух?
  • Чем он увлекается в свободное время?
  • Как он смотрит на мир, через призму каких убеждений?

Неважно, какой тип повествования вы выберете: классический линейный или запутанный, обманчиво-хаотичный. В любом случае вам понадобятся план и внутренняя структура.

Прежде чем оформлять первый черновик, составьте план. Мысленно разбейте свою историю на три акта:

  • Первый акт: суть преступления/тайны, знакомство с главным героем и второстепенными персонажами, появление первых подозреваемых и первых трудностей в расследовании. Сюда же можно ввести вторую линию сюжета (чаще всего, детали личной жизни протагониста).

  • Второй акт: новые детали расследования, снятие некоторых подозрений, усугубление ситуации. Вторую сюжетную линию можно развивать дальше.

  • Третий акт: доказательство невиновности подозреваемых в основном преступлении (это не значит, что они без греха, о чем также стоит написать), ложный финал, новый ход со стороны настоящего преступника, настоящее завершение расследования. Вторую линию тоже следует подвести к логическому итогу.

Разумеется, по ходу проработки сюжета вы сможете менять детали по своему желанию. Или даже следовать собственному новаторскому подходу. Подобный план все равно послужит хорошей отправной точкой.

  • Не забывайте про время и место действия. Эпоха, страна, менталитет и прочие детали сеттинга должны оказывать специфическое влияние на преступление и расследование. В богемном европейском пригороде, румынской деревеньке или вымышленной галактике события воспринимаются по-своему.

Еще один совет: посвятите главной тайне отдельный черновик. Составьте несколько её версий: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя, второстепенных персонажей.

Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если…».

Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.

Изучите литературу и документальные фильмы по судебной психиатрии, криминалистике, юриспруденции — любой нужной для сюжета области. Малейшая неточность может оттолкнуть читателей-знатоков. Даже если вы уже неплохо разбираетесь в теме, подготовка не повредит.

Одно правило детективного жанра не менялось никогда: главный герой должен быть ярким. Не обязательно гением с синдромом Аспергера, но и не бледной молью. Второстепенные действующие лица тоже не должны быть картонными, пусть им и нельзя затмевать центрального героя.

Постройте героя из трех главных компонентов:

  • Физика. Внешние данные, национальность, здоровье и т. п.

  • Социология. Социальное положение героя, общественная позиция, политические и религиозные взгляды.

  • Психология. Степень общительности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предубеждения, фантазии.

Главный герой детектива должен работать не просто в полную силу, а на пределе личных возможностей, раз уж он стал нашей надеждой и опорой в этой истории. Но не превращайте его в супермена: позволяйте ошибаться и набивать шишки. Например, если в драке один человек в легкую справится с десятью противниками, это вызовет ухмылку.

Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:

  • Любовная линия не порок, но перебарщивать с ней не стоит.
  • Не раскрывайте интригу с помощью потусторонних сил. Пусть даже ваша книга относится к мистическому поджанру, «оттуда» могут приходить намеки, но никак не прямые ответы.
  • Лучше, если преступников будет не больше двух. Зловещий культ или мафиозный синдикат могут присутствовать в сюжете, но не отвечать целиком за главную тайну.
  • Мотивация преступника должна быть личной. В отличие, кстати, от мотивации протагониста. Не всегда он занимается расследованием по личному желанию — по крайней мере, сначала.
  • Чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Но его не отнесешь к детективному жанру.

Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.

Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:

  • «Убийца-дворецкий» — завистливый или мстительный наемный работник жертвы.

  • Главный герой — полицейский, которого отстраняет от дела придирчивое начальство. Или же главный герой — частный детектив, у которого давняя и стереотипная вражда с полицией.

  • Герою позвонили или написали, чтобы сообщить нечто важное при личной встрече, до которой информатор внезапно не доживает.

  • Проникновение на объект через систему вентиляции, замки, открываемые шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие систему с полпинка.

  • Нелюбимый спутник жизни. Например, жена полицейского, то и дело причитающая: «У тебя совсем нет на меня времени!».

Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. Писатель придумывает интересный ход, привлекает читателя… Звучит свисток рефери, и игра начинается. Но даже такие игры со временем трансформируются, требования к ним меняются, а ловкий игрок всегда сможет заставить их работать на себя. Помните об этом, если хотите создать гениальный детектив.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Детектив – это едва ли не самый популярный жанр книг «для легкого чтения», детективы писали как гении, определяющие свое время, так и писатели, от чьих произведений поседел не один редактор. Без элемента детективной истории не строится сюжет ни одной популярной киноленты, детективные сериалы идут десятилетиями, побеждая в востребованности сериалы «о вечном», о любви.

Почему нам так нравится детективные сюжеты? Ответ прост, хоть и лежит в глубинных пластах человеческой психики. Дело в том, что наибольшее воздействие на нас имеют два чувства – любопытство и страх. Быть любознательным и осторожным – это то, что необходимо животному, чтобы выжить в дикой природе. Любознательность и осторожность присущи и нам.

Более того, именно по той причине, что в современном человеке эти качества «прикрыты» цивилизованностью, приспособленностью к существованию в среде, где не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, бесконечно исследовать окружающую действительность, всплывая в сознании во время чтения, эти чувства вызывают в нас такое приятное волнение. Кстати говоря, по той же причине люди любят и книги и фильмы ужасов, разница только в акцентах. На первом месте в «ужастиках» — страх, а в детективе – любопытство.

Для начинающего писателя наиболее быстрый способ привлечь читателя и обрести уверенность, что произведение дочитают, а не бросят на середине – это использовать именно сюжет детектива.

Сюжет для детектива придумать непросто, именно в этом и проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать уже нельзя, можно только сменить имена героев и место. Однако именитые авторы детективов иногда применяют настолько нестандартные ходы, что это порождает новый жанровый канон.

Как написать самый «каноничный» детектив

Структуру детектива проще понять, ознакомившись со статьей не самого популярного и интригующего, но, видимо, самого вдумчивого автора детективов – Рональда Нокса.

Чтобы разработать идею для детективной истории, при этом оставаясь в рамках жанра, достаточно «подогнать» свой сюжет под «Десять заповедей детективистики», которые были написаны не без иронии, но, тем ни менее, все еще остаются описанием того самого классического детектива, с которым у нас само слово «детектив» ассоциируется.

Чтобы не пересказывать статью, которую, несомненно, стоило бы прочитать каждому начинающему писателю, чтобы уяснить для себя тонкую грань между следованием жанровым канонам и банальностью, бесконечным повторением уже написанного, коротко рассмотрим суть тезисов.

Первый тезис:

Убийца должен быть на виду, но читатель не должен знать хода его мыслей (поэтому часто им оказывается условный «дворецкий»);

Второй тезис:

Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть какая-то потусторонняя сила (но позже мы разберем жанровые модификации и решим, что таки может, а пока вернемся к канонам детективного жанра от Нокса);

Третий тезис:

Потайная дверь или тайник – это хорошо и детективно, но лучшие детективные сюжеты обходятся только одним таким «роялем в кустах», чтобы, опять-таки, соблюсти принцип реализма;

Четвертый тезис:

Нельзя использовать ранее неизвестные яды, какое-то неизвестное науке оружие, слишком сложные приспособления, которые нельзя просто и ясно объяснить читателю. А нельзя, потому что автор детектива в каком-то смысле играет с читателем в шахматы. У читателя тоже должен быть шанс на победу, поэтому просто нечестно выставлять новые фигуры на доску прямо во время игры;

Пятый тезис:

Нельзя использовать китайца. Этот пункт мы не будем объяснять, чтобы, в духе рассматриваемого в этой статье жанра, заинтриговать;

Шестой тезис:

Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3);

Седьмой тезис:

Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но опять-таки, кто вам запретит?);

Восьмой тезис:

Улики – общие! В классическом детективе две расследующие стороны – это детектив-персонаж и читатель. Хороший главный герой обязательно опишет находку читающему, чтобы тот тоже смог подумать;

Девятый тезис:

У детектива есть глуповатый друг, но не очевидно глупый, а только чуть глупее среднего читателя;

Десятый тезис:

Никаких близнецов или двойников. Просто потому что этот банальный прием надоел всем еще во времена Рональда Нокса, а это почти век назад.

Выстроив структуру детектива согласно тезисам Рональда Нокса, вы получите классический, но лишенный банальностей и штампов сюжет для детективного романа. Примером детективной истории написанной по этим канонам может послужить серия историй самого Рональда Нокса про детектива Майлза Брэдона.

Теперь рассмотрим 11 видов детектива и примеры детективных историй, написанных в той или иной жанровой разновидности.

11 типов детективов

  1. Классика по Ноксу.
    Детектив, соответствующий всем запросам Нокса, то есть сохраняющий традиционные для детектива формы, но избавленный от клише, обозначим именно этим термином. На таких детективах нужно учиться писать в этом жанре – вряд ли выйдет что-то новаторское, но наверняка качественное.
  2. Каминный детектив.
    Примерно такая же классика, как и описанная Ноксом, но использование клише не так возбраняется. Дана ситуация преступления, дан круг подозреваемых лиц. При этом абсолютно точно, что преступление совершил кто-то из этих лиц – автор не хочет запутать читателя еще сильнее. Каминные детективы, то есть предназначенные для приятного чтения, не обременяющего ум, а скорее слегка щекочущего нервы, писали Гофман и Эдгар По. Мрачноватое «Убийство на улице Морг» — хороший пример каминного детектива.
  3. Усложненный детектив
    Схема примерно та же, что и в каминном детективе, но искать убийцу немного сложнее. Им оказывается кто-то совсем сторонний (да-да, именно то случай, когда убийца – дворецкий).
  4. Самоубийство
    Сыщик отчаянно ищет виновного, подозревая всех подряд. Читатель следует в своих умозаключениях вслед за главным героем или, возможно, подозревает кого-то другого, а факта убийства не было вовсе. Всем известное произведение Агаты Кристи «Десять негритят» написано в этом жанровом ответвлении.
  5. Убийцы — все
    Еще один особенный вид детектива, созданный Агатой Кристи. В «Убийстве в Восточном экспрессе» она отказалась от идеи, что убийца – это единственный виновный среди невиновных. Преступники – это все, кроме детектива. Даже жертва является преступником, хоть и не является виновником конкретно своей смерти.
  6. Фиктивная смерть
    Набоков в «Подлинной жизни Себастьяна Найта» решил, что чтобы можно было расследовать убийство, не обязательно его кто-то должен совершить. Достаточно дезинформации.
  7. Убил сыщик
    И опять это замечательное противостояние догм Нокса и новаторства Агаты Кристи. В «Мышеловке» королева детектива совершила убийство именно руками сыщика.
  8. Убил автор
    «Убийство Роджера Экройда» той же Агаты Кристи (возможно, она принципиально ломала каждый детективный канон, и в каком-нибудь из ее произведений обязательно есть китаец) похоже по форме на вариант «убил сыщик». Отличается этот вид детектива тем, что убийца-рассказчик позволяет читателю изначально следить за ходом своих мыслей. Автор-убийца – это прием, придающий произведению психологическую глубину. Именно поэтому к нему обращались и русские классики (Достоевский, Чехов).
  9. Элемент мистики
    Сложный вид детектива, потому что его очень сложно отграничить от детективной фантастики или, иногда, от ужасов. За какую-то границу, удерживающую такие произведения именно в жанре детектива, лучше всего взять принцип «чьими руками». Если при воздействии чего-то мистического убийство совершает человек, то это детектив с элементами мистического (А. Синявский «Любимов», Стивен Кинг «11/22/63» ), а если убийство совершает потусторонняя сила без участия человека, то это уже другой жанр.
  10. Убийца — Вы
    Кобо Абэ в романе «Призраки среди нас» взял такую идею для детектива – надо доказать читателю, что убийство совершил именно он. Взгляд сыщика из книжной реальности в реальность читающего – это очень оригинальный и мощный прием, который смог бы реализовать только настоящий мастер писательского дела.
  11. «Преступление и наказание»
    Знаменитый российский филолог Дмитрий Быков выделяет еще одну категорию детектива – это детектив Достоевского. Действительно, элементы детектива есть во многих его произведениях («Подросток», «Бесы»), но Быков выделил в отдельную категорию роман «Преступление и наказание». Сделал он это, потому что в данном произведении детектив – это не элемент сюжета. «Преступление и наказание» — это и есть практически каноническая детективная история с убийством и расследованием, но со смещенным акцентом. Детектив глазами преступника – это еще одна тонкая грань между жанрами, между детективным романом и романом психологическим.

Таким образом, выбирая в какой же жанровой разновидности детектива лучше всего написать свое произведение, нужно ориентироваться на классические образцы (период ученичества в любом деле – это всегда период подражания классике). А опыт и творческое мышление покажут со временем, как же именно вам сместить акценты в повествовании, чтобы создать свой собственный вид детектива.

Наши авторы тоже пишет в жанре: Детектив (другое), Детектив иронический, Детектив классический, Детектив полицейский, Детская фантастика, Детские детективы.

  • Глава 04. Целеполагание.28.02.2023

    «Почему же он такой хороший?» — только один вопрос возникал в ее голове, когда этот парень иногда заскакивал за своим утренним кофе. Каким-то неведомым образом…

  • Глава 9. Еще один враг

    Автор: Дарина Чуткова

    25.02.2023

    —  Тебе было больно умирать? – вдруг ни с того, ни с сего спросила Элис, осторожно проводя пальцами по шее парня в том месте, где…

  • Неудачное утро. Глава первая.

    Автор: E.R

    12.02.2023

    Утро у Сергея Ивановича не задалось, он шел по улице не торопясь, и размышлял какие проказни его ждут от учеников  Не заметно для него, под…

  • Неудачное утро. Предыстория.

    Автор: E.R

    12.02.2023

    Раздражающий будильник звенит уже на протяжении пяти минут, никто не выключает, наверное, дома никого нет  Наконец, морщинистая рука нажала на долгожданную кнопку. Мужчина встал с…

  • Я

    Автор: tapok Tapkovich

    02.02.2023

    Понедельник 16 сентября. Уже прошел час с того момента как я проснулся, В голове все еще крутится этот странный сон. Вы наверное спросит о чем…

Нечто мистическое сопровождает человека с момента его появления на земле. Это и сакральная религиозная практика, подразумевающая единение с Богом или множеством богов, нематериальных сущностей, духов. И вера в потусторонние силы, способные общаться с людьми, связываться с ними, влияя на жизнь или смерть.

Мы пишем мистику, взывая к древнейшим человеческим страхам и надеждам. Мы читаем мистику, гоняясь за специфическими эмоциями и переживаниями. Мистика занимает на наших читательских полках не последние места. Она так же популярна сегодня, как любовные романы и детективы.

О жанре

Как литературный жанр мистическая проза возникла в первой четверти 19 века, но несмотря на солидный возраст до сих пор пользуется популярностью у широкого круга читателей.

Идеальный во всех смыслах образец жанра — «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Многие классики также пробовали себя в мистической прозе (рассказ «Бобок» у Достоевского, «Таинственные повести» у Тургенева», повести Грина, и, конечно, произведения незабываемого Гоголя).

Специфические особенности

Мистическую прозу можно легко спутать с другими родственными жанрами: магическим реализмом, фэнтези или литературой ужасов (хоррором).

Что нужно знать, чтобы не ошибиться, создавая мистическую историю?

  • Во-первых, не терять связь с реальным миром. Именно в нём происходят события любой мистической книги.
  • Во-вторых, показывать чудо — нечто сверхъестественное, непривычное и неуместное с логической точки зрения.
  • В-третьих, не давать объяснения странным событиям. Это всегда тайна, лежащая за пределами человеческого понимания.
  • В-четвёртых, в истории должен присутствовать потусторонний мир — некая параллельная реальность (мир духов, загробный мир). Существа из него проникают в нашу реальность либо герои попадают туда, где находиться человеку непривычно, странно и опасно.
  • В-пятых, этот потусторонний мир в обязательном порядке оказывает влияние на героев. Им страшно, они дезориентированы.
  • В-шестых, нужно умело нагнетать страх, давая ощущение сверхъестественной тайны, намекая на нее (не всегда потусторонние силы действуют явно). Качественный саспенс — половина успеха!

Отличия от ужасов, фэнтези, магического реализма

Сравнивая родственные жанры и чистую мистику, можно отметить следующее:

В ужасах (хорроре) страх не всегда основан на сверхъестественном. Маньяк с бензопилой наперевес тоже страшно, но ничего потустороннего здесь нет. А вот призрак, неспособный воздействовать на героя физически, но пугающий его до смерти — это классическая мистика.

В фэнтези магия и сверхъестественное — часть мира, придуманного автором. Все эти элементы имеют какое-то логическое объяснение. Например, в мистической истории демон — это аномалия, это страх и ужас. В фэнтези — просто одна из рас, возможно и неприятная внешне.

В магическом реализме реальный мир трансформируется под воздействием чего-то необычного, потустороннего, и герой вынужден подстроиться под эти изменения (как в произведениях Маркеса). В мистической истории реальный мир остаётся неизменным. Трансформируется лишь герой, причем чаще психологически.

Мистические элементы

Как в фантастике существуют жанровые элементы и допущения, так и мистика базируется на характерных признаках, имеет характерные черты.

Читать: О фантастических допущениях

Это:

  • артефакт(-ты), найденные героем случайно или полученные в наследство;
  • сверхъестественные способности у персонажей;
  • присутствие или намёк на близость потусторонних сил;
  • атмосфера страха, иногда проистекающая из вполне реальных вещей и событий (случайного скрипа двери, потухшей лампочки, зловещего завывания ветра);
  • явное наличие двух миров — реального и ирреального (потустороннего), проявляющегося в нелогичных, странных событиях и явлениях;
  • атмосфера тайны, ничем не объяснимой загадки, — всё рассчитано исключительно на веру читателей.

Главное — предвкушение страшного события. Без него испугать читателя не удастся. Мистическое явление, описанное прямо, — просто антураж. А вот ощущение опасности, от которой невозможно защититься обычными способами или сбежать, по-настоящему холодит кровь.

Как создать мистическую атмосферу?

Основной писательский инструмент в этом жанре — яркие и точные описания, делающие упор на какую-то жуткую деталь (например, хлопающие сами по себе ставни, зловещий собачий вой, след крови на столе, и так далее).

Причем страшные моменты чередуются с повседневными, почерпнутыми из «реальной жизни» персонажей. Они разговаривают, даже иногда шутят, что-то делают, куда-то ходят.

Самое главное здесь — дозированная подача информации. От переизбытка мистических деталей читатели быстро устают, а книга надоедает. Настоящее мастерство — это баланс между банальными событиями, диалогами и острой «приправой» из сцен, базирующихся исключительно на чём-то сверхъестественном.

Что на практике?

Итак, для мистики (как страшной истории) понадобится:

  • странный случай из жизни автора или его знакомых;
  • или мистическое событие, имевшее место в чьей-то реальной жизни (можно взять на форумах);
  • а также герой, который ввяжется в странную историю.

На что ещё обратить внимание?

Важные на мой взгляд моменты:

Первое — учи матчасть! Не пиши о том, в чём совсем не разбираешься. Действие ведь происходит в реальном мире. Поэтому автору в помощь энциклопедии, интернет и в особо сложных случаях консультанты.

Второе — долой штампы! Не нужно создавать очередного Дракулу или Эдварда Каллена. Даже на всех до дыр заштампованных вампиров существует свежий авторский взгляд… если этого хорошенько захотеть.

Третье — нагнетай, нагнетай и ещё раз нагнетай! В мистике не работает «страшная рожа монстра, вдруг высунувшаяся из-за угла». Мрачную атмосферу нагнетают постепенно, доводя читателя до ужаса отдельными деталями и предчувствиями беды.

Четвёртое — долой мясо, то есть расчленёнку. Мистическое повествование — это не ужасы, как уже было отмечено выше. Здесь страх возникает на уровне подсознания и доводит читателя вместе с героем до полной обречённости, отчаяния.

Пятое — не сливай концовку, в смысле не пиши шаблоны и банальности, которые все читали или видели в кино! Рецепта, как достойно завершить мистический рассказ/повесть/роман, естественно, нет. Тут всё зависит от идеи и её оригинальной реализации автором.

Идея

Чаще всего в виде идей приходят герои или персонажи, реже – миры и их легенды, события или явления.

Основной вопрос здесь — о чём история? На чём основан сюжет?

Если идея пришла из образа героя, выясните три вещи:

  • что в герое необычного;
  • с чем сверхъестественным он столкнётся;
  • чем такая встреча для него закончится.

Точно такие же вопросы необходимо задать, если идея пришла из некоего явления, легенды, распространённого страха:

  • что в ней/в нём особенного;
  • как это особенное влияет на героев и мир истории;
  • что в результате получается.

Атмосфера

Ощущение другого мира — невидимого, но существующего рядом, создают яркие детали и подробности:

  • вещие сны;
  • необъяснимые происшествия;
  • странные совпадения;
  • тяжёлые предчувствия;
  • древние обряды (например, все знают, что гадания небезопасны);
  • поверья и местные легенды;
  • семейные предания.

Страхи и фобии

Особенность человеческой психики такова, что все мы страшимся неизвестности, собственной беззащитности и уязвимости.

Есть и базовые страхи, знакомые многим:

  • высоты;
  • темноты;
  • пауков и крупных насекомых;
  • хищных животных;
  • огня;
  • бурной воды;
  • умерших людей и животных.

А также специфические фобии: боязнь замкнутого пространства, клоунов, кукол, зеркал.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Чего именно и почему боится главный герой?
  • В чём этот страх выражается?
  • Как подстёгивают страх уже придуманные ранее элементы истории (сны, легенды, предчувствия, предания, и т.п.)?

В заключение

Так как действие происходит в реальном мире, важно не терять логику повествования. Однако приветствуются неожиданные сюжетные повороты и нестандартная развязка.

В хорошей истории сверхъестественное настигает читателя каждый раз, когда он этого не ожидает! Он не понимает, что происходит — откуда это явление, как герою от него защититься и где искать помощи. Все загадки и тайны вписаны в контекст реальности, но у них нет никакого логического объяснения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мистику детектив
  • Как написать мистеру бисту
  • Как написать миссию проекта
  • Как написать матерные слова на калькуляторе
  • Как написать математическую статью на английском