Как написать мнение автора клише

Предлагаю следующие клише для формулировки позиции автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

1) Позиция автора заключается в том, что…

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко.

Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

4) Позиция автора такова:…

5) Автор считает, что…

6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

7) Автор убеждает нас в том, что…

8) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

9) Позиции автора в тексте не представлено, но со слов рассказчика мы понимаем, что…

29,038 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

10 марта 2014

В закладки

Обсудить

Жалоба

Речевые клише по русскому языку к сочинению

Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема — это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

ЕГЭ портал рекомендует:
• Рекомендации к сочинению по русскому языку
• План к сочинению по русскому языку
• Другие материалы к С1.

В сочинении ЕГЭ очень важно правильно написать своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Этим фрагментом завершается основная часть сочинения, в нем выпускник должен не только выразить свое отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с ним), но и обосновать его.

Как написать свое отношение к позиции автора?

Из материалов этой статьи вы узнаете, как выразить собственное отношение к позиции автора, что служит обоснованием, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке собственного мнения и многое другое.

Содержание статьи

  • 1 Выражение своего отношения к позиции автора
  • 2 Типовые конструкции выражения своего отношения к позиции автора
  • 3 Структура обоснования
  • 4 Что может быть аргументами обоснования?
    • 4.1 Факты
    • 4.2 Иллюстрации
    • 4.3 Опыт
    • 4.4 Обращение к авторитетным мнениям
    • 4.5 Цитаты из авторитетных источников
    • 4.6 Обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.).
    • 4.7 Обращение к логике (индукция, дедукция)
    • 4.8 Обращение к читательскому опыту
  • 5 Способы обоснования
    • 5.1 Доказательство
    • 5.2 Опровержение
    • 5.3 Подтверждение
    • 5.4 Объяснение
    • 5.5 Интерпретация
    • 5.6 Определение
    • 5.7 Оправдание

Выражение своего отношения к позиции автора

При написании своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста выпускник должен показать умение выражать свое отношение к мнению других людей, продемонстрировать способность понимать содержание предложенного текста и его посыл.

Существуют всего два варианта выражения своего отношения к позиции других людей:

  1. согласие;
  2. несогласие (полное или частичное).

Выпускник может согласиться с позицией автора по проблеме исходного текста, а может частично или полностью не согласиться.

Ученик свободен в своем выборе, при этом нужно учитывать, что в предлагаемых на экзамене текстах, как правило, описывают достаточно явные и очевидные истины, например:

  • Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди самоотверженно защищали свою Отчизну;
  • Человек, переживший беды, начинает по-настоящему ценить свою жизнь;
  • Любовь способна творить чудеса: она придаёт людям силы, вселяет в них желание жить, исцеляет их;
  • Детство — самая счастливая пора в жизни человека и другие.

С подобными утверждениями трудно не согласиться.

Составители экзаменационных материалов выбирают тексты, в которых затрагиваются актуальные для общества проблемы и общечеловеческие ценности.

Высказывая собственное мнение, выпускник должен помнить о том, что ему нужно обосновать именно своё отношение, то есть аргументировать его в сочинении.

Важно!

Свое отношение к позиции автора обязательно должно соответствовать сформулированной в сочинении проблеме исходного текста!

И его необходимо правильно выразить.

Сделать это можно с помощью различных типовых конструкций.

Типовые конструкции выражения своего отношения к позиции автора

Типовые конструкции — это речевые клише, устойчивые выражения, для которых характерны определенный постоянный состав слов и их порядок.

Выпускник может воспроизводить в сочинении те или иные готовые обороты речи целиком или частично, для того чтобы быстро и точно передать нужную информацию.

При этом важно выбирать из предлагаемых конструкций только те, которые наиболее точно передают мысль выпускника.

Для выражения своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста можно воспользоваться следующими типовыми конструкциями.

Формулы согласия с позицией автора:

— Я согласен с автором данного текста в том, что…;

— Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…;

— Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…;

— Моя позиция совпадает с позицией автора:…;

— Мне близка позиция автора. Я считаю, что …;

— Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…;

— Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя…), и я тоже считаю, что….

Если выпускник не согласен с позицией автора, полностью или частично, то он может использовать следующие формулы несогласия (полного или частичного):

— Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…;

— Мне кажется, автор не прав. По моему мнению, … ;

— Соглашусь с автором частично. Считаю, что … ;

— В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что … Постараюсь обосновать свою точку зрения.;

— Текст писателя … произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, … , но с другой стороны, … .

Своё отношение выпускник может выразить при помощи вводных конструкций или деепричастных оборотов в сочетании с безличными предложениями:

— Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю),…;

— Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…;

— Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить…;

— Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

В данной части сочинения выпускник должен не просто выразить свое отношение к позиции автора, но и обосновать его.

Структура обоснования

Обосновать — это значит подтвердить своё мнение убедительными доказательствами; привести аргументы (факты, объяснения, примеры) для подтверждения своего мнения по позиции автора.

Обоснованное, то есть аргументированное мнение выпускника представляет собой текст-рассуждение.

Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальный балл за обоснованное выражение своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.

Правильное обоснование своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме текста состоит из 3 элементов:

  1. Тезис (отношение выпускника к позиции автора по сформулированной проблеме; желательно написать не только свое согласие или несогласие, но и свою точку зрения на проблему исходного текста);
  2. Аргументация (обоснование своего мнения с примером);
  3. Вывод (итог рассуждений по своему отношению к позиции автора и обоснованию своего отношения).

Свое мнение можно обосновать следующим образом:

  • Подтвердить тезис (привести аргументы «за»).
  • Опровергнуть тезис (привести аргументы «против»: доказать тезис, опровергая противоположный).

Подтверждающие тезисы используют гораздо чаще в силу того, что выпускники в большинстве случаев соглашаются с мнениями авторов исходных текстов, так как общечеловеческие ценности являются нравственными ориентирами, на которых основывается общество.

Например:

Я согласен с позицией В.П. Астафьева. Хотя со времён Великой Отечественной войны прошло более семидесяти лет, многие помнят военные годы, как трагическое время, заставившее изменить взгляды и на жизнь.

В данном образце выражения своего отношения к позиции автора дан пример, в котором выпускник соглашается с позицией автора по проблеме исходного текста и подтверждает сформулированный им тезис.

Опровергнуть тезис ученик должен, когда он полностью или частично не согласен с позицией автора.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Составители экзаменационных материалов нередко предлагают для анализа тексты с неоднозначным содержанием, когда могут быть высказаны различные точки зрения по проблеме предложенного текста, либо выпускник может иметь свою, отличную от автора исходного текста, позицию по сформулированной проблеме экзаменационного текста.

В таком случае выпускнику следует корректно, в соответствии с этическими нормами, высказать своё отношение к позиции автора и обосновать его.

Например:

В целом доводы Б.Л. Васильева текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что на войне осознаётся ценность человеческой жизни. Постараюсь обосновать свою точку зрения.

Для обоснования своего отношения к позиции автора хорошо подходят примеры из истории нашей страны, личного и читательского опыта выпускника.

Также можно использовать и другие подходящие аргументы.

Что может быть аргументами обоснования?

Аргументы обоснования — веские, неопровержимые доводы, которые выпускник приводит в сочинении для подкрепления своей точки зрения.

Обосновать свою точку зрения по поводу позиции автора на сформулированную проблему – это значит привести ряд аргументов, примеров, подтверждающих мнение выпускника.

Ученик может приводить аргументы из художественной литературы, либо использовать другие суждения по рассматриваемой проблеме, дополняя свой или чужой опыт наглядными примерами.

Для обоснования своего мнения используют следующие аргументы:

  •  факты (события, результаты, имевшие место в действительности);
  •  иллюстрации (наглядно-описательная форма);
  •  опыт (знание жизни, основанное на том, что пережил и испытал человек/общество);
  •  обращение к авторитетным мнениям;
  •  цитаты из авторитетных источников;
  •  обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
  •  обращение к логике (индукция, дедукция);
  •  обращение к читательскому опыту.

Примеры использования данных аргументов для обоснования своего отношения к позиции автора по исходному тексту представлены ниже.

Факты

Выпускник в доказательство своих мыслей может привести различные реальные события и явления, действительно произошедшие в жизни.

Например:

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что многие солдаты и офицеры в коротких передышках между сражениями вспоминают родной дом и своих близких и понимают, что в следующем бою они могут запросто погибнуть. Но решимость отдать свою жизнь за то, чтобы дети спокойно росли под мирным небом в свободной от врагов стране, вселяла в них мужество и стойкость. В истории Великой Отечественной войны можно найти множество примеров, когда солдаты, накрывая собой мины и гранаты, умирали, спасая жизнь товарищей по оружию.

Иллюстрации

В этом случае выпускник может использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе или в жизни) или предположительный пример, то есть размышление о том, что могло бы произойти при определенных условиях.

Например:

С позицией автора трудно не согласиться. Любой человек будет стараться помогать близким тогда, когда им трудно. В жизни можно найти большое количество примеров того, что семья ради здоровья одного из ее членов жертвует всем: временем, деньгами, жильем. Когда я был маленьким и заболел желтухой, все члены моей семьи после моей болезни сели на диету и ели только то, что разрешалось мне.

Опыт

Автор сочинения в аргументации своего мнения может использовать как личный, конкретный опыт, так и общечеловеческий, исторический, если он помогает ему доказать свою точку зрения.

Например:

Я совершенно согласен с позицией автора, так как сам живу в селе и вижу, как в последние годы многие жители села уехали в областной центр... .

Обращение к авторитетным мнениям

В доказательство правильности своей точки зрения выпускник может сослаться на мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей.

Например:

Моя позиция совпадает с позицией автора: быть благодарным очень трудно, гораздо проще что-то хорошее для других делать самому. В связи с этим мне вспоминаются слова учёного, историка Василия Ключевского: «Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость; не быть благодарным — подлость».

Цитаты из авторитетных источников

Можно использовать в качестве цитат не только высказывания известных людей по проблеме исходного текста, но и строки художественных произведений.

Главное — написать эти цитаты без ошибок.

Например:

Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания.

Именно о такой любви писал в своём стихотворении Константин Симонов:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.).

Выпускник в своем сочинении может показать свои теоретические знания в области различных наук, связанные с темой и проблемой текста, а также умение оперировать научными терминами.

Например:

Мне близка позиция автора. Как и К.Г.Паустовский, я считаю, что именно такие события, как первый полёт человека в космос, являют собой смену эпох в жизни человечества… . На космических станциях проводятся уникальные эксперименты в области биологии, биомедицины, физики и других наук, и следовательно, нас ожидают новые открытия, которые, возможно, станут новой вехой истории.

Обращение к логике (индукция, дедукция)

Благодаря логике выпускник может давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Например:

Я согласен с позицией автора. Только любимое дело способно сделать человека счастливым. Я думаю, что если бы любимый труд не приносил таких ярких эмоций, какие испытывал герой рассказа А.П.Чехова, то не совершились бы многие открытия и наука оставалась бы на прежнем уровне.

Обращение к читательскому опыту

Это могут быть примеры не только из художественной, но и научной, публицистической литературы.

Главное, чтобы пример гармонично встраивался в рассуждение выпускника и подтверждал его мысли, которые он данным примером обосновывает.

Например:

Я разделяю позицию автора и тоже считаю: личность учителя имеет большое значение в жизни его воспитанников. В доказательство своей правоты хочу рассказать о героине рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», который оставил в моей памяти неизгладимые впечатления.

Используя подобные аргументы для обоснования своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста, выпускник делает своё сочинение убедительным и заслуживающим максимального балла.

Способы обоснования

Обоснование своего мнения в сочинении ЕГЭ – это подтверждение логичности отношения выпускника к позиции автора экзаменационного текста, приведение убедительных аргументов и доводов, помогающих понять позицию ученика.

Существуют следующие способы обоснования:

  • Доказательство;
  • Опровержение;
  • Подтверждение;
  • Объяснение;
  • Интерпретация;
  • Определение;
  • Оправдание.

Выбор того или иного способа обоснования зависит от содержания исходного текста и личного опыта выпускника, который на основании последнего выбирает аргументы для выражения своего мнения.

Ниже приведены примеры различных способов обоснования точки зрения выпускника (его отношения к позиции автора анализируемого текста).

Доказательство

При использовании этого способа выпускник доказывает свою точку зрения, используя свой жизненный (в том числе читательский) опыт.

Например:

Я полностью согласен с автором: гражданская война – это братоубийственная война, жестокая и несправедливая по своей сущности. Конфронтация между разными частями одного народа уничтожает такие понятия, как доброта, милосердие, честь, совесть. Война разделяет граждан одной страны на непримиримых противников. Очень точно это описано в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон», в котором изобличена тонкая грань, разделившая на красных и белых не только жителей одной станицы, но и семьи казаков. Бывшие друзья становятся непримиримыми врагами, разваливаются семьи, а в душах людей поселяются опустошение, отчаяние, неверие в справедливость. А ведь этим людям еще предстоит жить в одной стране, поднимать её из руин.

Опровержение

Данный способ обоснования используют, при полном или частичном несогласии с позицией автора исходного текста.

В таких случаях строят рассуждение, приводя аргументы «против» позиции автора.

Например:

Текст Л.Ф.Воронковой произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, автор права, когда показывает, как двуличие отца Жени проявляется в том, что он говорит людям не то, что думает на самом деле, но с другой стороны, понятно и его желание лучшей судьбы для своей дочери. Всем родителям хочется, чтобы ребёнок вырос красивым, образованным, уважаемым всеми человеком. И многие, действительно, полагают, что уважения заслуживают лишь такие профессии, как врач, учитель, юрист. Я же считаю, что любая профессия почётна, если работать добросовестно, вкладывать в свой труд все силы и душу. Думаю, что и Женин отец это тоже понимает, поэтому он и не давит на дочь, а дает ей еще время подумать.

Подтверждение

При помощи данного способа выпускник может приводить в сочинении определённые факты, подтверждающие согласие с позицией автора.

Например:

С позицией автора трудно не согласиться. Дети не проявляют надлежащего уважения своим родителям, очень часто стесняются обнаружить свои чувства и проявление любви. Подтверждение этому есть в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Объяснение

Объяснение является симбиозом доказательств и подтверждений, которые в совокупности подробно обосновывают отношение выпускника к позиции автора по проблеме исходного текста.

Например:

Мне близка позиция автора. Я считаю, что, какой бы вид искусства мы сегодня ни вспомнили: литературу, музыку, живопись, — практически в каждом найдем тех представителей, которые воспевали родную природу... .

Интерпретация

Интерпретация – это понимание, трактовка, раскрытие смысла текста, требующего интеллектуальных усилий.

Выбирать данный вид обоснования лучше всего при написании сочинения по тексту художественного стиля, где очень трудно определить проблему текста и позицию автора .

Например:

Я полностью поддерживаю точку зрения писателя. Я считаю, что главным в человеке является его душа, его внутренний мир и такие человеческие качества, как честь, совесть, милосердие, доброта.

Определение

Определение как вид обоснования представляет собой понятия, раскрывающие, разъясняющие содержание исходного текста.

Например:

С данной позицией я совершенно согласен. Ничто так не делает нас лучше, как общение с природой… Природа — это то, что позволяет нам понять самих себя, осознать свое место в мире и ощутить настоящую любовь к Родине.

Оправдание

Используя данный вид обоснования, выпускник может привести примеры, свидетельствующие о возможности понять и простить ошибки какого-либо человека, подобные описанным в исходном тексте.

Например:

Я согласен с позицией автора и считаю, что в процессе взросления ребенок по-другому начинает воспринимать своих родителей… В подростковом возрасте мы вдруг начинаем видеть недостатки своих родителей, вследствие чего начинаем стыдиться их поведения, внешнего вида и прочее.

Важно!

В первую очередь выпускник должен выразить своё собственное мнение к позиции автора исходного текста: согласен он или не согласен с ним, сформулировать свой тезис, и только после этого обосновать своё отношение к позиции автора.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Обосновывать нужно своё собственное мнение, которое выражено выпускником, а не позицию автора и не проблему текста.

Объём своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста: 5-7 предложений.

Оценку нравственной позиции выпускника проверяющий эксперт не дает, так что мнение автора сочинения, если оно никого не оскорбляет, имеет право на существование.

Сочинение на ЕГЭ имеет четкую структуру, которой нужно следовать, если ты хочешь получить максимум баллов. На экзамене важен не креатив, а умение формулировать мысли логично и связно. Клише — фразы, которые помогут тебе придерживаться плана и избавят от страха “чистого листа”, возникающего в стрессовые моменты практически у всех.

Как и когда использовать клише в сочинении на ЕГЭ?

План сочинения всегда один, он не меняется в зависимости от темы:

  1. Проблема
  2. Комментарии к проблеме
  3. Позиция автора
  4. Ваше мнение
  5. Заключение

За отсутствие вступления баллы не снимаются, можно спокойно начинать повествование сразу с проблемы. Ты прочитал текст и определил проблему, но что делать дальше? В такие моменты клише становятся спасением.

1. Проблема и клише:

  • “Текст русского писателя А.С.Пушкина заставил задуматься меня на тему…”
  • “После прочтения текста у меня возникла мысль…”
  • “Рассказ А.С.Пушкина поднимает проблему…”

2. Комментарий к проблеме и клише:

  • “Чтобы раскрыть проблему, автор обращает внимание читателя на событие/героя…”
  • “Автор не зря подробно описал место/событие/героя в тексте, это помогает нам понять…”
  • “Когда я читал/читала текст А.С.Пушкина, я задумался/задумалась, почему этот герой так привлекает внимание читателя…”

3. Позиция автора и клише:

  • “Автор считает/думает/хочет сказать, что…”
  • “Примеры из текста показывают то, как автор относится к проблеме…”
  • “Отношение автора к проблеме видно сразу, так как он пишет о…”
  • “Мнение автора часто скрыто от читателя, но в этом тексте автор хочет донести свою позицию четко и ясно…”

4. Ваше мнение и клише:

  • “После прочтения текста, я понял, что…”
  • “Я согласен с мнением автора, в моей жизни произошла похожая ситуация…”
  • “Этот текст заставил меня задуматься. После его прочтения, я изменил свое мнение и согласен с тем, что написал автор о проблеме…”

5. Заключение и клише:

  • “Таким образом, автор призывает читателей задуматься о проблеме…”
  • “Размышляя над темой, я пришел/пришла к выводу, что это распространенная/актуальная/острая проблема…”

Использование клише не является обязательным, но поможет тебе не тратить силы на подбор нужных слов и сократит время раздумий над лучшим началом сочинения. Мы научим тебе правильно использовать клише, чтобы текст выглядел стройно и получил максимум баллов от экзаменаторов.

ВОПРОС можно поставить, поднять, выдвинуть, затронуть, рассмотреть, обсудить, осветить, изучить, исследовать, анализировать; Можно уделить внимание, придавать значение какому-либо вопросу. Можно интересоваться, заниматься каким-либо вопросом.

ПРОБЛЕМА (сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения, исследования) какая? Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, коренная, актуальная, злободневная, животрепещущая, острая, спорная проблема. Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, разработать, изложить, обсудить, изучить, исследовать, анализировать, решить, разрешить какую-л. проблему. Уделить внимание какой-либо проблеме. Интересоваться, заниматься какой-либо проблемой.

Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста.
Этот вопрос волнует/беспокоит/интересует автора предложенного для анализа текста
К этой проблеме обращается ФИО в представленном тексте.
Это главная проблема предложенного для анализа текста.
Эту проблему ставит автор в тексте.
Этот вопрос требует самого внимательного изучения, потому автор пытается найти ответ на него.
Над этим вопросом задумывается/размышляет автор…
На этом вопросе сосредоточился ФИО
Поиском ответа на этот вопрос занимается ФИО….
Этот вопрос заслуживает нашего внимания, поэтому автор поднимает его в тексте.
На эту проблему обращает наше внимание автор.
Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.
На этот вопрос отвечает ФИО в данном тексте.
Об этом размышляет в своем тексте ФИО, поднимая проблему … (Р.п.)
Именно этот вопрос составляет проблематику текста ФИО.
В данном тексте ФИО ставит проблему … (Р.п.)
ФИО заставил меня задуматься над проблемой Р.п.
Этой проблеме посвящен текст ФИО.

Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО.
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли…
Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …
Автор начинает рассуждения с того, что…
Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …
Автор раскрывает проблему, рассказывая …
Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …
Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет…
Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация:
Исследуя проблемный вопрос, ФИО….вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к …
Автор раскрывает понятие … через описание …
Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…».
Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что…
Также автор упоминает о…
Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:
Также нельзя не обратить внимание на слова…
В продолжении текста мы узнаем, что …. 
Обратим внимание на следующую мысль:
Развивая эту тему, писатель утверждает, что 
Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что
Кроме того, автор рассказывает о
Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о
Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни….
В центре внимания автора….
Особого внимания заслуживает…
Автор не случайно описывает…
Далее автор повествует о …
Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что
На этом примере видно, как …
Это пример убедительно доказывает, что …
Благодаря этому мы понимаем, что
Из этого описания мы понимаем, …
Этим примером автор показывает/доказывает нам, что…
Данные строки помогают читателю понять…
Данным примером автор показывает…
Это свидетельствует о том, что
Вот почему…
ФИО убеждает читателя в том, что…
Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о…
С помощью данного эпизода ФИО показывает, как….
Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что …
Оба примера показывают…
Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять:
Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.
Иначе поступает … (имя героя)
… автор противопоставляет …
… автор сравнивает …
Сравним две ситуации/ двух героев…
Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается …
Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Авторская позиция очевидна:
Точка зрения автора предельно ясна. ФИО считает, что …
Автор приходит к выводу: …
Позиция автора не выражена четко, но из текста мы понимаем, что ФИО хотел донести до читателя следующую мысль: …
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к следующему выводу: …
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
На мой взгляд, автор хотел …
Авторская позиция заключена к следующих словах: …
Мнение автора таково: …
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что …

Я абсолютно согласен с позицией писателя, поскольку…
Я согласна с точкой зрения писателя и считаю, что…
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, …
Я разделяю точку зрения ФИО. Действительно, …
Я согласна с мнением автора. Безусловно, …
Я разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что …
Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни. 
Для обоснования позиции приведу пример из произведения ФИО «…».
Доказательством … является … . Например, …
В подтверждение своей точки зрения приведу пример из …
В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения ФИО «…». В эпизоде …
Многие отечественные писатели обращались к проблеме …, в том числе ФИО в романе/рассказе …
Подтверждение моих слов может случить …
Справедливость моего высказывания подтверждает…

Таким образом, можно сделать вывод, что…
В заключение хотелось бы сказать, что…
В заключение хочется выразить надежду на то, что …
Таким образом, ФИО стремится убедить нас в следующем: …
Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришла к следующему выводу: 
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: …
Таким образом, на примере этой темы мы увидели…
В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что …
Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …
Таким образом, мы доказали, что …
Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что …

  • Теория ЕГЭ по русскому языку 
  • Все о сочинении ЕГЭ по русскому языку 
  • Шаблоны для написания сочинения ЕГЭ 

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Драбкина. Часть С.docx

Скачиваний:

57

Добавлен:

11.03.2016

Размер:

95.33 Кб

Скачать

Речевые клише для обозначения авторской позиции

Авторская
позиция выражена ПРЯМО

(публицистический
текст)

Авторская
позиция выражена КОСВЕННО

(художественный
текст)

Позиция
автора текста по поднятой проблеме
выражена ясно и однозначно: …

Автор
текста, оставляя читателю право выбор,
достаточно четко обозначает свое
отношение к проблеме (чего?). NN
убежден: …

Позиция
автора по поднятой проблеме выражена
ясно и однозначно. NN
подводит читателя к выводу о том, что

Автор
текста не выражает прямо свою точку
зрения относительно поднятой проблемы,
но исподволь подводит читателя к мысли
о том, что …

Позиция
NN
относительно поднятой проблемы
становится понятной лишь после
прочтения текста. Автор, рассказывая
читателям эту историю, будто говорит:..

Позиция
NN
относительно поднятой проблемы
становится понятной лишь после
внимательного прочтения текста. Автор
убежден: …

Писатель
прямо не высказывает своего отношения
к происходящему, однако мы, читатели,
прекрасно понимаем, что NN…

Хотя
позиция автора на выражена явно, логика
текста Ф.Кривина убеждает читателя в
том, что правильное воспитание должно
закалять характер, приучать ребенка
к труду, к самостоятельной жизни.

V. Выражаем и аргументируем свою точку зрения (3 балла)

Согласие
или несогласие пишущего с автором
исходного текста – это и есть тот тезис,
который следует аргументировать.

Речевые
клише, помогающие выразить своё
согласие с автором исходного текста

Речевые
клише, помогающие выразить своё
несогласие с автором исходного текста

1.Я
согласен с позицией автора исходного
текста и тоже считаю: …

2.Мысль,
высказанная NN,
близка, безусловно, и мне. Я так же, как
и автор, полагаю: …

3.С
мнением автора текста трудно не
согласиться. Я тоже считаю, что …

1.Я
с большим интересом прочитал текст
публициста NN,
однако не все аргументы автора
показались мне достаточно убедительными.
Хочется выразить сомнение в том, что

2.В
целом доводы автора исходного текста
достаточно убедительны, однако я не
вполне согласен с тем, что …

Аргумент
= источник + иллюстрация + микровывод

Аргументы,
основанные на читательском опыте (2
балла)

Пример
из художественной литературы

Я
согласен с позицией автора исходного
текста по поднятой проблеме и тоже
считаю: памятники
культурного и исторического наследия
прошлого требуют к себе бережного
отношения.

Об
этом неоднократно говорили в своих
произведениях русские и зарубежные
писатели-классики.

Вспомним
фантастический рассказ Рэя Брэдбери
«Улыбка».
В
этом произведении автор показал жалкую
и трудную жизнь людей, уцелевших после
атомной катастрофы. В порыве отчаяния
они развлекаются тем, что уничтожают
последние сокровища искусства прошлых
веков. Власти разрешили каждому
желающему плюнуть на картину Леонардо
да Винчи «Джоконда». Среди толпы, в
порыве ненависти разорвавшей на куски
живописный шедевр прошлого, оказался
подросток. Он отказался вместе со
всеми осквернять красоту, подобрал
обрывок холста и свято хранил его,
украдкой любуясь улыбкой Моны Лизы.
Следовательно,
когда Том вырастет, он, возможно, сможет
убедить других людей в том, как важно
бережно относиться к культуре прошлого.

Пример
из публицистической

литературы

Я
согласен с позицией автора исходного
текста по поднятой проблеме и тоже
считаю: книга
всегда была и остается важным источником
познания окружающей действительности,
средством совершенствования внутреннего
мира человека. Поэтому отношение к
ней должно быть соответствующим,
уважительным.

В доказательство
своей точки зрения приведу следующий
пример из публицистической литературы.
Вспомним «Письма о добром и прекрасном»
Д.С.Лихачёва. В дном из них академик
говорит о том, что литература даёт
колоссальный опыт жизни. Она делает
человека интеллигентным, развивает
в нем не только чувство красоты, но и
понимание жизни, всех ее сложностей,
служит проводником в другие эпохи и
к другим народам, раскрывает перед
нами сердца людей. Таким
образом, в книгах сосредоточена вековая
мудрость человечества, поэтому их
стоит уважать и беречь.

Речевые
клише, помогающие ввести в текст сочинения
первый аргумент – пример из русской
или зарубежной литературы

  1. Об
    этом неоднократно говорилось в русской
    классической литературе. Вспомним,
    например, произведение NN…

  2. В
    доказательство своей точки зрения
    приведу следующий литературный пример.
    Вспомним произведение NN…

  3. Не
    случайно многие русские (зарубежные)
    писатели в своих произведениях искали
    ответ на этот вопрос. Вспомним, например,
    произведение NN…

  4. В
    доказательство справедливости всего
    вышесказанного приведу следующий
    литературный пример. Вспомним произведение
    NN…

  5. Эту
    непреложную истину подтверждает опыт
    русской классической литературы.
    Вспомним произведение NN…

Банк
аргументов (все аргументы необходимо
дорабатывать)

http://5-ege.ru/ege/

http://bugaga.net.ru/

http://www.openclass.ru/node/438078

http://neznaika.pro/itogovoe/

http://velicanishe.narod.ru/index/0-3

http://rozagilmanova.ru/банк-аргументов-для-сочинений-егэ/

http://www.ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/podborka-argumentov-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-yazyiku.html

http://4ege.ru/russkiy/5879-bank-argumentov-dlya-sochineniy-ege.html

http://bergamotblog.blogspot.ru/2013/11/blog-post_30.html

http://rus-lang.blogspot.ru/2014/02/blog-post.html

Приводим
аргументы, основанные на жизненных
впечатлениях (1 балл)

Аргументы,
основанные на жизненных впечатлениях

Образцы
написания подобных аргументов и
введения их в текст экзаменационного
сочинения

Примеры
из собственного жизненного опыта

Хочу
рассказать об одном случае из моей
жизни, который, как мне кажется
,
является дополнительным аргументом
в пользу того, что произведения
искусства воспринимаются каждым
человеком по-разному. Недавно я
беседовал с сестрой о смысле цикла
живописных полотен Дега «Танцовщицы».
По мнению Лены, художник хотел показать,
что балерины на самом деле некрасивы,
только танец и сценические костюмы
даруют им изящество. Но ведь картины
не об этом! Лена не видит: танцовщицы
не то, что некрасивы. – они уставшие.
Пропорции их тел специально искажены
художником для того, чтобы показать
эту усталость, подчеркнуть тяжесть
каждодневных тренировок, постоянных
диет. Моя сестра не понимает, что кости
танцовщиц давно изменены под балетный
шаг, их невероятно трудно будет вернуть
в нормальное положение. Балерины на
картинах Дега уже не похожи на реальных
женщин. Художник хочет сказать: людям,
посвятившим себя балету, слишком
трудно заводить семьи, рожать и
воспитывать детей. Их жизнь такая же
надломленная, как и тела. Беседуя с
Леной, я понял: Лена до тех пор не увидит
всего этого, пока не осознает, что
картина – это не просто рисунок, а
чувства, мысли, переживания художника,
выраженные при помощи карандаша и
красок.

Примеры
из жизни других людей

Приведу
еще один пример, который показывает,
как

малейший знак внимания со стороны
окружающих может придать отчаявшимся
людям уверенность в себе, согреть их
душу. В Нью-Йорке жил человек. В один
день этот американец потерял всё: его
семья распалась; компания, в которой
он работал, обанкротилась; жильё его
собирались забрать за долги. Тогда
герой от отчаяния, а может, от недостатка
любви и душевного тепла написал на
куске картона слова «Бесплатные
объятья» и вышел на улицы города. Он
стоял, подняв плакат над головой, а
мимо проходили люди, не обращая на
него никакого внимания. Но через час
к нему подошла женщина, сказал, что
сегодня умерла ее собака и ей нужно,
чтобы ее кто-нибудь обнял, поделился
душевным теплом. Через несколько дней
на улицы выходили десятки людей с
такими же плакатами. Всем жителям
города стало теплее и радостней жить.
У многих, по их собственным словам,
наладилась жизнь, отступили проблемы.
Таким образом, этот жизненный пример
показывает: любовь и неравнодушие к
судьбе человека помогают ему выйти
из душевного кризиса.

Исторические
примеры

В
начале марта 1613 года совершил свой
бессмертный подвиг крестьянин села
Домнино Иван Сусанин. Его
самоотверженный поступок навсегда
остался в памяти потомков как приме
истинного патриотизма.
Иван
Сусанин пожертвовал своей жизнью,
чтобы спасти от польских захватчиков
юного Михаила Фёдоровича Романова.
Один из отрядов польских интервентов
намеревался схватить и убить только
что избранного на престол русского
царя. Поляки сделали Сусанина своим
проводником, а тот обманом завел врагов
и лесную глушь и погубил их, погибнув
при этом сам. Так ценой своей жизни
простой крестьянин спас юного царя
Михаила Романова.

Поучительные
события из жизни выдающихся личностей

Приведу
жизненный пример, который показывает,

что надо быть верным своим идеалам пи
принятому решению. Вспомним факты из
биографии итальянского философа
Джордано Бруно. Восемь лет этот человек
провел в застенках инквизиции. От него
требовали, чтобы он отрекся от своих
убеждений, и за это обещали сохранить
жизнь. Но ни обещания инквизиторов,
ни пытки не сломили духа Джордано
Бруно. Он был верен принятому решению
о последнего отстаивать идеи Николая
Коперника, отказался ради сохранения
жизни торговать своими убеждениями
и мужественно принял смерть на костре.
Такая верность идеалам заслуживает
уважения.

Жизненные
истории, освещавшиеся в СМИ

Рассказы
о собачьей преданности – это не
выдумки
.
В 1995 году в Тольятти в автомобильной
катастрофе погибла супружеская пара.
Вместе с молодыми людьми в машине
находилась немецкая овчарка, которая
чудом осталась жива. Собака, наверное
надеялась, что хозяева вернутся, и со
дня трагедии круглый год в любую погоду
ждала их у обочины. Верного, как прозвали
пса жители города, пытались забирать
к себе домой сердобольные люди, однако
он каждый раз возвращался на свой
пост. Несколько раз псу строили будку
прямо у дороги, но он игнорировал
удобства, мок под дождем и мерз на
ветру целых семь лет. Наверное, когда
Верный умирал, он еще надеялся увидеть
близких ему людей. После смерти собаки
горожане поставили у дороги щит с
надписью – «Псу, научившему нас любви
и преданности».

Ссылки
на мнение известного, уважаемого
человека – ученого, философа, психолога,
политического деятеля

Приведу
еще один пример, который показывает,

что человек сможет обрести утрачено
радостное мировосприятие, если не так
болезненно начнет относиться к
жизненным неурядицам. Известный
американский психолог Дейл Карнеги
говорил: « Когда судьба преподносит
вам лимон, постарайтесь сделать из
него лимонад». И действительно, наше
настроение зависит от нас самих. Стоит
всего лишь по-другому взглянуть на
то, что тебя окружает, и тогда, возможно,
твое настроение улучшится.

Примеры
из художественных фильмов

О
бескорыстной любви собаки к своему
хозяину рассказывается в художественном
фильме
«Хатико:
самый верный друг».

Не каждый человек способен на столь
искренне чувство верности кому-либо,
которым отличался пёс главного героя.
После того как его хозяин скоропостижно
умирает, Хатико в течение девяти лет
каждый день в одно и то же время приходил
на вокзал. Пёс ждал до самого вечера
и надеялся, что вот-вот его хозяин
выйдет из очередного поезда. Несмотря
на то, что Хатико пытались забрать
родственник профессора, он неизменно
продолжал возвращаться на станцию.
Здесь преданный пёс и умер, так и не
дождавшись хозяина. Таким образом
этот пример показывает: преданность
собаки человеку – смысл её существования.

Совет
для тех, кто не читает.

Если
бы я не любила читать, то вот какой выход
я бы нашла: прочитала бы только две
книги:

  1. Биографию
    великого человека (полководца, писателя,
    поэта и т.д., в зависимости от моих
    интересов) я бы изучила досконально.
    Это был бы жизненный аргумент.

  2. Вторую
    книгу выбрала бы тоже по желанию (взяла
    бы не классику, а что-то современное,
    лучше военной тематики) и внимательно
    ее прочитав 2-3 раза, выписала бы из нее
    всевозможные проблемы. Это был бы
    литературный аргумент.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Клише в сочинении — типовые фразы и словесные конструкции, которые могут существенно упросить написание сочинения на ЕГЭ.

Приводим перечень возможных клише для сочинения на ЕГЭ.

Проблема текста

– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)

– Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.

– В центре внимания автора проблема дружбы.

– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Комментарий

Примеры-иллюстрации

– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….

– Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

– Автор разделяет мнение (кого)…

– Публицист спорит (с кем)….

– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

– Особого внимания заслуживает мнение автора о…

– В центре внимания автора случай…

– Писатель изображает (кого/что)…

– Герой говорит: «Цитата»

– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

– Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

– Писатель хочет сказать, что…

– Этот пример показывает, что…

– Смысл этого высказывания в том, что…

– Эти слова убедительно доказывают, что…

– Я думаю, этим примером автор хотел показать…

– Приведенные слова содержат грубокий смысл…

– Автор не случайно обращает наше внимание на…

– Поступок героя показывает, что…

– Слова (мысли) героя позволяют понять…

– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

– Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

– Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.

– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Позиция автора

– Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…

– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»

– Автор считает, что….

Собственное отношение к позиции автора

– Я согласен с автором и тоже считаю, что…

– Невозможно не согласиться с автором, потому что…

– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…

В качестве клише для сочинения еще можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы

Другие материалы по сочинению ЕГЭ:

  • Примеры сочинений
  • Шаблоны сочинений
  • План сочинения

  • Критерии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мне понравилась эта картина
  • Как написать мне непонятно
  • Как написать мне не к спеху
  • Как написать мне кажется запятые правильно
  • Как написать ммм как вкусно