Как написать мое восприятие к стихотворению

Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.

Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.

Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.

Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.

Основная часть.

Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.

Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.

Примерный круг вопросов для анализа:

1.Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).

2.Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?

3.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..

4.Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится  или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).

!Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.

5.Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:

лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);

фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);

словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.

морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);

синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);

особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.

6.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).

7.Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.

8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?

Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)

Ниже примерный план, как написать сочинение. ПР – пример, цитата из лирического произведения

1. Вступление: (0,5-0,75 страницы)
Тема … звучит на протяжении всей истории русской поэзии. Однако особенно ярко она раскрывается в многоликом творчестве поэта … . Этот человек не просто искренне выражал в своих стихотворениях эту … , но и соотносил … с … в то нелегкое … , полное социальных и душевных потрясений, время. … (поэт), как никто другой, осознает всю тяжесть судьбы Родины, … . Истоком лирики … (поэта) была та реальная действительность, которая его окружала.

2. Переход к основной части:
Для лирика главный образ его творчества — … — это нечто единое … . Так для него образ … тесно переплетается с образом …, на основе которого и построено замечательное произведение литературы «…».

3. Основная часть: (3,5-4,0 листа)

3.1. Оценка:
Это стихотворение – яркий образец пейзажной + философской = медитативной лирики, любовной, гражданской, патриотической (любовь к родине) лирики. С самого начала … предстает как … , ключевой образ стихотворения — … , за этим же — целая философия, система ценностей. Мир … — это храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Это лирическое произведение посвящено … .
Оно написано в жанре: стихотворения (/лирическое произведение/ по законам стихотворной речи), любовного послания (… в форме письма к реальному или фиктивному лицу), элегии (лир. жанр, выражающий преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоску по прошлому), сонета (/жанр стихотворного произведения/ из 14 строк), эпиграммы ( насмешка над лицом или общ. явлением), оды (стихотворение восторженного характера в честь кого-либо или события), баллады (повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основа – необычный случай), романсы (лирич. жанр, отличающийся от песни большей утонченностью эмоций, серьезностью содержания), думы (стихотворение философско-истирического содержания), стансы (жанр стихот. произведения: эллегическое стихотворение философского содержания, отличит. особенность: печаль, тоска). В этом лирическом произведении воплощены мечты поэта и лирич. героя, тоска, идеалы поэта, … : ПР.

3.2. Истолкование:
Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
История создания произведения связана с проблемами социальными (определяющими жизнь с соответствующими законами существующие в обществе), нравственными, философскими.

Разновидности композиции: вершинная (в произведении просматривается кульминация), кольцевая (в начале и в конце произведения идет речь об одном и том же), ретроспективная (обращение к прошлому при описании событий, происходящих в настоящем) и последовательная (логическая последовательность: вступление, основная часть, завязка, кульминация, развязка, концовка). ПР В каждой подчеркнуть основную мысль и главные мотивы … , кульминацию и сюжетную линию…
Необычайная правдивость и точность авторских рассуждений заставляет читателя перенестись от образа … к … . Более точно, чем сказал поэт, уже не скажешь… Чувствуется поэтическая зрелость, подлинность, непосредственность, живость … переживаний. Присущ особый психологизм, ярко выраженный в … . ПР … завораживает музыкальностью стиха и удивляет уникальным мастерством, благодаря которому автор сумел передать мельчайшие подробности движения того чувства, которое овладевает человеком … . Образ … для удивительного творца слова – воплощение … , стремление к … . Вдохновение, жизнь, слезы, любовь, … – это своеобразный «список» ценностей поэта, непосредственно связанных с … .

Необходимо подчеркнуть категории времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего), категория пространства (реального и астрального).

Строка становиться толком для создания стихотворения, заключает в себе всю сущность стихотворения, подводит итог всего творчества поэта.

3.3. Оценка и восприятие:
Стихотворение «…» сформировало во мне то же ощущение, что и другие ранее прочитанные мною произведения этого поэта — … . Лирическое произведение пронизано настроением: трагическим, предчувствием разлуки, ожидания. Это настроение усиливается (ослабевает) от части произведения, обогащаясь (заменяясь), сменяясь мотивами (дружбы, свободы). Важную роль здесь играют смысловые знаки препинания (…!?):ПР. Настроение усиливается тем, что звучит прямое обращение к … . Интонация этого произведения: разговорная, ораторская, песенно-напевная, грустная, дружеская, трагическая, ироническая. Ритм (периодическая повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных особенностей) стихотворения: плавный, четкий, резкий, смягчающийся. ПР.

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: … как символы русского … и одновременно символы тоски, долгие мглистые сумерки с их богатой символикой и гром как знак разлуки.

Соприкасаясь душой с поэзией … , часто стараюсь понять, в чем волшебство его словесного мастерства, самого обыкновенного слова … . Понятие звукописи стихотворения (подбор одинаковых или похожих звуков при помощи аллитерации (повтора согласных звуков) или ассонанса (повтора гласных)) и цветописи, синтаксис стихотворения, повторы, тропы: эпитеты ПР (художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность), олицетворения ПР (изображение неодушевленных предметов, как одушевленных, наделение свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить), метафоры ПР (переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту; скрытое сравнение), сравнения ПР (сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого).
Очень выразительно звучат в этом произведении такие слова, как … (выбираем из стихотворения эти слова ПР и объясняем, почему именно на них заостряет внимание поэт). При этом автор использует интересные поэтические приемы, чтобы гиперболизировать основную мысль лирического произведения: … ПР. Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа: ПР «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»; повтор (рефрем) ПР: «Соловей мой, Соловей, / Голосистый Соловей!»; анафора (единоначатие) ПР: «Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем…»; эпифора (единство концовок) ПР: «Струится нестихающий дождь, / Томительный дождь…»; градация (своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослабеванию эмоциональных смыслов значимости) ПР: «Не желаю, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым»; пропуск (пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма) ПР: «Мы сели – в пепел! Града – в прах, / В мечи, серпы и плучи…»; противопоставление ПР: «Я царь, я раб, я червь, я бог»; инвентива (резкое обвинение) ПР: «А вы, надменные потомки, / Подлостью прославленных отцов…»; многосоюзие (увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее) ПР: «И волны пенятся, и мчатся назад, / И снова приходят, и о берег бьют»; параллелизм (однородное синтаксическое построение предложений) ПР: «Твой ум глубок, что море, / Твой дух высок, что горы…»; инверсия (разрушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы) ПР: «Где глас людей обрывается пуций (пуций глас) / И смертью чуждой всей земли неуспокоен»; антитеза ПР.

Звукопись дает яркую (выразительную …), эмоциональную окраску настроению героя, образу, концовке стихотворения, его началу, или какой-либо части. Это отражается в … .

В этом стихотворении используется один из самых простых способов стихосложения: четырехстопный ямб (/двусложный размер стиха/, ударение на 2-ой слог ( _ / _ /), хорей (… ударение на 1-ый слог ( /_ /_), дактиль (/трехсложный размер стиха/, ударение на 1-ый слог ( /_ _ /_ _ ), амфибрахий (…ударение на 2-ой слог ( _ / _ _ /_ ), анапест (…ударение на 3-ий слог ( _ _/ _ _ / ). ПР

Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая) ПР.

Строфы: монострофа (1 /строчка/), дейстих (2 …), терцет (3…), котрен (4…), октава (5…), секстина (6…), лирическая миниатюра (8 …).

Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение. Чудесные строки, волнующие своей проникновенностью и музыкальностью … . Невозможно недооценить значение творчества поэта в русской лирике. Именно так, с признательностью и уважением к таланту, я воспринимаю … . Яркая величественная торжественная красота русской природы, … очаровала поэта и вдохновила на новые творения … .

4. Заключение: (0,5-0,75 страницы)

Как писать отзыв по стихотворению

Человеку свойственно делиться своими мыслями и впечатлениями, вызванными прочитанными книгами. Иногда одна и та же книга производит на разных читателей противоположное впечатление. Отзыв — это и есть обмен впечатлениями о книге, выражение своего отношения к созданным автором образам.

Как писать отзыв по стихотворению

Инструкция

Выберете одну из целей вашего отзыва:
1) привлечь внимание к стихотворению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки художественных образов;
2) желание поделиться впечатлением о прочитанном с людьми, которые находятся далеко;
3) стремление разобраться в прочитанном.
В зависимости от выбранной цели выберете жанр отзыва. Это может быть статья, письмо, эссе.
Отзыв всегда предполагает слушателей, собеседников. Это могут быть друзья, учитель, библиотекарь, широкая аудитория. От того, к кому вы обращаетесь, зависит и форма отзыва, и содержание.
Продумайте название своего сочинения. Хотя слово «отзыв» уже может стать названием.Вместе с тем работа может иметь и другой заголовок: «Стихотворение, которое тронуло», «Приглашение к размышлению», «Уроки любви».

Подберите материал и расположите его в зависимости от строения сочинения. Имейте ввиду: отзыв состоит из двух основных частей. В первой части высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось стихотворение. Во второй части обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Четкой грани между частями нет.
Обязательно включите в свою работу свое мнение о том, как автор относится к изображаемым лирическим образам. Оцените, в чем особенности его восприятия, в чем новаторство в создании стихотворения.
Анализ художественных особенностей стихотворения в средних классах может отсутствовать. Но старшеклассники должны включать в свою работу элементы анализа стихотворения. Литературоведение предлагает несколько вариантов анализа. Для создания отзыва не стоит работать над всеми пунктами. Выберете только те, которые вам помогут подобрать необходимые аргументы.
Вот примерный план анализа стихотворения.
1. Название.
2. Дата написания.
3. Реально-биографический и фактический материал.
4. Жанровое своеобразие.
5. Идейное содержание: а)ведущая тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска чувств, г) внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
6. Интерпретация стихотворения.
7. Структура стихотворения: а) основные образы; б) изобразительные средства (эпитеты, метафоры, аллегория, сравнение,гипербола, литота, ирония, сарказм), в) синтаксические фигуры (повтор, антитеза, анафора, эпифора, инверсия), г) звукопись (аллитерация, ассонанс), д) стихотворный размер, рифма, способы рифмовки, е)строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октива, сонет).

Чтобы правильно интерпретировать стихотворение, подумайте, что скрывается за словами поэта. Выделите ключевые слова, подумайте над их скрытым смыслом. Сжатое слово становится концентрированным, многозначным. С.Я.Маршак говорил: «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта». Выглядеть это может примерно так.
Как будто внутренность собора —
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Пастернак. Когда разгуляется
Читая стихотворение, я представляю залитую солнцем землю, чистую даль сквозь прозрачную листву. Вдали — маленькую церковь с маковками: луковичками и колоколенкой, Кажется, что со стен глядят лики святых, даже не со стен, а с высоты. Да и церковь — видение, мираж. Нечто нереальное, призрачное, которое уходит в бесконечную даль, так и неразгаданную ни учеными, ни философами. Поэт уловил гармоническую связь между Богом, Природой и Человеком. Его лирический герой искренен в своих чувствах. Разве можно без веры, для красногословца коснуться самого святого: таинства молитвы. Поэтому и дрожь, и слезы счастьяПастернак — волшебник. Поэзия по его велению вмещает и мазок художника, и звук музыканта. Приглядитесь и прислушайтесь к этому стихотворению, и вам откроется новый лик поэзии.

Особенность лирики заключается в том, что она сосредоточена прежде всего на внутреннем мире человека. В ней отсутствует описание событий. Внутренний смысл нужно понимать через эмоциональность. К тому же лирическое стихотворение бессюжетно.
Именно поэтому большую роль играет ассоциативное мышление. Для аргументации используйте произведения других авторов и проводите сравнительный анализ. Обращайтесь к произведениям живописи и музыки. Например, если вы пишите отзыв на стихотворение Блока «Незнакомка», используйте картины с одноименным названием Крамского и Глазунова.

Заканчивая работу над отзывом, проверьте, достаточно ли у вас аргументов, нет ли ненужного, постороннего материала. Отредактируйте свою речь. Не забывайте, что ваша работа написан в публицистическом стиле, поэтому должна быть эмоциональной и яркой. Она должна воздействовать на ваших слушателей. Используйте для этого в своем сочинении предложения разные по строению. Уместны будут градация, инверсия, многосоюзие, назывные и безличные предложения.

Обратите внимание

Не сбивайтесь на пересказ стихотворения.

Полезный совет

Прежде чем писать отзыв, внимательно несколько раз прочтите стихотворение. Расставьте все паузы, определите роль авторских знаков препинания.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать модуль ядра линукс
  • Как написать модуль числа на питоне
  • Как написать модуль пайтон
  • Как написать модуль на паскале
  • Как написать модуль для нри