Как написать мораль басни

Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать сочинять басню.

Содержание статьи

  • Что такое басня?
  • Как сочинить басню: идея
  • Почитайте басни классиков
  • Придумайте героев басни
  • Визуализируйте персонажей и сюжет
  • Конфликт
  • Придумайте сюжет и диалог
  • Сформулируйте мораль
  • Отложите басню в стол

Что такое басня?

Басня — это короткое поэтическое аллегорическое произведение, которое выражает (в классической форме) одну нравоучительную мысль.

Герои классической басни:

  • Животные;
  • Растения;
  • Предметы.

Басня — это высказывание автора, урок читателю.

Знаменитые произведения баснописцев могут вдохновить читателя на написание собственного произведения в этом жанре. Также это нередко делают школьники и студенты литературных ВУЗов. Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать.

Как сочинить басню: идея

Прежде, чем писать басню, надо задуматься, зачем автор это делает? Какую мысль хочет донести до читателя? Герои басни должны получить урок. Чему они научатся?

Рассмотрим басню И. А. Крылова «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она,- и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Идея басни заключается в обличении человеческих невежества и гордыни. В руки к мартышке попал действительно нужный предмет, но она не смогла им воспользоваться и, вместо того, чтобы попросить совета, сочла, что ее обманули, а очки — бесполезны.

Прежде, чем писать басню, надо определиться с ключевой мыслью произведения.

Автор может обличать:

  • Жадность;
  • Глупость;
  • Подлость;
  • Скупость и другие пороки.

Почитайте басни классиков

Творчество баснописцев, живших в разные времен, сильно различается. У каждого можно почерпнуть интересные идеи и мысли. Постарайтесь не копировать полностью стиль классика, но возьмите на вооружение интересные приемы, которыми пользовались Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов, А. Сумароков и другие.

Придумайте героев басни

Кто будет раскрывать конфликт произведения? Постарайтесь выбрать того, с кем читателю будет проще себя ассоциировать. По законам жанра герои обычно просты, это не сложные многогранные персонажи. Постарайтесь также не вводить лишних героев. Басня — это короткое высказывание, не предполагающее обилия конфликтов.

Визуализируйте персонажей и сюжет

Представьте своих персонажей: как они выглядят, где находятся, в каком месте будет происходить действие сюжета. Можно даже нарисовать героев произведение. Так вам будет проще определиться с тем, как сочинить басню, продумать сюжет.

Когда идея, герои, время и место действия будут определены, можно подумать над сюжетом.

Конфликт

Между персонажами должен произойти конфликт. Каким он будет? Как можно раскрыть проблему, которая встает перед читателем?

Может быть, жадность не позволит зайцу завести друзей и некому будет защитить его от хищника? Или упрямство помешает ослу послушать советы, и он попадет в неприятность?

У героев басни, как правило, уже есть определенные архетипы, которых стоит придерживаться:

  • Лиса — хитрая;
  • Волк — злой;
  • Заяц — трусливый;
  • Черепаха — медлительная.

Придумайте сюжет и диалог

Герои басни могут разговаривать между собой, используя косвенную или прямую речь. Если герой всего один, как в басне «Мартышка и очки», подойдет и внутренний монолог героя. Постарайтесь избегать сложных предложений и конструкции. Фразы должны быть предельно простыми и точными, четко характеризующими персонажа. Диалоги в басне обычно не длинные, достаточно пары реплик.

Сформулируйте мораль

Окончание басни — это четко сформулированная мораль произведения. Не нужно опасаться, что это испортит басню, как анекдот может испортить объяснение, над чем надо смеяться. Это закон жанра, и вы можете смело описать, что хотели сказать читателю.

Отложите басню в стол

Прежде чем представлять басню широкому кругу читателей, отложите ее на некоторое время и вернитесь снова, чтобы отредактировать и посмотреть свежим взглядом. Иногда неточности бросаются в глаза только через какой-то срок после окончания работы над произведением. За это время вам могут придти в голову новые идеи, которым вы дополните басню и доведете ее до совершенства!

Читайте также:

  • Дедушка Крылов
  • Русский Эзоп. 12 фактов о главном баснописце страны

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Басня — это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.[1]
Басня — это короткий рассказ, в котором каждый элемент — действующие лица, декорации и сами действия — способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

  1. Изображение с названием Write a Fable Step 1

    1

    Выберите мораль. Поскольку мораль — это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

    • Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
      • «Блоха и Человек»;
      • «Собачья дружба»;
      • «Кукушка и Петух»;
      • «Лев, Медведь и Лиса»;
      • «Крестьянин и Работник».[2]
    • Ознакомьтесь с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.
  2. Изображение с названием Write a Fable Step 2

    2

    Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.[3]

    • Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.[4]
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.
  3. Изображение с названием Write a Fable Step 3

    3

    Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

    • Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.[5]
    • Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.
    • В басне «Черепаха и Заяц» главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.
  4. Изображение с названием Write a Fable Step 4

    4

    Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.

    • Например, в басне «Черепаха и Заяц», медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.
    • Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите двух персонажей с противоположными чертами характера.[6]
    • Некоторые из наиболее распространенных архетипов:
      • лев: сила, гордость;
      • волк: нечестность, алчность, хищничество;
      • осел: невежество;
      • муха: мудрость;
      • лиса: ум, хитрость;
      • ястреб: предприимчивость, абсолютизм;
      • курица: тщеславие;
      • ягненок: невинность, застенчивость.[7]
  5. Изображение с названием Write a Fable Step 5

    5

    Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.[8]

    • Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
    • Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
    • Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
  6. Изображение с названием Write a Fable Step 6

    6

    Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

    • Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Fable Step 7

    1

    Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

    • Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
  2. Изображение с названием Write a Fable Step 8

    2

    Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.

    • В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
    • Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
    • Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
  3. Изображение с названием Write a Fable Step 9

    3

    Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа — читатель сам поймет это из вашего диалога.[9]

    • Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.
    • Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый — с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: «Я никогда еще не был побежден, — сказал заяц, — когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной». Черепаха тихо сказала: «Я принимаю ваш вызов». «Это хорошая шутка, — сказал заяц, — я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу». Черепаха возразила спокойным голосом: «Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, — ответила черепаха, — начнем гонку?»[10]
  4. Изображение с названием Write a Fable Step 10

    4

    Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

    • На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
    • Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
    • Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
  5. Изображение с названием Write a Fable Step 11

    5

    Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

    • В баснях, мораль, как правило, излагается в одном содержательном предложении.[11]
    • Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.
    • Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того, эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.
  6. Изображение с названием Write a Fable Step 12

    6

    Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

    • Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
    • Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Fable Step 13

    1

    Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.

    • Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня — это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.
    • Убедитесь, что каждая часть — место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль — четко определены и понятны читателю.
  2. Изображение с названием Write a Fable Step 14

    2

    Исправьте грамматические и орфографические ошибки. Исправив все стилистические ошибки, перечитайте басню еще раз, чтобы исправить грамматические и орфографические ошибки.

    • При работе над ошибками можно воспользоваться справочниками и словарями.
    • Попросите друга или коллегу прочитать вашу басню. Они смогут указать вам на ошибки.
  3. Изображение с названием Write a Fable Step 15

    3

    Теперь вы можете поделиться своим произведением с другими.

    • Прочитайте свою басню семье и друзьям, выложите ее на Facebook, разместите в блоге и поделитесь ссылкой в социальных сетях или на сайтах, которые публикуют подобные произведения.
    • Найдите сайты, которые будут рады вашим произведениям.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 82 666 раз.

Была ли эта статья полезной?

Мораль басни

Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.

Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея – всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.

Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему эта басня. Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.

Так как наша задача — показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.

Басни собственного сочинения

Жила в лесу Белка. Веселая была, беззаботная. Целыми днями с ветки на ветку прыгала, песенки распевала, о запасах на зиму не думала.

А Ёжик с утра до вечера ходил по лесу, грибы-ягоды собирал и складывал все под деревом, где Белка жила.

Стало холодать. Все звери утеплились, припаслись на зиму, и задумала Белка к норке Ёжика спуститься, полакомиться вкусностями да в дупло забрать.

Увидела эту суету беличью Сорока и говорит:

— На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Мораль басни заключается в последних словах «На чужой каравай рот не разевай…»

Пословица означает, что не стоит отбирать то, что принадлежит не тебе, лучше делать все, чтобы честно заработать, накопить или заиметь свое, а не думать, как отобрать у другого. В жизни, на практике, мы постоянно наблюдаем этот процесс, он весьма распространенный вид современного поведения.

Жил у Старика Козленок. Был он хвастун и большой забияка. Всех во дворе обижал, бодал, разгонял с криками:

-Я- самый храбрый! Храбрее меня нет никого на свете!!!

Житья никому не стало во дворе, и задумались животные: «Раз он такой храбрец, значит, и самого Волка может победить!»

Собрались все во дворе и говорят:

-Козленок, ты самый храбрый и смелый. В нашем дворе это знают все. Но говорят, в лесу есть храбрее тебя Зверь!!

Как разозлится козленок, как топнет копытами и закричит:

-Я- самый смелый и храбрый! Никто не сравнится со мной!!- и побежал в лес..

День нет Козленка, два… Отправился Старик на его поиски. Вернулся с узелком, где лежали ножки да рожки от бедного Козленка и говорит:

— Храбрость без ума не дорого стоит.

В этой басне говорится о Козленке, о юном создании, у которого кроме громких слов пока никаких жизненных знаний и умений нет. И, как правило, такое поведение до добра не доводит.

Эту поговорку можно встретить в произведении Вячеслава Шишкова «Емельян Пугачев», т.1 , где граф-старик перед сражением беседует с неопытными мушкетерами.

.

Вячеслав Шишков

Емельян Пугачев, т.1

Глава III Большое Кунерсдорфское сражение

1

Генерал Фермор вскоре после Цорндорфской битвы от главного командования был отстранен. В Кенигсберг прибыл новый главнокомандующий, граф Петр Семенович Салтыков. Старичок маленький, простенький, седенький, он гулял по улицам города в скромном белом, украинских полков, кафтане без всяких побрякушек и пышностей, его сопровождали всего лишь два-три человека свиты. Кенигсбергцы дивились, как этой «беленькой курочке» доверили командовать «столь великой армией». Но вскоре слава о нем разнеслась повсюду.

Летом 1759 года русские войска стали лагерем в четырех верстах от города Франкфурта, что на реке Одере, у деревни Кунерсдорф. Здесь 1 августа произошло самое крупное, самое кровопролитное за всю Семилетнюю войну сражение.

Армия заняла холмистую местность на северо-восток от Одера. Деревня Кунерсдорф находилась в средине расположения войск.

По всему русскому фронту версты на три – цепь костров. Заря давно погасла, в небе стоял белесый месяц, мигали звезды. Деревня Кунерсдорф была пустынна: все жители, страшась предстоящей битвы, скрылись в леса. У костров солдаты ели кашу, кой-где пели песни и плясали. Иногда слышался дружный хохот. Приблудные собаки, весело взлаивая, перебегали от костра к костру. Многие из псов жили при армии года по два, по три, они делили с войсками все ужасы похода и доставляли солдатам немалые развлечения и радость.

Полковник 3-го мушкетерского полка Александр Ильич Бибиков стоял на лысине кургана. Прислушиваясь к звукам обычной лагерной жизни, он окидывал грустным взором и чуждый небосвод, и укутанную голубоватой полутьмой чужую землю. Ведь завтра на всем этом обрамленном кострами пространстве, вместо песен и смеха, загремит кровопролитный бой. И эти песенники, и эти бесшабашные плясуны, может быть, первыми сложат здесь свои головы. Взволнованный Бибиков взглянул в сторону далекой своей родины, прерывисто вздохнул и, вынув пенковую греческую трубку, пошел к ближайшему костру, чтобы закурить от уголька.

У костра было людно, весело. Мушкетеры – народ средних лет и молодые – слушали старого солдата Никанора из Олонецкого края. Он грубыми кривыми пальцами звонко играл на небольших походных гуслях и сиплым голосом вел былину про Илью Муромца. Старые, замызганные, со следами огненных угольков от костра, эти гусли принадлежали еще деду Никанора, солдат дорожил ими. В его торбе были икона, гусли и в тряпочке щепоть родной земли.

Многие солдаты возили с собой, как нечто самое святое, родную землю.

Все с любовью посматривали в беззубый рот старого сказителя, на его обвисшие щеки и напряженные морщины на вспотевшем лбу.

Молодой офицерик Михельсон, коротавший время у костра, увидав подходившего Бибикова, вдруг вскочил и скомандовал:

– Смирно!

Все поднялись и – навытяжку.

– Вольно, ребята, – мягким тенористым голосом сказал полковник, щуря от света внимательно глядевшие карие глаза. – Ну как? Воюем завтра, братцы?

– Воюем, вашскородие, – в один голос ответили солдаты.

– Смотрите, жарко будет… Сам Фридрих здесь, – сказал, улыбаясь, Бибиков.

– Нам это нипочем, вашскородие, – заговорили солдаты. – Фридрих ли, алибо кто другой.

Все стояли, сидел один лохматый Шарик и, поглядывая в продолговатое, с высоким лбом, добродушное лицо Бибикова, мел хвостом землю.

– Помните, братцы, – продолжал Бибиков, попыхивая трубкой. – В бою поглядывай друг за другом, береги товарища. В случае опасности не прозевай выручить. Не бойся! Начальство слушай, да и сам мозгами шевели.

– Да уж охулки на руку не положим… Поди, не впервой!

Темно-бронзовые от загара лица солдат были бодры, голоса звучали уверенно. Бибиков с радостью подумал: «Ну и молодцы, Русь сермяжная. С такими весь свет штурмовать можно».

– Ну, спокойной ночи, братцы! Поди, и спать пора, – проговорил Бибиков. И, обратясь к Михельсону: – А ну, господин поручик, пройдемся.

Быстроглазый круглолицый Михельсон шагал рядом со своим полковником.

– Ну, дружок Иван Иваныч, как живешь? Что из деревни пишут? Ну, как голова? Болит?

– Нет, господин полковник, – по-юношески звонким голосом ответил Михельсон и потрогал глубокий шрам на голове от штыковой раны, полученной им под Цорндорфом. – Боли особой не чувствую, а в ушах шумит. И бессонница порой…

– То-то же… Поберегать себя надо, дружок. Который тебе год?

– Девятнадцать скоро.

– Юн, юн. Поберегай, мол, себя-то, на рожон не лезь. Храбрость без ума недорого стоит.

– Сладить с собой не могу, господин полковник. Война для меня – как вода для рыбы. Я для войны рожден. И как бой – все позабываю. В чувство прихожу лишь после боя. Я смерти не боюсь, господин полковник.

Взобравшись на бугор, они шагали взад-вперед возле палатки Бибикова.

– Господин полковник, – заговорил Михельсон, – а верно ли, что у Фридриха наемные войска?

– А ты не знал? – поднял брови Бибиков и взял молодого человека под руку. – Это нам еще в Петербурге было ведомо. У Фридриха рекрутского набора нет. Он большую часть своего войска вербует через помещиков из их же крепостных, либо из городских голодранцев. А четверть его солдат вербуется из всякого заграничного сброда: тут тебе и швейцарцы, и голландцы, англичане, испанцы, французы да всякого жита по лопате.

– Удивляюсь, – пожал плечами Михельсон. – Чего же ради они столь храбры, весь этот сброд?

– А пуля офицера в спину трусу, а палки, а шпицрутены?.. И поверь, дружок Иван Иваныч, долго ли, коротко ли, Фридрих напорется на русские штыки, и от его военной славы только чад пойдет. – Бибиков был взволнован, говорил приподнятым голосом и все больше и больше ускорял свой шаг.

– Я тоже так мыслю, – охотно согласился с ним Михельсон, его круглые щеки порозовели.

Костры один за другим угасали, звуки стушевывались, меркли. Лагерь погружался в сон.

– Ну, прощайте, голубчик. Идите спать. Давайте-ка поцелуемся, – и Бибиков по-родственному обнял растроганного Михельсона. – Значит, Фридриха завтра бьем?

– Бьем, господин полковник.

Персонажи

сочинить басню с моралью

Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» — выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.

Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.

Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад

сочинить басню 5 класс

Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», — и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.

Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.

Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.

Как найти сюжет и мораль для новой басни?

Опять же, смотря что автор хочет получить от басни. Вообще, можно в качестве материала использовать судьбы и характеры своего ближайшего окружения, но только так, чтобы прототипы не догадались.

Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.

Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.

Глупая обезьяна — басня 2 для 3 класса про животных

В племени все обезьяны были сильными и агрессивными. Не проходил и дня, чтобы между ними не вспыхивали стычки из-за пустяков.

Очень потешались типичные члены группы над глупой Обезьяной, которая не начинала драку, если у нее отбирали еду. Смешным и казался и тот факт, что она по пол дня проводила на земле стуча камнем об камень.

Кода началась засуха, Обезьяна взяла палку и пару камней и ушла.

Лес начинал умирать и племя голодало. Но в один день Обезьяна вернулась с добычей, которая так нужна была всем. Больше никто не считал ее глупой.

Мораль

Не стоит презирать своих земляков. Берите самое лучшее из того, что привычно людям ваших мест, а от отрицательных черт старайтесь избавиться всеми силами.

Ребенок и басня

сочинить басню про животных

Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».

Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять — как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность – это мусор», — вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.

Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.

Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.

Басня про овощи

Собрались как-то вместе Картошка, Лук, Морковь и Сельдерей. Решили выяснить они, кто в супе всех важней.

Картошка заявила: «Я рассыпчата, вкусна, крахмалом я богата И я главнее всех, ребята!»

Ей лук в ответ: «Ты не права, картошка, нет! Пусть все и плачут от меня, Но в супе всех полезней я, Так как лечу, Здоровье дать хочу!»

«Нет, нет, ребята, Вы не правы», — Сказала возмущенная морковь, — «И взрослые и дети будут рады Улучшить каратином зренье вновь!»

Тут сельдерей сказал: «А я считаю так: Каждый из нас полезен и витаминами богат, Но если нас соединить И суп сварить, То будет каждый очень рад Полезных витаминов массу получить»

Мораль:

Сколько не спорь о важности продуктов, А вместе и полезней и вкусней.

5 класс, 3 класс. про животных. в прозе.

Другие сочинения: ← Анализ романа Заводной апельсин Берджесса↑ ДругиеМой любимый литературный герой →


Download Article


Download Article

Fables are short allegorical tales that typically feature anthropomorphic animal characters, though plants, objects, and natural forces may also appear as characters. In classic fables, the main character learns from a key mistake and the tale ends with a moral intended to sum up the lesson learned.[1]
Writing a fable demands a strong and concise narrative in which each component—character, setting, and action—contributes clearly and directly to the story’s resolution and moral. While each person has a unique writing process, this article provides a suggested list of steps and a sample fable to help you pen your own.

  1. Image titled Write a Fable Step 1

    1

    Choose the moral. Because the moral is the center of a fable, it’s often helpful to begin outlining your fable by determining the moral. The moral of a fable should relate to or reflect on a culturally pertinent issue that will resonate with many people.[2]

    • Some examples of famous fable morals to help inspire you include:
      • «Like will draw like.»
      • «The greatest kindness will not bind the ungrateful.»
      • «Advice prompted by selfishness should not be heeded.»
      • «Fine feathers don’t make fine birds.»
      • «Strangers should avoid those who quarrel among themselves.»[3]
    • For a complete listing of the morals of Aesop’s Fables and links to the stories in which they appear, go here.
  2. Image titled Write a Fable Step 2

    2

    Decide the problem. The problem is what will drive the action of the fable, and it will be the primary source for the lesson to be learned.[4]

    • Because the nature of fable is to convey culturally-relevant lessons and ideas, the central problem works best when it’s something to which many people can relate.
    • For example, in «The Tortoise and the Hare,» we are are quickly introduced to what will be the central problem or conflict of the story when two characters decide to hold a race.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Fable Step 3

    3

    Decide on the cast of characters. Determine who or what the characters in your fable will be and what traits will define them.

    • Because fables are meant to be simple and concise, don’t aim for complex or multi-faceted characters. Rather, aim to have each character embody a single human trait and keep the characters within those specific limits.
    • As the characters will be the primary vehicle for the fable’s moral, choose characters that will most clearly relate to that moral.
    • In «The Tortoise and the Hare» the characters are, as the title indicates, a tortoise and a hare. Because a tortoise is easily associated with things that are slow-moving and the hare with things that are swift, the characters already have what will be their key traits in the story built-in.
  4. Image titled Write a Fable Step 4

    4

    Determine the characters’ archetypes. Though the kind of animal or object you choose for your character will have objective traits built-in, as above, you’ll also need to craft the subjective qualities attached to those traits.[5]

    • In «The Tortoise and the Hare,» the tortoise’s slowness is associated with level-headedness and persistence, while the hare’s swiftness is associated with rashness and over-confidence.
    • There are a number of classic archetypal characters used in fables that are broadly recognized and associated with particular human traits. Choosing two characters with opposing traits is often useful in setting up a clear conflict for the story.
    • Some of the most common archetypes and their characteristics include:
      • The lion: strength, pride
      • The wolf: dishonesty, greed, rapaciousness
      • The donkey: ignorance
      • The fly: wisdom
      • The fox: cleverness, trickiness, cunning
      • The hawk: bossiness, absolutism
      • The hen: conceitedness
      • The lamb: innocence, shyness[6]
  5. Image titled Write a Fable Step 5

    5

    Choose the setting. Where will the events of the story take place? As when choosing the moral and the problem, choose a setting that will be simple and recognizable to most people.[7]

    • The setting should also lend itself to the characters and their particular relationships.
    • Try to make the setting simple but vivid—it should be a place readers can easily recognize and understand, which will save you having to explicitly lay out the details of the surroundings.
    • For example, in the well known fable of the tortoise and the hare, the setting is simply a road through a forest, which sets the stage for the action (a race down the road) and lends itself to the kinds of characters in the story (woodland creatures).
  6. Image titled Write a Fable Step 6

    6

    Decide the resolution to the problem. The resolution should be satisfying as well as relevant to the other components of the story, including the characters, their relationships, and the setting.[8]

    • Consider how the characters will resolve the conflict and how that resolution will support the lesson and moral to be taken from the story.
    • For example, in «The Tortoise and the Hare» the resolution is simple—the hare, in his rashness, loses the race through the forest to the persevering tortoise.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Fable Step 7

    1

    Fill out your outline. Once you’ve sketched out the main components of the story, begin fleshing them out.

    • Establish the setting and the relationship of the characters to the setting, which should be an easily recognizable place that’s directly tied to the events of the story.
  2. Image titled Write a Fable Step 8

    2

    Set the plot in action. Present the conflict between the characters in enough detail that the conflict or problem is clear and begs for resolution.

    • Be sure to move efficiently from a causal event to its effect. Don’t meander away from the point of the story.
    • Everything that happens in the story should be directly and clearly related to the problem and its resolution/moral.
    • Work on making the pacing of the fable quick and concise. Don’t waste time with unnecessarily elaborate descriptive passages or meditations on the characters and their surroundings.
    • For example, in «The Tortoise and the Hare,» the plot moves quickly from the initial challenge to the race to the hare’s mistake and then to the tortoise’s victory.
  3. Image titled Write a Fable Step 9

    3

    Develop dialog. Dialog is a key component in conveying a character’s personality and perspective, so rather than explicitly describe a character’s traits, use dialog to illustrate those characteristics.

    • Be sure to include enough dialog among the characters to illustrate the relationships between them and the nature of the conflict they face.
    • For example, the two characteristics of the tortoise and the hare are established as level-headed and calm on the one hand, and boastful and rash on the other, as we can see through the tone of their dialog: «I have never yet been beaten,» said he [the hare], «when I put forth my full speed. I challenge any one here to race with me.» The Tortoise said quietly, «I accept your challenge.» «That is a good joke,» said the Hare; «I could dance round you all the way.» «Keep your boasting till you’re beaten,» answered the Tortoise. «Shall we race?»[9]
  4. Image titled Write a Fable Step 10

    4

    Set out the resolution. After showing the nature and details of the conflict, begin moving the story towards its resolution.

    • There should be a clear and direct relationship between the characters’ actions, the development of the problem, and the illustration of the moral/resolution.
    • Make sure there is a resolution to every aspect of the problem previously established and that there are no loose ends.
    • Referring again to the fable of the tortoise and the hare, the resolution comes when the boastful hare races ahead and then stops to take a nap, while the level-headed tortoise simply plods along, eventually passing the sleeping hare and beating him to the finish line.
  5. Image titled Write a Fable Step 11

    5

    Articulate the lesson. When the plot of the fable has resolved itself, set out the moral or lesson of the story.

    • In fables, the moral of the story is typically stated in a single, pithy sentence.[10]
    • Aim to state the moral in a way that summarizes both the problem, the resolution, and what should be learned from that resolution.
    • The simple moral of the tortoise and the hare, for example, is, «After that, Hare always reminded himself, «Don’t brag about your lightning pace, for slow and steady won the race!» It encapsulates both the mistake—being lazy and arrogant from over-confidence—and the lesson to be learned—that slow and persistent will win over quick and careless.
  6. Image titled Write a Fable Step 12

    6

    Choose a creative and relevant title. The title should capture the spirit of the overall story and should also be enticing enough to catch the reader’s attention.

    • It’s usually best to save this step until you’ve written or at least outlined your story so you can ensure that the title you choose will reflect the story overall.
    • You might choose something basic and descriptive, in the tradition of Aesop’s Fables (eg, «The Tortoise and the Hare»), or choose a slightly more creative or irreverent title like «The True Story of the Three Little Pigs» or «The Eyebrow Story.»
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Fable Step 13

    1

    Review and revise. Read back through your fable in its entirety and verify that all the pieces are in place and work in harmony.[11]

    • Watch out for places where the fable may be overly wordy or complicated. The nature of fable is a simple, concise story that doesn’t mince words or lapse into purple prose.
    • Verify that each piece—setting, character, conflict, resolution, and moral—is clearly established and easily understandable.
  2. Image titled Write a Fable Step 14

    2

    Edit for grammar and style. After you have nailed down the story’s content, go back through your fable again, this time focusing on sentence-level issues of grammar and clarity.

    • For a guide to making sentence-level edits, go here.
    • Recruit a friend or colleague to read over your text. A second set of eyes is often key to catching errors.
  3. Image titled Write a Fable Step 15

    3

    Share your work! Once all the finishing touches are in place, it’s time to get your work out to an audience.

    • The easiest and most logical place to start is with family and friends: post your fable on Facebook, post it to a blog and share the link through social media, and/or submit to sites that publish creative writing.
    • For an extensive listing of online literary magazines that accept submissions, go here.
  4. Advertisement

Sample Fables

Add New Question

  • Question

    Worker bees are female. Would it be acceptable to make them male when writing a fable?

    Community Answer

    You can do whatever you want if you’re writing something that’s fictional, including a fable. Just let your creative juices flow onto the paper!

  • Question

    I found the moral of my story, but I can’t find a resolution for the problems of my characters?

    Community Answer

    It is not always necessary for there to be a resolution. A moral can teach a lesson, even if that involves failure or unresolved problems. For example, in the tortoise and the hare, things do not work out for the hare and that is the lesson that is taught — to not underestimate and become cocky.

  • Question

    How do I write a classic fable?

    Rajeena Reba

    Rajeena Reba

    Community Answer

    It’s not simple to write a classic fable, because classics are those stories that survived generations and generations of storytelling, making them as we know today. Your fable written will take a long while to be considered a classic, but that shouldn’t stop you from trying.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

Before you write a fable, decide what the moral of your story will be, for example «like will draw like» or «fine feathers don’t make fine birds.» Next, come up with a problem your characters have to deal with that is easy for people to relate to. When deciding on where to set your fable, choose a place that is easily recognizable so you don’t have to spend time explaining it, such as a road through a forest. To conclude your story, think about how your characters can resolve the problem in a way that supports the moral. For tips on how to develop dialogue in your fable and share it with others, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 353,455 times.

Reader Success Stories

  • Caleb S

    «It helped me on an English Fable test»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Fables are short allegorical tales that typically feature anthropomorphic animal characters, though plants, objects, and natural forces may also appear as characters. In classic fables, the main character learns from a key mistake and the tale ends with a moral intended to sum up the lesson learned.[1]
Writing a fable demands a strong and concise narrative in which each component—character, setting, and action—contributes clearly and directly to the story’s resolution and moral. While each person has a unique writing process, this article provides a suggested list of steps and a sample fable to help you pen your own.

  1. Image titled Write a Fable Step 1

    1

    Choose the moral. Because the moral is the center of a fable, it’s often helpful to begin outlining your fable by determining the moral. The moral of a fable should relate to or reflect on a culturally pertinent issue that will resonate with many people.[2]

    • Some examples of famous fable morals to help inspire you include:
      • «Like will draw like.»
      • «The greatest kindness will not bind the ungrateful.»
      • «Advice prompted by selfishness should not be heeded.»
      • «Fine feathers don’t make fine birds.»
      • «Strangers should avoid those who quarrel among themselves.»[3]
    • For a complete listing of the morals of Aesop’s Fables and links to the stories in which they appear, go here.
  2. Image titled Write a Fable Step 2

    2

    Decide the problem. The problem is what will drive the action of the fable, and it will be the primary source for the lesson to be learned.[4]

    • Because the nature of fable is to convey culturally-relevant lessons and ideas, the central problem works best when it’s something to which many people can relate.
    • For example, in «The Tortoise and the Hare,» we are are quickly introduced to what will be the central problem or conflict of the story when two characters decide to hold a race.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Fable Step 3

    3

    Decide on the cast of characters. Determine who or what the characters in your fable will be and what traits will define them.

    • Because fables are meant to be simple and concise, don’t aim for complex or multi-faceted characters. Rather, aim to have each character embody a single human trait and keep the characters within those specific limits.
    • As the characters will be the primary vehicle for the fable’s moral, choose characters that will most clearly relate to that moral.
    • In «The Tortoise and the Hare» the characters are, as the title indicates, a tortoise and a hare. Because a tortoise is easily associated with things that are slow-moving and the hare with things that are swift, the characters already have what will be their key traits in the story built-in.
  4. Image titled Write a Fable Step 4

    4

    Determine the characters’ archetypes. Though the kind of animal or object you choose for your character will have objective traits built-in, as above, you’ll also need to craft the subjective qualities attached to those traits.[5]

    • In «The Tortoise and the Hare,» the tortoise’s slowness is associated with level-headedness and persistence, while the hare’s swiftness is associated with rashness and over-confidence.
    • There are a number of classic archetypal characters used in fables that are broadly recognized and associated with particular human traits. Choosing two characters with opposing traits is often useful in setting up a clear conflict for the story.
    • Some of the most common archetypes and their characteristics include:
      • The lion: strength, pride
      • The wolf: dishonesty, greed, rapaciousness
      • The donkey: ignorance
      • The fly: wisdom
      • The fox: cleverness, trickiness, cunning
      • The hawk: bossiness, absolutism
      • The hen: conceitedness
      • The lamb: innocence, shyness[6]
  5. Image titled Write a Fable Step 5

    5

    Choose the setting. Where will the events of the story take place? As when choosing the moral and the problem, choose a setting that will be simple and recognizable to most people.[7]

    • The setting should also lend itself to the characters and their particular relationships.
    • Try to make the setting simple but vivid—it should be a place readers can easily recognize and understand, which will save you having to explicitly lay out the details of the surroundings.
    • For example, in the well known fable of the tortoise and the hare, the setting is simply a road through a forest, which sets the stage for the action (a race down the road) and lends itself to the kinds of characters in the story (woodland creatures).
  6. Image titled Write a Fable Step 6

    6

    Decide the resolution to the problem. The resolution should be satisfying as well as relevant to the other components of the story, including the characters, their relationships, and the setting.[8]

    • Consider how the characters will resolve the conflict and how that resolution will support the lesson and moral to be taken from the story.
    • For example, in «The Tortoise and the Hare» the resolution is simple—the hare, in his rashness, loses the race through the forest to the persevering tortoise.
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Fable Step 7

    1

    Fill out your outline. Once you’ve sketched out the main components of the story, begin fleshing them out.

    • Establish the setting and the relationship of the characters to the setting, which should be an easily recognizable place that’s directly tied to the events of the story.
  2. Image titled Write a Fable Step 8

    2

    Set the plot in action. Present the conflict between the characters in enough detail that the conflict or problem is clear and begs for resolution.

    • Be sure to move efficiently from a causal event to its effect. Don’t meander away from the point of the story.
    • Everything that happens in the story should be directly and clearly related to the problem and its resolution/moral.
    • Work on making the pacing of the fable quick and concise. Don’t waste time with unnecessarily elaborate descriptive passages or meditations on the characters and their surroundings.
    • For example, in «The Tortoise and the Hare,» the plot moves quickly from the initial challenge to the race to the hare’s mistake and then to the tortoise’s victory.
  3. Image titled Write a Fable Step 9

    3

    Develop dialog. Dialog is a key component in conveying a character’s personality and perspective, so rather than explicitly describe a character’s traits, use dialog to illustrate those characteristics.

    • Be sure to include enough dialog among the characters to illustrate the relationships between them and the nature of the conflict they face.
    • For example, the two characteristics of the tortoise and the hare are established as level-headed and calm on the one hand, and boastful and rash on the other, as we can see through the tone of their dialog: «I have never yet been beaten,» said he [the hare], «when I put forth my full speed. I challenge any one here to race with me.» The Tortoise said quietly, «I accept your challenge.» «That is a good joke,» said the Hare; «I could dance round you all the way.» «Keep your boasting till you’re beaten,» answered the Tortoise. «Shall we race?»[9]
  4. Image titled Write a Fable Step 10

    4

    Set out the resolution. After showing the nature and details of the conflict, begin moving the story towards its resolution.

    • There should be a clear and direct relationship between the characters’ actions, the development of the problem, and the illustration of the moral/resolution.
    • Make sure there is a resolution to every aspect of the problem previously established and that there are no loose ends.
    • Referring again to the fable of the tortoise and the hare, the resolution comes when the boastful hare races ahead and then stops to take a nap, while the level-headed tortoise simply plods along, eventually passing the sleeping hare and beating him to the finish line.
  5. Image titled Write a Fable Step 11

    5

    Articulate the lesson. When the plot of the fable has resolved itself, set out the moral or lesson of the story.

    • In fables, the moral of the story is typically stated in a single, pithy sentence.[10]
    • Aim to state the moral in a way that summarizes both the problem, the resolution, and what should be learned from that resolution.
    • The simple moral of the tortoise and the hare, for example, is, «After that, Hare always reminded himself, «Don’t brag about your lightning pace, for slow and steady won the race!» It encapsulates both the mistake—being lazy and arrogant from over-confidence—and the lesson to be learned—that slow and persistent will win over quick and careless.
  6. Image titled Write a Fable Step 12

    6

    Choose a creative and relevant title. The title should capture the spirit of the overall story and should also be enticing enough to catch the reader’s attention.

    • It’s usually best to save this step until you’ve written or at least outlined your story so you can ensure that the title you choose will reflect the story overall.
    • You might choose something basic and descriptive, in the tradition of Aesop’s Fables (eg, «The Tortoise and the Hare»), or choose a slightly more creative or irreverent title like «The True Story of the Three Little Pigs» or «The Eyebrow Story.»
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Fable Step 13

    1

    Review and revise. Read back through your fable in its entirety and verify that all the pieces are in place and work in harmony.[11]

    • Watch out for places where the fable may be overly wordy or complicated. The nature of fable is a simple, concise story that doesn’t mince words or lapse into purple prose.
    • Verify that each piece—setting, character, conflict, resolution, and moral—is clearly established and easily understandable.
  2. Image titled Write a Fable Step 14

    2

    Edit for grammar and style. After you have nailed down the story’s content, go back through your fable again, this time focusing on sentence-level issues of grammar and clarity.

    • For a guide to making sentence-level edits, go here.
    • Recruit a friend or colleague to read over your text. A second set of eyes is often key to catching errors.
  3. Image titled Write a Fable Step 15

    3

    Share your work! Once all the finishing touches are in place, it’s time to get your work out to an audience.

    • The easiest and most logical place to start is with family and friends: post your fable on Facebook, post it to a blog and share the link through social media, and/or submit to sites that publish creative writing.
    • For an extensive listing of online literary magazines that accept submissions, go here.
  4. Advertisement

Sample Fables

Add New Question

  • Question

    Worker bees are female. Would it be acceptable to make them male when writing a fable?

    Community Answer

    You can do whatever you want if you’re writing something that’s fictional, including a fable. Just let your creative juices flow onto the paper!

  • Question

    I found the moral of my story, but I can’t find a resolution for the problems of my characters?

    Community Answer

    It is not always necessary for there to be a resolution. A moral can teach a lesson, even if that involves failure or unresolved problems. For example, in the tortoise and the hare, things do not work out for the hare and that is the lesson that is taught — to not underestimate and become cocky.

  • Question

    How do I write a classic fable?

    Rajeena Reba

    Rajeena Reba

    Community Answer

    It’s not simple to write a classic fable, because classics are those stories that survived generations and generations of storytelling, making them as we know today. Your fable written will take a long while to be considered a classic, but that shouldn’t stop you from trying.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

Before you write a fable, decide what the moral of your story will be, for example «like will draw like» or «fine feathers don’t make fine birds.» Next, come up with a problem your characters have to deal with that is easy for people to relate to. When deciding on where to set your fable, choose a place that is easily recognizable so you don’t have to spend time explaining it, such as a road through a forest. To conclude your story, think about how your characters can resolve the problem in a way that supports the moral. For tips on how to develop dialogue in your fable and share it with others, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 353,455 times.

Reader Success Stories

  • Caleb S

    «It helped me on an English Fable test»

Did this article help you?

­Пример басни 1

Скарабей и муравей

Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями.

Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых и отправлялся по своим делам, не обращая внимания на недовольные возгласы. Лишь временами он “снисходил”, что бы отправить их к черту.

Однажды Муравей увидел, как в ложбине с крутыми стенами, Скарабей делает очередной шар. “Друг, но ведь ты его не сможешь достать отсюда! Не трать времени зря”, – сказал Муравей.

Скарабей разозлился и начал кричать о том, что ему все под силу, ведь он не какая-то там букашка. Он так злился, что не остановился, когда шар был в два раза больше, чем он делал обычно.

На крики пришли другие муравьи.

И вот Скарабей попытался подняться с шаром один раз, второй… Наконец, он обессиленный сел на землю.

Муравей с товарищем спустились вниз, взяли не посильную для Скарабей ношу и вынесли на самый верх, после чего молча отправились домой, оставив Скарабей одного на дне оврага.

Мораль:
Вот так порой и с человеком бывает.

Не стоит пренебрегать добрыми советами, лишенными злорадства, а чтобы не прослыть хвастуном, лучше промолчать в нужный момент, а когда придет время, доказать все на деле.


Пример басни 2

Волк и пчела

Однажды Волк поспорил со пчелой,
Кто первый выйдет из леса на луг зеленый.
Волк первый тронулся и побежал.

Увидела пчела, что волк её обгонит,
Тогда она позвала всех своих друзей.

Немного погодя увидел волк, что он пчелу обогнал.
Дошел до финиша и радуется.

Да только он потом увидел, что пчела
Первей его до финиша дошла.

Мораль той басни такова: «Смеётся тот, кто смеётся последним.»


Пример басни 3

«Лев и звери»

В лесу все звери жили вроде дружно, мирно,
Без всякой суеты и толкотни.

В своих берлогах, норах, гнёздах
Существовали тихо все они.

Никто в лесу друг друга не тревожил,
Никто друг другу слов дурных не говорил,
Но и с соседом явной дружбы не водил.

Лишь Лев своим существованьем
Покоя жителям лесным и не давал.

Как только спать он днём ложился,
Так звери, словно по команде,
Кто из норы, кто из берлоги,
Выкрикивали гнусные слова
Все хором в адрес Льва.

То он кому-то нагрубил, то чей-то корм забрал,
То просто мимо проходил и ничего им не сказал.

И даже это львиное молчанье зверей бесило.

Но вот однажды Лев решился,
Уехал в джунгли и там прижился.
Его там звери приняли радушно.

Ему там были рады лишь за то,
Что он такой, как есть,
На всех смотрел он простодушно.

И мир, и жизнь простую, без притворства
Увидел Лев, чему был очень рад.

Мораль сей басни такова –
Кто видит в сильном Льве врага,
Не ведая, что сам умом и волей слаб,
Тот смысла жизни не увидит никогда!


Пример басни 4

Задира-воробей

Один задира-воробей
Ни капли не ценил друзей.

Все время насмехался,
Все время задавался…

И вот однажды воробей
Зимою сильно заболел.

И чтоб вы думали? Друзья
не бросили задиру-воробья.

И было стыдно воробью,
Что раньше обижал свою семью.

Ведь ктоб ему тогда помог,
Когда сам справится не мог.

Мораль:
Когда мы ссоримся, друзья,
давайте вспомним про задиру-воробья!


Пример басни 5

Крот и медведь

Самым богатым в лесу был крот. И шуба у него была лучше, чем у других. И кладовки забиты до отказа. Да ещё по случаю доставили ему хорошую провизию. Решил крот: «Раз у меня богатства много, то и ума больше всех». И хотя крот нигде не учился, стал он в лесу наставлять всех. Поначалу звери прислушивались к его замечаниям, но выходило только хуже. Раз крот медведю сказал: «Ты, косолапый, летом в лесу хозяин, а зимой – заяц. Заяц не спит — верховодит». Рассвирепел медведь, решил не впадать в спячку. Да только хуже от этого вышло, заболел медведь. «Зря я крота послушал, неумный он», — поделился медведь с совой. На что сова ответила: «Случайно можно стать обладателем любого богатства, но только не ума».

Мораль басни: «Случайно можно стать обладателем любого богатства, но только не ума».

Басня показывает: из-за излишней самоуверенности человеку нередко кажется, что у него ума в избытке. Он убеждает себя в этом. А на деле оказывается, что он просто невежда.

Басня учит: ум случайно не приобретешь, в лотерею не выиграешь, ум надо воспитывать.

Басня собственного сочинения «Мудрец и прохожий»Басня – это вымышленная миниатюра об истинных событиях. С помощью басен мы учимся житейским премудростям.

Читать басню

Басня собственного сочинения «Крот и медведь»В басне собственного сочинения «Крот и медведь» мораль представлена в конце произведения. Действующие персонажи басни – крот, медведь, сова. Мораль, заключительный вывод, озвучивает сова.

Читать басню

Басня собственного сочинения «Богач и бедняк»Басня – произведение воспитательного плана. В басне присутствует мораль, на которую стоит обратить внимание. Басня «Богач и бедняк» о том, что не всё в нашей жизни решает богатство.

Читать басню

Басня собственного сочинения «Лужа»Басня – предельно краткое литературное произведение, включающее мораль.

Басня – древний жанр. На протяжении веков формат басен менялся, не менялось лишь их поучительное начало.

Читать басню

Басня «Кошка» про обиду. Обида – это реакция человека, которую нельзя отнести к положительным. Считается, что обидеть человека невозможно, обижается он сам, сам принимает решение – обидеться ему или нет. Лучше свои обиды не лелеять, не холить. Не стоит уделять им внимания. Лучше всего обиду отпустить.

Читать басню

Басня собственного сочинения о невеждеКто такой невежда? Это человек слабо образованный, малосведущий. В человеческом невежестве принято считать за вздор то, чего не знаешь. Умные люди с невеждами не спорят, к их советам не прислушиваются. Басня о невежде — это поучительная история о том, как кто-то, не разбираясь в ситуации, принимает свое мнение за истину в последней инстанции.

Читать басню

Басня о школе «И мы пахали!». Читать и слушатьБасня на школьную тематику «И мы пахали» о ловкаче, который не прочь присвоить себе труд других. Среди школьников нашелся мальчик, который полезным трудом на пришкольном участке себя не обременил. Он только подгонял работающих, делал замечания, которые, заметим между прочим, никому не нужны. Читать и слушать басню

Басня для детей "Комар и Рябчик"Влияние басен на детей заключается не в запоминании отдельных выводов и отвлечённых правил, а в том, что, изучая басни, дети обогащаются такими впечатлениями и правильными истинами, которые остаются с ними на всю жизнь. Басня «Комар и Рябчик» даёт представление о том, что и слабые могут помочь в трудную минуту. Читать басню

Басня "Лиса и Журавль". Читать и слушатьСюжет басни «Лиса и Журавль» стар, как мир. Насмешница Лиса пригласила длинноносого Журавля в гости и по законам гостеприимства предложила ему угощение. Оно было представлено на тарелке, по которой Журавль попусту постучал, так как не смог ухватить никакой еды. Что проку в таком гостеприимстве? Журавль решил отплатить Лисе той же монетой. Читать и слушать басню

Басня собственного сочинения «Крот и мышь»Басня – это поэзия совести, совершенствования, здравого смысла. Басня стремится сделать наш мир честнее, справедливее.

Читать басню

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать монолог пример
  • Как написать мужчине что он обидел меня своими словами
  • Как написать монолог образец 9 класс
  • Как написать мужчине что он нравится своими словами
  • Как написать монолог на английском