Как написать мотив песни


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Мелодии состоят из последовательности нот. Мелодия — это часть музыкального произведения, которую мы можем пропеть, основной звук, который выделяется на основном фоне. Независимо от того, какую песню вы пишете, вам будет нужна мелодия. Обладая знаниями основ музыки и усвоив несколько упражнений и приемов, вы обнаружите, что написать мелодию проще, чем можно было подумать.

  1. Изображение с названием Compose a Melody Step 1

    1

    Почитайте кое-что из музыкальной теории. Если хотите хорошо писать мелодии, важно знать, по крайней мере, основы того, как пишется музыка, прежде чем вы попробуете создать что-то свое. Конечно, это не обязательно. Однако чем больше вы понимаете в музыке, тем проще будет понять объяснения музыкальных понятий.

    • В этой статье мы будем использовать музыкальные термины, потому что трудно донести эти идеи без них. Некоторые можно объяснить, но другие слишком сложны для краткого объяснения. Если вы не понимаете, что такое доля, такт и время, вам следует все-таки сначала почитать об этом.
  2. Изображение с названием Compose a Melody Step 2

    2

    Выберите свою форму песни. Форма песни — что-то вроде разделения по половому признаку, но для музыки. Вся музыка обычно соответствует той или иной форме, которая определяет, какие части и элементы уместны, и когда пора их менять. Вы, вероятно, больше всего привыкли к этому понятию в популярной музыке с идеями запева и припева. Здесь, вы не должны следовать этим формам, но это может помочь вам определить дорожную карту для работы при сочинении мелодии.

    • Наиболее распространенную форму песни называют AABA. Это означает, что есть два «запева», «припев», и затем другой «запев». Другими словами, раздел, который как-то звучит, за ним другой, который звучит так же, потом что-то другое, и наконец, возврат к теме первого раздела.
    • Однако есть много различных форм, так что поразмышляйте, какая является лучшей для вас. Вы можете рассмотреть AAAA, ABCD, AABACA и т.д. Или, конечно же, вы можете сделать что-то совершенно иное.
  3. Изображение с названием Compose a Melody Step 3

    3

    Изучите жанры композиций. У некоторых жанров музыки есть определенный стиль и если вы хотите, чтобы звучало именно так, как это принято, то вы должны будете записать свою мелодию определенным способом. Заранее почитайте о жанре музыки, в котором вы пытаетесь сочинить, узнайте, есть ли какие-либо уникальные особенности этого жанра с точки зрения структуры, ключа или прогрессий.

    • Например, последовательность аккордов для блюза и джаза соответствуют определенным формам. Джаз интенсивно использует определенные аккорды, таким образом, вам надо поискать джазовые аккорды перед написанием песен в этом жанре.
  4. Изображение с названием Compose a Melody Step 4

    4

    Подумайте о музыканте. Независимо от того, кто исполняет музыкальную пьесу, которую вы пишете, им будет нужен перерыв в какой-то момент. Пальцам будет требоваться отдых, и певцы должны отдышаться. Вы должны понять, как поставить перерыв в песню, и добавить такие перерывы. Попытайтесь расположить их с интервалами равномерно и сделать их достаточно частыми, чтобы песню было возможно исполнить.

  5. Изображение с названием Compose a Melody Step 5

    5

    Разберите свои любимые песни. Первое, что вы можете сделать, чтобы обрести навыки записи мелодии, состоит в том, чтобы начать, разбирая некоторые ваши любимые песни. Соберите ряд песен с отличными мелодиями Обычно, когда мы слушаем музыку, мы погружаемся в нее, правильно? Но вам надо сделать дорожную карту из нее… фокусируйтесь!

    • Запишите, как меняются ноты. Как они строятся? Как тон заставляет вас чувствовать себя? Как мелодия работает с лирикой? Что хорошего в мелодии? Что не работает или что могло быть лучше? Вы можете перенести эти уроки на свои собственные мелодии.

    Реклама

  1. Изображение с названием Compose a Melody Step 6

    1

    Попытайтесь не начинать с лирики. Если, конечно, вы лучший лирик, то можете быть склонны начать со стихов. Однако это чревато и не рекомендуется, особенно если ваше музыкальное образование очень ограничено. Когда вы начинаете с лирики, вы должны базировать свою мелодию на естественном ритме слов, и это может быть очень трудно, особенно для новичка. Однако если вы хотите, все же можете начать с лирики.

  2. Изображение с названием Compose a Melody Step 7

    2

    Играйте! Это покажется отчасти глупым, но многие лучшие мелодии рождались у кого-то, кто просто брал случайные ноты на фортепьяно. Если у вас есть инструмент, на котором вы можете бездельничать, попробуйте это. Просто играйте, делая вариации или просто перепрыгивая, пока не найдете что-то, что звучит хорошо.

    • Если у вас нет инструмента, можете спеть или использовать инструмент в интернете. Вы можете найти много бесплатных фортепьяно на веб-сайтах и приложений доступных для вашего мобильного устройства.
  3. Изображение с названием Compose a Melody Step 8

    3

    Преобразуйте простую идею. Вы можете взять действительно простую идею для мелодии, просто последовательность трех или четырех нот, и преобразовать этот зачаток идеи в целую мелодию. Например, возьмите небольшую группу нот, которую нашли, играя согласно предыдущему шагу. Подумайте о том, как, по-вашему, должна развиваться мелодия.

    • Люди, которые естественно музыкальны, часто придумывают небольшие фрагменты музыки, как художник берет идею для рисования. Если это похоже на вас, держите неподалеку цифровой диктофон или ноутбук (если вы знаете какой-либо вид музыкальной записи).
  4. Изображение с названием Compose a Melody Step 9

    4

    Начните с аккордов. Если вы привыкли делать аккорды, вы также можете найти мелодию, играя аккордами. Это характерно для людей, которые играют на фортепьяно или гитаре, так как эти инструменты полагаются в большой степени на аккорды. Проделайте то же самое, о чем мы говорили в Шаге 1, но с аккордами, пока вы не найдете что-то, что звучит приятно для вас.

    • Вы можете найти веб-сайты, которые играют аккорды для вас, если у вас нет инструмента или вы не знаете много аккордов.
    • Попытайтесь поработать с аккордами и найти способы сделать их более сложными. Вы поймете, что поскольку вы можете извлечь только один звук за один раз, у вас получится мелодия даже прежде, чем вы это услышите. Не волнуйтесь о лирике, профессиональные музыканты почти всегда сначала пишут мелодию и напевают ерунду вместо слов.
  5. Изображение с названием Compose a Melody Step 10

    5

    Одолжите у существующей мелодии. Кража чьей-то песни — плохая идея, но подобно взятию саженца, чтобы вырастить свой собственный сад, вы можете взять самую крошечную щепку от другой песни и преобразовать ее во что-то абсолютно другое. Если вы берете только последовательность приблизительно четырех нот и вносите достаточно изменений, то ваша музыка становится абсолютно оригинальной. Просто помните, что вы превращаете ее во что-то абсолютно другое.

    • Хорошее произведение должно заимствовать у различных жанров музыки. Скажите, что вы хотите записать народную песню, например. Попытайтесь одолжить у рэпа. Хотите записать песню в стиле кантри? Одолжите у классики.
  6. Изображение с названием Compose a Melody Step 11

    6

    Основывайтесь на мотиве. Мотив — ряд нот, которые формируют музыкальную «идею». Много песен берут мотив и затем повторяют этот набор нот с небольшими изменениями, чтобы создать мелодию. Если вы изо всех сил пытаетесь придумать мелодию, это — большое подспорье, так как вам можно начать с имеющегося набора нот.

    • Один из лучших примеров этого — Аллегро из Симфонии Бетховена №5. Он просто взял основной мотив и повторил его много раз и создал одну из наиболее величайших музыкальных пьес всех времен.

    Реклама

  1. Изображение с названием Compose a Melody Step 12

    1

    Сделайте линию баса. Для мелодии, которую вы написали, необходимо придумать басовую часть, чтобы вместе хорошо звучало. Да, у вас могло не быть баса в вашей пьесе (вы могли писать для трубного квартета). Однако линия баса — больше, чем просто бас. Линия баса относится к любой фоновой части для низа инструмента. Линия баса обеспечивает своего рода позвоночник музыкального произведения.

    • Линия баса может быть простой или может быть сложной, может быть быстрой или может быть медленной. В некоторых жанрах музыки линия баса следует определенным образцам, как в блюзе, где она почти всегда в масштабе четвертных нот. Единственно важно — то, что она соответствует и поддерживает мелодию, которую вы написали.
  2. Изображение с названием Compose a Melody Step 13

    2

    Добавьте аккорды, если у вас еще нет их. Если вы не начали с аккордов, то можете добавить несколько теперь. Аккорды заставят вашу песню звучать более полно и сложно, несмотря на то, что вы можете обойтись без них или использовать только очень простые аккорды, если хотите больше меланхолии, обнажая звук.

    • Начните, установив, в каком тоне написана ваша мелодия. Определенные аккорды звучат лучше с одними тонами, чем с другими. Например, если ваша песня начинается с C (до), то аккорд C (до) будет уместным чтобы начать.
    • Когда менять аккорды будет действительно зависеть от вашей песни, но пробуйте определять время для изменения звуков или мелодии. Обычно изменения аккорда происходят на первой доле, в начале такта. Вы можете также использовать изменение аккорда, чтобы ввести другой аккорд. Например, в 4/4 песне, у вас мог бы быть один аккорд на первой доле и затем другой на 4 доле перед введением следующего аккорда в следующем такте.
  3. Изображение с названием Compose a Melody Step 14

    3

    Экспериментируйте с другими разделами песни. Мелодия будет составлять значительную часть песни, но у многих песен также есть разделы, которые отделяются от мелодии или используют вторую мелодию. Это может быть припев или проигрыш или даже в целом что-то другое. Отход от мелодии может добавить немного неожиданности или драмы к вашей песне, поэтому если вы ищете такое чувство, делайте отход от мелодии.

  4. Изображение с названием Compose a Melody Step 15

    4

    Попробуйте сыграть для других людей. Играйте свою мелодию для других людей и слушайте их мнения. Вы не должны брать все их идеи, но они могут увидеть (или скорее услышать) то, что вы не видите. Если несколько людей дают одинаковый отзыв, может быть имеет смысл внести изменения или дополнения в вашу мелодию.

    Реклама

Советы

  • Почитайте об интервалах, что такое фраза и что такое тема.
  • Слушайте мелодии других композиторов. Выберите любимую и постарайтесь понять, что делает ее такой хорошей.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 80 084 раза.

Была ли эта статья полезной?

Сегодня я хотел бы обзорно рассказать о техниках развития и работы над мотивами.
Эти приемы позволяют буквально из 2-3 нот получать огромное количество новых идей, которые тем не менее имеют внутреннюю связь с исходным мотивом и очень хорошо ложатся в форму мелодии.
Эти тактики можно использовать, как отправную точку для развития мотива или создания новых фраз.

Может показаться что некоторые из данных приемов сложны или малоупотребительны в современной музыке. Однако в действительности они активно используются музыкантами самых разных стилей как для создания песен так и для работы над аранжировками.

Всего я насчитал 16 приемов.

1. Повторение

Самая простая техника не требует особых пояснений. Мотив повторяется 2-3 раза. Прием который взяли на вооружение современный сонграйтеры. Повторения это очень легкий способ создать запоминающуюся мелодию но в то же время слишком много повторений это признак примитивизма и недостатка вооражения. Поэтому очень важно сохранять баланс.

2. Ритмическое остинато

Данный прием основан на повторении одного и того же ритма но с изменением мотива. При этом мотив может варьироваться, а может быть контрастным. Очень эффективным прием, который позволяет очень плавно вводить новый интонационный материал в мелодию.

3. Секвенция

Классический прием суть которого в повторении мотива на другой высоте. Если смена высоты происходит внутри лада, то это называется тональная секвенция ( не точная). Если сохраняется интервальный состав — точная.

4. Расширение

Делится на синтаксическое и метро-ритмическое.

Синтаксическое — это добавление новых тактов к фразе. Метро-ритмическое добавление долей.

5. Сужение

Обрезка, удаление нескольких долей фразы. Возможно также удаление такта ( по аналогии с предыдущим метро-ритмическим расширением, только наоборот).

6. Инверсия

Все интервалы разворачиваются в обратном направлении. Также делятся на точные и неточные. Наиболее распространены неточные для сохранения лада.

7. Ракоход
Движение мелодии в обратном направлении. Очень простая техника, сложно определяется на слух, но очень популярна при создании полифонических линий. Просто выписываем мелодии задом наперед:)

8.Уменьшение и увеличение

Также бывает точное и не точное. Все длительности уменьшаются или увеличиваются на заданную величину. Например в 2 раза или в 4. Была четверть стала восьмая или половинная ( увеличение) и т.д.

9. Сегментация

Использование небольших отрезков фразы или мотива. Очень часто соединяется с повторением.

10. Пермутация

Изменения порядка нот. Например 2 нота фразы меняется с 3 местами. Можно подвергать пермутации и несколько нот.

11. Интервенция

Изменения порядка фраз ( вместо формы AB используется BA и т.д).

12.Сопряжение

Добавление новой фразы между двумя. Как правило, длина новой фразы равная исходным.

13. Орнаментация

Добавление к исходной фразе новых « украшающих» нот.

14. Де-орнаментация

Удаление нот из исходной фразы. Могут удалятся как одиночные элементы, так и группы нот.

15. Ритмическое смещение

Расположение фразы на других долях такта. Простейший вариант смещение со слабой доли на сильную или наоборот.

16. Элизия

Соединение 2-х фраз на основе одной общей ноты, которая является последней нотой 1 фразы в то же время становится первой нотой во второй фразе.

Определение заимствовано из лингвистики где оно означает — отпадение звука (гласного, согласного или слога) в слове или фразе с целью облегчения произношения для говорящего. Иногда звуки могут быть опущены с целью улучшения благозвучия.

Каждый из данный приемов имеет свою сферу применения и характерное звучание. Проработайте каждый из них на примере одной мелодии и вы увидите безграничные возможности для создания новых мелодий.

Учимся писать музыку к песням с нуля –
8 профессиональных приёмов создания красивой мелодии

Подумайте о своей любимой песне. Что вы вспоминаете в первую очередь? Конечно, основную мелодию. Это важная и запоминающаяся часть композиции. Кажется, что придумать оригинальную мелодию крайне сложно, ведь бытует мнение, что в мире музыки уже все хорошие комбинации использованы. Действительно, сочинение мелодии – трудоемкий творческий процесс, но вовсе не невозможный! В данной статье мы расскажем о способах генерации новых идей и как написать музыку к песне, даже не имея музыкального образования.

Что такое мелодия?

Мелодия — это последовательность нот, сыгранных или спетых в музыкальном произведении. Простой мотив может состоять из одной музыкальной фразы – нескольких коротких нот и ничего более. Есть большое количество примеров сложных мелодий, подобных тем, которые вы слышите, например, в джазе.

как написать музыку к песн

Даже базового владения музыкальным инструментом достаточно, чтобы сочинить мелодию

Иногда слушатели путают понятия «мотив» и «мелодия». Они действительно похожи по некоторым характеристикам, но их нельзя смешивать. Мелодия – основная идея трека. Мотив или фраза – короткая музыкальная идея. Это могут быть несколько нот, помещенных в определенном порядке или ритме. Мотив часто повторяется, незначительно меняясь в течение песни.

Мелодия состоит из двух основных компонентов: высоты звука и длительности. В теории музыки каждая нота вибрирует на своей собственной частоте, которая определяет ее высоту – насколько «высоко» или «низко» она звучит. Продолжительность относится к тому, как долго она удерживается. Например, четвертная нота длится одну четверть продолжительности такта, написанного за 4/4 времени.

Ликбез по основным музыкальным терминам

Прежде, чем переходить к описанию приемов, остановимся на основных терминах, которые будут упоминаться. Если вы совсем новичок, эти простые определения помогут вам быстрее разобраться, о чем идет речь ниже.

  • Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков разной высоты.
  • Тональность – привязка музыкального звучания (лада) к определенному участку мелодии.
  • Лад – система взаимоотношений звуков, создающая звуковой эффект.
  • Гамма – звуки лада, расположенные в порядке высоты.
  • Минор и мажор – виды ладов. Мажорный лад подходит для создания веселой и бодрой мелодии, минорный – для меланхоличных баллад.

8 способов написания запоминающейся мелодии

Мы немного разобрались в музыкальной теории. Пора узнать, как придумать мелодию, которая идеально ляжет на созданные стихи и полюбится слушателям.

№1. Создайте план

Многие композиторы предпочитают писать произведения в свободной форме, однако иногда последовательность лучше сказывается на продуктивности. Сначала определите тип создаваемой мелодии и музыкальную форму, т.е. распорядок частей и разделов. Можете составить графический контур.

графический контур песни

Составьте примерный план будущей мелодии

Экспериментируйте: попробуйте сначала написать припев новой песни и в дальнейшем исходить от него. Подумайте, какой куплет и проигрыш лучше подойдут к созданному куску.

Попробуйте создать отрывки, комбинируя ноты мажорной или минорной гаммы. Они составляют основу большинства поп-мелодий и подходят для песни, которая легко «застрянет» в голове.

Не забудьте включить пиковую ноту. Это высокая нота, которая появляется в песне только один раз. Убедитесь, что она попадает в диапазон голоса певца. Вы можете «сыграть против правил» и сделать ее самой низкой по тональности в композиции. Обдумайте кульминацию и где она будет находиться.

№2. Найдите вдохновение

Не бойтесь брать за референс любимые песни или популярные мелодии разных жанров. Это не означает, что вы можете полностью украсть чужое творение. Попробуйте проанализировать музыкальное произведение и понять, что сделало ее популярной. Позаимствуйте концепцию и примените ее к создаваемой композиции.

Еще один вариант – максимально измените готовую песню. Попытайтесь заменить все аспекты произведения на абсолютную противоположность – поменяйте тональность, перепишите аккорды в другой очередности. Загрузите трек на ПК в программу для создания музыки, проиграйте в обратном порядке, нарежьте куски из разных дорожек и смикшируйте. Трансформируйте произведение так, чтобы подогнать под свой уникальный авторский стиль.

№3. Подберите аккорды

Начните процесс написания с импровизации. Вы можете добиться прекрасных результатов простым перебором клавиш на пианино или гитарных струн. Запишите звук с помощью микрофона, чтобы в дальнейшем использовать в работе наиболее удачные сочетания аккордов и нот.

Не знаете, с чего начать писать музыку, а гитарный перебор не вдохновляет? Начните с мелодии из одного такта. Скопируйте его на вторую полосу и измените одну вещь. Это может быть плавный переход в другую ноту, незначительное скольжение высоты тона, изменение длительности. Продублируйте мелодию из двух тактов на третью и четвертую полосы. Измените некоторые аспекты. Теперь у вас есть небольшая мелодия.

Лучше всего использовать эту стратегию для мелодии с 4 или 8 барами. Следуйте личному вкусу – иногда может сработать и более длинные, и короткие вариации.

№4. Добавьте ритмические вариации

При написании мелодий важно уделить внимание ритму. Ритмическая последовательность нот придает мелодиям особую вибрацию и характер. Вы можете управлять им, размещая ноты по горизонтальным дорожкам в программе для создания музыки на ПК.

создание своей музыки

Не бойтесь экспериментировать с ритмикой мелодии

Чтобы создать мелодию по ритму, используйте синкопу – ритмическое смещение. Оно изменяет ноты по образцу, который отклоняется от обычного ожидаемого ритмического рисунка. Благодаря этому песня становится неординарной и отличается от подобных композиций того же жанра. Данный прием привлечет внимание слушателей, ожидающих развитие песни по привычному образцу.

№5. Используйте MIDI-клавиатуру

Импровизация на клавишных – лучший способ подстегнуть воображение. Но как сочинить мелодию на фортепиано самому, если вы не особенно хорошо играете на этом инструменте? Используйте MIDI-клавиатуру или подберите мелодию на синтезаторе.

сочинение музыки на синтезаторе

По максимуму задействуйте возможности синтезатора при сочинении мелодии

Транспонируйте MIDI-информацию (например, аккорды или бас) на ля минор или до мажор (только белые клавиши). Зациклите ее на пять минут, нажмите запись и начните импровизировать.

Поиграйтесь с мелодическими идеями. Когда закончите, прослушайте запись. Вы можете обнаружить в нагромождении звуков идеи, которые подойдут для новой песни.

№6. Используйте MIDI-паки

Не знаете, как сочинить мелодию на гитаре, когда идей совершенно нет? Скачайте специальные MIDI-пакеты. Это готовые музыкальные сэмплы, на основе которых можно построить музыкальную композицию. Вы не сможете создать из этих отрывков полноценную песню, но они могут дать толчок для оригинальной идеи.

Многие ди-джеи и начинающие композиторы пользуются ими, поэтому лучше не вставлять их в песню без изменений. Измените тональность по ритму остальных инструментов в песне, отрегулируйте высоту, измените длительность некоторых нот.

№7. Отложите инструменты

Отложить в сторону инструменты и создать вокальную партию – отличный способ сочинить мелодию на стихи. Это хорошее упражнение, чтобы снять творческий блок и подстегнуть креативность. Прочитайте готовые строчки и попробуйте подобрать к тексту песни мелодию, пропевая их в различных вариациях.

как придумать вокальную партию к песне

Уделите особое внимание вокальной партии в песне

Можете скомбинировать этот метод с советом номер 3 и заменить своими стихами известную песню, затем переработать. Включите смартфон и запишите вокальные упражнения. Затем обработайте созданные фрагменты на инструменте или компьютере.

Напев на диктофон – отличный способ создавать песни, если вы не в ладах с нотами или совсем не знаете нотной грамоты. Многие известные хиты создавались таким способом.

№8. Экспериментируйте с компьютерным софтом

Для записи мелодии на компьютер не требуется профессиональная техника. Понадобится лишь специальная программа, помогающая сочинять музыку. АудиоМАСТЕР – удобный редактор для начинающих музыкантов с функциями записи, обработки и микширования.

программа для создания музыки

АудиоМАСТЕР поможет записать мелодию и при необходимости ее улучшить

В программе доступны опции аудиомонтажа: можно соединить или смешать несколько записанных кусков в один фрагмент. У созданного фрагмента можно настроить звучание эквалайзером: усилить басы, подавить посторонние шумы. Также можно сместить высоту тона на заданное количество герц. Присутствует частотный спектр, который поможет изменить плотность звука, настройка реверберации, работа с громкостью и возможность добавлять поверх аудио различные эффекты.

Дополнительные подсказки для новичков

Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы:

  • работайте в полной тишине;
  • попробуйте другой инструмент;
  • переместите ноту вверх или вниз на одну октаву;
  • удалите каждую вторую ноту.

При создании песни способом подбора аккордов:

  • работайте с ритмом аккордовой последовательности;
  • обращайте особое внимание на ноту перед сменой аккорда.

Чего следует избегать:

  1. Излишнего разнообразия. Запоминающаяся мелодия должна повторяться.
  2. Слишком резких изменений в высоте тона и ритме. Последовательность – ключ к успеху.

Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции. Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере. Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.

Вас также может заинтересовать

как придумать мелодию

Как придумать мелодию? Есть много разных способов – от чисто интуитивных до вполне сознательных. Например, иногда мелодия рождается в процессе импровизации, а иногда создание мелодии превращается в процесс интеллектуальный.

Попробуйте зашифровать в мелодии дату рождения, имя любимой девушки или номер мобильного телефона. Думаете, что это невозможно? Ошибаетесь – всё это реально, только вот проблема заключается в том, чтобы сделать такую мелодию красивой.

 Авторы песен и песенок, причём не только начинающие, нередко слышат от музыкальных продюсеров, издателей и других профессионалов в этой области фразы о том, что мелодия ничем особенным не привлекает, песне не достаёт  цепляющих запоминающихся мотивов. Да и не нужно быть специалистом, чтобы понять, цепляет вас та или иная мелодия или нет. Дело в том, что существуют определённые приёмы того, как придумать мелодию. Находите, узнавайте и используйте эти приёмы, тогда вы сможете сотворить мелодию не простую, а “с характером”, чтобы поражала слушателей с первого раза.

Как придумать мелодию без инструмента?

Для того чтобы придумать мелодию, наличие под рукой музыкального инструмента вовсе не обязательно. Можно просто напевать что-то, положившись на фантазию и вдохновение, а затем, уже добравшись до вашего любимого инструмента, подобрать то, что получилось.

Умение придумывать мелодии именно таким способом очень полезно, ведь интересная идея может посетить вас внезапно и в любом месте. Если же инструмент под рукой, и никто из окружающих не против ваших творческих поисков, то лучше, всё же, пробовать играть разные варианты будущей мелодии. Иногда это может напоминать промывание песка в поисках золота: перед тем, как придумать мелодию, которая вас устроит, вам придётся отсеять множество негодных вариантов.

Тут к месту один совет! Не перестарайтесь – записывайте просто хорошие варианты, не проигрывая одно и тоже 1000 раз в надежде что-то улучшить. Цель такой работы – придумать как можно больше “нормальных”, а не “золотых”, длинных мелодий. Исправить можно и потом! Ещё один советик, поважнее – всё-таки не полагайтесь на вдохновенье, а похдодите к делу рационально. Определитесь с темпом мелодии, её ритмом, а затем уже подбирайте ноты в нужном диапазоне (более узкий, если важна плавность и более широкий, если важен объём).

Чем проще мелодии вы придумываете, тем более вы открыты людям

Простая истина – начинающие авторы часто не в меру усложняют процесс написания мелодии, стараясь впихнуть в одну несчастную мелодию невпихуемое. Не делайте её толстухой! Пусть в вашей мелодии будет что-то одно, но очень яркое. Остальное просто оставьте на потом.

Если получается мелодия, которую тяжело петь или играть (причем часто – даже самому автору), и которую не сможет полностью запомнить слушатель, то результат – никуда не годится. А ведь донесение своих чувств до слушателя – это и есть основная цель сочинителя. Старайтесь, чтобы вашу мелодию было легко напевать, чтобы в ней не было больших и резких скачков вверх или вниз, если конечно вы не стремитесь придумать мелодию, похожую на кардиограмму.

Название песни можно выделить в её мелодии

Самым «цепляющим» местом в тексте песни часто является та его часть, где так или иначе присутствует название. Соответствующая этому месту в тексте часть мелодии так же должна быть выделена. Для этого есть несколько способов:

  • Изменение диапазона (название пропевается с использованием более низких или высоких нот, чем те, которые звучат в других частях мелодии);
  • Изменение ритма (изменение ритмического рисунка в том месте, где звучит название, выгодно подчеркнёт и выделит его);
  •  Паузы (можно вставить короткую паузу непосредственно перед музыкальной фразой, содержащей название).

Сочетание мелодии и содержания текста

Разумеется, в хорошем музыкальном произведении все компоненты гармонируют друг с другом. Чтобы убедится в том, что ваша мелодия подходит словам, попробуйте записать мелодию на диктофон или компьютер. Это может быть как инструментальный вариант, так и а-капелла (обычное «ла-ла-ла»). Затем, слушая мелодию, попробуйте определить, какие чувства она у вас вызывает, и соответствуют ли они тексту.

И последний совет. Если у вас долгое время не получается подобрать удачный мелодический ход; если вы застряли на одном месте и мелодия не продвигается вперёд, то просто отвлекитесь. Займитесь другими делами, погуляйте, поспите и вполне возможно, что озарение посетит вас само собой.

Автор – Алексей Бочкар

Многие начинающие композиторы считают, что великие музыкальные произведения появляются из ума композитора как вспышка гениального вдохновения, завершённые и совершенные сами по себе. Они продолжают следовать этой воображаемой «модели» композиции, пишут продолжительные последовательности, думая, что если они сосредоточатся на «большой картинке», их музыка будет великой и впечатляющей. А вместо этого, получается набор бессвязных, неопределённых, скучных и/или сложных для восприятия последовательностей звуков.  В этом уроке мы научимся, как создавать и развивать мотивы и как использовать мотивы в реальной музыке.

Большинство этих начинающих композиторов не осознают, что даже длиннейшие и самые эпические шедевры, на самом деле, сконструированы из небольших и простейших элементов: мотивов.

Используя мотивы как основной архитектурный элемент композиции вы можете создать идеальный баланс между разнообразием, вариативностью и простотой восприятия.


Что такое Мотив

«Использованный сознательно мотив, должен создавать цельность, взаимосвязь, согласованность, логику, постижимость и гибкость.»   Арнольд Шёнберг, «Основы Музыкальной Композиции»

Сначала мы должны понимать, что такое мотив.

Проще говоря, мотив можно рассматривать как наименьшую распознаваемую музыкальную идею. Она может состоять только из пары нот и быть не длиннее, чем несколько долей.


Бетховен

Вот самый известный мотив в Западной музыке:


Your browser does not support the audio tag.

Эти 4 простые норы узнаваемы, интересны и полны напряжения. Каковы определяющие характеристики этого мотива?

Ритмика: Самый сильный в этом мотиве — ритм. 3 затактовые ноты перерастают в сильную долю. Обратите внимание на паузу в начале. Очень важно, что первая нота начинается на слабую долю, — это определяющий фактор.

Интервалы: Обратите внимание, что здесь только один интервал, — это большая терция вниз. Как мы увидим, обычно, направление интервала более важный фактор, чем сам интервал.

Гармония: Другой интересный аспект в этом мотиве, — это гармоническая неопределённость.  В нём только две ноты — G и Eb. Это может быть частью C минорного трезвучия, а может быть частью Eb мажорного трезвучия. Неопределённость даёт мотиву некоторую гибкость.


Челюсти

Давайте взглянем на другой, самый знаменитый мотив в киномузыке:


Your browser does not support the audio tag.

Этот мотив из двух нот может вызвать сердечный приступ у человека, прогуливающегося вдоль морского берега!   Давайте, снова разберём разные аспекты этого мотива.

Ритмика: Может показаться, что всего две ноты в этом мотиве мало влияют на ритм, но мы обращаем внимание каждую деталь.  Заметьте, что первая нота на сильной доле, а вторая более лёгкая. Если вы будете кивать головой в ритм, то бессознательно, движение головой вниз будет на первой ноте, а вверх на второй.

Также, обратите внимание, что первая нота длиннее, что усиливает ощущение акцента на первой доле.

Хотя этот мотив впоследствии начинает повторяться на каждую долю, он хорошо запоминается именно за счёт пауз (как в этом примере). Тишина может обладать мощным  ритмическим воздействием за счёт проявляющегося в эти моменты шума. 

Интервалы: Единственный интервал здесь — малая секунда вверх. Близкий интервал добавляет ощущение напряжения и беспокойства. Он настолько мал и близко расположен, что ощущается почти как царапанье, в противоположность большим интервалам. Например, 5 (квинта) может ощущаться более широко и открыто.

Гармония: Интервал малая секунда — это гармонический диссонанс. Из-за того, что E — первый тон и расположен он на сильной доле, мы скорее всего воспримем E как тонику. Следующая нота F создаёт диссонантную последовательность, которая отсылает нас к мрачным ладам, таким как Фригийский или Локрийский.  Мотив совсем не обязательно должен раскрывать весь аккорд, чтобы донести мрачную гармоническую идею.


В Поисках Утраченного Ковчега

Прежде чем приступить к созданию и развитию своих мотивов, давайте, разберём ещё один мотив. Этот пример — «Тема Ковчега» из фильма Индиана Джонс: В Поисках Утраченного Ковчега: 


Your browser does not support the audio tag.

Ритмика: Ритм в этом мотиве определён одной длинной нотой и двумя последующими короткими. Также обратите внимание, что последняя нота короткая. Это указывает на то, что она относится к первым двум нотам, а не является затактом к следующему такту.

Вот как это звучало бы, если C сделать затактом:


Your browser does not support the audio tag.

Вместо этого, последняя нота явно присоединена  к двум первым.

Интервалы: В этот раз у нас два интервала — нисходящая малая секунда и нисходящий тритон. Нисходящая малая секунда даёт ощущение мистичности и мрачности. Нисходящий тритон, вместе с потусторонностью и таинственностью, даёт нам ощущение большего пространства, за счёт большей ширины. Мы пока рассматриваем общую дистанцию в этом примере, который покрывает чистую квинту, но обратите внимание, как она придаёт этому мотиву ощущение намного большего пространства, чем секунда в теме из Челюстей.

Гармония: Несмотря на самую короткую ноту ноту на слабой доле, последняя C ощущается как тоника. Вероятно, это из-за квинты между G и C, но вдобавок, возникает разрешение после напряжения между G и F#.  Если C — это тоника, то мы можем говорить о каком-то из аккордов тональности C. Хотя у нас нет терции для определения трезвучия, мрачный характер F# подсказывает, что этот аккорд, вероятно, C минор.


Как Написать Мотив

Итак, мы теперь знаем, что мотив — это короткая музыкальная идея. Теперь надо выяснить, как сочинить свои мотивы. Это, вероятно, самая лёгкая часть во всём уроке: надо просто найти что-нибудь, что работает!

Чтобы написать короткий мотив, не требуется никакого божественного вмешательства, просто надо немного поэкпериментировать. 

Выберите интервал и поиграйтесь с ним:

Большая терция:


Your browser does not support the audio tag.

Малая септима:


Your browser does not support the audio tag.

Выберите ритм и поиграйтесь с ним:

Триоли:


Your browser does not support the audio tag.

Восьмые с точкой:


Your browser does not support the audio tag.

Выберите аккорд и поищите способы поиграться с нотами этого аккорда:

Малая терция:


Your browser does not support the audio tag.

Уменьшённый септаккорд:


Your browser does not support the audio tag.

Обратите внимание на глагол, который я использую — поиграйтесь. Здесь нет чётких правил. Вы пишете сочетание, всего лишь, из нескольких нот. Это не трудно. Просто сделайте это. И не беспокойтесь, если они будут казаться маленькими и незначительными. Мы двинемся дальше, и вы увидите, как казалось бы, небольшой и незначительный мотив может породить миллион идей.

Единственное, на чём я очень настаиваю — фиксируйте и записывайте каждую идею.  Лучше всего, записывать свои идеи с помощью карандаша и бумаги (если вы родились после 1992 года, пришлите мне e-mail, и я объясню вам, что это такое), но можно фиксировать всё и в секвенсере или программе нотации. Вы можете зафиксировать свои импровизации и поиски на MIDI треке. 

Причина, по которой я предлагаю архаичную идею карандаша и бумаги — ваши идеи становятся более материальными, когда вы физически их записываете. Они становятся реальными — могут стать более вдохновляющими и дают больше пищи для размышлений, чем просто пиксели на экране Бетховен везде носил с собой маленькую записную книжку, записывал идеи и разрабатывал свои мотивы даже на долгих прогулках по лесу.

Когда у вас накопится достаточное количество идей, наступает время для выбора лучших. «Достаточное количество» означает, что вы уделили много времени генерации идей. Я уверен, что среди 30 примеров выше, я смогу выбрать что-то подходящее.

Из всех идей, я выбрал последнюю и собираюсь её развивать (разрабатывать). Это обычное дело — много разных идей и скетчей, прежде чем появится что-то хорошее и стоящее. 

Теперь, давайте поработаем над процессом развития этого мотива для потенциального использования.


Как Разрабатывать Мотив

Процесс развития мотива — это расширение, изменение, переворачивание задом-наперёд, или другие игры с элементами ритма, интервалами и гармонией.

Примечание: Будьте осторожны в своих экспериментах. Не уходите слишком далеко от изначального мотива — он может перестать быть узнаваемым, потому что это будет уже не вариацией, а совсем другой идеей.

Давайте, пропустим наш мотив через разные разработки, и начнём с ритма.


Разработка Ритма

Как я говорил выше, если вы разовьёте свою идею слишком далеко, она может стать неузнаваемой. Самая главная вещь, на которую следует обратить внимание, — это ритм, потому что, ритм, обычно, наиболее распознаваемая характеристика мотива. Следует сказать, что существует много способов варьировать ритм без изменения присущего ему характера.

Укорачивание или удлинение разных нот:


Your browser does not support the audio tag.

Повторение нот:


Your browser does not support the audio tag.

Смещение нот на другие доли:


Your browser does not support the audio tag.

Изменение размера:


Your browser does not support the audio tag.


Разработка Интервалов

Изменение дистанции при сохранении направления:


Your browser does not support the audio tag.

Сохранение дистанции, но изменение направления движения:


Your browser does not support the audio tag.

Добавление проходящих нот, форшлагов, и т.д.:


Your browser does not support the audio tag.


Развитие Гармонии

Изменение характера гармонии (например, мажор в минор):


Your browser does not support the audio tag.

Изменение ожидаемого аккорда:


Your browser does not support the audio tag.

Таким образом, из одного маленького мотива получилось 50 различных вариаций. И это можно продолжить! Получилось намного больше, чем я смогу использовать в композиции, но зато у меня появилась куча идей, как можно развить первоначальный мотив (вариации), и при этом остаться в рамках первоначальной идеи.


Примеры Развития

Давайте посмотрим, как композиторы работали над своими мотивами.


Индиана Джонс

Это начальная фраза темы Индианы Джонса:


Your browser does not support the audio tag.

Это целая фраза, построенная из одного мотива и трёх вариаций.

Во первых изначальный мотив. Его характеризуют восьмая с точкой и шестнадцатая, как затакт, и три интервала, ведущих к кварте.


Your browser does not support the audio tag.

Для первой вариации, Вильямс внёс два изменения в изначальный мотив. Первое, что он сделал, это сместил всё на шаг вниз, но при этом тональность осталась Фа мажор). Во-вторых, он сделал третью ноту длиннее и убрал четвёртую ноту:


Your browser does not support the audio tag.

Следующая вариация сохраняет оригинальный ритм. Фигура сместилась и начинается теперь с До, а скачок увеличился до тритона (тональность остаётся та же):


Your browser does not support the audio tag.

Последняя вариация это фразы начинается с Ре, а во второй части мотива скачок на кварту сменяется на восходящее движение четвертями.При этом, диапазон — кварта — в этом движении, сохраняется:


Your browser does not support the audio tag.

Один и тот же мотив используется четырежды, но ни разу не повторяется буквально, Это прекрасный пример разнообразия и согласованности.


Властелин Колец

Тема Шира из музыки Ховарда Шора к фильму «Властелин Колец» начинается со следующего мотива:


Your browser does not support the audio tag.

Несколькими небольшими развитиями, Шор превращает этот мотив в целую фразу. Сначала, он переворачивает порядок — три восходящие ноты превращаются в нисходящие (b). Затем, он повторяет целиком идею, но с двумя модификациями: он расширяет дистанцию между интервалами и замедляет ритм нисходящих шагов. В конце, он повторяет нисходящую идею в более быстром движении.


Your browser does not support the audio tag.

При помощи нескольких небольших изменений Шор превращает четыре ноты в шестнадцати-нотную фразу.


Длинные Мотивы

Часто, композиция базируется на мотиве, который достаточно продолжителен и может быть разбит на две или три части. Хотя, весь мотив можно считать единой идеей, составляющие его небольшие фигуры, сами по себе, можно использовать для развития.


Мемуары Гейши

«Тема Сайюри» из фильма Мемуары Гейши прекрасный пример мотива, сделанного из двух идей.


Your browser does not support the audio tag.

Здесь видно две части:

Стабильная и ритмически простая идея начинается на сильную долю:

И более ритмически активная идея контрастирующая с первой:

Джон Вильямс развивает эту тему, варьируя интервалы, но не изменяя ритм:


Your browser does not support the audio tag.

Этот ритмический паттерн повторяется 4 раза с вариациями в нотах и складывается в первую часть темы.

Далее в партитуре он развивает этот мотив по-другому, но опять же, делает это так, что тема остаётся очевидно узнаваемой:


Your browser does not support the audio tag.

В другом месте партитуры он берёт только вторую фигуру этого мотива и развивает её в самостоятельную идею:


Your browser does not support the audio tag.

Если вам интересно, как композитор фильма может использовать в партитуре всего несколько тем снова и снова, и они не становятся надоедливыми, то ответ на это — развитие


Марш Империи

Одна и знаменитейших тем «плохих парней», это Имперский Марш из Звёздных войн. Давайте, взглянем, как эта тема создаётся из простого мотива, который может быть разбит на две фигуры.

Первый основной мотив, который мы все знаем и любим:


Your browser does not support the audio tag.

Обратите внимание, что он сделан из двух идей:

Три повторяющиеся ноты (а):

И ритмическое арпеджио (b):

Первая фраза сконструирована просто из частей a и b, повторения b, и затем, повторения всей фразы с изменениями нот.


Your browser does not support the audio tag.

Вторая фраза может быть немного менее очевидной, но если мы приглядимся к ним, мы обнаружим, что это, на самом деле, тоже a и b, с некоторыми вариациями:


Your browser does not support the audio tag.

Тема завершается повтором второй фразы, только в этот раз, с более завершённым окончанием:


Your browser does not support the audio tag.


Развитие Мотивов в Композицию

Как вы теперь понимаете, и как мы только что видели на примере Марша Империи, простой мотив — это всё, что вам нужно для создания целой темы, а после, и целой композиции.

Как использовать и развивать эти мотивы, выходит за рамки этого урока. В следующем уроке я расскажу, как взять мотив и превратить его в композицию, используя понятия фраз, предложений, периодов.

Сейчас вам следует сфокусироваться на придумывании «начальной рассады» и проведении её через креативную разработку. Только после этого у вас появится необходимый материал, который можно превратить в связную и эффектную композицию.


5я Симфония Бетховена

И напоследок, предлагаю вам вернуться к 5й Симфонии Бетховена. Прослушайте первую часть полностью (если у вас нет 8ми минут для прослушивания Бетховена, вам нечего делать в этом бизнесе!)

Теперь, когда вы вооружены новым знанием о мотивах, обратите внимание на каждое повторение, каждую вариацию и разработку знакомой четырёх-нотной идеи. Вы будете удивлены тем, как много музыкального материала получил Бетховен, всего из четырёх простых нот!

У каждой хитовой песни есть одна общая черта — отличная мелодия. Создание запоминающихся мелодий на основе
аккордовой прогрессии
— один из лучших навыков, которым может обладать любой музыкант, поскольку сильная мелодия может легко сделать или сломать песню. Однако освоить искусство написания мелодии может быть непросто, особенно если вы не писали песен в прошлом.

Мы разберем процесс написания мелодии шаг за шагом, чтобы вы смогли создать свою собственную мелодию в кратчайшие сроки. Мы также расскажем, что делает мелодию хорошей и как преодолеть
писательский блок
, чтобы вы могли писать без проблем. Давайте погрузимся в это!

Что такое мелодия?

В своей простейшей форме
мелодия — это последовательность нот
, призванная запомниться слушателю. Интуитивно вы знаете, что такое мелодия. Отличный пример мелодии, которую знают все, — это песня «С днем рождения». Вот как эта мелодия выглядит в формате MIDI:

на что похожа мелодия

Эти ноты имеют определенную структуру, двигаясь в основном ступенчато, чтобы добраться до точки фокуса — высокого «С» или кульминационного «happy», которое все склонны петь немного не в лад на вечеринках по случаю дня рождения.

Но это только одна мелодия. Существует множество отличных способов написания мелодий, и мелодические идеи могут включать в себя множество пропусков, только шаги, длинные ноты, короткие ноты или все, что угодно между ними. Хорошие мелодии легко запоминаются в контексте с остальной частью песни.

Что делает мелодию великой?

Хотя отличные мелодии существуют в разных формах, есть несколько основных моментов, о которых следует помнить, развивая свои навыки написания мелодий. Вот некоторые общие факторы, присущие отличным мелодиям:

Запоминающаяся мелодия — это мелодия, к которой стоит стремиться.

Иногда простые мелодии являются лучшими, поскольку их легко запомнить каждому. Лучшие мелодии отлично запоминаются и намеренно повторяют фразы, чтобы придать им запоминающийся характер. Хорошая мелодия — это та, которую вы можете взять с собой.

Великие мелодии имеют некую дугу.

Как и песни, большинство мелодий имеют четкое начало, кульминационный момент и конец. Мелодия состоит из лирической фразы или мелодической фразы, которая несет энергию через смену нот, проходя через шкалу. Отличные мелодии имеют четкую форму и фокусную точку, помогающую передать их послание.

Сильные мелодии работают в рамках шкалы.

Чаще всего вы хотите, чтобы выбранная вами мелодия попадала в ту шкалу, в которой вы работаете. Отличные мелодии часто выделяют три или четыре ноты, которые являются самыми сильными в определенной шкале.

Что делает мелодию слабой?

В мире музыкального образования так же важно знать, что делать, как и знать, чего не делать. Вот некоторые факторы, которые могут сделать мелодию слабой.

Плохая мелодия не концентрируется вокруг гаммы.

При создании мелодии не стоит использовать случайные ноты. Хотя для поэтического эффекта или во время смены аккордов может иметь смысл отойти от традиционной гаммы, чаще всего мелодия остается в тональности, что значительно облегчает воссоединение мелодической фразы с остальной частью песни.

Слабая мелодия не имеет никакой структуры.

Сильные мелодии способны развивать импульс и нести энергию, легко переходя от самой низкой ноты к самой высокой. Сильная мелодия строится на короткой музыкальной идее, которая отличается формой, контрастом и несет в себе главную идею всей композиции.

Обучение по известным мелодиям

Мы можем многое узнать о мелодиях из величайших песен мира. Вот несколько ключевых уроков из известных мелодий.

Сила пошагового движения

Песни, в которых не слишком много пропусков и которые движутся пошагово, могут быть чрезвычайно запоминающимися. Возьмем, к примеру, мелодию из песни «Twinkle Twinkle Little Star». Хотя в начале мелодии есть небольшой пропуск, она все равно переходит в мажорный аккорд, а дальше движется простыми шагами:

пошаговое движение в мелодии

Используйте пентатоническую гамму

Пентатоническую гамму не зря называют «универсальной гаммой». Эта гамма хорошо узнаваема во всех культурах и находит глубокий отклик в нас. Только взгляните на пентатоническую гамму соль мажор в песне «Sweet Home Alabama».

Пентатонические гаммы в мелодии

Создавайте формы с помощью мелодий

Мелодии должны иметь четкую кульминацию, обычно с высокой нотой. Вы можете увидеть работу пошагового движения и фокусную кульминационную ноту в «Оде к радости»:

Учебник по написанию мелодий

Как написать мелодию: Пошаговое руководство

Готовы ли вы начать писать мелодии? Вот пошаговое руководство по написанию запоминающихся мелодий, чтобы вы могли помочь своим песням выделиться в музыкальной индустрии.

  1. Найдите свой масштаб.
  2. Построение на основе аккордовой прогрессии.
  3. Начните с ритма и лирики.
  4. Импровизируйте!
  5. Сначала поработайте над мелодией куплета.
  6. Придумайте несколько вариантов.
  7. Пусть мелодии посидят.
  8. Отредактируйте по мере необходимости.
  9. Промыть и повторить!

как написать мелодию

1. Найдите свой масштаб.

Для того чтобы создать мелодию, которая зацепит, неплохо было бы найти гамму, с которой можно начать. Она может быть основана на аккордовой прогрессии, или вы можете выбрать шкалу, если вы еще не решили, как будет звучать бэк-инструментал.

Вообще говоря, мелодия, созданная на основе мажорной гаммы, будет звучать более радостно, чем мелодия, созданная на основе минорной гаммы. Если вы не знаете, с чего начать, начните с такой простой вещи, как мажорная гамма. Мажорная гамма состоит из всех натуральных нот, или C D E F G A B. Чтобы сделать ее еще более простой, вы можете использовать мажорную пентатоническую гамму, которая звучит как C D E G A.

2. Опирайтесь на аккордовую прогрессию.

После того как вы выбрали ноты, которые собираетесь использовать, возможно, имеет смысл построить мажорную или минорную аккордовую прогрессию, чтобы вам было из чего делать рифф. Если вы не знаете, как строить аккорды, вы можете найти в Интернете общие последовательности аккордов или даже использовать бэк-трек с YouTube.

3. Начните с ритма и текста.

Иногда проще разобраться с текстом и
ритмом
, прежде чем положить первую ноту на мелодию. Попробуйте произносить различные фразы поверх зацикленных аккордов и посмотрите, что получится. Возможно, вы обнаружите, что одна фразировка работает лучше, чем другая.

4. Импровизируйте!

Большая часть работы по обучению написанию мелодии является интуитивной. Достаньте свои голосовые заметки или записывающее устройство и начните играть или петь ноты в пентатонической гамме или другой гамме на созданной вами фонограмме. Если у вас есть заданный ритм или текст, вы можете начать включать и их.

5. Сначала поработайте над мелодией куплета.

Бывает проще сначала поработать над мелодией
куплета песни
, поскольку на мелодию припева оказывается такое сильное давление, что она должна быть просто великолепной. Попробуйте сначала написать мелодию куплета. Возможно, вы обнаружите, что вы естественным образом перейдете к написанию новой мелодии для припева, когда поймете контекст куплета.

6. Придумайте несколько вариантов.

Не существует единственно верного способа придумать мелодию. Потратьте время на то, чтобы придумать различные варианты мелодии. Попробуйте различные кульминации на высоких нотах, немного измените ритм или даже попробуйте различные тексты.

7. Дайте мелодии посидеть.

Прежде чем остановиться на какой-то конкретной мелодии, дайте своим вариантам мелодий отстояться. Когда вы вернетесь, вы сможете увидеть, какие мелодии остались в вашей голове, а какие не прижились.

8. Отредактируйте при необходимости.

Многие мелодии в музыке не идеальны при первом написании, поэтому не торопитесь редактировать их, если это необходимо. Работайте над мелодией до тех пор, пока она не будет звучать профессионально, отточенно и запоминающе. В конце концов, отличные мелодии могут сделать или сломать музыку.

9. Промыть и повторить!

Чтобы стать замечательным автором мелодий, нужна практика. Чем больше вы будете писать мелодии, тем легче это будет получаться. Найдите время для практики этого навыка и экспериментируйте с различными рабочими процессами написания мелодий, чтобы выяснить, что лучше всего подходит именно вам.

5 советов по написанию отличных мелодий

Написание мелодий может быть непростой задачей, но с помощью нескольких советов вы сможете быстро найти идеальную мелодию припева для своей музыки. Вот несколько советов, которые используют музыканты для создания сильных мелодий в отличных песнях.

  1. Найдите время, чтобы вдохновиться.
  2. Сначала найдите аккорды или другие части.
  3. Используйте генератор мелодий.
  4. Учитесь, слушая.
  5. Мастерская ваших мелодий.

советы по написанию мелодий

1. Найдите время, чтобы вдохновиться.

Иногда лучшим способом
победить писательский блок
или перестроить песню, застрявшую на плохой мелодии, является поиск вдохновения. Когда вы слушаете свои любимые песни, обратите особое внимание на структуру мелодии песни. Обратите внимание, как в великой песне мелодия и ритм переплетаются друг с другом, и часто используйте мотивное письмо, чтобы помочь мелодии стать более запоминающейся.

2. Сначала найдите аккорды или другие части.

Помните, что не все мелодии приходят одинаково. В некоторых песнях вы можете начать с мелодий аккордов. В других на первом месте может оказаться мелодия
припева
или даже текст песни сам по себе. Позвольте себе экспериментировать с различными процессами, чтобы найти лучшую мелодию для каждого конкретного трека. Иногда инверсия процесса может стать тем толчком, который необходим для написания
лучшей музыки
.

3. Используйте генератор мелодий.

Существует множество инструментов
MIDI
и генераторов мелодий, на которые обязательно стоит обратить внимание. Хотя вы не хотите полностью полагаться на эти инструменты, вы можете использовать их для вдохновения, заимствуя лишь пару нот или придумывая альтернативную мелодию для вашей песни. Если вы действительно застряли, эти генераторы могут стать удивительной искрой вдохновения.

4. Учитесь, слушая.

Как и все остальное, написание мелодий — это навык, на развитие которого требуется время. Учитесь, переслушивая свои собственные песни. Какие мелодии самые сильные? Почему? Возьмите идеи из вашей собственной музыки и некоторых ваших любимых песен и верните их в
процесс написания песен
.

5. Поработайте над мелодиями.

Не все хорошие вещи даются легко. Иногда вам придется поработать с вашей первоначальной мелодической идеей, чтобы найти лучшую. Если вы не совсем довольны своей мелодией, попробуйте поэкспериментировать с редактированием по одной ноте за раз или
написать другой текст
. Поверьте, что иногда доработка может быть именно тем, что вам нужно, чтобы помочь вашей мелодической фразе встать на свое место.

Научиться писать и играть мелодии не всегда просто, но это необходимый навык для любого человека в музыкальной индустрии. Надеемся, что это руководство облегчило вам написание собственных мелодий для вашей музыки. Наслаждайтесь магией написания песен!


Download Article


Download Article

Melodies consist of a progression of tones in steps. They are the «singable» part of a piece of music, the main sound that shines past all the background parts and embellishments. No matter what type of song you’re writing, you’ll need a melody. With a solid foundation in the basics of music and a few exercises and tricks, you’ll find it is easier than you think to write a melody.

  1. Image titled Compose a Melody Step 1

    1

    Learn about music theory. If you want to write melodies well, it’s a good idea to know at least the basics of how music works before you get too serious about composing. Of course, this isn’t required. However, the more you understand about music, the easier it will be to understand when musical concepts are being explained.

    • We will be using musical terms in this article because it is difficult to explain these ideas without them. Some will be explained but others are too complex to cover in a simple sentence. If you do not understand things like beats, measures, and time, you might want to do some reading first.
  2. Image titled Compose a Melody Step 2

    2

    Choose your song form. The song form is sort of like a gender but for music. All music generally falls into a set shape, or form, which determines what parts sound like what other parts and when changes happen. You are probably most used to this concept in popular music, with the ideas of chorus and verse. Now, you don’t have to follow these set forms, but it can help give you a road-map to work with when writing your melody.

    • The most common song form is called AABA. This means that there are two «verses», a «chorus», and then another «verse». In other words, a section that sounds one way, then another that sounds the same, then something different, then a return to the theme of the first section.
    • There are many different forms however, so do some research to find which one is best for you. You can consider AAAA, ABCD, AABACA, etc. Or you can break from this entirely, of course.

    Advertisement

  3. Image titled Compose a Melody Step 3

    3

    Study genre considerations. Some genres of music have a certain style to them and if you want to achieve that «sound», you’ll need to write your melody in a particular way. Read up on the genre of music you’re trying to write for before writing, to find out if there are any unique features of that genre in terms of the structure, key, or progressions.

    • For example, the chord progression for blues and jazz follow particular forms. Jazz makes heavy use of particular chords, so you’ll want to look up jazz chords before writing songs like that.
  4. Image titled Compose a Melody Step 4

    4

    Think about the musician. No matter who is performing the piece of music you write, they’re going to need a break at some point. Fingers will need a moment of rest and singers will need to breathe. You should understand how breaks are put into a song and then add in moments like this. Try to space them evenly and make them frequent enough that the song is not impossible to perform.

  5. Image titled Compose a Melody Step 5

    5

    Break down your favorite songs. One thing you can do to help your melody writing skills is to start by breaking down some of your favorite songs. Gather a handful of songs with great melodies and then put on your listening ears. Usually when we listen to music, we get lost in it, right? But you’re going to make a road-map from it…so focus!

    • Write down how the notes change. How do they build? How does the key make you feel? How does the melody work with the lyrics? What’s good about the melody? What doesn’t work or what could be better? You can transfer these lessons to your own melodies.
  6. Advertisement

  1. Image titled Compose a Melody Step 6

    1

    Try not to start from lyrics. If you’re naturally a better lyricist, you might find that you’re inclined to start from lyrics. However, this is tricky and is not recommended, especially if your musical training is very limited. When you start from lyrics, you need to base your melody on the natural rhythm of the words and that can be very difficult, especially for a beginner. However, if you want to, you can start with lyrics.

  2. Image titled Compose a Melody Step 7

    2

    Play around! It seems kind of silly but many of the best melodies were born from someone just hitting random notes on a piano. If you have an instrument that you can mess around on, try this. Just play around, making patterns or just jumping around until you find something that sounds good.

    • If you don’t have an instrument, you can sing or use an online instrument. You can find many free pianos on websites and on apps available for your mobile device.
  3. Image titled Compose a Melody Step 8

    3

    Transform a simple idea. You can take a really simple idea for a melody, just a progression of three or four notes, and transform that nugget of an idea into an entire melody. For example, take a small group of notes that you found using the playing around from the previous step. Think about where you feel the melody should go from there.

    • People who are naturally musically-inclined will often just come up with little bits of music like this, like how an artist might get an idea for a painting. If this describes you, keep a digital voice recorder or a notebook (if you know any kind of music notation)
  4. Image titled Compose a Melody Step 9

    4

    Start from chords. If you’re used to making chords, you can find a melody by playing around with chords as well. This is common for people who play piano or guitar, since those instruments rely heavily on chords. Do the same sort of playing around that we talked about in Step 1, but with chords, until you find something that sounds good to you.[1]

    • You can find websites that play chords for you if you don’t have an instrument to work with or you don’t know a lot of chords.
    • Try humming along to the chords and mess around with ways to make it more complex. Since you can only make one sound at a time, you’ll find you have a melody before you know it. Don’t worry about lyrics right away: professional musicians almost always write a melody first and use nonsense sounds in place of words.
  5. Image titled Compose a Melody Step 10

    5

    Borrow from an existing melody. Stealing someone’s song sounds like a pretty bad idea, but like taking a transplant to grow your own garden bed, you can take the tiniest sliver from another song and transform it into something completely different. If you take only a progression of four or so notes and make enough changes, then your music is still perfectly original. Just remember that you’re making it into something completely different.

    • A good exercise is to borrow from a different genre of music. Say you want to write a folk song, for example. Try borrowing from rap. Want to write a country song? Borrow from classical.
  6. Image titled Compose a Melody Step 11

    6

    Build on a motif. A motif is a set of notes that form a musical «idea». Many songs take a motif and then repeat that set of notes, with small changes, in order to create the melody. If you’re struggling to come up with a melody, this is a great fallback option since you only need to start with a handful of notes.[2]

    • One of the best examples of this is the allegro con brio from Beethoven’s Symphony No. 5. He took just a basic motif and repeated it over and over again and created one of the most iconic pieces of music ever.
  7. Advertisement

  1. Image titled Compose a Melody Step 12

    1

    Form a bassline. With your melody in place, you’ll want to write a bass part to go with it. Yes, you might not have a bass in your piece (you could be writing for a trumpet quartet for all we know). However, a bassline is for more than just a bass. The bassline refers to any background part for a low pitched instrument. This bassline acts as a sort of spine for the musical piece and provides .

    • A bassline can be simple or it can be complex, can be fast or it can be slow. In some genres of music, the bassline follows a particular pattern, as in jump blues where it is almost always a scale of quarter notes. The only important part is that it fits with and supports the melody you have written.
  2. Image titled Compose a Melody Step 13

    2

    Add chords if you haven’t already. If you didn’t start by working with chords, you might want to add some now. Chords will make your song sound more full and complex, although you can leave them out or use only very simple chords if you want a more melancholy, bare sound.[3]

    • Start by establishing what key your melody was written in. Certain chords sound better with certain keys than others. For example, if your song starts with a C, then a C chord will be a natural place to start.
    • When you switch between chords will really depend on your song, but try to time the changes to significant sounds or changes in the melody. Generally, chord changes will happen on the downbeat, at or towards the beginning of a measure. You can also use a chord change to lead into another chord. For example, in a 4/4 song, you might have one chord on the downbeat of one and then another on 4, before leading into the chord change at one in the next measure.
  3. Image titled Compose a Melody Step 14

    3

    Experiment with other song sections. A melody will account for a large portion of a song but many songs also have sections which break from the melody or make use of a second melody. This might be a chorus or a bridge, or even another type of section altogether. Breaks from the melody like this can add a bit of «bang» or drama to your song, so if you’re looking for that kind of feeling, consider this break from the melody.

  4. Image titled Compose a Melody Step 15

    4

    Try it out on other people. Play your melody for other people and get their opinions. You don’t have to take all of their ideas but they might see (or rather, hear) things that you don’t. If several people give you the same feedback, it might be necessary to make a change to your melody or the additions you made.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What if I want to write a sorrowful song about the pain I’ve been through?

    Community Answer

    Choose minor chord, as they convey a more solemn feel. Keep the tempo down and dynamics relatively soft. Sometimes simple melodies can be the most powerful, so don’t try to make anything too complicated.

  • Question

    How can I be a classical composer like Bach or Beethoven?

    Community Answer

    Listen to their music, and identify what about them you want to emulate. Study music theory that is relevant to their time period. Then, try to write in their styles. It could be useful for you to play classical piano as that can expose you to more characteristics of classical music.

  • Question

    I’m good at the lyrics but I don’t know how to play any instrument. What should I do?

    Guitarist

    Guitarist

    Community Answer

    Consider talking to a friend who knows how to play an instrument to work with you. Or, the best way is to learn any instrument yourself. Try to get an acoustic guitar and learn to play it (you can learn easily from free apps and tutorial videos online). That will help you a lot to compose your melody. As you are a beginner, try to start with the melody, not with the lyrics, because composing a melody matching the words could be difficult.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Listen to melodies of other composers. Pick a favourite and try to figure out what makes it good.

  • Learn about the intervals, what a phrase is, and what a theme is.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To compose your own melody, start by creating a base, which is like the foundation or structure of the song. If you have an instrument, such as a guitar or a piano, simply play around with different patterns until you find something that sounds good. If you don’t have an instrument, there are many websites and apps that have instruments you can use instead. Once you have a small progression of notes, such as 3 — 4, try to build upon this idea to transform it into a melody. If you’re struggling to come up with ideas, try using a motif. A motif is simply a set of notes that repeat with slight variations. To help your melody shine, come up with a bassline. This is essentially the background part of your song. For more ideas on composing a melody, like how to add chords, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 207,758 times.

Reader Success Stories

  • Tom Hallin

    «Forgetting the basics and getting your head full of artistic sentiments can be dangerous. This article explained…» more

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мосгортур
  • Как написать морфологический разбор наречия
  • Как написать морскую пену маслом
  • Как написать морскую волну маслом
  • Как написать морской пейзаж маслом на холсте