Как написать мотивационное письмо на грант

Образцы документов

КАК СОСТАВИТЬ МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО 

Будь то заявка на стипендию или получение практики — мотивационное письмо является одним из первых документов, на которые обратит внимание комиссия, рассматривающая ваше ходатайство. В отдельных случаях мотивационное письмо понадобится и при поступлении на определенные факультеты в иностранный вуз. Чаще всего это творческие специальности или «молодые» направления, например «Европеистика» (European Studies) или «Инженерия культурного обеспечения» (Cultural Engineering). 

Об оформлении мотивационного письма 

Обычно организации, в которые, среди прочих документов, предоставляют мотивационные письма, размещают на своей странице в Интернете специальные бланки или указания по подготовке документа. Это значительно облегчает задачу соискателей. Если никаких данных относительно составления мотивационного письма нет, следует придерживаться стандартной схемы. О ней — подробнее.

По объему мотивационное письмо должно укладываться в один лист формата А4, максимум в два. Стоит избегать общих фраз по принципу «Я люблю культуру Германии и хочу познакомиться с ней поближе». Не рекомендуется повторять и ту информацию, которая уже есть в вашем резюме. Лучше рассказать о своем образовании и профессиональном опыте, применимом к деятельности организации, в которую вы обращаетесь.

Сначала — о себе и своих интересах 

Так, подавая заявку в иностранный вуз, стоит рассказать о своей академической биографии: где учились, где и как долго проходили практику, по какой тематике специализировались и чем конкретно планируете заниматься во время предстоящего обучения. При подаче заявления на абсолютно новую или творческую специальность рекомендуется заострить внимание на своих интересах, хобби, рассказать о том, какие сферы жизни волнуют вас в наибольшей мере. 

Когда речь идет о получении стипендии, важно рассказать, каким образом ваша прежняя научная, профессиональная или общественная деятельность была сопряжена с работой фонда, а также указать, чем вы будете полезны этой организации впоследствии. 

Самое главное для студента — мотивация

После краткого рассказа о себе следует «мотивационный блок», в котором вы рассказываете, почему обратились в конкретную компанию, фонд или вуз, чем это обосновано. Необходимо показать, что вы знакомы с деятельностью организации и она вам интересна. 

Например, если заявку на стипендию вы направляете в какой-либо общественно-политический фонд, организаторы вправе ожидать от вас активной жизненной позиции, интереса к политике и участия в общественной жизни страны. В свою очередь работодатели, предоставляющие места для практикантов, ожидают от них наличие соответствующих знаний и навыков, которые могут быть использованы и развиты во время прохождения стажировки в компании. 

Немаловажным также является вопрос о том, где вы планируете продолжить свою деятельность: за границей или в своей стране. Большинство фондов отдают предпочтение тем кандидатам, которые после обучения намерены вернуться на родину и использовать полученные знания и навыки на благо своего общества. В некоторых формализованных анкетах при подаче заявления на стипендию даже есть специальный пункт, касающийся возвращения на родину. 

Частые ошибки при составлении мотивационного письма 

Именно мотивационное письмо является приоритетом для комиссии, рассматривающей документы. При большом количестве заявок не исключено, что, заметив грубые ошибки в мотивационном письме кандидата, члены комиссии даже не станут читать его резюме, не говоря уже о приглашении на собеседование. Следует обратить внимание на следующие аспекты.

Важен внешний вид письма. Хорошее качество печати, наличие подписи и отсутствие помарок — обязательные условия. Адрес отправителя и получателя письма следует указывать в полной форме, без ошибок. Если в качестве контактного лица назван конкретный человек, то письмо должно быть оформлено на его имя, включая все степени и титулы. 

Мотивационное письмо должно иметь четкую структуру, следует выделять абзацы, не рекомендуется использовать в тексте различные шрифты и цвета. Грамматические ошибки и опечатки вряд ли произведут положительное впечатление на комиссию, они лишь скажут о вашей неграмотности или невнимательности. 

Мотивационное письмо следует составлять отдельно для каждой организации. Оно не должно содержать информации, которая не важна для данного конкретного случая, а осталась в письме «с прошлого раза». Таким образом вы сможете продемонстрировать, что готовились к подаче документов именно в данный фонд, вуз или компанию и знакомы с их деятельностью. 

Не приветствуется размытая аргументация, нечеткие формулировки, употребление «общих фраз». Информация о ваших преимуществах перед другими кандидатами должна быть представлена ясно и наглядно. 

Специалисты советуют также упомянуть о своих недостатках, ведь у каждого из нас они есть, правда, только о тех, которые вряд ли повлияют на принятие решения в вашу пользу.

Образцы мотивационных писем:

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Образцы рекомендательных писем (от преподавателей):

Пример 1

Пример 2

Образцы резюме для студентов:

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Один из главных документов, который нужен, чтобы учиться за рубежом бесплатно, — мотивационное письмо. Примеров, подсказывающих, как лучше написать мотивационное письмо для учебы за границей, в интернете гуляет множество, но они могут помешать проявить индивидуальность — а она очень важна. Вот личный опыт человека, который и подавал на гранты, и рассматривал такие заявки.

Как оценивают мотивационное письмо на грант

На что смотрят, когда отбирают кандидатов для стипендий? Это один из тех вопросов, на которые никогда не будет ясного ответа. Так же, как в случае с красотой, важны не столько цвет глаз и форма носа, сколько ситуация в целом, совокупность факторов.

Представьте себе эксперта, который читает вашу заявку и ищет в ней основания для того, чтобы начать ее проталкивать наверх или выбросить в корзину. Поработав сам в этой сфере, я могу с достаточной уверенностью сказать, что заявки победителей видно с первого взгляда. Их отличает манера изложения, с одной стороны, понятная, с другой — научно обоснованная. Четко прописаны все аргументы, везде дано подтверждение основных тезисов и мыслей. Например, «люблю изобретать» — вот восемь зарегистрированных патентов.

Дальше у нас, экзаменаторов, всегда будет возможность лучше изучить вас на интервью, а также ознакомиться с рекомендательными письмами. Так, текст вашей заявки будет просматриваться и анализироваться в течение всего процесса поступления. Пишите заявку с максимальной отдачей! Это то, что будут читать очень многие люди, и чем успешнее заявка, тем больше у нее будет читателей.

Если вы подаете на большинство известных мне грантов, успеваемость важна. У нас, в России, есть понятие цвета диплома. За рубежом же вы часто не объясните ничего, говоря о том, что диплом — красный. Надо говорить о том, что вы всегда получали самый высший балл. Не имея хороших оценок, трудно доказать, что вы будущее научное светило. Но на более поздних этапах карьеры, когда вы уже известный ученый, об этом, конечно же, никто не спросит.

Бывали и случаи, когда люди получали гранты, не имея формальных отличий в виде диплома. Сыграла роль веская и убедительная аргументация. Так, по моим представлениям, последнее важнее, чем молчаливые оценки или другие формальные категории.

Как оценивают мотивационное письмо на грант

Первое, на что смотрят, это eligibility — то, что вы действительно им подходите. Вы правда студентка, подходящего возраста, все документы в наличии и т.п. Очень-очень редко люди, которые ошиблись с оформлением документов на начальной стадии, проходят вперед.

Второе, на что смотрят, — как написана заявка, как аргументирована, все ли соответствует действительности и убедительно изложено. Вы должны изобразить себя восходящей звездой, показать, что ваша карьера — это кривая, направленная вверх, — без пафоса и без наглости, но убедительно. Дать понять, что ваш проект — интересный и новый и что вам пора за границу.

Кстати, важны и незначительные, на взгляд аппликантов, вещи, так называемое «прочее» — если информация о хобби не мешает основной мысли заявки, то это хороший плюс — располагает эксперта к вам, вы начинаете ему просто нравиться как человек. Он начинает думать, что бы сделать такого, чтобы протолкнуть заявку наверх. С этим тоже важно не переборщить, но указать такие вещи бывает полезно — нужно увидеть живого человека за бумагой, показать, что вы и по жизни преуспеваете.

Заявка должна быть структурированной. В Америке особенно приветствуется, если вы даете материал репетитивно, но без прямых повторов! Первый абзац — по возможности краткое изложение проекта: что, зачем и почему. Второй абзац — излагаете содержание проекта, его целесообразность, почему вы хотите уехать или поступить.

Постарайтесь быть интересным и понятным, чувствуйте ритм и архитектонику своего ответа. Если возникает необходимость уйти в терминологию, оговорите данную необходимость.

Третий абзац должен быть суммирующим. Наиболее примитивно вся стратегия выглядит следующим образом: «В первом абзаце говорю о том, о чем буду говорить. Во втором — о чем говорю. В третьем — о чем говорил».

Кто будет читать ваше мотивационное письмо

Кто будет читать ваше мотивационное письмо

Фактически существует как минимум три различных органа, которые будут изучать вашу кандидатуру на грант. Во-первых, это уровень администрации. Им, умеющим работать со специалистами разного профиля, должно быть понятно, что вы пишете правильные вещи, но также и то, что вы человек, который будет стремиться высоко вверх, — речь идет о тех самых leadership qualities, и вы умеете высказывать мысли здраво и понятно — communicative skills.

Во-вторых, собственно ученые из вашей области, которые, как уже сказано выше, будут судить исключительно о целесообразности научного проекта.

В-третьих, самый высокий комитет, который независимо от первых двух и без их ведома будет рассматривать заявки, приводя их в соответствие со своими стандартами. Он учитывает, какие страны должны быть представлены, сколько денег может быть потрачено, сколько женщин и сколько мужчин может быть принято и т.д.

На этот, последний пункт вы повлиять никак не можете. Никогда не знаешь, сколько им надо здоровых, а сколько больных. По моему наблюдению, как и везде, нужно писать о себе правду. Заранее неизвестно, что будет лучше для гранта.

Без юмора и жалоб

Категорически требуется воздержаться от указаний на вашу бедность, плохое здоровье или другие беды, от которых вы просите вас избавить. Ну почему, почему мы видим столько заявок, где речь идет о плохом здоровье или проблемах в жизни? Ведь это же не соцпакет или миссия спасения? Более того, в заявке на учебный или научный грант это как раз будет минусом — вы ставите под сомнение факт того, что успешно завершите свой проект.

В своих успешных грантах я всегда объяснял, почему именно Америка, Европа, Англия будет идеальна для моей работы, чтo именно я хочу изучить там, как это связано с моими предыдущими исследованиями и почему я нахожу продолжение исследований за границей целесообразным.

При поступлении в университет вы тоже должны доказательно объяснить, почему именно сюда (здесь такая лаборатория, хочу именно к этому научному руководителю). Научный руководитель — это ваш главный козырь. Используйте его по полной, если есть возможность. Если вы до этого занимались в России или где-то еще, можете пояснить, что вы фактически исчерпали всю базу здесь.

В заявке, повторюсь, следует писать все серьезно и доказательно, никакого юмора. Мой друг писал в своей заявке: «Я играл на 20 мастер-классах по всей Европе — и, следовательно, уже имею некоторое представление о европейской скрипичной школе». Я исправил «некоторое» на «полное, исчерпывающее», и друг получил грант.

Как произвести впечатление на отборочную комиссию

При подаче на грант вас будут пытать из месяца в месяц, из раза в раз. Если вы прошли первый тур, обязательно запросят дополнительные документы. Потом вас ждет интервью, потом — опять дополнительные документы или экзамены. Потом, опять же в случае успеха, потребуют дополнительных работ, подтверждений, данных. Самое трудное здесь — все время держать планку, не давать им ни малейшего подозрения или шанса разувериться в вас. Это очень трудоемко и психологически изнурительно, часто хочется все бросить.

Вы должны убедить комиссию, а не удивить. Вы должны выработать «умный и страстный» стиль. Хуже всего, когда человек молчит как рыба, ему нечего сказать или он боится. Такой человек не будет руководителем корпорации, не станет вести людей за собой. Ведь лидер — это не просто человек с высокой самооценкой или выдающимися интеллектуальными данными. Харизма складывается из многих факторов, один из которых — быть просто приятным и вызывать симпатию. Требуется быть умным, вежливым, обладать волей, но также и юмором, который должен рано или поздно проявиться на интервью.

Но, помимо внешних признаков, есть и скрытые. Сегодня почти каждый грант говорит о необходимости междисциплинарных исследований, о необходимости сближать науку с другими областями человеческой жизни. Иными словами, требуется, чтобы деятельность ученых могла отвечать задачам сегодняшнего дня, соответственно, нужно выработать подходящий научный язык, который был бы понятен как ученым, так и деятелям из политических и коммерческих кругов.

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Основные моменты мотивационного письма для гранта

В перечне обязательных документов, представляемых соискателями гранта, особое место занимает мотивационное письмо – важная работа, 500-1000 слов (а именно столько составляет чаще всего объем мотивации) которой позволяют участникам показать свою уникальность конкурсной комиссии. Давайте разберемся с тем, как создать правильное мотивационное письмо и заставить его работать на вас таким образом, чтобы по итогу именно вы стали лауреатом гранта.

Этап 1. С чего начать?

Именно этот вопрос больше всего терзает большинство соискателей на получение гранта. Казалось бы, что тут сложного, мол, нужно взять и расписать, почему комиссия должна присудить грант человеку именно из этой заявки? Однако, как показывает практика, начало письма – это едва ли не самое трудное. Непонятно, с какого боку подойти и на чем сфокусировать основное внимание. Так вот – ответы на следующие вопросы должны помочь участникам грантовых программ на первоначальном этапе:

  • Каковы ваши главные достижения и почему вы считаете их достижениями?
  • Обладаете ли вы какими-либо характеристиками, качествами, навыками, отличающие вас от остальных? Как вы их развили?
  • Есть ли в вашей жизни период, который оказался для вас наиболее трудным и почему? Как изменилось ваше мировоззрение в результате пережитых трудностей?
  • Приходилось ли вам страстно бороться за что-либо и в результате добиваться своего? Благодаря чему вы преуспели?
  • Приходилось ли вам страстно бороться за что-либо и в результате добиваться своего? Благодаря чему вы преуспели?

Уделив некоторое время ответам на эти вопросы, вы и не заметите, как собственноручно набросаете небольшой «эскиз» вашей мотивации – останется лишь свести все воедино, убрать лишнее и «приправить» доработкой, а также проверкой на орфографические и грамматические недочеты.

Этап 2. Формулировка главной идеи

Через все ваше мотивационное письмо должна просачиваться главная идея и посыл текста. Причем, крайне важно, чтобы идея эта была в единичном экземпляре. Если вы не можете идентифицировать главную идею своего мотивационного письма, значит, она не прослеживается четко или вовсе отсутствует, а отсюда следует то, что вы не до конца осознаете, почему подаете заявку на грант. Такая проблема присуща многим, когда подготовленный материал вроде и интересный, но пустой внутри, то есть не видна главенствующая идея, а вместе с ней и цель всего процесса.

Этап 3. Создание качественного текста

В мотивационном письме необходимо рассказать о себе, но непросто перечислить сухие факты биографии, а привести какой-то интересный пример из жизни или рассказать событие, которое особенно повлияло на вас вплоть до того, что изменило мировоззрение.

Мотивация на грант – это даже не мотивация на поступление, ведь, поступив в университет, вы не гарантируете себе бесплатное обучение за границей, его может обеспечить только грант. Поэтому включайте свой энтузиазм и страсть на полную мощь, так как такой шанс (зацепить грант и отучиться за границей бесплатно) может представиться вам всего лишь раз в жизни.

При написании мотивационного письма на грант следует прибегать к конкретике: сторонитесь общих и клишированных фраз, которые совсем не красят текст, а только вселяют все больший вотум недоверия в глаза членов конкурсной комиссии, показывая вас как заурядную личность без собственных мыслей.

Один из важных моментов – это избегание жалобного тона письма. Не жалуйтесь на жизнь, на недостаток средств на оплату обучения – так вы ни на йоту ни приблизитесь к конечной цели и не получите грант. Будьте уверены, что другие кандидаты тоже сталкивались с проблемами на своем пути, поэтому не стоит акцентировать внимание на недочетах и пробелах вашей жизни, а лучше постараться показать все в позитивном ключе; как правило, правильно заданный положительный тон придает мотивации больше шарма и приближает вас к успеху.

Этап 4. Редактирование текста

На данном этапе стоит еще раз перечитать все написанное, убрать лишнее, и проверить на ошибки. Только так вы добьетесь совершенства. Конечно, можно представить на обозрение комиссии и непроверенный вариант – одна ошибка не сильно пошатнет вас, если материал получился действительно цепляющим и интересным, но при прочих равных, будьте уверены, что выбор будет сделан в пользу идеально «вылизанной» мотивации.

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Тем, кто прежде не сталкивался с этим жанром, написать мотивационное письмо на русском или иностранном языке бывает сложно.

В нашей статье мы собрали основные рекомендации относительно того, как написать эффективное мотивационное письмо, которое вызовет интерес комиссии и ясно расскажет, почему вы заинтересовались тем или иным вузом или вакансией.

Типы мотивационного письма

Мотивационное письмо — вид сопроводительного документа, который требуется при приёме на работу, рассматривается как часть заявки на обучение в магистратуре или получение образовательного гранта.

Советы, как написать мотивационное письмо, незначительно различаются в зависимости от того, какова его конечная цель:

  • мотивационное письмо в университет (или другое учебное заведение);
  • мотивационное письмо для получения гранта;
  • мотивационное письмо для приёма на работу.

В целом принципы составления этих писем достаточно похожи.

Типы мотивационного письма

Типы мотивационного письма

Как написать мотивационное письмо в университет

Сегодня многие из ведущих вузов России позаимствовали опыт западных коллег и всё чаще при поступлении в магистратуру требуют не только представить определенный пакет документов, но и написать мотивационное письмо для поступления. Оно оценивается наряду с результатами вступительных экзаменов и помогает комиссии понять, насколько абитуриент заинтересован в поступлении, что движет им при выборе учебного заведения и конкретного профиля обучения.

Мотивационное письмо для поступления в вуз обычно бывает двух типов:

  • мотивационное письмо – эссе в свободной форме;
  • мотивационное письмо – структурированное эссе, в котором нужно ответить на конкретные вопросы.

Среди обязательных пунктов структурированного эссе обычно встречаются следующие:

  • обоснование выбора магистратуры конкретного вуза;
  • информация о векторе и сфере научных интересов абитуриента;
  • сведения о планах по реализации полученных знаний в будущей профессиональной деятельности;
  • информация о ключевых достижениях и заслугах поступающего.

Мотивационное эссе этого типа обычно является более простым, т.к. оно уже подразумевает наличие определённой структуры — у соискателя есть готовый план, по которому ему нужно составлять письмо.

Как начать мотивационное письмо

Начать мотивационное письмо любого типа лучше всего с краткой презентации: представить данные о своём предыдущем образовании и сфере интересов, оформить краткое резюме своих достижений (публикации, участие в конференциях, методическая работа).

Далее в обоих видах мотивационного письма (в структурированном эссе этот пункт прописан, в свободном – подразумевается его обязательное наличие) необходимо отразить основную мысль такого письма – почему вы хотите поступить в конкретное учебное заведение на конкретную программу.

«Узел» — главная часть мотивационного письма.

Основная мысль мотивационного письма для учёбы должна стать определенным «узлом», который свяжет личность абитуриента и выбранное им направление обучения. Ключевая особенность данного узла в том, что он не должен быть банальным, т.е. не должен говорить только о вашем «увлечении» или финансовой стороне будущей специальности, которую вы получите после выпуска.

«Я хочу поступить в магистратуру по профилю «Английская филология», т.к. с детства увлекаюсь изучением английского» или «Я хочу поступить в магистратуру по профилю «Английская филология», т.к. переводчик – это престижная профессия и они много зарабатывают» — примеры тех самых банальностей, которые не привлекут внимание комиссии к вашему письму.

Чтобы сделать действительно интересный «узел», «зацепить» приёмную комиссию, вам нужно отразить связь между вашей жизнью и вашими намерениями продолжить учёбу в данном вузе, а также продемонстрировать конечную цель – чего именно вы хотите достичь, работая в выбранной сфере.

Образец мотивационного письма

Это может выглядеть следующим образом:

«В школьные годы я принимала участие в постановках английского театра, и это показало мне всю красоту английского языка, заставило заинтересоваться его семантикой и грамматикой. Свои навыки и умения в области английской филологии, полученные на уровне бакалавриата в соответствующем вузе, я бы хотела развить и отшлифовать в магистратуре. Я уверена, что после её окончания смогу стать квалифицированным переводчиком – человеком, который выступает посредником между разными культурными пространствами, помогает людям разных национальностей слышать и понимать другу друга».

В такой формулировке есть всё необходимое: она в небанальной, «личной» форме объясняет интерес к языку, рассказывает о предыдущем образовании, а также демонстрирует представление соискателя о своей будущей профессии, т.е. показывает непосредственно его мотивацию.

Как правильно составлять мотивационное письмо

Как правильно составлять мотивационное письмо

Как обосновать выбор вуза

Другим важным элементом мотивационного письма в институт должно стать обоснование выбора конкретного вуза. Приёмная комиссия должна понимать, что именно абитуриент ценит в их учебном заведении, кроме всё тех же банальностей: «престижа», «долгой истории», «квалифицированного преподавательского состава».

Чтобы сделать этот раздел письма конструктивным, необходимо ознакомиться с описанием выбранной вами магистратуры, её учебной программой.

После этого вы сможете оперировать конкретными данными: «Изучив различные варианты магистратур, я выбрала именно данный вуз, т.к. в его магистерской программе предусмотрено наличие в учебном плане таких важных для меня дисциплин, как «…»; а фундаментальная теоретическая подготовка органично сочетается с широкой базой практики, где можно приобрести необходимый опыт, применить полученные знания и умения».

Именно эти пункты являются решающими при анализе мотивационного письма комиссией, поэтому им следует уделить максимальное внимание. Конечно, определённую важность имеет и оформление мотивационного письма: оно должно быть выдержано в деловом стиле, написано классическим чёрным шрифтом, в тексте рекомендуется использовать шрифтовое выделение важной информации.

Мотивационное письмо для получения гранта

Мотивационное письмо для получения гранта в целом строится по той же схеме. Вам также необходимо нащупать и отразить «узел», который свяжет ваши стремления с возможностями, предоставляемыми грантом. В таком типе письма основное внимание должно быть уделено решению проблем, которому будет способствовать получение гранта.

Небольшой совет: если вы претендуете на обучение за рубежом и являетесь соискателем стипендиального гранта, необходимо указать, что иностранное образование поможет вам стать квалифицированным специалистом в соответствующей области, которые так нужны вашей родной стране.

Мотивационное письмо для работодателя

Что касается мотивационного письма для приёма на работу, его ключевым «узлом» должна стать ваша связь как специалиста с выбранной организацией. В письме стоит отразить ваш предыдущий профессиональный опыт, актуальные знания и навыки, которые делают вас подходящим кандидатом для соответствующей вакансии, (т.е. то, чем вы будете полезны компании).

Как и в случае с вузом, обязательно следует указать, почему вы выбрали именно эту организацию, что вас в ней привлекает: интересная сфера занятости, возможность профессионального роста и саморазвития, решение важных производственных проблем и пр. (не стоит указывать лишь уровень зарплаты или условия работы). Кроме того, в таком письме следует обозначить ваши карьерные перспективы в компании: какие точки роста вы видите на этой работе.

Если всё же приведенные в статье советы не помогли, и вы сомневаетесь в своих силах, написать эффективное мотивационное письмо вам поможет студенческий сервис. Не пренебрегайте услугами профессионалов, ведь их помощь поможет вам получить качественное образование в престижном вузе или работу мечты.

Как написать мотивационное письмо: личный опыт

Чуть ли не главный пункт любого пакета документов, который нужно оформить для получения гранта, поступления в институт или на стажировку — это мотивационное письмо, или Statement of purpose. Люди с большим опытом в подготовке документов рассказали «Теориям и практикам» о том, как написать хорошее мотивационное письмо, а также поделились личными примерами.

Мотивационное письмо в резиденцию

Ольга Карякина

художник, графический дизайнер, получила грант от резиденции UNIDEE в 2011 году

«Это мотивационное письмо я писала в итальянскую арт-резиденцию UNIDEE, куда я ездила с 15 июля по 15 октября 2011 года. Документы принимали задолго до начала программы — в январе 2011 года. Раньше я писала мотивационное письмо в School of Visual Art в США, когда подавала документы на мастер-программу. В отличие от гранта на обучение мотивационное письмо в резиденцию является частью пакета документов вместе с описанием проекта, CV и портфолио, а также со ссылкой на личный веб-сайт. Также нельзя упускать и такой момент, что для художника мотивационное письмо и портфолио имеют либо одинаковую степень важности, либо портфолио имеет даже большее значение.

Получив информацию о гранте UNIDEE, я поняла, что он мне подходит, и начала подготовку к конкурсу с осмысления того, над чем сейчас мне было бы интересно работать. Я хотела работать с арт-объектами из натуральных материалов. На сайте резиденции я увидела, что организаторы приветствуют проекты, которые вызывают позитивные изменения в обществе. Я сделала проект «Зеленая реклама», направленный на то, чтобы заменить рекламные конструкции, которые загрязняют город, на зеленые арт-объекты, которые город бы украшали и очищали.

Подобные проекты существуют во всем мире, но в России такого опыта пока нет. В заявке я писала, что в резиденции я хотела бы разработать теоретическую составляющую проекта и сделать у них несколько арт-объектов. Я писала, что для реализации проекта полезно обсуждать его с людьми из разных стран и с профессионалами, которые разбираются в экологии, архитектуре, социальных процессах и технологиях.

Мой проект был рассчитан на большие города, и поэтому в процессе работы в резиденции в Италии он сильно изменился. Рекламная составляющая проекта отошла на второй план и, в конце концов, я работала на созданием арт-объектов из натуральных материалов. Чаще всего так и бывает: то, что написано на бумаге в описании заявки, и то, что выходит на деле, — совсем не одно и то же. Но это нормально, резидентские программы на то и рассчитаны. К выбору резиденции нужно относиться внимательно, и если ваш проект посвящен рекламе в больших городах, то и ехать стоит в большой город, а не в тихую провинцию в сердце Италии. Но тогда это был мой первый опыт подачи документов в резиденцию, и я просто об этом не подумала. Выбирая резиденцию, нужно смотреть, насколько место и страна подходят к концепции вашего проекта; на организацию, которая выделяет деньги — насколько ваши цели и интересы схожи. Если цели совершенно разные, то можно весело провести время, но совершенно без пользы для проекта и вашего развития.

Работая над письмом, я придерживалась стандартной структуры: вступление, основная часть, заключение. На работу над письмом у меня ушло два дня. Во вступлении говорилось о существующей проблеме и о возможности ее разрешения с помощью предлагаемого проекта. Здесь я использовала американский стандарт написания эссе, когда в конце первого абзаца пишется основная мысль. Дальше идут три небольших абзаца, которые эту мысль конкретизируют и развивают. Также в основной части стоит написать о том, почему данный проект стоит развивать именно в этой резиденции: что существующие у них возможности дадут для развития проекта. Последний абзац — это заключение, в котором обычно суммируются все идеи, которые описывались выше. Если бы я еще раз писала для UNIDEE, то сделала бы письмо немного конкретнее — но не сильно, так как не стоит забывать, что в любом случае проект изменится. В качестве структуры мотивационного письма удобно брать за структуру эссе языкового экзамена.

Есть сайты, которые предлагают шаблоны таких документов, но на практике с ними не очень удобно работать — получается совершенно мертвый текст. Единственная помощь, которая мне понадобилась — это обсуждение с моим другом, живущим в Америке, того, как сформулировать некоторые мысли по-английски, потому что то, как мы говорим и как говорят носители языка, сильно отличается. Хотя для неанглоязычных стран русский английский вполне подходит.

Наверное, единственное, о чем не стоит писать в мотивационном письме, — это то, что вы плохо умеете взаимодействовать с людьми. Да и вообще, не надо быть скучным и писать всю правду. Гранты — это чистая политика. И письма должны быть написаны дипломатично, чтобы получить нужный результат».

Мотивационное письмо для стажировки в иностранную компанию

Екатерина Стетюха

стипендиатка программы DAAD Journalisten International, студентка магистратуры Технического университета прикладных наук Вильдау:

«Когда я писала это письмо, опыта в таких делах у меня было немного, и я много наводила справки и собирала информацию, как это правильно делать. Поскольку письмо изначально было на немецком языке, то я узнавала у коллег из Германии, какие клише и речевые выражения уместны в таком жанре публицистического стиля, как мотивационное или сопроводительное письмо. Работа длилась неделю, потому что у меня не было возможности выделить время на одно только письмо. Я записывала светлые мысли, которые приходили в голову между делом, и в свободную минуту оформляла их в предложение или абзац. Мое мнение: быстро хорошее письмо не пишется, лучше выделить время, чтобы подумать и отредактировать. Впоследствии я стала писать такие тексты значительно быстрее, при этом то письмо пока самое успешное.

Всего в письме четыре абзаца. В первом я рассказала о себе и своем образовании, во втором — о моих профессиональных интересах и полученном международном опыте. В третьем абзаце шла речь о том же, потому что во втором все не уместилось. И в заключении одно предложение о том, что участие в данной образовательной программе мне бы очень помогло и расширило бы мои горизонты. Подход классический: введение, основная часть и заключение. Может быть, кому-то что-то более креативное придет в голову. Я придерживалась традиционных канонов.

Расскажите в вашем мотивационном письме о сильных сторонах вашей личности: скажем, вам совсем еще немного лет, скажем, 23, а у вас уже два диплома и опыт работы, еще участие в международных проектах и два языка. Об этом стоит красиво сказать — такой self-marketing.

Плюс стоит обосновать необходимость вашего участия в проекте — в частности, объяснить, зачем именно вам учиться за рубежом. Если у вас уже есть российское образование, то нужно показать связь между вашим отечественным дипломом и возможным зарубежным. Ведь кто-то будет вкладывать в вас деньги. Он имеет право знать, зачем — и какие дивиденды в будущем принесет вам образование на чужбине.

Помимо этого важен международный опыт, пусть минимальный. Иногда этот фактор является решающим, если приходится выбирать между несколькими кандидатами. К зарубежному опыту относятся и туристические поездки тоже, они расширяют горизонт. Правда, эту информацию в очень краткой форме я бы включила в резюме. В мотивационном письме лучше написать о семинарах, курсах и учебных программах, которые вы прошли за рубежом. Такой опыт очень ценен. Чтобы его приобрести, можно самому заплатить за учебную программу или подать документы на грант или стипендию. Например, очень легко пройти курсы английского или любого другого языка за свой счет, можно и получить финансовую поддержку фондов. Если это ваш первый опыт, то в сопроводительном письме так прямо и пишите. Вернувшись на родину после такой поездки, вы точно станете немного другим человеком, более открытым и гибким.

Истории, которые рассказывают коллегам на корпоративных вечеринках, в мотивационном письме не пишут. Не стоит хвастаться, что на третьем курсе чуть не вылетели из университета, пусть это останется вашей личной историей. Наверняка тогда вы испугались, многому научились и узнали больше о своих сильных и слабых сторонах. И пишите только правду. Вашему тексту поверят, и придется соответствовать тем ожиданиям, которые вы зароните в головы приемной комиссии. Стоит позаботиться о том, чтобы соответствовать тем критериям, которые указаны в правилах отбора. Будьте уверены, что вам туда надо».

Мотивационное письмо для
поступления в магистратуру

Лена Килина

студентка Лундского университета

«Сначала я написала план письма по пунктам, следуя стандартным сэмплам по созданию мотивационных писем. Нужна краткая презентация себя, твоей специализации, опыта работы, волонтерства и прочего активизма, а также обоснование своего выбора — этот пункт лучше осветить в конце. Очень важно подчеркнуть соответствие своего опыта к выбранной специальности. Например, я писала письмо для поступления в магистратуру по востоковедению — соответственно, указала знание восточного языка и работу в Китае — это выигрышные пункты. Также выбранная мной магистратура специализируется на социологии и политологии Азиатского региона, поэтому упоминание того, что в моем дипломе о высшем образовании были и такие курсы, совсем нелишнее.

По сути, нужно писать немного пафосное послание с акцентом на то, как я мечтаю учиться именно у вас. Поэтому, на мой взгляд, нужно по возможности постоянно в своем письме возвращаться к тому, что весь ваш накопленный опыт будет бесценен и полезен на этом конкретном факультете, который вы выбрали.

Думаю, что акцент необходимо делать на двух пунктах, как я и делаю в моем письме: это академические достижения и опыт работы. Достижением считается любое участие в конференциях, написание курсовых, представление диплома. Выгодно и красиво написав об этом, создастся впечатление, что академически вы подкованы. Профессиональный опыт тоже важен, так как доказывает,что есть навыки и независимость.

Не нужно давать много описаний и фактов: отметьте свой университет, специальность, работу и дальше пишите больше о вашей активности и опыте, приобретенном там, и как он может быть полезен в будущем. Самое главное в мотивационном письме — это уверенность и грамотная презентация себя».

Иконки: Woman by Kristin Poncek from the Noun Project

Мотивационное письмо – это  эссе в свободной форме объемом около 500-1000 слов, в котором нужно рассказать, почему именно ваша кандидатура должна претендовать на грант,  поступление в магистратуру или стажировку после университета в международной компании.

От того, насколько грамотно вы напишите  мотивационное  письмо зависит, сможете ли вы убедить работодателя или приемную комиссию в том, что именно вы достойная кандидатура.

Эту статью для вас подготовила Кристина Зараковская — старший методист PROGRESS English School.

PROGRESS English School создали 2 бесплатных площадки для изучения английского языка.

  • Уникальные техники обучения
  • Чек-листы и лайфхаки
  • Актуальная информация о мировом туризме
  • Подготовка к IELTS

Подписывайтесь на наши Telegram-каналы:

Канал посвящённый разговорному английскому. Здесь вы можете тренировать аудирование, грамматику, расширять словарный запас.

Канал по подготовке к экзамену IELTS. На канале вы найдете полезные чек-листы, разборы популярных тем, клише, идиомы.


Содержание:

  • 1 Структура письма
  • 2 Советы по содержанию мотивационного письма
  • 3 Пример мотивационного письма на английском
  • 4 Как правильно оформить мотивационное письмо
  • 5 Британские & Американские вузы — какая разница для студентов?
  • 6 7 самых распространенных ошибок при написании мотивационного письма
  • 7 Чек-лист мотивационного письма

Структура письма

Мотивационное письмо (Statement of purpose/motivation letter) — это способ показать свою личность, рассказать какой вы человек. О том, какие события произошли с вами, почему вы решили учиться за рубежом, что этому способствовало. Именно из этого письма приемная комиссия узнает, что привело вас к данной специальности и почему необходимо выбрать именно вас.

Motivation letter — представляет собой эссе в свободной форме. Важно понимать, что от того, насколько качественно вы написали письмо  зависит получите ли вы грант или стипендию ВУЗа.

Если вы задумались об учебе за рубежом, то советую прочитать нашу статью «КАК ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ НА ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ — ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ»

Что касается структуры и содержания письма, то все зависит от требований университета, но в оформлении есть общие правила, которые необходимо соблюсти. Письмо состоит из трех частей:

  1. Введение (Intro) — в этой части вам нужно будет рассказать о себе и почему ваше письмо нужно дочитать до конца.
  2. Основная часть (Body) — в этой части приемная комиссия узнает об успехах и мотивации, почему вы выбрали эту программу, где бы вы хотели работать в будущем, ваши сильные стороны, а также, информация про грамоты, награды, стажировки и магистратуру.
  3. Заключение (Conclusion) — в финальной части нужно подвести итог своего письма и рассказать какую пользу вы можете принести данному университету.

Также в мотивационном письме есть два важных раздела в начале и конце письма: раздел с вашими контактами и контактами получателя в начале и в конце ваша подпись. 

Советы по содержанию мотивационного письма

Так как  объем письма должен быть не более 1000 знаков, важно четко понимать, что стоит писать, а что нет. Итак, что должно быть обязательно:

  • Информация о вашей специальности, что в ней вам нравится. Есть ли опыт и какими вопросами вы собираетесь заниматься, если поступите в университет. Приемной комиссии важно, чтобы ваши интересы совпадали с выбранной специальностью.
  • Информация про ваш опыт, про изучаемые предметы, про ваши исследования. 
  • Расскажите про свои навыки и умения, которые будут полезны в дальнейшей учебе. Приемная комиссия смотрит на то, чем вы можете быть полезны вузу.
  • При написании соблюдайте четкую структуру и официальный стиль написания. Пишите без лишней воды и строго по существу.
  • Ваше письмо должно поместиться на одной странице формата А4. 
  • Приводите примеры из жизни, которые соответствуют вашей специальности. Делайте акценты на достижениях, которые сформировали  вас как личность.
  • Не дублируйте информацию, которая уже представлена в других документах, это лишнее.
  • Письмо пишите самостоятельно, не копируйте чужие. Вы можете использовать одно свое письмо при подаче документов на разные программы.
  • Проверьте письмо на наличие грамматических ошибок, их не должно быть категорически и, конечно, пишите письмо заранее, чтобы было достаточно времени вспомнить и изложить весь свой опыт и знания в него.

Пример мотивационного письма на английском

1234 Fremont street

Las Vegas, Nevada 50201

October 30, 2021

Susan Mayer Ph.D

One University Park Drive

Nashville, TN 37204

Dear Mrs. Mayer,

I am interested in being admitted into the program for M.S. in Exercise and Nutrition Science. After researching many similar programs, I feel that I would be best suited in this program at Lipscomb University. It is very important to me to be prepared for a career in dietetics and becoming a registered dietitian. I feel that I would be a great addition to the program and excel as a member of the Dietetic Internship program. I have come to learn about this program requirement through extensive research about the Dietetic Internship requirements in the previous two years.

While I feel that this position in the Master’s program will be beneficial to my knowledge in nutrition and dietetics,I| also feel that with a combination of my motivation and desire to help others, I would be a dynamic addition into this specific program. My years of undergraduate coursework have qualified me as a strong candidate for admission. Also, I have experience across all fields of dietetics, including foodservice, research, and fieldwork. I believe that the combination of these experiences have caused me to develop a keen understanding of the requirements to become a registered dietitian. I have worked alongside various registered dietitians for the University of Tennessee Medical Center and The University of Tennessee Culinary Institute. I also worked to develop nutritional lesson plans for a youth center, causing me to actively apply my knowledge in nutrition.

Please reference my enclosed resume to find more information regarding my credentials, background, training, and experience. I believe that you will agree that I will be a great fit for this position in the graduate program.

I will be in attendance for a Graduate Studies Information Session and would like to set up a one-on-one meeting with you to further discuss admission into this program. I have included my contact information for your convenience. Also, feel free to continue learning more about me on my online portfolio at 

www.ediebrittportfolio.blogspot.com.

Sincerely,

Edie Britt


Перевод мотивационного письма:

1234 Fremont street

Las Vegas, Nevada 50201

October 30, 2021

Susan Mayer Ph.D

One University Park Drive

Nashville, TN 37204

Дорогая миссис Майер,

Я заинтересована в том, чтобы быть принятым в программу  M.S. in Exercise and Nutrition Science. Изучив множество подобных программ, я чувствую, что мне лучше всего подошла бы эта программа в Университете Липскомб. Для меня очень важно подготовиться  к карьере диетолога и стать сертифицированным диетологом. Я чувствую, что была бы отличным дополнением к программе и преуспела бы в качестве участника программы стажировки по диетологии. Я узнала об этом требовании программы, проведя обширные исследования о требованиях к стажировке по диетологии за предыдущие два года.

Хотя я чувствую, что эта должность в магистерской программе будет полезна для моих знаний в области питания и диетологии, я также чувствую, что при сочетании моей мотивации и желания помогать другим я была бы динамичным дополнением к этой конкретной программе. Мои годы учебы в бакалавриате сделали меня сильным кандидатом на поступление. Кроме того, у меня есть опыт во всех областях диетологии, включая услуги общественного питания, исследования и полевые работы. Я считаю, что сочетание этого опыта заставило меня развить глубокое понимание требований, предъявляемых к тому, чтобы стать сертифицированным диетологом. Я работала вместе с различными диетологами в Медицинском центре Университета Теннесси и Кулинарном институте Университета Теннесси. Я также работала над разработкой планов уроков по питанию для молодежного центра, что заставило меня активно применять свои знания в области питания.

Пожалуйста, обратитесь к моему прилагаемому резюме, чтобы найти дополнительную информацию о моих полномочиях, образовании, подготовке и опыте. Я верю, что вы согласитесь, что я отлично подойду на эту должность в аспирантуре.

Я буду присутствовать на информационной сессии по аспирантуре и хотел бы организовать встречу с вами один на один для дальнейшего обсуждения вопроса о приеме в эту программу. Я включил свою контактную информацию для вашего удобства. Кроме того, вы можете узнавать больше обо мне в моем онлайн-портфолио по адресу www.ediebrittportfolio.blogspot.com .

С уважением,

Иди Бритт

Как правильно оформить мотивационное письмо

  • Текст письма – печатный 
  • Ориентация – книжная 
  • Объем письма – до одного листа формата А4 
  • Шрифт – Times New Roman 
  • Размер шрифта – 14 
  • Цвет – черный 
  • Расстояние между строками – 1,5
  • Поля документа справа и слева – 2 см

Британские & Американские вузы — какая разница для студентов?

США и Великобритания всегда ассоциировались с высокими стандартами  качества и старейшими традициями обучения, плюс в этих странах находится наибольшее количество высших учебных заведений. Где учиться? Предлагаю рассмотреть разницу этих ВУЗов и сделать свой выбор.

  • Подача документов
США Великобритания
более долгий и сложный процесс подачи документов.прием документов происходит через систему Common Application.в дополнении к анкете необходимо предоставить ответы на вопросы конкретного вуза.возможно нужно будет писать дополнительное эссе в 200-300 слов.возможность подать документы в 20 университетов.есть университеты, которые не входят в общую систему и придется подавать пакет документов отдельно.крайние сроки подачи документов — 1 ноября и январь. заявка подается одновременно в несколько университетов (обычно не более 5) с использованием централизованной системы UCAS (Universities and Colleges Admission Service).в системе заполняется одна анкета, мотивационное письмо, рекомендация от школы.крайний срок подачи документов — октябрь или январь (зависит от вузы).получение итоговых оценок и финального решения происходит к концу лета.подача документов происходит за полгода/год.
  • Вступительные экзамены и интервью
США Великобритания
необходимо сдать вступительные экзамены SAT или ACT, оценивающие интеллектуальные способности и готовность к обучению.возможно сдача эссе и отдельных предметов, требуемых по специальности. интервью является обязательной частью только в музыкальных и драматических колледжах. вступительные экзамены сдают только определенные категории студентов: кандидаты на инженерные и медицинские факультеты, в Оксфорд, Кембридж.кандидаты на творческие специальности сдают портфолио своих работ.после первого отбора следует интервью.
  • Продолжительность обучения
США  Великобритания
длительность обучения в среднем на год больше, так как изучается более широкий список предметов и дисциплин.бакалавриат — 4 годамагистратура — 2 годадокторантура — 5-7 лет+ обучение короче и направлено на одну выбранную специализацию. бакалавриат — 3 годамагистратура — 1 годдокторантура — 3-4 года+
  • Структура программы
США Великобритания
гибкая программа обучения и перед выбором основной специализации студент изучает обязательные общие предметы.возможность формировать  свою собственную программу и выбирать определенных преподавателей.более обширная программа обучения, которая способствует развитию общего кругозора.есть возможность в процессе обучения поменять специальность. нет возможность сменить выбранную специальность, не считая официального перевода.система обучения ставит целью подготовить специалиста, обладающего глубокими знаниями в выбранной сфере.практически невозможно сменить один университет на другой.
  • Экзамены и оценки
США Великобритания
обучение состоит из групповых занятий, семинаров, лекций, проектов и презентаций, следовательно финальная оценка складывается из множества пунктов, а также, экзамена. оценка складывается из успеха на экзамене и нескольких работ.
  • Студенческая жизнь
США  Великобритания
студенческая жизнь включает в себя все аспекты социальной жизни.общежития являются частью кампуса и проживая в нем студент должен принимать участие в общественной жизни.нередко проживание студентов разделяется на различные объединения и представляют своего рода университетскую “семью”. студенческая жизнь включает в себя все аспекты социальной жизни.студенты проживают в общежитиях, управляющиеся сторонними организациями. Находятся недалеко от университета с различными удобствами.участие в общественной жизни университета необязательно. 
  • Стоимость обучения
США  Великобритания
цена зависит от того частное или государственное учреждение, штата. Государство не влияет на цену. Стоимость обучения — 29-65 тысяч долларов.имеются государственные кредиты на обучение.можно получит грант или стипендию на обучение. цены контролируются правительством и имеют лимит на стоимость. (Для иностранных студентов приблизительно 18-27 тысяч фунтов).имеются государственные кредиты на обучение.

Выбор страны, в которой предстоит учиться зависит исключительно от абитуриента, его талантов,  предпочтений, целей и финансовых возможностей. И при выборе университета нужно с полной ответственностью подойти к этому вопросу, тщательно изучив все плюсы и минусы.

7 самых распространенных ошибок при написании мотивационного письма

  1. Копирование чужих писем. Системой антиплагиат проверяется каждое письмо, поэтому оно должно быть написано строго самостоятельно.
  2. Дословный перевод с русского на английский. Использовать электронный переводчик плохая идея, которая продемонстрирует, недостаток ваших  знаний английского. 
  3. Сложный стиль написания. Ваше письмо должно быть интересно читать, и, нагрузка в виде витиеватых и закрученных фраз, которые вы слабо понимаете, сыграет с вами злую шутку. Ваша задача, показать свое мышление и умение излагать мысли четко и грамотно. 
  4. Недостаток аргументов. Если вы напишите сухо и коротко, то  приемной комиссии может показаться, что вы не слишком сильно хотите попасть на выбранную специальность. 
  5. Повторения и ненужные слова. Не нужно сильно углубляться, изложите четко и по факту необходимую информацию.
  6. Отсутствие структуры или она нелогична. О ней было сказано выше, следуйте ей и тогда ваше письмо получится таким, как нужно.
  7. Мало личной информации. Это делает ваше письмо скучным и посредственным.

Не пренебрегайте проверкой. Лучше, если это сделает ваш преподаватель английского. 

Чек-лист мотивационного письма

Перед тем, как отправить письмо его необходимо несколько раз прочитать, проверить на наличие ошибок и соблюдение структуры. Также рекомендую проверить его по чек-листу, чтобы точно быть уверенным, что вы ничего не упустили:. 

  1. Почему вы выбрали этот вуз/факультет/программу?
  2. Из каких источников вы узнали о вузе/факультете/программе?
  3. Почему эта профессия/специальность вызывает у вас интерес?
  4. Что отличает этот вуз/факультет/программу от остальных? (преподаватель, курсы, стажировки, стипендия)
  5. Расскажите о вашем образовании и успеваемости.
  6. Имеются ли у вас интересы и увлечения, которые связаны с профессиональной деятельностью? 
  7. Расскажите о своих целях в жизни.
  8. Какие у вас планы на будущее и как вы будете использовать полученные знания.

И последний совет — пишите от души. Мотивационное письмо влияет на успех вашего зачисления в ВУЗ. Преподаватель оценит вашу искренность и уникальность.

Если сомневаетесь в своих силах, то советую прийти к нам в PROGRESS English School. Наши преподаватели не только улучшат ваш английский, но и окажут поддержку при написании письма.

Бесплатные События по экзамену IELTS

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мотив песни
  • Как написать московское время сокращенно
  • Как написать московское время на английском
  • Как написать московский часовой пояс
  • Как написать московская область на латинице