Как написать музыкальное впечатление

Одними из самых сильных впечатлений моего детства были музыкальные.
У нас дома было много пластинок, большинство из которых отдала нам мамина сестра, чтобы они не напоминали ей прошлое, и также для моего музыкального развития. Моя мама любила музыку разную и слушали мы ее практически каждый вечер. Не специально, но она звучала почти всегда: когда мама готовила ужин – обычно народная, когда мы ужинали – классическая, после ужина и в свободное время – разная, по настроению, напр. я любила готовить уроки под клавесинную музыку И.С.Баха.
Когда я была совсем маленькая, у меня было 2-3 пластинки с детскими песенками. Помню, как слушала бесконечное количество раз одни и те же песни… – года в три я научилась сама переставлять пластинку в проигрывателе и поэтому могла слушать музыку, когда хочу. Самыми любимыми в том возрасте у меня были коротенькие песенки на стихи Агнии Барто, и позже, когда я научилась читать, самыми первыми книжками были сказки Пушкина и стихи Барто. Еще была песенка про московское метро, она казалась мне почти взрослой по сравнению с другими. Очень нравилось слушать Валенки в исполнении Нины Руслановой и Синий платочек в исполнении К. Шульженко.
Были пластинки со сказками, которые читали прекрасные старые артисты МХАТа – очень я любила слушать сказки про Аладдина, про Дюймовочку и сказки Пушкина. Были пластинки с песнями советских композиторов и ариями из оперетт, особенно хорошо запомнились мне из моего детства ария Мистера Икс в исполнении Георга Отса и ария Кармен на русском языке “У любви как у пташки крылья” (не помню исполнителя).
Из классической музыки в том весьма юном возрасте мне разрешали слушать только вальсы Шопена и Чайковского, все остальные пластинки были под запретом. Не удивительно, что именно поэтому они интересовали меня особенно…:)))
Помню, что лет с 4х я начала потихоньку знакомиться с ними, когда оставалась дома одна. И не могла понять, почему мне не разрешают их слушать…до тех пор, пока не дошла до пластинки с фортепианной музыкой Бартока. Уже не помню, что именно было записано на пластинку, но эта музыка произвела на меня сильнейшее впечатление. Настолько сильное, что уже после первых аккордов я в страхе остановила пластинку.
Когда мой первый страх улегся, я решила послушать еще раз – было ужасно интересно ! Включила пластинку снова, попыталась слушать…и снова испугалась так, что закричала….помню это, словно происходило совсем недавно.. – тогда я решила, что это плохая музыка и спрятала пластинку. В течение недели-двух хотела, но так и не решилась поставить пластинку снова…однако ужасное любопытство не давало мне покоя. И в один прекрасный день я придумала, как послушать эту страшную музыку. Посередине комнаты стоял стол, покрытый скатертью…- поставив пластинку, я моментально спряталась под этим столом и слушала оттуда…мне казалось, что там я в безопасности и могу не бояться )))
Но тем не менее во время первого прослушивания я не столько слушала музыку, сколько боролась со своим страхом, и поэтому пришлось повторить снова. Помню, что не смогла дослушать до конца – сильные мощные аккорды были совершенно новыми для меня и мне казалось, что они бьют меня по голове, толкают в спину, хотят оглушить и раздавить …
Было страшно настолько, что даже любопытство не помогало – я сидела под столом, закрыв голову руками и плакала. В таком положении меня застала мама. Пластинку она спрятала под кипой других и взяла с меня слово не брать те пластинки, которые она не разрешает мне слушать. Лет до шести я не повторяла попытку снова послушать Бартока, но продолжала потихоньку ставить другие неразрешенные пластинки – Листа, Шуберта, Брамса, Рахманинова, другие вещи Шопена и Чайковского, Прокофьева, Хачатуряна … – пластинок было очень много. Ничего страшного в них для меня не было, большинство из них слушала с интересом и у меня появлялись любимые произведения. Помню, что в их числе были одна из венгерских рапсодий Листа, Серенада Шуберта, все, что было у нас из Моцарта (сонаты и арии из опер), Танец с саблями Хачатуряна, Картинки с выставки Мусоргского ( каким бы удивительным ни казалось вам да и мне самой это сейчас).
Также в те юные годы я боялась слушать органные произведения И.С.Баха – меня подавляли мощь и объем, я казалась себе Дюймовочкой в огромном помещении с узкими высокими окнами ( впервые в католическую церковь я зашла уже после окончания школы ) , но клавесинные произведения слушала с удовольствием. Не любила Бетховена – он казался мне шумными и беспокойными, как мальчишки, гонявшие футбол.
И вот где-то уже перед самой школой, решив, что я уже достаточно большая и смелая, сделала новую попытку послушать страшную музыку Бартока. И была удивлена тем, что она совсем не страшная…Счастье мое было беспредельно – я слушала Бартока, не прячась под стол, могла снова и снова повторить ее, но это было уже не интересно …и я отложила пластинку в сторону надолго. И только где-то лет в 14-15 мне захотелось снова послушать ее, чтобы понять, что же такого было на самом деле в той музыке…
В те годы у меня уже был любимым композитором И.С.Бах (как оказалось, навсегда) , его органная музыка, хотя ,конечно, как и большинство молодых людей я больше всего любила Токкату и фугу ре-минор и еще не выросла до Партит и ХТК , любила 9ю симфонию Бетховена, заслушивалась Рапсодией в стиле блюз Гершвина и представляла себя Джульеттой под музыку Прокофьева.
Послушав Бартока еще раз , я забыла о его музыке надолго..лет на десять, когда мне довелось вновь услышать его музыку. У меня появились друзья в Венгрии и во время моего первого посещения этой красивой страны они устроили мне сюрприз, пригласив на концерт, в котором прозвучали некоторые произведения этого композитора. Мои венгерские друзья надеялись, что я смогу узнать в одном из них то самое, которое не давало мне покоя все мое детство. Но увы, я не вспомнила, какое именно произведение это было. Возможно, Соната №80/ Piano Sonata, Sz. 80 или Rhapsody, Op. 1, BB 36b или Аllegro Barbaro , но скорее всего Этюд №18 /Three Etudes op. 18 или 3 Burlesques op. 8.
Есть какое-то удивительное совпадение или посыл в будущее из детства, что именно венгерский композитор произвел на меня тогда самое сильное впечатление – ведь именно Венгрия оказалась страной, которая занимает большое место в моем прошлом и с которой у меня связано много хороших воспоминаний.
И И.С.Бах связал меня с Германией, когда я начала изучать немецкий язык и позже, когда жила в немецкой семье, которая помогла мне пережить страх от перестроечных лет. И даже Гершвин вспоминался мне совсем недавно, когда я гуляла по ночным улицам Нью-Йорка.
Все в жизни взаимосвязано и ничего не бывает случайным. И ничего не пропадает. И не приходит просто так.
Bela Bartok – Аllegro Barbaro
Bartok – Three Etudes op. 18 исп. Zoltan Kocsis
Bartok – 3 Burlesques op. 8 исп.Sviatoslav Richter
Ф.Лист – Венгерская рапсодия № 6 , исп. Марта Аргерих / Hungarian Rhapsody No.6, Martha Argerich 1966
Серенада Шуберта – из фильма “Приходите завтра”
George Gershwin, Rhapsody in Blue –
Earl Wild piano – Boston pops Orchestra – Arthut Fiedler conductor

7
Старый замок
8
Что за прелесть эти звуки Что за красота вокруг! Музыка покрыта тайной, историей. Неторопливый темп, солирование инструмента. Временами слышится напряжение, даже драматизация. На протяжении всего произведения лейтмотив, как вопрос.
9
Тюильрийский сад
10
Сады, цветы, какая красота! И солнце светит и смеются дети! Красивая музыка, весёлая, подвижная.
11
Скот( быдло)
12
И слышен стон по всей Земле о судьбах русского народа Характер музыки сильный, тяжёлый, суровый в неторопливом темпе не меняется.В конце, как будто силы пропадают, всё затихает.
13
Балет невылупившихся птенцов
14
Везде любовь и пенье птиц Прекрасна красота природы Музыка детская, игривая. Сначала тихая, затем громче. Темп быстрый. Напоминает танец.
15
Два еврея-богатый и бедный Беден тот, кто способен мечтать о беде, Кто свой мир основал на потерях и страхах! Музыка, как диалог властного уверенного в себе человека и слабого заискивающего. Неторопливый темп. Не достигают согласия. Временами звучание как вопрос, на который другой ответить не может.
16
17
Лиможский рынок
18
По старым преданиям я песню пою ищи не приданное, а долю свою Одаришь подарками и вновь ты поймёшь, Что даже на ярмарке не купишь любовь! Музыка звучит в быстром темпе, игривая, беспокойная. Напоминает суету, хаос.
19
Катакомбы
20
Чтобы не плакать у края ступени Тёмных, глухих катакомб роковых Мрачно и сыро, но выйдя из тени В жизни земной смело смотришь на них. Удар, тишина, ещё удары, стон, тупик. Мрак, страх, плач, опять жуть.Резкие звуки, безысходность.
21
Баба- яга(Избушка на курьих ножках)
22
В своей избушке, что в бору дремучем жила бабулька по прозванию Яга Темно в лесу, что даже солнца лучик не каждый раз под кроны забегал. Музыка в быстром темпе резкая, с акцентами звучит в среднем и низком регистре. Вторая часть тоже подвижная,живая.Третья часть – повторение, но более уверенно.
23
Богатырские ворота
24
Поросло быльём, ушло всё в прошлое. И в легендах смелый Богатырь нам оставил силушку не сношенной да на поле брани монастырь! Музыка красивая, могучая, сильная, гордая. В начале звучит громко, затем как будто мирная жизнь-ласково, тихо. И опять душа поёт. Светло, солнечно. Завершается торжеством, утверждающе на фортиссимо.

Слайд 1

Описание слайда:

№10(26)-3чет
.Музыкальное впечатление



Слайд 2

Описание слайда:

Добрый день, добрый день!
до-ми соль, до-ми соль
Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.
До- ми до- соль до-до ми-ми соль

Дин-дон, дин-дон, мы садимся на
До-ми до-соль до- до ми-ми соль
урок!
ми-до


Слайд 3

Описание слайда:

Посмотрите на картинки и назовите произведение, которое мы продолжаем изучать.


Слайд 4

Описание слайда:

Тема урока: М.П.Мусоргский сюита
«Картинки с выставки».
Тема урока: М.П.Мусоргский сюита
«Картинки с выставки».
Музыкальное впечатление.


Слайд 5

Описание слайда:

Я предлагаю  посетить картинную галерею. Но для того, чтобы туда попасть, вам нужно найти ключ.
Отвечая на вопросы вы сможете найти ключ.
  1. Что такое «программное произведение»?

      2.Что такое миниатюра?


Слайд 6

Описание слайда:

    3. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
    3. Вступление бывает в начале или в конце произведения?

   4.  Что такое темп?


Слайд 7

Описание слайда:

    5. Как называется большое количество людей, поющих вместе?

    5. Как называется большое количество людей, поющих вместе?

   6. Кто такой солист?


Слайд 8

Описание слайда:

Молодцы! Преодолев все препятствия, вы получаете заветный ключ!

Галерею открывает…

«Балет невылупившихся птенцов»


Слайд 9

Описание слайда:

Модест Петрович Мусоргский написал сюиту под впечатлением от работ своего друга
художника-архитектора…..
Виктора Александровича Гартмана


Слайд 10

Описание слайда:

«Балет невылупившихся птенцов»
«Балет невылупившихся птенцов»
Виктор Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы


Слайд 11

Описание слайда:

Покажите портрет композитора написавшего сюиту «Картинки с выставки»?


Слайд 12

Описание слайда:

Послушайте пьесу «Лиможский рынок». Композитор Модест Петрович передал в ней свои наблюдения в разгар торговли:шум,разговоры,крики торговцев зазывающих покупателей.
Запиши в тетради с помощью каких средств выразительности композитор достигает изобразительности?
Лад-
Темп-
Интонации-
Динамика-


Слайд 13

Описание слайда:

Придумайте сказку на музыку М.Мусоргского
Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, а предложил свое видение, создал свои «картинки», порой совершенно непохожие на рисунки Гартмана


Слайд 14

Описание слайда:

Завершает сюиту пьеса «Богатырские ворота»


Слайд 15

Описание слайда:

Французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра сюиты «Картинки с выставки»
Французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра сюиты «Картинки с выставки»


Слайд 16

Описание слайда:

Вывод:
Композиторы в своих музыкальных произведениях с помощью средств выразительности: мелодии, лада, динамики, темпа, интонаций- изобразительной и выразительной способны создавать «музыкальные картины», от которых мы можем получать особые музыкальные впечатления, которые обогащают нас.


Слайд 17

Описание слайда:

1.Вот уже подряд два дня
Я сижу, рисую.
Красок много у меня — Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет:
1.Вот уже подряд два дня
Я сижу, рисую.
Красок много у меня — Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет:

Припев:
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд. Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни
Оранжево поют.


Слайд 18

Описание слайда:

сегодня я узнал…
сегодня я узнал…
у меня получилось …
было интересно…
я смог…
было интересно…
я попробую…
было трудно…
меня удивило…
я выполнял задания…
урок дал мне для жизни…
Выясняю, кто бы поставил себе оценку «5», «4», «3»,почему?


Сочинение по музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся

сочинение по музыкальному произведениюБольшинство современных родителей, дети которых учатся в школе, задаются вопросом: зачем на уроке музыки писать сочинения? Пусть даже это и будет сочинение по музыкальному произведению! Абсолютно справедливое сомнение! Ведь еще 10-15 лет назад урок музыки предполагал не только пение, нотную грамоту, но и слушание музыки (если у учителя были для этого технические возможности).

Современный урок музыки нужен не только для того чтобы обучить ребёнка правильному пению и знанию нот, но и чувствовать, понимать, анализировать услышанное. Чтобы  правильно описать музыку, необходимо проработать несколько важных пунктов. Но об этом после, а сначала пример сочинения по музыкальному произведению.

Сочинение ученицы 4-го класса

Из всех музыкальных произведений наибольшее впечатление в моей душе оставила пьеса В.А.Моцарта «Рондо в турецком стиле».

Начинается произведение сразу в быстром темпе, слышно звучание скрипок. Я представляю двух щенков, которые с разных сторон бегут к одной вкусненькой косточке.

Во второй части «Рондо» музыка становится более торжественной, слышны громкие ударные инструменты. Некоторые моменты повторяются. Похоже на то, как щенки, ухватив косточку зубами, начинают её перетягивать, каждый себе.

Заключительная часть пьесы очень мелодичная и лирическая. Слышно, как бегают клавиши фортепиано. А мои воображаемые щеночки перестали ссориться и спокойно улеглись на травке, животиками кверху.

Мне очень понравилось это произведение тем, что оно, как маленький рассказик – интересное и необычное.

Как написать сочинение по музыкальному произведению?

Подготовка к написанию сочинения

  1. Прослушивание музыки. Нельзя написать сочинение по музыкальному произведению, если его не прослушать хотя бы 2-3 раза.
  2. Обдумывание услышанного. После того как стихли последние звуки, нужно немного посидеть в тишине, фиксируя в памяти все этапы произведения, расставляя всё «по полочкам».
  3. Обязательно нужно определить общий характер музыкального произведения.
  4. Составление плана. В сочинении обязательно должно быть вступление, основная часть и вывод. Во вступлении можно написать о том, какое произведение было прослушано, несколько слов о композиторе.
  5. Основная часть сочинения по музыкальному произведению будет полностью строиться на самой пьесе.
  6. Очень важно при составлении плана сделать для себя пометки, чем музыка начинается, какие слышны инструменты, тихое или громкое звучание, что слышно посредине, какая концовка.
  7. В последнем абзаце очень важно передать свои чувства и эмоции по поводу прослушанного.

Написание сочинения по музыкальному произведению – сколько должно быть слов?

И в первом, и во втором классе дети рассказывают о музыке устно. С третьего класса уже можно начинать оставлять свои мысли на бумаге. В 3-4 классе сочинение должно быть от 40 до 60 слов. Ученики 5-6 классов имеют больший запас слов и могут написать около 90 слов. А большой опыт семи- и восьмиклассников позволит описать пьесу при помощи 100-120 слов.

Сочинение по музыкальному произведению нужно поделить на несколько абзацев по смыслу. Желательно не строить слишком большие предложения, чтобы не запутаться в знаках препинания.

Какие слова использовать при написании?

Сочинение должно получиться таким же красивым, как и музыка. Поэтому следует использовать красивые слова и речевые обороты, такие как: «волшебное звучание», «затихающая мелодия», «музыка торжественная, сонная, радостная, плавная». Некоторые слова можно подсмотреть в таблицах характера музыки.

Дневник музыкальных впечатлений учащихся – зеркало
души

    Возвысить ремесло до искусства творения, под силу человеку, который
относится к учебному процессу и жизни вообще как к творческому процессу. Было
бы ошибкой думать, что творчество является только уделом избранных гениев. На
уроках музыки школьники имеют огромные возможности в развитии тех или иных
творческих способностей, о которых они подчас и не подозревают. Любое
творчество стимулируется вдохновением, не исключением является и искусство
«Музыка». Именно вдохновение превращает учебную деятельность в творческий
процесс жизнедеятельности, что позволяет изменить и целевые акценты: труд
становится не в тягость, вдохновенный труд души создает шедевры.

     Велико значение домашних заданий в деле формирования творческой
личности школьника, если дети научились прислушиваться к музыке, стало быть,
они смогут «услышать» жизнь, людей,  воспринять мир как эстетически значимый в
любом его проявлении.

  Одним из таких постоянных «домашних заданий» на моих уроках музыки
является слушание музыки, где бы она ни звучала, и рассказ о своих впечатлениях
в классе, хотя в старших классах, некоторые школьники предпочитают обмениваться
своими впечатлениями от услышанной музыки только с учителем. Так, например,
одна из восьмиклассниц, которая была очень замкнутой и «изолированной» в
классе, раскрыла свое поэтическое дарование при выполнении домашних заданий в
дневнике музыкальных впечатлений: в стихотворной форме давался анализ
музыкальных произведений, которые слышала ученица, попутно раскрывая свои
музыкальные пристрастия.

   Домашние задания – это обратная связь, позволяющая выявить круг
интересов ребенка, особенности музыкального вкуса, взглядов. Очень важно не
оскорбить чувства ученика, чтобы он не замкнулся в своей «скорлупе», вовремя
поддержать инициативу, умело, направив ее в русло высокого музыкального
искусства.

    Содержание дневника
музыкальных впечатлений – это шаг из урока музыки в жизнь, проверка «на
прочность» и искренность восприятия всего того, что было на уроке.

    В
фрагментах домашних заданий из дневника музыкальных впечатлений ученицы
восьмого класса Камышниковой Алены, ярко просматриваются не бессистемность и
беспорядочность записей об услышанной музыке, а взаимосвязь с тематикой уроков.
Помимо этого,  можно проследить события жизни и взгляд на них сквозь призму
музыкального искусства.

«13 сентября, за окном дождик, дует холодный
ветер, вглядываюсь и
вслушиваюсь в это ненастье, в голове возникает мелодия,
которая
напомнила мне ясную, теплую, весеннюю погоду. Через несколько секунд она зазвучала
как сильный, резкий и холодный ветер, как дождик,
брызжущий ледяной
водой.

Может быть, у ветра есть своя особая нотка. А
у дождика — своя и у
солнышка — своя теплая, мягкая нотка. Или, все, наоборот:
у мелодии есть
свой
ветер, свой дождик, свое солнышко? Интересно…

Послушав «Лунную сонату» Л.Бетховена, хочется
вновь и вновь
встречаться
с ней… Если бы я жила в то время, то обязательно помогла бы Человеку, у которого умирает душа…

29 октября я вдруг услышала по радио
мелодию, которая очень тронула мою
душу… звуки манили к себе, притягивали…
Прошел день, я смотрела
программу «Время», где объявили о том, что
археологи нашли
замороженного
мамонта. И вот тут-то во мне что-то перевернулось. Вот она жизнь! Этот мамон
ценнейшая находка археологов, а мелодия — ценнейшая моя находка…

19 ноября. Несколько дней назад я услышала
музыку, которую исполняла
скрипка. Назвала я это произведение — «Морская волна». Но не о
море эта музыка, а о ее душе, которая
находится на дне морском… Может быть, в
будущем можно будет жить под водой, а помогать в этом будет Музыка.

3 марта. Однажды вечером я услышала музыку
«Образ Христа». Музыка
звучала
в исполнении фортепиано и виолончели. Музыка напомнила мне историю о том, как Леонардо да Винчи принялся
рисовать картину под
названием «Образ
Христа». Вдруг один из его учеников споткнулся о полотно. Леонардо рассердился,
обозвал ученика неуклюжим, надавал
оплеух
и прогнал его прочь. После этого как да Винчи не старался, ничего у
него
не получалось. Он понял, что поступил неправильно. Пошел в город, отыскал своего ученика и попросил у него прощение.
Придя в мастерскую,
он опять принялся
рисовать, и образ буквально появился у него из-под
кисти. А ученик
нарисовал ангела со звездной короной. Леонардо да Винчи понял это как знак, а мы иногда принимаем за знаки могущественную Мелодию…

17 марта я услышала музыку «Верить в судьбу» в исполнении
камерного оркестра композитора Тедди Вердер. Тедди умер год назад, 11 апреля
1999 года, в сквере английского парка. Песню
«Верить в судьбу» он написал

именно там. Когда его обнаружили, вместе с ним нашли
записную книжку, в
которой была записана эта песня. Мелодия этой песни похожа
на
похоронный марш: грустная и нежная. Впервые услышав эту музыку, я заплакала. В
этой песне вся его жизнь: со счастливыми и несчастливыми
днями. Мне кажется, нет, я уверена, что
Бог уводит за собой талантливых и нежных людей, которыми мы при жизни не
дорожим…

 21 апреля.
Моцарт видел будущее. В своей музыке он рассказывал каждому,
что ждет их впереди. В музыке
Моцарта я слышу те звуки, которые не дано услышать
ни кому. Вся музыка Моцарта образует одну большую картину —

Мир!

28 апреля. В
нашем мире нет, пожалуй, ни одного человека, который не
слышал бы Музыки. Но
вот музыку Прокофьева, наверное, слышал не
каждый. Музыку
Прокофьева современники считали непонятной, а мы
понимаем, может быть
из-за того, что Сергей Сергеевич видел жизнь сквозь
годы, века: все это в
его музыке… Проблемы, которые не могли решить
тогда, мы запросто решаем сегодня…»

   Удивительно, как ребенок может
вмещать в свою душу такие глобальные проблемы, порою, наивно, но невероятно
искренне мудро говоря о них.

   Слушание в 6 классе колокольных
звонов и размышление о роли колокола в жизни русского человека, породило в душе
Буниной Тани, невероятно «взрослое» видение данной проблемы, просто диву
даешься, как у десятилетней девочки могут появляться такие поэтические строки.

                                                            
«Звонарь»

                                                      Проплыл
над полем звон,

                                                     
Дотронулся крылом…

                                                     
Оставил звонаря…

                                                
     Ты с Богом говоришь,

                                                     
Да зарю звонишь

                                                      
Выслушай меня…

                                                     
Я – пепел на ветру,

                                                      Пыль,
пепел на ветру,

                                                     
Золотистый свет далеких звезд

                                                     
Спрятал  в тайну рок потока слез,

                                                      Пальцы
в кровь – из ран бегут струной,

                                                     
Но ветер всех развеет над землей…

         В 5 классе ребятам было предложено
домашнее задание: «прислушаться» к своей любимой живописной картине или рисунку
и «услышать» их музыку. В результате этого было масса интересных историй,
которые дети наперебой пытались уже на перемене рассказать друг другу. Приведу
лишь один пример домашнего задания, подготовленного Алехиной Катей, написанной
под впечатлением картины В. Поленова, где изображен заросший пруд.

«Я очень
люблю природу, особенно летом, когда кругом все зелено. Глядя на эту картину, невольно погружаешься в мир красоты, в
мир спокойной,
лирической музыки.
Вглядитесь в крону деревьев — явно звучит вальс.
Музыка вальса тихая — это ветерок мягко трогает листочки, и они
шелестят.
Ветер сильнее, интенсивнее подул, музыка усилилась. Смотрю на голубую гладь водоема и забываю обо
всем. Листья и цветы
кувшинок как
будто собрались в хоровод и кружатся под «Вальс цветов»
П.И. Чайковского.

Вдруг из зарослей выплыло бревно, лениво
высунув свой нос. Оно
напомнило мне африканского крокодила, поэтому музыка резко
изменила
свой ритм и темп: джазовые импровизации.

На берегу — буйство зелени: скромные ромашки голосят хором,
наверное, поют протяжные русские народные
песни, кустарники собрались как старые
друзья
и сплетничают: тихонечко напевая грустную мелодию о своей
ушедшей
молодости. Наклоняются и обещают всегда помогать друг другу точно как в песне о дружбе.

А я все сижу на этом мостике и вслушиваюсь,
вглядываюсь в чудеса
природы. Вновь зазвучал вальс, его лирическая мелодия
наполнила всю мою
душу.
Какое это чудо — Природа! Каждое живое существо можно сравнить с различными жанрами музыки.
Природа — по своей сути, божественное искусство, поэтому она
созвучна Музыке!»

  Жаль, нельзя в
рамках статьи показать все замечательные рисунки ребят, рожденные музыкальными
образами. Поражает гениальностью рисунок   в дневнике музыкальных впечатлений
Голотвиной Наташи, вдохновленной песней «Орленок» А.Белого Творческая фантазия
ребят не знает предела! Проводя уроки музыки перед праздником Нового года, все
сожалели о том, что на улице совсем не зимняя погода – кругом слякоть, нет
снега, поэтому силой искусства в уроке мы создавали свою «снежную зиму», слушая
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Это самая
«снежная» сказочная музыка. После этого у ребят в дневниках появились
фантастические истории о том, кто украл зиму и куда исчез снег.

 В наше стремительное,
жестокое время такие откровения ребят, вызванные ее величеством Музыкой,
говорят о том, что дети – это маленькие философы, остро чувствующие и искренне
переживающие  то, что происходит в жизни. Очень важно найти время и обязательно
выслушать их, поэтому проверку дневников необходимо проводить еженедельно,
оставляя свои размышления на его страницах, лично беседуя во внеурочное время,
либо на музыкальных занятиях.

   Дневник
музыкальных впечатлений будет живым источником вдохновения для педагогического
творчества учителя. В нем раскрываются души ребят, которые тянуться к
прекрасному в нашей непростой жизни. «Читая» эти души, просто необходимо
услышать их «музыку», настроить на высокий лад и отпустить в большой мир
музыки.

Содержание 
дневника как своеобразного продления атмосфе
ры урока должно
способствовать свободному творческому самовыражению,
проявлению
внутреннего мира и склонностей ребенка… Только тогда
дневник станет
естественной формой обратной связи учителя и учени
ка.

Самое
основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют
«погружению детей в мир музыки» в результате совместных
размышлений о ней
воспитывают « культуру чувств».

Домашние задания помогают осуществить своеобразную обратную связь. Выявляется
круг интересов ребенка, сформированность взглядов, вкусов.
У детей
развивается творческая самостоятельность и фантазия.

У
детей есть постоянное «домашнее задание» — слушать музыку, где бы она ни
звучала, и о самых интересных встречах с ней расска­зывать в классе. Очень важно
чтобы это было не формально, а шло из
души. При формальном отношении учителя
никаких интересных рассказов
от детей ждать не приходится: звучат лишь
запомнившиеся, повторяю­щиеся из урока в урок названия произведений, знакомые
имена компо­
зиторов, исполнителей как правило эстрадной музыки). По
сути лишь
последние являются истинными домашними музыкальными впечатлениями детей.

Но если учитель действительно интересуется жизнью ребят, они отвечают ему
интересными рассказами, так как стремятся поделиться именно своими личными
впечатлениями, своим отношением к услышанно­
му. И, как правило,
эти впечатления не бессистемны, не хаотичны, а ока­
зываются 
направленными. На пример, выясняя, что интересного слышали в
зимние
каникулы третьеклассники, учитель заметил: «Мы теперь расска­
зываем не
просто: слышал песню, слышал танец. Это вы в первом классе так отвечали. Важно
знать, кто сочинил ту или иную музыку. Какие ин­струменты звучали, название
музыкального сочинения».

Домашние задания — это не ответ ученика по заранее подготовленному
материалу, а разговор о том, что заинтересовало ребенка. Он рас­
сказывает  о
своих впечатлениях, и то, что учителю это важно, рождает
доверительную
атмосферу общения, открытости.

«Домашние задания дают положительные результаты. Дети научились
прислушиваться к музыке, а значит к жизни, к людям. Это очень важно:
они перестают быть безразличными к
звучащему миру. Важно, чтобы они музыку
полюбили и поняли, от простой песни до симфонии бетховенской Эту задачу не так
просто решить»(ДвБ.Кабалевский).

Домашние
задания на уроке музыки всегда играют очень важную роль.
Ведь они создают в
уроке что-то новое, направляют ребят на широкое
слышание музыки,
жизни вообще, обогащают музыкальные знания ребят, развивают их
интонационно-слуховой опыт.

Так ,на одном из уроков в I классе ученица рассказала, что по теле­визору
видела фрагмент из балета Прокофьева «Золушка».Рассказала,
что ей очень
запомнилась эта музыка, так как и сказка, лежащая в ос­
нове сюжета этого
балета ее любимая» Учитель похвалил девочку за яркий рассказ и в то же время
сказал, что с музыкой этого компози­
тора мы будем еще знакомиться и с балетом
«Золушка» в том числе.
Это способствует большей заинтересованности детей,
своеобразное предвосхищение встречи с композиторским творчеством С.С.Прокофье­
ва.

Домашние задания
помогают менее активным на уроках ученикам  про
явить свои
музыкальные знания. И сами рассказы ребят дают много доводов для
расширения
знаний о музыке. Именно в домашних заданиях, как правило, удается в наиболее
концентрированной форме представлять единство всех тем программы, закреплять
предыдущие естественным образом за­
бегать в последующие. У учителя оказывается
возможность уточнять раз
личные термины, вводить новые. В результате
они естественным образом
входят в музыкальный словарь учащихся.

В выполнении
домашних заданий могут участвовать и родители, что не запрещае
тся, а
наоборот — поощряется. Ребенок может использовать во внеурочн
ой
деятельности полученные на уроке умения, знания, навыки.

Важно помнить, что с одной стороны, нельзя прямолинейно ориенти­ровать детей
на слушание музыки дома в связи с какой-либо определен
ной темой урока, с
другой стороны, необходимо «аккуратно направлять на вылавливание музыки на
тему». Такая направленность должна быть, прежде всего, в сознании самого
учителя: «Учитель, комментируя ответы
учащихся, должен обращать внимание на
те из них, которые отвечают те­
ме: «идти от жизненных впечатлений детей,
восстановления той атмосфе­
ры, в которой ученик слышал музыку, а походу
задавать вопросы и об исполнителях, и о композиторе; важен тон, которым дается
задание».
Одно дело сказать: «Слушайте оперы! (??),другое: «Интересно, какие опе­ры
вы услышите?(!!) Главное, — неоднократно подчеркивал Д.Кабалевский
— «выработка
самостоятельности мышления», связывал  ее с «раскрепощен
ностью — основой
педагогики». «Нельзя штамповать вкусы, воззрения, взгля
ды».

И все же,
если это домашнее задание конкретное, например, узнать крат­
кие
биографические сведения о том, или ином композиторе, то нужно
объяснить и
записать задание, указать источник, которым нужно пользо
ваться при выполнении
задания, рассказать, как следует пользоваться
теми или другими
источниками.

Можно давать дифференцированные по сложности домашние задания, а также
предложить задание на выбор.

В более старших классах дети ведут дневники «музыкальных впе­чатлений»,
которые предполагают разнообразие творческой деятельности:
сочинение
песенок, ритмических партитур, оркестровок, составление про
грамм
концертов, «слышание» музыки в живописи, поэзии, зарисовка музы­
кальных
впечатлений, полученных на уроке, вне школы, в стихах, рассказах
рисунках,…дописать
пропущенные ноты, определить жанр знакомого про
изведения.
Содержание  дневника как своеобразного продления атмосфе
ры урока должно
способствовать свободному творческому самовыражению,
проявлению
внутреннего мира и склонностей ребенка… Только тогда
дневник станет
естественной формой обратной связи учителя и учени
ка.

Самое
основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют
«погружению детей в мир музыки» в результате совместных
размышлений о ней
воспитывают « культуру чувств».

Содержание 
дневника как своеобразного продления атмосфе
ры урока должно
способствовать свободному творческому самовыражению,
проявлению
внутреннего мира и склонностей ребенка… Только тогда
дневник станет
естественной формой обратной связи учителя и учени
ка.

Самое
основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют
«погружению детей в мир музыки» в результате совместных
размышлений о ней
воспитывают « культуру чувств».

Домашние задания помогают осуществить своеобразную обратную связь. Выявляется
круг интересов ребенка, сформированность взглядов, вкусов.
У детей
развивается творческая самостоятельность и фантазия.

У
детей есть постоянное «домашнее задание» — слушать музыку, где бы она ни
звучала, и о самых интересных встречах с ней расска­зывать в классе. Очень
важно чтобы это было не формально, а шло из
души. При формальном
отношении учителя никаких интересных рассказов
от детей ждать не
приходится: звучат лишь запомнившиеся, повторяю­щиеся из урока в урок названия
произведений, знакомые имена компо­
зиторов, исполнителей как правило эстрадной
музыки). По сути лишь
последние являются истинными домашними музыкальными
впечатлениями
детей.

Но если учитель действительно интересуется жизнью ребят, они отвечают ему
интересными рассказами, так как стремятся поделиться именно своими личными
впечатлениями, своим отношением к услышанно­
му. И, как правило,
эти впечатления не бессистемны, не хаотичны, а ока­
зываются  направленными.
На пример, выясняя, что интересного слышали в
зимние каникулы
третьеклассники, учитель заметил: «Мы теперь расска­
зываем не просто:
слышал песню, слышал танец. Это вы в первом классе так отвечали. Важно знать,
кто сочинил ту или иную музыку. Какие ин­струменты звучали, название
музыкального сочинения».

Домашние задания — это не ответ ученика по заранее подготовленному
материалу, а разговор о том, что заинтересовало ребенка. Он рас­
сказывает  о
своих впечатлениях, и то, что учителю это важно, рождает
доверительную
атмосферу общения, открытости.

«Домашние задания дают положительные результаты. Дети научились
прислушиваться к музыке, а значит к жизни, к людям. Это очень важно:
они перестают быть безразличными к
звучащему миру. Важно, чтобы они музыку
полюбили и поняли, от простой песни до симфонии бетховенской Эту задачу не так
просто решить»(ДвБ.Кабалевский).

Домашние
задания на уроке музыки всегда играют очень важную роль.
Ведь они создают в
уроке что-то новое, направляют ребят на широкое
слышание музыки,
жизни вообще, обогащают музыкальные знания ребят, развивают их
интонационно-слуховой опыт.

Так ,на одном из уроков в I классе ученица рассказала, что по теле­визору
видела фрагмент из балета Прокофьева «Золушка».Рассказала,
что ей очень
запомнилась эта музыка, так как и сказка, лежащая в ос­
нове сюжета этого
балета ее любимая» Учитель похвалил девочку за яркий рассказ и в то же время
сказал, что с музыкой этого компози­
тора мы будем еще знакомиться и с балетом
«Золушка» в том числе.
Это способствует большей заинтересованности детей,
своеобразное предвосхищение встречи с композиторским творчеством С.С.Прокофье­
ва.

Домашние задания
помогают менее активным на уроках ученикам  про
явить свои
музыкальные знания. И сами рассказы ребят дают много доводов для
расширения
знаний о музыке. Именно в домашних заданиях, как правило, удается в наиболее
концентрированной форме представлять единство всех тем программы, закреплять
предыдущие естественным образом за­
бегать в последующие. У учителя оказывается
возможность уточнять раз
личные термины, вводить новые. В результате
они естественным образом
входят в музыкальный словарь учащихся.

В выполнении
домашних заданий могут участвовать и родители, что не запрещае
тся, а
наоборот — поощряется. Ребенок может использовать во внеурочн
ой
деятельности полученные на уроке умения, знания, навыки.

Важно помнить, что с одной стороны, нельзя прямолинейно ориенти­ровать детей
на слушание музыки дома в связи с какой-либо определен
ной темой урока, с
другой стороны, необходимо «аккуратно направлять на вылавливание музыки на
тему». Такая направленность должна быть, прежде всего, в сознании самого
учителя: «Учитель, комментируя ответы
учащихся, должен обращать внимание на
те из них, которые отвечают те­
ме: «идти от жизненных впечатлений детей,
восстановления той атмосфе­
ры, в которой ученик слышал музыку, а походу
задавать вопросы и об исполнителях, и о композиторе; важен тон, которым дается
задание».
Одно дело сказать: «Слушайте оперы! (??),другое: «Интересно, какие опе­ры
вы услышите?(!!) Главное, — неоднократно подчеркивал Д.Кабалевский
— «выработка
самостоятельности мышления», связывал  ее с «раскрепощен
ностью — основой
педагогики». «Нельзя штамповать вкусы, воззрения, взгля
ды».

И все же,
если это домашнее задание конкретное, например, узнать крат­
кие
биографические сведения о том, или ином композиторе, то нужно
объяснить и
записать задание, указать источник, которым нужно пользо
ваться при выполнении
задания, рассказать, как следует пользоваться
теми или другими
источниками.

Можно давать дифференцированные по сложности домашние задания, а также
предложить задание на выбор.

В более старших классах дети ведут дневники «музыкальных впе­чатлений»,
которые предполагают разнообразие творческой деятельности:
сочинение
песенок, ритмических партитур, оркестровок, составление про
грамм
концертов, «слышание» музыки в живописи, поэзии, зарисовка музы­
кальных
впечатлений, полученных на уроке, вне школы, в стихах, рассказах
рисунках,…дописать
пропущенные ноты, определить жанр знакомого про
изведения. Содержание 
дневника как своеобразного продления атмосфе
ры урока должно
способствовать свободному творческому самовыражению,
проявлению
внутреннего мира и склонностей ребенка… Только тогда
дневник станет
естественной формой обратной связи учителя и учени
ка.

Самое
основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют
«погружению детей в мир музыки» в результате совместных
размышлений о ней
воспитывают « культуру чувств».

Основное
его предназначение — удовлет­
ворять постоянно изменяющиеся индивидуальные
социо­
культурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное
образование детей рассматривается как
«особо ценный тип образования», как
«зона ближайшего
развития
образования в России».

ОТ ВОСПИТАНИЯ ДО ОДУХОТВОРЕНИЯ

Иванова Наталия Петровна,

                                                                      
Усманский педагогический колледж

преподаватель музыки

399370, Липецкая область, г.Усмань,

Ул.Радищева, д.179

    В Концепции
модернизации российской системы обра­зования определены важность и значение
системы допол­нительного образования детей, способствующей разви­тию
склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи.

    Лозунг «Кадры
решают все!» как всегда актуален, поэтому особое внимание уделяется подготовке
кадров, способных реализовывать идеи
дополни­тельного
образования и музыкального воспитания как зоны ближайше­го развития образования
в России.

Не случайно в 2007
году в колледже открыли новую специальность «Педагогика дополнительного
образования» с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности.

Осознавая то, что  в
российском обществе сложилась негативная ситуация в отношении творческого
развития и музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, что
выражается, прежде всего, в снижении уровня государственной заинтересованности
в сохранении музыкально-педагогических традиций, равнодушии к низкому уровню
заработанной платы педагогов дополнительного образования, учителей музыки.

Понятно, что поднять
престиж данной специальности в отдельно взятом колледже сложно, хотя и в этой
ситуации видна положительная тенденция: придут те, кто не мыслит свою жизнь
иначе – это в идеале, а «оглашенных» нам необходимо ориентировать на профессию,
сделав ее частью их жизни. Вопрос – как это осуществить?

Освоение профессии
педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности –
непростое дело, поскольку приходят студенты, которые впервые попадают в мир
музыки в возрасте, когда уже сложился музыкальный вкус (если он вообще есть),
когда некоторые не имеют ни малейшего представления о культуре хорового пения,
а порой и не держали в руках никакого музыкального инструмента. Как сделать
процесс вхождения в мир музыки и освоения профессиональными умениями и навыками
безболезненным, увлекательным?

Музыка прекрасна и
бесконечна. Это — область человеческой культуры. Значение музыки в жизни
человека трудно переоценить, «…без музыки трудно убедить человека, который
вступает в мир, в том, что человек — прекрасен, а это убеждение, по сути,
является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры» (В .А.
Сухомлинский). Но почему же отношение общества в целом к предмету «Музыка»
такое неуважительное? Например, «…вполне логично от­нести ее (литературу) к
блоку (неполноценных) предметов типа рисования или пения». Эта цитата из
«Российской газеты» просто шокирует. Во-первых, не «пение», а «Музыка»,
во-вторых, ценность предмета определяется не суммой знаний, а степенью
воспитательного воздействия. Хорошего математика или географа (не говоря уж о
человеке искусства) можно лишь воспитать, а не научить. Вникая в суть слова
«воспитание», мы видим, что воспитать, это значит напитать «клеточки» растущего
ор­ганизма, каждую «фибру» души веками собранной мудростью. Вос­питание — это
процесс, который слагается из разума, души и воли. Ра­зум — это мысль, душа —
это дух, воля — это творение. Стало быть, явится одухотворенная мысль, что дает
возможность оторваться от ремесленничества и воспарить до искусства как высшего
проявления мастерства в любом деле.

Не ошибусь, если
скажу, что успех будет зависеть от личностей того, кто будет помогать вхождению
в профессию, т.е. преподавателя, от способностей студента и, конечно же, от
мотивации студента на освоение профессиональными знаниями.

Личность
будущего педагога можно лишь вос­питать. «Воспитанная» личность позволяет
естественным, ненасильственным путем принять необхо­димую сумму знаний, стать
профессиона­лом, совершенствовать свои личностные и профессиональные качест­ва,
творить прекрасное и вечное, вдохнув в это творение частичку своей жизни.

Схематически
это выглядит так:

Радиальная диаграмма

Учителя,
должны возвышать свой предмет до вершин творения искусства и себя в этом
искусстве.

Воспитание
высокой музыкально-эстетической культуры в будущих специалистах приобретает в
такой ситуации особое значение. Учитель, который являет собой профессиональную
культуру,  по сути дела, «проецирует» её на воспитанников.

Это есть
основание для высоких требований к специалисту, к  свойствам личности педагога,
к профессионально значимым качествам. Следовательно, это то, что определяет
эффективность деятельности педагога дополнительного образования с
дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности.

Говоря о
требованиях к личности педагога, хочется остановиться на некоторых качествах.
Образ человека создается в ходе всей его жизни: от первого мгновенья, до
последнего. Важно, чтобы все грани образа на определенном из этапов развития
постоянно находились в гармонии. Каждый образ неповторим (как и всё в природе).

Однако
можно говорить об основополагающих качествах личности, из которых складывается
образ педагога – мастера, а лучше сказать, УЧИТЕЛЯ. Главное — не должно быть
безликого, безобразного учителя. Необходимо потрудиться над созданием своего
образа.  Учитель должен быть настоящим, сочетающим в себе сто — «Я»,
сто личностных качеств. Вот некоторые из них:

1) Учитель должен всегда
«гореть» душой. Душегорение,
во избежании
душетления. «Гореть душой» — светиться изнутри. Способность зажигать
других, освещать все вокруг.

2) Учитель должен быть искренним в
проявлении возвышенных
чувств. Искренность способна вызывать ответную чистоту чувств и
порождает веру как действо души.

3)      Учитель должен уметь
настаивать не на своём, а на истинном положении вещей. Это то, что заменит
такое качество, как требовательность. Предъявление требований — процесс
неестественный, насильственный, а вот НАСТОЙЧИВОСТЬ в поиске истины (т.е. того,
что не требует доказательства) — процесс ненасильственный, естественный.

4)Учитель не должен быть лживым (в том
числе и с собой). Самое страшное совершатся тогда, когда ложь перерастает в
убеждение, убеждение рано или поздно теряет основу, так как нет жизненно
правдивой сущности. Лживо убежденного человека не воспринимают (как и лживую
музыку). Ложь — разбалансировка ума и души. Учитель — это явление. Часто
употребляются  фразы «учитель подает пример ученикам»,  «учитель
несет культуру» и подобное этому, согласитесь, есть в этом что-то
противоестественное. Появляется ощущение разделения на личность (учитель) и его
личностные качества (например, культура). Важно, чтобы учитель ЯВЛЯЛ собой
культуру. Это и будет гармонией личности.

Сложность в освоении
специальности «Педагогика дополнительного образования» с дополнительной
подготовкой в области музыкальной деятельности заключается еще и в том, что,
как правило, некоторые из студентов впервые начинают осваивать необычное для
них ремесло – игру на музыкальном инструменте, а это не игра в бирюльки, а
титанический труд.

Превратить
кропотливую работу по освоению игры на музыкальном инструменте в творческий
труд может только педагог-мастер.

      Как можно  превратить первый в жизни студентов
экзамен по музыкальному инструменту в праздник?   Изменив форму его проведения,
превратив  в увлекательный музыкальный конкурс, назвав его «Бирюльки».
Пограмма  включает: обязательное произведение и два — произвольных. Основными
целями являются следующие:

·       
воспитание сценической
культуры
;

·       
формирование интереса к
музыкальному исполнительству;

·       
развитие навыков игры на
музыкальном инструменте;

·       
обогащение музыкального
опыта;

·       
развитие
музыкально-эстетического вкуса.

     Конкурсная атмосфера позволяет добиться более осознанного отношения
к программным требованиям и повышению мотивации в освоении музыкального
материала.

     Вокально-хоровое воспитание базируется не только на освоении
основных умений и навыков, но и обязательных концертных выступлениях,
позволяющих студентам применить знания в практической деятельности. Шлифование
вокально-хоровых навыков в многочисленных концертных выступлениях повышает
мотивацию в разы, изгоняя формализм и «принудиловку». Творческий процесс не
просто формирует личность, а одухотворяет ее, возвышая над обыденностью.

     Подготовка педагогов дополнительного образования – дело важное и
насущное, поскольку в современном обществе именно на его плечи возлагается
большая часть  воспитательной работы во внеурочное время. И от того, какого
педагога мы выпустим в жизнь, будет зависеть наполнение жизненного пространства
духом творчества, добра и красоты в самых широких смыслах этих слов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать мужчине чтобы он приехал к тебе
  • Как написать мужчине чтобы он понял что теряет меня
  • Как написать мужчине чтобы он позвонил ненавязчиво
  • Как написать мужчине чтобы он отстал от меня
  • Как написать мужчине чтобы он ответил