Загрузить PDF
Загрузить PDF
Начало собеседования — самая важная его часть. Оно задает тон остальной беседы. Хорошо подготовившись и раскрепостив собеседника, вы сможете провести по-настоящему успешное собеседование, которое поможет вам выбрать лучшего кандидата.
-
1
Определите требования к кандидату. Прежде чем начинать собеседование, вы должны четко понимать, что вам нужно от кандидата. Вероятно, у вас уже есть перечень необходимых характеристик. Тем не менее подумайте, какие еще потребности есть у компании. Возможно, компания нуждается в по-настоящему коммуникабельном человеке или в ком-то, кто уделяет большое внимание деталям. Наличие четкого представления поможет направить собеседование в нужное русло.[1]
-
2
Запишите свои вопросы. Установив требования, используйте эти критерии, чтобы сформировать вопросы. Вам понадобится как минимум пара вопросов для каждого требования, а для наиболее важных пунктов около семи-восьми вопросов.[2]
- Лучше всего иметь один или два вопроса для каждого требования, которые дадут информацию об умениях человека (вопросы, раскрывающие человека с положительной стороны), а также хотя бы один вопрос, как кандидат справится с проблемами в представленной области (неудобные вопросы).[3]
- Подготовленные вопросы должны быть гибкими и открытыми. Кроме того, они должны сопровождаться по крайней мере двумя или тремя уточняющими вопросами, которые вы сможете задать в зависимости от ответа на исходный вопрос. Вот несколько общих правил для подготовки вопросов к собеседованию.
- Не задавайте вопросы, на которые можно ответить односложно «да» или «нет» или прокомментировать всего парой слов.
- Задавайте вопросы, которые позволят соискателю раскрыться.
- Задавайте по одному вопросу за раз. В противном случае вы приведете интервьюируемого в замешательство.
- Задавайте вопросы, соответствующие вашим целям. Это очень важный момент. Можно сделать их оригинальными при условии, что они будут удовлетворять ваши запросы.
- Не задавайте настолько общие вопросы, что собеседник не будет знать, как на них ответить. Вы должны достаточно направить человека, чтобы он понял, какой вид ответа вы от него ждете.[4]
- Имейте под рукой дополнительные вопросы. Ваши вопросы могут сбить человека с толку — такой вариант тоже следует предусмотреть и держать под рукой другие вопросы, на которые кандидат сможет ответить.[5]
- Лучше всего иметь один или два вопроса для каждого требования, которые дадут информацию об умениях человека (вопросы, раскрывающие человека с положительной стороны), а также хотя бы один вопрос, как кандидат справится с проблемами в представленной области (неудобные вопросы).[3]
-
3
Иными словами, заранее внимательно изучите каждое резюме. Посмотрите на него в целом и обратите внимание на сильные и слабые стороны кандидата. Кроме того, выделите немного времени, чтобы поискать информацию о человеке в интернете.[6]
- Благодаря этому у вас будет хотя бы примерное представление о соискателе прежде, чем он войдет в комнату. Таким образом, вы сможете задать более подходящие вопросы, а собеседование будет протекать органично и комфортно для вас обоих.[7]
- Благодаря этому у вас будет хотя бы примерное представление о соискателе прежде, чем он войдет в комнату. Таким образом, вы сможете задать более подходящие вопросы, а собеседование будет протекать органично и комфортно для вас обоих.[7]
-
4
Оденьтесь надлежащим образом. Вы представляете лицо компании, поэтому вам нужно выглядеть на все сто. По большому счету, соискатель будет судить о вашей фирме на основании того, как вы себя подадите. Наденьте деловую одежду, которая соответствует корпоративной культуре.[8]
Реклама
-
1
Будьте вежливы, дружелюбны и искренни. Открытое и любезное поведение покажет, что вы уважаете собеседника. Улыбайтесь и постарайтесь изначально расслабить человека. Кроме того, если на ранних стадиях вы подчеркнете, что в целом хотите узнать больше о нем, то вы с большей вероятностью получите более полезную информацию.[9]
- Например, для начала скажите, что вы рады встрече, улыбаясь и пожимая кандидату руку.[10]
- Например, для начала скажите, что вы рады встрече, улыбаясь и пожимая кандидату руку.[10]
-
2
Найдите точки соприкосновения. К счастью, вы уже изучили информацию о соискателе, так что этот шаг будет несложным. Например, найдите общие интересы. Если вы оба любите пляж, попробуйте как бы невзначай поднять эту тему.[11]
- Необязательно показывать человеку, что вы уже знаете информацию о нем. Лучше скажите примерно следующее: «Такая прекрасная погода. Я бы хотел попасть на пляж в эти выходные».
- Не бойтесь светской беседы. Уделите немного времени, чтобы спросить у человека о том, как прошел его день или слегка пошутить о жаркой погоде.[12]
-
3
Объясните, почему вы его пригласили. Заранее покажите, что вы действительно заинтересованы в нем в качестве кандидата. Поэтому начните разговор с того, зачем вы его позвали.[13]
- Например, можно сказать: «Меня действительно интересовал тот факт, что вы посещали семинар/тренинг по составлению актов для субсидий, и это одна из причин, по которой мы вас пригласили».[14]
- В качестве дополнительного бонуса можно использовать это время, чтобы сделать комплимент.
- Например, можно сказать: «Меня действительно интересовал тот факт, что вы посещали семинар/тренинг по составлению актов для субсидий, и это одна из причин, по которой мы вас пригласили».[14]
-
4
Кратко расскажите о компании. Предоставьте базовую информацию о должности, об обязанностях или предполагаемых часах работы. Предложите диапазон зарплаты, если вам разрешено делать это заранее. Кроме того, немного опишите саму компанию. Не нужно перегружать соискателя информацией, однако стоит потратить несколько минут, чтобы дать общее представление.[15]
Реклама
-
1
Начните с простого вопроса. Можно попробовать что-нибудь подобное: «Где вы учились?» Фактически вам нужно спросить человека что-то простое, чтобы растопить лед и снять напряжение.[16]
- Можно задать другие простые вопросы, например, как собеседник к вам добрался: «Вы легко нашли наш офис?» — или: «Вы бывали здесь раньше?»[17]
- Можно задать другие простые вопросы, например, как собеседник к вам добрался: «Вы легко нашли наш офис?» — или: «Вы бывали здесь раньше?»[17]
-
2
Попросите соискателя рассказать о себе. Это один из самых основных вопросов, и он является открытым не просто так: он дает кандидату возможность подчеркнуть свои ключевые навыки и опыт. А вы, в свою очередь, сможете оценить, насколько кратко и точно человек может выдавать информацию.[18]
- Вы можете сформулировать этот вопрос несколькими способами, даже как утверждение. Например, можно сказать: «Расскажите мне больше о себе», «Почему вы подали заявку на эту работу?» — или: «Как вы думаете, что делает вас хорошим кандидатом на эту должность?»
-
3
Внимательно слушайте. Соискатель может понять, что вы его не слушаете, и в этом случае он с большей вероятностью начнет больше нервничать или запинаться. Кроме того, если вы не смените тему, как только он скажет несколько слов, вы дадите ему возможность продумать свой ответ и предоставить дополнительные подробности.[19]
- Например, если он отметит, что у него есть опыт в искусстве, спросите, как это может помочь ему на этой должности.
- Кроме того, обязательно смотрите на человека, когда он говорит. Вполне нормально время от времени делать заметки, однако старайтесь не писать все время.
-
4
Соотносите свои вопросы с его ответами. По мере разговора не бойтесь немного менять тактику на основе ответов соискателя. Например, возможно, вам нужно будет что-то уточнить, немного подкорректировать вопрос или в целом запросить дополнительную информацию.
- Так, если человек уже упомянул, что работал в нескольких местах, связанных с данной областью, и перечислил, насколько это уместно в данном случае, то вы можете вычеркнуть любой вопрос, который идет далее по этой теме.
- Если человек говорит, что обращает внимание на детали, а вы планировали спросить, как его навыки подходят для работы, можно немного видоизменить вопрос, сказав: «Вы сказали, что уделяете большое внимание деталям. Как, на ваш взгляд, это может помочь вам на данной позиции?»
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 25 477 раз.
Была ли эта статья полезной?
После того как вы отфильтровали информацию, нужно понятно ее изложить. Чтобы читатель не скакал по тексту туда-сюда в попытке уловить смысл.
Расставьте ответы в логичном порядке. Даже если в ходе интервью вы прыгали с темы на тему и задавали вопросы мимо плана. Расположите мысли героя в зависимости от того, как видите историю. Ответы, схожие по смыслу, группируйте в один блок. Стройте повествование от простого к сложному.
Сделайте акцент на важном, продумайте подзаголовки. Пробегитесь по тексту и выберите фразы, которые отражают характер героя. Или те, что поднимают острую тему в тексте. Сделайте из них цитаты — чтобы бросались в глаза. Слова должны зацепить внимание читателя. Тогда он заинтересуется и остальным текстом.
Для абзацев, близких по смыслу или теме, придумайте заголовок, который кратко передаст их суть. Чтобы человек мог быстро понять, стоит ли тратить время на этот раздел. Поставьте себя на место читателя и подумайте, что вас заставит прочитать этот абзац.
Например, вы делаете интервью, где спикер — владелец популярного в городе бара. В одной части он рассказывает, что на открытие потратил всего 2 тысячи. В другой — как их проверили и оштрафовали на 2 млн. В третьей — что считает себя другом и наставником для своих сотрудников. Говорит, что у них в команде нет отношений начальник — подчиненный. А еще — что иногда сам обслуживает гостей и убирает столы. Какие заголовки придумать для этих тем?
Это был один из первых наших коллективных курсов по основам журналистики. Удивительные участники и многие из них нашли себя в журналистике.
Это 8 примеров интервью. Они написаны участниками коллективного курса «Основы журналистики», который мы провели в прошлом году. Сейчас у нас есть индивидуальное онлайн-обучение, о котором можно прочитать на главной странице этого сайта. Также рекомендуем прочитать: Виды вопросов в интервью и Как подготовиться к интервью.
Пример интервью № 1. Удел фотографа – прекрасные мгновения…
Всем известно, что на сегодняшний день множество людей работают в сфере фото и видеосъемки. Что же такого интересного в этой, такой непримечательной на первый взгляд, профессии? Почему выбирают именно ее? Сегодня мы решили пригласить в нашу редакцию начинающего фотографа Александру с целью получить ответы на все вопросы.
Здравствуйте, Александра. Не могли бы Вы для начала рассказать нашим читателям, с чего началось Ваше увлечение фотографией?
Добрый день. Это произошло, когда я училась на 1-ом курсе. Мне тогда пришла в голову идея создать выпускной альбом или диск с фотографиями за все 5 лет обучения. С того дня я начала снимать почти постоянно – на телефон, на фотоаппарат, и неожиданно поняла, что мне это нравится. Я радовалась каждому удачному или смешному снимку, предвкушала саму работу по созданию альбома.
Что Вы чувствуете, когда держите в руках фотоаппарат?
Я словно отдыхаю душой. Иногда, чтобы отвлечься от проблем, мне достаточно взять фотоаппарат и пойти на прогулку. Приятная тяжесть в руках, щелчки затвора, интересные снимки – и хорошее настроение возвращается.
Скажите, Вы снимаете только окружающий мир? Или, например, устраиваете какие-то фотосеесси, Love story, свадьбы?
Будь это пейзаж, оживленная улица или группа людей – я все снимаю с удовольствием.
Но разве Вы не устаете от этого? Особенно если приходится снимать людей? Ведь у каждого свое мнение, свои желания.
Что Вы? Разве можно устать, наблюдая за счастливыми влюбленными, за детскими улыбками, за чьим-то смехом? Наоборот, когда видишь такое, то понимаешь, что есть еще в мире нечто прекрасное. Или природа… Непередаваемое чувство восторга просыпается во мне, когда я вижу красивый закат, облако необычной формы или множество других ярких моментов.
Вы не могли бы рассказать какой-нибудь интересный случай из Вашей работы?
С такой профессией их может быть много, но был один, который, наверное, никогда не забудется. Я тогда заканчивала 5-ый курс и принесла на учебу огромное количество фотографий. Одногрупники должны были выбрать наиболее подходящие для альбома. На протяжении всех 5 лет мои друзья ругались, что я снимаю, требовали, чтобы я убрала фотоаппарат подальше. Конечно, я их не слушала. И вот мы сели все вместе просматривать фото. Такого восторга в глазах я раньше никогда не видела. А сколько раз мне сказали «спасибо за такую память» даже не посчитаешь. Вот тогда я и решила, что хочу дарить людям незабываемые эмоции и память на долгие годы…
Будете ли Вы продолжать и дальше заниматься фотографией? Или что-то может изменить Ваше мнение?
В наше время такой большой выбор профессий, так много сфер и направлений, что у вчерашних школьников начинают разбегаться глаза. Из-за этого многие ошибаются с выбором, а потом работают без интереса. Моя же работа приносит мне удовольствие и массу положительных эмоций. А от такого нельзя отказываться ни в коем случае.
И напоследок, чтобы Вы пожелали нашим читателям?
Я бы всем хотела пожелать не бояться следовать за своей мечтой, и создавать в своей жизни как можно больше счастливых мгновений…
Александра Кожевникова
Пример интервью № 2. Победа? Да, приятно!
«Дорогие читатели, сегодня нам посчастливилось задать несколько вопросов победителю всероссийского конкурса фотографии «Весенний свет». Алла, скажите пожалуйста, какие фотографии необходимо было отправить на конкурс?»
— Каждый из нас видит весну по-разному: для кого-то она представляет собой слякоть; а кто-то считает, что весна- это наша спасительница от холода и старшая сестра лета. На конкурс необходимо было предоставить те работы, на которых отражено ваше представление весны.
«У нас сейчас довольно холодно, хотя на дворе весна. Какой вы видите это время года, если не секрет?»
— Для меня не важно, сколько градусов показывает термометр. Вы только взгляните вокруг: солнце светит, птицы поют. Для меня весна — это предвестник перемен: было холодно, стало тепло; было мрачно, стало солнечно и так далее.
«Скажите, Алла, что было изображено на вашей фотографии?»
— Я решила сделать свой снимок максимально солнечным. На нем изображена стекающая капля с только что появившегося, маленького листочка. Кроме того, на эту каплю упал свет, и она блестит и искрится.
«Не терпеться взглянуть на ваше творение! Возникли ли у вас трудности при создании это фотографии?»
— Нет! Я помню, был солнечный день, я шла домой со школы, когда увидела эту картину в природе. Моя привычка- это всегда носить с собой фотоаппарат. Я, не медля, сделала снимок.
«Скажите, приятно чувствовать себя победителем? Будете ли вы еще участвовать в конкурсах фотографии?»
— Да, конечно! Быть победителем- это очень приятно. В любом конкурсе всегда есть шанс победить, поэтому я советую каждому вашему читателю участвовать, участвовать и еще раз участвовать!
«Спасибо Вам, Алла! А вы, дорогие читатели, можете задать любой интересующий вас вопрос Алле, написав письмо в нашу редакцию. До скорых встреч!»
Альбина Ахмет-Закирова
Пример интервью № 3. Без розовых очков
Выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина Елена Короткова – о том, чем трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии
Английская пословица гласит: «You never know what you can do till you try» — «Ты никогда не знаешь, на что способен, пока не попробуешь». И если раньше пробовать искать места работы парни и девушки начинали только после окончания университета, то в последние лет десять ситуация изменилась с точностью до наоборот. Это мешает качественному обучению, но даёт студенту возможность к окончанию вуза приобрести материальный фундамент и приличное рабочее место. Большинство предпочитает именно этот тернистый путь, и достигает значительных успехов. Как, например, Елена Короткова. Недавняя выпускница КРСУ имени Б.Н.Ельцина и лауреат национальной премии «Акыл Тирек» в области журналистики начала творческий путь ещё в стенах университета, и доказала, что университетская скамья и карьерный рост – вполне совместимые вещи. В небольшом интервью она рассказала, почему предпочла свою специальность из диплома журналистике, и насколько трудовые будни журналиста отличаются от рассказов преподавателей о профессии.
— Как Вы пришли в журналистику?
— Работать в профессии хотела, сколько себя помню. Причём не диктором в чистенькой студии или аналитиком, а где-то «на передовой»: с увлечением зачитывалась расследованиями Дарьи Асламовой и Ярославы Таньковой в «Комсомолке», от выпусков программы «Человек и закон» было просто не оторвать… В моих глазах тогда журналист был человеком, который всегда в курсе событий и несёт людям истину. О том, что громкие разоблачения не всем по вкусу, и о расплате за них почему-то не думалось, хотя на слуху уже были убийства Холодова и Гонгадзе. В тот год, когда я поступила в университет, жестоко убили одного из ключевых деятелей кыргызской журналистики – Геннадия Павлюка. Его сбросили в Алматы с шестого этажа со связанными руками и ногами, с замотанным скотчем ртом. Родителей и родственников это ужаснуло – они не хотели для меня подобной судьбы. Меня – шокировало, но от намерения стать серьёзным журналистом не отвратило. Стала искать место для стажировки – одновременно начала писать для университетского «Студенческого обозрения», и попала в Международный пресс-центр «News-Asia» в качестве стажёра. Там меня и научили всему, что требуется в профессии – практически с нуля, и то, чего мне удалось добиться за несколько лет – заслуга и главреда «Студобоза» Виктора Шлоева, и редактора большинства изданий пресс-центра, Владимира Банникова. Они стали моими первыми терпеливыми наставниками и я им очень благодарна.
— Вас помнят в родном университете как студентку-филолога, до сих пор ставят в пример студентам, как человека, у которого могло быть блестящее научное будущее…Чем же Вас не прельстила наука?
— Изначально филология была для меня лишь ступенькой к достижению мечты. Одна чета знакомых журналистов перед поступлением объяснила: главное в профессии не бумажка об окончании журфака, а грамотность, эрудированность, умение излагать свои мысли, остальное приложится. И рекомендовала подать документы именно на факультет русской филологии – там ещё к тому времени преподавали крепкие русисты Абдыкадыр Орусбаев, Галина Шепелева, Людмила Иванова, Георгий Хлыпенко, способные дать мне всё необходимое … И правда, они дали мне очень многое – не только в отношении своих дисциплин, но и в отношении человечности было чему у них поучиться!
— Что оказалось самым сложным для Вас в профессии?
— Снять розовые очки. Всем демонстрируется лишь конечный результат работы, но не сам процесс сбора и обработки информации. Не то, как в любой момент обычный митингующий или снайпер в «горячей точке» может в тебя выстрелить только потому, что у тебя на жилетке надпись «Пресса». Не то, что иногда приходится хоронить убитых коллег. Не то, как в редакцию и на персональный телефон звонят с угрозами, а правоохранители лишь имитируют поиск пригрозивших тебе или твоим родным людей проблемами за подготовленный к печати и показу на телевидении сенсационный материал. Не то, как чиновники и работники пресс-служб, а то и простые граждане хамят журналистам, а эксперты отказываются давать комментарий по острым вопросам. Не то, как приходится ездить «в поле», на выезды, где тебе могут и не обеспечить ни питания, ни ночлега. Не то, что респонденты могут лгать, и свою правоту приходится доказывать через суд… Привыкнуть к несоответствию красивой картинки, идеализированного представления о профессии, которое создают книги и фильмы, с реальностью было крайне нелегко! Но где-то через полгода справилась с этой задачей.
— Как относятся к такой жизни домашние, любимый человек?
—Семья уже привыкла: журналистика стала моей жизнью! И в нерабочее время обдумываю план материалов, заметок, какие-то ключевые фразы, обсуждаю их с коллегами в онлайне, друзьями и подругами, делаю наброски в компьютере и ежедневнике, отслеживаю информационные поводы, популярные темы обсуждений в социальных сетях, волнующие простых кыргызстанцев… Знаете, это как наркотик – иногда ради материалов приходится жертвовать обедами, ужинами, сном, выходными, семейными датами, иногда любовью. Настолько, что пока обо мне можно сказать, что я замужем за своей работой!
— Какие ошибки чаще всего совершают начинающие журналисты? Что могли бы им посоветовать?
-Прежде всего, они должны подготовиться к тому, что придётся очень много работать! Над качеством своих материалов и прежде всего – над собой. Научиться принимать критику, какой бы жёсткой она ни была. Находиться в постоянном активном поиске информации. Смотреть, как пишут и работают коллеги, постоянно совершенствовать свой язык и стиль. Быть коммуникабельным и открытым человеком – осторожным и строгим расскажут не всё. Пунктуальным – лучше прийти на интервью раньше и немного подождать, чем заставить ждать себя, показав неуважение к собеседнику. Умеющим искать информацию и правильно ей пользоваться, например, идя на интервью, нужно собрать всю возможную информацию об этом человеке, чтобы примерно знать, что он может ответить на ваши вопросы, и заставить его рассказать что-то новое, чем он ни с кем не делился… При освещении события не принимать сторону «правых» или «левых», а адекватно давать обе точки зрения, чтобы читатель и зритель уже могли сами выбрать для себя «свою правду». И помнить, что журналист – человек публичный, и любое неосторожное слово или комментарий в соцсетях, трёхэтажный мат или пьяный дебош на публике – пятно на карьере.
Что ж, ошибки эти совершают не только журналисты – советы эти не мешало бы взять на заметку и обычным гражданам. Редакция желает Елене успехов в её нелёгком труде.
Елена Короткова
Пример интервью № 4. Молодые и умные
Доброго времени суток, уважаемые читатели! Слышали ли вы когда-нибудь об интеллектуальных телепередачах? Естественно да! В наше время они являются очень популярными, часто просматриваемыми пользователями интернет ресурсов и обычными людьми, которые смотрят телевидение. Таких передач огромное количество. Они бывают самых разных тематик, занимают некоторое количество времени и рассчитаны на определенную категорию зрителей и «умников», участвующих там. Нам удалось встретиться с одной из участниц интеллектуального шоу «Лидер 21 века» Анной Ремизовой, ученицей 10 класса гимназии #35 города Алматы.
И: Скажите, Анна, каким образом возможно попасть на такой проект, ведь в таких интеллектуальных шоу собраны ученики разных школ всего Казахстана?
А: Для начала я хочу сказать, что я попала на проект случайно. Думаю, мне просто повезло, ведь многие годами мечтают сниматься в такой телепередаче. Я немного заинтересовалась этим, когда мне предложили, потому что с детства хотела «попасть» в телевизор. Я прошла кастинг, собеседование, и вот я на шаг ближе к цели!
И; Вам не было трудно соревноваться с другими участниками шоу?
А: Конечно, сначала было немного не по себе, ведь каждый человек, пришедший на интеллектуальное шоу, обладает большим количеством знаний и умений. Но обстановка на съемочной площадке была благоприятной и дружелюбной, поэтому я не испытывала особых трудностей.
И: А какими были вопросы? Сможет ли на них ответить типичный ученик?
А: На самом деле, вопросы были достаточно простыми, но кое-где приходилось мыслить неординарно, включая логическое мышление.
И: Что бы вы могли посоветовать будущим участникам таких телепроектов?
А: Главное-не бояться трудностей, которые могут возникать. У СМИ нет надобности выставлять людей невеждами. Не стесняйтесь отвечать, спрашивать- это в ваших же интересах.
И: Считаете ли вы данный опыт полезным?
А: Конечно считаю! Любой опыт учит чему-то. Участие в этом телепроекте помогло мне открыть для себя группу талантливых людей, узнать много нового, познакомиться с основными правилами поведения на телевидении и съемочной площадке.
И: Огромное спасибо за интервью, Анна. Было приятно поговорить с интересным человеком, мы желаем вам успехов во всех начинаниях.
Анна Ремизова
Пример интервью № 5. Путь в тысячу верст начинается с одного шага или как обучиться китайскому в Китае
Сегодня китайский язык все больше набирает популярности среди нашей молодежи. С каждым годом количество наших студентов, уезжающих в Поднебесную увеличивается. Мы решили поговорить с Дианой студенткой, прошедшей годовую стажировку в Урумчи, чтобы лично узнать об этом процессе.
— Как вы попали на учебу в Китай и почему Ваш выбор пал именно на этот город?
Начну с того, что китайский я изучала в университете с 1го курса. Мне всегда нравился этот язык и эта культура. За год до поездки я начала грезить желанием попасть в Поднебесную и в 2013 нашла программу Института Конфуция по языковой стажировке в Урумчи, а дальше — усиленная подготовка, отбор, сбор документов, билет на самолет и целых 10 месяцев в дали от Родины. На счет города, признаюсь, особого выбора у меня не было, но я не пожалела.
— Что Вам больше всего запомнилось из студенческой жизни за рубежом?
Во-первых, это контраст менталитетов. Все-таки постсоветские страны нам в этом плане ближе. Что касается обучения, у них другой, непривычный для нас подход. Нужно очень усердно заниматься каждый день, чтобы достичь результата. Китайцы — страшные трудоголики. Во-вторых, для меня был первым опыт жизни в настоящей студенческой общаге. А это и веселые будни, и ночные бурные тусовки (этажом выше). Но в целом, я люблю все новое и стараюсь адаптироваться к незнакомой обстановке.
— С какими трудностями вы столкнулись обучаясь в Поднебесной?
Метод по которому я изучала китайский — назывался методом погружения. т. е. Преподаватели преподавали китайский на китайском, совершенно не владея русским языком. Первое время было трудно найти общий язык. И конечно, приходилось каждый день много учить для того, чтобы не отставать. Программа насыщенная, все в лучших традициях китайской философии. У них даже есть пословица: Путь в тысячу верст начинается с одного шага. То есть нужно делать ежедневные постоянные шаги, чтобы достичь цели. Например, выучить китайский.
— Какие советы Вы могли бы дать нашим читателям, которые хотят учится в Китае?
На самом деле, сегодня очень много возможностей учиться не только в Китае, но и в других странах. Просто нужно захотеть. Пока мы молоды и здоровы нужно использовать максимум возможностей. Выбирайте страну по своим интересам. Так, если вам неприятны китайцы, китайская еда и вы пропитаны негативными стереотипами, лучше выбирайте Европу. Отношение многое решает, особенно в моменты, когда хочется опустить руки и все бросить. Так что: не бойтесь, не ленитесь и не сдавайтесь! Все в ваших руках!
— Спасибо, Диана, за интересную беседу. Наша редакция «Любознайка» желает Вам дальнейших творческих и профессиональных успехов!
Диана Нагай
Пример интервью № 6. Журналистика на каждый день
С развитием интернета практически каждый уважающий себя блоггер – немного журналист, особенно если его страничка пользуется популярностью. В связи с этим сейчас все больше таких людей увлекаются журналистикой. Сегодня в нашей студии Анна, которая и расскажет нам, зачем же все это нужно.
Итак, вы изучаете журналистику. Что подтолкнуло вас к такому решению?
Я стараюсь вести активный образ жизни и мне интересно делиться с людьми своими мыслями. Для того чтобы делать это грамотно, я решила начать изучение основ журналистики.
Почему вы выбрали бесплатный курс?
Бесплатный курс – это замечательная возможность попробовать свои силы в новом деле, оценить его, себя и свои возможности. Может быть, после этого я решу всерьез заняться журналистикой или, наоборот, пойму, что это не мое.
Как вы считаете, что вы получите после окончания курсов?
Я полагаю, что я научусь логически строить свои статьи, правильно оформлять их и подавать в таком виде, чтобы моим читателям было действительно интересно. Вероятно, я открою для себя новые возможности интернет-журналистики и даже смогу зарабатывать на этом.
Вы затронули тему заработка. Как вы думаете, правда ли, что в интернете слишком большая конкуренция и в сфере интернет-журналистики практически невозможно заработать?
Конкуренция действительно большая, но интернет стремительно развивается, каждый день открываются новые сайты, происходят какие-то события. Соответственно, их должен кто-то освещать и готовить материал для появляющихся ресурсов. Поэтому я полагаю, что в нише интернет-журналистики еще много свободных мест для тех, кто хочет и умеет писать. Надеюсь, после окончания курсов я смогу попробовать себя в этом.
В ближайшем будущем мы еще раз возьмем интервью у Анны и узнаем, как проходит ее обучение.
Анна (фамилию не написала)
Пример интервью № 7. Студент – это многофункциональный народ
В современном мире развивается не только техника, но и сам человек, а именно молодое поколение – студент. Вспомните, как наши мамы, папы, дедушки и бабушки учились. Их лозунгом был « учиться и только учиться, а после все будет». Сегодня мы вас познакомим со студентом 21 века. А именно, она расскажет, чем все-таки отличаются студенты современного мира от 20 века.
Журналист: Гаухар, кто такой студент в 21 веке?
Гаухар: Это человек, который не сидит за учебниками в библиотеках по часам, его верный товарищ это Интернет. Благодаря ему он найдет любую ему нужную информацию. Так же, студенты в наше время не просто учатся, помимо учебы они увлекаются своим хобби, например, снимают кино, фотографируют, катаются на коньках, а самое главное параллельно работают. Все те, полученные знания в ВУЗе, они стараются практиковать в жизни, совмещая с учебой.
Журналист: Учиться и работать обязательно для студента?
Гаухар: На самом деле это все зависит от каждого человека, в данном случае от студента. Если он намеренно поступил на определенную специальность то, он будет параллельно работать по своей профессии. Дабы применять свои знания на практике и получать с нее новые. К тому же, я считаю, что это никогда лишним не будет. Тем более, это большой плюс в резюме.
Журналист: А не влияет ли работа на успеваемость?
Гаухар: Я много знаю ребят, которые учатся и работают, поверьте – успеваемость не страдает. Единственный минус – это тайм менеджмент. То есть, студент жертвует своим временем.
Журналист: Например?
Гаухар: Ну, к примеру, взять меня. Я работаю и учусь. Выходные дни, как всем нормальным людям хочется выспаться, встретиться с друзьями или почитать книгу, но не хватает на это времени. Все потому что, надо что-то сделать по учебе или по работе.
Журналист: Как тогда привести в норму свой тайм менеджмент?
Гаухар: Я считаю нужно просто все вовремя выполнять, ну и расписывать по плану. Хотя, жизнь такая непредсказуемая, что запланированные вещи могут не решиться. Есть кучу разных книг по тайм менеджменту, но не все их советом следуют.
Журналист: И завершающий вопрос, как ты думаешь, кому легче было учиться современному студенту или студенту 20 века?
Гаухар: Думаю, у каждого времени есть свои плюсы и минусы. Надо идти в ногу со временем и получать с него опыт. Я не могу судить, кому легче училось, так как я все же человек, смотрящий на 21 век, а про 20 век, лучше спросить моих родителей, они–то точно вам расскажут.
В итоге студент в 21 веке – это человек со многими функциями и легкий на подъем человек. Так же, у него всегда интересные идеи, он креативен, умен, спортивен и остроумен.
Гаухар Жумагулова
Пример интервью № 8. Сколько времени нужно, чтобы устроиться на работу после вуза?
В нашей редакции на вопросы читателей отвечает выпускник 2011 года Карагандинского университета имени академика Е.А.Букетова Ислам Ахметов.
— Сколько у вас времени ушло на то, чтобы официально трудоустроиться после окончания ВУЗа?
— Два года.
— Что вы делали в это время?
— В течение этого времени я работал официантом, недолгое время электриком-монтажником в электросетевой компании, занимался заправкой картриджей от принтеров.
— Вы работаете по специальности?
— Нет
— Как вы думаете, в чем причина вашего длительного поиска работы?
— Наверняка причина во мне, в неуверенности в себе, в изначальном выборе не той профессии, которая была бы по душе. Большинство казахстанских школьников выбирало в мое время такие профессии как юриспруденция, экономика, туризм и сервис, как если бы наша страна была бы Турцией, Швейцарией, Англией одновременно. Поэтому большинство моих сверстников работают не по специальности.
— Что повлияло на ваш выбор профессии?
— Мой отец посоветовал мне учится на экономиста . И я не смог принять самостоятельное решение, не смог переступить через авторитет отца. Внутри меня не было внутренней уверенности в себе, лидерства.
— В чем причина отсутствия лидерства у многих молодых людей?
— Возможно, сейчас я только могу сказать, что это системная ошибка, вернее системы школьного образования. Система школьного образования не поменялась кардинально до сих пор, будь то продвинутый лицей или гимназия, хотя многие советские и зарубежные теоретики подготовили базу для качественного скачка.
— В чем это выражается ?
— Сейчас другое общество, другие приоритеты и задачи. Сейчас важно коллективное мышление, командный дух исследования, лидерство, целеполагание, технологизация действии, самообразование, результативность, обратная связь от коллег, единомышленников.
— Можете привести примеры альтернативы?
— Да, конечно это ОДИ (организационно-деятельностные игры) по Г.П. Щедровицкому, Институт Юрия Мороза (www.shsd.ru), бизнес лагерь В. К. Тарасова, теоретические труды В.А. Сухомлинского
— Редакция благодарит Ислама за интересное интервью и желает ему успехов в карьере.
Ислам Ахметов
За свою журналистскую карьеру я взяла более 3000 интервью у самых разных людей: от Аллы Пугачевой и Романа Виктюка до Ивана Урганта и Киану Ривза. А еще в рамках нашей рубрики «ТALKовый бизнес» я беру интервью у лучших бизнесменов России.
Очень часто интервью берут и у меня самой как у писателя, так что я могу говорить об этой науке с обеих сторон:) Как и в любой науке, здесь тоже есть свои законы.Сегодня я хочу с вами поделиться десятью правилами хорошего интервью.
1. Уделите достаточно времени на подготовку
Многим кажется, что с вопросами на интервью можно разобраться по ходу дела. Однако, это далеко не так. Если не подготовиться к интервью, то, скорее всего, оно будет провальное. Я обычно трачу на подготовку около 4 часов. Первые три часа изучаю материалы, а следующий час готовлю вопросы.
Итак, подготовка должна быть основательной. Помимо изучения профессиональной деятельности интервьюируемого, обязательно просмотрите следующие материалы:
— Биография и официальный сайт, если есть.
— Последние новости из жизни интервьюируемого. Это очень важно, потому что в его жизни может произойти что-то очень серьезное, например, смерть супруга. Если вы не будете об этом знать, хотя про это писали много где, то вопрос «Как дела у вашего мужа?» может стать самым неловким в вашей жизни.
— Интервью, которые он давал за последнее время. Это нужно, чтобы понять, о чем его чаще всего уже спрашивали, и не задавать подобных вопросов.
— Видео его выступлений.
Евгений Демин и я во время интервью
2. Интервью — это не беседа
Второе правило краткое: помните, что интервью — это не беседа. В беседе оба человека равноправные, а в интервью — вы спрашиваете, а ваш собеседник — отвечает.
3. Поставьте цель интервью
В «Алисе в стране чудес» был очень интересный диалог между Алисой и Чеширским Котом. Алиса спросила у Чеширского Кота:
— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— Мне все равно… Только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда все равно, куда и идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.
С интервью то же самое. Без цели можно куда-нибудь прийти, но непонятно куда.
Какая цель вашего интервью? Рассказать вашим читателям об этом человеке, его историю жизни? Узнать секреты его успеха в профессиональной деятельности? Узнать подробности о его новом проекте?
У интервью должна быть цель, иначе ничего не получится.
Теперь перейдем к правилам составления вопросов.
4. Начните с разогрева
Интервью — это тоже знакомство. Не стоит сразу задавать очень глубокие или провокационные вопросы. Лучше подойти к этому постепенно.
Начните с разогревающих вопросов. По-другому эта техника называется «ice breaking», что в переводе означает «растопить лед», и используется, например, в переговорах.
Ваша задача — разговорить человека и разрядить напряженную обстановку. Например, можно спросить: «Чем вы занимались до нашего разговора?» или «Чем планируете заняться после?». Можно начать с комплимента. Допустим: «Я смотрю, у вас такие интересные картины в офисе. Сами выбирали?».
То есть, вначале нужно задать 1-2 достаточно легких вопроса, которые не заставят сильно задуматься.
Во время интервью с одним из лучших предпринимателей России Андреем Кривенко
5. Долой банальные вопросы
Список самых скучных вопросов выглядит так:
— Расскажите о себе или своем бизнесе. Такой вопрос можно задавать человеку, который пока никому не известен и только начинает свою карьеру, но никак не известному человеку. Только представьте, что вы начнете интервью с Дональдом Трампом с вопроса «Расскажите о себе».
— Как появилась ваша компания/ваша книга/ваш проект. Представьте, вы берете интервью у основателя IKEA Ингвара Кампрада. Компании уже больше 70 лет и вы задаете ему вопрос: «Как появилась ваша компания?».
Скорее всего, ваш вопрос останется без ответа. Представляете, сколько раз он уже слышал этот вопрос? Миллионы. Тут надо переформулировать вопрос так, чтобы он звучал интересно. Допустим: «Инвар, каково чувствовать, что вы создали компанию, которая пережила Советский Союз?».
— Какие у вас планы? Еще один вопрос, который не очень любят. Конечно, тема интересная, но сам вопрос скучный. Можно его переформулировать так: «Какие цели из стоящих перед вами в ближайшее время, вас больше всего вдохновляют?» или так: «Каких побед нам еще ждать от вас в ближайший год?».
6. Не задавайте слишком размытые и тяжелые вопросы
Я советую не задавать слишком тяжелых вопросов и слишком размытых.
Например, «В чем смысл жизни?». Лучше задать более простой вопрос, который охарактеризует человека: «Что для вас самое главное в жизни?».
Или вот еще странный вопрос «О чем вы мечтаете?». По моему журналистскому опыту, это вопрос, который вводит в тупик почти любого человека.
Источник
7. У интервью должна быть цельность
Раньше я очень часто совершала такую ошибку: составляла хаотичный список остроумных вопросов, когда готовилась к интервью. Интервью при таком случае получалось занятным, но бесцельным. В каждом интервью должна быть своя драматургия и своя цельность. Вначале вы знакомите читателей с интервьюируемым, потом начинаете задавать вопросы, связанные с целью интервью.
Запомните: 70% вопросов должны быть составлены так, чтобы добиться цели интервью.
8. Задавайте вопросы, на которые вам интересно услышать ответы
Когда я готовлю вопросы, я всегда исхожу из того, какие вопросы интересны конкретны мне.
Конечно, вопросы должны быть не очень узкие. Например, я не спрашиваю, какого цвета у вас полотенце на кухне, даже если очень хочется.
Однажды мой Учитель произнес отличную вещь: «Правильный вопрос — это вопрос, ответ на который тебе что-то даст».
Предлагаю отталкиваться от того, что мы с вами делаем умные интервью. И поэтому когда вы готовите вопросы, спрашивайте себя: «А как изменит мою жизнь ответ на этот вопрос?».
9. Обязательно согласовывайте интервью
После того, как вы взяли интервью, нужно обязательно выслать его на согласование интервьюируемому и предупредить о том, когда оно будет опубликовано. Не забудьте согласовать не только текст, но и фотографии, которые будете использовать.
Кстати, а мое любимое интервью вот тут.
10. Устройте блиц-опрос
Это не то, чтобы правило, просто дополнение к интервью, которое я сама часто использую. Я провожу в конце интервью блиц-опрос. Обычно это 5 вопросов в стиле «Лучшая книга для бизнесмена?», «На что вы готовы потратить последние деньги?» и так далее.
Вы можете придумать свои вопросы для блица. Главное, чтобы это было интересно и полезно.
На этом все. Желаю вам хороших и интересных интервью!
Вы узнаете, что такое интервью и каких видов бывает.
Также я дам ценные советы в подготовке и проведении беседы с респондентом.
Раскрою много секретных методик, которые помогут вам не облажаться перед всеми.
Содержание:
- Что это за жанр
- Классификация
- Почему нужно готовиться
- Разбор примера
- Как написать интервью:
- Выбор героя
- Ищем информацию
- Интересные вопросы для интервью
- Типы собеседников
- Визирование
- Дополнительные советы и правила
- Вывод
Что такое интервью
Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.
Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы) на актуальные темы.
Респондент (кандидат или спикер) — это тот, кто дает интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.
Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.
И второе здесь замечание — это «по актуальным вопросам».
Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.
Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.
Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера.
То есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.
Интервью — это не просто информация в виде ответов на вопросы. Это именно демонстрация личности. Что человек чувствует, о чем думает, какую позицию занимает.
Мастера интервью:
- Познер
- Соловьев
- Авдотья Смирнова
- Дмитрий Гордон
Обратите внимание на такие передачи, как «Школа злословия» и «Временно доступен». Вот в них интервью построено именно с желанием раскрыть персонажа.
Посмотрите насколько они пытаются раскрыть своих персонажей. Они задают им наводящие вопросы и даже провоцируют иногда. Посмотрите и сравните насколько это разительно отличается от передачи «Пока все дома».
Передача эта милая и давно существует. Однако вопросы там как правило, не раскрывают персонажей. В основном люди просто рассказывают свою биографию. Это то, что публиковалось миллион раз на других каналах.
Вопросы там поверхностные: «кто вы?», «как начали свою карьеру?», «кто живет в доме?», «каких животных любите?», «в какую школу ходят ваши дети?» и так далее.
Все это не демонстрирует человека!
В общем, интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является ваша практика и мои советы, которые будут даны ниже.
Виды интервью
Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.
Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.
Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.
Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.
Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.
Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.
Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.
Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.
Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.
Подвиды бизнес-интервью:
- Биографическое — человек рассказывает о себе и своей профессиональной деятельности.
- Интервью по компетенциям — проводится в виде собеседования для выявления личностных и деловых способностей кандидата.
- Структурированное — это интервью по компетенциям, но уже в более сжатой форме. Это небольшое собеседование с четко поставленными вопросами. Оно проводится при подборе среди большого числа кандидатов. Также может использоваться для получения дополнительной уточняющей информации, которая не была извлечена при первоначальном анкетировании или собеседовании.
- Мотивационное — это особая техника консультирования клиента или сотрудника для дальнейшей мотивации. Часто используется для побуждения человека к самосовершенствованию, настрою на работу и отказе от вредных привычек.
- Проективное — выявляет проекции личности на отвлеченные ситуации. То есть кандидата просят объяснить поступки других людей. Например, почему люди врут. Интерпретируя поведения других людей, мы проецируем на них свои представления о жизни. Таким образом, ответы на такие нестандартные вопросы помогут оценить кандидата по скрытым факторам. Например, честность, лояльность или конфликтность.
- Кейс-интервью (или ситуационное) — соискателю предлагают описать модель поведения в конкретной ситуации. А дальше уже можно оценить насколько ценности и представления кандидата соответствуют компании.
По количеству участников интервью подразделяют на:
- Тет-а-тет
- Групповое — экономит время при собеседовании, а также выделяет из толпы наиболее ярких участников
- Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
- Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.
По форме проведения:
- Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
- По телефону
- Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
- Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
- Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.
Зачем нужно готовиться
Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.
Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.
Обратите внимание, есть два типа интервью и две разные задачи, которые перед вами стоят. Иногда, это задача — получить от человека информацию для своего издания. Это достаточно простое задание.
К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.
Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.
Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.
У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.
Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно seo продвижения. Однако это совершенно не обязательно!
Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет?»
Это уже будет его позиция.
Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.
Это будет ваша первая задача.
Но есть и вторая задача, когда вы показываете психологический портрет собеседника. Тогда нужно раскрыть читателям интересную личность.
Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.
К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.
То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.
Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.
Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.
Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.
Пример интервью
Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.
Темой разговора был юбилей певца. В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения. Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.
Интервью начинается не с вопроса, а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.
По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось. Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.
Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:
- Собеседник обладает исключительным литературным построением фраз. Он очень интеллигентен. Когда вы все это записываете, то видите, что особо редактировать нечего.
- Когда речь человека очень характерная. Если вы начнете ее причесывать, то сильно испортите. К примеру, вспомните монологи Михаила Евдокимова. Его герои очень характерно говорят. То построение фраз, которые они используют было очень характерно для определенного народа и жителей деревень. Вот в таком случае не нужно редактировать. Вам нужно именно показать портрет героя его деревенской речью.
Давайте теперь посмотрим, что сказал журналист после первого абзаца. А там опять нет вопроса. Есть только комментарий журналиста.
Ну, а после концерта, как водиться…
То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.
Доходим до:
И вы все это в одиночку потянули?
Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку. Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:
Долго продолжалось гуляние?
Дальше он задает еще вопрос:
И в каком состоянии вы проснулись 2 февраля?
Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.
Далее идет ответ человека. После него журналист увидел, что разговор ушел на физическое состояние. Видно, человек явно не готовился к интервью. Вопросы идут беспорядочно.
То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.
Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?
Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.
Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?
Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.
И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.
Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?
Дальше идет надпись:
С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко
Заметьте «с ветеранами». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.
В общем это пример того, как нельзя брать интервью.
Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.
Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.
Как брать интервью
Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.
Выбираем героя
В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.
Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.
Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.
Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.
Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.
При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.
Копаем информацию
Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.
Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.
Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.
Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.
Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.
Вопросы для интервью
Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.
Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель. То есть «собрать информацию по конкретной теме» или «показать портрет героя».
Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.
Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.
К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.
Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.
Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.
Это повод не задавать тупой вопрос — «А были ли вы в Афганистане?» Вместо этого задаем — «Почему вы поехали именно в Афганистан? Как относитесь к этой войне?»
Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило?» и «что вы там видели?»
Все это будет характеризовать героя.
То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию. И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.
При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.
Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы?»
В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.
Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.
Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.
Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.
Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.
Оно работает по пирамиде Фрейтага:
- Завязка
- Осложнение
- Кульминация
- Развязка
- Решение
План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.
Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.
Типы собеседников
Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.
Но таких мало!
Будут люди, которые легко уходят от темы. То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.
В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос.»
Бывает и наоборот.
Собеседник может быть малоразговорчив. То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше).
Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.
Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.
Поэтому если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами.
Но бывает, что человек обычный молчун. В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.
Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.
Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.
Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.
Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.
Визирование
Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.
То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.
В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.
Здесь бывает две проблемы.
Первая, это фактическая информация.
Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.
И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются. Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.
Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.
Еще советы по интервьюированию
Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.
За это гости и зрители скажут вам только спасибо!
Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.
Помните, что все ровно не бывает!
Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.
Вот некоторые фото интервью.
Заключение
Героем интервью может стать блогер или инфобизнесмен. Это может быть ваш коллега и специалист в какой-то теме. Еще это может быть знакомый если вы собираетесь делать портрет на фоне времени.
И не обязательно искать какую-то звезду!
Героем интервью может стать молодая мама, с которой вы вместе выгуливаете детей. Допустим, она использует какие-то методики раннего развития ребенка. С их помощью она добилась удивительных результатов в масштабах вашего двора.
Поэтому не обязательно человек должен быть супер известным.
Выберите вариант. Темой вашего разговора будет какое-то событие. Будет герой, который даст комментарий по событию, либо вы делаете портрет на фоне времени.
И всегда помните о теме. По объему где-то рассчитывайте на 10 вопросов.
Помните, что самые успешные ведущие не могут гарантировать удачное интервью. Этого никогда нельзя заранее предсказать. Поэтому не стоит расстраиваться если не получается. Просто продолжайте. Будьте смелыми и упертыми одновременно. Тогда все получится!
Интервью – один из способов оформления текста. Такой жанр. Перед читателем материал, состоящий из вопросов интервьюера и ответов собеседника. Иногда вопросов вообще нет, но это тоже интервью, просто построенное в форме монолога.
Для стандартного интервью соотношение вопросов и ответов такое: 20% вопросов на 80% ответов . Квалифицированный интервьюер никогда не тянет на себя одеяло. Если он болтает больше собеседника, значит, он не умеет брать интервью.
Виды интервью
Выбор вида интервью зависит от темы беседы.
Предметное интервью
Предметное интервью посвящено разговору о положении вещей в какой-либо сфере человеческой деятельности. Объект интервью здесь – некий эксперт в конкретной области и получает вопросы исключительно по своей теме и отвечает, как профессионал. Личное мнение собеседника во внимание не берется. Например, врач рассказывает о стандартизированных методах личной защиты от коронавируса и не умничает о политической подоплеке сложившейся паники.
Кроме экспертов героями предметных интервью могут стать очевидцы либо участники неких важных событий. Получится поджанр – информационное интервью.
Задавая вопросы такому человеку, нужно выудить как можно
больше деталей произошедшего.
Структура предметного интервью:
- в начале разговора автор должен
продемонстрировать прямую связь собеседника с событием; - затем углубиться непосредственно в освещаемую
тему, разобрать предмет беседы, дать разъяснения и оценку; - в конце дать упорядоченные выводы, итоги и
рекомендации, а также впечатления человека, если это разговор с очевидцем или
участником события.
Личностное интервью
Герой личностного интервью – уже не событие, а человек. Обычно это известная личность. Разумеется, не только звезда шоу-бизнеса. Сфера деятельности собеседника может быть любой, например, маркетинг, копирайтинг.
Беседа посвящается любым событиям, фактам, сферам
деятельности человека. Не так важно, что именно будет выбрано. Цель интервьюера
– раскрыть человека, показать его личность такой, какая она есть на самом деле,
а не узнать какую-либо информацию.
Структура личностного интервью не имеет четкой схемы. Как правило, журналисты используют череду открытых и провокационных вопросов. Например: «Расскажите о…», а затем: «Почему вы не любите Путина?».
В конце неплохо задать несколько вопросов, которые, как минимум, покажут собеседника с новой стороны или даже заставят его оправдываться, поставят в тупик. Другой вариант – ряд коротких вопросов, подразумевающих только ответы «Да» и «Нет».
Предметно-личностное интервью
Уже понятно, что это некая комбинация двух предыдущих видов. Суть в том, что герой интервью – конкретный человек, который должен интересовать читателя не сам по себе, а с привязкой к какому-то делу.
Отличие от предметного интервью в том, что в нем собеседником может выступить любой квалифицированный специалист или любой очевидец, а в предметно-личностном – только вот этот человек, и никто его не сможет заменить. Например: участник лотереи, который сорвал джек-пот; олимпиец, получивший золото; единственный выживший в катастрофе.
Вопросы в интервью должны касаться только предмета беседы,
детали личной жизни героя излишни.
Структура предметно-личностного интервью составляется в
зависимости от конкретной ситуации. Но в любом случае она похожа на анкету –
человека расспрашивают, как он шаг за шагом приближался к нынешнему состоянию,
положению.
Чтобы не превратить такое интервью в банальный список скучных вопросов и ответов, нужно уметь варьировать заготовленный сценарий непосредственно во время беседы. Интервью получится интересным, если автор сможет делать неожиданные повороты, акцентировать внимание на отдельных моментах – комичных, трагичных, эмоциональных. Научиться такому мастерству можно только на практике.
Виды вопросов для интервью
Здесь мы не будем перечислять конкретные формулировки,
вместо этого рассмотрим именно виды вопросов.
По форме
В первую очередь вопрос может быть открытым и закрытым. Каждый из вариантов подразделяется на прямой и непрямой.
Открытый | Закрытый | |
---|---|---|
Характеристика | Есть вопросительное слово. Предполагает развернутый ответ. | Нет вопросительного слова. Предполагает ответы «Да» или «Нет». |
Прямой | «Как вы проводите досуг?» | «Вы курите?» |
Непрямой | «Расскажите о…» | Содержит утверждение, приписываемое третьим лицам: «Ваши коллеги называют вас пьяницей. Это правда?» |
Обычно предпочтительнее задавать открытые вопросы – они побуждают собеседника говорить, а не отмахиваться короткими односложными ответами.
Но иногда лучше пользоваться закрытыми формами. Они:
- помогают вытянуть нужный ответ из собеседника,
если он упрямо уходит от конкретных ответов и выбирает расплывчатые
формулировки; - уместны в беседе с чересчур болтливыми
человеком, который после каждого открытого вопроса уходит в долгие повествования; - позволяют интервьюеру продемонстрировать свою
осведомленность в обсуждаемом вопросе, например: «Пользовались ли вы услугами литературных негров при написании первой
книги, которая разошлась тиражом 950 тыс. экземпляров?»
По функциям
В зависимости от роли в интервью вопросы делятся на 3 категории, каждая из которых в свою очередь подразделена еще на 5 разновидностей.
Предметный | Управляющий | Поведенческий | |||
---|---|---|---|---|---|
Цель – получение информации | Цель – управление беседой | Цель – манипулирование собеседником | |||
Подвид | Пример | Подвид | Пример | Подвид | Пример |
Фактицирующий – о реальном событии | «Что вам сказал министр на вчерашней встрече?» | Открывающий – в начале интервью. Структура: утверждение + закрытый вопрос. | «Ваша последняя книга продана в количестве 1 млн. экземпляров. Вы ожидали такого результата?» | Суггестивный – один вопрос ставится выше других, заставляя собеседника согласиться или выставить себя не таким как все. | «Порядочный человек обязан после такого жениться? А вы?» |
Оценивающий – об отношении человека к событию | «Что вы думаете о пандемии?» | Переходный – для создания впечатления непрерывности беседы. Структура: фрагмент высказывания собеседника + новый вопрос. | «Вы говорите, что вы против курения. А как относитесь к вейпам?» | Вопрос-ловушка – задается так, чтобы любой из возможных ответов поставил собеседника не в лучшее положение. | «Вы уже завязали с наркотиками?» |
Интроспекционный – о чувствах собеседника | «Что вы ощущаете, сидя за рулем этого BMW Z1» | Фильтрующий – для прояснения и удержания нити разговора. Структура: часть ответа + просьба об уточнении. | «А есть доказательства, что 99% гур маркетинга – выскочки?» | Намекающий – сначала, скрывая истинную цель, задаем косвенные вопросы, а затем, отталкиваясь от ответа, ставим собеседника в трудное положение. | – Слышал о глобальном потеплении? – Да. – Знаешь его причину? – Знаю. – И как тебе после этого хватает совести ездить на машине с бензиновым двигателем? |
Проективный – о возможных действиях собеседника в той или иной ситуаци | «Встретившись с президентом, что вы скажете?» | Утверждающий – для побуждения рассказывать дальше. Структура: восклицание + просьба продолжать. | «1 млн. экземпляров! Вы предполагали такой успех?» | Усилительный – повтор ответа в более жесткой форме с целью заставить человека опровергать свои слова, чтобы подчеркнуть отсутствие у него твердого мнения. | – Как вы относитесь к геям? – Я никак к ним не отношусь и не хочу о них разговаривать. <…> – Вот вы сказали, что против гомосексуализма… |
Гипотетический – о вероятных событиях | «Когда закончится режим самоизоляции?» | Когнитивный – для оценки и переосмысления ответа. | «Вам не кажется, что это высказывание звучит слишком самонадеянно?» | Провоцирующий – самый мощный и иногда грязноватый метод вывести собеседника из себя. | «Чего вы так распсиховались?»
«Почему вы нервничаете при любом упоминании о…?» |
Мы рассмотрели интервью, как жанр, изучили виды интервью и категории вопросов, которые используются в большинстве интервью. Это первая часть обширной темы. Во второй части, читайте о самом процессе – как готовиться к интервью, как строить диалог, как согласовывать текст с собеседником.
Согласен с политикой конфиденциальности
Как правильно взять и написать интервью?
Проведение интервью – это то, что каждый человек ассоциирует с работой журналиста. Интервью может являться методом и жанром.
- Интервью как метод – это получение информации от какого-либо человека, на основе полученных сведений можно написать текст любого жанра.
- Интервью как жанр – это закрепленные в тексте сведения, полученные от определенного лица. Различают информационное интервью (направленное на событие, отличается достаточно небольшим объемом) и аналитическое интервью (направленное на постижение явлений общественной жизни, отличается большим объемом и значительной глубиной анализируемых фактов).
Вопрос о том, как проводить интервью, возникает у каждого начинающего журналиста. Некоторые даже боятся браться за этот жанр, опасаясь, что не найдут подход к человеку. На самом деле, только практика помогает преодолеть все страхи и выработать наиболее подходящую стратегию.
Подготовка
Для начала нужно понять тему интервью, то есть, о чем вы хотите сообщить. Просто рассказ о человеке – это слишком абстрактно, из такой темы вряд ли выйдет хорошее интервью. Из темы вытекает цель, то есть журналист должен спросить себя: «Для чего я хочу рассказать об этом?». Каждый человек представляет интерес, если раскрыть его с правильной стороны. Именно эту сторону интервьюер и должен найти.
Важно спрашивать по делу, избегать общих и банальных вопросов («Нравится ли вам наш город?», «Какие у вас творческие планы?»). Для того чтобы вопросы были интересными, нужно изучить тему самостоятельно и подготовить вопросы, на одной импровизации интервью не провести. Говорят, что журналист должен быть «просвещенным дилетантом», то есть знать достаточно много, чтобы задавать верные вопросы, и достаточно мало, чтобы с интересом слушать на них ответ.
Подготовка к интервью — это едва ли не самый важный этап. Чтобы определиться с вопросами, нужно:
- Посмотреть профили во всех соц.сетях и отметить моменты, важные для раскрытия темы. Например, чиновник клеймит Америку, но сам часто посещает Калифорнию. Эти факты легко найти в его инстраграме или, что еще проще, в профиле его детей и жены.
- Внимательно изучить биографию человека и (или) тот вопрос, о котором Вы планируете говорить. Открытые источники Вам в помощь.
- Стоит также вникнуть в исторический и социальный контекст ситуации. Например, в беседе с ветераном важно знать основные даты и события ВОВ.
Проведение
Как правильно проводить интервью? Процесс интервью должен начинаться с установления контакта с человеком. Нужно с ним познакомиться, показать свое дружественное отношение. Человек должен почувствовать свою важность для вас и для аудитории. Вот почему нельзя опаздывать, показывать нетерпение, торопить своего героя.
Главные заповеди интервью – это… (по учебникам С.С. Распоповой, Е.В. Черниковой, Г.В. Лазутиной и книгам Ларри Кинга):
- Ясные и краткие вопросы, требующие развернутого ответа;
- Отступления от сценария: нужно задавать уточняющие вопросы, иногда повторять вопросы в разных вариациях, если интервьюируемый уходит от ответа, но при этом уметь вовремя остановиться, не превращая интервью в допрос;
- Отказ от вопросов, ответы на которые будут односложными или ответы на которые сразу не найти, и герой может потеряться. По крайней мере, к таким вопросам нужно подготовить собеседника (вопрос «В чем смысл жизни?» не должен быть первым);
- Несколько вопросов сразу задавать не стоит;
- Конкретность вопросов свидетельствует о знании темы;
- Корректность и уважение – необходимые качества интервьюера;
- Вопросы должны быть интересными, только собственной глубиной можно вызвать глубокие ответы. Вот примеры.
Написание
Как написать интересное интервью?
- При проведении интервью стоит использовать диктофон, чтобы иметь возможность смотреть собеседнику в глаза, а не писать или печатать, не поднимая головы. Однако пометки стоит делать, записывая наиболее важные фразы, на которые потом нужно обратить внимания. Кроме того, техника в случае необходимости докажет Вашу правоту.
- После интервью запись необходимо полностью расшифровать. Сокращать и выделять важное будете потом, сначала нужен материал в целом.
- Далее нужно вспомнить о своей теме и цели, на основе этого придумать заголовок. Исходя из целевых установок, нужно выбирать из полученной информации наиболее необходимую.
- Иногда требуется согласовывать интервью с героем (особенно, если он представляет различные государственные структуры), однако если есть возможность этого не делать – не стоит проявлять инициативу, так как подобное обговаривание чаще всего отрицательно сказывается на достоверности. Но если герой после прочтения интервью просит что-то поменять – не стоит упрямиться. Это не только неэтично, но еще и незаконно.
Интервью может стать вашей визитной карточкой, для этого стоит тщательно готовиться к нему и осознавать важность каждого своего героя. Каждый человек хочет быть услышанным, и журналист может помочь в этом.
Автор: Мария Блинова
Tags: интервьюпрактика журналистики