Настроение стихотворения – это настроение самого поэта, которое он переживал, когда создавал произведение. Для его передачи поэт использовал художественные средства выразительности, выбирал композицию.
Читателю же предстоит проделать свою работу – выйти на волну настроения поэта и найти слова, чтобы сказать, что именно звучит в стихотворении: радость или грусть, сожаление или надежда, тревога или уверенность, призыв к веселью или просьба о сострадании…
Выделив главное настроение, следует подумать, пронизывает оно всё стихотворение, или автор передаёт и другие эмоции. Например, в стихотворении Пушкина “Зимнее утро” печальные переживания ненастного вечера сменяются радостью созерцания ослепительного солнечного зимнего утра.
Говоря о настроении стихотворения, уместно назвать, какие художественные средства поэт использовал для его передачи.
Опубликовано 27 марта, 2019
В чём красота поэзии? Это очень сложный вопрос. Конечно, на красоту влияет ритм стихов, правильная форма стихосложения. Но во многом красота поэзии связана с возможностью автора передать свои эмоции..
Такая поэзия — » отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, она пластична и гармонически закончена. » Именно поэтому мы любим стихи про любовь, про природу и про исторические события прошлого. Те кто не умеют передавать свои чувства — ограничены в своих инструментах при написании стихов, это также касается и прозы. В таких стихах (рассказах) — очень мало лиризма и они не трогают читателя.
«Для того чтобы передать эмоции, у человека есть множество средств, которые называют экспрессивными или выразительными. Это мимика, пантомимика, выражение глаз, жесты, характер движений и поз. А наша речь наполнена нюансами интонаций, изменчивым ритмом, расцвечена средствами экстралингвистики – вздохами, фырканьем, хмыканьем, смехом, всхлипыванием и т. д.
Но это в реальности. А в тексте почти единственными выразительными средствами писателя являются слова. Ну, можно еще добавить стилистику и пунктуацию, которая в какой-то мере может имитировать интонацию. Но этого мало, очень мало! Ведь слов в языке намного меньше, чем оттенков чувств и настроений. Недаром поэты иногда завидуют художникам. Так, Н. Заболоцкий написал очень правильные, на мой взгляд, строки:
«Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно».
Самый простой способ передать эмоции – это описать их. Так, филологи подсчитали, что в произведениях Льва Толстого описано 97 различных оттенков улыбки и 85 выражений глаз. А сколько таких эмоциональных выражений использовали вы в своих произведениях? Для описания можно использовать разные виды лексики. Вот некоторые лингвистичекие способы передать эмоции:
— Слова, обозначающие эмоциональные состояния и характеристики человека: радостный, грустный, зло, раздраженно, восторженно и т. д. Для усиления эффекта или придание оттенка чувствам можно добавлять определения: слегка восторженно, необычайно злобно, беспросветная грусть, неискренняя радость и т. д.
— Слова, имеющие переносное значение и отражающие эмоциональное отношение: шляпа, тряпка, тюфяк, дубина и т. д.
-Слова повышенной экспрессии: мерзавец, мразь, любимчик, красавчик и т. д. Они тоже хорошо передают эмоциональное отношение, к сожалению, у них почти исключительно негативная коннотация.
-Метафоры не только передают эмоции, но и создают настроение, окрашивая им весь отрывок текста. «Он полз словно утомленная жизнью муха». «Облегченно выдохнув, она ощутила себя беззаботной бабочкой, только что выбравшейся из тесного кокона и радующейся наступившему лету».
— Использования разных форм слов. Суффиксы и приставки позволяют придавать словам разный эмоциональный оттенок: уменьшительно-пренебрежительный (старикашка, парнишка, красавчик, девчонка, депутатишка), восторженно-преувеличенный (великанище, силища, наикрасивейший, наиумнейший, величайший); уменьшительно-ласкательный (дороженька, девонька, щеночек, тапочка, бедненький, красивенький).»
Надеюсь вы для себя найдете свои способы передачи эмоций, близкие именно вам (всё то, что здесь описано — это лишь малая часть способов передачи эмоций) и ваши стихи будут украшением любого литературного сайта или журнала…
В статье использовались материалы из журнала — «Записки литературного редактора»
Читайте также ранее опубликованные мной записки по данной теме:
Схема анализа стихотворения
1.
Кто и
когда написал стихотворение?
2.
Жанр
(ода, песня, послание, романс, сонет, станс, стихотворение, элегия, эпиграмма,
эпитафия, инвектива, мадригал, гимн).
3.
Главные
образы
4.
Главные
мысли
5.
Структура
стихотворения:
а). Изобразительные средства(Тропы: метафора-переносное
значение; сравнение-словно.., как…,будто; олицетворение-оживление неживых
предметов; эпитеты-прилагательные; гипербола-преувеличение и др.)
б). Речевые особенности (анафора-повторение;
антитеза-противопоставление)
в). Стихотворный размер (двусложные: ямб-уд. безуд.;
хорей-безуд. уд.
И трехсложные:
анапест-безуд. безуд. уд.;
дактиль-уд.безуд.
безуд. ;
амфибрахий-безуд. уд. безуд.)
г). Чем достигается звукопись? (ассонанс-повтор.гласных; аллитерация-повтор.согласных)
д). Рифмовка (перекрестная-АБАБ (1-3,2-4), смежная или
парная-ААББ (1-2,3-4), кольцевая или опоясывающая- АББА (1-4,2-3)
6. Синтаксический и лексический анализ:
А).
Сколько всего предложений?
Б).
Какие они по построению? (Простые, сложные, односоставные,
вопросительные и др.)
Чем
осложнены? (прич. и дееприч. оборотами, обращениями, вводными словами и др.)
В). Использованы ли архаизмы (устаревшие слова), диалектизмы (слова
определенной местности), неологизмы (новые слова), заимствованные, синонимы и
антонимы?
Г). Есть ли риторические вопросы?
7. Использование слов-образов.
8. Понравилось или нет? Почему?
Анализ стихотворения А.С. Пушкина
«Няне»
Цели урока:
— познакомить с некоторыми фактами
биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;
— развивать навыки выразительного чтения,
словесного рисования, умения выделять в тексте произведения
изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной
структуре стихотворения;
— закреплять умение определять стихотворный
размер;
— обучать приемам целостного анализа текста
лирического произведения;
— развивать аналитические и креативные
способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;
Ход урока
1. Поэтическая разминка: составление
синквейна к словам: няня, подруга.
2. Объявление темы, целей урока.
Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это
“чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица
входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или
прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь
только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его
стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о
человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской
литературы. О ком же?
3. Вступительное слово учителя
(сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации). Село Михайловское –
псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его
новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское,
надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет
сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет. Оторванный от
друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и
духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в
Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы,
которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то
мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой
ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться
поэтическому творчеству.
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!
– напишет поэт в одном из своих
стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только
самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного
начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны,
рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал
одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя
подруга – и с ней мне не скучно”.
Впоследствии, уже после ссылки, живя в
Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей
стихотворение
4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение,
посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам
анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом
стихотворении.
5. Выразительное чтение учителем или
подготовленным учеником стихотворения “Няне”.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
1826
6. Анализ стихотворения.
Попробуйте выразить настроение этого
стихотворения с помощью красок-цветов.
Какими красками вы бы передали настроение
стихотворения?
— Настроение стихотворения можно предать
мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки,
в которой звучит надежда — более светлыми цветами.
Каким настроением пронизано это
стихотворение?
— Настроение стихотворения грустное,
печальное, тоскливое.
Как вы думаете, какие чувства владели
поэтом, когда он писал это стихотворение?
— В произведении передано чувство вины
перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность,
забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Этими чувствами поэт наделяет лирического
героя стихотворения.
Анализируя лирическое произведение, будем
помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в
стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти
понятия.
Лирический герой не может быть рядом с
няней и обращается к ней мысленно.
Поэтому жанр стихотворения – послание.
В лирическом произведении и жанр, и
композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все
способствует выражению настроения.
Рассмотрим, как выражается настроение в
этом стихотворении.
Первые 2 строки стихотворения — обращение
лирического героя к няне.
7. Образное рисование.
Читая стихотворение далее, мы рисуем в
своем воображении ряд картин.
Представьте, что вам нужно
проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
Сколько иллюстраций-слайдов у вас
получится?
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
— Cтроки рисуют забытый домик в глуши
сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих
наморщенных руках.
— Представляется няня, сидящая у окна и
поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
— Кажется, няня подошла к воротам и
напряженно смотрит вдаль.
То чудится тебе…
— Возможно, няне видится ее воспитанник, ее
любимец, спешащий к ней.
Таким образом, мы разделили стихотворение
на части, то есть определили композицию.
1 часть — обращение лирического героя к
няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши
сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда,
лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и
душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам,
вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается
вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о
воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
Как же, с помощью каких средств переданы в
стихотворении чувства лирического героя и няни?
8. Работа по таблице.
Проведем наблюдения над текстом и оформим в
таблице: Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер)
Лексический уровень (значения слов, определяющих
эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы,
антонимы, изобразительно- выразительные средства)
Грамматический уровень (части речи,
грамматические формы) Синтаксический уровень (структура предложений, их
количество)
9. Работа выполняется в группах.
Обсуждение результатов работы. Фонетический
уровень (ритм, звукопись, размер) Лексический уровень (значения
слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по
значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) Грамматический
уровень (части речи, грамматические формы) Синтаксический уровень
(структура предложений, их количество)
Музыкальный, почти песенный ритм
Четырехстопный ямб
Можно услышать звук спиц, шаги старой няни
Аллитерация на звуки — ш, ж, щ
п, т, ч – создают мрачное, печальное
настроение
последние строки – ассонанс на звуки о, у —
передают длительность ожидания, создают настроение грусти
Перифраза подруга дней моих суровых
Подчеркивает дружеские отношения с няней в
трудные для него времена — в период ссылки. Для лирического героя няня – друг,
который всегда рядом — и в радости, и в горе.
Во второй перифразе соединяется сердечное,
народное слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок дружеской шутки,
местоимение моя усиливает ласковый тон. В этих обращениях — любовь к няне,
нежность и забота.
Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют
облик няни
Повтор давно, давно
Глушь лесов,
Эпитеты. Забытые ворота
Черный отдаленный путь
передают тяжесть одиночества няни.
Черный отдаленный путь — символ разлуки
Чувства няни названы прямо: горюешь
Тоска, предчувствия, заботы и
метафорически: теснят твою всечасно грудь,
Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных
руках.
Сравнение горюешь, будто на часах
Передает постоянство ее томительного
ожидания Существительные — 16
Глаголы — 6 (все глаголы настоящего
времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется,
нескончаемого ожидания)
прилагательные – 3 причастия – 3
местоимения — 8 (из них 4 — личных)
Это придает звучанию строк лирический,
глубоко личный характер.
В стихотворении 5 предложений.
1 – восклицательное, содержит обращение;
2 — простое, повествовательное,
невосклицательное;
3, 4 — сложные, длинные, грамматические
границы предложений и деление на строки не совпадают (Это передает
взволнованность речи лирического героя);
5 — предложение не закончено.
(Оно побуждает читателя к раздумьям,
размышлениям).
10. Обобщим наблюдения, составив связное
высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.Пункты
плана Примерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?) Стихотворение
посвящено…
Тема стихотворения -… В стихотворении …
(автор , название стихотворения) описывается…
…поэт изображает…
…перед читателем возникает образ…
…переданы размышления (чувства, переживания
и т.п.)…
автор выражает…
…с первых строк…
3. Настроение стихотворения В
стихотворении… царит …настроение…
…пронизано настроением…
настроение этого стихотворения…
Настроение меняется на протяжении
стихотворения…
4. Как выражается настроение?
А) композиция
(Как построено стихотворение? На какие
части можно его разделить? О чем каждая часть?)
Б) Какие картины вам представляются?
В) Какие приемы использует автор?
(Метафора, эпитет, олицетворение,
метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и
др.)
Г) Как звучит стихотворение?
(Размер, ритм, длина строк, аллитерация,
ассонанс, наличие или отсутствие рифмы) Стихотворение можно
разделить на ..части…
Композиционно стихотворение делится
на…части, потому что…
Строки рисуют…
Мне видится…
Для создания настроения автор использует…
С помощью … поэт дает нам возможность
увидеть…
…создают образ…
…помогают представить…
Звучание стихотворения создает …ритм…
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…
Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют
услышать…
5. Каким мне представляется лирический
герой этого стихотворения? Лирический герой этого стихотворения
представляется мне…
6. Какие мысли и чувства автор хотел
донести до читателя? (Идея стихотворения) В стихотворении автор выражает мысль
о…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…
7. Личные впечатления от стихотворения. Читая
стихотворение, я восхищался…
…я откликался…
Меня взволновало…
…красота строк…
…остаются в памяти…
11. Учащиеся готовят устное высказывание по
предложенному плану.
12.Домашнее задание: подготовиться к
письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному
плану.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Необходимость провести анализ стихотворения может вызвать затруднения у человека, который читает его впервые. Не всегда понятно, как следует подойти к подробному анализу и уловить различные смыслы. Прочитайте стихотворение несколько раз, проанализируйте форму и содержание, чтобы понять замысел автора. Также можно показать стихотворение другим, чтобы узнать их мнение и получить всесторонне представление о заложенных в него идеях. Проработайте стихотворение тщательно и без спешки, чтобы улучшить собственное восприятие и научиться анализировать поэзию.
-
1
Прочитайте стихотворение про себя. В первую очередь следует прочитать стихотворение. Возьмите ручку или карандаш, чтобы подчеркивать, отмечать или выделять строки, которые вам понравились или показались необычными. Также можно подчеркивать и обводить все незнакомые либо непонятные слова и словосочетания. Эти единицы можно будет рассмотреть позднее, чтобы использовать в процессе анализа.[1]
- Первое прочтение следует рассматривать как введение к стихотворению. Не пытайтесь сразу же уловить всю суть и форму. Сначала нужно кратко ознакомиться с текстом.
-
2
Прочитайте стихотворение вслух. Во второй раз прочитайте стихотворение вслух. Читайте своим обычным голосом, не торопитесь и вчитывайтесь в каждое слово. Все непонятные строки следует перечитать еще раз. Прислушайтесь к звучанию и мелодике языка. Насколько заметны различия при прочтении вслух и про себя?[2]
- Все запятые и точки следует воспринимать как паузы. При чтении вслух делайте паузы после каждой запятой или точки. Поэт использует пунктуацию не просто так: на нее возлагается важная миссия.
- Каждый перенос строки, пробелы или пропуски между словами и строками следует понимать как паузы. Замедляйте темп чтения в конце строки и делайте паузы там, где нужно.
- Если стихотворение достаточно популярно, то попробуйте найти аудиозаписи его чтения. Прослушайте записи, но при этом активно следите за текстом, а не просто пассивно слушайте.
-
3
Исследуйте ритм и размер стихотворения. Как правило, у каждого стихотворения есть ритм и размер, если оно написано по определенной схеме. Читайте вслух, чтобы услышать и уловить эти аспекты. Единственный вид поэзии, который не следует четкому ритму и размеру, носит название верлибр, или свободный стих. Все остальные стихотворения следуют определенной схеме.[3]
- В стихотворении используются рифмы? Поэт рифмует каждую строку со следующей? Через строчку? Проанализируйте схему рифмовки, чтобы определить форму стихотворения.
- Именно структура рифм позволяет понять форму стиха. К примеру, белый стих вовсе не имеет рифм. В двустишии рифмуются или не рифмуются две строки, а в трехстишии строфа состоит из трех рифмованных или нерифмованных строк.
-
4
Рассмотрите структуру стихотворения. Обратите внимание на организацию содержания, которая позволяет придать стихотворению определенную форму. Какой вид деления используется? Стихотворение может подразделяться на строфы (например, строфа из четырех строк) или просто состоять из определенного количества строк, упорядоченных посредством рифмы или размера.[4]
- Например, стихотворение «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, а любой из сонетов У. Шекспира — из трех четверостиший и одного двустишия.
-
5
Проанализируйте литературные приемы. Поэты используют различные литературные приемы, которые позволяют вложить в стихотворение более глубокое значение и создать развернутые образы. Среди распространенных литературных приемов можно выделить рифмы, ономатопею, аллитерацию, ассонансы и консонансы. Проанализируйте все литературные приемы стихотворения и подумайте, какое влияние они оказывают на общий заложенный автором смысл.[5]
- Рифмы — повторение конечных звуков в словах (например, «лицо» и «крыльцо»). Этот прием может использоваться как в рамках одной строки, так и в конце двух отдельных строк.
- Ономатопея — звукоподражание посредством слов (например, «жужжание» пчелы).
- Аллитерация — повторение согласных звуков (например, «хр» в «хрустят и хрупки, как хрусталь»).
- Ассонанс — повторение гласных звуков (например, «у» в «у наших ушки на макушке»).
- Консонанс, или диссонанс, — неточная рифма, при которой совпадают все или большинство согласных звуков, а ударения или гласные отличаются (например, «кедр» и «бодр»).
- Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении, в основе которого лежит сравнение (например, «серебряный ручей»).
- Сравнение — уподобление предметов или явлений друг другу со словами «будто», «словно» или «как» (например, «то заплачет, как дитя»).
-
6
Определите форму стихотворения. Проанализировав размер, структуру и схему рифмовки, определите форму стихотворения. Существуют различные поэтические формы: сонеты, баллады, акростихи, белые стихи, хайку (хокку), синквейны, эпические поэмы, элегии, лимерики, секстины и вилланеллы. Важно определить форму стихотворения, чтобы лучше понять текст и уловить замысел поэта.[6]
- Прочитайте примеры различных поэтических форм, чтобы не ошибиться в определении. Также можно изучить отличительные черты конкретной формы.
Реклама
-
1
Рассмотрите название. Название всегда содержит важные намеки на характер стихотворения, поэтому обязательно уделите ему внимание. Перечитайте и обдумайте название с учетом текста. Подумайте, какое значение вложил автор в название в контексте содержания стихотворения. Делает ли название более глубокой основную мысль?[7]
- Иногда название указывает на то, к кому обращается поэт, например «Письмо матери» или «К другу». Также название может описывать предмет, жанр или тональность стихотворения, например, «Сонет 18» или «Элегия».
-
2
Определите повествователя. Поэт и повествователь — не всегда одно и то же лицо. Повествование может вестись от лица персонажа стихотворения. Автор может писать в первом («я»), втором («ты», «вы») или третьем («он», «она», «они») лице.[8]
- Обычно повествователя можно определить без глубокого анализа, но в случае сомнений сейчас не нужно об этом переживать. Просто постарайтесь правильно понять, в каком лице ведется повествование.
-
3
Уточните неизвестные слова и фразы. Если вам попалось непонятное слово, остановитесь и уточните значение в словаре. Также можно подчеркивать слова в тексте, чтобы узнать их значение немного позже. Обязательно узнайте значение незнакомых слов, чтобы глубже понять суть всего стихотворения.
- Также можно использовать словарь синонимов и найти возможные синонимы таких слов.
- Узнайте значение слов и перечитайте соответствующие строки с учетом новой информации.
- Используйте такой же подход для незнакомых имен собственных и непонятных фраз. Иногда нужно изучить примеры в других текстах или почитать статьи в интернете, чтобы понять суть некоторых фраз.
-
4
Определите тон и настроение стихотворения. Как правило, такие аспекты определяются выбором слов и языком стихотворения. Также рекомендуется прочитать стихотворение вслух и прислушаться к ритму каждой строки.[9]
- Например, стихотворение может быть написано в юмористическом тоне и создавать веселое настроение, как «Вот какой рассеянный» С. Маршака. В качестве примера мрачного и зловещего стихотворения можно привести «Ворона» Эдгара По.[10]
- Например, стихотворение может быть написано в юмористическом тоне и создавать веселое настроение, как «Вот какой рассеянный» С. Маршака. В качестве примера мрачного и зловещего стихотворения можно привести «Ворона» Эдгара По.[10]
-
5
Учитывайте контекст стихотворения. Постарайтесь понять, когда и с какой целью это стихотворение было написано, чтобы уловить контекст. Возможно, автора вдохновляли исторические события или популярный на тот момент поэтический стиль. Также на него могли оказать влияние определенные картины или другие виды искусства. Контекст позволяет глубже понять замысел автора, правильно читать произведение.[11]
- Изучайте контекст по другим текстам, научным журналам и статьям в интернете. Посмотрите на год публикации стихотворения и почитайте о литературе того времени.
-
6
Ищите закономерности и повторения. В стихотворениях часто используются повторения, так как они позволяют подчеркнуть главную идею или тему. Поэт может несколько раз использовать одну и ту же строку в виде рефрена, чтобы вновь и вновь напомнить о важном послании. Также ищите закономерности в используемых словах или структуре стиха, которые увеличивают интенсивность. Поэт часто возвращается к определенным образам, темам, словам? Группы схожих слов образуют комбинации.[12]
- Например, в стихотворении может снова и снова повторяться одна и та же строка: «(и) больше ничего». Задумайтесь над тем, какую цель преследует автор. Часто такое словосочетание либо фраза возвращает читателя к главной идее.
-
7
Порядок следования идей. Порядок идей в стихотворении — еще одна возможная закономерность в тексте. Они располагаются в хронологическом порядке от настоящего к будущему? Произвольно перемещаются из прошлого в настоящее и будущее, а затем снова в прошлое?[13]
- Иногда вместо временного порядка может использоваться другая организационная структура в виде отрывков беседы или наблюдений.
- Например, автор может возвращаться к теме воды, описывать в разных строках океан и мелкий пруд. Тема утраченной любви может найти свое отражение в рассмотрении различных моментов из жизни лирического героя в каждой строфе.
-
8
Подведите итог одним предложением. Рассмотрите все элементы формы и содержания, а затем попробуйте подытожить стихотворение в одном-двух предложениях. Запишите общую идею или тему, как вы ее видите. Полагайтесь на подсказки в форме и содержании, а также на собственные мысли и впечатления. Задумайтесь, о чем это стихотворение?[14]
- Например, стихотворение «Ворон» Эдгара По можно подытожить так: «Это стихотворение говорит о страхе перед смертью, которую олицетворяет находящийся за дверью ворон».
- Не зацикливайтесь на том, правильно ли вы поняли стихотворение. Поэзия всегда субъективна, поэтому ваше толкование может быть таким же правильным, как любое другое. Каждый человек видит стихотворение по-своему, но не забывайте подкреплять свои мысли доказательствами из текста.
Реклама
-
1
Покажите стихотворение друзьям или коллегам. Иногда взгляд со стороны может оказаться весьма полезным. Покажите стих близкому другу или однокласснику и спросите, что он думает о нем: «Как ты считаешь, о чем это стихотворение? Что ты чувствовал, когда его читал?»[15]
- Также можно обратиться с такими вопросами к сотрудникам на работе или одногруппникам в университете. Обратитесь к другим студентам после занятия по литературе и узнайте мнение о стихотворении. Желательно выбрать человека, который хорошо разбирается в поэзии.
-
2
Обсудите стихотворение в поэтическом кружке. Если вы посещаете поэтический кружок, то покажите стих своим друзьям и спросите о впечатлениях. Запишитесь в кружок, чтобы разбираться в поэтической теории, либо организуйте собственную группу любителей поэзии. Обсуждайте стихотворения все вместе, чтобы замечать как можно больше деталей и обмениваться различными толкованиями одного текста.[16]
- Предложите друзьям прочитать стихотворение, затем выскажите собственное мнение, мысли и впечатления, чтобы начать дискуссию. Делитесь идеями и догадками, анализируйте содержание и форму стихотворения.
-
3
Обратитесь за советом к преподавателю. Всегда полезно обратиться за помощью к учителю литературы. Покажите ему стихотворение и выслушайте авторитетное мнение преподавателя, а затем поделитесь своими идеями. Обсудите возможные подходы к анализу конкретного стиха и всего жанра.[17]
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 30 817 раз.
Была ли эта статья полезной?
Особенно
трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения. Предлагаю
вам клише, использование которого, я думаю, в ряде
случаев может быть уместным и целесообразным.
Клише
Анализ
стихотворения
Определение вида лирики
(любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская лирика)
Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет
собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть
отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета,
переживания лирического героя. В основе содержания
стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что
лирический герой…
Тема — вопрос, которого
касается автор. Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение
посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение)
о…
Идейный уровень(идея, эмоция)
Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел
сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается
настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей (если
есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставление частей,
кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения
приходится на…
Истолкование названия
Стихотворение названо так потому, что…
Характеристика образов (существительные-образы)-
В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор
говорит…
Художественно-выразительные средства. Автор,
характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь
автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
Действия и состояния (глаголы-проблемы).
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте
проблемы
… отмечает (что?)
…описывает (что?) …касается (чего?) … обращает внимание (на что?) …
напоминает (о чем?)
Пространство, время. Пространство
представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего
к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание
пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает
временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
Стилистический уровень
(лексика, рифма, синтаксис). Автор в произведении использует (высокую, низкую)
лексику
Автором использована (параллельная,
перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с
использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие
синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры,
инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения
построены …
Фонический уровень
(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка
– пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения
– пятистопный хорей…Размер стихотворения-
Специальный подбор созвучных
гласных (согласных) усиливает впечатление…