Перед тем как начать работать над магистерским исследованием, выпускник определяет концепцию своей диссертации. С помощью нее студент разрабатывает проект работы, ставит перед собой определенные задачи и может увидеть, какое в итоге получится его магистерское исследование.
В статье мы будем рассказывать о том, что такое концепция магистерской диссертации и как ее написать. А еще приведем готовый пример концепции ВКР.
Другие полезные советы по написанию магистерского исследования можете найти на нашем Telegram-канале, а интересные предложения от компании сделают вашу учебу более легкой и приятной.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Что такое концепция магистерской работы
Концепция выпускной квалификационной работы — это предположения автора. В концепции выпускник показывает научному куратору то, как он видит свою работу.
Концепция дает направление и определяет задачи исследования и те методы, благодаря которым магистрант достигнет эти задачи.
Студент подготавливает концепцию в начале работы и показывает ее своему научному куратору. После его одобрения можно начинать писать работу.
Все разделы магистерского проекта должны строго следовать концепции, которую студент определил в начале. И в конце выпускник подтверждает или опровергает свои предположения, которые он выдвинул в концепции.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что входит в концепцию магистерской диссертации
По структуре концепция похожа на введение, и по требованиям некоторых учебных заведений ее и включают в эту часть диссертации.
В концепцию входит:
- обоснование актуальности темы. Магистрант объясняет, почему он выбрал эту тему, показывает ее актуальность и научную новизну;
- цели и задачи. Выпускник подробно описывает цели, которые ставит перед собой и перечень задач, с помощью которых эти цели можно достичь;
- в концепции студент определяет объект и предмет исследования;
- практическая значимость работы. Так как магистерская диссертация должна иметь практическое значение, магистрант в своей концепции показывает, какой вклад внесет его работа, какая от нее будет польза;
- научные положения. В концепции автор перечисляет те научные утверждения, которые он вынесет на защиту;
- краткое содержание работы. Тут магистр очень кратко освещает, о чем пойдет речь в диссертации, в каком направлении он будет двигаться.
Студент строго следует концепции, которую он сформулировал. Все главы и исследования должны ей подчиняться. Можно сказать, что концепция — это ориентир, которому следует автор работы и постоянно с ним сверяется.
Концепция магистерской диссертации: образец
Чтобы понять, как написать концепцию для вашей диссертации, посмотрите готовый пример и образец:
КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Студента 3 курса магистратуры(080500.68 «Менеджмент» со специализацией «Государственное и муниципальное управление») Шепелевич Ларисы Витальевны
Формулировка выбранной для исследования темы«Качество жизни населения Тюменской области»
Обоснование актуальности темы.Проблемы уровня и качества жизни являются одними из наиболее актуальных. Причиной служит экономический кризис 2008-2010 годов, на фоне которого в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации.
Благосостояние граждан напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации, и на сколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменения уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Поэтому выбранная тема диссертационной работы имеет высокую актуальность для современной России и органов государственной власти.
Степень разработанности проблемы. Качество жизни — широко используемое различными общественными науками понятие, охватывающее экономические, политические, социальные, культурные, экологические и другие условия жизни людей.
Наиболее ранние исследования данной проблемы основаны на теоретических подходах, разработанных К. Марксом, А. Маршалом, В. Парето, А. Пигу, А. Смитом в ходе изучения вопросов общественного производства и благосостояния, образа и уровня жизни людей.
Существенный вклад в разработку теории благосостояния народа в советский период внесли Е.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, И.В. Бестужев-Лада, Р.К. Иванова, Е.И. Капустин,Д.Н. Карпухин, М.С. Ланцев, В.В. Радаев, Б.В. Ракитский, Т.М. Сорокин, Е.М. Трененков, С.С. Шаталин и другие.
В выбранной теме исследования используются различные модели социологических исследований, а также методы, такие как опрос в форме анкетирования, методы экономического и табличного анализа и интерпретации данных.
Цель и научная гипотеза исследования: целью диссертационного исследования является разработка мер по повышению качества жизни людей, проживающих в Тюменском регионе. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
1. Раскрыть понятие «качество жизни населения» как социально-экономическую категорию, ее структурные составляющие и изучить критерии и методы оценки качества жизни населения;
2. Определить объективные показатели качества жизни населения Тюменской области и дать общую оценку качества жизни населения Тюменской области;
3. Разработать основные направления повышения качества жизни населения в Тюменской области.
Объектом диссертационного исследования является качество жизни населения.
Предмет исследования определяется как совокупность критериев и показателей, обусловливающих качество жизни населения.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям, применение статистических, социологических методов при изучении прикладных аспектов темы.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором проанализированы теоретические и методологические аспекты исследования качества и уровня жизни населения, сформулированы целевые критерии улучшения качества жизни населения в целом и по отдельным его составляющим на определенный планируемый период социально-экономического развития региона, определены, какие институты государственной власти и какие отдельные организации будут осуществлять системную регуляцию процесса улучшения качества жизни населения (включая мониторинг значений отдельных показателей), проведена оценка состояния качества жизни населения в Тюменской области и предложены пути повышения качества жизни населения Тюменского региона.
Результаты исследования (практическая значимость).Полученные автором результаты исследования позволили определить приоритетные субъективные и объективные показатели, которые могут быть использованы для оценки качества жизни населения. Практическая значимость результатов диссертационного исследования, состоит в том, что полученные результаты позволили сформулировать рекомендации для властных структур по разработке мероприятий, направленных на повышение качества жизни населения Тюменской области.
Объем и структура диссертации определены актуальностью рассматриваемой проблемы, ее практической значимостью, целью и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Приложения и выводы диссертации иллюстрируются рисунками и таблицами.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, как написать концепцию для своей ВКР. А написать саму магистерскую диссертацию помогут эксперты студенческого сервиса.
Концепция научной статьи: что это значит?
Концепция научной статьи является, по сути, самым первым этапом ее написания и подготовки и представляет собой видение соискателя научной работы в ее первоначальном виде. В концепции находят отражение основные характеристики диссертации:
- Актуальность;
- Задачи и цели исследования;
- Научная новизна;
- Предмет и объект исследования;
- Положения, выносимые на защиту, и их достоверность;
- Практическое значение полученных результатов;
- Краткая аннотация глав.
В ходе проведения исследований автор статьи должен либо подтвердить, либо опровергнуть собственные тезисы, отраженные в концепции статьи. Согласно разделу «краткое содержание глав» формируется план проведения исследования.
Объем концепции стандартно составляет 6-7 страниц текста, однако при этом в ней необходимо полностью раскрыть видение проблемы, способы ее решения, результаты и их практичное и научное значение.
Подготовленная концепция предоставляется руководителю и другим членам кафедры для ознакомления. Анализ специалистов даст возможность автору статьи убрать из концепции неправильные варианты решения проблемы и внести корректировки в научные исследования.
Описание актуальности концепции должно включать в себя краткое представление отрасли, в которой решается поставленная проблема, причины ее появления и эффект, который может получиться при успешном решении. На основе анализа научных работ и их актуальности в концепции описывается спектр вопросов, которые, согласно мнению автора, требуют проведения дальнейших исследований.
Чтобы сформулировать задачи исследования, соискатель должен иметь четкое представление о ходе исследования и указать, какие именно этапы помогут достичь поставленной цели. Стоит учесть и тот факт, что поставленные задачи являются наименованиями граф и параграфов и формируют их содержание.
В концепции формулируется научная новизна изучаемого вопроса. Автор работы должен понимать, что именно изменится в науке по завершении его исследования и определить те моменты, которые были выполнены впервые. Однако это не означает, что абсолютно вся работа должна быть новой: в ней должны присутствовать такие элементы, за наличие которых и присуждается научная степень.
Результаты проведенных исследований выносятся в научные положения для защиты работы. Самое последнее научное положение должно совпадать с выбранной темой научной статьи и подтверждать правильность ее выбора, цели, задачи и актуальность.
В концепции формулируется и указывается практическая значимость полученных результатов и области науки и производства, в которых они могут быть применимы.
Кандидатская диссертация — это серьезная научно-исследовательская работа. Подготовить ее можно в рамках обучения в аспирантуре или прикрепившись к кафедре, но не поступая в ВУЗ (т.н. соискательство). С формальной точки зрения никакой разницы в этих форматах нет. И в том, и в другом случае человек готовит работу, следуя одним и тем же правилам.
Учитывая специфику научного труда, его объем и особенности содержания, понятно, что требований к кандидатской диссертации множество. Потому пишут ее по определенному алгоритму, выверяя чуть ли не каждое слово.
Концепция кандидатской диссертации выступает путеводной нитью, формальным ориентиром, который помогает автору не запутаться в хитросплетениях собственных мыслей. Это еще не развернутый план. Однако в этом документе исследователь представляет собственное видение проблемы, пути анализа вопроса, рассмотрения тематики и описания результатов исследований в конечном труде.
Концепция нужна для самого автора, а также для его научного руководителя, который после анализа документа может дать ценные рекомендации. Как и сама диссертация, концепция готовится по некоторым правилам, что серьезно ускоряет работу.
Немного о кандидатской диссертации, ее форме и содержании
Кандидатская диссертация — это научно-исследовательская работа, которую готовят для присвоения одноименной степени. В отличие от работ более простых, вроде магистерской диссертации, кандидатская требует более глубокого анализа вопроса, проработки тематики. Следовательно и куда более внушительных трудов, времени на реализацию. В отличие от докторской диссертации кандидатская менее глубока и ориентирована на широкие практические или фундаментальные, теоретические вопросы.
В среднем на подготовку диссертации уходит от года до полутора лет. Как и прочие форматы научных работ, она подлежит обязательной защиты перед специальной комиссией. При подготовке научного труда автору приходится придерживаться массы формальных требований: о форме и содержании работы. Огромную роль играет связность изложения, логика повествования и обоснования тезисов. А значит автор изначально должен придерживаться единой позиции, придерживаться единой линии.
Тут на помощь и приходит такой документ как концепция.
Зачем нужна концепция
Концепция представляет собой обязательный документ. Серьезная научная работа без него не обходится. В подавляющем большинстве случаев концепцию автор составляет больше для себя и своего научного руководителя. Прилагать ее к документам на защиту, к работе нет необходимости. Все же это очень важный документ. На то есть несколько причин. Концепция нужна для решения нескольких вопросов:
Она облегчает личное понимание материала.
Нередко даже опытные научные сотрудники, исследователи не понимают, о чем хотят сказать. Прежде чем мысль кристаллизуется, может пройти немало времени. Если сроки поджимают исследователь пишет статью или диссертацию, не имея полного и всестороннего представления конечной цели работы, ее смысла и содержания, самой сути. Ничего хорошего из этого выйти, конечно же, не может. С большой вероятностью пострадает логика, автор волей-неволей будет перескакивать с одной мысли на другую. Если речь о статье, есть шанс быстро ее переработать. Но когда говорят о кандидатской с ее объемами, переработка материала займет много времени.
Концепция кандидатской диссертации помогает скорее кристаллизовать центральные мысли, наметить опорные точки и понять, о чем нужно сказать, а что следует выкинуть или оставить за скобками.
Она упрощает структурирование работы.
Кандидатская диссертация, как и прочие научно-исследовательские труды, должна быть логичной и связной. Поэтому большую роль отводят плану работы. В ней излагают основные разделы, пункты будущей диссертации. В процессе подготовки концепции автор получает хорошую возможность заранее определить, какие структурные единицы нужно включить в свою работу. Оценивает общее строение будущей диссертации.
Впрочем, некоторые автор предпочитают сначала набросать план, а затем писать концепцию, параллельно правя намеченное ранее содержание. Как лучше работать решает сам исследователь.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Она позволяет получить ценные рекомендации от своего научного руководителя.
Как было сказано ранее, исследователь не обязан предоставлять концепцию для официальной оценки. Однако формальное изложение планов на работу, сжатое описание научно-исследовательского труда, позволяет исключить ошибки на ранних стадиях работы. В немалой степени благодаря тому, что появляется возможность предоставить концепцию научному руководителю. Он поможет оценить направление, выбрать удачные и убрать неудачные решения. А значит и вероятность ошибки существенно снизится.
Концепция дает возможность заранее прийти к определенным выводам.
Введение с его актуальностью, целями и задачами, как и заключение — наиболее проблемные части научного труда. Во многом из-за того, что исследователи часто приходят к написанию диссертации, не имея цельного и внятного понимания, зачем пишут текст и чем вообще занимаются. Концепция кандидатской диссертации позволяет закрыть эти бреши заранее, еще до начала работы над текстом. Поскольку в процессе подготовки у автора возникает четкое понимание, что и зачем он пишет. Какую цель преследует его исследование и каких результатов он добивается в итоге, какие выводы может сделать.
Благодаря концепции можно серьезно ускорить работу.
После подготовки концепции кандидатской диссертации, ее правки и приведения в порядок у автора не остается вопросов относительно целей, задач, выводов, актуальности и прочих моментов. Кроме того, на базе документа можно составить грамотный план, наметить характер повествования и далее следовать созданной линии без лишних сложностей и проволочек.
Концепция кандидатской диссертации выступает своего рода навигатором, который помогает проложить единственно верный и наиболее логический, короткий путь к решению вопроса, раскрытию темы исследования.
Концепция позволяет избежать ошибок.
Концепция дает возможность взглянуть на материал как на целое. Благодаря краткому изложению будущей работы, автор точно не станет отклоняться от выработанного курса, направления. А значит и ошибки вроде нелогичностей, воды и прочих будут практически исключены.
Концепция, несмотря на ее небольшой объем и казалось бы формальный характер, это очень важный элемент будущей научной работы, который экономит массу времени, сил и нервов уже на этапе подготовки труда.
Элементы концепции кандидатской диссертации
Концепция кандидатской диссертации вполне можно рассматривать как разновидность научной работы. Несмотря на малую форму, подготовить ее не так просто. Написание потребует солидного интеллектуального напряжения.
Как и прочие научные работы, концепцию готовят по определенным правилам, требованиям. Текст должен придерживаться структуры. Сам же материал пишут, отражая в нем несколько важных аспектов.
Актуальность
Под актуальностью исследования понимают его соответствие общенаучным, фундаментальным или прикладным задачам, которые стоят перед определенной отраслью знаний. На практике это означает, что кандидатская диссертация должна нести какую-либо пользу для науки или практики, деятельности специалистов на местах. Например, врачей, инженеров или программистов и т.д.
Актуальность кандидатской диссертации недостаточно просто декларировать. Требуется глубокая оценка ситуации в хозяйстве, научной отрасли, чтобы тщательно обосновать необходимость собственных изысканий, исследовательской работы. Актуальность и ее описание в диссертации занимает до 2 страниц текста. В концепции она должна отражаться в полной мере, пусть и в сжатой форме. Сформулировать актуальность и обосновать ее — одна из самых сложных задач при подготовке материала.
Цели и задачи диссертации
Цели исследования — это результаты, которых желает добиться автор научной работы. Как правило, речь идет об описании явлений, выявлении закономерностей и т.д. Целей может быть несколько, в зависимости от тематики и объема кандидатской диссертации.
Задачи в свою очередь представляют собой конкретные шаги, которые автор научного труда предпринимает, чтобы добиться поставленной цели, результата. Задач обычно несколько. Чаще всего их формулировки составляют названия параграфов кандидатской диссертации.
Концепция позволяет на раннем же этапе сформулировать как цели, так и задачи исследования.
Объект и предмет научного исследования
Под объектом понимается некая сфера, которая входит в отрасль знаний и выступает большой структурной единицей научной отрасли. Например, объектом может быть российская художественная литература или поэзия Серебряного века. Или финансовые организации определенного региона страны.
Предмет в свою очередь понятие более узкое. Он отражает отдельные стороны объекта. При анализе любого объекта можно найти от нескольких до десятков предметов, которые могут стать основой для исследования.
И предмет и объект должны четко вписываться как в самой диссертации, так и в концепции кандидатской работы.
Новизна
Научная новизна прямо входит в перечень требований к кандидатским диссертациям. Под этим термином понимают принципиально новые знания. То, чего не было в других опубликованных работах. Например, под новизну попадают новые методы решения определенной задачи или полный анализ и систематизация источников, данных за определенный период времени.
Требование сравнительно мягкое. В качестве полезной диссертации рассматриваются работы с наличием элементов научной новизны. А это значит, что исследование не обязано во всем быть новым. Достаточно отдельных аспектов. Речь может идти даже об эксперименте, который показал иные результаты и был поставлен по новым правилам.
Обязательно помимо новизны должна присутствовать и актуальность, полезность полученного знания. Большую роль играет формальное обоснование новизны: просто заявить о ней недостаточно.
Отражая в концепции кандидатской диссертации вопрос новизны, автор экономит много времени. Поскольку это не такой простой аспект подготовки качественного труда.
Тезисы, положения, которые автор выносит на защиту
Проработка тезисов, выносимых на защиту представляет собой одну из самых сложных задач соискателя ученой степени. Во многом из-за того, что от верности положений зависит принципиальный характер, содержание самой научной работы. А значит, на кону буквально все. Неудачные положения приведут к тому, что кандидатская диссертация лишится новизны и не будет принята к защите.
Как правило, в кандидатской диссертации автор описывает 5-6 тезисов, которые и вносит на защиту. При подготовке концепции их обязательно отражают. Опытные специалисты рекомендуют для грамотного формулирования положений обратиться к своему научному руководителю, работникам кафедры, которые на основе своего профессионального опыта помогут разработать правильные положения и избежать ошибок.
Значимость научного труда
Значимость может быть разной:
- Фундаментальной. Это значит, что полученные сведения, выработанные знания будут использоваться для большего понимания вопроса и дальнейшего исследования тематики, определенной сферы.
- Прикладной. То есть такой, которая ориентирована на практику. В подобном случае положения и результаты кандидатской диссертации можно использовать для решения задач, стоящих перед специалистами. Наиболее очевидный вариант — новые подходы к алгоритмизации, решению типичных задач при разработке программных продуктов, которые существенно сокращают требования к системе и расход ресурсов.
Отражение значимости позволяет сразу понять, как работа может быть использована. Понимание научного значения труда также позволяет лучше разобраться в вопросах актуальности.
Нередко в концепции кандидатской диссертации намечают будущие выводы, а также готовят план научно-исследовательской работы.
Как написать концепцию
Концепцию готовят в вольном порядке. Все зависит от собственного опыта автора: как профессионального, так и научно-исследовательского, опирающегося на литературные источники и данные собственных изысканий.
Можно писать концепцию в указанном выше порядке: от актуальности до будущего содержания. На каждом этапе придется прорабатывать типичные аспекты. Например, при описании актуальности, изучать имеющиеся источники, чтобы подтвердить фундаментальную ценность и востребованность исследования. Или рынок труда, запросы специалистов и пр., чтобы обосновать прикладное значение кандидатской диссертации.
Подготовка концепции кандидатской диссертации может занять немало времени. Но усилия окупятся уже в ближайшем будущем. Поскольку документ позволит избежать досадных, но роковых ошибок, из-за которых придется переписывать значительную часть материала, если не готовить его с нуля.
Нередко при подготовке концепции кандидатской диссертации, логическом следовании проработанной линии, автор приходит к неожиданным выводам: опровергает или подтверждает собственные мысли, слова. Благодаря тщательной проработке структуры появляется возможность избежать любых ошибок и ускорить процесс создания чистового варианта труда.
Средний объем, и что делать с концепцией после подготовки
В среднем концепция кандидатской диссертации занимает от 5 до 7 страниц текста формата А4. Это не так много, но на проработку всех аспектов документа может потребоваться до нескольких недель, поскольку это каркас будущего научно-исследовательского материала. В самой работе останется лишь расширить базовые положения и описать результаты своего труда.
Подготовительные мероприятия включают в себя еще и оценку разработанной концепции со стороны научного руководителя. Не стоит пренебрегать его мнением. Опытный ученый взглянет на созданный документ со стороны, поможет лучше сформулировать положения, направления исследования. Убрать все лишнее, неудачные тезисы, элементы повествования и прочие моменты.
Концепция всегда должна быть под рукой. Если возникают сомнения о повествовании, необходимо сличать написанное с созданным документом и устранить противоречия.
Формулировка
концептуальной схемы (теории)
является одним из завершающих этапов
в процессе научного познания, когда
разрабатываются новые цели и задачи,
выдвигаются гипотезы, обобщается
дополнительный массив информации.
Благодаря
разработанной концепции,
осуществляется отбор
выдвинутых ранее гипотез, подтверждается
достоверность собранных фактов,
углубляется понимание поставленной
проблемы.
Выстраивая теорию, исследователь
стремится объяснить находящиеся в сфере
его внимания процессы, направить в
определенное русло ход дальнейших
исследований, приближая тем самым
достижение поставленной перед
исследованием стратегической цели.
Теория
позволяет
понять логику процесса, облечь его
содержание в систему понятий, способных
передать эту логику при помощи норм
научной рациональности. Ошибочная
теория (теория, не способная объяснить
всех фактов, составляющих содержание
исследуемого процесса), если даже и
позволит достичь поставленной перед
исследованием цели, вряд ли сможет
оправдать понесенные для достижения
этой цели затраты.
Теории
предоставляют возможность интерпретировать
все раскрывающиеся в ходе развертывания
процессов факты, упрощая объект
исследования и вырабатывая правила
проверки правильности учета фактов
потенциальным наблюдателем.
Трудно
переоценить значение теорий в практике
оценки и прогноза социальных процессов.
Достаточно признать то огромное значение,
что оказали на развитие человечества
теории К. Маркса, 3. Фрейда, Дж. Кейнса,
М. Фридмена и др. Конечно, речь здесь
может идти о масштабах влияния теории,
соединенной с политической волей крупных
социальных объединений, определенным
образом интерпретирующих отдельные
положения таких теорий, имеющие широкое
общественное звучание.
Объектом
и предметом изучения в ходе исследования
не без оснований
является концепция,
которая, в свою очередь, может быть
результатом
исследования.
Концепцию
понимают:
1)
как
комплекс основополагающих идей,
принципов, правил,
раскрывающих сущность и взаимосвязи
исследуемого явления или системы,
и позволяющих определить систему
показателей, факторов и условий,
способствующих разрешению проблемной
ситуации, формированию
экономической и социальной политики,
установлению правил поведения социальных
групп и личности;
2)
как
комплекс положений, связанных общей
исходной идеей,
определяющих
деятельность человека (исследовательскую,
управленческую
и пр.) и направленных на достижение
определенной цели.
Целью
исследования
может быть:
-
создание
новой
концепции, -
разработка
концепции
разрешения комплекса проблем, -
разработка
концепции
новой теории
и т.п.
Существуют
концепции национальной безопасности,
охраны окружающей
среды, реформирования экономики,
стабильного развития
экономики, развития атомной энергетики,
обеспечения конкурентоспособности
продукции, развития экспорта, управления
качеством,
повышения эффективности управления,
преодоления экономического кризиса и
т.д.
Так,
концепция
национальной безопасности РФ,
разработанная Правительством
РФ, — политический документ, отражающий
совокупность
официально принятых взглядов на цели
и государственную
стратегию в области обеспечения
безопасности личности, общества и
государства от внешних и внутренних
угроз политического,
экономического, социального, военного,
техногенного, экологического,
информационного и иного характера с
учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Таким
образом,
концепция исследования
представляет
собой систему
основополагающих
взглядов, идей и принципов исследования,
общий его замысел,
т.е. комплекс методологических
положений,
определяющих подход
к исследовательской работе и организации
ее проведения, способствующих
разрешению проблем. Она должна определить
содержание
многих компонентов и звеньев механизма
разрешения исследуемых
проблем.
Структурно
концепция может содержать такие разделы,
как
-характеристика
объекта концепции,
-цель
и задачи концепции,
-основные принципы
концепции,
-основные
направления деятельности,
-механизм
реализации концепции.
При
изучении социально-экономических и
политических процессов исследователю
необходимо уделять должное внимание
разработке концепции исследования,
предметом которой могут быть,
например, процессы в социальной,
экономической, политической сферах, в
сфере культуры и др.
Таким
образом, концепция
ИСЭПП
есть
комплекс
основополагающих
взглядов, идей, принципов, подходов и
механизмов разрешения совокупности
экономических, социальных и политических
проблем, проявляющихся в изучаемых
общественных процессах.
Обобщая
вышеизложенное, можно определить
основные
этапы
(направления) ИСЭПП.
Итак,
на первом
этапе
проведения
исследований анализируются
проблемы и совокупность всех факторов,
которые необходимо выявить и учитывать
при решении
проблем.
Содержание
второго
этапа
—
закономерное продолжение
первого. Это выявление
объекта и предмета исследования.
Объектом исследования
являются
социально-экономические и политические
процессы,
а предметом — выявленная конкретная
проблема или проблемная ситуация,
сдерживающая эффективное развитие
общественных процессов в нужном
направлении.
На
третьем этапе
необходимо
выбрать
методологию
проведения
исследования, под которой понимаем
совокупность
целей, гипотез, подходов, принципов,
методов, средств и процедур логической
организации,
используемых при осуществлении
познавательной деятельности.
На
четвертом этапе
проводится
анализ
ресурсов,
необходимых
для проведения исследования. К таким
ресурсам
относятся материальные, трудовые,
финансовые
ресурсы, оборудование, информация.
Анализ ресурсов
необходим для успешного проведения
исследования и
достижения его результатов,
Пятый
этап
предполагает
выбор
методов
проведения исследования
с учетом имеющихся ресурсов и целей
исследования.
Подробно о методах проведения исследований
будет сказано в разделе II
настоящего курса лекций.
Шестой
этап
заключается
в организации
проведения исследований.
Здесь необходимо определить порядок
проведения
исследований, распределить полномочия
и ответственность
и отразить это в регламентирующих
документах,
например в должностных инструкциях.
Здесь же необходимо
уточнить или определить технологию
подготовки
и утверждения управленческих решений
при проведении
исследований.
На
седьмом
(завершающем)
этапе следует зафиксировать
и проанализировать полученные результаты.
Такими
результатами могут быть новая
модель системы социального управления,
новые социальные программы, улучшенные
социально-экономические показатели,
более совершенные методики, способствующие
оперативному и успешному разрешению
проблемных ситуаций, отдельные
рекомендации.
На
этом этапе необходимо предварительно
подсчитать эффективность
исследований,
т.е. соразмерить
затраты на проведение исследований и
полученные
результаты.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Концепция научной статьи является, по сути, самым первым этапом ее написания и подготовки и представляет собой видение соискателя научной работы в ее первоначальном виде. В концепции находят отражение основные характеристики диссертации:
В ходе проведения исследований автор статьи должен либо подтвердить, либо опровергнуть собственные тезисы, отраженные в концепции статьи. Согласно разделу «краткое содержание глав» формируется план проведения исследования.
Объем концепции стандартно составляет 6-7 страниц текста, однако при этом в ней необходимо полностью раскрыть видение проблемы, способы ее решения, результаты и их практичное и научное значение.
Подготовленная концепция предоставляется руководителю и другим членам кафедры для ознакомления. Анализ специалистов даст возможность автору статьи убрать из концепции неправильные варианты решения проблемы и внести корректировки в научные исследования.
Описание актуальности концепции должно включать в себя краткое представление отрасли, в которой решается поставленная проблема, причины ее появления и эффект, который может получиться при успешном решении. На основе анализа научных работ и их актуальности в концепции описывается спектр вопросов, которые, согласно мнению автора, требуют проведения дальнейших исследований.
Чтобы сформулировать задачи исследования, соискатель должен иметь четкое представление о ходе исследования и указать, какие именно этапы помогут достичь поставленной цели. Стоит учесть и тот факт, что поставленные задачи являются наименованиями граф и параграфов и формируют их содержание.
В концепции формулируется научная новизна изучаемого вопроса. Автор работы должен понимать, что именно изменится в науке по завершении его исследования и определить те моменты, которые были выполнены впервые. Однако это не означает, что абсолютно вся работа должна быть новой: в ней должны присутствовать такие элементы, за наличие которых и присуждается научная степень.
Результаты проведенных исследований выносятся в научные положения для защиты работы. Самое последнее научное положение должно совпадать с выбранной темой научной статьи и подтверждать правильность ее выбора, цели, задачи и актуальность.
В концепции формулируется и указывается практическая значимость полученных результатов и области науки и производства, в которых они могут быть применимы.
В данном разделе попытаемся разобраться, что же такое концепция научного исследования и для чего она необходима.
С необходимостью написания концепции научного исследования сталкиваются аспиранты и докторанты, которые собираются приступить к написанию научного исследования.
В концепции исследования проводится обоснование выбранной темы диссертационного исследования, намечаются цели и задачи, а так же обосновывается предполагаемая научная новизна, к которой автор диссертации будет стремиться в процессе написания научной работы.
В том случае, если Вы собираетесь заказать диссертацию, необходимость концепции нельзя отрицать. Она необходима для того, чтобы на начальном этапе сотрудничества согласовать видение предстоящего научного исследования со стороны автора и научного руководителя.
Согласитесь, будет неправильно, если автор напишет все научное исследование, Вы предоставите его научному руководителю, и вдруг неожиданно выяснится, что его видение работы не соответствует тому вектору, который выбрал автор в своей работе. Это не говорит о том, что работа написана неправильно. Дело в том, что взгляды разных людей на одну и ту же проблематику могут существенно отличаться.
– обосновывает актуальность выбранной темы исследования;
– определяет степень научной разработанности исследуемой проблематики;
– определяет объект и предмет исследования;
– определяет задачу и ставит цели диссертационного исследования;
– определяет гипотезу исследования;
– определяет методы и методологию исследования;
– намечает научную новизну исследования по каждой главе.
После того, как написание концепции завершено, и она передана Вам, необходимо ознакомить с концепцией научного руководителя. Если научный сочтет необходимым, то он может вносить определенные коррективы в соответствии с его видением диссертационного исследования и тех результатов, которые должны быть получены в процессе написания.
Источник статьи: http://www.dissmaster.ru/podgotovka-koncepcii
Концепция диссертации своими мозгами. Часть 1
В начале было слово. И это слово «концепция». Если Вы все еще не знаете с чего Вам начать работу над своей рукописью, начните с концепции диссертации.
Для тех, кто заказывает диссертацию в агентстве скажу отдельно. Коллеги, концепция диссертации – своеобразная гарантия того, что Вам окажут более-менее качественную услугу. Если на этапе подписания договора Вам никто в агентстве не сможет четко и внятно обосновать работу, диссертации не будет. Будет компиляция чужих ранее защищенных работ и отсутствие каких-либо выводов, которые можно было бы выдать за приращении теории.
Конечно, написать концепцию непросто. Это, пожалуй, самая трудная часть работы на диссертацией. Но если Вы напишите концепцию, все остальное будет делом техники. Ну… может быть не совсем все будет просто, но Вы будете точно знать куда двигаться. А это уже не мало.
Я расскажу Вам как написать концепцию диссертации самостоятельно.
Структура концепции диссертации состоит из следующих обязательных элементов:
2) актуальность исследования;
3) степень разработанности проблемы;
5) цель и задачи исследования;
6) объект и предмет исследования;
7) предполагаемая научная новизна работы;
список базовой литературы.
Подробно описать все рекомендации в одной статье трудно, так что сегодня мы поговорим только о разработке плана и обосновании актуальности исследования.
План диссертации зависит от многих факторов и, прежде всего, от темы. Здесь трудно давать какие-то конкретные рекомендации. Но если попытаться, то:
1.1. план кандидатской диссертации обычно включает 3-4 главы (очень редко – 5);
1.2. план диссертации должен соответствовать паспорту Вашей специальности;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Формула специальности:
Содержанием специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» является область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, ….
Области исследований:
1. Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования.
2. Последипломное образование.
3. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях…
Ваш план не обязательно должен повторять области исследования шифра специальности, но от формулы специальности отступать не следует. Это грозит тем, что Вы «свалитесь» в другую специальность.
1.3. первая глава – это всегда теория, она должна содержать исследование существующих теоретических и методологических подходов (в некоторых случаях анализ практики, в т. ч. зарубежной); вторая – это чаще всего методика, а третья – «внедрение результатов исследования».
1.4. «вдохновляйтесь» планами ранее защищенных работ, но не увлекайтесь копированием. В Ваш план должны войти только те вопросы, которые входят в предмет исследования.
1.5. если Вы не можете на данном этапе четко сформулировать название каждого параграфа, остановитесь на более общих формулировках.
Обоснование актуальности темы.
«Актуальность» в применении к диссертации означает своевременность и социальную значимость исследования. Обоснование актуальности темы должно быть емким и потому коротким. Логично и последовательно стоит обосновать выбранную Вами тему. Где это имеет смысл – приведите статистику. Обозначьте существующие противоречия и пробелы в теории и практике. Укажите на то, что имеющиеся «проблемы актуализируют необходимость разработки выбранной Вами проблематики.
Главное тут – описать суть проблемы, т.е. противоречивой ситуации, требующей своего разрешения. Такая ситуация часто возникает в результате действия новых факторов (условий), которые могут изменить (развить) прежние теоретические представления. Это могут быть новые экономические условия, к примеру, «переход к новому качественному состоянию мировой экономики» и т.п. В результате чего возможно, например, пересмотреть существующие подходы к «механизмам правового регулирования экономического развития».
Сформулировать научную проблему – значит выяснить известные и неизвестные факты о предмете исследования, проанализировать степень разработанности проблемы.
Логика описания актуальности исследования может быть следующей:
— введение в проблему (напр., общие фразы о сложившейся социально-экономической ситуации);
— подтверждение проблемы статданными;
— раскрытие проблемы (проблемы теории и практики);
— раскрытие взаимосвязи между проблемой и Вашим исследованием (общие фразы).
Обосновывая актуальность исследования, не стоит писать «обо всем и ни о чем». Каждое предложение должно быть продумано с точки зрения того насколько оно обосновывает необходимость Вашего исследования. И не раздавайте себе авансов))) Будьте требовательны. Докажите сами себе, что Ваша диссертация нужна и даже необходима.
В разделе «Портфолио» Вы сможете найти несколько примеров концепций научно-исследовательских работ. Предлагаю Вам ими воспользоваться и взять их за основу.
Я могу помочь Вам с разработкой темы и написанием концепции кандидатской диссертации.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы свяжитесь со мной: +7 926 108-72-39.
п.с. Друзья, я делюсь с Вами полезной информацией абсолютно бесплатно. Если не трудно кликните по квадратику соцсетей и поделитесь ссылкой. Заранее благодарна.
Источник статьи: http://braginaconsulting.com/tvorcheskaya-laboratoriya/kontseptsiya-dissertatsii-svoimi-mozgami-chast-1/
Разработка концепции исследования
Разработка концепции научного исследования необходима для того, чтобы обезопасить себя от нескольких моментов.
Во-первых, при написании диссертации, Вы неизбежно будете предоставлять материалы на согласование научному руководителю. И будет достаточно неприятно и обидно за потраченное впустую время, а так же труд, в том случае, если научный руководитель забракует написанную главу. А это минимум 45 страниц при написании кандидатской диссертации. И еще больше, если диссертация докторская.
Во-вторых, такая же ситуация, непонимания со стороны научного руководителя, может произойти, если диссертацию за Вас пишет профессиональный автор. Как известно, все люди разные. В связи с чем, у научного руководителя, у Вас и у автора, могут быть совершенно разные взгляды на одну и ту же проблематику.
Вывод, который мы получаем из описанных ситуаций очень простой. Перед тем, как начать работу по написанию диссертационного исследования, необходимо согласовать с научным руководителем тезисно, содержание каждой главы и параграфа. Для этого необходимо написать концепцию диссертационного исследования.
В концепции раскрываются следующие элементы: актуальность темы диссертационного исследования, степень ее научной разработанности (анализ литературных источников), цели и задачи, которые автор планирует рассмотреть в процессе написания диссертации. Так же обосновываются методы, которые автор будет применять в процессе написания исследования. Предполагаемую научную новизну по каждой из глав, а так же теоретическую и практическую значимость. Так же в концепции диссертации, указывается гипотеза исследования, которая должна быть подтверждена, или опровергнута по результатам проведенного научного исследования.
Написание концепции является обязательным элементом подготовки диссертационного исследования, в том случае, если Вы хотите обезопасить себя от многочисленных корректировок.
Профессиональные авторы не будут браться за написание диссертации, без согласования концептуальных основ научного исследования, с научным руководителем заказчика, так как это чревато недопониманием и необходимостью внесения большого количества доработок, просто по той причине, что видение автора и научного заранее не было согласовано.
Источник статьи: http://www.mydissertation.ru/razrabotka-koncepcii
Как написать научную работу: этапы
Прежде, чем начать разбираться, как правильно писать научную работу, будет логично уточнить, что же следует понимать под научной работой. В принципе, с необходимостью писать научные работы сталкивается каждый, кто взялся получать высшее образование по какой-либо специальности.
Строго говоря, научной работой является любая письменная работа, раскрывающая некую научную тему, будь то реферат, курсовая, дипломная работа, статья или диссертация. Разумеется, требования к ним различаются как по объему текста, так и по глубине исследования. Однако общие закономерности в написании присущи каждому виду научной работы.
Основные этапы научной работы:
- Выбор темы.
- Составление и реализация плана.
- Оформление работы.
Теперь рассмотрим каждый из этих этапов подробно. Отметим, что чем более тщательно будет проработан каждый этап, тем выше шансы на успешную защиту или публикацию такой работы. Справиться с этой задачей поможет научное мышление, развить которое под силу каждому из нас.
Выбор темы
Как правило, исследователь – студент, аспирант или учёный – не на все 100 процентов самостоятелен в выборе темы. Студентам, особенно младших курсов, тему часто назначают директивно. Старшекурсники уже могут выбирать тему курсовой работы или диплома из предложенного списка.
Аспиранты и молодые учёные обладают бОльшими возможностями манёвра, однако и им приходится считаться с тематикой основных научных исследований, проводимых в их вузе либо НИИ. Хотя бы из тех соображений, что их будущий научный руководитель – как правило, из числа сотрудников того же вуза или НИИ – должен быть компетентен в тематике исследования своего подопечного.
Точную и окончательную формулировку темы следует обсудить с научным руководителем после ряда предварительных исследований. Следует изучить прошлые работы по выбранной и смежной темам, оценить наличие доступного для исследования материала, а также возможности проведения собственных изысканий. Например, постановки лабораторных опытов, участия в археологических раскопках, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы – это творческий процесс, а значит, тут требуется творческий подход.
Особняком стоят уже состоявшиеся исследователи и так называемые соискатели – люди, уже работающие в реальном секторе экономики но желающие, так сказать, «остепениться», то есть получить учёную степень кандидата наук. Они обычно предлагают свою тему, напрямую связанную с их повседневной деятельностью. Однако и тут для выбора темы диссертационного исследования следует учесть несколько критериев.
Критерии выбора темы научной работы:
- Актуальность.
- Новизна.
- Значимость (прикладная или методологическая).
Актуальность подразумевает, что в научном сообществе существует запрос на исследования в том или ином направлении, и при этом есть так называемое «поле для исследований»: специальное лабораторное оборудование и стенды, археологические раскопки в исследуемом регионе и прочее. Не стоит брать темы, которые исследованы вдоль и поперёк либо же потеряли свою актуальность в виду развития научных технологий. Впрочем, это самоочевидно, если подключить рациональное мышление.
Новизна научной работы заключается в том, чтобы раскрыть те аспекты тематики или направления, которые не были раскрыты предыдущими исследованиями. Не следует понимать новизну как нечто абсолютно новое и совершенно неисследованное: такая тема вряд ли имеет шанс быть утвержденной. Кроме того, абсолютно новое сложно исследовать из-за малого количества доступных для исследования данных.
И, наконец, значимость, прикладная или методологическая. Другими словами, практическая или теоретическая. Так называемые «кабинетные» ученые обычно выбирают теоретические исследования, а пришедшие из реального сектора экономики соискатели часто сосредотачиваются на практических исследованиях, итоги которых в перспективе можно будет внедрить у себя на производстве.
Следует понимать, что любая прикладная научная работа должна будет пройти апробацию, поэтому еще на этапе выбора темы следует оценить доступность производственных мощностей для внедрения промежуточных итогов исследования. В некоторых случаях будет достаточно апробации в лабораторных условиях, однако этот аспект следует обсудить с научным руководителем, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными сложностями внедренческого характера.
Составление и реализация плана
После того, как исследователь определился с темой, важно составить четкий план научной работы. План должен обеспечить полное и исчерпывающее раскрытие заявленной темы исследования. Вот почему так важно проработать формулировку темы и оценить все доступные возможности для будущего исследования. В случае если план раскрывает тему не полностью, такая работа может быть не допущена к защите. Именно поэтому корректная постановка задачи и стремление к точности в данном случае не просто полезные мыслительные привычки, а базовый навык, необходимый для успешной научной работы.
Как правило, научная работа состоит из введения, двух, трех или четырех глав, заключения. Такая структура позволяет наилучшим образом систематизировать материал и спланировать работу над его сбором. Главы должны быть примерно одинаковы по объему и вмещать в себя примерно равное количество основных постулатов. Если какой-либо аспект темы обязательно должен быть рассмотрен, но материала по нему крайне мало, то лучше его сделать отдельным подпунктом какой-либо главы, нежели отдельной главой.
В заключении должны быть сопоставлены цели и итоги работы, сделаны выводы по теме, подтверждена актуальность исследования, описано прикладное или методологическое значение полученных результатов. В идеале заключение должно содержать рекомендации автора: например, относительно возможности дальнейшего внедрения на производстве или проведения новых исследований более высокого уровня, которые могут стать основой для докторской диссертации.
И, наконец, введение. Да, вот такой лайфхак: введение лучше писать в последнюю очередь, когда закончите всю исследовательскую часть, сделаете выводы и удостоверитесь, что итоги исследования полностью релевантны заявленной теме. Основной задачей введения является ввод читателей в курс дела, постановка целей, описание текущего состояния темы исследования и актуального направления дальнейших изысканий.
Из введения должно быть четко понятно, в чем именно будет заключаться новизна исследования, и какой результат намерен получить автор. Согласитесь, всё это будет легче изложить понятным языком, когда вы уже проделали всю работу и точно знаете, к каким выводам пришли в ходе написания диплома, статьи или диссертации.
Уточним, что введение не должно содержать готовых выводов: оно должно раскрывать, в каком направлении будет работать автор. В упрощенном виде это можно представить так: во введении вы ставите задачу узнать, насколько икс отличается от игрека, а в заключительной части оповещаете читателя, что икс в два раза больше, чем игрек. То есть х=2у. Чтобы не дублировать общие формулировки, развивайте словарный запас.
Тщательно продуманный и хорошо структурированный по пунктам план работы – это, считайте, 50 процентов всей сделанной работы. Далее остается лишь идти четко по плану, подбирая нужную литературу, проводя нужные исследования и выполняя нужные расчёты. Чтобы получить адекватные поставленным задачам результаты, следует использовать критическое мышление и весь арсенал креативных приемов работы с информацией.
Если для подготовки научной работы требуются выездные исследования, то планируйте поездки заранее так, чтобы они не пересекались по времени с другими важными мероприятиями. Если вы пишете кандидатскую или докторскую диссертацию, что предполагает промежуточную презентацию результатов на конференциях, то помните, что доклад и тезисы к нему должны быть готовы минимум за три месяца до даты конференции.
Оформление работы
Оформление работы является столь же важным аспектом, как и все предыдущие пункты. От того, как оформлена работа, будет зависеть первое впечатление от вас как исследователя у тех, кто призван решать дальнейшую судьбу вашего научного труда: допускать или не допускать к защите, публиковать или не публиковать в журнале. К слову, умение проверить всю цепочку действий и довести работу до логического конца является признаком эффективного и сильного мышления.
Требования к оформлению титульного листа, страниц текста и списка использованной литературы следует уточнять отдельно в каждом случае. Если пишется статья для журнала, то требования к оформлению статьи узнавайте в редакции, если готовится диплом, то на выпускающей кафедре, если диссертация, то у ответственных сотрудников ВАК (Высшей аттестационной комиссии).
Обычно авторам дают указания относительно предпочитаемых шрифтов, размеров, отступов, оформления списков, нумерации страниц и прочего. Возможности форматирования в обычном текстовом редакторе, как правило, позволяют полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к письменной научной работе.
Помните, что работа должна быть написана связным языком, иметь логические переходы между абзацами и разделами, не иметь грамматических и орфографических ошибок. Сокращения и аббревиатуры, использованные в тексте, следует пояснить и расшифровать, особенно, если они малоизвестные или не слишком распространенные в нашем государстве. Если к работе предусмотрены поясняющие графики, таблицы и диаграммы, то нужно отдельно уточнить, в каком виде или формате их следует представить.
В целом, ничего сверхсложного в написании научной работы нет: если вы четко представляете себе все этапы и готовы их тщательно прорабатывать, то успех вашему труду обеспечен. Освоить эти навыки желательно чем раньше, тем лучше.
Если вы начнете сознательно подходить ко всему, что пишите, уже с первого курса, то ближе к окончанию вуза будете готовы как к научной работе, так и к требованиям реального сектора экономики. В конце концов, подготовка любой презентации в коммерческой фирме включает в себя те же этапы работы, что при написании научного труда, только в меньшем объеме. Поэтому учитесь писать связно, четко, по делу и будьте уверены, что этот навык вам всегда пригодится!
Источник статьи: http://4brain.ru/blog/kak-napisat-nauchnuju-rabotu/
Adblock
detector