Платежное поручение самозанятому: как заполнить
Чтобы избежать проблем с банком и налоговой, бизнесу важно грамотно производить оплату исполнителю на НПД. Расскажем, как правильно составить платежное поручение при выплатах самозанятым.
Бизнес все чаще сотрудничает с плательщиками НПД, ведь с их помощью можно значительно оптимизировать расходы на персонал.
Подробнее об этом можно узнать из этой статьи.
Сотрудничество с самозанятыми может производиться на основании письменного договора, акта приема-передачи выполненных работ или выставленного счета на оплату. Оплата может быть проведена как в наличной, так и в безналичной форме.
Оформление платежного поручения
При переводе вознаграждения самозанятому исполнителю в безналичной форме важно правильно оформить платежное поручение. Оформление платежки самозанятому без статуса ИП и со статусом ИП отличается. У ИП может быть расчетный счет, а у обычного физлица – только личная карта.
Перевод денежных средств со счета компании на личный счет физлица может расцениваться банком как подозрительная операция. И как следствие, банк заблокирует расчетный счет на три дня до выяснения обстоятельств. Необходимо будет предоставить договор с самозанятым, акт приема-передачи оказанных услуг, чек из приложения «Мой налог» и другие запрашиваемые документы, чтобы подтвердить законность операции.
Работа с самозанятыми через сервис Наймикс позволит минимизировать все риски: сервис автоматически проверяет статус исполнителя, проводит оплату на карту любого банка, а также формирует чеки и направляет заказчику.
Нюансы оформления платежного поручения самозанятому – физлицу
В шапке документа указывают номер платежки и дату. Обычно программы учета, как и сервисы банк-клиент подставляют эти данные автоматически, как и все необходимые реквизиты плательщика.
Далее указывают сумму вознаграждения.
После заполняют данные получателя:
-
наименование банка получателя;
-
БИК;
-
номер счета физического лица;
-
номер корреспондентского счета банка;
-
ИНН и ФИО получателя.
Под реквизитами получателя заполняются дополнительные коды:
-
Вид оп. (поле 18) – 01;
-
Наз. пл. (поле 20) – 1;
-
Очер. плат. (поле 21) – 5.
Поле 20 Наз. пл. (Назначение платежа кодовое) сообщает банку, нужно ли удерживать задолженность по исполнительным листам с данного дохода. С 1 июня 2020 года при перечислении любых выплат физлицам по ГПХ в платежке в поле 20 указывается код вида дохода «1».
Например, если у самозанятого есть долг по алиментам, он получает вознаграждение по платежке с кодом вида дохода «1», то банк может с этой суммы удерживать задолженность.
Особое внимание следует уделить заполнению поля 24 – Назначение платежа. В этом поле важно указать, за что производится оплата физлицу (наименование вида услуг, работ, товара). Если был заключен договор, предоставлен акт приема-передачи работ/услуг или выставлен счет, реквизиты этих документов (номер, дата) нужно отразить в назначении платежа.
Например, «Оплата по договору оказания услуг № 1 от 09.01.2023 года за юридические услуги» или «Выплата по счету № 123. Предоплата за создание сайта».
В назначении платежа ни в коем случае нельзя писать слова, которые отсылают к трудовым отношениям («аванс», «зарплата», «премия»).
Сервис для работы с самозанятыми и внештатным персоналом Наймикс – оптимальное решение для бизнеса и их исполнителей, покрывающее весь цикл администрирования и взаимодействия: от первичного оформления до выплат и автоматической уплаты налогов.
Сотрудничайте с самозанятыми правильно
Нюансы оформления платежного поручения самозанятому – ИП
Если у самозанятого исполнителя есть статус ИП, то деньги ему переводят обычно не на текущий, а на расчетный счет.
Платежное поручение заполняется также, как и для физического лица, только код вида дохода в поле 20 не указывается.
Что нужно сделать для проведения оплаты самозанятому исполнителю
-
Запросить у самозанятого его данные и банковские реквизиты.
-
Проверить статус в качестве плательщика НПД. Это можно сделать самостоятельно с помощью специального сервиса ФНС или запросить у самозанятого справку из приложения «Мой налог».
-
Сформировать платежное поручение и отправить платеж.
-
Запросить у самозанятого чек из приложения «Мой налог», в котором указаны наименование услуги, сумма, заказчик и его ИНН. Важно проверить правильность всех данных, ведь сумма по чеку также учитывается в расходах компании и уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
С платежным решением Наймикс можно проводить выплаты исполнителям-физлицам в один клик! Вы можете оплачивать отдельно каждый заказ или целый реестр согласно вашему графику оплат.
В платежном поручении нужно заполнять только те поля, которые соответствуют вашему виду оплаты – платежка может использоваться и для оплаты налога, и для возврата займа и требования к заполнению поручения разные. Для платежного поручения самозанятому-физлицу правила заполнения полей такие:
- Поля 1 и 2 не заполняются, в поле 1 указывается название документа – платежное поручение, оно заполняется автоматически. Поле 2 – номер формы, тоже не редактируется, он есть в любом шаблоне платежного поручения;
- Поля 3 и 4 — шапка. Укажите в них дату и номер платежки. Дата указывается в числовом виде, а номер поручения можно присвоить самостоятельно.
- В полях 6 и 7 укажите суммы выплаты. В поле 6 нужно указать сумму прописью, а в 7 — ту же сумму цифрами, рубли отделите от копеек с помощью дефиса.
- В полях 8–12 укажите данные о компании: название и номер банковского счета, и реквизиты банка.
- В полях 13–17 укажите информацию получателя: его ФИО, название банка, БИК и номер счета.
- Поле 18 — номер самого платежного поручения. Для него ЦБ установил код 01.
- Поле 20 сообщает банку, кому именно вы переводите деньги. Для выплат самозанятым закреплен код «1», он указывается для выплат вознаграждений по гражданско-правовым договорам.
Это поле для банка, так он поймет, нужно ли удерживать задолженности по исполнительными листам с данного дохода. Например, если у самозанятого долг по алиментам и он получает выплату по договору ГПХ, то по значению «1» банк увидит, что с этой суммы можно удерживать задолженность.
- В поле 21 нужно указать очередность платежа. Для выплат по договорам это код «5».
- В поле 24 укажите назначение платежа — реквизиты договора и вид услуги или работы. Лучше описывать назначение платежа подробно, например: «Оплата по договору оказания услуг №12 от 15.10.2022 за услуги по маркетинговому исследованию рынка».
23.09.2022
Изменено: 26.09.2022
Рассказываем, как не получить штраф во время перечисления денег на карту самозанятого. И какие нюансы есть при работе с внештатниками на НПД.
На что обратить внимание, прибегая к услугам внештатника на НПД
1. Проверить статус самозанятого
Допустим ситуацию: Руководитель компании обращается за услугами к фрилансеру Юрию. У него замечательное портфолио, у клиентов остаются только положительные впечатления, все задания понимает с первого раза. Сотрудничество с внештатником продолжается в течение 6 месяцев, но неожиданно поступает претензия от налоговой.
Оказалось, Юрий утратил статус самозанятого еще до старта работ с компанией. Заказчик обязан заплатить страховые взносы, НДФЛ и штраф: до 10 тысяч рублей для частных предпринимателей, и до 100 тысяч рублей для коммерческих предприятий.
Налоговая доначислит НДФЛ за все месяцы сотрудничества с Юрием, а согласно статье 122 Налогового Кодекса за просрочку выплаты придётся ещё уплатить 40% от размера задолженности. В худшем случае деятельность компании может быть приостановлена на определённое время.
Чтобы проверить статус исполнителя, попросите у него справку о регистрации из приложения «Мой налог». Также вы сможете проверить статус подрядчика по ИНН в нашем сервисе как при заключении договора, так и в момент выплаты.
2. Правильно составить договор
По закону договор необходим, если сумма оплаты самозанятому составляет более 10 тысяч рублей. Но оформить договор с самозанятым можно и при меньшей сумме выплаты. Обязательно укажите, что исполнитель применяет налоговый статус НПД. Благодаря этому вы не уплачиваете налоги и страховые взносы за внештатника, как делали бы при сотрудничестве с обычным физлицом.
Учитывайте, что вы не имеете права оформлять договор с бывшим сотрудником, если с момента разрыва трудовых отношений прошло меньше двух лет.
При подключении к нашему сервису вам будет доступен шаблон договора и акта для работы с самозанятыми.
Как правильно подобрать метод оплаты исполнителю
Согласно закону, можно отправлять средства физическому лицу от коммерческой фирмы за оказание услуг следующими способами:
1. Безналичный перевод. Обязательно узнайте все требующиеся реквизиты.
Чтобы делать массовые выплаты сразу всем внештатникам и автоматически получать чеки, подключитесь к нашему сервису.
2. Наличная оплата. В данном случае необязательно подписывать договор. Допустим, если вы приобретаете мебель, изготовленную в мастерской.
Но даже в этом случае самозанятый должен зафиксировать оплату в приложении «Мой налог» и выдать вам чек.
Назначение платежа при выплате самозанятому
Чтобы у ФНС не возникло к вам вопросов, указывайте точное назначение платежа. Нельзя отмечать «заработная плата» или «за большие заслуги».
Исполнитель получает средства на карту за определённый вид деятельности и самостоятельно оплачивает налог на профессиональный доход. Заработную плату и специальные премии юридические лица выплачивают официально зарегистрированным сотрудникам, и в этом случае налоги и взносы уплачивает работодатель.
Если в назначении платежа самозанятому будет стоять «зарплата», в финансовом учреждении имеют право приостановить данный платеж, а налоговая проведет проверку на предмет подмены трудовых отношений.
Автоматизировать документооборот и снизить риски компании перед ФНС возможно при помощи нашего сервиса.
Как ООО работать с самозанятым гражданином
Как работать с самозанятыми юридическим лицам:
- Заключить договор.
- Дождаться исполнения обязательств.
- Оплатить работы или услуги, запросить чек.
Какие преимущества работы с самозанятым для ООО
Организационно работа самозанятых с юридическими лицами в 2022 году практически ничем не отличается от взаимодействия двух организаций или ИП. Стороны заключают соглашение и выполняют обязательства друг перед другом.
Плательщики НПД — это физические лица, выполняющие работу или услуги по соглашению. Основное преимущество от работы с ними в том, что заказчик не платит НДФЛ и страховые взносы с перечисленного вознаграждения самозанятому.
В 422-ФЗ от 27.11.2018 указано, как организации работать с самозанятыми в 2022 году — заключить соглашение, принять и рассчитаться за работы, услуги. Но есть важное условие: нельзя заключать соглашение ГПХ с действующими сотрудниками (переводить их в плательщики НПД) или с работниками, которые перестали работать в организации меньше двух лет назад (Письмо Минфина №03-11-11/5884 от 01.02.2019). За фиктивное увольнение и перевод работников в самозанятые предусмотрена ответственность.
Как оформить взаимоотношения ООО с самозанятыми
Официальная работа ООО с самозанятыми в 2022 году ведется через заключение соглашения гражданско-правового характера. Если проводите сделку на сумму свыше 10 000 рублей, требуется письменный договор (ст. 161 ГК РФ). Контракт на подряд, выполнение работ, оказание услуг в этом случае не подходят.
Присвойте гражданскому договору основные реквизиты — номер и дату. Включите в соглашение с плательщиком НПД такие пункты:
- предмет;
- обязательства и ответственность сторон;
- порядок исполнения;
- цена, способы взаиморасчетов;
- правила сдачи и приемки работ, услуг;
- права и обязанности;
- срок действия;
- изменение условий и разрешение споров;
- реквизиты.
В пункте оплаты укажите, как платить самозанятому: с расчетного счета ООО или наличными. В реквизитах проставьте Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации и номер счета (в случае безналичной оплаты) самозанятого. Внесите информацию о том, что исполнитель зарегистрирован как плательщик НПД. Отдельно пропишите такую фразу: «В стоимость услуг не включается НДС: исполнитель является самозанятым или плательщиком налога на профессиональный доход».
Как рассчитаться с самозанятым
В 422-ФЗ разъясняется, как оплатить услуги самозанятому от ООО, — по безналичному расчету или наличными деньгами. У каждого способа оплаты есть преимущества и недостатки:
- Безналично. У плательщика НПД нет отдельного счета для предпринимательской деятельности в банке. Все переводы поступают на обычную карту. Запросите у самозанятого основные реквизиты: расчетный и корреспондентский счет, название и БИК банка. По правилам, такая информация должна содержаться в договоре ГПХ. Минус безналичного расчета — в получателях указывают физлицо, но налоги и страховые взносы за перечисление дохода не уплачивают. Нередко банки приостанавливают операции и блокируют лицевые счета ООО до выяснения обстоятельств транзакции.
- Налично. Наличная оплата услуг самозанятому от юридического лица возможна, если это прописано в соглашении. Для немедленных сделок (покупка-продажа изделий ручной работы и проч.) заключение контракта не требуется. При наличном взаиморасчете плательщик НПД обязан предоставить покупателю чек. Самозанятые формируют чеки в приложении «Мой налог» и заменяют сторонам акты сдачи-приемки. Подписывать чеки не требуется.
Как заполнить платежку
Если рассчитываетесь с плательщиком НПД безналично, отправьте в банк платежное поручение. Платежку составьте по базовым правилам — укажите номер и дату, сумму, плательщика и получателя, реквизиты банков.
Необходимо сформулировать корректное назначение платежа при оплате самозанятому лицу от юридического, иначе у компании возникнут проблемы с банком и налоговой инспекцией. Писать «зарплата», «вознаграждение» нельзя: банк заблокирует счета за отсутствие платежей по НДФЛ и страховым взносам. Правильные варианты:
Выплата по счету №000 за бухгалтерские услуги» или «Оплата консультационных услуг по договору №55 от 25.11.2020.
На соглашение ссылаются в том случае, если оплата производится без выставления счета.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Задорожнева Александра
Бухгалтер
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Все статьи автора
Вам может быть интересно:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
Оплата и перевод денег самозанятому от юридического лица
Оплата труда удаленных сотрудников часто оборачивается для компании головной болью. Как перевести деньги самозанятому с ООО? Какие налоги за него платить? Можно ли перечислять аванс? Как проводить международную плату через кассу? Это лишь часть вопросов, с которыми сталкиваются владельцы бизнеса при сотрудничестве с отечественными и зарубежными исполнителями.
О том, как правильно выполнить оплату услуг самозанятому, организовать международные платежи, массовые выплаты и как автоматизировать эти процессы без каких-либо рисков — читайте в статье сервиса EasyStaff.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Если вы сотрудничаете с самозанятым, можно не платить страховые взносы и НДФЛ. Как это это происходит? Фактически между вами и исполнителем не возникает трудовых отношений. То есть самозанятый выполняет задачу, юрлицо производит оплату за эту конкретную задачу — взаимоотношений (с точки зрения закона) нет.
Чтобы сэкономить, понадобится правильно оформленный чек от исполнителя, в котором корректно указаны данные. Самозанятый должен не просто зафиксировать поступление оплаты услуг от юрлица, но указать ваш ИНН, свои реквизиты и описать предмет сделки (задачу). Описание лучше проверить заранее — некоторые услуги самозанятые оказывать не могут.
Еще один плюс от такой модели сотрудничества — оптимизация работы финансового отдела и бухгалтерии. Вместо того, чтобы тратить время на оформление отчетности в контролирующие органы, достаточно просто внести выплату по чеку в расходы (прописано в 422-ФЗ).
EasyStaff поможет вам работать с самозанятым!
Как ООО рассчитаться с самозанятым
Большинство удаленных работников и тех, на кого они работают, находятся в «серой» или даже «черной» зоне. Они получают и отдают зарплату без трудового или ГПХ-договора, в конвертах или обычным перечислением денег на карту от физлица физлицу. Таким образом они не только уклоняются от уплаты налогов, но и лишаются каких-либо гарантий: заказчику никто не гарантирует, что работа будет выполнена, а исполнителю — что ему выплатят деньги. О социальном страховании речи вообще не идет.
Государство пытается решить эту проблему, введя институт самозанятости. Нажав всего лишь на одну кнопку в приложении «Мой налог», человек становится самозанятым. Как и раньше, он работает на себя с разными заказчиками, но при этом уплачивает налог на профессиональный доход: 4% при работе с физлицами, 6% при работе с юрлицами.
При работе с самозанятыми лицами, юридические лица — ООО и ИП не занимаются оплатой налогов — это бремя ложится на плечи исполнителя. Однако здесь есть несколько нюансов:
Безналичный расчет по реквизитам
Самозанятый является физлицом. Чтобы осуществить перевод денег на его лицевой счет, необходимо взять банковские реквизиты:
- имя получателя;
- номер расчетного счета;
- наименование банка;
- БИК;
- корреспондентский счет;
- код подразделения банка и его адрес.
Заключение договора
Чтобы самозанятый мог законно получить оплату за услуги с ООО, необходимо заключить с удаленным сотрудником договор оказания услуг.
Что указать в договоре:
- перечень услуг, которые оказывает работник;
- способ оплаты за услуги — безналичный расчет;
- время оплаты — например, дважды в месяц или в течение трех дней после принятия работы;
- пометка о том, что оплата услуг будет без НДС, так как исполнитель применяет налог на профессиональный доход;
- ФИО, ИНН, адрес и полные банковские реквизиты самозанятого.
Каждую оплату необходимо сопровождать комментарием, чтобы у банка не возникало вопросов в ее законности. В назначении платежа прописывать номер договора и дату его заключения, указывать, за какие услуги осуществляется оплата самозанятому лицу (например, за услуги копирайтера без НДС). Нельзя писать слова, намекающие на трудовые отношения — «зарплата», «премия», «аванс» и так далее, так как с исполнителем у вас заключен не трудовой договор, а договор об услугах.
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
Устный договор можно заключить всегда, кроме случаев, описанных во втором пункте 159 статьи Гражданского кодекса. Вкратце:
- нельзя при сумме сделки свыше 10 тысяч рублей — если ваша задача стоит дороже, просто разбейте на несколько платежей;
- если выполнение вашей работы подразумевает нотариальную форму.
Чаще всего практически все договоренности с самозанятыми можно заключить устно. Федеральная налоговая служба объясняет, что если сделка исполняется сразу — выплата исполнителю считается подтверждением того, что договор был заключен, а услуги — оказаны. Схема работает для любого объекта налогообложения, включая НПД. Чтобы подтвердить факт исполнения задач по устному договору, достаточно чека.
Чеки о получении денег
Убедитесь, что ваш исполнитель действительно является самозанятым, а его доход не превышает двух миллионов четырехсот тысяч в год. Попросите сделать скриншот упомянутого приложения или проверьте его статус самостоятельно по ИНН на сайте Федеральной налоговой службы. Иначе вам придется выплачивать НДФЛ и страховые взносы за работника.
После того как оплата самозанятому лицу от юридического была переведена, нужно потребовать у него чек. Он должен сформировать его самостоятельно в приложении «Мой налог» и направить вам в электронном виде. Просите чек по каждому совершенному платежу и сохраняйте его. Это и есть основная форма отчетности перед Федеральной налоговой службой.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Самозанятый лишается возможности работать по НПД и теряет свой статус, если его доход превышает 200 тысяч руб./мес. или 2,4 миллиона руб./год. Это случается редко. Рядовые исполнители обычно зарабатывают меньше, а при росте дохода уходят на другую систему налогообложения.
Закон не определяет того, кто должен следить за актуальностью статуса исполнителя. Теоретически фрилансер должен сам сообщить вам, если он больше не самозанятый. На практике такое случается редко.
Если доход превышает установленную сумму, юридическое лицо должно будет рассчитать и заплатить страховые взносы, НДФЛ (все, как с обычными сотрудниками). Чтобы не допустить такой ситуации, рекомендуем ежемесячно запрашивать у исполнителя подтверждения статуса самозанятого — это легко можно сделать через приложение «Мой налог». Подтверждение не исключает того, что фрилансер может превысить сумму дохода сразу же после того, как отправит документ, но может стать аргументом для контролирующих лиц (вы как заказчик сделали со своей стороны все, чтобы соблюсти нормы закона).
Документооборот с самозанятым
Документооборот при работе с самозанятым отнимает время — это и оформление договоров, чеков, оплата работы вручную. Всего этого можно избежать, воспользовавшись онлайн-сервисом EasyStaff. Все, что вам потребуется сделать — заплатить деньги за услугу. Мы же, в свою очередь, переведем оплату всем вашим исполнителям в удобном им формате (на карты Visa и Mastercard, электронный кошелек) и предоставим вам закрывающие документы. Это поможет автоматизировать и значительно ускорить работу вашей бухгалтерии, а также освободит вас от налогов и взносов на ФОТ (если удаленный работник все же не является самозанятым).
С каждого перевода мы берем фиксированные 10% с заказчика, самозанятый комиссию не платит. Деньги придут исполнителю в течение одного рабочего дня — абсолютно легально и быстро. А в вашем личном кабинете появятся закрывающие документы. Оплату самозанятому можно перевести через EasyStaff сразу после сдачи проекта. Чтобы начать сотрудничество, оставьте заявку на сайте — наш менеджер свяжется с вами в удобное для вас время.
EasyStaff поможет вам работать с самозанятым!
Чтобы не было никаких нарушений, необходимо строить правильные взаимоотношения и грамотно проводить оплату самозанятому от юридического лица.
Как строить финансовые взаимоотношения
Самозанятые могут решать, как им принимать оплату: наличными или по безналичному расчёту. Каждый из вариантов имеет свои особенности и преимущества:
Безналичный расчёт. Плательщики НПД не имеют специального счета в банке для предпринимательской деятельности. Все переводы зачисляются на карту, но юридическое лицо не может отправлять деньги по ее номеру. Чтобы оплатить услугу самозанятого с расчётного счета ООО и официально провести операцию через бухгалтерию, нужно запросить у исполнителя полные реквизиты его банковского счета:
- ФИО получателя;
- № расчетного счета;
- наименование банка получателя;
- БИК;
- № корсчета;
- код подразделения и адрес банка получателя.
Все операции проходят через банк. Поэтому денежно-кредитная организация видит, что оплата поступает физическому лицу, за которого заказчик не платит НДФЛ и страховые взносы. Если банку это покажется подозрительным – счет будет заблокирован. Это ограничение можно снять после подтверждения того факта, что все операции являются оплатой услуг самозанятого на основании двустороннего договора.
Расчет наличными. Если работа происходит при личном контакте, оплачивать его услуги можно наличными. Но каждая финансовая операция должна быть внесена в бухгалтерскую отчётность, а плательщик НПД обязан предоставить заказчику чек. В противном случае доказать факт оплаты будет невозможно даже через суд. Рассчитываться наличными можно и без договора, но только в случае немедленной сделки.
Что указать в договоре
Когда плательщик НПД оказывает услуги ИП, сделку можно согласовать устно или составить договор. Но если планируется сотрудничество с организацией, то письменное соглашение требуется в обязательном порядке. Тип документа будет зависеть от вида услуги. С плательщиком НПД можно заключить договор на:
- какие-либо работы;
- авторских заказ;
- куплю-продажу и прочее.
В любом бумажном соглашении обязательно должны быть указаны:
- способ расчёта: наличные или перевод;
- ФИО, адрес, ИНН и полные реквизиты счёта исполнителя;
- Условия: предоплата, постоплата;
- сроки оказания услуги.
Также в договоре нужно прописать, что исполнитель является самозанятым и имеет право на НПД. Это поможет в случае проверки объяснить, почему организация не платит за него налоги и взносы.
Скачать образец договора подряда с самозанятым лицом
Нюансы соглашения
Как заполнить платёжку
Если оплата услуг происходит по безналичному расчёту, заказчик обязан отправить в банк платежное поручение и указать в нем:
- дату;
- номер;
- сумму;
- реквизиты обоих участников сделки.
Также юридическому лицу необходимо корректно сформулировать назначение платежа при оплате услуг самозанятого. Если халатно отнестись к этому факту, у организации могут возникнуть проблемы с налоговой и банком. При сотрудничестве с плательщиком НПД категорически нельзя прописывать в назначении платежа такие формулировки, как «заработная плата», «премия» или «вознаграждение». Зарплату можно начислять только трудоустроенным сотрудникам, за которых юридическое лицо отчисляет налоги и взносы.
При сотрудничестве с плательщиком НПД оплачивается конкретная работа, и, чтобы банк не заблокировал счета, а налоговая не оштрафовала за нарушение, в назначении платеже стоит указать так:
- выплата по счёту за бухгалтерские услуги;
- оплата консультации по договору.
Образец заполнения платежного поручения:
Скачать образец платежного поручения
Предусматривает ли закон лимиты
Ограничения по выбору способа оплаты за услуги плательщика НПД законом не предусмотрены. Но если самозанятый является ИП, то при расчёте с ним наличными установлен лимит в 100 тысяч рублей. При этом не имеет значения: будет ли эта сумма выплачена одноразово или частями, ограничение не снимается. Если проигнорировать это правило, налоговая оштрафует ИП и организацию заказчика. При оплате услуг лиц без статуса ИП в наличной форме ограничений по сумме не предусмотрено.
При безналичном расчёте никаких лимитов закон не устанавливает. Главное, правильно оформить платёжное поручение, чтобы в нём не было признаков трудового соглашения.
Основания для оплаты
Если отношения юридического лица и самозанятого оформлены документарно, после выполнения работы обе стороны должны подписать акт. Это нужно, чтобы закрыть сделку и подтвердить факт оказания услуги. Как только подписи поставлены, ООО может платить самозанятому оговоренную сумму.
Но если материальный результат работы отсутствует, без акта вполне можно обойтись. При оказании консультаций, юридических и бухгалтерских услуг он вообще не нужен. Для оплаты самозанятому необходимо выставить юридическому лицу счёт и указать свои реквизиты. Официального шаблона для этого нет, за основу можно взять счет ИП. Для бухгалтерии это будет достаточным основанием для оплаты услуги.
Образец счета на оплату от самозанятого
Для упрощения процесса можно подписать с самозанятым договор-счет, где сразу будут указаны и условия сделки, и реквизиты для оплаты.
Нужны ли самозанятому касса и счёт в банке
Стать самозанятым могут как физические лица, так и ИП. Требование открыть специальный счёт для бизнеса и привязать к нему кассовый аппарат применимо только к индивидуальным предпринимателям. Закон не требует соблюдение этих условий от самозанятых, в качестве которых выступают физлица. Установить кассу они могут лишь по собственному желанию.
Как подтвердить факт оплаты
Официальный отчётный документ самозанятого – это чек, который:
- является подтверждением факта получения денег;
- формируется после получения оплаты;
- может быть предоставлен в электронном или бумажном виде.
Вся необходимая информация для оформления чека есть в договоре и уведомлении от банка, в приложении нужно указать:
- ФИО предпринимателя;
- ИНН;
- официальное название компании заказчика.
Чек от самозанятого:
Чаще всего для создания чека плательщики НПД используют приложение «Мой налог». Но это также можно сделать через:
- банк, в котором у самозанятого есть счёт;
- оператора электронной площадки, через которую работает самозанятый, например, Рокет Ворк.
Самозанятый не имеет права объединять платежи от разных клиентов в единый чек и вносить в приложение под общей суммой. На каждую оплату придется формировать отдельное поручение. Организации важно отследить факт получения этого документа и приложить к бухгалтерской отчётности, чтобы при необходимости использовать в качестве доказательства об оплате услуг самозанятого.
По закону плательщик НПД обязан каждый раз формировать такой документ и предоставлять заказчику. Обычно сразу после получения денег в приложение вносится запись о сделке и формируется чек. Но в некоторых случаях его нужно передать до какого-то установленного числа в следующем после оплаты месяце. Если заказчик не получил подтверждение даже после напоминания, он вправе обратиться с жалобой в ФНС.
Налог для самозанятых
По закону банки не уполномочены удерживать налоги со своих клиентов. Поэтому предприниматели самостоятельно оплачивают 6% от дохода со сделки с юридическим лицом. Расчёт нужной суммы предоставляется им до 12 числа месяца, который следует за отчётным. Самозанятый может оплатить налог как через предложение Сбербанка, так и через «Мой налог» или один их электронных сервисов, которые упрощают взаимодействие с заказчиками.
Как упростить работу
Закон освобождает самозанятых от ведения бухгалтерии, поэтому они не обязаны хранить первичную документацию и договоры. При желании они даже может работать через специальную систему вроде Рокет Ворк, которая возьмет на себя всю бумажную и отчетную работу за небольшой процент от сделки. После создания личного кабинета на сайте плательщики НПД смогут искать здесь работу. Взаимодействие с заказчиком и исполнителем происходит через платформу Рокет Ворк, что значительно упрощает задачу как работодателю, так и исполнителю.
Если ИП или организация сотрудничают с самозанятыми и предпочитают рассчитываться с ними в безналичном формате, при составлении платёжного поручения в банк нужно корректно указать назначение платежа. Во-первых, это поможет самозанятому понять, от кого и за что поступили деньги. Во-вторых, наличие назначения платежа самозанятому поможет обезопасить предпринимателя или компанию от претензий банков в плане нарушения «антиотмывочного» законодательства. Определимся, что написать в назначении платежа самозанятому, в какой форме лучше всего проводить оплату и что нужно проверить перед тем, как перечислить деньги исполнителю.
Назначение платежа при оплате услуг самозанятому: что писать?
Перечислениями в пользу плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) может заинтересоваться в том числе ФНС. Оформляя перевод на карту самозанятого, нужно прописать в платёжном поручении следующие моменты:
-
Полностью указать, за что начисляются деньги на счёт плательщика НПД. Пример: «Оплата по договору № 1 от 08.01.2023 за изготовление торта».
-
Нельзя использовать обтекаемые формулировки, например, «за заслуги перед компанией А». Также не стоит использовать фразу «заработная плата» — это может привлечь внимание ФНС, которая вправе инициировать проверку на предмет подмены трудовых отношений с гражданином. Вдобавок, при выплате зарплаты компания или ИП сами платят налоги и страховые взносы. При получении оплаты самозанятый самостоятельно перечисляет налоги в ФНС.
-
В платёжном поручении также нужно указывать кодовое назначение платежа для самозанятых — 1. Этот код используется при направлении любых периодических платежей.
Также напомним, что в 2023 году в отношении самозанятых произойдёт ряд законодательных изменений. Подробнее мы рассказали об этом в статье о прогнозах для самозанятых.
Что проверить перед перечислением денег самозанятому?
Перед перечислением самозанятому физ. лицу денежных средств нужно убедиться в следующем:
-
Статус самозанятого должен быть подтверждён. Для этого можно запросить справку непосредственно у самого исполнителя (она формируется в приложении «Мой налог»). Проверить статус самозанятого можно и лично через сервис ФНС — достаточно только знать ИНН контрагента.
-
Корректно составленные договор и акт выполненных работ / оказанных услуг. В договоре обязательно нужно упомянуть, что исполнитель является плательщиком НПД. В противном случае договор можно расценить как заключенный с обычным физическим лицом. А это — риски для заказчика, поскольку придётся уплачивать НДФЛ и страховые взносы. В актах нужно проверить, что сумма и реквизиты договора указаны правильно.
-
Исполнитель не должен быть вашим бывшим сотрудником. П. 8 ч. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ запрещает бывшим работникам сотрудничать с работодателем, если на момент разрыва трудовых отношений прошло менее 2 лет.
Также не стоит забывать запрашивать у самозанятых чеки после получения ими оплаты для того, чтобы подтвердить расходы заказчика перед налоговыми органами. Для упрощения обмена документами с самозанятыми воспользуйтесь сервисом «Подписант» — он поможет перевести документооборот в электронную форму. Подключить плательщиков НПД к сервису очень просто — им достаточно авторизоваться с помощью Сбер ID. Самозанятые смогут в режиме онлайн подписывать все юридически значимые документы, при этом выпуск цифровой подписи для них абсолютно бесплатный.
Работу «Подписанта» оплачивает заказчик, и он получает массу преимуществ:
-
все документы в электронной форме в одном месте, подписанные обеими сторонами;
-
возможность направлять документы, созданные в сторонних сервисах;
-
экономия средств и времени на подписание документов, их распечатку и отправку курьерами.
Как лучше рассчитываться: наличиными или безналом?
Не имеет значения, как будет оформляться перевод самозанятому: на карту или наличными. В первом случае нужно будет попросить у исполнителя банковские реквизиты и перепроверить все данные, прежде чем переводить денежные средства. Во втором случае нужно будет только дождаться, когда самозанятый оформит для вас чек в приложении «Мой налог».
Узнайте всё о плюсах и минусах самозанятости в нашей статье.