Неделю назад я начал учиться на продвинутом курсе «Как писать для кино и ТВ». У меня уже был вводный урок, я получил и выполнил первое домашнее задание. Так как я приложил свою руку к этим курсам, то решил, что имею право раз в неделю публиковать подробный отчет о своем обучении. Это будет держать в тонусе ведущего курсов и поможет мне не задвинуть обучение на второй план.
Какие ваши цели?
Это был первый вопрос, который мастер курса Лейла Алиева задала всем своим студентам на вводном вебинаре. Я не знаю, что ответили другие участники, я же ответил на этот вопрос так:
Я хочу научиться писать сценарии для того, чтобы реализовать несколько проектов, которые у меня уже есть. Речь идет о двух сериалах, первый имеет рабочее название «Школа президентов», второй — «Автобусный парк». Я уже пытался написать синопсис и карточку проекта и отправлял их продюсерам, но в ответ была только тишина. Воспользовавшись своими связями я получил возможность встретиться с одним из продюсеров и в результате беседы понял, что мои идеи «вроде ничего», но без правильного оформления и детальной проработки у меня просто нет шансов. Именно поэтому я и решил научится писать сценарии.
Первое задание
Первым заданием было написать немой этюд. Задание показалось мне настолько простым, что я приступил к нему только в четверг (в моей группе обучение идет по вторникам). Я написал половину этюда и решил для подстраховки отправить его Лейле для проверки. Меня волновал вопрос оформления записи немого этюда. Во всем остальном я не сомневался.
В результате первая версия немого этюда оказалась в мусорной корзине. Моя главная ошибка была в том, что я писал сценарий обычного этюда и просто не давал героям слова. Но это не верно для немного этюда. В немом этюде герои не должны иметь физической возможности говорить. То есть нельзя их заставить не говорить, их надо поставить в такие условия, когда они физически не могут говорить. Например, сделать их дайверами-любителями и поместить под воду.
Вторая попытка
Сценарий для второй версии немого этюда я подсмотрел в интернете. В исходном сообщении была информация о молодом человеке, курящем на балконе, и о том, что он увидел на улице девушку у которой возникли неприятности. Я развил эту тему и в результате у меня получился вот такой немой этюд:
Мне казалось, что все отлично и я уже потирал руки от удовольствия, когда получил вот такой комментарий от мастера:
Александр, добрый день!
Высылаю комментарии по этюду:
ГЕРОЙ. ХАРАКТЕР. ЦЕЛЬ
Герой раскрыт хорошо, мы сразу представляем — что это за человек, какая у него проблема. Можно дать немного больше информации — можно показать, почему он пьет — от чего он убегает с помощью алкоголя и курения.
СЮЖЕТ
Доработаем сюжет: в конце этюда героя мучает чувство вины. Почему? Потому что убили девушку? Разогреем конфликт — пусть девушка будет его возлюбленной (он в очередной раз напился и не смог ее встретить) или бывшей девушкой, подругой, сестрой — одним словом, близким человеком.
В зависимости от этого нужно будет уже показывать детали — прощальная записка девушки (может быть, поэтому он выпил?) или смс в телефоне или пропущенные звонки от жены-невесты-девушки (нет, это не просто бутылка, а очередная бутылка, потому что у него проблемы).
И, конечно, в конце этюда желательно дать зацепку на изменение характера. Эта ситуация, это ужасное обстоятельство изменило его и мы уже примерно представляем, каким будет герой через несколько дней, месяцев, год.
СТИЛЬ
Используем глаголы только в настоящем времени.
«Илья курит свою любимую, последнюю на сегодня, сигарету Danibrand» — это нужно не описывать, а показывать. Как зритель узнает, что это любимые сигареты героя? Например, когда он затягивается, смакуя. Как зритель поймет, что это последняя на сегодня сигарета? Она последняя в пачке? Или он бросает курить? Это нужно показывать.
Описание действия героя (курения) занимает практически половину страницы, но пока это никак не влияет на сюжет.
«А значит сегодня он не будет мучиться бессонницей» — это нужно показывать. Прекрасное описание для литературы, но не для кино. Нужно показать, что героя мучает бессонница. Например, на подоконнике валерьянка, таблетки для сна и т. д. Он берет в рот таблетку, потом — выплевывает ее и достает пачку сигарет из мусорки — все, мы понимаем, что он плохо спит и бросает курить. Это пример.
«Он решает спать на балконе» — это нужно показывать. Решает, думает, чувствует — об этих глаголах нужно забыть.
«Он ложится не раздеваясь» — если в кадре герой что-то не делает — об этом мы не пишем. Если в кадре что-то не происходит — об этом мы не упоминаем. В начале этюда нужно было написать — в чем герой. Также нужно указать его возраст: Илья (35) – например.
Сцену с девушкой нужно прописывать отдельно:
ИНТ. ВОЗЛЕ ДОМА ИЛЬИ. УЛИЦА — НОЧЬ
На дороге появляется девушка…
И так далее
ОФОРМЛЕНИЕ
ИНТ. КВАРТИРА ИЛЬИ. БАЛКОН — НОЧЬ
ИНТ. КВАРТИРА ИЛЬИ. КОМНАТА — ДЕНЬ
или
ПЕРЕХОД. КОМНАТА — ДЕНЬ
Далее — описываем действие.
«Теплая летняя ночь» – не отбиваем, строчными.
Окончательный вариант
После бесконечного числа доработок у меня получился вот такой этюд. И к моей несказанной радости он был принят в качестве выполненной домашней работы!
//www.editor.ru/wp-content/uploads/2015/01/the-spot.pdf
#этюд #немойэтюд #написатьэтюд #написатьнемойэтюд #сценарноемастерство
Драматургия: Ламара Карчава
Студия Режиссуры ArtGang
Занятие 10: Немой этюд
Немой этюд
Что такое немой этюд?
Немой этюд – это своего рода рассказ, на 2-3 странницы в печатном виде и на 3-7 минут в экранном. В немом этюде не используются диалоги и интертитры.Немой этюд, как правило, раскрывает одну ситуацию, и все действие раскрывается в нескольких сценах (~ от 5 до 10)
Как начать писать немой этюд?
- Придумываем/вспоминаем историю.
- Думаем, о чем она, что мы хотим этим сказать.
- Решаем, в каком жанре у нас этюд.
- Оцениваем хронометраж (впишемся или нет в 2/3 страницы и 10 сцен).
- Думаем о конфликте.
- Придумываем героя (1-3 в этюде).
- Продумываем три составляющих сюжета – завязку, кульминацию, развязку.
- Добавляем деталей.
- История
- История для этюда должна быть маленькой, но выразительной, оригинальной.
Представим. Девушка на детской площадке. Играет с ребенком в песочнице. Они смеются.
Здесь нет драматургии. Но, например, если она лишена права видеться с ребенком, или, это его няня, а мать при этом в стороне и ей совершенно не интересен ребенок, тогда ситуация «играет».
Или проще – с ребенком что-то случается.
Для того, чтобы этюд был интересным, должно что-то произойти.
Конфликт
- Настоящий этюд невозможен без конфликта.
Конфликт бывает
- внешним (на героя что-то влияет)
- внутренним (герой из себя на что-то влияет. )
При этом, в малой форме этюда, конфликт должен развиваться быстро, через драматургическое действие.
Действие
- Действие для этюда должно быть драматическим.
Представим. Герои ссорятся.Девушка может либо выпить чай и поставить на стол кружку, либо со звоном ее кинуть в стенку, либо мыть ее после чаепития с остервенением. Последние два действия насыщены драматургией.
Действие может обострить конфликт и сделать этюд выразительнее.
Герой
- В немом этюде обычно до 3 главных действующих лиц.
Как написать выразительного героя:
- герой должен быть интересен своими желаниями.
- ищите выразительные черты в портрете персонажа.
- действия должны выражать персонажа.
- присвойте персонажу 2-3 черты характера и выразите их в действиях.
- сделайте так, чтобы зритель ассоциировал себя с героем.
- не забывайте про мотивировки
- Сюжет
- В сюжет этюда должны входить следующие элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.
- Экспозиция (~2-3 строчки)
Пишем 2-3 фразы про время/место. Здесь же знакомимся с героями.
- Завязка (~1 сцена)
Она должна быть необычной и интересной, служить завязкой конфликта.
- Развитие действия (~3 сцены)
Герой стремится к своей цели, но что-то или кто-то ему мешает. В этой части происходит нагнетание конфликтного напряжения.
- Кульминация (1 сцена)
Момент наивысшего развития конфликта, самое напряженное место действия. Герой стоит перед выбором.
- Развязка действия (~1 сцена)
После развязки должен следовать поворот, когда действие уходит в совершенно иную сторону. Такое изменение хода называется поворотом. Поворот должен быть подготовлен заранее.
Поворот может быть
— неожиданным для зрителя, но ожидаемый для персонажа;
— неожиданными для персонажа, но ожидаемым для зрителя;
— неожиданным и для зрителя, и для персонажа.
- Финал (~1 сцена)
Окончание всей истории.
Финал может быть:
- Открытый
- Закрытый
- Двойственный
Особенно важно для этюда продумать последний план.
Деталь
Использование детали в немом этюде обязательно.
- Деталь может показать погоду, время года, время суток, место действия.
- Деталь может передать информацию
- Деталь может спровоцировать сюжетный поворот
- Детали-метафоры дают придают смысл
- Деталь может дать характеристику героям.
Все лекции студии ArtGang по Драматургии
Ламара Карчава. Драматургия.
Студия Режиссуры ArtGang
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ имени С.А. ГЕРАСИМОВА (ВГИК)
М.О. ВОДЕНКО
НЕМОЙ ЭТЮД
Методическое пособие
2009
ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ имени С.А. ГЕРАСИМОВА (ВГИК)
Кафедра кинодраматургии
М.О. ВОДЕНКО
НЕМОЙ ЭТЮД
Методическое пособие
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве методического пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 070210 «Драматургия», 071101 «Режиссура кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям.
ББК-85.37
В-62
Воденко М.О. Немой этюд.: Методическое пособие. М.: ВГИК, 2009. – 14 стр.
В методическом пособии, подготовленном кандидатом искусствоведения М.О. Воденко, подробно рассматриваются этапы написания одной из самых своеобразных учебных работ, выполняемых студентами сценарного и режиссерского факультетов – драматургического этюда без слов или «немого» этюда. Учебная работа рассмотрена с точки зрения особенностей главных драматургических компонентов: внешней литературной формы записи, замысла, сюжета, композиции, жанра. В пособии даются советы по преодолению сложностей, которые могут возникнуть в ходе написания данной работы.
Предназначено для студентов сценарного и режиссерского факультетов.
© Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова, 2009
Немой этюд – или этюд без слов – это письменная литературная работа, которую студенты постановочного факультета выполняют по программе курса КИНОДРАМАТУРГИЯ.
Задача данной работы – помочь студентам-режиссерам овладеть навыками решения драматургических задач преимущественно изобразительно-выразительными средствами. Выполняя это задание, студенты учатся самостоятельно работать над созданием небольшого литературного сценария.
При написании немого этюда студенты на практике знакомятся с главными компонентами кинодраматургии и постигают основные законы построения сценария.
Работа над этюдом помогает решать вопросы, принципиальные для каждого кинематографиста: как сделать сюжет интересным и осмысленным, действие увлекательным и динамичным, а поступки героев мотивированными?
Студентам режиссерского факультета важно отличать сценарный этюд от этюда сценического, от режиссерской зарисовки, от этюда-состояния.
В сценарном этюде главным является событие, случай, анекдот — действие, произошедшее с героями или героем. Сценарный этюд – это история персонажей, их взаимоотношений, у которой есть начало и конец. Объем этюда 1 — 2,5 страницы, это сценарий 3-7 минутного фильма.
Немой этюд – чисто кинематографическое построение, когда история взаимоотношений персонажей рассказывается визуальными средствами, без диалогов – поэтому он и называется «немым» – с помощью монтажа, выразительных мизансцен,
3
осмысленного движения камеры, с использованием деталей и необычных точек съемки (если это необходимо), цветовыми решениями. Игра актеров при экранном воплощении немого этюда тоже подчинена задаче пластической передачи состояний, желаний, чувств персонажей с помощью мимики, точного жеста, движения.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ РАБОТУ НАД НЕМЫМ ЭТЮДОМ?
Как и при создании полнометражного сценария – с замысла. Основываться он должен на знании материала, к которому обращается автор. Иными словами, писать лучше о том, что ты хорошо знаешь, используя свой жизненный опыт и переживания. Можно обратиться и к событиям, происшедшим в действительности и взволновавшим автора, свидетелем которых он был.
1. Задайте себе вопрос: о чем будет эта история? В чем смысл события, о котором я хочу рассказать? Будет ли это интересно читателю, зрителю? Какова моя, авторская позиция по отношению к этой ситуации?
Такие размышления помогут сформировать замысел, определить идею этюда, его жанр.
Важно:
Замысел шире, чем идея. Кроме нее он должен содержать в себе конфликт, непрерывное и постепенное развитие мысли, выраженной в действии, неожиданное решение финала.
Чем ярче переживания автора, чем глубже его размышления о случившемся событии, тем интересней может получиться результат – художественный образ будущего этюда.
2. Продумайте состав событий, которые войдут в этюд. Почувствуйте объем его сюжета.
История, о которой расскажет немой этюд, должна быть короткой и ясной. Желательно соблюсти единство места, времени и действия, особенно действия.
4
Сценарный, кинодраматургический этюд состоит всего из нескольких сцен, поэтому надо отобрать только самые важные, показательные моменты случившегося.
3. Третий этап – продумайте сюжетный план этюда. Попробуйте уже в плане определить кульминационную сцену и финальный поворот. Придумайте для них яркие краски.
СЮЖЕТ
С ю ж е т — э т о:
движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию.
а) действие;
В основе драматургического сюжета лежит действие. Именно через действие выражается течение времени. А время и пространство, запечатленные на пленке, как известно, являются главным материалом искусства кино.
Н. Фигуровский: «Работа над этюдом прежде всего учит писателя обострять действие, вырывать его из плана информационно-повествовательного и переводить в план драматический».
б) конфликт;
Сценарное действие невозможно без конфликта. Именно конфликт является причиной драматической ситуации, которая лежит в основе сюжета. Стремление разрешить конфликт является главной причиной развития взаимоотношений персонажей. Поэтому конфликт часто называют пружиной сюжетного действия. Наконец, конфликтные отношения создают напряжение, необходимое для возбуждения зрительского внимания.
Степень конфликтности может быть разной:/ Виды конфликтности:
– борьба,
5
–столкновение,
–противостояние,
–соперничество,
–противопоставление,
–соревнование,
–опасность разоблачения и др.
Конфликт возникает, когда герой стремится чего-то достичь или преодолеть, а ему противодействуют другие персонажи или какие-то обстоятельства, в том числе и природные явления, или внутренние чувства. Подобные противоборства и двигают развитие конфликта.
Конфликт напрямую связан с темой и идеей сценария. Чем оригинальнее идея, тем острее может быть конфликт. Как правило, мелкие, невразумительные или уже устаревшие конфликты неинтересны для зрителей.
Основная трудность немого этюда заключается в том, что конфликт, как и в полнометражном сценарии, должен зародиться, достигнуть высшей точки и каким-то образом разрешиться. Объем же этюда очень незначительный. Поэтому желательно, чтобы конфликт развивался динамично; для его проявления автор должен продуманно и максимально использовать зрелищные возможности кино.
Конфликт называют драматическим – когда он ведет к прямой борьбе сторон, заканчивающейся поражением (или победой) одной из них,
или повествовательным – в этом случае он построен на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению.
Если главное противоречие внешнее, то в этом случае основой сюжета становится яркое событие.
Если противоречие внутреннее – тогда этюд строится на глубоком психологическом рисунке, раскрывающем внутреннее, психологическое состояние героя, и в нем не будет особых внешних перипетий и событий.
6
в) герой;
Внемом этюде действуют от одного до 3-х персонажей. Не более, так как большее количество действующих лиц трудно включить в полноценное действие, сильно ограниченное во времени.
Внемом этюде нет возможности глубоко разработать характер, так как время ограничено, речь, раскрывающая внутренний мира героя, вообще исключена.
Как создать яркий образ, заинтересующий зрителя:
–герой должен быть интересен читателю и зрителю своими желаниями, устремлениями;
–ищите выразительные черты в портрете персонажа, в его одежде, пластике (манере двигаться, жестах);
–тщательно продумайте действия персонажей – их не может быть много, именно поэтому они должны быть хорошо отобраны
иточно выражать особенности характера;
–найдите интересные внутренние характеристики персонажей; они могут быть самыми разнообразными, например: наблюдательность, решительность, сообразительность, хитрость, вдумчивость, рассудительность, недоверчивость, мнительность, трусливость и т. д.; ограничьтесь одной – двумя чертами храктера, но пропишите их в действиях, портретах персонажей;
–полезно использовать при создании характера персонажа свои жизненные наблюдения, однако надо помнить, что художественный образ – это всегда некоторое преувеличение, квинтэссенция отдельных черт характера, умение выявить и показать их суть;
–чем острее ситуация, в которую попадает герой, тем ярче может проявиться его характер;
–необходимо знать о герое как можно больше, даже если эта информация не войдет в этюд — шлейф прошлого, биография героя наполнит правдивостью его характер, послужит мотивацией его поведения;
–хорошо, если зритель сможет поставить себя на место героя, сопереживать ему или, наоборот, возмущаться его поведением – зритель не должен оставаться равнодушным. В этом контексте выглядит фраза слишком одиозно.
7
КОМПОЗИЦИЯ
К о м п о з и ц и я — э т о :
деление фильма (сценария) на части, их сопоставление между собой и их соединение в целое.
Наилучшее построение немого этюда – трехчастное.
В первую часть входит экспозиция и задается конфликтная ситуация.
Во второй части происходит развитие конфликтной ситуации. Третья часть включает в себя неожиданный поворот и финал.
Итак, в немом этюде должны присутствовать все основные элементы сюжетной композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.
Экспозиция – 2-3 фразы описательного характера, ориентирующие нас во времени и пространстве; в этой части этюда мы знакомимся с героями и узнаем, где и когда происходит действие.
Завязка – это сигнал к началу действия, начало конфликтной ситуации. После завязки зритель ожидает дальнейшего развития событий. Чем интересней, необычней завязка, тем внимательней зритель.
Развитие действия – в небольшом этюде нет места для длительных активных действий, поэтому задача автора в этой части этюда – по возможности стремительно развить главную драматическую ситуацию и конфликтные отношения, в которые вступают главные персонажи. Герой стремится к своей цели, но чтото или кто-то ему мешает. В этой части происходит нагнетание конфликтного напряжения.
Кульминация – момент наивысшего развития конфликта, самое напряженное место действия. В это мгновение внешнее активное действие останавливается – всё сосредотачивается на действии внутреннем, в сознании, в душе героя. Наступает напряженный момент равновесия. Герой стоит перед выбором.
Развязка действия начинается сразу, как только выбор совершается.
8
Это результат случившегося. При этом драматическое напряжение в этюде после его кульминации должно разрешаться неожиданным для зрителя образом. Такое изменение хода действия в драматургии называется поворотом.
Чтобы поворот не казался авторским волюнтаризмом, он должен быть подготовлен заранее, в первых сценах этюда (через действие или деталь). Придумать неожиданный и подготовленный поворот – задача непростая, но именно в умении создавать перипетии проявляется талант и мастерство сценариста, его знание и понимание жизни.
Поворот может быть:
–неожиданным для зрителя, но ожидаемый для персонажа;
–неожиданными для персонажа, но ожидаемым для зрителя;
–неожиданным и для зрителя, и для персонажа.
Финал – завершение истории. Финал может быть «точкой», или «знаком вопроса», или «многоточием», или восклицанием. Но как и в большом, полнометражном сценарии в нем содержится некое обобщение, образное выражение авторской позиции по отношению к произошедшему событию. Для студентарежиссера особенно важно продумать последний кадр будущего фильма – итоговый пластический образ. В сценарном этюде он описывается в форме ремарки.
Еще раз повторим: сюжет должен строиться на материале, который хорошо известен автору. Только тогда он будет убедителен и жизнеспособен.
Немой этюд – это сюжет, разыгранный без слов, без диалога.
В немом этюде исключаются диалоги. В редких случаях разрешается одна реплика, 1-2 надписи.
Причина «немоты» должна быть очевидной, понятной зрителю и органичной. Отсутствие звучащего диалога должно быть обосновано ситуацией: герои не слышат друг друга, не могут или
9
Мария Воденко
Немой этюд. Методическое пособие
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве методического пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 070210 «Драматургия», 071101 «Режиссура кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям.
Немой этюд – или этюд без слов
Немой этюд – или этюд без слов – это письменная литературная работа, которую студенты постановочного факультета выполняют по программе курса КИНОДРАМАТУРГИЯ.
Задача данной работы – помочь студентам-режиссерам овладеть навыками решения драматургических задач преимущественно изобразительно-выразительными средствами. Выполняя это задание, студенты учатся самостоятельно работать над созданием небольшого литературного сценария.
При написании немого этюда студенты на практике знакомятся с главными компонентами кинодраматургии и постигают основные законы построения сценария.
Работа над этюдом помогает решать вопросы, принципиальные для каждого кинематографиста: как сделать сюжет интересным и осмысленным, действие увлекательным и динамичным, а поступки героев мотивированными?
Студентам режиссерского факультета важно отличать сценарный этюд от этюда сценического, от режиссерской зарисовки, от этюда-состояния.
В сценарном этюде главным является событие, случай, анекдот – действие, произошедшее с героями или героем. Сценарный этюд – это история персонажей, их взаимоотношений, у которой есть начало и конец. Объем этюда 1 – 2,5 страницы, это сценарий 3–7 минутного фильма.
Немой этюд – чисто кинематографическое построение, когда история взаимоотношений персонажей рассказывается визуальными средствами, без диалогов – поэтому он и называется «немым» – с помощью монтажа, выразительных мизансцен, осмысленного движения камеры, с использованием деталей и необычных точек съемки (если это необходимо), цветовыми решениями. Игра актеров при экранном воплощении немого этюда тоже подчинена задаче пластической передачи состояний, желаний, чувств персонажей с помощью мимики, точного жеста, движения.
С чего начинать работу над немым этюдом?
Как и при создании полнометражного сценария – с замысла. Основываться он должен на знании материала, к которому обращается автор. Иными словами, писать лучше о том, что ты хорошо знаешь, используя свой жизненный опыт и переживания. Можно обратиться и к событиям, происшедшим в действительности и взволновавшим автора, свидетелем которых он был.
1. Задайте себе вопрос: о чем будет эта история? В чем смысл события, о котором я хочу рассказать? Будет ли это интересно читателю, зрителю? Какова моя, авторская позиция по отношению к этой ситуации?
Такие размышления помогут сформировать замысел, определить идею этюда, его жанр.
Важно:
Замысел шире, чем идея. Кроме нее он должен содержать в себе конфликт, непрерывное и постепенное развитие мысли, выраженной в действии, неожиданное решение финала.
Чем ярче переживания автора, чем глубже его размышления о случившемся событии, тем интересней может получиться результат – художественный образ будущего этюда.
2. Продумайте состав событий, которые войдут в этюд. Почувствуйте объем его сюжета.
История, о которой расскажет немой этюд, должна быть короткой и ясной. Желательно соблюсти единство места, времени и действия, особенно действия.
Сценарный, кинодраматургический этюд состоит всего из нескольких сцен, поэтому надо отобрать только самые важные, показательные моменты случившегося.
3. Третий этап – продумайте сюжетный план этюда. Попробуйте уже в плане определить кульминационную сцену и финальный поворот. Придумайте для них яркие краски.
Сюжет
Сюжет – это:
движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию.
а) действие;
В основе драматургического сюжета лежит действие. Именно через действие выражается течение времени. А время и пространство, запечатленные на пленке, как известно, являются главным материалом искусства кино.
Н. Фигуровский: «Работа над этюдом прежде всего учит писателя обострять действие, вырывать его из плана информационно-повествовательного и переводить в план драматический».
б) конфликт;
Сценарное действие невозможно без конфликта. Именно конфликт является причиной драматической ситуации, которая лежит в основе сюжета. Стремление разрешить конфликт является главной причиной развития взаимоотношений персонажей. Поэтому конфликт часто называют пружиной сюжетного действия. Наконец, конфликтные отношения создают напряжение, необходимое для возбуждения зрительского внимания.
Степень конфликтности может быть разной:/ Виды конфликтности:
– борьба,
– столкновение,
– противостояние,
– соперничество,
– противопоставление,
– соревнование,
– опасность разоблачения и др.
Конфликт возникает, когда герой стремится чего-то достичь или преодолеть, а ему противодействуют другие персонажи или какие-то обстоятельства, в том числе и природные явления, или внутренние чувства. Подобные противоборства и двигают развитие конфликта.
Конфликт напрямую связан с темой и идеей сценария. Чем оригинальнее идея, тем острее может быть конфликт. Как правило, мелкие, невразумительные или уже устаревшие конфликты неинтересны для зрителей.
Основная трудность немого этюда заключается в том, что конфликт, как и в полнометражном сценарии, должен зародиться, достигнуть высшей точки и каким-то образом разрешиться. Объем же этюда очень незначительный. Поэтому желательно, чтобы конфликт развивался динамично; для его проявления автор должен продуманно и максимально использовать зрелищные возможности кино.
Конфликт называют драматическим – когда он ведет к прямой борьбе сторон, заканчивающейся поражением (или победой) одной из них,
или повествовательным – в этом случае он построен на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению.
Если главное противоречие внешнее, то в этом случае основой сюжета становится яркое событие.
Если противоречие внутреннее – тогда этюд строится на глубоком психологическом рисунке, раскрывающем внутреннее, психологическое состояние героя, и в нем не будет особых внешних перипетий и событий.
в) герой;
В немом этюде действуют от одного до 3-х персонажей. Не более, так как большее количество действующих лиц трудно включить в полноценное действие, сильно ограниченное во времени.
В немом этюде нет возможности глубоко разработать характер, так как время ограничено, речь, раскрывающая внутренний мира героя, вообще исключена.
Как создать яркий образ, заинтересующий зрителя:
– герой должен быть интересен читателю и зрителю своими желаниями, устремлениями;
– ищите выразительные черты в портрете персонажа, в его одежде, пластике (манере двигаться, жестах);
– тщательно продумайте действия персонажей – их не может быть много, именно поэтому они должны быть хорошо отобраны и точно выражать особенности характера;
– найдите интересные внутренние характеристики персонажей; они могут быть самыми разнообразными, например: наблюдательность, решительность, сообразительность, хитрость, вдумчивость, рассудительность, недоверчивость, мнительность, трусливость и т. д.; ограничьтесь одной – двумя чертами храк-тера, но пропишите их в действиях, портретах персонажей;
– полезно использо
…
конец ознакомительного фрагмента
Немой этюд
В методическом пособии, подготовленном кандидатом искусствоведения М.О. Воденко, подробно рассматриваются этапы написания одной из самых своеобразных учебных работ, выполняемых студентами сценарного и режиссерского факультетов – драматургического этюда без слов или «немого» этюда. Учебная работа рассмотрена с точки зрения особенностей главных драматургических компонентов: внешней литературной формы записи, замысла, сюжета, композиции, жанра. В пособии даются советы по преодолению сложностей, которые могут возникнуть в ходе написания данной работы. Предназначено для студентов сценарного и режиссерского факультетов.
Оглавление
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве методического пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 070210 «Драматургия», 071101 «Режиссура кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям.
Немой этюд — или этюд без слов
Немой этюд — или этюд без слов — это письменная литературная работа, которую студенты постановочного факультета выполняют по программе курса КИНОДРАМАТУРГИЯ.
Задача данной работы — помочь студентам-режиссерам овладеть навыками решения драматургических задач преимущественно изобразительно-выразительными средствами. Выполняя это задание, студенты учатся самостоятельно работать над созданием небольшого литературного сценария.
При написании немого этюда студенты на практике знакомятся с главными компонентами кинодраматургии и постигают основные законы построения сценария.
Работа над этюдом помогает решать вопросы, принципиальные для каждого кинематографиста: как сделать сюжет интересным и осмысленным, действие увлекательным и динамичным, а поступки героев мотивированными?
Студентам режиссерского факультета важно отличать сценарный этюд от этюда сценического, от режиссерской зарисовки, от этюда-состояния.
В сценарном этюде главным является событие, случай, анекдот — действие, произошедшее с героями или героем. Сценарный этюд — это история персонажей, их взаимоотношений, у которой есть начало и конец. Объем этюда 1 — 2,5 страницы, это сценарий 3–7 минутного фильма.
Немой этюд — чисто кинематографическое построение, когда история взаимоотношений персонажей рассказывается визуальными средствами, без диалогов — поэтому он и называется «немым» — с помощью монтажа, выразительных мизансцен, осмысленного движения камеры, с использованием деталей и необычных точек съемки (если это необходимо), цветовыми решениями. Игра актеров при экранном воплощении немого этюда тоже подчинена задаче пластической передачи состояний, желаний, чувств персонажей с помощью мимики, точного жеста, движения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Смотрите также
С чего начинать работу над немым этюдом?
Как и при создании полнометражного сценария – с замысла. Основываться он должен на знании материала, к которому обращается автор. Иными словами, писать лучше о том, что ты хорошо знаешь, используя свой жизненный опыт и переживания. Можно обратиться и к событиям, происшедшим в действительности и взволновавшим автора, свидетелем которых он был.
1. Задайте себе вопрос: о чем будет эта история? В чем смысл события, о котором я хочу рассказать? Будет ли это интересно читателю, зрителю? Какова моя, авторская позиция по отношению к этой ситуации?
Такие размышления помогут сформировать замысел, определить идею этюда, его жанр.
Важно:
Замысел шире, чем идея. Кроме нее он должен содержать в себе конфликт, непрерывное и постепенное развитие мысли, выраженной в действии, неожиданное решение финала.
Чем ярче переживания автора, чем глубже его размышления о случившемся событии, тем интересней может получиться результат – художественный образ будущего этюда.
2. Продумайте состав событий, которые войдут в этюд. Почувствуйте объем его сюжета.
История, о которой расскажет немой этюд, должна быть короткой и ясной. Желательно соблюсти единство места, времени и действия, особенно действия.
Сценарный, кинодраматургический этюд состоит всего из нескольких сцен, поэтому надо отобрать только самые важные, показательные моменты случившегося.
3. Третий этап – продумайте сюжетный план этюда. Попробуйте уже в плане определить кульминационную сцену и финальный поворот. Придумайте для них яркие краски.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Мария Воденко
Немой этюд. Методическое пособие
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве методического пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 070210 «Драматургия», 071101 «Режиссура кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям.
Немой этюд – или этюд без слов
Немой этюд – или этюд без слов – это письменная литературная работа, которую студенты постановочного факультета выполняют по программе курса КИНОДРАМАТУРГИЯ.
Задача данной работы – помочь студентам-режиссерам овладеть навыками решения драматургических задач преимущественно изобразительно-выразительными средствами. Выполняя это задание, студенты учатся самостоятельно работать над созданием небольшого литературного сценария.
При написании немого этюда студенты на практике знакомятся с главными компонентами кинодраматургии и постигают основные законы построения сценария.
Работа над этюдом помогает решать вопросы, принципиальные для каждого кинематографиста: как сделать сюжет интересным и осмысленным, действие увлекательным и динамичным, а поступки героев мотивированными?
Студентам режиссерского факультета важно отличать сценарный этюд от этюда сценического, от режиссерской зарисовки, от этюда-состояния.
В сценарном этюде главным является событие, случай, анекдот – действие, произошедшее с героями или героем. Сценарный этюд – это история персонажей, их взаимоотношений, у которой есть начало и конец. Объем этюда 1 – 2,5 страницы, это сценарий 3–7 минутного фильма.
Немой этюд – чисто кинематографическое построение, когда история взаимоотношений персонажей рассказывается визуальными средствами, без диалогов – поэтому он и называется «немым» – с помощью монтажа, выразительных мизансцен, осмысленного движения камеры, с использованием деталей и необычных точек съемки (если это необходимо), цветовыми решениями. Игра актеров при экранном воплощении немого этюда тоже подчинена задаче пластической передачи состояний, желаний, чувств персонажей с помощью мимики, точного жеста, движения.
С чего начинать работу над немым этюдом?
Как и при создании полнометражного сценария – с замысла. Основываться он должен на знании материала, к которому обращается автор. Иными словами, писать лучше о том, что ты хорошо знаешь, используя свой жизненный опыт и переживания. Можно обратиться и к событиям, происшедшим в действительности и взволновавшим автора, свидетелем которых он был.
1. Задайте себе вопрос: о чем будет эта история? В чем смысл события, о котором я хочу рассказать? Будет ли это интересно читателю, зрителю? Какова моя, авторская позиция по отношению к этой ситуации?
Такие размышления помогут сформировать замысел, определить идею этюда, его жанр.
Важно:
Замысел шире, чем идея. Кроме нее он должен содержать в себе конфликт, непрерывное и постепенное развитие мысли, выраженной в действии, неожиданное решение финала.
Чем ярче переживания автора, чем глубже его размышления о случившемся событии, тем интересней может получиться результат – художественный образ будущего этюда.
2. Продумайте состав событий, которые войдут в этюд. Почувствуйте объем его сюжета.
История, о которой расскажет немой этюд, должна быть короткой и ясной. Желательно соблюсти единство места, времени и действия, особенно действия.
Сценарный, кинодраматургический этюд состоит всего из нескольких сцен, поэтому надо отобрать только самые важные, показательные моменты случившегося.
3. Третий этап – продумайте сюжетный план этюда. Попробуйте уже в плане определить кульминационную сцену и финальный поворот. Придумайте для них яркие краски.
Сюжет
Сюжет – это:
движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию.
а) действие;
В основе драматургического сюжета лежит действие. Именно через действие выражается течение времени. А время и пространство, запечатленные на пленке, как известно, являются главным материалом искусства кино.
Н. Фигуровский: «Работа над этюдом прежде всего учит писателя обострять действие, вырывать его из плана информационно-повествовательного и переводить в план драматический».
б) конфликт;
Сценарное действие невозможно без конфликта. Именно конфликт является причиной драматической ситуации, которая лежит в основе сюжета. Стремление разрешить конфликт является главной причиной развития взаимоотношений персонажей. Поэтому конфликт часто называют пружиной сюжетного действия. Наконец, конфликтные отношения создают напряжение, необходимое для возбуждения зрительского внимания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.