Как написать нотами скачки

4. Скачки терцовых тонов

Скачки терцовых тонов бывают в сопрано и в теноре. Они возможны при соединении трезвучий кварто-квинтового и терцового соотношения.

Скачки терцовых тонов в сопрано — это соединение двух трезвучий в мелодическом положении терции. Скачки терцовых тонов в теноре — это соединение двух трезвучий с терцовым тоном в теноре.

Правила соединения: при скачках терций обязательно меняется расположение. При скачках в сопрано при скачке вверх расположение меняется с тесного на широкое, а при скачке вниз с широкого на тесное.

Примеры на кварто-квинтовое соотношение: одно соединение основных трезвучий и одно — побочных с доведением до T в положении примы
Примеры на терцовое соотношение: T-VI-S-II-D-T со скачками терций.

При скачках в теноре всё наоборот: при скачке вверх расположение меняется с широкого на тесное, а при скачке вниз — с тесного на широкое.

Есть исключения, связанные с нежелательностью хода голосов на увеличенный интервал. Невозможны восходящие скачки терций от T к D в миноре. Но возможен нисходящий скачок.

Пример

Также невозможен скачок терций от III к D в миноре, т.к. иначе возникает переченье. Однако возможно гармоническое соединение.

Пример

Мастера совершают быстрые переходы без усилий, не теряя в исполнительской скорости и точности, независимо от того, где находятся ноты. Учащиеся, не имеющие навыка резкой смены музыкального рисунка всегда недоумевают, как такое в принципе возможно. Проблема заключается в том, что они перемещают руку по траектории, похожей на перевернутую букву «V», что затрудняет точное попадание в ноту, поскольку рука опускается под неким произвольным углом, который меняется при каждом быстром переходе. В связи с тем, что угол каждый раз разный, увеличивается вероятность пропусков нот, а клавиши нажимаются боковым движением, а не прямо вниз. Другая проблема в том, что сделать быстрый переход невозможно, потому что так или иначе опоздаешь.

Быстрый переход (скачок) состоит из четырех движений: (1) отрыв (2) горизонтальный перевод руки в правильное положение, (3) ощущение нужной клавиши, (4) движение вниз для воспроизведения ноты. Общее движение выглядит как перевернутая буква «U», а не перевернутая «V». Причем у этой перевернутой «U» короткие ножки и плоский верх; то есть рука не уходит далеко вверх от клавиш, по крайней мере в начале; единственное исключение, это когда необходимо руками крест на крест.

Пусть у вас войдет в привычку совершать стремительные отрывы независимо от того, с какой быстротой нужно выполнить переход. Ничего плохого не случится, если вы займете нужную позицию и будете в готовности несколько заранее. Даже упражняясь в медленном темпе, вы должны практиковать быстрые отрывы, чтобы не потерять этот навык. Начните отрыв с небольшого нисходящего движения с боковым ударом запястья и двинув руку к месту назначения. В отличие от нисходящего движения в конце, отрыв не совершается прямо вверх, вы сразу начинаете движение к нужной клавише.

Самый важный технический момент – совершать горизонтальное движение  необходимо максимально быстро, чтобы осталось достаточно времени для точного определения местонахождения клавиши, как только рука переместится в нужное место. После всего нескольких дней занятий вы удивитесь, насколько быстрее вы уже можете перемещаться в горизонтальной плоскости, т.е. делать то, что кто-то так и не сможет, потому что его не научили этому движению.

Быстрые горизонтальные движения отрабатываются в положении сидя в положении локтя прямо вниз, предплечье вперед, пальцы в позиции игры на фортепиано. Сделайте быстрое движение рукой в сторону, параллельно полу, как бы совершая резкий скачок. Быстро переместите руку в направлении от вас и остановитесь, затем сразу расслабьтесь; плечо не двигается.  Затем быстро вернитесь в исходное положение. Поупражняйтесь в движениях туда-обратно, делайте это как можно быстрее, при этом полностью расслабляйтесь после каждого движения. По большей части, движение представляет собой качающееся вращение предплечья вокруг плеча и небольшое движение в локте. Уже с самого первого дня вы заметите, что стали выполнять резкие скачки гораздо лучше, особенно, если ранее вы не практиковали эту технику; однако со временем скорость перемещения руки по горизонтали увеличится настолько, что выполнять резкие скачки станет для вас привычным делом, не требующим каких-либо усилий.

Научиться чувствовать клавиши можно удивительно быстро. Поводов для применения этого навыка, как правило, весьма много.  Поэтому научиться чувствовать клавиши совершенно необходимо, так как это гарантирует вам абсолютную точность попадания. Ситуации, когда совсем нет времени на то, чтобы задержаться и ловить ощущение клавиши, случаются, и с успехом отыграть такие ситуации возможно, если до этого вы  выполняли резкие переходы с точностью и ощущая клавиши. Привычка ощущать клавиши повышает общую точность попадания в ноты, даже если вы не делаете это всякий раз, поскольку в вашей голове уже сложилась точная карта с расположением клавиш.

Теперь, когда вы знаете из чего состоит резкий переход в другой регистр, понаблюдайте за выступлениями пианистов. Наблюдая, вы сможете выделить каждый элемент движения, и, вероятно, удивитесь тому, как часто исполнители ловят ощущение клавиши перед тем, как опустить на нее палец, и насколько мгновенно выполняются элементы. Обладание этими навыками позволит вам  выполнять длительные резкие переходы, даже не глядя на руки.

Чтобы уменьшить напряжение, расслабляйте мышцы сразу по завершении горизонтального перемещения, как только зазвучат ноты. Несложные переходы отрабатываются на следующих отрывках: (1) для левой руки: IV вариация в Сонате №11 ля-мажор (K331); для вариации характерны большие переходы, когда  левая рука резко переходит в другой регистр поверх правой крест на крест, (2) для правой руки: 1-я часть Сонаты для фортепиано № 8 до-минор (Op. 13), сразу после октавного тремоло в левой руке (после 50-го такта), когда правая рука совершает резкие переходы в другой регистр и играет крест на крест с левой рукой. Более сложный пассаж – «Баллада» Шопена (Op. 23), где  в конце левая рука совершает переход в другой регистр в первой половине «Presto con fuoco».

Упражняйтесь в несложных переходах, увеличивая скорость горизонтального перемещения рук, останавливая руки в нужном месте и чувствуя клавиши перед тем, как сыграть ноты. Смысл здесь в том, чтобы у вас вошло в привычку находиться в нужной позиции раньше времени. Закрепив навык быстрого горизонтального перемещения, увеличивайте темп и объединяйте все четыре элемента перехода в одно плавное движение. Теперь вы умеете совершать быстрые переходы точно так же, как это делают пианисты, концертные исполнения которых вы наблюдали. И все это легко и не напрягаясь!

Пианиссимо, фортиссимо:  Громкое исполнение или игра на инструменте с тугой механикой отрицательно сказывается на технике. Некоторые пианисты просят настройщиков увеличить взвешенность клавиш, ошибочно полагая, что это сделает их пальцы более сильными; это, безусловно, произойдет, однако негативно скажется на развитии техники. Сыграть пианиссимо на таких инструментах невозможно, а фортиссимо не будет истинным фортиссимо, потому что почти вся энергия уходит на нажатие клавиш, а не на  обеспечение быстрой работы молоточкового механизма.

Трудно играть мягко (P) – а уж пианиссимо (PP) и вовсе недостижимо – на ненастроенном инструменте или старом инструменте, который уже в принципе не может быть настроен.  Большинство пианино совсем непригодны для исполнения и громового фортиссимо, и нежнейшего пианиссимо – в этом одно из главных отличий между пианино и высококлассным роялем. Но тот факт, что инструмент выглядит как рояль, не делает его истинным роялем. В большинстве случаев назвать кабинетный рояль настоящим роялем будет большой смелостью.  Если на инструменте физически невозможно исполнить пианиссимо или фортиссимо, заниматься на нем не имеет смысла! В подавляющем большинстве случаев учащиеся не могут играть пианиссимо или фортиссимо не по своей вине.

За исключением высококлассных и качественно настроенных роялей, большинство фортепиано слишком «тугие», поскольку их механика не столь отзывчива, как у роялей, в силу конструктивных особенностей.  Фортепиано Шопена и Гурвица славятся именно легкой механикой.

Цифровые пианино не имеют таких ограничений и, соответственно, могут быть более легкими по ощущению. Клавиши цифрового пианино должны иметь взвешенность не ниже определенного уровня, чтобы после занятий на нем пианист, пересев за акустическое пианино, не испытывал дискомфорта в связи с более тугой механикой. На сегодняшний день нельзя сказать, что тугая механика фортепиано это как раз та самая оптимальная взвешенность, однако, вопрос этот спорный, в силу того, что легкость зачастую коварна: иногда «тугость» выручает при исполнении сложного материала, поскольку не дает пальцам в случайном движении нажать на неправильную ноту. И это одна из причин, по которой так важно владеть техникой плавности пальцев [Плавные руки и пальцы].  То есть, вопрос о том, какую взвешенность должны иметь клавиши до сих пор открыт, и решения, вероятно, в каждом случае индивидуальные; однако, с определенной уверенностью можно утверждать, что взвешенность клавиш у современных цифровых пианино может быть ближе к оптимальным значениям, чем у акустических пианино.

К сожалению, более легкая механика цифровых пианино не гарантирует их превосходства с точки зрения чувствительности, а также возможности исполнения пианиссимо и фортиссимо. Лучшая чувствительность у более дорогих цифровых моделей. Но чтобы получить достоверные данные, следует подключать инструменты к высококлассным аудиосистемам, особенно это касается динамиков.  Именно поэтому многие цифровые фортепиано продаются в комплекте с сабвуферами. Пианиссимо лучше всего отрабатывать с использованием приема стаккато [(25) Прием Стаккато, Приемы мягкой игры].

Фортиссимо – это новый навык; одновременно обучение фортиссимо и технике – задача сложная. Сначала нужно освоить технику, практикуя в пиано, затем добавить фортиссимо. Фортиссимо играется больше силой плеч, нежели рук. Это сильное, внезапное ускорение во время движения пальца к клавише. Не нужно высоко поднимать руку над клавишами; ключ к успеху – ускорение во время попадания пальца по клавише.   Для исполнения фортиссимо очень важно расслабление, так как любое напряжение будет выкачивать из вас столь необходимую энергию.

если задали сочинить музыкуИз письма: «Дочка переходит в третий класс музыкальной школы: на лето по сольфеджио нам задали сочинять музыку. Не могли бы вы подсказать, как нам ей помочь?».

Ну что ж, попробуем что-нибудь подсказать! Пугаться такого задания не нужно – нужно выполнить его просто и корректно. Сочинить лучше всего или песенку, или маленькую пьесу для того инструмента, на котором играем.

Сочиняем песенку на слова детского стихотворения

Проще всего сочинить песенку. Для неё мы или сами сочиняем слова (небольшой стишок на 4 или на 8 строчек), или берём любое готовое детское стихотворение, потешку и т.д. Например, всем известное «Мишка косолапый по лесу идёт…».

Стихотворение делим на фразы, прям как оно идёт по строчкам или по половинке строчки. Одна фраза или строчка стихотворения равна одной музыкальной фразе. Например:

Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.

Теперь всё это оформляем музыкально. Выбираем любую мажорную тональность, если содержание песенки весёлое и светлое (например, до мажор или ре мажор), или какую-нибудь минорную тональность, если стихотворение грустное (например, ре минор, ми минор). Ставим ключевые знаки, дальше выбираем размер (2/4, 3/4 или 4/4). Сразу можно наметить такты – по четыре такта на одной нотной строчке. А ещё, исходя из характера текста, можно также сразу придумать темп – медленная это будет песенка или быстрая, бодрая.

И когда мы определились с такими простыми вещами, как лад, тональность, темп и размер, можно непосредственно переходить к придумыванию мелодии. И здесь нужно учитывать два основных момента – ритм мелодии и то, из каких по высоте звуков будет составлена мелодия.

Варианты мелодического развития

Сейчас мы покажем несколько примеров того, как может развиваться мелодическая линия в вашей песенке:

варианты мелодического развития

  • повторение одного и того же звука или даже музыкальной фразы;
  • движение вверх по ступеням гаммы;
  • движение вниз по ступеням гаммы;
  • движение вверх или вниз через одну ступеньку;
  • различные виды опеваний одной нотки соседними нотками;
  • скачки на любые интервалы (не зря же вы их проходили?).

Не обязательно придерживаться на протяжении всей песенки лишь одного приёма мелодического развития, нужно эти приёмы чередовать, комбинировать, смешивать между собой.

А ещё нужно проследить за тем, чтобы мелодическое движение по своему направлению не было однородным (то есть только вниз или только вверх). Проще говоря, если в одном такте мы мелодия двигалась вверх (поступенно или скачком), то в следующем такте мы должны или удержать достигнутую высоту повторением на одной ноте, или пойти вниз или заполнить образовавшийся скачок.

Какой нотой начать и закончить песню?

В принципе начать можно с любой ноты, особенно если ваша музыка начинается с затакта (помните, что это такое?). Главное чтобы первая нота принадлежала той тональности, которую вы изначально выбрали. И ещё, если первая нота не является одной из устойчивых ступеней (I-III-V), тогда нужно как можно скорее после неё поставить ноту, которая бы относилась к устойчивым. Мы ведь должны сразу показать, в какой тональности находимся.

Ну и, конечно же, закончить песню мы должны на тонике – на первой, самой устойчивой, ступени нашей тональности – не забывайте об этом.

Варианты ритмического развития

Здесь, чтобы всё получилось, как надо, просто внимательно прорабатываем наш текст: ставим ударения в каждом слове. Что это нам даст? Мы узнаем, какие слоги ударные, а какие безударные. Соответственно, мы должны стараться сочинять музыку так, чтобы ударные слоги приходились на сильные доли, а безударные – на слабые.

Кстати, если вы разбираетесь в стихотворных размерах, то без труда поймёте и логику музыкального ритма – иногда стихотворный размер может буквально совпадать с музыкальным именно по чередованию ударных и безударных слогов (долей).

Итак, вот несколько вариантов ритмического рисунка для мелодии сочиняемой вами песенки (также как и мелодические приёмы их нужно комбинировать):

  • равномерное движение одних и тех же длительностей по одной на каждый слог текста;
  • распевы – по две или три ноты на один слог текста (распеваются чаще концы фраз, иногда также и начала фраз);
  • более протяжённые длительности на ударных слогах и мелкие длительности на безударных слогах;
  • затакт, когда стихотворение начинается с безударного слога;
  • ритмическое растягивание фраз к концу (замедление движения в конце фраз);
  • использование по необходимости пунктирного ритма, триолей или синкоп.

Какой результат может получиться?

Ну, конечно же, никто не ждёт от ученика начальных классов музыкальной школы каких-то шедевров – всё должно быть довольно просто, но со вкусом. Тем более, что это ваш самый первый композиторский опыт. Пусть это будет совсем маленькая песенка – на 8-16 тактов (2-4 нотные строчки). Вот, например, что-то наподобие такого:

песенка мишка косолапый

Мелодию, которую вы сочинили, нужно красиво переписать на отдельный листочек. Желательно к своему сочинению подобрать, нарисовать или приклеить какие-нибудь красивые тематические картинки. Того же мишку косолапого с шишками. Всё! Лучшего и не надо! Пятёрка по сольфеджио вам обеспечена. Ну а если непременно хочется достичь уровня «высшего пилотажа», тогда к своей песенке нужно подобрать простой аккомпанемент на фортепиано, аккордеоне, гитаре или на другом инструменте.

Какую ещё музыку можно сочинить?

Да, не обязательно сочинять песенку. Можно написать и инструментальную пьесу. Как это сделать? В любом случае всё начинается с задумки, с идеи, с выбора темы, придумывания названия, а не наоборот – сначала сочинили, а потом думаем, как эту ерунду назвать.

Тема может быть связана, например, с природой, животными, сказками, книгами, которые вы прочитали, игрушками и т.д. Названия могут быть, к примеру, такими: «Дождик», «Солнечный свет», «Мишка и птичка», «Ручеёк бежит», «Птички поют», «Добрая Фея», «Храбрый солдат», «Смелый рыцарь», «Жужжание пчёл», «Страшная сказка» и т.д.

Здесь вам придётся подойти к решению поставленных задач творчески. Если в вашей пьесе есть персонаж, то вы должны определиться с тем, как вы его собираетесь представить – кто он? как выглядит? что делает? что и кому говорит? какой у него голос, характер? какие повадки? Ответы на эти и другие вопросы, которые вы сами себе зададите, нужно воплотить в музыке!

Если ваша пьеса посвящена какому-нибудь явлению природы, то в вашем распоряжении – средства музыкальной живописи, изобразительности: это и регистры (высоко и звонко или низко и гулко?), и характер движения (размеренно, как дождик, или бурно, как поток ручья, или завораживающе и медленно, как восход солнца?), и динамика (тихие трели соловья или оглушающий грохот грозы?), и гармонические краски (нежные пасторальные консонансы или острые, жёсткие и неожиданные диссонансы?) и т.д.

В сочинении инструментальной музыки возможен и другой подход. Это когда вы обращаетесь не к каким-то конкретным образам, а к довольно известным жанрам танца. Например, вы можете написать «Маленький вальс», «Марш» или «Детскую польку». Выбирайте, что хотите! В этом случае вам нужно будет учитывать особенности выбранного жанра (их можно посмотреть в энциклопедии).

Точно так же, как и в случае с песней, при сочинении инструментальной музыки большим плюсом для вас может стать предоставленный рисунок в тему вашей музыки. На этом нам пора заканчивать. Желаем вам творческих успехов!

Читайте также – Если задали на дом составить кроссворд по музыке

Автор – (админ)

Общие моменты

  1. Основные тона в линии баса — примарный (основной тон аккорда), терцовый и септовый. 
  2. Проходящие тона берутся между основными. Заполнения бывают диатоническими или хроматическими.
    • Диатонические заполнения делаются на основе ладов функций в тональности . Либо на основе пентатонических ладов.
    • Хроматические ходы. 

Используются на слабое время для связывания соседних нот либо на слабую долю перед тоникой следующего аккорда.

  1. Скачки в басовой линии (интервалы мелодии больше кварты) компенсируют, беря последующую после скачка ноту в противоположную от скачка сторону. Если нота “скакала” вверх, следующая за ней пойдет вниз.
  2. При смене аккорда бас подчеркивает гармонию. Часто берется примарный тон.

Построения связной мелодии

Построения ритмически и мелодически связной мелодии можно добиться используя техники эхо и вопрос-ответ, вопрос-ответ-вывод:

  1. Эхо — предложенная в первых тактах тема полностью повторяется в последующих (ритмически и гармонически, либо только ритмически).

Часто используется эхо, при котором ритм в последующих фразах сохраняется полностью, а мелодия секвенцируется в соответствии с изменениями аккорда. Так если в первом паттерне мелодия игралась на примарном и терцовом тонах, то в последующем она будет играться на примарном и терцовом тонах следующего аккорда.

  1. Вопрос-ответ — это техника, при которой последующий паттерн “переосмысливает” предыдущий (возможно и ритмически и мелодически). Интонационно это напоминает ответ в речи. Еще одно развитие этой техники — вопрос-ответ-вывод подразумевает две вариативные интонации на основе начального паттерна.

Грув

Основное понятие, на котором основана ритмическая часть басовой линии — грув (в русифицированных источниках это понятие часто заменяется словом пульсация). Грув — комбинация музыкальных паттернов, которые все члены коллектива чувствуют и играют в одном пульсе .

Ритмсекция (бас, ударные, перкуссия и т.д.) строится на основе грува и выполняет организующую ритмическую роль для всего коллектива. Остальные инструменты также находятся в груве. Они могут его повторять, подчеркивать основные акценты либо быть в диалоге с ним. 

Некоторые виды грува:

  1. Шафл (shuffle). Размер 4/4 ощущается как 12/8, поскольку на каждую долю приходится три ноты триольной пульсации. 

  1. Свинг (swing). В основе свинга также лежит триольная пульсация, но не прямая, а пунктирная. 

Басовая линия в свинге обычно записывается ровными восьмыми с указанием пульсации в начале нотного стана.

  1. Блюзовый грув. В основании свинговая пульсация положенная на 12-тактовую структуру блюза. Мелодически линия обогащается проходящими нотами из блюзовой пентатоники.

Пример проходящей блюзовой ноты

  1. Фанк (Funk). Грув, основанный на шестнадцатых нотах. Родился из Нью-Орлеанской уличной музыки, играющейся с маршевыми барабанами.

В фанке в линии баса на сильную долю часто берется примарный тон. Септовый тон часто появляется в линии.

  1. Латина. Основная пульсация — клаве (clave). Различают два вида этой пульсации.

  • Ча-ча-ча

  • Румба. Кубинский танцевальный стиль. Обычно в миноре.

  • Сальса. Основа латинской джазовой музыки.

  • Самба — корни самбы в бразильской карнавальной музыке.

  • Боссанова (Bossa nova). Повторяющийся двухтактовый ритмический рисунок. В основе — ровный пульс восьмыми. 

Басовая линия часто, но не всегда подчеркивает ритмические акценты двухтактового рисунка. В линии используются большие скачки как имитация самбистских барабанов.

Приемы при построении линии баса

  1. Октавный скачок в басовой линии

  1. Синкопы — ритмическое смещение акцента с сильной доли на слабую (несовпадение ритмического акцента с метрическим).

  1. Триольные фигуры. Часто используются для внесения ритмического разнообразия в линию баса.

  1. Шагающий бас (walking bass). Басовая линия идущая по четвертным нотам в произведении со свинговой пульсацией, при этом бас сохраняет свинговое ощущение. Шагающий бас связывает руты (примарные тона) аккордов в гармонии. Движение мелодии в басу при этом плавное. 

  1. Полиметр. Одновременное звучание нескольких метрических размеров. Например, наложение размеров 2/4 на ¾ и ¾ на 4/4.

Пришло из африканской народной музыки.

Частный случай полиметра — мелодические смещения. Во время которых мелодические акценты мелодии смещаются относительно основного метра произведения. 



Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать нормальные буквы
  • Как написать нормальное уравнение прямой
  • Как написать нормальное уравнение плоскости
  • Как написать нормально на английском языке
  • Как написать норкину на место встречи

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии