Синтезатор
Ноты для синтезатора
Содержание
- Особенности
- Звуковысотность
- Длительность
- Громкость
- Такт
- Как правильно читать
Нотную грамоту можно справедливо назвать своеобразным языком, которым владеют все музыканты. Этот язык может быть непонятен человеку, в чьей жизни музыка не является профессией или серьёзным увлечением. Поэтому, если вы всерьёз решили получить навыки игры на каком-либо инструменте, прежде всего вам придётся ознакомиться с нотами.
Ноты необходимо изучить даже для овладения синтезатором, поскольку его функционирование схоже с работой пианино или фортепиано, где без соответствующих знаний создать и записать на бумаге красивую мелодию просто не получится.
Рассмотрим подробнее особенности освоения нот для синтезатора, а также ознакомимся с правилами их чтения и воспроизведения.
Особенности
Изучение нот для синтезатора – процесс довольно трудоёмкий, требующий немалых временных вложений, а также внимательности и усидчивости. Для того чтобы новичку было проще освоить ноты, а также научиться играть, профессионалы рекомендуют придерживаться некоторых советов, основанных на особенностях процесса.
- Прежде чем приступить к изучению нот, необходимо обзавестись индивидуальным инструментам, поскольку все теоретические занятия необходимо отрабатывать на практике. Также ноты легче будет понимать и запоминать, если вы сможете их слышать и самостоятельно воспроизводить.
- Удобнее и продуктивнее всего проводить занятия в каком-нибудь тихом месте, чтобы вам не мешали посторонние звуки, способные нарушить процесс. Начинать учить ноты необходимо с базовыми настройками синтезатора и лишь после освоения техник игры и использования инструмента можно изменять параметры и подстраивать их под себя.
- Использование любимых песен при изучении нот значительно упростит процесс, поскольку знакомую мелодию можно распознать даже на интуитивном уровне, благодаря чему запоминание происходит гораздо быстрее.
- Не стоит заставлять себя изучать ноты, поскольку это только усложнит процесс. Желание овладеть навыками игры на синтезаторе должно быть искренним.
- Для самостоятельного изучения можно воспользоваться различными приложениями и гаджетами. Например, программа-самоучитель может помочь не только грамотной подачей основной информации, но и дополнительными подсказками.
- Также существует множество интернет-ресурсов, где вы сможете найти определённые мелодии с нотами. Некоторые из них позволяют воспроизводить музыку, одновременно читая ноты.
- Чтобы было проще выучить ноты, необходимо поработать над их распознаванием. Для этого следует уделить внимание тренировке слуха.
- Существует разделение нот на западные и обычные. Профессионалы рекомендуют выучить и те и другие, поскольку полученные знания могут пригодиться в процессе игры на инструменте.
- Не стоит загонять себя в рамки и ставить недостижимые цели – достойный результат вы сможете оценить спустя лишь некоторое время и определённое количество регулярных занятий.
Звуковысотность
Звуковысотность, именуемую также высотой звука, определяют при помощи особой системы расположения нот, которая называется звуковым рядом (звукорядом). Этот ряд представляет собой чередование звуков друг за другом в определённом порядке: от низких к более высоким, и наоборот. Каждый звукоряд состоит из нескольких частей – октав, которые, в свою очередь, включают в себя полный набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Определить расположение октав довольно просто, стоит лишь визуально поделить клавиатуру синтезатора на несколько частей. Центральную часть клавиш занимает первая октава, следом за ней сразу идут вторая, третья и четвёртая – их очень легко определить и отличить друг от друга. Слева, рядом с первой, располагается малая октава, за ней сразу идут большая и контроктава. А первые две белые клавиши, расположенные слева, представляют собой сочетание нот ЛЯ и СИ, которое называется субконтроктавой.
При изучении нот можно заметить, что одни из них имеют закрашенные головки, а другие – пустые. Также некоторые имеют дорисованные штили – небольшие извилистые «хвостики», которые ещё называют флажками.
Штили могут быть направлены как вверх, так и вниз, от этого же будет зависеть их расположение, поэтому при написании нот необходимо придерживаться основного правила: первые 3 линейки всегда обозначаются с верхней направленностью, а все последующие – с нижней.
Для того чтобы записать и в последующем с лёгкостью читать ноты, необходимо использовать специальную тетрадь с нотным станом (нотоносцем). В некоторых случаях можно воспользоваться цифровым вариантом. Нотный стан представляет собой специальную разлиновку, состоящую из пяти параллельно расположенных и пронумерованных снизу вверх линий. Эти линии используются для записи нот, а при их нехватке может быть задействовано пространство над и под ними.
Из расположения нот на линиях можно определить высоту звучания – самый высокий звук обозначается на верхней линейке.
Однако стоит учитывать, что при отсутствии музыкального ключа на нотном стане невозможно с точностью определить высоту звука – расположение ноты даёт лишь условное обозначение.
Музыкальный ключ является своего рода начальной точкой, от которой ведётся отсчёт расположения нот с той или иной высотой. При наличии ключа и хотя бы одной основной ноты можно с лёгкостью определить расположение всех остальных звуковых обозначений. Также музыкальные ключи используются для компактного оформления нотных станов, поскольку даже при создании одной мелодии их можно использовать несколько раз.
Также при рассмотрении звуковысотности нельзя не упомянуть производные ступени, которые могут образовываться при повышении и понижении звучания на полутонах – чёрных небольших клавишах, расположенных между основными белыми. Можно определить 2 вида производных ступеней:
- диез – обозначение повышения звучания на полутон;
- бемоль – обозначение понижения звучания на полутон.
Кроме того, необходимо отметить, что такие изменения ступеней называются альтерациями и имеют несколько обозначений: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.
Исходя из некоторых названий, можно определить, что повышение и понижение звучания происходит на два полутона, что касается бекара – так обозначается отмена изменений ступеней и воспроизведение чистой ноты.
Длительность
При обучении нельзя обойти стороной и такое понятие, как длительность нот. Этот термин причисляют к сфере изучения ритма и музыкального времени.
Некоторые профессионалы сравнивают музыкальное время с сердцебиением, отмечая его размеренность и особый такт.
Как правило, одна доля музыкального времени ассоциативно соединяется с четвёртой нотой. Также стоит отметить, что к длительности относится не только время звучания музыки, но и промежуточные паузы, возникающие между нотами.
Музыкальные длительности подразделяются на несколько видов.
- Чётная музыкальная длительность – возможно образование при разделении мелодии на 2 части или на любое количество частей, численность которых равна 2. Основой деления может быть нота, состоящая из 4-х долей, то есть её звучание раскладывается на 4 счёта. При этом все ноты со штилями 8 или 16 счёта должны быть объединены под одно ребро.
- Нечётная музыкальная длительность – образование происходит при делении мелодии на любое количество долей, кратное 3. При таком разделении возможно образование триолей и квинтолей – звуков, состоящих из трёх и пяти нот.
Существует несколько способов сделать ноты и паузы в мелодии более длительными, рассмотрим подробнее каждый из них.
- Создание пунктирного ритма (в письменном варианте нота обозначается с точкой) – звучание увеличивается наполовину и становится более протяжённым. То есть такая нота, к примеру, будет иметь звучание не на 2 доли, а на 3. Существуют варианты пунктирного ритма, где ноты имеют 2 точки – в таком случае длительность звучания будет увеличена на 3/4 части.
- Фермата – представляет собой обозначение в виде дуги с точкой внутри. При применении ферматы нота, выделенная соответствующим знаком, должна быть задержана на мгновение, которое определяется самим исполнителем. Некоторые музыканты условно считают, что фермата также удлиняет звучание наполовину, но в отличие от ритма она является лишь дополнением ноты, а не её основной частью.
- Объединяющая лига – так обозначаются связанные между собой ноты (их может быть 2 и более), находящиеся на определённой высоте и идущие по порядку друг за другом. Необходимо знать, что под одной лигой ноты не могут повторяться, они лишь образуют собой одну длительность, в которую также не могут быть включены паузы.
Говоря о длительности нот, нельзя не отметить темп. Темпом обозначается скорость движения, иначе говоря, скорость воспроизведения мелодии. Существует классификация темпов, где каждый из них имеет своё обозначение. Рассмотрим каждый в отдельности
Медленные темпы:
- Grave – мелодия звучит тяжело, очень медленно, обычно отражает важность момента в произведении;
- Largo – мелодия также звучит очень медленно, отличается более широким звучанием;
- Adagio – медленное, размеренное и спокойное звучание;
- Lento – мелодия звучит очень тихо и медленно.
Умеренные темпы:
- Andante – мелодия звучит спокойно, напоминает темп шага;
- Moderato – умеренное звучание спокойной мелодии.
Быстрые темпы:
- Allegro – быстрая, весёлая мелодия;
- Vivo, Vivace – мелодия также звучит довольно быстро и оживлённо;
- Presto – быстрое звучание, в некоторых моментах отличается резкостью.
Громкость
При игре на синтезаторе громкости нот уделяется не столь большое значение, поскольку современные устройства позволяют регулировать звук, что может привести к некому искажению восприятия. Но для изучения нот рассмотрение их громкости является обязательным процессом.
При изучении нотного стана можно заметить в промежутках обозначение громкости, благодаря чему исполнитель может определить, в каком отрезке мелодия должна усиливаться, а в каком, наоборот, её нужно воспроизвести более плавно и тихо.
Рассмотрим подробнее обозначения громкости и их интерпретацию:
- f (forte) — мелодия воспроизводится громко;
- p (piano) — мелодия воспроизводится тихо;
- mf (mezzo-forte) — мелодия имеет умеренно громкое звучание;
- mp (mezzo-piano) — мелодия имеет умеренно тихое звучание;
- ff (fortissimo) — воспроизведение мелодии является очень громким;
- pp (pianissimo) — мелодия воспроизводится очень тихо, едва заметно.
Также существуют отдельные обозначения для постепенной смены степени громкости:
- crescendo – так обозначается постепенное возрастание громкости;
- diminuendo – этим термином обозначено постепенное уменьшение громкости.
В нотах для обозначения увеличения или спада громкости используются символы, а не слова (< означает увеличение громкости, а >, соответственно, её спад).
Такт
Неотъемлемой составляющей при изучении нот для синтезатора также является такт, который представляет собой довольно крупную единицу звучания. Тактом называют определённый промежуток мелодии, берущий начало от одной сильной доли и заканчивающийся с другой. При заполнении нотного стана такты обозначаются вертикальной линией.
Число долей в такте, а также длительность звучания каждой из них обозначаются при помощи чисел, которые фиксируются в начале произведения одно над другим, после других ключевых обозначений.
Стоит отметить, что количество долей в такте называется также тактовым размером.
Рассмотрим более подробно особенности его определения.
- Как уже ранее было сказано, тактовый размер обозначается при помощи дробного числа. Например, значение 3/4 будет говорить о том, что каждый такт состоит из 3-х долей, а четвёртая часть представляет собой такт, состоящий из одной доли.
- Тактовый размер также определяет счёт, на который раскладываются определённые отрезки мелодии (1 – 2 – 3 или 1 – 2 – 3 – 4).
- Стандартный тактовый размер обозначается латинской буквой C и состоит из четырёх долей.
Как правильно читать
Изучив все основные составляющие нотной грамоты, запомнив все обозначения и их интерпретацию, вы сможете с лёгкостью прочесть любые ноты и впоследствии воспроизвести их на музыкальном инструменте. Главное, придерживаться последовательности, в которой происходит чтение нотного стана.
- Основным звукорядом является до мажорный, поэтому чтение необходимо начать с него. Существуют и другие звукоряды, но все они происходят именно от до мажорного, поэтому без его прочтения невозможна работа с другими вариантами материалов.
- Первым делом необходимо определить начальную ноту звукового ряда, а также обратить внимание на её расположение. В зависимости от расположения первой ноты мы можем определить, есть ли необходимость в добавлении дополнительных линий, а также их размер.
- Ноты, расположенные на белых клавишах синтезатора, образуют тот самый до мажорный ряд. Необходимо учитывать, что этот ряд состоит всего из 8 нот.
- На следующем этапе очень важно ознакомиться со звучанием всех нот, поэтому следует воспроизвести их по порядку сразу после прочтения. Также вы можете тренировать свой слух, воспроизводя ноты хаотично и отгадывая их.
- Для того чтобы результат занятия был закреплён, рекомендуется пропевать ноты с листа, меняя и подстраивая интонацию под особенности звучания мелодии.
В некоторых случаях для удобства изучения читать ноты можно по номерам, в особенности это относится к песенным мелодиям.
Стоит отметить, что цифровое обозначение может быть использовано даже при незнании нот, что значительно упрощает задачу, но в то же время делает процесс менее понятным.
Цифрами обозначаются ноты в порядке возрастания, а нумерация клавиатуры производится в соответствии с делением клавиш на октавы. Необходимо учесть, что все остальные знаки также присутствуют в обозначении, и их необходимо учитывать во время игры.
В целом процесс изучения нот для синтезатора не так сложен, как может показаться, главное, запастись терпением и регулярно повторять теоретический материал, подкрепляя знания тренировками.
Как читать ноты и разбираться в нотной грамоте для синтезатора, вы узнаете в следующем видео.
Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.
Звуковысотность
Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.
Длительности нот
Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:
Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
Громкость
На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:
Тембр
Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).
На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.
Вверх
В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно – о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.
Ноты, длительности и их обозначения
Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо – устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков – нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.
К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.
Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан – пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.
Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.
Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности – тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.
Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота – это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:
1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.
Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.
Ключи
Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.
Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль – его “завитушка” своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.
Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов – альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.
Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы – басовый ключ, клавишники – скрипичный и басовый ключ.
Знаки альтерации
Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация – понижение или повышение основной ступени – обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.
Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.
Дополнительные знаки, увеличивающие длительность
Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.
Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.
Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке – у головы ноты.
Лига – выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.
Фермата – это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.
Паузы
Перерывы в звучании нот называются паузами.
В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот – каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.
Updated 2 years ago
This translation is outdated, see the English version for a reference: Note input
MuseScore позволяет вам вводить ноты с помощью любого из четырех устройств ввода: клавиатуры компьютера, мыши, MIDI-клавиатуры или клавиатуры виртуального пианино. Режим ввода по умолчанию это Пошаговый ввод, в котором ноты или паузы вводятся по одной в каждый момент времени. Однако, также доступны другие режимы ввода .
После выхода из Мастера новой партитуры, ваша новая партитура будет состоять из последовательности тактов, заполненных целыми паузами:
По мере ввода нот в такт, целые паузы заменяются соответствующими по длительности для того, чтобы заполнить остаток такта:
Ноты разной длительности, начинающиеся в одной доле, вводятся с помощью голосов:
Основные способы ввода нот
Эта секция знакомит вас с основами ввода нот и пауз в режиме Пошаговый ввод с помощью клавиатуры компьютера. Рекомендуется, чтобы вы проработали урок «Getting Started: An introduction to note entry in MuseScore». Он доступен из Быстрого старта.
Шаг 1. Выбор начальной позиции
Выберите начальную позицию для ноты, щелкнув по ноте или выбрав такт с помощью мыши. Если вы не выберете начальную точку, то курсор автоматически установится на начало партитуры, когда вы войдете в режим Ввод нот («Шаг 2» ниже).
Шаг 2. Вход в режим ввода нот
Чтобы войти в режим Ввод нот , воспользуйтесь одним из следующих способов:
- Щелкните по иконке «N» (первая кнопка панели инструментов Ввод нот ).
- Нажмите N на клавиатуре компьютера.
Из режима Ввод нот можно выйти одним из следующих способов:
- Нажмите N.
- Нажмите Esc.
- Щелкните по кнопке «N» панели инструментов.
Шаг 3. Выбор длительности
Когда вы находитесь в режиме Ввод нот , выберите длительность ноты одним из способов:
- Щелкните по соответствующей иконке ноты на Панели инструментов ввода нот (находится прямо над окном документа):
- Нажмите соответствующее нужной длительности сочетание клавиш на клавиатуре (см. ниже).
Шаг 4. Ввод нот или пауз
- Чтобы ввести ноту высотой от Ля до Соль (A–G), просто нажмите соответствующую букву на клавиатуре компьютера (используется английская система обозначения, без H).
- Чтобы ввести паузу, нажмите 0 (ноль).
Этот способ ввода также работает, если вы даже не входили в режим ввода нот, но у вас выбрана нота или пауза, или же это только что созданная партитура (в этом случае режим ввода нот установлен по умолчанию).
Выбор длительность ноты или паузы
Следующие сочетания клавиш используются чтобы выбрать длительность ноты или паузы в режиме Ввод нот:
- 1/64-я (шестьдесят четвертая): 1
- 1/32-я (тридцать вторая): 2
- 1/16-я (шестнадцатая): 3
- 1/8-я (восьмая): 4
- 1/4-я (четвертная): 5
- 1/2 (половинная): 6
- 1/1 (целая): 7
- 2/1 (бревис): 8
- 4/1 (лонга): 9
- точка: . (превращает выбранную ноту (паузу) в ноту с точкой)
См. также: мультиоли.
Дополнительные длительности
- Двойные, тройные и четверные точки: устанавливаются с панели инструментов ввода нот в расширенной рабочей среде или через настраиваемое сочетание клавиш.
- 128-я нота (сто двадцать восьмая): то же самое.
- 256-я, 512-я или 1024-я длительности: сперва введите 128-ю ноту (или большей длительности), затем поделите ее пополам столько раз, сколько нужно, с помощью сочетания клавиш Q.
Устройства ввода
Партитура может вводиться с помощью:
- Кавиатуры компьютера.
- Мыши.
- MIDI-клавиатуры.
- Клавиатуры виртуального пианино.
- Любой комбинацией вышеперечисленного.
Клавиатура компьютера
Этот раздел дополняет раздел «Основные способы ввода нот» (см. выше) и знакомит вас с полным спектром команд, доступных для ввода нот и пауз с клавиатуры компьютера.
Ввод нот и пауз
Вы можете вводить ноту набором соответствующей буквы на клавиатуре. Так, после входа в режим Ввод нот, введите: 5 C D E F G A B C.
Примечание: Когда вы вводите ноту с помощью клавиатуры, MuseScore помещает ее непосредственно сразу за предыдущей введенной нотой.
Чтобы ввести паузу, нажмите «0» (ноль). Например, после входа в режим Ввод нот, наберите: 5 C D 0 E.
Примечание: Длительность, выбранная на панели инструментов, применяется и к нотам, и к паузам.
Если вы хотите ввести ноту с точкой, нажмите . (точка) после выбора длительности.
Например, после входа в режим Ввод нот, наберите: 5 . C 4 D E F G A.
Если вы хотите ввести особый вид ритмического деления (например, триоль): см. Мультиоли.
Если вы хотите писать музыку с двумя и более одновременными мелодическими линиями на одном нотном стане, см. Голоса.
Перемещение нот вверх/вниз
Чтобы поднять или опустить ноту на один полутон:
- Нажмите стрелку ↑ или ↓.
Чтобы поднять или опустить ноту диатонически:
- Нажмите Alt+Shift+↑ или Alt+Shift+↓.
Чтобы поднять или опустить ноту на октаву:
- Нажмите Ctrl+↑ (Mac: Cmd+↑) или Ctrl+↓ (Mac: Cmd+↓).
Добавление знаков альтерации
Когда нота поднимается или опускается с помощью стрелки (см. выше), любые требуемые знаки альтерации устанавливаются программой автоматически. Знаки альтерации также могут быть добавлены вручную — см. Знаки альтерации.
Аккорды
Если вы хотите добавить ноту аккорда выше ранее введенной:
- Нажмите и удерживайте Shift, затем введите любую ноту от A до G.
Так, набрав C, D, Shift+F, Shift+A, E, F в результате вы получите:
Чтобы добавить ноту с определенным интервалом выше или ниже одной или более нот:
- Убедитесь, что одна или более нот аккорда выбраны;
- Воспользуйтесь одним из способов:
- В пункте меню Добавить→Интервалы выберите нужный интервал из списка;
- Нажмите Alt+1-9 для интервалов выше (интервалы ниже также могут быть доступны, если вы установите соответствующие горячие клавиши в Настройках).
Примечание: Чтобы создать аккорды с различной длительностью составляющих их нот, вам надо использовать более одного голоса.
Вставка нот
Обычно, когда вы вводите музыку в MuseScore, любые существующие ноты или паузы замещаются. Но есть несколько способов вставки нот:
- Вставка дополнительных тактов в партитуру.
- Вырезать и вставить секцию партитуры на нужное количество тактов позади исходного расположения этой секции, а затем ввести ноты в образовавшееся пространство.
- Чтобы вставить ноту, нажмите Ctrl + Shift (Mac: Cmd + Shift) + буква ноты (A — G). Это вставит ноту выбранной длительности и сдвинет вслед идущие ноты правее в том же такте. Если длительность такта превысит установленный тактовый размер, над тактом отобразится синий плюс, как это показано в Режим вставки.
Удаление нот
Чтобы удалить одну ноту:
- Выберите ноту и нажмите Delete.
Чтобы удалить аккорд:
- Нажмите Esc чтобы убедиться, что вы в обычном режиме.
- Нажмите Shift и щелкните по ноте, чтобы выбрать весь аккорд.
- Нажмите Delete.
Команда удаления также может быть применена к выбранному диапазону нот/аккордов.
Сочетания клавиш
Список сочетаний клавиш, доступных в режиме ввода нот:
- ↑ (Вверх): Увеличить высоту ноты на полутон (используется ♯).
- ↓ (Вниз): Уменьшить высоту ноты на полутон (используется ♭).
- Alt+1-9: Добавить интервал (от примы до ноны) выше текущей ноты.
- J: Изменить ноту вверх или вниз на ее энгармонический эквивалент (например, D♯ to E♭). Это действие также изменит обозначение как в концертном строе, так и в режиме транспонирования. См. Знаки альтерации.
- Ctrl+J (Mac Cmd+J): Изменить ноту вверх или вниз на ее энгармонический эквивалент. Это действие изменяет обозначение только в текущем режиме. См. Знаки альтерации
- Alt+Shift+↑: Увеличить высоту ноты, используя ключевые знаки альтерации
- Alt+Shift+↓: Уменьшить высоту ноты, используя ключевые знаки альтерации
- R: Повторить последнюю введенную ноту
- Q: Наполовину уменьшить длительность последней введенной ноты
- W: Удвоить длительность последней введенной ноты
- Shift+Q: Уменьшить длительность на точку (например, четвертная с точкой станет четвертной, а четвертная станет восьмой с точкой).
- Shift+W: Увеличить длительность на точку (например, восьмая нота станет восьмой нотой с точкой, а вот восьмая нота с точкой станет четвертной нотой, а не восьмой с двумя точками).
- Backspace: Отменить последний ввод ноты
- Shift+←: Поменять местами последнюю введенную ноту с нотой перед ней (повторить, чтобы продолжить передвигать ноту на более ранние доли такта)
- Shift+→: Поменять местами ноту, сдвинутую с помощью Shift+←, со следующей за ней нотой
- X: Поменять направление штиля ноты (может быть сброшено в Авто в Инспекторе, в свойстве «Направление штиля»)
- Shift+X: Сдвинуть головку ноты на противоположный конец штиля (может быть сброшено в Авто в Инспекторе, в свойстве «Направление штиля»)
- Ctrl+Alt+1-4: Переключиться на соответствующий голос)
Мышь
Вводить ноты мышью легко, но это не самый быстрый способ для ввода множества нот.
- Щелкните по кнопке с символом желаемой длительности ноты на Панели инструментов ввода нот.
- Щелкните по нотоносцу, чтобы добавить ноту выбранной длительности.
- Чтобы добавить дополнительные ноты в существующий аккорд, просто повторите шаг 2.
- Чтобы заменить существующий аккорд (вместо добавления ноты к нему), нажмите Shift перед щелчком.
- Чтобы добавить паузу, щелкните правой кнопкой мыши.
Примечание: Если, находясь в режиме ввода нот, вы наведете курсор на нотоносец, то будет показан предпросмотр ноты или паузы, которая будет добавлена.
MIDI-клавиатура
Вы также можете добавлять ноты с помощью MIDI-клавиатуры.
- Подключите MIDI-клавиатуру к компьютеру и включите ее
- Запустите MuseScore (это нужно делать после включения клавиатуры)
- Создание новой партитуры
- Щелкните по паузе в первом такте, чтобы указать точку, с которой начнется ввод нот
- Нажмите N для входа в
режим ввода нот
- Выберите длительность нот, например, 5 для четвертных, как описано выше
- Нажмите нужную клавишу на MIDI-клавиатуре.
Нота будет добавлена в партитуру.
Примечание: Способ ввода по умолчанию, Пошаговый ввод, дает вводить вам по одной ноте за раз. Но доступны и другие режимы ввода нот: см. Режимы ввода нот.
Если к вашему компьютеру подключено несколько MIDI-устройств, вы можете указать MuseScore, какое из них является MIDI-клавиатурой:
- В меню выберите Правка→Настройки (Mac: MuseScore→Preferences…).
- Перейдите на вкладку Ввод/Вывод и выберите ваше устройство в секции «MIDI input».
- Нажмите OK чтобы закрыть окно. Для принятия изменений вам надо будет перезапустить MuseScore.
Клавиатура виртуального пианино
Вы также можете вводить ноты, используя виртуальную экранную клавиатуру пианино.
- Чтобы включить или выключить виртуальную клавиатуру: Нажмите P (или выберите select Вид→Фортепианная клавиатура).
- Чтобы изменить размер клавиатуры: Поместите курсор над клавишами клавиатуры, нажмите Ctrl (Mac: Cmd) и покрутите колесико мыши вверх (увеличить) или вниз (уменьшить).
Метод ввода нот такой же, как и для MIDI-клавиатуры:
- Убедитесь, что вы в режиме ввода нот.
- Чтобы ввести:
- Одну ноту: Щелкните по соответствующей клавише виртуального пианино.
- Аккорд: Выберите ноту, к которой вы хотите добавить другие, нажмите и придержите Shift, затем щелкните по клавише клавиатуры (до версии 2.1, используйте Ctrl (Mac: Cmd)). Повторите столько раз, сколько нужно.
Режимы ввода нот
MuseScore предлагает несколько режимов ввода нот в дополнение к пошаговому вводу. Все они доступны по нажатию на кнопку с маленькой стрелкой рядом с кнопкой «N» на панели инструментов ввода нот:
- Пошаговый ввод (по умолчанию): Способ ввода нот по умолчанию. См. Основные способы ввода нот (выше).
- Пересчёт высоты: Изменяет высоту нот без изменения ритма.
- Ритм: Ввод длительностей простым щелчком мыши или нажатием клавиш клавиатуры.
- В реальном времени (автоматически): исполняйте пьесу в фиксированном темпе, обозначенном ударами метронома.
- В реальном времени (вручную): исполняйте пьесу, устанавливая темп нажатием клавиши или педали.
- Вставить: (называлось «Timewise» до версии 3.0.2) вставка и удаление нот и пауз в тактах, с автоматическим сдвигом последующей музыки вперед или назад.
Окраска нот вне диапазона инструмента
В зависимости от мастерства исполнителя, некоторые ноты считаются выходящими за пределы диапазона конкретного инструмента. В целях информирования, MuseScore может окрашивать ноты в красный цвет, если они лежат вне диапазона «профессионального» музыканта, и в оливково-зеленый/темно-желтый вне диапазона «начинающего любителя.» Цвета отображаются на экране компьютера, но не при распечатке.
Чтобы включить или выключить окрашивание нот и установить диапазоны «профессионала» и «любителя», см. Usable pitch range (Staff properties: all staves).
Маленькие ноты/маленькие головки нот
- Выберите ноту, которую вы хотите видеть в уменьшенном размере.
- Установите флажок «Уменьшенный размер» в Инспекторе. Он находится в секции
Нота
и используется только для уменьшения размера головки конкретной ноты; Такой же флажок в секцииАккорд
изменяет размер всего сразу — головки, штиля, вязки и флажка.
По умолчанию, уменьшенный размер составляет 70% от нормального. Вы можете изменить эту установку в Формат → Стиль…→Размеры.
Изменение уже введенных нот и пауз
Изменение длительности
Версия 3.3.3 и выше
1. Убедитесь, что вы в обычном режиме.
2. Выберите одну или несколько нот/пауз, or note-stems/hooks. Примените сочетание клавиш для нужной длительности (перечислены выше), или щелкните соответствующую кнопку длительности на панели инструментов.
До версии 3.3.3
1. Убедитесь, что вы в обычном режиме.
2. Щелкните по ноте или паузе. Примените сочетание клавиш для нужной длительности (перечислены выше), или щелкните соответствующую кнопку длительности на панели инструментов.
Примечание: Увеличение длительности заменит (удалит) ноты и паузы, которые следуют за изменяемой нотой; уменьшение длительности добавит паузы между изменяемой нотой и последующими.
Например, чтобы заменить три шестнадцатых паузы на одну восьмую с точкой:
- Щелкните по первой шестнадцатой паузе.
- Нажмите 4 чтобы превратить ее в восьмую.
- Нажмите . чтобы превратить ее в восьмую с точкой.
По мере увеличения длительности, это действие будет убирать заменяемые шестнадцатые .
Изменение высоты ноты
Чтобы изменить высоту ноты:
1.Убедитесь, что вы не находитесь в режиме ввода нот и у вас не выделено никакой ноты.
2. Выберите желаемую ноту и воспользуйтесь одним из способов::
* Мышью перетащите головку ноты вверх или вниз;
* Нажмите стрелки на клавиатуре: ↑ (вверх) or ↓ (вниз);
* Напечатайте новую букву ноты (A…G). Если нужно, то используйте Ctrl+↓ or Ctrl+↑ чтобы изменить октаву (Mac: Cmd+↓ or Cmd+↑). Это действие автоматически включит режим ввода нот.
Чтобы изменить энгармоничное написание ноты, выберите ее и используйте команду J. Более детальную информацию см. в Знаки альтерации.
Чтобы изменить высоту нот в пассаже на постоянный интервал, вы можете использовать
Транспонирование.
To change the pitches of a passage of music to a different melody, while keeping the rhythm unchanged, use Re-pitch mode.
Если ваша нотная запись содержит множество неверных знаков альтерации, вы можете попробовать использовать команду Respell Pitches (см. Accidentals: Respell pitches).
Изменение голоса
Чтобы перенести одну или несколько нот в другой голос, см. Голоса.
Изменение паузы в ноту и наоборот
Чтобы заменить ноту на паузу той же длительности:
- Убедитесь, что вы не находитесь в режиме ввода нот (нажмите Esc для выхода из него).
- Выберите паузу.
- Замените ее на желаемую ноту вводом буквенного обозначения этой ноты , A–G.
Чтобы заменить ноту на паузу той же длительности:
- Убедитесь, что вы не находитесь в режиме ввода нот (нажмите Esc для выхода из него).
- Выберите ноту.
- Нажмите 0 (ноль).
Свойства ноты
- Чтобы отрегулировать горизонтальное положение ноты или аккорда см. Смещение нот.
- Чтобы изменить свойства ноты в общем (расстояние между ними, смещение, размер, цвет, направление головки ноты, воспроизведение ее и т.д.): см. Инспектор и свойства объектов.
- Чтобы отрегулировать расположение всех нот на нотоносце: см. Layout and formatting, особенно секцию о ноты, знаки альтерации and мультиоли.
См. также
- Режимы ввода нот
- Нотация ударных
- Табулатура
- Мультиоли
- Голоса
- Shared noteheads
- Настройки
Внешние ссылки
- Как ввести аккорд
- Как ввести паузу
- How to span a stem over two staves
- How to add cue notes
- Video tutorial: MuseScore in Minutes: Lesson 3 — Note input
- Video tutorial: MuseScore in Minutes: Lesson 4 — MIDI Keyboard Input
- Video tutorial: MuseScore in Minutes: Lesson 5 — More Input Ideas
- Video: Semi-Realtime MIDI Demo Part 1: New note entry modes
Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.
Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?
Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.
В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:
- До
- Ре
- Ми
- Фа
- Соль
- Ля
- Си
Упражнение №1
Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.
Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.
- C – До
- D – Ре
- E – Ми
- F – Фа
- G – Соль
- A – Ля
- H – Си
Вот как они располагаются на клавиатуре.
Упражнение №2
Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.
Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:
Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:
- Субконтроктава;
- Контроктава;
- Большая;
- Малая;
- 1-ая;
- 2-ая;
- 3-ая;
- 4-ая;
- 5-ая.
К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.
Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.
Основы записи: из чего состоит музыкальный текст
Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.
Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.
Основные ключи
Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.
Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.
В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:
К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.
Расположение нотных знаков соответственно ключу.
Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:
- До располагается на первой добавочной линейке.
- Ре под первой линейкой.
- Ми на первой линии.
- Фа между 1 и 2.
- Соль на 2.
- Ля между 2 и 3.
- Си на 3.
- До2 между 3 и 4.
Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.
Пример №1.
Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы.
Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:
- До между 2 и 3.
- Ре на 3.
- Ми между 3 и 4.
- Фа на 4
- Соль между 4 и 5
- Ля на 5
- Си над 5.
- До на первой верхней добавочной линии.
Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.
Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.
Пример №2.
При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)
Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.
Название ноты | Скрипичный ключ | Басовый ключ | Расположение на клавиатуре |
До (C) | |||
Ре (D) | |||
Ми (E) | |||
Фа (F) | |||
Соль (G) | |||
Ля (A) | |||
Си (H) |
Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.
Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.
Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.
При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.
Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.
Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?
На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.
GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.
Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.
К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.
Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.
Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.
С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.
Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.
Содержание статьи:
- Ноты и длительности
- Что такое размер и такт
- Знаки альтерации — диезы и бемоли
- Скрипичный и басовый ключи
- Паузы – их разновидности и написание
- Нотный стан и все что на нем располагается
- Динамика – ручка громкости для композитора
- Штрихи – музыкальная артикуляция
- Дополнительные знаки – акколада, фермата, восьмерка
Ноты
В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Что означает музыкальный размер и что такое такт
Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.
Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.
Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.
Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.
Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется ТАКТОМ. На письме такты разделены тактовыми чёрточками.
Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.
Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:
Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.
Нижнее число обозначает длительность каждой доли.
Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).
Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).
Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.
Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.
Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:
Диез –повышает звучание ноты на полтона.
Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.
Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.
На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.
Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.
А на этой картинке указано расположение бемолей:
Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.
Как правильно писать диезы и бемоли
Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:
Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.
Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:
Также существует дубль-диез:
и дубль-бемоль:
Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.
Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».
Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.
Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.
Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.
Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.
Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.
Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:
Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».
Паузы в музыке
Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.
Мы условились, что пауза — это тишина. Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.
Нотный стан — что на нем располагается
Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?
Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.
Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.
Звукоряд Октава Диапазон
Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.
Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).
И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.
Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.
Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.
Динамика
Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.
Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Дополнительные музыкальные знаки
В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:
Заключение
Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.
Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!
Из
прошлого урока
мы с вами узнали о мажорных гаммах и интервалах. Сегодня же перейдем к изучению записи и чтения ноткого текста.
Со стороны может показаться, что точечки и закорючки нот не имеют ничего общего со звуками, которые ими записаны. На самом деле это не так. И музыканту так же просто «прочитать» эти знаки, как любому человеку – фразу из букваря «мама мыла раму».
В нашем очередном уроке самоучителя речь пойдет о том, как записывается и как воспроизводится на инструменте мелодия.
Самая сложная нотная запись называется партитурой. В ней учтено множество голосов симфонического или другого оркестра, мелодия, или партия, каждого инструмента в отдельности. При этом некоторые инструменты имеют свой особый «ключ» к записи, то есть, говоря по-простому, свой принцип записи. И человек, который управляет оркестром – дирижер – видит перед собой несколько десятков нотных строк в партитуре и внутренним слухом объединяет в стройное звучание.
В случае с исполнением музыки на фортепиано в качестве такого «дирижера» будет выступать ваш внутренний слух. Немного практики – и вы уже сможете следить за двумя голосами – правой и левой рукой. Не правда ли, неплохо для начала?
Расскажем подробнее.
Из предыдущих уроков вы узнали, как записывается длительность звучания ноты и как именно в записи ноты отличаются одна от другой.
Вот простая пьеска из 12-ти тактов, и, если вы смогли ее сыграть, то узнали, что…
…это песенка «Маленькой елочке холодно зимой». Молодцы, можно взять с полки пирожок! Проанализируем проведенную работу. Вы увидели скрипичный ключ – как известно, ключ «соль». Из этого понятно, что нота на второй линейке нотного стана – это и есть она, соль, и на клавиатуре находится она между первой и второй черной клавишей из трех.
Точно так же, пользуясь приобретенными знаниями, вы определили, что вторая нота – ми, и длится она ровно в два раза меньше, чем соль. Да, ведь восьмая часть – это в два раза меньше, чем четверть, об этом знают даже первоклашки.
А теперь представьте, что две ваши руки – это два голоса оркестра. Давайте запишем ту же самую музыку иначе, на двух нотных станах (ну, а чтобы было понятно, что музыка исполняется одновременно, объединим нотные станы чертой).
В то время, как свою роль исполняет правая рука, левая «отдыхает» (пауза), а на самом деле она должна (то есть вы) чутко прислушиваться к другой партии и не пропустить свое вступление. Но так будет не всегда, в музыке чаще всего обе руки играют одновременно, как и музыканты в оркестре или ансамбле.
Получилось? Значит, после некоторой тренировки вы сможете исполнить и более трудный фрагмент.
Басовый ключ
Посмотрите теперь на клавиатуру фортепиано. Некоторые клавиши расположены «в зоне действия» левой руки, некоторые – посередине, а другие – высоко, для правой руки. Есть понятие о регистрах. Нижний, средний и высокий регистры. Ноты пишутся на добавочных линейках, если их не вмещает нотный стан.
Вот как пишутся ноты в скрипичном и басовом ключе:
Согласитесь, не очень удобно для прочтения. Для облегчения этой задачи был придуман басовый ключ. Ключ «фа». Этот ключ говорит о том, что нота, расположенная на четвертой линейке снизу, будет считаться нотой «фа», и, принимая во внимание это условие, можно расположить и другие ноты по порядку:
Вот и знакомая нам пьеса в скрипичном и басовом ключах:
Чаще всего запись нотного текста для фортепиано так и делается: на двух нотных станах, один из которых в басовом ключе, второй – в скрипичном. Но представьте, что читаете книгу, в которой одновременно два языка, и на каждом написано свое. Это сложно. Поэтому рекомендуется сначала выучить расположение клавиш для правой руки, а потом для левой. Дело в том, что, играя, мы не каждый раз проводим параллель между нотой и звуком, чаще всего со временем движения доводятся до автоматизма.
На пробу вот простенькая пьеса:
Если вы распознали, что это вальс, то можно вас поздравить: вы начали осваиваться с нотной записью.
Нотная запись – это не только изображения нот, паузы и указание длительностей. Кроме самых простых изображений, вроде азбуки, существует ряд более сложных знаков, которые можно встретить на нотной бумаге. Расскажем о них.
Знаки, которые увеличивают длительность ноты
Часто требуется увеличить время звучания ноты, иногда на строго точно определенное время, а порой – на неопределенное время, которое зависит от общего настроения и характера музыки.
Вот знаки, увеличивающие длительность звучания:
- точка: увеличивает звучание ровно на половину исходной длительности. Например, четверть с точкой – это одна четверть и одна восьмая, половинка с точкой – три четверти и так далее;
- две точки (встречается редко): увеличивает длительность звучания на половину и еще на четверть от половины (не пытайтесь понять, вряд ли это встретится вам в ближайшем будущем);
- лига: если звуки, изображенные разными нотами, находятся на одной высоте (соль и соль, ля и ля), то лига, соединяющая их, значит, что нужно держать звук столько, сколько обозначают обе длительности. Например, соединенные лигой четвертная соль и соль-половинка будут звучать три четверти;
- фермата: самый неопределенный символ из всех вышеперечисленных. Действительно, длительность ноты, обозначенной ферматой, определяет исполнитель. Многих начинающих музыкантов это смешит: путь звук звучит в бесконечности, а я пойду посплю. Но это – крайне серьезный знак, от чуткого исполнения которого (особенно в конце произведения или его части) зависит порой успех всей пьесы. Выглядит фермата как полукруг с точкой и пишется над нотой.
Как выглядят паузы?
Паузы – это как местоимения в русском языке: они замещают время, когда вместо ноты звучит… тишина. Пишутся паузы не так, как ноты. Исторически сложилось такое написание пауз:
Для увеличения времени «звучания» пауз употребляются все те же приемы, включая фермату, описанные выше, кроме лиг. При записи нотного текста не так уж важно, каким количеством пауз изображается «молчание»: двумя восьмыми или одной четвертной, главное, чтобы общая длительность была верно указана.
Поговорим и о таком понятии, как ранжир. Этот термин значит, что при записи текста на двух и более нотоносцах звуки, которые должны звучать в одно и то же время, расположены строго друг под другом: вертикально.
Итак, теперь вам под силу сыграть любой музыкальный фрагмент!
Знаки сокращения музыкального текста
Зачастую бывает, что какой-то музыкальный фрагмент или его часть нужно повторить заново. Для экономии бумаги и (ранее) чернил, а главное, сил переписчиков (когда еще не было копировальных аппаратов, все ноты переписывались людьми) музыканты приняли знаки сокращения нотного письма.
- Реприза (точное повторение фрагмента): повторяется музыка или с начала до репризы, или от одной репризы до другой.
- При повторе композитор может предусмотреть точное повторение текста, но иной конец его. Тогда употребляют «вольты»: первая вольта – окончание за первым разом, вторая вольта – окончание за вторым разом (переход туда – сразу после закрывающей репризы). Вольт может быть несколько. В песнях с куплетной формой может быть написано на вольтах «для повторения» и «для окончания».
Итак, перед нами относительно сложный нотный текст. Для того чтобы сыграть его, не нужно сразу кидаться воспроизводить ноты. Для начала нужно его проанализировать: отметить для себя размер (количество четвертей в такте), ритмический рисунок, ключи, в которых записана музыка, а также отметить, что «при ключе» имеется знак: бемоль. При записи произведений в тональностях, отличных от «до мажор» и «ля минор», используются ключевые знаки для того, чтобы не прописывать каждый раз около нот диез или бемоль. Знак си бемоль при ключе обозначает, что все ноты си в данном произведении будут сыграны, как си бемоль.
После краткого анализа можно начинать разучивать музыкальный фрагмент. Не торопитесь, не отчаивайтесь при неудачах, идите вперед – и у вас все непременно получится!
На
следующем уроке
мы с вами начнем знакомиться с аккордами и музыкальной фактурой.
Приглашаем вас на
уроки фортепиано
в Рок-Академию.
Записаться на занятие