Как написать новость начинающему журналисту

Как правильно писать новости

Многие на своих сайтах публикуют новости компании. При этом большинство, как правило, допускает одну и ту же ошибку, а вернее, две ошибки. Первая заключается в том, что эти новости никто не читает, просто потому, что они неинтересны потребителю. Вторая ошибка заключается в том, что они имеют традиционную логическую структуру с основным выводом или преимуществом в конце. Т.е. даже если новость содержит полезную для потребителя информацию, потребитель эту информацию не получает, потому что не дочитывает новость до конца.

Сегодня мы исправим эту вопиющую несправедливость и рассмотрим, как правильно писать новости на сайте, чтобы они работали на продажи, а не впустую занимали место на сайте. В статье преимущественно рассматриваются принципы написания новостей для компаний, но многие из них применимы и для регулярных новостных изданий.

Типичные ошибки при написании новостей

Прежде чем мы начнем, давайте рассмотрим еще несколько типичных ошибок. Например, новость без новостного повода, которая публикуется просто для того, чтобы опубликовать новость. Словом, вода, вода… Конечно, в рамках наполнения сайта контентом при поисковом продвижении это играет какую-то роль, однако для посетителей интернет-ресурса от такой новости толку чуть меньше, чем никакого. Впрочем, чуть ниже мы рассмотрим, как писать эффектные новости даже без новостного повода.

Еще одна очень распространенная ошибка – это ода себе любимым. Как правило, компании в новостях делают большой акцент именно на себе, считая, что это логично, ведь это же новости компании. Однако редакторы, выпускающие эти новости, забывают, что материал читают их клиенты или потенциальные клиенты, у которых вектор ценностей направлен несколько в другую сторону.

Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье «Пагубное почемумыкание, или как правильно описывать преимущества компании на сайте»

Тем не менее, любую новость, если ее написать грамотно, можно сделать полезной для потребителя и превратить во вспомогательный инструмент продаж. Для этого достаточно следовать 4-м простым шагам. Вот они:

Как правильно писать новости: Шаг №1. Структура

Создание любой новости начинается с правильной структуры. И для всех новостей, без исключения, применяется принцип перевернутой пирамиды. Для этого существует три причины:

  1. Пользователь получает основную информацию, даже если не дочитывает новость до конца.
  2. Указание основной выгоды вовлекает пользователя в чтение, а значит можно обратить его внимание на что-то еще.
  3. При использовании принципа перевернутой пирамиды человек, ранее никогда не заходивший на сайт, пробегаясь по лидам (о том, что это такое – чуть ниже), получает максимум информации о предыдущих новостных событиях, т.е. хроника новостей работает на продажи сама по себе.

Как правильно писать новости: Шаг №2. Первый абзац (лид)

Одна из самых важных частей новости – это первый абзац, его еще называют лидом (от англ. lead – ведущий). Лид чаще всего является камнем преткновения для многих копирайтеров, поскольку либо игнорируется, либо составляется неправильно.

Принципы написания убойного лида

  • Лид должен содержать суть новости в 1-м – максимум 2-х предложениях.
  • Лид должен содержать основную выгоду для потребителя (желательно вначале).
  • Лид не должен иметь абстрактного начала.
  • Лид не должен содержать подробностей.
  • Лид должен вызывать у читателя желание узнать детали (интриговать).
  • Лид должен быть кратким (до 3-4 предложений), конкретным и однозначным.

Самая распространенная ошибка при составлении лида – это отдаленное начало в стиле «Все мы когда-нибудь задумываемся о том, как хорошо было бы жить на Марсе…». Ученые установили, что читатель тратит не более 5 секунд на ознакомление с заголовком и лидом, и если это ему неинтересно, то как бы гениально ни была написана новость, читать ее никто не будет.

Как правильно писать новости: Шаг №3. Заголовок

Я намеренно упоминаю заголовок после лида, поскольку если лид сформулирован правильно, то у автора новости уже на руках есть две важные вещи:

  1. Суть новости
  2. Выгода для потребителя (как правило, неактуальна для чисто новостных ресурсов)

С такими исходными данными составить заголовок становится на порядок проще по сравнению с тем, когда на руках нет вообще ничего.

О том, как составлять новостные заголовки – тема отдельной статьи, здесь я дам лишь несколько возможных вариантов.

Основная выгода

В таких заголовках отражается ценность новости для потребителя. Как правило, такие заголовки отлично зарекомендовали себя при анонсировании рекламных акций.

  • Всем клиентам компании N – подарок на 5000 рублей!
  • АКЦИЯ! Каждому новому абоненту скидка 50% на первых 3 месяца обслуживания!
  • Купи жвачку – получи плазменный телевизор в подарок!

Основную выгоду очень удобно указывать, когда новостного повода, как такового нет. В таком случае можно просто взять и описать преимущества того или иного товара, просто выставив его в новом свете.

  • Почему наши клиенты отдают предпочтение услуге X PRO

Специальные слова

Эти слова явно указывают на что-то новенькое. К ним относятся:

  • Новинка
  • Акция
  • Теперь
  • Бесплатно
  • Инновационный и т.д.

Примеры:

  • Теперь тренировки станут еще эффективнее, благодаря новой системе ART-2000!
  • Новый крем лаборатории Х разглаживает морщины за 1 сутки!
  • Этот инновационный подход повысил средний чек наших клиентов на 33%

И так далее. Многие заголовки могут показаться слишком кричащими, слишком новостными, но, практика показывает, что они работают и здорово привлекают внимание.

Суть новости

Как правило, этот подход используется, когда выгоды для потребителя, как таковой нет, но компании очень хочется рассказать о событии, например, о посещении конференции или получении того или иного приза. Этот подход также чаще всего используется в журналистике.

  • Компания Х – лауреат номинации компания года 2012
  • Компания Х открыла новый офис в Санкт-Петербурге

Тем не менее, практически любое новостное событие можно «перевернуть» с позиции выгод для потребителя. Так, например, в примере выше первая новость может начинаться с того, что иметь дело с компанией стало еще престижнее, а вторая – с того, что теперь услуги компании доступны жителям Санкт-Петербурга.

Чистая интрига

Самые популярные заголовки, характерные для «желтой прессы». Для корпоративных новостей почти не используются, но прием можно взять на вооружение. Это заголовки в стиле:

  • Никто даже представить не мог, что он сделает это со своей дочерью

Хотя на самом деле в новости говорится, что отец купил дочери Мазератти вместо Бентли, и у девочки была истерика.

  • Животное сексуальное безумие

Новость об открытии сезона собачих свадеб.

  • Пугачевой сделали предложение

Хотя на самом деле предложили вступить в партию и т.д.

Идеи для заголовков

Еще больше работающих вариантов заголовков Вы можете найти в статьях:

  1. 10 приемов создания эффектных цепляющих заголовков (с примерами)
  2. 100 легендарных заголовков, которые принесли своим создателям миллионы. Часть первая
  3. 100 легендарных заголовков, которые принесли своим создателям миллионы. Часть вторая
  4. 100 легендарных заголовков, которые принесли своим создателям миллионы. Часть третья

Как правильно писать новости. Шаг №4. Тело новости

Тело новости раскрывает лид в подробностях. Рекомендуемый объем – около 1000 знаков (чтобы был SEO эффект, при условии, что в новости используются ключевые слова). При этом постарайтесь в теле новости не лить «воду». Лучше добавить фактов, цитат, изображений, выводов и выгод для читателя.

Подробнее о том, как увеличить размер текста без лишней «воды», читайте в этой статье.

Продающие новости

Сами по себе новости, как правило, не продают. Практика показывает, что для того, чтобы сделать новость эффективным инструментом продаж, нужно перевести внимание читателя на продающий текст.

Другими словами, продающие новости – это первая ступень в двухфазной схеме продаж:

  1. Читатель приходит, интересуется
  2. Читатель переходит на продающий текст и покупает

Советы по публикации новостей

После пройденных четырех шагов у Вас будет готовая новость. Сделайте в ней перелинковку со связанными товарами или услугами (2-3 ссылки будет более чем достаточно). Это добавит ссылочный вес и позволит продуктовым страницам лучше ранжироваться в поисковых системах.

При публикации новостей не забывайте про мета-теги title и description, а также про alt-атрибуты изображений. Все они должны содержать ключевые слова.

Использовать ключевые слова или нет в заголовке – зависит от ситуации. Если Вы хотите сохранить интригу и вызвать любопытство у читателей, то, скорее всего, заголовок будет без них. Если же Вы используете новости как вспомогательное средство для поискового продвижения, позаботьтесь о том, чтобы включить ключевые слова в заголовок.

В принципе, можно объединить интригу и SEO, скажем, так:

Как разводной ключ фирмы S спас жизнь молодой девушке и навсегда проучил хулиганов

Пример написания новости

В заключение давайте рассмотрим небольшой пример, как можно написать новость, скажем, об этой статье.

Теперь Вы можете писать цепляющие новости благодаря этим простым 4 шагам!

Интернет-издание Shard-Copywriting.Ru выпустило статью, описывающую 4 простых шага, с помощью которых можно превратить новости компании в эффективный инструмент продаж.

Статья занимает всего 3,5 страницы печатного текста, читается менее чем за 4 минуты, но при этом ставит в сознании читателя систему по созданию эффективных новостей. Автор описывает 4 простых шага, следуя которым можно создать по-настоящему эффектную новость, даже не имея образования журналиста:

Шаг №1. Структура
Шаг №2. Лид
Шаг №3. Заголовок
Шаг №4. Тело новости

Эти 4 шага универсальны, однако тем, кто им следует, нужно делать поправку на особенности ресурса, для которого создается материал.

Вот как прокомментировал выход статьи ее автор, Даниил Шардаков:

Я создал эту статью в помощь авторам, которые в последнее время все чаще сталкиваются с задачей написания корпоративных новостей. Очень рассчитываю, что материал будет полезен как начинающим ньюсмейкерам, так и опытным журналистам.

В своей статье автор также делится секретами создания продающих новостей и двухфазной схемой организации продаж, закрепляя статью эффектным примером.

Оригинальный текст статьи можно прочитать, пройдя по этой ссылке.

Обратите внимание: эта новость ничего не продает, но она интригует и увлекает читателя, искушая его кликнуть по ссылке.

Резюме

Новости могут стать неплохим инструментом продаж. Они показывают, что компания живет и развивается. Тем не менее, если они неинтересны читателю, эффекта от них будет мало. Используйте принцип перевернутой пирамиды, эффектный заголовок и цепляющий лид, чтобы вовлечь пользователя в чтение и затем перевести на страницу с описанием выгод Вашего продукта или услуги.

Уверен, от Ваших новостей читателя будет не оторвать!

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

P.S. Как Вы думаете, может ли маленькая кость домино, высотой чуть более 5 мм повалить крупную кость домино, высотой 1 м? Оказывается, может, и вот каким образом…

На видео используется 13 элементов. Если бы их было бы 29, то последний мог бы быть высотой с небоскреб, как Эмпайр Стейт Билдинг. Чем не повод для новости? ;)

журналистика и написание новостей

Достаточно усвоить эту теорию, присмотреться к новостям на сайтах информагентств и поучиться писать самостоятельно. Вы увидите, что каждая ваша новая заметка будет лучше и лучше.

Правильно написать новость – настоящее искусство. Но научиться этому не сложно. Прежде чем начнём раскрывать алгоритм написания, вспомним, что такое новость.

Новость – актуальная, свежая информация, полученная из Ваших собственных источников. При написании новости Вы должны держать в голове следующие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Такой способ поможет Вам не забыть некоторые аспекты, которые нужно обязательно упомянуть в своей статье.

Новостная заметка — самый важный жанр, основа всей журналистики новостная заметка, или говорят «информационная заметка». Как мы уже писали в первом уроке, в заметке вы кратко рассказываете о каком-то произошедшем событии. бъем новостной заметки небольшой меньше одной страницы печатного текста.

Написать информационную заметку не сложно. Не забывайте, в журналистском материале должен быть информационный повод (это событие, что-то что произошло например, открылся детский сад, закрылся завод или в ваш город приехал известный человек). В новостной заметке должен быть заголовок, лид, подробности и бэкграунд. Каждому из этих компонентов заметки будет посвящен отдельный урок. Пока что запомним:

Заголовок это название материала, он привлекает внимание читателя, даёт первичную информацию. Заголовок новостной заметки это как вывеска у магазина. Это анонс материала.

В лиде мы кратко сообщаем о произошедшем событии и упоминаем о чем пойдет речь далее. Два-три предложения для лида вполне достаточно. Никаких лишних подробностей в нём не должно быть.

Бэкграунд это заключительная часть новостной заметки, в которой мы можем рассказать о предыстории этого события или дать справочную информацию по рассматриваемой теме. Уместите бэкграунд в небольшой абзац.

Чтобы научиться хорошо писать, делать качественные журналистские материалы, нужно читать прессу. Сейчас многие издания имеют свои сайты и при наличии интернета вы можете в любое время ознакомиться с последними новостями. Я рекомендую вам читать каждый день газетные статьи и новости информационных агентств. Выбирайте ту информацию, которую вам интересно читать, которая будет вам полезна. Отмечайте, запоминайте удачные заголовки, правила оформления цитат и другие детали. Мы не будем рекомендовать конкретные издания, поскольку вы живете и работаете в другом городе или даже в другой стране. Вам проще определиться с выбором СМИ.

Не перегружайте себя информацией! Достаточно прочитывать несколько публикаций в день. Позволим себе на мгновение отойти от темы журналистики и посоветовать один из приёмов тайм-менеджмента, позволяющий сократить утечку нашего бесценного времени. Очень часто электронная почта и чтение новостей в интернете отнимают безумно много времени. Заранее определитесь сколько минут вы выделяете на чтение газет и новостей (например, 15 или 30 минут). После того как выделенное время истекло, безжалостно закрывайте все газеты, журналы и страницы интернет-браузера и возвращайтесь к ним только завтра или во второй половине дня. Попробуйте что-нибудь написать, потренируйтесь, даже если вы далеки от журналистики и не работаете в СМИ. Это не домашнее задание, но если вы потренируетесь таким образом, то получите определенный опыт.

Структура новости. Начнём с того, что залог правильно написанной новости – чёткое следование структуре, т.е.:

пирамида треугольник

1. Заголовок, который должен обращать на себя внимание и заставить читателя не переворачивать страницу газеты, а остановиться на вашей новости. Статья на по теме: Какие бывают заголовки.
2. Лид – отвечает на вопросы что, где, когда, кто сделал, как и.т.д. Прочитайте Как написать лид.
3. Содержание новости – этот пункт, собственно, и раскрывает то, что анонсировалось в лиде, со всеми подробностями и деталями.
4. Бэкграунд – вспомогательная информация, которая чаще всего носит справочный характер, например, предыстория описываемого события. О бэкграунде подробнее.

Многие начинающие журналисты сталкиваются с проблемой написания заголовка. Помните, что он должен «продавать» новость читателю, «попадать в десятку». Во всяком случае, существуют несколько видов заголовков:

1. Стандартный: не привлекает особого внимания, чётко и ясно описывает суть новости, без «желтизны».

Чаще всего журналисты используют такой тип заголовка, когда событие само по себе интересно аудитории и не требует особого усиления для привлечения внимания.
Пример: Курс рубля поднялся на Х позиций.
Правительство обещает поднять пенсии на Х рублей.

2. Заголовок – интрига: обычно такой заголовок содержит недосказанность, у читателя появляется мотивация узнать, чем же закончилось дело. Именно этот эффект вызывает желание прочитать Вашу статью.
Пример: Несколько известных московских ВУЗов лишены аккредитации (специально не указываем названия образовательных учреждений)
В США сменился лидер конгресса.

3. Заголовок – вопрос : точно сможет заинтересовать читателя и отлично работает на привлечение внимания, но не следует злоупотреблять таким типом заголовков, например, обилие таких первых строк покажется странным читателю, и тогда получится противоположный эффект.
Пример: Снижение пенсий по всей стране. Что ответить народу Путин?
Какие изменения в ЖКХ ждут россиян в новом году?

4. Заголовок – комментарий: содержит цитату главного героя новости. Подобные примеры можно наблюдать на сайтах известных личностей или на обложке журнала.
Пример: Алла Пугачёва: «Я вернулась на сцену!»

Часто начинающие журналисты путают лид новости и её содержание. Но тут тоже всё довольно ясно.
Для начала выберем тот вопрос, о котором мы рассказывали выше, и выделим его в лиде. С ответа на главный выбранный вопрос будет начинаться и лид, и само содержание.

Например, вы выбрали вопрос «Что?», то есть с него мы должны начать заполнять наш лид: « Повышение оплаты на услуги ЖКХ вызвало бурную реакцию среди россиян, в региональных правительствах тысячи претензий и петиций от жителей».

Принято писать лид в телеграфном стиле, чтобы чётко изложить суть новости без лишних подробностей, но нужно обязательно упомянуть важные факты Вашей новости.
Пример: Банк Х в 2017 году обещает низкие проценты на выдачу кредита до 7% годовых.
Внимание, в лиде указаны название банка и процент, который больше всего интересует читателя.

С написание содержания новости не возникает особых проблем: здесь нужно написать 2-3 абзаца, полностью раскрывающие событие. Допускается упоминание большего количества деталей и фактов, помогающие читателю усвоить новость.
Пример: «У россиян появится возможность взять кредит под малые проценты. Будут открыты специальные программы кредитования для молодых семей и пенсионеров с еще более выгодными условиями – до 5%.
Чтобы взять кредит в банке Х, жителям больше не нужно приносить с собой кипу документов, требуется заполнить заявление-анкету, паспорт и справку, подтверждающее Ваше финансовое состояние и трудовую занятость».

Последний пункт, но не менее важный – бекграунд. Обычно это дополнительная информация, носящая справочный характер, которая помогает читателю узнать больше о том, или ином человеке, компании или акции.
Пример: Банк Х был открыт в 1924 году для помощи населению страны после разрушительной Гражданской войны».

Кстати, журналист не должен забывать о безопасности в интернете. Краткие рекомендации по безопасности в интернете:

— Сомневаетесь в подлинности полученного электронного письма? Свяжитесь с отправителем по телефону или мессенджеру. То есть получив информацию по одному каналу связи, можно перепроверить её по другому каналу.

— Имейте другой электронный адрес, отличный от основного, для регистрации на вебинары и на сомнительных сайтах.

— Используйте проверенные менеджеры паролей, это удобно и повышают вашу безопасность.

— Выкладывайте в интернет как можно меньше личной информации, которая может быть использована злоумышленниками — фотографии документов, имена детей, своё местонахождение в данный момент и т.д.

— Старайтесь не использовать общественный wi-fi.

Как писать новости?

Как писать новости?

Правильно писать новости – целое искусство. Мы покажем Вам, как можно интересно написать о событии, чтобы привлечь внимание читателей. Примеры удачных и не очень заголовков, лидов, бэкграунда помогут лучше усвоить материал и применять знания на практике.

Чтобы написать интересную новость для сайта или оффлайн-издания, необходимо выполнить несколько требований по структуре, стилю и созданию привлекательного заголовка.

Структура новости

  1. Заголовок. Должен привлекать внимание и вызывать интерес к новости, стимулировать читателя просмотреть полный текст.
  2. Лид – первый абзац новости. Должен отвечать на вопросы: кто, что, где, когда и как сделал. Старайтесь делать лид короче.
  3. Содержание новости раскрывает содержание лида более подробно. Может содержать 2-3 абзаца текста, реже — больше.
  4. Бэкграунд. Это дополнительная (часто справочная) информация, которую автор новости посчитал необходимым добавить. Например, в бэкграунд можно добавить предысторию событий, справку об участниках события.

Как написать заголовок новости?

Есть несколько вариантов сделать заголовок для новости:

Тип заголовка и его описание Примеры заголовков данного типа
1 Стандартный заголовок. Излагает суть новости, без «желтизны», интриг и прочих приемов привлечь внимание. Подходит для деловых изданий и корпоративных сайтов. Работает в случае, если событие само по себе интересно аудитории и нет необходимости в дополнительных приемах по привлечению внимания.
  • Биржа Х ввела платные аккаунты для пользователей (фрилансерам интересно данное событие само по себе)
  • Курс доллара упал до Х рублей
2 Заголовок-интрига вызывает желание прочитать новость и узнать, «чем же дело кончилось». Содержит недосказанность, которая и вызывает желание открыть страницу с новостью.
  • В списке Форбс сменился лидер (не указываем имя, чтобы вызвать интерес у читателей, кто же стал самым богатым?)
  • Еще три банка лишили лицензий (и не указываем, какие это банки – чтобы прочитали новость и посмотрели).
3 Заголовок-вопрос. Очень хорошо работает на привлечение внимания. Однако учитывайте, если все новости на Вашем сайте будут иметь заголовок-вопрос, это будет выглядеть странным, и эффективность таких заголовков снизится.
  • Фондовый рынок рухнул. Что говорят эксперты?
  • Какие опции получит новый BMW?
4 Заголовок-комментарий. В качестве заголовка используем цитату лица, являющегося героем новости. Подобные заголовки можно увидеть на спортивных сайтах. Подобные заголовки хорошо работают на сайтах-клубах, объединяющих фанатов какой-либо группы, спортсмена, известной личности.
  • Известный фигурист: «Я вернусь на лед!»

Лид новости

Лид – это первый абзац. Его можно писать в телеграфном стиле. Излагать суть новости (кто, что, где) и самые важные факты, связанные с новостью. Обратите внимание на пример ниже – в новости дан источник информации (блог компании), суть события (переход на платные аккаунты), самая важная информация – стоимость аккаунта (1000 руб.).

Пример лида:

10 марта 2012 года руководство биржи Х заявило в своем блоге о переходе на платные аккаунты для всех пользователей. Минимальная стоимость аккаунта – 1000 рублей в месяц. Если фрилансер не покупает аккаунт, его профиль блокируют.

Содержание новости

Два-три абзаца, раскрывающие подробности события. Также в содержании могут идти комментарии участников события в виде прямой или косвенной речи.

Например:

У фрилансеров есть две недели, чтобы решить – переходить на платный аккаунт или уйти с биржи. По мнению представителей сервиса, платный аккаунт оставит на бирже только опытных фрилансеров, чтобы повысит качество услуг для заказчиков.

При оплате аккаунта на несколько месяцев вперед фрилансер получает скидки. Например, оплата аккаунта на 1 год стоит 10000 рублей вместо стандартной суммы 12000 рублей.

Бэкграунд

Дополнительная, часто справочная информация об участниках события. Например, если Ваша новость посвящена интернет-сервису, в бэкграунде можно отметить, когда основан сайт, размер его аудитории, выручку, прибыль, подчеркнуть масштабность проекта.

Примеры новостей

  • Бесплатные уроки в Нетологии
  • В каталоге фрилансеров – более 130 специалистов
  • Топовый копирайтер в Миратекст заработал более 100 тыс. руб. за месяц
  • Биржа Etxt.ru предлагает заработать на продаже фотографий
  • Сократили? Плюнь на все, стань фрилансером!
  • Большинство фрилансеров не планируют свое рабочее время
  • Фрилансеров пропишут в Трудовом кодексе

Дополнительные материалы по теме

писатель за работойКак написать интересную статью?
Мастер-класс для начинающих копирайтеров, как писать статьи быстро и просто.

биржи фрилансаБиржи для копирайтеров
Популярные сервисы, где можно продать статьи для сайтов.

Рекомендуем

Как написать много текстов на одну тему с высокой уникальностью?

Часто SEO-копирайтеры сталкиваются с проблемой, когда заказчику требуется много текстов на одну тематику. Например, сделать описания для карточек …

Как легко написать любой текст? С чего начать и как решить проблему чистого листа

Полезные техники из статьи помогут быстро и легко писать практически любые тексты. Даже если вы не являетесь профессиональным автором, сможете …

Структура.

Схему, по которой строится новостной текст, называют перевёрнутой пирамидой.

Эта схема наглядно отражает важность структурных компонентов новости. Массивное основание, оказавшееся наверху – самая важная её часть. Она представлена заголовком и первым абзацем. Во втором абзаце размещается то, что не уместилось в первом. Третий абзац подбирает то, что осталось после первых двух. Четвертый еще больше места отводит на объяснения, его важность при редактуре минимальна и т.д. Такую новость удобно читать и редактировать.

Если пирамиду не переворачивать, то она покажет нам объём текста, приходящийся на разные части новости.

Перевернутой пирамиде обычно сопутствует лид – абзац, предваряющий новость и содержащий ответы на самые важные вопросы. Лиды особенно важны для новостей, сводящих воедино несколько сообщений. Абзацы, следующие за лидом, более подробно раскрывают содержащиеся в нём утверждения.

Главные вопросы.

Хороший новостной текст нельзя писать, как бог на душу положит. Он должен отвечать на основные вопросы.

Традиционно эти вопросы выражаются формулой 5W+H. Пять W это What? (Что), Who? (Кто?), Where? (Где?), When? (Когда?) и Why? (Почему?/Зачем?). H — это How?, то есть «Как?».

Читатель хочет знать ответы. Задача и работа журналиста — дать ему ответы, причем в форме связного текста. Хорошим можно считать такое начало текста, в котором снимается как минимум половина вопросов из формулы 5W+H. Бывает, что обстоятельства и доступные данные не позволяют ответить на тот или иной вопрос. В тексте обязательно надо об этом упомянуть – что, скажем, источник не был доступен для комментариев, или что точно неизвестно, когда было совершено ДТП. Отрицательная информация — тоже информация.

Подкрепив утверждения фактами, читателю также можно сообщить, кому выгодно происходящее, а кому нет; кто враг, кто союзник; к чему может привести сложившаяся ситуация.

При написании сложного текста помогает игра в Капитана Очевидность. Журналист берет информационный повод, выделяет из него ключевой факт, записывает и смотрит, на какие вопросы тот отвечает. Затем автор добавляет объяснения и факты до тех пор, пока все не станет абсолютно ясно.

Бэкграунд и контекст.

Передав новые факты, журналист берется за старые – подтягивает в текст все, что связано с информационным поводом и может быть полезно читателю. Все это подводит нас к понятию бэкграунда или, как его еще называют, бэка. Так называют справочную информацию, фон, предшествующую новости историю.

Где-то бэкграундом называют любую дополнительную информацию. Где-то (в частности, в информационных агентствах, где  структура новости соблюдается особенно жестко) эти дополнительные абзацы делят на бэкграунд и контекст. Различие простое – бэкграундом в данном случае является справочная, например, биографическая или техническая информация. Контекстом же – события, с которыми связано данное.

Бэк обычно располагается не выше первых двух-трех абзацев новости, связывая новость с тем, что происходило или было известно раньше.

Бэк — это одна из тех вещей, которая делает работу новостника особенно интересной. Фактически, сухие строчки бэка позволяют управлять общественным мнением. Например, если Алексей Воробьёв получит премию «Грэмми», именно от бэка и контекста будет зависеть то, как воспримут это событие читатели вашего издания.

Факты, эмоции и порядок изложения.

Тут всё просто – бывает журналистика факта и журналистика мнения. Новости в подавляющем большинстве случаев – это журналистика факта. Новостному журналисту категорически запрещено явно выражать в тексте свое отношение к действующим лицам, а также творчески переосмысливать имеющиеся данные, придавая им определенную окраску.

Микрохарактеристики.

Охарактеризуйте действующих лиц и своего текста и, возможно, неодушевлённые предметы. Даже, если вам кажется это лишним – то, что хорошо известно вам, другие могут не знать:

Уроженец Тулы, певец и актёр Алексей Воробьёв.

iPhone — мобильный телефон Apple

Дизайн хорошей новости.

Хорошая новость как предмет обладает рядом свойств. Если этих свойств нет, их можно новости придать. 

1. Сделайте ее привлекательной. Напишите хороший заголовок. Выберите интересный новостной повод.

2. Новость — одноразовый предмет. Читатели не привыкли использовать ее многажды. Хорошо написанное сообщение удовлетворяет интерес с первого раза и не требует перечитывания.

3. Разделите текст на связанные друг с другом части. Никто не потребляет новость залпом, одним огромным абзацем или, как говорят англичане, «стеной текста».

4. Дайте читателю возможность проверить источники. Оставьте на них в тексте дополнительные ссылки и указания. Широко используйте гиперссылки.

5. Избавьтесь в новостном тексте от длинных предложений. Поставляйте читателю информацию легко осмысливаемыми фрагментами. Подумайте, нельзя ли заменить запятые на точки.

Предложение из 8 слов читатель понимает в 100 процентах случаев, а из 28 – лишь в пятидесяти.

6. Пробегитесь по конструкциям-паразитам. В хорошо скомпонованной новости минимум вводных слов и оборотов. Посмотрите на свои тексты. Попытайтесь убрать приведенные словосочетания или обойдитесь без них, предложив замену. 

1) должен быть;

2) может быть;

3) таким образом;

4) однако;

5) того, что;

6) кроме того/к тому же;

7) кстати;

8) в частности/например/так.

Каждый элемент текста имеет свою значимость. Кавычки, выделение курсивом, полужирным начертанием должны быть обоснованы. Например, выделение жирным шрифтом в предыдущем предложении не имеет под собой никаких оснований. Его лучше убрать.

Есть простой способ анализа и проверки. Принцип называется

«чтобы что».

Пользоваться им просто. Намереваясь что-либо сделать, следует задать себе простой вопрос: «Я это делаю, чтобы что?». В половине случаев оказывается, что действие либо не имеет смысла, либо задачу можно решить проще/лучше.

Я решил не писать в новости бэкграунд, чтобы что?

Я решил не обращать внимание на некачественную картинку, чтобы что?

Я не вычитал текст, чтобы что?

Я взял работу на дом, но в субботу напился, а все воскресенье болел и держал в руках геймпад PlayStation 4 — чтобы что?

Прелесть этого выражения в том, что оно автоматически толкает человека на конструктивные действия. На вопрос «почему» можно ответить «потому». На «зачем» ответ простой — «затем». А вот «чтобы то» сказать нельзя, это не по-русски. Приходится не говорить, а делать.

Более подробно изучить тему, в частности, почитать о жанрах и форматах текстов можно в книге Александра Амзина «Новостная интернет-журналистика»

Вы так же можете ознакомиться с альтернативным взглядом на предмет.

Интересную информацию по теме можно почитать в Вики-новостях.

До изучения этой темы рекомендуется узнать, как пишутся заголовки и попрактиковаться.

Практическое задание по тексту новости:

Ahashverosh

Что бы им такое задать, чтоб помучались??? Эм… Придумал!

Написать текст новости, взяв за основу события из предложенного видео.

— использовать принцип перевернутой пирамиды (написать заголовок и не менее трёх абзацев, включая лид)

— никакой отсебятины (только то, что есть на видео и любая связанная информация, если сможете найти в интернете)

— дату событий берём как «вчерашнюю» (т.е. каждый, пишущий новость, сообщает о событии, произошедшем в предыдущих сутках от даты написания комментария)

— главный герой новости – Туляк.

Всем, выполнившим задание бейдж в профиль (моё предложение). Ведь старания в учёбе должны поощряться.

Кто не выполнит будет иметь дело со мной:

Ahashverosh

А что я сделаю с тем, кто не выполнит задание?? Выслежу и подкараулю в подъезде! Колёса попротыкаю, нафиг!

УДАЧИ!

Как делают новости в СМИ, на сайт, в паблик? Тут теория, нюансы, факты и советы! 

Классика жанра

Вот немного инсайдерской информации с лекций на журфаке. Есть правила, помогающие написать текст новости. По журналистским заветам, она строится по принципу перевернутой пирамиды: сначала самое главное, потом — не столь важное, потом — еще менее важное и т.д.. А в конце — то, что читатель может отсечь, если не хватит времени или внимания. 

В нормальном случае новость отвечает на 6 вопросов: кто и что сделал, где, когда, каким образом и почему. «Почему» излагается кратко, иначе новость превратится в журналистское расследование. В 1-2 следующих абзацах сообщаются и другие подробности, если редакция владеет информацией (например, «что будет предпринято далее?»). 

У классической новости есть «лид», который идет сразу после заголовка. Это введение в новость: несколько строчек, вбирающих в себя главную мысль текста. В интернет-изданиях лид содержит яркую «затравку», интересный факт, чтобы обратить внимание, чтобы читатель кликнул, развернул и просмотрел весь материал. 

Новость на сайте информационного агентства ТАСС
Новость на сайте информационного агентства ТАСС

Коммерческие новости на сайтах

Чем эти новости похожи и не похожи на классическую новость в журналистике? 

Они также строятся по принципу перевернутой пирамиды. Если это новость о событии в компании, и она содержит ответы на 6 вопросов. В таких случаях как раз уместно добавить информацию о том, «что будет предпринято далее» (например: мы провели вебинар по продукту для постоянных клиентов, а в ближайшее время планируем открытый семинар и приглашаем всех желающих). 

Если добавляете новость о продукте, недостаточно просто объявить о новинке; кратко опишите основные достоинства, укажите дату начала продаж. 

Новость на странице сайта, по-хорошему, должна содержать ссылку на посадочную страницу с развернутым описание продукта или на соответствующую позицию в каталоге товаров. Также если в ней упоминаются другие товары, добавьте ссылки на них. 

Важные дополнения, уместные в коммерческой новости: 

  • указание диапазона цен (ответ на вопрос «сколько стоит»),
  • указание контактной информации («кто сообщит подробности»).

Т.к. сайт это ваше публичное пространство для общения с клиентами, не забывайте в новостях обращаться к вашим покупателям. Например, дополняйте публикацию побуждением: «Интересно узнать цену услуги? Переходите на страницу с калькулятором ставок!» 

Особенности новости в социальной сети

— Шаг назад: что может взять социальная новость от журналистского текста?

Первое — наличие «затравки», важного факта с первых строк. Такого, который способен «зацепить» при быстром скольжении взглядом (и когда пролистывают ленту новостей, и когда пролистывают уже собственно ваш паблик). Ведь текст поста обычно автоматически обрезается, скрывается за картинкой. 

И второе — абсолютно ясные ответы на те самые 6+ вопросов. Социальные сети — территория быстрого чтения. Что у вас будет происходить, как это будет происходить, сколько стоит, к кому бежать за подробностями. Вот это все желательно изложить очень понятно, четко. Но не сухо, а дружелюбно, доброжелательно. 

Всё расписали в подробностях, чтобы избежать неуместных запросов
Всё расписали в подробностях, чтобы избежать неуместных запросов

Кстати, в отличие от публикаций на сайт, в социальных сетях новости — это не обязательно «новостные тексты».

Часто это «новости» в смысле «сообщения-маячки о самых свежих переменах». Они могут прекрасно существовать в «маячковом» формате, то есть содержать информационный минимум: краткий лид… и все! К двум строчкам текста предлагается фото (чтобы люди поняли, о каком товаре речь) и минимальные пояснения со ссылками на сайт, на формы обратной связи, и т.д.. 

Подобное блиц-сообщение — яркий знак, указатель: «Прошу внимания! Вам сейчас срочно нужно зайти в наш каталог товаров!» 

Фотография "высказалась" ясно и понятно
Фотография «высказалась» ясно и понятно

— А у новостных публикаций с развернутыми, осмысленным текстами есть свои изюминки:

— Флер неформального общение в социальных сетях, имитациия близости к подписчикам (влияющая на реальное количество обращений) выливается в написание текстов от первого и второго лица: «Друзья! Мы предлагаем акцию, участвуя в ней, вы можете купить три товара по цене двух!» Обращение может иметь и более личный характер: «дорогие друзья», «дорогие наши подписчики». Это, конечно, сильно отличает новости в пабликах от официальных новостей на сайтах и » неприветливых» газетных текстов. 

— Коммерческие паблики заводят не только для того, чтобы пользователи читали их содержимое и общались с админами. Любая новость должна содержать призыв к действию. Например, «звоните нам и мы расскажем подробнее» или «делайте репост и оповестите о нашем предложении всех друзей!» 

— Как уже упоминалось выше, фотографией можно успешно заменить существенную часть текста. Но это должен быть снимок, демонстрирующий ваше событие, или фотоколлаж с условиями акции, а вовсе не бессмысленный клип-арт. 

— Возможно, вы хотите, чтобы пост вызвал дискуссию? Или просто собираетесь задать «больной» вопрос подписчикам и тут же, в новости, презентовать очередной товар? Это нужно делать очень деликатно. «Мамочки, чем вы обычно лечите насморк у вашего малыша? Уверены, у каждой — свой способ! Мы же можем помочь ребенку не простужаться! А для этого — предлагаем теплые комбинезоны и меховые конверты в коляску!» Если в паблике не «кипит жизнь», лучше разграничить новости — и «заготовки для бесед». Иначе вопросы без читательских живых реакций, без всякого развития мысли обидно и бессмысленно повиснут в воздухе. 

— Важная особенность социальных публикаций — так называемые «социальные доказательства»

Это попросту означает наличие в посте живых, рабочих гиперссылок, подтверждающих вашу информацию. Так, если речь о презентации продукта, можно подставить в пост ссылки на отзыв эксперта об этом продукте, на блог компании, где обновляются новости о разработке продукта, на статью с тематического портала, где обсуждают, как улучшится жизнь, если появятся продукты подобного класса. 

Создаете мероприятие с помощью сервиса «ТаймПэд» («TimePad.ru»)? Обновляете страницу события в социальной сети? Провели мастер-класс, и появились отзывы клиентов? Не забудьте отразить каждый эпизод в отдельном посте. 

При этом работайте со ссылками на профили реальных людей, упоминайте их в новости: это могут быть самые активные подписчики, ваши партнеры, недавние финалисты очередной акции, авторы интересного комментария. 

Такие живые доказательства обязательно сослужат вам хорошую службу, привлекая интерес потребителей и подталкивая их к действию. 

…И в финале мысль, которую перенесла из середины статьи — в хвост, вроде как в роли неожиданного вывода. Большинство правил — основа для исключений. Правила — то, от чего мы отталкиваемся при составлении новости. Каждое СМИ, каждый блог и паблик вправе изобрести собственный формат, собственную «редакционную политику». Главное — чтобы тексты были близки и понятны конкретной группе читателей: вашей ненаглядной целевой аудитории. 

vk.com/olmastudio

The goal is to provide information clearly in common language

Gathering information for a news article is vitally important, of course, but so is writing the story. The best information, put together in an overly intricate construction using SAT words and dense writing, can be difficult to digest for readers looking for a quick news fix.

There are rules for news writing that result in a clear, direct presentation, providing information efficiently and accessibly to a variety of readers. Some of these rules conflict with what you might have learned in English Lit.

Here’s a list of 15 rules for beginning news writers, based on the problems that crop most frequently:

Tips for News Writing

  1. Generally speaking, the lede, or introduction to the story, should be a single sentence of 35 to 45 words that summarizes the main points of the story, not a seven-sentence monstrosity that looks like it’s out of a Jane Austen novel.
  2. The lede should summarize the story from start to finish. So if you’re writing about a fire that destroyed a building and left 18 people homeless, that must be in the lede. Writing something like «A fire started in a building last night» doesn’t have enough vital information.
  3. Paragraphs in news stories should generally be no more than one or two sentences each, not the seven or eight sentences you probably wrote for freshman English. Short paragraphs are easier to cut when editors are working on a tight deadline, and they look less imposing on the page.
  4. Sentences should be kept relatively short, and whenever possible use the subject-verb-object formula. Backward constructions are harder to read.
  5. Always cut unnecessary words. For example, «Firefighters arrived at the blaze and were able to put it out within about 30 minutes» can be shortened to «Firefighters doused the blaze in 30 minutes.»
  6. Don’t use complicated-sounding words when simpler ones will do. A laceration is a cut; a contusion is a bruise; an abrasion is a scrape. A news story should be understandable to everyone.
  7. Don’t use the first-person «I» in news stories. 
  8. In Associated Press style, punctuation almost always goes inside quotation marks. Example: «We arrested the suspect,» Detective John Jones said. (Note the placement of the comma.)
  9. News stories are generally written in the past tense.
  10. Avoid the use of too many adjectives. There’s no need to write «the white-hot blaze» or «the brutal murder.» We know fire is hot and that killing someone is generally pretty brutal. Those adjectives are unnecessary.
  11. Don’t use phrases such as «thankfully, everyone escaped the fire unhurt.» Obviously, it’s good that people weren’t hurt. Your readers can figure that out for themselves.
  12. Never inject your opinions into a hard-news story. Save your thoughts for a review or editorial.
  13. When you first refer to someone in a story, use the full name and job title if applicable. On all subsequent references, use just the last name. So it would be «Lt. Jane Jones» when you first mention her in your story, but after that, it would simply be «Jones.» The only exception is if two people with the same last name are in your story, in which case you could use their full names. Reporters generally don’t use honorifics such as «Mr.» or «Mrs.» in AP style. (A notable exception is The New York Times.)
  14. Don’t repeat information.
  15. Don’t summarize the story at the end by repeating what’s already been said. Try to find information for the conclusion that advances the story. 

The goal is to provide information clearly in common language

Gathering information for a news article is vitally important, of course, but so is writing the story. The best information, put together in an overly intricate construction using SAT words and dense writing, can be difficult to digest for readers looking for a quick news fix.

There are rules for news writing that result in a clear, direct presentation, providing information efficiently and accessibly to a variety of readers. Some of these rules conflict with what you might have learned in English Lit.

Here’s a list of 15 rules for beginning news writers, based on the problems that crop most frequently:

Tips for News Writing

  1. Generally speaking, the lede, or introduction to the story, should be a single sentence of 35 to 45 words that summarizes the main points of the story, not a seven-sentence monstrosity that looks like it’s out of a Jane Austen novel.
  2. The lede should summarize the story from start to finish. So if you’re writing about a fire that destroyed a building and left 18 people homeless, that must be in the lede. Writing something like «A fire started in a building last night» doesn’t have enough vital information.
  3. Paragraphs in news stories should generally be no more than one or two sentences each, not the seven or eight sentences you probably wrote for freshman English. Short paragraphs are easier to cut when editors are working on a tight deadline, and they look less imposing on the page.
  4. Sentences should be kept relatively short, and whenever possible use the subject-verb-object formula. Backward constructions are harder to read.
  5. Always cut unnecessary words. For example, «Firefighters arrived at the blaze and were able to put it out within about 30 minutes» can be shortened to «Firefighters doused the blaze in 30 minutes.»
  6. Don’t use complicated-sounding words when simpler ones will do. A laceration is a cut; a contusion is a bruise; an abrasion is a scrape. A news story should be understandable to everyone.
  7. Don’t use the first-person «I» in news stories. 
  8. In Associated Press style, punctuation almost always goes inside quotation marks. Example: «We arrested the suspect,» Detective John Jones said. (Note the placement of the comma.)
  9. News stories are generally written in the past tense.
  10. Avoid the use of too many adjectives. There’s no need to write «the white-hot blaze» or «the brutal murder.» We know fire is hot and that killing someone is generally pretty brutal. Those adjectives are unnecessary.
  11. Don’t use phrases such as «thankfully, everyone escaped the fire unhurt.» Obviously, it’s good that people weren’t hurt. Your readers can figure that out for themselves.
  12. Never inject your opinions into a hard-news story. Save your thoughts for a review or editorial.
  13. When you first refer to someone in a story, use the full name and job title if applicable. On all subsequent references, use just the last name. So it would be «Lt. Jane Jones» when you first mention her in your story, but after that, it would simply be «Jones.» The only exception is if two people with the same last name are in your story, in which case you could use their full names. Reporters generally don’t use honorifics such as «Mr.» or «Mrs.» in AP style. (A notable exception is The New York Times.)
  14. Don’t repeat information.
  15. Don’t summarize the story at the end by repeating what’s already been said. Try to find information for the conclusion that advances the story. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать новостную заметку пример
  • Как написать новостной сайт
  • Как написать новое сообщение на телефоне самсунг
  • Как написать новое сообщение на смартфоне
  • Как написать новое смс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии