Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта педагогической деятельности.
Примерная схема организации, анализа, обобщения, пропаганды и внедрения передового педагогического опыта
Организация передового опыта
Кто организует опыт?
— определение программы, по которой будет организован опыт;
— определение авторов опыта;
— рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования ,методического объединения по работе над программой;
— консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.
Изучение передового педагогического опыта
Кто изучает?
Методы изучения:
— длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
— ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
— ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
— беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.
Формы обобщения:
— рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
— доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
— отчёто педагогическом эксперименте (если он ведётся);
— тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
— обобщение — описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?
Методы пропаганды:
— устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
— наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
— письменная пропаганда (методические рекомендации автора).
Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта
педагогической деятельности.
В Педагогическом энциклопедическом словаре находим толкование: «Опыт педагогический – это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки». [ , 180]
Следовательно, под педагогическим опытом будем подразумевать систему методов, приемов и средств обучения, разработанных самим педагогом или заимствованных, которые эффективно применяются им в образовательном процессе и направлены на решение актуальных проблем преподавания учебных предметов. Педагогический опыт – это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня.
При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности и эффективности опыта при решении педагогических задач.
Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:
- что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
- для чего он это делает (с какой целью),
- как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
- какой результат после этой работы получается.
Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.
Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок и отразить в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения.
Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы (конспекты, сценарии, технологические карты) уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы.
Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта — это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее (теоретическое основание), с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на цитаты, используют чужие мысли из готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете. Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей.
В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта.
При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.
1. Тема опыта должна быть сформулирована четко, конкретно, грамотно. Для этого педагогу необходимо определить, что выносится на защиту (использование средств, приемов, методов и т.п.) как условие, определяющее успехи в его профессиональной деятельности. Тема опыта должна отражать главное направление в содержании работы учителя. При формулировании темы необходимо ответить на вопросы: «Что я делаю? Для чего? С какой целью?». Обычно тема опыта состоит из двух частей. Одна часть отражает направление деятельности педагога, т.е. что он формирует, развивает, совершенствует, отрабатывает у своих учеников, во второй части отражаются средства, способы, пути достижения высоких результатов в обучении и развитии учащихся в указанном направлении. Например, «Приемы обучения учащихся решению нестандартных математических задач».
При формулировании темы можно использовать клише: «Использование… для…», «Приемы (методы)… как средство развития (формирования, совершенствования)…», «… как основа …» и др.
2. При описании актуальности опыта педагог может использовать следующие формулировки: «Для меня эта тема актуальна, потому что…», «Актуальность темы обусловлена …», «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …».
В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном опыте; раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.
Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.
3. Для формулировки цели следует ответить на вопрос: «Чего я хочу добиться в результате своей педагогической деятельности?». В цели опыта должно быть указано, на формирование (совершенствование, развитие) каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся направлен опыт; с помощью каких средств достигнут качественный результат и в какой образовательной ситуации. Если педагог создал электронное средство обучения (ЭСО), то цель его работы будет не «разработка ЭСО», а « совершенствование каких-то знаний либо развитие у учащихся конкретных умений посредством использования данного средства». Цель должна быть диагностичной, т.е. предполагать результат, который можно измерить и определить степень достижения поставленной цели.
При формулировании цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.
4. Задачи, на решение которых направлен педагогический опыт, представляют собой структурные компоненты цели, последовательные действия (шаги) по ее достижению. Чтобы сформулировать задачи, следует ответить на вопрос: «Что я делаю для достижения поставленной цели?». Можно формулировать задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой. Формулировки задач предлагаем начинать с глагола: организовать, выявить, проанализировать, составить, разработать, провести и др. Алгоритм рассуждения может быть следующим: «Для того, чтобы достичь поставленной цели (развитие коммуникативные умения учащихся), следует решить следующие задачи, сформулированные в сфере деятельности учащихся (сформировать умения задавать вопросы разных типов …; отработать навык структурированного монологического высказывания …; обеспечить приобретение учащимися опыта ведения диалога, аргументированного спора …); задачи, сформулированные в сфере деятельности учителя (выделить коммуникативные умения, которые необходимы выпускнику I ступени общего среднего образования …; определить условия, необходимые для развития коммуникативных умений ….; отобрать и использовать в образовательной практике … методы, которые способствуют формированию коммуникативных умений …, оценить эффективность …).
5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:
- «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
- «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
- «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».
6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:
1) «Что у меня получается лучше всего?».
Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):
- обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
- организовывать активную познавательную деятельность, парную и групповую работу, обобщение и систематизацию материала,
- применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
- учить пониманию текста, работать с текстом,
- создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
- использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
- создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.
2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием авторов).
Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.
3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?».
4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы опроса, объяснения, контроля знаний и т.п., формы организации учебной деятельности учащихся, средства для отработки навыков, совершенствования запоминания и т.п.?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы).
5) «В какой системе можно представить мой опыт:
- система работы с 1 по 4 классы;
- система уроков по изучению одного раздела учебной программы;
- система работы на уроке определенного типа;
- система заданий по учебной теме или др.?»
Классификацию (систематизацию) предлагаемых педагогом нововведений можно сделать в форме таблицы, схемы, модели, в которой будут представлены структурные компоненты опыта. Например, методические приемы, направленные на развитие различных умений, и целевое их использование на различных этапах урока. Описывать систему лучше в логике «от общего к частному».
6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».
Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.
7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
- Как можно доказать результативность моего опыта?
- Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
- Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
- По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
- Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).
Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания; формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.
8. Заключение. Перспективы развития опыта
В заключительной части даём ответы на вопросы:
1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?
2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?
3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?
5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?
9. Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.
10. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний, точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.
11. Осуществите самооценку описание опыта своей педагогической деятельности с помощью критериев, прописанных в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», которые размещены на сайте Академии последипломного образования. Этими критериями пользуются и члены квалификационной комиссии при оценке опыта педагогов.
Памятка
Как работать по обобщению опыта?
1. Выявление и планирование.
Выявление опыта происходит в ходе контроля, аттестации педагогов.
Планирование на основе проблем, выявленных в ходе диагностики, опроса. Формулирование темы совместно с педагогом.
2. Методы изучения опыта:
— анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
— посещение и анализ занятий, внеучебных мероприятий;
— изучение методических форм работы педагога, методиста, руководителя;
— изучение рабочей документации;
— анализ результатов творческих конкурсов, проектов.
3. Виды и формы обобщения.
Существует три вида обобщения (показ, рассказ, описание):
— статья, сборник статей (описание);
— подготовка занятия, мастер-класса, организация методической выставки, подготовка творческого отчета (показ);
— организация проблемного круглого стола, проведение пресс-конференции (рассказ).
4. Формы распространения опыта:
традиционные:
— педагогический совет;
— заседание методического объединения;
— творческий отчет;
— конкурсы профессионального мастерства;
— научно-практические конференции;
— наставничество;
— мастер-классы, семинары;
— публикации в методических журналах;
— стажерская площадка;
— педагогические чтения;
современные, инновационные:
— видеоконференции;
-интернет-педсоветы;
— вебфорумы;
— педагогические сетевые сообщества.
5. Составляющие передового опыта:
— технология занятия, элементы технологии;
— авторская программа (образовательная, воспитательная);
— система методических приемов, комплекс упражнений, заданий для развития отдельных качеств, умений;
— эффективные средства обучения (пособия, карточки, таблицы и т.п.);
— реализация принципов обучения (креативность, дифференциация, вариативность и т.п.);
— эффективная система оценки знаний, умений, результатов.
6. Критерии передового педагогического опыта.
— высокая эффективность и устойчивые результаты деятельности на протяжении длительного времени;
— возможность использования опыта другими педагогами;
— актуальность, социологическая значимость, востребованность опыта;
— оптимальность средств, с помощью которых достигаются высокие результаты;
— научная база опыта, соответствие опыта основополагающим теориям педагогики и психологии.
Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности
1. Педагоги выбирают для своего опыта:
- очень широкую тему (например, «Формирование и совершенствование навыка чтения у младших школьников»),
- очень узкую тему (например, «Выкарыстанне дыдактычных гульняў для развіцця пазнавальнай цікавасці на ўроках матэматыкі ў 1 класе пры вывучэнні раздзела “Адназначныя лікі”»),
- тему, в которой указаны не взаимосвязанные понятия (например, «Развитие творческих способностейучащихся начальной школы на уроках литературного чтения посредством использования методов и приёмов технологии развития критического мышления»),
- тему, которая требует раскрытия многих направлений.
2. При описании актуальности опыта педагоги представляют отрицательный опыт собственной деятельности.
3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,
Тема «Использование уровневой дифференциации на уроках русского языка для повышения качества знаний младших школьников».
Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.
Задачи:
- Создать условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
- Формировать адекватную самооценку учащихся путём использования карточек с разноуровневыми заданиями.
- Повысить уровень обучаемости, обученности, качества знаний учащихся посредством организации уроков русского языка на основе уровневой дифференциации.
4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.
5. Учителя, пользуясь различными работами из Интернета, начинают путать практический опыт с научным исследованием, выдумывают гипотезу, методы исследования, эксперимент, т.е. то, чего не проводили. И, как следствие этого, формулируют задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.). Иногда путают понятия «собственный опыт педагогической деятельности» и «инновационный проект, который реализует учреждение образования», и прописывают этапы и результаты реализации проекта. В отдельных случаях опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме либо отчетом по теме самообразования. Тогда некоторые задачи характеризуют не этап обобщения опыта, а его становления – самообразования («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.).
6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.
7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.
8. Опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком», «познавательная деятельность» — «познавательным интересом»).
9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.
10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.
11. Научные термины используются в работе без понимания их сути.
12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.
13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:
- Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список литературы и титульный лист, но без приложения;
- приложение к работе — до 10 страниц;
- страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;
- со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные разделы (главы), а можно писать как статью без выделения структурных частей;
- шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
- параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
- текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
- материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;
- делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];
- литература оформляется согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/. В списке литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.
Литература
1. Богачева, И. В. Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» / И. В. Богачева, И. В. Федоров. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/kvex_att.pdf.
2. Программа квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории. Направление деятельности — учитель начальных классов. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_nach.pdf.
3. Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_trebov.pdf.
Примерная структура описания педагогического опыта
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
1.3. Цели опыта Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.
1.4. Задачи опыта Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом Продолжительность работы, этапы.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2 2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника. 2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3 3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий. Приложение
2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта. Приложение
3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д. Требования к оформлению опыта педагогической деятельности Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21]. Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4) http://vak.org.by/. Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.
4 Образец оформления титульного листа: ____________________________________________________________
(название учреждения образования)
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Иванов Иван Иванович, учитель русского языка 8 (029) 377-23-35; e-mail: [email protected]
Памятка по обобщению опыта педагога.
Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием воспитанников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются обучающиеся.
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы обучающихся, списки литературы и т.д.
Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте.
Обложка (титульный лист):
название учреждения, представляющего материал;
заглавие (название представляемого материала);
Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;
год представления материала.
Информационный лист:
сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;
сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).
Рецензия.
Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).
Аннотация.
Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:
представление автора, составителя;
основное содержание материала об опыте;
читательское назначение материала.
Оглавление.
Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.
Введение.
Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов — дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.
Основная аналитическая часть.
Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.
Выводы и рекомендации.
Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.
Приложение.
Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением.
Обобщение педагогического опыта по учебно — воспитательной работе.
Критерии положительного педагогического опыта, их характеристика:
1. Актуальность. Соответствие: социальному заказу государства, общества, концепции воспитания детей и учащейся молодежи, идеям современной педагогической науки, передовой практике учебно — воспитательной работы.
2. Значимость. Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов; решать задачи учебно — воспитательной работы, вытекающие из социального заказа государства, общества в области воспитания, интересов личности обучающегося.
3. Научная обоснованность. Соответствие практической деятельности положениям современной науки в области учебно – воспитательной работы.
4. Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике учебно — воспитательной работы ( по данным мониторинга).
5. Новизна. Отсутствие аналогов в практике учебно — воспитательной работы.
6. Стабильность. Использование опыта дает на протяжении определенного времени положительные результаты.
7. Рациональность. Опыт должен предполагать наименьшие затраты сил при наибольшем эффекте.
8. Воспроизводимость. Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике учебно — воспитательной работы.
9. Креативность. Наличие атмосферы творчества, радости, подъема.
«Для великих дел необходимо неутомимое постоянство»
Вольтер
Педагогический опыт — совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя и педагога; один из источников развития педагогической науки.
Обучение и воспитание подрастающего поколения — один из сложнейших видов человеческой деятельности. Общие знания в этой области, даваемые педагогическим учебным заведением, сами по себе ещё недостаточны, чтобы всесторонне овладеть профессией учителя и педагога. Только в реальной практике, обогащаясь живым опытом учебно-воспитательной работы, эти знания получают необходимую глубину и гибкость, становятся подлинным руководством к педагогическому действию.
Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого учителя и педагога на протяжении всех лет его деятельности. Это диктуется как богатством самого педагогического искусства, так и возрастанием требований общества к личности, а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности образования, в формах и организации учебно-воспитательной работы. Обучая и воспитывая других, учитель и педагог сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. ч. заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего педагогического опыта.
Процесс этот по своей сути всегда активно-творческий. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, что важен не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Очевидно, что такая мысль должна отражать специфическую сущность всякого педагогического явления — единство взаимодействий воспитателя, воспитанника, воспитательных средств и среды, такая мысль должна отражать внутреннюю связность потока этих явлений в целостном педагогическом процессе. Трудность в том, что мысль, первоначально извлекаемая из опыта, не имеет развитой формы. Повседневно приобретаемый опыт педагога-практика внешне выглядит как фрагментарный, отражающий какие-то части работы учителя и педагога, отдельные стороны педагогического явления. Недооценка этой стороны дела ведёт учителя и педагога к чисто ремесленному накоплению опыта. Почему именно в одном случае получен положительный педагогический эффект, а в другом — отрицательный, в какой мере проявилось действие определённой закономерности или, наоборот, случайного стечения обстоятельств, педагог часто не задумывается. Такой путь накопления опыта малоэффективен. Он требует много лет для приобретения сравнительно заурядной педагогической сноровки. Он толкает к усвоению вместе с содержательными, рациональными приёмами и того, что идёт от педагогической рутины. При такой практике не столько сам учитель и педагог создаёт и овладевает новым опытом, сколько стереотипный «опыт» подчиняет его себе, превращаясь в своего рода шторы на глазах учителя и педагога. Осмысление опыта призвано прежде всего преодолеть эту частичность и расчленённость, увидеть опыт в единстве всех его сторон и связей, в целостном его протекании во времени. Невыполнение этого условия ведёт к тому, что фрагментарность овладевает сознанием самого учителя и педагога, превращается в способ его собственного педагогического видения. Так рождается формальная «педагогика мероприятий». В обучении и воспитании она видит лишь сумму отдельных, заранее спланированных действий, поочередное выполнение которых якобы обеспечивает желаемый учебно-воспитательный результат.
Только творчески анализируя собственную практику, извлекая из неё живую мысль, педагог может избежать этих опасностей, достичь не простой ремесленной опытности, а подняться до высот профессионального мастерства. Извлечение из опыта рационального зерна, «созревание» опыта происходит в реальной учебно-воспитательной практике. Опыт и его осмысление формируются одновременно, в сложных взаимосплетениях. Сама мысль, по отношению к опыту, выступает в различных формах: сначала как «доопытные» идеи, цели, общее знание, с которых учитель и педагог начинает свою работу; затем как мысли-проблемы, рождающиеся из столкновений этого общего знания с реальной практикой (они дают импульс живому поиску), и, наконец, как итоговые мысли, выражающие суть приобретённого опыта, его целостную логику.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.
Определяя качество учебно-воспитательной работы учителей и педагогов, обычно имеют в виду осмысленность, глубину и прочность знаний обучающихся, их умственное развитие, нравственную и эстетическую воспитанность, т.к. эффективность педагогической деятельности оценивается только по ее результатам. Однако при оценке работы учителя и педагога нередко упускается, то, что “качество деятельности влияет на методический уровень учителя и педагога, его профессиональную квалификацию. Есть просто умелый учитель и педагог, который работает на обычном профессиональном уровне, и есть тот, кто проявляет высокое мастерство и творчество, своими находками обогащает искусство обучения и воспитания. Есть и преподаватели, которые поднимаются до уровня педагогического новаторства, вносят существенные изменения в практику”.
Итак, педагогическое творчество – это «всегда новое по отношению к уже имеющемуся, сложившемуся; поиски учителем способов развития своих воспитанников и себя самого, преодоление профессиональных стереотипов, осмысление научной информации».
Творчество – это «всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов научения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества».
Определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает признаки, характеризующие ее как целостный процесс:
- «наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
- социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
- наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
- новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры и общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями.
Уровни педагогического творчества рассматриваются с учетом степени сформированности умения анализировать свой труд и его качественные показатели:
- Первый уровень, информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Это уровень педагога без категории.
- Второй уровень, адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учетом их личных качеств. Это уровень деятельности педагога с категорией на соответствие.
- Третий уровень, рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (высокую эффективность опыта, умение решать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности и неповторимости. На этом уровне осуществляет свою деятельность педагог первой категории.
- Четвертый уровень, научно-исследовательский: педагог умеет определять концептуальную основу собственного поиска, разрабатывать собственную систему деятельности на основе исследования ее результатов. На этом уровне работает педагог высшей категории.
- Пятый уровень, креативно-прогностический: педагог способен выдвигать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, трансформирует ее и, овладев механизмом диагностики, идет от алогичного к логике устоявшихся стереотипов. Это уровень педагога экстра-класса».
В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей и педагогов в отличие от тех, которые уже имеют некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой специалист, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, на наш взгляд, утверждение молодых педагогов не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь, и другие: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства? Чем отличается просто умелый педагог от педагога-мастера, в чем проявляется творчество и чем оно отличается от новаторства?
Базовой характеристикой здесь является понятие «педагогическая умелость». Под педагогической умелостью следует понимать «достаточно хорошее владение учителем и педагогом системой важнейших обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания обучающихся».
Следующей ступенью профессионального роста и совершенствования учителя и педагога является, педагогическое мастерство – «доведенное до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса». От умелости мастерство отличается тем, что это более совершенный уровень, требующий высокой отточенности используемых обучающих и воспитывающих приемов. В нем могут присутствовать и определенные творческие элементы, и даже методическая новизна, но они не обязательны. Главное в нем – эффективное применение психолого-педагогической теории, реализация ее идеи и передового опыта, искусное использование различных, пусть даже известных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании.
Педагогический опыт можно классифицировать как:
- индивидуальный и массовый (коллективный);
- перспективный и бесперспективный;
- реальный и потенциальный;
- положительный и отрицательный;
- передовой и устаревший;
- новаторский;
- творческий и репродуктивный;
- стихийный и планомерно (целенаправленно) сформированный.
Рассмотрим данную классификацию подробно.
Реальный (состоявшийся, наличный) опыт отражает (фиксирует) прошлое, то что «имело место», было, уже прошло.
Потенциальный (возможный, вероятный) опыт всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств.
Положительный (полезный, нужный) опыт требует развития, закрепления, поощрения.
Отрицательный (бесполезный, вредный) опыт требует исключения, препятствия его возникновению и развитию.
Передовой (прогрессивный) опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики и наряду с этим, обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. Передовой опыт выражается в высоких образцах деятельности учителя и педагога, добивающегося в типологических условиях наивысших результатов, не требуя при этом каких-либо кординальных изменений.
Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий, так как то, что для одних педагогов и педагогических коллективов выступает как передовое, новое, для других — пройденный этап.
Новаторский (абсолютно новый, ранее неизвестный) опыт учителя и педагога, оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, т.е. общественное педагогическое знание. «Педагогическое новаторство — это специфическое явление, отличное от сложившегося массового опыта, в известной мере отрицающее сложившиеся традиции, старые или устаревшие приемы, формы, способы обучения и воспитания.» (Советская педагогика. — № 11. — 1986).
Творческий опыт — синоним новаторского опыта. «В его основе — процесс и результат работы по созданию чего-либо нового, неизвестного прежде, следствие осуществления замыслов, идей, принципов, примеров в какой-либо области.» (Советская педагогика. – № 4. — 1986). У новаторского опыта всегда есть автор — педагог или педагогический коллектив.
Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой, невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, не осознавая того, получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные).
Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой замысел (теоретически обоснованный), по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта.
«Творческий рост учителя проходит примерно такие стадии: «массовая практика» («работаю как все») – «положительный опыт» («работаю удачно, лучше некоторых коллег») – «передовой опыт» («работаю иначе и лучше, чем многие коллеги») – «новаторство» («работаю иначе и лучше, чем все»)».
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В,А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с обучающимися:
— педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью обучающихся, творит для себя и от себя;
— педагог соотносит свое творчество с деятельностью коллектива детей, управляет общим творческим процессом;
— педагог создает общую концепцию занятия, учитывает особенности отдельных воспитанников, обеспечивает им индивидуальный подход.
Итак, педагогическое мастерство — это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.
В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Типичные ошибки при обобщении и описании опыта:
1. Обобщение опыта подменяется описанием реального плана деятельности педагога;
2. Не находится истинная основа для обобщения;
3. В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный;
4. При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта;
5. Описывается не существующее, а желаемое;
6. Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле.
Обобщение педагогического опыта — это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.
Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).
1 . Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.
2. Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).
3. Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.
4. Раскрытие путей реализации педагогического опыта.
5. Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).
6. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.
7. Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).
8. Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Туркестанская область
Город Шардара
Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта
Методическое пособие
Подготовила: заместитель директора по научно-методической работе
Карюгина Марина Леонидовна
Квалификационная категория: высшая, педагог – мастер
Стаж работы учителем: 31 год
Стаж работы заместителем директора: 11 лет
2021 год
Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта
Адресованы педагогическим коллективам организации образования, методистам, руководителям МО.
Методическое пособие содержит методические рекомендации, раскрывающие содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. Данные методические рекомендации предназначены для педагогических работников всех уровней образования, занимающихся выявлением, описанием и распространением опыта педагогической деятельности как в процессе методической работы, так и в процессе аттестации на присвоение квалификационных категорий.
Автор: заместитель директора по научно – методической работе ГКУ «Общая средняя школа имени М.Горького» Карюгина Марина Леонидовна, высшая категория, педагог — мастер
Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта
Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
А.М.Кашпировский
Что такое педагогический опыт?
Прежде чем, познакомить вас с основными разделами и этапами обобщения опыта, прежде всего надо усвоить понятие «педагогический опыт». Педагогический опыт – это мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт — это педагогическая практика, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.
Работа по обобщению педагогического опыта — одно из основных направлений деятельности школьной методической службы, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество образования. Цель этой деятельности заключается в повышении качества образования. Предполагаемый результат — совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Передовой опыт – это мастерство.
Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:
-
что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
-
для чего он это делает (с какой целью),
-
как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
-
какой результат после этой работы получается.
Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.
При обобщении и описании своего опыта педагогам необходимо ответить на вопросы:
1) что я делаю (предмет деятельности);
2) для чего я это делаю (какова цель);
3) как я это делаю (алгоритмы, формы, методы);
4) какой это дает результат;
5) за счет чего этот результат достигнут.
Проработав много лет заместителем директора по инновационно – методической работе разработала основные разделы обобщения опыта. Мои учителя успешно прислушиваясь к моим рекомендациям обобщают свой опыт при прохождении аттестации. Структура описания обобщённого педагогического опыта.
1. Сведения об авторе.
-Ф.И.О.
-Образование
-Название (полное) учебного заведения, год его окончания
-Специальность по диплому
-Место работы
-Должность
-Педагогический стаж
-Стаж работы в занимаемой должности
-Квалификация
2. Тема педагогического опыта
Тема опыта должна отражать краткое содержание работы, отражаеть, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности. Тема опыта должна раскрыть вас, как преподавателя, кроме этого, тему надо правильно ее сформулировать. Тема опыта должна быть сформулирована четко, конкретно, грамотно. Для этого учителю необходимо определить, что выносится на защиту (использование средств, приемов, методов и т.п.) как условие, определяющее успехи в его профессиональной деятельности. Тема опыта должна отражать главное направление в содержании работы учителя. При формулировании темы необходимо ответить на вопросы: «Что я делаю? Для чего? С какой целью?». Обычно тема опыта состоит из двух частей. Одна часть отражает направление деятельности педагога, т.е. что он формирует, развивает, совершенствует, отрабатывает у своих учеников, во второй части отражаются средства, способы, пути достижения высоких результатов в обучении и развитии учащихся в указанном направлении. Например, «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии».
При формулировании темы можно использовать клише: «Использование… для…», «Приемы (методы)… как средство развития (формирования, совершенствования)…», «… как основа …» и др.
3. Идея педагогнческого опыта
Идея – это центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей: Цель = конечный результат /средства его достижения. Идея должна следовать теме, а опыт — раскрывать идею. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:
«Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
«Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
«Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».
4. Условия возникновения и становления опыта.
Указать условие становления опыта. Что натолкнуло учителя на идею формирования опыта? Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
-
изучение методической литературы;
-
изучение опыта коллег;
-
курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
-
активное участие в работе городских методических объединений и т.д.
5. Актуальность опыта
Актуальность опыта раскрывает значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначает, кому может быть полезен данный опыт.
При описании актуальности опыта учитель может использовать следующие формулировки: «Для меня эта тема актуальна, потому что…», «Актуальность темы обусловлена …», «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …».
В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном опыте;
Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.
6. Цели и задачи опыта
Для того, чтобы сформулировать цель опыта, следует ответить на главный вопрос: «Чего я хочу добиться в результате своей педагогической деятельности?». В цели опыта должно быть указано, на формирование (совершенствование, развитие) каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся направлен опыт; с помощью каких средств достигнут качественный результат и в какой образовательной ситуации. Цель должна быть диагностичной, т.е. предполагать результат, который можно измерить и определить степень достижения поставленной цели. Например, каким образом можно активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством каких приемов и методов? При формулировании цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.
Определение задач, на решение которых направлен педагогический опыт, представляют собой структурные компоненты цели, последовательные действия (шаги) по ее достижению. Чтобы сформулировать задачи, следует ответить на вопрос: «Что я делаю для достижения поставленной цели?». Формулировки задач предлагаем начинать с глагола: организовать, выявить, проанализировать, составить, разработать, провести и др.
Алгоритм рассуждения может быть следующим: «Для того, чтобы достичь поставленной цели (активизация познавательной деятельности учащихся), следует решить следующие задачи, сформулированные в сфере деятельности учащихся (сформировать умения задавать вопросы разных типов …; отработать навык структурированного монологического высказывания …; обеспечить приобретение учащимися опыта ведения диалога, аргументированного спора …); отобрать и использовать в образовательной практике … методы, которые способствуют активизации познавательной деятельности…, оценить эффективность приемов и методов познавательной деятельности …).
7. Новизна опыта
При описании сущности педагогического опыта, необходимо подчеркнуть отличие опыта от уже существующего, его новизну, степень новизны.
Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.
8. Теоретическая база опыта
В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.
Анализ литературы целесообразно проводить проблемно, при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается.
В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею.
Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения – это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
Здесь необходимо указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая возможности новых открытий, педагог должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.
Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего рода принципах, основных положениях, которыми руководствуется педагог для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.
Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование
9. Технология опыта.
Здесь отражается последовательность действий — осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.
Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация воспитательно — образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта.
Содержание и этапы реализации. Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.
Раскрытие методики во всей ее операционной, технологической полноте и последовательности; полное, последовательное описание приемов, методов. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы.
10. Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом отражает период с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным — до момента выявления результативности опыта. Она состоит из 3 этапов:
1 этап – теоретический. На этом этапе учитель изучает методическую и педагогическую литературу, анализирует опыт других по данной теме.
2 этап – основной / операционно-деятельностный/
3 этап – рефлексивный / обобщающий/
11. Результативность опыта
Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе учителю самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
-
Как можно доказать результативность моего опыта?
-
Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
-
Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
-
По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
-
Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Критерии результативности следует вывести из поставленной цели и задач или из структурных компонентов описываемого направления деятельности.
Результативность — это обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т.п.). Определить возможность получения стабильно высоких результатов (уровень воспитанности, интеллектуального развития).
Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?) определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; раскрытие пределов и границ применяемости обобщенного опыта;
12. Адресная направленность
Здесь необходимо указать каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.), определить область применения опыта (в начальной школе, в среднем звене, в старшем звене и т.д.).
13. Основные выводы
В заключительной части необходимо дать ответы на вопросы:
-
какова результативность работы, что она дает педагогам и детям;
-
возможности и условия использования данного опыта в массовой практике.
-
точность и однозначность стиля описания опыта, использование аналитических суждений и высказываний.
14. Приложение к опыту работы
В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т.п.
Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо отобрать образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, структурно-логические схемы и т.д.
Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:
-
авторские программы, проекты.
-
фото материалы, компьютерные презентации опыта
-
выступления на методических мероприятиях;
-
дидактический материал;
-
материалы, подтверждающие результативность опыта.
-
публикации в СМИ;
-
творческие работы.
15. Список используемых источников
В конце оформления педагогического опыта нужно обязательно указать используемых источников, чтобы ваша работа не оказалась плагиатом
Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности
1. Педагоги выбирают для своего опыта:
-
очень широкую тему (например, «Формирование и совершенствование навыка чтения у младших школьников»),
-
очень узкую тему (например, Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 1 классе при изучении раздела “однозначные числа”»),
-
тему, в которой указаны не взаимосвязанные понятия (например, «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения посредством использования методов и приёмов технологии развития критического мышления»),
-
тему, которая требует раскрытия многих направлений.
2. При описании актуальности опыта педагоги представляют отрицательный опыт собственной деятельности.
3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,
Тема «Использование уровневой дифференциации на уроках русского языка для повышения качества знаний младших школьников».
Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.
Задачи:
-
Создать условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
-
Формировать адекватную самооценку учащихся путём использования карточек с разноуровневыми заданиями.
-
Повысить уровень обучаемости, обученности, качества знаний учащихся посредством организации уроков русского языка на основе уровневой дифференциации.
4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.
5. Учителя, пользуясь различными работами из Интернета, начинают путать практический опыт с научным исследованием, выдумывают гипотезу, методы исследования, эксперимент, т.е. то, чего не проводили. И, как следствие этого, формулируют задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.). Иногда путают понятия «собственный опыт педагогической деятельности» и «инновационный проект, который реализует учреждение образования», и прописывают этапы и результаты реализации проекта. В отдельных случаях опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме либо отчетом по теме самообразования. Тогда некоторые задачи характеризуют не этап обобщения опыта, а его становления – самообразования («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.).
6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.
7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.
8. Опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком», «познавательная деятельность» — «познавательным интересом»).
9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.
10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.
11. Научные термины используютс в работе без понимания их сути.
12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.
13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).
Памятка учителю, обобщающему свой опыт.
-
Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать её как можно конкретнее.
-
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
-
Внимательно следите за методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.
-
Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
-
Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
-
Определите форму обобщения. Это могут доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
-
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса) затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые могут быть использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
-
Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
-
Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
-
Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
-
При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.
-
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.). Работая над обобщением собственного опыта старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования). Обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.
-
Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического оп
Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно. Данная методические рекомендации созданы для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта.
Список использованный источников:
-
https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_obobscheniyu_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta-481299.htm
-
https://chaltyrddt.rostovschool.ru/?section_id=69
-
https://lopatichi.schools.by/pages/rekomendatsii-po-obobscheniju-i-opisaniju-sobstvennogo-opyta-pedagogicheskoj-dejatelnosti
-
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/shema_opisaniya_peredovogo_pedagogicheskogo_opita_160815.html