Загрузить PDF
Загрузить PDF
2 часа ночи перед написанием обобщающего эссе на экзамене в школе или колледже. К сожалению, вы понятия не имеете, что такое обобщающее эссе, и уж тем более как его писать. Не бойтесь, WikiHow здесь, чтобы помочь! Обобщающее эссе или обобщающая работа объединяет различные идеи и информацию из нескольких источников в единое целое. Написание обобщающего эссе требует способности классифицировать информацию и представлять ее в организованном виде. Хотя этот навык развивается в средней школе и колледже, он также пригодится в бизнесе и мире рекламы. Перейдите к шагу 1, чтобы узнать, как написать обобщающее эссе.
-
1
Понимайте цель обобщающего эссе. Целью обобщающего эссе является найти конструктивные связи между частями работы или несколькими работами с целью, в конечном итоге, представления и подтверждения какой-либо идеи по определенной теме. Другими словами, когда вы будете изучать тему, вы будете искать связи, которые могут выстроить цепочку убедительных доказательств определенной точки зрения по теме. Типы обобщающего эссе можно классифицировать следующим образом[1]
:- Обобщение-аргумент: Этот тип эссе имеет сильное тезисное утверждение, которое представляет точку зрения автора. Соответствующая информация, полученная в результате исследований, организована в логическом порядке, чтобы подтвердить эту точку зрения. Официальные бизнес-документы, известные как позиционные документы, часто имеют эту форму. Этот тип обобщающего эссе студенты пишут во время теста по углубленному изучению предмета.
- Обобщение-обзор: Часто пишется как предварительный этап к аргументированному обобщению, обзор — это обсуждение того, что было написано ранее по данной теме, с критическим анализом источников. Как правило, необходимо сделать дополнительные исследования в этой области, т. к. проблема не освещена надлежащим образом. Этот тип работы является общим для студентов, изучающих социальные науки и медицину.
- Обобщение-пояснение: Этот тип эссе помогает читателям понять тему путем классификации фактов для облегчения читателям их для дальнейшего понимания. В нем не защищается определенная точка зрения, и если в нем присутствует тезисное утверждение, то тезис является слабым. Некоторые бизнес-документы имеют такой вид, хотя они, скорее всего, имеют свою точку зрения.[2]
-
2
Выберите тему, подходящую для обобщающего эссе. Ваша тема должна быть достаточно широкой для того, чтобы объединить вместе нескольких связанных между собой источников, но не настолько широкой, чтобы объединять разрозненные источники. Если у вас есть возможность свободно выбирать тему, предварительное чтение источников может помочь вам решить, о чем писать. Тем не менее, если вы пишете обобщающее эссе в школе, вам может быть дана тема или нужно выбрать ее из списка.[3]
- Пример общей темы, суженной в разумных пределах для обобщающего эссе: Вместо широкой темы социальных средств массовой информации, вы можете обсудить ваше мнение о влиянии смс-сообщений, которое они оказали на английский язык.
-
3
Тщательно отберите и внимательно прочитайте ваши источники. Если вы сдаете тест по углубленному изучению предметов, источники будут вам предоставлены. Вы должны выбрать не менее трех источников для вашего эссе, и, возможно, еще один или два, в зависимости от количества времени, которым вы располагаете для изучения темы и написания работы. Ищите материал в ваших источниках, который связан с причиной, по которой вы пишете ваше эссе (т. е. ваш аргумент).[4]
-
4
Разработайте тезисное утверждение. После прочтения источников, которые вы получили или нашли сами, вам придется сформулировать свое мнение по вашей теме. Ваш тезис будет главной идеей, представленной в эссе. Следует охватить тему и высказать свою точку зрения по этой теме. Тезис надо сформулировать в виде полного предложения. В зависимости от эссе, ваше тезисное утверждение может быть либо первым предложением, начинающим эссе, либо последним предложением первого абзаца.[5]
- Пример: Отправка текстовых сообщений оказала положительное влияние на английский язык, так как это помогло поколению двухтысячных создать свою собственную форму языка.
-
5
Перечитайте источники, чтобы найти идеи, доказывающие ваш тезис. Просмотрите свои источники и выберите ключевые цитаты, статистику, идеи и факты, которые поддерживают ваш тезис. Запишите их. Вы будете использовать их на протяжении всего эссе.[6]
- Если вы планируете принять претензии оппонентов и опровергнуть их теорию, вы должны также найти некоторые цитаты, которые идут против вашего тезиса, и обдумать способы их опровержения.
- Пример:: Для тезисного утверждения, приведенного выше, отличным решением будет включение цитат лингвистов, обсуждающих новые слова, которые образовались в рамках «смс-общения», статистических данных, которые показывают, что английский язык изменялся почти при каждом поколении, и фактов, которые показывают, что студенты до сих пор знают грамматику и правописание (ваши оппоненты будут приводить этот аргумент в качестве основной причины того, что текстовые сообщения имели негативное влияние на английский язык).
Реклама
-
1
Составьте план вашего эссе. Вы можете либо сделать это в виде обычного плана на бумаге, либо сформулировать его в уме, но вы должны решить, как представить свой материал в наиболее выгодной форме. Если вы пишете эту работу для теста по углубленному изучению предмета, знайте, что проверяющие будут искать определенную структуру. Эта структура выглядит следующим образом[7]
:- Вводный параграф: 1. Вводное предложение, которое действует как крючок удочки, захватывая интерес читателя. 2. Определение вопроса, который вы будете обсуждать. 3. Ваше тезисное утверждение.
- Основная часть: 1. Начните с предложения, в котором раскрывается причина, почему следует поддерживать ваш тезис. 2. Ваше объяснение и мнение по теме вопроса. 3. Доказательства из ваших источников, поддерживающих утверждение, которое вы только что сделали. 4. Объяснение значимости источника (ов).
- Заключительный параграф: 1. Обозначение значимости вашей темы путем доказательств и размышлений, рассмотренных в статье. 2. Глубокомысленное или наводящее на размышления завершение работы.
-
2
Используйте более творческую структуру, чтобы представить ваши тезисы. Иногда вы должны использовать более сложную структуру, чем перечисленная выше. Вы можете использовать один или несколько из этих методов, чтобы организовать свое эссе[8]
:- Пример / иллюстрация. Это может быть подробный пересказ, резюме или прямая цитата из вашего исходного материала, который поддерживает вашу точку зрения. Вы можете использовать более одного примера или иллюстрации, если ваша работа требует этого. Но вы не должны делать из вашей работы серию примеров, вместо доказательства вашего тезиса.
- Метод «пугала». С помощью этой техники вы представляете аргумент, противоположный аргументу в вашем эссе, а затем показываете слабости и недостатки с помощью контраргументов. Такая структура показывает вашу осведомленность о противоположных мнениях и вашу готовность ответить на них. Вы представляете контраргумент сразу после тезиса, за которым следует опровержение, а заканчиваете положительным аргументом, который поддерживает ваш тезис.
- Метод уступки. Метод уступок построен аналогично методу пугала, но он признает справедливость контраргумента, показывая, что первоначальный аргумент сильнее. Эта структура хорошо подходит в случае, если читатели занимают противоположную точку зрения.
- Сравнение и контраст. Эта структура сравнивает сходства и подчеркивает различия между двумя объектами или источниками, чтобы показать все грани. Использование этой структуры требует тщательного чтения исходного материала, чтобы найти основные моменты сходства и различия. Этот вид эссе может представлять свои аргументы источник за источником или по чертам сходства или различия.
-
3
Правильно структурируйте второстепенную информацию. Хотя большинство обобщающих эссе полностью сосредоточены на доказательстве тезиса, в некоторых работах представлены идеи, найденные в источниках, вместо того, чтобы сосредотачиваться на авторской точке зрения. Есть два основных способа построения такого рода обобщающих эссе:
- Краткое изложение. Эта структура представляет собой резюме каждого из ваших источников, усиливая аргументы в пользу вашего тезиса. Это обеспечивает конкретные доказательства вашей точки зрения, но, как правило, не дает возможности представить свое собственное мнение. Эта структура наиболее часто используется обзорных статей.
- Список аргументов. Это серия из подпунктов, которые вытекают из главного тезиса вашей работы. Каждый аргумент подкрепляется доказательствами. Как и при кратком изложении, аргументы должны становиться все более сильными, наиболее сильный аргумент должен быть последним.
Реклама
-
1
Напишите черновик в соответствии с вашим планом. Будьте готовы отклониться от вашего плана, если вы найдете новые идеи и информацию, которые подтверждают ваш тезис. Если вы пишете обобщение на экзамене, у вас будет время для написания только одного черновика, поэтому пишите его как можно лучше.[9]
- Ваше эссе должно иметь вводный параграф, который включает ваш тезис, основную часть, в которой представлены доказательства в поддержку вашего тезиса, и вывод, в котором подводятся итоги.
-
2
Пишите в третьем лице. Употребляйте местоимения «он», «она», используйте полные, недвусмысленные предложения. Предоставьте достаточно информации, чтобы ваши аргументы были убедительными. Вы должны писать в активном залоге насколько это возможно, хотя пассивный залог является приемлемым, если вы используете первое («я») или второе лицо («вы»).
-
3
Используйте переходы между абзацами, чтобы сделать ход мыслей логичным. Переходы являются отличной возможностью показать, где ваши источники дополняют друг друга: «Теория Хальстрема о фиксации цен поддерживается в работе Пеннингтон «Скалолаз экономики», где она отмечает следующее:
- Продолжительные котировки трех линий или более, как правило, следует объединить в блок, чтобы привлечь к ним внимание читателей.
Реклама
-
1
Перечитайте свое эссе. В это время можно усилить аргументы и улучшить переходы между пунктами и абзацами. Вы должны попытаться изложить ваш аргумент в сжатой и доступной для понимания форме, насколько это возможно. Полезно читать эссе вслух, потому что когда вы читаете вслух, у вас больше шансов заметить любые неуклюжие предложения или бессвязные рассуждения.
- Попросите кого-нибудь откорректировать вашу работу. Пословицу «одна голова хорошо, а две лучше» еще никто не отменял. Попросите друга или коллегу просмотреть вашу работу. Что бы они добавить или убрали? Самый главный вопрос: имеет ли ваш аргумент смысл и достаточно ли он хорошо доказан вашими источниками?
-
2
Откорректируйте работу. Вы должны просмотреть вашу работу на предмет грамматических, пунктуационных или орфографических ошибок. Все ли имена и названия написаны правильно? Есть ли неуместные предложения или фрагменты? Исправьте их.
-
3
Сделайте ссылки на источники. В большинстве работ это делается с помощью сносок в основной части эссе и библиографического списка цитируемых работ в конце. Сноски и кавычки следует использовать для любого цитируемого или перефразируемого материала. Если вы пишете это эссе во время экзамена, вы не будете использовать определенный систему цитирования, но вам нужно указать, какой источник вы использовали.
- Пример цитирования в обобщающем эссе на экзамене: Макферсон утверждает: «Текстовые сообщения изменили английский язык в положительную сторону — они дали новому поколению свой собственный уникальный способ общения» (Источник Е).
- Для университетского эссе, вы, скорее всего, будете использовать формат MLA. Какой бы формат вы ни использовали, будьте последовательны в его использовании. Вам также может быть предложено использовать стиль APA или Чикаго стиль.
-
4
Озаглавьте ваше эссе. Название должно отражать точку зрения вашего тезисного утверждения. Выбор названия после написания работы гарантирует, что название будет соответствовать вашему эссе, вместо того, чтобы подстраивать эссе под название.
- Пример названия:: Английский и iPhone: изучение преимуществ текстовых сообщений.
Реклама
Советы
- Так же, как название должно соответствовать вашему эссе, вместо того, чтобы подстраивать эссе под название, ваш тезис должен направлять последующее исследование, вместо того, чтобы дальнейшие исследования изменяли ваш тезис, если вы не обнаружите, что выбрали неправильный тезис.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 7153 раза.
Была ли эта статья полезной?
Обобщающее слово – примеры, правило (8 класс, русский язык)
Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных могут оказаться обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления. В статье мы поговорим именно о таких словах.
Что такое обобщающие слова
Обобщающие слова называют более общее, родовое, понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.
Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.
Какие знаки требуются при обобщающих словах
Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков при обобщающих словах.
Если обобщающее слово предшествует перечислению, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».
Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».
Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после перечисления предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после перечисления – тире.
Приведем пример.
«Повсюду: на скамейке, на дорожке, на ветвях деревьев – лежал сне».
Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.
При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.
Каким членом предложения является обобщающее слово
Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.
Приведем примеры предложений с обобщающими словами.
Что мы узнали?
При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после перечисления – тире. Если после перечисления предложение продолжается, там тоже необходимо тире.
Источник
Что такое обобщение?
Ответ или решение 2
С помощью обобщения можно объединить разные предметы, которые в совокупности по смыслу имеют общее значение.
1. Мандарин, апельсин, яблоко, банан, киви, груша.
Эти предметы можно объединить в одну группу. Это фрукты.
Что такое обобщение
Например, что такое роза, гвоздика, ромашка? Это цветы. Слово «цветы» и будет обобщением.
Ещё примеры. Примеры простые и примеры посложнее.
Теперь, наверное, что такое обобщение стало всем понятно, просто и легко.
Посмотрите ещё раз на приведённые выше примеры. Вы заметили, что менее общие слова являются однородными членами предложения и разделяются запятыми? Заметили, что если однородные слова стоят перед обобщающим словом, то перед обобщением всегда стоит тире? А если однородные слова стоят после обобщающего слова, то после обобщения ставится двоеточие? Если заметили, то хорошо. Если не заметили, то обратите внимание.
Как записывать обобщающие слова
Можно сделать обобщения и без перечисления слов с менее общим смыслом, как в примерах выше. Если этого требует задание, например, по биологии, математике и т.д.
Обобщающие цепочки
Приведём ещё примеры таких обобщающих цепочек.
Источник
Обобщающие слова при однородных членах
При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед или после однородных членов.
Обобщающие слова — это слова, стоящие при однородных членах и указывающие их общее значение. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
В саду росли цветы: розы, тюльпаны, нарциссы.
Слово цветы — это обобщающее слово. И обобщающее слово (цветы), и однородные члены (розы, тюльпаны, нарциссы) являются подлежащими.
В схемах предложений с обобщающими словами, обобщающие слова обозначаются так – .
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие местоимения и наречия : всё, всё это, все, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда. Например:
Радовались все: родители, ученики, учителя.
У нас никогда не бывает хорошей погоды: ни летом, ни зимой, ни весной, ни осенью.
После обобщающих слов перед однородными членами иногда могут стоять уточняющие слова: как-то, а именно, например — указывающие, что дальше пойдёт перечисление. Перед уточняющим словом ставиться запятая, а после него двоеточие:
Я хорошо подготовился к походу, а именно: купил палатку, взял спички, вставил батарейки в фонарик.
[, а именно :
,
и
.]
Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов, могут быть употреблены вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и др. — имеющие значение итога. После вводного слова перед обобщающим, ставится запятая:
В комнате, на кухне, в коридоре – короче говоря, всюду был ужасный беспорядок.
Знаки препинания при обобщающих словах
В предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения ставятся двоеточие и тире.
Двоеточие ставится после обобщающего слова, если оно стоит перед однородными членами предложения:
В саду росли разные деревья : дубы, каштаны и липы.
[ :
,
и
.]
Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения.
Бумага, краски, карандаши – всё было аккуратно сложено.
[,
,
–
.]
Двоеточие и тире. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед остальной частью предложения, ставится тире.
Фрукты : яблоки, груши, сливы – начинали уже созревать.
Источник
Обобщающее слово
Всего получено оценок: 567.
Всего получено оценок: 567.
Предложения в русском языке нередко бывают осложнены однородными членами. А при однородных членах могут быть обобщающие слова, которые требуют особого пунктуационного оформления. В статье мы поговорим именно о таких словах.
Что такое обобщающие слова
Обобщающие слова называют более общее, родовое понятие при более узких, видовых. Например, смородина, малина, черника – это ягоды. «Ягоды» – более широкое понятие по отношению к «смородине, малине, чернике» и может стать поэтому обобщающим словом. Но при перечислении обобщающие слова есть далеко не всегда. Это, скорее, нечастое явление.
Ни в коем случае обобщающее слово не может отвечать на другой вопрос, нежели однородные члены; поэтому глагол не может быть обобщающим для существительных, а существительное – для прилагательных.
Какие знаки требуются при обобщающих словах
Изучая в 8 классе русский язык, школьники знакомятся и с правилом постановки знаков препинания при обобщающих словах.
Если обобщающее слово предшествует однородным членам, после него ставится двоеточие («Мы посадили на клумбе цветы: астры, герберы, хризантемы»). Обобщающее слово – «цветы», так как оно является более широким понятием по отношению к «астрам, герберам и хризантемам».
Если в предложении мы видим сначала группу однородных членов, а затем обобщающее слово, то перед ним ставится тире: «Красные, желтые, белые – разноцветные лепестки усыпали дорожку».
Наконец, иногда бывает так, что обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Тогда надо после обобщающего слова поставить двоеточие, а после однородных членов – тире.
Приведем пример.
Обобщающими словами нередко становятся местоимения и наречия «все», «всё», «всюду», «везде», «никто», «никогда» и т.п.
При однородных членах в предложениях с обобщающими словами запятые ставятся по общему правилу.
Каким членом предложения является обобщающее слово
Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные.
Приведем примеры предложений с обобщающими словами.
Что мы узнали?
При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые называют более широкое понятие при перечислении. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные. После обобщающего слова ставится двоеточие. Перед обобщающим словом после однородных членов – тире. Если после однородных членов предложение продолжается, там тоже необходимо тире.
Источник
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.
Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.
Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.
С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.
Рассмотрим это на примерах.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.
Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.
Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:
Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.
Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:
Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О– …]. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.
Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.
Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и фасад дома отражались в озере.
Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.
Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.
Источник
«Все делают общие выводы из одного примера. По крайней мере, я делаю именно так.» — Влад Талтош, «Исола», Стивен Браст
Мой старый преподаватель, Дэвид Берман, любил говорить о том, что он называл «заблуждением о типичном разуме». Иллюстрировал он это следующим примером:
В конце 19 века происходили споры о том, чем является «воображение» — просто речевым оборотом или реальным феноменом. То есть, способны ли люди действительно создавать в уме изображения, которые они наглядно видят, или они просто используют фразу «Я мысленно себе это представил» в качестве метафоры?
Когда я это услышал, моей первой реакцией было «Как, #@$%, можно об этом спорить? Естественно, мы можем представлять вещи в уме. Любой кто так не думает — либо настолько фанатичный бихевиорист, что не доверяет собственному опыту, либо просто безумен». К сожалению, профессор мог привести огромный список достаточно известных людей, отрицавших существование мысленных образов, включая видных людей той эпохи. И всё это до того как бихевиоризм вообще появился.
Спор был разрешён Фрэнсисом Галтоном, удивительным человеком, который помимо прочих достижений изобрёл евгенику, «мудрость толпы» и стандартное отклонение. Галтон давал людям очень детальные опросники и выяснил, что некоторые люди способны пользоваться мысленными образами, а некоторые — нет. Те, кто мог, попросту предполагали что все могут так же, те же кто не мог, предполагали что никто не может представлять вещи в уме. Уверенность людей в своей правоте была столь непоколебима, что временами они придумывали совершенно абсурдные объяснения — например, что другие врут или просто не понимают вопроса. Способность представлять вещи в уме варьировалась в широких пределах: примерно пять процентов опрошенных обладали абсолютным эйдетическим воображением1, и примерно пять процентов были совершенно неспособны формировать изображение в уме2.
Доктор Берман назвал эту тенденцию людей считать, что структура их мышления может быть обобщена для применения к другим людям, «заблуждением о типичном разуме».
Он взялся за эту идею и развил её. Он интерпретировал некоторые отрывки биографии Джорджа Беркли, чтобы показать что у Беркли было эйдетическое воображение, и именно поэтому идея Вселенной как чувственного восприятия так его интересовала. Он также предположил, что опыт сознания и квалиа варьируется так же, как воображение, и что философы, отрицавшие их существование (Райл? Деннет? Бихевиористы?), просто были людьми, чей мозг был лишён возможности легко испытывать квалиа. В целом, он верил, что философия разума полна примеров философов, взявших за образец собственный умственный опыт и строивших теории на его основе, и других философов с другим умственным опытом, критикующих первых и не понимающих, как можно было так ошибиться.
Формально, термин «заблуждение о типичном разуме» можно применять лишь к моделям структуры нашего мышления. Но я находил и множество примеров, связанных скорее с психикой, нежели с разумом: тенденцию обобщать на основе собственной личности и поведения.
К примеру, я — один из самых глубоких интровертов, которых вам, скорее всего, доводилось встречать; более замкнутые люди вообще ни с кем не контактируют. В течении всей школьной жизни я подозревал, что другие дети имеют что-то против меня. Они постоянно хватали меня, когда я был чем-то занят, и пытались втянуть меня в какие-то свои игры с друзьями. Когда я протестовал, они не обращали внимания и говорили мне, что я должен бросить свои бессмысленные занятия и пойти с ними. Я считал их хулиганами, специально пытающимися достать меня, и постоянно придумывал способы спрятаться от них или отпугнуть.
В конце концов я понял, что это было двойным непониманием. Они считали, что я должен быть таким же, как они, и единственное, что мешало мне участвовать в их играх — это стеснительность. Я же считал, что они — такие же, как я, и единственное, что может заставить их отрывать занятого человека от дела, — это желание ему досадить.
Также: я не переношу шум. Если кто-нибудь шумит, я не могу спать, не могу учиться, не могу сконцентрироваться, не могу делать ничего — только биться головой в стену и надеяться, что они прекратят шуметь. Одно время у меня была шумная соседка по дому. Когда я просил её быть потише, она говорила, что я слишком чувствительный, и мне стоит просто отдохнуть. Я не скажу, что был сильно лучше неё: она была жуткой чистюлей и постоянно возмущалась из-за того, что я оставлял вещи где попало. Я же, в свою очередь, говорил, что ей стоит просто отдохнуть, и всё равно незаметно, есть на комоде пыль или нет. Мне не приходило в голову, что эта чистоплотность была для неё так же необходима и безусловна, как тишина для меня, и дело действительно было в разнице способов обработки информации у нас в мозге, а не просто в тараканах у неё в голове.
Фразы «просто тараканы в её голове» и «просто слишком чувствителен» говорят нам о проблеме, связанной с заблуждением о типичной психике, а именно: заблуждение о типичной психике невидимо. Мы склонны преуменьшать роль разной организации мышления в разногласиях, и приписывать проблемы тому, что другой участник конфликта намеренно или случайно действует нам наперекор. Я знаю, что громкий шум серьёзно мучит и изнуряет меня, но когда я говорю об этом с другими, они думают что я просто немного помешан на тишине. Подумайте о тех бедолагах, неспособных создавать визуальные образы, которые считают, что все остальные просто метафорически рассуждают об образах в своём воображении и не собираются отказываться от этих метафор.
Я пишу сюда потому, что именно рациональность может помочь нам справиться с этими проблемами.
Есть определённые доказательства тому, что наш обычный способ взаимодействия с людьми включает в себя что-то вроде моделирования их внутри нашего собственного мозга. Мы думаем о том, как бы мы отреагировали, делаем поправку на различия между людьми, и предполагаем, что другой человек будет действовать именно так. Этот способ взаимодействия очень привлекателен, и часто кажется, будто он должен неплохо работать.
Но если статистика говорит нам, что метод, который работает с вами, необязательно сработает с кем-нибудь другим, то вера своему внутреннему чутью — это именно заблуждение о типичной психике. Надо быть хорошим рационалистом, отбросить внутреннее чутье и следовать за данными.
Я понял это, когда недавно работал школьным учителем. Много книг посвящены методам преподавания, которые нравятся студентам и способствуют лучшему усвоению материала. В свои школьные годы я был, эм-м… подвергнут ряду этих методов, и у меня не осталось никакого желания мучить своих студентов подобным образом. И когда я попробовал разные креативные подходы, которые, как мне казалось, понравились бы мне-ученику… всё окончилось полной неудачей. Что же в конце концов сработало? Методы, близкие к тем, которые я так ненавидел в детстве. Ох. Ладно. Теперь я знаю, почему они так широко используются. А я-то всю жизнь думал, что мои учителя — просто ужасные педагоги, не понимая, что я просто странный статистический выброс, на которого подобные методы не действуют.
Я пишу сюда ещё и потому, что мне кажется эта тема имеет отношение к обсуждению соблазнения, которое проходит в обсуждении Bardic, начатом MBlume. Там есть много не слишком лестных вещей о женщинах, в которые тем не менее верят мужчины. Некоторые считают, что женщины никогда не согласятся на романтические отношения со своими друзьями-мужчинами, предпочитая альфа-самцов, которые к ним в итоге плохо относятся. Другие считают, что женщины сами хотят, чтобы им врали и обманывали их. Я мог бы продолжать, но думаю в том обсуждении всё это и так неплохо представлено.
Тем не менее, от большинства женщин я слышу, что это полная ерунда и женщины вовсе не такие. Что же тут происходит?
Ну, боюсь, я в чём-то верю «соблазнителям». Они вложили много сил и времени в своё «искусство» и, по крайней мере по собственным заявлениям, довольно в этом успешны. И все эти несчастные романтически разочарованные парни, которых я встречаю, не могут полностью ошибаться.
Моя теория состоит в том, что женщины в данном случае становятся жертвой заблуждения о типичной психике. Те женщины, которых я об этом спрашивал — далеко не репрезентативная выборка из всех женщин. Это такие женщины, с которыми стеснительный и довольно замкнутый парень знаком и может поговорить о психологии. Точно так же, женщины, которые пишут в Интернете на эту тему — не репрезентативная выборка. Это женщины с хорошим образованием, у которых есть чётко выраженное мнение по гендерным вопросам и время, чтобы писать о своём мнении в блог.
И, чтобы не показаться шовинистом, то же самое справедливо и для мужчин. Я слышу много плохого о мужчинах (особенно с точки зрения их отношения к романтике), но я не могу сказать такого о себе, своих близких друзьях или о ком-либо, кого я знаю. Но эти мнения настолько распространены и так широко поддерживаются, что у меня есть определённый повод им верить.
Эта статья становится всё менее строгой и всё дальше уходит от темы заблуждения о типичном разуме. Сначала я перешёл к заблуждению о типичной психике, чтобы обсудить материи скорее психологического и социального плана, нежели умственного. А теперь она расширилась так, чтобы включить в себя и другую похожую ошибку — суждение о всех людях по собственному социальному кругу, убеждение в том, что твоё окружение репрезентативно; такое убеждение очень редко оказывается верным3.
Изначально статья называлась «Заблуждение о типичном разуме», но я убрал из названия все намёки и переименовал её в «Обобщение на одном примере», потому что именно это связывает все перечисленные ошибки. Мы непосредственно знаем только один разум, одну психику, один социальный круг, и нам хочется считать их типичными даже в присутствии доказательств обратного.
Для читателей LessWrong это, думаю, особенно важно, так как эти люди, насколько я могу судить, в большинстве своём выпадают из общего ряда на любом из изобретённых психометрических тестов.
Что такое обобщение
Обобщение — это переход от менее общего к более общему. Это такое слово или словосочетание, которое называет сразу несколько предметов, понятий, явлений, обобщая их.
Например, что такое роза, гвоздика, ромашка? Это цветы. Слово «цветы» и будет обобщением.
Ещё примеры. Примеры простые и примеры посложнее.
- Красный, оранжевый, зелёный — цвета. Слово «цвета» — обобщение
- Стул, стол, шкаф — мебель. Слово «мебель» — обобщение
- Дождь, снег, гроза — явления природы. Словосочетание «явления природы» — обобщение
- Зима, весна, осень, лето — времена года. Словосочетание «времена года» — обобщение
- Шапка, шарф, свитер — одежда. Слово «одежда» — обобщение.
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол — части речи. Словосочетание «части речи» — обобщение
- Школьные предметы: история, математика, литература. Словосочетание «школьные предметы» — обобщение
- Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Словосочетание «геометрические фигуры» — обобщение
- Поля, рощи, тропинки и дорожки — всё освещено солнцем. Слово «всё» — обобщение
- На листве деревьев, на густой траве, на лепестках цветов — всюду блестели капли дождя. Слово «всюду» — обобщение
-
Ничто не укрылось от моего взгляда: ни убранство комнаты, ни портреты на стенах, ни изысканный костюм хозяйки. Обобщающее слово «ничто».
Теперь, наверное, что такое обобщение стало всем понятно, просто и легко.
Посмотрите ещё раз на приведённые выше примеры. Вы заметили, что менее общие слова являются однородными членами предложения и разделяются запятыми? Заметили, что если однородные слова стоят перед обобщающим словом, то перед обобщением всегда стоит тире? А если однородные слова стоят после обобщающего слова, то после обобщения ставится двоеточие? Если заметили, то хорошо. Если не заметили, то обратите внимание.
Как записывать обобщающие слова
- Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов предложения, то перед обобщающим словом всегда ставится тире «-«
- Если обобщающее слово перед рядом однородных членов предложения, то после обобщения ставится двоеточие «:»
Напомним, что однородные члены предложения — это слова, которые относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления, на письме разделяются запятой.
Можно сделать обобщения и без перечисления слов с менее общим смыслом, как в примерах выше. Если этого требует задание, например, по биологии, математике и т.д.
Обобщающие цепочки
Например, роза — цветок — растение — флора — живая природа.
Разберём цепочку обобщений.
Роза — начальное слово менее общее по смыслу, чем цветок. Слово «цветок» в этом случае — обобщение.
Далее: цветок — растение. Тут цветок становится менее общим по смыслу, чем растение. Ведь растения включают в себя не только цветы, но и кустарники, деревья, травы и т.д. Значит слово «растение» — обобщение.
Следующая пара в нашей цепочке: растение — флора. Здесь слово «растение» будет менее общее по смыслу, чем слово «флора». Ведь флора — это вообще весь растительный мир, включая, к примеру и грибы, которые, как известно растениями не являются. Флора — обобщающее слово.
И так далее.
Приведём ещё примеры таких обобщающих цепочек.
- Равносторонний треугольник — треугольник — геометрическая фигура
- Чайная ложка — ложка — столовый прибор — предмет сервировки — предмет домашнего обихода — предмет быта
- Чёрный хлеб — хлеб — мучное изделие — продукт питания
- Осенняя куртка — куртка — верхняя одежда — одежда — текстиль