Что такое кейсы и кейс-метод
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.
Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:
- Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
- Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
- Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.
В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.
Профессор HBS Крис Кристен сен (Chris Christensen) написал сотни кейсов и считается чемпионом по обучению кейс-методу
Отличительные особенности кейс-метода
Решение кейсов состоит из нескольких шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.
Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.
В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.
Как пишутся кейсы
Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес-журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.
Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной компании. При необходимости бизнес-ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию. Чтобы сделать кейс более приближенным к реальности, его готовят в тесном сотрудничестве с представителями компании: авторы кейса обсуждают проблему с топ-менеджерами, проводят интервью с сотрудниками, собирают данные из разных отделов. Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов консалтинговых компаний, исследований рынков, информации для инвесторов, статистических данных.
Поскольку цель кейса — обучение и/или проверка конкретных умений, в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.
Качественный кейс должен объединять в себе пять ключевых аспектов:
Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности.
По формату использования выделяют:
- Executive-кейсы (1–2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
- Тематические кейсы (3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
- Гарвардские кейсы (в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.
По уровню сложности кейсы могут быть:
- Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
- «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
- Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.
Структура классического (гарвардского) кейса
Использование кейс-метода в образовании на примере зарубежных школ
Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.
В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод — это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.
В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.
Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.
В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.
В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.
Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.
Интересные факты о кейсах
- Каждый год преподаватели HBS создают на основе реальных бизнес-ситуаций около 350 кейсов. На написание кейса уходит от одного до четырех месяцев.
- В разгар Второй мировой войны преподаватели HBS написали 600 специальных кейсов для обучения военных сотрудников.
- В среднем за два года каждый слушатель программы МВА в HBS изучает 500–600 кейсов и тратит на это до 80–90 % своего учебного времени.
- В HBS распространена практика, когда реальный прототип главного героя кейса присутствует при его разборе (лично или в видеорежиме), отвечает на вопросы студентов, комментирует их решение и объясняет, как и почему он поступил в реальной ситуации.
- В мае 2008 года в HBS было принято решение диверсифицировать формат кейсов, сделать их более изящными, литературными, в яркой обложке и продавать как книги возле касс в магазинах. Подобные кейсы могут предназначаться, например, для домохозяек. Для этого HBS уже подписала контракт с популярным американским автором женских романов Даниэлой Стил.
- Считается, что чаще всего героями кейсов являются топ-менеджеры. Однако также существуют кейсы, посвященные спортсменам, деятелям культуры, общественным лидерам и государственным служащим. Так, известны кейсы, посвященные бывшему главному тренеру «Манчестер Юнайтед» сэру Алексу Фергюсону, теннисистке Марии Шараповой и даже Леди Гаге.
- В HBS функционирует Kids Case Discussions — специальный детский класс для детей выпускников школы. Занятия проводят преподаватели университета, и дети обсуждают с ними настоящие, неадаптированные гарвардские кейсы
- Около 80 % кейсов, использующихся для обучения во всем мире, написаны преподавателями Гарвардской школы бизнеса (HBS). Эти бизнес-задачи подробно разбираются на Школе Changellenge >>, а знания применяются на практике. Вы на протяжении одной недели будете вместе с другими участниками интенсива реализовывать консалтинговый проект с настоящим клиентом.
Рекомендуем:
- Как организовать эффективную работу в команде?
- Готовься к кейсам, которые помогут попасть на работу мечты
- Как решать IT- кейс?
- Как решать кейсы
Теги
Написание кейса.
Для того чтобы учебный процесс на основе
метода-кейсa был эффективным, необходимы два условия:
– хороший кейс. Сase – пример, взятый из реального
ситуации (учебной, экономической, сферы бизнеса), представляет собой не просто
правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий
понять ситуацию. Хороший кейс должен
соответствовать следующим требованиям:
·
соответствовать
четко поставленной цели создания;
·
иметь
соответствующий уровень трудности;
·
иллюстрировать
несколько аспектов экономической жизни;
·
быть
актуальным на сегодняшний день;
·
не устаревать
слишком быстро;
·
иллюстрировать
типичные ситуации;
·
развивать
аналитическое мышление;
·
провоцировать
дискуссию;
·
иметь
несколько решений.
– методика использования в
учебном процессе.
Применение
метода case-study должно быть методически обосновано и обеспечено. Это
необходимо как на уровне организации учебно-воспитательного процесса по
образовательной программе в целом, так и на уровне планирования его отдельным
преподавателем.
Необходима
экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где
применение метода case-study дает гораздо больший эффект, чем традиционные
технологии обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения на
методическом совете и являться целью повышения учебных достижений учащихся, квалификации
преподавателей.
Качество кейса оценивается
тремя критериями:
1.
Достаточный
объем первичных и статистических данных.
2.
Участие
топ-менеджера компании в процессе написания кейса.
3.
Наличие
захватывающей бизнес-ситуации, позволяющий применить разнообразные методы
анализа при поиске решения.
Откуда брать ситуации?
Самый лучший путь получения конкретных
ситуаций—
придумать их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных
ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть
данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех
полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень непросто.
Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на
вопрос: откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки
которого и рождается более или менее удачная ситуация?
Первый вариант – состоит в том, что за основу
берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой
получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или
консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации.
Второй вариант — использование вторичных
источников, прежде всего информации, «рассыпанной» в средствах
массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных
вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д.
Третий вариант, по всей видимости наименее
распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации.
При использовании кейс–метода в
практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного
метода:
– как указывалось выше, кейс–метод
предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых
неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и
учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на
его выработку;
– результатом такой деятельности является
не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы.
Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной
деятельности обучающихся.
– важным достоинством кейс–метода является
и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Кейсы по объему могут быть от нескольких
строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности
учащихся.
Как
разработать кейс?
Ряд типовых шагов для создания кейса:
1. Определение темы и вопроса исследования;
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора
материала и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев
дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения
ситуации.
5 КЛЮЧЕВЫХ
КРИТЕРИЕВ, которые позволяют отличать кейс от другого учебного материала:
1. Источник. Источником создания любого кейса являются
люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
2. Процесс отбора
информации. При отборе
информации необходимо ориентироваться на учебные цели, т.е. на те, которые вы
ставите к определенному уроку или системе уроков. Данные должны быть реально
нужными для той сферы, которую описывает кейс, иначе может не возникнуть
интереса к содержанию кейса.
3. Содержание. Должно также отражать учебные цели. Кейс
может быть коротким или длинным, может содержать материал конкретный или
обобщенный. Однако следует избегать чрезмерно насыщенной информации или
информации, напрямую не относящейся к рассматриваемой теме. В целом кейс должен
содержать дозированную информацию, которая позволила бы учащимся сразу войти в
проблему и получить все данные для её решения.
4. Проверка. Это апробация нового кейса непосредственно в
учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который ранее
рассматривался в других классах. Изучение реакции на кейс необходимо для
получения максимального учебного результата
5. Процесс устаревания. Большинство кейсов постепенно устаревает,
поскольку новая ситуация, новые усилия требуют новых подходов. Проблемы,
рассмотренные с кейсе, должны быть актуальными (например для старшеклассников
весьма актуальна подготовка к ЕГЭ )
Кейсы на уроках
http://86mmc-yugorsk.edusite.ru/DswMedia/21_master.pdf
Как найти
ситуацию для кейса?
Виды ситуаций:
– Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы
на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в
кейс-технологии, общий объем не более одной страницы.
– Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи).
Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести
анализ и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены
для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Данный тип задач
может иметь несколько уровней сложности в зависимости от исходной степени
структурирования представленного в ситуации материала. Например, наличие
избыточной информации, отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной
задачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в
ситуации, и т.д.
– Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем,
лежащих в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от
слушателя знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Наряду с
числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая
фактор неопределенности в выборе решения. В таких ситуациях обычно заранее
известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не
менее привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени
доказательности выбранного решения. Тем самым функциональные ситуации
ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.
–Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь
однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных
факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее
сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не
позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения.
Привлекательность же таких ситуаций состоит в том, что они ориентированы на
формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на
формирование ключевой компетенции.
Основные этапы
создания кейсов:
1. Формирование дидактических целей кейса
2. Определение проблемной ситуации
3. Построение программной карты кейса, состоящей из 8основных
тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Название доминирующей функции кейса
5. Тип кейса Характеристика функции кейса
Примеры
– Тренинг. Тренировочный. Тренировка
обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях. Тренировка
практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий.
– Обучение. Обучающий.
Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов. Квадратное
уравнение: показательное, логарифмическое, тригонометрическое.
– Анализ. Аналитический. Выработка
умений и навыков аналитической деятельности. Анализ
явлений и объектов любой науки и практики.
– Исследование. Исследовательский. Получение
нового знания относительно развивающихся объектов. Исследовательский
проект. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает
деятельность института, проверка ее соответствия реальности.
– Систематизация. Систематизиующий. Систематизация
ситуационного знания Разнообразные статистические материалы, анализ
средних температур, график движения и т.д.
– Прогнозирование. Прогностический. Получение
сведений о развитии данной системы
Прогноз событий.
Требования к кейсу
– Развернутая характеристика. Проблема.
Сложный и скрытый характер проблемы.
– Концепция должна быть основной кейса. Действия.
Многовариантность, реальность, напряженность.
– Решения. Возможность принятия решений, их
многовариантность, неоднозначность, наличие риска
– Опыт. Концентрируется в содержании.
– Информация.
Информативность и многоплановость. Объем.
Краткость.
– Выбор жанра кейса.
Обучающие цели кейса и его
объем определяют использование той или иной формы и структуры
СТРУКТУРА КЕЙСА:
1. КОМПЛЕКСНЫЙ (МОДУЛЬНЫЙ) КЕЙС
содержит, как правило, большой
(20 и более страниц) объем информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов,
компьютерных программ и т.п.
2. КЕЙС — ИЗЛОЖЕНИЕ
Содержит рассказ о каких-либо
ситуациях, явлениях, проблемах, путях их решения, а также основные выводы по
теме.
3. КЕЙС — ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Содержит небольшой объем данных,
может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
4. КЕЙС – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Содержит небольшой или средний
объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны
выполнить задание по теме.
5. КЕЙС СО СТРУКТУРИРОВАННЫМИ
ВОПРОСАМИ
Содержит перечень вопросов после
основного текста, а его обсуждение построено на основе этих вопросов. Вопросы к
кейсу можно разделить на «обучающие», призванные закрепить полученные знания, и
«проблемные», развивающие приемы творческого, аналитического мышления.
РАБОТУ С КЕЙСОМ
МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ
2 СПОСОБАМИ
1. каждая группа
разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических занятий
2. все группы работают над
одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске
оптимальных решений
Написание текста
кейса.
1. Диагностика правильности и эффективности кейса;
проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной
схеме, для выяснения эффективности данного кейса. Подготовка
окончательного варианта кейса.
2. Внедрение кейса в практику обучения, его применение
при проведении учебных занятии, а также его публикацию с целью распространения
в преподавательском обществе.
3. Подготовка методических рекомендаций по использованию
кейса: Разработка задания для учащихся и возможных вопросов
для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий
учащихся и наличие у учащихся.
4. Профессиональная готовность преподавателя. Базовых
теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа
и исследования научных и производственных процессов и явлений; навыков
участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование
разнообразных форм организации учебного процесса; предварительной
самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии. К
формированию интегрированного межпредметного знания; использованию
методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному
удержанию класса на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий
регламент обсуж-дения.11 преподавателя в момент обсуждения кейса.
Кейс-метод в учебном процессе
Идея обучения с помощью кейсов зародилась и впервые была реализована в Гарвардской школе бизнеса. Предложенный метод зарекомендовал себя как эффективный в практике бизнес-образования, поэтому и получил распространение во многих университетах мира.
Заметим, что на качество обучения влияет не только формат подачи материала, но и мотивация самих студентов к обучению. Об этом мы рассказывали ранее в материале
30 правил мотивации студентов Гарварда
.
Гарвардская школа бизнеса выделяет значительную часть времени на разбор кейсов, сохраняя приоритетное значение case-study в обучении бизнесу. Поэтому каждый студент Гарварда за время своего обучения решает сотни кейсов. Методология case-study применяется не только в бизнес-образовании, но и в юриспруденции, медицине и других направлениях.
В России эта методология применяется относительно недавно, начиная с 90-х годов, но многие вузы уже подхватили идею коллег с Запада и активно применяют ее в своих учебных планах.
Давайте разберемся, что же из себя представляет кейс-метод и почему его стоит использовать во время занятий.
Прежде всего, кейс 一 описание конкретной ситуации в любой сфере, а также описание определенной проблемы или задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.
Кейс-метод является интерактивной технологией обучения, поскольку вовлекает всех ее участников в дискуссию. Студенты должны применить полученные теоретические знания, свои личные качества и умения для решения практической задачи, предложенной в кейсе. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени, вводные данные могут противоречить друг другу.
Очевидно, что абсолютно все занятия не могут быть построены исключительно на решении кейсов. Преподаватель также должен уметь проводить интересные семинары. О том,
как их подготовить
, мы рассказывали ранее.
Кейс-метод отличается от традиционного подхода в обучении. В таблице ниже отражены главные отличия этих методов обучения.
Таблица. Отличия кейс-метода от традиционного подхода в обучении
Для чего нужен кейс-метод
Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений у студентов, способствует развитию soft skills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.
Креативность студентов и умение находить новые нестандартные решения помогает развить дизайн-мышление. Подробнее о том, что это такое и как его применить в обучении,
читайте в нашем материале
.
Какие бывают разновидности кейсов
По источнику исходной информации выделяют следующие виды кейсов:
- основанные на фактическом материале. Варианты решения заложенной в кейсе проблемы могут существовать в реальности и применяться в настоящее время;
- смоделированные кейсы (предполагаемые ситуации).
По степени сложности кейсы бывают:
- низкой сложности (это иллюстрация к теории на занятии, такие кейсы подразумевают нахождение ответов на поставленные вопросы);
- средней сложности (небольшое описание ситуации, эти кейсы требуют обсуждения содержания и решаются чаще всего на занятии);
- высокой сложности (это ситуации-проблемы, которые предполагают проведение исследовательской работы от нескольких дней до нескольких месяцев с представлением результатов).
По формату использования выделяют три вида кейсов:
- executive-кейсы (объем: до 2 страниц). Используются в качестве иллюстрации теоретического материала для проверки узких навыков;
- тематические кейсы (объем: 3–5 страниц). Предназначены для разбора в аудитории, иногда требуют предварительной подготовки студентов;
- полноформатные (гарвардские) кейсы (объем: 20–25 страниц). Их особенность в том, что студентам предоставляется большой объем информации, которую нужно «отфильтровать». Такие кейсы предполагают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней с презентацией полученных результатов.
VUCA-кейсы
VUCA (volatility ー нестабильность, uncertainty ー неопределенность, complexity ー сложность, ambiguity ー неоднозначность).
VUCA 一 концепция, описывающая не временное состояние среды, а новую современную реальность, к которой важно адаптироваться и быть готовым на уровне компетенций, поведения и мышления.
Чем полезны VUCA-кейсы
Кейсы, разработанные на основе VUCA-концепции, учат студентов принимать решения в условиях неполноты/ограниченности информации, находить смысл в противоречивой и разнородной информации, а также искать связи между разными факторами.
VUCA-кейсы позволяют развить вариативность мышления, способность переключаться между разными альтернативами, отказываться от своего решения в пользу лучшего для конкретной ситуации. Кроме того, такие кейсы помогают сформировать коммуникативную модель принятия решений, терпимость к противоречиям. Также немаловажно, что решение VUCA-кейсов помогают студентам научиться сохранять психологический комфорт в ситуации информационной перегрузки.
Как составить хороший кейс
Чтобы решение кейса дало необходимые результаты, к его составлению стоит подойти ответственно и учесть основные требования.
Кейс должен быть ориентирован на конкретную аудиторию. Содержание кейса должно соответствовать уровню знаний студентов.
Преподавателю и студенту должно быть понятно, зачем написан кейс. Стоит обозначить, какие учебные цели могут быть достигнуты с его помощью. Рекомендуется моделировать ситуации, с которыми будущим молодым специалистам придется столкнуться в своей профессиональной деятельности.
Убедитесь в достоверности фактов. Как правило, самостоятельно кейсы не придумывают авторы, они опираются на реальные события, которые связаны с учебным предметом. Допускается подготовка кейсов на основе открытых публикаций и ситуаций, с которыми обычно сталкивается компания. Желательно, чтобы кейс строился на реальных событиях, в центре которых находятся лица, принимающие решения.
У описываемой ситуации должен быть проблемный характер. Кейс должен быть структурирован таким образом, чтобы давать возможность студентам самостоятельно добывать нужную информацию из текста. Проблема должна задевать читателя, побуждать к поиску решения. Важно, чтобы кейс не имел очевидного и единственного верного решения. В ходе решения кейса между студентами должна возникнуть дискуссия для лучшего усвоения учебного материала.
Кейс должен быть живо и увлекательно описан. Здесь важно заинтересовать студентов и пробудить у них желание обсудить материал. Это возможно с помощью грамотного сторителлинга (от англ. storytelling 一 рассказывание историй). Сторителлинг как основа хорошего кейса способен донести до аудитории историю и заинтересовать ее. Есть принципы, учитывая которые, вы сможете написать хорошую историю:
- история имеет эмоциональную окраску;
- у этой истории есть сверхзадача: вам понятно, как вы хотите повлиять на студентов. История содержит определенный конфликт, столкновение интересов или обстоятельств;
- у истории есть своя композиция: завязка, кульминация, развязка;
- история должна содержать вывод, но студент должен выйти на него самостоятельно.
Учитывайте эти принципы для построения кейса, он не оставит студента равнодушным.
Не допускайте прямого авторского (то есть вашего) комментария. В кейсе описывается ситуация, к которой его составитель вряд ли имеет отношение, поэтому рассказы от своего лица считаются неуместными.
Учитывайте межфункциональные аспекты деятельности организации в кейсе. Если в контексте кейса рассматриваются проблемы отдела маркетинга, то они они должны быть связаны с вопросами отдела финансов, стратегического планирования и других.
Учитывайте временной аспект проблемной ситуации в кейсе. Студенты должны быть ориентированы относительно последовательности происходящих в кейсе событий и времени.
Предоставьте необходимое количество информации. Кейс должен содержать необходимое количество информации для решения. При составлении кейса следует стремиться к тому, чтобы избегать информационной напряженности, выстраивать кейс так, чтобы впоследствии избегать споров о фактах. То, что может быть воспринято как новое, обязательно должно быть объяснено (информация о компании, продукте и прочее).
При подготовке кейсов необходимо придерживаться определенной структуры:
- текст самого кейса;
- вопросы для обсуждения;
- приложения (таблицы, справки).
Этапы разработки кейсов
1 этап 一 определение учебных целей кейса: для какой аудитории он будет подготовлен, какой уровень подготовки требуется для работы, какие навыки он поможет развить и какие учебные задачи поможет решить.
2 этап 一 поиск компании и установление контакта с ней. Кейс может быть составлен на основе вторичной информации, доступной в СМИ, тогда согласований с компанией не требуется. Если кейс большой, обойтись только вторичной информацией не получится.
Если вы нашли компанию, на основе данных который вы хотели бы подготовить учебный кейс, постарайтесь ее чем-то заинтересовать или задействуйте свои связи, чтобы ваше сотрудничество состоялось.
Почему компании может быть интересно принять участие в разработке кейса:
- компания получит дополнительный инструмент распространения информации о себе и своей продукции;
- при решении кейса студенты могут затронуть вопросы, о которых сотрудники компании не думали;
- студенты могут предложить такие решения, которые уже сегодня можно будет внедрять в компании;
- после успешного решения кейса компания может предложить работу студенту, и тем самым обзавестись ценным сотрудником.
3 этап 一 сбор первичной и вторичной информации, необходимой для составления кейса. Когда вы договорились с компанией о совместном учебном проекте, можно приступать к сбору данных для кейса. Узнайте, кто бы вам мог предоставить материалы и рассказать больше о жизни компании. На встречах с представителями компании рекомендуется меньше говорить и больше слушать, ни в коем случае не вступать в споры.
4 этап 一 разработка текста кейса. Разумно начинать с разработки плана кейса и ключевых тезисов. При подготовке кейса держите в голове задачу, которую решает этот кейс. На этом этапе формируется описание проблемы, компонуется собранный в компании материал.
5 этап 一 рецензирование и апробация кейса. Рецензирование позволяет устранить структурные, смысловые и стилистические огрехи. Апробация нужна для того, чтобы проверить эффективность кейса в аудитории.
6 этап 一 согласование кейса с компанией. На этом этапе необходимо получить разрешение на публикацию и широкое использование кейса. Желательно, чтобы компания предоставила разрешение в письменном виде.
7 этап 一 публикация кейса. Кейсы могут публиковаться как с методическими указаниями, так и без них.
Где найти готовые кейсы
Высшая школа менеджмента СПбГУ 一 крупнейший центр создания учебных кейсов по практике ведения бизнеса в России.
На начало 2021 года в коллекции ВШМ СПбГУ насчитывалось 244 единицы материалов: 143 кейса и 101 методическая рекомендация для преподавателей по работе с кейсами. С коллекцией кейсов можно ознакомиться
на странице
.
Changellenge активно сотрудничает с ведущими компаниями из разных отраслей и проводит кейс-чемпионаты. В открытом доступе представлены кейсы для
Coca Cola HBC Russia
и
НИПИГАЗ
.
На платформе Changellenge собрано более 100 кейсов, разработанных совместно с Danone, МТС, СИБУР, Сбербанк, Unilever другими крупными компаниями. Кейсы адаптированы под учебную программу вуза. Доступ к базе кейсов открыт тем вузам, которые оформили подписку.
В заключении статьи хотим поделиться интересными фактами о кейсах:
- Каждый год в Гарвардской школе бизнеса создаются кейсы на основе реальных бизнес-ситуаций (в среднем 350 кейсов);
- На написание кейса в Гарварде уходит 1–4 месяца;
- Во время Второй мировой войны преподаватели Гарварда подготовили 600 специальных кейсов для обучения военных сотрудников;
- В Гарвардской школе бизнеса распространена практика, когда реальный прототип главного героя кейса присутствует при его разборе (лично или в видеорежиме), отвечает на вопросы студентов, комментирует их решения и объясняет, как и почему он поступил в реальной ситуации.
- Считается, что чаще всего героями кейсов являются топ-менеджеры. Однако существуют кейсы, которые посвящены деятелям культуры, спортсменам или общественным лидерам. Например, есть кейсы, посвященные бывшему главному тренеру «Манчестер Юнайтед» сэру Алексу Фергюсону, теннисистке Марии Шараповой и даже Леди Гаге.
На основе описанных требований к составлению кейсов и конкретных примеров при желании вы самостоятельно сможете разработать собственные варианты для учебных занятий. Или пойти по более простому пути и использовать удачные кейсы коллег.
Понравился ли Вам материал?
Знания, не применяемые на практике, подобны богатствам, лежащим в сундуках или под матрацом — они мертвы. И первое, что необходимо сделать любому человеку, который учит — это объяснить, зачем эти знания вообще нужны.
Один из способов получить реальные, работающие на практике инструменты — это метод кейсов или «case study».
Зародился этот метод в Гарвардской школе в 1924 году. Уже тогда преподавателям стало понятно — нет и никогда не будет учебника с теорией для предпринимателей и бизнесменов. Их первым решением этой проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Если раньше метод кейсов использовался только в бизнес школах и на курсах менеджмента, то сейчас case-study применяется практически в любой области гуманитарного знания, будь то политология, региональное развитие или управление кадрами.
Большинство воспринимает case study как отражение конкретных проблемных ситуаций и создание из них некой головоломки, задачи, которую обучающимся предстоит обмозговать и найти решение. Возможно, даже более эффективное, чем было найдено в реальной жизни. Однако мне хотелось бы ознакомить вас с более широким методом, который включает в себя совокупность кейсов и их типологизацию. Разберём пошагово, как он работает:
Шаг 1. Подборка кейсов
Решите для себя, какую область вы планируете изучать, а затем подбирайте кейсы по конкретным критериям. Если у вас возникают проблемы с управлением персоналом, следует подбирать похожие случаи, если вы хотите улучшить качество статей, можно сделать их подборку по критериям обратной связи (как на неё отреагировали) и времени публикации (что тогда происходило в мире, особенно в рамках целевой аудитории). Вы можете использовать этот метод даже подобрать кейсы ссор с вашим другом, чтобы предотвратить их.
Самое важное — это выработать правильные критерии, чтобы отсеять ненужные кейсы. Схему, которую я описываю, я использовал в курсовой работе для поиска инструментов разрешения этнических конфликтов. Когда я создал своё рабочее понятие «этнический конфликт» и выработал его критерии, у меня отсеялось около четверти подобранных мною кейсов, поскольку была только видимость того, что эти кейсы мне подходят.
Шаг 2. Типологизация критериев
Теперь, когда мы имеем набор кейсов, которые нам подходят. Следующий шаг заключается в анализе кейсов на критерии, по которым их можно разделить на группы. Критериев должно быть несколько, чтобы подборка была более разнообразной. Например, если мы имеем набор кейсов «ссоры с близкими людьми», то критериями могут быть длительность ссоры, причина ссоры, исход ссоры и возраст участников ссоры. Если это «проблемные моменты в управлении интернет-журналом», то за критерии можно взять масштаб (сколько людей его читает), причину возникшей проблемы, количество ресурсов интернет-журнала.
Чтобы было попроще, разберём типологизацию на первом примере. Изначально у нас получается примерно такая табличка:
В нашей пробной модели мы имеем 4 критерия, которые разделены на 3 или 4 варианта. Варианты следует подбирать в зависимости от кейса. Нет смысла указывать в длительности вариант длиннее, чем был у вас или те причины или исходы, которых нет в ваших кейсах.
Шаг 3. Создание групп
Итак, мы имеем 4х4х4х3=192 варианта групп. Нетрудно догадаться, что такое количество нам без надобности. Наша задача — создать сетку для конкретных кейсов и выбрать только те группы, в которые можно поместить достаточное количество кейсов (хотя бы от трёх). Формирование групп для кейсов — это довольно своеобразный процесс, который требует подборки и сравнения разных вариантов. Но, в итоге, методом проб и ошибок, группирование кейсов в своей завершённой форме выглядит примерно так:
В итоге должно получиться несколько групп, объединённых по выработанным признакам, в которых помещено несколько кейсов.
Шаг 4. Сравнительный анализ кейсов каждой группы. Извлечение инструментов
Теперь, когда мы протипологизировали все имеющиеся у нас кейсы, пришла пора спросить: а для чего мы всё это делали? Мы составили группы кейсов, которые похожи по определённым признакам. Для чего? Конечно же для того, чтобы сравнить их! Ведь если эти кейсы похожи, значит, у них есть общие инструменты решения. Проанализируйте ситуации каждой группы поочерёдно. Что у них общего? Как вы в них себя вели? А как могли бы себя повести? Чего вы хотели добиться? Если вы сами не участвовали в этой кейсе, то у вас есть прекрасная возможность отследить, как поступали другие люди, и к каким результатам пришли они. А также подумать, как бы сделали это вы? Может быть, у вас нашлось бы решение лучше?
В результате подобного анализа из каждой группы можно извлечь общие инструменты: какие-либо действия, которые совершались в той или иной ситуации для достижения своих целей (в нашем случае, с целью примирения)
Шаг 5. Применение выработанной сетки
Если определённый инструмент встречается в каждом кейсе из определённой группы, то его можно использовать в любом последующем кейсе, который происходит на данный момент. Чтобы было понятней, напишем краткий алгоритм, который состоит всего из двух простейших пунктов:
- Вот вы с кем-то поссорились. Что вы делаете в первую очередь, когда у вас есть созданная вами таблица? Вы думаете, к какой из групп следует отнести случившуюся ссору.
- Когда вы выбрали группу, настало время посмотреть, какие же инструменты в ней используются? Ага! Когда была подобна ссора, я (или кто-то другой) применял это, это, и ещё вот это и всё закончилось благополучно! А вот так делать не надо в этом случае, потому что всё закончилось плохо, когда я так поступил. Хорошо, теперь я знаю, как мне надо действовать!
Преимущество этого метода в том, что чем больше вы его используете, чем больше вы имеете кейсов и тем более полна и универсальна будет ваша сетка (таблица). Это похоже на самообучающуюся систему, которая эффективно принимает решения на основе уже имеющегося у неё опыта.+
Развивайте, дополняйте и преобразуйте свои знания! Именно в процессе практического применения сухая и безжизненная теория обретает яркость и раскрывается во всём многообразии своих интересных и увлекательнейших аспектов.
Метод кейсов начали использовать в образовании сравнительно недавно, но он стремительно набирает популярность и демонстрирует высокую эффективность.
Основное отличие этого метода от традиционных учебных методик состоит в том, что кейс не имеет однозначно верного решения. Каждый студент может предложить наиболее оптимальный, по его мнению, выход из предлагаемой ситуации. В методе кейсов упор делается не на результат, а на поиск путей решения и их обсуждение.
Многие учащиеся, столкнувшись с кейсами впервые, не знают, как подступиться к заданию, отличному от традиционных и привычных задач. Разберемся в том, что такое кейсы, как их решать и оформлять. Но сначала немного истории.
Определение и история
Кейс – от латинского casus – проблема или ситуация, требующая решения.
Решения кейса нет в учебниках, его следует искать только в собственной голове. Теория и практика, как известно, идут бок о бок, но вместе с тем стоят на разных берегах. Даже если взять все учебники мира, в них не найдется описания ситуаций, которые случаются в реальной жизни.
Именно об этом задумались мудрые профессора Гарвардского университета в 1924 году. Подготовить специалистов по современным специальностям с использованием имеющихся учебников было просто невозможно.
Тогда университет организовал семинары, где предприниматели и бизнесмены рассказывали студентам о реальных проблемах, с которыми сталкивались их компании. Учащимся нужно было предложить свое решение, которое каждый выбирал индивидуально.
Такой метод обучения быстро принес результаты. Благодаря кейсам выпускники получали практический опыт еще в стенах университета и были хорошо подготовлены к решению нестандартных задач.
Если во всем мире кейсы стали популярны уже в 50-х годах 20 века, то в систему образования России этот метод пришел только после миллениума. Сейчас кейс-задания активно используются в образовании, и недооценивать их пользу просто безответственно.
Каких целей помогает добиться рассмотрение кейс-ситуаций в рамках учебного процесса?
- Развитие интеллектуальных способностей;
- умение аргументированно защитить свою позицию;
- устойчивость к стрессам;
- развитие коммуникативных способностей и умения работать в команде.
Кейсы существуют почти во всех сферах знаний. Ведь проблемные ситуации возникают и могут быть смоделированы в каждой профессии: медицине, юриспруденции, педагогике, психологии, бизнес-аналитике.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Кейсы в бизнесе
Кейсы активно используются не только в обучении, но и в бизнесе. Чтобы привлечь новых клиентов, компания может написать кейс на основе какой-то конкретной ситуации.
Пример: компания занимается сносом зданий. В кейсе, размещенном на сайте, рассматривается задача по сносу старой электростанции в городе Толочин. Потенциальный заказчик, ознакомившись с кейсом, сразу видит, как происходит работа, какое используется оборудование, как решаются реальные практические задачи. Иными словами — это наглядная демонстрация услуги в действии.
Таким образом, кейс является мощным средством продвижения услуг и продуктов.
Еще одно популярное применение кейсов – использование их на собеседованиях. Вместо изучения резюме соискателям предлагают пройти кейс-интервью и предложить решения нескольких ситуаций, после чего сразу становится понятно, подходит ли кандидат на должность.
Вот пример кейса для собеседования.
Ситуация: поэтесса Марина Цветаева осталась без работы. Она умеет переводить с французского и немецкого, имеет музыкальное и филологическое образование. Вы — ее агент. Каковы ваши действия для того, чтоб успешно помочь Марине найти работу? При решении ситуации можно пользоваться данными из биографии поэтессы.
Как видите, однозначного решения у такого задания действительно нет, зато пути его решения позволят судить о таких качествах, как умение вести переговоры и грамотно аргументировать.
Как написать и оформить кейс
Многие задают себе вопрос: как правильно оформить кейс? Кейс – нестандартная задача, поэтому при его оформлении можно не придерживаться строгих правил. Иными словами, оформление кейса – не такая серьезная задача, как оформление курсовой или диплома.
Однако соблюдать общие рекомендации все же нужно. Ниже приведем примерный план по написанию кейса. Сразу скажем, что в зависимости от вида задания этот план может и должен меняться.
Что должен содержать кейс:
- Заголовок. Важно, чтобы заголовок отражал суть кейса и заранее давал представление о ситуации, которая будет рассматриваться далее.
- Описание ситуации. Это как раздел «дано» в задачах по физике. Чтобы информация воспринималась легче, ситуацию можно разбить на пункты.
- Поиск решений. Подробное описание, анализ путей решения кейса и выбор оптимального варианта выхода из ситуации. Здесь нужно рассмотреть все возможные варианты с указанием предполагаемых последствий.
- Описание результата. В этом пункте описывается результат действий по решению проблемы. Что было, что стало и почему.
Рекомендуется выбирать комфортный и легкий для чтения шрифт. В оформлении кейса приветствуется использование иллюстративных материалов: графиков, диаграмм, видеороликов, таблиц. Часто кейсы оформляют в виде презентаций.
Любой опыт дается трудным путем проб и ошибок. Сейчас вы можете избежать этого, обратившись за выполнением кейса к нашим авторам. Мы не только решим задания, но и поможем оформить документ или кейс-презентацию, которую останется только сдать на проверку преподавателю. Учитесь легко и получайте новый опыт вместе с Zaochnik!
О чем речь? Кейс-метод – это инструмент образовательного процесса, с помощью которого решаются сложные задачи, не имеющие одного верного решения. Данный способ требует творческого подхода, а разбираемая ситуация должна быть реальной.
Где применяется? Метод кейсов известен давно, еще с античности, но полное признание получил примерно в 20-х годах ХХ века. Сегодня эта технология применяется и в вузах, и в бизнес-школах, и в детсадах. При этом требования и этапы схожи для каждой из этих сфер.
Суть кейс-метода
Кейс (от англ. сase) представляет собой описание некой конкретной ситуации или случая, включающего в себя проблему, требующую решения. Как правило, строится на реальных фактах.
Таким образом, решить кейс – значит провести анализ предлагаемой ситуации или случая и найти наиболее рациональное решение проблемы. Например: юрист решает кейс, анализируя все подробности дела, учитывая тонкости законодательства в конкретной ситуации и предлагая клиенту наилучший выход из ситуации.
Сотрудники любой сферы решают кейсы каждый день. Врач, ставя пациенту диагноз и выбирая лечение, также анализирует существующие проблемы и ищет оптимальный путь для их устранения. В менеджменте кейс-метод используется постоянно. Он присутствует на всех этапах бизнес-процесса. Ведь имеет значение каждая деталь: какой продукт выбрать для продажи, как его лучше прорекламировать, с какими партнёрами сотрудничать.
Методы кейс-технологии активно применяются и в образовании. Этот современный подход к обучению очень эффективен и показывает высокие результаты. Если сравнивать с традиционными способами, то данная технология имеет ряд плюсов:
- Практическая направленность.
Такой вид организации обучения позволяет использовать теоретическую базу знаний для решения практических проблем. Кейс-метод в обучении позволяет более полно погрузиться в понятия и проблемы, связанные с организацией и развитием бизнеса. Он более эффективен, чем прослушивание лекций или практика, предусмотренная обучением, так как она предполагает исключительно узкий участок работ.
- Интерактивный формат.
Использование кейс-метода делает усвоение материала более эффективным. Ученики максимально вовлечены в решение проблемы и вынуждены активно участвовать в разработке концепции для выхода из ситуации. Если работа идёт в команде, то все участники решают проблему от лица главного героя кейса. Важно, что педагогический метод кейсов направлен именно на совершенствование способности к выработке знаний, а не просто на их получение.
- Конкретные навыки.
Использование кейс-метода позволяет получить те навыки, которых нет в обучающем курсе, но которые окажутся необходимыми при выполнении работы. Это так называемые «мягкие навыки».
По сути, ситуации метод-кейсов представляют собой жизненные случаи и их последующий разбор. Поэтому аналоги такого типа обучения существуют с древних времён. Можно привести примеры кейс методов, известных ещё с античности: военачальники Спарты разбирали со своими подопечными реальные и гипотетические ситуации, имеющие место на поле боя. Сократ любил обсуждать с учениками всевозможные жизненные случаи и пути их решений.
Виды кейсов
Кейсы подразделяются на виды по разным основаниям.
По сложности
- Иллюстративные учебные ситуации.
Такие кейс-методы направлены на то, чтобы на конкретном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в предложенных обстоятельствах. В данном случае ситуации представляют собой описание конкретной проблемы в определённый период времени, что позволяет выявить и чётко сформулировать все влияющие на принятие решения аспекты. Цель такого кейса – верно диагностировать предложенную ситуацию и сформировать наиболее оптимальное решение для выхода из неё.
- Учебные ситуации.
Этот вариант представляет собой более сложную ситуацию, чем в предыдущем случае. В нём проблема не обозначается чётко. Обучающимся предлагается выборка статистических данных, проведённых опросов, различных исследований и т.д. Цель такого кейса – научить самостоятельно выявлять проблему в конкретной ситуации с последующим поиском оптимальных путей её решения на основе имеющихся ресурсов.
- Прикладные упражнения.
В них описывается конкретная ситуация, для которой необходимо найти решение. Цель такого кейса заключается именно в поиске пути разрешения проблемы.
Виды кейс-методов по целям и задачам обучения
- Направленные на обучение анализу и оценке.
- Обучающие принятию решений по устранению проблем.
- Изображающие проблему, решение или концепцию в целом.
Деление по степени информационной насыщенности
- Структурированный (highly structured) кейс.
Информация в нём изложена ёмко и чётко. Для того чтобы решить проблему, необходимо применить определённые формулы или модели. Имеют конкретное оптимальное решение.
- «Маленькие наброски» (short vignetts).
Такие кейсы обычно содержат не только основную информацию в объёме до 10 страниц, но и дополнительные данные в виде приложения. Они знакомят с ключевыми понятиями ситуации. При их решении ученик должен использовать собственные знания для устранения проблемы.
- Большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases).
Обладают большим объёмом информации до 50 страниц и представляют собой самый сложный для анализа вид учебных заданий кейс-метода. При описании ситуации представлена очень подробная информация, включающая в себя и ненужные детали. Необходимые же сведения, наоборот, могут отсутствовать. Задача обучающегося заключается в том, чтобы распознать ценность информации и сделать выводы на основании имеющихся знаний.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases).
При решении этих кейсов ученики должны применять не только теоретические знания и практические навыки, которые у них уже есть, но и выработать новые умения. Такой тип обучения направлен на развитие способности создавать новые решения в тривиальных обстоятельствах.
По степени воздействия источников выделяют следующие типы кейс-методов
- Практические кейсы.
Представляют собой реальные жизненные ситуации. Основная задача такого типа кейса – детально и подробно описать обстоятельства. Таким образом, он представляет собой практическую модель ситуации. Как правило, учебное назначение заключается в закреплении знаний, умений и модели принятия решений в конкретно обозначенной ситуации. Такие кейсы отличаются максимальной детализацией и наглядностью. Их суть заключается в формировании способности к наиболее рациональной деятельности.
- Обучающие кейсы.
Их основная задача заключается именно в обучении. Такие кейс-методы представляют собой типичные ситуации, с которыми ученику предстоит столкнуться в реальной жизни и в профессиональной деятельности. При этом жизненные обстоятельства здесь достаточно условны, так как на первом месте стоит воспитательная задача. Предлагаемый сюжет может быть не реальным, а гипотетическим, но при этом соответствующим жизненным реалиям.
- Научно-исследовательские кейсы.
Предназначены для проведения исследовательской деятельности. При этом представленная модель направлена на получение новых знаний о вариантах её развития и наиболее грамотного поведения в ней. Такой кейс-метод строится в соответствии с принципами создания исследовательской модели и применяется чаще всего как способ повышения квалификации специалистов, а также для профессиональной переподготовки.
Требования к кейсам
Для того чтобы кейс выполнил свои функции, а его решение принесло необходимый результат, существует ряд основных требований к его составлению:
- Кейс должен быть составлен в соответствии с уровнем знаний аудитории.
- Преподавателям и ученикам должна быть понятна суть ситуации. При этом важно понимать, какие учебные цели преследует обучение данному кейсу. Как правило, разбираемые ситуации должны быть приближены к реальным, с которыми специалисту доведётся столкнуться в будущем в ходе своей профессиональной деятельности.
- Достоверность фактов также играет немаловажную роль. Как правило, кейсы составляются на основе реальных событий, имеющих непосредственное отношение к изучаемому предмету. Кроме того, они могут быть сформулированы на основе абстрактных ситуаций, с которыми обычно сталкиваются компании в данной сфере деятельности. Всё же желательно, чтобы кейс описывал реальные обстоятельства и предлагал ситуацию с позиции лиц, непосредственно принимающих решение.
- Описываемая ситуация должна носить характер проблемы. При этом кейс должен быть составлен таким образом, чтобы решение задачи было неясным, что будет давать ученикам возможность самостоятельно найти необходимые пути выхода из ситуации. Предложенная проблема должна быть актуальной и располагать к дискуссии о возможных методах её решения. Это способствует наилучшему усвоению учебного материала и развитию самостоятельного мышления.
- Кейс должен быть увлекательным и красочным. Он должен заинтересовать студентов. Это возможно с помощью грамотного сторителлинга (от англ. storytelling 一 рассказывание историй). Благодаря использованию этого метода становится возможным донести до аудитории всю суть ситуации и заинтересовать обучающихся в поиске решения проблемы.
Есть принципы, которые позволяют сделать историю красочной и увлекательной:
- Яркая эмоциональная окрашенность истории.
- Обозначенное столкновение обстоятельств или интересов. При этом параллельно решается еще одна задача: возможно четко обозначить, как именно педагог хочет повлиять на студентов.
- Соблюдение правил композиции: наличие завязки, кульминации и развязки.
- История должна предполагать определенный вывод, к которому студент должен прийти самостоятельно.
Если учитывать эти принципы при построении кейса, он станет для студентов увлекательным и будет способствовать приобретению новых знаний и умений.
Этапы применения кейс-метода
Чаще всего данный тип обучения происходит в аудитории. Как правило, самостоятельно проводится только подготовительный этап.
Подготовительный этап
Выполняется преподавателем с целью провести соответствующую подготовку к занятиям и включает в себя:
- Формирование фактов и определение взаимоотношений участников в ходе анализа проблемы кейса.
- Моделирование предполагаемой ситуации, а именно: её предпосылки, развитие и оптимальное завершение.
- Определение тех вопросов и аргументов, которые должны появиться у участников обсуждения в том случае, если их ход мыслей идёт в верном направлении.
- Составление плана домашних заданий.
- Разработка системы оценок учащихся при различных вариантах решения кейса.
Студенты же на подготовительном этапе должны изучить текст ситуации, который был дан педагогам, и выполнить указанные преподавателем задания.
Реализация кейса
Ясно, что для анализа будет использоваться какая-либо ситуация. В качестве кейса может быть применено и художественное или публицистическое произведение. Такая история, как правило, включает в себя все необходимые элементы. В ней есть действующие лица с определённым типом взаимоотношений и мыслей, а также с проблемами, требующими решения.
Контекст кейса может быть самым разнообразным: эмоциональным, социальным, деятельным и пр. Это может быть сделано для того, чтобы участники учились выявлять основную проблему из общей массы информации. Иногда практикуются такие кейсы, часть трудностей в которых является ложными. Это помогает студентам научиться качественно и грамотно выявлять и устранять несущественные моменты, выявляя саму суть.
Диагностика ситуации
Этот этап метода кейсов включает в себя три основные части:
- В первой части даётся характеристика реальному состоянию объекта с учётом существующих параметров.
- Во второй части определяется то состояние объекта, которое должно быть при успешном применении заданных параметров.
- Третья часть представляет собой сравнение реального и желаемого состояния объекта.
В случае если реальное и желаемое состояние объекта не отличаются друг от друга, можно продолжить работу с кейсом на предмет выявления других проблем. Если же будут выявлены несоответствия в данном моменте, то необходимо установить их суть и выработать пути устранения.
Выработка альтернатив
На данном этапе диагностики ситуации происходит поиск альтернативных путей, которые решат обозначенную проблему. При этом выработка альтернатив является качественно новой фазой диагностики.
На этой стадии задача студентов заключается в том, чтобы выявить максимальное количество вариантов, которые аннулируют возникшие трудности. Успешным результатом считается разработка нескольких рациональных путей для этого, которые подлежат дальнейшему анализу.
Процесс обсуждения кейса предполагает собой решение и других задач, помимо развития познавательной деятельности и самостоятельности:
- Повышение мотивации при групповой работе.
- Создание атмосферы между учащимися, благоприятной для обсуждения темы и ведения дискуссий.
- Оценка уровня подготовки студентов и их знаний по различным вопросам.
- Стимуляция умственной работы учеников.
- Выработка энтузиазма у учащихся при обсуждении разных ситуаций.
- Анализ правильности выполнения студентами рабочих заданий и упражнений.
- Проверка освоенности материала и способности применять теоретические знания на практике.
- Формирование у студентов навыков дедукции, а также креативного подхода к ситуациям в разных областях.
Обсуждение выводов
Завершающий этап применения кейсов. Во время него учитель обсуждает с учениками установленные ими в ходе решения кейса проблемы и пути их решения. Как правило, этот этап происходит в форме дискуссии с заранее определённой целью и результатами, а также с установленным регламентом.
Необходимо, чтобы высказать свою точку зрения мог каждый участник группы. При этом он должен чётко аргументировать свою позицию. Преподавателю важно организовать слаженную работу всей группы. Для этого нужно сдерживать наиболее активных участников и грамотно подталкивать к высказыванию в беседе тех, кто имеет пассивную позицию.
Также важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Педагог должен умело управлять эмоциональными состояниями учащихся, а также концентрировать их внимание на наиболее важных вопросах.
Как правило, этап обсуждения выводов меньше поддаётся преподавательскому контролю, чем начальный. Ведь, если на начальном этапе ученики должны высказывать все мысли и эмоции, которые им приходят в голову, то в конце, напротив, нужно прийти к чёткому и конкретному результату, соответствующему целям кейса.
В качестве завершающего этапа можно использовать следующие методы:
- Составить краткое резюме на основе тех выводов, которые были сделаны в ходе решения кейса.
- Акцентировать внимание на дополнительных вопросах, которые были упущены в процессе обсуждения.
- Предоставить ряд новых данных в том случае, если при их применении дальнейшее развитие решение проблемы может отличаться от реализованного.
- Позволить учащимся самостоятельно сформулировать итоги. Это может быть сделано в индивидуальном или групповом виде. В зависимости от требований педагога, выводы могут быть устными или письменными.
Кейс-метод активно используется в организациях, деятельность которых направлена на обучение людей. Выявлено, что он существенно увеличивает результативность образовательного процесса и учит применять теоретические знания на практике. Кроме того, кейс-метод формирует мотивацию для получения новой информации.
Использование инновационных технологий обучения, начавшись на рубеже 2000-х годов в вузах, постепенно дошло и до средней школы. Факторами, подталкивающими педагогов к использованию новых, более эффективных технологий обучения, выступают как длящаяся вот уже почти 10 лет реформа среднего образования в России, так и необходимость оптимизировать процесс преподнесения знаний «изнутри». Опыт использования кейс-технологий показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение актуально не только в высшей школе, но и в средней.
Новый метод с давней историей
Начало использованию кейс-технологий положили в далекие 1920-е годы ученые Бизнес-школы Гарварда. В то время это было связано с потребностью студентов-юристов и экономистов в разработке и анализе практического материала, причем такого, который заставляет подумать, включить логику. Само название технологии произошло от латинского термина «casus», под которым понимают нестандартную, трудноразрешимую ситуацию. Еще в 50-е годы прошлого столетия на Западе этот метод был признан одним из наиболее эффективных методов бизнес-коучинга, и была поставлена задача адаптации его под другие сферы научного знания.
Впрочем, в использовании кейсов в школьном преподавании сразу же столкнулись с проблемой «коллективного мышления», когда и в решении нестандартных задач школьники тянулись за «лидером», подражали его ходу мысли, а самостоятельно развить свою не могли. Выход был найден в увеличении числа кейсов, предлагаемых одноклассникам: теперь каждый школьник корпел над собственной задачей, и «списывать» у «лидера» стало контрпродуктивно.
Приход в Россию
В систему среднего образования РФ технология кейсового обучения пришла в конце 1990-х. Сегодня она активно внедряется в среднее образование, и даже предпринимаются попытки предлагать кейсы младшим школьникам (правда, не всегда удачные).
Осознание актуальности обращения к кейсам пришло с пониманием того, что бездумное повторение за учителем, механический пересказ текста, «линейные» ответы на вопросы педагога являются не только образовательным «тупиком», но и серьезной методологической проблемой, отказ от решения которой приводил к снижению образовательного уровня в целом.
В то же время, социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в стране на рубеже веков требовала активного усвоения подрастающим поколением уроков, актуализировала необходимость мыслить нестандартно и самостоятельно. Эта актуализация стала хорошей питательной средой для активного взращивания кейсового обучения.
Структура типичного кейса для школы
Сегодня около ¾ используемых в практике школьного преподавания в России кейсов совмещают следующие элементы:
- Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
- Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
- Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».
Нередки случаи, когда кейсы содержат всего лишь одну проблему и называют три-четыре подхода к ней. Школьнику нужно выбрать один и аргументированно отстоять его. Совершенно необязательно, чтобы кейс описывал всего лишь одну ситуацию-затруднение: в отличие от традиционных образовательных заданий, они имеют поливариантное решение и огромное количество равнозначимых путей для решения задачи.
Центральное место в структуре кейса занимает аналитическая трактовка описываемой реальной ситуации, не только вскрывающая практические проблемы, но и актуализирующие комплекс специальных знаний (владения, навыки, умения и т.п.), который необходимо задействовать для успешного решения конкретной проблемы.
Применяем на практике — значит, усиливаем интерес
Одной из важнейших целей кейс-обучения является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности. Для этого педагогу необходимо сначала усилить познавательный интерес к предмету, а уж это, в идеале, приведет и к возрастанию социальной активности, и к умению слушать себя и других, и к потребности, выражаясь словами педагога-новатора Шалвы Амонашвили, «радоваться миру».
Опыт показал, что при использовании кейсовых методик обучения у детей из начальной школы происходит развитие навыков критического мышления и проблемного видения ситуации, умение отстаивать свою точку зрения и предлагать альтернативные варианты решения проблемы. Соответственно, учителю необходимо показать, как правильно анализировать информацию, производить ее отбор для выполнения конкретной задачи, ставить цели и добиваться их достижения.
Стоит ли преподавателю развивать навыки командной работы или действовать индивидуально? Ответ на этот вопрос педагог найдет… в детях, с которыми ему предстоит работать. Если они достаточно коммуникативны, умеют презентовать свое мнение в небольшой команде одноклассников, склонны к эффективному интерактивному взаимодействию, наконец, хорошо мотивированны на результат — надо пробовать работать в команде. Правда, при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа займет больше времени (не менее 20-25 минут от урока), нежели индивидуальные задания.
Важным нюансом кейсовых заданий является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять некое логико-рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в классе.
Основные методы кейс-технологий
Можно выделить шесть методов работы с кейсами для средней школы:
· Кейс-инцидент — произошло некое из ряда вон выходящее событие, и нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия.
- Ситуационно-ролевые игры, например, игра «Суд присяжных», когда одна половина класса «оправдывает» Моцарта, а другая — Сальери. В качестве пояснения к данному методу хочется отметить, что задача педагога разделить учеников так, чтобы «защитники» не симпатизировали тому, кого защищают — в этом случае достигается большая эффективность.
- Ситуационный анализ — в случае применения этого метода целесообразно будет предложить группам школьников из одного класса одну и ту же ситуацию, но в разные исторические моменты (к примеру, борьбу крестьянства за свободу в 1770-е, 1861-м и 1905-м годах).
- Разбор деловых писем.
- Метод игрового проектирования. Основная его цель — в ходе игрового процесса самостоятельно смоделировать ситуации для кейсовых заданий. Наибольшую эффективность от использования этого метода можно получить, предлагая его ученикам 10-11 классов.
- Метод дискуссии — применяется при достаточной подготовленности класса к аргументированному отстаиванию своей точки зрения. Опыт показывает, что включать этот метод в работу можно примерно через 3-4 месяца после начала работы с кейсами.
Небольшие рекомендации по работе с кейсами
Начиная работать с кейсами в первый раз, учитель всегда боится неизвестности: как воспримет класс это новшество? Будет ли обратный отклик? Не станут ли дети хуже учиться? Ответить на эти вопросы довольно трудно, но педагог должен попробовать: в большинстве случаев отклик класса превзойдет все самые смелые ожидания!
Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как история и обществознание допустимо и каждый урок.
Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на дом. Поскольку это все-таки командная работа, такие домашние задания должны быть «долгосрочными», то есть задаваться за 2-3 недели до отчета по ним. Разумеется, слишком частить с кейсами не стоит: одного подобного задания в месяц будет вполне достаточно.
Помните, что кейс-технологии призваны сформировать, в первую очередь, новые качества и умения, а уж потом — закрепить знания, они связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не старайтесь слишком строго оценить фактические знания. Выставить отметку за интересную логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но ради развития своих учеников стоит попробовать это сделать.
Особое внимание стоит уделить развитию в воспитанниках умения обращаться к фактуре, теоретическому материалу. Для этого у каждого ученика должна быть, разумеется, определенная «база», которую учителю и надо попробовать сформировать до начала работы с данной методикой.
Стоит ли применять технологию в младшей школе?
Этот вопрос давно стоит на повестке дня, поскольку если в средней школе кейс-технологии доказали свою эффективность, то в начальной, во-первых, само составление задач вызывает ряд трудностей для учителей, а во-вторых, составленные кейсы вызывают трудности восприятия у детей.
Так, наиболее сложны для реализации технологии кейсов уроки чтения, ведь именно на них текст подводит детей к той или иной мысли. Если учитель видит, что класс достаточно силен, можно попробовать поэтапно ввести технологию кейсового обучения и для школьников 1-4 классов. Начинать нужно с заданий первой степени сложности, подразумевающей наличие практической ситуации и решения. Дети должны понять, подходит решение для конкретной ситуации или нет.
Вторая степень сложности предполагает необходимость нахождения решения для имеющейся ситуации. Например, можно сравнить точку зрения писателя, высказанную им в произведении, с его реальными взглядами на жизнь, попробовать на основании данных его биографии обнаружить сходства и различия.
Третью степень сложности есть резон применять не раньше чем в 3-4 классах. К предложенной ситуации школьники должны сами сформулировать проблему и наметить пути ее решения.
Основные правила решения кейсов
Педагогу перед работой с кейсами в классе рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой. Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.
Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20 минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть сформулирован и записан.
Лучшие предметы для внедрения технологий кейс-обучения — литература и история. Ситуативные кейсы, используемые на данных уроках, чаще всего будут включать в себя задачи:
- Определения проблем и перспектив взаимоотношений между лицами, живущими в одну историческую эпоху или главными героями произведения
- Анализа или составления маршрута следования героя или временного развития исторического события
- Заполнения таблиц хронологии событий.
К вопросу о том, какие кейсы использовать — составленные самим или позаимствованные — до сих пор не существует однозначного подхода. Если в вузовском образовании РФ поначалу приветствовались и активно использовались переводные западные кейсы, то в школе с начала 2000-х годов внедряются уже самостоятельно разработанные или адаптированные под школьный уровень образования задания, которые уже больше соответствуют целям обучения российских школьников.
Размер имеет значение!
Включая школьников в работу с кейсами, важно сориентировать их на то, что задания могут быть абсолютно разными по объему: от ситуаций, описание которых занимает 1-2 страницы текста до т.н. «полных кейсов», объем которых нередко достигает 20 страниц!
Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для начала попробовать свои силы с мини-кейсами на 2-4 тысячи символов текста. Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке. Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут. Пример подобного кейса — на уроке истории учащимся 10-11 классов может быть дан раздаточный материал с сокращенным текстом песни Игоря Талькова «Стоп, думаю себе!», учащиеся должны дать ответ на вопрос, о каких исторических личностях говорится в следующих отрывках:
«Вот и все, развенчан культ вождя-тирана!» (Сталин)
«А затем схватил штурвал кукурузный гений» (Хрущев)
«…Помахал и передал вскоре эстафету
Пятикратному Герою…» (Брежнев)
Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!
Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам объемом до 6 страниц, над решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8 человек в каждой. Примером кейса среднего объема, который с успехом можно использовать на уроке литературы в 10-11 классе, может быть такой: «Михаил Булгаков говорил, что хочет быть похож на двух героев своего главного романа. {Далее идет небольшое «наводящее» описание романа} Задание 1. Определите, что это за герои? Задание 2. Поясните свою позицию. Задание 3. Почему Вы считаете, что этот роман является для писателя главным?».
Поясню, что речь идет об одной из поздних статей Булгакова, где он писал, что всегда хотел оказаться на месте Мастера и влюбиться в Маргариту. То есть решение данного кейса есть, и оно однозначно. Однако учитель должен выслушать точки зрения представителей всех команд, и даже если предлагается неправильное решение кейса (не такое, какое «дал» Михаил Афанасьевич), но приводится логическое объяснение, поощрить членов команды за логику рассуждения.
Наконец, вести работу с полными кейсами (до 30 страниц текста) целесообразно только с учениками 8-9 класса и старше, задавая эту работу на дом и отводя на ее выполнение примерно неделю. Итогом такого рода «заочно-командной» работы школьников должна стать информативная презентация с обстоятельным, на 15-20 минут выступлением по ней в классе. В качестве кейса здесь может выступать отрывок текста или статья целиком, из которой нужно вычленить проблемные моменты. Так, для урока литературы в 10 классе в качестве кейса можно представить письмо Раскольникова к Сонечке Мармеладовой, а как задание к кейсу — описание морального облика совершившего убийство, но вставшего на путь духовного возрождения человека.
Используйте разнообразие форм кейсов
Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными раздатками. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов («Матрица», к примеру), видеоклипов (Майкл Джексон, «Earth Song») или мультфильмов с философским подтекстом (таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и воспроизводимыми на слух.
Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на следующем — неструкурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности подростков мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные уроки Жизни.
Вместо заключения
Конечно, подготовка кейсов требует от учителя недюжинных творческих способностей и наличия свободного времени: не менее 10-15 часов в месяц. Однако плюсы от использования кейсового обучения с лихвой компенсируют эти затраты: дети станут более самостоятельными, им будет легче освоить школьный материал, а, самое главное, взрослая жизнь уже не будет им казаться такой сложной и оторванной от того, чему учили в Школе!
Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, доцентом на кафедре философии, кандидат философских наук, доцент ВАК
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.