Как написать общество на 60 баллов

Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов: читать новости и уметь отвечать по делу

Photo by Green Chameleon on Unsplash

Несколько лет подряд обществознание остаётся самым популярным предметом ЕГЭ после русского языка и математики. Так, в 2022 году его сдавало 45% выпускников (около 277 тысяч человек). Это обусловлено тем, что обществознание нужно для поступления в вуз на большинство гуманитарных и социально-гуманитарных направлений, а также на некоторые творческие специальности. На какие темы обратить внимание, чтобы не потерять баллы, как готовиться к ЕГЭ самостоятельно и каких ошибок стоит избегать на экзамене, редакции Synergy Times рассказал преподаватель обществознания онлайн-школы «Синергия» Мардон Модебадзе.

Из этой статьи вы узнаете

Что нового в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году

Какие темы самые сложные

Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию

В чём особенности частей 1 и 2

Как действовать на экзамене

Изменения в ЕГЭ–2023 по обществознанию — школьникам в плюс

Экзамен по обществознанию состоит из двух частей. Часть 1 — тест из 16 заданий, в котором можно набрать максимум 28 первичных баллов. Часть 2 включает 9 заданий с подробными ответами, за которые могут поставить максимум 30 первичных баллов. Всего — максимум 58 первичных баллов, которые переводят в оценку по 100-балльной шкале.

Главные изменения ЕГЭ-2023 — скорректированная формулировка задания №18 и детализация формулировки задания №25 (ещё за него теперь максимально дают не 4, а 6 баллов).

«Задание №18 стало более конкретным, в формулировке нет ничего лишнего. Она не напугает школьников объёмом (иногда кажется, что чем длиннее текст задания, тем больше нужно сделать) и позволит им сосредоточиться на сути. В задании №25 появились пояснения к вопросам, это должно помочь ребятам лучше понять, что от них требуется, и дать корректный ответ», — комментирует Мардон Модебадзе.

Также в 2023 году за задание №3 дают максимум 1 балл, а не 2, как было раньше.

Как готовиться к ЕГЭ, а главное — когда и с чего начинать

Читать подробнее

Какие темы самые сложные

На ЕГЭ по обществознанию проверяют порядка 80 тем, пройденных за всё время изучения предмета. Мардон Модебадзе выделяет из них те, которые особенно трудно даются ученикам (иногда из-за них даже боятся выбрать обществознание для сдачи ЕГЭ):

Политика

  • Структура органов государственной власти РФ.

  • Полномочия и компетенции законодательной, исполнительной, судебной власти — ученики часто путают, какая власть за что отвечает и чем занимается.

  • Федеративное устройство России.

Экономика

  • Ценные бумаги.

  • Виды инфляции.

  • Виды безработицы.

  • Налоги (особенно трудно понять, чем прямые отличаются от косвенных).

Право

  • Организационно-правовые формы предпринимательства.

  • Виды юридических лиц.

Человек и общество

  • Тема познания, в частности, чем теоретическое познание отличается от эмпирического.

На самом деле все эти темы постижимы. Разобраться в них помогает обычный школьный учебник. Нужно только вникать в материал, ни на что не отвлекаясь.

Онлайн-курсы

Запишись на онлайн-курсы по обществознанию и сдай ЕГЭ на 100 баллов

Узнать подробнее

Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию

Большой плюс ЕГЭ по обществознанию — школьных знаний достаточно, чтобы получить высокие баллы. В идеальном сценарии ученик с пятого класса внимательно слушает учителя и прилежно готовит домашние задания, а в год перед ЕГЭ просто повторяет материал и сдаёт экзамен на 80+ баллов.

Но и в более реальном варианте, когда ученику нужно разбираться с нуля в отдельных темах или вспоминать хорошо забытое старое, можно подготовиться в течение 11-го класса.

Мардон Мордебадзе даёт советы:

  • Попросите школьного учителя помочь вам составить тематический план занятий. Он подскажет, что лучше повторить сразу, а что оставить на весну.
  • Грамотно распределите время для подготовки к разным предметам. Не стоит весь год учить, например, только русский язык, а потом оставить пару месяцев на обществознание. Лучше 2–3 раза в неделю уделять час или полтора разным предметам, нежели потом глотать информацию большими кусками.
  • Используйте для подготовки классические учебники обществознания (например, Л. Н. Боголюбова), там есть вся нужная теория. Также применяйте сборники заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию О. А. Котовой и Т. Е. Лисковой. Это эксперты, которые разрабатывали реальный ЕГЭ по предмету, поэтому их материалам можно доверять. Кроме задач, сборники включают ответы, критерии оценки, инструкцию по выполнению экзаменационной работы.
  • Решайте как можно больше заданий из открытого банка Федерального института педагогических измерений, пробников ЕГЭ, которые можно найти в интернете. Параллельно повторяйте нужную для них теорию.
  • Смотрите и читайте новости и статьи о политике и жизни общества. Соотносите их с тем, что вы изучали в курсе обществознания. Так вам будет легче привести примеры и аргументы в развёрнутых ответах части 2.
  • Повторяйте не для галочки, а сосредоточенно. Это займёт меньше времени и даст больший эффект в плане усвоения знаний.

Эксперт отмечает, что подготовка с репетиторами и на курсах также из года в год показывает свою эффективность. Как минимум у вас будут педагоги, которые всегда подскажут, помогут, объяснят. Однако дополнительные занятия не избавляют школьника от изучения теории и решения пробников. Если он не будет этого делать, ни одни курсы не гарантируют сдачу ЕГЭ.

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: как избежать типичных ошибок и получить 100 баллов

Читать подробнее

Особенности частей 1 и 2

Модебадзе подчёркивает, что обе части одинаково важны и у каждой из них есть свои особенности.

Часть 1

В задании № 1 есть подвох — в нём может попасться абсолютно любая тема из пройденных, поэтому ни одну не стоит игнорировать. Цена ошибки — минус один первичный балл. Некритично, но лучше не копить промахи. К тому же в первой части апелляция не поможет: ответы краткие, и их проверяет компьютер.

Часть 2

Вторая часть предполагает развёрнутые ответы. Их проверяют двое экспертов. Если у них возникают разногласия, то подключается третий. Именно вторая часть показывает, что вы готовы к экзамену, и позволяет за 9 заданий набрать чуть больше половины всех первичных баллов.

К каждому заданию нужен свой подход. Чтобы понять, чего от вас ждут, Мардон Модебадзе рекомендует заранее изучить критерии оценки заданий по демоверсии экзамена, выложенной на сайте Федерального института педагогических измерений.

Также педагог предлагает пять правил для работы с частью 2:

  • рассчитывайте, что ваш ответ будут читать люди; он должен быть понятным и содержательным;

  • напишите перед самим ответом вводное предложение, чтобы читатель понял, о чём будет дальнейшее рассуждение;

  • пишите короткими предложениями, без воды и ухода от темы;

  • излагайте мысли структурировано, используйте нумерацию, отступы между смысловыми частями;

  • на экзамене все исправления вносите в черновик (можно попросить дополнительный лист), а в чистовой бланк записывайте ответ без помарок.

ЕГЭ по математике: как готовиться и когда начинать, чтобы получить 100 баллов

Читать подробнее

Как действовать на экзамене

Во время экзамена Мардон Модебадзе рекомендует:

  • Сначала вникнуть в суть задания, убедиться, что точно поняли, что от вас требуется, а потом выполнить его.

  • Не засиживаться долго на одном задании, если вы его не поняли или не помните точный ответ. Лучше пропустите его. Если в конце останется время, решите.

  • Делать задания по порядку: сначала первую часть, потом вторую. Иногда школьники хотят уделить больше внимания части 2, а потом им не хватает времени на решение теста.

  • Не использовать термины, если не уверены в их значении.

  • Во второй части писать лаконично, ясно и по делу. Важно показать, что вы разбираетесь в сути вопроса, а большой объём не принесёт пользы, но отнимет время.

Онлайн-курсы

Запишись на онлайн-курсы по обществознанию и сдай ЕГЭ на 100 баллов

Вы научитесь понимать термины из областей права, экономики, политики, сможете применять критическое мышление, рассуждать, чётко формулировать мысли и решать самые сложные задания ЕГЭ по обществознанию.

Узнать подробнее

Анна Маркс

Привет! Этот документ – больше, чем просто сборник или методичка. Он не похож ни на один из тех, что выпускали ранее мы или другие онлайн-школы. Перед тобой многолетний опыт работы, осталось лишь взять его!
Наверное, у тебя уже скопилась куча «полезностей» в виде планов подготовки, чек-листов и учебников. Но реально ли они настолько полезны?
Я поняла, что все это создает лишь иллюзию подготовки: ты окружаешь себя огромным количеством информации, думаешь, что совсем скоро начнешь готовиться, но так и не приступаешь. А еще хуже то, что все советы, лайфхаки и руководства смешиваются в твоей голове и проти- воречат друг другу. Знакомо? Думаю, да

Я хочу дать нечто большее.

Чтобы быть готовым к ЕГЭ на все 100, недостаточно изучить кодифика- тор, прорешать демоверсию и сборник от ФИПИ (хотя и это очень долгий и сложный процесс). Нужно также владеть полной теорией из учебников (не одного!) федерального перечня (которые к тому же постоянно меняются), изучать методические рекомендации от экспер- тов ЕГЭ и знать все тонкости экзамена. Чтобы тебе не пришлось читать гору документов и разных учебников, я собрала все в одном месте. Здесь ты не найдешь сухих табличек и странных формулировок, напо- минающих сомнительные пособия. Вместо этого перед тобой ВСЯ необходимая теория, которая нужна для сдачи ЕГЭ по обществознанию на 90+.

Мы уже учли изменения, проанализировали типичные ошибки учени- ков и рекомендации ФИПИ, чтобы дать то, что ПОМОЖЕТ ТЕБЕ СДАТЬ НА 100. Скорее забирай этот клад! Особенно если: тебе надоело слушать нудные уроки в школе читать учебники, полные воды
ты только начинаешь готовиться и боишься дальнейших действий ты пишешь на 60-70 баллов и не можешь пробить потолок
ты уже стабильно пишешь на 80+ баллов, но в голове все еще нет целостной картины, вместо этого – обрывки знаний из разных тем

Глава I: Человек и Общество

Жми на название конспекта, который хочешь изучить

Глава II: Социология

Жми на название конспекта, который хочешь изучить

Глава III: Экономика

Жми на название конспекта, который хочешь изучить

Глава IV: Политика

Жми на название конспекта, который хочешь изучить

Глава V: Конституция

Жми на название конспекта, который хочешь изучить

Глава VI: Право

Жми на название конспекта, который хочешь изучить

Анна Митина,

Заслуженный учитель РФ,

эксперт ЕГЭ по обществознанию,

преподаватель обществознания гимназии № 1518

Среди школьников существует мнение, что обществознание — это самый простой предмет ЕГЭ, и многие выбирают его именно по этой причине. Выпускники придерживаются такой установки: например, на ЕГЭ по физике или химии невозможно решить задание, если ты не знаешь предмета, а в обществознании на многие вопросы можно ответить благодаря общей эрудиции и здравому смыслу. Как вам такое мнение?

В рассуждениях школьников есть доля истины. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Процессы, которые находятся в фокусе социальных наук, невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. На мой взгляд, можно утверждать, что этот курс является своеобразной «лакмусовой бумажкой», с помощью которой можно оценить уровень подготовки выпускника во многих областях. Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».

Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, каждая из которых является областью профессиональной деятельности, изучается в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только «уложить» упорядоченно в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.

По вашему опыту, какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение? И какие темы самые простые?

Анализ экзамена ежегодно показывает, что наиболее сложными разделами курса являются «Политология», «Экономика» и «Право». Безусловно, наша повседневная жизнь наполнена событиями, имеющими непосредственное практическое значение для изучения вопросов в рамках этих наук. Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания «в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.

В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.

Что нужно делать, чтобы получить 100 баллов?

Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного. Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по обществознанию наилучшим образом?

Уверена, что не предложу ничего нового и неожиданного. Во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение — осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.

Как вы считаете, присутствует ли на ЕГЭ по обществознанию фактор везения? Возможно ли получить максимальный балл за экзамен, если знаешь предмет на более скромный результат?

Я думаю, школьник, обладающий определенными знаниями по истории и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много читать по теме, интересоваться текущими событиями, не забывать о таких предметах социально-гуманитарного цикла, как литература и история. И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.

Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.

Можно ли завалить ЕГЭ по обществознанию, если знаешь предмет очень хорошо?

Все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх — вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это приводит к срывам. На преодоление этих трудностей должна быть в том числе направлена и работа педагога. Я рада, когда мои ученики выходят с экзамена спокойными и уверенными в том, что не встретили ничего незнакомого.

До ЕГЭ по обществознанию осталось три месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Я думаю, сейчас самое время приступить к повторению курса, даже если не закончено изучение всех разделов. Системно организованное обращение к пройденному материалу позволит постоянно актуализировать все основные вопросы курса, чтобы не возникла паника за два дня до экзамена. Необходимо (если это еще не было сделано раньше) составить планы по основным темам курса, освежить знания понятийного аппарата.

Есть, безусловно, задания, выполнение которых нужно отработать. Я имею в виду задания части 1. Вопросы со множественным выбором, задачи на соотнесение, обобщение и вычленение лишнего, предполагающие хороший уровень владения именно теоретическим материалом, нужно научиться решать. Сейчас самое время заняться ими. И, конечно же, пишите эссе! Уже накоплен теоретический материал практически по всем разделам курса. А значит, настал момент научиться его красиво, грамотно излагать.

Как готовиться к заданиям повышенной сложности

Задание № 21 Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.
Задание № 22 Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Задание № 23 Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так. Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).
Задание № 24 Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.
Задание № 25 Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения.
Задание № 26 Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала — как работает, затем — пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте!
Задание № 27 Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат.
Задание № 28 Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего — начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Задание № 29 Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание — лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы — теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать.

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору и при этом один из самых сложных предметов на ЕГЭ. Какие плюсы и минусы экзамена ждут тех, кто решил сдавать ЕГЭ по обществознанию? В чем должна заключаться подготовка к ЕГЭ по обществознанию? Учитель обществознания гимназии № 1576 Александр Гулин участвовал в акции «ЕГЭ для учителей», в ходе которой педагоги добровольно сдавали экзамен в обстановке, максимально приближенной к экзаменационной. Вот его впечатления, изложенные на портале «Мел».

Как сдать ЕГЭ

Как школьника ЕГЭ застал меня опосредованно. В далёком 2002 году в качестве эксперимента в школе нам предложили сдать ЕГЭ по географии после 10-го класса, что я благополучно сделал с результатом 63 из 64 баллов.

Когда я пришёл работать в школу в 2009 году, мне сразу дали выпускной класс, который нужно было готовить по истории и по обществознанию. С тех самых пор каждый год у меня был выпускной класс, а также работа с абитуриентами в вузе.

С момента введения обязательного ЕГЭ в 2008 году как сам экзамен, так и процедура его проведения существенно изменились. По статистике, обществознание выбирают две трети всех выпускников — это самый распространённый экзамен по выбору. Осенью 2016 года мне самому довелось сдать экзамен по своему предмету, приняв участие в акции «ЕГЭ для учителей».

Задания ЕГЭ по обществознанию

Экзамен состоит из двух частей и включает 29 заданий по пяти модулям обществознания: человек и общество, включая познание и духовную культуру, экономика, социальные отношения, политика, право. Двадцать заданий с кратким ответом и девять с развёрнутым. Всего можно набрать 62 первичных балла. Продолжительность экзамена 3 часа 55 минут.

Интересный факт: если бы он длился 4 часа, то в ППЭ (пункте проведения экзамена) пришлось бы организовывать приём пищи для участников.

Минусы ЕГЭ по обществознанию

  1. Разный уровень сложности вариантов. Если у первой части есть чётко закреплённые задания за различными модулями, то во второй части одному может попасться текст про семью (из социальных отношений), а другому про познание (теория из философии). За задания к тексту можно получить 12 первичных баллов, что может критически сказаться на итоге одного из сдающих.
  2. Субъективность проверки второй части. Задания первой части проверяются компьютером, а вторую часть проверяют эксперты. (Там сложный алгоритм проверки: сначала проверяют два эксперта, если их результаты сильно расходятся, то подключается третий, и так далее.) Экспертами работают обычные учителя, которым ставятся жёсткие сроки сдачи результатов. Сами критерии часто размытые: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры» — цитата из критериев. На моей памяти на апелляции ученику удалось отстоять 12 (!) баллов (правда, это было не в Москве).
  3. Алгоритм апелляции. Несколько лет назад предметные комиссии были просто завалены заявлениями на апелляцию. Учеников можно понять: от одного балла может зависеть дальнейшая судьба. Это могло полностью парализовать работу комиссии.

Чтобы улучшить ситуацию, были приняты чёткие правила проведения апелляции. На неё допускаются только дети и родители без учителей (самое интересное, когда приходит родитель-учитель). По нынешнему алгоритму комиссия может пересмотреть баллы как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения результата — поток апелляций сократился.

Справедливости ради нужно отметить постоянное повышение качества проверки. Последние лет пять расхождения редко составляют 1-2 балла. Когда ученики присылают мне сканы своих работ, я сразу вижу, где и за что им сняли баллы, прозрачность возросла.

  1. Отсутствие нормального учебника. Как было сказано выше, предмет состоит из пяти модулей, и ни по одному нынешнему учебнику подготовиться на высокий результат невозможно. Судьба самого предмета в школе сейчас очень туманна, некоторые школы вводят отдельные предметы или спецкурсы (теория познания, право, экономика, политология, социология) для подготовки к экзамену.
  2. Запредельная сложность некоторых модулей. Пример первый: в задании по праву в теме «Юридические лица» иногда приходится залезать в Гражданский кодекс РФ, который изучают гуманитарии на 2-3-м курсе. 92% юридических лиц — это ООО (общества с ограниченной ответственностью), но на экзамене, конечно, именно вам попадётся задание про коммандитные товарищества (товарищество на вере), которые в реальной жизни составляют сотые доли процента.

Пример второй: в экзамен включили обязательное задание на знание Конституции, теперь ребятам нужно заучить наизусть 1-2 главы (а ещё лучше все 137 статей). В приложении к спецификации перечисляется 11 нормативно-правовых актов, которые необходимо знать, но ни одним источником на экзамене пользоваться нельзя.

Подготовка к ЕГЭ

Плюсы ЕГЭ по обществознанию

  1. Создаёт равные условия при поступлении. Когда противники ЕГЭ пытаются вернуть старые процедуры, я вспоминаю свою подготовку к поступлению. В 10-м классе я ходил на курсы при МГУ, потому что все знали: без занятий с преподавателями, которые будут принимать экзамен, поступить невозможно. В 11-м классе я ходил на курсы в педагогический и там мне действительно дали материал для поступления.

Сейчас приличные вузы могут позволить по результатам ЕГЭ выбирать себе абитуриентов без оглядки на «протекцию» своих же сотрудников. У студентов из регионов открылся реальный шанс поступить в столичные университеты.

  1. Это не «угадайка». Хоть первая часть и состоит из тестовых заданий, выполнить их наобум невозможно. Их называют «задания с кратким ответом»: задания на выбор нескольких правильных ответов, задания с таблицами, задания на установление соответствия, задание на определение терминов и понятий. В большинстве заданий второй части можно раскрыть свои творческие способности, приводя интересные аргументы. Это особенно важно при написании эссе по обществознанию.
  2. Даёт полезные в жизни навыки. Навык смыслового чтения и анализа информации очень помогает в реальности. Бывшие ученики понимают, зачем читать кредитные договоры, как отстаивать свои права, как планировать бюджет. Некоторые студенты-технари отмечают, что изучаемый в 10-11-м классе материал позволил им легко справляться с непрофильными предметами в вузе.
  3. Повышает мотивацию. Ко всем участникам образовательного процесса (школа, ученики и родители) постепенно приходит осознание, что хорошо сдать обществознание, просто начав учиться или наняв репетитора за год до сдачи, уже не получится. Поэтому школы меняют подход к этому предмету: ученики уже в 7-8 классах задумываются о том, что им нужно сделать, чтобы подготовиться. Родители, записывая ребёнка в первый класс, ориентируются на качество подготовки к ЕГЭ в школе. В итоге качество образования повышается.

Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию

Единого алгоритма, конечно, нет. Но общие рекомендации такие:

  • хорошо учиться в средней школе: в 5-9-х классах даётся материал, который закладывает базу для ЕГЭ;
  • выбирать в качестве экзамена в 9-м классе (ОГЭ) обществознание, это станет хорошей тренировкой перед ЕГЭ;
  • участвовать в олимпиадах, особенно во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников;
  • посещать развивающие кружки и дополнительные занятия в школе;
  • обязательно начинать свой день с прочтения новостей в интернете или газет, это необходимое условие для успешного выполнения заданий второй части;
  • посещение курсов подготовки или репетитора — крайняя и очень неоднозначная вещь, оставим её на совести родителей.

Какие впечатления у меня оставила сдача ЕГЭ

  1. Времени реально не хватает. Решив демовариант с сайта ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) за 20 минут, на экзамене еле успел уложиться в 235.
  2. Задания попадаются сложнее, чем в методичках и тренировочных работах. Неоднозначных двусмысленных заданий намного меньше, чем в тренировочных работах (мне попалось одно, и я в нём ошибся).
  3. Экзамен — это сильный стресс. Когда я выбрал правильный ответ в черновике и просто забыл его перенести в бланк ответа, перед глазами встала картина, как я отчитывал за эту оплошность одного своего ученика. Теперь я иначе стал относиться к таким вещам.
  4. Апелляция мне всё-таки понадобилась. За эссе мне поставили 0, но после обращения пересмотрели и поставили 3 из 5 (что в принципе нормально).
  5. 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию — это везение и упорство. Я получил свои заслуженные 90 баллов, за которые мне не стыдно перед учениками (в тесте ошибся как раз в неоднозначном вопросе: знал правильный ответ, но перехитрил сам себя). Часть 25-го задания не перенёс в бланк. Ну и эссе — это всегда субъективная оценка.

Статья предоставлена сайтом «Мел»

Обществознание — один из самых популярных и сложных предметов на ЕГЭ. Какой процент
сдающих по стране получает более 80 баллов по обществознанию? Лишь 7%, то есть
примерно 7 человек из 100. 

«Почему так мало?» — спросите вы. Дело в том, что экзамен очень насыщен теорией, для
его успешной сдачи требуется знание 82 тем из 5 абсолютно разных блоков. Недостаточно
хорошо разбираться в политике или экономике, чтобы получить высокие баллы.
Специально для читателей «Пяти углов» Валерия Грейскоп,
эксперт образовательной компании MAXIMUM Education, подготовила 4 совета, которые
помогут выпускнику справиться с экзаменом на 80+.

1. Используем слова-маркеры 

В задании №14 выпускника просят установить соответствие между субъектом власти
(Правительство, Президент, Госдума и так далее) и их функциями. С этим заданием
справляются менее половины выпускников. Его сложность состоит в необходимости
наизусть знать полномочия всех государственных органов в РФ. 

Конечно, можно выучить все необходимые статьи из Конституции, но сделать это не
просто. И вот тут надо сказать про первый совет-лайфхак: чтобы получить 2 балла за это
задание, нужно знать лишь несколько слов-маркеров. 

«Обеспечение, мера и осуществление» — слова-маркеры, которые относятся к деятельности
Правительства РФ. Поскольку именно Правительство является органом исполнительной
власти и, следовательно, осуществляет решения, принятые другими органами власти. 

«Надзор» — сразу прокуратура. 

Также, на экзамене часто путают два схожих по смыслу понятия «амнистия» и
«помилование». Однако отличить их друг от друга достаточно легко. Помилование — это
освобождение от наказания по отношению к одному человеку. Для того, чтобы «простить» одного человека понадобится один человек — Президент. Амнистия — это освобождение от
наказания или смягчение наказания по отношению к большой группе людей. Для
реализации такого масштабного «прощения» необходимо привлечь много людей, поэтому
это полномочие Государственной Думы. 

Запомните этот простой лайфхак: один человек (Президент) освобождает одного
(помилование), много человек (Государственная Дума) освобождают многих (амнистия).

2. Играем в «Крокодил» 

Задание 25 из второй части ЕГЭ по обществознанию направлено на работу с
обществоведческим понятием. Помимо этого, нужно написать два предложения, ответив на
вопросы из задания. И если с последним большинство учеников справляется, то раскрытие
смысла понятия вызывает большие сложности. Кроме того, в 2019 году в задании появилось
важное изменение — теперь за неправильно составленное определение автоматически
обнуляется всё задание. Проверяющие не засчитывают «характеристику родовой̆
принадлежности, повторяющую понятие, смысл которого должен быть раскрыт». Это
очень напоминает правило игры в «Крокодил». Например, нельзя написать, что
экономический рост — рост экономики, связанный с увеличением объемов производства.
Нельзя объяснять экономический рост через рост экономики.
Корректное определение звучит так: «Экономический рост — увеличение реального и
потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени». 

Не забывайте отслеживать изменения экзамена и узнавать актуальные критерии
оценивания. 

3. Приведение «правильных» примеров 

Примеры могут встретиться сразу в 4 заданиях второй части: 23, 26, 27 и 29. На ЕГЭ очень
строго оцениваются подобные типы заданий. Именно поэтому важно знать структуру
примера. Выглядит она так: 

— конкретный субъект (кто-то или что-то) 

— выполняет конкретные действия, 

— которые приводят к конкретному результату (в конкретных обстоятельствах, условиях; в
конкретном месте; в конкретное время). 

«Ученик готовится к ЕГЭ с репетитором» — ноль баллов. 

«Иван Петров за год до экзамена начал заниматься у репетитора по обществознанию, что
помогло ему хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз» — полноценный балл.

4. 12 баллов за «формулирование смысла» 

Мини-сочинение (№29) — самое дорогое задание, ведь за него можно получить целых 6
баллов. При его выполнении важно уметь правильно раскрыть смысл высказывания. Если
этого не будет сделано — всё сочинение оценят в 0 баллов. Да-да, в этом случае вы теряете
примерно 12 вторичных баллов из 100 возможных. 

Как правильно сформулировать смысл? Подумайте, о чем в действительности эта цитата,
как правило, каждую из цитат можно свести к какой-то крупной теме из кодификатора.
Далее запишите интерпретацию смысла слов автора обществоведческими терминами,
добавив собственные комментарии. Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим
это на конкретном примере. 

Цитата: 

А. Моруа: «Бизнес — это сочетание войны и спорта». 

Пример начала мини-сочинения с раскрытием смысла цитаты: 

А. Моруа, автор данного высказывания, рассуждает на тему конкуренции и подчеркивает,
что в условиях бизнеса производители используют различные методы борьбы для
продвижения своей продукции на рынке. Эти методы могут быть как честными, так и
нарушающими установленные правила. Именно поэтому можно сказать, что конкуренция
в условиях рыночных отношений похожа на вечное состязание, спорт, а желание компаний
устранить конкурентов роднит этот процесс с войной. 

Конечно, прочтение четырех советов не поможет вам набрать на
экзамене 80 баллов (поможет только серьёзная и комплексная подготовка). Но лайфхаки
сильно облегчают жизнь в контексте конкретных заданий и позволяет достичь высоких
баллов меньшими силами. Используйте эти советы и делитесь ими с друзьями. Удачи в
подготовке!

Партнерский материал

Подготовка к ЕГЭ по Обществознанию самостоятельно

Автор — А. В. Морозов.

Что будет, если готовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно? Начнем с результата. Из моей практики эксперта, учителя и репетитора — да, подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно можно, однако результат будет от 60 до максимум 68 баллов.

Если вы хотите поступить в топовый ВУЗ на гуманитарный или экономический факультет — ваш результат ЕГЭ по обществознанию должен быть в районе 90 баллов. Это даст вам возможность поступить на бюджетное отделение.

Если ваш балл ниже — тогда платная основа и огромные затраты на обучение в вузе. Поэтому лучше сразу себе ответить на вопрос — самостоятельно ли я буду готовиться к ЕГЭ по обществознанию, или же мне необходима помощь?

Если все-таки самостоятельно, то с чего начать?
Первое — это школьные учебники. Это минимум для того, чтобы подойти к порогу, просто сдать ЕГЭ по обществознанию.

Однако следует отметить, что один школьный учебник не поможет раскрыть содержание всех тех вопросов, которые будут в ЕГЭ по обществознанию. Поэтому необходимо взять два-три учебника разных авторов по данному курсу. Это раз.

Второе — это справочники, и их много. Прежде всего, это книга Баранова «Домашний репетитор». Обратите внимание на его схемы и таблицы. Они помогают лучше систематизировать знания.
И конечно, пробные варианты в сборниках и на сайте “РешуЕГЭ”.

Если вы самостоятельно готовитесь к ЕГЭ по обществознанию, желательно учить блоками: человек и общество, социология, философия, политология, право, политика, экономика. Тогда у вас сложится общая картина, и вы сможете подготовиться к заданиям первой части ЕГЭ по обществознанию.

Однако самые большие проблемы возникают во второй части.
Первая часть дает 35 первичных баллов, вторая часть 27 баллов. Если ее “завалить”, результат будет около 60 баллов. Поэтому, когда переходим ко второй части, без помощи преподавателя не обойтись.

Преподаватель поможет анализировать текстовый материал, выявить все, что необходимо, поможет с терминологией. Помните, что «рабоче–крестьянский язык», разговорный, в обществознании вообще неприемлем. Если давать не научное понятие, а “от себя”, “как я понял”, то в итоге получится ноль.

И еще — надо грамотно приводить примеры, четкие, аргументированные. Если пример, образно говоря, взять с потолка, то результат будет нулевой.

Нулевые результаты получаются в основном от неумения писать эссе. Если нет эссе — сразу минус 8 баллов!

На наших курсах мы уделяем внимание не только теории, но и практике. Это не скучные нудные лекции, когда учитель монотонно читает, а ученик просто записывает, тетрадку закрывает и уходит. Это, прежде всего, небольшая теория и большая практика. И плюс решение заданий ЕГЭ. На каждом занятии 30–40 процентов времени — это теория, все остальное — это практика. Вы получаете задания на дом, чтобы закрепить материал.

Наш курс подготовки к ЕГЭ по обществознанию — это последовательная цепочка тем, которые будут соединены в целостную картину, плюс закрепление на практике.

Если бы у меня встал бы выбор: готовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно или же прибегнуть к помощи преподавателя, я выбрал бы второе.

Второй вариант дает большую свободу при поступлении и выборе вуза. Преподаватель направляет, помогает понять все сложные вопросы, а результат — учеба по той специальности, которая мне по душе. И естественно, на бюджетном отделении, без лишних материальных затрат на протяжении четырех лет обучения.

Поэтому цель нашей подготовки к ЕГЭ по обществознанию — чтобы все вы поступили в ВУЗ своей мечты.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Подготовка к ЕГЭ по Обществознанию самостоятельно» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
07.02.2023

ЕГЭ по обществознанию охватывает основные разделы обществоведческого курса. Экзамен состоит из двух частей. В статье даем советы, как решить некоторые задания каждой из частей. 

В ЕГЭ по обществознанию задания распределены по уровням сложности:

  • Базовый — 13 заданий.
  • Повышенный — 8 заданий.
  • Высокий — 4 задания.

Содержание:

  • 1 Часть
  • Лайфхак №1. Вместо заучивания определения, изучайте признаки понятия
  • Лайфхак №2. Разбирайте примеры из реальной жизни
  • Лайфхак №3. Задания, в которых приветствуется заучивание
  • Лайфхак №4. Учитесь работать с источниками информации
  • 2 часть
  • Лайфхак №5. Отвечайте строго на поставленный вопрос
  • Лайфхак №6. Не составляйте абстрактный план
  • Лайфхак №7. Учитесь понимать специфику задания, а не бесконечно прорешивать варианты
  • Лайфхак №8. Учитесь на ошибках предшественников
  • Вывод

1 Часть

Базовый уровень сложности: 8 заданий.

Повышенный уровень сложности: 8 заданий.

Несмотря на это распределение, фактически это совершенно не значит, что одни задания легкие, а другие сложные.

Сколько баллов можно получить за 1 часть по обществознанию ЕГЭ?

Шестнадцать заданий первой части предусматривают краткий ответ. За верное выполнение всех заданий максимально можно получить 28 баллов. Девять заданий второй части максимально оцениваются в 30 баллов. 

Сколько заданий нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию?

Следует решать как первую, так и вторую части экзамена, поскольку решение только одной из частей максимально может дать 50% от возможного результата.

Несмотря на то что в первой части задания представлены в тестовом варианте, они требуют очень серьезного уровня развития аналитических способностей.

Лайфхак №1. Вместо заучивания определения, изучайте признаки понятия

Первое задание проверяет не просто «зазубренность» определений, а их более широкое понимание. Оно подразумевает работу с признаками заданного определения.

Учите не только определения, но и их ключевые составляющие и характеристики. Например, можно просто выучить, что общество — это динамическая, самоуправляемая, самодостаточная система и т.д., но для решения этого будет недостаточно. За любым понятием и его признаками должны стоять конкретные представления и примеры. 

Пример задания 1 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Необходимость структурных знаний прослеживается и в задании №11. Поэтому этот лайфхак, например, применим и к изучению видов избирательных систем.

Лайфхак №2. Разбирайте примеры из реальной жизни

Задания 2—16 распределены по тематическим модулям:

  • №2—4 «Человек и общество, включая «Познание и духовную культуру».
  • №5—7 «Экономика».
  • №8, 9 «Социальные отношения».
  • №10, 11, 13 «Политика».
  • №12, 14—16 «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации».

Из них к заданиям на суждение относятся — №2, 5, 8, 10, 14. Следует помнить, что все задания на выбор суждения требуют высокого уровня развития мышления.

Разбирайте помимо определений и их характеристик реальные примеры из жизни, преобразующие теоретические знания в практические. 

Например: Индустриальное общество. Один из признаков — развитие промышленности. 

Это школьники выучили из учебника, но в суждениях может быть неочевидный вариант: рост численности рабочего класса. 

Если не проговаривать со школьниками отдельно разные проявления в реальности, то они могут не понять, что это суждение соответствует правильному ответу. Рекомендуем избегать формализма и стараться разбирать теоретический материал на жизненных ситуациях.

Задание №13 еще одно из тех, что проверяет владение выпускника базовым понятийным аппаратом социальных наук. Чтобы правильно выполнять подобные задания, нужно:

  •  понимать саму суть понятий;
  • иллюстрировать на конкретных примерах. 

Невозможно просто прорешать большое количество демонстрационных вариантов, к сожалению, это не поможет.

Пример задания №13 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Например, если школьники поняли, что Правительство РФ — это исполнительная власть, т.е. оно «исполняет», то смогут выбрать из множества представленных формулировок те, что подходят под эту компетенцию. Для судов — судебные полномочия. Эти для органа власти поддаются логике. Остается выучить только то, что входит в компетенцию Госдумы и Совета Федерации. Методом исключения можно выявить, что к полномочиям президента РФ относятся все остальные.

Лайфхак №3. Задания, в которых приветствуется заучивание

Задания, в которых приветствуется заучивание

Среди заданий, которые проверяют владение базовым понятийным аппаратом, есть пара репродуктивных, то есть тех, которые требуют простого заучивания. Это задания №6 и 12. 

Пример задания №6 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Задание №12 проверяет знание основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Пример задания №12 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

Лайфхак №4. Учитесь работать с источниками информации

Учитесь работать с источниками информации

Задание №9 первой части экзамена проверяет сформированность навыков оценивания информации и умение работать с источниками различного вида.

Круговые диаграммы представляют бОльшие сложности, чем столбчатые. У школьников часто нет представления о том, что такое четверть, а что пятая часть. Для многих представляет трудность соотнести части из текста с процентами на круге. 

В этом задании необходимо понять, как соотносятся доли и проценты.

Задание №16 предполагает работу с документами. Их перечень вы найдете в кодификаторе. Кодификатор есть в КИМе демоверсии, который можно скачать на официальном сайте ФИПИ.

Пример задания №16 из Демоверсии ЕГЭ по Обществознанию 2023

2 часть

Лайфхак №5. Отвечайте строго на поставленный вопрос

Отвечайте строго на поставленный вопрос

Задание №17—20 предполагают работу с текстом. Однако кроме №17, все остальные задания относятся к тексту формально. Их объединяет только общая тематика. 

Не пишите четыре характеристики, если просят назвать три. Потому как если одна из четырех характеристик будет неправильной, то ВЕСЬ ответ не будет засчитан. 

Кроме того, внимательно прочитайте все вопросы и ответьте на них, включая пункты и подпункты.

Задание №19 оценивает умение выявлять связи между процессами и социальными объектами.

Оно, как правило, требует правильного оформления ответа. В нем необходимо соблюсти структуру:

  • Пример 1 — пояснение.
  • Пример 2 — пояснение.
  • Пример 3 — пояснение.

или

  • Ситуация 1 — пример.
  • Ситуация 2 — пример.
  • Ситуация 3 — пример.

Лишние ответы «на всякий случай» писать не нужно. За любой неправильный элемент, пусть даже дополнительный, снимут 1 балл. Если таких ошибочных элементов будет 2 и более, то за весь ответ ставят 0 баллов. 

В задании №21 на анализ рисунка также следует внимательно отнестись к формулировкам. 

Ответ должен содержать фактор + его объяснение относительно рынка, указанного в задании. Не следует говорить об обуви, когда в задании идет речь о рынке зарубежного туризма. 

В ответе на первый вопрос не надо объяснять причины. Нет необходимости отвечать на вопрос «почему»

  • На вопрос «Как изменится равновесная цена» необходимо просто ответить уменьшилась она или увеличилась. 
  • На вопрос «Как изменится спрос и равновесная цена» не предполагает объяснения или доказательства, которые зачастую неверны. Помните, что неправильные дополнения к ответам приведут к потере балла. 

Лайфхак №6. Не составляйте абстрактный план

В задании №24 от выпускника требуется составить развернутый план, который раскроет заданную тему. В демоверсии это план для доклада о «Политической партии». Запомните, что само определение раскрывать не нужно, задача — составить план.

Важно — не составляйте формально-абстрактный план, который универсально может подойти ко всем темам. Например:

  1. причины;
  2. сущность;
  3. последствия.

Детально продумайте пункты и подпункты плана.

Лайфхак №7. Учитесь понимать специфику задания, а не бесконечно прорешивать варианты

Учитесь понимать специфику задания, а не бесконечно прорешивать варианты

Механическое прорешивание бесчисленного количества вариантов — тупиковый путь. Необходимо проследить логику в заданиях, внимательно следить за формулировками и требованиями. 

Тезисно проговорим некоторые другие задания второй части. Они представляют базовые общественные науки, которые формируют обществоведческий курс школы. 

  • Задания №17—20 объединены научно-популярным текстом или нормативно-правовым актом, на основе которого необходимо ответить на вопросы.
  • Одним из самых сложных заданий на экзамене является №20. Оно требует высокого уровня развития мышления.
  • Задание №23 предполагает развернутый ответ по Конституции РФ.
  • Задание № 25 — комплексное, включает 3 элемента.

С изменениями, вступившими в силу как в 2022, так и в 2023 году, отметим, что экзамен не становится проще. Все новые задания ориентированы на проверку способности выпускников мыслить логически.

Лайфхак №8. Учитесь на ошибках предшественников

Есть задания, которые из года в год массово вызывают затруднения у школьников. Несмотря на то что преподаватели и эксперты разбирают подобные моменты, это не всегда предупреждает ошибки сегодняшних выпускников.

Отметим основные затруднения, которые возникают у школьников:

  • Раскрытие теоретических понятий социально-экономических и гуманитарных наук на примерах.
  • Привлечение обществоведческих знаний при аргументации.
  • Различие между уголовным и административным наказанием. 

Особенно отметим, что выпускники ежегодно испытывают трудности с привлечением межпредметных связей. Многие выпускники не могут назвать имена выдающихся представителей отечественной культуры: ученых, писателей, поэтов, художников и т.п. и дать краткую характеристику из достижений.

Рекомендуем составлять таблицы и прописывать в них имя выдающейся личности, его отрасль деятельности, вклад и значение для развития области. Систематизируйте информацию по областям знания — искусства и науки, подобрав для каждой не менее трех деятелей.

Вывод

Большинство советов, рассмотренных в статье, относятся не только к указанным в разделе заданиям, но и комплексно к экзамену. 

Что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию?

  • Вместо заучивания определения, изучайте признаки понятия.
  • Разбирайте примеры из реальной жизни.
  • Запомните задания, материал к которым необходимо заучить.
  • Учитесь работать с источниками информации.
  • Отвечайте строго на поставленный вопрос и следите за формулировками.
  • Не составляйте абстрактных планов.
  • Учитесь понимать специфику задания, а не бесконечно прорешивать варианты.
  • Учитесь на ошибках предшественников.

Есть задания, в которых при подготовке необходимо именно заучивать материал, но во многом экзамен направлен на проверку возможности выпускника мыслить логически. Не спешите прорешивать десятки и сотни вариантов. Учитесь видеть в них структуру, стремитесь понять задание и четко ответить на поставленные вопросы.

Вместо заучивания определений, погружайтесь в исследование признаков понятия. Стройте на их основе ассоциативные карты, которые позволят вам быстро восстановить признаки понятий в памяти. Обязательно ищите и разбирайте примеры из реальной жизни. Как и признаки, они позволят вам лучше понять базу обществоведческого курса. 

Помимо примеров из жизни, необходимо научиться работать с источниками информации. Это касается как нормативно-правовых актов, так и работы с таблицами, диаграммами, графиками.

Когда вы готовитесь к экзамену, не забывайте о тех ошибках, что совершили выпускники прошлых лет. Проанализируйте их, обсудите эту тему с репетитором, учителем и одноклассниками. Продумайте, как этих ошибок можно избежать в своей работе и не потерять баллы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать обращение к президенту рк токаеву
  • Как написать обращение к президенту путину письмо
  • Как написать обращение к президенту минниханову
  • Как написать обращение к мэру москвы на мос ру
  • Как написать обращение к мэру города образец

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии