Как написать обучающие материалы

На чтение 5 мин. Просмотров 1.7k. Опубликовано 04/03/2021

Содержание

  1. Знайте свою аудиторию (сотрудники/ученики)
  2. Пишите для своей потенциальной аудитории
  3. Обращайтесь напрямую к своей аудитории
  4. Используйте разговорный язык для обучения
  5. Рассказывайте истории, чтобы улучшить обучение
  6. Поместите людей в сценарии
  7. Используйте короткие и знакомые слова
  8. Используйте небольшие простые предложения
  9. Сделайте обучение непродолжительным
  10. Разбейте учебные материалы на части
  11. Отформатируйте фрагменты информации, чтобы визуально было удобно их воспринимать 
  12. Не включайте в обучение то, что ваши ученики уже знают
  13. Не обучайте учеников тому, что им знать не нужно
  14. Избегайте специализированного языка («жаргона»), когда это возможно
  15. Если вам необходимо использовать термин или жаргон, дайте ему определение
  16. Добавьте немного юмора
  17. Можете использовать сокращения
  18. Вычитайте текст учебных материалов несколько раз
  19. Попросите еще кого-нибудь посмотреть ваши материалы

Не так-то просто хорошо писать.

Эрнест Хемингуэй говорил:

«Легкое письмо делает трудным чтение»

Вы как автор учебных материалов должны сделать всю трудную работу, чтобы этого не пришлось делать вашему ученику.

Вот советы, которые помогут вам писать лучшие, более эффективные учебные материалы.

Знайте свою аудиторию (сотрудники/ученики)

Каждый аспект создания учебных материалов начинается со знакомства с аудиторией. Из этого следует, что это верно и при написании учебных материалов.

Изучите разговорную речь вашей аудитории, учитывайте их способности усваивать информацию, количество свободного времени для обучения, их интересы и многое другое.

Пишите для своей потенциальной аудитории

После того как вы изучили своих учеников, помните об их учебных потребностях и характеристиках, когда будете писать для них.

Обращайтесь напрямую к своей аудитории

К ученикам обращайтесь на «вы». Не игнорируйте свою аудиторию, просто рассказывая о рабочих процессах или устройствах. И не пишите об учениках от третьего лица – обращайтесь к ним напрямую.

Используйте разговорный язык для обучения

Пишите так, как говорит ваша аудитория. Многие авторы учебных материалов используют искусственный, формальный язык,  даже если аудитории трудно его воспринимать. Избегайте этого. Но помните, что разговорный стиль не означает, что вы должны употреблять много жаргонов и специфических слов или потенциально оскорбительных выражений.

Рассказывайте истории, чтобы улучшить обучение

По своей природе люди хорошо запоминают истории и получают удовольствие, слушая их. Не просто читайте лекции своим ученикам – расскажите историю, в которую они будут вовлечены.

Истории также помогают вдохновить учащихся применять то, что они узнали после завершения обучения.

Поместите людей в сценарии

Людей больше интересует то, что происходит с ними или с кем-то другим. Вы можете поместить учеников в сценарий с ситуациями, которыми они могут столкнуться непосредственно в работе.

Используйте короткие и знакомые слова

Когда это возможно, избегайте использования больших и сложных слов. Если их можно заменить синонимичными короткими и более привычными для аудитории – сделайте это.  Например, напишите «купить» вместо «приобрести» и «человек» вместо «физическое лицо».

Используйте небольшие простые предложения

Длинные предложения могут сбить ученика с толку. Это еще более верно, если предложения сложные сами по себе. Поэтому используйте короткие и простые предложения.

Сделайте обучение непродолжительным

Есть пределы того, на что люди могут обращать внимание, сколько информации они могут усвоить и запомнить во время обучения. 

Старайтесь писать о самом важном, о том, что обязательно должны знать ваши ученики. Не добавляйте больше материала просто потому, что считаете его интересным.

Помните, что все, что вы пишете, должно быть ориентировано на учебную цель. Здесь работает правило «чем меньше, тем лучше (эффективнее)».

Разбейте учебные материалы на части

Разбейте свой учебный контент на более мелкие части или разделы.  Людям проще хранить в своей кратковременной памяти небольшие фрагменты информации.

Отформатируйте фрагменты информации, чтобы визуально было удобно их воспринимать 

Ваше устройство и современные программы дают вам массу инструментов для форматирования фрагментов учебного контента – используйте их.

Используйте заголовки и выделите их жирным шрифтом, чтобы отделить каждый блок или раздел. Используйте маркированные списки и таблицы, чтобы разбить информацию и ее легче было усваивать.

Не включайте в обучение то, что ваши ученики уже знают

Не тратьте время учеников впустую и не заставляйте их скучать, обучая их тому, что они уже итак знают. Например, если ваша цель – научить их шить юбку, не начинайте с объяснения, что такое юбка. 

Не обучайте учеников тому, что им знать не нужно

В этом нет необходимости, не делайте этого. Например, если вы обучаете учеников как сделать стул, ваше обучение не должно начинаться с 15-минутной истории развития этого предмета за последние три столетия.

Им просто нужно знать, как это сделать. Им не нужно писать докторскую диссертацию о его роли в обществе или его развитии на протяжении всей истории.

Избегайте специализированного языка («жаргона»), когда это возможно

В каждой области есть свой специализированный язык – жаргон. Его использование может быть полезным сокращением или кодом для экспертов, но неспециалисты часто не понимают, что он означает.

По возможности избегайте использования жаргона в вашем обучении.

Если вам необходимо использовать термин или жаргон, дайте ему определение

Если необходимо использовать жаргон или термин, обязательно объясните его учащимся.

Добавьте немного юмора

Это нормально быть смешным. Добавьте в ваши учебные материалы немного юмора.

Но не превращайте свой контент в  юмористическое выступление.

Категорически запрещено использовать юмор, который каким-то образом может оскорбить или унизить ваших учеников

Можете использовать сокращения

Если в ваших учебных материалах фигурируют названия одних и тех же сервисов, программ, длинных слов, которые можно сократить или заменить аббревиатурой, то сделайте это. Достаточно в начале указать расшифровку слова или его сокращение в скобках, и ваш ученик сможет легко ориентироваться в материалах. 

Например, платформа «АнтиТренинги» может смело сократится до АТ.

Вычитайте текст учебных материалов несколько раз

Всегда проверяйте свои собственные материалы. Сделайте это несколько раз. Прочтите их вслух – это может помочь. Тщательно проверьте и исключите грамматические ошибки, а также правильно расставьте знаки препинания. 

Попросите еще кого-нибудь посмотреть ваши материалы

Вы также можете попросить кого-то из близких посмотреть «свежим взглядом» ваши материалы и указать на возможные ошибки в них. Как вариант – прибегнуть к услугам профессионального корректора, который поправит орфограммы и упростит сложные моменты в ваших текстах.

Следование вышеуказанным правилам поможет вам в написании эффективных учебных материалов, которые будут легко восприниматься и усваиваться вашими учениками.


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Учебные материалы являются необходимой частью любой программы или деятельности, которая включает в себя приобретение знаний и способность запоминания. Лучший подход к разработке учебно-методических материалов — начать с изучения плана подготовки и имеющихся ресурсов. В зависимости от целей обучения и продолжительности программы обучения, учебные материалы могут включать в себя книги, учебные пособия, уроки с использованием компьютеров и аудиовизуальные средства. Вот несколько стратегий для разработки учебных материалов.

Шаги

  1. Изображение с названием Develop Training Materials Step 1

    1

    Определите цели учебной программы. Целью может быть обучение менеджеров компьютерной лаборатории способу получения доступа и перехода к различным компьютерным программам. В классе для будущих нянь целью может быть предоставление помощи подросткам в освоении наиболее важных аспектов ухода за маленькими детьми.

  2. Изображение с названием Develop Training Materials Step 2

    2

    Разработайте план обучения. План представляет собой обзор или схему того, как будет проходить обучение. Он, как правило, включает в себя информацию о программе обучения (график), основные цели обучения и список доступных ресурсов.

    • Оцените, сколько времени нужно потратить на каждую учебную цель. Это поможет в разработке учебных материалов и убедитесь, что одинаковое время посвящено принципу равносильной важности.
  3. Изображение с названием Develop Training Materials Step 3

    3

    Создайте список необходимых учебных материалов. Например, участникам учебной программы по Программному обеспечению, возможно, потребуется практический доступ к программному обеспечению, скриншоты более сложных программных элементов, а также учебное пособие, в котором подробно излагаются функции программного обеспечения в пошаговой форме.

  4. Изображение с названием Develop Training Materials Step 4

    4

    Напишите объяснение основных навыков, которым нужно научиться. Это обзор того, что ученики могут ожидать для изучения после достижения успеваемости через учебные материалы. В классе для нянь, например, обеспечение первой помощи, смена подгузников, обеспечение питанием детей и управление чрезвычайными ситуациями — могут быть основными целями.

  5. Изображение с названием Develop Training Materials Step 5

    5

    Посвятите отдельный раздел каждой учебной цели. Например, при создании интернет- модуля для нянь вы бы предусмотрели целую главу, состоящую из различных уроков по оказанию первой помощи.

    • Создайте индивидуальные уроки. В учебном классе по программному обеспечению, если основной целью является научить профессиональных инструкторов управлению учебным программным обеспечением, каждый урок может сосредоточиться на другой цели. Например, один урок может представлять учащимся цель профессионального программного обеспечения. Следующий урок может демонстрировать функцию каждой навигационной кнопки. В следующем уроке можно решать, как создавать отчеты об выполнении после того, как студенты прошли все назначенные уроки.
  6. Изображение с названием Develop Training Materials Step 6

    6

    Интегрируйте визуальные элементы. Используйте графики, видео, таблицы и другие визуальные средства, чтобы закрепить важные понятия.

  7. Изображение с названием Develop Training Materials Step 7

    7

    Включите обзорные упражнения. Чтобы включить различные стили обучения, интегрируйте обзорные упражнения в различных форматах. Например, учебные материалы могут включать в себя задания типа «истина» или «ложь», или с несколькими вариантами ответов для подкрепления содержания. После просмотра учебного видео, попросите учащихся разбиться на небольшие группы для обсуждения содержания.

  8. Изображение с названием Develop Training Materials Step 8

    8

    Установите составную часть оценки. При использовании видео или презентаций для обучения студентов оценивайте студентов, давая учащимся задание записать свои впечатления. При создании учебника уровень знаний может быть оценен с использованием викторины (опроса).

  9. Изображение с названием Develop Training Materials Step 9

    9

    Попросите учащихся об отзыве. Оценивайте эффективность учебных материалов, давая участникам задание поделиться своим мнением об учебной программе. Формы отзыва по учебным материалам могут содержать вопросы об организации, доходчивости, разнообразии и полезности, а также могут быть использованы для пересмотра и улучшения материалов.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 7874 раза.

Была ли эта статья полезной?

Сделать свой курс не сложнее, чем написать книгу. Сидишь и фигачишь, фигачишь, фигачишь. Иногда пьешь. Волшебной таблетки нет, но есть чужой опыт с которым можно свериться, а то и вытащить оттуда полезные приемчики.

* * *

Продолжаем публиковать выдержки из интервью со специалистами, которые обучают коллег, и наши комментарии по поводу обнаруженных инсайтов. И вот что в этом выпуске:

  • Как все обычно начинается
  • Просто сел и сделал
  • Сколько можно готовиться
  • Лучшие практики

Как все обычно начинается

«К моменту курса у меня была сборная солянка материалов о том, что мы рассказывали друг другу на работе. Было много презентаций и материалов с продуктона. Что-то было из моих докладов на конференциях, что-то из моей практики стартапов в студенчестве».

Рискнем предположить, что похожая база материалов есть у каждого более-менее активного в своем сообществе специалиста. Выступления, статьи, инструкции, наброски… Короче, разные артефакты, свидетельствующие о неодолимом желании человека делиться своей экспертизой с миром.

Плохая новость тут только одна. Использовать эти материалы «в лоб» при создании курса, как правило, не получается. Значит в какой-то момент придется сесть и зафигачить всё от начала и до конца.

Просто сел и сделал

«На базе того, что я тогда делал, я собрал отдельную двухчасовую презентацию. Иногда оказываю услуги своим клиентам, обучаю их менеджеров. Когда мы готовили 5-6 лет назад презентацию, все было ровно также как сейчас! Эта тема все еще актуальна на сегодняшний день. И то, что делаю я — такому вроде как никто и не учит, я искал».

У нас нет оснований не верить респонденту. Действительно, некоторые куски знаний, особенно когда дело касается двухчасовой презентации, остаются актуальными и пять, и десять лет. Но такой случай скорее исключение.

«[…] в какой-то момент нас с коллегами позвали преподавать в университет. […] Мы разбили все на темы и зафигачили презентаций, которые иногда пополняем новыми кейсами и используем до сих пор. Это не только моя работа, но еще и нескольких человек. Этот курс мы все еще ведем раз в полгода-год».

Плюсы такого энергосберегающего подхода очевидны, а вот про грабли хочется чуть подробнее. Преподаватель — тоже человек. Он узнает новое, переосмысляет старое, получает какой-то опыт в своей специальности и в преподавании. Какое-то время пожить на старых материалах можно, но со временем они устареют. Не столько кейсами, сколько общей структурой изложения.

Кстати, вы обратили внимание на то, что курс, упоминаемый этим респондентом, — коллективная деятельность?

Сколько можно готовиться

«Каждый раз я перерабатываю материалы. В последний раз для каждого занятия я готовила материалы часа по 4-6 на каждую презентацию. И это при том, что у меня были наработки, делала не с нуля. Но я очень хотела выпендриться и сделать очень красиво. Вообще обычно часа 1,5-2 уходит на презентацию, материалы к которой уже есть. И до 6 часов если нужно чем-то дополнить или перекроить последовательность».

Весьма реалистичные цифры, если сравнивать с нашим опытом, и очень показательно как «желание выпендриться» увеличивает время подготовки в несколько раз.

«На подготовку двух лекций я потратила недавно два полноценных рабочих дня. Нужно освежить знания, посмотреть, что и как изменилось, что произошло в мире, пересобрать материал, добавить иллюстраций и оформить. Информация у нас устаревает полностью за год. Но 50-70% информации мне все таки удается переиспользовать. Остальное всегда обновляется»

Есть лайфхак. Не универсальный, но рабочий. Использовать каждое выступление для того, чтобы самому что-то узнать, уложить в голове, научиться. И вот ты уже не 8 часов готовишь занятие для студентов, а 8 часов занимаешься самообразованием, а потом бонусом выходишь на сцену. Иногда это помогает смириться с неизбежной долгой подготовкой к выступлению перед студентами.

Лучшие практики

На сладкое мы оставили самые профессиональные, как нам кажется, схемы работы с учебными материалами. Конечно, это не готовые инструкции, но мы верим, что вдумчивый читатель догадается, что из этого можно утащить себе в копилку.

Подстройка под компанию

«Я считаю, что нужно все таки индивидуально подходить к организации. Я довольно долго готовлюсь к такому обучению, чтобы понять, что именно больше всего хромает у компании».

Такое обучение, фактически, объединено с консалтингом. Выяснить «слабые места» и закрыть их с помощью тренинга. Здесь хорошо видно, как роль преподавателя из носителя знаний трансформировалась в диагноста. Любопытно, что про эту диагностическую функцию преподавателя говорят предательски мало.

«Я заранее запрашиваю типовую форму договора, судебные акты за 3-5 лет, типовые проблемы, вопросы менеджеров. Презентацию формально не меняется, но акценты рассказа — да».

Лайфхаком это не назвать, слишком трудоемко для простого решения. Но на бест практис тянет. Результат диагностики — не отдельная принципиально новая программа, а расстановка акцентов. Т.е. преподаватель задает некоторые рамки, исходя из своей экспертизы, а дальше уже расставляет акценты, опираясь на реальную потребность компании или слабые места студентов.

Рамки курса

«Сложно сказать, сколько бы у меня заняла времени подготовка, если бы не было бэкграунда. Я просто собрала все это в одну большую презентацию, которую дополняла после каждой пары. Я готовилась на одну пару вперед. А в самом начале была только структура о чем я хочу рассказать в целом».

Здесь сразу несколько важных моментов. Первый, безусловно, бэкграунд. Т.е. специалист опирается на свою недюжую экспертизу. Второй — не «просто собрала», а все-таки вначале была структура. Для себя мы называем это «рамка учебного материала», а сам подход — «отгрузка курса с колес». Когда структура существует независимо от наполнения, это здорово экономит время и силы на подготовку и, главное, на переделку.

Давайте делать вместе

«Мне помогает, когда я делаю материалы не одна, а с кем-то. Или могу обсудить, предварительно показать наработки».

Тысячу раз да. Учебные материалы противопоказано создавать в одиночку. Сложно фигачить и удерживать в голове реальный уровень аудитории. Сложно фигачить и думать про то, что студент будет пытаться извлечь из всего практическую пользу. Высок риск сделать идеальное бесполезное, а потом глубоко разочароваться, не обнаружив вокруг восторженной толпы.

На этапе первой версии, набросков — нужен лояльный читатель, который сможет корректно указать на неидеальные места. Еще лучше, когда эксперт отгружает свою экспертизу не сразу конечному потребителю, а через мозг коллеги. Если хотя бы один человек смог осознать и переработать — это уже что-то да значит.

И еще важно иметь смелость выкатить несовершенный курс на аудиторию. Результаты впечатляют. Там где казалось, что мы слишком все переусложнили, студенты идеально справляются с задачами. Там где мы изящно шутили — недоумевают, к чему весь этот балаган. Там где выводили нюансы и тонкости, игнорируют.

Наш опыт

Мы так или иначе были в ситуациях, описанных всеми респондентами. Сейчас пришли к тому, что после серии брейнштормов у учебного модуля появляется рамка. На рамку нанизывается контент — разжеванная теория, примеры, задачи. Первая версия отгружается «с колес», по обратной связи модуль совершенствуется.

Иногда — пересобираем полностью. Звучит внушительно, но при наличии отдельно прописанной структуры это не слишком ресурсоемкое занятие.

А как у вас?

Серия статей «Люди учат людей» написана по мотивам продуктового custdev’а для развития дизайн-задачника.

Предыдущие публикации

  • Часть 1. Схема обучения
  • Часть 2. Обучение в боевом режиме
  • Часть 3. Делай как я
  • Часть 4. Забота о студенте
  • Часть 5. Вот бы сделать базу знаний

Чтобы не пропустить продолжение, подпишитесь на наш блог тут или на телеграм-канал.


Download Article


Download Article

Training materials are a necessary part of any program or activity that involves knowledge acquisition and retention. The best approach to developing instructional materials is to start by examining the training plan and available resources. Depending on the learning objectives and length of the training program, training materials may include workbooks, training manuals, computer-based lessons and audio-visual aids. Here are a few strategies for developing training materials.

  1. Image titled Develop Training Materials Step 1

    1

    Identify the objectives of the training program. The goal may be to teach computer lab managers how to access and navigate various software programs. In a classroom of aspiring babysitters, the objective may be to help teenagers master the most critical aspects of caring for small children.[1]

    • Look at training manuals for similar companies to give you an idea of what to include.
  2. Image titled Develop Training Materials Step 2

    2

    Develop a training plan. A plan is an overview or outline of how training will be approached. It typically includes the training program schedule, key learning objectives and a list of the available resources.[2]

    • Estimate how much time to spend on each learning objective. This will assist in the development of training materials and ensure that equal time is devoted to concepts of equal importance.

    Advertisement

  3. Image titled Develop Training Materials Step 3

    3

    Write a detailed guide for all employees or participants. Provide step-by-step instructions written in a way that is as easy to understand and clear as possible. Include daily tasks as well as examples of what to do and what not to do. Also, write up any company policies, like dress code.

    • Include any relevant materials. For example, participants in a software training program may need hands-on access to the software and screenshots of more complicated software elements.
  4. Image titled Develop Training Materials Step 4

    4

    Write an explanation of core skills to be learned. This is an overview of what class participants can expect to learn after progressing through the training materials. In a class for babysitters, for example, delivering first aid, changing diapers, providing meals for children and handling emergencies may be the main objectives.[3]

  5. Image titled Develop Training Materials Step 5

    5

    Dedicate a separate section to each learning objective. For example, when creating an online module for babysitters, you would provide an entire chapter consisting of various first aid lessons.[4]

    • Create individual lessons. In a software training class, if the main objective is to teach occupational trainers how to navigate instructional software, each lesson might focus on a different objective. For example, one lesson might introduce learners to the goal of the occupational software. The next lesson might demonstrate the function of each navigational button. The following lesson might address how to run performance reports after students have completed assigned lessons.
  6. Image titled Develop Training Materials Step 6

    6

    Integrate visual elements. Use graphics, videos, tables and other visual tools to reinforce important concepts.[5]

  7. Image titled Develop Training Materials Step 7

    7

    Incorporate review exercises. To accommodate various learning styles, integrate review exercises in various formats. For example, training materials may include true or false or multiple choice questions to reinforce content. After watching an instructional video, ask students to break up into small groups to discuss the content.[6]

  8. Image titled Develop Training Materials Step 8

    8

    Establish an assessment component. If using videos or presentations to train students, assess students by asking learners to write down their impressions. When creating a training workbook, knowledge may be assessed through the use of quizzes.[7]

  9. Image titled Develop Training Materials Step 9

    9

    Ask learners for feedback. Evaluate the effectiveness of the training materials by asking training program participants to share their opinions. Training material feedback forms could contain questions about organization, clarity, variety and usefulness, and may be used to revise and improve the materials.[8]

  10. Advertisement

Add New Question

  • Question

    At which part do I engage a stakeholder during the design phrase?

    Community Answer

    Once you have your outline and lesson plans ready. You don’t want to give your stakeholders much flexibility at the start; a lot of uncertain material will make them feel lost. Present confidently by delivering slightly less than perfect material and always be prepared to debate your point of view on the way you presented the material.

  • Question

    How can I write a reflective essay elements of the design and learning program process, conduct skills development facilitation, and provides learning support?

    Community Answer

    Do a ‘Train the Trainer’ course for tips, but beware of any that don’t accentuate the need for the development of personal style! You should get the following topics: outline principles, role of a trainer, tools of the trade, behavioral types, course specification and programming, multi-intelligence questionnaire, speech making, feedback design, etc.

  • Question

    What approach would be the best when editing and laying out a training guide?

    Community Answer

    Approach the subject with the assumption that the end user knows nothing about the topic. It is best to provide too much information rather than not enough. Actual photographs or screen shots of each step are quite helpful. Your goal should be to provide all detail needed to accomplish the stated task.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 252,542 times.

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Training materials are a necessary part of any program or activity that involves knowledge acquisition and retention. The best approach to developing instructional materials is to start by examining the training plan and available resources. Depending on the learning objectives and length of the training program, training materials may include workbooks, training manuals, computer-based lessons and audio-visual aids. Here are a few strategies for developing training materials.

  1. Image titled Develop Training Materials Step 1

    1

    Identify the objectives of the training program. The goal may be to teach computer lab managers how to access and navigate various software programs. In a classroom of aspiring babysitters, the objective may be to help teenagers master the most critical aspects of caring for small children.[1]

    • Look at training manuals for similar companies to give you an idea of what to include.
  2. Image titled Develop Training Materials Step 2

    2

    Develop a training plan. A plan is an overview or outline of how training will be approached. It typically includes the training program schedule, key learning objectives and a list of the available resources.[2]

    • Estimate how much time to spend on each learning objective. This will assist in the development of training materials and ensure that equal time is devoted to concepts of equal importance.

    Advertisement

  3. Image titled Develop Training Materials Step 3

    3

    Write a detailed guide for all employees or participants. Provide step-by-step instructions written in a way that is as easy to understand and clear as possible. Include daily tasks as well as examples of what to do and what not to do. Also, write up any company policies, like dress code.

    • Include any relevant materials. For example, participants in a software training program may need hands-on access to the software and screenshots of more complicated software elements.
  4. Image titled Develop Training Materials Step 4

    4

    Write an explanation of core skills to be learned. This is an overview of what class participants can expect to learn after progressing through the training materials. In a class for babysitters, for example, delivering first aid, changing diapers, providing meals for children and handling emergencies may be the main objectives.[3]

  5. Image titled Develop Training Materials Step 5

    5

    Dedicate a separate section to each learning objective. For example, when creating an online module for babysitters, you would provide an entire chapter consisting of various first aid lessons.[4]

    • Create individual lessons. In a software training class, if the main objective is to teach occupational trainers how to navigate instructional software, each lesson might focus on a different objective. For example, one lesson might introduce learners to the goal of the occupational software. The next lesson might demonstrate the function of each navigational button. The following lesson might address how to run performance reports after students have completed assigned lessons.
  6. Image titled Develop Training Materials Step 6

    6

    Integrate visual elements. Use graphics, videos, tables and other visual tools to reinforce important concepts.[5]

  7. Image titled Develop Training Materials Step 7

    7

    Incorporate review exercises. To accommodate various learning styles, integrate review exercises in various formats. For example, training materials may include true or false or multiple choice questions to reinforce content. After watching an instructional video, ask students to break up into small groups to discuss the content.[6]

  8. Image titled Develop Training Materials Step 8

    8

    Establish an assessment component. If using videos or presentations to train students, assess students by asking learners to write down their impressions. When creating a training workbook, knowledge may be assessed through the use of quizzes.[7]

  9. Image titled Develop Training Materials Step 9

    9

    Ask learners for feedback. Evaluate the effectiveness of the training materials by asking training program participants to share their opinions. Training material feedback forms could contain questions about organization, clarity, variety and usefulness, and may be used to revise and improve the materials.[8]

  10. Advertisement

Add New Question

  • Question

    At which part do I engage a stakeholder during the design phrase?

    Community Answer

    Once you have your outline and lesson plans ready. You don’t want to give your stakeholders much flexibility at the start; a lot of uncertain material will make them feel lost. Present confidently by delivering slightly less than perfect material and always be prepared to debate your point of view on the way you presented the material.

  • Question

    How can I write a reflective essay elements of the design and learning program process, conduct skills development facilitation, and provides learning support?

    Community Answer

    Do a ‘Train the Trainer’ course for tips, but beware of any that don’t accentuate the need for the development of personal style! You should get the following topics: outline principles, role of a trainer, tools of the trade, behavioral types, course specification and programming, multi-intelligence questionnaire, speech making, feedback design, etc.

  • Question

    What approach would be the best when editing and laying out a training guide?

    Community Answer

    Approach the subject with the assumption that the end user knows nothing about the topic. It is best to provide too much information rather than not enough. Actual photographs or screen shots of each step are quite helpful. Your goal should be to provide all detail needed to accomplish the stated task.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 252,542 times.

Did this article help you?

Инструкция: создаём учебную программу за 10 шагов

Чему может научиться методолог и дизайнер курсов у маркетологов и разработчиков приложений? Проводить интервью, выявлять настоящие потребности и тестировать учебный курс на себе. Рассказываем об этих технологиях и шагах создания успешной учебной программы.

Разбираем презентацию Михаила Носова, коуча и управляющего партнера U-man Consulting. Михаил выступил на конференции с темой «Особенности смешанного обучения руководителей. Кейсы».

Как Talent Rocks помогает ГК «Галс-Девелопмент» в программах смешанного обучения для руководителей

Когда речь идет об обучении руководителей (людей занятых и перегруженных информацией) важнейшей задачей становится обеспечение удобного канала коммуникации и быстрого доступа к учебному контенту в любом месте и в любое время. В ГК «Галс-Девелопмент» эти задачи решили с помощью мобильного приложения на платформе Talent Rocks.

Talent Manager Blog

10 этапов проектирования обучающей программы

Михаил выделяет шаги, которые должны сделать авторы образовательных программ, чтобы получить готовый и эффективный продукт.

  1. Диагностика
  2. Custdev, формирование «учебного обещания»
  3. 7 уровней образовательного продукта
  4. Учебная программа
  5. Выбор оптимальной платформы для обучения
  6. Деление на основной и вспомогательный материал
  7. Путь участника программы
  8. Геймификация
  9. Система поддержки и трекинга
  10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

1. Диагностика

При передаче любой информации, особенно для внешнего подрядчика, могут возникать ошибки. Неверное выяснение потребностей приводит к тому, что компания тратит время и средства на курс, который не нужен.

Что нужно:

  • Провести независимое исследование потребностей команды
  • Выделить болезненные точки
  • Расставить приоритетные компетенции

Как говорит Михаил:

«Слова нужны чтобы думать, а не передавать информацию. Поэтому, когда мне что-то передают на словах, я всегда стараюсь провести исследование как методолог или воспользоваться исследования заказчика. Иногда это очень сильно выручает».

2. Custdev, формирование «учебного обещания»

Термин пришёл из мира стартапов и маркетинга. Customer development — этап опросов для выявления потребностей. Custdev показывает ситуацию глубже, чем диагностика и ложится в основу дальнейшего проектирования курса.

Команда Михаила проводит интервью с заказчиком и подчинёнными. На этом этапе может обнаружиться разрыв между видением заказчика и тем, как мыслят его подчинённые. Значит нужно искать компромисс, чтобы закрыть этот разрыв.

Custdev показывает реальную ситуацию и влияет на дальнейший выбор содержания и форматов курса.

3. 7 уровней образовательного продукта

Этап создания общего плана курса. Для этого нужно определить:

  • Каким компетенциям нужно обучить и разбить их на отдельные блоки и уроки.
  • Какие действия должен совершить учащийся, чтобы мы поняли — он овладел новым навыком.
  • Какие теоретические знания нужны учащемуся.
  • Инструментарий обучения.
  • Разработать форматы комфортного взаимодействия между группами и наставниками.
  • Элементы геймификации.
  • Платформы, на которых будет проходить обучение.

Каждый шаг взаимосвязан и ни один нельзя пропустить. Например, теория влияет на инструменты (что-то можно передать только в личном общении), а вместе они влияют на выбор платформы.

4. Учебная программа

После этапа проектирования появляется подробная структура курса, где указаны все темы, длительность курсов, промежуточные или финальные аттестации.

5. Выбор оптимальной платформы для обучения

Учебный курс может попасть в корпоративную LMS, полностью уйти на мобильную платформу. Или работать в смешанном режиме, когда часть занятий проходит очно и через СДО, а часть уходит в онлайн и мобильное приложение.

Могут быть и дополнительные поддерживающие платформы, вроде чатов в мессенджерах, цифровых или аналоговых рабочих тетрадей, подборок книг.

Выбор платформы зависит от нескольких факторов:

  • Доступность оборудования для обучения: смартфон всегда в кармане, а рабочий компьютер нет.
  • Рабочая загрузка обучающихся: не все готовы проходить курсы в личное время, есть расписание командировок и встреч.
  • Тип обучающего контента. Так, деловые игры не всегда хорошо проходят в онлайне.
  • Стоимость. Время коуча стоит дорого и, возможно, не все смогут посетить тренинг, поэтому очный формат становится менее приоритетным.
  • Содержание курса. Аудио хорошо подходит для навыков soft skills, а вот обучиться работе с новым инструментом можно только лично или с помощью визуальных инструкций (схемы или видео).

6. Деление на основной и вспомогательный материал

Учебный контент необходимо разделить на основной и дополнительный, разработать проверочные задания и загрузить на выбранные платформы.

Возможно, потребуется внести правки в уже готовое оформление и содержание.

На это есть несколько причин:

  • Презентации с богатым внешним оформлением будут «съедать» пространство для контента. И если на большом мониторе это не так заметно, то для мобильного формата такая презентация точно не подойдёт.
  • Сложные схемы взаимодействия или зависимостей, подробные инфографики и чертежи тоже не очень хорошо смотрятся на смартфонах или планшетах. Их лучше оставить для десктопа.
  • Насколько удобно перепроходить программу? Например, учащемуся нужно пройти курс из 10 блоков, но конкретно сейчас нужен блок №4. Надо ли проходить заново три предыдущих блока и проверочные задания?
  • Если в курсе есть анимированные симуляторы, все ли сцены или несут смысловую нагрузку? Если нет, значит они отнимают время, от них можно отказаться.
  • Видеоролик, в котором нет демонстраций, а только говорящая голова скорее раздражает, чем несёт пользу. Возможно, стоит превратить его в подкаст.

7. Путь участника программы

Первое тестирование продукта! Разработчики проходят всё обучение от начала и до конца, выявляют сложные или слабые места, ошибки в контенте, вносят исправления.

8. Геймификация

Какое-бы серьёзно обучение не проходили сотрудники, им приятно будет получить отметку о прошедшем курсе. А баллы за выполнение заданий повышают мотивацию у обучающихся практически любого возраста.

Геймификация очень гибкий инструмент и его можно адаптировать под аудиторию

Основные инструменты не меняются:

  • Баллы для отдельных участников или группы
  • Награды за переходы по уровням
  • Бейджи-ачивки за прогресс или уникальные достижения

Добавление элементов игры делает обучение или онбординг более живым и личным, так что не стоит от них отказываться.

9. Система поддержки и трекинга

Во время обучения человек может столкнуться с разными сложностями. Или внешние факторы негативно сказываются на его прогрессе и качестве выполнения заданий. Ещё есть творческий ступор, усталость на работе, желание уделить больше времени хобби, а не тренировке навыков.

Чтобы эффективность не снижалась, особенно во время длинных курсов, нужна система мотивации и поддержки.

Лучше всего с этим справляются живые люди и группы:

  • Куратор программы от компании
  • Трекер (заказчики проектов)
  • Наставник программы
  • Другие команды
  • Внутренние эксперты

10. Пилотная версия и выпуск основного продукта

Финальный этап перед окончательным запуском. Готовый курс с геймификацией, поддержкой и выверенным контентом отправляется на тестирование на небольшой группе.

После сбора обратной связи от участников и заказчиков курс вновь дорабатывается и выходит на основную аудиторию.

Но даже этот этап не окончательный. Впоследствии курс может пройти ещё одну итерацию изменений: большая выборка пользователей покажет другие слабые места или контент через год станет менее актуальным. Но проводить разработку заново уже не придётся.

Переучиваться — компетенция, которую надо развивать

Поговорили про то, как ставить цели, почему без обратной связи нет развития, а забывать — важный навык. Ещё обсудили роль спорта в развитии лидеров, четыре главных компетенции будущего и работу пилотов.

Talent Manager Blog. Блог об управлении талантами в современных компанияхРома Сукманов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать обращение фссп на авто внесли ограничения на старого хозяина
  • Как написать объявление на работу требуется продавец
  • Как написать обращение фсрар
  • Как написать объявление на продажу квартиры чтобы привлечь внимание образец
  • Как написать обращение трутневу

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии