Как написать объяснительную на имя главного врача

С каждым может случиться история, когда происходят непредвиденные наказания или незначительные нарушения дисциплины. В таких случаях работодатель требует от сотрудника объяснительные записки. 

Правильное написание такой записки позволит сохранить и хорошие взаимоотношения с руководителем, и рабочее место.

Что такое объяснительная записка

Объяснительная записка — официальная бумага, нужная для того, чтобы сотрудник доложил начальнику причины различных ситуаций на рабочем месте. Такими ситуациями могут быть прогулы, опоздания, потери особо важных документов и так далее. Ещё часто объяснительные записки требуются, когда были просрочены сдачи отчетов, не предоставлена требуемая информация и часто есть прогулы. Объяснительная записка нужна для руководства, чтобы понять истинные причины и виновников. Поэтому особенно важно грамотно и правильно составлять ее для избегания или смягчения ответственности. 

Отказ писать объяснительную записку приравнивается к тому, что сотрудник признаёт свою вину и карается дисциплинарным взыванием или же увольнением. 

Юридическое значение 

Трудовой кодекс строго регулирует взаимоотношения работника и работодателя: сразу же наказывать сотрудника нельзя, в первую очередь нужно требовать объяснения в письменном виде, то есть — объяснительную записку. Ст. 193 трудового кодекса Российской Федерации устанавливать срок для ее написания в течение двух рабочих дней. 

Когда работник не подготовил записку в течение двух дней, составляется акт. Только после этого работник может быть наказан. В качестве санкций используются замечания, выговоры, увольнения. Можно сделать вывод, что объяснительная записка прямо связана с взысканиями и отказ от ее написания не спасёт от них. 

После получения руководителем объяснительной или отказа есть два возможных исхода. В первом случае можно понять причины проступка и забыть данную ситуацию, ведь дисциплинарное наказание не обязанность, а право. 

Во втором случае нужно издать приказ о взыскании в связи с проступком в течение месяца. Этот приказ должен быть представлен работнику в течение трёх рабочих дней после выпуска. Если же сотрудник отказывается ознакамливаться с ним, то приказ все равно сохраняет своё действие. Работники могут либо согласиться с приказом, либо обжаловать его в суде. Также он может обратиться с обжалованием в государственную инспекцию труда. 

Каждая организация должна иметь отдельную папку, где складируются все объяснительные записки. 

Зачем пишут объяснительную записку

Объяснительная записка — возможность объяснить свои действия перед руководством. Записка может помочь даже в самых сложных ситуациях. Здесь представлено несколько примеров. 

К примеру, менеджер Иванов прибыл на работу позже всего на пару минут, а работодатель потребовал написать объяснение. Иванов может отказаться от написания объяснительной — за отказ от дачи показаний нет наказаний. Однако по истечении двух рабочих дней он будет наказан выговором или замечанием за наказание. Нельзя будет убедить суд, что наказание произошло без объяснений, ведь у сотрудника была возможность это сделать, а личный отказ не писать — не веская причина. 

В большинстве случаев, отказ выражает конфронтацию сотрудника и работодателя. В этом случае у начальника могут возникнуть вопросы по поводу причины инцидента и дальнейших действий работника — будут ли его проступки продолжаться.  

В этой ситуации Иванов мог поступить по-другому и написать объяснительную. В качестве причины опоздания можно было указать даже не уважительную причину, например, «проспал». При наличии объяснительной работодатель видит, что сотрудник признаёт свою ошибку и заинтересован в исправлении ситуации, а не заинтересован в дальнейшем конфликте. 

Объяснительная записка может выглядеть следующим образом: Уважаемый Виталий Сергеевич, я опоздал на работу, так как не услышал будильник и не смог встать вовремя. Такая записка покажет руководителю, что работник не планирует и в дальнейшем опаздывать на работу. Это побуждает больше уважения, чем игнорирование ситуации. 

Объяснительная записка может содержать и уважительную причину, например, когда опоздание произошло по независящим причинам — прорвало трубу отопления и так далее.  Можно также прикрепить справку, подтверждающую причину проступка и тогда руководитель не сможет наказать работника, так как нет оснований. 

Например, 15.11.2020 года я пришла на работу, опоздав на 60 минут. Причиной опоздания стала лопнувшая в подъезде моего дома труба. Это стало причиной затопления горячей водой, из-за чего многие жильцы, включая меня, не могли выйти из своих квартир. Я опоздала по причине, которая не зависела от меня, поэтому прошу не применять ко мне наказания в виде дисциплинарных взысканий. К объяснительно записке прикладывают справку из УК о том, что была прорвана труба. 

Это тот самый случай, когда работодатель будет неправ, если всё же накажет работника. Ему нужно сразу проверить всю изложенную информацию и только потом делать выводы. Если написанное в записке будет оправдано, значит у работодателя нет оснований для административных взысканий. 

Бывают ситуации, когда работодатель не принимает объяснительную записку сотрудника и все равно назначает наказание. Однако при наличии объяснительной можно обжаловать приказ в суде или трудовой инспекции. 

Когда могут потребовать объяснений от сотрудника 

Писать объяснительную или нет — это право выбора сотрудника, а требовать ее — обязанности руководства, от которых нельзя отказаться. Без требований написать объяснительную невозможно выпустить приказ о взыскании или удержании денег в связи с дисциплинарным проступком. Приказ будет незакончен без попытки получить такую объяснительную записку. 

Как показывает практика, объяснительная требуется во всех случаях нарушений на работе. Требовать записку могут и с того, кто был виновным, и со свидетелей случившегося, и с начальника виновного. 

Примером такой ситуации является случай, когда водитель вернулся в гараж на сломанном автобусе. Объяснительные будут собраны у водителя, пассажиров и начальника. Даже если происшествие произошло по вине других лиц, объяснительные нужны для подтверждения правоты водителя и освобождения его от денежного взыскания. 

Объяснительные пишутся до вынесения наказания сотрудника. Объяснительная дает надежду, что человека не накажут.  Это происходит, когда работодатель допускает объяснения, указанные в записке и не издаёт приказ о взыскании. 

У всех сотрудников есть право отказаться от дачи объяснений, и ни один руководитель не может обязать его давать письменные объяснения. Руководитель не является следователем, а объяснительная записка, это не показания на допросе.

Виды объяснительной

Существует два вида объяснительных записок. Это не закреплено законодательно. Первый тип — оправдательная. В ней необходимо обосновать причины своих поступков. 

Второй тип — записка с описанием действий других людей. Она нужна для прояснения ситуации и поиска виновного. Все участники происшествия пишут свой взгляд на произошедшее, их слова анализируют и в качестве итога получают вывод о виновности или невиновности участников. 

Уведомление работника о даче объяснения

Существует определённый порядок уведомления работника. В случае его несоблюдения он может оспорить взыскание в суде. 

Процедура назначения взыскания обозначена в кодексе, но она имеет много формальностей, которые очень важно соблюдать. В случае их несоблюдения легко можно обжаловать приказ.  

Однако происходит редко: начальники часто исходят из дисциплинарного наказания. Это работает, пока кто-то из подверженного наказания не обратится за проверкой.  

Они начинают проверять все, в том числе и то, соответствует ли процедура формальным требованиям трудового кодекса. И если работодатель что-то упустил — велик шанс, что гонорар будет отменен, а работник получит право на компенсацию.

Поэтому в интересах каждого сотрудника быть в курсе всех формальностей. Если босс делает что-то вне закона, вероятность оспорить гонорар возрастает. 

Согласно закона, работодатель должен придерживаться следующего алгоритма:

  • составление правонарушения. В законе зафиксируйте время нарушения и его суть — что именно произошло. А также список всех участников акций;
  • требовать от сотрудника написания объяснительной записки. Есть два способа сделать это. Первый — это издание приказа или распоряжения, требующего от сотрудника объяснения обстоятельств. Однако обычно это происходит, если ситуация может привести к судебному разбирательству или крупному конфликту. Второй способ — устно предложить сотруднику написать объяснительную записку. Этот метод проще, но в случае конфликта доказать свою позицию в суде будет сложнее;
  • дайте сотруднику не менее двух рабочих дней после этого на написание объяснительной записки. За это время он может ознакомиться с вашими должностными инструкциями, приказами или даже проконсультироваться с юристами. Невозможно одновременно торопить сотрудников. В течение этих двух дней также невозможно издавать приказы или распоряжения о наказании — они могут быть оспорены именно из-за нарушения процедуры;
  • если сотрудник подготовил объяснение — руководитель рассматривает его;
  • после рассмотрения пояснительной записки выдается распоряжение о взыскании или нет. Это зависит от руководителя организации. Если сотрудник отказался писать объяснение, из акта об отказе. Но даже тогда обязательно нужно подождать два рабочих дня;
  • с момента разработки закона о мелком правонарушении до даты издания приказа может пройти не более 30 дней. Этот период не включает отпуск или болезнь виновника. Если прошло более 30 дней, приказ о взыскании также может быть оспорен.

Если хотя бы один пункт этого алгоритма будет пропущен, вероятность не успеха увеличивается.

Не всегда легко привлечь внимание работника к необходимости дать объяснение. Обычно процедура выглядит так: в приказе или поручении о проведении внутреннего аудита прописывается уведомление о подаче объяснения, и сотрудник его подписывает. С этого момента он был знаком и все формальности были соблюдены.

Однако бывают ситуации, когда сотрудник знает, что его накажут или уволят, и всячески избегает этого знания. А потом, когда его все—таки выпускают — он идет в суд и заявляет, что его права нарушены.

Такая тактика не всегда срабатывает. В этом случае работодатель имеет право проинформировать работника любым доступным способом: телеграммой, SMS, сообщением или заказным письмом с уведомлением о доставке.

Рассмотрим один из ярких примеров судебного дела. Работник не явился на рабочее место, из-за чего его уводили с работы. Он решил обратиться в суд. Он считал, что, поскольку работодатель не потребовал от него объяснений, можно требовать возобновления работы и оплаты за вынужденный прогул. А также потребовал компенсацию за моральный ущерб.

В суде выяснилось, что спустя время после прогула человек решил и вовсе не появляться на работе. После чего организация всячески пыталась его оповестить о том, что нужно дать пояснения. Использовалось сразу несколько вариантов для оповещения и связи с ним. Правда, ответа от недобросовестного работника не поступало. 

Суд решил, что работодатель все сделал правильно. В трудовом кодексе сказано, что уведомлять сотрудника обязательно, а вот в какой форме это исполнять — не сказано. И если личность на рабочее место не приходит — дозволено совершить оповещение телеграммой или иными доступными методами. А то, что он не захотел ее получать, не проблема работодателя. Свои функции он выполнил. Сокращение рабочей единицы в лице такого сотрудника приняли законным путем, никакой компенсации естественно он не получил.

Правила составления объяснительной

Форма. Общей формы для юридического заполнения пояснительной записки не существует. Вы можете зависеть от ситуации. Но, повторяю, кратко и сухо, ограничиваясь изложением фактов и обстоятельств.

Структура текста 

Рекомендуется, чтобы пояснительная записка к тексту имела вот такие пункты:

  • конкретное или полное наименование должности руководителя и название организации (например, ОАО «Масленка» руководителю Еременко В.В.);
  • конкретный автор пояснительной записки — укажите полное имя, фамилию, отчество и занимаемую в организации должность;
  • название документа будет «Объяснительная»;
  • в некоторых случаях вы можете указать локальный формат или скомпилированный документ. Иногда это действительно важно — например, если сотрудник имеет медицинскую лицензию и пишет объяснительную записку не по месту работы, а в домашних условиях;
  • укажите обстоятельства нарушения и причины, по которым оно произошло, район и точное время. Лучше отметить максимально точные подробности;
  • указать последствия нарушения. Это важно: иногда отсутствие последствий смягчает суровость наказания. Например, если важный документ считается безвозвратно утерянным, он также может привести к серьезным потерям. И если этот документ был утерян, а затем быстро найден, то это не имело никаких последствий, а значит и применять дисциплинарные взыскания не имеет смысла;
  • описать, к чему привел ваш поступок (какие последствия);
  • в самом конце нужно в обязательном порядке указать фамилию и инициалы и подтвердить своей подписью.

В итоге вы получите документ, похожий на этот: 

По такой объяснительной шаблонной записке сотрудник не получил наказания. 

Формулировка причины

Пояснительные пишут не только за нарушения.

Например, в тексте работник может указать так:

Мною было написано объяснение, руководствуясь инструкциями менеджера производственного отдела на устной основе.

Если санкция, которая будет наложена после такого объяснения, будет оспорена в суде, работодатель может оказаться в неприятной ситуации. Особенно, если он не можете подтвердить, что уведомили сотрудника в письменной форме о необходимости написания объяснения.

В том случае, когда объяснение было написано иначе, то все в порядке. Например, объяснение было подготовлено на основании приказа директора предприятия о проведении официальной проверки.

Обязательные реквизиты

Закон не перечисляет обязательные детали пояснительной записки. Но это не значит, что вы все равно можете писать, что вздумается. Документ составляется в соответствии с общими правилами работы вашей организации. Самый простой способ изучить эти правила в отделе кадров, секретариате или кабинете министров.

Несмотря ни на что, в пояснительной записке должны быть указаны данные, описанные ниже.

Адресат объяснительной – чаще всего, это руководитель организации либо лицо, которое в соответствии со своими служебными обязанностями может решать вопросы по дисциплинарным взысканиям и наказаниям.

Адрес – нужно указать конкретное название организации. 

Приложения — все документы, подтверждающие доводы работника, совершившего проступок. Можно использовать, например, подтверждающие о болезни, травме или несчастном случае разные справки, заверенные врачами. В некоторых случаях это докажет то, что опоздание или отсутствие работника не было его виной.

Кроме того, это может быть приказ о возбуждении уголовного дела либо справка от врача травматолога — стал ли сотрудник жертвой преступления. В этом случае работник также может избежать дисциплинарного взыскания.

От работника не требуется прилагать к отправке документы, подтверждающие или оправдывающие его поступок.

Сроки написания

Чтобы написать объяснительную записку, работодатель, как правило, дает два рабочих дня. В эти дни не входят отпуск и больничные.

Чтобы понять, как на практике это происходит, лучше разобрать на одном из примеров. Допустим, сотруднику было предложено написать заявление сегодня, а с завтрашнего дня он находится в отпуске по штатному расписанию. Тут не обязательно бросать все свои дела и бежать писать объяснительную.  Можно со спокойной душой уезжать в отпуск, хорошенько отдохнуть все свои законные выходные, а после приезда будет еще один день, в который можно будет написать объяснительную.

У некоторых людей такая ситуация: пребывая в законном отпуске, начальник просит своего сотрудника срочно вернуться, чтобы написать объяснительную записку. Чтобы закон не был нарушен, начальник должен хотя бы на один день вызвать сотрудника из отпуска в приказном порядке. 

Это можно осуществить только в том случае, когда сам сотрудник не против. Затем от работника, отдыхающего в отпуске, пишется согласие от руки. После этого он возвращается с отдыха на этот один день и пишет объяснительную. Пропущенный день отпуска начальник обязан выдать в иной день в качестве выходного

А вот если сотрудник находится на больничном, в этом случае руководитель не имеет права вызвать его, так это будет уже незаконно. По законодательству невозможно вызвать человека из отпуска во время больничного, чтобы тот написал объяснительную. Придется выждать, пока не закончится отпуск по болезни этого сотрудника.

Можно ли отказаться писать объяснительную 

Конституция РФ позволяет не давать показания против себя. И это касается не только преступлений и административных правонарушений. Тот же принцип применим и к трудовому законодательству.

Если человек считает необходимым оправдать себя, он может использовать для этой цели любые юридические методы и приводить любые пояснительные аргументы.

В том случае, когда работник полагает, что его пояснения могут ему навредить или он вовсе не имеет к этому желания, то он не обязан писать объяснительную записку. 

Последствия отказа от составления объяснительной. Работник имеет право отказать писать объяснительную на любом этапе. Но вот не возникнет ли вопрос, что сотрудник что-то скрывает? Руководитель в первую очередь подумает о том, что работник всё же виновен. Ведь объяснений не поступало. В любом случае, право на защиту и объективный процесс предоставляется работнику.

Это можно истолковать так, как если бы сотрудник совершил серьезный проступок специально. И наказание в этом случае может быть более суровым, чем когда преступление было совершено правильно и без злого умысла.

Работники должны понимать, что их работодатели не могут знать, что с ними происходит, пока они не говорят об этом. Объяснительный документ — одна из форм этого исключения. Это официально, не всегда приятно и часто заканчивается назначением дисциплинарных мер. Однако серьезность этих мер зависит от предоставленных причин. И разница здесь от устного замечания до понижения в должности или увольнения.

Когда могут уволить? Уволить сотрудника за отказ написать объяснительную записку невозможно. Такие работники могут быть уволены или наказаны только за сам проступок, иными словами, за неисполнение или некорректное исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. И сотрудник не обязан писать объяснительную записку. Но тем не менее, наказания за тот или иной проступок не избежать.

Акт об отказе

Бывает и такое, что работник принципиально может не писать объяснительную по своим причинам. Такой факт, как правило, фиксируется в акте об отказе. 

Этот документ дает возможность руководителю доказать, что работнику было дано право оправдаться, но тот принял решение отказаться от пояснений. Но по закону составляется акт об отказе только по прошествию двух рабочих суток. За это время работник может и поменять свое решение. 

Данный документ создаётся сгруппированной комиссией, в состав которой входят трое: представитель администрации и еще два сотрудника. Это должны быть незаинтересованные личности, в противном случае законность такого поступка может быть поставлена под сомнение.

В акте должно быть указаны следующие моменты:

  • наименование организации;
  • название документа — акт отказа от объяснения;
  • дата и место написания данного документа;
  • коротко расписать совершенное работником нарушение, о чем отказался написать сам сотрудник; 
  • причины, по которым поступил отказ: они записываются со слов сотрудника. Если у работника нет желания разъяснять причины, можно написать, что тот не хотел объяснять причину отказа;
  • подписи всех членов комиссии включая руководителя, составлявших акт;
  • номер регистрации документа.

Сотрудник, который не хочет объясняться, должен ознакомиться с актом, оставив свою подпись.

Сроки хранения объяснительной

Как только руководитель получает объяснительную записку, он проставляет номер регистрации и указывает дату, когда она была принята. Как долго будет храниться данный документ, будет зависеть от содержания внутри. При наличии информации о нарушении внутреннего трудового распорядка, объяснительная записка отправляется на хранение до года. 

Когда в объяснительной есть информация об обвинениях в отношении сотрудников, нарушивших трудовую дисциплину, по делам о служебном поведении или разрешении конфликта интересов, то такой документ храниться до пяти лет.

Самое сложное — это когда дело касается гражданских либо муниципальных сотрудников. Всё, что касается фактов выявления коррупции, не соблюдения служебных обязанностей, не разрешения конфликтов интересов или официальной проверки государственных служащих — хранится в организации на постоянной основе.

Не соблюдение всех этих сроков может сослужить руководителю плохую службу, когда нужно будет доказывать правоту своих действий и законность примененных дисциплинарных взысканий. 

Большая часть руководителей различных фирм и организаций полагают, что если хранить все объяснительные записки в одной куче, то это дает им право уволить того или иного сотрудника по желанию, предъявив скопом все дисциплинарные взыскания.  

Однако так это не работает. Руководитель должен в течение одного месяца назначить дисциплинарные взыскания. Позднее этого срока он не сможет ни уволить своего работника за нарушение, ни оформить штрафные взыскания. 

Образцы объяснительных записок

В составлении объяснительных записок очень важно быть внимательным и не допускать ошибок. Не редко бывают случаи, когда правильные объяснения позволяют избежать наказания или же наоборот — неграмотные пояснения могут усугубить ситуацию. Даже малейшие ошибки в пояснениях могут повлечь за собой ситуации, когда всплывают несколько систематических нарушений, а значит они караются более строгим наказанием. 

Лучше всего следователь таким правилам:

  • писать кратко. Длинные рассказы могут ввести в заблуждение. Часто бывает, что длинные истории влекут за собой длинные приказы о дисциплинарных взысканиях;
  • писать лучше всего лишь актуальную информацию, касающуюся строго определенного случая, чтобы руководителю не пришлось читать лишнюю предысторию, не относящуюся к делу. Сразу переходите к сути дела, т.е. к моменту совершения проступка;
  • постарайтесь максимально разъяснить всю ситуацию своему руководителю. Никто не запрещает вам доказывать свою невиновность;
  • объективность тоже должна быть учтена. Не стоит снимать с себя вину, если, например, вы не были на работе из-за того, что переборщили со спиртным. Если для защиты нет объективных аргументов, легче признать вину;
  • во время написания объяснительной записки не стоит уделять внимание красоте, лучше сделать упор на простоте. Чем сложнее предложения, тем хуже будет текст для восприятия; 
  • хорошее пояснение — краткое пояснение. Все просто, понятно и без бессмысленных слов;
  • грамматические и стилистические ошибки, кляксы, перечеркивания, неразборчивое написание и даже испачканная бумага навряд ли помогут руководителю принять нужное вам решение. 

В пример можно привести несколько видов объяснительных, чтобы видеть разницу. 

Объяснительная насчет происшествия. Как бы не хотелось признавать, но по статистике, слишком много случаев нарушения трудовой дисциплины из-за спиртного, в частности распитие на рабочих местах. 

Живой пример: сотрудники решили выпить на рабочих местах. Их заприметил руководитель, после чего сказал им написать объяснительные записки. В итоге получаются следующие объяснительные от них: 

Сотрудники действительно приложили много усилий, чтобы подробно расписать причину распивания на рабочих местах алкогольных напитков. Но неправильно изложенные причины и огромное нагромождение лишней информации привели к тому, что сотрудники доказали, что должны понести наказание. 

Если рассматривать именно этот пример, то можно было опустить некоторые подробности, компрометирующие сотрудников. Лучше всего указать на то, что сотрудники признают свою вину и обещают больше так не делать.

Например:

Факт появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии признаю. Обещаю, что больше такого не повторится.

Такая записка будет более убедительна для руководителя, что ситуация больше не повторится.

Часто дисциплинарные взыскания встречаются из-за опозданий и прогулов. Зачастую такие нарушения несут оправданный характер. К примеру, сотрудник мог заболеть, почувствовать недомогание, из-за которого не смог прийти, попасть в больницу, столкнуться с дорожно-транспортным происшествием и многие другие причины. 

Если сотрудник может доказать, что отсутствовал или опоздал по уважительной причине, то руководитель не имеет законного права применить дисциплинарные взыскания. 

Объяснительная такого рода, как на фото выше, доказывает лишь об умышленном проступке, где сотрудник осознанно пошел платить кредит, оставив рабочее место. Для уточнения, банки хоть и работают до 5 часов, но банкоматы и на крайний случай мобильные приложения всё же функционируют круглосуточно. Исходя из объяснительной записки, сотрудник поставил свои личные вопросы выше работы. Руководителю это явно не понравится. 

Это тоже тот самый случай, когда подробности будут излишними и даже ухудшающими ситуацию. Если всё же можно обозначить иные причины отсутствия, то лучше вписать именно их. 

За несоответствие должностной инструкции, если произошла ошибка, согласно жалобе клиента. Данный случай, конечно, будет сложнее, чем предыдущие. 

В такой ситуации есть следующий вариант написания объяснительной записки:

  • укажите характер ошибки;
  • объясните причины. Объективными они бывают в редких случаях, но всё же, стоит об этом написать; 
  • опишите, что случилось из-за допустимой оплошности. Если ее там не будет, есть шанс на смягчение наказания;
  • при наличии у вас варианта исправить ситуацию, обязательно стоит об этом сообщить на данном этапе;
  • в обязательном порядке укажите, что подобного больше не будет.

Пример подобной объяснительной записки: Мною была допущена ошибка в расчетах из-за сломанного рабочего компьютера. Пришлось проводить расчеты вручную и это повлекло определенные ошибки с моей стороны. Виноват в просчетах, поэтому готов принять дисциплинарное наказание. Обещаю, что подобного больше не повторится. При возникновении подобных проблем с компьютером, буду обращаться сразу к мастеру. 

О невыполнении плана, о невыполнении поручения, о нарушениях после проверки

Один из ярких случаев, один из сотрудников поручил дело другому сотруднику. Как только начало подходить дело к проверке, выясняется, что порученное задание не выполнено. Такое случается, конечно, но это придется как-то объяснять руководителю. Здесь может быть несколько вариантов. 

При наличии объективной причины, не забываем расписать именно её. К примеру: Из-за отсутствия финансирования, запланированную закупку продукции пришлось отложить. Вынужден просить о переносе данного мероприятия на другое время. 

Такая подача объяснения будет верной, так как есть причина и предложенное решение образовавшейся проблемы. 

Плохо, когда не получается объяснить причину или объяснений и вовсе нет, тогда придется терпеть наказания. 

При производственной травме

В случае с производственными травмами всё гораздо проще, так как здесь достаточно будет без ошибок расписать всю ситуацию. 

Если сотрудник просто болен, размер временных пособий по нетрудоспособности зависит от стажа работы. Когда страховая история составляет 8 лет и более, выплачивается 100% от средней заработной платы. При страховании 5-8 лет — 80% от средней зарплаты. При страховом оформлении менее 5 лет — только 60% от средней зарплаты.

Но размер выплаты может быть уменьшен, если болезнь или травма стали результатом употребления алкоголя, наркотиков, токсического отравления или действий, связанных с подобным.

В случае травмы, связанной с работой, это еще сложнее. В случае несчастного случая на производстве, стаж уже не будет играть роль, начисляется 100% среднего заработка.

Чтобы безошибочно рассчитать, работники кадрового отдела часто просят сотрудников объяснить не только травмы на работе, но и травмы дома. Логика проста: если что-то произошло, сотрудника просят объяснить, где и как это произошло. На основе пояснений будут сделаны межвременные расчеты.

Например, сотрудник получил больничный лист — у него перелом. Поэтому сотрудника просят написать объяснение, чтобы разложить все по полочкам. 

У работника есть следующие варианты:

  • не писать объяснительную, где была получена травма и её подробности. В таком случае, если была оформлена страховка, руководитель может не выплатить всё до копейки, а заплатит лишь по стажу;
  • написать объяснительную и указать там, что получил травму в домашних условиях (это не производственная травма, поэтому нет нарушений);
  • получение травмы на рабочем месте (в этом случае нужно будет проводить расследование). 

Получить травму на работе можно по любым причинам. Например, если сотрудник в это время был пьян, то и объяснительная должна быть соответствующая. В процессе выяснения всех причин в любом случае будут выявлены нарушители. В таком случае можно даже не рассчитывать на страховые выплаты.

Выше были разобраны многие случаи, когда нужно правильно писать объяснительные записки. Ведь, к примеру, получить рабочую травму можно и от оборудования, здесь понятно. А вот когда объяснительная становится похожа на сочинение, которая ещё и «топит» вас, это уже другое. В идеале избегать острых подробностей, которые могут повлиять на размер дисциплинарного взыскания. 

Как писать объяснительную

  1. Объяснительная записка пишется по собственному желанию, но отказ от ее написания не освобождает от ответственности. 
  2. Отказ от написания не наказывается. Объяснение в большинстве случаев помогает смягчить или вовсе избежать дисциплинарного взыскания. 
  3. Руководитель должен в письменной форме осведомить сотрудника, что у него есть право писать объяснительную. При отсутствии сотрудника на рабочем месте, могут использовать любые доступные способы оповещения.
  4. Не следует придумывать причины проступка, лучше признать вину и указать, что дальнейшие действия будут направлены на не повторение данной ситуации. 
  5. Писать следует кратко. Лишняя информация может лишь ухудшить ситуацию.

В процессе трудовых отношений нередко возникают конфликты или нештатные ситуации.

Для их урегулирования и принятия объективного решения каждая сторона должна изложить свою позицию и описать последовательность своих действий в определенный период. Эту информацию излагают в виде письменного документа — объяснительной записки.

Что такое объяснительная записка?

Она не входит в систему бланков внутреннего и кадрового делооборота предприятия, так как необходимость в ее составлении возникает только при отклонении от штатных условий труда — опозданиях на работу, прогулах, причинении имущественного ущерба и т.д.

Составление объяснительной является правом, а не обязанностью сотрудника, однако отказ от дачи объяснений может привести к крайне неблагоприятным последствиям, вплоть до увольнения.

Выделим основные правила, которые учитываются при составлении указанного документа:

  • при проведении любого служебного расследования руководство предприятия обязано затребовать у сотрудника объяснительную в письменной форме. Об отказе дать пояснения составляется соответствующий акт;
  • бумага пишется на имя руководителя предприятия или непосредственного начальника, уполномоченного на урегулирование спора с работником;
  • объяснительная по нарушению дисциплины труда и правил внутреннего распорядка должна быть учтена при принятии решения о назначении наказания (отказ проверить доводы, указанные в документе, влечет отмену дисциплинарного взыскания).

Обратите внимание!

Объяснительная на работу пишется в произвольной форме самим сотрудником. Закон не содержит типовой формы указанного документа, однако работник должен придерживаться общих правил оформления.

Эта бумага подлежит регистрации с присвоением входящего номера, а при составлении в рамках служебного расследования — прикладывается к материалам проверки.

объяснительная записка

Как правильно написать объяснительную записку?

Этот документ составляется по требованию работодателя или по собственной инициативе сотрудника. При назначении служебного расследования на написание дается не более двух дней, в иных случаях срок определяется на усмотрение сторон. Целесообразно составить объяснительную директору или иному представителю предприятия в максимально сжатые сроки, чтобы не допустить негативного развития ситуации.

Вот какие правила нужно учитывать:

  • если бумага пишется по факту опоздания на работу, необходимо доказать уважительность причин позднего появления на рабочем месте;
  • объяснительная по болезни должна содержать информацию о заболевании, обращении к врачу или вызове его на дом (впоследствии нужно подтвердить данные больничным листком);
  • документ о невыполнении порученных обязанностей или срыве производственных задач должен содержать объективные причины, по которым допущено нарушение (например, неисполнение соответствующих обязанностей другими отделами).

Обратите внимание!

Недопустимо писать бумагу под диктовку начальства или иного должностного лица. Как правило, в таких случаях могут искусственно создаваться доказательства, которые будут использованы для дисциплинарного взыскания (в том числе, увольнения по виновным основаниям).

Даже если вы признаете вину в совершении дисциплинарного проступка, обязательно укажите:

  • на мотивы своих действий, поскольку допущенное нарушение может быть вызвано устранением более серьезных последствий для работодателя;
  • на первый факт допущенного нарушения, так как руководитель обязан учесть все обстоятельства проступка;
  • на отсутствие серьезных последствий для производственно процесса;
  • на возможность возместить причиненный ущерб в добровольном порядке.

Если составляется акт по факту дисциплинарного проступка, объяснительная должна быть включена в материалы служебного расследования.

При обжаловании действий работодателя в суде будут заново оцениваться все обстоятельства нарушения.

В содержании рассматриваемого нами документа должны быть следующие пункты:

  • наименование должностного лица, на имя которого составляется бумага;
  • сведения о сотруднике, с указание должности и структурного подразделения;
  • обстоятельства и факты (например, выявленный факт отсутствия на рабочем месте);
  • объяснения сотрудника в произвольной форме;
  • дата составления документа и личная подпись сотрудника.

Составив объяснительную, нужно зафиксировать факт ее получения работодателем. Для этого ставится отметка входящего номера или подпись непосредственного начальника. Целесообразно сохранить второй экземпляр документа, чтобы использовать его при дальнейшем урегулировании спора.

Виды объяснительных

Данные документы могут оформляться не только по месту постоянной работы, но и в иных обстоятельствах. Выделим наиболее распространенные виды объяснительных, с которыми вы можете столкнуться:

  • составленная по факту выявленного нарушения;
  • разъясняющая причины поведения на рабочем месте при отсутствии факта дисциплинарного проступка;
  • составленная в отношении действий подчиненных или зависимых лиц (например, родители могут писать объяснительную записку за поведение своего ребенка в школе).

Правила оформления в разных ситуациях будут схожими — нужно максимально подробно указать все факты в хронологическом порядке, обосновать мотивы и причины своих действий, подтвердить уважительность причин нарушения трудовой дисциплины и т.д.

Резюме

Если работодатель предлагает вам написать объяснительную, не нужно отказываться от своих прав — чем подробнее и убедительнее вы изложите свою позицию, тем больше шансов избежать серьезного наказания даже при допущенном нарушении.

Составляя документ, укажите все обстоятельства и факты — время и место действий, поведение иных лиц, наличие или отсутствие свидетелей и т.д. Рассмотрение этой бумаги является обязанностью работодателя, даже если картина проступка кажется очевидной.

Какие советы вы дадите работникам, которым надо оформить объяснительную

Писать объяснительную нужно лишь в тех случаях, если работодатель запросил у вас объяснения или у вас есть доказательства того, что инцидент произошел ввиду обстоятельств непреодолимой силы, не по вашей вине.

Какие советы вы дадите работникам, которым надо оформить объяснительную

Иллюстрация: RosCo

Будьте осторожны, ведь этим документом вы подтверждаете, что не справились со своими прямыми обязанностями или нарушили трудовую дисциплину. Если доказательств вашей невиновности будет мало, то на вас могут наложить дисциплинарное взыскание по ст. 192 ТК: замечание или выговор, что может в будущем привести к увольнению «по статье».

Имейте в виду: на оформление объяснительной работнику отводится двое суток. Если работодатель не даст вам времени на подготовку документа, вы можете оспорить дисциплинарное взыскание (см. ст. 193 ТК).

Если же руководитель не требовал объяснений, то подавать объяснительную по личной инициативе не стоит. Зачем вам лишние проблемы?

Вы также вправе отказаться от написания объяснительной (например, если у вас нет доказательств своей невиновности), о чем будет составлен акт. Но имейте в виду: если работодатель решит применить дисциплинарное взыскание при подтверждении факта вашей вины, то ему ничто не помешает это сделать.

В каком стиле: можно ли писать от руки, что полезно приложить к записке

Объяснительную можно составить в произвольной форме. При заполнении документа используют официально-деловой стиль речи. К записке можно приложить справки, больничные листы и прочие документы, которые подтвердят вашу невиновность.

Чем больше доказательств у вас будет, тем лучше: тогда у работодателя просто не останется оснований для дисциплинарного взыскания.

При оформлении записки нужно соблюдать определенные правила:

  • в документе должна отсутствовать просторечная лексика;

  • изложенная информация должна быть достоверной.

Записку составляют от имени провинившегося сотрудника. Без даты и подписи она считается недействительной.

Поделитесь шаблоном «идеальной объяснительной»

«Идеальных» шаблонов в природе не существует. Чаще всего объяснительную пишут за опоздание на работу или прогул. В таком случае стоит изложить причину. Главное – это конкретика.

Например: Я опоздал на работу 23.08.2022 года на 1 час по причине поломки и ремонта собственного автомобиля. Копии документов из ГИБДД прилагаю.

Важно! Обязательно делайте ссылки на официальные документы (лист нетрудоспособности, справка от транспортной компании и так далее).

В объяснительной должны содержаться следующие сведения:

  • должность руководителя;

  • наименование организации;

  • ФИО руководителя;

  • должность и ФИО сотрудника;

  • дата составления;

  • наименование посередине – «Объяснительная записка»;

  • объяснение ситуации;

  • личная подпись с расшифровкой.

Если же речь идет об объяснительной о невыполнении трудовой функции или должностных обязанностей, то можно указать в записке:

  • что у вас не было всех необходимых инструментов для работы;

  • что вас не обеспечили оборудованием;

  • что вы не смогли справиться с порученным заданием в виду отсутствия должностной инструкции или отказа в предоставлении данных со стороны других ответственных лиц.

Таким образом, необходимо отразить причины и обстоятельства события, указать на то, что вы невиновны, привести аргументы в свою пользу, а также приложить документы.

Объяснительная врача на жалобу пациента образец, которой находится в медицинском учреждении и является обязательным документом при наличии конфликтной ситуации, где стало известно руководству этой организации. Подача жалобы (если она адресуется непосредственному начальнику виновного) является самым щадящим способом со стороны пациента выразить своё неудовлетворение работой конкретного сотрудника клиники. Путём написания объяснения, врач докладывает начальнику о своих действиях и основаниях для них. Конкретно оформлению и содержанию объяснительной нужно уделить максимум внимания, так как в случае невозможности урегулирования конфликта на уровне учреждения, этот документ будет рассматриваться в качестве основного в вышестоящих инстанциях.

Содержание

  1. Возможные причины для написания объяснительной
  2. Такие разные жалобы
  3. Что писать
  4. Оформление документа
  5. Общие сведения

Возможные причины для написания объяснительной

Объяснительная врача на жалобу пациента

Всеобщее просвещение населения об их правах даёт свои результаты. Жалобы пишутся на всех и во все адреса. Сфера медицинских услуг не только не является исключением из этого правила, но и занимает лидирующие позиции в опросах по неудовлетворённости её услугами. Соответственно и жалобы на врачей (медсестёр, санитаров) пишутся с завидной регулярностью. Да и законодательство стоит на стороне пациентов, предусматривая это право в статье 30 ФЗ № 323 от 21.11.2011 года.

Причины для их появления самые разнообразные, и зависят не столько от объективных причин, сколько от субъективных, то есть психического и эмоционального настроя жалобщика, и особенностей его характера. При этом не столь важно, каков уровень профессионального мастерства у объекта жалобы и насколько вежлив и галантен он был с пациентом.

Как и другая любая жалоба, на медицинского работника жалоба может быть написана по следующим поводам:

  1. Нарушения трудового распорядка, такие как опоздание, отсутствие на рабочем месте, неявка на работу или преждевременный уход с неё.
  2. Моменты, связанные с выполнением непосредственных функций: отказ от их выполнения, ошибки в работе, невыполнение должностных обязанностей.

ОбъяснительнаяНеобходимость написания объяснительной обычно встречается без энтузиазма и оптимизма. Но если разобраться, она выгоднее её составителю, не меньше, даже больше, чем начальству. Именно в ней работник может досконально описать всё, что связано с фактами в жалобе начиная от впечатления о самом пациенте и его характере и заканчивая поминутной хронологией самой конфликтной ситуации.

Более того, в соответствии с Конституцией РФ, свидетельствовать против себя никто не обязан, и врач в объяснительной, в том числе. Другими словами, если факты, указанные в жалобе, действительно имели место, и они характеризуют его не с лучшей стороны, он не обязан об этом писать. Это пусть доказывает сторона обвинения, то есть пациент и его адвокат, если дело дойдёт до суда.

Такие разные жалобы

Процент претензий к работе людей в белых халатах, составленных грамотно и с указанием всех

необходимых данных, не так велик, к счастью для здравоохранения. Очень часто бумага пишется под влиянием эмоций, без уделения должного внимания содержимому и реквизитам. Поэтому смело можно оставлять без внимания письма, содержащие ненормативную лексику и угрозы, оскорбления, повторы жалоб с которыми уже разбирались, анонимные претензии, письма, написанные неразборчивым почерком или с требованием о разглашении врачебной тайны.

Отвечать на жалобы, в которых не указанны обратный адрес и полные данные пациента тоже никто не обязан. Если претензия поступила по электронной почте, но нет ФИО обращающегося, необходимо их запросить, иначе рассматриваться такие обращения тоже не будут.

Все эти моменты не вопрос желания или нежелания главного врача клиники, это прописано в статье 7 ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». А статья 12 этого же законодательного акта регламентирует срок рассмотрения письменных обращений, он составляет 30 дней с момента регистрации обращения.

По своей сути претензии можно разделить на три вида:

  1. Недовольство поведением медицинских работников. Как правило, речь идёт о неуважительном, грубом обращении с пациентом.
  2. Несогласие с организационными моментами в работе клиники. Это пресловутые очереди на приём к специалистам и долгий срок ожидания возможности пройти обследование.
  3. Непосредственно жалоба на некачественное оказание медицинской помощи.

Доктор и пациентВ зависимости от типа обращения, различаются и способы урегулирования конфликта. В первом случае достаточно заверить пациента в том, что проведена беседа с конкретным сотрудником (или группой сотрудников), акцентировано их внимание на недопущении подобного обращения вновь и принести тысячу извинений. Как правило, на этом всё и заканчивается. До написания объяснительной такие конфликты редко доходят, если только эти жалобы поступают не с завидной регулярностью на одного и того же сотрудника.

Во втором случае тактика должна быть другая, а именно: нехватка медицинских кадров, оборудования, кабинетов и другие широко известные факты, делающие невозможным оперативное и быстрое оказание услуг посетителям медицинской организации. Но руководство клиники постоянно принимает все возможные меры для скорейшего урегулирования этих злободневных вопросов. На этот тип жалоб доктора вряд ли заставят писать объяснительную, так как организационные вопросы не входят в его компетенцию.

А вот с третьим типом всё не так просто. Здесь уже речь о несоответствии уровня подготовки доктора, недостаточности опыта, или желания. В любом случае писать ответ придётся. И писать его нужно исходя из того, что такого рода дела очень часто доходят до судебного разбирательства. Объяснительная от врача на жалобу пациента подаётся руководителю медицинской организации.

Что писать

Прежде чем приступить к оформлению объяснительной врача на жалобу, неплохо бы пообщаться с пациентом лично. Если ситуация ещё не раскалена до предела и стороны не утратили способности слушать и слышать друг друга, такой разговор может в значительной мере облегчить задачу, стоящую перед лекарем при написании ответа. В любом случае лишним этот шаг не будет, и поможет узнать, на что рассчитывает пациент и насколько решителен он будет.

Повторимся, что всё написанное в этом документе должно быть сто раз обдуманно и взвешенно исходя из вероятности судебного разбирательства. А там будут задавать вопросы буквально к каждому слову в объяснительной. Предварительно досконально нужно изучить медицинскую карту пациента. Это нужно сделать по двум причинам: во-первых, врач сам убедится в правильности своих действий, и во-вторых смотреть он на карточку будет уже «глазами» возможной судмедэкспертизы, назначенной судом.

Поэтому писать нужно не спеша, вдумчиво и аккуратно. Основная мысль, которая должна идти красной нитью через весь документ, это то, что все действия были проведены в строгом соответствии с действующими стандартами, методиками и правилами. Опять-таки многое зависит от последствий, наступивших для больного вследствие действий врача, которые он считает неправильными. Одно дело, когда срок пребывания в клинике увеличился на 2-3 дня, и совсем другое, если пациента (пациентку) лечили от несуществующего заболевания, а настоящее обострилось и лечение требует немалых материальных затрат.

Объяснительная на жалобу пациента

Каждое своё действие необходимо сопровождать ссылкой на стандарты и методики. Очень хорошо, если, как и положено по правилам, на каждую врачебную манипуляцию есть информированное согласие пациента. Каждое учреждение вправе самостоятельно разработать и утвердить бланк такого согласия. Этот факт очень укрепит позиции медиков в суде.

С другой стороны, если пациент не выполнял рекомендации и предписания врачей, медицинского персонала, нарушал больничный режим, оскорблял сотрудников клиники, это всё можно подтвердить, такие факты будут свидетельствовать против написавшего претензию.

Спорные мнения вызывает ситуация, когда доктор, пусть и с опозданием, но обнаружил в своих действиях ошибки и несоответствия требованиям. Одни авторы, и их можно понять, советуют до конца стоять на своём и надеяться на то, что до судмедэкспертизы дело не дойдёт, а если и дойдёт, то обойдётся. Другие же, советуют честно признать свои ошибки и надеяться на то, что руководство с пониманием к ним отнесётся. В качестве аргументов можно ссылаться на чрезмерную загруженность, плохое самочувствие и другие факторы. В любом случае нужно оперировать такими понятиями, как «добросовестное заблуждение», то есть врач искренне считал, что делает всё на благо пациента и правильно. Вот только извиняться в письменном виде не желательно. Если дело дойдёт до суда, именно этот факт будет расцениваться, как признание вины, такие примеры уже есть в судебной практике. Здесь всё субъективно и нет никаких общих рекомендаций.

Всё зависит от конкретной ситуации: насколько ценен данный специалист для клиники, впервые ли он совершил ошибку или нет, насколько пациент склонен пойти на «мировую». «Мировая» в этом случае подразумевает готовность медицинской организации возместить все убытки клиенту, и не доводить дело до суда.

Инвалидная коляскаВозместить убытки возможно несколькими способами: оплачивается протезирование, усиленное питание, санаторное лечение, приобретение корректирующих средств (инвалидных колясок и других), расходы на оплату труда нанятого персонала (если сам потерпевший не в состоянии совершать бытовые действия и ухаживать за собой). В любом случае размер выплат, которые понесёт учреждение здравоохранения до того, как дело будет рассматриваться в суде, определённо меньше, установленного судьёй. Он ведь имеет право взыскать ещё и сумму компенсации морального ущерба, а не только материального.

Да и по срокам, судья с учётом бесконечных обжалований, может длиться не один год.

Оформление документа

Хотя единой формы объяснительной записки законом не предусмотрено, есть общие требования к составлению этого документа для того, чтобы он имел юридическую силу.

Вот какие данные должны обязательно там присутствовать:

  1. Полное наименование учреждения и должности руководителя, его ФИО.
  2. Свои данные в родительном падеже (от кого).
  3. Собственно наименование документа, в нашем случае «Объяснительная записка на жалобу гражданина ХХХ».
  4. Изложение сути, то есть, в хронологическом порядке перечисление всех действий врача с пояснением в виде указания нормативного акта, регламентирующего эти действия. Всё должно быть лаконично, чётко, без перехода на личность пациента.
  5. Вывод делается в зависимости от наличия или отсутствия вины. Возможные варианты решения конфликта.
  6. Дата и подпись.

Как видим, ничего сложного в техническом и юридическом плане нет. Тяжело только морально и психологически, и то, ровно до момента осознания необходимости написания объяснительной в интересах пишущего.

Общие сведения

Право на направление жалобы руководству лечебного учреждения предусмотрено законом. К её составлению предъявляются определённые требования, при несоблюдении которых жалоба может быть оставлена без внимания.

Написание объяснительной записки на жалобу от больного (пациента, клиента) является частью рабочей необходимости, пренебрегать которой не нужно. При правильном и осторожном оформлении никаких отрицательных последствий для ответчика она не принесёт, или они будут сведены к минимуму.

При наличии объективных данных о совершённых ошибках или недочётах, желательно не доводить дело до суда, а заключить мировое соглашение с жалобщиком. Если по результатам объяснительной к доктору будут применены неадекватные и незаконные меры воздействия со стороны его непосредственного начальства, он имеет право обжаловать их действия в установленном законом порядке.

Определённой формы, специального бланка для оформления документа не предусмотрено.

Объяснительная записка о невыполнении должностных обязанностей — элемент кадрового документооборота, применение которого установлено ст. 193 ТК РФ. В чем его специфика и на что обращать внимание при составлении объяснительных записок?

Какие бывают виды объяснительных записок?

Объяснительная записка о невыполнении должностных обязанностей на практике используется как документ дисциплинарного характера, который работодатель просит составить сотрудника, допустившего какое-либо нарушение в работе.

Объяснительная записка как юридически значимый документ чаще всего бывает представлена следующими основными разновидностями:

  • объяснительная записка об опоздании на работу;
  • объяснительная записка об отсутствии на работе в течение 4 часов и более;
  • объяснительная записка об ошибке в работе.

Пример объяснительной об опоздании на работу можно скачать бесплатно, кликнув на картинку ниже:


Объяснительная записка об опоздании на работу

Объяснительная записка об опоздании на работу

Скачать

Повод, в связи с которым составляется объяснительная записка в каждом случае, и есть пример невыполнения должностных обязанностей. Поэтому если сотрудник совершает проступок, то работодателю нужно требовать с него объяснительную записку не о невыполнении должностных обязанностей, а о конкретном совершенном проступке.

За невыполнение должностных (трудовых) обязанностей работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или даже увольнения по соответствующим основаниям.

Как привлечь к ответственности за невыполнение работником должностных обязанностей, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Несмотря на то что поводы для составления записки могут быть разными, а содержание в большинстве случаев — оригинальным и уникальным, структура документа во всех его разновидностях в целом будет единой. Рассмотрим, как она может выглядеть.

Какова типичная структура объяснительной записки?

Рекомендуется включать в любую объяснительную записку о невыполнении должностных обязанностей:

  • дату составления и наименование документа (с указанием конкретного проступка, разъяснения о котором сотрудник дает работодателю);
  • сведения о составителе и получателе (ФИО, должности обоих сотрудников, названия подразделений, в которых они работают);
  • текстовый блок, в котором рассказывается о подробностях проступка;
  • подпись составителя объяснительной;
  • подпись или отметку кадровой службы (или иного компетентного подразделения фирмы) о получении объяснительной.

Ключевым же элементом структуры объяснительной будет текстовый блок с разъяснениями по поводу допущенного сотрудником проступка. Здесь важно обратить внимание на:

  • точность приводимых фактов — в плане указания дат, времени, конкретных мест событий, о которых рассказывает сотрудник;
  • указание реальных причин допущенной недоработки, а не тех, что кажутся таковыми – это может способствовать изменению позиции работодателя;
  • желательность изложения обстоятельств проступка в официально-деловом стиле.

Корректно составленная объяснительная записка — юридически значимый документ, который работник впоследствии законным образом сможет использовать в целях защиты своих прав в процессе взаимодействия с Трудинспекцией или же в суде как доказательство того, что с его стороны работодателю были своевременно даны все необходимые разъяснения по поводу действий, вызвавших его претензии.

Как провести служебное расследование по факту нарушения трудовой дисциплины работником, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Итоги

Объяснительные записки о невыполнении должностных обязанностей бывают разных типов – об опоздании, о прогуле (отсутствии на работе 4 часа и более), об ошибке, допущенной в работе. И это, конечно, не исчерпывающий перечень их разновидностей. Но в большинстве случаев эти документы будут иметь схожую структуру, а при их составлении работнику желательно ориентироваться на общепринятые, сложившиеся в практике российского кадрового менеджмента критерии.

Ознакомиться с иными применяемыми в кадровом менеджменте разновидностями документов вы можете в статьях:

  • «Кадровые документы, которые должны быть в организации»;
  • «Как составить характеристику рабочего места — образец?».

Объяснительную записку в России часто воспринимают как малозначительную формальность и относятся к ее составлению несерьезно. Это неправильный подход. Грамотно написав такой документ, можно защитить себя от дисциплинарных взысканий, от карьерных проблем, а иногда и существенно сэкономить. О том, что такое объяснительная записка и как ее писать в различных жизненных ситуациях, читайте в нашей статье.

Объяснительная записка – что это

Объяснительная – письменный документ, автор которого поясняет причины какого-либо события или факта, имевшего место с ним или с лицами, за которые этот человек отвечает. Такая записка пишется добровольно или по требованию адресата (например, руководителя, который в соответствии с Трудовым кодексом РФ должен принять решение о взыскании с учетом объяснений работника).

Для чего пишут объяснительную записку

Писать объяснительную записку человеку приходится не потому, что адресат активно интересуется происходящими в жизни автора событиями. Изложение обстоятельств происшествия с точки зрения его участника – это возможность принять справедливое решение. Поводом для написания объяснительной записки чаще всего являются негативные события: опоздание на работу, пропуск занятий в школе, невыполненное поручение и т.п.

В случаях, когда виновнику грозит серьезное наказание – например, увольнение или дисциплинарное взыскание, — объяснительная записка может стать поводом для отмены санкций или, напротив, будет подтверждающим документом.

Иногда объяснения становятся аргументом сторон в суде, они могут обезопасить работника или работодателя от ответственности или стать доказательством.

Виды объяснительных записок

По большому счету, существует всего два вида таких документов:

  • Разъяснение обстоятельств и причин события или факта – в эту категорию укладывается подавляющее большинство всех объяснительных, о которых пойдет речь ниже.
  • Разъяснение полученных данных – объяснительные записки, касающиеся расчетов и отчетности в различных сферах деятельности.

Куда пишут объяснительные записки

Объяснять свое или кого-либо другого поведение принято в нескольких сферах:


  • По месту работы

Записку пишет работник, если он нарушил трудовую дисциплину (опоздал на работу, пришел нетрезвым, не сдал вовремя отчет, не надел спецодежду и т.д.), причинил своему работодателю материальный ущерб, участвует в трудовом споре и в других подобных ситуациях. Объяснительные за опоздание и другие происшествия обычно подаются в отдел кадров, начальнику подразделения или непосредственно работодателю (если это, скажем, ИП).


  • По месту учебы

В этом случае может быть два варианта. Если речь идет о школе, объяснительную записку пишут родители или сам ученик (в зависимости от возраста школьника). В высших и средних учебных заведениях записки пишет студент, в отдельных случаях – его родители или законные представители.


  • В детский сад

Объяснительные записки в дошкольные учреждения представляют родители, причем объясняют они свои действия (например, причины отсутствия ребенка или задержки оплаты), а не поступки детей.

как писать объяснительную

Сроки написания объяснительных записок

В трудовом законодательстве установлен четкий срок предоставления объяснительной записки. Статья 193 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя не вводить дисциплинарное взыскание в течение двух рабочих дней после требования о предоставлении работником объяснений. Если за эти два дня работник записку не составил, срок считается истекшим.

В какое время предоставлять объяснительные записки по месту учебы, в детский сад и другие учреждения, решает администрация этих организаций, причем срок должен быть разумным.

Юридическое значение объяснительных

Подобные записки имеют существенное правовое значение, особенно если дело касается трудовых отношений. Согласно Трудовому кодексу РФ, объяснения работника – обязательная часть процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. До тех пор, пока не получена объяснительная записка (если не истек срок ее предоставления, указанный в предыдущей главе) никакие меры к работнику приняты быть не могут.

Важен не только сам факт предоставления объяснения, но и его содержание. На основе записки работодатель может как применить максимально возможное взыскание, так и отменить наказание работника полностью. Другими словами, если вы опоздали на работу или не выполнили какое-либо поручение по уважительной причине, то объяснительная может спасти вас от кары работодателя.

В то же время написание объяснительной не является обязательным для работника, он может отказаться от этого без каких-либо правовых последствий (за исключением того, что работодатель будет принимать решение, основываясь либо только на собственной оценке ситуации, либо на оценке свидетелей и других участников события).

Способ написания объяснительной записки

Законодательством и бытовыми обычаями предусматривается два способа написания объяснительных:

  1. Написание от руки – это предпочтительный способ, поскольку позволяет идентифицировать автора, а также дает возможность избежать подлога. Но даже если записку пишет не сам автор, в ней обязательно должна быть его собственноручная подпись.
  2. Написание на компьютере – чаще применяется в организациях, где установлена четкая форма таких документов. Каким бы ни был текст, подпись обязательно должна быть написана от руки.

Как именно писать объяснительную — личный выбор ее автора.

Как составить объяснительную записку

Несмотря на различные требования к форме и виду объяснительной записки в разных организациях, есть и общие требования.

Адресат объяснительной

Зависит от размеров организации, а также от причины написания записки. Если предприятие или учреждение небольшое, объяснительную пишут на имя руководителя. В организациях со сложной структурой адресатом может быть руководитель подразделения (начальник цеха, управления, отдела, участка и т.д.).

Если речь идет об объяснительных записках по месту учебы, они обычно подаются на имя ректора или руководителя учебной части, директора школы. В детском саду – на имя заведующей.

Содержание объяснительной записки

Жестких общеприменительных нормативов для оформления объяснительной не существует, за исключением того, что писать ее нужно на листе А4. Считается, что составляться она может в свободной форме, но обязательно должна содержать такие данные:

  • адресат обращения – пишется в правом верхнем углу листа. Сначала указывается должность руководителя, на которого подается записка, — полностью, включая название организации. Затем – фамилия, имя, отчество руководителя. «Начальнику управления качества дирекции по обеспечению бизнеса ОАО «Первый металлист» Петрову Ивану Сидоровичу»;
  • автор обращения – должность, фамилия, имя, отчество. Допускается два варианта: «от менеджера отдела качества Иванова Ивана Ивановича» («от кого») и «менеджера отдела качества Иванова Ивана Ивановича» («чья»);
  • название документа – помимо общей категории — «Объяснительная записка» — нужно указать суть события – «об опоздании на работу», «о причинах отсутствия на рабочем месте», «о нарушении трудовой дисциплины» и т.д., с выравниванием по центру листа;
  • основная часть – текст объяснительной записки, который состоит из двух частей:
  1. фактическая (изложение обстоятельств происшествия, даты, места, участников).
  2. пояснения причин произошедшего.

В обеих частях стиль – строго деловой, без жаргонной лексики. Писать нужно от первого лица. Аргументация должна быть краткой, но убедительной. В качестве доказательств необходимо излагать подтвержденные факты, ссылаться на документы или на свидетельства других людей. Вывод в тексте не нужен, его будет делать адресат записки.

  • Дата написания записки – нельзя путать с датой события, которое вы объясняете, это имеет юридическое значение, речь о котором пойдет ниже.
  • Собственноручная подпись автора объяснительной записки. Факсимиле не допускается.

Приложения к объяснительной записке

Приложенные к объяснительной документы делают аргументацию максимально убедительной. В роли приложений могут выступать:

  • справки (от врача, из ГИБДД, от представителя организации, которую посещал автор объяснительной и т.д.);
  • акты (о произошедшей аварии на коммунальных сетях, о ремонте дороги и т.д.);
  • сообщения в СМИ о событиях, на которые идет ссылка в объяснительной записке;
  • другие документы.

Образцы объяснительных записок

Несмотря на то, что текст записки можно придумать с нуля, смысла изобретать велосипед нет. Предлагаем вам примеры объяснительных записок, которые можно с успехом использовать в своих жизненных ситуациях.

Объяснительная по месту работы

Поводов к составлению таких документов может быть несколько.

О невыполнении должностных обязанностей – сторож не обошел территорию, в результате чего произошла кража, бухгалтер не отправил отчет, из-за чего фирма понесла убытки и т.п. В этом случае необходимо найти веские объяснения своим действиям (или бездействию). Крайне нежелательно обвинять в произошедшем коллег или руководство, записка должна объяснять именно ваше поведение.

Образец объяснительной записки на работу

Образец объяснительной записки на работу

  • Скачать образец объяснительной записки о невыполнении должностных обязанностей

2 Об ошибках в работе – имеются в виду неумышленные ошибки в расчетах, в действиях работника и т.п. Здесь лучшей стратегией будет признание ошибки и обещание впредь такого не допускать. Попытка возложить ответственность за ошибку на другого человека допустима только при наличии документального подтверждения.

Образец объяснительной записки на работу об ошибках

Образец объяснительной записки на работу об ошибках

  • Скачать образец объяснительной записки об ошибках в работе

 о нарушениях трудовой дисциплины – прогулах, опозданиях, отсутствии в рабочее время, нарушении инструкций и предписаний и т.п. Поскольку большинство таких нарушений тянут минимум на дисциплинарное взыскание, причину нужно описать очень убедительно.

Образец объяснительной записки на работу об опоздании на работу

Образец объяснительной записки на работу об опоздании на работу

  • Скачать образец объяснительной записки об опоздании на работу

образец объяснительной записки о невыходе на работу

Образец объяснительной записки о невыходе на работу

  • Скачать образец объяснительной записки о невыходе на работу

Объяснительная по месту учебы

Текст зависит от места, куда подается записка, и от того, сам ли учащийся объясняет свой поступок либо это делают его родители:

1 В школу – чаще всего родители объясняют причину отсутствия сына или дочери на занятиях. Это может быть болезнь, участие в соревнованиях или других мероприятиях, семейные обстоятельства. Если в младших классах классный руководитель чаще всего не требует документального подтверждения объяснений, то в старших классах, если нет справки от врача, в объяснительной записке в школу требуется привести убедительные аргументы.

Образец объяснительной записки в школу

Образец объяснительной записки в школу

  • Скачать образец объяснительной записки в школу

2 В вуз или среднее специальное учебное заведение – родители или сам студент объясняет причину отсутствия на лекциях, семинарах или экзаменах. Плохое самочувствие или не подтвержденные документами недуги больше одного раза не пройдут.

Образец объяснительной записки в ВУЗ

Образец объяснительной записки в ВУЗ

  • Скачать образец объяснительной записки в ВУЗ

Объяснительная в детский сад

Это документ, на основании которого родителям могут, например, вернуть сумму, уплаченную за питание ребенка в пропущенный им день. Но требуются уважительные причины отсутствия.

Образец объяснительной записки в детский сад

Образец объяснительной записки в детский сад

  • Скачать образец объяснительной в детский сад

Сколько времени хранится объяснительная

Срок хранения объяснительных записок аналогичен сроку хранения личного дела сотрудника – 75 лет после сдачи в архив.

Часто задаваемые вопросы

— Что будет, если я откажусь писать объяснительную записку?

— Как уже говорилось выше, ответственность за отказ писать объяснительную не предусмотрена. Однако при нежелании работника объяснять свои действия работодатель должен составить акт об этом (то же самое касается ситуации, когда работник не уложился с подачей записки в двухдневный срок). В «Акте об отказе писать объяснительную записку» должны быть указаны:

  • сведения о работнике (ФИО, должность, название подразделения);
  • сведения о свидетелях отказа и/или составления акта (их должно быть минимум три человека);
  • дата составления акта об отказе;
  • ссылка на нормы, требующие от работника написать объяснительную;
  • описание ситуации со слов сотрудника (если он согласен объяснять либо «без объяснения причин»);
  • указание на то, что акт составлен в двух экземплярах, а работник с ним ознакомлен либо отказался знакомиться;
  • перечень свидетелей, их подписи;
  • подпись составителя документа и работника (если он согласен подписать).

После составления акта работодатель будет трактовать ситуацию и принимать решение о дисциплинарном взыскании без учета вашего мнения.

Акт об отказе писать объяснительную записку образец:

Как написать объяснительную записку на работу, в университет, школу, детский сад - образцы и примеры

Образец акта об отказе писать объяснительную записку

— Работодатель не хочет принимать объяснительную записку. Что делать?

— Если вы не вручите документ в двухдневный срок, это будет равносильно отказу от дачи пояснений. Поскольку работодатель уклоняется от получения записки лично, уведомьте об этом трудовую комиссию, курирующую ваш населенный пункт, а также профсоюз своей организации (при его наличии). Записку отправьте курьерской почтой или Почтой России заказным письмом с уведомлением (нужна отметка о получении). О том, что письмо будет идти долго, беспокоиться не нужно: датой подачи считается день отправки письма, поэтому обязательно сохраните чеки, которые вам выдадут в почтовом отделении, так как там будет указана дата.

— В школе через сына заставляют писать объяснительную записку, почему я не был на родительском собрании, где собирали деньги на ремонт. Посещение собраний уже стало обязательным?

— В законодательстве нет норм, обязывающих ходить на родительские собрания, поэтому требовать от вас написания такой объяснительной записки никто не вправе. В случае если классный руководитель или директор школы начинают давить на вас рекомендуем обращаться в Департамент Образования, координаты которого можно найти на сайте администрации вашего населенного пункта.

Заключение

Объяснительная записка имеет важное значение для принятия решений в самых разных сферах человеческой деятельности. В трудовых отношениях такой документ служит для принятия справедливого решения по поводу наложения взыскания на работника. В учебных заведениях является составной частью системы поддержания дисциплины. Для родителей детсадовцев объяснительная записка – документ, имеющий финансовое значение.

В законодательстве нет четких требований к оформлению и содержанию записки, поэтому ее формат регламентируется деловыми обычаями. В объяснительной необходимо правильно указать адресата и описать произошедшее событие. Авторы таких документов нередко изощряются в длинных художественных описаниях, но более эффективным является краткое изложение фактов от первого лица. Если речь идет о спорных ситуациях, не рекомендуется возлагать вину на других лиц – нужно лишь грамотно описать свои действия.

Аргументация будет действительно убедительной, если автор объяснительной записки подкрепит ее копиями документов.

Законом установлен срок для подачи объяснений работодателю – 2 рабочих дня с момента, когда последний потребовал их предоставить. Если работник не успел составить записку за это время, руководитель может действовать по своему усмотрению. В остальных случаях (объяснительные по месту учебы, в детсад и т.д.) сроки подачи устанавливает адресат.

Обязать человека писать объяснительную записку нельзя. В трудовых отношениях при отказе работника от объяснений составляется специальный акт. Во всех остальных случаях вы можете отказаться от написания объяснительной без каких-либо последствий.

Если же вы, будучи работником, написали объяснения, а работодатель уклоняется от их рассмотрения, обращайтесь в трудовую комиссию, а записку отправляйте почтой.

Видео на десерт: Первое время после вымирания динозавров

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как написать объяснительную когда проспал на работу
  • Как написать объяснительную когда опоздал на урок
  • Как написать объяснительную записку учителю физкультуры
  • Как написать объяснительную записку при коронавирусе
  • Как написать объяснительную записку образец примеры содержания

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии