Статья от эксперта
Как писать тексты психологу: контент-маркетинг и прямая реклама
Александр Гридасов
Часто видим, что психологи стесняются писать экспертные тексты и думают, что всё уже сказано до них. Или пишут тексты на своём языке и щедро снабжают их профессиональной терминологией. Или нанимают копирайтеров, которые не сильны в психологии и не угадывают боли целевой аудитории. Александр Гридасов рассказал нам, как подступиться к продвижению своих услуг начинающим психологам и какие каналы для этого использовать.
Время чтения — 8 минут
Самый простой, хоть и не самый быстрый, способ — продвижение с помощью контента. Расскажите и объясните потенциальному клиенту, как и с какими проблемами вы можете помочь.
Для того чтобы готовить максимально соответствующий запросам клиентов контент, нужно знать, кто этот самый клиент.
Целевая аудитория психолога
Если брать самые общие характеристики — это преимущественно женщины 23-55 лет. Стоит ли при этом писать только для женщин? Конечно, нет, если этого не предполагает специализация психолога. Мужчины хоть и меньше обращаются к специалистам, но тоже могут быть клиентами, и это стоит учитывать при подготовке контента.
Чем точнее будет ваш портрет (или даже портреты) клиента, чем точнее вы сегментируете свою аудиторию, тем выше шансы того, что вы сможете помочь клиенту.
Представьте, для кого вы пишете. Какие у этого человека могут быть проблемы или внутренние конфликты?
Например, некая Ирина работает на ответственной должности, а значит, тратит большое количество времени на работу. В итоге у неё не остаётся времени на ребёнка, на себя, от чего она испытывает стресс, вину, стыд, сожаление, усталость. Внутренний конфликт выматывает, Ирине кажется, что жизнь идёт не так, как хотелось бы, и вполне возможно, в какой-то момент она задумывается о том, чтобы найти психолога. Того, кто поможет разрешить этот конфликт.
Важно определить запрос, с которого клиент может начать поиск психолога. Как правило, это что-то самое обычное, что лежит на поверхности. Чтобы решить настоящую глубинную проблему, нужно помочь человеку сделать первые шаги, объяснить, в чём корень всех неприятностей.
Особенности восприятия информации у клиентов психолога
Что хочет человек, когда в его жизни что-то не так и ему нужна помощь? Как он воспринимает информацию и о чём задумывается?
Потенциальному клиенту психолога мешает специфическое восприятие информации. Он:
Ищет лёгкие и быстрые решения: «Cхожу разок к психологу, и всё будет хорошо. А если мне предлагают долгосрочную работу, значит, хотят на мне заработать».
Не доверяет специалистам: «Все психологи шарлатаны и болтуны и ничем не помогают».
Уходит в психологические защиты: «Нет у меня никаких проблем, мне это всё точно не поможет, это вообще не помогает».
Ничего не делает: «Меняться страшно, пусть оно течёт как-нибудь само».
Для того чтобы помочь человеку с такими особенностями восприятия, нужно учитывать это при подготовке контента.
«Я хочу, чтобы меня перестало беспокоить то, что сейчас беспокоит»
У каждого нового холодного клиента будет запрос «как стать счастливым быстро, без труда и навсегда». Не нужно на этом этапе ему что-то продавать — всё будет воспринято отрицательно. Подождите, пока он созреет, осознает свою проблему и примет то, что нельзя за 2-3 сеанса избавиться от багажа, который он копил 30 лет.
Как выяснить и отработать страхи у клиента психолога
Чтобы клиент дозрел и осознал, что ему действительно могут помочь, отработайте в своём контенте все его страхи.
Страх оценки / осуждения / непринятия. Расскажите о своём отношении к клиентам: ваша задача не оценивать или обесценивать и осуждать, а помочь человеку.
Боязнь попасть под власть манипулятора. Покажите, что вы не собираетесь клиента принуждать к чему-либо.
Опасение бесполезно потратить время и деньги. Расскажите, в чём заключается ваш метод, за какое время наступают улучшение, какие проблемы вы помогаете решить, а какие — нет, как опознать улучшения.
Страх увидеть в себе монстра. Объясните, что у вас нет такой цели, а настоящие «монстры» и вовсе не обращаются к психологам.
Переживание, что всё станет ещё хуже, если расковырять раны. Расскажите, что это возможный эффект от терапии, но совсем не обязательный, успокойте клиента, объясните, сколько может длиться такой период и как с этим справляться.
Страх перемен, другой жизни, счастья, успеха. Все мы привыкаем к чему-то, и менять привычный статус-кво страшно.
Постарайтесь поддержать своего потенциального клиента, чтобы он собрался с духом и таки пришёл за помощью.
Как можно и нельзя писать психологу
Чтобы клиент пришёл к психологу, он должен доверять специалисту. Общайтесь с клиентами в стиле «Мои хорошие!», чтобы они чувствовали вашу поддержку и доброжелательное к ним отношение. Соблюдайте несложные правила при подготовке контента:
Пишите просто. Не нужно сыпать терминами из научных работ, которые ничего не скажут вашим клиентам, объясняйте понятным каждому языком, как и что вы делаете.
Общайтесь уважительно и бережно. Не нужно «тыкать», не позволяйте себе оценок свысока в стиле гуру, который всё знает. Не высмеивайте и не «расковыривайте» проблемы.
Без нажима по срокам и действиям. Никаких дедлайнов, «торопитесь», «только сейчас» — это убьёт всё доверие.
Без нагнетания и закошмаривания. Человеку и так плохо, он и так испуган, не нужно на него ещё больше давить, рассказывать, что станет ещё хуже.
Увлекательно, с историями и эмоциями. Про свой опыт, про учёбу, свои проблемы и почему вообще стали психологом.
Психологу нужен максимально профессиональный образ, образ специалиста с дипломом, но одновременно и живого человека, который понимает и принимает своих клиентов, стремится им помочь.
Какие каналы для продвижения могут использовать психологии
Если психолог начинает продвижение с помощью контента, то один из первых вопросов — где размещать свои публикации.
Свои каналы
Социальные сети — самое простое и очевидное, что можно использовать начинающему психологу для продвижения своих услуг и выхода на онлайн-рынок.
Используйте Ютуб, Фейсбук, Инстаграм, Вконтакте, Телеграм: вы можете публиковать видео, проводить прямые эфиры или писать посты по проблемам, случаям из практики, клиентские истории, личное мнение, анонсы, отзывы.
Для своего сайта или блога оставьте большие проблемные статьи, SEO-статьи, видео.
Внешние публикации для продвижения психолога
Главный минус своего канала, особенно если вы только начинаете, — маленькая аудитория. Поэтому пользуйтесь возможностью разговора с большой аудиторией на чужих площадках. Подберите и предложите свои темы подходящим для вас ресурсам:
Чтобы ваш контент был разнообразным и интересным, используйте разные форматы. Обзорные статьи, истории, ответы на вопросы, экспертная оценка какой-либо ситуации, личное мнение, юмор и тесты — всё, что привлекает свою аудиторию. Пишите то, что интересно именно вашим потенциальным клиентам, и то, что умеете, — если юмор всё-таки не ваше, то не и нужно пытаться пошутить.
Как писать для прямой рекламы психолога
Контент-маркетинг — это долгий способ продвижения. И хотя это лучший метод собрать вокруг себя лояльную аудиторию, прямую рекламу психологам использовать тоже можно. Рекламируйте быстрые решения — что-то небольшое, какая-то разовая консультация по точечному вопросу, пробные продукты.
При этом помните о том, как общаться с вашими клиентами сквозь призму их восприятия информации. Не давите, будьте уважительны, рассказывайте и объясняйте, как и почему работает ваша методика. Никаких кричащих «Успей купить! Только сегодня, а не то станет хуже!» Расскажите, с какими проблемами и каким образом вы работаете, чтобы не обманывать ожиданий клиентов. Так вы вызовете доверие и сможете продать свои услуги.
Александр Гридасов
Копирайтер, редактор портала Cossa.
С 2011 года пишу контент и рекламу
для психологов, психотерапевтов, коучей.
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.
Прочитать статьи в блоге:
Реклама психолога: как рекламировать услуги психолога правильно?
Реклама услуг психолога и как продавать психологические услуги.
Меня часто спрашивают о рекламе психолога — как рекламировать психологические услуги правильно? Как продавать психологические услуги, и уместно ли это вообще, учитывая их специфику?
Да, психологическая консультация — не товар, который обладает видимыми характеристиками. Это также и не вполне услуга в привычном понимании слова. Работа психолога тонка и деликатна, и говорить о «продаже» в таком контексте кажется абсолютно неуместным.
Однако психологический рынок в мире давно сформирован, и каждый специалист занимает на нем свое положение. И имеет свою стоимость.
От чего зависит стоимость консультаций психолога?
Не всегда от уровня полученной квалификации, и не всегда от опыта.
Всех нас учат одинаково, а при наличии известной доли рвения и достаточном трудолюбии практически каждый может вырасти в компетентного профессионала.
Другое дело, что до организации реальной частной практики — в отдельном офисном пространстве и с хорошей клиентской базой — дело доходит лишь у десятков выпускников, если не меньше. Но тем и лучше — небольшое количество закаленных специалистов создают продуктивную конкуренцию и тем самым постоянно улучшают качество самой услуги.
В течение 8 лет продвижения коллег я чаще всего слышу вопросы именно о рекламе услуг психолога:
- Как грамотно предложить услуги психолога и «отстроиться» от коллег?
- Что лучше предлагать — узкую специализацию или широкий охват направлений, форматов и аудиторий клиентов?
- Как при рекламировании своих услуг не скатиться до уровня «базарного» торговца?
Частые вопросы психологов продвижении психологической практики
Реклама услуг психолога строится на 3 простых вещах
- Четкое позиционирование, как и в любой другой сфере бизнеса — основа всего. Вы должны умудриться настолько отточить концепцию своей частной практики/психологического центра, чтобы для потенциального клиента было очевидно, с какого рода проблемами или аудиторией вы работаете.
Это должно быть изложено буквально в трех-четырех словах. Учитывая, что специалистов сейчас находят через Интернет, а подробно читать тексты на сайтах почти никто уже не готов, выделяйте такую информацию всеми доступными способами. К вашей визитке это тоже относится.
С точки зрения продажи чего-либо работать со стереотипными представлениями легче. Примите к сведению, например, такое обстоятельство — на сегодняшний день в нашей реальности клиенту трудно точно понять, чем является, а чем не является психологическая услуга. Зато люди хорошо понимают, кто такой врач, педагог или священник.
Поэтому любой отсыл к этим профессиям облегчит привлечение на консультацию. Именно поэтому директивный, подобный врачебному, подход психолога более популярен. Именно поэтому на консультации от психолога многие ожидают духовных наставлений. Именно поэтому запрос на обучение «правильному» образу жизни настолько распространен.
- Экспертность вместо прямой продажи. Предложить услуги психолога в спокойной, не агрессивной манере — главное правило. Практически в любой другой сфере «громкое»заявление о себе будет плюсом. Но это не работает для большинства психологов. Исключение — тренинги по развитию каких-либо навыков, больше связанные с деловой сферой, чем с личной.
«Убойный оффер», прагматические выгоды и создание искусственного ограничения на получение услуг (вроде скидок, акций или заявлений о чем-то последнем и неповторимом), которые неотделимы от схемы обычной продажи — все это только отвернет клиента от вас.
Вместо этого стоит четко и максимально прозрачно привлечь внимание к своему образованию и квалификации, открыть доступ к дипломам и сертификатам, показать свою принадлежность к уважаемым профессиональным сообществам и выложить на сайт видео выступлений в СМИ и ТВ (практически каждый опытный специалист хотя бы раз был в эфире телевидения или давал комментарии в прессе — если в вашем случае это не так, то с выходом вашего сайта в топ поисковых систем эта проблема будет решена).Поскольку для вашего потенциального клиента на первом этапе такие артефакты являются фактически единственным критерием вашего профессионализма, то одновременно с четким позиционированием это будет иметь ощутимый эффект.
Это имеет равную силу и для продвижения в Интернете, и для поддержания «сарафанного радио» (хотя сегодня, даже если человек приходит к вам по рекомендации, он обязательно подготовится к встрече с вами, прогулявшись по вашему сайту и профилям в социальных сетях).
- Уникальность вашей профессиональной квалификации и специализации. Это напрямую влияет на выбор стратегии всего вашего позиционирования. Речь идет о сочетании неповторимых характеристик ваших услуг, о том, чем вы отличаетесь от конкурентов (да-да, многие коллеги ненавидят это слово, но это факт). Всегда есть что-то , к чему у вас как у профессионала, больше лежит душа, и жизнено важно изложить отличия своей работы от предложений сотен коллег.
Возможно, вы умеете быстрее и лучше находить общий язык с определеными категориями клиентов? Или незаменимы в коррекции проблем определенного рода? Или имеете какие- то личные особенности, повышающие эффективность вашей работы? Четко и прямо о них заявите! Неуместно кричать об этом или слишком противопоставлять себя коллегам, а вот поместить такую информацию в видимой части вашего сайта, а лучше еще и выделить жирным шрифтом, крайне важно. Все в вашем образе, и физическом, и виртуальном должно явно или неявно выражать главное о вашей специализации.
Иногда бывает уместно рассказать о себе чуть больше необходимого (если только вы не психоаналитик). Несмотря на всю болезненность ситуации, в которой обычно находится пришедший к вам клиент, больше шансов «сработаться» дает схожесть вашего с ним социального положения и разделение им логики изменений, лежачей в основе вашего психологического подхода (об этом интересно пишет Э. Спинелли).
Только теперь у вас есть что-то конкретное и внятное, чтобы планировать рекламу работы психолога.
Работающие способы рекламы психолога с примерами
Какие способы рекламы услуг психолога выбрать?
- Поисковые системы Яндекс и Google. Около 80-90% клиентов психолога находят его таким образом, так что это основной канал привлечения клиентов в настоящее время. По статистике запросов на наши услуги видно, что количество таких обращений к поисковым системам растет. Строго говоря, это не реклама, а поисковое продвижение, и его суть в оптимизации и сопровождении сайта психолога специальным образом, когда учитываются требования поисковых систем и пользователей сети. Постепенно сайт поднимается в позициях по конкретным поисковым фразам (например, «помощь психолога», «консультация психолога» и т.п.), и становится хорошо виден в результатах поиска. Еще несколько лет назад это можно было сделать довольно быстро и с минимальной работой внтури сайта. Сегодня же требуется сочетание разных подходов, и особенно важен личный вклад психолога в это, его включенность.
- Социальные сети. Среди неопытных в этой теме коллег существует мнение, что сейчас «все в социальных сетях», но ведь напрямую психолога там не ищут! Да, читают советы, ответы на вопросы, статьи, но все это косвенные методы. Это хороший способ завоевания доверия и лояльности, но не способ привлечения клиентов. Конечно, это немного помогает, причем больше как стимул для рекомендаций, когда ваши читатели советуют ваши статьи или даже консультации, но количество клиентов из этого канала (во всяком случае в течение первых лет практики) недостаточное для содержания своего консультационного бизнеса. Но!
Если вы проводите семинар, тренинг, вебинар и другие мероприятия, то средствами рекламного кабинета (и специальных программ для работы с ним) его можно эффективно порекламировать. Подробнее о способах привлечения психологом клиентов через соцсети.
Если сказать кратко — психологу стоит соизмерять временные и эмоциональнные затраты на работу с соцсетями с их эффектом. Я специально попросила коллегу, одного из моих ассистентов подробно описать свой опыт продвижения психолога в Инстаграм, в которым она делится «фишками» и результатами.
- Еще один вид рекламы — и это уже реклама в прямом смысле — контекстная, в результатах поиска Яндекс и Google. Это то, что помечается как реклама, и располагается перед основными результатами, под ними и справа от них. Изложение прямое, «громкое» часто для кликабельности требуются кричащие тексты, что мало пригодно для психологов. Кроме того, это очень-очень дорого по сравнению с поисковым продвижением. Только 25 % людей кликают на рекламу, остальные 75 % больше доверяют результатам поиска (о которых речь была выше).
- «Сарафанное радио» — тоже не реклама, а канал привлечения, однако работа с этим каналом сопоставима с рекламой. Информирование о себе как можно большего числа людей для распространения информации. Это канал в настоящее время формируется тоже больше через Интернет, то есть первые клиенты прихоят оттуда изначально, а потом распространяют информацию. Сейчас, как вы понимаете, передается не просто имя, а ссылка на сайт или профиль в соцсети. Правильно организованный сайт больше пригоден для конвертирования потенциальных клиентовв реальных, чем страница в соцсети (как в случае с сарафаном, так и вообще).
- Отзывы о психологе. Речь именно об отзывах в сети, а не просто о цитатах отзывов на вашем сайте. Либо это прямые отзывы в комментариях соцсетей, либо скриншоты, так доверия к ним будет много больше. Сегодня клиенту недостаточно натолкнуться на специалиста, чтобы записаться на консультацию. Принято искать подтверждение своему выбору и запрашивать отзывы в Интернете.
Если у вас остались вопросы, почитайте ответы на частые вопросы.
По опыту я знаю, что психологам больше нравится размышлять о гуманистических идеалах своей профессии, чем о «продажности» профессиональных консультаций. Но когда психолог становится действительно готов зарабатывать именно этим, ему приходится подойти к финансовой теме всерьез, чтобы вывести свою практику на принципиально новый уровень. Тогда вопросы рекламы психолога выходят на первый план.
Если вам нужна моя профессиональная помощь в том, чтобы начать зарабатывать любимой профессией, запишитесь на консультацию.
Проблема рекламирования своих услуг актуальна как для тех психологов, которые уже практикуют, так и (в большей степени) для молодых специалистов, только что закончивших ВУЗ. Эту проблему усугубляет наличие шарлатанов, которые маскируются под специалистов, оказывающих психологическую помощь, готовых снять и порчу, и сглаз. Анализируя объявления в интернете, я заметил, что некоторые псевдопсихологи готовы ещё и снимать генетическую карму. Таких «умельцев», которые о психологии как науке вообще не слышали, очень много, но при этом надо признать, что они — хорошие манипуляторы. Втираться в доверие умеют. Мы в результате видим, что такие «специалисты» доверчивому человеку не только не помогают, но и выманивают деньги. При этом растет скептицизм по отношению к настоящим профессионалам, которые могли бы оказать реальную помощь в переживании клиентом своей ситуации.
В данной статье я буду мало обращаться к литературе. Главная цель — предложить мой авторский метод рекламирования психологом своих услуг, который поможет клиентам понять, что это — профессионал, а не очередной шарлатан. Впрочем, помимо шарлатанов есть просто люди, которые имеют высшее психологическое образование, но в своей сфере некомпетентны. Их деятельность тоже вносит свой вклад в формирование скептицизма у простого человека и непонимание им сути психологической помощи.
Но так сложилась научная традиция: прежде чем написать своё, надо немного вспомнить уже то, что было написано до нас, т.е. буквально пару слов скажу о подходах к рекламе, её предмете, объекте и истории становления.
Значение рекламы так велико, что иногда её называют 5-ой властью. Реклама от лат. (reclamare) «я выкрикиваю или я возобновляю крик».
Существует 3 концепции рекламной деятельности:
- Маркетинго-коммерческая: реклама как элемент и функция маркетинга, как средство коммуникации производителя с потребителем.
- Психологическая. Самый первый труд по психологии рекламы вышел в 1908 году. Его автором был американский психолог –функционалист Уолтер Джилл. Но сама концепция оформилась в 20-х годах 20 века. Цель рекламной деятельности — получение прибыли, но главным в достижении этой цели является эффективное воздействие на сознание и подсознание потребителей. Только при нем можно рассчитывать на какие-то эффекты.
- Универсальная: предметом рекламирования могут быть любые предметы и явления. В рамках последней концепции сформировалась адвертология т.е. общая теория рекламы (сюда входит: рекламный менеджмент, бренд–менеджмент, рекламный креатив, копирайтинг…) и, кстати, методологической основой адвертологии является экономическая психология.
Психология рекламы как отрасль современной психологии оформилась к началу 2000-х годов. Многие авторы не рассматривают психологию рекламы как самостоятельную отрасль, а считают её частью социальной психологии: психологов интересуют ее определенные аспекты, например, психологические особенности сотрудников рекламных агентств или психологические механизмы рекламного воздействия, т.е. психология рекламы больше связана с процессами восприятия, памяти и узнавания рекламной информации. Но, с другой точки зрения, психология рекламы — это самостоятельная отрасль, а не отдельные аспекты рекламной сферы. У нее есть предмет и объект.
Объект психологии рекламы — это потребитель рекламы, который вне зависимости от своего желания потребляет рекламу. Все эти вещи, которые сформировались посредством рекламы и вошли в наше сознание в виде конструктов, направляющих наше поведение, составляют предмет исследования психологии рекламы, т.е. это установки, стереотипы, глубинные психологические механизмы, которые нам обеспечили восприятие рекламной информации. [1]
Теперь предлагаю кратко рассмотреть, как три главные ветви психологической науки объясняют сущность рекламы.
Психоаналитическое направление: Здесь реклама являет собой аналог искусственно навязанного сновидения, где в роли желаний, — в отличие от реальных сновидений, — предлагаемые товары или услуги, т.е. происходит подмена природных желаний ложными. Но подмена быстро распознаётся, а значит, её надо регулярно повторять, вот почему постоянно по телевизору или в других СМИ реклама навязчиво повторяется. В психоанализе считается, что существует то, что человек видит во сне (текст сна) и то, что скрыто от спящего в бессознательном (там, в основном, вытесненные инфантильные сексуальные или агрессивные желания…) И психоаналитику интересно именно то, что скрыто. Всё это, некогда подавленное, может приходить в текст сна в виде символики. Содержание символики -то, что общество осуждает, считает постыдным. Это латентное содержание. В рекламном сообщении тоже есть источник латентного содержания, есть некто, кого мы не можем исследовать, например, какая-то группа людей, свободные ассоциации которых нам недоступны, однако реклама направлена на потребителя, т.е. это как бы его сон, тогда в качестве источников свободных ассоциаций рассматривается потребитель, а эти ассоциации и позволяют судить о рекламном сообщении, иными словами, психоанализ рекламы базируется на анализе свободных ассоциаций её потребителя. Так, если зритель по той или иной причине идентифицировал себя с героем рекламы, то большая вероятность того, что он повторит поведение героя рекламы и купит тот или иной товар. Правда, была показана корреляция между низкой самооценкой и склонностью идентификации себя с рекламным героем, особенно у женщин.
Бихевиоральное направление: реклама — это стимул для обучения. Р. Фоксолл, который изучал поведение потребителя, пытался найти факторы, которые влияют на выбор потребителя, при этом он считал, что не стоит уделять много внимания особенностям личности, мотивам, т.к. они затуманивают простые причины поведения потребителя. [2]
Но с этим можно не полностью согласиться. В рекламе можно выделить респондентное научение (определенный стимул вызывает реакцию, например, громкий звук переключает внимание) и оперантное научение (т.е. события, которые следуют за реакцией). Иными словами — подкрепленное поведение стремится повториться, а неподкрепленное — не повторяться. В рекламе отрицательное подкрепление практически не используется.
Человек, смотря множество рекламных сообщений, которые в итоге формируют его поведение и обещают позитивное подкрепление, привыкнет, что реклама — это формирователь его поведения. Но, когда рынок насыщен изобилием товаров, формируемое поведение будет угасать, не успев сформироваться, т.е. когда показывают один ролик, у человека сформируется поведение, а через секунду покажут другой ролик, при этом предыдущее сформированное поведение идет на угасание. Сейчас есть другая тенденция подхода к рекламе — это прямой контакт. Все модели социального поведения предлагаются в рекламе, например: «Хочешь быть здоров — купи это». Причем, выбирая предлагаемую модель поведения, потребитель получает материальное или нематериальное вознаграждение. Частный случай этого – телемагазины: «Если вы купите у нас этот товар, то получите в подарок то-то и то-то».
Когнитивный подход. В когнитивной психологии человек — это исследователь. Он выдвигает гипотезы о реальности и с помощью них пытается предвидеть и контролировать события. Желая купить что-то дорогое, он начинает сбор информации, затем анализирует её и приходит к выводу. Но тут есть минус, что в исследовательские порывы потребителя уже вложены какие-то представления и установки. Например, считается, что такая-то фирма «круче», хотя это может быть и не так. А зачем работать с информацией, если фирма-производитель так или иначе уже сформировала представления? Человек — существо ленивое, а изменить поведение потребителя очень сложно, тут надо уйти на более глубокий уровень воздействия, чем тот, на котором уже поработали маркетологи.
А теперь предлагаю рассмотреть мою авторскую схему по составлению рекламного сообщения в интернете, т.е. схему репрезентации психологом своих возможностей или того, как правильно писать рекламные тексты (новомодное слово «копирайтинг»). Она выполнена в русле бихевиорального подхода, но не строгого. Почему в интернете? Потому что именно там можно сделать своё сообщение совершенно бесплатно, в отличие от рекламы на телевидении или в газете. В интернете гораздо больше потенциальных клиентов. (Лично я редко смотрю телевизор, я сам за нужной мне информацией обращаюсь к web).
Итак, любой рекламный текст можно поделить на специфичные блоки, которые соединены между собой. Это некие элементы, которые составляют фундамент рекламного сообщения:
Элемент 1:Это заголовок рекламного текста. Потребитель тут видит, что конкретно на данной страничке он может познать и получить, и этот текст должен приводить веские аргументы, ключевые выгоды, чтобы потребитель на нем остался.
Элемент 2:Заключается в том, что потребителю интересно знать, кто вы такой, чтобы мне помогать, учить меня. Тут надо показать, что вы — именно тот, кто может помочь посетителю. Вы компетентны, имеете навыки и вам можно доверять. Позиционирование себя экспертом. Здесь уместно доказать любыми способами, фотографиями как вы работаете с клиентом. Можно дать видео примеры, где вы или консультируете кого-то, если ваш уже имеющийся клиент дал на это согласие, или же видео, где вы о чем-то актуальном рассуждаете в плане психологической помощи, часто приводя примеры из своей практики. Поверьте, именно во втором элементе клиент уже к вам проявляет наибольший интерес, и чем больше вы излучаете профессионализм, тем больше это видно, если вы настоящий профессионал, а значит больше шансов, что свяжутся именно с вами.
Элемент 3:Презентация товара (услуги). Вы доказали, что вы — профессионал и презентуете своё коммерческое предложение.
Элемент 4: Список выгод предложения. Что клиент получит от вас в будущем.
Элемент 5: Позиционирование цены.
Элемент 6:Подстраховка или гарантия на ваше коммерческое предложение.
Элемент 7:Секция оформления заказа, способы связи и работы с вами.
Элемент 8:Очень важный: причина, по которой посетитель должен действовать сейчас.
Рассмотрим все элементы подробнее, но, чтобы создать структуру фундамента рекламного текста, начнем с 2 –го и 4 –го элемента, так как они составляют львиную долю привлекательного рекламного текста. Чтобы сделать 2 и 4-ые пункты, спросите себя сами, честно, какие лично вам дали выгоды и преимущества те услуги, которые вы рекламируете и предлагаете за плату. Напишите, что было до того, как вы стали применять свои навыки, и после. Биография до и после. Иными словами описать то, чем вам самим помогли ваши психологические знания. Если вы ответите реально честно, это вам послужит материалом для элемента 2. Он способствует вызову доверия у посетителя. Дополняя 2 элемент, выделим его подчасть, как бы наглядно показывая свою компетентность в предлагаемой вами услуге. Т.е. нужно показать, что вы — эксперт, без этого ваш красивый текст бессмыслен. Людей интересуют компетентные специалисты. Покажите, что вас делает экспертом (грамоты, фотографии, где вы проявляете компетентность, запишите ролик с клиентом).
Сделайте список из 20 пунктов того, что ваш клиент узнает или получит от вашей услуги и какие выгоды ему это даст. Ответ вам предоставит материал для 4-ого элемента рекламного предложения. При этом попытка выполнить 2 и 4 пункты может служить вам индикатором того, насколько вы сами действительно профессиональны. Если вам трудно придумать всё это, задумайтесь, может быть, вы не компетентный психолог, а просто человек с большим самомнением и амбициями, который имеет высшее психологическое образование? Я уж молчу о псевдопсихологах.
Касательно создания заголовка рекламного текста. Лучший способ придумать новый заголовок — это переделать старый, который уже зарекомендовал себя в другой рекламе. Но в заголовке отразите самые ключевые выгоды, которые дает ваш товар или услуга. Т.е. используйте стандартную конструкцию плюс ключевые выгоды. Перед заголовком можно сделать предзаголовок, чтобы вызвать интерес, далее представить вашу центровую выгоду, чтобы обогнать других конкурентов, далее — таргетинг.
Пример: (не надо брать себе, он учебный)
Межличностные и внутриличностные проблемы сами не проходят, а только нарастают. Если вы запутались в клубке своих проблем, имеете трудности со взаимопониманием и самопониманием, хотите понять причины семейных конфликтов и нивелировать их и вам нужна квалифицированная психологическая помощь дипломированного специалиста с высшим психологическим образованием и успешным опытом работы, я готов вам помочь в ваших переживаниях.
На первый взгляд звучит как-то громоздко, но, повторюсь, это статья направленна на компетентного психолога, пусть и молодого, но с большими возможностями быстрого профессионального развития, а не на «псевдопсихологов» и даже лиц с высшим психологическим образованием, которые, кроме высокого самомнения, как профессионалы слабоваты, я их назвал термином «непсихологи».
Рассмотрим элемент 3-ий. Презентация товара или услуги. Презентовать товар или услугу надо, не перегибая палку. Просто конкретные элементы. Цифры, факты об услуге или товаре. Как происходит весь процесс консультирования или терапии. Фотография кабинета, его обустройство, тут уместно сказать, что количество сеансов, сессий очень индивидуально и что за один сеанс ничего сделать нельзя.
Элемент 5-ый. Позиционирование цены. Цена — это мотивирующий клиента аспект к упорной работе с консультантом. Дайте понять, что есть много психологических услуг, но моё предложение недорогое. Т.е. нужно подвести клиентов к мысли, что я работаю за копейки, при этом не надо говорить, что остальные крайне дорого берут. Если же вы на самом деле оцениваете свои услуги дорого, не надо врать, что это ещё недорого, иначе клиент заподозрит, что его пытаются обмануть. Если цена большая, то надо сказать: «Да, большая, но…» далее говорите о выгодах, и что это лучше чем сто раз переплатить сомнительным профессионалам Т.е. намекнуть, что цена большая, но она себя оправдывает. Беда российского рекламного подхода именно в том, что работает принцип «впарить и уйти». Отсюда стереотипы и недоверие к рекламе. Опишите процедуру записи на прием после позиционирования своей цены. При этом не надо торопить клиента скорее записаться, а надо предложить варианты записи, описать плюсы и минусы каждого варианта: связь по телефону, e-mail…
Это выглядит ненавязчиво. (Например, я могу вести прием по системе skype. Описать, что в нем хорошего и в чем его недостатки. Скажем, skype можно использовать в индивидуальном консультировании, но никак не в телесно–ориентированном).
Как в таком случае оплатить консультацию по skype, назвать способы оплаты в случае территориальной разобщенности: если вы в Петербурге, а заинтересовавшийся клиент находится в Ростове-На-Дону. Сделайте картинки способов оплат (иконки webmoney или других способов оплат через электронные деньги). Подобное уместно, если кому-то удобно делать предоплату. Клиенту не надо будет самому искать в интернете, какими способами оплаты ему лучше воспользоваться. Он на одном вашем сайте, как у себя дома, посмотрит сразу все варианты и решит, как ему лучше оплатить ваши услуги, тем более, что сервисов перевода электронных денег очень много. По возможности надо описать все.
Элемент 6: Гарантия. Лучше использовать слово «подстраховка». Дайте гарантию возврата денег в случае неблагоприятного исхода совместной работы. В таком случае клиент чувствует себя защищенным. Так клиенту комфортно. Заметьте, что у шарлатанов такого нет, они не предлагают подстраховки, так же, как и некомпетентные психологи. Таким образом, клиент в вас будет больше заинтересован. Профессиональный психолог не должен бояться этого пункта.
6-ой пункт — индикатор ваших возможностей, знаний. Не все готовы предложить возврат денег, боятся, что не справятся, а это для квалифицированного психолога недопустимо. У одной семейной пары были разногласия и частые ссоры. Эта пара обратилась к психологу, девушке, у которой, по её словам, был опыт работы, кем и где мне неизвестно, но она им не помогла (или не смогла помочь), естественно деньги за свои несколько сеансов не вернула. По моему мнению, действительно хороший практикующий психолог так делать не должен, он должен сразу видеть границы своей работы и не браться за неё, несмотря на потребность в деньгах, если изначально знает, что не сможет оказать помощи. В контексте вышеописанной мною ситуации девушка, видимо, относилась именно к тому типу «непсихологов», которые руководствуются принципом: «лишь бы содрать больше денег», конечно, никакой эмпатии к людям, пришедшим к ней, у нее не было. Увы, таких много, поэтому, на мой взгляд, 6 пункт дает профессионалу существенный выигрыш. Видишь, что тебе запрос не по зубам — не берись.
Главное — не надо позиционировать себя в своем рекламном сообщении как зависимого человека: «ну сделайте у меня заказ, я самый крутой, лучше меня не поможет никто…..» Демонстрируйте независимость, как будто вам не важно, сделает клиент заказ или нет. Например, можно написать: «если вы сейчас не можете или не хотите записаться на приём, просто постарайтесь где-то найти какие-то материалы, знание которых облегчат вашу проблему, например, если у вас проблемы с семьёй, почитайте что-нибудь по семейной психологии. Берегите себя, удачи вам». Т.е. сделайте намёк на свободный выбор. При этом человек будет понимать, что он не знает, какие материалы надо изучить и подумает, что, возможно, ему стоит с вами побеседовать, особенно если вы — специалист, который, согласно второму пункту, сделал видеозапись о том, как рассуждает о семейных конфликтах.
8 элемент. Причина, почему клиенту стоит действовать сейчас. Это мотиватор, вынуждающий клиента отреагировать немедля. Можно придумать какое-то ограничение (акция: два сеанса по цене одного). Или дать какой-то бонус, который вскоре закончится. Т.е. клиенту, чтобы его получить, надо быстро отреагировать.
Аккуратность в копирайтинге — очень важный аспект. Оформлять текст надо красиво, для клиентов важна эстетика. Можно найти хорошо продуманный сайт и подражать его дизайну. Важные элементы аккуратности: не надо выделять все места разными цветами, от которых рябит в глазах. Если есть фотографии — надо выложить на сайт фотографии маленького размера, но предоставить возможность клиенту увеличить фотографию. Ваши выгоды, которые вы описали во 2 и 4 пунктах, можно перечислять через строчку, делая шрифт то жирным, то обычным. Например,
- Большой опыт работы с ПТСР.
- Знание основ перинатального развития ребёнка.
И так далее.
Я говорю это, утрируя, с целью сформировать представление об эффективном составлении текста рекламного сообщения. Надеюсь, предложенный мною метод позволит вам лучше репрезентировать себя как специалиста.
Список используемой литературы
[1]А.Н. Лебедев-Любимов, Психология рекламы. — СПб.: Питер, 2007.
[2]Р.Ф. Фоксолл Поведение потребителя: практ. руководство. Пер. с англ. М., 2000.
Кравчик Константин
Магистр ф-та Психологии СПБГУ
Каф-ра дифференциальной психологии
и психологии развития
На сегодняшний день, профессия психолога очень и очень востребована, как государственными и частными предприятиями, так и населением. Люди поняли важность и пользу результатов работы психолога и все чаще ищут специалиста в этой области. С опытными, давно практикующими специалистами все понятно, им реклама не нужна. У профессиональных психологов уже наработана база клиентов, да и новые клиенты приходят к ним по рекомендации друзей и знакомых. А как молодому и начинающему психологу найти себе клиентов? На информационно-коммуникационном медиа сервисе психея-маркет.ру, есть ответы на все вопросы.
Определение специализации для поиска клиентов
Да, это начало всех начал, вы должны определиться в каком направлении хотите работать. Решить в какой специализации вы сильны в большей степени. Возможно вы хотите быть детским психологом, подростковым или семейным психологом. Может вы хотите заниматься психодиагностикой, или коррекционной работой с аутистами, а может консультированием пожилых людей, психологическими тренингами личностного роста или преподаванием в психологии в ВУЗах страны? Нереально быть сильным психологом во всех этих областях, для этого нужно обучаться, развиваться всю дальнейшую жизнь. Выбранную специализацию вы обязательно укажете при заполнении анкеты на сайте психея-маркет.ру в разделе «психологи в России»
Заполнение анкеты для рекламы
На сайте психея-маркет.ру, в специально созданном разделе «психологи в России», можно разместить анкету, с указанием вашей психологической специализации, чтобы вашим клиентам было легче вас найти. Кроме этого в анкете должны быть достоверные данные о вас, о вашем обучении, оказываемых психологических услугах, которые вы предлагаете и контактные данные. Не забудьте про фотографию хорошего качества и если записанное видеообращение, то и его не забудьте добавить. Размещение анкеты на сайте психея-маркет.ру, поможет вам, да и любому начинающему, или опытному психологу найти себе клиентов новых клиентов, потому что клиент зашел в раздел «психологи в России», не просто так, он ищет специалиста. Первое, что он видит в рубрике раздела — это ваши анкеты.
После, рекламируйте себя в социальных сетях
Что еще поможет психологу найти клиентов? Конечно социальные сети.
Напишите всем друзьям и знакомым о начале вашей практики, поделитесь ссылкой на анкету на сайте психея-марке.ру. Пусть друзья рекомендуют вас своим знакомым, пообещайте скидки. Создайте группу, или сообщество, просите своих первых клиентов публиковать отзывы. Положительные приведут к вам новых клиентов, а отрицательные укажут путь исправления каких-то своих недоработок. Будьте активными на сайте психея-маркет.ру и в социальной сети, отвечайте на вопросы, публикуйте интересные статьи, приглашайте всех на свои психологические тренинги и коучи. Апеллируйте скидками и поощрениями.
Создайте свой персональный сайт
У каждого специалиста должен быть свой персональный сайт. Этот инструмент саморекламы, также поможет психологу найти клиентов. Создайте его, наполняйте интересной информацией по вашей специализации и ваших возможностях. На вашем сайте должно быть несколько форм обратной связи, чтобы клиент мог быстро с вами связаться и не искать эту информацию, иначе потеряет интерес. Добавьте свой сайт, для доверия к нему поисковых систем Яндекса и Гугл в каталог психея-маркет.ру, что существенно ускорит его индексацию в интернете. А также попробуйте себя в публичных выступлениях.
Организовывайте психологические тренинги для подростков, занятия для родителей, образовательные вебинары, они также приведут к вам новых клиентов и увеличат ваш доход. Напроситесь на интервью на местном радио, или телевидении. Придумайте тему, которая взволнует большинство. Развивайтесь, обучайтесь новому сами и учите этому других. А во всем этом поможет вам сайт психея-маркет.ру в России
Как начинающему психологу в России найти себе клиентов?
Выше описано несколько практических инструментов, которые должны побудить вас к действию. Всем известна поговорка: под лежачий камень вода не течет, которая означает, что всегда нужно двигаться в направлении своей цели и прилагать к этому усилия. Ведь даже чтобы устроиться на государственную службу, надо минимум составить и написать резюме. Поэтому, желаем вам успешных действий и смелого размещения своего резюме на сайте психея-маркет.ру.
Как и где психологу искать клиентов в интернете? Обзор лучших сайтов
Бесплатно или с минимальными вложениями. Мы расскажем, как наработать клиентскую базу самостоятельно. Прочитайте статью до конца, и у вас будет готовый алгоритм развития своей практики.
Содержание:
- Как новичку найти первых клиентов?
- Обзор сайтов, где можно искать заказы в интернете
- Как привлечь на свои консультации?
- Что нужно знать о маркетинге в психологии?
- Как искать клиентов в социальных сетях?
- Способы подработки в интернете
-
Стоит ли покупать рекламу?
Как начинающему психологу найти первых клиентов?
Мы собрали 7 способов. Все они бесплатны и потребуют только свободного времени.
№1. Развивать канал на YouTube. Люди ищут в интернете видео с советами по разным вопросам. Они могут обратиться к тому, кто компетентно расскажет об их проблеме. Например, на Ютубе есть популярный канал Вероники Степановой с аудиторией более 2 млн. подписчиков. В 2019 году прием у нее стоил 35000 рублей, судя по ролику с отзывом, снятым другим блогером:
№2. Вести социальные сети. Это пространство, где и начинающие, и опытные психологи могут успешно искать клиентов. Пользователи подписываются на аккаунт и читают посты. Постепенно у них формируется доверие к блогеру, и в какой-то момент они могут записаться на прием. Освоить продвижение в соцсетях для личных целей можно самостоятельно. Много полезной информации по этой теме собрано в статье про SMM-специалистов.
№3. Предлагать популярным сайтам разместить свои статьи. Интересные материалы с указанием авторства работают как реклама.
№4. Проводить бесплатные вебинары и мастер-классы. Часть слушателей могут заинтересоваться услугами. Некоторые подпишутся на соцсети и закажут консультацию позже.
№5. Вести психологический кружок, клуб или группу поддержки. Его участники могут обратиться к вам за платной услугой.
№6. Запустить сарафанное радио. Рекомендации знакомых помогут начинающему психологу найти первых клиентов и набрать отзывы. Чтобы оно заработало, нужно рассказать окружению, чем вы занимаетесь, и попросить рекомендации.
№7. Использовать возможности работы в штате, если она имеется. Например, школьные психологи часто консультируют родителей частным образом по вопросам, не связанным с их прямыми обязанностями на основном месте.
12 сайтов, где можно искать клиентов в интернете
На этих площадках можно зарегистрироваться и добавить информацию о себе в каталог. Сегодня это популярный способ продвижения у частных специалистов. На некоторых проектах можно размещать статьи. Это позволяет привлечь к себе внимание.
B17.ru |
Популярный сайт c каталогом специалистов и форумом. Здесь выкладывают статьи, отвечают на вопросы. Часто психологи ищут клиентов через бесплатные консультации. В определенный момент человека можно перевести на платную услугу (с его согласия). |
All-psy.com |
Сообщество по психологии. Есть сервис подбора специалистов. На сайте размещают статьи, отвечают на вопросы, проводят тренинги. |
Яндекс.Услуги |
Каталог частных специалистов, разработанный Яндексом. Здесь можно опубликовать информацию о себе, стоимость услуг, иные данные и получать заявки. |
Psysovet.ru |
Каталог психологов в интернете, где можно искать клиентов. Нужно создать и заполнить профиль, чтобы проводить бесплатные и платные консультации. |
Яндекс.Бизнес |
Если у вас имеется кабинет, где проводятся приемы, или офис, то можно зарегистрироваться в сервисе Бизнес от Яндекса и бесплатно добавить туда информацию о компании. Она появится в Поиске и на Картах. |
Liveexpert.ru |
На сайте психологи могут брать клиентов на консультации в чате или по аудио/видеосвязи. |
Psynavigator.ru |
Психологический портал. Есть возможность разместить профиль в каталоге, рассказать о себе, отвечать в онлайн-консультациях и на форуме. |
Psycheforum.ru |
Форум. Пользователи размещают профиль, отвечают на вопросы, общаются с коллегами. В профиле выводятся все ответы специалиста. |
Psiholog.ru |
Портал о психологии. Имеется возможность проводить консультации, добавить анкету, тематическую статью, анонс тренинга или вебинара. |
Pomogatel.ru |
На сайте размещаются вакансии для психологов и есть раздел с резюме. Для работников сервис бесплатный. |
Psy-chat.ru |
На сервисе заказывают онлайн-консультации по психологическим вопросам. За заявки исполнителям нужно платить. Это минус проекта. |
Psychologi.online |
Еще один сервис, который предлагает заявки на консультации. К сожалению, на проекте не было информации об условиях сотрудничества с ним. |
Чтобы успешно искать клиентов, психологу нужно проявлять активность на указанных сайтах: общаться с пользователями, публиковать материалы.
Как привлечь людей на консультации?
Независимо от того, где вы размещаете о себе информацию, есть ряд правил. Их соблюдение помогает получать больше заказов. Что необходимо делать, если вы продвигаете себя в интернете:
1. Отслеживать комментарии и отвечать на них
Психолог может отвечать на комментарии подписчиков в своей соцсети, блоге. Общаться на форумах, в тематических сообществах и на сайтах. Оставлять комментарии к материалам других специалистов (по существу, без рекламы услуг). Это помогает сформировать личный бренд, стать заметным, расширить круг профессиональных контактов.
2. Расписать, как проходит консультация
У людей, которые впервые обращаются за психологической помощью, могут быть в ее отношении заблуждения, опасения. Чтобы привлечь клиентов, стоит подробно расписать, как проходит беседа с психологом. Что будет на ней происходить. Разместить фотографии кабинета, если специалист принимает очно. Объяснить, что следует за первой консультацией, какой возможен прогресс и в какие сроки.
3. Подробно рассказать о себе
Человеку, который планирует записаться на консультацию, важно заочно познакомиться со специалистом, чтобы понять, подходит он ему или нет. В качестве личной презентации можно выкладывают информацию о себе, статьи, отзывы, сканы сертификатов об образовании, фотографии.
По данным опроса на сайте B17.ru, клиенты выбирают психолога по ряду факторов, среди которых лидируют:
- Анкетные данные (возраст, пол и др.)
- Методы работы.
- Фотография (чтобы нравилась и вызывала доверие).
- Авторские статьи.
-
Образование.
Подробно о построении личного бренда рассказывается в статье на Kadrof.ru.
Подписать на соцсети
Когда терапия закончилась, можно предложить подписаться на свой аккаунт в соцсетях, рассылку с сайта, YouTube-канал. Так вы останетесь в поле зрения и сможете привлечь клиента повторно, если ему снова потребуется помощь психолога.
Что нужно знать про маркетинг?
Чтобы выбор был сделан в пользу конкретного специалиста, важно объяснить, чем вы можете помочь. Нередко человек чувствует потребность прийти на прием, но не осознает четко, что хочет получить. Стоит подумать за него, помочь сделать выбор. Для этого ответьте сами себе на вопросы из таблицы.
С кем вы работаете или хотите работать? |
Составьте портрет целевой аудитории. Это женщины, мужчины, родители с детьми? Какого возраста? Где они живут? В чем нуждаются? |
Почему нужно обратиться к вам? |
Опишите преимущества. Чтобы результативно искать клиентов в интернете, психологу нужно чем-то выделяться. У вас есть уникальный опыт? Вы владеете определенными приемами и техниками? |
В чем состоит услуга? |
Составьте подробное описание услуги с учетом целевой аудитории и найденных преимуществ. Нужно убедить людей, что ваша помощь – это идеальный выбор для решения определенной проблемы. |
Ответы лучше записать и держать в поле зрения. Использовать их для составления описаний в каталогах, добавления в резюме, на свой сайт или блог.
Рекомендуем использовать сразу несколько площадок: Instagram, ВКонтакте, YouTube, ТикТок. Рассмотрим, как работать с каждой из них.
Рекомендации по Instagram
- Здесь важна визуальная составляющая. Посты стоит оформлять в едином стиле, чтобы подписчики узнавали их в ленте.
- Публиковать обновления достаточно от 1-2 раза в день до раза в 3-4 дня. Нежелательно забрасывать аккаунт на неделю и больше. Алгоритмы сети работают так, что посты неактивных авторов могут реже показываться пользователям.
- Максимальная длина поста в Инстаграме – около 2000 знаков. Объемные темы, которые не раскрыть в одной публикации, обычно дробят на серию.
- Подписчиков можно стимулировать оставлять комментарии, ставить лайки, добавлять пост в избранное. Например, задавать вопрос в конце сообщения. На комментарии желательно реагировать: отвечать или хотя бы ставить лайки. Хорошо стимулируют активность игры.
- Можно проводить «прямые эфиры», выкладывать сториз с видео. Пользователи чаще видят stories, чем посты из ленты.
-
Набрав подписчиков, блогеры часто проводят конкурсы. Например, победитель получает консультацию. Примеры условия участия: быть подписанным на аккаунт, разместить ссылку, написать пост и отметить нескольких друзей. Чтобы взять клиентов с бесплатной консультации, психолог Ольга Спиридонова советует проводить ее не более 20 минут и не делать слишком подробной.
Аккаунт в Instagram также используют для дополнительного заработка. Подробно о доходах в этой соцсети рассказывается в этой статье на Kadrof.ru.
Можно посетить бесплатное занятие о трендах в Instagram. Оно периодически проводится в университете Нетология, и помогает получить полезную информацию о продвижении в этой сети, особенно для начинающих.
Советы по Vk.com
Принципы схожи с ведением Инстаграм, но есть отличия. Здесь имеется возможность продвигать не личную страницу, а группу или паблик. В нее приглашают друзей и, получив первых подписчиков, начинают выкладывать посты.
Во ВКонтакте максимальная длина сообщения – около 16000 знаков, что позволяет рассмотреть почти любую тему. Однако больше читателям нравятся короткие рассказы, пошаговые руководства и тесты. Дополнительно можно привлечь участников с помощью таргетированной рекламы (это не потребует большого бюджета).
YouTube. Советы по развитию канала изложены в статье Как заработать на YouTube на Kadrof.ru.
ТикТок. Это относительно новая соцсеть. Здесь конкуренция может быть ниже, чем на других площадках.
Как увеличить заработок? Варианты подработки
- Вести вебинары, группы, кружки. Вебинары можно записывать и затем продавать доступ к видеоматериалам.
- Вести корпоративные тренинги. Штатные бизнес-тренеры могут зарабатывать до 100000 рублей в месяц. Доходы частников могут быть выше. Они зависят от количества проведенных мероприятий и уровня гонораров за каждое.
- Писать статьи для сайтов. Искать такие заказы можно на биржах фриланса, например, Kadrof.ru. За хороший контент платят от 100-150 рублей за 1000 знаков. Стоимость одной статьи может быть от 1000-1500 рублей и выше. Тексты обычно заказывают владельцы сайтов, которым они нужны для продвижения в поисковых системах.
- Готовить контент для соцсетей (например, вести группу психологического центра). На HH.ru мы находили вакансию SMM-специалиста для популярного психолога с зарплатой от 70000 руб. Работать можно удаленно, то есть из дома.
- Писать книги. Многие издательства сотрудничают с начинающими авторами. Их список представлен здесь. Также рекомендуем прочитать статью, как написать и издать свою книгу. Гонорар автора обычно составляет процент от стоимости книги в издательстве. При хорошем тираже он может составлять солидную сумму.
- Делать студенческие работы по психологии. Если «набить руку», доходы от помощи учащимся могут превысить заработок от консультаций. В сезон некоторые авторы студенческих работ получают больше 100 тыс. рублей в месяц.
-
Совмещать консультирование с преподаванием на курсах, в вузе. Для начинающего психолога такая работа может быть еще и способом искать клиентов. Например, можно вести кружок и периодически приглашать желающих на платные тренинги.
Стоит ли покупать платную рекламу и где?
Этот вопрос часто задают новички. На старте поток заказов может обеспечить сарафанное радио. Но со временем лучше использовать и другие каналы, в том числе рекламу. Она дает более стабильный и управляемый поток заявок, что позволяет прогнозировать свои доходы. Нужны новые записи – запускаете кампанию, нет – останавливаете.
Чаще всего, чтобы найти клиентов для консультаций, психологи используют продвижение в социальных сетях и контекстную рекламу.
Разберем оба варианта:
- В соцсетях покупают «продвижение постов», чтобы увеличить охват публикаций в своих группах. Также используют таргетированую рекламу (объявления, которые транслируют выбранной аудитории) и PR у блогеров или партнерство (обмен рекламой). Чтобы сэкономить, можно освоить настройку таргетированной рекламы на курсах и самостоятельно делать для себя рекламу. Когда вы научитесь привлекать людей этим способом, то сможете предлагать аналогичные услуги коллегам за плату. Таким образом получите источник дополнительного заработка.
-
Контекстная реклама – это рекламные объявления в поисковых системах Яндекс или Google (текст + картинка, только текст или только картинка) со ссылкой на сайт. Такая реклама позволяет довольно точно выделить нужную аудиторию и показывать объявления только ей. Научиться настраивать рекламу можно также на курсах, например, в Skillbox. Обучение платное, но пройдя его, в дальнейшем можно запускать рекламу самостоятельно. Второй вариант – заказать настройку таргетологам. Недорого найти такие услуги можно на бирже Kwork.ru (от 500–1000 рублей).
Желаем успехов!
Рекомендуем
В обзоре собраны студии и агентства, которые нанимают авторов, копирайтеров и редакторов, в том числе на удаленную работу. Мы собрали информацию о …
Есть 6 типов ресурсов, где можно искать работу в сети, в том числе удаленную. Расскажу обо всех, и поделюсь обзорами наиболее популярных проектов. …
Реклама психолога. Как психологу найти клиентов?
Дорогие друзья и коллеги! Этот пост написан по мотивам прямого эфира о рекламе психологов и продвижении психологических услуг, который я проводила в группе «Этичный PR» ВКонтакте. Об актуальном и, местами, наболевшем. Можно смотреть видео. Оно выложено на этой странице. Можно читать текст. И там, и там я говорю о том:
- Через сколько после начала рекламы пойдут первые клиенты?
- Разочарование после начала собственной PR-кампании – личный опыт;
- Что общего у PR и психотерапии? (спойлер – тестирование гипотез);
- Обязательно ли выбирать свою нишу? Пример нишевания;
- Не консультацией единой сыт психолог… Какие еще варианты приложения сил существуют?
- Клиенты – отражение психолога. Как этот принцип работает в рекламе?
- Зачем самому разбираться в тонкостях рекламы? Можно ли как-то без этого?
Реклама психолога. С чего начать?
В последние годы буквально из каждого утюга звучат заманчивые предложения рекламы психологов. Давайте дружно пойдем в инстаграм! Начнем прокачивать аккаунты и будет нам счастье, море клиентов и золотые горы. Или нужно делать автоворонки продаж, только за ними будущее. Срочно нужен сайт, а лучше блог и непременно e-mail рассылки с лид-магнитом. Только они нас спасут…
В результате нас кидает из одной крайности в другую. Меня, психологу с большим бэкграундом в PR, который следит за трендами и ищет новые пути рекламы психологических услуг, тоже иногда штормит. И мне тоже, как и многим другим, хочется верить в волшебную таблетку, после которой выстроятся в очередь клиенты.
Рекламных инструментов много. Вариаций их использования еще больше. Это связано как со спецификой направлений, которые мы рекламируем, так и с личностью, если мы говорим о конкретном психологе, коуче, тренере. Не всегда и не всем нужно первым делом идти в Instagram, несмотря на его популярность. Не всем и не всегда нужен Utube канал. Не всем нужно вкладываться в контекстную рекламу, которая, к слову, с каждым годом все больше дорожает.
Я за то, чтобы в рекламе психолога каждый из нас шел по своей сильной стороне – это раз. Потому что ведение соцсетей, блога, поддержание сайта или Utube канала – это игра в долгую. Месяцы, а то и годы. Хорошо, если это будет доставлять удовольствие или, как минимум, не напрягать.
Идти туда, где есть мои люди, мои потенциальные клиенты, те, для кого я работаю – это два.
Когда я берусь за проекты, связанные со сбором групп на тренинги, семинары всегда стараюсь видеть картинку целиком – это три. Задействовать не один рекламный инструмент, а разрабатывать комплексную PR стратегию, состоящую из целого набора инструментов и множества каналов. На мой взгляд, и в рекламе психологических консультаций, и в запуске групповых программ не стоит сужать картину мира до одного инструмента, уповая только на него. Но и распыляться не стоит.
Как их выбирать? Прежде всего, под себя, свои задачи и свою аудиторию. Универсального ответа нет. Поэтому лучшее, что я могу сделать – это дать ссылку на записи встреч «Этичный PR специалистов помогающих профессий». Там мы по шагам сначала выстраиваем фундамент своей частной практики и только потом переходим к конкретным инструментам: блогам, сайтам, социальным сетям и так далее. И пригласить следить за анонсами новых мероприятий в группе.
Реклама психолога. Личный опыт
Если мы давно знакомы, то, скорее всего, вы знаете о том, что психология – мое второе образование. До этого у меня был 10-летний опыт в сфере PR и массовых коммуникаций. Последние три года – в нише психологии и саморазвития. Я консультировала в частном порядке коллег, сотрудничала с тренинговыми и психологическими центрами. Этот факт внушал оптимизм – казалось, мне будет легче, чем другим. Потому что есть знания, опыт, понимание, куда двигаться в части рекламы психологических услуг. На момент получения диплома по психологии уже был блог, через который меня находили клиенты. Были некие статьи. Instagram, где я спонтанно, без контент-плана рассказывала о консультациях и группах, которые вела. Было понимание своей аудитории и себя, как психолога. Были интересные мне ниши. Например, проект «Уставший пиарщик» для рекламистов и маркетологов в стрессе. Были темы, с которыми я работала или потенциально была готова работать. Летом 2018 года я полностью переделала сайт…
Все это поддерживало иллюзии, что мне развивать свою частную практику будет проще чем другим. Поэтому свое и только свое! Никаких государственных структур, социальных и психологических центров с работой по чужим правилам.
В начале этого года я сделала особый упор на развитии частной практики и рекламе себя как психолога. Снизила количество других проектов. Стала больше писать. Активнее развивать свои аккаунты. Давать рекламу. Это внушало мне даже не осторожный, а вполне конкретный оптимизм, что пройдут месяц-два и все будет в шоколаде. Заживем!
Конечно, это была иллюзия. Потому что работы было – начать и кончить. Даже для меня, любящей во всем этом разбираться. Часто в этом было больше рутины, чем творчества. В писательстве – меньше философии на абстрактные темы и больше прикладных статей. Например, «Как выбрать психолога?» или «Как избавиться от негативных эмоций?» Это требовало времени, чтобы написать. Потом чтобы отредактировать. Снять к этой статье видео, потому что не все любят читать, кто-то любит смотреть. Подобрать и обработать иллюстрации. Везде эту статью анонсировать.
Прошу понять правильно – это не ужас-ужасный и бессонные ночи за ноутбуком. Нет. Это все доступно и посильно каждому, просто занимает время. У меня написание черновика занимает пару часов. Еще пара-тройка часов уходят на то, чтобы это все отредактировать. Часа два нужно на съемку и монтаж видео. Итого, минимум часов семь, распределенных на неделе. Потому что в один заход все это сделать утомительно.
Те статьи, о которых я говорю сейчас – это SEO оптимизированные статьи, в которых прописаны специальные слова под ключевые запросы для поисковых систем Яндекс и Google. Например, когда человек ищет «как выбрать психолога», по этому запросу он находит мою статью. Так люди находят мой блог из месяца в месяц и из года в год. В этом большое преимущество поисковой оптимизации.
По этой причине я не вкладываюсь в контекстную рекламу. Дорогое нынче удовольствие. С каждым годом она становится все дороже и дешевле вряд ли будет. Поэтому SEO (search engine optimisation) – мои выбор, проверенный годами. Это хорошие тексты, написанные под хорошие темы с хорошим видео и нужными запросами.
И, знаете, мое разочарование случилось, когда после всей этой работы прошла неделя, потом другая, а статьи так и не появлялись в поисковиках. Потом – месяц, и я понимаю, что они где-то на задворках всемирной паутины в то время, как по моим расчетам должны были быть в ТОП-10 поисковой выдачи Яндекса. Хотя, вроде, все сделала по уму, как надо. И таких статей у меня было несколько. Минимум два больших материала и ещё несколько страниц сайта, оптимизированных под нужные запросы. И они не выходили. И я абсолютно не понимала, в чем дело.
Забегая вперед, скажу, что месяца через полтора они все же появились в поиске. По ним стали приходить люди и посещаемость сайта выросла на 500 человек в месяц. Это были не клиенты, просто читатели, но все же.
И здесь я хочу предостеречь от еще одной иллюзии. Даже когда есть хорошая статья, даже когда она уже живет в поиске, даже когда ее читают люди, не стоит ждать, что сразу пойдет очередь из клиентов на личную психотерапию. Потому что между тем, когда читатель нашел статью, прочитал, подумал «ага, вроде ничего такой ход мыслей у психолога», когда он сверяется, а надо ли ему в терапию или не надо? Может само пройдет или сама справлюсь? Может, с другом поделюсь, полегчает и не нужно будет тратить на это время и деньги? И с момента первой статьи до начала терапии бывает проходит не один месяц. Это важно иметь ввиду в любой рекламе психолога. У меня были случаи, когда клиенты находили пост в декабре, а приходили в марте. И это еще довольно быстро. По моему опыту.
К примеру, меня сейчас находят люди по статьям, написанным 2-3 года назад. Бывают случаи, когда статьи не были связаны ни с психологией, ни с психотерапией, но со временем, через год другой, из читателей люди становились клиентами. Но даже тогда это, как правило, не случайные люди. Это клиенты, чьи боли мне хорошо знакомы, с кем у нас довольно быстро устанавливается контакт. Потому что мы уже немного знакомы. Блог или посты в соцсетях помогают стать ближе.
Реклама психолога. Нужны ли бесплатные продукты?
Начитавшись статей и насмотревшись вебинаров на тему маркетинга, в этом году я решила запустить «Знакомство с психологом». Исходила из того, что в терапию к незнакомому человеку прийти непросто. Возможно кому-то нужно еще и личное общение.
«Знакомство с психологом» – это не консультация, а именно краткосрочное знакомство в skype 30 мин., чтобы посмотреть друг на друга. Задать вопросы о том, как проходит процесс работы со мной. Потому что тексты – это одно, а мимика, тембр голоса, стиль общения – совсем другое. Словом, идея была в том, чтобы, с одной стороны, познакомиться ближе, а с другой – не обесценивать свой труд, проводя бесплатные консультации.
Формат «Знакомства с психологом» я анонсировала у себя на сайте и в социальных сетях. Заранее пояснила, что это не психотерапевтическая сессия, а возможность свериться, по пути нам или нет.
В итоге на предложение откликнулся всего один человек. На количестве заявок на индивидуальные консультации это не сказалось никак. Те, кто хотели, по-прежнему приходили на консультации через блог и соцсети. Многоходовки через «Знакомство с психологом» им были не нужны. Они обращались, будучи готовыми работать над своими запросами. Казалось, им все про себя и про меня было понятно.
Причем, это могли быть клиенты, для которых опыт обращения к психологу в принципе первый. И даже тогда дополнительное знакомство им не требовалось. Возможно, через мою готовность проявляться самой в публичном пространстве они находили силы в себе, чтобы прийти на психотерапию.
Для меня этот случай о том, что роль того, что мы пишем, снимаем, транслируем в соцсетях огромна! Это сближает. Возможно, у вас будет по-другому. Потому что вашим клиентам такое предварительное знакомство необходимо. Например, если вы анонсируете дорогостоящий тренинг или длительную программу. В этом случае делать бесплатные презентации, вебинары, консультации нужно. Как именно – вопрос второй. В любом случае, нужно тестировать.
Реклама психолога. Проверка гипотез
И реклама, и психотерапия – это часто про построение и проверку гипотез. Есть запрос клиента, у нас появляется некая гипотеза, чаще не одна, и исходя из нее мы за клиентом движемся.
То же самое относится к рекламе психологов. Допустим, у нас есть некий продукт (консультации, курсы, тренинги). Есть предположение о том, каким людям они могли бы быть интересны. Желательно, чтобы мы очень подробно этих людей представляли. Нам кажется, что сработает реклама в facebook и мы туда идем. Привлекаем таргетолога, выдаем ему задание, закладываем средства на тестирование. Чтобы понять, что работает, а что нет и еще на старте отказаться от неэффективных стратегий.
Дэвид Огилви говорил: «Я точно знаю, что 50% моего рекламного бюджета тратится впустую. Проблема в том, что я не знаю, какие именно 50%».
Так вот любая реклама психолога – это про тестирование. И даже если есть понимание, кто мои клиенты, где их искать, какие посты давать и какую рекламу запускать – это всегда тест. Тестирование, отказ от нерабочих стратегий и усиление того, что работает.
И если вы что-то пробуете, а это не работает, я призываю не опускать руки. Например, если нет обещанного потока заявок из Instagram, а вам обещали этот пресловутый поток на каком-то тренинге. Или если у вас не срабатывает таргетированная реклама Вконтакте и Фейсбук. Или не так как хотелось бы идет продвижение сайта. Я очень советую не опускать руки и помнить о том, что реклама и продвижение – это для настойчивых и сильных духом. Это игра в долгую и тесты, тесты, тесты. Попробовали раз, два, три… Проанализировали. Оставили то, что лучше работает. Отказались от того, что не дает результата.
И еще. Совершенно точно где-то вы впустую потратите деньги. Это нормально, если не посыпать голову пеплом и правильно к этому относиться.
Реклама психолога. А где гарантии?
Это тот вопрос, который мне периодически задают коллеги-психологи на консультациях. Им хочется гарантий. Гарантий того, что мы проведем три консультации, человек вложит 5 000 рублей и это даст ему десять клиентов.
И тут снова появляется нечто общее у психотерапии и рекламы психологических услуг, согласны? Потому что не все можно гарантировать. И я об этом честно говорю. Зачастую я сама не знаю, сколько будет клиентов у меня в терапии с определенного поста, в какой промежуток они будут, и когда. Особенно на начальном этапе. Это игра в долгую и, подчас, с не очевидным результатом.
Допустим, я пойду на мероприятие и выступлю с каким-то мастер-классом. В зале сидят 50 человек. Сколько из них потом придет ко мне на консультацию? Может быть, ни одного, а, может, десять. Может быть, десять, но в течение полутора лет. Возможно, кто-то из зала порекомендует меня другу или подруге, и придет подруга. Сколько таких подруг будет? Я не знаю.
Лучшее, что я могу сделать для того, чтобы максимально заполнить свою частную практику – это работать над увеличением охвата. По всем каналам (таргетированная реклама, социальные сети, сайт и блог, выступления на мероприятиях) и т.д. Исходя из интересов моих потенциальных клиентов. Того, где они находятся.
То же самое касается таргетированной рекламы. Я не могу спрогнозировать достоверно сколько именно заявок поступит в личную терапию или на тренинг. Мы можем протестировать, исходя из реакции людей на объявление и предположить, что, может быть, столько кликов или переходов на сайт. А цена перехода по рекламе или заявки не должна превышать 60 рублей. Заложить на рекламу деньги, посмотреть есть ли эффект. Если, результата нет, отключать или менять настройки. Если эффект есть, усиливать и продолжать. Отказываться от того, что не работает, поддерживать то, что работает. Но насколько, как это сработает, сколько конкретно заявок поступит с этой рекламы предсказать сложно. Хотя знаю случаи, когда некие эксперты обещают и даже гарантируют.
Реклама психолога. Выбор ниши
Довольно часто камнем преткновения в рекламе психологов становится выбор ниши. Что это значит? По-хорошему, мы как специалисты, не можем помогать всем и от всего. И в идеале, выходя в публичное пространство и рекламируя себя, важно звучать конкретно. Должна быть четкая направленность, какой вы психолог и для кого. Например, детский психолог, работающий с подростками, которые переживают сложный подростковый период. Если ребенок стал агрессивным или, напротив, ничего не хочет, отбился от рук, и т.д., то это ко мне. Обращаемся при этом к родителям, потому что решение поработать с психологом принимают они. Идем от человека с проблемой.
Или идем от симптома. Злость и гнев. Тогда я, как психолог, работаю с гневом. У меня тренинг про гнев и консультации, где мы прорабатываем тему злости. И если у людей (хорошо бы еще понять каких) проблемы с выражением злости, с этим можно ко мне.
Мне точно знакомы опасения сузиться до одной ниши и отсечь ту аудиторию, которая могла бы прийти на консультацию. Бывает, не всегда очевидно, какое направление выбрать. Тут важно понять одну вещь. То, что вы на каком-то этапе выбираете одно направление, с которым готовы работать, не означает, что вы будете работать с этой темой всю жизнь!
Более того, у вас может быть несколько направлений работы. Но в том описании, которое вы транслируете должно быть предельно понятно, с чем именно вы работаете. Простыми словами. На языке ваших клиентов. Не должно быть так, что в левой руке у меня бабуси, в правой дети с ДЦП, а вообще я бизнес-тренер.
В вашем перечне может быть несколько запросов, лучше не более семи. Но я очень рекомендую на каком-то этапе выбрать одно из них и сделать приоритетным на 3-6 месяцев. Анонсировать его и смотреть, как пойдет.
Когда я запускала направление «Уставший пиарщик» для пиарщиков, рекламистов, маркетологов в стрессе. Я очень хорошо знала эту аудиторию, потому что сама была таким менеджером. Понимала боли, как свои. Кстати говоря, это очень выигрышный вариант для всех сторон, когда вы знаете проблему досконально, на личном опыте. Вы тогда можете легко и много на эту тему написать, снимать или рассказывать на мастер-классах.
Так вот. Я прописала это направление у себя на сайте. Анонсировала в сообществе пиарщиков Петербурга. Откликалась как психолог на обсуждения, которые разворачивались там, если мне было что сказать по делу. Писала статьи для тематических изданий, которые были посвящены теме профессионального выгорания, трудоголизма, стресса. Ходила на мероприятия, общалась с людьми. Запускала рекламу в соцсетях. В результате приходили клиенты, для которых это было актуально.
Но это не значит, что теперь всю оставшуюся жизнь я буду работать только в этом направлении. Это никоим образом не ограничивает дальнейший профессиональный рост и развитие. Я не ограничиваю свою профессиональную деятельность только этой темой. У меня есть и онлайн антимарафон «Обретение внутренней свободы», и направление «Свадебный психолог», которое я понемногу развиваю. Одно другому не мешает. Но нужно понимать, что, если вы делаете запуск продукта или программы, хорошо бы звучать с ней какое-то время на ту аудиторию, которой это нужно.
Реклама психолога. Продуктовая линейка
Еще один важный момент в рекламе психологических услуг звучит так: «Консалтинг – это конец продуктовой линейки». Ее последний этап. Это та эксклюзивная и самая дорогостоящая услуга, когда вы работаете один на один с клиентом. Когда все время и внимание посвящено только одному человеку. В консалтинге это считается самой дорогой услугой. Ошибку мы совершаем тогда, когда рекламируем только психологические консультации, делая это первой и единственной нашей услугой.
Иногда проходят месяцы, а то и годы, прежде чем клиент созреет на личную терапию. Хорошая новость в том, что перед этой услугой может быть много других, не менее интересных направлений. Это мастер-классы, онлайн марафоны, которые сейчас безумно популярны, вебинары или очные тренинги. Все они могут, во-первых, приносить доход; во-вторых, приближать нас к клиентам. И я предлагаю подумать, что ещё в этой продуктовой линейке у вас может быть кроме индивидуальных консультаций?
Потому что, скажу честно, продавать индивидуальные консультации довольно сложно. Я восхищаюсь психологами, у которых полная запись в частную практику. Уверена, они проделали большой путь. И если у вас есть с этим сложности, если в индивидуальную терапию клиенты идут не так охотно, как вам бы хотелось, предлагаю подумать, какие еще форматы можно людям предложить.
Некоторое время назад я запускала онлайн антимарафон «Обретение внутренней свободы». В его основе – фактура моего дипломного тренинга, пятилетнего опыта личной терапии и профессионального осмысления. Очень основательный получился продукт. Он был в онлайн и это была бесплатная история. Но тем не менее, я удивилась тому, насколько эта работа для меня, как психолога, оказалась захватывающей и ресурсной.
И если выйти из зоны комфорта, преодолев страх и робость перед LIVE эфирами, съемкой видео, тем, что не видишь людей в живую, в этом опыте может быть много профессиональной силы, устойчивости и ценного опыта. Возможно, в вашей продуктовой линейке тоже могут быть могут быть не только консультации, но и онлайн программы. Онлайн формат – уже наше настоящее и в перспективе будущее, пренебрегать которым по меньшей мере недальновидно.
Реклама психолога. Клиенты – отражение психолога
Мой личный инсайт последнего месяца: «Клиенты – отражение психолога». Конечно, применительно к психотерапии я это знала и раньше. Например, если психолог, в своей личной терапии не идет в собственную боль по каким-то причинам, велика вероятность, что к нему будут приходить клиенты, которые тоже не смогут двинуться на глубину. Они в чем-то психолога отражают. Или же просто сам специалист будет не готов сопроводить клиента в этом направлении.
Исходя из этой гипотезы, что мы со своими клиентами взаимосвязаны, я стала анализировать рекламу психологических услуг. Не столько то, как я звучу в публичном пространстве, сколько то, что я предлагаю. И поняла, что мне и как психологу, и как клиенту всегда были особенно интересны онлайн программы. Изучение себя я начинала с них и только потом принимала решение двигаться в терапию. А иногда и вовсе ограничивалась только ими. Личная терапия была скорее конечной точкой, нежели стартом. А стартовала я именно с онлайн курсов, записей вебинаров или тренингов.
Причем я это не озвучиваю, но понимаю, что мои клиенты идут похожим путем. На консультации ко мне они приходят уже подкованные. Конечно, это связано ещё и с развитием популярной психологии, но тем не менее. Поэтому, возможно, вам стоит посмотреть и с этой точки зрения на рекламу психологических услуг. Каким путем приходили в терапию вы? Похоже ли это на то, кто к вам приходят теперь клиенты?
Гораздо легче нам говорить о том, во что мы верим. Например, если я искренне верю в силу групповой терапии, то мне проще этой верой заразить людей, которые меня читают. Если я верю в какой-то метод, я буду более искренне об этом писать.
Реклама психолога. А можно это кому-то делегировать?
К сожалению, или счастью, реклама психолога состоит из задач, которые, увы, никто за нас не сделает. Я об этом писала в посте “Волшебство”. Кроме нас наши смыслы, ценности все равно никто не донесет. Ни талантливый копирайтер, ни дизайнер, который делает листовки, ни программист, который делает сайты. Всем этим людям нужно дать очень четкое задание, что именно они должны сделать.
И, скорее всего, с первого раза они все равно сделают что-то не так. Это тоже нормально, потому что все мы очень разные. Если мы хотим получить некий результат, мы вынуждены этому учиться. Как минимум, чтобы поставить задачу исполнителям и проконтролировать ее выполнение. Как максимум, чтобы делать этот самим.
Это занимает время, но экономит финансовые ресурсы, потому что в противном случае мы будем платить всем – таргетологу, директологу, SMM-щику, который будет вести социальные сети, дизайнеру, фотографу, айтишнику за разработку сайта, SEO-шнику за продвижение этого сайта. И ещё каким-нибудь мошенникам за публикации в СМИ ценой в 100 000 рублей. И мы будем, во-первых, вынуждены платить. Во-вторых, рисковать. Потому что, если мы сами не будем в теме разбираться, нам смогут легко продать очередную идею быстрого и гарантированного притока клиентов. Поэтому я приглашаю к тому, чтобы разбираться в рекламе психологических услуг, вникать хотя бы на начальном уровне. Это все совершенно не сложно.
В результате вы будете знать, что заказывать у людей, с которыми планируете работать. Сможете экономить деньги. Однако платить все равно придется. Либо финансами, либо своими временем.
Иного пути я пока не знаю. Могу лишь посоветовать понять, что вам нравится делать в рекламе себя как психолога: снимать видео, писать тексты, выступать на мероприятиях, так налаживать отношения с коллегами, что они будут рекомендовать вас клиентам… И двигаться по своей сильной стороне с интересом, удовольствием, азартом. Так долго, как сможете. Удачи!
Возможно, вам будут интересны:
- Пост “10 вопросов перед запуском PR-кампании”
- Мероприятия «Частная практика психолога»
- Консультации «Продвижение психологических услуг»
- Анонсы встреч и эфиров “Этичный PR специалистов помогающих профессий” я размещаю в группе ВКонтакте. Чтобы не пропустить, советую подписаться на рассылку.
- Видео записи встреч можно приобрести в группе ВКонтакте или написав мне в мессенджере (WhatsApp, Viber, Telegram), нажав на иконку в правом нижнем углу сайта.
Присоединяйтесь к legkoblog в Telegram!