Как написать очень круто

Участники Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» умеют работать с текстом: и читать наизусть, и писать. За семь лет существования проекта они собрали большой бэкграунд в области словесного творчества, которым сегодня мы делимся с вами.

Сегодня нам часто нужно написать речь для своего выступления на рабочем совещании, презентации нового проекта или просто набросать пост в соцсети, чтобы рассказать о путешествии и чтобы ваши милые фоточки не смотрелись так одиноко на страничке. Однако для многих создать даже небольшой контент — это проблема, настоящее усилие над собой, к которому люди морально готовятся и стараются оттянуть как можно дальше момент написания своего текста. Создать текст легко, смотрите сами.

Фрирайтинг

Самый действенный метод, сейчас объясним почему. Когда вы садитесь писать что-либо, то перед вами чистый лист. А это и есть большая психологическая преграда, которая заставляет думать, что у вас нет гениального, остроумного начала, а значит, и написать вам ничего не суждено. Как только эта мысль пришла, гоните ее! Или даже совсем не приглашайте в гости. Открывайте свою текстовую программу на любом устройстве и начинайте писать. Что? А то, что приходит вам в голову. Те мысли, которые перекатываются в вашем сознании. Сначала на листе они будут выглядеть немного бредово — не беда, пишите. Например, «Мне нужно написать текст про озеленение города. Но я пропустила этот обязательный субботник, однако для начальника мне надо подготовить красивый отчет. Фото у меня есть. Наверное, по ним я смогу составить рассказ о том, как это было» — и так далее. Записывать свои мысли очень просто, но самое главное, что потом из этого обязательно вырастет сначала одна стоящая мысль, потом вторая, а за ней и третья. Только успевай стучать пальцами по клавиатуре. Что дальше делать с этим материалом? После того как вы поняли, что все основные мысли написали, отложите свой текст. Вернитесь через какое-то время: либо просто отредактируйте, если он получился и так вполне достойным, либо если вышел совсем поток сознания, то возьмите основные мысли и перепишите его. Теперь это не составит для вас труда.

как написать крутой текст

Один текст за раз

Это очень действенный метод, о котором по секрету рассказывают настоящие гуру копирайтинга. Секрет таится на самой поверхности, но даже многие профессионалы его упорно игнорируют. А вы обязательно его запомните и всегда следуйте этому правилу. Если вы сели писать статью, речь, пост или что-то еще, то нужно за один присест это создать. Не отвлекаясь, не делая перерыв на обед, чай, телефонные разговоры, лайкание ленты в ……… и прочее. Как только вы оторвались от своего занятия даже на минуточку, считайте, что потеряли набранную за время работы скорость. И когда вы вернетесь к своему тексту, то придется снова буксовать, искать мысли, в общем, разгоняться по новой. Если статья, которую вы пишете, очень большая по объему, а возможно, вы решили написать книгу, то, конечно, вы не сможете без перерывов написать ее от начала до конца. В этом случае вам необходимо заранее определить для себя смысловые части, каждую из которых будете писать по вышеупомянутому правилу.

Самое важное — это интерес

Многих пишущих людей посещает страх, что их текст очень сухой и не увлекательный, он не цепляет, поэтому его никто не будет читать или слушать. Эти мысли сразу приводят к тому, что самому автору становится скучно и он не хочет писать. В подобные минуты всегда вспоминайте, что человеческий мозг устроен следующим образом: если вы непрерывно будете заниматься чем-то буквально три минуты, то за это время втянетесь. Как только вам самим станет классно от того, что вы пишете, как только вы почувствуете, что создаете крутой текст, то будьте уверены, что именно это ощущение будет и у вашего читателя.

советы как написать текст

Помним о Чехове и Эйнштейне

«Краткость — сестра таланта», — однажды написал в письме брату великий классик. Никогда не забывайте об этом. Ваша письменная речь не должна отличаться от повседневной речи, которой вы разговариваете с друзьями и коллегами каждый день. Конечно, не уходим в абсурд — речь должна быть грамотной, без сокращений и оборванных предложений, но она должна быть живой. Чтобы человек, который читает ваш текст (или слушает выступление) ощущал, что может заговорить с вами. Поэтому избегайте длинных предложений, в идеале они должны состоять из семи слов. Следите за тем, чтобы в них не было воды и расплывчатых формулировок, которые не несут в себе никакой информации. И самое важное — вы должны сами четко понимать, что хотите сказать. Еще Альберт Эйнштейн говорил, что если ты не можешь объяснить своей бабушке самый сложный физический закон так, чтобы она поняла, значит, ты сам его не понимаешь.

Побеждаем неуверенность в себе

Не ищем компетентных мнений и не копируем их в документ своего текстового файла с формулировками, которые вам понравились. Комментарии экспертов и фактическую информацию, если она вам нужна, вы, конечно же, ищите, но! Вы должны просто познакомиться с этими данными, запомнить то, что вам кажется полезным и интересным. Но ни в коем случае не заниматься копипастингом, не переписывать другими словами отдельно вырванные в разных местах куски. Так ваш текст никогда не будет цельным и читателю вряд ли понравится отсутствие общего стиля. Поэтому запомните еще одно важное правило — текст должен быть только ваш и написан вами от и до.

как написать текст

Зовите на помощь вдохновение

И напоследок несколько слов о профессиональных секретах писателей. Создавая текст, мы все — немного творцы, и совсем неважно, в чем заключается миссия нашего сообщения. Поэтому прокрастинация может настигнуть любого из нас и иногда не спасают никакие из приведенных выше методов. Такое бывает, но и это не страшно. Берем в руки томик писателя, слог которого вас завораживает, и погружаемся в чтение, а может быть, на вас сильнее действуют кино, музыка или театр. Возможно, вам просто нужно выйти прогуляться и посмотреть на городские пейзажи, выпить чашку чая или причесать любимого пса. У всех свои секреты поиска внутренней гармонии. После этих манипуляций выдыхайте, садитесь описывать то, что с вами только что произошло, и медленно переходите к своей теме, которая смиренно ждет вашего внимания. У вас получится крутой текст, потому что писать умеет каждый!

Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.

Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.

1.

Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»

Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.

2.

Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.


Как писать хорошие тексты: 19 ну очень полезных советов

3.

Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.

Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?

4.

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.

5.

Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).

6.

В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.

Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.

Это занятие само по себе подводит электроды к мозгу, и через какое-то время он заискрит.

Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.

Опять же автор в этот момент похож на шизофреника, но такая техника работает.

7.

Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.

8.

Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.

9.

Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».

10.

Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.

Назначьте себе цифру, за которую выходить нельзя.

Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».

11.

Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.

Все наоборот.

Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.

12.

Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.

13.

Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.

14.

Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:

  1. высокая читаемость — до 10% длинных слов;
  2. средняя читаемость — 10–30% длинных слов;
  3. низкая читаемость — свыше 30%.

15.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.

16.

Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).

17.

Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.

18.

Пишите афоризмами.

Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.


ложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.

Подготовлено по материалам книг:

«Автор, ножницы, бумага»,

«Бизнес-копирайтинг».

Все картинки поста — отсюда.

Текст влияет на всю нашу жизнь. Мы сталкиваемся с ним ежедневно и очень много пишем: на учебе, работе, для постов в соцсетях… Зачастую по текстам нас оценивают, составляют мнение о нас.

Почему так трудно написать текст? Ведь хочется уметь писать так, чтобы люди нас понимали, хотели читать еще и еще. ..Так как же сделать, чтобы вам не был мучительно стыдно за свои тексты? Как научиться писать интереснейшие статьи?

Читайте советы о том, как научиться писать тексты!

Курсы копирайтеров в Санкт-Петербурге

1. Визуализируйте все, о чем пишите

80% информации, которую человек получает ежесекундно, он получает с помощью зрения. Логично, что если мы хотим донести до читателя максимум информации, то нужно использовать самый эффективный путь.

Ученые доказали, что лучше всего воспринимаются тексты, в которых прописаны конкретные выражения, позволяющие сформировать определенный образ.

Чтобы читатель от «Вроде понятно» пришел к «Я понял», нужно визуализировать для него образы.

как научиться красиво писать тексты

2. Вступайте в диалог с читателем

Распространенная ошибка начинающих авторов – намеренное усложнение текста.

Они пытаются выглядеть умнее, вставляют профессионализмы (а зачастую и канцеляризмы) направо и налево, используют выражения а ля «Как мы все знаем…» или «Очевидно, что…» в тех случаях, когда все на самом деле далеко не очевидно. Пишут длинными сложночитаемыми предложениями и так далее.

В большинстве случаев читатели разделятся на две половины: одни поверят в «великий гений» такого автора, а их самооценка упадет ниже плинтуса, другие скажут: «Да кто ты вообще такой, что передо мной хохлишься?» и перестанут читать. Поэтому не надо так писать.

— Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением

Стивен Пинкер, лингвист Гарвардского университета

А как надо правильно писать?

Надо быть с читателем на одном уровне. Используйте так называемые «кулерный тест»: Представьте, что вы читаете свой материал приятелю, с которым встретились у кулера на работе. А еще лучше, дайте прочитать текст кому-нибудь другому. Другу, коллеге, любимому человеку. И задайте три вопроса:

  • Приятно ли ему будет вас слушать?
  • Поймет ли он вас?
  • Сделает ли правильные выводы?

Если ответ на все три вопроса «да», то вы написали отличный материал.

—В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в «Живой Журнал» или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное

 Олег Кашин, журналист и автор личного блога

В общем, разговаривайте с читателем, как с другом, тогда даже самые требовательные и занятые люди найдут время на ваш текст или статью.

как научиться писать тексты

3. Не тяните, скрывая главное

В самом начале материала подарите читателю главную мысль. Если он не поймет, в чем тут «соль», то воспринимать текст будет тяжело.

Представьте, что главному редактору спортивного издания скажут, что юношеская сборная России обыграла своих ровесников из Испании. Несмотря на то, что это сфера его профессиональных компетенций, он ничего не поймет.

Какая сборная? Юношеская – это и до 18, и до 16, и до 14. В каком виде спорта обыграла? Футбол? Баскетбол? Хоккей? Возникает масса вопросов даже у подкованного в теме человека.

А что если ваш читатель – новичок? Он не поймет ничего и почувствует себя идиотом. Это негативные эмоции. Они ассоциируются с вашим блогом, либо изданием. Итог – вы потеряете читателя. Это плохо.

Поэтому всегда выдавайте основную мысль в начале, чтобы читатель мог ориентируясь на нее воспринимать материал. В интриге нет никакого смысла, если человеку непонятно, о чем вы тут рассказываете. Тогда он бросает читать.

как писать тексты

4. Откладывайте текст в «долгий ящик»

После того, как написанный материал приведен к оптимальному  виду (с вашей точки зрения), закройте его и отложите до следующего дня. Займитесь другими делами. Можно начать работу над следующим текстом, главное – к уже написанному больше не прикасайтесь.

На следующий день откройте материал и перечитайте еще раз. Вероятнее всего, будут детали, которые захочется исправить, дописать или поменять. Исправьте, но на этом лучше остановиться.

Помните: лучшее – враг хорошего, а автору почти всегда не нравится его творение.

Окончательное редактирование материала проводите не раньше, чем через сутки после его написания.

как научиться интересно писать тексты

5. Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию!

Банальные ошибки в написании слов или постановке запятых могут серьезно испортить о вас впечатление.

Если с вами периодически случаются такие казусы, то глупо предлагать вам повторить школьный курс русского языка. Вероятнее всего, у вас на это нет времени.

В таком случае, постарайтесь проверять свои тексты через специализированные онлайн – сервисы или в Microsoft Word.

Сервисы для проверки орфографии и пунктуации в тексте:

  • Text.ru — простой и понятный сервис для быстрой проверки текста, там же можно проверить уникальность текста.
  • ArtLebedev — набор из нескольких крутых сервисов на каждый день для профессионального копирайтера и журналиста;
  • Яндекс. Спеллер — сервис от компании Яндекс для проверки грамотности текста, можно встроить в свой сайт.

Лучше 100 раз проверить и убедиться что все хорошо, чем один раз расслабиться и потом краснеть. Всегда проверяйте написанный текст на грамотность!

как проверить текст на грамотность

6. Пишите как можно больше

Тут все также, как с ездой на велосипеде: невозможно научиться кататься в теории. Нужно просто брать и ехать! Падать, подниматься и пытаться снова. По-другому никак.

С текстом точно так же, как с великом. Нужно писать каждый день, регулярно, постоянно. Жить этим делом. Ни дня без строчки. Тогда и только тогда вы сможете стать по-настоящему профессиональным копирайтером или журналистом.

Пишите каждый день, набивайте руку.

  • Стивен Кинг пишет 6 страниц в день,
  • Джеймс Паттерсон – 4 страницы,
  • Джеймс Джойс считал удачным день, когда он добавлял в текст 6 новых букв.
  • А вы сколько страниц (слов, знаков) пишете в день?

как писать тексты

Хорошо писать невозможно, если вы не проводите за книгами хотя бы несколько часов в день. Когда мы читаем, в голове откладываются новые слова и выражения, обновляются старые, перенимается стилистика и манера правильной речи.

Читайте классическую литературу. Но не забывайте почитать и что-нибудь другое — иногда полезно перенести свое внимание даже на откровенный «шлак», чтобы уметь отличать одно от другого.

— Надо много читать, я бы даже сказал – читайте все. Не составляйте себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читайте всё подряд, включая всякий информационный мусор. Нужно иметь представление: что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны

Олег Кашин

В начале не зазорно пытаться подражать известному автору. В этом нет ничего страшного, сам А.С. Пушкин в юности подражал, например, Байрону (известный английский поэт-романтика XIX века).

Cо временем у вас выработается собственный неповторимый стиль.

Читайте как можно больше, это расширяет словарный запас и тренирует мозг.

читать, чтобы хорошо писать

На самом деле, все не так сложно, как кажется. Если вы будете работать в соответствии со всеми правилами, указанными  выше, то со временем выйдете на хороший уровень письменной речи.

Подборка профессиональной литературы, которая действительно поможет писать хорошие и интересные тексты:
  • Нора Галь «Слово живое и мертвое»
  • Максим Ильяхов и Люда Сарычева «Пиши, сокращай»
  • Виктор Орлов «Суперзаголовок»
  • Денис Каплунов «80 правил копирайтинга»
  • Вадим Максимов «Стилистика и литературное редактирование»
  • Аркадий Мильчин «Справочник редактора и автора»
  • Лидия Чуковская «В лаборатории редактора»

Разумеется, это только базовые рекомендации. Есть еще тысячи тонкостей, которые учитывают настоящие мастера письма. Но начинать нужно с малого.

7 правил, которые научат вас хорошо писать:

1) Визуализируйте то, о чем пишете
2) Вступайте в диалог с читателем
3) В самом начале раскрывайте основную мысль
4) Редактируйте текст спустя сутки после написания
5) Всегда проверяйте текст на грамотность
6) Как можно больше пишите
7) Как можно больше читайте

Уверен, у вас все получится!

Вам также может быть интересно:

  1. Лучшие курсы копирайтинга
  2. Как быстро освоить навык слепой печати: 5 лучших клавиатурных онлайн-тренажеров
  3. Как стать журналистом: советы от успешных опытных журналистов

Дата публикации:17.02.2017 @ 12:39

Чуваки, я сейчас расскажу, как писать, если вы не умеете — и ещё в чём проблема копирайтеров

Время на прочтение
8 мин

Количество просмотров 39K

Привет! Это ёжик, и он теперь будет жить с нами. Конкретно, я буду вести тут время от времени рассказы о том, как писать тексты в корпоративном блоге человека-парохода Михаила, из-за которого 11 лет назад я и влез в эту тему.

Итак, проблема простая. Вы здорово объясняете на словах, но не можете написать ничего толком. Знаете, что? Вам повезло. Потому что если вы наймёте специального человека — копирайтера — который расскажет всё за вас, будет хуже.

Никто кроме вас не знает всех особенностей вашего дела. Никто кроме вас не может быть точнее, конкретнее и убедительнее. Никто кроме вас не вспомнит живой пример из практики и не скажет точнее. Вы – профессионал. И вы наверняка понимаете, о чём речь, и отличаете профессионалов от «продажников» по первым же словам.

Вы уже умеете писать. Просто ещё никогда этого не делали.

Вот что вы уже умеете точно:

  • Говорить предельно конкретно. Потому что иначе никак.
  • Быть убедительным. В смысле, вы точно можете объяснить другу, что и как.
  • Точно знаете, на что нужно обратить внимание в вашем товаре или услуге.
  • Понимаете, что важно вашему клиенту. Потому что общались.
  • Думаете на несколько шагов вперёд.
  • И говорите так, что по вашей речи понятно – вы разбираетесь в вопросе на 100%.

Ни один копирайтер не сможет этого повторить. Да, они умеют писать слова гладко, складывать их в предложения и делать глянцево-красивыми. Но пока вы не начали работать с профи, берущими 3-4 тысячи долларов за пару страничек текста, это будет работать куда хуже, чем то, что скажете вы сами.

Я берусь утверждать, что если у вас всё более-менее в порядке с грамотностью, вы уже пишете отлично. Всё что вам нужно – это отбросить привычные представления о том, как это делается, взять и начать.

Деловое письмо (сферический пример в вакууме)

Вам нужно написать официальное письмо своему клиенту, партнёру или поставщику. Самое сложное, как и в любом тексте – начать. У моего делового партнёра Антона как-то была именно такая проблема, и он постоянно просил написать письма меня. А потом я научил его одному предельно простому приёму.

Для начала вы берёте и пишете то, что составляет суть письма. Своим языком, как если бы вы это говорили своему другу. Например, ваш контрагент задержал платёж. Антон рассказал мне вот что:

— Слушай, ну, короче, они нам денег должны. Мы им товар отгрузили, они всё подписали, а денег нет. Вот, договор есть. По нему – в течение 10 дней. Пункта про задержку нет, видишь? Пени тоже нет. Вот и тормозят уже два месяца. Хочу письмо написать, чтобы оплатили.

Затем вы берёте и пишете это в письме так, как если бы было вообще не важно, кто его прочитает. Превращаете свой рассказ в буквы. Вот что написал Антон:

«Привет, Миша. Вы нам кучу денег должны. Отдавайте уже, не тормозите. Мы всё сделали. Или вы нас кинуть так решили? Если что, мы сейчас в суд пойдём.»

Очевидно, что если такое письмо отправить, результат будет просто фееричным. Но при этом, обратите внимание, суть выражена предельно чётко и без двусмысленностей – а значит, у нас уже есть самое главное – план!

Остаётся самое лёгкое — переводим каждую фразу на деловой язык. Вот это уже можно поручить копирайтеру или делать самому.

В текущей ситуации мы выбираем официальный язык.

  • «Привет, Миша!» — «Добрый день, Михаил!»
  • «Вы нам кучу денег должны» — «Напоминаю, что мы ожидаем оплаты 56 тысяч рублей по договору №070813-02. »
  • «Отдавайте уже, не тормозите. Мы всё сделали.» — «По данному договору с нашей стороны обязательства выполнены, товар отгружен точно в срок, что подтверждается актами от 20.08.13.
  • «Или вы нас кинуть так решили?» — с этим предложением Антон немного запутался и сделал две ступеньки перевода. Вот первый вариант: «Вы должны были оплатить за 10 дней, но прошло уже больше двух месяцев. Если вы не назовёте срок оплаты, мы будем вынуждены обратиться в суд». В принципе, эту версию уже можно было бы отправить, но он решил смягчить формулировки, сохраняя суть. Получилось вот что: «Обращаю внимание, что 10-дневный срок оплаты после подписания актов завершился почти два месяца назад. Уточните, пожалуйста, срок оплаты с вашей стороны. Дело в том, что наша юридическая служба обеспокоена статусом договора.»

Что случилось? Всё просто. Он отправил письмо, и через 3 дня деньги поступили на расчётный счёт.

Следующее письмо клиенту про ошибку дизайнера он писал уже в два шага:

«Привет! Слушай, у нас дизайнер накосячил и нарисовал тебе совсем не то, что ты хотел. А я не успел посмотреть, он всё быстро отправил, потому что надо было срочно. В общем, извини, мы поправим за сегодня до конца рабочего дня. А его уже озвездюлили.»

На самом деле до перевода — это уже прекрасный образчик того, как нужно писать деловые письма клиентам, с которыми вы в дружеских отношениях. Тут есть и предельно простое описание ситуации, и полная искренность, и следующий шаг. Но Антон с клиентом был не настолько близок, поэтому потребовался перевод. Вот он:

«Николай, добрый день!

Наш дизайнер отправил вам утром неправильный макет, не соответствующий техническому заданию. Дело в том, что из-за срочности задачи он решил отправить результат до согласования. Простите за нашу ошибку. До конца рабочего дня у вас будет правильная версия. Дизайнеру я уже объяснил важность правильных процессов и пробил в грудную клетку.»

Но я бы всё-таки рекомендовал никогда не писать деловые письма этим ужасным языком канцеляризмов. Достаточно написать, что вы думаете — и просто пройтись по письму, заменяя фразы, которые не стоит отправлять.

Это очень удобный и простой метод. Озвездюлите тех, кто так не думает.

Давайте ещё раз:

  1. Рассказываем о ситуации кому-то. Получается план.
  2. Записываем письмо так, как если бы просто говорили это «человеку с улицы», заботясь только о фактах, а не о форме.
  3. Заменяем часть фраз или отдаём это как техзадание райтеру.

Обратно

Иногда ваши подчинённые будут писать официальные письма, которые настолько зубодробительны, что просто не могут быть отправлены. Обычно это случается в трёх случаях:

  1. Либо человек думает, что деловое письмо можно писать только непонятным языком.
  2. Либо он не знает, что сказать, и пытается прикрыться «бюрократией».
  3. Либо он просто боится написать понятно, потому что что-то где-то не так.

Итого – либо у нас Маугли (сеошник, воспитанный маркетологами на школьных сочинениях), либо кто-то где-то прикрывает свою задницу. Ценой понимания письма.

В таких случаях нужен обратный перевод. Например, вот письмо, которое просто невозможно читать:

«Добрый день!
Настоящим уведомляем вас, что в период с 21.12.13 по 9.01.14 отгрузка товаров на складах компании будет ограничена в связи с повышенной логистической нагрузкой на транспортные узлы. Отправления будут обрабатываться нашими специалистами по мере поступления, но мы не можем гарантировать соблюдение стандартных сроков в данный период в соответствии с пунктом 4.3 договора №851 об оказании услуг. Со своей стороны обязуемся приложить все усилия для обеспечения оперативной отгрузки товара.»

И ещё около страницы такого же текста. Вот что было бы куда понятнее:

«Добрый день!
С 21 декабря по 9 января наш склад будет под большой нагрузкой из-за Нового года. По договору в этот период срок отгрузки увеличивается до 10 рабочих дней. Мы сделаем всё возможное, чтобы ваши доставки уехали вовремя, но обещать под Новый год что-то более конкретное сложно. В прошлом году в такой же ситуации получалось за пять дней вместо двух обычных.»

Почему вы хрен найдёте хорошего копирайтера

Первая очевидная проблема копирайтинга в нашей стране – это отсутствие правильных ориентиров. Копирайтер банально не знает, какой текст работает, а какой – нет. Заказчик не понимает, что именно нужно от копирайтера. В результате можно 5-6 лет работать и клепать одинаково бессмысленные тексты, не понимая, что всё должно быть немного иначе.

Самый большой страх копирайтера (как и дизайнера) – что его работу не увидят. Бывает, приходит отличная фактура, и копирайтер старается превратить её в некий напыщенный «телемагазин», хотя было бы достаточно просто незначительно подчистить речь. Почему? Просто потому, что среднестатистический заказчик платит за то, что не смог бы написать сам. За официальный, «красивый», богатый штампами текст. Как у других.

Вторая проблема – отсутствие желания выяснять детали. Копирайтер должен быть не просто человеком, который преобразует готовую фактуру, а немного исследователем. Нужно задавать правильные вопросы, получать точные ответы и думать, как их использовать. Это уже пересечение с маркетингом. Если вы не понимаете масштаба бедствия, то просто попробуйте заказать десятку копирайтеров текст о компании, скажем, металлургической сферы на основе очень скудного набора данных. Вы будете неприятно удивлены размером итогового текста, состоящего почти целиком из штампов и копирования тезисов из других подобных текстов.

Итак, райтер не знает деталей – а именно они составляют текст – и ещё реже, чем получить детали, ему удаётся проверить 2-3 варианта одного и того же текста в сравнении. Такая работа похожа на посещение огромного тира с одной-единственной мишенью. С повязкой на глазах. Если у вас будет достаточно много патронов, рано или поздно вы попадёте. Но, согласитесь, куда лучше стреляет тот, кто, может, и первый раз держит оружие в руках, но видит мишень и следы промахов.

Когда вы сможете раз за разом проверять свои тексты на многотысячной аудитории, вы увидите одну простую вещь. Получая быструю обратную связь, вы поймёте, что большая часть написанного – это шелуха. И оставаться должно меньше слов, меньше букв и больше фактов.

И ещё одно. Большинство копирайтеров пишут не для клиентов напрямую, а для заказчиков. И оцениваются заказчиком. Так образуется виртуальный потолок, который крайне сложно прошибить головой. Дело в том, что действительно хорошие и коммерчески успешные тексты по большинству пугают. Они правдивы, искренни и написаны так, чтобы их можно было сразу понять. А заказчика учили писать школьные сочинения немного не так.

Когда товар — отстой, заказчик часто хочет умными словами написать про динамичную молодую компанию. Замаскировать. Добавить флёра. И получаются монструозные бюрократические конструкции.

Потом встаёт вопрос техзадания. Вы когда-нибудь пробовали написать ТЗ райтеру? Не сможете. Потому что нормальное техзадание подразумевает диалог – райтер должен как журналист собирать материал и как старатель получать из него крупицы фактов. Если же вы можете написать полное ТЗ со всеми необходимыми фактами – райтер вам не нужен. Просто расскажите это своими словами. Вам веры будет куда больше. А потом отдайте корректору – и публикуйте.

И, до кучи, знаете, когда люди становятся райтерами? Когда у них много свободного времени. Был период, когда до половины рынка (по грубой оценке) воспитывало детей до 2 лет на декрете. И результаты были страшны.

Итак, смотрите, что получается:

  • Большая часть рынка до недавного времени писала для SEO, что вызывало сопутствующие биохимические изменения в мозгу.
  • Райтеры не видят результата своей работы почти никогда и не могут отличить плохо написанный текст от хорошо написанного.
  • Обратная связь даётся заказчиком, не всегда понимающим, что и как работает в тексте. Точнее даже, как правило, не понимающим вообще. Это дизайнерская проблема «сделайте покрасивее».
  • Техзадания не ставятся или ставятся через задницу.
  • На массовом рынке нет понимания формирования цены – правило «дороже значит лучше» не работает вообще, потому что нет внятных критериев оценки текстов.

Резюме

Всё. За последние 15 минут вы научились составлять как минимум точное и крутое техзадание райтеру, как максимум – сами писать (потому что главный затык — отсутствие структуры). Такое техзадание, как сейчас получилось, можно нести любому исполнителю – и если у него есть минимальный опыт, он уже сделает хорошо. Если же вы не хотите возиться – запишите свой рассказ на телефон и отдайте на расшифровку (перевод в текст стоит 500-800 рублей за час записи). А потом отдайте этот текст райтеру. Скорее всего, он просто «причешет» его и добавит всего пару деталей.

Это будет 20% работы, которые дадут 80% результата.

А дальше я буду рассказывать о том, какая нужна структура, каков порядок подачи материалов, особенности разных штук от описаний товаров до благодарственных писем и так далее. Это улучшит результат, но самое главное – сделать хорошую базу.

И пара ссылок на другие мои материалы:

  • Почему 98% текстов на ваших сайтах не работают. Вообще. И как это починить.
  • Как я выбирал копирайтера методом ёжика

UPD: сразу следующий, уже про товар для интернет-магазина.

Причины неправильного и некрасивого почерка

Основная причина, по которой дети и взрослые пишут неразборчиво или недостаточно красиво — необходимость в принципе много и быстро писать. Стоит лишь вспомнить почерк врачей, вошедший если не в притчу, то уж точно во множество анекдотов. Но такая проблема известна не только врачам.

Еще в школе дети сталкиваются с необходимостью быстро записывать информацию, а вот качеству письма уделяется мало внимания. Мы учимся красиво писать и правильно держать ручку только в первом классе, но спустя время необходимость быстро записывать лекции сводит все усилия до известного «как курица лапой».

В дореволюционную эпоху скорость написания ограничивали перьевые ручки — школьникам и взрослым приходилось выводить буквы медленно и аккуратно, чтобы не поставить кляксу. С использованием шариковых ручек такие ограничения пропали. Писать стало проще, но на красоте почерка это сказалось не лучшим образом.

На чистоту написания букв влияют и личные особенности. Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Для него необходима дополнительная мотивация, чтобы раз за разом тщательно выводить строчки.

Это интересно

Графологическая экспертиза — один из методов исследований в криминалистике — позволяет определить по почерку не только темперамент человека, но и его пол, возраст, психическое состояние в момент письма. Анализируется размер букв, сила нажима, размашистость почерка. Некоторые компании используют подобную экспертизу для подбора кадров.

Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте

Определенный стиль письма формируется у ребенка в 5–6-м классе, а иногда и раньше. После этого почерк еще может меняться, но в целом манера написания букв остается прежней. Значит ли это, что если не удалось научить ребенка искусству красивого письма, он всегда будет писать неразборчиво? И стоит ли взрослым думать, как научиться красивому почерку? Стоит!

На самом деле почерк — это такой же мышечный навык, как умение забрасывать мяч в баскетбольную корзину или красивая походка. Безусловно, лучше, если он отрабатывается с детства, но и взрослому можно наверстать упущенное, если приложить немного усилий.

Сколько нужно времени, чтобы скорретировать почерк:

  • если заниматься ежедневно по 10–15 минут — первые результаты появятся через 3–4 недели. А через 2–3 месяца можно полностью изменить почерк;
  • если заниматься три раза в неделю — для заметных успехов нужно около полугода.

Под существенными, заметными улучшениями понимается способность писать «новым почерком» в среднем темпе. Медленно выводить красивые буквы одну за другой, как правило, можно научиться намного быстрее.

Плохой и хороший почерк с точки зрения графолога

Как научиться красиво писать буквы

Каллиграфию не зря считают одним из видов искусства. Симметрия и четкость линий делают ее схожей с графикой. Но, что приятно, для освоения этого искусства не обязателен талант — оно под силу каждому, кто проявит терпение. Начинать стоит с азов: тренироваться правильно держать ручку, привыкать к правильной посадке за столом, отрабатывать написание линий и завитков, как в начальной школе. Поэтому нет простых советов, как научиться красиво писать за 5 минут: чтобы улучшить почерк, нужно время.

Это интересно

Доктор биологических наук Сергей Савельев в своей лекции «Каллиграфия и мозг» утверждает, что занятия чистописанием положительно влияют на скорость созревания и дифференцирования нейронов. Другими словами, это уникальный инструмент для развития мозга у детей и взрослых — ничуть не хуже, чем интеллектуальные игры (например, шахматы).

Правильная посадка

Перед тем как писать буквы, выберите хорошо освещенное место для занятий, стол и стул нужной высоты. Чтобы правильно отрегулировать высоту стула, сядьте на него и обратите внимание на следующее:

  • столешница должна быть расположена примерно на уровне живота;
  • если вы опустите локти на стол, они должны быть согнуты под углом в 90°;
  • угол в коленях при условии, что стопы полностью стоят на полу, тоже должен составлять 90°.

Сидя на стуле, не касайтесь столешницы — между ней и вашим туловищем должно быть расстояние. Помните, что спинку стула можно и нужно использовать как опору для спины.

Многим такая посадка первое время кажется неудобной, но это лишь потому, что мышцы отвыкли от правильного положения тела. Возможно, для занятий стоит приобрести стол с наклонной поверхностью (такими часто оборудуют кабинеты для первоклассников) — он поможет избежать напряжения в шее.

Правильно держим ручку

Оказывается, даже правильно держать шариковую ручку умеют далеко не все. Но и такой навык очень важен, чтобы исправить почерк и научиться писать красиво. Каллиграфия шариковой ручкой начинается именно с отработки правильного захвата:

  • держите ручку между большим и указательным пальцами, а средний палец должен служить опорой;
  • убедитесь, что захватили ее не слишком близко к стержню — до кончика должно оставаться около ⅓ длины;
  • верхняя часть ручки пусть находится у основания большого пальца и опирается на ложбинку между ним и указательным.

Для тренировок выбирайте шариковые или гелевые ручки умеренной или слегка увеличенной толщины. Отлично, если на ручке есть резиновая накладка. Детские накладки-рыбки помогают выработать правильный захват.

Одна из самых распространенных ошибок при письме — высоко поднятое запястье, которое вызывает лишнее напряжение в кисти. В норме запястье отрывается от стола или листа бумаги лишь на несколько миллиметров.

Прописная тетрадь

Тем, кто хочет кардинально исправить почерк, нужно вернуться к основам — купить или скачать несколько прописей и заново выработать графические навыки.

Например, детские прописи для дошкольников и первоклассников помогут научиться красиво соединять буквы, отработать наклон, петли и закругления. В них даются эталоны написания букв и цифр, но для занятий каллиграфией этого, конечно же, мало.

Есть прописи для взрослых — они помогут тем, кто хочет не просто научиться красиво писать ручкой, но и приобрести свой собственный стиль. Пробуя разные шрифты и многократно повторяя те или иные элементы, можно победить старые мышечные привычки и выработать новые — те, что ведут к красивому почерку.

Наконец, есть отдельные прописи для каллиграфии. Такие материалы помогут освоить интересные росчерки, завитки, оригинальное написание заглавных букв. Среди них можно найти как бумажные, так и электронные книги с вкладышами для тренировок. Например, «Прописи по каллиграфии» Виктории и Виталины Лопухиных или «Каллиграфия» Ильи Богдеско.

Чтобы отработать новые навыки письма, на первых порах лучше использовать тетрадь в клетку и выписывать буквы в каждой клеточке — это удобнее. Для исправления наклона букв хорошо подходят детские тетради в мелкую косую линию.

Советы по улучшению почерка и обзор генератора прописей

Специальные упражнения

Кроме прописей помочь в борьбе за красивый почерк могут специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику рук. Некоторые из них знакомы нам с детства, но это не значит, что они подходят только дошкольникам — взрослым тоже пригодится.

Полезные упражнения:

  • Рисование букв и цифр в воздухе. Выберите незнакомый вам шрифт или возьмите в качестве образца написание букв в прописи и постарайтесь несколько раз повторить его в воздухе. Когда станет легко, переносите все на бумагу.
  • Письмо чернильной ручкой. Проведите свою обычную тренировку с прописями, используя не шариковую ручку, а чернила. Это самый простой способ научиться писать красиво, его часто используют в занятиях каллиграфией для начинающих, потому что так не получится торопиться — потребуется время и аккуратность.

  • Точечные фигуры. Забавный и на первый взгляд несложный, но очень полезный тренажер мелкой моторики. Можно скачать рисунки из сети, распечатать и двигаться от самых простых к более объемным, с большим количеством линий и точек.

Как изменить почерк пошагово

Шаг 1. Проанализировать свой почерк

Прежде чем учиться красиво писать буквы ручкой или пером, нужно увидеть свою отправную точку. Напишите несколько предложений в привычном стиле с обычной скоростью. Можно взять для этого тетрадный лист в линию, но лучше писать на чистой нелинованной бумаге — она поможет увидеть, где строчки начинают уползать вниз или вверх.

Обратите внимание на следующие факторы:

  • встречается ли у вас печатное написание букв;
  • одинакова ли высота букв, какие из них выбиваются;
  • какова форма букв — округлая, угловатая, вытянутая;
  • есть ли наклон — в норме он должен быть вправо;
  • насколько сильно вы нажимаете на ручку, остаются ли вмятины на листе или слабо прорисованные участки.

Отдельно проанализируйте написание букв «и», «ш», «м», «л», «п» — часто они сливаются в сплошную неразборчивую «кардиограмму».

Шаг 2. Выбрать красивый прописной шрифт

Если вы увидели и проанализировали свои ошибки, посмотрите, как написать то же самое красивым почерком. Выберите в прописях или в других источниках шрифт, который вы хотели бы освоить. Очень много рукописных шрифтов предлагает приложение Canva, также можно найти интересные варианты на сайте ofont.ru.

Распечатайте пример нужного шрифта, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Также нужно заготовить карточки для тренировок — отдельные буквы и целые фразы, написанные данным шрифтом, которые вы будете обводить ручкой. Среди них должны быть образцы написания:

  • заглавных букв;
  • различных сочетаний гласных и согласных;
  • букв с верхними и нижними элементами («д», «у», «в» и т. д.).

Самое простое решение — взять шрифт из прописи, чтобы воспользоваться уже готовыми материалами. Например, образцы верного написания и множество учебных прописей представлены в пособии «Правильные соединения букв для хорошего почерка» Георгиевой М.О. Если вам понравился необычный каллиграфический шрифт, материалы для занятий придется готовить самостоятельно.

Шаг 3. Много и регулярно писать в тетради

Каллиграфия — занятие для терпеливых. Чтобы научиться правильно и красиво писать буквы, придется многократно повторять каждую из них. Вначале можно обводить по контуру образцы, а после практиковаться в самостоятельном написании.

Заведите пару специальных тетрадей для занятий — одну в мелкую косую линию и вторую с обычными линованными листами. Начинать тренировки лучше с тетради в косую линию, чтобы удерживать правильный наклон.

Уделите внимание соединениям букв. По правилам в некоторых сочетаниях используют только нижнее соединение, в других — только верхнее.

Например:

  • всегда нижнее соединение бывает в словосочетаниях «ве», «вы», «вь», «фа», «фи», «юр», «юс», «ол», «ом», «оя»;
  • всегда верхнее соединение в словосочетаниях «он», «ог», «од», «оз», «во», «ву», «ви», «вз» и т. д.

Шаг 4. Довести новые навыки до автоматизма

Научиться красивому почерку можно только путем регулярных тренировок, которые будут закреплять мышечный навык. В идеале нужно заниматься ежедневно, но если не получается — пусть занятия будут не менее трех раз в неделю. Не допускайте длинных промежутков между тренировками — это неизбежно вызовет откат назад.

Необязательно на каждой тренировке изучать новые буквы или соединения. Двигайтесь постепенно: переходите к следующей букве только после того, как уверенно освоили предыдущую. Кроме того, время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Такой подход поможет довести новый навык до автоматизма без сильных откатов к старым привычкам.

Если вы или ребенок уже не задумываетесь о написании буквы и можете сосредоточиться на орфографии — значит, новый навык успешно встроился. Однако если начать писать быстрее, качество может страдать — стоит это учитывать и проявить терпение к подобным ситуациям.

Они пригодятся тем, кто хочет чётко доносить свои мысли в личном и деловом общении.

9 советов, которые помогут написать понятный текст

В издательстве «МИФ» вышла книга с мотивирующим названием — «Пиши, ленивая *опа». Это пособие для тех, кому нужно писать не для заработка, а для себя или для общения с другими. Автор — Паша Федоров, директор по продакшену в «Палиндроме», создатель Telegram‑канала «Паша и его прокрастинация» и бывший шеф‑редактор Лайфхакера. Предлагаем прочитать отрывок из шестой главы и узнать, как облечь свои мысли в понятный текст.

1. Будьте честны

Честность — вежливость королей и хороших писателей. Когда вы честны с читателем, он платит вам любовью (или её имитацией). Не пытайтесь обдурить людей: они поймут.

Если вы блогер, пожалуйста, не пытайтесь выдать рекламу за нерекламу. Это чаще всего выглядит глупо, наигранно и нечестно. У многих есть аргумент «меня читают умные люди, они понимают, где реклама, а где нет». Да, это так. И в этом как раз и заключается проблема: люди видят, что это реклама, и чувствуют фальшь. И доверие по чуть‑чуть, по капле, но падает. Вам не надо вешать транспарант «ЗА ЭТОТ ПОСТ МНЕ ЗАПЛАТИЛИ», но даже лёгкий намек очистит вашу совесть.

Но не забывайте: некоторые люди могут быть невнимательными. Однажды мне написала подписчица канала: рассказала, что ей нравится, и добавила, что единственные посты, которые её бесят, — записи про школу английского. «В общем, канал очень полезный, но вот этот конкретный пост — отборная чушь». Стоит ли говорить, что это была серия публикаций с хештегом #реклама? А она его даже не заметила.

2. Не выпендривайтесь, если не умеете

«Пролившийся на отдельные слои карельских бюджетников золотой дождь вызвал целую гамму чувств — от радостного удивления до обиды и недоумения. Мало кто понял, что это, собственно говоря, было».

Всегда, когда можно сказать прямо, говорите прямо.

3. Финтифлюшки

Этим кракозябристым словом я называю все слова и обороты, которые не играют роли в тексте, но нужны, чтобы передать правильные эмоции, тональность, настроение: шутки, сравнения, уменьшительно‑ласкательные интонации.

Сначала дело, а потом финтифлюшки и красивости.

Поясню на примере. У вас небольшой интернет‑магазин, нужно написать страницу «Доставка» на сайт. Вы, такие все модные, заверстали страничку, наполнили её умными оборотами «не работаем с» и «соблюдаем принципы», добавили больших картиночек, чтобы управлять вниманием. Круто, сочно, мощно!

А вот ваш клиент. Он заходит на страницу, чтобы узнать, доставляют ли до села Хренюковичи и сколько это стоит. И вот перед ним моднявая вёрсточка. И ему совершенно наплевать, что у вас за принципы. Он хочет знать, что там с Хренюковичами. Ему некогда читать ваши финтифлюшки: ему надо послезавтра своей Матроне вручить подарок. Он хочет понимать, доедет ли до его села посылка и не разорится ли он на доставке. И он либо хаотично проскроллит страницу, либо, если он продвинутый пользователь ПК, нажмёт Ctrl + F и вобьёт в поиск по странице какую‑то ключевую фразу. А потом плюнет себе под ноги и почешет за подарком в универмаг.

Короче, важное — в начало. А красивости, если совсем невмоготу, потом.

4. Чем короче, тем лучше

Чем в предложении или абзаце меньше слов, тем лучше. Чем короче, тем понятнее. Тем не менее не стоит доводить этот совет до абсурда и сокращать каждое предложение до подлежащего и сказуемого.

«Я пошёл. Пришёл. Сделал дела. Вернулся домой. Лёг спать. Хороший день».

Нет‑нет‑нет, не надо делать из себя бездумную машину по убиванию «лишних слов». Вспомните Оруэлла и новояз. Нам же нужно больше разных и красивых слов, но меньше. Я, когда пишу текст, формулирую его прямо на ходу. Из‑за этого повествование сбивается и появляются лишние куски. Пока пишу, есть ощущение, что они ни фига не лишние, а очень даже в тему и решают важную задачу. А начинаю переписывать — тьфу, на кой чёрт я сюда это тупое сравнение вписал? Понимаете, к чему я?

Чем короче вы пишете, тем понятнее выходит. Если вы вырезаете из текста лишние слова и фразы, то сокращаете читателю путь до основной мысли.

Смотрите:

«Выйдя со двора, я вдохнул запах листьев: осень уже приближалась, а я тем не менее ещё шагал в шортах и футболке, даже несмотря на прохладный ветер, — просто мне было тепло, тем более что шёл я на футбол».

Что мы узнали? О, да много чего. А теперь:

«На улице было прохладно, но я пошёл на футбол в шортах и футболке».

Что мы узнали теперь? Гораздо меньше, но ничего важного не потеряли. Просто убрали излишнюю художественность. Само собой, если ваши посты собирают тысячи лайков именно за такие подробности, просто игнорируйте мой совет. Но если нет — сокращайте.

Однако не злоупотребляйте.

Без длинных предложений, которые так странно построены, что кажется, будто они уже кончились и началась новая мысль, но нет, это всё ещё то же предложение, в которое напихали кучу всего и, возможно, не до конца согласовали, пропустили запятые или добавили лишние, а оно всё никак не кончается и не кончается, а ведь проблема таких предложений как раз в том, что люди теряют мысль, понимают, что им здесь не рады, и потому уходят, — думаю, нет смысла говорить, что вам это не приносит никакой пользы, а только вред и разочарование со стороны того, кто мог бы стать вашим ярым фанатом и восславлять все ваши творения во имя лучших людей этой Вселенной.

Поняли, что я хотел сказать? Вот и я уже не понимаю.

Как быть?

Просто перечитайте вслух! Все места, где спотыкаетесь, заслуживают внимания: где‑то можно сократить, где‑то добавить подробностей, где‑то поменять местами. Но не забывайте: делать это надо, когда уже готов первый черновик, а не в процессе. Иначе внутренний критик загрызёт вас.

Пишите короче, но не доводите до абсурда.

5. «Читатель должен катиться по маслу»

Этот совет мне когда‑то давно дал Влад Цыплухин, главный по продукту в издательском доме «Комитет». Дословно фраза звучит так (пришлось переворошить гору переписки, но я нашёл):

В тексте должен быть сюжет, читатель должен катиться по маслу с первой строчки до последней. Лучший способ написать хороший текст — двадцать раз его самостоятельно перечитать.

Ага‑ага, не лучшая метафора. Тем не менее довольно точная.

Если читатель идёт по тексту и постоянно спотыкается, это плохо. Или закроет, или не поймёт, или разозлится — куча вариантов, при которых всё идёт не по плану. Старайтесь делать так, чтобы читатель будто на ледянке скатывался по тексту.

Как быть?

Не поверите: перечитать вслух. И снова обратить внимание на все места, где спотыкаетесь. Незнакомое слово? Сложный оборот? Переписать и заменить!

6. Не пишите так, как говорите

Часто в книгах или блогах можно встретить совет: «Пиши, как будто говоришь». Пожалуйста, не надо. Когда мы говорим (если не готовились заранее), то мысли формулируем на месте: выбираем не самые простые конструкции, часто повторяем мысли. Это совершенно нормально.

Текст должен быть лаконичнее и чётче, чем речь.

Текст помогает сформулировать мысли, сфокусироваться и сказать только то, что вы хотите. Можно подумать. При разговоре такой блажи у вас часто нет.

Попробуйте писать не так, как говорите. Попробуйте говорить, будто пишете.

7. Мыслите мельче

Представьте: структура готова, и прямо сейчас ваша задача — написать абзац. Не статью целиком, не главу, не страницу — абзац. Как только этот рубеж преодолён, пора приниматься за новый. Большой текст — просто текст на много абзацев, а не большое беспробудное древнее зло, которое надо перепрыгнуть за один раз. Наоборот: чем мельче вы мыслите в процессе, тем лучше. Пишите абзацами, а не статьями.

Чтобы спланировать текст целиком, мы и говорили о структуре: вы просто выстраиваете скелет, строите мост (да, вот такие банальные метафоры лучше не использовать, плохой Паша, плохой). И просто взбираетесь на него.

Если вы смотрите на текст целиком, то легко застрянете. И хорошо, если где‑то посерединке или даже ближе к концу. С гораздо большей вероятностью вы просто не начнёте, потому что: ну это же сколько писать, да кто вообще с этим справится, да что такое творится‑то! А если вы воспринимаете свою работу как лестницу со ступеньками, то понимаете: одна ступенька, вторая, третья — и вот уже не так страшно, и вот уже ты где‑то наверху, и теперь главное — не смотреть вниз. Или смотреть и восхищаться собой.

Пишите текст абзацами, а планируйте до того, как начали.

8. Главное, чтобы вас понимали

Если вы пишете что‑то увеселительное, например любовный роман или заметку на «Пикабу», то главное, чтобы читателю было интересно. Во всех остальных случаях приоритетная задача — чтобы читателю было понятно.

Статья, пост в соцсети, личное или деловое письмо — задача всех этих текстов в том, чтобы вас поняли и правильно отреагировали.

И вот как раз для того, чтобы вас понимали, нужно строить адекватную структуру, подбирать незаезженные слова и проверять текст на ошибки. А не потому, что так принято.

Главное, чтобы вас понимали.

9. Боязнь простоты

Боязнь простоты — это когда человек опасается написать слишком просто, поэтому начинает докручивать текст всякими финтифлюшками, украшательствами и прочей бижутерией.

Вот, например, объявление в детском саду:

«29 мая делаем прививки». Не, как‑то слишком тупо и просто.
«29 мая будут сделаны прививки». Ну вот, стало получше. Но ещё как‑то несерьёзно.
«29 мая будет произведён процесс установки прививок». Вот, уже солидно, но, кажется, чего‑то не хватает. Хм. А, точно!
«29 мая будет произведён процесс установки прививок детям, не кормите их до детского сада». Так, опять просто! Что ж ты…

594 версии спустя:

«29.05.2019, согласно распоряжению администрации МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““, специалистами медицинского учреждения ГОБУУЗУЗ „Детская стационарная поликлиника № 666“ будет произведён плановый процесс проведения прививания человеческих особей возраста 4–6 лет. Процесс прививания должен производиться на пустой желудок, поэтому администрация детского сада настоятельно призывает не кормить всех принадлежащих семье детей в возрасте 4–6 лет до посещения МОУАУСОУАУСОУСУАУАУУАШ „Детский сад „Петличка““».

Если вам кажется, что пример слишком утрирован, то так и есть: я специально сделал его максимально стрёмным. Но вот вам другой пример. Открываю «ВКонтакте», а там в ленте пост от одного из друзей, дальше цитата.

«Вот так проходит в условиях пандемии заседание Межведомственной комиссии по отбору кандидатов для избрания в советы директоров и ревизионные комиссии акционерных обществ, принадлежащих Российской Федерации более чем на четверть, но не полностью («пакетников»)».

Эти люди живут среди нас, ребята.

Прихожу в ГИБДД писать объяснительную (записал на видеорегистратор чудака, который мчал по встречке на улице с односторонним). Всё написал, инспектор смотрит и говорит: «Добавь вот здесь фразу „данного автомобиля“». Зачем, зачем? Так положено, говорит. А дело, конечно, ни на кого не завели.

Пройдитесь по любым муниципальным учреждениям (детским садам, больницам) — все кругом пишут приказы, записки и объявления на канцелярском языке, потому что думают: «Слишком просто и неофициально писать нельзя». Само собой, такие текстики появляются по сотне причин, но боязнь, что покажется слишком просто и несолидно, — одна из них.

У меня для вас ужасные новости.

Писать просто не только можно, но и нужно.

Чем проще — тем понятнее. Чем понятнее, тем больше шанс, что вас воспримут правильно и станут доверять. А не это ли главное? Да‑да, именно это.

Общие правила понятного текста, советы по выбору слов и составлению структуры, заметки о сетевом этикете и упражнения для проверки себя — всё это можно найти в книге «Пиши, ленивая *опа».

Купить книгу

Читайте также 🧐

  • Как написать классный пост о чём угодно
  • Как писать о числах и фактах: отрывок из «Ясно, понятно» — новой книги Максима Ильяхова
  • Как написать сильную и захватывающую историю: отрывок из книги Людмилы Сарычевой «Уступите место драме»

Уметь писать тексты — важно. Это помогает не только структурировать мысли, но и успешно продавать.

Возьмём два аккаунта со схожим товаром и качеством. К бабке не ходи, покупать будут там, где цепляют текстом. Если ваш текст выглядит так: «Цена, размер и куча ненужных хэштегов», не удивляйтесь, что у вас не покупают.

Как писать крутые тексты быстро и без боли, фото № 1
Учитесь писать. Это не так сложно, как кажется. Из школьный знаний пригодятся разве что орфография и пунктуация. Если эти знания обошли вас стороной, то всегда можно погуглить. Это все знают, все умеют, но почему-то не делают. Не надо так.

А вот список, как надо:

1. Цепляющий заголовок. Желтить не стоит, но изловчиться с ним надо бы. Если он зацепит, велика вероятность, что текст прочитают полностью.

2. Пишите регулярно. Чтобы было легче начать, ставьте себе ежедневно цель: 1 пост в день. Проще ведь написать 1 пост в день, чем 30 постов в месяц, не так ли? Если уж совсем невмоготу, тогда 3-4 раза в неделю. Навык письма сам себя не разовьёт.

3. Пишите как другу. «Привет, вчера такооое было…». Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-то не общался в мессенджерах по причине «я плохо пишу»? Вас читают такие же люди, как и вы, не нужно с ними общаться, как депутат — непонятными словами с размытым смыслом.

4. Будьте смешными. От однотипных текстов уже кровь из глаз, ну правда. Если хотите привязать к себе подписчика, шутите. Используйте мемы, меткие сравнения, забавные случаи из жизни.

Как писать крутые тексты быстро и без боли, фото № 2

5. Не используйте смайлы. Если уж очень хочется, то можно немного. Прям чуть-чуть. В книге вы видели хоть один смайлик? Без них мы же понимаем и где автор шутит, и где испытывает другие эмоции. Если без смайлов сложно понять ваши эмоции, то нужно править текст.

6. Следите за статистикой. Делайте упор на тексты, которые собирают больше реакций — лайки, репосты, комментарии, сохранёнки.

Как писать крутые тексты быстро и без боли, фото № 3

7. Всегда делите текст на абзацы. Ну, пожалуйста. Вашу простынь без абзацев читать никто не будет.

8. Пишите кратко. Кратко — это не коротенький текст, а коротенькие предложения. Сравните: «Уважаемые жильцы, 10 июня будут проводиться ремонтные работы, в связи с этим горячая вода будет отключена с 10 до 12 часов» или «10 июня с 10 до 12 часов не будет горячей воды». Зачем лишние слова, если смысл одинаковый?

9. Не усложняйте. Одна мысль на одно предложение. Мозг — не блендер, он не может переработать всё зараз.

10. Используйте длинное тире «—». Этот пункт для тех, кто хочет, чтоб всё по красоте было. До и после него не забывайте ставить пробел.

Ну что, делитесь, кто какими ошибками грешит?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать оценку стихотворению
  • Как написать оценку работы сотрудника
  • Как написать оценку личности
  • Как написать охрану труда для диплома
  • Как написать охлобыстину ивану