- Как написать сочинение правильно и красиво?
- Вступительная часть
- Содержательная часть
- Заключительная часть
- Как писать школьные сочинения
- Как правильно написать сочинение-рассуждение?
- Основная часть: аргументы, содержание аргументов
- Вывод
- Как правильно писать эссе?
- План эссе
- Как подготовить сообщение на заданную тему?
- Структура сообщения
- Пишем правильно
- Как написать изложение кратко и правильно?
- Как написать сжатое изложение
- Основные правила краткого изложения текста
- Самые распространенные ошибки
- Как написать диктант правильно и без ошибок?
- Основные правила написания диктанта
- Как подготовиться к диктанту
- Самые распространенные ошибки (на что обратить внимание)
- Как выучить стих быстро и правильно?
- Как правильно учить стихи
- Как выучить стих быстро наизусть
- Как выучить очень большое стихотворение
- Самые распространенные ошибки
- Как выучить рассказ с пересказом?
- Как выучить рассказ быстро
- Как подготовить пересказ
- Самые распространенные ошибки
- Сочинение рассуждение на лингвистическую тему. Как писать сочинение?
- Структура сочинения
- Как правильно написать сочинение по картине художника?
- Составляем план сочинения
- Описание картины
- Раскрытие темы и вывод
- Как написать сравнительную характеристику двух героев?
- Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку?
- Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)
- Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора
- Ваша позиция, аргументы
- Вывод
Школьный помощник это помощь учащимся в освоении школьных предметов по русскому языку и литературе. Это не словарь и не учебник, а скорее небольшой сборник статей, советов и решений о том, как подготовиться к выполнению письменных и устных работ: как написать определенную форму сочинения, как правильно писать изложение, диктант, как легче выучить стихотворение, небольшой рассказ и другая помощь в подготовке к школьным заданиям.
Как написать сочинение правильно и красиво?
Грамотно оформленное сочинение должно состоять из трех основных частей:
- Вступление,
- Содержание,
- Заключение.
В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.
Пишем сочинение правильно: Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.
Будем придерживаться трех (классических) основных частей: Вступление; содержание; заключение.
Вступительная часть
Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.
Содержательная часть
Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.
Заключительная часть
В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!
Как писать школьные сочинения
Как написать сочинение рассуждение? Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
Как написать небольшое сочинение в виде эссе? Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами.
Как правильно написать сочинение-рассуждение?
Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы в написании сочинения в виде рассуждения.
Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.
Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль.
Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему
Шаг первый. Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:
- тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
- аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли);
- вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).
Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».
Основная часть: аргументы, содержание аргументов
Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
- Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».
Вывод
Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
Как правильно писать эссе?
Эссе – литературный жанр, в основе которого лежит ассоциативное мышление. Эссе представляет собой мини-сочинение со свободной композицией, выражающей особые впечатления, касающиеся конкретного вопроса. Данный жанр особо популярен в последнее время. На сегодняшний день эссе достаточно часто предлагается в качестве задания по тому или иному предмету, а также в других ситуациях. К примеру, во время поступления в вуз или другое заведение, а также при трудоустройстве эссе является составляющей общего пакета документов.
Написание эссе крайне полезно, поэтому каждый человек должен знать, как подобного рода мини-сочинения пишутся.
План эссе
- Вступление. Написание эссе может начинаться с какой-либо цитаты, риторического вопроса, проблемного вопроса, типичной ситуации, общих сведений о раскрывающейся в сочинении проблеме, ссылки на мнение авторитетного источника, создания особого эмоционального настроя, обращения к конкретным фактам биографии описываемого автора и т.д. Во вступлении следует обязательно подвести читателя к формулировке проблемы.
- В тексте следует обязательно употребить слово «вопрос» либо «проблема». Проблема должна охватывать целиком материал, рассматриваемый в сочинении. При постановке проблемы можно использовать наиболее распространенные фразы клише: в тексте поднимается проблема, автор поднимает проблему и т.д.
- Далее следует комментарий к проблеме. Можно коснуться истории вопроса и рассмотреть разные точки зрения. Здесь также допустимо использование фраз клише.
- После этого нужно раскрыть позицию автора. Она может быть явной и скрытой.
- Предпоследним этапом является описание согласия или несогласия с мнением автора. Свою точку зрения следует аргументировать.
- Наконец, мы пришли к заключению. Здесь следует подвести итог всего эссе, обобщить написанное и сделать соответствующие выводы.
Для улучшения общего вида вашего мини-сочинения можно использовать подзаголовки. Это позволит читающим лучше воспринимать текст и проследить его общую логику.
Обратите внимание и на объем эссе. Оно должно занимать не более семи страниц печатного текста. Конкретно сформулируйте тему сочинения. Эссе должно отвечать лишь на один вопрос. Делайте акцент на доверительном стиле общения с читателем. Пусть повествование будет непринужденным. Избегайте усложненных предложений и неясных изречений.
Постарайтесь удивить читателя, размышляя над каким-либо афористическим высказыванием. Не употребляйте в эссе сленг, сокращения и легкомысленные тона. В то же время не употребляйте замысловатых фраз, чтобы текст был понятен любому читателю.
Как подготовить сообщение на заданную тему?
Сообщение это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Пишется в форме краткого доклада и не имеет излишних художественных оборотов и словосочетаний. Основная задача сообщения донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.
Структура сообщения
Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.
Пишем правильно
Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:
- можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;
- выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;
- не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.
При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу. Желательно использовать для работы сразу несколько источников – это позволит сделать сообщение полноценным и полным.
Порядок работы:
- изучение темы, подбор литературы;
- тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;
- выделите самое главное, что относится к заданной тематике;
- составьте подробный поэтапный план сообщения;
- напишите по пунктам плана сам текст.
Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями. Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.
План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:
- вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
- основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
- заключительная часть с выводами после написания работы.
По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов!
Как написать изложение кратко и правильно?
Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.
Как написать сжатое изложение
Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.
1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.
2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.
3. Уточните значение непонятных слов.
4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.
5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.
6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.
7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.
8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.
Основные правила краткого изложения текста
Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.
1. Исключение.
Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:
Пример:
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.
Приносить людям добро – цель, достойная человека.
Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.
Пример:
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.
2. Обобщение. Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.
Пример:
Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.
Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.
3. Упрощение. Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.
Пример:
Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.
Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.
Пример:
Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.
Бобры – самые умные и диковинные звери.
Самые распространенные ошибки
Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.
Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.
Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.
Как написать диктант правильно и без ошибок?
У многих школьников (да и взрослых) написание диктантов вызывает затруднение и даже страх. Опытные преподаватели убеждены, что научиться писать диктанты по родному языку может каждый, важно лишь тренироваться и соблюдать определенные правила.
Основные правила написания диктанта
Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача – определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.
При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.
По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.
Как подготовиться к диктанту
Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:
- много читать. Чтение самой разной литературы (учебников, художественных книг, публицистики) развивает зрительную память, помогает запоминать написание слов;
- учить правила, уметь применять их при письме;
- постоянно тренироваться в написании диктантов и других упражнений. С этой целью можно писать диктанты, переписывать тексты, выполнять грамматические задания. Сегодня в помощь ученику есть многочисленные аудио записи с надиктованными текстами.
Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.
Самые распространенные ошибки (на что обратить внимание)
К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта – это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.
Как выучить стих быстро и правильно?
Учить стихотворения – не всегда самое любимое занятие для школьников. Но, зная некоторые правила, вы сможете даже в рекордно короткое время выучить довольно большое поэтическое произведение.
Как правильно учить стихи
Рассмотрим для начала, как правильно следует учить стихи. Предлагаемый способ считается классическим и позволяет запоминать стихотворения надолго, что непременно пригодится в дальнейшем, например, при написании сочинения.
1. Учить стихотворение следует начать заранее, когда в запасе есть дня 2–3.
2. Для начала прочитайте все стихотворение вслух и желательно не один раз.
3. Мысленно нарисуйте себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет. Если есть способности к рисованию, можно даже набросать эскиз.
4. Выделите главных героев стихотворения, проникнетесь теми чувствами, которые старается передать поэт.
5. Перепишите стихотворение. Так вы задействуете еще один вид памяти.
6. Прочитайте стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.
7. Теперь переходим непосредственно к заучиванию. Читаете первую строчку несколько раз и запоминаете. Потом к первой добавляете вторую строку. Запоминаете уже две. Так, постепенно, заучиваете все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.
8. Напишите шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.
Как выучить стих быстро наизусть
Бывает, что требуется срочно выучить стихотворение. Конечно, за 5 минут вы его не осилите, если память не натренирована. Но за относительно короткий промежуток времени запомнить несколько рифмованных строк не сложно.
Советы:
1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. Этот прием работает, если нужно заучить и стихотворение на английском, смысл которого вы не улавливаете.
2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.
3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени. Не важно, если вы пропустите несколько строк. Восстановите пробелы позже, прочитав стих еще раз. И продолжайте эти действия, пока не выучите все стихотворение.
Как выучить очень большое стихотворение
- Любые стихотворения, а тем более объемные, лучше учить перед сном. Прочитайте стихотворение вслух перед сном несколько раз. Чем больше, тем лучше.
- Выпишите первые слова каждой строки. Теперь попробуйте рассказать стихотворение. Постепенно убирайте слова-подсказки. Например, сначала оставьте только первые слова каждой второй строки, затем – каждой четвертой и так далее.
- Учите вслух! Не шепотом, не про себя, не бормоча, а именно вслух, громко и сразу с выражением.
- Многим помогает, если стихотворения заучивать, читая их как рэп – речитативом. Можно и биксов добавить, чтобы уловить ритм поэтической сроки. Единственная опасность – есть риск перейти на речитатив, когда вы рассказываете стих перед учителем.
Самые распространенные ошибки
- Никогда не старайтесь запомнить все стихотворение сразу. Лучше разбивать стих построчно, и повторять, каждый раз добавляя по строке. Метод “снежного кома” – очень действенный.
- А вот читать стихотворение перед заучиванием следует полностью, иначе потеряется связь между строфами.
- Не напрягайтесь и не пытайтесь вспомнить забытое слово или строку самостоятельно. Подобные паузы мешают. Сразу подсмотрите, чтобы не прерывать декламирование.
И самый главный совет – тренируйте память. Чем больше стихов вы знаете, тем легче запоминать новые.
Как выучить рассказ с пересказом?
Уже в первом классе детям дают задание подготовить пересказ. Кажется, что все просто: прочитать рассказ, запомнить его и пересказать. Но технике пересказа школьников не учат, поэтому далеко не всем бывает легко справиться.
Как выучить рассказ быстро
Выучить рассказ ни в коем случае не означает вызубрить его. Ставку следует делать на другое: любопытство, образное восприятие мира, применение игровых технологий там, где это возможно. Есть правила запоминания текста рассказа, которые могут помочь школьникам разного возраста. Изложим их здесь в виде добрых советов ребятам.
Отнесись к рассказу как к новой интересной истории. Представь себя в роли сыщика Колобка или Шерлока Холмса. Предстоит разобраться в следующих вопросах:
- Кто участвует в рассказе, про кого он?
- Что он или они делают?
- Когда это происходит?
- Почему (причины)?
- Где случились описываемые в рассказе события?
- Как все произошло? Какие события оказались главными?
Прочитай рассказ вслух, так запоминать легче. Постарайся мысленно представить образы героев рассказа, понять смысл и суть их поведения и поступков. Они тебе нравятся? Чем? Если нет, то почему? Какие детали рассказа показались самыми интересными? Ты понимаешь значение всех слов? Если нет, загляни в словарь и разберись, что они означают.
Как подготовить пересказ
1. Детективу предстоит составить отчет. Кратко запиши ответы на поставленные перед чтением рассказа вопросы, просматривая его текст.
2. Отдохни, посмотри в окно, сделай упражнения для глаз: поморгай, зажмурься, поводи ими по кругу, посмотри вверх и вниз.
3. Прочитай рассказ еще раз.
4. Перескажи его своими словами, пользуясь написанным «отчетом».
5. Еще раз перескажи рассказ, уже не заглядывая в записи.
6. Проверь себя и просмотри «отчет» — ничего не пропустил? Если забыл что-то важное, перескажи еще раз.
7. Очень хорошо доложить результаты проведенного «расследования» — пересказать текст слушателям — бабушке, маме, брату или сестре.
Перед уроком можно просмотреть свой план пересказа и быстро просмотреть текст рассказа, чтобы вспомнить его.
Самые распространенные ошибки
При пересказе следи за тем, чтобы:
• не путать события в рассказе, ведь они происходили в определенной последовательности;
• не придумывать то, чего в рассказе не было, не перевирать имена и названия;
• не пересказывать какую-то часть текста слишком подробно, а другую, наоборот, слишком кратко;
• правильно использовать значения слов, строить предложения по правилам русского языка, не нарушать порядок слов и не повторять много раз одни и те же слова.
Сочинение рассуждение на лингвистическую тему. Как писать сочинение?
Лингвистическая тема связана с языком. Обычно такие сочинения раскрывают смысл высказывания известного человека об определенном лексическом/грамматическом явлении (например, об актуальности неологизмов, о средствах выразительности). Но иногда в задании обозначена только тема (допустим, «Роль тире»). Тогда нужно вспомнить теорию из конкретного раздела лингвистики (в данном случае – правила пунктуации).
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как и любое другое сочинение:
Структура сочинения
- Вступление (содержит мысль, которую нужно дальше раскрыть и доказать);
- Основная часть (раскрывает тезис, указанный во вступлении, и содержит несколько абзацев);
- Заключение (выводы).
Рассуждение можно вести в одном из трех форматов: доказательство, объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.
Готовая работа может выглядеть следующим образом:
- 1 абзац. Вступление (подведение к вопросу и тезис, 2–3 предложения);
- 2 абзац. Раскрывается первая часть цитаты (приводятся аргументы и пример);
- 3 абзац. Раскрывается вторая часть цитаты;
- 4 абзац. Записываются выводы.
Чтобы удачно написать сочинение, необходимо подробно написать о том, как вы понимаете смысл высказывания, и найти интересные примеры.
- «Зачем нужны запятые?»
В устной речи мы используем паузы, чтобы выделить определенные фрагменты фразы, а на письме с этой же целью применяются запятые. Что будет, если их совсем убрать или перепутать местами? Смысл предложения в таком случае может измениться до неузнаваемости. Попробуем доказать.
Большинству из нас известна лингвистическая загадка «казнить нельзя помиловать». От того, куда будет поставлена запятая, в прямом смысле зависит жизнь человека. Поставим после «казнить» – станем свидетелями трагедии, поставим после «нельзя» – спасем от смерти. Этот пример нагляднее всего демонстрирует актуальность использования запятых в письменной речи.
Иногда запятые почти не влияют на смысл предложения, но позволяют сделать его более понятным и выразительным. Так же, как в устной речи мы самое важное и главное выделяем голосом, так же и на письме эта благодарная роль отведена запятым. Рассмотрим такое предложение: «Удивительно, насколько прекрасно начало дня, когда солнце только поднимается над горизонтом, похожее на спелый апельсин». Если убрать из этого предложения все запятые, то читателю придется несколько раз пробежаться по нему глазами, чтобы из набора слов получился осмысленный текст.
Запятые в письменной речи необходимы, чтобы правильно передавать смысл высказывания и облегчать прочтение. Они дают возможность определить, в каком месте сделать паузу, а также обозначают конец простого предложения в составе сложного.
2. «Актуальность синонимов в русском языке»
Одно из бесценных свойств русского языка – возможность передавать тончайшие смысловые оттенки. Поэтому в своей речи мы так часто используем синонимы. Их изобилие позволяет подобрать точное слово для обозначения предмета, признака, действия. Попробуем доказать актуальность использования синонимов на наглядных примерах.
Для начала необходимо вспомнить, что такое синонимы. Это – слова одной части речи, схожие по своему лексическому значению, но различные по написанию/звучанию. Они могут образовывать достаточно длинные синонимичные ряды (некоторые исчисляются несколькими десятками вариантов). Поэтому мы всегда можем выбрать самое подходящее слово, в точности передающее определенный оттенок смысла. Для примера рассмотрим возможные синонимы к слову «сложный»: затейливый, витиеватый, хитроумный, причудливый, мудреный, замысловатый, претенциозный. Какой из перечисленных синонимов лучше всего подходит для описания сложного узора вышивки на одежде? Полагаю, что «затейливый». А для сложной загадки? Думаю, что «замысловатая» или «хитроумная».
Кроме того, синонимы украшают нашу речь. Чтобы не повторять одно и то же слово несколько раз в тексте, лучше подобрать другое – близкое по смыслу. Допустим, вместо «например»в этом предложении только что мною было использовано иное вводное слово. Равно как и «иное» заменило «другое» – и всё в пределах одного абзаца.
Можно сделать вывод, что синонимы позволяют передавать тончайшие оттенки значений, а также помогают избегать повторов одного и того же слова в тексте.
Как правильно написать сочинение по картине художника?
(На иллюстрации картина Богдана-Бельского “Дети на уроке”)
Для того, чтобы написать качественное сочинение о картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать. Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.
Составляем план сочинения
Чтобы было проще, нужно разбить одну большую задачу — написать сочинение о картине — на несколько мелких. Именно эти мелкие задачи и станут пунктами плана. Обязательно нужно упомянуть:
- имя художника и его творческие заслуги (это можно сделать во вступлении);
- историю создания картины;
- предметы/людей/объекты, находящиеся на полотне, стиль и особенности картины;
- настроение, которое создается при просмотре изображение, впечатление, которое оно производит;
- если есть возможность, привести интересные факты/сделать выводы о месте картины в творчестве художника.
Описание картины
Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем. Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д. Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.
Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.
Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.
Раскрытие темы и вывод
Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскройте тему, которую пытался передать художник. Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь). Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.
К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.
Как написать сравнительную характеристику двух героев?
Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).
Сначала сравните самые простые, “очевидные”, характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.
Обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой ‑циник, любит приврать.
Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – “устал от жизни” (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой – думает только о себе (Раскольников).
Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.
Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери – молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.
Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: “Но я другому отдана; Я буду век ему верна”. Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.
Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд.
Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.
Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?
Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.
Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку?
Помощь в написании ЕГЭ по русскому языку по части сочинения-рассуждения.
Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2–5 баллов, не больше, из максимальных 23.
Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)
- Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
- Комментарий к проблеме.
- Позиция автора по проблеме.
- Ваша позиция по затронутой проблеме.
5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).
7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).
Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».
Определение и формулировка проблемы, комментарии к проблеме, позиция автора
Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его (“Н‑да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?
Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.
Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.
Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?
Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).
Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.
Ваша позиция, аргументы
Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.
Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).
В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).
Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.
Вывод
Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.
https://сезоны-года.рф
Правила оформления эссе по ГОСТу
Зачастую учебные заведения выдвигают свои требования к оформлению письменных работ.
Шрифт
Если такие требования отсутствуют, желательно ориентироваться на ГОСТ 7.32 – 2001 и придерживаться стандартных правил оформления: использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, интервал 1,5.
Нумерация страниц
По тексту применяется сквозная нумерация, на титульном листе страница не ставится, но при нумерации учитывается.
Подзаголовки
В основной части эссе могут использоваться подзаголовки, которые допустимо выделить полужирным шрифтом. Печатать подзаголовки следует с абзацного отступа, с заглавной буквы, без точки в конце подзаголовка и без использования подчеркивания.
Графический материал
В основной части эссе могут присутствовать схемы, диаграммы, таблицы. Все рисунки и таблицы нумеруются, а их название располагается посередине строки (Рисунок 1 – Название, Таблица 1 – Название). Название рисунка пишется под рисунком, а название таблицы – над таблицей.
Приступаем к оформлению эссе
Перед началом написания эссе необходимо обдумать план. Для этого, нужно знать из каких частей оно состоит. Несмотря на то, что этот жанр подразумевает полную свободу творчества, определенные требования к оформлению эссе все же существуют.
К структурным элементам эссе относятся:
- титульный лист;
- текст эссе;
- список литературы.
Оформление титульной страницы
Правильное оформление работы подразумевает наличие титульного листа с указанием темы, автора, учебного заведения, руководителя, места и времени выполнения.
Слово «Эссе», которое располагается посередине страницы, чаще всего пишется более крупным шрифтом, по сравнению с остальным текстом.
Образец титульной страницы эссе
Образец титульного листа эссе (скачать в Word)
Оформление содержания эссе
Вступление
Любая письменная работа имеет вступление, которое призвано ввести читателя в курс проблемы, заинтересовать темой. У читателя не должно остаться вопросов по поводу темы, ее актуальности и значимости. Следует выдерживать логическую связь между введением эссе и основной частью.
Внимание! Введение эссе не выносится на отдельную страницу и не имеет заголовка.
Основная часть
Далее необходимо логично и последовательно приводить аргументы, раскрывая заявленную тему. Рекомендуется активно использовать мнения различных ученых, приводить цитаты и ситуации из жизни.
Используемые цитаты должны быть заключены в кавычки и содержать ссылку на первоисточник с указанием авторства, года издания и страницы расположения цитируемой фразы. Информация об источнике (ссылка) может приводиться в круглых скобках по тексту или в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника в списке литературы.
Каждое утверждение должно сопровождаться пояснением и примером. В заключение каждого раздела с утверждением должен быть вывод или итоговое суждение.
Заключение
В заключительной части вновь озвучивается проблема, обобщаются все суждения из основной части и делается общий вывод, основанный на авторской позиции.
Запомни! Как и введение, заключение не пишут на отдельной странице и не указывают в заголовке слово “Заключение”.
Оформление списка литературы
Среди используемых источников желательно указать монографии, сборники конференций и научные статьи в периодических изданиях. Оформляется список литературы в соответствии с установленными стандартами.
Примеры библиографических описаний:
- Фирсенко, С. С. Исследование конкурентной среды продовольственного рынка (региональный аспект) : моногр. / С. С. Фирсенко, Л. В. Юшкова ; Красноярский гос. ун-т. – Красноярск : Изд-во КрасГУ, 2002. – 170 с.
- Смит, А. Исследование о природе и причине богатства народа (отдельные главы) / А. Смит. – Петрозаводск : Петроком, 1993. – 320 с.
- Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. В. Д. Щетинина. – М. : Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
- Пономарев, А. С. Российское пчеловодство на этапе глобализации / А. С. Пономарев // Пути развития пчеловодства в России через успешный опыт регионов России, стран СНГ и Дальнего Зарубежья : материалы Междунар. науч.–практ. конф., Ярославль, 18–23 окт. 2012 г. – М. : Узорочье, 2012. – С. 19-20.
- Дугина, Е. Л. Повышение конкурентоспособности регионального продовольственного рынка как способ обеспечения продовольственной безопасности региона / Е. Л. Дугина, Е. В. Доржиева // Сб. науч. тр. Сер. Экономические науки. – Улан–Удэ, 2007. – Вып. 14. – С. 27–31.
- Абдыкерова, Г. Ж. О дифференцированном подходе оценки конкурентоспособности национальной экономики на различных уровнях ее функционирования / Г. Ж. Абдыкерова // Вестник Восточно–Казахстанского государственного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 98–115.
Нужна помощь в написании эссе?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена эссе
Образец вместо заключения
Чтобы правильно оформить эссе, нужно знать основные правила ГОСТа. Самое сложно – это титульный лист. В целом, оформление эссе обладает существенным сходством с другими письменными работами: курсовыми и рефератами. В этой статье мы привели все необходимые правила оформления эссе, чтобы закрепить материал, посмотрите приложенные примеры эссе:
Образец оформления эссе 1 (скачать в Word)
Образец оформления эссе 2 (скачать в Word)
Вопрос «как правильно написать сочинение» заставляет понервничать многих школьников, в особенности, если речь идет о сочинении для ЕГЭ.
Сочинение является видом письменной работы (как школьной, так и вузовской) и представляет собой передачу и изложение собственных мыслей и знаний на определенную тему.
Но недостаточно грамотно написать работу, нужно еще правильно оформить ее. Как это сделать, разберемся вместе.
Подготовка к сочинению
Перед тем как браться за написание и оформление сочинения, предпримите несколько основных шагов:
-
Обозначьте основную цель, главную тему и ключевую мысль текста.
-
Определитесь с жанром своей работы.
-
Выявите структуру, постройте план сочинения.
-
Найдите, выберите и отфильтруйте материал, который пригодится для написания текста.
Рекомендуем сначала излагать свои мысли в черновике, четко следуя обозначенному плану. После написания черновика и его проверки, можно приступать к оформлению сочинения в его окончательном виде.
Правила оформления сочинения
Рекомендуем при оформлении сочинения придерживаться определенных установленных правил:
-
Шрифт. Выбираем между Times New Roman и Arial 12-го или 14-го размера.
-
Текст сочинения. Выравнивается исключительно по ширине.
-
Интервал. Между строками соблюдается полуторный или одинарный интервал.
-
Абзацные отступы (1,25 см) и поля (со всех сторон по 2 см).
-
Объем. Количество слов в тексте зависит от темы сочинения и варьируется в пределах 400-900 (максимум 1000) слов. Если мы говорим о сочинении на ЕГЭ, объем регламентирован – от 200 до 350 слов.
Требования к оформлению сочинения с примерами
Существует ряд требований, предъявляемых к оформлению сочинения:
- Тема сочинения пишется без использования кавычек. Они уместны только в том случае, если темой является приведенная цитата или название произведения.
Например:
- Если вы используете эпиграф в начале своей работы, вписывайте его в правой стороне листа, не обращаясь к услугам кавычек.
Следующая строка – указание источника: автор, исходное произведение.
Например (без скобок и точек в конце): Достоевский Ф.М., «Преступление и наказание»
- Делите текст на абзацы. Сложно читать сплошной текст, который не разделен на части. Излагать свои мысли, переходя от одной к другой, тоже будет намного проще.
Например:
- Если в своем тексте вы используете даты, оформляйте их в цифровом виде: арабские символы для числа и года, римские – для века. Прочие числительные приводятся в виде прописи.
Например:
- В сочинении часто обращаются к цитатам. Во-первых, знайте меру. В тексте должны преобладать ваши собственные мысли. Во-вторых, оформляйте их максимально правильно. Обратитесь к учебникам по русскому языку, где подробно изложены необходимые правила пунктуации.
Например:
- Следите за почерком. Текст должен быть понятным и разборчивым. Не доставляйте лишних хлопот преподавателю.
Написанную работу следует перечитать и внимательно проследить, не теряется ли смысловая целостность содержания, последовательность и связанность текста. Уделите время на проверку ошибок.
Надеемся, наши советы помогут вам качественно и беспроблемно подготовить и правильно оформить сочинение.
Хотите заказать сочинение? Наши авторы с многолетним стажем напишут работу на любую тему!
- Требования к оформлению содержания по ГОСТ 2021-2022
- Как сделать автоматическое содержание в Ворд
- Порядок оформления содержания вручную
- Как оформить содержание в виде таблицы
Оформление содержания курсовой (реферата, дипломной работы) по сути – это нумерация разделов, подразделов и других частей. Это одна страница, которая размещается между титульным листом и основным текстом. Продуманный и правильно составленный план помогает систематизировать информацию, быстрее ориентироваться в источниках. Это часть, которая может корректироваться или меняться, но без нее не стоит браться за написание курсовой работы или оформление реферата.
Стандартные требования оформления содержания указаны в ГОСТ 7.32. В соответствии с ними в верхней части листа напишите «Содержание», выровняйте по центру. Через 2 интервала следует список: «Введение», наименования глав, подглав, «Заключение», список источников информации, приложения. Наименования разделов пишутся прописными буквами, интервал полуторный. Наименования подразделов сдвигаются вправо на 1 отступ (1,25). Напротив каждого пункта указывается страница.
Порядковый номер этой страницы 2, но он не всегда нумеруется, это зависит от требований ВУЗа. Шрифт используйте такой же, как во всей работе. По ГОСТ шрифт Times New Roman, кегль 14, но в конкретном учебном заведении могут быть иные требования. Наполнение между наименованиями глав и номерами – точки. Для нумерации используются арабские цифры.
Функцию Word для создания автособираемого оглавления можно использовать только в том случае, если заголовки оформлены правильно.
Пример оформления содержания
Как сделать автоматическое содержание в Ворд
В Word процесс оформления содержания автоматизирован. Все инструменты расположены во вкладке «Ссылки»: «Оглавление», «Добавить текст», «Обновить таблицу». Удобнее всего оформлять содержание готовой курсовой или дипломной работы.
Создайте новый лист для формы. Нажмите на «Оглавление». В списке, выберите «Ручное оглавление». Появится форма для заполнения. После клика на «Введите …» образуется прямоугольник. Введите в него наименование главы.
Недостаток этого способа – необходимость вручную вносить изменения, если меняется номер листа или заглавие. Если работа объемная, ручное оформление достаточно трудоемкое. Поэтому лучше пользоваться автособираемой формой, которая заполняется автоматически.
Заголовки должны быть оформлены средствами Word, листы пронумерованы. В противном случае программа не сможет найти заголовки, отсортировать по уровням, дополнить нумерацией и вставить в оглавление.
Пометьте наименование главы, откройте вкладку «Стиль», выберите заголовок.
Если требуется другой стиль, одновременно нажмите на клавиатуре CTRL+SHIFT+S, потом – «Применить стили». Выберите в выпадающем списке нужное, кликните на «Изменить».
Чтобы пронумеровать листы, необходимо перейти на «Вставка», кликнуть по «Номер страницы». После выбора варианта нажмите на «Закрыть окно колонтитулов».
Далее присвойте всем заголовкам уровень. Откройте вкладку «Ссылки»которую используете чтобы вставить сноски, поставьте курсор перед заголовком, кликните по «Добавить текст». Выберите уровень (появится галочка). Уровень 1 – название раздела (Заголовок 1), уровень 2 – подраздела (Заголовок 2), уровень 3 – наименование более мелкой части (Заголовок 3).
Следующий шаг – оформить содержание в ворде. Поставьте курсор на том месте листа, на котором будет план. Кликните по «Оглавление», в списке выберите вариант, который собирается автоматически. Появится содержание, состоящее из названий пронумерованных разделов.
Если в работе что-то меняется, достаточно нажать на «Обновить таблицу». Оглавление сразу изменится. Сверять названия с нумерацией не нужно.
Если необходимо сделать содержание с большим количеством уровней при написании дипломной работы, кликните по «Оглавление» и выберите «Оглавление» (внизу таблицы). Откроется окно, позволяющее:
- увеличить количество уровней («Уровни»);
- изменить вид содержания (из выпадающего списка в «Форматы») – изменения сразу видны в окошке «Предварительный просмотр»;
- изменить стиль («Изменить», выбрать нужное в табличке «Стиль»);
- изменить линию, соединяющую текст с номером («Заполнитель»);
- использовать специальные стили («Параметры», выбрать в «Доступные стили» и «Уровень»).
Если необходимо удалить содержание, откройте «Ссылки», кликните по «Оглавление», потом – «Удалить оглавление».
Порядок оформления содержания вручную
Если документ небольшой, его не нужно будет редактировать, заглавия созданы без форматирования, оформить содержание вручную можно двумя способами.
Первый способ оформления. Напишите на новой странице «Содержание», перейдите на следующую строку и введите заглавие. Кнопкой «Tab» («Пробел») переместите курсор на конец строчки, напишите номер. Если между названием и номером нужны точки, сделайте их при помощи соответствующей клавиши.
Недостаток этого способа оформления – цифры не образуют аккуратный столбик. Страница выглядит неаккуратной.
Пример оформления содержания вручную
Второй способ оформления. Напишите на пустом листе «Содержание», перейдите на новую строку. В меню нажмите на нумерованный список и пишите первый заголовок. Оставьте курсор у последнего слова, нажмите на «Разметка страницы», «Абзац», «Табуляция». Установите параметры: сантиметры до номера, выравнивание по правому краю, заполнитель. Печатая следующие названия, нажимайте на «Tab», чтобы переместиться на место, где обозначается страница.
Оформление содержания таким способом выглядит более аккуратным, так как цифры располагаются точным столбиком.
Как оформить содержание в виде таблицы
Напишите на новом листе «Содержание», перейдите на следующую строку. Перейдите в раздел «Вставка», далее – «Таблица». Выберите количество строк и 2 столбца.
Пример оформления оглавления в таблице
Названия впишите в левый столбец, номера – во второй. Когда вся таблица заполнена, ее можно оставить в таком виде или сделать границы невидимыми. Пометьте ее, перейдите в «Работа с таблицами», потом — «Границы». Выберите «Нет границ». Такой план выглядит аккуратным.
Содержание – это проект, отражающий логическую структуру реферата или курсовой. В процессе оформления содержания магистерской или дипломной работы необходимо отразить общую направленность работы и перечень рассмотренных вопросов. Разделы, подразделы и другие части выделяются точно, соблюдая логическую последовательность. Без выполнения данных правил создать качественную работу невозможно. Это основной ориентир, если разработан правильно.
Сочинение — это письменный тип самостоятельной работы, в которой ученик или студент излагает свои собственные мысли и рассуждения. Для написания действительно хорошего и правильного сочинения ученик должен обладать богатым словарным запасом, начитанностью по теме задания и уметь грамотно излагать свои мысли на бумаге на русском языке.
Сочинения бывают разных видов. Самые распространенные в школе сочинения это рассуждение и повествование. Отличаются они характером написания и содержанием. Сочинение-рассуждение дает возможность высказать ученику свое мнение относительно какого-либо события, проблемы или произведения. Часто такие сочинения пишут на уроках литературы, русского или иностранного языка. Ярким примером задания сочинения может быть рассуждение о том, что имел в виду автор в какой-либо конкретной фразе или своем произведении в целом. В сочинении-повествовании ученик рассказывает о каком-то конкретном событии. Например «Как я провел лето».
Еще одним видом сочинения является эссе. Его достаточно часто пишут студенты высших учебных заведений по различным гуманитарным наукам. Хотя и в школе такой вид сочинений встречается достаточно часто. В эссе важно изложение своего личного мнения и своих собственных мыслей художественным словом. При любом виде подобных работ очень важно правильное оформление сочинения.
Как подготовится к сочинению
Любое сочинение необходимо начинать с составления плана. Важно ознакомиться с заданием, изучить доступные материалы и статьи по теме, и четко понять все правила и требования к тексту. Сбор материала занимает больше всего времени при подготовке к написанию сочинения. Если сочинение пишется по произведению классика, то стоит внимательно прочитать данное произведение и хорошо осмыслить его. Выпишите себе несколько основных цитат из произведения, это станет однозначным плюсом в вашей работе, а также украсит ее. Старайтесь писать цитаты на языке оригинала. Если же, например, вы пишите сочинение о каком-либо историческом событии, то обязательно ознакомьтесь с мнением известных людей и статьями, возможно их цитаты вам также пригодятся в вашей работе. Не бойтесь заимствовать материалы из других источников, только делать это стоит аккуратно. Полностью переписать слово в слово отзыв другого человека и выделить фразу в цитату — это далеко не одно и тоже. Большим плюсом будет делать отсылки на известные произведения, даже если вы пишите сочинение не по литературе. Например, в эссе по психологии на тему проблем воспитания уместным будет сказать о том, что это извечная проблема, ведь о ней писал еще Тургенев в своем произведении «Отцы и дети».
Структура сочинения и содержание
Существует три основные части текста, которые обязательно должны присутствовать в сочинении. Их наличие требуется обязательно, а образец всегда можно найти на нашем сайте.
Вступительная часть должна коротко рассказать о том, что будет повествоваться в сочинении. Это является началом сочинения. Необходимо кратко изложить суть вопроса или проблемы, выделить ключевые тезисы, заинтересовать. Введение призвано познакомить его читателя с темой работы, но оно должно быть выполнено в лаконичной форме и не перегружать информацией.
Содержательная часть является основой повествования. Тут уже необходимо детально раскрыть тему, написать свое мнение или мнение великих людей относительно конкретного вопроса. В сочинении допускается выражение собственных взглядов и добавление эмоций. Содержательная часть сочинения самая большая по объему и информативности. Пользуйтесь литературным словом. Соблюдайте последовательность и логичность в тексте. Очень важно, чтоб у различных частей сочинения были свои выводы и при этом они были связаны со следующей частью текста логически. Обязательно доводите мысль до конца и аргументируйте ее. Выражайте свою личную позицию и позицию автора, сравнивайте их.
Выводы — это заключительная часть сочинения. Тут автор должен высказать свои заключения относительно темы вопроса. Важно не повторяться с основным текстом, а лишь подбить итог всей работы.
Еще один структурный элемент, который часто используется в сочинениях — это эпиграф. Его пишем перед вступлением и после темы сочинения. Его необходимо прописать в правой стороне листа, указав при этом фамилию автора. Если эпиграф был взят из какого-либо произведения, то указывается его название и год публикации.
Некоторые сочинения требуют наличие плана. Его пишем после эпиграфа. План выглядит как оглавление, только в нем не указываются номера страниц.
Если вы пишете эссе, то оформление сочинения требует наличие титульного листа и списка литературы. Эссе считается уже как исследовательская работа, поэтому оформляется по правилам и требованиям ГОСТа. В эссе также нумеруются страницы. На титульном листе указывается не только тема работы, но и название учебного заведения, а также информация об авторе. В конце титульного листа указывается город и год создания работы. Образец титульного листа можно найти на нашем сайте.
Требования к оформлению сочинения
Техническое оформление сочинения играет также немаловажную роль при итоговой оценке работы. Если сочинение выполняется от руки, то важно писать его красивым и читаемым почерком. Старайтесь избегать грамматических и пунктуационных ошибок, ведь излишние замазывания создадут плохое впечатление у преподавателя.
Если сочинение печатается на компьютере, то по умолчанию используется шрифт Times New Roman, 14 кегль с полуторным интервалом.
При любом виде написания важно помнить основные правила и требования:
- Тема сочинения не берется в кавычки.
- Цитаты выделяются в кавычки и указывается автор цитаты и год, по возможности.
- Обязательно делите текст на абзацы, отдельно выделяйте личные размышления по теме.
- Даты оформляются арабскими цифрами, века — римскими. Иные числительные пишем прописью.
- Если в сочинении используется стих, то его пишем со следующей строки, посередине без использования кавычек. Обязательно сохраняйте авторскую пунктуацию.
Сочинение по абсолютно любому предмету должно не только детально раскрывать тему вопроса, но и соответствовать всем главным правилам и требованиям по его оформлению.
Сочинение для многих школьников становится одним из самых сложных видов учебных работ: оно носит творческий характер, в нём надо отразить и аргументировать собственную позицию. Мы уже давали советы по подготовке сочинений по истории, обществознанию, литературе, а сегодня подробнее остановимся на сочинении-рассуждении.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше лайфхаков и полезной информации вы найдёте в нашем телеграм-канале для учеников и студентов. А скидки и акции мы собрали в специальной группе.
Структура сочинения-рассуждения
Что значит сочинение-рассуждение? Уже из названия этого типа сочинения понятно, что оно посвящено размышлениям автора о предложенной проблеме. Она может быть взята из сюжета художественного произведения или общественной жизни либо сформулирована в виде цитаты.
План сочинения-рассуждения содержит те же пункты, что и другие творческие работы:
- Вступление (15-20% текста).
- Основная часть (60-70%).
- Выводы (15-20%).
Объём такого дискуссионного эссе обычно составляет 2 страницы, но встречаются и другие варианты. Мини-сочинение рассуждение может состоять из 1 страницы, а сочинения-рассуждения ЕГЭ должно содержать не менее 150 слов, иначе работу даже не проверят. Для итогового сочинения-рассуждения предусмотрен другой минимум — 250 слов.
По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы.
Как начать сочинение-рассуждение
Во введении сочинения-рассуждения нужно сформулировать вашу позицию по теме работы. Старайтесь при этом избегать категоричности: в большинстве случаев темы составлены так, что наиболее уместной будет выбор «золотой середины», а не одной из полярных точек.
Также во вступлении можно подчеркнуть актуальность поднятой проблемы или дать краткую информацию о произведении (если сочинение нужно писать по книге) или авторе цитаты (если тема представлена в форме высказывания).
Что такое аргумент в сочинении-рассуждении
Основная часть эссе-рассуждения должна включать аргументы, которые будут подтверждать тезис, сформулированный во введении. В качестве аргумента в сочинении-рассуждении можно использовать сюжеты классических произведений из школьной программы, факты, статистику, научные данные и личный опыт.
Оптимальное число аргументов — три, будет лучше, если они будут разноплановыми. Если вы готовите сочинение-рассуждение ОГЭ, модно ограничиться двумя аргументами, использовав приведённый в задании текст.
Вывод в сочинении-рассуждении
В качестве заключения при написании сочинения-рассуждения лучше всего использовать приём обобщения сказанного выше или призыв к действию. Главное, чтобы итог не противоречил сформулированному в начале тезису.
Клише для сочинения-рассуждения
Есть несколько универсальных фраз и оборотов, которые принято использовать при составлении сочинения-рассуждения или размышления:
- «Многие не раз задумывались о том, что …»;
- «Главная проблема, с которой столкнулось общество, заключается в …»;
- «Автор обращает внимание на …»;
- «Авторская позиция выражается в …»;
- «Я согласен с автором в …»;
- «Подтверждением сказанному может служит следующий факт …»;
- «Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения …»;
- «Во-первых …»;
- «Во-вторых …»;
- «Таким образом …»;
- «Следовательно …».
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как написать хорошее сочинение-рассуждение
Дадим несколько советов, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку или литературе:
- Уделите основное внимание формулированию тезиса, от этого будет зависеть весь дальнейший текст.
- Лучше избегать аргументации из произведений, которые не входят в обязательный список. Преподаватели могут быть не знакомы с их сюжетом и не засчитать такое доказательство.
- Следите, чтобы введение и заключение перекликались, так вы подчеркнёте сформулированный тезис.
- Придерживайтесь плана сочинения-рассуждения по русскому или литературе, не смешивайте разные части структуры. Используйте правило: одна мысль — один абзац.
- Не поленитесь перечитать работу перед сдачей. Даже в краткое сочинение-рассуждение могут вкрасться ошибки или опечатки.
Пример сочинения-рассуждения
Приведём несколько образцов сочинения-рассуждения:
- Сочинение-рассуждение на тему «Нравственный долг — выбор или необходимость?».
- Пример сочинения-рассуждения ОГЭ.
- Шаблон сочинения-рассуждения.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы знаете, как писать сочинение-рассуждение и сможете подготовить хорошую работу. Или, если не уверены в своих силах, доверить написание профессионалам: оставляйте заявку на сочинение и будьте уверены в высокой оценке.
Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.
Нужна помощь в написании работы?
Эссе – это один из видов сочинения, в ходе которого автор излагает осмысление какой-либо проблемы и события своими словами. Но прежде чем браться за написание такого сочинения, ученику важно ознакомиться с правилами оформления эссе. Если это не оговорено в методичке учебного заведения, нужно будет следовать тому, как оформить эссе согласно ГОСТу. Правильное оформление и шаблон, как выглядит эссе, все это будет рассказано дальше.
Правила оформления эссе по ГОСТ
У каждого учебного заведения предусмотрены свои индивидуальные требования и нормы касательно того, как красиво оформить эссе, сколько страниц должно быть, какими должны быть титульник, заголовок, содержание, а также заключение и прочие нюансы. Если же правил не предусмотрено, в силу вступают правила ГОСТ общепринятого характера.
Нужна помощь в написании работы?
Формат листов
Первое, на что нужно обратить внимание – формат и размер листов, на которых будет напечатано эссе. Это должно быть обязательно печатное исполнение на компьютере, набираться текст должен в программе Microsoft Word. Далее, как только текст будет набран и оформлен согласно всем пунктам ГОСТ, распечатывать его следует на листе А4, текст при этом располагается только на одной его стороне.
Параметры текста
Правила ГОСТ периодически меняются и обновляются, поэтому если не предусмотрен образец для университета или другого учебного заведения в методическом пособии, нужно найти свежие требования ГОСТ последнего года выпуска. Критерии написания текста подразумевают использование шрифта Times New Roman, размер букв должен быть 14 черного цвета, а интервал между ними – 1,5. Текст выравнивается строго по ширине, на одном уровне оформляется красная строка с отступом 1,25.
Поля и нумерация страниц
Обязательно каждая страница эссе должна нумероваться, причем используется сквозная нумерация. Отсчет нужно начинать с титульного листа, хотя нумеровки на нем не присутствует. Обозначение страниц производится арабскими цифрами. На каждой странице должны быть четко установленные поля:
- слева – 30 мм;
- справа – 10 мм;
- снизу и сверху – 20 мм.
В среднем на странице должно помещаться объем в 1800-2000 символов, ели следовать всем вышеуказанным правилам нанесения текста в документ.
Оформление титульного листа. Пример
Чтобы правильно оформить титульный лист эссе, образец берут также согласно правилам, прописанным ГОСТом. Существует несколько обязательных пунктов по созданию титульной страницы:
- В верхней части титула указывается название учебного заведения, для которого создается эссе, а также его руководителя.
- Далее указывается название работы большим кеглем — «Эссе» и тематика сочинения в кавычках.
- Справа под темой автор указывает информацию о себе и руководителе по обучению.
- По центру снизу указывается город и год выполненной работы через пробел.
Наглядно увидеть, как подписывать сочинение на титульном листе, можно просмотреть на готовом шаблоне:
Особенности оформления текстовой части
Текстовая часть – это самый объемный пункт в правилах оформления эссе согласно ГОСТ. Здесь нужно рассмотреть все компоненты текстовой части:
- Подзаголовки – основная часть произведения от автора может включать в себя подзаголовки, которые согласно правилам «эссе ГОСТ» оформляются полужирным шрифтом. Начинают введение подзаголовка с большой буквы и после того, как был сделан абзацный отступ, а в конце не ставится точка. Также на подзаголовках нельзя использовать строку подчеркивания.
- Графический материал – речь идет о разных таблицах, схемах и диаграммах. Эти данные нужно нумеровать и указывать названия по центру строки, например, Рисунок 1 – Название, Таблица 1 – Название. Если это таблица, обозначение и нумерация указывается сверху, если рисунок – снизу. Не знаете, как украсить эссе? Графический материал поможет сделать это лучшим образом.
- Вступление – любая текстовая работа подразумевает вступление, цель которого заключается в кратком ознакомлении содержания и заинтересованности темой. Важно, чтобы вступление и содержание имели одну логическую связь. Введение не предполагает подзаголовка и не отделяется страницей.
- Основная часть – раскрывать заявленную тему нужно последовательными и логичными аргументами. В эссе приветствуются мнения экспертов и ученых, цитаты и разные случаи из практики. Отдельно нужно рассмотреть, как оформлять цитаты:
- эпиграфы – их не нужно заключать в кавычки, в конце указывается автор без скобочек;
- стихотворения – строки оформляются столбиком без заключения в кавычки (если стих пишется в строчку, тогда кавычки уместны и между строками должны быть знаки препинания);
- изречения известных людей – цитируя авторов, текст берут в кавычки, а в скобках обозначается автор;
- высказывания авторов – это должна быть прямая или косвенная речь, прямую речь начинают с заглавной буквы в кавычках, косвенную в кавычках, но с маленькой буквы.
- Заключение – любое сочинение по литературе, в том числе и эссе, должно заканчиваться логическим заключением. В нем нужно обозначить проблему, кратко напомнить суждения из основной части текса, а также подытожить всю информацию выводами. Как и введение, заключение не требует отдельного подзаголовка и страницы.
Один из самых частых вопросов от авторов эссе — сколько абзацев должно быть в таком сочинении? Минимальное количество абзацев – 3-4, первый является тезисом, второй толкованием тезиса, третий подробным толкованием, четвертый заключением.
Правильное оформление списка литературы. Пример
Любое сочинение по русскому языку и литературе должно завершаться списком литературы, чтобы оценивающий руководитель понимал, с какими источниками работал учащийся. Хорошо, если среди источников будут не только монографии, но и научные статьи, и сборники конференций в периодических изданиях.
Список литературы оформляют отдельно на листочке нумерацией согласно правилам текстового документа Microsoft Word. Обязательно указывается фамилия автора книги, далее после запятой указываются его инициалы. После этого с большой буквы без кавычек пишется название источника, город и место печати книги, название и год издательства, а также число страниц в книге.
Образец оформленного ЭССЕ по всем правилам
ЭССЕ на тему «Господство государства над финансами»
Вывод
Нужна помощь в написании работы?
Чтобы узнать, как оформить сочинение на конкурс или эссе в учебное заведение согласно нормам и требованиям, можно обратиться к методическому пособию, а если в нем не оговаривают правила – к ГОСТу. В ГОСТе четко указываются все пункты касательно работы в текстовом документе, а также как оформить красиво и грамотно простое на первый взгляд сочинение.
Внимание!
За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.
Рассчитайте стоимость своей работы ->