По словам Наполеона Бонапарта: «Не умеющий держать речь карьеры не сделает». Во все времена люди уважали тех, кто умел говорить и завладеть вниманием слушателей. На сегодняшний день умение красиво говорить необходимо не только актёрам и политикам. И логично начинать подготовку публичного выступления с того, чтобы составить текст публичной речи, не так ли?
Всё более серьёзные позиции занимает интернет-деятельность. Блогерам и ведущим видеоканалов необходимо произносить речи различного характера для видеосъемки, тренерам и экспертам — для выступления онлайн на вебинарах, записи обучающих материалов и продающих роликов.
Умные люди это понимают и многие не раз высказывались о том, что владение словом — это главное оружие, с помощью которого ведутся политические и рекламные кампании. Поэтому важность умения коротко и емко выразить свою мысль трудно переоценить.
Как известно, цель публичной речи в том, чтобы внести изменение в поведение слушателей и зрителей, воздействовать на их разум и чувства. Поэтому стоит в первую очередь определиться с жанром вашей речи.
Современная классификация речей по жанрам
1. Социально-политические речи
- Доклады на собраниях, конференциях, конгрессах.
- Политическая и дипломатическая речи.
- Военно-патриотическая речь.
- Политическое обозрение.
- Агитаторские и митинговые речи.
2. Академическое красноречие
- Лекции в высших учебных заведениях.
- Научные обзоры и доклады.
- Информационные научные сообщения.
3. К судебным речам относятся
- Обвинительная, прокурорская речь.
- Речь защитника, адвокатская.
4. Социально-бытовые речи
- Юбилейные и поздравительные речи.
- Тост или застольная речь.
- Надгробная и поминальная речи.
5. К богословско-церковным можно причислить
- Церковную проповедь.
- Соборную речь.
Разумеется, что чаще всего в обыденной жизни мы используем социально-бытовой жанр. А вот для рабочих моментов нынче актуальны:
- Информационные и обучающие выступления из академического красноречия.
- Убеждающие и рекламные (продающие) речи с призывом из социального.
Если ещё лет 10-20 назад пользовались популярностью познавательные лекции, то сейчас интерес широкой аудитории к ним почти исчерпан. Теперь в фаворе интерактивные публичные выступления: семинары (вебинары), мастер-классы, тренинги.
Наиболее востребованный вид речи для бизнеса в интернет — это убеждающая короткая речь с призывом. К ней можно отнести разнообразные презентации продуктов и услуг, приглашения на мероприятия и даже самопрезентации.
Как правильно составить публичное выступление
Грамотно составленная речь всегда имеет 3-частную форму: вступление, основную часть и заключение. Еще в древности, когда наука риторика была в большом почете, особое внимание уделялось началу речи, которое и тогда рекомендовалось, и сейчас рекомендуется выступающим — заучить.
Несмотря на то, что вы, возможно, потратите больше всего времени именно на его создание, звучать оно должно очень естественно. Вот 4 беспроигрышных варианта, с которых можно начать:
- С интересного или шокирующего факта по теме выступления. Вы наверняка замечали, как спикеры, которые вам нравятся, произносили в начале своего выступления фразы наподобие: а знаете ли вы…?
- Можно сразу же сделать акцент на актуальности, важности, полезности того, о чём вы собираетесь говорить. И звучит это часто примерно так: советую вам дослушать мою речь до конца, потому что…
- Отлично прозвучит в начале также крылатое выражение или пословица по теме. К примеру, для текста этой публикации я нашла афоризм Наполеона.
- Риторический вопрос — отличное начало речи, особенно когда он касается наболевшей темы аудитории перед которой вы выступаете.
Какие элементы должны обязательно содержаться в убеждающей речи?
1) Аргументы:
- какие-то свершившиеся факты, о которых можно упомянуть;
- цифры, статистика;
- народная мудрость — приметы, поговорки, фразеологизмы;
- цитаты, мнения авторитетных источников.
2) Обоснования – базируются на человеческих ценностях:
- здоровье;
- дети, семья, отношения;
- свобода — людям важно осознавать, что они свободны в своем выборе, что у них свободный график, что они свободны поступать как им хочется, у них есть свободное время;
- любовь, отношения.
И аргументы, и обоснования очень важны, ведь люди по типу восприятия разные — кто-то лучше воспринимает, к примеру, цифры, а кто-то лучше реагирует на обоснования. Главная цель убеждающей речи — побудить слушателей/зрителей совершить какое-то действие.
Чтобы ваша речь убеждала слушателей, и не позволила им переключить своё внимание обязательно используйте риторические приёмы: метафоры, сравнения, эпитеты. Погружайте их в определенную атмосферу или обстоятельства. Приводите примеры, найдите моменты, где в вашей речи можно было бы использовать юмор.
Финал или заключение речи зависит от выбранного вами жанра. Для информационных и обучающих выступлений лучше всего подвести итоги сказанного, как говорил А. В. Суворов “Повторение — мать учения”.
Агитационные, рекламные речи всегда заканчивайте призывом, и вряд ли вам подойдет “Да здравствуют мир, труд, май!” (хотя конечно можно пожелать им здравия :)). Гораздо больше подойдут глаголы в повелительном наклонении, призывающие что-то сделать: подпишитесь, приходите, возьмите визитку, запишите контакты и т.п.
ВАЖНО! Никогда не завершайте свою речь по примеру Добрыни Никитича из м/ф про 3-х богатырей: ну вот так вот как-то…
Если вы — эксперт, мастер своего дела, то познакомьтесь с алгоритмом убеждающей речи, которая аргументирует ваше мнение с помощью примеров. Смотрите фрагмент из тренинга Майкла Бэнга «Мастерство публичных выступлений». Майкл Бэнг, лучший продавец мира 1990-х годов, основатель «Международной школы продаж» и один из самых востребованных консультантов в Европе.
Примеры текстов для публичного выступления
Натали Портман прославилась в 13 лет, сыграв роль девочки-подростка в фильме Люка Бессона «Леон» (Léon), которая дружит с наёмным убийцей Леоном (Жан Рено).
Она проявила свой талант и в других своих работах, но окончательно покорила сердца зрителей, сыграв роль Падме Амидалы, королевы планеты Набу в фильме Джорджа Лукаса «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза».
Речь Натали Портман (с русскими субтитрами) перед выпускникам Гарварда 2015
В её тексте публичной речи сквозит важная мысль, которую она хотела донести выпускникам Гарварда — это личное развитие, единственная вещь, в которой мы точно можем быть лучшими. Личное формирование — это одна из тем, которая затрагивается в фильме «Черный лебедь», где её персонаж Нина становится артистически успешной тогда, когда она обнаруживает удовольствие в совершенствовании себя, а не тогда, когда пытается другим казаться идеальной.
«Примите свои недостатки в знаниях и обратите это себе на пользу» — сказала Натали Портман и рассказала историю одного знакомого известного скрипача, который поведал ей, что он не может стать композитором, потому что знает слишком много музыкальных произведений и когда начинает писать ноты, то ему сразу же на ум приходит знакомое, уже существующее сочинение.
Натали полагает, что незнание того, с чем предстоит столкнуться выпускникам — одно из преимуществ. «Вы можете сочинять, потому что ваш разум еще не заполнен огромным количеством произведений, и вы не считаете многие вещи само собой разумеющимися. Единственный правильный способ сделать что-либо знаете только вы сами. Вы, сегодня здесь собравшиеся, достигните многих выдающихся вещей. У меня нет сомнений по этому поводу.»
Публичная речь Стивена Спилберга перед выпускниками Гарвардского университета 2016
«Я создаю миры, которые существуют всего два часа. Вы — мир, который будет жить вечно» — режиссер, продюсер и сценарист, миллиардер, и один из самых известных людей на планете Стивен Спилберг выступил в своей речи перед выпускниками Гарварда в мае 2016 года.
Стивену пришлось потратить 37 лет, чтобы получить диплом, а все потому, что на втором курсе колледжа ему предложили работу мечты на Universal Studios, так что пришлось бросить учебу. Тогда он сказал своим родителям, что, если с кино не сложится, он вернется в университет.
Но все отлично сложилось. И мир увидел «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», «Челюсти» и тетралогию об Индиане Джонсе. Вернулся Стивен Спилберг в университет из-за своих детей, которых у него семеро.
Поскольку он настаивал, воспитывая их, на важности высшего образования, но сам этот путь не прошел, поэтому в пятьдесят лет поступил в университет штата Калифорния — Лонг-Бич, и все-таки получил диплом. Признается, что палеонтологию ему зачли благодаря «Парку Юрского периода».
Публичная речь Марка Цукерберга перед выпускниками Гарварда 2017
Марк Цукерберг — американский программист и предприниматель в области интернет-технологий, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook и руководитель компании Facebook Inc.
Самый молодой долларовый миллиардер в истории человечества, не окончил этот университет, но получил почетную степень доктора юриспруденции. Эмоциональная речь Марка Цукерберга «Величайший успех приходит благодаря возможности ошибаться» вдохновила целый мир.
Его текст публичной речи содержит такой ключевой фрагмент:
«В нашем обществе мы часто не совершаем больших поступков, потому что так боимся совершить ошибку, что игнорируем все плохое, существующее в обществе сегодня, и ничего не делаем. На самом деле, у всего, что мы делаем, в будущем будут недочеты. Но это не должно помешать нам начать.
Так чего же мы ждем? Пришло время дел, которые определят наше поколение. Как насчет того, чтобы остановить изменение климата до тех пор, пока мы разрушим планету, и вовлечь миллионы людей в процесс создания и установки солнечных батарей.
Как насчет того, чтобы вылечить все болезни и попросить волонтеров отслеживать данные о своем здоровье и делиться геномами? Сегодня мы тратим в 50 раз больше на то, чтобы лечить больных, чем на поиск средств, которые бы позволили людям не болеть. Это бессмысленно. Мы можем это исправить.»
Полный перевод на русский вы можете прочесть на сайте «Настоящее время».
Этапы подготовки публичной речи
Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки:
- Сбор и анализ информации.
- Составление текст публичной речи.
- Тренировка произнесения текста речи.
Часто мы восхищаемся и переслушиваем речи великих ораторов. Были ли эти речи импровизациями? Нет — конечно же их готовили!
Известна цитата Марка Твена: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь». Он готовился к тому, «что» будет говорить и «как». После подготовки смыслов своей речи очень важно тренироваться ее произносить.
Даже если вы освоили интонации, немаловажную роль также имеет эмоциональность речи — чередование улыбки и серьезности, замедлении и ускорения. Также важно найти логические ударения в этом тексте — на каких словах надо усилить голос, где сделать паузу.
«Что» и «как» — 2 стороны одной медали. Если у вас отличное «что» — смысловая нагрузка, логика изложения, но «как» хромает, никто не захочет вас слушать. И наоборот — с «как» все в порядке — речь льется невообразимо, к сожалению, без глубоких смыслов мы никогда не вспомним эту речь, и уж, тем более, у нас не возникнет мысль взять карандаш и начать конспектировать.
Это вам тоже может быть полезно:
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.
-
1
Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках — книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.[1]
- Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
-
2
Составьте план с утверждениями и доводами. Структурируйте свои идеи и находки в виде плана, чтобы заранее проверить полноту и последовательность информации. Как правило, речь включает введение, пять основных тезисов с подтверждающими доказательствами (статистика, цитаты, примеры, случаи из жизни) и заключение. Используйте пронумерованный или маркированный список.[2]
- Если нужно написать информативную или убедительную речь, то используйте структуру в виде проблемы и решения. Сначала опишите суть проблемы и во второй части объясните, как ее можно решить.[3]
Совет: Помните, что план всегда можно изменить позже и на этапе работы над черновым вариантом. Задействуйте всю информацию, которая кажется важной. Учитывайте, что позднее текст придется сократить.
- Если нужно написать информативную или убедительную речь, то используйте структуру в виде проблемы и решения. Сначала опишите суть проблемы и во второй части объясните, как ее можно решить.[3]
-
3
Сообщите интересный факт, чтобы сразу привлечь внимание слушателей. Первая фраза вашей речи может оказаться наиболее важной, так как в этот момент присутствующие решают, стоит ли вас слушать. В зависимости от темы и целей речи можно сообщить что-либо забавное, печальное, пугающее или шокирующее, чтобы заинтриговать слушателей.[4]
- Например, если нужно написать мотивационную речь о похудении, то можно сказать: «Пять лет назад я не могла пройти и одного лестничного пролета, чтобы не остановиться для передышки».
- Если вы стремитесь убедить слушателей меньше использовать ископаемое топливо, то скажите: «Автомобили с двигателем внутреннего сгорания способствуют глобальному потеплению, которое грозит уничтожить нашу планету».
-
4
Свяжите тему с более широкой проблемой, чтобы сообщить дополнительные сведения. Возможно, аудитория не поймет важности выбранной темы без ваших объяснений. Если тема покажется совсем несущественной, то слушатели не будут следить за речью. Старайтесь мыслить глобально, чтобы вписать свою тему в общую картину. Почему людям должно быть интересно?[5]
- Например, если вы хотите увеличить финансирование исследований болезни Альцгеймера, то сообщите о распространенности болезни и влиянии на жизнь семей. Можно привести статистику и случай из жизни.
Совет: Продолжительность введения не должна превышать 1 абзац или 1 страницу текста с двойным интервалом, чтобы не тратить много времени на погружение и быстрее перейти к сути.[6]
-
5
Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.[7]
- Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
-
6
Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах — предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.[8]
- Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
-
7
Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:[9]
- далее;
- затем;
- ранее;
- впоследствии;
- сначала;
- во-вторых;
- в настоящий момент;
- на следующей неделе.
-
8
Завершите речь призывом к действию. По мере приближения к завершению слушатели должны быть увлечены темой и готовы предпринять меры. Мотивируйте людей узнать больше и принять участие в решении описанной проблемы словами о том, как они могут это сделать. Это хорошая возможность поделиться ресурсами и задать направление.[10]
- Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
- Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.
Реклама
-
1
Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.[11]
- Например, вместо фразы: «Способность достичь и сохранять здоровый вес является апофеозом человеческого существования, так как она позволяет демонстрировать чудеса ловкости, которые повышают уверенность в себе и дарят чувство удовлетворения», — лучше сказать: «Благодаря здоровому весу вы станете сильнее, выносливее и почувствуете себя счастливым человеком».
- Помните, что также необходимо видоизменять структуру предложений. Используйте одно-два длинных предложения на страницу текста, чтобы внести разнообразие. Просто не используйте в речи слишком много сложных и длинных предложений.[12]
-
2
Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:[13]
- это;
- он;
- она;
- они;
- мы;
- тот;
- те.
-
3
Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение — эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.[14]
- Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
- В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».
-
4
Используйте ограниченное количество цитат и статистических данных, чтобы не обескуражить слушателей. Может показаться, что изобилие статистики и цитат профессионалов — это хороший способ убедительно доказать свой тезис, но часто эффект оказывается противоположным. Лучше ограничиться 1–2 статистическими примерами или цитатами в рамках тезиса и сообщать только действительно важные примеры.[15]
- Например, если вы рассказываете об особенностях размножения лосей, тогда два примера с демонстрацией сокращения численности популяции лосей за последние 50 лет позволят удивить слушателей. Если использовать слишком подробные статистические выкладки, присутствующие могут запутаться и потерять интерес.
- Выбирайте цитаты, в которых легко понять суть, а также обязательно объясняйте, как цитата подкрепляет ваши слова. В цитате нужно использовать простой язык, а объем не должен превышать двух строк на страницу.
-
5
Поддерживайте уместный тон речи. Тон — это общее настроение вашей речи, которое может варьироваться от серьезного до шутливого или от размеренного до поспешного. Выбор слов и произношение влияет на тон речи.[16]
- Например, если вы описываете свою любовь к еде в мотивирующей речи о том, как вы стали шеф-поваром, то можно использовать шутку и сказать: «Я хотел стать шеф-поваром еще с детства, когда вдруг обнаружил, что печенье не появляется в коробке по взмаху волшебной палочки, а его готовят люди».
-
6
Используйте наглядные средства, если допустимо. Презентация в программе PowerPoint вовсе не является обязательным условием для хорошей речи, но она поможет слушателям следить за вашими словами, особенно при объяснении сложных идей. Также можно использовать слайды, чтобы наглядно продемонстрировать ключевые концепции с помощью изображений, секторных диаграмм и цитат.[17]
- При этом не стоит чрезмерно полагаться на слайды. Вам все равно нужно будет произнести увлекательную речь и заинтересовать слушателей. Слайды должны лишь дополнять сказанное.
-
7
Тренируйтесь произносить речь и вносите поправки. Когда завершите работу над текстом речи, прочитайте его несколько раз и определите слабые места, которые можно улучшить. Если нужно уложиться в определенное время, то включите секундомер во время чтения.[18]
- Во время проверки обязательно читайте речь вслух! Это поможет вам определить плавность звучания фраз и обнаружить неуклюжие предложения, которые можно вырезать, изменить или объяснить более понятным языком.[19]
Совет: Можно попросить друга или родственника послушать, как вы произносите речь, чтобы узнать мнение со стороны.
Реклама
- Во время проверки обязательно читайте речь вслух! Это поможет вам определить плавность звучания фраз и обнаружить неуклюжие предложения, которые можно вырезать, изменить или объяснить более понятным языком.[19]
Об этой статье
Эту страницу просматривали 104 480 раз.
Была ли эта статья полезной?
Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», которые научат захватывающе и убедительно выступать перед публикой.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Виктория Шилкина
Главный редактор электронной библиотеки обзоров книг нон-фикшен KnigiKratko.ru.
Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.
Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.
1. Пауза
С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.
2. Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.
3. Яркое начало
Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.
4. Главная мысль
Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».
Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
5. Цитаты
Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.
Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.
Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.
6. Остроумие
Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.
Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.
Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).
7. Чтение
Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.
Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.
Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
8. Приёмы оратора
Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.
Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).
Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.
Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.
А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.
9. Вопросы и паузы
Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.
10. Финал
Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.
Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.
И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.
Чтобы написать отличную речь, содержательную и полезную для слушателей, воспользуйтесь советами Спикерклуба.
С чего начать написание речи
Существует два языка – письменный и устный. Учтите,что вашу речь будут не читать, а слушать, она должна быть естественной.
Соблюдайте структуру публичного выступления, формулируйте предложения кратко и ясно, избегайте нагромождения сложных речевых оборотов.
Не торопитесь, не пишите речь за час, определите тему и дайте себе несколько дней на обдумывание проблем и вопросов, обсудите тему в кругу друзей.
Речь должна информировать, развлекать и побуждать к действию. Если вы не развлекаете, то не удовлетворяете одну из главных нужд аудитории – быть счастливым. Не информируете? А ваша аудитория хочет узнавать новое. Не побуждаете к действию? А зачем вы тогда вышли выступать, у вас что, нет цели?
Используйте «крючок» в начале выступления – заинтригуйте аудиторию, зацепите ее внимание. Людям интересно узнать необычный факт о совершенно обычных вещах. Структура введения закладывает основу для остальных частей выступления.
Внесите в начало речи хороший юмор, если это уместно.Сделайте искренний комплимент аудитории.
«Двойка» боксера – это удар левой и правой, «двойка» оратора – это история и аргументированный вывод.
Покажите, что интересы аудитории связаны с темой речи. Аудитория будет вас слушать только если она убеждена, что в сказанном есть польза. Иначе вы просто говорите для себя.
Задавайте себе вопросы по теме (они могут появиться у слушателей). Запишите проблемы людей в зале, которые вы можете помочь решить вашей речью и дайте максимально лаконичный ответ на каждую из проблем.
Будьте лаконичны. Размер имеет значение – чем больше слов в вашем сообщении, тем меньше пользы. Самый ценный ресурс людей – это время, чем больше вы его экономите, тем ценнее вы, как оратор.
Подберите побольше литературы, выясните что об этом говорили и думали авторитетные люди, задайте вопросы экспертам. Нет доступа к экспертам? Просмотрите видео их интервью и приведите их мнение в виде цитаты. Помните о правилах цитирования.
Как оратору донести идею и четко передать смысл
Отличная речь должна быть понятна даже ребенку. Не используйте специфические термины перед неподготовленной аудиторией. Для оратора важно вызвать доверие аудитории. Чем больше в речи непонятного, тем меньше доверие, а значит и меньше ваше влияние на людей в зале.
Вспомните подходящие примеры из жизни. Желательно, чтоб в них была описана борьба за цели и одержанные победы.
Создавайте яркие образы и картины в воображении слушателей, применяйте противопоставления и контрасты. Приводите метафоры, но при этом избегайте клише («начать с чистого листа», «много воды утекло», «луч надежды» и т.д.)
Делайте незнакомые для аудитории предметы и понятия более ясными – свяжите их с хорошо знакомыми предметами, объясняйте на простых примерах.
Можете повторить несколько раз основную идею выступления, но при помощи разных слов, перефразируйте.
Красиво зарифмованную идею или просто красиво звучащую фразу говорите в неизменном виде. Сделайте вашу фразу вашим «брендом». Арнольд Шварценеггер говорил «I’ll be back» почти в каждом фильме. Ведущий боксерских матчей Майкл Баффер в буквальном смысле запатентовал фразу «Let’s get ready to rumble» («Приготовьтесь к драке»). Герой Олега Янковского в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» говорил: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь». Сделайте несколько фраз вашими. Повторяйте их часто, но всегда к месту. Ваша задача – создавать ситуации, когда ваша фирменная фраза была бы уместна.Зрительное восприятие очень важно. Дополните речь хорошей презентацией, примените наглядные пособия. Но помните что презентация – это дополнение к оратору, а не он к ней. Не становитесь голосом за кадром, дополняйте рассказ графикой на экране, лишь когда это нужно, чтобы лучше донести идею до слушателей.
Избегайте пространных рассуждений не по теме. Не говорите «в таких ситуациях», говорите «в ситуациях, когда денег не хватает…» Обрисовывайте, о чем вы говорите. Не заставляйте аудиторию думать, сделайте так, чтобы она понимала ваши мысли не напрягая мозг, будь они сложные или простые.
Как закончить публичное выступление
В первую очередь нужно написать выводы – подвести итоги, сделать резюме по озвученным вопросам
Призовите аудиторию к действию, предложите слушателям маленький шаг, который они могут сделать прямо сейчас, не выходя из зала.
Завершите речь кульминацией, которая должна постепенно нарастать в течение выступления.
Процитируйте подходящие строки стихотворения, но не заканчивайте на стихотворении. Последние слова в речи должны быть вашими, речь не должна заканчиваться кавычками.
Выразите надежду. Скажите о будущем. Выразите веру в ваших слушателей.
Эти советы помогут как подготовить выступление для СМИ, так и произнести речь перед огромной аудиторией и даже составить послание в деловой переписке. Удачи!
Download Article
Download Article
An original oratory is an informative or persuasive speech that can deal with almost any topic you choose. This flexibility can seem overwhelming at first, but try to see an oratory as the opportunity to dig deep into a topic that means a lot to you. With the guidelines in mind (e.g., scope, length, etc.), choose a topic that you’re passionate about, research it, and find authoritative sources to support your claims. Organize your speech into an introduction, body, and conclusion. Write your speech, revise it, and have others give you feedback. Memorize your oratory and rehearse your timing before making your speech. When you deliver your speech, use eye contact, natural facial expressions, and gestures to engage your audience.
-
1
Familiarize yourself with your guidelines. Make sure you’re familiar with any applicable rules, whether you’re participating in a competition debate or writing an oratory for a class. Know your maximum allotted time, which is generally under ten minutes, and make sure you’re well acquainted with the judging or grading rubric.
- Keep the parameters and guidelines in mind while choosing a topic, outlining, and writing the oratory.
- If you have any questions, ask your teacher or debate coach for clarity.
-
2
Choose a topic that gets you excited. You can choose almost any topic for your original oratory. This flexibility can be overwhelming, but you should see it as an opportunity to share information about something that matters to you. Since you’ll have to do lots of research, you should choose a topic that you find important and exciting.[1]
- Your topic should be culturally relevant and appeal to broad audiences, but shouldn’t be cliche or overdone.
- If you’re passionate about do it yourself (DIY) knowledge, for example, you could write an oratory about the value of widely available DIY education.
Advertisement
-
3
Decide whether your speech will be informative or persuasive. An original oratory can inform your audience about a topic or persuade them to accept your argument. When you start planning your speech, decide if you’d rather share information with your audience or convince them of something.[2]
- For instance, you might decide that you want to persuade your audience that DIY education has personal, societal, and economical benefits.
- Or, perhaps you want to inform your audience about the destruction of the wetlands and extinction of plant and animal species in wetlands across the globe.
-
4
Research your topic. Whether your intent is to inform or persuade, you’ll need to cultivate thorough knowledge on your topic and support your oratory with evidence. Think of your original oratory as a school research paper.[3]
- You can begin with broad search terms (like “destruction of wetlands”) and narrow them down (such as “beaver population declined from 1980-2018”) as you hone your focus.
- Choose sources such as reputable periodicals, encyclopedias, authoritative books, and scientific journals.[4]
Advertisement
-
1
Develop a thesis. You have lots of flexibility when it comes to formatting an original oratory, but you should structure your speech around a concise thesis. A thesis is one sentence that clearly states your argument and provides a road map for the rest of your speech.[5]
- Your thesis should convey to your audience the speech’s purpose and stance. Be clear and direct instead of including words like «This speech is about» before your thesis.
- If your topic is DIY education, your thesis could be, “Making do it yourself knowledge widely available is essential to contemporary society.”
-
2
Support your thesis with at least 3 main points. Your 3 points will provide evidence that supports your thesis, and you’ll discuss them in detail in your speech’s body. You’ll state the thesis and main points in the introduction, expand and defend them in your speech’s body, and summarize them in a conclusion.[6]
- For your speech about DIY education, your main points could deal with the personal, practical, and economic benefits of DIY education. You’d use one section in your body to expand on each benefit.
-
3
Write the body of your speech. Write your speech as you would an academic paper. Everyone writes differently, and some people prefer to write the introduction first, the body second, and the conclusion last. However, organizing the body of your speech first can help you summarize your main points more concisely in your introduction and conclusion.[7]
- When you organize the body of your speech, don’t spend too much or too little time on 1 or 2 points. Try to balance your time equally between your points, and make sure you’re familiar with your time limit or permitted word count.
- For example, you could spend 1-2 paragraphs discussing the personal pride that comes with completing a DIY project on your own. You could then spend a couple of paragraphs discussing practical benefits, like being able to handle a medical emergency. Finally, you can talk about the money and resources one saves by completing a DIY project on their own.
-
4
Choose your citations wisely. While you should include evidence in the body of your speech to support your points, you’ll need to strike a balance between statistics, insight, and personal connection to the topic. Keep in mind that most speech competitions have limits on the number of quoted words you use, so be selective and only include the strongest available evidence.
- When you choose your citations, don’t twist or misrepresent a source to fit your agenda.[8]
- When you choose your citations, don’t twist or misrepresent a source to fit your agenda.[8]
-
5
Cite your sources in your speech. Don’t forget to document your source both verbally when you deliver the speech and in the written script. Your verbal citations should be thorough enough that your audience could find them on their own for further research. You can typically use any manual style, like MLA, but you should check with your teacher or debate coach to verify which is best for your assignment.[9]
- For example, cite a source by saying, «According to a 2012 study by the U.S. National Institutes of Health, community education outside of the classroom provides medical students with more robust knowledge and better patient interaction skills.» This quote does not contain unnecessary details that would disrupt the flow of the speech, but it does clearly display the source.
-
6
Consider including a rebuttal to an opposing point of view. Including a perspective that opposes your argument is a great way to strengthen your case. Include a paragraph that summarizes an opposing statement, then include evidence to the contrary to prove that your argument is more valid.[10]
- You could include, for instance, a source that calls DIY a form of dilettantism or dabbling. Then you could refute this argument as dismissive and short-sighted by citing examples of individuals who have cultivated in-depth DIY knowledge on a variety of subjects.
-
7
Write your introduction and conclusion. The introduction should grab the audience’s attention, state the problem your thesis addresses, and lay down your solution’s roadmap. The conclusion must be a strong, concise restatement of your thesis and main points.[11]
- Once you’ve organized the body of your speech, you’ll have a better idea of how to structure the introduction and conclusion. In general, follow this structure: tell your audience what you’re going to tell them, tell them, then tell them what you told them.
- Avoid clichés, such as, “According to Webster’s dictionary, this is defined as…”
-
8
Have others read your speech. Once you’ve written and revised your oratory, have other people critique its content and format. Have an English teacher or professor read it and give you feedback on the quality of your writing. Ask your peers to read it to gauge whether your topic and presentation style appeal to broad audiences.[12]
- It’s also a good idea to practice giving your speech in front of a small audience so you can get feedback on your delivery.
Advertisement
-
1
Memorize your speech. An original oratory is typically a memorized speech. Start memorizing your speech as soon as you’ve drafted it. Don’t wait until the last minute or your grade or competition performance will reflect your procrastination.
- To memorize your speech, break it up into smaller sections. Work on memorizing a few sentences at a time, then a paragraph, then nail an entire section.
- Try rewriting 2 or 3 sentences and saying them out loud as you write. Writing, speaking, and reading at the same time will help your brain create more connections, helping you memorize your content.
-
2
Time your delivery. Generally, you’ll have less than 10 minutes to deliver your original oratory. Use a stopwatch or your phone’s clock to time yourself. Give yourself some wiggle room of at least 30-60 seconds, just in case you take a little longer to deliver your speech than in practice.
- Give yourself plenty of time to deliver your speech clearly so you don’t have to speak so quickly that your audience can’t understand you.
-
3
Make eye contact to connect with your audience. Since your speech will be memorized, it’s especially vital to use facial expressions and eye contact to connect with your audience. Practice your speech in the mirror to make sure your expressions are natural and project confidence.[13]
- If you’re nervous about making eye contact, look slightly above your audience to create the illusion that you’re maintaining eye contact.
-
4
Use gestures effectively. Use gestures and movements to reinforce your most important points. However, don’t use unnatural or repetitive gestures, like raising your hands in the same exact way every time. If you’re not confident in your ability to mix up your gestures naturally, just keep your hands loosely folded or by your side.[14]
Advertisement
Add New Question
-
Question
What should I do if I am forced to give a speech on a topic on the spot?
In this event, you will never be given a topic on the spot. Especially because it has to be memorized.
-
Question
What should I do if I forget a part of my oratory?
Just improvise until you find your way back to your place. They won’t examine every word.
-
Question
Can I improvise the speech if I forget a part?
If the judges have reason to believe you made it up, they have the right to look at your manuscript.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 112,823 times.
Did this article help you?
Download Article
Download Article
An original oratory is an informative or persuasive speech that can deal with almost any topic you choose. This flexibility can seem overwhelming at first, but try to see an oratory as the opportunity to dig deep into a topic that means a lot to you. With the guidelines in mind (e.g., scope, length, etc.), choose a topic that you’re passionate about, research it, and find authoritative sources to support your claims. Organize your speech into an introduction, body, and conclusion. Write your speech, revise it, and have others give you feedback. Memorize your oratory and rehearse your timing before making your speech. When you deliver your speech, use eye contact, natural facial expressions, and gestures to engage your audience.
-
1
Familiarize yourself with your guidelines. Make sure you’re familiar with any applicable rules, whether you’re participating in a competition debate or writing an oratory for a class. Know your maximum allotted time, which is generally under ten minutes, and make sure you’re well acquainted with the judging or grading rubric.
- Keep the parameters and guidelines in mind while choosing a topic, outlining, and writing the oratory.
- If you have any questions, ask your teacher or debate coach for clarity.
-
2
Choose a topic that gets you excited. You can choose almost any topic for your original oratory. This flexibility can be overwhelming, but you should see it as an opportunity to share information about something that matters to you. Since you’ll have to do lots of research, you should choose a topic that you find important and exciting.[1]
- Your topic should be culturally relevant and appeal to broad audiences, but shouldn’t be cliche or overdone.
- If you’re passionate about do it yourself (DIY) knowledge, for example, you could write an oratory about the value of widely available DIY education.
Advertisement
-
3
Decide whether your speech will be informative or persuasive. An original oratory can inform your audience about a topic or persuade them to accept your argument. When you start planning your speech, decide if you’d rather share information with your audience or convince them of something.[2]
- For instance, you might decide that you want to persuade your audience that DIY education has personal, societal, and economical benefits.
- Or, perhaps you want to inform your audience about the destruction of the wetlands and extinction of plant and animal species in wetlands across the globe.
-
4
Research your topic. Whether your intent is to inform or persuade, you’ll need to cultivate thorough knowledge on your topic and support your oratory with evidence. Think of your original oratory as a school research paper.[3]
- You can begin with broad search terms (like “destruction of wetlands”) and narrow them down (such as “beaver population declined from 1980-2018”) as you hone your focus.
- Choose sources such as reputable periodicals, encyclopedias, authoritative books, and scientific journals.[4]
Advertisement
-
1
Develop a thesis. You have lots of flexibility when it comes to formatting an original oratory, but you should structure your speech around a concise thesis. A thesis is one sentence that clearly states your argument and provides a road map for the rest of your speech.[5]
- Your thesis should convey to your audience the speech’s purpose and stance. Be clear and direct instead of including words like «This speech is about» before your thesis.
- If your topic is DIY education, your thesis could be, “Making do it yourself knowledge widely available is essential to contemporary society.”
-
2
Support your thesis with at least 3 main points. Your 3 points will provide evidence that supports your thesis, and you’ll discuss them in detail in your speech’s body. You’ll state the thesis and main points in the introduction, expand and defend them in your speech’s body, and summarize them in a conclusion.[6]
- For your speech about DIY education, your main points could deal with the personal, practical, and economic benefits of DIY education. You’d use one section in your body to expand on each benefit.
-
3
Write the body of your speech. Write your speech as you would an academic paper. Everyone writes differently, and some people prefer to write the introduction first, the body second, and the conclusion last. However, organizing the body of your speech first can help you summarize your main points more concisely in your introduction and conclusion.[7]
- When you organize the body of your speech, don’t spend too much or too little time on 1 or 2 points. Try to balance your time equally between your points, and make sure you’re familiar with your time limit or permitted word count.
- For example, you could spend 1-2 paragraphs discussing the personal pride that comes with completing a DIY project on your own. You could then spend a couple of paragraphs discussing practical benefits, like being able to handle a medical emergency. Finally, you can talk about the money and resources one saves by completing a DIY project on their own.
-
4
Choose your citations wisely. While you should include evidence in the body of your speech to support your points, you’ll need to strike a balance between statistics, insight, and personal connection to the topic. Keep in mind that most speech competitions have limits on the number of quoted words you use, so be selective and only include the strongest available evidence.
- When you choose your citations, don’t twist or misrepresent a source to fit your agenda.[8]
- When you choose your citations, don’t twist or misrepresent a source to fit your agenda.[8]
-
5
Cite your sources in your speech. Don’t forget to document your source both verbally when you deliver the speech and in the written script. Your verbal citations should be thorough enough that your audience could find them on their own for further research. You can typically use any manual style, like MLA, but you should check with your teacher or debate coach to verify which is best for your assignment.[9]
- For example, cite a source by saying, «According to a 2012 study by the U.S. National Institutes of Health, community education outside of the classroom provides medical students with more robust knowledge and better patient interaction skills.» This quote does not contain unnecessary details that would disrupt the flow of the speech, but it does clearly display the source.
-
6
Consider including a rebuttal to an opposing point of view. Including a perspective that opposes your argument is a great way to strengthen your case. Include a paragraph that summarizes an opposing statement, then include evidence to the contrary to prove that your argument is more valid.[10]
- You could include, for instance, a source that calls DIY a form of dilettantism or dabbling. Then you could refute this argument as dismissive and short-sighted by citing examples of individuals who have cultivated in-depth DIY knowledge on a variety of subjects.
-
7
Write your introduction and conclusion. The introduction should grab the audience’s attention, state the problem your thesis addresses, and lay down your solution’s roadmap. The conclusion must be a strong, concise restatement of your thesis and main points.[11]
- Once you’ve organized the body of your speech, you’ll have a better idea of how to structure the introduction and conclusion. In general, follow this structure: tell your audience what you’re going to tell them, tell them, then tell them what you told them.
- Avoid clichés, such as, “According to Webster’s dictionary, this is defined as…”
-
8
Have others read your speech. Once you’ve written and revised your oratory, have other people critique its content and format. Have an English teacher or professor read it and give you feedback on the quality of your writing. Ask your peers to read it to gauge whether your topic and presentation style appeal to broad audiences.[12]
- It’s also a good idea to practice giving your speech in front of a small audience so you can get feedback on your delivery.
Advertisement
-
1
Memorize your speech. An original oratory is typically a memorized speech. Start memorizing your speech as soon as you’ve drafted it. Don’t wait until the last minute or your grade or competition performance will reflect your procrastination.
- To memorize your speech, break it up into smaller sections. Work on memorizing a few sentences at a time, then a paragraph, then nail an entire section.
- Try rewriting 2 or 3 sentences and saying them out loud as you write. Writing, speaking, and reading at the same time will help your brain create more connections, helping you memorize your content.
-
2
Time your delivery. Generally, you’ll have less than 10 minutes to deliver your original oratory. Use a stopwatch or your phone’s clock to time yourself. Give yourself some wiggle room of at least 30-60 seconds, just in case you take a little longer to deliver your speech than in practice.
- Give yourself plenty of time to deliver your speech clearly so you don’t have to speak so quickly that your audience can’t understand you.
-
3
Make eye contact to connect with your audience. Since your speech will be memorized, it’s especially vital to use facial expressions and eye contact to connect with your audience. Practice your speech in the mirror to make sure your expressions are natural and project confidence.[13]
- If you’re nervous about making eye contact, look slightly above your audience to create the illusion that you’re maintaining eye contact.
-
4
Use gestures effectively. Use gestures and movements to reinforce your most important points. However, don’t use unnatural or repetitive gestures, like raising your hands in the same exact way every time. If you’re not confident in your ability to mix up your gestures naturally, just keep your hands loosely folded or by your side.[14]
Advertisement
Add New Question
-
Question
What should I do if I am forced to give a speech on a topic on the spot?
In this event, you will never be given a topic on the spot. Especially because it has to be memorized.
-
Question
What should I do if I forget a part of my oratory?
Just improvise until you find your way back to your place. They won’t examine every word.
-
Question
Can I improvise the speech if I forget a part?
If the judges have reason to believe you made it up, they have the right to look at your manuscript.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 112,823 times.
Did this article help you?
Только единицам удается импровизировать во время публичного выступления и отлично читать речь без всякой подготовки. Если вы не такой уникум, рекомендуется хорошо подготовиться, чтобы ваши слова произвели на аудиторию то впечатление, на которое вы рассчитываете.
Разработка речи для выступления
Если сама речь у вас уже есть, этот шаг можно пропустить. Но лучше прочитайте, возможно, найдете интересные для себя моменты и сможете исправить ошибки в запланированном выступлении.
Сформулируйте задачу
Любое обращение к публике должно иметь под собой определенную цель. Для этого начните с конца, а именно подумайте, какого результата вы хотите достигнуть своим выступлением. Что ваша аудитория должна сделать сразу после того, как закончится речь? Возможно, записаться на консультацию, купить продукт, оставить заявку, посетить мероприятие или сделать другое целевое действие. Заранее задайте отправную точку, к которой будете подводить слушателей своей речью.
Выберите направление
Этот шаг взаимосвязан с поиском цели для речи. Выступление может быть следующих типов:
- Убеждающее. Нацелено на полное изменение либо частичную коррекцию мнения ваших слушателей. Характеризуется эмоциональной подачей, преобладанием коротких, понятных предложений, а также регулярными отсылками к известным и авторитетным личностям.
- Мотивирующее. Если к убеждающему стилю выступления добавить больше правильных эмоций, получится речь, побуждающая людей к свершениям. На эту цель отлично работает сторителлинг – искусство оборачивания сухих фактов и цифр в эмоциональные картины.
- Обучающее. Ставит главной целью передать аудитории ценные знания, сформировать новое умение, навык. Здесь не место излишней эмоциональности. Куда большую роль играет взаимодействие с аудиторией, в том числе путем элементов интерактивности.
К этому моменту вы уже должны представлять, как будет выглядеть речь для вашего выступления.
Определите аудиторию
Вы не сможете грамотно составить речь, если не знаете, для кого конкретно выступаете. Вовсе необязательно знать каждого человека в зале по имени, но важно понимать, что эти люди уже знают о теме вашей речи, какое у них к ней отношение, какие болевые точки есть у представителей целевой аудитории и так далее. Попытайтесь поставить себя на место одного из ваших слушателей и понять, какие слова в речи вызовут у вас протест, а какие буквально заставят согласиться с вами.
Структурируйте текст
Большая проблема многих писателей – страх белого листа. Когда вам нужно написать речь, книгу, рассказ или обычное письмо, и перед вами лежит чистый лист бумаги, вы долго не можете начать. Если столкнулись с такими трудностями, смените подход. Не пытайтесь написать речь сплошным потоком от начала до конца. Вместо этого разделите будущее выступление на три основных части:
- Вступление. Здесь идет приветствие, за которым следует завязка. Помните, что люди формируют первое впечатление о человеке очень быстро – у вас есть буквально 10–20 секунд. Что касается завязки, она должна четко обозначить тему дальнейшего выступления и при этом вызвать у публики интерес. Это может быть интересная история, вопрос, притча.
- Основная часть. В этой части выступления вы раскрываете анонсированную в завязке тему. Это должен быть не пространный рассказ, в котором легко запутаться даже его автору, а четкая последовательность тезисов, дополненных аргументами и различного рода риторическими приемами, которые помогут убедить публику в вашей авторитетности.
- Финал. Не менее важная часть выступления, ведь смазанная концовка способна испортить положительное впечатление даже об очень хорошей речи. Грамотный финал должен кратко подводить итог о высказанных ранее тезисах, а также снимать возможное напряжение у аудитории. Окончание речи должно быть позитивным независимо от темы.
Стоит выделить в основной части текста, как минимум, три элемента. Каждому из них соответствует большой ключевой тезис, который вы хотите донести своим слушателям. Рекомендуется по возможности каждую из этих трех больших «глав» выступления поделить еще на три части под менее крупные тезисы. Вот так у вас получится девять отрезков. Если нужно, можно делать больше.
Пример: вам отведено 90 минут на обучающую лекцию для сотрудников. Написать 90 минут материала сплошным текстом очень сложно даже для подготовленного человека. Однако метод декомпозиции превращает 90 минут в девять отрезков по десять минут. Согласитесь, прописать каждый тезис по десять минут отдельно от других гораздо проще. Выучить такую речь тоже легче.
Важно структурировать текст выступления не только для себя, но и для удобства слушателей. Слушать «простыню», пусть и озвученную оратором, гораздо скучнее, чем грамотно разделенную на тезисы речь. К тому же четкая структура исключает риск того, что во время чтения вы сами того не замечая «расплыветесь» мыслями по всему тексту и забудете, о чем нужно говорить дальше.
Сделайте речь интересной
Чтобы ваши слушатели не начали зевать уже с первых минут выступления, выстраивайте речь по драматическим канонам. Сначала должна быть интригующая завязка, затем постепенное развитие, кульминация и развязка, например, подведение выводов по вышесказанному. Завязка должна быть эмоциональной, и, насколько это уместно, даже шокирующей, чтобы внимание зрителей сразу было приковано к вашей речи. Этот эффект можно усилить еще больше, если периодически во время выступления обращаться к завязке, постепенно раскрывая новые ее детали.
Бывают случаи, когда создать «драму» в выступлении не всегда получается или попросту неуместно. В этом случае в качестве альтернативы можно пойти от конца. Сначала перечислите важные выводы, затем начните их постепенно раскрывать. Так слушатели поймут, что если будут внимательно следить за выступлением, узнают подробности об интересующих их тезисах.
Подготовьте конспект
Для дальнейшей подготовки и опоры непосредственно во время выступления вам нужен конспект. Существует, как минимум, три варианта конспекта, которые помогут вам хорошо подготовиться:
- Полный текст. Оптимальный вариант для начинающих. Предполагает подготовку на основе оригинального текста речи. Его же выступающий использует во время самого выступления. Полный текст придает уверенности, так как можно сразу найти любой упущенный момент.
- План. Подход для более опытных ораторов. Вместо текста речи в плане описываются только тезисы в той последовательности, в которой их нужно раскрыть. Перечислять можно как названия тезисов, так и немного расписывать их на случай, если какая-то мысль забудется.
- Краткий конспект. Это универсальный вариант, в котором последовательность тезисов дополняется ключевой информацией – цифрами, датами, фактами, цитатами и опорными предложениями. По конспекту нельзя читать целиком, но он и не даст забыть самое важное.
Для лучшего запоминания рекомендуется писать текст речи на листе бумаги от руки. Тезисы и другие важные места выделяйте цветными маркерами. Учить полный текст выступления вовсе необязательно, к тому же это не лучшим образом сказывается на естественности речи оратора.
Сделайте презентацию
Если технические возможности позволяют вам сопроводить публичное выступление презентацией, не отказывайтесь от такого шанса. Для выступающего она станет отличной опорой – достаточно посмотреть на слайд, чтобы вспомнить текущий или следующий тезис. Презентация приносит пользу и для зрителя, так как она привлекает внимание и лучше раскрывает озвучиваемый текст.
Помните, что презентация должна дополнять речь, а не полностью копировать то, что произносит оратор. Используйте больше графической информации – инфографики, таблицы, изображения.
Подготовка к выходу на публику
Написание текста для выступления – это только половина дела. Вторая часть – подготовка к выходу перед слушателями. Для многих людей этот этап куда более сложный, чем предыдущий.
Продумайте самое начало
Самое сложное в любом выступлении – начать говорить. Оратор в начале своего выступления еще не знает, как аудитория отреагирует на его деятельность, понравится ли им речь или нет. Из-за этого появляются сомнения, волнение нарастает и даже может стать причиной полного провала. Чтобы этого не произошло, продумайте «опенинг», которым выгодно представите себя в самом начале выступления, устраните недоверие среди публики. Подготовьте «ледоколы», под которыми понимаются эмоциональные моменты и шутки, которые помогут вам расположить к себе публику.
Подготовьтесь к вопросам
Независимо от того, насколько полно вы раскроете тему выступления, с некоторой вероятностью найдутся люди, у которых возникнут вопросы к вашему тексту. Это может быть как по причине искренней заинтересованности в теме, так и из-за банальной дотошности. Решение одно – во время написания речи подумайте, какие вопросы могут появиться у слушателей, и проработайте ответы на них. То же самое сделайте с возражениями – реагируйте на них адекватно, без лишних эмоций.
Не забывайте про план Б
Во время вашего выступления все может пойти не так, как задумано. Например, публика будет не очень позитивно к вам настроена, или завяжется серьезный спор между участниками и вами, либо в самой аудитории. На этот случай подготовьте план Б, который поможет вывести ситуацию в нужное вам русло. Для этого используйте уже упомянутые выше «ледоколы»: шутки, интересные цитаты и другие средства, которые смогут разрядить обстановку и отвлечь аудиторию от негатива.
Отрепетируйте
Если есть возможность и время, сделайте пробное выступление перед коллегами. Их обратная связь поможет вам откорректировать текст речи так, чтобы он был технически грамотным и при этом понятным вашей целевой аудитории. Также проследите за временем, которое ушло у вас на прочтение речи. Ошибка многих лекторов в том, что они неосознанно растягивают короткую речь на десятки минут.
Заключение
Теперь вы знаете основные моменты, которые нужно учесть на этапе разработки речи и подготовки к ее чтению перед аудиторией. Уделяйте достаточное время проработке материала, пытайтесь импровизировать, но не надейтесь на импровизацию полностью – хорошо знать текст тоже нужно.