Как написать остросюжетный рассказ


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Триллер призван держать читателя в напряжении. В отличие от детективов, триллеры повествуют о предотвращении преступления до его совершения. Они должны шокировать, интриговать и томить читателя в неопределенности от начала и до конца.

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 1

    1

    Выберите вид триллера. Существует несколько разновидностей данного жанра. Выбор одной из них поможет вам определить сюжет истории. Вот наиболее распространенные виды триллеров:[1]

    • Психологический триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на психологических мотивах персонажей произведения. Как правило, в психологических триллерах есть главный герой, который психически неуравновешен (что может быть вызвано проблемами в семье, смертью родственника и прочим).
    • Детективный триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на решении загадки/тайны в быстро развивающейся, интенсивной среде (кража, убийство, самоубийство).
    • Научно-фантастический триллер. В этом виде триллера используют много тем и идей из жанра научной фантастики (например, мутация, зомби, монстры и прочее).
    • Шпионский триллер. Этот вид триллера сконцентрирован на шпионах и шпионаже (например, убийство по найму, уничтожение, похищение и прочее).
    • Военный триллер. Этот вид триллера основан на войнах, как реальных, так и вымышленных (например, войны, ядерные снаряды, хакерство и прочее).
  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 2

    2

    Проведите мозговой штурм, чтобы найти идею для истории. Хороший триллер исходит из отличной идеи. Большинство триллеров строятся вокруг главного героя, который становится жертвой другого персонажа или должен ему противостоять. Сядьте и набросайте идеи согласно вашему видению развития сюжета. [2]

    • Например, у вас может быть идея о смерти и возрождении, где персонаж приближается к смерти, а потом вновь заявляет о себе. Или это может быть история о герое, который предотвращает преступление.
    • Еще один вариант: история, где персонаж предотвращает катастрофу и улучшает общество, решив проблему или найдя выход из затруднительного положения.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 3

    3

    Развивайте увлекательных персонажей. В хорошем триллере также присутствуют интересные, привлекательные персонажи, которые продвигают историю. Ваш главный герой должен быть целостной личностью и иметь подробную легенду, которая является историей персонажа или его прошлым. Не используйте шаблонных персонажей в своей работе, так как это может сделать историю пресной и предсказуемой для читателя. [3]

    • Не используйте банальных героев, которые часто встречаются в триллерах, например, черствый детектив, холодный и консервативный агент ФСБ или нетерпеливый молодой репортер. Сделайте героев более целостными и уникальными.
    • Например, главным героем может быть слепой детектив, который повсюду ездит со служебной собакой, или агент ФСБ с сомнительным прошлым, который стремится распутать трудное дело. Подумайте о различных чертах и качествах, которыми вы можете наделить персонажей, чтобы сделать их уникальными и небанальными.
  4. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 4

    4

    Читайте примеры триллеров. Чтобы лучше понять жанр, читайте примеры. Старайтесь выбирать различные виды триллеров, чтобы получить представление о том, что публикуется. Можно прочитать:[4]

    • «Молчание ягнят», Томас Харрис;
    • «Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссон;
    • «Ребекка», Дафна Дюморье;
    • «Талантливый мистер Рипли», Патриция Хайсмит;
    • «Призрак дома на холме», Ширли Джексон.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 5

    1

    Разбейте сюжет на части. Чтобы значительно упростить себе работу, разбейте сюжет. Для этого используйте сюжетную схему, убедившись, что вы не теряете интригу и ввели в историю конфликт. Сюжетная схема включает в себя экспозицию (пролог), завязку, кульминацию, развязку и послесловие (эпилог).

    • Для разбивки сюжета можно также использовать метод снежинки. Он состоит из краткого описания в одно предложение, синопсиса длиной в один абзац и таблицы сцен.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Позаботьтесь о том, чтобы ваш триллер был хорошо продуманным, с тем чтобы зацепить внимание читателя. Автор Люси Хей говорит: «Напряженность и таинственность — важные составляющие любого триллера. Должно произойти нечто грандиозное, что приведет к ошеломительному финалу».

  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 6

    2

    Начните с грохотом. Начните триллер сразу со сцены действия. Таким образом, вы мгновенно вовлечете читателя в сюжет и заверите его, что его ждут острые ощущения. Покажите преступление или опишите главного героя в центре затруднительного положения или основной проблемы.[5]

    • Не включайте предысторию или пролог на первые страницы истории. Это можно сделать позже. Начните с наиболее интересного или захватывающего момента.
    • Например, можно начать триллер с описания того, как убийца гонится за жертвой. Таким образом, читатель сразу же погрузится в мир истории.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 7

    3

    Не понижайте планку. По мере течения истории убедитесь, что интрига ни на минуту не угасает ни для главного героя, ни для читателя. Для этого ставьте главного персонажа в сложные или рискованные ситуации. Не прекращайте конфликт между действующими лицами. Создавайте препятствия на пути у героя, распутывающего преступление или идущего к своей цели. Сделайте жизнь главного героя полной трудностей или проблем.[6]

    • К примеру, в вашем триллере молодой, амбициозный агент ФСБ хочет распутать сложное дело. Сделайте так, чтобы ему было непросто достичь своей цели (сгорели улики или пропал свидетель).
  4. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 8

    4

    Не останавливайте действие. Не включайте какую-либо ненужную информацию или информацию, которая не продвигает сюжет. Убедитесь, что действие непрерывно продолжается, а темп всегда остается высоким. В идеальном триллере действие скомпоновано, а главный фокус направлен на сюжет, а не на что-либо еще.[7]

    • Например, вместо того, чтобы добавлять длинные разделы с предысторией главного героя, сконцентрируйтесь на его передвижении от сцены к сцене. Введите предысторию в сцену, когда это будет необходимо, и постоянно продвигайте сюжет.
  5. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 9

    5

    Подбирайтесь к волнующей кульминации. В большинстве хороших триллеров есть волнующая кульминация, зачастую находящаяся на трех четвертых пути от истории. Кульминация — это момент, когда ставки наиболее высоки и сюжет находится на пике интриги и напряжения. Например, главный герой противостоит антагонисту. Протагонист может решить главную проблему или вопрос в истории или прийти к осознанию, что его взгляд на мир изменился.

    • К примеру, в кульминации может наступить момент, когда главный герой разоблачает убийцу, или когда он находит решение главной проблемы или вопроса в истории.
  6. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 10

    6

    Закончите на высокой ноте. Завершите историю на высокой, напряженной ноте. Вместо того, чтобы раскрывать все карты, сконцентрируйтесь на том, чтобы финальная сцена оставила читателя в догадках. Покажите в последней сцене, как главный герой совершает судьбоносное действие. Или заставьте его в конце осознать, что он изменил или сместил ход истории.[8]

    • Например, у вас в конце может быть продолжительная, тщательно проработанная погоня всего лишь с одной финальной сценой между агентом ФСБ и убийцей.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 11

    1

    Перечитайте первый черновик. Как только вы закончите работу, перечитайте первый черновик. Прочитайте его вслух. Обратите внимание, насколько быстро и эффективно разворачивается сюжет. Проверьте, нет ли в нем каких-либо пробелов. Поищите любые моменты, где вы можете улучшить (или, наоборот, ухудшить) своих персонажей или сделать их глубже.

  2. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 12

    2

    Покажите черновик другим людям. Вы также можете получить от них отзыв, чтобы улучшить свою работу. Покажите черновик членам писательской группы или своему наставнику. Запишитесь в школу писательского мастерства и обсудите там свою предварительную работу.

    • Черновик также можно показать друзьям или семье, чтобы узнать их мнение и получить совет. Будьте открыты для конструктивной критики, так как это зачастую делает работу сильнее.
  3. Изображение с названием Write a Thriller Novel Step 13

    3

    Пересмотрите черновик на вопросы действия, интриги и сюжета. Как только вы получите отзывы на черновик, пересмотрите в нем действие, интригу и сюжет. Спросите себя: эта сцена максимально вызывает напряжение? Достаточно ли действия в целом? Звучит ли сюжет логично и держит ли он читателей в напряжении?[9]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 21 051 раз.

Была ли эта статья полезной?

Остросюжетная литература: что такое и как писать

Рассказываем, как цеплять читателя с первых страниц, регулярно подогревать любопытство и держать в напряжении до последних строчек.

Что такое остросюжетная литература?

Остросюжетная литература включает книги, в состав которых входит определённый набор основополагающих элементов. Эти книги цепляют читателя с первых страниц, регулярно подогревают любопытство и держат в напряжении до последних строчек.

Сюжет произведения остросюжетной литературы базируется на динамике, конфликте и интриге. Герой, как правило, попадает в сложную (а то и безвыходную) ситуацию и вынужден решать многочисленные проблемы на пути к цели. В тексте присутствует ярко выраженный конфликт, повествование постоянно подбрасывает персонажам сюрпризы, а концовка и вовсе может перевернуть всё происходящее с ног на голову.

Что входит в остросюжетную литературу

Остросюжетная литература включает в себя следующие жанры:

  • Приключенческий роман
  • Боевик
  • Триллер
  • Криминальный роман
  • Хоррор
  • Фантастика и мистика
  • Любовный роман и эротика

Среди авторов остросюжетной литературы Дэн Браун и Клайв Касслер, Стиг Ларссон и Ю Несбё, Марио Пьюзо и Стивен Кинг.

«Крёстный отец», «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», «Код да Винчи», «Девушка с татуировкой дракона», «Антикиллер», «Исчезнувшая», «Большой сон», «Собака Баскервилей», «Убийство в Восточном экспрессе» и «Три мушкетёра» — все эти книги соответствуют критериям остросюжетной литературы.

Как написать остросюжетный роман

Основное требование к написанию остросюжетной литературы выдвинул ещё создатель Джеймса Бонда Ян Флеминг в эссе «Как написать триллер».

«Существует один единственный рецепт создания бестселлера — и весьма простой, — писал он, — Если вы вспомните все прочитанные вами бестселлеры, то обнаружите, что все они обладают одним общим качеством: они так и вынуждают вас перевернуть страницу для того, чтобы узнать, что же случится дальше».

Но как же вынудить читателя переворачивать страницу за страницей до самого конца? Для этого есть несколько важных правил.

«Дверь моего кабинета внезапно распахнулась — и я понял, что игра окончена».

В остросюжетной литературе действует так называемое «правило пяти страниц». Если за это время в книге не случится ничего значимого — герой не угодит в переплёт и даже не окажется в смертельной опасности — читатель, скорее всего, отложит такую книгу в сторону. К примеру, уже в прологе «Коде да Винчи» Дэна Брауна случается жестокое убийство, а убийца намекает на существование какой-то весьма загадочной тайны. А Джим ди Гриз, главный герой романа Гарри Гаррисона «Стальная крыса», за первую главу попал под арест, устроил взрыв и сумел ускользнуть от цепких щупалец преследующих его роботов-полицейских.

Повествование должно постоянно держать читателя в напряжении

В остросюжетной литературе протагонист должен раз за разом влипать в новые переделки, играть в догонялки со смертью, а любая передышка обязана оборачиваться очередной засадой. Текст должен восприниматься как сюжет телевизионного сериала «24 часа», в котором у главного героя вечно оказывалось всего 24 часа на решение очередной задачи. Как говорил Курт Воннегут, «не бойтесь быть садистами». Нет лучше способа построить эмоциональную связь между читателем и персонажем, чем заставить читателя постоянно переживать за протагониста.

«Я должна показать героя в трудной борьбе — и чем хуже я сделаю для него обстоятельства, тем лучше для драматизации, — соглашается с ним автор „Атлант расправил плечи“ Айн Рэнд, — Я должна придумать тяжелейшие препятствия на его пути, причем такие, которые имеют наибольшее значение для героя».

Сюжет должен развиваться динамично. Речь не только о бесконечных погонях, перестрелках, драках, схватках и дуэлях (кто сказал «24 часа»?), хотя, если вы пишете приключенческий роман или боевик, без них не обойтись. Каждое слово должно толкать повествование вперёд, а короткие главы должны обходиться минимумом описаний, размышлений, рефлексии и лирических отступлений.

  • Данный рецепт применим не везде. Психологический триллер допускает замедление повествования почти до нуля, а душевные переживания и рефлексия главных героев и вовсе являются одним из главных компонентов успеха жанра.

Заканчивайте главы клиффхэнгерами

Термин «клиффхэнгер» пришёл из кинематографа. Так называется художественный приём, при котором повествование обрывается на самом интересном месте, оставляя зрителя затаив дыхание ждать, что же будет дальше. В остросюжетной литературе таким приёмом пользуются Дэн Браун и автор «Досье Дрездена» Джим Батчер. Подобный приём пригодится, если вы чередуете несколько сюжетных линий или публикуете книгу по главам в проекте «Литрес: Черновики».

Водите читателя за нос и регулярно удивляйте

Читатели остросюжетной литературы открывают книгу, чтобы развлечься и пощекотать себе нервы. Для них, главные грехи романа — это скука и предсказуемость.
Опытный поклонник жанра за километр почует предсказуемый поворот сюжета, и, если события будут развиваться в точности с его ожиданиями, он закроет книгу и больше к ней не вернётся.

Поэтому постоянно удивляйте читателя. Водите за нос, не позволяйте сложить все кусочки мозаики сильно раньше героев, а в тот момент, когда он решит, что наконец-то обо всём догадался, переверните происходящее с ног на голову. Введите в повествование новую улику или нового персонажа, которые выставят всё произошедшее в новом свете, и сюжет привлечёт внимание с новой силой. Главное, помните, что приём «Вот это поворот» должен быть логически обоснован, а все противоречия вызваны недостаточной осведомлённостью героев, а вовсе не потому, что автор решил, что всё было совсем не так.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Как написать триллер: эффективные рекомендации начинающим писателям (видео)

Для российской литературы книга-триллер – не самое частое явление. При этом среди читателей данные произведения весьма популярны – иностранных прозаиков, работающих в этом жанре, у нас в стране читают очень активно. Чтобы найти свое место в пока не сильно занятой нише, нужно разобраться, как написать триллер. Это вам подскажет материал KnigaStudio.ru.

Особенности жанра

Хороший триллер должен вызывать у читателей чувство страха, тревожного ожидания или хотя бы волнения. При этом выбранная автором тематика может быть какой угодно. Книги-триллеры подразделяются на приключенческие, детективные, политические, военные, исторические, фантастические, мистические. Можно написать шпионский или даже романтический триллер – ограничений по теме практически нет.

Главное, чтобы ваша история щекотала нервы, держала в напряжении, заставляла публику не отрываться от чтения в ожидании развязки. Сюжет должен быть интригующим, закрученным, фокусирующимся на неординарных событиях и сильных эмоциях.

Главные герои и злодеи

Как правило, персонажи триллеров очень четко делятся на положительных и отрицательных. У первых может быть полно отталкивающих или просто неприятных черт характера. А точку зрения и методы достижения цели вторых во многих случаях можно если не принять, то понять.

Тем не менее, ваша аудитория должна «болеть» именно за первых. При всем понимании поведения антагониста он должен оставаться для читателей злодеем. Победа над ним должна вызывать радость, а не сочувствие. Поэтому делать главного отрицательного персонажа чрезмерно человечным не стоит.

Структура произведения

Большинство книг-триллеров пишется примерно по одной схеме. По-настоящему талантливые литераторы, конечно, отступают от шаблонов и придумывают что-то свое. Но даже если следовать привычной для жанра структуре, можно сочинить захватывающее, достаточно оригинальное и востребованное массами чтиво – с яркими и необычными действующими лицами, неожиданными сюжетными поворотами, финальным твистом и т.д.

Вот как обычно строится повествование в книгах-триллерах:

  1. На первых страницах происходит нечто из ряда вон выходящее – из тюрьмы сбегает опасный преступник, террористы похищают ядерные боеголовки, на чердаке старого дома любопытные дети находят загадочную коробку и т.п.
  2. В первых главах читатели знакомятся с ключевым персонажем или персонажами, которые сразу же втягиваются в поиски преступника, переговоры с террористами, выяснение тайны коробки с чердака и т.п.
  3. По ходу сюжета к основным действующим лицам подключаются второстепенные – старые друзья или возлюбленные, родственники, коллеги, просто помощники и т.д. Чаще всего кто-то из второстепенных персонажей становится жертвой антагониста, чтобы главные герои начали действовать активнее и у них появились личные мотивы для борьбы.
  4. Протагонисты преодолевают всевозможные препятствия, пытаются найти и одолеть зло, но раз за разом терпят неудачу. Часто кажется, что антагонист все-таки победит, пока не наступает развязка.
  5. Кульминация происходит буквально на последних страницах книжки. Добро побеждает, все загадки разъясняются и, возможно, делается задел на следующую часть.

Бывает, что к финалу (особенно если это психологический триллер) герой меняется – преодолевает внутренний конфликт, избавляется от какого-либо комплекса, становится человечнее и т.п. Однако в большинстве произведений жанра акцент на этом не делается. Главное состоит в том, что «наши» победили, а зло наказано. Читатель провел немало волнительных часов за книгой и, если ему действительно понравилось, он обязательно купит продолжение.

Как написать хороший триллер

При создании книги-триллера, как правило, используются следующие приемы:

  1. Сюжет развивается очень стремительно. Быстрый темп практически не снижается от начала до конца, что исключает использование длинных диалогов, а также пространных описаний пейзажей, различных деталей, внутренних переживаний персонажей и т.п.
  2. Каждая глава заканчивается «на самом интересном месте», вынуждая читателя поскорее продолжить чтение.
  3. Напряжение нарастает от главы к главе. Поначалу протагонисту угрожают незначительные опасности, постепенно перерастающие в большую угрозу.
  4. На пути главного героя постоянно возникают какие-то препятствия и сложности.
  5. Часто читатели осведомлены о происходящем больше, чем положительные персонажи. К примеру, они знают, что под кроватью спрятался злодей, которого герои пока не видят. Ожидание, когда же злодей выползет из своего укрытия и каким образом его одолеют, будет порождать у читающей публики волнение и страх.
  6. Различные злодеяния нередко показываются от лица того, кто их совершает. Так противостояние антагониста и протагониста усилится, и напряжение в повествовании увеличится.
  7. Вплоть до финала антагонист одерживает победу, и только в конце положительные персонажи побеждают.
  8. Победа протагониста не объясняется случайностью или счастливым стечением обстоятельств. Он должен победить злодея своим интеллектом, силой или как-то еще, но это должна быть именно победа, требующая игры ума, ловкости, умения принимать сложные решения и т.п.

Как закончить триллер

Есть еще один важный момент, касающийся концовки произведения. Практически в любом детективе личность преступника выясняется только в последних главах. В триллере же имя злодея может быть известно уже на первых страницах (только читателю либо и читателю, и героям). А суть сюжета заключается в том, как его поймают.

Однако едва ли не все современные книжки-триллеры заканчиваются каким-нибудь эффектным твистом в стиле ранних фильмов М. Найта Шьямалана. Но запутывая читателей по ходу действия, чтобы поразить его в конце, не переусердствуйте. Неожиданный финал должен иметь хоть какое-то логическое обоснование. Поэтому перед тем, как отправлять свою рукопись в издательство или выкладывать готовый материал в интернет, еще раз перечитайте весь текст.

Убедитесь, что все развешенные вами по ходу сюжета крючечки, ружья и подсказки ведут в правильном направлении. Тогда концовка будет удивлять именно своей неожиданностью, а не натянутостью и нелепостью.

Некоторые подробности о триллере как о литературном жанре смотрите также в этом видео:

как написать триллер

Триллер порождает сильные эмоции, возбуждение, чувство тревоги и ожидания. Он щекочет нервы и держит в напряжении.

«Триллеру свойственно прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы». Росс Макдональд

Чем же отличается триллер от детектива?

В триллере речь идет о преступлении или катастрофе, которая должна вот-вот случится, если герой не предотвратит его. Читатель часто знает кто злодей, иногда даже следит «из-за его плеча» за тем, как тот совершает зло. Читатели, в отличие от главного героя, на шаг впереди него и знают то, что задумал злодей.

Виды триллеров

Существуют такие виды триллеров: шпионские, детективные, судебные, политические, полицейские, военные, медицинские, романтические, исторические, приключенческие, религиозные, мистические, научно–фантастические, «хай–тек».

Приемы, которые используются при написании триллеров

  • Сюжет должен развиваться стремительно, события – чередоваться в быстром темпе.
  • Напряжение должно постоянно нарастать.
  • Поднимайте ставки – от небольшой опасности к прямой угрозе жизни.
  • На пути героя препятствия и осложнения.
  • Преимущество то на стороне героя, то на стороне антагониста.
  • Покажите зло, которое совершает злодей, от его лица, это часто добавляет напряжения.
  • Сделайте тех, кому будет нанесен вред, близкими читателю через их личную историю. Пусть катастрофа затронет жизнь персонажей, которые будут убиты.
  • Оставьте герою луч надежды в безвыходной, казалось бы, ситуации. Но луч надежды оказывается иллюзией. Враг непобедим. И тогда герой находит союзника.
  • Крючки, загадки – заканчивать главу или раздел романа на интриге, чтобы читатель хотел узнать, что же произойдет дальше.
  • Кульминация в триллере происходит в самом конце: либо герой останавливает врага, либо враг убивает героя.
  • Счастливый конец герой должен выбороть. Это не должны быть счастливые обстоятельства или случайность.

Универсальные формулы триллеров

Альфред Хичкок говорил, что ожидание порождает страх. Читатель должен находиться в состоянии ожидания чего-то страшного. Вот три рецепта от Хичкока для успешного триллера:

  1. Читатель знает что-то, что должно произойти (видит притаившегося в шкафу монстра), но герой не знает об угрозе и напряженность строится на том, как выживет герой, когда это плохое все–таки с ним случится.
  2. Читатель не видит, откуда исходит угроза и он, вместе героем, удивляется, когда монстр выскакивает из шкафа.
  3. Читатели знают, что должно произойти преступление, и задача героя – предотвратить это. Читатель испытывает острые ощущения словно бы участвуя в событиях с главным героем.

Идеи для триллеров

  • Гонка против времени – ограничение по времени (где-то заложена бомба, дедлайн).
  • Ваш герой обнаруживает тайный заговор врагов (например, тайная политическая или преступная организация).
  • Злодей нашел у героя его слабую точку и играет с ним в «игры разума». Герою придется преодолеть эту психологическую слабость для того, чтобы остановить злодея от совершения преступления.
  • Преступление должно произойти. Или преступление уже произошло и снова будет повторяться в больших масштабах. Только герой может остановить его. Например, есть много триллеров о серийных убийцах, которые убивают по крайней мере, один раз в начале книги, и, если убийцу не остановят, он будет совершать их снова. А возможно даже более серьезные преступления.
  • Герой пытается остановить катастрофу (медицинскую, ядерную, экологическую, политическую), которая готова выйти из-под контроля.
  • Герой участвует в драматическом судебном процессе и за пределами зала суда сталкивается с тяжелым выбором.

Персонажи

В триллерах персонажи четко делятся на положительных и отрицательных.

Герой должен быть активным участником событий, а не наблюдать за событиями, которые разворачиваются вокруг него.

В результате всех испытаний, что он пережил, герой должен измениться и вырасти над собой к концу романа. Эти изменения и должны помочь герою в финале победить антагониста.

Строение романа

Предпосылки к конфликту или поворотный пункт. Переход главного героя от повседневной жизни к вовлечению в события, чтобы их решить. Конфликт. Осложнения. Самый темный час, когда все кажется конченым. Финальное сражение и развязка.

  • Роман может начинаться с напряжения и конфликта. Первое предложение должно сразу же цеплять читателя на крючок. И предисловие (если оно есть) должно быть достаточно напряженным.
  • Первая глава – повествовать об обыденной жизни героя, прежде чем он втянется в действие или окажется в напряженной ситуации.
  • Историей управляет злодей. Надо показывать точку зрения как героя так и злодея, чередуя сцены с их участием.
  • В отличие от детективов, читатель, а иногда и герой, с самого начала знают кто убийца или антагонист. Цель героя остановить антагониста.
  • Основное преступление еще не совершено. Триллеры, как правило, имеют дело с жизнью и смертью в ситуациях, часто на глобальном или национальном уровне. Герой должен «спасти и/или сохранить мир», хотя изначально он не может знать о масштабах проблемы.
  • События должны развиваться с головокружительной скоростью, но с редкими затишьями, когда герой добивается небольшого успеха или добавлять эпизод не-действия, когда герой решает какой-то свой внутренний конфликт. Это замедление усиливает напряженность и действует в качестве точки отсчета перед новыми неприятностями. Но подобные замедления не используются часто. Обычно в триллерах решения принимаются на лету, в разгаре действий.
  • Напряжение и постоянные конфликты – конфликт через каждую сцену, в диалоге, в действии, событии. Конфликт должен перерасти (измениться) и стать масштабнее на протяжении романа. Так же возможно пересечение с другими конфликтами, неожиданное повороты и ответвления сюжета.
  • Акцент на конфликтах и действии означает, что описания, экспозиция, технические детали и прочие отвлекающие элементы должны быть сведены к минимуму. Но некоторые авторы не придерживаются этих правил, чтобы описать артефакты, аспекты религии или другие детали, которые должны знать читатели.
  • Кульминация обычно происходит в самом конце. Концовка должна разъяснить все загадки, свести все концы воедино. Добро побеждает зло. Главный герой поднимается над собой и узнает что-то о себе или о человечестве.

Психологический триллер, особенности

  • Сюжет сосредоточен больше на главном герое романа, его внутренних переживаниях и его эмоциональном противостоянии с антагонистом. Эмоциональное напряжение – это движущая сила повествования.
  • У героев психологического триллера может быть измененное восприятие действительности, они могут быть безумны или больны психическими расстройствами. А можно просто показать некоторую внутреннюю борьбу героя, с элементами контроля над человеческим разумом. Все зависит от эффекта, которого вы хотите достичь.
  • Создайте сильные характеры. У героя и антагониста должны быть эмоциональные проблемы, которые мешают им достичь своих целей. Антагонист в психологическом триллере может быть даже не человеком, а внутренним демоном героя.
  • В психологическом триллере акцент делается на мыслях и переживания персонажей, а не на действии. Их может беспокоить: собственная уязвимость, болезнь, терзать мысли, страхи (универсальные и свои личные), подозрения, воспоминания. Также в таком триллере может присутствовать психологическая манипуляция антагониста (он знает слабости главного героя и использует их).
  • Герои психологического триллера ведут себя как обычные люди в ситуациях, которые испытывают их до предела. Эти ситуации могут разворачиваться даже в их собственной голове, а не быть просто внешними факторами или событиями.
    Что, например, произойдет, если в мире, который нам привычен, который мы хорошо знаем, что-то вдруг изменилось? Что может быть страшнее просыпаться каждое утро и не помнить, кто вы? Или быть пойманными на острове как в ловушке, где вы сойдете с ума? Но более пугающе вдруг понять, что все это не реально, что вы просто сумасшедший, живущий в мире своих иллюзий.
  • Сам персонаж может быть более важен чем сюжет. Необходимо понять и тщательно разработать характер главного героя.
  • Напишите сильную предысторию, которая пояснит истоки эмоциональных проблем персонажей, их эмоционального взаимодействия. Лучше написать полную историю для всех персонажей.
  • Конфликт в психологическом триллере проявляется через ум и навыки главных героев. Победить герой должен с помощью своего разума, а не физических усилий.
  • Акцент на мотивацию и ум героя, но можно добавить и элементы драмы, тайны и ужасов. Мотивы и намерения важнее, чем технические аспекты и совершенное преступление.
  • В ситуации «жизнь или смерть», угроза может касаться как жизни героя, так и представлять опасность для его рассудка, внутренней идентичности, его значимости.
  • Пусть антагонист играет в кошки-мышки с главным героем. Пусть эксплуатирует эмоциональные слабости героя, который, преодолев их, побеждает антагониста. Или герой находит эмоциональную слабость антагониста и использует ее.
  • В психологическом триллере раскрываются такие темы как смерть, реальность, восприятие, личность, смысл существования, цели. Одна или несколько тем должны присутствовать обязательно.
  • История должна развиваться вокруг героя и антагониста, их точек зрения и сцен с участием каждого в отдельности.
  • Покажите как меняется герой в процессе этой борьбы, как преодолевает себя (препятствия) и благодаря этому побеждает зло.

«Типичный психологический триллер, вместо того, чтобы развиваться, словно бы сжимается в себя. Напряжение возрастает вместе с увеличением страданий героев, они как ночные бабочки, что летают вокруг лампы, которая их убивает. Через небольшое время для них не существует ничего за пределами их собственной муки.»
«Психологический триллер представляется, как спираль: в первых главах он описывает небольшой мирок, который постепенно уменьшается до самого кульминационного момента. Этот метод помогает концентрации, потому что читатель сосредотачивается на мелочах, так же, как страдающий герой. Казалось бы, что лучшим начальным пунктом для такого типа повестей было бы спокойное начало, но это не совсем так. Можно начать в любом месте, если только ты увеличиваешь напряжение, постепенно сужая круг.» Лесли Грант-Адамсон «Как написать детектив».

Триллеры
Дафна дю Морье «Ребекка», Дин Кунц «Ангелы-хранители», Робин Кук «Хромосома-6», «Мозг», Деннис Лехэйн «Таинственная река», «Остров проклятых», Си Джей Уотсон «Прежде чем я усну», Софи Ханна «Маленькое личико», «Солнечные часы».


Найти книги по писательскому и сценарному мастерству не так уж и сложно, поэтому я прочитала их немало. Однако, чем глубже я погружаюсь в эту тему, тем сильнее становится в потребность в специализированной, «жанровой» литературе, которая объясняла бы основные законы жанра, описывала бы сложившиеся штампы, наиболее типичных героев и ожидания (и неожидания) аудитории. К сожалению, книг о том, как написать хоррор и триллеры, на русском очень мало.

Почти вся литература на эту тему лежит на Амазоне на английском языке (если не считать «Пляски смерти» Стивена Кинга). Можно найти отдельные статьи на разных сайтах, но не всегда это помогает. Зачастую их переписывают друг у друга, поэтому найти что-то действительно оригинальное сложно.

Этой статьей я открываю серию заметок из личного опыта написания мистических триллеров. Здесь будут описаны мои открытия (aka инсайты), интересные фрагменты из прочитанных книг по сценарному мастерству и все остальное, что может пригодится всем, кто хочет узнать, как написать хоррор.

Чем отличаются мистика, хоррор и триллер

разница между хоррором триллером и мистикой как написать книгу советы для писателей

По-моему, большей путанницы, чем между этими жанрами, нет. Поэтому перед тем, как написать хоррор или мистический триллер, нужно разобраться в их особенностях.

  • Мистика. Нельзя сказать, что это отдельный жанр. Чаще всего это лишь инструмент, позволяющий ввести в историю паранормальные элементы. Например, сверхъестественные способности, потусторонние силы и другие странности. Мистика не обязательно должна быть пугающей, например роман и одноименный фильм «Милые кости» — это чистой воды мистика, но цель этой истории совсем не в том, чтобы напугать.
  • Хоррор. Цель этого жанра — вызвать у читателя чувство страха, заставить воображение разыграться. Для этого используются всем известные символы и существа: пустые дома, кошмары, зомби и привидения. Хоррор часто использует мистику как один из инструментов, но не обязательно. Иногда угрозу может нести обычный человек, например, маньяк-психопат. Кстати, недавно я опубликовала статью Как написать ужасы: полное руководство по созданию хоррора, в которой описала все, что на данный момент известно об этом жанре и у нас, и за рубежом.
  • Триллер. Центральное понятие этого жанра — саспенс. Рассказчик должен поддерживать атмосферу неопределенности, напряжения и постоянной угрозы. Читатель до самого конца оставается в подвешенном состоянии и не знает, как в следующую секунду повернется история. Триллер часто скрещивается с хоррором или детективом, однако возможны и другие, более неожиданные комбинации.

Как видно, мистика, хоррор и триллер преследуют разные цели, однако их соединение усиливает чувство напряжения и страха. Это рождает желание дочитать книгу до конца, поэтому часто они соединяются в одном произведении. Каждый писатель сам определяет пропорции: кто-то может писать чистый хоррор, кто-то комбинирует его с триллером. Подробнее об особенностях этих жанров я писала в статье Внешние и внутренние жанры: путеводитель для писателей.

Я определяю свой жанр как мистический триллер, то есть у меня центральными элементами выступают саспенс и мистика, а цели напугать читателей я перед собой не ставлю (что не отменяет того факта, что кому-то моя история может показаться страшной).

Основные элементы хоррора и мистического триллера

Как написать хоррор триллер и мистическую историю основные элементы жанров советы для писателей

В этом разделе я описываю свой личный опыт в написании подобных историй, поэтому на 100% истинность не претендую. Итак, как написать хоррор или мои маст-хэвы для создания мистического триллера и ужасов:

Плоская арка героя

Если ты изучаешь писательское мастерство, то точно знаешь, что в конце истории в характере главного героя должно произойти серьезное изменение. Он должен стать не таким, каким был изначально. Я так и пыталась сделать при планировании своей истории, и никак не понимала, почему, блин, ничего не выходит. Насыщенный сюжет был, а вот изменений в главной героине не предвиделось.

К счастью, в этот момент я решила прочитать одну книгу из своих запасов, и выбор пал на работу Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя». Она буквально перевернула мое понимание сценарного мастерства, потому что оказалось, что герой необязательно должен меняться.

В некоторых случаях он остается собой, а вот другие персонажи и мир вокруг него меняются. Такой способ построения арки персонажа особенно уместен во всех историях, где речь идет про выживание (хоррорах, триллерах, боевиках), а также в некоторых комедиях.

Постоянное присутствие невидимой опасности

Главный враг жанров хоррора и триллера — очевидность. Как только опасность приобретает четкие очертания, а причина загадочных явлений обнаруживается, сюжет теряет свою напряженность. Горы трупов и реки крови — это не то, что заставляет сердце сжиматься от страха. Омерзительный монстр — всего лишь монстр, с которым можно разделаться подручными средствами.

Для создания напряженной атмосферы нужно, чтобы никто не знал, откуда исходит опасность: ни герои, ни читатели. И даже автор не всегда должен знать.Опасность — это что-то затаившееся в темных углах, в шелесте листьев безлунной ночью, в отражении зеркала в полной темноте.

Я сейчас не говорю о том, что в истории не должно быть маньяков, монстров, зомби, вампиров, призраков и прочей нечисти, но не всегда им стоит проявляться открыто. А лучше всего, если причина всех проблем как можно дольше будет скрыта (если это возможно): героев и читателей неопределенность должна мучить как можно дольше.

Крючки в конце каждой главы

Если человеку не удается прочитать книгу за один присест, он обычно дочитывает до конца главы и прерывается. Твоя цель — не дать этого сделать. Конец главы должен быть моментом максимального напряжения, и здесь разрешается использовать любые методы: неожиданные открытия, повисший в воздухе вопрос, резкие повороты сюжета.

В идеале подобный ритм нужно выдерживать на протяжении всей истории, но крючки в конце главы — это обязательная программа-минимум. Нужно всегда оставлять читателя с вопросом: «Что же будет дальше?».

Неожиданные сюжетные повороты

Не могу сказать, что это черта исключительно хорроров и триллеров — сюжетные повороты необходимы любой истории, но для данных жанров они должны быть максимально неожиданными. Они должны переворачивать все представления, которые были у читателей раньше. Герои шли все время по ложному следу, главный антагонист оказался по совместительству протагонистом, персонажи пытались спастись, но их действия только приблизили их гибель? Отличный пример такого построения сюжета в кино — детективный триллер «Китайский квартал».

Часть сюжетных поворотов нужно планировать с самого начала, особенно тот, что будет в конце, но не стоит забивать на это дело уже при написании истории. Нужно использовать любую возможность перенаправить историю в другое русло.

Здесь я хочу остановиться и сделать важное примечание. Большинство читателей знает об устройстве произведения только из уроков литературы, однако к тому времени, когда они дойдут до твоей книги, у них за плечами будут сотни, а то тысячи историй. Читатели умны и проницательны, они за версту чуют любые попытки автора напустить тумана и запутать их, поэтому создание сюжетных поворотов — самая сложная задача. Необходимо балансировать на тонкой грани, чтобы не раскрыть важную информацию раньше времени даже легким намеком, но и не запутать все настолько, что никто вообще ничего не поймет.

Какой совет я могу дать в этом случае? Пиши уверенно. Держи в голове все, что раскроется в дальнейшем, оставляй небольшие намеки-зацепки, но не акцентируй на них внимание. Пусть это будут обрывки фраз, жесты, предметы. Но до тех пор, пока правда не раскрылась, пиши так, будто и ты не знаешь ее. Если ты планируешь действительно мощный поворот, читатели и так будут шокированы, так что нечего заигрывать с ними, пытаясь намекнуть на что-то невероятное, что произойдет дальше.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Собственный опыт

Я не про встречи с привидениями и маньяками (хотя и это тоже неплохой бэкграунд). Любые истории в жанре хоррора, триллера с элементами мистики — это не просто будоражащие кровь истории про все таинственное и опасное. В первую очередь это попытки сублимировать свои страхи, примириться с мыслью о смерти и пережить всю боль и несправедливость, что есть в мире.

Пиши не просто о призраках — пиши о своих призраках. О тех страхах, которые живут внутри тебя. Визуализируй их, заставь себя встретится с ними через своих персонажей. Если ты боишься темноты, доведи свои фантазии до самого предела: чем она тебя пугает, кто там может скрываться, и что она может с тобой сделать. Если тебя мучает депрессия, представь, как она выглядит и каким образом сводит тебя с ума. Смотри на свои страхи и проблемы не просто как на обстоятельства своей жизни, но как на живых существ со своей волей и разумом.

Немало людей страдает от похожих вещей, поэтому твои истории будут не осознаваться ими буквально, но внутри, на подсознательном уровне, они поймут, про что ты пишешь. А когда они поймут, их посетит чувство страха и напряжения. И тогда твоя книга станет настоящим хоррором или триллером.

Жанры хоррора и мистического триллера ориентируются в первую очередь на внешнее действие: напряженное повествование, неожиданные сюжетные повороты и яркие визуальные образы, а внутреннее развитие и изменение персонажей отходит на второй план. Однако это не означает, что на эту сторону повествования можно забить: никто не запрещает прописывать арки изменения персонажей и раскрывать их внутренний мир. Надеюсь, после моей статьи тебе стало понятней, как написать хоррор и триллер.

А узнать о том, подходят ли эти жанры тебе ты можешь, пройдя небольшой тест на писательскую личность всего из 4 вопросов.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

На Западе многие популярные писатели регулярно делятся с молодыми коллегами советами и секретами мастерства. Мы публикуем конспект мастер-класса, составленного известным автором Дэвидом Болдаччи («Абсолютная власть», «Тотальный контроль», «Абсолютная память») для подписчиков платформы MasterClass.

Откуда черпать идеи

Писательство — это образ жизни, поэтому вы всегда должны смотреть на мир через писательскую призму, как я это называю. Я вижу все те же вещи, что и люди вокруг меня, вот только у меня постоянно возникают мысли: «А что, если?» Вы должны научиться оценивать потенциал возможных историй.

  • Прогоняйте полученные идеи через фильтр. Всегда думайте, есть ли у этой идеи потенциал.
  • Ищите проблему, требующую решения. Придумайте проблему. Поднимите ставки. Найдите решение.
  • Налаживайте с читателем контакт через актуальные проблемы современности. Так у читателя появится что-то общее с персонажем — например, все страдают от забастовки работников общественного транспорта, — а вы сможете высказываться на волнующие вас темы, не рискуя показаться моралистом.
  • Пишите о том, что вам интересно. Не обязательно писать о том, что вы лично знаете, но всегда пишите о вещах и проблемах, которые вас волнуют. Любую тему можно сделать интересной. К примеру, Майкла Крайтона интересовали динозавры, клонирование и рост влияния японской экономики, Дэна Брауна — коды и шифры, а Джона Гришэма — юриспруденция.
  • Дайте идее немного отлежаться. Не хватайтесь сразу за первую попавшуюся идею — дайте ей отлежаться и оформиться. Тем временем подумайте, какой материал вам нужно собрать, чтобы приступить к работе, что вам необходимо узнать и какие пробелы заполнить.

Сбор материала

Для меня сбор материала критически важен. Писатель, работающий в жанре триллера, обязан быть журналистом. Вы должны научиться общаться с людьми и выяснять у них нужную информацию. Посещать те места, о которых пишете, и узнавать множество подробностей о том, о чём вы пишете.

  • Собирайте материал. Сбор материала может дать эмоциональную связь с тем, о чём вы пишете. Я — не фанат оружия, но я стрелял практически из каждого существующего в мире огнестрела — так я могу гораздо точнее расписывать, какие ощущения испытывают мои герои, когда им приходится стрелять.
  • Составьте предварительный план. Прежде чем приступить к сбору материала, составьте план: что именно вы хотите узнать, каким образом вы будете это узнавать и где вы будете это делать.
  • Выбирайте те места, которые могут сыграть важную роль в сюжете. Локации критически важны для сюжета, потому что хорошо подобранная локация может стать таким же важным действующим лицом, как и ваши персонажи. К примеру, когда я работал над «Падшими», местом действия романа я выбрал депрессивный шахтёрский городишко, поскольку, оказавшись в нём, ты буквально чувствовал, как тебя покидает всякая надежда.
  • Оставьте почти весь собранный материал за кадром. Когда я писал Zero Day, я собрал пять толстых папок референсных материалов. И весь этот объём я дистиллировал до нескольких страниц текста, в противном случае я рисковал утомить читателя скучной технической информацией. Но тот материал, который всё-таки попадёт в текст, должен быть очень насыщенным и полезным для понимания происходящего.
  • Найдите источники. Поспрашивайте среди знакомых, не знает ли кто нужных вам специалистов. Свяжитесь с ними. Подготовьтесь к встрече. Не готовьте статичные вопросы, ограничьтесь списком тем, на которые собираетесь поговорить, — вопросы должны рождаться в процессе диалога, так он будет гораздо продуктивнее. Всегда уточняйте, можете ли вы использовать полученную информацию в тексте.

Составление синопсиса

Я всегда составляю два синопсиса. Один — это общий план, в котором я списком перечисляю возможные сценарии развития сюжета, ситуации и события, которые я хочу упомянуть, а второй — это поглавный план всего романа.

  • Синопсис может меняться. Составленный в самом начале синопсис не высечен в камне. История может органически эволюционировать и изменяться в процессе написания по мере того, как вам в голову будут приходить идеи получше.
  • Разбивайте синопсис на планы поменьше. Это нормально, если в самом начале вы не знаете всех деталей или того, что будет дальше. Люди не читают всю книгу сразу целиком, они читают её по главе, по странице за раз. Именно так вы и должны работать над ней.
  • Из маленьких сцен создаются великие романы. Продвигайтесь вперёд маленькими шажками, фокусируясь на текущем моменте: сцена за сценой, глава за главой. Если ваши сцены написаны слабо, никто не доберётся до конца, чтобы узнать, чем же всё закончилось.

Создавая главы

  • Начните с крупного события: падает самолёт, кто-то умирает, на государственную лабораторию совершается налёт. Так вы сразу зацепите внимание читателя. Иногда я превращаю первые главы в своего рода историю внутри большой истории.
  • Сделайте первую главу образцовой. Первая глава — самая важная во всей книге. Там не должно быть ничего лишнего.
  • Создавайте динамику за счёт коротких глав. В жанре триллера должно быть ощущение динамики, безостановочного продвижения вперёд. Ничего не должно замедлять развитие сюжета. Высокая плотность происходящего, никакой воды, никаких слабостей, каждое слово должно что-то значить.
  • Чередуйте способы повествования. Не каждая глава должна содержать сплошное действие — чередуйте действие с внутренними монологами, диалогами и экспозицией, но соблюдайте баланс: нормально посвятить одну главу внутреннему монологу, не нормально иметь несколько таких глав подряд.
  • Каждая глава должна выполнять свою цель. У каждой главы должна быть цель: продвигать сюжет вперёд, сообщать читателю новую информацию или углублять характеры персонажей.

Темп, напряжение и саспенс

  • Начните повествование с потери. Например, Уилл Роби в начале The Guilty проваливает задание и не может устранить свою цель. Соответственно, его карьера хитмана на службе государства окончена. И теперь он должен выяснить, что с ним не так.
  • Заложите основу для неожиданных сюжетных поворотов. Все сюжетные повороты должны быть обоснованными и достоверными. Люди не верят в сюжетные повороты, которые не угадывались из предыдущих глав, вы должны заложить в повествование зацепки, которые намекают на подобную возможность, но постарайтесь не быть слишком очевидным.
  • Отвлекайте внимание читателя, чтобы он не сразу понял, что на самом деле происходит. Например, в самом начале «Падших» Амос Декер сидит на крыльце своего дома и пьёт пиво. Затем случается три вещи: он слышит какой-то странный шум на противоположной стороне улицы, он слышит, как заводится двигатель машины, но не видит водителя, а над головой у него пролетает самолёт. В следующей главе он найдёт в доме напротив нескольких убитых людей. Читатели наверняка подумают, что шум и машина как-то связаны с убийством, но, скорее всего, отбросят как несущественное пролетающий над головой самолёт. А затем окажется, что убийца был на борту самолёта.
  • Часики должны тикать. Чтобы почувствовать напряжение, читатель должен постоянно чувствовать, что имеющееся у героев время на исходе.
  • Ваш роман должен напоминать американские горки: резкий прилив адреналина, потом выдох, потом новый приток адреналина. Никто не выдержит пятьсот страниц безостановочного экшена, это слишком неправдоподобно и утомительно. Дайте героям (и читателям) возможность остановиться, перевести дух, выпить по пиву, обсудить то, что с ними уже приключилось, и то, что им предстоит сделать дальше.
  • Время от времени освежайте память читателя. Напоминайте о том, что произошло в предыдущих главах. Пусть ваши герои, пока сидят за пивом, пройдутся по материалам дела, обсудят имеющиеся улики и прикинут, в каком направлении развивать расследование. Это абсолютно достоверные сцены — в детективах постоянно так поступают. Подобный приём не только напомнит читателю, в чём, собственно, дело, но и поможет вам прояснить всё происходящее, сфокусироваться на важном и проверить, не забыли ли вы чего-либо.
  • Наращивайте ожидание с помощью клиффхэнгеров. Клиффхэнгеры (художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения) оставляют неразрешённые вопросы и побуждают читателей перевернуть страницу и читать дальше. Но не заканчивайте ими каждую главу.

Создаём запоминающихся персонажей

Персонажи — это ваш единственный шанс связаться с читателем на человеческом уровне.

  • Сделайте ваших персонажей живыми. Идеальных людей не существуют. Недостатки делают героев живыми и предоставляют пространство для развития сюжета — например, кто-то совершил ошибку, и читатель задаётся вопросом: почему он её совершил и что теперь будет? Другой пример: Уилл Роби — хитман на службе государства, его работа — устранять других людей. Как заставить читателя переживать за хладнокровного убийцу? Нужно показать, что это его работа, что он в ней хорош и что всякий раз, как он убирает очередную цель, очередная частичка его души умирает.
  • Дайте вашим персонажам багаж. Чтобы объяснить цели и мотивы персонажей, нужно заглянуть в их прошлое.
  • Расставьте на пути героев полосу препятствий. Если вы поставите героя в очень тяжелую ситуацию, а затем покажете, как он из неё выбирается, это создаст связь между ним и читателем.
  • Герои должны меняться. Читатели ожидают, что персонажи будут развиваться по ходу романа. К примеру, Амос Декер в «Абсолютной памяти» — глубоко травмированный человек, которому тяжело даются любые социальные контакты, он даже может выйти из комнаты, пока другие люди с ним разговаривают. Но к концу романа он пытается стать более человечным и общительным.
  • Придайте вашему герою уникальные черты. Это выделит его из толпы. К примеру, Амос Декер получил спортивную травму, которая крайне ограничила его социальные навыки, зато теперь он обладает совершенной памятью и способен запоминать мельчайшие детали.
  • Не забивайте на сайдкиков (помощники супергероев). Создать правдоподобный дуэт персонажей в четыре-пять раз сложнее, чем создать одного правдоподобного героя, но отдача того стоит. К примеру Алекс Джемисон из романов об Амосе Декере служит своего рода якорем, который связывает Амоса с реальностью. Но она тоже не стоит на месте и развивается. Слабые сайдкики ослабляют вашу историю.
  • Создавайте морально неоднозначных злодеев. Я люблю работать в серых зонах, в которых хорошие люди иногда совершают плохие поступки из неверных побуждений, а плохие люди могут совершить что-то хорошее — это придаёт им сложности и глубины и позволяет понять, откуда они взялись.

Это очень важно: если вы придумали для своей книги злого гения, который творит дьявольски жестокие поступки, найдите для него повод или причину так поступать. Это сделает вашего антагониста более реалистичным.


Прописываем диалоги

  • Определите эмоциональный контекст диалога: ваши герои злятся друг на друга, раздражены, испуганы или довольны друг другом.
  • Все диалоги должны служить одной из трёх целей: продвигать сюжет вперёд, углублять характеры персонажей или сообщать читателю новую информацию. Люди никогда не говорят бесцельно, у каждой беседы есть своя задача.
  • Каждое слово должно иметь значение. Не затягивайте диалоги сверх необходимости. Они должны быть запоминающимися, сообщать читателю необходимую информацию, но не более.

  • Следите за тем, как разговаривают другие люди. Изучайте их мимику, наблюдайте за языком тела, отмечайте отдельные языковые особенности.
  • Заберитесь вашим персонажам в голову. Диалоги должны отражать особенности героев. К примеру, Амос Декер из-за травмы ведёт и общается иначе, чем окружающие его люди.
  • Перечитывайте все диалоги вслух. Это лучший способ найти фальшь, слабость или провисание.
  • Ограничьте употребление сленга. Ваши герои могут обладать какими-то уникальными знаниями или использовать слэнг, непривычный или даже непонятный для всех остальных героев. Но старайтесь ограничивать его использование, иначе вы рискуете потерять читателя. Включайте в беседы с такими персонажами героев, которые, как и читатель, не понимают технических терминов — так читатель поймёт, что он не один такой. С другой стороны, читатель не дурак, поэтому старайтесь не упрощать подобные диалоги слишком сильно.

Пишем экшен

  • Используйте экшен-сцены для того, чтобы сообщить читателю новую информацию. Экшен-сцены могут передать информацию о месте, о мотивах героя или его особых навыках. К примеру, Уилл Роби — хитман, поэтому в романах о нём много экшена. Но эти сцены также показывают его профессионализм, его особые навыки и тщательность, с которой он подходит к делу: заранее всё планирует, просчитывает все возможные стратегии и прорабатывает точки выхода.
  • Замедлите темп, усильте воздействие. Триллер — это не фильм с Брюсом Ли, поэтому экшен не должен разворачиваться молниеносно, читатель должен на эмоциональном уровне прочувствовать происходящее, он должен прочувствовать, каково это — пропустить удар под дых или словить пулю в плечо.
  • Займитесь хореографией экшен-сцен. Читатели рассчитывают, что вы расскажете им, что именно они видят. Тщательно подбирайте слова. Нет ничего плохого в том, чтобы добавить пару-тройку слов, чтобы прояснить, что именно происходит в моменте.
  • Не забывайте о реалистичности происходящего. Помните, что у каждого действия есть последствия. Допустим, ваш персонаж попал в драку и вышел из неё победителем, но покажите, что он всё равно пострадал и теперь должен взять паузу и зализать раны.

Писательский процесс

Когда я ещё работал адвокатом, я работал очень много и писать мог только по ночам, когда вся семья ложилась спать. На протяжении нескольких лет я писал каждый день с десяти вечера до двух часов ночи семь дней в неделю.

Да, это тяжело, но, если вам действительно нравится писать и сочинять истории, вы справитесь. Я каждый вечер взбегал по лестнице в свой маленький кабинет, потому что это моё время, и на протяжении всего дня я не мог дождаться возможности заняться всеми теми идеями, что приходили мне в голову.

  • Найдите время, чтобы писать, несмотря ни на что. Если вы действительно хотите стать писателем, вы найдёте время, чтобы писать. Настоящий писатель не может не писать. Это страсть, это увлечение, это часть того, кто вы есть. Если вы хотите творить истории, вы должны проявить креативность и найти время, чтобы этим заниматься.
  • Найдите процесс, который работает для вас. Кто-то пишет по утрам, кто-то — по вечерам, а кто-то — по дороге на работу и обратно. Кто-то пишет две тысячи слов каждый день, кто-то ставит себе еженедельный лимит, кто-то каждый день занимается чем-то иным: пишет новую главу, перечитывает предыдущую, правит весь текст или собирает материал.
  • Погрузитесь в материал с головой. Прежде чем начать писать, я перечитываю первые несколько глав романа и перечитываю несколько предыдущих глав — так я погружаюсь в историю и напоминаю себе, в каком направлении она развивается. Это как разминка перед началом тренировки.
  • Позвольте вашему разуму парить. Каждый писатель рано или поздно загонял себя в тупик. Не зацикливайтесь на тексте и переключите внимание — займитесь другим проектом, сходите на прогулку, лично для меня отлично работает поход в душ: вы просто не представляете, сколько сюжетных проблем я разрешил, стоя под потоками горячей воды.
  • Лучшие дедлайны — те, что вы определили для себя сами.

Редактура

Я обожаю редактуру. Я постоянно перечитываю, переписываю и редактирую первые главы в процессе написания, а затем распечатываю весь текст, беру две цветные ручки и сажусь вычитывать страницу за страницей.

  • При редактуре нет ничего неприкасаемого. Редактуре подвергается всё: темп повествования, экшен-сцены, сюжет, язык. Вы должны вырезать слабые куски и заменять их более сильными и, желательно, краткими.
  • Проверяйте темп повествования поглавно. Возможно, где-то действие разворачивается чересчур быстро, а где-то, наоборот, провисает. Возможно, одну главу следует разбить на две или на три. Старайтесь уделять внимание тому, как главы стыкуются друг с другом.
  • Отдохните от материала. После того как вы закончите первую редактуру, отложите рукопись в сторону и займитесь чем-то другим. Начните новую книгу, возьмите отпуск. В общем, прочистите голову и только после этого заново садитесь за редактуру, глядя на текст свежим взглядом.
  • Умейте вовремя остановиться. Редактировать можно до бесконечности, причём в какой-то момент ваши правки начнут не улучшать, а ухудшать текст. Чем дольше вы пытаетесь довести рукопись до совершенства, тем выше шансы, что роман станет слабее.

Научитесь ориентироваться в книжном бизнесе

  • Узнайте, как работает индустрия.
  • Относитесь к ремеслу всерьёз.
  • Активно участвуйте в продвижении.
  • Наладьте отношения с книготорговцами.
  • Создайте свою фан-базу и регулярно общайтесь с фанатами.
  • Пользуйтесь новыми платформами.
  • Не забывайте, что именно имеет значение.

Создавая цикл

Серии дают вам второй шанс погрузиться в характеры ваших персонажей и развить их ещё больше, так что заранее развешивайте на стенах ружья, которые выстрелят в следующих книгах.

  • Взрослейте вместе со своими героями. Пусть они отражают происходящие в жизни изменения.
  • Оставляйте пространство для манёвра. Не говорите наверняка, что следующая книга будет, пока вы за неё не возьмётесь.
  • Беритесь за следующую книгу, только если у вас есть стоящая идея.
  • Старайтесь предоставлять достаточное количество предыстории, так вы не перегрузите тех, кто читает книги не по порядку, и не заставите скучать тех, кто читает книги по порядку. Но вкратце рассказать, что было раньше, не повредит и для тех, и для других.
  • Будьте последовательными. Если ваш герой три книги подряд охранял закон, он не может вдруг в четвёртой книге начать грабить банки.

Жизнь писателя

  • Настойчивость — ключ ко всему. Отказ — это часть писательской жизни, и если один отказ способен отбить у вас охоту писать дальше, эта жизнь не для вас.
  • Учитесь на отказах и своих ошибках.
  • Продолжайте писать. Совершенствуйте мастерство.
  • Осторожно принимайте важные решения.
  • Постоянно переизобретайте себя. Не застревайте в рутинном процессе, так вам быстро станет скучно, а следом станет скучной и ваша проза.
  • Оставайтесь верным истории, которую вы пытаетесь рассказать.
  • Не игнорируйте другие аспекты вашей жизни.
  • Никогда не теряйте запал.
  • Постоянно пополняйте свой колодец идей.

Книги меняют мир. Мир нуждается в свежих идеях и новых голосах. Люди, которым суждено стать писателями, станут писателями. Следуйте за словами, следуйте за своим сердцем, и что-то хорошее обязательно случится и с вами!

Вы написали книгу и хотите увидеть её в бумаге? Заполните форму, наш менеджер свяжется с вами и расскажет, как правильно издать книгу

Кого-то похитили, и ваш главный герой пытается спасти попавших в беду. Часы тикают, машина героя только что взорвалась, здание, в котором держат заложника, было подожжено, и, когда они пытаются убежать, то оказываются перед наведённым на них пистолетом…

Поскольку вы здесь, то, очевидно, что вы хотите написать свой собственный триллер.

В этой статье мы рассмотрим, как написать триллер, задействовав основные элементы жанра и обратимся к профессиональным редакторам за советами.

Что такое триллер?
Триллер — это динамичная история, полная конфликтов, напряжённости, неизвестности, неожиданных поворотов и высоких ставок. Каждая отдельная сцена и элемент в триллере предназначены для того, чтобы продвинуть действие вперёд, испытать персонажей и отправить читателей на американские горки, которые выбьют их со своих мест.

В чём разница между триллерами, детективами и мистикой?
Зрители часто путают триллеры с детективными или мистическими историями, но в чём различия между этими жанрами (если таковые имеются)?

Когда дело доходит до различий между триллерами и детективными или мистическими, редактор Аллистер Томпсон предполагает, что особой разницы нет. Он говорит, что «элемент неожиданности и отдых от постоянной угрозы (напряжение должно в какой-то момент ослабнуть) более характерен для детективов и мистики, в то время, как триллер нуждается постоянном напряжении». В триллере опасность, повороты и сюрпризы, которые ждут главного героя, важны для поддержания темпа и удержания зрительского интереса.

В триллерах и детективных историях действие управляется отдельными силами. По словам редактора Энн Брюэр: “В детективе сюжет продвигается главным героем, сыщиком, который расследует убийство… В триллере действие в целом развивается за счёт элементов, находящихся вне контроля главного героя».

В обоих случаях главные герои могут работать над раскрытием загадки, но события, которые их окружают, и то, как они в них попадают, совершенно разные.

Ещё одно отличие состоит в том, что в детективных историях обычно фигурирует главный герой, который сталкивается с уже совершённым преступлением, которое ему необходимо раскрыть. В триллерах же главному герою может потребоваться в первую очередь предотвратить преступление.

Возможно, самое главное в детективе в том, чтобы вычислить преступника. Однако в триллерах вы можете обнаружить антагониста на самой первой странице — а это значит, что они с самого начала будут представлять угрозу для главного героя.

Поджанры триллеров
Триллеры — это всего лишь один термин для большой категории историй, который включает в себя различные поджанры. Хотя это может показаться тривиальным, выбор поджанра на самом деле поможет вам в написании, так как вы будете знать, какое место он занимает на рынке зрительского и продюсерского спроса. Они могут быть:

Сверхъестественными, как «Очень странные дела» братьев Даффер
Политическими, как «Карточный домик»
Шпионскими, как «Красный воробей»
Психологическими, как книга «Девушка, которая любила Тома Гордона» Стивена Кинга
Приключенческими, «На гребне волны»
Криминальными, «Пленницы»
Историческими, «Операция «Арго»»
Судебными, «Первобытный страх»
Военными, как «Охота за «Красным Октябрём»»
Домашними (действие которых происходит в ограниченном пространстве и затрагивает столкновение одной группы/семьи с угрозой), «Комната страха»
Между поджанрами часто наблюдается совпадение, поэтому одна история попадает под несколько категорий. Какой бы поджанр вы ни выбрали, мы рекомендуем смотреть фильмы, которые подходят под эту категорию, чтобы получить представление об общих элементах, которые присутствуют в жанре.

Итак, теперь, когда мы определили, что такое триллер и изучили его особенности, давайте посмотрим, как его написать.

Как написать триллер за 7 шагов
Нет верного способа написать успешный триллер (если бы он был, все бы это сделали), но есть способы убедиться, что ваша история находится на правильном пути. Основываясь на советах опытных редакторов, это наш взгляд на то, как написать триллер.

1. Сделайте персонажей и их мотивы понятными
Персонажи в триллерах обычно сложны. Хороший парень может и не быть образцовым гражданином, а у плохого парня всегда найдётся оправдание и убеждённость, что они делают правильное дело — по крайней мере, в их сознании.

Соперничество между этими противостоящими силами — это то, что приведёт к действию, которое продвинет вашу историю вперёд, поэтому вам нужно дать каждому из ваших персонажей чёткую мотивацию.

Спросите себя:

Почему они делают то, что делают?
Какая их конечная цель?
Нужно ли главному герою спасать себя или кого-то ещё?
Как они реагируют перед лицом невзгод?
2. Начните с действия
Вступительная сцена — поворотный момент в любой истории. В триллерах это особенно важно, потому что вам нужно начинать действовать с самого начала.

Часто хорошим способом является показ событий из середины или кульминации истории, но избегайте «информационного шума», где вы случайно включаете слишком много несущественных деталей.

Вам не обязательно начинать с убийства — на самом деле, в некоторых триллерах его вообще нет или оно не происходит до середины истории, — но вам нужно начать с чего-то захватывающего, что приводит главного героя в движение.

В начале «Идентификации Борна» кто-то на лодке падает в воды Средиземного моря после того, как его застрелили — мы не знаем, кто и почему. Затем его спасает рыбацкая лодка, и мы узнаём, что у выжившего амнезия. На данный момент у зрителя практически нет информации о персонажах или сюжете, но он уже попадает вместе с героем в опасную для жизни ситуацию.

3. Покажите, что поставлено на карту
Высокие ставки характерны для триллеров, но детали меняются в зависимости от поджанра. Например, в домашнем триллере ставки будут более серьёзными для самого персонажа. Сравните это с военным или политическим триллером, где последствия, вероятно, будут более большими, затрагивающими судьбы группы, страны или даже всего мира.

В фильме «Исчезнувшая» пропажа и возможная смерть дочери подвергают семью риску полного разрушения, пока они пытаются выяснить, что с ней случилось. В этом домашнем триллере ставки зависят от статуса семьи и их отношений. Даже несмотря на то, что они единственные, кого затронули события, это эффективно работает на сюжет.

4. Сделайте преодоление препятствий трудным для вашего главного героя
Ваш зритель должен заботиться о вашем главном герое и его судьбе, а хороший способ сделать это — поместить их в ситуации, когда невозможно сказать, справятся они или нет. Это поможет повысить ставки и сделает их конечный успех гораздо более приятным для аудитории.

Подвергните своих персонажей опасности, сталкивая их с опасными ситуациями в неожиданных местах! Заставьте союзников отвернуться от них и обдуманно ломайте жанровые шаблоны.

В «Исчезнувшей» (спойлеры!) главный герой Ник является главным подозреваемым в убийстве своей жены Эми, которая исчезла в пятую годовщину их свадьбы. Несмотря на то, что он выглядит как преступник, позже мы узнаём, что всё было подстроено самой Эми, чтобы обвинить Ника в убийстве.

В то время как возвращение Эми «к жизни» призвано оправдать его и вернуть его жизнь в нормальное русло, в конечном итоге всё становится ещё хуже, поскольку затем Ник вынужден жить в плену её угроз.

5. Задействуйте повороты сюжета
Как мы установили, триллеры в основном движимы сюжетными событиями, и лучший способ вовлечь в сюжет — это ввести повороты и неожиданные события. Это легче сказать, чем сделать, так как повороты иногда могут иметь противоположный эффект. Итак, если вы не уверены, достаточно ли вашего поворота для продолжения истории, попробуйте задать себе следующие вопросы:

Ведёт ли мой главный герой себя активно или сидит сложа руки и позволяет всему происходить? Нам нужно, чтобы герой был активным.
Является ли этот поворот настолько захватывающим, насколько это могло бы быть?
Кажется ли поворот достаточно «большим» (меняющим историю)?
Что самое худшее, что может случиться с моим главным героем прямо сейчас?
Как только у вас будет ответ на эти вопросы, сделайте так, чтобы это произошло.

6. Доведите историю до кульминации
Теперь настал момент, которого главный герой — и зрители/читатели — так долго ждали: финальная схватка с антагонистом, которая решит всё.

Кульминация — это ключевая сцена в вашей истории, поэтому убедитесь, что вы уделили достаточно времени её написанию и она действительно сияет. В частности, может быть полезно сначала написать кульминацию, чтобы вы уже знали, где должны оказаться ваши персонажи. Как только вы это выясните, вы сможете проложить им путь через ваши сюжетные повороты.

7. Дайте вашей истории удовлетворительный конец
Удовлетворительный конец не обязательно означает «жили долго и счастливо». Помните о том, какую историю вы рассказывали до момента кульминации, и убедитесь, что концовка ей хорошо подходит.

В некоторых случаях вам может потребоваться полностью связать все нити и ответить на все вопросы. Или вы можете оставить открытый финал, где окончательные выводы оставлены на усмотрение зрителя. Если вы планируете написать продолжение истории, то концовка может быть способом удержать зрителей на крючке. К какому бы выводу вы ни пришли, помните, что всегда необходимо завершить текущую историю, чтобы в конце книги возникло чувство удовлетворения.

Теперь, когда мы рассмотрели семь этапов написания триллера, давайте взглянем несколько дополнительных советов, чтобы убедиться, что он оставит неизгладимое впечатление.

Бонусные советы от профессиональных редакторов
Написание захватывающего триллера непростая задача, поэтому мы обратились к нашим лучшим профессиональным редакторам за советами, которые помогут вам написать свой собственный проект.

Избегайте всего, что мешает истории
По словам редактора Энн Брюэр, “Авторы триллеров должны избегать всего, что мешает им двигаться вперёд. Они, как правило, либо слишком увлекается повседневными деталями, либо увязают в сюжетных событиях, которые недостаточно подходят для жанра».

Если вы видите, что сцена или сюжет не добавляют достаточного напряжения или замедляют действие вместо того, чтобы продвигать его, сделайте шаг назад и перепишите.

Не вводите читателя в заблуждение
“Если вы пишете триллер, то действие и/или опасность должны быть центром истории. Если вы пишете детектив, более мягкий или посвящённый расследованию, и называете его триллером, то вы вводите читателя в заблуждение”, — говорит редактор Аллистер Томпсон. Важно, чтобы вы оставались верны жанру на протяжении всей истории — иначе вы можете просто оттолкнуть зрителей вместо того, чтобы завоевать их.

Не позволяйте своему воображению застрять в клише и рамках
При написании истории легко ограничить себя рамками, установленными вашими собственными способностями. Однако Энн Брюэр предостерегает от этого, говоря: “Постарайтесь не позволять своему воображению ограничиваться тем, что обычно может произойти: повороты сюжета в триллерах интересны, потому что они изобретательны и выходят за рамки норм”.

Убедитесь, что ставки достаточно высоки
“В триллере должно быть постоянное ощущение напряжённости или опасности или, в худшем случае, ужасных последствий, которых персонажи пытаются избежать. И на этом пути должны быть свои подводные камни”, — говорит Аллистер Томпсон. Другими словами: убедитесь, что ставки для вашего главного героя высоки, чтобы они были вынуждены продолжать развивать историю.

Чтобы написать свой собственный триллер, не забудьте создать напряжённость, конфликт, обусловленный действием. Переворачивайте всё с ног на голову — для главного героя и читателя — с каждым поворотом сюжета.

by blog.reedsy

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать основную часть эссе
  • Как написать основную часть реферата
  • Как написать основную часть проекта презентация
  • Как написать основную часть курсовой работы
  • Как написать основную часть индивидуальный проект