Приняли нелегкое решение отклонить оффер и отказаться от позиции? Тогда лучше не затягивать и как можно скорее сообщить об этом HR-менеджеру. Первый вопрос, который возникает : как лучше сообщить об отказе? Написать? Позвонить?
Если вам сообщили о предложении вступить в должность в письме, тогда вы имеете полное право сообщить об отказе ответным письмом. В случае если HR сообщил эту новость по телефону, будет хорошим тоном связаться с ним также по телефону, хотя грамотно составленное письмо еще никому не портило репутацию.
Письмо, составленное в уважительном тоне, поможет остаться в хороших отношениях с компанией и отделом кадров. Вы не можете предугадать, куда вас заведет ваш карьерный путь в будущем. На случай, если в компании появится лучшая позиция, крутой гендир или расширят фонд оплаты труда, вы будете иметь все шансы снова получить оффер. Более того, мир рекрутинга достаточно узок, поэтому слух о том, что вы “соскочили” с оффера, может распространиться и помешать вам при отборе в другую компанию.
Основные причины отказа от оффера
Не нравится компания (финансовые показатели / продукт / культура / офис / команда / будущий руководитель).
Если вы отказываетесь от оффера по вышеназванным причинам, лучше не сообщать HR-менеджеру истинную мотивацию отказа и обойтись в письме вежливой фразой общего характера: ”Спасибо за возможность, но на данном этапе карьеры я вынужден(а) отказаться от вашего предложения.” Лучше не делиться неудовлетворенностью культурой, сотрудниками и не выражать критику в сторону организации. Кто знает, возможно, через несколько лет компания займет лидирующее место среди мест, в которых вы захотите работать.
Не устраивают условия и заработная плата
В случае если вам нравится компания и позиция, но не устраивает зарплата, не стоит сразу реджектить предложение. Начните переговоры и обсудите вопрос с HR-менеджером. Если компания не готова предложить вам более выгодные условия, выразите в ответе благодарность за потраченное время и готовность сотрудничать в будущем, если компания будет готова предложить более высокую зарплату.
Если компания заинтересована в сотрудничестве и идет вам навстречу при обсуждении условий, оперативно реагируйте на письма и звонки. Еще до начала переговоров, вы должны твердо решить, какой уровень оплаты вас устроит. Не торгуйтесь и скажите прямо, с каким предложением вы готовы хоть завтра выйти на работу. Компания согласна? Не медлите и принимайте оффер!
В остальных случаях: вы приняли более выгодный оффер, решили остаться в прежней компании, не сможете совмещать с учебой и т.д.
Если причина не является негативным фидбэком для компании, то лучше озвучить ее в письме. Например, вы можете написать, что сделали выбор в пользу другой позиции, решили остаться в нынешней компании или считаете, что на данный момент позиция не соответствует вашим карьерным целям. Все “нейтральные” причины можно без сомнений озвучить в письме и не переживать за испорченные отношения с менеджером.
Что должно быть в письме?
Письмо должно быть кратким, но содержательным. Не стоит долго и упорно извиняться или писать сочинение на тему “Почему я принял другой оффер”. Все что от вас требуется — быть вежливым, лаконичным и конкретным. По письму можно судить о вашем профессионализме, поэтому оно должно быть выдержано в вежливом и положительном тоне.
Тема письма: Позиция — Фамилия Имя
Профессиональное приветствие
Признательность за предложение
Отказ от предложения и объяснение причины (по ситуации)
Подпись с вашими контактами
Шаблоны
Чтобы вам было легче решиться на отказ от предложения и вы не сидели часами над письмом, мы подготовили для вас профессиональные шаблоны писем. Не забывайте о том, что каждое письмо необходимо адаптировать под ваши личные и профессиональные обстоятельства. Также в профессиональном письме недопустимы грамматические ошибки и опечатки, поэтому перед финальной отправкой, перепроверьте письмо на грамотность и отправьте тестовое сообщение.
Отказ без причины
(Имя HR-менеджера),
Спасибо за предложение присоединиться к команде (название компании). Я ценю время, которое вы потратили на то, чтобы провести собеседование и ответить на все мои вопросы.
Мне нелегко далось это решение, но я вынужден отказаться от вашего предложения.
Желаю вам успехов в поиске подходящего кандидата на эту должность. Всего наилучшего вам и (название компании)!
С уважением,
(Ваше имя)
(Номер телефона)
(E-mail)
Отказ с объяснением причины
(Имя HR-менеджера),
Спасибо за предложение стать частью (название компании) в роли (название позиции). Я ценю предоставленную возможность и ваш интерес к моей кандидатуре.
К сожалению, я выбрал позицию в другой компании. На данном этапе она лучше всего соответствует моим карьерным ожиданиям и целям.
Еще раз спасибо за ваше время и приятный опыт собеседования!
С уважением,
(Ваше имя)
(Номер телефона)
(E-mail)
Отказ с объяснением причины
(Имя HR-менеджера),
Спасибо за приглашение на должность (название позиции). Я искренне благодарен за предложение и интерес компании к моей кандидатуре.
На собеседовании я упоминал о планах продолжить обучение в аспирантуре. Меня приняли в университет (название), и я принял решение продолжить обучение. Мне очень жаль, но по этой причине мне придется отклонить ваше предложение. Надеюсь присоединиться к вашей команде в будущем!
С уважением,
(Ваше имя)
(Номер телефона)
(E-mail)
Источники:
1. Job Offer Rejection Email Message Examples
2. How To Decline a Job Offer
Иногда при поиске работы мы получаем приглашения на вакансии, которые не соответствуют нашим ожиданиям. Может показаться, что в таком случае достаточно просто проигнорировать письмо от рекрутера. Однако отказ с вашей стороны — не повод разрывать общение с потенциальным работодателем. Вот как отклонить оффер так, чтобы это принесло пользу вашей карьере в будущем.
Почему не стоит игнорировать оффер
Если вам сообщили, что вы успешно прошли собеседование или даже предложили работу, это значит, что команда по найму посчитала вас наиболее подходящим среди множества кандидатов. Нет ничего плохого, если вы решите отказаться. Главное — сообщить об этом HR-менеджеру.
Правильно написанный отказ может сработать в вашу пользу. Так вы можете не только сообщить команде по найму о том, что вакансию лучше оставить открытой, но и даже посоветовать подходящего кандидата из своих знакомых.
Как написать письмо с отказом
Поблагодарите собеседника
Подбор персонала — довольно сложный и длительный процесс. HR-менеджер просматривает десятки и даже сотни резюме и сопроводительных писем, а также тщательно отбирает кандидатов для каждого этапа собеседования.
Поэтому для начала поблагодарите отправителя за предложение. Например, отметьте, что многому научились во время собеседований, и выразите признательность за то, что получили ответы на все свои вопросы. Так вы расположите к себе команду по найму и заработаете хорошую репутацию.
Обоснуйте свое решение
Если работодатель считает кандидата перспективным, он может предложить ему лучшие условия, в том числе более гибкий график и более высокую зарплату. Чтобы не получить повторное предложение на свой отказ, объясните причину, не вдаваясь в подробности.
Читайте по теме:
Когда и как стоит отказаться от дополнительной работы
Например, вы пока не готовы менять работу или ваш учебный график конфликтует с предложенным. Возможно, вас не устраивает размер оклада или же вы хотите работать в компании, но сама вакансия не соответствует вашим карьерным целям.
Предложите поддерживать контакт
В конце письма предложите рекрутеру оставаться на связи — это знакомство может пригодиться и даже положительно повлиять на вашу карьеру. Например, если в компании освободится должность вашей мечты, вы можете стать одним из первых кандидатов.
Пример итогового письма
Ниже показан примерный шаблон письма с отказом (вы можете менять его на свой вкус).
Здравствуйте, [имя отправителя]!
Благодарю за приглашение на позицию [название должности]. Я был(а) бы рад(а) работать вместе с вами в [название компании], но, оценив всю плюсы и минусы, я решил(а) отклонить ваше предложение. Дело в том, что зарплата, указанная в вашем последнем письме, не соответствует моим ожиданиям.
Хочу поблагодарить вас за оказанное мне внимание. С вами было приятно общаться, и в ходе собеседований я многое узнал(а).
Буду рад(а) оставаться на связи с вами и другими специалистами из [название компании]. Скоро я отправлю вам запрос в LinkedIn (или любой другой соцсети).
С уважением,
[ваше имя]
Источник.
Фото на обложке: fizkes / Shutterstock
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Принимать предложение о работе не то же самое, что отклонять его — в этом меньше удовольствия и больше трудностей. Однако, отказ от предложения является отличной возможностью для создания собственного бренда и поддержания отношений с сотрудниками из этой компании.
3 шага для написания письма отказа от предложения:
Шаг 1: Выразите свою благодарность
В первую очередь важно поблагодарить HR-менеджера за предложение о работе и за уделенное вам время. Хотя интервьюирование потенциальных кандидатов является частью работы менеджера по персоналу, тем не менее, этот человек потратил несколько часов на то, чтобы прочитать ваше резюме, просмотреть ваши профили в социальных сетях и провести с вами собеседования. Возможно, они рассказали о вас другим сотрудникам компании и дали отличные характеристики. Поэтому, искренняя благодарность за потраченные время и усилия, выраженное в письме, будет иметь большое значение.
Например:
«Большое спасибо за предложение о работе на позицию менеджера по маркетингу. Я очень признательна за то, что Вы нашли время, чтобы рассмотреть мою кандидатуру и ответить на мои вопросы о компании и о должности».
«Еще раз спасибо за собеседование, проведенное на прошлой неделе — мне было приятно познакомиться с командой и посмотреть офис. Я многое узнал о позиции операционный директор и очень благодарен за Ваше предложение».
«Мне бы хотелось еще раз поблагодарить Вас за приглашение и возможность работать в Вашей компании».
Шаг 2: Кратко объясните причину
Особенно, если вы потратили много времени на прохождение различных этапов собеседований, то будет неправильно оставлять HR-менеджера в неведении, почему вы отклоняете предложение. Тем не менее, нет необходимости вдаваться в подробности и говорить о том, что другая компания вам предложила лучшие условия или, что вы всю прошедшую неделю провели в мучительных раздумьях по поводу своего решения. Самое лучшее, что вы можете сделать — это честно и кратко объяснить причину, почему вы не принимаете предложение.
Например:
«Все тщательно взвесив, я принял решение принять предложение от другой компании».
«После долгих раздумий, я решил, что сейчас не самое подходящее время для того, чтобы оставлять мою текущую должность в компании «Y».
«Несмотря на то, что эта должность открывает для меня много возможностей, я все же решил, принять предложение от другой компании на позицию «Директор по маркетингу», на которой я смогу реализовать мои профессиональные цели в сфере маркетинга».
«Я получила несколько приглашений от компаний и выбрала другую компанию, которая лучше всего соответствует моим текущим целям и планам по построению карьеры».
«Я вынуждена отказаться от Вашего предложения. У меня появилось другое предложение, и в настоящий момент оно мне более интересно по уровню должности и зоне ответственности».
Шаг 3: Оставайтесь на связи
Мир поиска работы — особенно в некоторых отраслях очень тесен. Поэтому, перед тем как вы откажитесь от предложения, не помешает написать немного любезностей в адрес HR-менеджера. Если вы обсуждали на собеседовании какое-то событие или конференцию, на которые вы оба собираетесь пойти, упомяните об этом в письме. В противном случае, вы можете просто пожелать этому человеку удачи и всего наилучшего в будущем.
Например:
«Надеюсь, вновь Вас увидеть в следующем месяце на конференции, на которой мы оба будем присутствовать».
«Мне было очень приятно познакомится с Вами, и я надеюсь, что в будущем наши пути пересекутся».
«Спасибо еще раз за потраченное время и Вашу поддержку. Желаю Вам всего наилучшего».
«Мне было нелегко принять это решение, поскольку мне бы очень хотелось работать с Вами, если не сейчас, то в будущем на другой позиции и с более интересным для меня функционалом. Еще раз спасибо».
Независимо от того, насколько вы уверены, что не хотите работать в этой компании, отказываться от предложения — дело не из приятных. Но помните, что это неотъемлемая часть для поиска работы вашей мечты.
4 совета по написанию письма об отказе от предложения:
1. Действуйте без промедления
Как только вы приняли решение отклонить предложение, звоните HR-менеджеру и пишите письмо. Компании нужно будет предложить эту позицию другому кандидату, и вы не должны задерживать процесс.
2. Будьте вежливы
Даже если вы отказываетесь от предложения, вы должны сделать так, чтобы компания имела вас в виду в будущем, когда у них будут открытые вакансии. Поэтому, SMART- соискатели используют любую возможность для установления и расширения сети контактов. Так что, поблагодарите всех людей, кто вас интервьюировал и пожелайте им и их компании успехов.
3. Будьте дипломатичны
Если вы приняли другое, более щедрое предложение, не раскрывайте деталей условий вашего трудового договора. Сообщите HR-менеджеру, что вас впечатлила компания и вы внимательно рассмотрели их предложение, но соглашаетесь принять другую позицию, которая больше соответствует вашим карьерным целям.
4. Будьте краткими
Это письмо не место для рекламирования своих навыков и достижений. Компания уже знает вам цену. В данном случае, фраза «Краткость — сестра таланта» как никогда кстати.
Примеры писем отказов от предложений:
Пример №1
Уважаемый(-ая) HR-менеджер (имя),
Большое Вам спасибо за предложение о работе на позицию «Ассистент бренд-менеджера». После тщательного рассмотрения, я вынужден Вам сообщить, что отказываюсь от этого предложения. Несмотря на то, что Вы очень подробно описали будущие возможности продвижения внутри компании «Y», я принял предложение от другой компании, позиция в которой больше соответствует моим навыкам и карьерным целям.
Мне было очень приятно познакомиться с Вами и с остальными сотрудниками компании (можете перечислить поименно). На всех этапах собеседований Вы были очень добры ко мне, и я сожалею, что обстоятельства не позволяют мне принять Ваше предложение.
Желаю Вам всего наилучшего.
Пример №2
Уважаемый(-ая) HR-менеджер (имя),
Я хотел бы воспользоваться возможностью и поблагодарить Вас за сделанное мне предложение о работе. Я получил огромный опыт после прохождения с Вами и Вашей командой различных видов собеседований, и я рад, что вы выбрали на эту должность мою кандидатуру.
С большим сожалением Вам сообщаю, что в этот раз должен отказаться от Вашего предложения. Личные обстоятельства мешают мне принять его. Я прошу у Вас прощение за то, что не могу присоединиться к Вашей компании, потому что я уверен, что это то место, где бы я мог расти и развиваться, как в профессиональном, так и в личном плане.
Еще раз большое спасибо за предложение, и желаю Вам и Вашим коллегам удачи и дальнейших успехов.
С уважением,
Контакты
Следующие две вкладки изменить содержание ниже.
- Об авторе
- Последние записи
Карьерный коуч по поиску работы, эксперт по резюме, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.
Делая выбор в пользу одной компании, соискатель должен отказаться от вакансии в оставшихся. По данным агентства по подбору руководителей SunPeople Executive Search, за последние три года количество таких отказов выросло на 75%. Как правильно отказать работодателю в предложении работы, рассказывает основательница и управляющий директор SunPeople Executive search Наталия Шкулова
Рынок труда восстанавливается после пандемии: в 2021 году число вакансий росло без традиционных сезонных спадов, а уровень безработицы в октябре снизился до показателей 2019 года. По-прежнему именно работодатели чаще отказывают кандидатам, ведь на их стороне предложение. Однако сегодня кандидаты все пристальнее изучают информацию о компании, куда их приглашают на собеседование, и не спешат соглашаться на офферы — предложения по работе.
По данным нашего агентства, за последние три года количество отказов соискателей от предложенной вакансии выросло на 75%. Если в 2018 году от позиции отказались 165 человек из тех, кого мы предлагали компаниям-клиентам, то в 2020-м их уже стало 290, а за 11 месяцев 2021 года мы встретили 306 отказов. При этом среднее количество соискателей на каждую позицию составляло от 25 до 45 человек. Чуть больше трети (35%) отказов происходили после того, как кандидат получил сообщение с кратким описанием вакансии от компании или созвонился с рекрутером или HR-специалистом, чтобы обсудить вакансию и предварительный интерес сторон. Оставшиеся 65% говорили «нет» на дальнейших этапах собеседования — в процессе интервью или после получения оффера.
Почему кандидаты отказывают работодателям
Чаще всего от предложений о работе отказываются в сферах IT и digital, финансовых структурах, агросфере и сфере потребительских товаров, а также среди совсем молодых управленцев — 20–25 лет. Последние более взвешенно и спокойно подходят к выбору работы, больше ценят собственное время и ресурсы. Руководителей проектов среди представителей поколения Z (зумеров или людей младше 25 лет. — Forbes) пока немного, поэтому выборка для аналитики у нас небольшая. Однако в 2020 году в нашей практике было два случая, когда мы нашли очень опытных разработчиков игр, но на собеседовании с владельцами стартапов они отказались от предложений. Кандидаты признались, что не готовы к управлению целым проектом — из-за слишком высоких временных затрат и непосильной ответственности за других людей.
По нашему опыту, около 70% кандидатов не готовы принимать предложение компании, ценности которой не разделяют. Например, соискатель не хочет работать в косметических компаниях, которые тестируют свою продукцию на животных. Или вакантная должность открыта в компании, занимающейся мясопереработкой, в то время как кандидат — веган. Также в список непривлекательных для соискателей попадают те организации, чьи сотрудники нечестны в описании вакансии и не могут четко объяснить систему оценки результатов. Топ-менеджеры на 35% чаще отказываются от позиции, если предложенный проект им не интересен, выстроенные процессы в компании — непрозрачны, а личность руководителя — отталкивающая.
Для многих соискателей сейчас очень остро стоит вопрос оплаты труда — это наиболее частая причина отказа среднего менеджмента и специалистов. Тем более что многие работодатели, ссылаясь на возможность частично или полностью работать удаленно, начали уменьшать уровень заработной платы и бонусов без снижения требований.
На каком этапе можно отказаться
Обычно переговоры работодателя и кандидата состоят из нескольких этапов. Количество этапов варьируется от компании к компании, полный список выглядит следующим образом:
- предварительное письмо или сообщение;
- звонок, краткое обсуждение, приглашение на онлайн- или офлайн-интервью;
- интервью с HR-специалистом компании или рекрутером;
- тестирование (если есть);
- встреча с непосредственным руководителем;
- выполнение заданий центра оценки компетенций или решение кейса;
- встреча с вышестоящим руководителем или членами совета директоров, акционерами;
- получение предложения о работе.
Отрицательный ответ на предлагаемый вариант работы на любом из этих этапов — нормальная практика. В конечном счете, кандидат имеет право не соглашаться на неподходящие или даже потенциально вредоносные условия.
Каждый этап собеседования существует для получения новых деталей о компании, команде, позиции, требованиях и результатах, которых ждут от потенциального кандидата. Если на очередном этапе HR-специалист или руководитель не дает новой информации и избегает прямых ответов, от последующих стоит отказаться.
На что обратить внимание до собеседования и на нем
До приглашения на собеседование можно поискать информацию о компании среди знакомых и в интернете. Среди наиболее популярных российских площадок с отзывами о работе в компаниях — HeadHunter, «Отзывы сотрудников», Antijob.net, «Открытый работодатель» от SuperJob, из зарубежных — Glassdoor. Кандидата должно насторожить большое количество отрицательных отзывов бывших сотрудников компании, долго не закрывающаяся вакансия, сомнительная репутация организации в целом. Если такие опасения подтверждаются, целесообразно тут же написать об отказе от интервью.
В самой беседе с HR-специалистом или непосредственным руководителем тревожными звоночками должны стать:
- Перечисление задач, которые не соответствуют вакансии. Например, если вам изначально говорят, что нужно будет придумать и вывести новую линейку продукции, а в разговоре выясняется, что она уже разработана, и нужно работать с уже существующим продуктом. Или если в описании обещают, что есть команда и хорошие CRM-системы, но на деле сотрудников нет, и все подсчеты заносятся в Excel.
- Непрозрачная система вознаграждения. Например, если указанная или озвученная заработная плата — это оклад и бонусы, фиксированная сумма гораздо меньше заявленной, а процент годового бонуса четко не оговаривается.
- Постановка невыполнимых KPI или требований акционеров. Среди таких требований может быть, к примеру, завершение строительства завода за год, хотя кредит на строительство не одобрили уже десять банков, или удвоение показателей продаж без команды и бюджета на маркетинг.
Во всех этих случаях лучший выбор — сообщить об отрицательном решении сразу на встрече.
Скользкая тема — публичный рассказ кандидата о неудачном собеседовании в конкретной компании. Даже если на интервью сотрудник компании озвучил условия, грубо нарушающие трудовой кодекс, — например, отсутствие письменного трудового договора, ответы на рабочие звонки и письма в любое время дня и ночи — публикацию стоит оформлять максимально культурно, без лишних эмоций и грубых выражений. В противном случае пост в блоге или соцсетях только навредит личному бренду соискателя. Мы знаем несколько случаев, когда авторы переходили на личности, рассказывая про людей, проводивших собеседования, а потом получали шквал критики от других HR-специалистов и рекрутеров и зарабатывали среди них негативную репутацию.
Как отказаться до получения оффера
Если соискателю предстоит отказать потенциальному работодателю, лучше тактично акцентировать внимание на себе, а не на изъянах компании. Кроме того, даже вежливый отказ должен быть четко аргументирован. Рекрутеры или HR-специалисты собирают статистику наиболее частых отказов. По результатам обратной связи от соискателей они могут повлиять на процесс поиска, например, изменить уровень вознаграждения и требования к кандидатам.
До получения оффера отказаться от работы можно прямо на интервью. Корректно будет начать с благодарности за уделенное время и приглашение на интервью, а затем честно сообщить, что вас не заинтересовали задачи, не устроили условия по заработной плате и так далее. В разговоре с собственником или акционером бизнеса либо непосредственным руководителем степень конкретности должна быть еще выше. Эти люди очень ценят своё время и любят быстрые решения, даже если они негативные.
Примеры, как вежливо отказать работодателю после или в процессе собеседования:
- «Из нашего разговора сегодня я понял(а), что вряд ли смогу вписаться в команду. Я привык(ла) принимать многие решения самостоятельно, и у меня на это был карт-бланш на бывшей (текущей) работе. Мне будет тяжело перестраиваться на новый формат взаимоотношений с руководителем, поэтому лучше, на мой взгляд, взять на эту должность другого, более подходящего кандидата».
- «Продукт, руководство которым вы хотите мне доверить, интересный, однако я вижу множество трудностей с получением проектного финансирования. У меня есть сомнения, что другие акционеры готовы будут к таким тратам, ведь для реализации нужно дорогостоящее оборудование, которое может не окупиться даже через 15–20 лет. Мне кажется, что моего опыта будет недостаточно, чтобы провести успешный запуск проекта в его сегодняшнем виде».
Такие честные ответы могут стать отправной точкой для дальнейшего диалога. Очень часто аргументированный «спор» в конечном счете приводит к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Бывают и по-человечески неприятные реакции. После отказа одного нашего клиента HR-директор компании начала кричать, восприняв ситуацию как личную обиду. В другом случае акционер из-за услышанного «нет» на интервью стал рассказывать в своем кругу, какой неадекватный кандидат ему попался. На эти выплески эмоций лучше реагировать спокойно. Если спросят, что произошло, стоит прямо объяснить причины отказа и уточнить, что с этими людьми удалось пересечься только на интервью.
Как не попасть в «серую» зону
Если оффер уже получен, то выбор канала — телефон или электронная почта — не так принципиален. Главное — не пропадать с «радаров» и отвечать на звонки и сообщения.
Бывает, что кандидаты в ожидании лучшего предложения специально оттягивают решение, соглашаясь на следующий этап собеседования или надеясь дать окончательный ответ после стажировки. Однако если соискатель уже точно решил отказать, будет правильно сообщить правду — аккуратно сказать, что другая компания заинтересовала уровнем проекта, масштабом, командой, размером вознаграждения. Это важно по двум причинам. Во-первых, если соискатель действительно понравился, компания, возможно, изменит условия оффера на более выгодные. Во-вторых, HR-специалист и рекрутеры смогут быстрее «перенастроить» дальнейший процесс собеседований и нанять другого сотрудника в срок.
Кроме того, игнорирование сообщений и звонков поможет избежать попадания в «серую» зону у HR-специалистов и рекрутеров. Это негласное название списка кандидатов, которые, по мнению рекрутеров, с высокой долей вероятности откажутся и от следующего предложения. Такой список часто есть и в кадровых агентствах, и в самих компаниях. Наиболее расхожий случай попадания в него: человек тянет с ответом 1,5 месяца, просит дать ему еще немного времени, а потом соглашается на другое предложение, поскольку ждал именно его. Попадание в «серую» зону автоматически снижает шансы на дальнейшее трудоустройство.
Как сформулировать письмо-отказ от оффера
Примеры, как может выглядеть письмо-отказ:
- «[Имя], добрый день! Спасибо за оффер, мне очень приятно, что вы так высоко оценили мою кандидатуру! К сожалению, я не смогу принять ваше предложение о работе, поскольку уровень ожидаемой заработной платы и бонусов ниже, чем тот, что позволит мне покрывать текущие траты и выполнять мои обязательства. В любом случае я рад(а) нашему знакомству и готов(а) к сотрудничеству на других проектах вашей компании. С уважением, [Имя]».
- «[Имя], добрый день! Благодарю вас за оффер! Однако я принял(а) решение, что моя кандидатура — не лучший вариант для вашей компании. Я провел(а) собственный дополнительный анализ будущего проекта и понял(а), что его ниша слишком узкая. Показатели продаж в этой ситуации будут, вероятнее всего, низкими, что точно отразиться на себестоимости продукции в производстве. Я не уверен(а), что с такими исходными данными смогу обеспечить вам результаты, о которых мы говорили на собеседовании. Тем не менее, я был(а) рада знакомству с вами и надеюсь, что нам удастся посотрудничать на других проектах. С уважением, [Имя]».
- «[Имя], здравствуйте! Спасибо за оказанное доверие и предоставленный оффер! Однако после нашего собеседования я пришел(ла) к выводу, что задачи, которые должен в перспективе выполнять нанятый на эту должность сотрудник, мне все-таки не близки. Если я буду выполнять только их, то достаточно быстро потеряю интерес к работе. Такое положение вещей для меня неприемлемо, поскольку мне важно оставаться лояльным и мотивированным сотрудником долгое время. Это решение далось мне нелегко, и я надеюсь на ваше понимание. Так или иначе, мне было очень приятно с вами познакомиться и получить от вас такую высокую оценку моей кандидатуры! С наилучшими пожеланиями, [Имя]».
Если после этих писем работодатель начнет уговаривать вас подумать еще и все-таки согласиться без изменений в оффере — соглашаться точно не нужно. Компания, которая заинтересована в кандидате по-настоящему, вместе с просьбой «подумать еще» предложит, например, обсудить будущую долю или долгосрочный бонус в компании при достижении определенных финансовых показателей — EBITDA или объема продаж. В таком случае можно взять время на раздумья.
Отказывать людям может быть непросто. Однако самое ценное, что объединяет HR-специалистов, рекрутеров и соискателей — время, и лучше всего сберечь его всем участникам процесса.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Job offer (оффер) –предложение работодателя о трудоустройстве работнику, где указываются все существенные условия трудового договора, который будет заключен в будущем. Он может быть представлен как в письменном, так и устном виде на усмотрение работодателя. Формально разницы между этими двумя вариантами нет, так как в России оффер не имеет юридической силы, а значит до подписания трудового договора работодатель может отозвать предложение.
Несмотря на то, что предложение о работе – финальная стадия переговоров по вакансии, на ней тоже важно учесть некоторые детали и особенности.
-
- Название компании и должности
- Должностные обязанности
- Кому будет идти подчинение на вашей должности
- Режим работы
- Длительность испытательного срока
- Заработная плата, бонусная часть, социальный пакет
- Дата выхода на работу (если она уже определена)
-
Если вы понимаете, что для принятия решения вам не хватает информации или у вас возникли дополнительные вопросы, то есть несколько вариантов ее получения.
- Вы можете сделать самостоятельный ресерч на эту тему в открытых источниках. Например, если вы захотели узнать численность сотрудников или посмотреть финансовую отчетность компании за последнее время.
- Если вам нужна информация, которой нет в Интернете, например, распространяется ли ДМС на членов вашей семьи или где в структуре компании находится должность, на которую вы претендуете, тогда смело обращайтесь к рекрутеру компании.
- Если вы хотите больше узнать о внутренней культуре, сплоченности коллектива, то можно использовать LinkedIn. Там вы сможете написать нынешним сотрудникам компании и узнать их мнение на этот счет.
-
Несмотря на то, что в оффере работодатель выражает свои финальные намерения, иногда он может быть готов изменить те или иные пункты соглашения.Поэтому обсуждать то, что вас не устраивает точно стоит.
- В оффере могут быть указаны условия, которые вам не совсем подходят или вы вообще не обсуждали их в ходе собеседований. Оцените, насколько эти аспекты для вас важны. Если вы понимаете, что это условие для вас критично и вы не готовы идти на компромисс, то это стоит обсудить с нанимающим менеджером и предложить свои варианты решения ситуации.
- Компенсационный пакет лучше обсуждать на интервью, чтобы не возвращаться к этому вопросу после получения оффера. Если указанная в предложении заработная плата вас устраивает, то лучше остановиться на этом и не возобновлять разговор на эту тему с работодателем.
-
- Важно правильно обосновать свои причины, из-за которых вы хотите поменять условия оффера. Так вы можете достичь понимания с работодателем, и он изменит условия предложения в вашу пользу.
- Если в какой-то части договора вы идете на компромисс, то уточните, в какой перспективе эти условия можно будет изменить и какие действия вы должны для этого предпринять.
-
Не бойтесь взять время, чтобы подумать, даже если вы готовы принять предложение. Вполне нормально анализировать важные решения, а не делать выбор моментально. Но и затягивать с решением тоже не стоит, чтобы не потерять связь с работодателем. Трех-четырех дней, как правило, более чем достаточно, чтобы взвесить все «за» и «против».
Принятие предложения.
- Обговорите дату выхода. В соответствии с законодательством работающему кандидату требуется 2 недели, чтобы покинуть компанию. Поэтому, как правило, нанимающая сторона готова к тому, что кандидату потребуется время, чтобы завершить текущие дела.
- Обсудите дальнейшие действия – первый рабочий день, время его старта, дресс-код. Подготовьте необходимые для оформления документы.
Отказ от предложения.
- Отказываться нормально, поэтому не бойтесь, что вы кого-то подведете. У рекрутера всегда есть 1-2 кандидата в запасе, если один из них решит отказаться.
- Будьте вежливы. В ваших интересах остаться с работодателем в хороших отношениях. Поэтому поблагодарите за сделанное предложение, объясните свой выбор объективными причинами и предложите оставаться на связи.
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.
Меня очень сильно бесит, когда кандидаты подставляют. Честно, меня не бесит отказ общаться по поводу работы. Не расстраиваюсь даже от грубого отказа. Меня не бесят отмены собеседования или переносы, не бесят отказы от предложений по работе. Какие бы ни были уважительные — предложили должность выше, проект интереснее или не очень — «жена не хочет, чтобы я работал в женском коллективе», «хочу работать строго 7,5 часа в сутки».
Реально, что меня бесит, — это отказ от оффера за день до выхода, когда ждёшь человека несколько недель. Зачем это?
Ну вот почему нельзя сразу отказаться?
Вот как-то один кандидат мне сказал, что не хочет выходить на работу с понедельника. Предложение он принял 1,5 месяца назад и даже реально уволился.
Он прислал копии всех документов, под него собрали команду. Причина: «Не хочу работать. Месяца отдохнуть было мало». Я попробовала донести, что он сильно подставляет 10 человек.
Он ответил: «И я должен жертвовать собой ради вас? Вы хотите на мне ездить».
Я верю в карму: кто-то его тоже может подставить, а этот бывший кандидат не будет понимать «а почему так?»
Причины, по которым приходится отказывать работодателю
Первый шаг на пути к трудоустройству сделан — резюме составлено. Это была большая работа: вы выбрали подходящий шаблон, заполнили все блоки, скачали резюме и отправили рекрутеру.
Старания не прошли даром — желаемая работа получена. Но в силу некоторых причин вы должны сообщить эйчару об отказе. Не спешите подыскивать шаблонные формулировки для ответа. Проанализируйте, действительно ли причина, по которой отклоняете предложение, является веской.
Возможны и другие причины. Представьте ситуацию: женщину пригласили на собеседование в престижную компанию. За день до назначенной даты она узнала о том, что беременна. Соискатель поспешила уведомить представителей фирмы, что не готова приступить к выполнению обязанностей и назвала причину. Такой поступок может сыграть положительную роль в будущем. Беременная не стала скрывать свое положение, чем заслужила доверие начальства. Вполне вероятно, ее могут пригласить на работу после декрета или даже принять на льготных условиях, сохранив за ней место.
Когда вы проанализировали причины и убедились в их значимости, обязательно уведомите потенциального начальника об изменении намерений. Особенно если должность высокооплачиваемая, а на проведение собеседования было потрачено много времени и сил. Доводы должны быть максимально убедительными.
Почему кандидатам стоит сообщать работодателям об отказе
На форумах, где общаются соискатели, встречаются сомнительные советы: «Зачем сообщать? Рекрутеры не всегда перезванивают и отвечают на письма». «Я сам выбираю, с кем работать, необязательно сообщать, пускай догадываются». Таких примеров много.
Возникает вопрос: нужно ли информировать несостоявшегося начальника в том, что кандидат на должность передумал. Отказывать всегда сложно — потребуется выкроить время, найти подходящие слова, потратить нервы. Многие страшатся услышать упреки и негативные комментарии в свой адрес.
Эксперты советуют собрать волю в кулак и сообщить об отказе. Причин этому несколько:
- Соискатель рискует попасть в единую базу данных кадровых агентств с негативным отзывом. Это может помешать ему получить аналогичную должность в другой компании.
- Встреча несостоявшихся коллег возможна на деловом мероприятии, поэтому лучше, если расставание произойдет на приятной ноте.
Приведем пример: молодой человек устраивался на вакансию главного менеджера в торговый центр. Он сумел обойти конкурентов и получил приглашение на собеседование. Но вдруг ему звонят из конкурирующей компании и предлагают аналогичную должность, но с более высоким окладом. Юноша дает согласие, не уведомив при этом работодателя, к которому шел изначально, и не является к нему на собеседование. Оказалось, что руководители конкурирующих компаний — родственники. Во время оформления документов совершенно случайно всплыл факт нелицеприятного поступка молодого человека. Узнав, что потенциальный сотрудник поступил безответственно, новый начальник отказал ему в трудоустройстве.
Сообщить работодателю о своем решении лучше в срок 7-10 дней после собеседования. Не тяните. Раз предприятие ищет сотрудника, значит, он требуется срочно. Из-за вас фирма может понести убытки, а ваша деловая репутация будет запятнана.
Как лучше отказать работодателю
Воспользуйтесь «стратегией сэндвича», которую часто используют рекрутеры для отказа соискателям. Суть в том, что нужно заключить отказ в «обложку» из добрых намерений: сначала сообщить хорошие новости, потом плохие, в конце снова хорошие. Подобную технику успешно применяют в бизнесе.
Как тактично отказать работодателю: пошаговая инструкция
- Поздоровайтесь и представьтесь.
- Поблагодарите за интерес к вашей персоне.
- Сообщите о сожалении, что приходится отказывать и объясните причину.
- Пожелайте успехов или профессионального роста. Вежливо попрощайтесь.
Если все сделали правильно — вас запомнят как приятного человека. Для большей наглядности, рассмотрим на конкретных примерах каждый шаг, как можно корректно и вежливо отказать работодателю.
Шаг 1
Поздоровайтесь и напомните, на какую должность претендовали, если встречались, напомните дату этого события.
«Добрый день, Андрей Яковлевич! Я Сергей Петров. На днях я приходил в компанию и вы предложили мне должность вашего ассистента…»
«Здравствуйте, Зинаида Анатольевна! Вас беспокоит Иван Паутов. Мы встречались неделю назад на собеседовании по поводу вакансии инженера…»
Шаг 2
Рекрутеры тратят много времени на проведение телефонных переговоров и собеседования. Выразите благодарность эйчару за потраченные время и усилия.
«…Спасибо, что уделили мне время и посвятили в нюансы работы компании…»
«…Благодарю, что познакомили с офисом и сотрудниками. Предложение стать частью команды ценно для меня…»
Шаг 3
Соискателю не следует заставлять рекрутера строить догадки о причине несогласия на должность. Компании важно знать, почему так произошло. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок при подборе кандидатов. Работодатель должен понимать, что отказ обусловлен конкретными обстоятельствами. Не нужно сложных фраз и долгих объяснений. Будьте кратки и точны.
«…Сожалею, но не смогу приступить к работе. Пока обдумывал ваш оффер, другая компания пригласила меня на аналогичную должность, предложив более выгодные условия…»
«…Очень рад предоставленной возможности и благодарю за доверие. После долгих раздумий я пришел к выводу, что моего опыта недостаточно, чтобы достойно представлять интересы компании…»
«…Вынужден отказаться от вашего предложения. Извините, но заработная плата, учитывая функционал, который придется выполнять, меня не устраивает…»
Шаг 4
Мир бизнеса небольшой. Скорее всего, встреча в будущем неизбежна. Поэтому не пренебрегайте советом и попытайтесь расстаться на хорошей ноте.
«…Надеюсь, поиск нового сотрудника не займет много времени. Желаю Вам и команде успехов и профессионального роста. Всего хорошего, до свидания…»
«…Еще раз спасибо за доверие. Выражаю надежду, что в будущем нам доведется поработать в качестве деловых партнеров. До свидания…»
3 способа, как отказать работодателю
Сделать это можно, написав письмо, сообщение или озвучив корректный отказ при личной беседе/по телефону. Как и в какой форме правильно отказать работодателю в работе зависит от специфики предложения и обстоятельств.
Личный отказ
Допустим, уже на собеседовании человек понимает, что должность ему не подходит. Сказать об этом нужно сразу, глядя в глаза собеседнику.
Личная встреча — лучший способ отказать работодателю как на собеседовании, так и после, особенно если отбор на должность проходил в несколько этапов и занял у рекрутера много времени.
Если кандидат уже проходит стажировку или приступил к обязанностям и находится на испытательном сроке, но понял, что должность не подходит, отказ нужно озвучивать только при личной встрече с начальником. Если трудовой договор уже подписан, то увольнение будет проходить согласно прописанным условиям.
Стоит согласиться встретиться с работодателем лично, если причина весомая или офис находится недалеко от дома.
Письменно
Многие предпочитают этот способ, так как он не предполагает ответа. Если предложение получено в виде официального джоб-оффера, то и отказ озвучьте в электронном письме.
Отказать работодателю в письменной форме по email или в смс-сообщении уместно, если:
- предлагаемая вакансия не слишком серьезная;
- вы не обладаете грамотной устной речью;
- не удалось наладить контакт с рекрутером, отношения сложились неоднозначно;
- до собеседования велась активная переписка посредством сообщений.
После написания отказа убедитесь, что текст написан без ошибок, проверьте адрес электронной почты.
«Добрый день, Сергей Николаевич! Меня зовут Иван Рожков, наше знакомство состоялось 9 октября на собеседовании. Я претендовал на позицию контрактного служащего. Благодарю, что выделили меня среди других кандидатов и потратили время. К сожалению, я отказываюсь от работы из-за неудобного графика. Желаю Вашей фирме процветания. С уважением, Иван Рожков».
По телефону
Этот вариант сложнее, ведь реакция собеседника может быть непредсказуема: он элементарно может повесить трубку, и придется искать другой способ отклонить предложение.
Изначально продумайте разговор и придерживайтесь следующих правил:
- найдите убедительные аргументы;
- во время разговора будьте уверенны, кратки, тактичны;
- придерживайтесь вежливого тона, даже если собеседник проявляет негативные эмоции;
- постарайтесь закончить разговор на позитивной ноте.
Образец, как можно красиво и правильно отказать работодателю в работе по телефону:
«Добрый день, Анатолий Васильевич! Вас беспокоит Мария Степанова. Мы договаривались о собеседовании по поводу вакансии главного бухгалтера. Спасибо, что выбрали меня, но я должна отказать. Мне предложили должность в другой компании на более выгодных условиях, она соответствует всем моим требованиям. Надеюсь, вы найдете подходящего сотрудника в кратчайший срок. Всего хорошего. До свидания».
Как нельзя отказывать работодателю
Иногда соискатели начинают придумывать причины для отказа, сообщать нелицеприятные факты о сотрудниках фирмы или об условиях работы. Делать этого категорически нельзя, так как мир бизнеса тесен, и есть риск испортить себе репутацию.
Как нельзя отказывать в предложении о работе:
- сообщать нелицеприятные факты о внешности и о личности действующих сотрудников;
- жаловаться на небольшой заработок и «вообще, кто соглашается работать за такие гроши»;
- сообщать начальству о негативных отзывах самих сотрудников;
- говорить о бесперспективности фирмы;
- сетовать на ужасные условия (плохой офис, маленький неуютный кабинет и проч.);
- обманывать, что заболели, переехали в другой город, потеряли документы;
- жаловаться, что не понравилось предприятие, и вы напишете о нем отрицательный отзыв в интернете.
Если кандидата действительно что-то не устраивает, озвучивать это нужно тактично.
Не обращайтесь к рекрутеру по имени, не ведите себя фамильярно. Придерживайтесь делового стиля ведения переговоров. Не передавайте отказ через посторонних лиц, родственников или секретаря фирмы.
Вывод
Как видите, решить вопрос, как отказать работодателю правильно и тактично, несложно. Однако это требует грамотного подхода и усилий. Не забывайте, что от того, каким будет отказ, зависит ваше будущее. Возможно, вам еще придется обратиться в данную компанию по поводу трудоустройства. Поэтому оставьте о себе мнение как о профессионале, а не о грубом дилетанте.