Как написать отклик на фрилансе пример

Вдохновился статьей по ссылке выше и хочу продолжить данную тему. Поговорим о взаимодействии с заказчиком на фрилансе на этапе отклика.

Профессионалы с многолетним опытом работы знают, как заработать на фрилансе, и что для этого нужно. А если вы совсем недавно перешли на такой формат работы, то, безусловно, будет полезно знать, как получить заказ на фриланс бирже, на какие нюансы стоит обратить внимание.

Мне много раз доводилось побывать в роли заказчика. Хочу поделиться опытом: как надо и как не надо откликаться на заказы, чтобы повысить конверсию положительного ответа от клиента.

Возможность взглянуть на процесс глазами заказчика поможет вам избежать элементарных ошибок при отклике.

Потенциальный клиент всегда смотрит на поведение, адекватность общения, скорость реакции на вопросы и заинтересованность в целом.

До того, как вы получили заказ, важно не ударить в грязь лицом. Всё начинается с отклика.

Как искать фриланс заказы в Telegram

В Telegram существуют чаты для фрилансеров, в которых можно найти заказчиков и исполнителей. Разработка сайтов, дизайн, SMM, реклама, копирайтинг и подобные задачи. Примеры площадок:

Это не биржи, здесь не нужна регистрация и рейтинг. Поэтому желающих забрать заказ тут гораздо больше.

За клиента идет жестокая борьба. В чем она проявляется? Демпинг цен, короткие сроки исполнения, варианты оплаты, бонусы и многое другое.

Как победить и получить желаемый заказ? Рекомендации — в этой статье.

1. Откликайтесь как можно раньше

В одном из своих заказов я получил 33 отклика за первые два часа. Спустя два дня отклики ещё продолжали поступать. К этому времени уже был найден исполнитель, он уже выполнил всю работу. На что надеется тот, кто пишет спустя два дня? На такие отклики клиент не отреагирует.

Откликаться на заказ нужно быстро. Для этого потребуются две вещи.

Первая — готовые кейсы, портфолио, шаблон отклика. Сэкономьте время на подготовку материалов. Увидел заказ — сразу откликнулся.

Вторая — автоматизация поиска заказов, чтобы охватывать множество площадок и отлавливать только подходящие сообщения. Не тратьте время на самостоятельный мониторинг всех площадок в интернете. Для решения таких задач есть проверенные инструменты. Например, телеграм-бот FreeSocial — он мониторит сотню телеграм-каналов и 6 freelance-бирж. Такие сервисы присылают нужные заказы прямо в мессенджер, отсеивая рекламу и резюме. И главное: вы увидите заказ в момент его размещения. Вам придет пуш-уведомление, сможете откликнуться максимально оперативно.

2. Погрузитесь в контекст клиента

Изучите исходное объявление. Если какие-то детали можно загуглить — отлично, гуглим. Клиент не будет тратить время на объяснения каждому потенциальному исполнителю. Тем более, если информация уже есть в заказе.

Задаёте лишние вопросы — значит, невнимательно прочитали. Значит, именно так вы делаете свою работу. Напротив, если исполнитель говорит на языке заказчика, то сразу формируется позитивное впечатление.

3. Отправьте подходящие кейсы

Не нужно грузить заказчика всеми кейсами из вашего портфолио. У клиента нет времени, чтобы подробно изучать каждого кандидата. Отберите те кейсы, которые максимально соответствуют заказу: близкие по нише, по типу задачи. Если нет подходящих кейсов, то выберите два-три самых интересных. Ссылки на полное портфолио тоже можно приложить: клиент посмотрит, если будет такое желание. Фокус стоит направить на релевантные кейсы.

Если вы обращаетесь клиенту в мессенджере, присылайте ссылку на портфолио, а не картинки и не PDF-файлы бесконечной цепочкой. Из-за большого количества файлов и картинок теряется контекст диалога.

4. Напишите отклик в соответствии с заказом

Не смотря на то, что у вас должен быть готовый шаблон для отклика, всегда текст ответа должен содержать уникальную часть. Отредактируйте отклик исходя из задачи.

Любому заказчику приятно читать отклик, понимая что его не рассылают всем подряд, а написали лично ему. Это придает ценности и выделяет на фоне конкурентов.

Включите в отклик те слова, которые были в заказе. Например: «Добрый день, меня зовут Арина, готова помочь вам с задачей по…» — и сформулируйте эту задачу словами заказчика.

Напишите несколько слов, прочитав которые станет понятно, что задание вы изучили.

Если отправите типовой отклик, в котором перечислены все ваши навыки, весь ваш опыт и разные кейсы, сразу появятся вопросы у заказчика. А тот ли это человек который мне поможет с моей конкретной задачей? Все ли его навыки одинаково прокачаны? Прокачан ли навык, который нужен мне для получения результата?

Не заставляйте клиента сомневаться. Не заваливайте его лишней информацией, пишите строго в соответствии с задачей.

5. Укажите цену и сроки

Будьте конкретны. Укажите сразу стоимость и срок, даже если заказчик не спрашивал об этом. Это всегда будет полезно для принятия решения. Конкретика вызывает уважение. Помогите заказчику представить его результат. Когда он его получит, за какие деньги и какого качества. Если заказчик легко это вообразит, то будет ассоциировать это представление с вами — бинго, вы получили клиента.

Бывает, что цена зависит от деталей заказа и каких-то опций. Тогда распишите варианты. Базовый вариант — Х рублей, лакшери — ХХ рублей, за срочность — ХХХ рублей. Формируйте посыл: “Выбирайте, дорогой заказчик. Только вам решать”.

6. Оперативно отвечайте на вопросы

Мониторьте сообщения заказчика. Помните: есть толпа потенциальных исполнителей, отсев происходит по любой причине. Вульгарный ник и ли фото — отказ. Портфолио без структуры — отказ. Молчит, не отвечает на вопросы — отказ.

Если клиент важен для вас, не отключайтесь, следите за входящими. Заказчик не будет ждать, перейдет к следующему исполнителю.

7. Не учите заказчика

Как правило, любой заказчик знает, что он хочет, и четко представляет какую услугу и в каком виде он ожидает получить на выходе.

Не нужно навязывать заказчику своё видение и спорить с ним. Если в таком виде работа вам не интересна, лучше потратить время на общение с другим потенциальным клиентом.

Примеры откликов на фриланс бирже

Было размещено следующее объявление.

#ищу Ищу дизайнера кто нарисует логотип для ********(наш продукт). Портфолио и цены в ЛС @baz*****

Пример 1

Хорошо: лаконично, етсь слова из заказа, есть сроки, цена, кейсы.

Пример 2

Хорошо: лаконично, есть точные слова из заказа (он внимательно прочитал!), есть стоимость, есть портфолио. Идеально, если добавить сроки.

Пример 3

Хорошо: фраза «через час у Вас будет логотип» действительно подкупает, позволяет представить результат. Кейсы, цена, задача — всё на месте.

Пример 4

Плохо: неконкретное предложение. Вызывает сомнения. Вы переделываете портфолио, или там просто ещё ничего нет? Скидки к какой цене?

Пример 5

Плохо: исполнитель навязывается. Если цена зависит от сложности, то, будьте добры, предоставьте варианты. Много лишних вопросов. Вопрос «как вам?» вообще некорректен.

Пример 6

Плохо: не соответствует задаче. Образование — лишнее в отклике. Нужен практический опыт. А курсы по копирайтингу — вообще мимо. Цены нет, сроков нет.

Пример 7

Плохо: много файлов в отклике. Выше дана ссылка на behance, зачем ещё файлами грузить? Из позитивного — указана цена, но положение это не спасает.

Пример 8

Плохо. Цены и сроков нет, но это не главное. Главное — дата. Заказ был размещен 28 сентября. Порекомендовал ему бота FreeSocial.

Фриланс: как начать? Итог

Фриланс для новичков — это высококонкурентная среда. Что нужно, чтобы получить заказ?

1. Проработать детали и подготовить портфолио. Пусть самое простое, но точно отражающее, что вы делали, и какой у вас опыт.

2. Разбираться в задании. Потратьте немного времени и изучите нишу клиента.

3. Обозначить стоимость работ заранее и сэкономить время и себе, и клиенту.

4. Указать адекватный срок работы.

Работайте, старайтесь, получайте заказы и положительные отклики клиентов. Всем удачи!

Что писать заказчику на фрилансе? Шаблоны откликов и примеры ответов клиентам

Что писать заказчику на фрилансе? Шаблоны откликов и примеры ответов клиентам

Вы пишете клиентам, но не получаете ответа. В чем причина? Давайте разберемся, как правильно написать отклик, чтобы получить работу на бирже фриланса. Часто именно неверные формулировки в письмах становятся причиной того, что заказчики выбирают других исполнителей.

Исправив ошибки, можно значительно проще и быстрее получать новые заказы. В статье будут шаблоны откликов на вакансии, которые вы можете использовать.

Общий подход

В отклике на вакансию нужно показать, что вы:

  • Способны решить проблему клиента. Сделаете все качественно и вовремя.
  • Заинтересованы в работе. Проявляете интерес к заданию, а не присылаете дежурное письмо.
  • Имеете достаточный опыт. Идеально, если выполняли аналогичные проекты (если они есть в портфолио) и знаете, что и как делать.
  • Подходите по цене. Даже если в заявке не обозначен бюджет, обычно заказчик держит в уме определенные рамки, в которых он готов сотрудничать.
  • Адекватны, вежливы, культурны. С вами можно общаться и договариваться.

Обращаясь к неизвестному фрилансеру, клиент обычно испытывает страх и тревогу. Он не может увидеть результат, который получит. Боится, если что-то пойдет не так. Нужно развеять сомнения, вселить уверенность и начать диалог.

В ответе на проект важно показать, что вы внимательно изучили задачу. Значит, отклик на фрилансе не должен быть шаблонным.

Как правильно писать работодателям на бирже?

  1. Поздоровайтесь. Оптимальное приветствие: «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Не пишите «Доброго времени суток» или «Привет» – многие посчитают такое приветствие несерьезным. Если знаете имя заказчика – обратитесь по имени. Например: «Здравствуйте, Алексей».
  2. Напишите, по какой вакансии вы обращаетесь и откуда. Например: «Пишу вам по вакансии дизайнера сайтов. Нашел ее на бирже kadrof.ru».
  3. Если в вакансии были вопросы, на которые исполнителей просили ответить – добавьте в начало письма ответы на них. Получатель отклика должен понять, что вы читали вакансию и видели его требования. Информацию оптимально оформить списком – так ее легче будет смотреть.
  4. Если в вакансии не было вопросов – кратко расскажите о себе и опишите релевантный вакансии опыт. Например: «Занимаюсь дизайном сайтов 5 лет. Сделал более 100 проектов. Имею опыт работы с автомобильными сайтами. Делал дизайн для компаний (перечисление заказчиков). Ссылки на примеры моих работ в вашей тематике: (указаны 3-4 ссылки)».
  5. Опишите свои преимущества. Например: «Могу оперативно взять заказ в работу. Выполню за неделю. Макеты могу отправить в формате Figma или PSD. Готов созвониться и обсудить все детали в удобное вам время».
  6. Завершите письмо вопросом, на который получателю будет легко ответить. Пример: «Напишите, пожалуйста, когда вам будет удобно созвониться для обсуждения деталей проекта?»

Рассмотрим пример продающего отклика на фрилансе. Его можно использовать для создания собственного шаблона:

Здравствуйте, Алексей!

Пишу по вакансии дизайнера сайтов. Нашел ее на бирже kadrof.ru.

Занимаюсь дизайном 5 лет. Выполнил более 100 проектов. Имею опыт работы с автомобильными сайтами. Делал дизайн для компаний (перечисление фирм). Ссылки на примеры моих работ в вашей тематике: (указаны 3-4 ссылки).

Могу оперативно взять заказ в работу. Сделаю за неделю. Макеты могу отправить в формате Figma или PSD. Готов созвониться и обсудить все детали в удобное вам время.

Напишите, пожалуйста, когда вам будет удобно созвониться для обсуждения деталей проекта?

Что можно писать о себе на фрилансе?

  • ФИО.
  • Образование, если оно имеет отношение к вакансии.
  • Опыт работы по специальности, сколько лет занимаетесь фрилансом.
  • Примеры выполненных проектов, особенно если делали схожие заказы.
  • Возможность созвонов, оперативной связи через мессенджеры.

Когда вы пишете о себе на фрилансе, не обязательно указывать возраст, семейное положение, наличие детей, хобби. Обычно эта информация не интересует нанимателей. Для них важно, чтобы фрилансер выполнил задание вовремя.

Что не стоит делать в первом отклике на вакансию:

  1. Не спрашивайте об условиях работы. Их лучше обсудить позже. Например, во время созвона с заказчиком или общения в мессенджере.
  2. Не прикрепляйте к письму файлы, которые могут заблокировать антивирусы. Портфолио лучше дать в виде ссылки на Google-документы.
  3. Не игнорируйте просьбы заказчиков, описанные в вакансии. Например, если просили ответить на вопросы – отвечайте на них в письме. Если просит указать какую-то фразу в письме для прохождения проверки на внимательность – сделайте это.
  4. Не пишите общие фразы. Вместо «обладаю большим опытом» лучше написать конкретные цифры – «опыт работы 5 лет».
  5. Пишите кратко, но в меру. Не стоит присылать сообщения на трех страницах, но и отклик из двух предложений – не лучший вариант.
  6. Не стесняйтесь продублировать письмо через 2-3 дня, если не будет ответа. Получатель мог не заметить первое письмо или забыть на него ответить.

Разберем на примерах

Давайте посмотрим, какие ответы присылают фрилансеры на заявки, и что клиенты думают, когда их получают. Эта информация поможет понять, как правильно написать отклик на заказ во фрилансе.

Письмо фрилансера

Что подумает клиент, получив такой ответ

«Здравствуйте! Сделаю работу, обращайтесь. Мое портфолио здесь».

Шаблонный ответ, задачу не читал. Поручать проект нельзя.

«Привет! Сколько платите?»

Не серьезно, игнор.

«Добрый день! Сделаю в лучшем виде, вы будете 100% довольны результатам. У меня большой опыт, чутко реагирую на все пожелания клиентов. Посмотрите мое портфолио здесь».

Много слов, но нет конкретики. Задачу не читал. Наобещает много, сделает мало, придется все переделывать у другого фрилансера.

«Добрый день! Сделаю за 3 дня, 2000 руб.»

Нет уточняющих вопросов, сразу дает фиксированный бюджет. Либо не смотрел заявку, либо слишком уверен в своих силах. Скорее всего, с исполнителем возникнет много проблем, доработок, изменений по бюджету.

«Здравствуйте! Делал аналогичный проект для компании АБС, вот ссылка на него. Ориентировочные сроки реализации вашего проекта – 30 дней, ориентировочный бюджет – 50000 руб. Чтобы оценить точный бюджет, прошу ответить на следующие вопросы (далее список вопросов, от 3 до 5 штук)».

Делал аналогичный проект, значит, на моем проекте будет меньше косяков. Ценник высокий, но цену можно и обсудить. Задает вопросы по делу, вник в заявку. Пожалуй, обращусь к нему.

«Добрый день! В вашем случае так неправильно делать, кто вас надоумил до такого? Делать надо так (описание того, как надо делать)»

Кто он такой, чтобы давать мне советы в подобном тоне?! Нужно писать корректнее!

«Добрый день! Да за такой бюджет никто не будет работать! Вы хоть подумайте, прежде чем предлагать людям такое!»

Я указал бюджет «с потолка», чтобы добавить заявку на биржу, а этот фрилансер устраивает шоу, хамит и скандалит. Запомню его, и никогда не буду обращаться.

«Здравствуйте! Буду рад выполнить проект. Я новичок, поэтому отзывов у меня нет, но есть небольшое портфолио. Готов работать на ваших условиях до победного результата. Заранее спасибо, если выберите меня на проект».

Новичок, но, похоже, адекватный. Общается вежливо, готов на уступки. Обращусь, когда будет несложная задача. Молодец!

«Добрый день! Я новичок, готов сделать ваш проект бесплатно, за отзыв. Понимаю, что новичка брать на проект опасно, поэтому во вложении прикрепил пример наброска с дизайном вашего сайта. Надеюсь, он вам понравится, и вы выберете меня на проект. Заранее благодарю!»

Ни фига себе, уже и набросок сделал! Причем вроде ничего такой, нормальный набросок. Давай поработаем, тем более за отзыв!

«Добрый день! Опыт работы – 15 лет. В Вашей сфере сотрудничал с компаниями АБС, АБВ, ВГД, ДТВ. Отзыв от ДТВ здесь. По Вашему проекту предлагаю сделать следующее (пара дельных идей). Для оценки бюджета нужно пообщаться лично, чтобы выяснить все детали и зафиксировать ТЗ. Когда Вам будет удобно созвониться по скайпу?»

Матерый волк. Стану олигархом – обращусь.

«Добрый день! Предлагаю сделать сайт на движке АБВ. Сайт на этом движке будет работать быстро, вы сможете легко управлять проектом, CMS знают множество программистов (не только я). Мой опыт разработки – 5 лет. Пример созданных мной магазинов: 1, 2, 3. Ваш проект сделаю за 20 дней, стоимость будет XX рублей. Также могу сопровождать проект в дальнейшем, вносить любые правки и доработки на договорных условиях. Обращайтесь!»

Чувак, как давно я тебя искал!

Что делать, если потенциальные клиенты не отвечают на письма?

Посмотрите видео с рекомендациями по решению проблемы:

Также рекомендую прочитать статью про молчащих работодателей. В ней собрано много информации по теме. И другие материалы, собранные в разделе Как работать с клиентами.

Выводы: что писать заказчику на фрилансе?

  1. Не отправляйте шаблонные ответы.
  2. Покажите, что заинтересованы в проекте и хотите получить заказ.
  3. Если у вас есть работы в данной тематике, обязательно напишите об этом клиенту. Например, вы уже делали сайт для фирмы подобного профиля – дайте ссылку на него.
  4. Если у вас низкие или средние цены, давайте клиенту примерную оценку бюджета. Пишите, что точную стоимость сможете назвать после фиксации ТЗ. Если цены высокие – выводите на личный контакт (звонок по скайпу).
  5. Не критикуйте клиента. Не пишите, что то, что он хочет сделать – невозможно. Если это действительно невозможно, то выведите клиента на личный контакт и в процессе беседы мягко подтолкните к верному решению.
  6. Предлагайте ценные идеи по проекту. Например, как можно реализовать задуманный клиентом сайт еще лучше. Люди ценят тех, кто «болеет» за свою работу и стремится сделать ее хорошо.
  7. Будьте вежливы.

Мы разобрали шаблоны откликов на задания. Теперь вы знаете, что писать и как привлечь к себе внимание. Желаем выгодных заказов на биржах фриланса!

Рекомендуем

Как надо работать? Золотые правила фриланса

В этой статье я хочу рассказать о своих принципах, как надо работать, чтобы достойно зарабатывать и получать удовольствие от результатов труда. …

10 правил, которые используют профессионалы в продажах

Следование этим правилам поможет продавать проще, легче и большему числу клиентов. Это основные правила, которые обеспечивают успех в …

Фрилансеры часто работают не с одним, а с несколькими заказчиками одновременно. Не всё идет гладко: одни задерживают оплату, другие пишут в выходные, третьи атакуют правками. А бывает другая проблема: хочется больше клиентов, но на отклики никто не реагирует.

Чтобы вам доверяли проекты и работа не превращалась в ад, выстраивайте коммуникацию. Разбираем, как это делать на разных этапах: как общаться с клиентами на фрилансе при отклике на вакансию, на старте и во время работы.

Как составить отклик

Отклик определяет, как сложится общение. Например, в ответе на вакансию SMM-менеджера исполнитель прописал свою полную биографию. Заказчик подумает, что такой человек не умеет писать емко, или вообще не станет читать отклик.

Чтобы такого не произошло, пишите коротко и по делу. Рассказывайте о релевантном опыте, а не обо всём карьерном пути. Собирайте примеры в портфолио.

Если вы не соответствуете каким-либо пунктам, признавайтесь в этом сразу. Например, заказчик указал «‎владение фотошопом», а вы не знаете эту программу. Обозначайте альтернативу: «Не работаю в фотошопе, но в совершенстве знаю сервис Figma и разрабатываю в нём прототипы».

Укажите:

📌 Имя, фамилию и причину, по которой вы пишете. Например, увидели в телеграм-канале проектную задачу на контент-план для блога и хотите предложить свои услуги.

📌 Точный срок, за который выполните проект: три дня, неделя, полтора месяца.

📌 Стоимость работы и форму оплаты — предоплата в 50% или постоплата, ИП или самозанятость.

📌 Уточняющие вопросы. Задайте те, которые помогут лучше понять задачу на старте.

📌 Контакты. Как с вами быстрее связаться: в мессенджере, по телефону, почте.

Как общаться с заказчиком до старта работы

Четко проговорите обязанности. Например, если задача — настроить рекламу, уточните, что рекламные баннеры в нее не входят. Это поможет вам и заказчику одинаково увидеть ваш объем работы.

Выясните ожидания. Что надо получить на финише, есть ли KPI, как будут оценивать вашу работу. Уточните, кто отвечает за задачу со стороны клиента: он сам, маркетолог, менеджер. Желательно, чтобы был один ответственный — иначе каждый станет вносить правки.

Обсудите и другие важные моменты:

  • Договор. Так вы сможете взыскать неустойку, если заказчик затянет с приемкой, убережете себя от череды бесконечных правок. Подойдут договоры оказания услуг или подряда.
  • Оплату. Если работаете с клиентом в первый раз, договоритесь о предоплате. Не всех устроит стопроцентная, поэтому предложите разбить на две-три части.
  • Ход работы. Например, в какие часы вы на связи, в каком виде присылать отчеты, где будете общаться, когда показывать промежуточные результаты.

Как общаться во время работы над проектом

Задавайте вопросы. Уточняйте всё, что поможет прийти к результату. Например, если заказчик сам придумал структуру сайта, а вы считаете ее неэффективной, спросите про каждый блок. Поймите цели и предложите альтернативы. Когда непонятны правки или ТЗ, не стесняйтесь прояснять их, даже если кажется, что это пустяк. Лучше уточнить сразу, чем додумывать и переделывать.

«Не играйте в угадайку. Узнавайте задачу и решайте ее. Это профессионально и всем помогает. Играть в угадайку — значит подводить себя и свою команду». 

Максим Ильяхов

Автор «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно»

Структурируйте мысли. Когда сообщение не делят на абзацы и пункты, его сложно читать. Приходится разбираться, что имели в виду. А еще есть риск, что клиент упустит часть информации.

пример неструктурированного сообщения

Вопросы не разделили на пункты, не указали суть проблемы с ценами

✔️

пример грамотной подачи информации клиенту

Вопросы пронумерованы, удобно считывать и отвечать по пунктам. Указали суть проблемы с ценами, что именно нужно уточнить

Не отправляйте голосовые без договоренности. Такие сообщения не всегда удобно слушать. Например, заказчик может быть в транспорте или без наушников. Еще пробежаться глазами по тексту бывает быстрее, чем включать запись на две-три минуты. Если же вы договорились, что голосовые допустимы, продумывайте их до записи. Это поможет записать четкое и короткое сообщение без «э-э-э», «ммм».

голосовое сообщение клиенту

Перед отправкой голосового укажите тему. Так проще ориентироваться в переписке. И заказчик определит, насколько срочное это сообщение

Общайтесь без претензий. Даже когда кажется, что клиент неправ и портит проект. Даже если он нарушает договоренности или сам ведет себя некорректно.

претензии заказчику

✔️

как реагировать на изменение дедлайна

Договаривайтесь. Например, заказчик просит проделать дополнительную работу. Вы согласны, но не готовы работать бесплатно. Предложите новую договоренность: «‎‎Владимир, я готов сделать баннеры, но цена увеличится на 15%. Это стоимость того времени, которое нужно на выполнение»‎.

Объясняйте решения. Всегда аргументируйте точку зрения: показывайте исследования, статистику. Рассказывайте о подобных случаях в вашей работе. Например, как подобное решение увеличило конверсию. Тогда клиент поймет, что вы не спорите с ним, а обсуждаете ход работы и разбираетесь в теме.

Предупреждайте, если не успеваете. Ситуации бывают разные: переоценили силы, заболели, не спланировали. Когда понимаете, что не сдадите работу вовремя, честно говорите об этом. Да, это неловко, но лучше, чем подводить клиента. Заказчик либо согласует новые сроки, либо отдаст часть ваших задач другому фрилансеру.

Из-за чего возникают конфликты и как их решить

🤝 Оплата. Заказчик считает, что вы завысили цену или не отработали на все 100%, и отказывается платить.

Напоминайте о договоренностях. Лучше, когда цена прописана в договоре: так у вас есть право взыскать убытки. Если договор не заключали, решайте мирным путем. Объясняйте, сколько времени и на что у вас ушло. Показывайте, о каких задачах вы договаривались изначально, что именно сделали.

Обосновывайте цену. Например, заказчик хочет получить проект не через месяц, а через неделю. Тогда объясните, что времени мало, но вы готовы поставить на паузу другую работу, поэтому и цена выше. Если клиент нашел исполнителя дешевле, напомните: низкая цена не гарантирует качество. К примеру, у вас больше опыта в подобных проектах и вы доказываете это кейсами.

🤝 Границы общения. Клиент звонит в субботу утром или пишет в мессенджер поздним вечером.

Чтобы отделить личное время от рабочего, договаривайтесь, в какие часы вы на связи. Когда заказчик нарушает договоренности, мягко напоминайте. Например, отвечайте, что сообщение вы увидели, но ответ сформулируете завтра утром, потому что сейчас уже почти ночь.

🤝 Разные мнения. Клиент дает ненужные советы или не соглашается с вами.

Спрашивайте, почему он хочет что-то поменять. Так клиент увидит, что вам интересно его мнение.

Объясняйте свои решения, подкрепляйте фактами. Когда возможно, ищите компромисс. Например, клиент настаивает на ленте дипломов на сайте, а вы считаете, что пользователи не поймут их суть. Предложите разместить не 50 дипломов, а 10 самых важных и подписать коротко, какую пользу они несут и что доказывают.

Если заказчик настаивает, делайте так, как он хочет. Но предупреждайте, что в этом случае не отвечаете за результат.

🤝 Замечания. Клиент отправляет уже десятую порцию правок, вы ходите по кругу.

Заранее проговаривайте, сколько правок вы сделаете бесплатно, а сколько — за деньги. Будете ли вы поддерживать проект после итогового согласования.

Уточняйте суть, прежде чем приступать к правкам. Возможно, заказчик в чём-то не разобрался или не увидел.

Напоминайте о предыдущих замечаниях. Когда правки спорят друг с другом, напомните об этом без претензии. Например, клиент на третьем круге попросил вернуть как было. Объясните, что из-за многочисленных правок и сравнений проект затянется.

Когда стоит отказаться от общения

Терять заказчиков никому не хочется. Но иногда проще отказаться, чем тратить время и силы. Например, когда клиенты:

😣 Пренебрежительны в общении. Позволяют грубости, критикуют лично вас, а не работу. Разговоры не помогают, вам продолжают хамить.

😣 Не хотят оплачивать работу. Обещают гонорар, когда проект будет приносить деньги, оттягивают сроки.

😣 Ни в чём не идут на компромиссы. Вы приводите аргументы, но ваше мнение ничего не значит. При этом вас оставляют виноватым, даже если делаете всё по пожеланиям клиента.

😣 Обесценивают работу. Постоянно приводят в пример других фрилансеров, у которых цены ниже, выпрашивают скидки.

😣 Продают спорные товары или услуги. Например, сомнительные гомеопатические препараты или лотереи, а вы с таким работать не хотите.

 Чек-лист: как общаться с клиентом

  • Правильно составляйте отклик: приводите примеры работ по теме заказчика и описывайте релевантный опыт. Указывайте сроки, размер и форму оплаты. Если не соответствуете каким-либо требованиям из вакансии, говорите об этом и предлагайте альтернативы.
  • Обсуждайте задачу до старта. Спрашивайте о целях, ожиданиях, способах оценки. Выясните, кто будет согласовывать вашу работу.
  • Заключайте договор. Прописывайте задачи, сроки, цены, порядок приема и оплаты.
  • Оговаривайте ход работы, чтобы не допускать конфликтов. Указывайте, когда вы на связи, сколько правок внесете бесплатно. Отвечаете ли за результат, если вдруг клиент решит исправить вашу работу.
  • Задавайте вопросы. Добивайтесь полного понимания задачи, чтобы не переделывать всё в итоге.
  • Структурируйте мысли. Упрощайте восприятие информации: используйте абзацы, списки, выделяйте главное.
  • Объясняйте решения и ищите компромиссы. Аргументируйте точку зрения фактами, приводите примеры. Думайте не о том, как отстоять свое мнение, а как решить проблему клиента.
  • Не записывайте голосовые. Когда они необходимы, обозначайте их тему. Излагайте мысль коротко и в одном сообщении.
  • Предупреждайте о срывах сроков. Вероятно, вы потеряете клиента, но разойдетесь мирно.
  • Отказывайтесь от задачи, когда заказчик хамит, постоянно нарушает договоренности. Не слышит и не идет на компромиссы, обесценивает.

Статья размещена на сайте Мили Котляровой — фрилансера с 10-летним стажем, монтажера, контент-маркетолога и сценаристки. Если хотите каждый день читать о фрилансе, работе с заказчиками и освоении новой профессии, подписывайтесь на канал Digital Broccoli в Телеграме.

Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.

Часто начинающие фрилансеры сталкиваются с тем, что заказчики не отвечают на их отклики, из-за чего первые упускают работу. И это далеко не всегда связано с квалификацией фрилансера, просто нужно соблюдать определенные правила. Редактор блога Нетологии Юлия Чернова рассказала про ошибки в откликах, а мы сделали выжимку и оставили только важные советы.

Давайте как можно больше информации о себе

Указывайте настоящие имя и фамилию, ставьте собственную фотографию, оставляйте максимальное количество контактов (почта, ссылки на соцсети и линк в мессенджерах), рассказывайте об образовании и опыте, уточняйте, с какими конкретно заказами работаете.

Сразу пишу про опыт, расценки и показываю заинтересованность в работе. Переписка в фейсбуке, поэтому дополнительные контакты скидываю по запросу.

Откликайтесь на проекты своего уровня

Прежде чем браться за задание, подумайте, выполняли ли вы раньше аналогичные задания и справитесь ли с этим. Также проверяйте нужный уровень исполнителя в заказе. Если заказчик выставляет ожидаемый уровень исполнителя, он вряд ли согласится сотрудничать с менее опытным специалистом.

Если вы новичок в Opencart, то на подобный проект лучше не откликаться — не успеете разобраться и подведете заказчика

Не откликайтесь без портфолио

Если заказчик сразу просит показать портфолио, он намерен выбирать исполнителя именно по предыдущим работам. Поэтому, если вы пока не наработали свое портфолио, не стоит тратить время заказчика. Лучше поискать другую работу и за это время самостоятельно его собрать.

Ищут только тех, кто готов показать успешные кейсы. Новичков не возьмут.

Не говорите сразу, что у вас нет портфолио

Бывает и обратная ситуация — не всем заказчикам интересно ваше портфолио, некоторые вообще сомневаются в его ценности. В таком случае можете смело подавать заявку и рассказать, чем вы будете полезны без упоминания портфолио.

Заказчик прямо говорит, что можно откликаться кандидатам с маленьким опытом

Не показывайте слабые примеры работ

Выставлять в портфолио все свои работы, не учитывая их качество — неправильный подход. Потенциальный клиент скорее всего посмотрит примеры наугад, и может попасть как раз на слабые. Но даже если заказчик ознакомится со всем портфолио, слабые работы понизят ваш уровень. 2-3 сильных работы будут смотреться лучше, чем десяток посредственных.

Рассказывайте не о себе, а о пользе для клиента

Вряд ли заказчику интересно перечисление оконченных вами курсов или количество выполненных проектов. Вместо этого предложите клиенту решение его задачи. Опишите, чем вы будете ему полезны, как видите процесс работы и на какие результаты будете работать.

Указывайте направления, форматы и программы, с которыми работаете — так клиент сразу поймет, как ваши навыки пригодятся в его проекте

Научитесь грамотно вести переговоры

Соблюдайте правила деловой переписки, покажите заинтересованность в сотрудничестве. Отвечайте в чате и почте как можно быстрее. Вежливо общайтесь со всеми уровнями ответственных за проект, от менеджера до руководителя. Если видите неточность в ТЗ или формулировке задачи — деликатно подскажите, как улучшить, но будьте вежливы и соблюдайте дистанцию.

Увидели ошибку — сразу предложили решение. Это отличает профессионального фрилансера от простого исполнителя, который ждет указаний сверху.

Не подавайте заявку на проект, если не обладаете нужными навыками

Это пустая трата времени. Если вы не знаете каких-то деталей, попросите у заказчика инструкцию. Скорее всего, он пойдет навстречу, если его устраивают ваши остальные навыки. Но если не уверены, как выполнить масштабную часть проекта, не откликайтесь на него. Сначала прокачайте свои знания и навыки.

Студентам курса «Крутой фрилансер» я рассказываю, как создать портфолио, писать отклики на проекты, искать работу на фрилансе и правильно позиционировать себя, а также учу составлять брифы и ТЗ: это ускоряет процесс работы и позволяет сфокусироваться на главном, не отвлекаясь на формальности. Приходите на курс, поделюсь опытом!

В случае если вы только начинаете свою деятельность фрилансера, то у вас возникает проблема, связанная с поиском работы, ведь не каждый работодатель готов доверить свой проект новичку без опыта работы, репутации и примеров работ. Остается единственный выход из ситуации – поразите заказчика своим откликом и заставьте выбрать именно вас.

Наиболее распространенные ошибки при составлении отклика

Существует огромное количество ошибок, которые совершают новички, среди них непрофессиональное общение с заказчиком, срыв сроков, лень и отсутствие самоорганизации, а также неправильно составленный отклик.

Именно от вашего отклика зависит получите вы работу или нет, это первое, на что обращает внимание при выборе исполнителя. Рассмотрим самые распространенные ошибки, которые совершают удаленные специалисты при составлении отклика:

  • Невнимательность. Для того чтобы избежать неловких ситуаций, которые могут неблагоприятно отразиться на вашей репутации, прежде чем отправлять заявку на выполнения проекта необходимо внимательно изучить предоставляемую заказчиком информацию. Если в описании проекта указана просьба ответить на определенные вопросы, вам необходимо это сделать, ведь если вы не выполните такую элементарную просьбу работодателя, ни о каком сотрудничестве речи идти не может.
  • Неправильно выбранные объявления также могут плохо отразиться на вашей деятельности. В первом случае у вас просто не одобрят как исполнителя, а в этом у вас возникнут высокие риски получения негативного отзыва, что повлечет за собой порчу репутации. Не стоит браться за работу, в которой нет опыта и в случае, если ваша квалификация не соответствует требуемой.
  • Отклик без необходимой информации. Часто в откликах фрилансеры пишут фразу «Готов выполнить» в надежде на то, что работодатель потратит свое личное время, зайдет на его профиль и из полученной информации сделает соответствующие выводы. Не стоит забывать, что заказчику гораздо проще изучить длинный отклик, в котором содержится информация об опыте, умениях, прикреплены ссылки на работы идентичной тематики, указаны ориентировочные сроки и бюджет проекта. Также уместно будет задать потенциальному клиенту несколько вопросов, касающиеся проекта.
  • Демпинг. Достаточно распространенное явление, однако часто оно бывает неуместным. Специалисты, которые называют свою цену за оказанные им услуги в откликах на проекты, в которых заказчик просит это сделать, делают все правильно. Однако встречаются случаи, когда фрилансеры пишут свою цену к проекту, бюджет которого уже определен. Если работодатель указал стоимость, значит он уже определился и установил для себя определенную сумму, занижая цену вы только показываете себя не в лучшем свете, ведь качественно выполненные работы и стоят дорого.

Как правильно писать отклик?

Рассмотрим основные правила, соблюдение которых позволит значительно увеличить шансы выбора вас исполнителем:

  • Вежливость. Заказчик такой же человек, как и все, поэтому он не потерпит грубости в свою сторону, при общении не стоит использовать сленговые слова, обращение должно быть исключительно на «Вы». Важно поприветствоваться в начале беседы. Если работодатель отклонил вашу заявку, не стоит писать негативные отзывы, ведь он может доверить вам проект в следующий раз. Не переоценивайте свои силы, берите ту работу и объем, которые сможете выполнить.
  • Кратко и информационно. Не следует писать в отклике огромный текст с описанием всех ваших достоинств, для этих целей прикрепляется портфолио. Если вы оказывали услуги известным брендам, то это следует упомянуть в предложении, это поможет обратить на вас внимание.

При написание составлении отклика не рекомендуется писать шаблонные ответы, вы должны дать понять заказчику, что вы на самом деле заинтересованы его проектом, слушайте, что говорит потенциальный заказчик, ответьте на его просьбу теми словами, которые он хотел бы услышать. Если у вас есть опыт работы в подобной специализации, упомяните о нем. Старайтесь не критиковать клиента, если вы уверены в том, что выполнения поставленного задания невозможно, то выйдете с работодателем на личный контакт и мягко намекните на это, также уместно будет дать рекомендации по его улучшению. Не стоит попрошайничать и давить на жалость и будьте вежливы.

Важно уделить внимание и структуре правильного отклика, она представляет собой:

  1. Приветствие. Пожелания доброго времени суток будет вполне достаточно.
  2. Ссылка на ваше портфолио
  3. Текст заявки с ориентировочным бюджетом и сроками для выполнения, в случае если в описании проекта достаточно информации для их формирования.
  4. Контактные данные. Оставьте все возможные данные. Чем проще заказчику будет с вами связаться, тем больше шансов на одобрение заявки.

Просто люблю писать, переводить и давать людям возможность читать интересный контент. И пусть я не всегда идеальна — есть к чему стремиться!!!

Ошибки фрилансеров в откликах
Ошибок, которые совершают начинающие фрилансеры, безграничное множество. Это и неправильное общение с клиентами, и срыв дедлайна, и даже банальная лень. Обо всем этом мы будем говорить в цикле наших статей об ошибках новичков, а так же бывалых «копьеносцев». А в этот раз мы решили остановить свой выбор на одном из самых важных аспекте удаленной работы – откликов в проекты.

Именно с них начинается работа и зависит, получите ли вы проект или нет? Кто-то считает, что нужно отмечаться во всех проектах и будет тебе счастье, другие наоборот тщательно просматривают каждое объявление, после чего так же внимательно составляют свой отклик. При этом шансы получить от ворот поворот, имеют как одни, так и другие. Давайте рассмотрим основные ошибки фрилансеров при подаче откликов в проекты.
 

Невнимательность

Недавно общалась с одним из постоянных клиентов бирж фриланса и он рассказал мне много чего интересного. Так, например, пару лет назад, когда он только стал заниматься поиском исполнителей на фрилансе, ему пришлось столкнуться с довольно любопытным явлением. Опубликовав проект с неплохим, скажем так, бюджетом, он в конце своего объявления указал скайп и попросил заинтересованных лиц обращаться туда. Прошло два дня, а к нему обратилось от силы 5-6 человек. Предположив, что вероятно цена, предлагаемая им недостаточно хороша или же описание проекта не очень понятно, он решил пересмотреть свое объявление. Каково же было его удивление, когда на бирже он обнаружил порядка сотни оставленных заявок в проекте и примерно дюжину личных сообщений. В итоге выбрал он исполнителя из тех, кто написал ему в скайп.

Чтобы не навредить самому себе и не попасть в неловкую ситуацию, необходимо внимательно читать проект. Если в нем указано, что писать только на почту, то пишите на почту. Если заказчик просит вас ответить на несколько вопросов, то отвечайте. Сколько раз я видела объявления, где клиент просит указать цену, сроки, опыт, а под проектом красуется с два десятка откликов с типичной фразой «Готов к сотрудничеству». Раз фрилансер не может выполнить банальную просьбу клиента, то о каком сотрудничестве может быть речь.
 

Неправильные объявления

Выбор неправильных объявлений может так же сослужить вам плохую службу, причем похуже, чем невнимательность. Если в первом случае вы просто не получите проект, то во втором, вам грозит схлопотать негативный отзыв и подпортить свою репутацию. Я уже давно сортирую все проекты и если вижу, что моя квалификация не подходит или же у меня нет в этом соответствующего опыта – пропускаю подобные объявления. А между тем, есть герои, которые спокойно оставляют отклики в таких проектах, причем самые напористые еще и пишут, что до этого никогда ничего подобного делали, но есть опыт в другом и готовы взяться за работу. Что можно получить в итоге? При оптимальном раскладе – отказ, в случае если вы все же получите в работу проект, могут появиться проблемы и сложности, которые, в конце концов, и приведут к отрицательному отзыву на бирже.

Не стоит откликаться на проект, где нужен опыт и навыки, которых у вас нет.
 

«Пустой» отклик

Я уже говорила выше об откликах типа «готов выполнить». Некоторые фрилансеры уверены, что этого достаточно для получения проекта, ведь заказчик может спокойно зайти в ваш профиль и узнать все необходимое, а так же посмотреть примеры работ. Эти люди вероятно считают, что у клиента есть много свободного времени для того, чтобы изучить профили всех 50-60 соискателей, потом задать каждому вопросы. Все как раз наоборот. Заказчик обратит внимание в первую очередь на большие отклики, в которых содержится вся необходимая информация об исполнителе: его опыт, навыки, ссылки на «живые» примеры, схожие по тематике с объявлением, ориентировочные расценки и сроки. Кроме того, 1-2 вопроса к заказчику в отклике, продемонстрируют ваш профессионализм и заинтересованность.

Если заказчик не попросил в объявление показать примеры работ, это не значит, что ему этого не надо. Он все равно их попросит, поэтому ваша цель сократить немного этот путь. Выигрывает тот, кто предоставляет заказчику лучший сервис!
 

Демпинг

Ну, куда же, без него родимого! Неоднократно видела просто шедевральные отклики в проектах с уже назначенным бюджетом. Я говорю об умниках, которые умудряются демпинговать даже там, где этого делать не нужно. Ладно, когда ты видишь ценовую борьбу в проектах, где заказчик не указывает бюджет и просит фрилансеров предложить стоимость или же напрямую говорит, что отдаст проект тому, кто предложит лучшую цену – это что-то объяснимое. Но если заказчик уже назвал бюджет и этим заявил, что с такой-то суммой он готов расстаться, зачем писать «сделаю за половину стоимости». Да, да! Такие фрилансеры тоже есть.

Если клиент назвал цену, то он примерно понимает во что обойдется ему проект и осознает, что нормальный специалист меньше, чем за такую сумму выполнять работу не будет. Следовательно, можно демпинговать, сколько угодно – проект вы не получите. Более того, этим вы принижаете себя и свой труд.
 

Комментирует Марина Лысяная, веб-дизайнер:

— Бывают случаи, когда в проекте сформулирован вопрос, тогда на него необходимо отвечать. А иногда клиент прикрепляет ТЗ и просит ознакомиться, тогда вопросы возникают по нему и их лучше задать сразу, чтобы заказчик видел — его проект прочли. Ну, а когда пишут: «Мне нужно сделать сайт, шаблонные ответы не читаю!» то, что тут можно сказать. Если в проекте 3 фразы и ни одного вопроса то, как он поймёт, что мой ответ не шаблонный?

А вообще отклик должен состоять из четырех составляющих:

1) приветствие;

2) ссылка на портфолио;

3) приблизительная стоимость (если информации в проекте достаточно для её формирования);

4) контакты.

Никто не делает окончательных решений, касательно выбора исполнителя, читая ответы на проект. Для принятия такого решения нужно пообщаться и обсудить. Но тут может сыграть важную роль тот факт, как вы себя преподали. А свой профессионализм можно показать только в отклике.
 

От автора

Отклик в проект – это ваше первое знакомство с клиентом и от него зависит многое. То, как вы себя проявите, повлияет на дальнейшее принятие решения. В одном небольшом отклике нужно показать, что вы профессионал, но не выскочка. Бюджет проекта можно обсудить, но за мизер вы тоже работать не собираетесь. А главное – вы хорошо знаете свою работу, но и мнение клиента уважаете.

Пишите правильные отклики и получайте желаемые проекты!

На фрилансе можно зарабатывать абсолютно разные суммы. Думаю, это сейчас понимает каждый. Но далеко не всегда планка дохода будет зависеть только от наличия опыта, как думают многие. Поэтому уровень начинающего специалиста вовсе не означает, что он проигрывает более опытным фрилансерам. Наоборот, у новичков даже есть своя фора! Они берутся за любые проекты, стараются выполнить работу максимально качественно и очень внимательно относятся к каждому клиенту. А нередко у них более свежее видение по проектам. И они предлагают более смелые и креативные идеи, чем те, кто работает на фрилансе уже не первый год.

К тому же, вне зависимости от наличия опыта, любой фрилансер должен уметь грамотно преподнести себя потенциальному заказчику и то, как может ему помочь. И трудности с такой самопрезентацией возникают не только у новичков, но даже и у опытных фрилансеров.

Эти 5 пунктов помогут вам написать крутой отклик, который зацепит внимание клиента и поможет ему выбрать именно вас из других исполнителей.

Откажитесь от универсальных схем

Это первое, на чем сыпется большинство фрилансеров. Да, отправлять готовый шаблон отклика – быстро и удобно. Особенно, если вы только начинаете на фрилансе и в день отправляете десяток-другой сообщений на разные вакансии.

Но в отклике обязательно должны быть видны ваша индивидуальность и уникальный подход к работе. Вы можете оставить единую структуру отклика, но старайтесь максимально персонализировать его под конкретного клиента. Начните с обращения по имени и закончите демонстрацией своих кейсов, релевантных сфере вашего потенциального заказчика.

А также не забудьте указать в отклике следующие важные моменты:

  • примерные цены, например, в формате «ОТ конкретной суммы»;
  • ссылку на портфолио с вашими работами;
  • вопрос в конце отклика, чтобы настроить заказчика на продолжение диалога.

Отвечайте заинтересованно и информативно

В общении с будущим клиентом важно соблюдать определенный баланс. Это значит не расписывать полотно текста в каждом сообщении, которое сразу хочется закрыть, не вчитываясь. Но при этом не отвечать совсем уж коротко и сухо. Иначе клиент может легко решить, что вы не особо заинтересованы в его проекте, а, значит, и работать с ним будете также.

Ваша задача – сообщить потенциальному заказчику, как вы работаете и чем можете помочь именно ему. Будьте дружелюбны, приветливы и внимательно фильтруйте написанное. Также обязательно вычитывайте сообщения перед отправкой на наличие ошибок и опечаток. Если не уверены в своей грамотности, прогоняйте текст через специальные приложения. Обидно, но иногда из-за такой, казалось бы, мелочи можно лишиться клиента.

Предлагайте альтернативы

Все клиенты разные, их проекты тоже. Казалось бы, это очевидно, правда? Но при этом далеко не все фрилансеры предлагают заказчику разные варианты исполнения или наполнения услуги.

Конечно, мы не в силах предугадать все потребности конкретного клиента, особенно на этапе отклика. Но вы вполне можете продумать несколько пакетов своих услуг, различных по содержанию и цене. Клиент обязательно оценит возможность такого выбора и ему будет легче начать сотрудничество с вами.

Отрабатывайте возражения

Часто начинающие фрилансеры так переживают за свою неопытность, что сдаются при первом же возражении клиента. И даже не пытаются привести аргументы в свою пользу. Уговаривать клиента и грубо оспаривать его слова, конечно же, не надо. Но частые возражения, вроде «у вас мало опыта» или «нет, это дорого», обязательно нужно учиться закрывать.

Попробуйте отвечать в формате «Да, вы правы, у меня мало опыта, но я легко обучаюсь новому и быстро улавливаю стиль, который нужен клиенту. К тому же…». Или так: «Да, я понимаю, что моя цена кажется вам завышенной, но в стоимость моей работы входит…». И далее приводите аргументы, выгодные вашему потенциальному клиенту. Это могут быть как фишки в вашей работе, так и какое-то интересное предложение, которое вы составили именно для этого заказчика.

Не преувеличивайте свои умения и навыки

Даже если вам очень хочется понравиться потенциальному клиенту, говорите все, как есть, без прикрас. Правда может вскрыться не сейчас, но скорее всего выяснится позже – в процессе работы. И тогда вы не только потеряете заказчика, но и получите от него массу негатива. Не бойтесь говорить о том, что вы умеете, а чему пока еще обучаетесь. Общайтесь честно и с заботой. Предлагайте альтернативы.

Надеюсь, эти пункты помогут вам составить отклик, который будет работать на вас. Но не спешите отчаиваться, если сейчас что-то не получается. Обязательно анализируйте ваш диалог с клиентом, делайте выводы, корректируйте отклик и продолжайте откликаться дальше.

Пробуйте разные форматы, чтобы найти свой стиль общения с клиентами. И у вас обязательно выстроится определенная схема и появится понимание того, как гарантированно закрыть клиента на сотрудничество. Удачи!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать отклик на заказ во фрилансе
  • Как написать отклик на вакансию на почту
  • Как написать отклик на вакансию на авито
  • Как написать отклик на вакансию бухгалтера
  • Как написать отказную от родителей после 18 лет