Привет, меня зовут Людмила Семёнова, работаю HR-менеджером в Хекслете. Каждый день я получаю десятки откликов на вакансии, но многие из них причиняют мне боль. Сегодня расскажу, как правильно откликнуться на вакансию. Эта информация поможет вам получать больше приглашений на собеседования.
Что делает больно рекрутёру, и почему эта боль возвращается к соискателям
Пару слов о работе рекрутёра. Когда нужно найти специалиста в штат, я публикую вакансию на специализированных сайтах и в других источниках. Изучаю отклики и приглашаю на первичное собеседование только некоторых соискателей.
Часть людей, откликнувшихся на объявление, на собеседование не попадает. Некоторые кандидаты не соответствуют требованиям, это можно увидеть по отклику и резюме. Но большая часть не попавших на собеседование кандидатов проигрывает из-за неудачных откликов.
Хекслет для начинающих:
Попробовать обучение на Хекслете вы можете на Подготовительном курсе по основам JavaScript. Теория и практика в браузере, вебинары, лайвкодинг, помощь наставника
Поясню на примере. Допустим, я ищу SMM-маркетолога с релевантным опытом работы. Получаю отклики — это могут быть десятки или сотни писем. Допустим, пришло 20 откликов. Отказываю пяти соискателям из-за нерелевантного опыта — откликнулись три CRM-маркетолога и два контент-маркетолога.
Остаётся 15 откликов. Пять из них пришли с сопроводительным письмом, в котором кандидаты написали, почему решили откликнуться на эту вакансию и кратко описали свои преимущества. Остальные отклики пришли без сопроводительных писем или с шаблонными сопроводительными письмами.
Как вы думаете, кого из соискателей рекрутёр пригласит на собеседование в первую очередь? Вопрос риторический.
Возможно, среди откликов без сопроводительного письма есть интересные кандидаты с релевантным опытом работы. Но у них меньше шансов попасть на собеседование, потому что их отклик я просмотрю во вторую очередь. Возможно, к этому времени уже найдётся достаточное количество кандидатов на собеседование.
Что уменьшает шансы попасть на собеседование:
- Отклик без сопроводительного письма
- Неинформативное или шаблонное сопроводительное письмо
- Явное несоответствие кандидата требованиям вакансии
Два первых пункта связаны с сопроводительным письмом, поэтому уделю этому вопросу внимание.
Что писать в сопроводительном письме и чего писать не надо
Начну с матчасти. Сопроводительное письмо — сообщение, которое вы отправляете вместе с резюме в форме отклика на вакансию на специализированных сайтах или по электронной почте.
Пишите уникальное сопроводительное письмо для каждой интересующей вас компании и позиции.
Основная задача сопроводительного письма — обратить внимание рекрутёра на ваше резюме. Именно поэтому оно пишется очень кратко — не более двух или трёх абзацев — и содержит такую информацию:
- Приветствие
- Позиция, на которую претендуете
- Ваши конкурентные преимущества
В преимуществах напишите, что выделяет вас среди людей со схожим опытом и образованием. Это должно быть что-то уникальное и очень интересное работодателю с точки зрения компетенций.
Хорошо, если вы знаете, над каким проектом предстоит работать, и понимаете, какие компетенции хочет видеть работодатель у соискателей. Найдите соответствующие компетенции у себя и напишите о них.
Также напишите, почему хотите работать именно в этой компании и именно на этой позиции.
Не пишите огромные письма, сэкономьте время — своё и рекрутёра. Избавьте HR-менеджера от описания ваших жизненных обстоятельств, например, не пишите, что хотите получать какую-то определённую сумму, так как вам нужно выплачивать ипотеку.
Найдите баланс между демонстрацией своих сильных сторон и скромностью. Письма, в которых кандидаты хвалят себя без меры, выглядят фальшиво. Вот лайфхак, которым пользуются продавцы: постарайтесь в письме перевести свои сильные качества в выгоды для потенциального работодателя.
Например, «владею английским и французским языком в совершенстве, поэтому смогу без переводчика общаться с иностранными партнёрами». Ещё один вариант: «умею верстать, поэтому кроме задач по бэкенду при необходимости буду брать задачи по вёрстке».
Составьте свое первое резюме:
Вы можете бесплатно опубликовать свое резюме в нашем сервисе «Хекслет-CV» и получить советы по его улучшению от разработчиков и HR-менеджеров
Обратите внимание на опыт наших выпускников. Вот несколько историй трудоустройства, авторы которых говорят о важности сопроводительного письма:
- Как я стал программистом в 33 года — автор этой истории рассказал, почему стоит потратить время на сопроводительное письмо
- Как я изучил достопримечательности Питера во время поездок на собеседования — автор поделился секретом, благодаря которому стал получать в два раза больше ответов на отклики
- Смена профессии после 30 лет — здесь выпускник рекомендует писать адресные письма, то есть отвечать на вакансии индивидуальными письмами
Промежуточный итог: сопроводительное письмо должно отвечать на 2 основных вопроса:
- Зачем вы этой компании?
- Зачем эта компания вам?
Покажу вам несколько откликов ребят, которые сейчас работают в Хекслете. В них есть как сильные стороны, так и моменты, которые можно улучшить.
Разбираем реальные отклики на вакансии: сильные и слабые стороны
Вот первый отклик:
Добрый день, любимый «Хекслет»! Меня зовут Дмитрий, предлагаю свою кандидатуру на позицию «Редактор блога».
В интернет-маркетинге с 2009 года, постоянный автор блога «Текстерры», автор гайдов по популярным CMS (WordPress, Joomla!, Drupal, OpenCart). Написал две книги: «Шахматы. Книга-тренер», издательство «Эксмо», 2012 год и «Как создать сайт самому: руководство для гуманитариев», «Текстерра», 2018 год.
В «Хекслет» изучаю профессию Frontend JavaScript, недавно прошел первый проект Brain Games. Умею верстать (HTML/CSS, Bootstrap, Bulma, флексы). Есть экспертиза в поисковом маркетинге и техническом SEO. Формальное резюме предоставлю по требованию. Буду рад обсудить детали.
С уважением, Дмитрий.skype: ${userName}, мой профиль в Facebook.
Хорошие моменты в отклике:
- Соискатель представился
- Указал вакансию, на которую претендует
- Очень кратко описал свой опыт и профессиональные достижения
- Указал то, что может быть релевантно требованиям к вакансии (книги)
- Оставил контакты для связи: профили в социальных сетях и скайп
Можно улучшить
Вместо «любимый Хекслет» я бы рекомендовала найти контакт человека и обратиться к кому-то персонально. Такую информацию можно найти на карьерной странице сайта или погуглить, кто отвечает за набор сотрудников.
Как сказано выше, сопроводительное письмо должно отвечать на 2 основных вопроса:
- Зачем вы этой компании?
- Зачем эта компания вам?
Я не увидела здесь ответов на эти вопросы, хотя сопроводительное письмо до 500 знаков — примерно 3 абзаца — выглядит хорошо. Можно было дополнить его тем, почему соискатель хочет работать в Хекслете, а также написать, что он может дать компании со своей стороны.
Важный момент: резюме обязательно прикладывать сразу, есть вероятность, что запроса просто не будет. Можно добавить цифр: количество статей, рейтинги. В качестве контактов лучше давать телефон, ник в Telegram или email.
Ещё один отклик:
Людмила, здравствуйте!
Меня зовут Иван и я заинтересовался вакансией координатора курсов в вашей компании.
Меня давно интересует онлайн образование, как перспективная сфера, в которой множество интересных задач. В последнее время мне также интересна и сфера IT, поэтому Hexlet заинтересовал вдвойне. Почитал и про ваши ценности — очень отзывается.
У меня есть релевантный роли координатора курсов опыт: я семь лет занимался организацией обучения иностранным языкам, сопровождением учащихся, был ответственным за качество учебного процесса и счастье студентов.
А на последней должности в издательстве «МИФ» я вёл книжные проекты российских авторов, отстраивал бизнес-процессы, следил, чтобы сроки соблюдались, коммуникации были эффективными, а в душах авторов и продуктовой команды царила гармония.
Люблю и умею общаться с людьми, выстраивать отношения и коммуникации, находить оптимальные решения, поддерживать порядок в процессах и комфортную атмосферу для всех участников. В последний год я работал удалённо в распределённой команде, так что успешный опыт удалёнки у меня тоже есть.
Уверен, мой опыт и навыки будут полезны на этой позиции. Более подробно о моём релевантном опыте — в резюме (вы найдёте его во вложении).
Остаюсь на связи и буду рад продолжить общение!
С наилучшими пожеланиями,
${userName}
${userEmail}
${userPhone}
Хорошие моменты в отклике:
- Обращение к конкретному лицу
- Соискатель представился
- Заранее прочитал Handbook компании и отметил совпадения со своими ценностями
- Написал кратко о своем опыте и сопоставил его с требованиями к вакансии
- Приложил резюме
- Контакты
- Уложился в формат сопроводительного письма — 3-4 абзаца
Можно улучшить:
Я бы лишь добавила немного информации о достижениях с цифрами.
Третий отклик:
Добрый день! Меня зовут Святослав, расскажу коротко о себе — сейчас живу в Тбилиси, работаю с текстами последний миллион лет (и сейчас еще учусь на фронтенд-разработке в Нетологии). С текстами больше работаю как журналист — с 2014 по 2016 года был главой отдела новостей в Секрете фирмы, после этого работал в «Афиша.Daily», пишу книжные рецензии в «Бюро.24/7» (а еще был собственный книжный магазин Марки и закладки в Петербурге пару лет назад), и много много много всего, типа «Медузы», «Такие дела» и тп. Сейчас — в основном пишу про науку и высокую технику в издание «Хайтек».
Работал в PR — с музеем современного искусства PERMM, много делал лендинги для разных компаний, занимался пиаром документальных фильмов. Занимался СММ — во многих сми, в которых работал, и еще — в своем книжном магазине «Марки и закладки».
Среди нежурналистских форм — «Большой музей» от московского Политеха и Яндекса, а еще Мамихлапинатана, и «Апрель». Делал сценарии для образовательных Youtube-роликов и подкастов.
ссылки на последние лучшие тексты (ниже список).
Сильные моменты в отклике:
- Есть описание обязанностей и примеры материалов
- Есть достижения
- Есть сопроводительное письмо, а не шаблонное письмо с «Хедхантера»
Можно улучшить:
Можно добавить побольше результатов, цифр.
Даже если вы напишете безупречное сопроводительное письмо, HR-менеджер посмотрит резюме, чтобы решить, стоит ли приглашать вас на собеседование. То есть сопроводительное письмо — хорошее дополнение к резюме, а не его замена. Поэтому информация в резюме должна соответствовать требованиям к кандидату на конкретную вакансию. В письме можно пояснить, чего вам не хватает, рассказать о своей мотивации работать в компании.
Что нужно знать о резюме программиста: подборка полезных материалов
У нас накопилось много полезных материалов о резюме, поэтому в этом разделе ограничусь ссылками.
- Исчерпывающий гайд «Как правильно составить резюме»
- Подробная статья «Как программисту правильно составить резюме»
- Вебинар: рекомендации по составлению резюме от руководителя агентства DigitalHR Екатерины Гавриловой
- Вебинар: разбор резюме программистов в прямом эфире, ведущая — Вероника Ильина
- Слаконар: разбор резюме в текстовом формате, ведущий Пётр Липов
Ещё одна полезная ссылка: сервис Hexlet CV. Здесь вы можете опубликовать резюме, а опытные рекрутёры и разработчики бесплатно проанализируют его и дадут рекомендации по улучшению.
Этих материалов достаточно, чтобы составить резюме, которое обязательно прочитают. А предложенные ниже рекомендации, основанные на моём анализе откликов соискателей, помогут вам учесть в откликах на вакансии тонкие нюансы, на которые обращают внимание рекрутёры.
Как эффективно откликаться на вакансии и каким должно быть резюме: 9 практических советов
Эти рекомендации я написала по результатам анализа откликов кандидатов на наши вакансии.
Совет № 1: внимательно читайте название вакансии и ее описание
Если хотите найти работу, не ленитесь делать разные резюме под разные вакансии, как минимум на HH.ru это точно можно делать, сохранять их и при необходимости отправлять. Если компания размещает вакансию «CPA-маркетолог», а вы откликаетесь резюме с названием Head of marketing или контент-маркетолог, как минимум, это выглядит странно. И если откликов при этом 100, вряд ли до вашего резюме дойдут.
Совет № 2: объясняйте, почему вы откликнулись без релевантного опыта
Ситуация: ваш опыт не соответствует описанию ожиданий в вакансии, но вы все равно откликаетесь. Но не объясняете в сопроводительном письме, почему без определенных навыков откликнулись на эту вакансию. Рекрутёр не будет тратить время на ваше резюме. Но вдруг вы талантливый и всё быстро осваиваете? Увы, без хорошего сопроводительного письма до вашей кандидатуры рекрутёр не дойдёт.
Совет № 3: в резюме указывайте, какие задачи решали и каких результатов добились
Если резюме выглядит, как сочинение без акцентов на результаты или текст длинною в жизнь, у вас мало шансов попасть на собеседование. В каждой работе есть задачи и результат. Все эти простыни никто не читает. Поэтому указывайте, что делали на предыдущем месте работы и чего достигли.
Совет № 4: указывайте причины увольнения
В резюме отсутствуют причины увольнения, особенно, если есть частая смена мест работы — тут 4 месяца, там 5 месяцев — выглядят странно. А может, вас сократили? Но этого никто не знает, и вашу кандидатуру отложат в долгий ящик.
Совет № 5: будьте реалистичными при описании результатов и достижений
Описание эпических достижений и грандиозных результатов при продолжительности работы в 4-6 месяцев выглядит странно. Вы серьезно? Адаптация длится как минимум 3 месяца. Будьте реалистами, указывайте правдивые достижения.
Совет № 6: если добавляете в резюме фото, оно должно быть нейтральным
Не надо присылать работодателю фотографии с бокалами, кошками или на море. Лучше сделайте нейтральное фото на рабочем месте. Фотография с веб-камеры ноутбука подойдёт.
Совет № 7: детально описывайте обязанности на предыдущих должностях
Если описание обязанностей повторяется, и они похожи на набор общих фраз типа «стратегический маркетинг», «управление персоналом», «аналитика», «руководство», «отчётность», вы ставите себя в проигрышную позицию. Рассказывайте потенциальному работодателю, чем вы занимались на самом деле.
Совет № 8: не указывайте неуместные предложения или компетенции
Описание того, что компания не просит в данный момент, обычно выглядит неуместным. Например, мы хотим выстроить и запустить систему работы с партнерскими сетями — это совершенно конкретная задача. Вы в сопроводительном письме пишете, что готовы заняться стратегическим планированием и выстроить рекламные кампании, да потом ещё и всех маркетологов оценить. Спасибо, нам этого не надо.
Совет № 9: не заставляйте рекрутёра переходить по ссылкам и искать ваше резюме
«Здесь я написал о себе кратко, хотите подробностей — вот вам ссылка на Яндекс.Диск», — не надо так делать. Это неудобно для рекрутёра и неэффективно для вас.
Важно запомнить
- Ваши шансы на трудоустройство падают из-за неудачных откликов на вакансии
- Отсутствие сопроводительного письма, неинформативные письма и некачественное резюме — смертные грехи соискателя
- Чтобы попасть на собеседование и получить работу, постарайтесь заинтересовать рекрутёра с помощью короткого и информативного письма и хорошего резюме
Если у вас есть вопросы и предложения, пишите в комментариях.
Что писать заказчику на фрилансе? Шаблоны откликов и примеры ответов клиентам
Вы пишете клиентам, но не получаете ответа. В чем причина? Давайте разберемся, как правильно написать отклик, чтобы получить работу на бирже фриланса. Часто именно неверные формулировки в письмах становятся причиной того, что заказчики выбирают других исполнителей.
Исправив ошибки, можно значительно проще и быстрее получать новые заказы. В статье будут шаблоны откликов на вакансии, которые вы можете использовать.
Общий подход
В отклике на вакансию нужно показать, что вы:
- Способны решить проблему клиента. Сделаете все качественно и вовремя.
- Заинтересованы в работе. Проявляете интерес к заданию, а не присылаете дежурное письмо.
- Имеете достаточный опыт. Идеально, если выполняли аналогичные проекты (если они есть в портфолио) и знаете, что и как делать.
- Подходите по цене. Даже если в заявке не обозначен бюджет, обычно заказчик держит в уме определенные рамки, в которых он готов сотрудничать.
-
Адекватны, вежливы, культурны. С вами можно общаться и договариваться.
Обращаясь к неизвестному фрилансеру, клиент обычно испытывает страх и тревогу. Он не может увидеть результат, который получит. Боится, если что-то пойдет не так. Нужно развеять сомнения, вселить уверенность и начать диалог.
В ответе на проект важно показать, что вы внимательно изучили задачу. Значит, отклик на фрилансе не должен быть шаблонным.
Как правильно писать работодателям на бирже?
- Поздоровайтесь. Оптимальное приветствие: «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Не пишите «Доброго времени суток» или «Привет» – многие посчитают такое приветствие несерьезным. Если знаете имя заказчика – обратитесь по имени. Например: «Здравствуйте, Алексей».
- Напишите, по какой вакансии вы обращаетесь и откуда. Например: «Пишу вам по вакансии дизайнера сайтов. Нашел ее на бирже kadrof.ru».
- Если в вакансии были вопросы, на которые исполнителей просили ответить – добавьте в начало письма ответы на них. Получатель отклика должен понять, что вы читали вакансию и видели его требования. Информацию оптимально оформить списком – так ее легче будет смотреть.
- Если в вакансии не было вопросов – кратко расскажите о себе и опишите релевантный вакансии опыт. Например: «Занимаюсь дизайном сайтов 5 лет. Сделал более 100 проектов. Имею опыт работы с автомобильными сайтами. Делал дизайн для компаний (перечисление заказчиков). Ссылки на примеры моих работ в вашей тематике: (указаны 3-4 ссылки)».
- Опишите свои преимущества. Например: «Могу оперативно взять заказ в работу. Выполню за неделю. Макеты могу отправить в формате Figma или PSD. Готов созвониться и обсудить все детали в удобное вам время».
-
Завершите письмо вопросом, на который получателю будет легко ответить. Пример: «Напишите, пожалуйста, когда вам будет удобно созвониться для обсуждения деталей проекта?»
Рассмотрим пример продающего отклика на фрилансе. Его можно использовать для создания собственного шаблона:
Здравствуйте, Алексей!
Пишу по вакансии дизайнера сайтов. Нашел ее на бирже kadrof.ru.
Занимаюсь дизайном 5 лет. Выполнил более 100 проектов. Имею опыт работы с автомобильными сайтами. Делал дизайн для компаний (перечисление фирм). Ссылки на примеры моих работ в вашей тематике: (указаны 3-4 ссылки).
Могу оперативно взять заказ в работу. Сделаю за неделю. Макеты могу отправить в формате Figma или PSD. Готов созвониться и обсудить все детали в удобное вам время.
Напишите, пожалуйста, когда вам будет удобно созвониться для обсуждения деталей проекта?
Что можно писать о себе на фрилансе?
- ФИО.
- Образование, если оно имеет отношение к вакансии.
- Опыт работы по специальности, сколько лет занимаетесь фрилансом.
- Примеры выполненных проектов, особенно если делали схожие заказы.
-
Возможность созвонов, оперативной связи через мессенджеры.
Когда вы пишете о себе на фрилансе, не обязательно указывать возраст, семейное положение, наличие детей, хобби. Обычно эта информация не интересует нанимателей. Для них важно, чтобы фрилансер выполнил задание вовремя.
Что не стоит делать в первом отклике на вакансию:
- Не спрашивайте об условиях работы. Их лучше обсудить позже. Например, во время созвона с заказчиком или общения в мессенджере.
- Не прикрепляйте к письму файлы, которые могут заблокировать антивирусы. Портфолио лучше дать в виде ссылки на Google-документы.
- Не игнорируйте просьбы заказчиков, описанные в вакансии. Например, если просили ответить на вопросы – отвечайте на них в письме. Если просит указать какую-то фразу в письме для прохождения проверки на внимательность – сделайте это.
- Не пишите общие фразы. Вместо «обладаю большим опытом» лучше написать конкретные цифры – «опыт работы 5 лет».
- Пишите кратко, но в меру. Не стоит присылать сообщения на трех страницах, но и отклик из двух предложений – не лучший вариант.
-
Не стесняйтесь продублировать письмо через 2-3 дня, если не будет ответа. Получатель мог не заметить первое письмо или забыть на него ответить.
Разберем на примерах
Давайте посмотрим, какие ответы присылают фрилансеры на заявки, и что клиенты думают, когда их получают. Эта информация поможет понять, как правильно написать отклик на заказ во фрилансе.
Письмо фрилансера |
Что подумает клиент, получив такой ответ |
«Здравствуйте! Сделаю работу, обращайтесь. Мое портфолио здесь». |
Шаблонный ответ, задачу не читал. Поручать проект нельзя. |
«Привет! Сколько платите?» |
Не серьезно, игнор. |
«Добрый день! Сделаю в лучшем виде, вы будете 100% довольны результатам. У меня большой опыт, чутко реагирую на все пожелания клиентов. Посмотрите мое портфолио здесь». |
Много слов, но нет конкретики. Задачу не читал. Наобещает много, сделает мало, придется все переделывать у другого фрилансера. |
«Добрый день! Сделаю за 3 дня, 2000 руб.» |
Нет уточняющих вопросов, сразу дает фиксированный бюджет. Либо не смотрел заявку, либо слишком уверен в своих силах. Скорее всего, с исполнителем возникнет много проблем, доработок, изменений по бюджету. |
«Здравствуйте! Делал аналогичный проект для компании АБС, вот ссылка на него. Ориентировочные сроки реализации вашего проекта – 30 дней, ориентировочный бюджет – 50000 руб. Чтобы оценить точный бюджет, прошу ответить на следующие вопросы (далее список вопросов, от 3 до 5 штук)». |
Делал аналогичный проект, значит, на моем проекте будет меньше косяков. Ценник высокий, но цену можно и обсудить. Задает вопросы по делу, вник в заявку. Пожалуй, обращусь к нему. |
«Добрый день! В вашем случае так неправильно делать, кто вас надоумил до такого? Делать надо так (описание того, как надо делать)» |
Кто он такой, чтобы давать мне советы в подобном тоне?! Нужно писать корректнее! |
«Добрый день! Да за такой бюджет никто не будет работать! Вы хоть подумайте, прежде чем предлагать людям такое!» |
Я указал бюджет «с потолка», чтобы добавить заявку на биржу, а этот фрилансер устраивает шоу, хамит и скандалит. Запомню его, и никогда не буду обращаться. |
«Здравствуйте! Буду рад выполнить проект. Я новичок, поэтому отзывов у меня нет, но есть небольшое портфолио. Готов работать на ваших условиях до победного результата. Заранее спасибо, если выберите меня на проект». |
Новичок, но, похоже, адекватный. Общается вежливо, готов на уступки. Обращусь, когда будет несложная задача. Молодец! |
«Добрый день! Я новичок, готов сделать ваш проект бесплатно, за отзыв. Понимаю, что новичка брать на проект опасно, поэтому во вложении прикрепил пример наброска с дизайном вашего сайта. Надеюсь, он вам понравится, и вы выберете меня на проект. Заранее благодарю!» |
Ни фига себе, уже и набросок сделал! Причем вроде ничего такой, нормальный набросок. Давай поработаем, тем более за отзыв! |
«Добрый день! Опыт работы – 15 лет. В Вашей сфере сотрудничал с компаниями АБС, АБВ, ВГД, ДТВ. Отзыв от ДТВ здесь. По Вашему проекту предлагаю сделать следующее (пара дельных идей). Для оценки бюджета нужно пообщаться лично, чтобы выяснить все детали и зафиксировать ТЗ. Когда Вам будет удобно созвониться по скайпу?» |
Матерый волк. Стану олигархом – обращусь. |
«Добрый день! Предлагаю сделать сайт на движке АБВ. Сайт на этом движке будет работать быстро, вы сможете легко управлять проектом, CMS знают множество программистов (не только я). Мой опыт разработки – 5 лет. Пример созданных мной магазинов: 1, 2, 3. Ваш проект сделаю за 20 дней, стоимость будет XX рублей. Также могу сопровождать проект в дальнейшем, вносить любые правки и доработки на договорных условиях. Обращайтесь!» |
Чувак, как давно я тебя искал! |
Что делать, если потенциальные клиенты не отвечают на письма?
Посмотрите видео с рекомендациями по решению проблемы:
Также рекомендую прочитать статью про молчащих работодателей. В ней собрано много информации по теме. И другие материалы, собранные в разделе Как работать с клиентами.
Выводы: что писать заказчику на фрилансе?
- Не отправляйте шаблонные ответы.
- Покажите, что заинтересованы в проекте и хотите получить заказ.
- Если у вас есть работы в данной тематике, обязательно напишите об этом клиенту. Например, вы уже делали сайт для фирмы подобного профиля – дайте ссылку на него.
- Если у вас низкие или средние цены, давайте клиенту примерную оценку бюджета. Пишите, что точную стоимость сможете назвать после фиксации ТЗ. Если цены высокие – выводите на личный контакт (звонок по скайпу).
- Не критикуйте клиента. Не пишите, что то, что он хочет сделать – невозможно. Если это действительно невозможно, то выведите клиента на личный контакт и в процессе беседы мягко подтолкните к верному решению.
- Предлагайте ценные идеи по проекту. Например, как можно реализовать задуманный клиентом сайт еще лучше. Люди ценят тех, кто «болеет» за свою работу и стремится сделать ее хорошо.
-
Будьте вежливы.
Мы разобрали шаблоны откликов на задания. Теперь вы знаете, что писать и как привлечь к себе внимание. Желаем выгодных заказов на биржах фриланса!
Рекомендуем
Есть много мнений, нужен или нет бриф. Давайте разберемся, стоит ли использовать брифы и как правильно составить этот документ. Начнем с …
100% работодателей обратятся к тому же фрилансеру, если в первый раз их устроило качество и стоимость услуг телеработника. 100% работодателей не …
Откликаться на конкретную вакансию проще, чем рассказывать о себе на сайте. На сайте вы не знаете, кому конкретно адресовано ваше сообщение. К вам может прийти кто угодно: потенциальный клиент, работодатель, единомышленник или посторонний. Непонятно, что люди от вас хотят.
С вакансией все по-другому: работодатель вам четко говорит, чего от вас хочет. Ваша задача — рассказать об этом как можно точнее и честнее, проявив немного старания и заботы.
Но давайте договоримся на берегу. Чтобы откликнуться на вакансию, нужно соответствовать требованиям.
Если вы студент без опыта и хотите откликнуться на вакансию директора по продажам, это мило, но вряд ли принесет результат.
Если в вакансии написано «обязательное присутствие в офисе в Москве», а вы хотите работать удаленно из Калининграда — попытайте счастье, но не надейтесь на ответ.
Это не значит, что не следует откликаться на вакансию — наоборот, откликайтесь на всё, что вам нравится. Но не надейтесь, что вам ответят, если вы не соответствуете требованиям.
И еще одно: формальную вакансию пишут для того, чтобы упростить наем. Фирма заранее структурирует этот процесс, чтобы как можно быстрее найти кандидата. Следуйте этой структуре и не занимайтесь самодеятельностью.
Некоторым компаниям нужно посмотреть на тестовое задание — значит, делайте тестовое задание. Другие просят прислать резюме — присылайте. Третьим нужно сопроводительное письмо — пишите. Четвертые предложат встретиться с вами десять раз, и, если вы готовы встречаться — встречайтесь.
Обычно для отклика на вакансию достаточно приложить резюме и написать сопроводительное письмо.
С резюме легко. Это просто табличка с данными о вас: где учились, кем работали, какие были успехи. Резюме давно составляют по шаблонам на сайтах по поиску работы, и сочинять форму резюме самостоятельно больше не нужно. Просто заполняйте анкету.
С сопроводительным письмом сложнее: никто не объясняет, что в нем писать и зачем оно нужно. Чтобы в этом разобраться, нужно понять, как устроен процесс найма, кто что читает и что хочет увидеть.
Когда компания ищет сотрудника, обычно в процессе принимают участие как минимум двое: заказчик и кадровик. Заказчик — это тот, кому нужен новый сотрудник. Например, директор по продажам ищет нового менеджера.
Заказчик — компетентный специалист. Он разбирается в своем деле, знает конкурентов и может за пять минут оценить, нормальный перед ним специалист или дилетант. Если директор по продажам ищет продавца, он за первые пять минут разговора поймет, какой перед ним продавец.
Кадровик — это человек, который организует наем: размещает вакансию, принимает отклики, сортирует подходящих и организует собеседования. Кадровик не разбирается в том, в чём разбирается заказчик. Его работа — не оценивать кандидатов, а получить как можно больше откликов, отобрать из них самых подходящих и организовать с ними собеседования. Часто это значит, что нужно выдернуть заказчика с его основной работы и заставить встречаться с кандидатами — а ведь у заказчика полно других дел.
Кадровик должен приносить заказчику хороших кандидатов, чтобы за несколько встреч заказчик выбрал лучших. Представьте, что кадровик работает фильтром.
Пример. Директор турфирмы дает задание кадровику:
«Мне нужен человек, чтобы писал нам в блог и соцсети. Копирайтер или редактор для интернета. Кто-то молодой и не слишком дорогой, но обязательно в офис и на полный день, чтобы всё время был рядом. Возможно, через полгода-год сможет перейти на удаленку, если захочет.
В идеале — чтобы был опыт в нашей области. Обязательно чтобы умел писать. Зарплату — как договоримся.
Давай в качестве задания он напишет нам какую-то статью для блога. Посмотрим на стиль и характер».
Кадровик формулирует из этого задания текст вакансии:
Редактор блога, копирайтер
В офис, на полный рабочий день, в Москве.
Обязанности:
Наполнять и поддерживать блог и соцсети турфирмы.
Требования:
• Высшее образование или последний курс вуза;
• Опыт в написании текста для блога от года;
• Навыки письма для интернета;
• Желателен опыт в туризме.
Тестовое задание
• Напишите статью для блога нашей турфирмы. По статье мы поймем ваш стиль и характер письма;
• К заявке приложите портфолио.
Проследите, как текст вакансии связан с тем, что сказал директор. Это тот же самый запрос, только более структурированный. Кадровик преобразовал желание директора в упорядоченную вакансию и разместил ее на десяти сайтах.
Далее кадровик собирает отклики на вакансии. Их будут сотни, поэтому он будет сортировать отклики по трем кучкам:
1. Неадекватные — ругаются, пишут не по делу.
2. Непригодные — адекватные, но не соответствуют требованиям.
3. Пригодные — соответствуют всем или почти всем требованиям.
На рассмотрение директору попадут только пригодные отклики. Чтобы попасть в «пригодные», достаточно соответствовать всем ожиданиям кадровика и директора.
Вот что следует написать в сопроводительном письме:
Здравствуйте!
1. Хочу работать в турагентстве «Огонек» редактором блога. Я заканчиваю последний курс ин. яза Высшей школы экономики. Последние два года веду колонку «Путешествия» в нашем факультетском блоге: httр://
2. У меня нет опыта в турбизнесе, но есть опыт путешествий: последние пять лет каждое лето я уезжал в самостоятельные путешествия по США, Европе, Скандинавии. Африке и Латинской Америке. Из этих путешествий я привез рассказы и фотоотчеты для своего персонального сайта: httр://
3. Живу в Москве, готов работать в офисе.
4. Прилагаю тестовое задание. Так как «Огонек» специализируется на семейном отдыхе, написал статью о путешествии с детьми. Что думаете?
5. Буду рад обсудить работу или тестовое задание: +7 903 …
Иван Петров, редактор
Разберем, как устроено письмо Ивана и почему оно такое. Из этого разбора станут понятны принципы отклика на вакансию.
Соответствовать требованиям
Первое и главное, на что обратит внимание кадровик, — соответствие формальным требованиям. Он увидит это в резюме, и если всё сойдется, то найдет подтверждение в сопроводительном письме. Поэтому в хорошем письме следует просто и по-человечески объяснить, как вы соответствуете требованиям.
Указано в вакансии:
Высшее образование или последний курс
Опыт написания текста для блога
Навыки письма для интернета
В офис, на полный рабочий день
Указано в сопроводительном письме:
Я заканчиваю ин. яз. Высшей школы экономики.
Я вел колонку о путешествиях в факультетском блоге.
Рассказы и фотоотчеты на персональном сайте: httр://
Готов работать полный день в офисе.
Если вы в чем-то не соответствуете, то лучше об этом сказать прямо и объяснить, что вы планируете с этим делать:
Опыт работы в туризме — У меня нет опыта работы в турбизнесе, но я люблю путешествовать.
Умение продавать по телефону — Я никогда не продавал по телефону, но буду рад научиться.
Если вы не соответствуете каждому требованию из вакансии, не опускайте руки. Вы всё еще можете претендовать на работу — но тогда придется объяснить, как вы преодолеете каждое несоответствие.
В вакансии:
Опыт работы в редакции печатного издания от года.
Знание «Файнал-ката».
Высшее педагогическое образование.
В сопроводительном письме:
У меня нет опыта работы, но последние два года в университете я издавал печатный ежемесячный студенческий журнал, поэтому понимаю некоторые процессы.
Я никогда не работал в «Файнал-кате», но готов его освоить. Раньше монтировал только в «Премьере».
У меня нет высшего педагогического образования, но есть педагогический стаж 5 лет.
То, что вы преодолели эти противоречия на словах, еще ничего не значит. Может быть, кадровик или директор вам не поверят. Может быть, им некогда ждать, пока вы со всем справитесь. Или кадровик просто механически отсеивает всех, кто не соответствует требованиям, — точно сказать нельзя. Если вы не соответствуете вакансии по большинству пунктов, готовьтесь к тому, что ваш отклик уйдет в пустоту.
Откликаться прицельно
Хорошо, когда в отклике на вакансию видно, что человек писал именно в эту компанию и именно на эту вакансию, а не просто массово рассылал письма на все примерно похожие вакансии.
Вдумчивые кадровики сразу отличают одно от другого:
Хочу работать в вашей компании
Хочу работать редактором в турагентстве «Огонек».
У меня есть опыт и знания, которые пригодятся для работы в вашей компании
У меня есть опыт работы выездным корреспондентом, и мне очень нравилась эта работа. Мне будет интересно выполнять ваши выездные задания.
Мне очень интересна сфера деятельности вашей компании и я надеюсь найти в ней применение своим знаниям
Я с детства интересовался радиоэлектроникой, поэтому буду рад войти в команду «Амперки». Мне жаль, что в моем детстве не было таких электронных конструкторов.
Прошу рассмотреть мое тестовое задание
Так как вы специализируетесь на детских праздниках, в качестве тестового задания я подготовил обзор этой отрасли для новичков.
Мне интересна ваша отрасль
Я обожаю фототехнику.
Приводить доказательства
Избегайте оценок своей работы. Вместо этого рассказывайте о результатах и приводите доказательства: ссылки, примеры, публикации, статистику. Результаты работы можно найти всегда, даже если кажется, что их не было:
Нет: хвалить себя
Я успешно работал редактором корпоративного блога.
Я отлично справлялся с функциями секретаря и офис-менеджера.
Вместе с коллегами мы добились выдающихся результатов в продажах.
Это имело оглушительный успех.
Да: доказывать
За год работы редактором в корпоративном блоге я выпустил 50 статей, которые в сумме набрали 800 тысяч просмотров.
В офисе, за которым я присматривал, всегда был запас чая, кофе, печенья, воды, канцтоваров; а руководитель всегда вовремя приезжал на встречи и никогда не пропускал звонки. Для этого я внедрил …
Мы с коллегами из отдела маркетинга смогли распродать все квартиры в первые три дня со старта продаж — это были самые быстрые продажи за всю историю компании. Для этого мы использовали …
О нас написали в «Форбсе».
Не надеяться
Как бы странно это ни звучало, но хороший отклик на вакансию не значит ничего. У вас может быть великолепный отклик, вы можете идеально подходить, вы можете написать супераргументированное письмо в совершенно буддистской манере, но вас всё равно могут не пригласить на собеседование. Почему? Никто не знает. Может быть что угодно:
• Кадровик искал девочку, а вы мальчик. Или наоборот;
• Вы слишком молоды. Или слишком стары;
• Вы слишком москвич. Или слишком из провинции;
• Кадровику не понравилось ваше имя или страничка в соцсети;
• Директору показалось, что вы слишком хороши;
• Вакансия была устаревшей — на самом деле кандидата уже нашли;
• Вы были третьим откликнувшимся, а работу получил первый;
• Пока искали человека, потребность в нем отпала;
• Директора уволили. Кадровика уволили. Компанию закрыли;
• Вместо штатного сотрудника на эту задачу наняли агентство;
• Вакансию разместил директор, дальше ему было некогда;
• Сломался почтовый сервер;
• Да просто «нипочему», без причины.
Вы не можете повлиять на эти причины. Вы можете только подготовить лучший из возможных откликов, отправить его и вернуться к своим делам. Никогда не ставьте всё на одну вакансию, даже если вы на сто процентов уверены, что вам предложат место. Всегда отправляйте отклики на несколько вакансий. Лучше получить несколько предложений, чем рвать сердце в ожидании отклика от той самой — единственной.
Когда мы откликаемся на вакансию, мы не знаем, кто и как будет принимать решение на той стороне. Этого и не нужно. Когда вы найдете подходящую работу, всё сложится само. До тех пор пишите спокойно и заботливо. И никогда не врите.
Поиск работы начинается с подбора вакансий, составления резюме и рассылки откликов. Часто кандидаты не знают, что писать в отклике. Поэтому ограничиваются дежурными фразами или отправляют только резюме.
Чтобы не потеряться среди других претендентов, нужно дополнить резюме правильным сопроводительным письмом. Расскажем, как составить отклик, чтобы заинтересовать работодателя. Разберем примеры и дадим образец.
Реклама: 2VtzquY3wEz
Читайте также: 10 лучших курсов по продажам
Почему важен правильный отклик на вакансию
Отклик на вакансию – это когда вы отправляете резюме и пишете к нему сопроводительное письмо. Кратко рассказываете о себе, опыте и навыках, почему хотите работать в компании.
Задача отклика – привлечь внимание HR-специалиста к кандидату. Правильно составленное письмо поможет отстроиться от конкурентов и повысит шансы попасть на собеседование.
В некоторых ситуациях отклик особенно нужен. Например, если у вас нет опыта, в нише много хороших специалистов, претендуете на более высокую должность. С помощью отклика можно показать, какую пользу вы принесете работодателю. Объяснить, чем вы лучше других кандидатов.
Это интересно: Как составить сопроводительное письмо к резюме
Как правильно написать отклик на вакансию – показываем на примерах
Собрали несколько советов, которые помогут получить приглашение на собеседование в ответ на отклик. Покажем распространенные ошибки и удачные примеры текста сопроводительных писем.
На каждую вакансию пишите уникальный отклик
Составляйте уникальное сопроводительное письмо для каждого потенциального работодателя. Так HR-специалист поймет, что кандидат не просто рассылает резюме на все вакансии подряд. Он прочитал условия, и его действительно заинтересовало предложение.
Не отправляйте типовые отклики, которые предлагают сайты с вакансиями работадателей. Также не ограничивайтесь только приветствием или речевыми штампами.
Если в тексте вакансии есть имя контактного лица, обратитесь к нему персонально. В начале письма представьтесь и укажите, на какую должность претендуете. Это особенно важно, если откликаетесь не на специальных сайтах, а в Телеграме или на корпоративном ресурсе. Иначе кадровику будет сложно понять, какая вакансия вас заинтересовала.
Как не надо делать:
- Добрый день!
- Прошу рассмотреть мое резюме.
Как правильно:
- Добрый день, Татьяна! Меня зовут Сергей Смирнов.
- Заинтересовался вакансией «Маркетолог», которая размещена на сайте вашей компании.
Акцент на результаты
Подробно об опыте работы кандидаты рассказывают в резюме. В сопроводительном письме нужно сделать краткую выжимку. Ваши достижения на предыдущем месте должны быть понятными и измеримыми. Поэтому сделайте упор на цифры.
Если работали в команде, говорите о личных показателях. Расскажите, что делали именно вы, и как это отразилось на общем результате. Опишите ваш функционал: какие задачи решали, за какие участки работы отвечали.
Как не надо делать:
- У меня большой опыт в продажах.
- Работал в отделе рекламы.
Как правильно:
- Работаю в В2В продажах 10 лет. Сейчас продаю строительные смеси в компании «Ваш ремонт». За два года привлек более 50 новых клиентов. Увеличил средний чек на 35%.
- Планировал и запускал рекламу в соцсетях. Настраивал кампании в Директе.
Покажите выгоду работодателя
Опишите ваши навыки и сильные стороны с точки зрения пользы для работодателя. Объясните, как они помогут справиться с новой должностью.
В отклике рассказывайте о релевантном опыте. Если компания ищет программиста 1С, информация о том, что вы умеете делать сайты, бесполезна для кадровика.
Если релевантного опыта нет, скажите об этом. Объясните, как ваши личные качества помогут решать незнакомые задачи. Возможно, у вас есть опыт в смежных областях. Его тоже можно позиционировать как конкурентное преимущество.
Как не надо делать:
- Я ответственный и коммуникабельный.
- Веду бухгалтерию для ООО и ИП.
- Меня заинтересовала вакансия «Помощник PR-менеджера». Опыта нет, я студент.
- У меня нет опыта организации праздников, но я быстро учусь.
Как правильно:
- Контролирую выполнение плана продаж. Умею решать конфликтные ситуации с клиентами.
- Работаю бухгалтером в торговой компании. Веду три юридических лица на ОСН.
- Меня заинтересовала вакансия «Помощник PR-менеджера». Я студент, в этом году получу диплом по профильной специальности «Реклама и связи с общественностью». Проходил практику в PR-отделе крупного банка.
- Работала администратором в школе иностранных языков. Есть опыт организации игровых мероприятий для детей, конференций для взрослых. Эти навыки помогут мне на должности event-менеджера.
Объясните мотивацию
Работодатель должен понимать, почему вас заинтересовала вакансия работадателя. У кандидата, которого мотивирует только высокая зарплата и близость офиса к дому, мало шансов получить оффер.
Зайдите на сайт компании, почитайте о потенциальном работодателе в СМИ. Задача не просто собрать материал для привлекательного отклика. Нужно разобраться, подходит ли вам система ценностей организации, насколько интересна сфера деятельности.
Как не надо делать:
- Мне важна высокая зарплата, а у вас хорошее предложение.
Как правильно:
- Знаком с вашей компанией: слежу за публикациями, подписан на Телеграм-канал. Пользуюсь вашими продуктами. Мне близка миссия и ценности, которые вы транслируете.
Внимательно читайте вакансию
Некоторые работодатели указывают условия рассмотрения резюме. Например, нужно в отклике написать кодовое слово, прикрепить ссылку на портфолио или ответить на английском языке. Обязательно выполните эти требования, чтобы продемонстрировать кадровику вашу внимательность и заинтересованность.
Отправьте примеры работ
Если вакансия связана с творчеством, отправляйте вместе с откликом ссылку на портфолио. Выберите 2–3 примера работ, которые считаете удачными. Не пишите «Ссылку на портфолио отправлю по запросу». Тогда кадровику придется тратить время на переписку с кандидатом. Скорее всего, на собеседование пригласят тех, кто прислал примеры работ сразу.
Как не надо делать:
- Напишите мне, если нужно прислать портфолио. Или посмотрите примеры работ в моих соцсетях.
Как правильно:
- Ниже ссылки на несколько моих работ.
Обратите внимание на оформление
Кадровику должно быть удобно читать сопроводительное письмо. Поэтому придерживайтесь нескольких правил:
- Структурируйте текст – разделите его на 3–5 абзацев по смыслу. Первый – приветствие и желаемая должность, второй – опыт работы, третий – ваши сильные стороны и т. д. HR-специалист ежедневно просматривает десятки откликов, поэтому читать сплошную «простыню» он вряд ли будет. Оптимальный объем текста – 500–700 символов. Отклик может быть длиннее, если претендуете на высокую должность.
- Пишите в деловом стиле – текст должен быть эмоционально нейтральным, но при этом не слишком формальным, без речевых штампов. Не стоит использовать эмодзи, сленговые слова и обращаться на «ты».
- Проверьте ошибки – сервисы Орфограммка и Главред помогут исправить орфографические ошибки, правильно расставить запятые и улучшить стилистику письма.
- Оставьте контакты – в конце отклика напишите ваш телефон, электронную почту или ник в Телеграм. Кадровику не придется возвращаться к резюме, чтобы связаться с вами.
Как не надо делать:
- Контакты указал в резюме.
Как правильно:
- Буду рад пообщаться лично. Ниже мои контакты.
Образец письма с откликом на вакансию
Взяли реальную вакансию и составили для вас образец сопроводительного письма. Можно скопировать текст и дополнить своими данными.
«Добрый день, Александра Юрьевна.
Меня зовут Анна Иванова. Я заинтересовалась вашей вакансией «Менеджер по продажам».
Опыт в продажах – 12 лет. Сейчас работаю в коммерческом отделе производителя мебельной фурнитуры. За последние два года увеличила свои ежемесячные продажи на 70%. Привлекла троих из десяти наших ключевых клиентов.
Сейчас в мои обязанности входит:
- развитие клиентской базы;
- договорная работа;
- контроль дебиторской задолженности.
У меня нет опыта работы с упаковочными материалами. Зато есть большая база производственных предприятий, которые могут их закупать. Я смогу быстро изучить и успешно продавать вашу продукцию.
Буду рада обсудить сотрудничество. Ниже мой телефон и электронная почта.»
Заключение
Отклик нужен, чтобы заинтересовать работодателя и выделиться на фоне других кандидатов. Сопроводительное письмо к резюме повышает вероятность, что вас пригласят на собеседование.
Письмо должно дополнять резюме, но не дублировать его. В начале скажите, какая вакансия вас заинтересовала. Далее кратко расскажите об опыте и достижениях – используйте цифры. Кадровику так будет понятнее, насколько вы продуктивный сотрудник. Сильные стороны и навыки подавайте с точки зрения пользы для работодателя. Не забудьте оставить контакты и прикрепить ссылку на портфолио.
Полезные ссылки:
- Что такое Soft skills и как их в себе развить
- ТОП-10 курсов по копирайтингу
- Список самых востребованных профессий
- Как успешно пройти собеседование при устройстве на работу
Как digital специалист может продемонстрировать свой опыт при отклике на вакансию? Показать хорошее портфолио.
Но в стремлении как можно лучше презентовать свои работы, многие забывают самое важное. Потенциальный работодатель вряд ли станет смотреть портфолио, если его не заинтересует сам отклик. Поговорим о том, как правильно откликаться на вакансии, чтобы привлечь внимание работодателя и мотивировать его изучить ваше портфолио.
Содержание:
- Как правильно откликаться на вакансии
- Как составить резюме
- Что писать в сопроводительном письме
- Что в итоге
Как правильно откликаться на вакансии
Прежде чем откликаться на вакансию, желательно подробнее изучить потенциального работодателя. Узнайте, чем именно занимается компания, какие товары или продукты продвигает. Поищите в сети отзывы клиентов и бывших сотрудников. Постарайтесь выяснить, что именно должен делать искомый специалист.
Все это минимизирует риск, что вакансия не оправдает ожиданий. Также это сократит вам количество заявок, которые вы могли бы послать туда, где потом не захотите работать. Кроме того, знание компании поможет составить более релевантный отклик: вы сможете акцентировать внимание именно на тех навыках и знаниях, которые необходимы для должности.
Теперь к рекомендациям по составлению отклика. Вы его пишете — подробно излагаете свой опыт, рассказываете о себе и расписываете все свои преимущества. Но поставьте себя на место рекрутера или работодателя, который получил 20-50-100 заявок от соискателей. У него просто нет времени на тщательное изучение каждого отдельного письма и биографии кандидатов.
Как правило, все отклики проходят предварительную «очистку», когда отсеиваются неадекватные, профнепригодные и прочие претенденты, которые не соответствуют требованиям.
К примеру, кандидат пишет: «Здравствуйте. Хочу работать в вашей компании. Мне очень нравится ваша тематика, поскольку я увлекаюсь ей с детства…» и дальше рассказывают обо всех своих достижениях детства и юности. Куда попадет это письмо? В корзину. Не будет работодатель читать письмо до пятой страницы, если даже в конце могут быть примеры вполне профессиональных работ.
Другой пример. В вакансии ясно сказано, что нужен человек с отличным знанием английского языка. А соискатель пишет, что владеет языком не очень хорошо, зато отлично переводит с Google Translate. Вероятнее всего, кандидат получит отказ или его отклик просто проигнорируют, поскольку он не соответствует указанным требованиям.
Но самые «умилительные» соискатели — те, которые настолько уверены в своей исключительности, что даже не тратят время на отклик. Обычно их письма выглядят примерно так: «Я идеально подхожу для вашей вакансии. Напишите мне на email» или «Готов к работе».
Итак, несколько рекомендаций, как написать отклик, который как минимум прочитают:
- Укажите, кто вы и зачем пишете. Сразу же в первых строках отклика представьтесь и напишите, на какую вакансию вы откликаетесь.
- Расскажите об уровне соответствия требованиям. Обладаете ли вы всеми нужными знаниями и владеете ли вы всеми указанными навыками.
- Кратко изложите свой опыт. Кем и где работали, насколько долго.
- Напишите о своих ожиданиях. Если работодатель четко не обозначил условия вакансии, то стоит написать о подходящем вам формате работы (в штате, удаленно, по ГПХ и прочее), об уровне оплаты (прайс на услуги или ожидаемый оклад) и прочих важных нюансах.
- Приложите резюме, сопроводительное письмо, и портфолио. В приложенных документах вы можете более подробно рассказать о своих преимуществах.
Ваш отклик не должен быть длинным — несколько абзацев, из которых работодатель поймет, стоит ли изучать информацию дальше.
Например:
Здравствуйте, Петр.
Меня зовут Иван Иванов. Откликаюсь на вакансию email маркетолога, о которой вы написали в посте на Facebook (ссылка на пост).
Я работаю email маркетологом 5 лет. Умею…, знаю как…. Работал в таких компаниях, как…. Всем перечисленным вами требованиям полностью соответствую. Могу работать по ТД или ГПХ, удаленно либо в офисе в г. Москва.
Более подробно о своем опыте и навыках рассказал в приложенных документах.
- Резюме (ссылка).
- Сопроводительное письмо (ссылка).
- Портфолио (ссылка).
Подобного отклика достаточно, чтобы работодатель понял, что кандидата можно рассмотреть подробнее.
Совет. Все прилагаемые документы оформляйте в удобном формате. Лучше, если это будет ссылка на веб-страницу. Не отправляйте приложения в .doc, .pdf или других подобных форматах, которые требуют скачивания или дополнительного программного обеспечения. Работодатель может побояться скачивать на свое устройство незнакомые файлы или у него не будет возможности просмотреть вложения. Помните, что любое лишнее действие снижает шансы на изучение вашего отклика.
И еще хотелось бы упомянуть одну частую ошибку, которая помогает отсеивать невнимательных претендентов. Это «отклик не по адресу». К примеру, пользователь размещает в соцсети пост о поиске специалиста и просит присылать отклики на указанный email. В ответ он получает десятки сообщений в личку или соискатели откликаются в комментариях к посту. И только несколько человек пишет на email, который принадлежит вовсе не автору поста, а ответственному за рекрутинг лицу. Как думаете, чьи отклики будут просмотрены?
Всегда отправляйте отклики только тем способом, которые указаны в тексте вакансии. Если вам неудобно общаться в мессенджере, скайпе или ином указанном канале — это не проблемы рекрутера.
Как составить резюме
Резюме соискателя на вакансию — это документ, который содержит основную информацию об опыте работы, образовании и навыках. Оно нужно, чтобы быстро ознакомиться с кандидатурой соискателя. Поэтому к составлению резюме стоит отнестись со всей ответственностью.
Если в сопроводительном письме вы можете более подробно рассказать о своих навыках работы, то резюме — это краткий документ с тезисной информацией. В идеале — уместить все на одну страницу.
Структуру хорошего резюме:
- Личные данные. Имя, отчество, фамилия. Фотография (по желанию). Дата рождения. Страна/город проживания.
- Цель обращения. Указание должности, для которой предоставляется резюме.
- Контактные данные. Телефон, email, мессенджер и прочее.
- Опыт работы, релевантный вакансии. Прежние места работы в хронологическом порядке с указанием занимаемой должности и обязанностей.
- Образование, соответствующее вакансии. Учебные заведения или пройденные программы обучения, полученные специальности, дипломы и сертификаты, достижения, награды.
- Профессиональные навыки. Перечисление знаний и умений, которые необходимы на данной должности — специализация, знание инструментов и прочее.
- Дополнительные навыки. То, что может быть полезно в конкретном случае — опыт управления командой, знание иностранных языков, навыки в смежных сферах и так далее.
- Рекомендации. Положительные отзывы, рекомендации или благодарственные письма от прежних работодателей или клиентов.
- Дополнительная информация. Приемлемые условия работы. Примеры работ, ссылка на портфолио и так далее.
Довольно общеупотребительная практика — шаблонное резюме. То есть человек один раз создает резюме и рассылает его во всех откликах. В этом случае сложно учесть нюансы конкретной вакансии и отобразить конкурентные преимущества соискателя.
Представьте, что работодатель выбирает между двумя резюме. В первом — соискатель описал себя опытным, коммуникабельным, стрессоустойчивым и быстро обучаемым. Во втором — кандидат просто рассказал о том, что именно он умеет делать и как это поможет в работе над конкретными задачами. Вероятнее всего, что у второго претендента больше шансов: он пояснил свою уникальность и одновременно показал, что внимательно ознакомился с вакансией.
Лучше всего — создавать или редактировать резюме персонально для каждого отклика. При этом можно акцентировать внимание именно на тех навыках и знаниях, которые актуальны для вакансии.
Создать резюме в формате веб-страницы можно с помощью конструкторов сайтов. Например, в Tilda Publishing выберите шаблон персональной одноэкранной страницы и оформите его как резюме:
Например, вот так выглядит резюме, созданное в конструкторе Tilda:
Можно сделать резюме в обычном Google Docs. Создайте новый документ или отредактируйте подходящий шаблон:
Вот так выглядит резюме, сделанное по шаблону Google Docs:
Также для создания презентабельного резюме удобно использовать специальные онлайн-конструкторы. Например, в сервисе SweetCV можно выбрать подходящий шаблон и бесплатно создать резюме всего за пару минут. Достаточно заменить шаблонный текст нужной информацией. Готовый веб-документ будет доступен по ссылке, которую можно скопировать в личном кабинете. При необходимости резюме можно оперативно скорректировать или создать новый документ.
Что писать в сопроводительном письме
Сопроводительное письмо к отклику на вакансию — это поясняющий документ. Его задача — более подробно рассказать об опыте работы и навыках. Обычно сопроводительное письмо пишут, если это прямо указано в вакансии или информации слишком много, чтобы все уместить в короткий отклик.
Структуру сопроводительного письма можно разбить на несколько блоков:
- Обращение. По возможности персонализируйте письмо и обращайтесь к конкретному человеку, разместившему вакансию.
- Источник. Расскажите, откуда вы узнали о вакансии.
- Цель письма. Объясните, с какой целью вы пишете.
- Навыки. Перечислите свои основные навыки, значимые для конкретной должности.
- Контактные данные. Укажите, как с вами лучше связаться.
- Подпись. Имя и фамилия.
Самое неоднозначное в данной структуре — описание навыков. Что именно описывать, какие навыки будут более важны? Все просто, читайте требования.
Изучите текст вакансии и поделите все требования на три пункта:
- «Да». Укажите требования, которым вы соответствуете и можете это подтвердить.
- «Нет». Здесь пишем требования, которым вы не соответствуете.
- «Не знаю». В этом пункте будут требования, которые вам непонятны или соответствие которым нечем подтвердить.
В итоге у вас получится примерно такой черновик:
- «Да». Опыт в email маркетинге — 5 лет. Умение работать с сервисами рассылок. Разработка email стратегии. Запуск email рассылок с нуля. Знание английского. Успешные кейсы. Навыки аналитики, дизайна и верстки.
- «Нет». Опыт управления командой, работа в офисе.
- «Не знаю». Коммуникабельность, стрессоустойчивость.
Разобрав «по полочкам» требования, приступайте к сопроводительному письму. Вот как может выглядеть готовый текст:
Здравствуйте, Петр.
Меня зовут Иван Иванов. Пишу по поводу вакансии, о которой узнал из поста на Facebook (ссылка на пост).
Хочу работать email маркетологом в вашей компании.
Мой опыт в email маркетинге — 5 лет. Из них 1 год работал помощником email маркетолога в компании «N» и 4 года — на должности email маркетолога в компании «M». Я умею работать со всеми популярными сервисами рассылок…
Самостоятельно разрабатывал email стратегии и запускал корпоративные рассылки с нуля. Смог увеличить базу подписчиков с … до … пользователей. Повысил конверсию с … до … %. Знаю, как работать с инструментами …. Могу самостоятельно выполнять все этапы по запуску рассылки — дизайн, верстка… Умею работать с аналитикой. Английский язык знаю на уровне носителя, поскольку долгое время жил за границей.
К сожалению, я не имею опыта офисной работы, поскольку всегда работал удаленно. Также у меня небольшой опыт управления командой — периодическое удаленное сотрудничество с копирайтерами и дизайнерами. Но я готов к работе в офисе и намерен развивать необходимые навыки управления.
Мне сложно оценить свою коммуникабельность. Но на прежних местах работы мне приходилось много общаться с сотрудниками компании и у меня не возникало проблем с общением.
Что касается стрессоустойчивости, то мне приходилось запускать проекты в авральном режиме и оперативно готовить рассылки для новых продуктов. Я справлялся с этими задачами.
Работа в вашей компании привлекательна для меня возможностью использовать свой опыт в масштабах более крупного бизнеса. Связаться со мной можно по email… или по телефону…
С уважением, Иван Иванов.
В сопроводительном письме не нужно писать свое жизнеописание, рассказывать о хобби и увлечениях, нахваливать себя и навязывать кандидатуру. Также не стоит креативить или шутить: ваш юмор может оказаться неуместным или неприемлемым для работодателя, что станет причиной отказа, если даже в остально вы целиком подходите. Старайтесь придерживаться формулировок делового письма и излагайте только то, что может быть действительно важно для работодателя.
Сопроводительное письмо желательно также оформлять в формате веб-документа. Текст, отправленный обычным сообщением, может затеряться в переписке и его неудобно читать из-за большого объема. Например, вот так выглядит сопроводительное письмо, сделанное в конструкторе SweetCV:
Что в итоге
Итак, вы написали правильный отклик, создали профессиональное резюме и подробно описали опыт в сопроводительном письме. Значит ли это, что вас обязательно возьмут на работу? Нет, никаких гарантий не существует. Одобрение заявки на вакансию — это всего лишь первый этап. Дальше адресат будет оценивать профессиональные навыки, и сравнивать вас с другими потенциальными кандидатами.
У работодателя может быть несколько десятков претендентов. Даже если вы отправили идеальный отклик, кто-то может предложить более релевантный опыт или представить более убедительные кейсы.
Отсутствие ответа от потенциального работодателя — не повод для разочарования. Главное помните, что грамотный отклик на вакансию в сочетании с резюме и сопроводительным письмом в разы повышает шансы на просмотр вашего портфолио и одобрение кандидатуры на фоне конкурентов. Правильно откликайтесь на вакансии и рано или поздно вы найдете работу мечты.