В последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.
Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.
Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.
Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?
Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило – и почему.
Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно “зацепили”: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки – объясните, почему это вас зацепило.
Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.
Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.
2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову.
В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете.
4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история),
- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…),
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.),
- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…),
- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
Возможно, также пригодятся такие выражения:
- эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
- читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…
Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.
А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте.
Удачи и вдохновения!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Памятка написания отзыва о прочитанном произведении.
2-3 класс
План, опорные слова |
Образец |
1.Вступление.Произведение какого автора вы прочитали , как оно называется? |
1. Я прочитал(а) рассказ (или сказку, повесть, басню) «Каштанка» А.П.Чехова. |
2.Краткий пересказ событий, которые происходят в этом произведении.(5-6 предложений)
|
2. Это рассказ о собаке, которую зовут Каштанка. Однажды она потерялась и попала в дом к циркачу. Так она стала артисткой. Новый хозяин научил её разным трюкам. Но на первом выступлении Каштанка узнала среди зрителей своих прежних хозяев. Так она вернулась домой. |
3. Кто главный герой? Какой он ? (внешность, характер, основные качества) |
Главная героиня этого рассказа- Каштанка. Внешне похожа на лису. Она очень умная, научилась цирковым приёмам. Также она верная. Несмотря на то, что в новом доме к ней хорошо относились, она вернулась к прежним хозяевам. |
4. Основная мысль этого произведения.Чему нас хочет научить автор?
|
Автор хотел показать нам, что собаки очень верные животные. Они не способны на предательство. |
5. Впечатление от прочитанного. Какое настроение оставляет рассказ( сказка, повесть) после прочтения? Чем понравилось? Чем нет? Советуете ли вы его прочитать? |
Рассказ «Каштанка» интересный. Временами героев очень жалко (горести заблудившейся собаки, смерть гуся). Но сам рассказ оставляет приятное впечатление. Советую его прочитать. |
Как писать отзыв о прочитанном произведении
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 142.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 142.
В школе часто домашним заданием является написание отзыва. В данной статье рассмотрим, как писать отзыв о прочитанном произведении. Материал поможет при подготовке к урокам литературы (4 класс).
Особенности
Отзыв о рассказе или другом художественном произведении базируется на личном мнении пишущего. Важно не просто показать, понравилось произведение или не понравилось, а доказать свою точку зрения конкретными примерами и собственными рассуждениями.
Отзыв обычно пишется по такому плану: вступление, краткое содержание, главная мысль, собственная позиция, вывод.
Советы
При анализе произведения важна личность автора. Нужно указать не только имя, отчество и фамилию писателя, но и отметить, чем он известен в литературе.
Специфику произведения передает жанр, который указывает на следующие особенности: объем произведения, количество действующих персонажей, количество сюжетных линий. Поэтому так важно указывать жанр анализируемого произведения.
Отзыв – это рассуждения, а не констатация фактов, отраженных в произведении.
Не нужно ограничиваться пересказом сюжета произведения, достаточно указать основную сюжетную линию, дающую представление о всей книге.
Автор произведения написал его с определенной целью. Необходимо понять ее и проиллюстрировать, согласиться с ней или не согласиться.
Недостаточно просто сказать о том, понравилось произведение или нет, важно аргументировать свою позицию: что понравилось, что не понравилось, правильны ли поступки центральных персонажей, чему учит произведение и т.д.
Образец
Приведем пример отзыва о сказке «Снежная королева»:
Датский сказочник Ганс Христиан Андерсен известен по всему миру. Он часто в своих произведениях рассуждал о борьбе добрых и злых начал. Этой теме посвящена и сказка «Снежная королева».
Данное произведение мне понравилось, потому что в нем отобразились многие актуальные проблемы: дружбы, помощи и самопожертвования. Девочка Герда не побоялась вступить в борьбу со Снежной королевой, смелость Герды и ее искреннее желание помочь смогли освободить Кая от злых чар.
Сказка «Снежная королева» интересна в прочтении, потому что в ней присутствуют волшебные силы, а также в основе повествования лежит борьба добра и зла, в которой побеждает добро.
Сказка Г. Х. Андерсена учит тому, что всегда нужно помогать близким людям, никогда не стоит опускать руки, ведь только в этом случае добро победит зло.
Что мы узнали?
Отзыв основывается на личном мнении пишущего. В нем нужно не только отметить, понравилось произведение или не понравилось, а аргументировать свою точку зрения. При написании отзыва стоит обращать внимание на личность автора, на жанр произведения, на главную мысль, отраженную в произведении, на то, чему учит прочитанное произведение. Стоит уделить особое внимание аргументации собственной позиции, а не обычному пересказу произведения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Светлана Земцова
5/5
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 142.
А какая ваша оценка?
Отзывы о книгах дети пишут в школе, потому что задают, пишут на конкурсы и просто так, потому что любят читать. Кто-то ведёт читательский дневник, потому что велели в школе, а кто-то – потому что есть потребность.
Родители учеников спрашивают, как я отношусь к читательским дневникам. Хорошо отношусь, если это не из-под палки и не обязаловка, если ребёнок пишет его с удовольствием. Такой дневник полезен, потому что помогает научиться:
- — фиксировать главную информацию (автор, название книги, год создания, герои, основное содержание);
- — формулировать вопросы читателя к автору;
- — кратко аргументировать, чем понравилась или не понравилась книга;
- — выписывать цитаты, которые читателя задели и т.д.
Отзыв о книге – это несколько иной жанр, чем читательский дневник, у него свои особенности, своя структура. Она не жёсткая, и всё же есть то, что, на мой взгляд, в отзыве должно быть обязательно. Первое и главное – в нём должен быть виден ЧИТАТЕЛЬ: то, как он прочёл текст, как провёл свой диалог с автором, что понял и почувствовал, с чем согласен и с чем нет.
Примерная структура отзыва о книге:
I. Вступление.
Книги в нашей семье. Моё отношение к книгам (почему люблю или не люблю читать, какие книги нравятся больше всего). Мой отзыв будет о книге… (автор, название). Как эта книга ко мне попала (выбрал сам или вместе с кем-то в книжном, подарили, взял в библиотеке или у кого-то, была в домашней библиотеке и др.).
II. Основная часть.
1. О чём эта книга (основная тема и краткое содержание).
2. Герои книги (кто они, кто особенно понравился и не понравился, почему; вижу ли я себя или своих друзей в этих героях; с кем из них хотел бы дружить и почему).
3. Самый запоминающийся эпизод (краткое содержание и почему именно этот эпизод особенно запомнился).
4. Что я узнал об авторе из его книги: его отношение к людям, к жизни; что больше всего ценит и что не принимает в людях; что любит и что нет; что самое главное хотел сказать автор читателю. Несколько цитат из книги, которые говорят об авторе. Вопрос, который я бы хотел задать автору.
III. Заключение.
Что помогла мне понять и почувствовать эта книга. Что нового я узнал о самом себе. Буду ли перечитывать эту книгу и почему. Кому я посоветовал бы её прочитать.
© Екатерина Бунеева, 2021
Знакомясь с различными произведениями на уроках литературного чтения или же читая книги по внеклассному чтению, школьники достаточно часто получают задание НАПИСАТЬ ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Выполнение этого задания способствует развитию речи ребенка, тренирует умение четко формулировать свои мысли, способствует более глубокому и осознанному пониманию прочитанного.
Если ребенок впервые сталкивается с таким непростым для него заданием, то возникают различные вопросы.
Что такое отзыв о книге?
Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.
Говоря простым языком, в отзыве нужно написать понравилась или не понравилась книга, а также объяснить почему.
При этом важно дать развернутый ответ, подкрепленный доказательствами или цитатами которые также будут показывать знание произведения.
Предлагаю воспользоваться различными «помогаторами» для написания отзыва. Кому-то удобно пользоваться планом, кому-то отвечать на поставленные вопросы или же просто иметь под рукой памятку.
Итак:
Что обычно содержит отзыв?
- Краткие сведения о книге (имя автора, название произведения, место и время событий повествования).
- Тезис (мнение читателя о книге: какие поступки героев книги и какие их черты особенно взволновали).
- Вывод (общая оценка книги: чему книга научила, чем понравилась или не понравилась).
Чтобы легче было структурировать свои высказывания, можно придерживаться вопросов, плана или памятки.
Вопросы, которые могут помочь при написании отзыва:
- О чем книга?
- Какая тема и основная мысль произведения?
- Что ты знаешь об авторе книги?
- Что (какие места в книге) произвело наиболее сильное впечатление?
- Понравилась ли книга и чем?
- Кто из героев книги особенно понравился и почему?
- Кто главные герои и как ты их охарактеризуешь?
- С кем из персонажей хочешь подружиться? Почему?
Памятка по написанию отзыва
- Вступление
Напишите автора и название произведения, жанр (сказка, стихотворение, былина, рассказ, басня и так далее).
- Основная часть
- Кратко о чём произведение (не нужно пересказывать книгу, важно сформулировать главную идею произведения).
- Основные персонажи, их поступки, достижения.
- Какие моменты в произведении особенно понравились и почему.
- Сделайте вывод – чему учит произведение, какой урок можно извлечь.
- Заключительная часть.
Ваше мнение (впечатление) о произведении. Главная мысль произведения.
Шпаргалка в помощь при написании отзыва:
- Книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)…
- Я прочитал, познакомился с произведением, недавно я узнал…
- Эта книга рассказывает, повествует, раскрывает историю…
- Эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
- Автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- Особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
- Эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
- Читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…
Примеры отзывов о прочитанных книгах
Отзыв о книге Е. Ильиной «Четвертая высота»
Книга Е. Ильиной «Четвертая высота» повествует о жизни простой, но очень волевой девушки — Гули Королевой. Еще в детстве она начала сниматься в кино. При этом девочка хорошо училась в школе и старалась добиваться отличных результатов во всем.
Первое значимое достижение Гули произошло на съёмках. Ей удалось заставить упрямого коня прыгнуть через препятствие. Второй её высотой была успешная сдача экзамена и переход в восьмой класс. Затем гуля прыгнула с восьмиметровой вышки. Четвертую свою высоту она взяла во время войны. К сожалению, этот героический бой оборвал жизнь храброй девушки.
Читая эту книгу, я восхищался твёрдостью характера Гули, её умению не опускать руки, способностью уверенно достигать свои цели.
Книга мне понравилась. Она учит не сдаваться перед трудностями, преодолевать любые препятствия, любить свою Родину.
Отзыв о повести В. Катаева «Сын полка»
Недавно я познакомился с повестью В. Катаева «Сын полка». Книги о войне всегда тяжело читать, но это произведение мне понравилось. Это не только история мальчишки-сироты Вани Солнцева, но и яркое правдивое повествование о самой войне, о мужестве наших воинов.
Ваня мне очень понравился. Оказавшись в артиллерийском полку, этот бесстрашный паренек воевал наравне со взрослыми солдатами. Ваня для меня пример смелости, героизма и несгибаемой воли.
Повесть «Сын полка» учит никогда не терять надежду, всем сердцем любить свою Родину и верить в лучшее.
Задание написать отзыв о прочитанной книге часто вызывает затруднение. Многие современные дети читают книги поверхностно, с неохотой. И как следствие скудный словарный запас, плохо развитая речь, непонимание прочитанного, частые ошибки.
Если у вашего ребенка подобные сложности, то рекомендую следующие профессиональные результативные тренинги:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»
Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
В школе ученики периодически сталкиваются с заданием написать отзыв о прочитанном произведении. Однако далеко не каждый представляет себе, что значит понятие «отзыв», чем он отличается от рецензии, и какие требования к нему предъявляются. При выполнении работы целесообразно придерживаться правил, как написать отзыв о прочитанной книге грамотно и обоснованно.
- Что такое отзыв
- План
- Введение
- Рассуждение
- Обобщение
- Как правильно пишется отзыв
- Для читательского дневника
- О рассказе
- О сказке
- Краткий
- Проект
- Образцы и примеры написания
- Повесть «Дубровский»
- «Маленький принц»
- Роман «451 градус по Фаренгейту»
Что такое отзыв
Распространенная ошибка учеников и некоторых учителей — смешение понятий «отзыв» и «рецензия».
Рецензия — критический разбор произведения, сильных и слабых мест, оценка проделанной автором работы. Рецензия подробно и тщательно анализирует произведение, часто с привлечением литературоведческого материала, сравнений с другими произведениями, отзывов других критиков. От разбора подобного рода требуется непредвзятость — автору нужно отстраниться от прочитанного. В рецензии недопустимы эмоции и оценки вида «нравится-не нравится».
Отзыв — выражение читательского мнения о произведении. От него не требуется ни объема, ни подробного анализа, ни привлечения сторонних источников.
Рецензия — серьезная работа для профессиональных критиков, отзыв — реакция читателя, выражение его мыслей по поводу прочитанного, поэтому требований к нему меньше, и сами они намного мягче.
Ученик 1-4 класса уже вполне может справиться с такой задачей.
Все сказанное вовсе не означает, что читательский отзыв «хуже» или «менее серьёзен». Это два разных явления, смешивать которые не стоит. Как в литературной критике не приветствуются эмоции и предвзятость, так и в читательском отзыве неуместны пространный анализ и обилие спецтерминов.
При этом отзыв следует не только выразить, но и обосновать, почему книга, рассказ, повесть понравились или нет. Определить, какие моменты обратили на себя внимание, а какие – нет? Почему именно эта идея показалась главной? Любое мнение всегда имеет под собой основания, и их нужно донести до того, кто прочитает отзыв.
План
Несмотря на то, что отзыв — выражение субъективного мнения, у него тоже есть своя структура, которой желательно придерживаться. В противном случае вместо связного текста может получиться сумбурный «поток сознания».
Введение
Начать с указания, о каком произведении пойдет речь –— название, автор, время создания. Также во введении кратко (буквально в паре предложений) рассказать свои историю «знакомства» с произведением – когда его прочитали, при каких обстоятельствах и так далее. Можно немного порассуждать о названии — интересное ли оно, притягивает ли внимание, насколько точно отражает содержание.
Рассуждение
Это главная и самая объемная часть отзыва. Чтобы она не получилась «скомканной», следует придерживаться плана:
- Тема и проблемы произведения. Необязательно проводить масштабный анализ того, что хотел сказать автор на самом деле.
Писать важно о той проблематике, которую видит сам читатель: насколько она актуальна и выражена.
- Обзор фабулы. Кратко описать события, разворачивающиеся в произведении. Не нужно делать подробный пересказ — это превратит отзыв в перегруженный и неудобочитаемый. Отметить только ключевые моменты, те события, которые двигают сюжет.
- Обзор персонажей. Кратко описать основных персонажей, дать оценку образам и поступкам. Упомянуть о том, насколько достоверно и убедительно они прописаны с точки зрения литературы и психологии, логичны и обоснованы их поступки (углубляться в литературоведческий анализ при этом необязательно, хватит краткой оценки).
- Характерные особенности текста (если они есть). Здесь отметить необычный язык, нестандартную фабулу, интересное построение сюжета, отличительные черты композиции: большое количество описаний или лирических отступлений, ретроспективы (отсылки к более ранним событиям), перспективы (отсылки к событиям будущего) и тому подобное.
- Итог рассуждений — то, ради чего и пишутся отзывы: чем понравилось произведение (или, наоборот, не понравилось), какие эмоции вызвало, на какие мысли навело, какое впечатление оставило после себя.
Обобщение
Целесообразно сделать итоговый вывод о прочитанном: сравнить с другими произведениями того же автора или того же жанра и стиля, порекомендовать книгу читателям или отсоветовать ее читать: в обоих случаях следует объяснить причину.
Как правильно пишется отзыв
В зависимости от ситуации и анализируемой книги, отзывы различаются. Требования для ученика 1, 2 или 3 класса не похожи на задания для старшеклассника, с возрастом восприятие одной и той же книги меняется — отзывы на «Алису в стране чудес» или «Робинзона Крузо» у школьников разного возраста заметно отличаются.
Меняются с возрастом и тематики: в младшей школе уместно написание отзыва на сказку «Мороз Иванович», «Электроник», «Старик Хоттабыч» или «Волшебник изумрудного города», в средней — на «Муму», «Рикки Тикки Тави» или «Повесть Белкина», а в старшей можно рассмотреть что-то монументальное, например, «Войну и мир». Однако без должной практики написать отзыв на серьезное масштабное произведение не получится — для этого и нужна практика с первых классов.
Для читательского дневника
Он используется в начальной школе: с его помощью преподаватели контролируют чтение и понимание литературы у учеников, а для самих школьников он служит своеобразной шпаргалкой. Иногда читательские дневники ведутся и в средней школе — 5, 6 или 7 классе. Требования к тому, как составить записи, могут включать:
- фамилия и имя автора произведения;
- название произведения;
- количество прочитанных страниц;
- жанр;
- основные действующие лица (можно просто перечислить);
- краткий пересказ сюжета;
- собственные впечатления от книги.
В средней школе могут потребоваться дополнительные сведения:
- краткая биография автора;
- обзор критической литературы по прочитанному.
Запись в читательском дневнике не следует делать длинной — это не пересказ и не анализ, а, скорее, напоминание.
О рассказе
Отзыв о рассказе надо оформить согласно требованиям, указанным выше: в нем должно быть введение, история «знакомства» с рассказом, обзор темы, проблематики, действующих лиц и сюжета, и обязательно обобщение и выводы. Такой отзыв самый простой для написания: в отличие от повести, романа или поэмы, в рассказе обычно одна тема и узкий круг проблем.
О сказке
Если речь идет о народной сказке или мифе, то указать автора и год создания в таком случае невозможно. Сказка — специфическая литературная форма, она во многом условна, и выделить в ней тему и проблематику практически невозможно (разбор сказок — сложная и серьезная работа, даже не литературная, а этнографическая).
При написании отзыва о сказке лучше полагаться на собственные эмоции и впечатления: чем впечатлила, чем запомнилась, какие ощущения оставила.
Так, в сказках «Финист-ясный сокол», «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка», «Летучий корабль» или «Царевна-лягушка» вряд ли возможно выделить актуальные проблемы — поэтому в отзыве лучше написать о том, какие эмоции остаются после прочтения этих сказок и чему они могут научить сегодня.
Однако есть и сказки, несущие в себе вполне явную мораль, например, «Гадкий утенок», «Жаба и роза», «Морозко». В некоторых же сказках – «Цветик-Семицветик», «Черная курица», «По щучьему велению», «Лягушка-путешественница» или «Русалочка» можно порассуждать о том, как поступить на месте героев по-другому, «вжиться» в ситуацию.
Работа с литературными сказками намного проще: у них есть автор, конкретная дата создания, и, как правило, в них несложно выделить тему и проблематику. Разбор авторских сказок, таких, как «Снежная королева», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане» или «Городок в табакерке», практически ничем не отличается от разбора рассказа или повести.
Сложности возникают, если авторская сказка написана по мотивам народной — «Огниво» Андерсена, «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» Бажова (чьи повести сами по себе являются литературно обработанными народными легендами). В таких случаях в отзыве есть смысл упомянуть о том, что данная литературная сказка имеет фольклорный прототип (можно даже указать, какой именно, если он известен).
Особенно интересны ситуации, когда автор берет народную сказку и вводит в нее проблематику и мораль, оставляя ее практически неизменной. Примеры таких сказок – «Кот в сапогах» (и в целом все сказки Ш. Перро) или «Дикие лебеди» Андерсена. В отзыве на такие произведения можно немного порассуждать о том, где заканчивается фольклорная часть, и начинаются авторские вставки.
Краткий
В сокращенном отзыве рекомендуется опустить некоторые моменты: биографию писателя, пересказ сюжета (оставить только ключевые моменты) и уделить внимание собственным впечатлениям и мыслям по поводу прочитанного. Однако даже в кратком отзыве свое мнение надо обосновывать.
Проект
Отзыв о книге может стать частью школьного проекта — в этом случае следует отнестись к нему особенно внимательно. Как же пишутся подобные проекты? В случае с разбором книг все просто — это тот же отзыв, только подробнее. Проект предполагает элемент исследования, поэтому нелишним будет включить в работу обзор критики на прочитанную книгу и краткий анализ условий, при которых оно создавалось.
Образцы и примеры написания
Здесь представлены примеры читательских отзывов о некоторых произведениях.
Повесть «Дубровский»
После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. Повествование заканчивается печально, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Мне кажется, было бы справедливее, если бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они жили счастливо.
Потом, подумав, я понял, что судьба героев — это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера.
Если бы Маша действовала смелее и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от насильного венчания в церкви и дождалась помощи от Дубровского.
Если бы отец Андрей Дубровский не был таким гордым и не осуждал другого, он не вызвал бы гнева Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги беспечный, легкомысленный офицер-кутила. Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата.
Но судьба помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, возможно, даже полюбит мужа. Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде.
Конец книги открывает начало новой жизни героев, и этот конец не так уж и пессимистичен.
Эта книга о судьбе. Она учит нас обдумывать последствия своих чувств и действий до их совершения и получения расплаты.
«Маленький принц»
Повесть «Маленький принц» создана в 1943 году. Трагедия Второй мировой войны и воспоминания автора об оккупации Франции накладывают на неё свой отпечаток. Эта повесть-сказка пронизана ощущением светлой печали и одновременно неистребимой верой в человечность.
Сент-Экзюпери недаром выбирает для своего произведения именно сказочно-притчевую форму. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жизни, преподнося модели мышления и поведения в «оболочке» фантастической фабулы. Сказка отличается простым сюжетом и вместе с тем яркими и выразительными образами.
Отнести повесть «Маленький принц» к категории сказок можно на основании характерных признаков: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). В основу сюжета положена распространенная фабула: герой (принц) покидает дом и отправляется в бесконечные странствия, проходит через множество испытаний и в конце обретает награду.
Именно эта фабула взята Сент-Экзюпери за основу, однако кардинально и даже иронически им переосмыслена. Герой-принц превращается в ребенка, страдающего от взбалмошной «принцессы»-Розы. Его привязанность к Розе не имеет ничего общего с куртуазной любовью — она искренна, болезненна и в итоге трагична. А в своих странствиях Маленький принц сталкивается не с чудовищами, а с самыми обычными людьми, которые одержимы гипертрофированными человеческими страстями.
Однако «Маленький принц» — это не просто сказка, это философская притча, в которой за причудливой иносказательной формой скрывается глубокий смысл.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное взрослому человеку. Да и «взрослые», которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть.
В сказке сильны романтические традиции. Ярким признаком является выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики нередко обращаются к устному народному творчеству как к источнику «естественных», незамутненных идей и образов, в которых сочетаются простота и выразительная сила.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Автор рассматривает тему Зла в двух различных аспектах. С одной стороны, это зло внутреннее — оно олицетворяется жителями разных планет с их опустошенностью. С другой — это зло внешнее, которое выражается в виде неразрешимого противоречия между принцем и «странными взрослыми», которых он встречает. Это противоречие неустранимо, Маленький принц и взрослые, обитающие буквально в разных мирах, совершенно чужды друг другу.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять внутреннюю красоту души и сердца.
Роман «451 градус по Фаренгейту»
Роман «451 градус по Фаренгейту» — одно из самых известных произведений знаменитого фантаста Рэя Брэдбери. Оно заслуженно считается классикой антиутопии, хотя на первый взгляд типичных черт этого жанра в романе не наблюдается. Мир, описанный автором, спокоен, благополучен, в нем нет ни бедности, ни войн, ни сильного социального расслоения. Этот мир мог бы показаться утопичным, если бы не запрет на книги — их не просто запрещают, а уничтожают физически. Сожжением ведают специальные отряды «пожарных», к которым принадлежит и главный герой, Гай Монтэг.
Монтэг успешно «встроен» в мир — ему не на что жаловаться, а от своей работы он даже получает удовольствие. Его при этом нельзя назвать глупым или недалеким человеком, напротив, он умен и не лишен рефлексии, однако долгое время она ему попросту не нужна.
Сдвиг в восприятии мира происходит дважды: в первый раз — при встрече с Клариссой Макеллан, «выпадающей» из привычных для Монтэга рамок нормального рационального мира. Второй раз — после переливания крови Милдред, его жене. Монтэг никогда не думал о Милдред как о близком человеке, он воспринимал ее холодно-отстраненно, но увидев ее на пороге смерти, он испытал совершенно иные чувства. Он смотрит на человека, который мог быть для него близким, но не стал и уже не станет, в Милдред в буквальном смысле слова нет своей крови, она превратилась в чужую окончательно.
С этого момента «выпадение» из мира самого Монтэга становится делом времени. Увидев столько вещей, необъяснимых привычными правилами, он начинает задумываться, рефлексировать. Он по-другому смотрит на свою работу, осознавая, что настоящая задача «пожарных» — уничтожение не книг, а любых проявлений «странности», всего, чересчур «нерационального», что может расшатать «нормальную» картину мира, вызвать сомнения и тревогу.
К дальнейшим размышлениям его подталкивает случайно прочитанный на работе фрагмент «Путешествий Гулливера» Свифта, нарочито абсурдный и совершенно непонятный вне контекста. Монтэг пытается найти объяснение многочисленным нерациональным явлениям и понимает, что в привычном ему мире места для них нет. Ответ лежит за его пределами, и Монтэг решается выйти за них — этот поступок убедительно показывает его внутреннюю силу.
Но вне своего мира Монтэг вместо ответов находит еще больше вопросов. Встреча с «хранителем книг» Фабером должна расставить все по местам — однако становится источником еще больших сомнений и раздумий. Разгадка кроется вовсе не в книгах, и даже не в их содержании. Ответ нужно искать во взаимоотношении человека и истории, которую рассказывает книга.