Как написать отзыв для читательского дневника

Как написать отзыв. В помощь школьникамВ последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.

Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.

Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.

Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?

Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило – и почему.

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно “зацепили”: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки – объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)

1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?

Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.

Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.

Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Как написать отзыв. В помощь школьникам3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?

Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову.

В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете.

4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

  • книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история),
  • эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…),
  • интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.),
  • автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…),
  • особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).

Возможно, также пригодятся такие выражения:

  • эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
  • читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…

Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.

А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте.

Удачи и вдохновения!

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Памятка написания отзыва о прочитанном произведении.

2-3 класс

План, опорные слова

Образец

1.Вступление.Произведение какого автора вы прочитали , как оно называется?

1. Я прочитал(а)  рассказ  (или сказку, повесть, басню)  «Каштанка» А.П.Чехова.

2.Краткий пересказ событий, которые происходят в этом произведении.(5-6 предложений)

  • Это рассказ (сказка, повесть) о…..
  • Как-то раз….Однажды..
  • История заканчивается тем, что….

2. Это рассказ о собаке, которую зовут Каштанка. Однажды она потерялась и попала в дом к циркачу. Так она стала артисткой. Новый хозяин научил её разным трюкам. Но на первом выступлении Каштанка узнала среди зрителей своих прежних хозяев. Так она вернулась домой.

3. Кто главный герой?  Какой он ?  (внешность, характер, основные качества)

Главная героиня этого рассказа- Каштанка. Внешне похожа на лису. Она очень умная, научилась цирковым приёмам. Также она верная. Несмотря на то, что в новом доме к ней хорошо относились, она вернулась к прежним хозяевам.

4. Основная мысль этого произведения.Чему нас хочет научить автор?

  • Я считаю, что…
  • Автор хотел показать нам, что
  • Основная мысль рассказа -….

Автор хотел показать нам, что собаки очень верные животные. Они не способны на предательство.

5. Впечатление от прочитанного. Какое настроение оставляет рассказ( сказка, повесть) после прочтения? Чем понравилось? Чем нет? Советуете ли вы его прочитать?

Рассказ «Каштанка» интересный. Временами героев очень жалко (горести заблудившейся собаки, смерть гуся). Но сам рассказ оставляет приятное впечатление.  Советую его прочитать.

Как писать отзыв о прочитанном произведении


Как писать отзыв о прочитанном произведении

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 142.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 142.

В школе часто домашним заданием является написание отзыва. В данной статье рассмотрим, как писать отзыв о прочитанном произведении. Материал поможет при подготовке к урокам литературы (4 класс).

Особенности

Отзыв о рассказе или другом художественном произведении базируется на личном мнении пишущего. Важно не просто показать, понравилось произведение или не понравилось, а доказать свою точку зрения конкретными примерами и собственными рассуждениями.

Отзыв обычно пишется по такому плану: вступление, краткое содержание, главная мысль, собственная позиция, вывод.

План отзыва о прочитанном произведении

Рис. 1. План отзыва о прочитанном произведении.

Советы

При анализе произведения важна личность автора. Нужно указать не только имя, отчество и фамилию писателя, но и отметить, чем он известен в литературе.

Специфику произведения передает жанр, который указывает на следующие особенности: объем произведения, количество действующих персонажей, количество сюжетных линий. Поэтому так важно указывать жанр анализируемого произведения.

Отзыв – это рассуждения, а не констатация фактов, отраженных в произведении.

Не нужно ограничиваться пересказом сюжета произведения, достаточно указать основную сюжетную линию, дающую представление о всей книге.

Автор произведения написал его с определенной целью. Необходимо понять ее и проиллюстрировать, согласиться с ней или не согласиться.

Недостаточно просто сказать о том, понравилось произведение или нет, важно аргументировать свою позицию: что понравилось, что не понравилось, правильны ли поступки центральных персонажей, чему учит произведение и т.д.

Образец

Приведем пример отзыва о сказке «Снежная королева»:

Датский сказочник Ганс Христиан Андерсен известен по всему миру. Он часто в своих произведениях рассуждал о борьбе добрых и злых начал. Этой теме посвящена и сказка «Снежная королева».

Данное произведение мне понравилось, потому что в нем отобразились многие актуальные проблемы: дружбы, помощи и самопожертвования. Девочка Герда не побоялась вступить в борьбу со Снежной королевой, смелость Герды и ее искреннее желание помочь смогли освободить Кая от злых чар.

Сказка «Снежная королева» интересна в прочтении, потому что в ней присутствуют волшебные силы, а также в основе повествования лежит борьба добра и зла, в которой побеждает добро.

Сказка Г. Х. Андерсена учит тому, что всегда нужно помогать близким людям, никогда не стоит опускать руки, ведь только в этом случае добро победит зло.

Заключение

Что мы узнали?

Отзыв основывается на личном мнении пишущего. В нем нужно не только отметить, понравилось произведение или не понравилось, а аргументировать свою точку зрения. При написании отзыва стоит обращать внимание на личность автора, на жанр произведения, на главную мысль, отраженную в произведении, на то, чему учит прочитанное произведение. Стоит уделить особое внимание аргументации собственной позиции, а не обычному пересказу произведения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Земцова

    5/5

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 142.


А какая ваша оценка?

Отзывы о книгах дети пишут в школе, потому что задают, пишут на конкурсы и просто так, потому что любят читать. Кто-то ведёт читательский дневник, потому что велели в школе, а кто-то – потому что есть потребность.

Родители учеников спрашивают, как я отношусь к читательским дневникам. Хорошо отношусь, если это не из-под палки и не обязаловка, если ребёнок пишет его с удовольствием. Такой дневник полезен, потому что помогает научиться:

  • — фиксировать главную информацию (автор, название книги, год создания, герои, основное содержание);
  • — формулировать вопросы читателя к автору;
  • — кратко аргументировать, чем понравилась или не понравилась книга;
  • — выписывать цитаты, которые читателя задели и т.д.

Отзыв о книге – это несколько иной жанр, чем читательский дневник, у него свои особенности, своя структура. Она не жёсткая, и всё же есть то, что, на мой взгляд, в отзыве должно быть обязательно. Первое и главное – в нём должен быть виден ЧИТАТЕЛЬ: то, как он прочёл текст, как провёл свой диалог с автором, что понял и почувствовал, с чем согласен и с чем нет.

Примерная структура отзыва о книге:

I. Вступление.
Книги в нашей семье. Моё отношение к книгам (почему люблю или не люблю читать, какие книги нравятся больше всего). Мой отзыв будет о книге… (автор, название). Как эта книга ко мне попала (выбрал сам или вместе с кем-то в книжном, подарили, взял в библиотеке или у кого-то, была в домашней библиотеке и др.).
II. Основная часть.
1. О чём эта книга (основная тема и краткое содержание).
2. Герои книги (кто они, кто особенно понравился и не понравился, почему; вижу ли я себя или своих друзей в этих героях; с кем из них хотел бы дружить и почему).
3. Самый запоминающийся эпизод (краткое содержание и почему именно этот эпизод особенно запомнился).
4. Что я узнал об авторе из его книги: его отношение к людям, к жизни; что больше всего ценит и что не принимает в людях; что любит и что нет; что самое главное хотел сказать автор читателю. Несколько цитат из книги, которые говорят об авторе. Вопрос, который я бы хотел задать автору.
III. Заключение.
Что помогла мне понять и почувствовать эта книга. Что нового я узнал о самом себе. Буду ли перечитывать эту книгу и почему. Кому я посоветовал бы её прочитать.

© Екатерина Бунеева, 2021

Знакомясь с различными произведениями на уроках литературного чтения или же читая книги по внеклассному чтению, школьники достаточно часто получают задание НАПИСАТЬ ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Выполнение этого задания способствует развитию речи ребенка, тренирует умение четко формулировать свои мысли, способствует более глубокому и осознанному пониманию прочитанного.

Если ребенок впервые сталкивается с таким непростым для него заданием, то возникают различные вопросы.

Что такое отзыв о книге?

Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.

Говоря простым языком, в отзыве нужно написать понравилась или не понравилась книга, а также объяснить почему.

При этом важно дать развернутый ответ, подкрепленный доказательствами или цитатами которые также будут показывать знание произведения.

Предлагаю воспользоваться различными «помогаторами» для написания отзыва. Кому-то удобно пользоваться планом, кому-то отвечать на поставленные вопросы или же просто иметь под рукой памятку.

Итак:

Что обычно содержит отзыв?

  • Краткие сведения о книге (имя автора, название произведения, место и время событий повествования).
  • Тезис (мнение читателя о книге: какие поступки героев книги и какие их черты особенно взволновали).
  • Вывод (общая оценка книги: чему книга научила, чем понравилась или не понравилась).

Чтобы легче было структурировать свои высказывания, можно придерживаться вопросов, плана или памятки.

Вопросы, которые могут помочь при написании отзыва:

  • О чем книга?
  • Какая тема и основная мысль произведения?
  • Что ты знаешь об авторе книги?
  • Что (какие места в книге) произвело наиболее сильное впечатление?
  • Понравилась ли книга и чем?
  • Кто из героев книги особенно понравился и почему?
  • Кто главные герои и как ты их охарактеризуешь?
  • С кем из персонажей хочешь подружиться? Почему?

отзывы о прочитанных книгах



Памятка по написанию отзыва

  1. Вступление

Напишите автора и название произведения, жанр (сказка, стихотворение, былина, рассказ, басня и так далее).

  1. Основная часть
  • Кратко о чём произведение (не нужно пересказывать книгу, важно сформулировать главную идею произведения).
  • Основные персонажи, их поступки, достижения.
  • Какие моменты в произведении особенно понравились и почему.
  • Сделайте вывод – чему учит произведение, какой урок можно извлечь.
  1. Заключительная часть.

Ваше мнение (впечатление) о произведении. Главная мысль произведения.



Шпаргалка в помощь при написании отзыва:

  • Книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)…
  • Я прочитал, познакомился с произведением, недавно я узнал…
  • Эта книга рассказывает, повествует, раскрывает историю…
  • Эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
  • интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
  • Автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
  • Особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
  • Эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
  • Читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…

Примеры отзывов о прочитанных книгах

Отзыв о книге Е. Ильиной «Четвертая высота»

Книга Е. Ильиной «Четвертая высота» повествует о жизни простой, но очень волевой девушки — Гули Королевой. Еще в детстве она начала сниматься в кино. При этом девочка хорошо училась в школе и старалась добиваться отличных результатов во всем.

Первое значимое достижение Гули произошло на съёмках. Ей удалось заставить упрямого коня прыгнуть через препятствие. Второй её высотой была успешная сдача экзамена и переход в восьмой класс. Затем гуля прыгнула с восьмиметровой вышки.  Четвертую свою высоту она взяла во время войны. К сожалению, этот героический бой оборвал жизнь храброй девушки.

Читая эту книгу, я восхищался твёрдостью характера Гули, её умению не опускать руки, способностью уверенно достигать свои цели.

Книга мне понравилась. Она учит не сдаваться перед трудностями, преодолевать любые препятствия, любить свою Родину.


Отзыв о повести В. Катаева «Сын полка»

Недавно я познакомился с повестью В. Катаева «Сын полка». Книги о войне всегда тяжело читать, но это произведение мне понравилось. Это не только история мальчишки-сироты Вани Солнцева, но и яркое правдивое повествование о самой войне, о мужестве наших воинов.

Ваня мне очень понравился. Оказавшись в артиллерийском полку, этот бесстрашный паренек воевал наравне со взрослыми солдатами. Ваня для меня пример смелости, героизма и несгибаемой воли.

Повесть «Сын полка» учит никогда не терять надежду, всем сердцем любить свою Родину и верить в лучшее.



Задание написать отзыв о прочитанной книге часто вызывает затруднение. Многие современные дети читают книги поверхностно, с неохотой. И как следствие скудный словарный запас, плохо развитая речь, непонимание прочитанного, частые ошибки.

Если у вашего ребенка подобные сложности, то рекомендую следующие профессиональные результативные тренинги:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»

Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах  и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Как развить речь ребенка

Как развить речь у детей


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

В школе ученики периодически сталкиваются с заданием написать отзыв о прочитанном произведении. Однако далеко не каждый представляет себе, что значит понятие «отзыв», чем он отличается от рецензии, и какие требования к нему предъявляются. При выполнении работы целесообразно придерживаться правил, как написать отзыв о прочитанной книге грамотно и обоснованно.

  • Что такое отзыв
  • План
  • Введение
  • Рассуждение
  • Обобщение
  • Как правильно пишется отзыв
  • Для читательского дневника
  • О рассказе
  • О сказке
  • Краткий
  • Проект
  • Образцы и примеры написания
  • Повесть «Дубровский»
  • «Маленький принц»
  • Роман «451 градус по Фаренгейту»

Что такое отзыв

Распространенная ошибка учеников и некоторых учителей — смешение понятий «отзыв» и «рецензия».

Рецензия — критический разбор произведения, сильных и слабых мест, оценка проделанной автором работы. Рецензия подробно и тщательно анализирует произведение, часто с привлечением литературоведческого материала, сравнений с другими произведениями, отзывов других критиков. От разбора подобного рода требуется непредвзятость — автору нужно отстраниться от прочитанного. В рецензии недопустимы эмоции и оценки вида «нравится-не нравится».

Отзыв — выражение читательского мнения о произведении. От него не требуется ни объема, ни подробного анализа, ни привлечения сторонних источников.

Рецензия — серьезная работа для профессиональных критиков, отзыв — реакция читателя, выражение его мыслей по поводу прочитанного, поэтому требований к нему меньше, и сами они намного мягче.

Ученик 1-4 класса уже вполне может справиться с такой задачей.

Все сказанное вовсе не означает, что читательский отзыв «хуже» или «менее серьёзен». Это два разных явления, смешивать которые не стоит. Как в литературной критике не приветствуются эмоции и предвзятость, так и в читательском отзыве неуместны пространный анализ и обилие спецтерминов.

При этом отзыв следует не только выразить, но и обосновать, почему книга, рассказ, повесть понравились или нет. Определить, какие моменты обратили на себя внимание, а какие – нет? Почему именно эта идея показалась главной? Любое мнение всегда имеет под собой основания, и их нужно донести до того, кто прочитает отзыв.

План

Несмотря на то, что отзыв — выражение субъективного мнения, у него тоже есть своя структура, которой желательно придерживаться. В противном случае вместо связного текста может получиться сумбурный «поток сознания».

Введение

Начать с указания, о каком произведении пойдет речь –— название, автор, время создания. Также во введении кратко (буквально в паре предложений) рассказать свои историю «знакомства» с произведением – когда его прочитали, при каких обстоятельствах и так далее. Можно немного порассуждать о названии — интересное ли оно, притягивает ли внимание, насколько точно отражает содержание.

Рассуждение

Это главная и самая объемная часть отзыва. Чтобы она не получилась «скомканной», следует придерживаться плана:

  • Тема и проблемы произведения. Необязательно проводить масштабный анализ того, что хотел сказать автор на самом деле.

    Писать важно о той проблематике, которую видит сам читатель: насколько она актуальна и выражена.

  • Обзор фабулы. Кратко описать события, разворачивающиеся в произведении. Не нужно делать подробный пересказ — это превратит отзыв в перегруженный и неудобочитаемый. Отметить только ключевые моменты, те события, которые двигают сюжет.
  • Обзор персонажей. Кратко описать основных персонажей, дать оценку образам и поступкам. Упомянуть о том, насколько достоверно и убедительно они прописаны с точки зрения литературы и психологии, логичны и обоснованы их поступки (углубляться в литературоведческий анализ при этом необязательно, хватит краткой оценки).
  • Характерные особенности текста (если они есть). Здесь отметить необычный язык, нестандартную фабулу, интересное построение сюжета, отличительные черты композиции: большое количество описаний или лирических отступлений, ретроспективы (отсылки к более ранним событиям), перспективы (отсылки к событиям будущего) и тому подобное.
  • Итог рассуждений — то, ради чего и пишутся отзывы: чем понравилось произведение (или, наоборот, не понравилось), какие эмоции вызвало, на какие мысли навело, какое впечатление оставило после себя.

Обобщение

Целесообразно сделать итоговый вывод о прочитанном: сравнить с другими произведениями того же автора или того же жанра и стиля, порекомендовать книгу читателям или отсоветовать ее читать: в обоих случаях следует объяснить причину.

Как правильно пишется отзыв

В зависимости от ситуации и анализируемой книги, отзывы различаются. Требования для ученика 1, 2 или 3 класса не похожи на задания для старшеклассника, с возрастом восприятие одной и той же книги меняется — отзывы на «Алису в стране чудес» или «Робинзона Крузо» у школьников разного возраста заметно отличаются.

Меняются с возрастом и тематики: в младшей школе уместно написание отзыва на сказку «Мороз Иванович», «Электроник», «Старик Хоттабыч» или «Волшебник изумрудного города», в средней — на «Муму», «Рикки Тикки Тави» или «Повесть Белкина», а в старшей можно рассмотреть что-то монументальное, например, «Войну и мир». Однако без должной практики написать отзыв на серьезное масштабное произведение не получится — для этого и нужна практика с первых классов.

Для читательского дневника

Он используется в начальной школе: с его помощью преподаватели контролируют чтение и понимание литературы у учеников, а для самих школьников он служит своеобразной шпаргалкой. Иногда читательские дневники ведутся и в средней школе — 5, 6 или 7 классе. Требования к тому, как составить записи, могут включать:

  • фамилия и имя автора произведения;
  • название произведения;
  • количество прочитанных страниц;
  • жанр;
  • основные действующие лица (можно просто перечислить);
  • краткий пересказ сюжета;
  • собственные впечатления от книги.

В средней школе могут потребоваться дополнительные сведения:

  • краткая биография автора;
  • обзор критической литературы по прочитанному.

Запись в читательском дневнике не следует делать длинной — это не пересказ и не анализ, а, скорее, напоминание.

О рассказе

Отзыв о рассказе надо оформить согласно требованиям, указанным выше: в нем должно быть введение, история «знакомства» с рассказом, обзор темы, проблематики, действующих лиц и сюжета, и обязательно обобщение и выводы. Такой отзыв самый простой для написания: в отличие от повести, романа или поэмы, в рассказе обычно одна тема и узкий круг проблем.

О сказке

Если речь идет о народной сказке или мифе, то указать автора и год создания в таком случае невозможно. Сказка — специфическая литературная форма, она во многом условна, и выделить в ней тему и проблематику практически невозможно (разбор сказок — сложная и серьезная работа, даже не литературная, а этнографическая).

При написании отзыва о сказке лучше полагаться на собственные эмоции и впечатления: чем впечатлила, чем запомнилась, какие ощущения оставила.

Так, в сказках «Финист-ясный сокол», «Аленький цветочек», «Сивка-Бурка», «Летучий корабль» или «Царевна-лягушка» вряд ли возможно выделить актуальные проблемы — поэтому в отзыве лучше написать о том, какие эмоции остаются после прочтения этих сказок и чему они могут научить сегодня.

Однако есть и сказки, несущие в себе вполне явную мораль, например, «Гадкий утенок», «Жаба и роза», «Морозко». В некоторых же сказках – «Цветик-Семицветик», «Черная курица», «По щучьему велению», «Лягушка-путешественница» или «Русалочка» можно порассуждать о том, как поступить на месте героев по-другому, «вжиться» в ситуацию.

Работа с литературными сказками намного проще: у них есть автор, конкретная дата создания, и, как правило, в них несложно выделить тему и проблематику. Разбор авторских сказок, таких, как «Снежная королева», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане» или «Городок в табакерке», практически ничем не отличается от разбора рассказа или повести.

Сложности возникают, если авторская сказка написана по мотивам народной — «Огниво» Андерсена, «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» Бажова (чьи повести сами по себе являются литературно обработанными народными легендами). В таких случаях в отзыве есть смысл упомянуть о том, что данная литературная сказка имеет фольклорный прототип (можно даже указать, какой именно, если он известен).

Особенно интересны ситуации, когда автор берет народную сказку и вводит в нее проблематику и мораль, оставляя ее практически неизменной. Примеры таких сказок – «Кот в сапогах» (и в целом все сказки Ш. Перро) или «Дикие лебеди» Андерсена. В отзыве на такие произведения можно немного порассуждать о том, где заканчивается фольклорная часть, и начинаются авторские вставки.

Краткий

В сокращенном отзыве рекомендуется опустить некоторые моменты: биографию писателя, пересказ сюжета (оставить только ключевые моменты) и уделить внимание собственным впечатлениям и мыслям по поводу прочитанного. Однако даже в кратком отзыве свое мнение надо обосновывать.

Проект

Отзыв о книге может стать частью школьного проекта — в этом случае следует отнестись к нему особенно внимательно. Как же пишутся подобные проекты? В случае с разбором книг все просто — это тот же отзыв, только подробнее. Проект предполагает элемент исследования, поэтому нелишним будет включить в работу обзор критики на прочитанную книгу и краткий анализ условий, при которых оно создавалось.

Образцы и примеры написания

Здесь представлены примеры читательских отзывов о некоторых произведениях.

Повесть «Дубровский»

Дубровский фото

После первого прочтения повесть «Дубровский» мне не понравилась. Повествование заканчивается печально, как в жизни, а я люблю счастливый конец. Мне кажется, было бы справедливее, если бы Маша вышла замуж за Дубровского, и они жили счастливо.

Потом, подумав, я понял, что судьба героев — это следствие их собственных поступков, а поступки обусловлены чертами характера.

Если бы Маша действовала смелее и не боялась лишиться отцовского наследства, она отказалась бы от насильного венчания в церкви и дождалась помощи от Дубровского.

Если бы отец Андрей Дубровский не был таким гордым и не осуждал другого, он не вызвал бы гнева Троекурова. Владимир Дубровский вначале книги беспечный, легкомысленный офицер-кутила. Лишившись отца, дома и имущества, он посвятил жизнь мести, принес людям много зла, стал невольным виновником гибели судейских в пожаре. За это и придет позже расплата.

Но судьба помогает добрым людям. Маша найдет счастье в своих детях, возможно, даже полюбит мужа. Владимир отказался от мести и разбоя и попытается найти свой путь в труде.

Конец книги открывает начало новой жизни героев, и этот конец не так уж и пессимистичен.

Эта книга о судьбе. Она учит нас обдумывать последствия своих чувств и действий до их совершения и получения расплаты.

«Маленький принц»

Маленький принц фото

Повесть «Маленький принц» создана в 1943 году. Трагедия Второй мировой войны и воспоминания автора об оккупации Франции накладывают на неё свой отпечаток. Эта повесть-сказка пронизана ощущением светлой печали и одновременно неистребимой верой в человечность.

Сент-Экзюпери недаром выбирает для своего произведения именно сказочно-притчевую форму. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жизни, преподнося модели мышления и поведения в «оболочке» фантастической фабулы. Сказка отличается простым сюжетом и вместе с тем яркими и выразительными образами.

Отнести повесть «Маленький принц» к категории сказок можно на основании характерных признаков: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). В основу сюжета положена распространенная фабула: герой (принц) покидает дом и отправляется в бесконечные странствия, проходит через множество испытаний и в конце обретает награду.

Именно эта фабула взята Сент-Экзюпери за основу, однако кардинально и даже иронически им переосмыслена. Герой-принц превращается в ребенка, страдающего от взбалмошной «принцессы»-Розы. Его привязанность к Розе не имеет ничего общего с куртуазной любовью — она искренна, болезненна и в итоге трагична. А в своих странствиях Маленький принц сталкивается не с чудовищами, а с самыми обычными людьми, которые одержимы гипертрофированными человеческими страстями.

Однако «Маленький принц» — это не просто сказка, это философская притча, в которой за причудливой иносказательной формой скрывается глубокий смысл.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное взрослому человеку. Да и «взрослые», которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Ярким признаком является выбор именно фольклорного жанра — сказки. Романтики нередко обращаются к устному народному творчеству как к источнику «естественных», незамутненных идей и образов, в которых сочетаются простота и выразительная сила.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Автор рассматривает тему Зла в двух различных аспектах. С одной стороны, это зло внутреннее — оно олицетворяется жителями разных планет с их опустошенностью. С другой — это зло внешнее, которое выражается в виде неразрешимого противоречия между принцем и «странными взрослыми», которых он встречает. Это противоречие неустранимо, Маленький принц и взрослые, обитающие буквально в разных мирах, совершенно чужды друг другу.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться ко всему прекрасному и постараться не растерять внутреннюю красоту души и сердца.

Роман «451 градус по Фаренгейту»

451 градус по Фаренгейту фото

Роман «451 градус по Фаренгейту» — одно из самых известных произведений знаменитого фантаста Рэя Брэдбери. Оно заслуженно считается классикой антиутопии, хотя на первый взгляд типичных черт этого жанра в романе не наблюдается. Мир, описанный автором, спокоен, благополучен, в нем нет ни бедности, ни войн, ни сильного социального расслоения. Этот мир мог бы показаться утопичным, если бы не запрет на книги — их не просто запрещают, а уничтожают физически. Сожжением ведают специальные отряды «пожарных», к которым принадлежит и главный герой, Гай Монтэг.

Монтэг успешно «встроен» в мир — ему не на что жаловаться, а от своей работы он даже получает удовольствие. Его при этом нельзя назвать глупым или недалеким человеком, напротив, он умен и не лишен рефлексии, однако долгое время она ему попросту не нужна.

Сдвиг в восприятии мира происходит дважды: в первый раз — при встрече с Клариссой Макеллан, «выпадающей» из привычных для Монтэга рамок нормального рационального мира. Второй раз — после переливания крови Милдред, его жене. Монтэг никогда не думал о Милдред как о близком человеке, он воспринимал ее холодно-отстраненно, но увидев ее на пороге смерти, он испытал совершенно иные чувства. Он смотрит на человека, который мог быть для него близким, но не стал и уже не станет, в Милдред в буквальном смысле слова нет своей крови, она превратилась в чужую окончательно.

С этого момента «выпадение» из мира самого Монтэга становится делом времени. Увидев столько вещей, необъяснимых привычными правилами, он начинает задумываться, рефлексировать. Он по-другому смотрит на свою работу, осознавая, что настоящая задача «пожарных» — уничтожение не книг, а любых проявлений «странности», всего, чересчур «нерационального», что может расшатать «нормальную» картину мира, вызвать сомнения и тревогу.

К дальнейшим размышлениям его подталкивает случайно прочитанный на работе фрагмент «Путешествий Гулливера» Свифта, нарочито абсурдный и совершенно непонятный вне контекста. Монтэг пытается найти объяснение многочисленным нерациональным явлениям и понимает, что в привычном ему мире места для них нет. Ответ лежит за его пределами, и Монтэг решается выйти за них — этот поступок убедительно показывает его внутреннюю силу.

Но вне своего мира Монтэг вместо ответов находит еще больше вопросов. Встреча с «хранителем книг» Фабером должна расставить все по местам — однако становится источником еще больших сомнений и раздумий. Разгадка кроется вовсе не в книгах, и даже не в их содержании. Ответ нужно искать во взаимоотношении человека и истории, которую рассказывает книга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать отзыв для детского сада
  • Как написать отзыв для воспитателя детского
  • Как написать отзыв для автошколы
  • Как написать отзыв грамотно текст
  • Как написать отзыв главные реки