Как написать отзыв на пьесу

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу…).

Рецензия на спектакль

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Театральная рецензия

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Написание рецензии

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов…).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Составляем план рецензии

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Советы рецензенту

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”…
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может «взорваться» в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

Рецензия на спектакль (образец)

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Спектакль для детей

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Как правильно написать отзыв о прочитанной книге? Этот вопрос задают себе все школьники, получившие задание описать свои впечатление о том или ином литературном произведении. Как правило, это предполагает самостоятельную работу ученика, которую преподавателю нужно сдать в формате сочинения-отзыва.

Поэтому сегодня мы разберем, как писать отзыв о прочитанном произведении.

как писать отзыв о прочитанном произведении

Что должно быть написано?

Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.

Звучит сложно, но по факту нужно лишь дать оценку (понравилась или не понравилась), а также объяснить почему. Очень важно максимально раскрыть тему и дать развернутый ответ.

Литературный отзыв – вещь субъективная. В нем автор не только делится эмоциональным впечатлением, он также раскрывает себя через свои читательские пристрастия. Значительная часть аргументации основана на личном опыте, книжных вкусах и предпочтениях.

план отзыва о прочитанном произведении

Что это значит? По сути, ученик имеет право на собственное независимое мнение о любой книге, тем более, если он грамотно сформулирует свои мысли и подкрепит их доказательствами (цитаты, фрагменты текста). Однако не стоит скидывать со счетов мнение преподавателя: на уроках обычно разбираются рецензии литературоведов, подкрепленные реальными историческими фактами.

План отзыва о прочитанном произведении

С чего стоит начать? Для начала следует прочитать книгу внимательно и вдумчиво. После прочтения не стоит сразу садиться за работу, необходимо дать себе время на обдумывание интересных мыслей и идей. Ждать слишком долго также не следует, как правило, для того чтобы прочитанное улеглось в голове, достаточно 2-3 дней.

Далее необходимо составить план отзыва о прочитанном произведении:

  1. Вступление. В нем должно прозвучать название книги и имя писателя. Начать текст можно со слов: «Недавно я прочитал…» или «Это произведение написано известным автором детских книг…».
  2. Описание книги. Здесь нужно рассказать о персонажах, начать можно так: «Основными героями романа являются…» или «В этой истории автор рассказал о…».
  3. Сюжет. Не нужно делать подробный пересказ всего текста, достаточно двух-трех поясняющих предложений. Например, так: «В рассказе описан конфликт между…» или «Книга знакомит читателя с приключениями…».
  4. Рассуждение. Основная часть отзыва. В ней нужно высказать свое мнение о произведении, аргументировать его, можно дать отдельную оценку различным эпизодам, персонажам. Начать можно так: «Из всех героев рассказа мне больше всех понравился…, потому что… (перечислить черты характера)».
  5. Заключительная часть. В ней нужно дать обобщённую оценку всей книге, возможно путем сравнения с другими работами того же автора или той же жанровой направленности. Но можно и ограничиться рекомендациями: «Я всем советую прочитать книгу…».

отзыв о прочитанном рассказе

Вопросы, которые могут помочь при работе

Для того чтобы понять, как писать отзыв о прочитанном произведении, можно попробовать задать себе несколько вопросов.

  1. О чём рассказано в книге?
  2. Знаком ли тебе автор, какие еще произведения этого писателя ты читал?
  3. Основная идея произведения?
  4. Что больше всего понравилось (отдельные эпизоды, персонажи)?
  5. Что не понравилось?
  6. На кого хочется быть похожим из героев?
  7. Где и в какое время происходит история, описанная в книге?
  8. Описаны ли в книге какие-нибудь исторические события, необычные природные явления?
  9. Есть ли какие-нибудь особенности языка книги – необычные выражения, интересные литературные приемы?
  10. О чём ты задумался после прочтения?

отзыв о прочитанном произведении летом

Пример

Г. Х. Андерсен

«Снежная королева»

Ганс Христиан Андерсен – известный во всем мире сказочник. Его книгами зачитываются дети во всех странах мира. Совсем недавно я прочитал сказку «Снежная королева» и хочу поделиться с вами впечатлением.

Я думаю, что многие уже прочитали эту книгу, или даже смотрели замечательный мультфильм, снятый по мотивам известной сказки.

В истории, которую поведал всему миру Г. Х. Андерсен, речь идет о двух детях – девочке Герде и мальчике Кае. Злая Снежная королева сделала сердце Кая холодным, как лёд, и он стал злым и грубым. Одна Герда верила в то, что ее друг остался таким же хорошим и добрым, как раньше, и нужно только помочь ему вспомнить. Чтобы спасти Кая, маленькая, но храбрая девочка отправляется в опасное путешествие.

Сказка «Снежная королева» учит всех бороться со злом и несправедливостью, всегда приходить на помощь друзьям. Больше всего в книге мне понравилась Герда – она добрая и самоотверженная.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку. Она не только очень интересная, еще в ней показано, как можно победить зло.

как правильно написать отзыв о прочитанной книге

Отзыв о прочитанном рассказе

Давать оценку рассказу чуть легче, чем полновесной книге. Он меньше, прочитать его можно быстро, а при необходимости перечитать. Так можно уловить какие-то мелкие детали, которые ускользнули при первом знакомстве с текстом.

Принцип написания, структура отзыва о коротком рассказе ничем не отличаются от отзыва на любую другую литературную форму.

Часто также задается вопрос о том, как написать отзыв о произведении, прочитанном летом. Здесь порядок действий остается тем же, однако перед тем, как сесть за работу, стоит освежить воспоминания и хотя бы бегло перечитать книгу.

Полезные советы

Как писать отзыв о прочитанном произведении?

Во-первых, нужно самому прочитать книгу. Не стоит работать на основе чужого мнения: как минимум будет необъективная оценка, как максимум – в тексте отразится множество логических ошибок.

Во-вторых, не стоит фантазировать на тему того, что нужно поменять в истории. Следует уважать виденье автора, все рассуждения вроде «здесь следовало сделать так» выглядят как обычное хвастовство.

В-третьих, перед написанием определите стиль текста. Это может быть впечатление, исповедь (когда прочитанное перекликается с личным опытом), рекомендация (кому и зачем стоит читать), детальный анализ (сосредоточить внимание на отдельном событии или эпизоде) или ассоциация (сравнение разных произведений).

В-четвертых, нужно постараться найти сильные и слабые стороны произведения. Для этого книгу следует рассматривать с разных сторон, определить, что в ней нравится, а что смущает или расстраивает.

Теперь вы знаете, как писать отзыв о прочитанном произведении. Удачной работы и интересных книг!

Как написать отзыв о спектакле

Даже если вы не являетесь заядлым театралом, посещение спектакля не может пройти для вас бесследно – драматическое искусство создано для того, чтобы заставлять задуматься и никого не оставлять равнодушным. Что бы ни потребовало от вас дать отзыв о просмотренной пьесе, сделайте его достаточно полным – ведь только благодаря отзывам обычных зрителей, а не театральных критиков, режиссер и актеры (а иногда и автор) могут понять, удалось ли им донести до вас смысл произведения.

Как написать отзыв  о спектакле

Инструкция

Отзыв отличается от рецензии прежде всего тем, что в его основе лежат ваши собственные впечатления. Отзыв всегда субъективен, индивидуален. Будьте максимально честны. Вместе с тем постарайтесь быть предельно вежливым – даже если декорации показались вам убогими, а игра актеров – унылой и неискренней, сообщите об этом корректно, не стараясь обидеть. Превосходная степень и определения вроде «великолепный», «изумительный», обилие восклицательных знаков также не украсят отзыв, а, скорее, заставят заподозрить вас в преувеличении. Ваше мнение должно быть обоснованным – голословные утверждения, что спектакль плох или хорошо, ничего о нем не скажут тем, для кого вы пишете отзыв.

Не существует четкого плана построения отзыва, но можно выделить несколько ключевых моментов. Прокомментируйте игру актеров, режиссерские ходы, которые показались вам необычными. Не нужно пересказывать сюжет пьесы. Лучше отметьте, что вас поразило, нашло отклик в душе, а что, напротив, не вызвало никаких эмоций. Расскажите, насколько соответствовали вашим представлениям о героях произведения воплощенные актерами образы.

Не бойтесь показаться несведущим – отзыв не требует досконального знания законов театра, тщательного анализа режиссерской работы. Опишите собственное настроение: каким оно было во время просмотра, насколько изменилось к концу спектакля. Возможно, вам захочется сравнить просмотренное представление с другими постановками этого произведения, если вы видели их ранее.

Представьте, что другой человек будет принимать решение, смотреть ему этот спектакль или нет, на основании вашего отзыва. Пусть тот, кто его прочитает, проникнется атмосферой в зале, чувствами зрителей, захочет увидеть то же, что и вы, или решит не терять времени зря.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как написать отзыв

Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?


Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему? 

7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод  (или рекомендация).

Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?

Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? 

В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
 «Каштанка» А. П. Чехова

Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.

Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.

Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?

Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

 Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

— книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)

— эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)

— интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая,  любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)

— автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)

— особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)

Возможно, также пригодятся такие выражения: эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод..,  читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …

Вот примерный план отзыва о прочитанном произведении.

1. Вступление (Автор и название произведения. Если читали другие произведения этого автора и автор уже вам знаком, напишите об этом).

2. О чём произведение? (сжатый пересказ, 2-3 предложения)

В этой сказке/повести/романе изображается…

В произведении рассказывается (говорится) о …

Автор/ Ф. И. О. автора описывает…

3. Кто главный герой/герои? Какие чувства вызывают герои?

Меня удивило (обрадовало, огорчило), что…

Я (и сейчас) восхищаюсь (этим героем), потому что…

Сочувствие (чувство восхищения, негодования, недоумения) вызывает…

С симпатией я отношусь к …

Мы смеемся вместе с автором над…

4. Какой эпизод/сцена особенно запомнились?

Особенно взволновал (удивил) меня эпизод (момент), когда…

Меня тронуло…

Особенно трогательна картина (сцена)…

Я с интересом (с тревогой) следил за…

Я огорчался, когда…

5. В чем идея произведения?

Автор напоминает нам о…

Идея повести/романа/сказки/рассказа/ проста:…

Произведение заставляет задуматься о…

Книга учит…

6. Мои открытия.

В помощь:

1. Как написать отзыв. В помощь школьникам

2. Как написать отзыв о книге

 Помните: отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением.
Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям.
Отзыв о прочитанной книге — это свободное сочинение, поэтому пункты плана можно менять.

Как писать отзыв по литературному произведению

      Отзыв – это
высказывание о литературном произведении,  в котором вы даёте оценку прочитанного (т.е., говорите понравилось или не
понравилось
произведение). Кроме того, вы делитесь тем, какие эмоции, размышления вызвал у вас текст.  В
отзыве необходимо сказать, о чём  это произведение (раскрыть его тему, например: произведение о дружбе, о Великой
Отечественной войне, о любви и т.д
.). В отзыве обязательно должна
содержаться  аргументация вашего мнения, подкрепленная  доказательствами. Это
значит, что  вы должны не просто сказать,  понравились или не понравились вам
герои или произведение, необходимо объяснить,  почему
оно вызвало у вас такие эмоции, что именно  тронуло вас при прочтении.
Очень важно максимально раскрыть тему и дать развернутый ответ.

План отзыва о прочитанном произведении

1.  
Вступление.  В нем должно прозвучать название книги и имя писателя. Начать текст
можно со слов:
«Недавно
я прочитал…», «Эта книга мне очень понравилась/ не понравилась/ интересная/
увлекательная…», «С первых страниц книга увлекла меня…» и т.д..

2.  
Описание
книги.
Сюжет
(кратко!!!).
 Здесь нужно
рассказать о персонажах, начать можно так:
«Основными героями  рассказа являются…». 
Не надо делать подробный пересказ всего текста,
достаточно двух-трех поясняющих предложений. Например, так:
«В рассказе описан конфликт между…»,  или «Книга знакомит читателя с жизнью…», или «В этой истории автор рассказал о…».

3.  
Рассуждение.
Основная часть отзыва
. В ней нужно
высказать свои мысли  о произведении,
аргументировать
своё мнение, можно дать оценку  отдельным эпизодам,
персонажам. Начать можно так:
«Из всех героев рассказа мне больше всех понравился /не понравился…, потому что… (перечислить черты характера)», «Я считаю, что герой прав/не прав, потому
что…», «Мне жаль героя// он вызвал у меня уважение, потому что…», «Особенно мне
понравился эпизод, когда…»,»В эпизоде… наиболее ярко проявился характер героя»
и т.д.

4.  
Заключительная
часть
. В ней нужно дать обобщённую оценку всей книге,
например
«На меня
это произведение произвело сильное впечатление, заставило задуматься о…».
Но можно и ограничиться рекомендациями: «Я всем советую прочитать книгу…».

Пример
отзыва

Отзыв
по рассказу Ю.Я.Яковлева «Память»

        Недавно я
прочитала рассказ Ю.Я.Яковлева «Память». Это произведение заставило меня о
многом задуматься, перенесло в страшные годы ВОВ.

  В рассказе повествуется о
военном прошлом Тони Кулаковой (завуча Антонины Ивановны), которой было всего
15 лет, и её боевой подруги, Лиды Демеш. Обе девочки были активными бойцами
Оршанского подполья. Лида собирала для партизан важные сведения о фашистах,
носила мины с поля боя. Тоня передавала записки партизанам. Причём Лида Демеш –
лицо реальное. Её расстреляли. На тот момент ей было всего тринадцать лет. И
как трагично звучит фраза, брошенная девочкой перед смертью: «Передайте маме,
что меня ведут на расстрел!»

Рассказ производит очень тяжёлое
впечатление. Спустя годы вместе с завучем Антониной Ивановной мы переносимся в 
далёкое трагическое прошлое нашей страны, узнаём о годах юности двух отважных
девочек. Странная и страшная это юность! В ней нет веселья, радости,
безмятежности… Каждый день эти девочки рискуют жизнью. Мы узнаём, что Тоня была
тяжело ранена, а Лиду расстреляли. А ведь их судьбы не единичны. Ранения,
смерть —  верные спутники войны. Миллионы девчонок и мальчишек точно  так же
умирали в то страшное время.

Я думаю, рассказ недаром
называется «Память». В своих произведениях Ю.Яковлев говорил: «Забвение — это
ржавчина памяти». Вот и его героиня Тоня Кулакова благодаря черноголовой
девочке «почувствовала себя защищённой от разрушительной силы забвения». Кто же
такая эта «черноголовая» девочка? Возможно, плод фантазии Антонины Ивановны, её
память, представшая в образе школьницы Лиды Демеш.  Мы догадываемся об этом,
когда завуч начинает обращаться к девочке со словами «помнишь». Если это
реальная девочка, то не может она помнить в силу своего возраста.
Антонина Ивановна обращается к ней так, будто хорошо знает её, будто всё, о чём
они говорят, — их общее прошлое. Эту догадку подтверждают и заключительные
строки произведения, когда в голосе, внешности и повадках школьницы завуч
узнаёт свою боевую подругу. Я думаю, Ю.Яковлев, называя свой рассказ «Память»,
хотел подсказать нам, что черноголовая девочка – это память Антонины Ивановны, воскресившая
страшное прошлое.

  Почему же так важно помнить?
Память спасает нас от забвения. Память – дорога к бессмертию. Пока мы помним
умерших, они живы в наших сердцах, в наших душах. Важно помнить о подвиге
нашего народа, о том, чего стоила эта победа. Нельзя забывать о том, что 
победа над фашистами подарила нам будущее. Наша страна и мы сами  есть
благодаря тем, кто тогда отдавал свои жизни. Мы должны сказать им спасибо.
Нашему народу есть, чем гордиться, как бы ни пытались современные политики переписать
историю,  убедить нас в обратном. Память – хранитель исторической правды. И мы
помним и гордимся великим подвигом советских солдат, наших дедов и прадедов.

 Этот рассказ заставил меня
задуматься о том, как важно помнить, чтобы ценить то, что у нас есть сейчас,
чтобы не повторять ошибок прошлого и учиться у наших прадедов стойкости и
мужеству.

Как написать отзыв. В помощь школьникамВ последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.

Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.

Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.

Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?

Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило – и почему.

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно “зацепили”: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки – объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)

1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?

Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.

Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.

Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Как написать отзыв. В помощь школьникам3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?

Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову.

В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете.

4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

  • книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история),
  • эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…),
  • интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.),
  • автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…),
  • особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).

Возможно, также пригодятся такие выражения:

  • эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
  • читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…

Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.

А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте.

Удачи и вдохновения!

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать отзыв на пункт выдачи озон
  • Как написать отзыв на пункт выдачи вайлдберриз
  • Как написать отзыв на прочитанную сказку
  • Как написать отзыв на произведение детство
  • Как написать отзыв на произведение 4 класс никакой горчицы я не ел