Как написать отзыв на спектакль образец

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу…).

Рецензия на спектакль

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Театральная рецензия

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Написание рецензии

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов…).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Составляем план рецензии

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Советы рецензенту

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”…
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может «взорваться» в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

Рецензия на спектакль (образец)

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Спектакль для детей

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Рецензия на спектакль имеет публицистическую направленность.

Этот жанр увлекательный и сложный одновременно, ведь рецензент должен подать свою точку зрения так, чтобы она была интересной для окружающих.

При этом создается собственное произведение, наполненное объективными рассуждениями автора.

Содержание

  • 1 Кто пишет рецензию на спектакль
  • 2 Алгоритм действий процесса рецензирования пьесы
  • 3 Что должна содержать рецензия на спектакль
  • 4 Разберем на примерах
  • 5 Советы по типичным ошибкам рецензентов

Кто пишет рецензию на спектакль

Кто пишет рецензии

Рецензию на спектакль может написать и дилетант

За рецензирование спектакля может взяться как профессионал, так и дилетант в этой области.

В первом случае от рецензента требуется развернутый анализ спектакля, прочно стоящий на теоретическом фундаменте.

Если же рецензию пишет любитель, можно подать ее в форме эссе (оно основывается на впечатлениях рецензента), но все же познать азы теории также желательно.

Обратите внимание, что большинство театров выделяет для критиков и друзей театра отдельный ряд с хорошим обзором сцены.

Алгоритм действий процесса рецензирования пьесы

Для написания рецензии на спектакль недостаточно его просмотра и прочтения рецензий других авторов.

Чтобы процесс рецензирования не остановился на полпути, а ваша рецензия заняла достойное место среди своих «собратьев», следуйте проверенному алгоритму-инструкции:

  1. Предварительный сбор информации: прочтение пьесы, по которой поставлен спектакль (это даст возможность оценить соответствие постановки оригиналу), сбор информации о количестве и местах постановки этого же спектакля.
  2. Просмотр спектакля (желательно с блокнотом и ручкой для заметок). В блокноте необходимо зарисовать внешний вид сцены, записать наиболее яркие реплики (по вашему мнению) и впечатления.

Заметки по спектаклю делаются в темноте и очень быстро, поэтому больше напоминают краткие очерки, обрывки фраз.

Алгоритм действий

Заметки, сделанные на спектакле, лучше разбирать сразу после спектакля

Для того чтобы ничего не забыть, по приходу домой сразу же приступайте к расшифровке своих набросков: 

  1. Беседа с режиссером спектакля (позволит сравнить свое мнение с мнением постановщика и внести интересную нотку в рецензию).
  2. Сравнение первых впечатлений с послевкусием.
  3. Написание рецензии по плану, предоставленному ниже.
  4. Проверка содержания и оформления рецензии.

Работа с набросками сразу после спектакля поможет не упустить ничего важного.

Что должна содержать рецензия на спектакль

Рецензия на спектакль традиционно включает такие элементы:

  • общие сведения о пьесе;
  • анализ идейного содержания постановки;
  • оценка игры актеров;
  • особенности сценографии (свет, цветовые решения, декорации, как все это помогло раскрыть содержание, донести идею).

Можно также говорить о соотношении пьесы и ее постановки, содержании.

Эту составляющую включают в анализ идеи или же представляют как отдельный элемент.

В конце рецензии (после выводов) часто вставляют перечисление актеров.

Разберем на примерах

Для разбора наиболее важных частей рецензии на спектакль возьмем примеры таких текстов на спектакли театра «Современник» (http://www.theatre.ru/review/sovr.html или https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcd1hSaG9sWmZHdG8/view?usp=sharing).

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем.

Пример изложения выглядит так:

«Пигмалион» Бернард Шоу, перевод с английского Е.Калашниковой

Постановка — Галины Волчек

Художник — Павел Каплевич

Премьера — 22 декабря 1994 года

Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность — 3 часа 15 минут

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя.

Для этого рецензенты используют различные приемы:

  • описание начала постановки;
  • краткий анализ места пьесы среди других театральных постановок;
  • описание примечательной особенности (сравните рецензии на спектакли «Пигмалион» и «Мы едем, едем, едем…», «Аномалия»).

После вступления необходимо дать оценку спектакля по указанным выше параметрам, при этом должна быть четко видна позиция автора, обратите внимание на второй абзац в рецензии на спектакль «Мы едем, едем, едем…».

Рецензии на спектакли "Современника"

«Современник» — один из самых популярных театров Москвы и России

Автор по порядку перечислил то, чем не доволен, и при этом аргументировал свои замечания конкретными примерами.

Никаких неоднозначностей в его характеристике мы не найдем.

Хороший пример описания сценографии можно найти в рецензии на спектакль «Вишневый сад», а сравнение с текстом пьесы – в рецензии на спектакль «Играем… Шиллера!».

Каждая рецензия должна заканчиваться выводами, представляющими общее впечатление и выводы автора.

Интересный прием для этой части – обращение к читателям, пример такого заключения можете посмотреть в рецензии на спектакль «Уйди-уйди» на указанном сайте.

Советы по типичным ошибкам рецензентов

Не увлекайтесь пересказом содержания спектакля, вам ведь неинтересно смотреть фильм, о событиях которого все знаете.

Выберите самые яркие моменты и обыграйте их в рецензии так, чтобы читатель сам захотел посмотреть спектакль.

Обратите внимание на рецензию к спектаклю «Аномалия», в ней автор явно переборщил с изложением сюжета и припрятал за ним свою позицию.

Нельзя заявлять «нравится»/«не нравится» без аргументации своей позиции.

Если вы говорите об открытиях, новшествах, замеченных в спектакле, обязательно убедитесь, не были ли они введены в театральную практику раньше.

Все эти советы имеют рекомендационный характер, как их воплотить, решать только вам, ведь рецензия – это не просто анализ, а самостоятельный продукт творчества.

В этом видео вы узнаете, как написать рецензию на выставку:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рецензия на
спектакль ( для учащихся 8-11 классов)

Для того чтобы
оценить спектакль профессионально, нужно воспитать в себе культурного зрителя.
Предлагаем вопросник, который составлен по Патрису Пави («Словарь
театра») и поможет написать сочинение.

1.    
Нужно обращать внимание
на то, что  делает спектакль уникальным
:

А) реализация авторской идеи в спектакле (как мы поняли сюжетные линии,
философский подтекст, которые автор пьесы предложил нашему вниманию),

Б) сценография(организация пространства) : отношение между зрителем и
игровым пространством, цветовые решения и роль света; соотношение между тем,
что показывается, и тем, что скрывается),

В) мизансцены (как актёры читают текст, их жесты, мимика, взгляды),

Г) режиссёрские находки, проявляющиеся во всех моментах спектакля,

Д) декорации и знаковые предметы на сцене (которые нужно прочитывать на
символическом уровне),

Е) внесценическое пространство (включает в себя реальность, которая
разворачивается и существует вне поля зрения; внесценическое обычно вводится мизансценой
с помощью звуковых устройств, которые имитируют иной мир  (всевозможные шумы:
гроза, плеск воды, пение птиц, выстрелы, пение, лай…); все эти приёмы создают
впечатление, что рядом со сценой находится смежное пространство, которое по
каким-то причинам скрыто от взора зрителя),

Ж) костюмы: их система, отношения с телом,

З) актёрская игра: индивидуализированная или обычная манера игры;
жестикуляция, грим, голос,

И) функция музыки, шумов, звуков, тишины,

К) соответствие жанру пьесы, поставленной режиссёром,

Л) зритель: реакция публики, адекватность восприятия текста,

М) функция антракта: антракт всегда разрыв, означающий разрушение
театральной иллюзии, возможность размышления.

2.  Как вам лично понравился спектакль (какие чувства пробудил;
что удивило; удалось ли автору пьесы обратиться к вашим знаниям, интеллекту;
угадали ли вы какие-либо цитаты, аллюзии; возникли ли у вас ассоциации;
показался ли вам волшебным мир театра).

Составлено и многократно опробовано на уроках Истратовой С.В., учителем
литературы МАОУ «Гимназия №4» города Саратова

Как написать отзыв о спектакле

Даже если вы не являетесь заядлым театралом, посещение спектакля не может пройти для вас бесследно – драматическое искусство создано для того, чтобы заставлять задуматься и никого не оставлять равнодушным. Что бы ни потребовало от вас дать отзыв о просмотренной пьесе, сделайте его достаточно полным – ведь только благодаря отзывам обычных зрителей, а не театральных критиков, режиссер и актеры (а иногда и автор) могут понять, удалось ли им донести до вас смысл произведения.

Как написать отзыв  о спектакле

Инструкция

Отзыв отличается от рецензии прежде всего тем, что в его основе лежат ваши собственные впечатления. Отзыв всегда субъективен, индивидуален. Будьте максимально честны. Вместе с тем постарайтесь быть предельно вежливым – даже если декорации показались вам убогими, а игра актеров – унылой и неискренней, сообщите об этом корректно, не стараясь обидеть. Превосходная степень и определения вроде «великолепный», «изумительный», обилие восклицательных знаков также не украсят отзыв, а, скорее, заставят заподозрить вас в преувеличении. Ваше мнение должно быть обоснованным – голословные утверждения, что спектакль плох или хорошо, ничего о нем не скажут тем, для кого вы пишете отзыв.

Не существует четкого плана построения отзыва, но можно выделить несколько ключевых моментов. Прокомментируйте игру актеров, режиссерские ходы, которые показались вам необычными. Не нужно пересказывать сюжет пьесы. Лучше отметьте, что вас поразило, нашло отклик в душе, а что, напротив, не вызвало никаких эмоций. Расскажите, насколько соответствовали вашим представлениям о героях произведения воплощенные актерами образы.

Не бойтесь показаться несведущим – отзыв не требует досконального знания законов театра, тщательного анализа режиссерской работы. Опишите собственное настроение: каким оно было во время просмотра, насколько изменилось к концу спектакля. Возможно, вам захочется сравнить просмотренное представление с другими постановками этого произведения, если вы видели их ранее.

Представьте, что другой человек будет принимать решение, смотреть ему этот спектакль или нет, на основании вашего отзыва. Пусть тот, кто его прочитает, проникнется атмосферой в зале, чувствами зрителей, захочет увидеть то же, что и вы, или решит не терять времени зря.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ Подготовила

РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ Подготовила

РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ

Подготовила Е. А. Букурова – педагог МАУДО «Дом детского творчества МО Староминский район Краснодарского края

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре…

Этапы создания рецензии Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре…

Этапы создания рецензии

Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
Просмотр спектакля.
Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
Непосредственное написание критической статьи.

План рецензии (примерный) Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки

План рецензии (примерный) Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки

План рецензии (примерный)

Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
Оценка актерской игры.

Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность

Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность

Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов…).
Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем

Итак, в начале каждой рецензии необходимо подать сухие общие сведения о спектакле, чтобы читатель составил общее впечатление о нем. «Пигмалион» Бернард Шоу, перевод с английского Е.Калашниковой Постановка — Галины Волчек
Художник — Павел Каплевич
Премьера — 22 декабря 1994 года
Спектакль идет с одним антрактом, продолжительность — 3 часа 15 минут.

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя

Далее приступаем к анализу произведения, помня о том, что первый абзац должен заинтересовать читателя.
Для этого рецензенты используют различные приемы: описание начала постановки; краткий анализ места пьесы среди других театральных постановок; описание примечательной особенности.
После вступления необходимо дать оценку спектакля по указанным выше параметрам, при этом должна быть четко видна позиция автора.

Советы по написанию рецензии:

Советы по написанию рецензии:

Советы по написанию рецензии:

До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
Посмотрите спектакль сами.
Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.

Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля

Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля

Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.

Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,

Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,

Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
Обязательно приводите аргументы.
Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

Основные ошибки написания театральной рецензии

Основные ошибки написания театральной рецензии

Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”…
Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
Неграмотное использование терминов.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль – это продукт творчества

Рецензия на спектакль – это продукт творчества

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Фанатики Вельзевула, или зрители в центре хаоса

Рецензия на спектакль «Повелитель мух» (Академический Малый драматический театр — Театр Европы). По одноименному роману Уильяма Голдинга, режиссер-постановщик – Лев Абрамович Додин.

Автор —Екатерина Чунихина, ученица 11Г класса Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Центра Образования 173, города Санкт-Петербург

Работа написана под руководством учителя русского языка и литературы ГБОУ ЦО 173 Зариной Светланы Георгиевны

C:UsersЕкатеринаAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.Word38869a0fcc8f140998744cb69be61c55.jpg

«Небо. Самолет. В нем – дети и зрители Театра Европы. Звуки винтовых двигателей становятся громче, они начинают заполнять каждое место в небольшом зале, а сердца пришедших дрожат, чувствуют страх – надвигающиеся беду»

Режиссер и директор театра Лев Абрамович Додин выбрал идеальный роман для постановки на сцене. Место действия – остров, на котором оказались Ральф, Джек, Хрюша и другие. Все они герои эпического произведения Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Ограниченное пространство играет на руку постановщику спектакля, ведь зрители ощущают давление, когда понимают, что они оказались в эпицентре катастрофы. И катастрофа здесь – это не крушение самолета на необитаемом острове, а дети, оказавшиеся наедине друг с другом. Если прийти на постановку без знания сюжета романа Голдинга, можно подумать, что ничего страшнее авиакатастрофы уже не произойдет. Но спустя всего 10 минут зритель понимает, что Додин играет на тонких струнах чувств свидетелей безумства обычных детей. Но обычных ли?

Лев Абрамович, возобновив спектакль в 2009 году, по-новому взглянул на «Повелителя мух». Важным изменением стала смена актерского состава. Не совсем дети, не совсем взрослые – именно такими и предстают герои обновленной театральной постановки. Практика исполнения более взрослыми артистами ролей подростков не является редкостью. Обычно это смотрится неуместно, но в данном спектакле «взрослые дети» проецируют на себе современных людей и их проблемы. Не этим ли режиссер и его помощники хотели сказать, что оказавшись в иных обстоятельствах, отличных от привычных, даже ребенок способен нагнать ужас и страх на окружающих и на самого себя? Стоит выйти за рамки, и мы приобретаем иные лица и иногда даже морды. В момент, когда малыш Персиваль (Ярослав Дяченко) говорит о чудовище, выходящем из моря, все герои смотрят в сторону зрительного зала и замирают на пару мгновений. Но эти мгновения длятся для публики так долго и мучительно. Они чувствуют и понимают, что дети так взволновано и пугающе смотрят сразу на несколько сотен чудищ – на зрителей. И Саймон (Станислав Никольский) это подтверждает короткой фразой: «Может, этот зверь и есть. Может, это мы…»

Ощущение «надвигающейся беды» все больше давит на пришедших в театр людей. Пение всех героев в ключевые моменты пьесы или моменты отчаяния, дым и свет со стороны арьерсцены как отражение бушующих эмоций малышей… в такой напряженный момент каждый ищет соломинку, за которую можно схватиться. На сцене их две — демократичный Ральф в исполнении Евгения Санникова и разрушительный Джек, роль которого исполнил Никита Сидоров. С одним ты чувствуешь себя в безопасности, а с другим – спасенным. Но благодаря исполнителям главных ролей зритель осознает – ни с кем из них по отдельности он не будет собой, чувствовать себя в полном здравии или просто живым. Читая роман Голдинга сложно осознать масштаб созданного детьми хаоса, из-за которого они ссорятся, делятся на два лагеря и не могут оставаться друзьями. Останки самолета на темной сцене играют роль зеркала разбитых душ детей. Но, даже собрав все части фюзеляжа в одном месте, собрать железную птичку уже нельзя, как и вернуть лучшие качества детей. Только увидев героев и маленький островок, мы можем осознать, что дальше будет еще страшнее, а кульминация содрогнет весь Малый драматический театр.

Когда эмоции героев спектакля зашкаливают, вместо детей разных возрастов появляются фанатики демона Вельзевула. Музыка и движения, похожие на ритуальные танцы, возвещают о смене личностей малышей. С этого момента они будут не Джеком, Роджером и Саймоном, а вождем, охотником и жертвой. Невинные и цивилизованные мальчики убивают товарища и даже не одного. Лев Абрамович, в конце концов, каждого героя постановки делает жертвой. Физически или морально, но каждый из них перестает быть собой. Замкнутое пространство сцены давит на них, выхода нет, а все, что остается выжившим героям «Повелителя мух» — это смириться. Смириться со своей новой личиной и с присутствием среди них невидимого демона. Но кто же он такой?

Голдинг называл «Повелителем мух» голову свиньи, насажанную на кол, которая вся была облеплена мухами. Эта голова – результат успешной охоты и жертва другому зверю. Но режиссер-постановщик показал не только «тотем» этого демона на сцене, но и изобразил свое личное представление Вельзевула. Лев Додин вместе со стенографистом Давидом Боровским отобразили его в самой сцене. Лучи света, прорывающиеся снизу, повсюду лежат части фюзеляжа самолета, а сам подмосток темнеет на протяжении всего спектакля. В конце сцена оказывается, поглощена тьмой – демоном, который и принес хаос на остров и в души детей.

Хаос – вот, что привнесли в театральную адаптацию «Повелителя мух» режиссер, его помощники и актеры. Они хотят донести до зрителя, что он есть и в нас, и в наших близких. Мы можем потерять лицо в любой момент и превратиться в зверя, уничтожающего собственную жизнь. Мы все – те «взрослые дети» со сцены МДТ. И Лев Абрамович прямым текстом сообщает залу «вы безумны, вы в опасности». Но дает ли театральный руководитель нам шанс на спасение? Думаю, каждый сам выбирает, насколько сильно оно ему нужно. Но Додин дает нам важное наставление – помощь нам необходима и как можно скорее. Режиссер настолько сильно погрузился в текст Уильяма Голдинга и собственную постановку, что теперь может давать советы театралам, пережив состояние героев на себе. А если постановщик смог вкусить плод собственного многолетнего труда и творчества – зритель это оценит и с головой окунется в жуткий мир. Зачем? Чтобы понять, как спасти себя. Не зря, выходя из зала, каждый думает про себя – для сохранения своего сознания им нужно «выглядеть попристойнее».

«Разрушенный самолет. Остров. На нем – дети и зрители Театра Европы. Пение хора и звуки смерти заставляют пришедших задуматься, не являются ли они отражением главных героев, а сцена – родным домом. Покидая театр, каждый в глубине души осознает, что беда настигла их тогда, когда они только появились на свет. Ведь мы и есть причины своих бед»

Как написать рецензию на спектакль: образец

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу. ).

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов. ).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора. ), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”.
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может «взорваться» в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Укажите случаи нарушения сочетаемости слов в следующих выражениях. Выпишите только правильные словосочетания

Оплатить за
проезд, отзыв на статью, рецензия о спектакле, слушаться сестры, увеличить
уровень, распутаться с делами, закон по охране детства, усилить внимание
проблеме, неминуемый успех.

ЗАплатить За проезд, но Оплатить проезд; рецензия НА спектакль ( винительный падеж, а не предложный, нарушено управление) ; слушаться ( кого? ) сестру; закон ОБ охране детства ( предложный падеж, а не дательный, нарушено управление) ; усилить внимание К проблеме ( пропущен предлог) . Остальные словосочетания написаны правильно.

неправильное — усилить внимание К проблеме. остальные правильные.

подумать как следует разобрать с учащимся выделенные слова в следующих словосочетаниях «завод у игрушки- консервный завод
pomagite pozaluysta.

Создаем театральную рецензию

Как написать театральную рецензию

Театральная рецензия – самый популярный жанр театральной критики, цель которого – рассказ о спектакле. Рецензия должна быть посвящена именно спектаклю, а не пьесе. Для написания рецензии необходимо “прочитать” спектакль, понять режиссера, его концепцию, которая воплощается через мизансцены, актеров, сценографию, музыкальное сопровождение. Рецензия, как любой жанр, имеет свою структуру. Существуют нормы написания рецензии, и существует структура рецензии: нужно идти от общего к частному.

Вначале должен быть общий тезис: о чем спектакль. В рецензии возможно описание ключевых мизансцен, каких-то эпизодов, работы актеров. В процессе написания рецензии нужно внимательно обращаться с театральными терминами. Чтобы избежать неправильного употребления, лучше всего заглянуть в словарь. Очень важно не сбиваться на “нравится” или “не нравится”. Это из области зрительского комментирования спектакля. Такие фразы, как “порадовал актер”, “была убедительна в роли”, “хорошо справилась с ролью”, лучше не использовать. Они не несут никакой информации для потенциальных зрителей и для актеров. Еще одной частой ошибкой является пересказ сюжета. Если это и нужно делать, то очень изящно и кратко. И очень важно не говорить об открытиях, когда их не было. А это часто встречается из-за недостатка опыта у рецензента, незнания истории театральных постановок. Рецензия – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух спектакля, чтобы читатель захотел или не захотел его посмотреть.

Советы по написанию рецензии:

  1. Проведите предварительную работу. Прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль. Узнайте, когда и где ее уже ставили. Не торопитесь с написанием рецензии. Лучше ее писать на следующий после спектакля день. Сравните первые впечатления с послевкусием. После этого можно приниматься за сам текст. В первой части статьи необходимо предоставить краткую информацию о театре, главном режиссере и его прошлых постановках. Упомяните о пьесе. Необходимо рассказать о традиции ее постановки.
  2. Напишите разбор идейного содержания. Продумайте, какую мысль хотел донести до зрителей режиссер, какая атмосфера была на спектакле. Проанализируйте несколько важных эпизодов, отметьте оригинальные режиссерские решения. Приведите аргументы вне зависимости от того, хвалите вы или ругаете. Очень важно сохранить объективность, даже если постановка в целом вам не понравилась. В любом спектакле можно найти положительные стороны. Если речь идет о постановке классических пьес Островского или Шекспира, акцентируйте внимание на том, что нового было в данной трактовке.
  3. Оцените игру актеров и актерские находки. Называя героев пьесы по именам, не забудьте в скобках указать фамилии актеров, которые исполняли роли. Не обязательно подробно перечислять всех действующих лиц. Достаточно отметить тех, чья игра действительно вас поразила.
  4. Напишите о сценографии спектакля. Расскажите о цветовых решениях, световых сценариях, как форма помогала раскрытию содержания. Стоит уделить несколько слов работе хореографа, костюмера и гримера.

Вы можете использовать следующие слова и сочетания:
важно отметить, что…, в моем восприятии…, больше всего меня впечатлило…, исполнитель главное роли, доминировали актеры, очень удачным мне кажется решение режиссера…, цвето-световое решение, костюмы актеров, декорации были призваны передать…, оригинальные находки, показалось лишним, не хватило для восприятия, разрушило мои представления, заставило задуматься, осталось в памяти…

источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/28847150

http://www.oshibok-net.ru/for-all/how-to-analyze-text/teatr-recenziya/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать отзыв на сказку цветик семицветик
  • Как написать отзыв на сказку царевна лягушка
  • Как написать отзыв на сказку хаврошечка
  • Как написать отзыв на сказку аленький цветочек 4 класс
  • Как написать отзыв на семинар