Как написать панчлайн

Если вы уже не первый месяц пишите и читаете рэп, вы должны хорошо понимать, что хорошей песне нужен панчлайн, да не один, а как можно больше. Если припев или хук, это то, что запоминается и цепляет, в целом, то панчлайн, это то, что цепляет внутри куплета. Хотя панч может быть и внутри припева и вообще в любом месте песни.

Панчлайн — буквально ударная строка. Это то, что запоминается. Сделать хороший панчлайн, так же непросто как смешно пошутить. Если перебрать весь синонимичный ряд, что полезно, то станет ясно – хороший панч, это соль, «последний гвоздь в крышку гроба», тонкий и точный укол, неожиданный резкий, смертоносный удар; список можете продолжить сами.

Как же написать панчлайн? Прежде всего, помните, что он должен быть ярким, даже шокирующим. Этого эффекта проще всего добиться, сделав резкий контраст в тексте, «ударить, когда этого не ожидают». Вообще прием работы с текстом на контрастах отлично подходит для написания эмоциональных ярких тексов.

Другой отличный прием, чтобы написать панчлайн – это взять устоявшееся словосочетание или выражение, которые все хорошо знают, это может быть поговорка, или высказывание поэта или политика, и обыграть его в совершенно ином свете.

Панчлайн становится уж совсем «разрывным» если при его написании вы используете такой прием как «двойная рифма».

Напомним, что двойная рифма — это это прием, при котором рифмуется не одно, а два последних слова в строке.

Что бы оформить панч двойной рифмой лучше всего придумать очень емкое, яркое и лаконичное словосочетание, а затем подбирать к нему созвучное словосочетание для создание двойной рифмы. Тут нужно экспериментировать, писать и сразу пробовать читать в слух. Помните – панч должен звучать круто и увесисто!

Чтобы научиться писать рэп, вы можете записаться на занятия на сайте: рэпшкола.рф


Download Article


Download Article

The punchline of your rap is a heavyweight hitter. Pummel your rap rivals to leave ’em bruised and bitter. No matter if you’re a one-liner or a couplet punch spitter, you’ll never hit hard as a quitter. Prep to punch by training and building stockpile, execute the line with class and style, use expert techniques to your audience beguile, and your fans will remember your punchline till old and senile. Knock ’em senseless, flat cold, laid out in the aisle.

  1. Image titled Write a Rap Punchline Step 1

    1

    Familiarize yourself with the structure of a punchline. Generally, a punchline is considered to be either a single line or a couplet.[1]
    A couplet is a set of two lines that work together to convey your message. These two lines often rhyme.[2]
    Punchlines give weight and impact to your rap. Good punchlines can be difficult to think up on the fly, which is why many rappers base entire songs around a killer, pre-thought punchline.

    • Buildup punchlines reveal a connection or add meaning to a previous statement in your rap to create surprise, anger, or amusement in your audience.
      • Eminem gives a great example of this in “Nail in the Coffin,” where he says, “But then again you’ll finally get your wish, / Cuz you’ll be all over the street like 50 cent.”
    • One-liners are usually clever and to the point. Like:
      • High class like a senior in secondary.
      • You couldn’t make fans cheer if you were the leading genius in the wild rap frontier.[3]
  2. Image titled Write a Rap Punchline Step 2

    2

    Listen to and imitate rappers you admire. The more rap you’re exposed to, the easier it will be for your mind to pick up on patterns and techniques in it. Practice this by using the same structure as rappers you admire and swapping in your own words.

    • For example,
      • Chino XL in “Creep,” says: “As far as that album you dropped, I ain’t feelin’ it / I wouldn’t buy your record if it had a hundred-dollar bill in it.”[4]
      • You might imitate Chino by saying something like, “As far as your skills, I’ll admit, they’re polished / But rhymes don’t have to sparkle to leave fools demolished.”
    • Some prominent punchline rappers you might want to study include Biggie, Big L, Lloyd Banks, Nas, Eminem, Jay-Z, and more.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Rap Punchline Step 3

    3

    Pre-write punchlines. Spend time building up a stockpile of punchlines. Choose topics that are timeless, like falling in love and hard times, or ones useful in many different situations, like those that mock popular figures in society or depict common experiences. You might poke fun at a specific person, bring up a topical point in news, or utilize a well-known proverb in your punchline. Some examples follow:

    • To create a punchline from a proverb, you might say, “Two wrongs may not make a right / But it ain’t always wrong to fight.”
    • A punchline that uses a timeless theme like love might look something like, “It’s true that only fools fall in love, / But for what it’s cost me, it’s an emotion I’d get rid of.”
    • Using common experiences in punchlines might look like, “Elevator muzak is a practical symphony, / Compared to your rappin’, this audio villainy.”
  4. Image titled Write a Rap Punchline Step 4

    4

    Practice using your environment in punchlines. When rapping freestyle especially, use your surroundings, like the weather, in your punchlines. Include regional changes that effect the world at large, like droughts, pollution, disasters, and so on, in your punchline content. The serious nature of these topics will add weight to your punchlines.

    • A punchline that uses a natural disaster might say, “My words rush at ya like a Japanese tsunami / Your rhymes sound more like you’re callin’ for mommy.”
    • Punchline about the local climate, like in the example, “Though I spit rhymes on stage cool, precise, and clear, / Is the AC here broke? It’s hot up in here.”
    • If you noticed someone tapping their fingers to a beat, it might inspire the line, “I seen you dancin’ your fingers on the edge of the table / Could just be nerves, but I think you’re unstable.”
  5. Image titled Write a Rap Punchline Step 5

    5

    Train your flow and delivery. Your ability to speak clearly and without getting tongue tied is critical to the delivery of your punchline. Warm up your voice before rapping so you don’t become hoarse or strain your voice. Practice diction. Gently massage the muscles of your face to release tension.[5]

    • Nervousness very frequently makes artists rush when performing. This can result in your rap being too fast to be clear. Massage your face and neck lightly by rubbing them with your hands in small circles to help release tension.
    • Tongue twisters can be a valuable resource for warming up your mouth before rapping. Do a few of these before you go on stage.[6]
    • Try to speak clearly while you have several ice cubes in your mouth. This is an old technique for training greater precision in speaking.
    • Change up the delivery of set lines you plan on using to prevent your speaking from becoming robotic or wooden. Try varying speed, volume, and stress.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Rap Punchline Step 6

    1

    Build up to the punchline. You can increase the sense of anticipation in your audience by inserting lines between the setup of your punchline and the payoff line. The setup is a line that may be unclear or differently interpreted, but changes when the payoff line drops. To expand on a previous example, Eminem displays this technique in “Nail in the Coffin”:

    • “I would never claim to be no Ray Benzino / An 83-year-old fake Pachino / So how can he hold me over some balcony / Without throwin’ out his lower back out as soon as he goes to lift me / Please don’t, you’ll probably fall with me / And our [butts] will both be history / But then again you’ll finally get your wish / Cause you’ll be all over the street like 50 Cent.”[7]
  2. Image titled Write a Rap Punchline Step 7

    2

    Surprise your audience with a one-liner punchline. One-liners work well when their parts have multiple meanings. A good example of this can be found in Childish Gambino’s EP, “Be Alone,” where he says, “Set the game ablaze, I’m an arcade fire.” Not only does this paint a visual image of an artist on a hot streak, it also pokes fun at how critics have pigeonholed him as a white-audience-friendly independent artist.[8]

    • Lil Wayne had a particularly impressive one-liner in the song “6 Foot 7 Foot,” where he said, “Real G’s move in silence like lasagna.”
    • In “Just a Memory,” Notorious B.I.G. utters the memorable one-liner, “Climb the ladder to success escalator style.
    • Big Daddy Kane throws down the gauntlet in “’Cause I Can Do it Right” with, “I won’t say I’m the baddest, or portray that role, but I’m in the Top Two, and my father’s gettin’ old.”[9]
  3. Image titled Write a Rap Punchline Step 8

    3

    Form a punchline couplet. Choose a phrase that embodies the topic of your couplet. For example, “I’m going to embarrass you.” Adjust that phrase to fit your personal style, tone, delivery, and the beat you’re rapping to (if any). Something like, “Foo’, in front of y’all here I’ll thoroughly embarrass.” Then create a complementary second line that rhymes, as in:

    • Foo’, in front of y’all here I’ll thoroughly embarrass / Yo’ [butt] like a whoppin’ by your ma on the terrace.”
  4. Image titled Write a Rap Punchline Step 9

    4

    Deliver the punchline. Delivery isn’t only about the words that you speak. In many cases, a small pause can add tension or create a more dramatic effect. Pauses can punch up comedic aspects of your rap. Depending on style, some rappers utilize pauses more than others.

    • Add pauses between revealing moments in your rap, like where the setup begins to transition to the payoff. The shift in meaning created by the payoff will be highlighted by the pause preceding it.
    • Stressing certain words can create interesting sound patterns in language. This can result in ordinary things sounding weightier and deeper than they might otherwise.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Rap Punchline Step 10

    1

    Use puns for punchlines. A pun is a line that suggests two or more meanings to humorous effect. Puns can also create humor by confusing similar sounding words that have different meanings.[10]
    You might even take a common pun and use it to create one more faithful to your own style.

    • Lil Wayne puns the line, “Don’t [mess] up with Wayne / ’Cause when it Waynes it pours.”
    • Childish Gambino evokes the suave image of the actor and his role in the movie The Fly with his Goldblum pun: “More green than my Whole Foods and I’m too fly, Jeff Goldblum.”[11]
  2. Image titled Write a Rap Punchline Step 11

    2

    Employ metaphors and similes. A metaphor compares two things that are unalike except for certain common characteristic(s).[12]
    These uncommon comparisons can make situations dramatic, comedic, or absurd. Some examples of metaphor include:

    • ”She was the nastiest hornet to sting my heart / Lucky me, when I met ya’, I bought an EpiPen dart.”
    • ”His momma wasn’t cucumber cool, she was iceberg lettuce cold.”
    • “My words are leopards / They quick, they real, and on stage, they got spots on ’em.”
  3. Image titled Write a Rap Punchline Step 12

    3

    Draw on irony. Irony is where the actual meaning of words is something other than what was intended. A good way to simplify this in your mind is by thinking of irony as things going the opposite of what you’d expect.[13]
    For example, it would be ironic if it were true that the biggest dog in the world was named Tiny.

    • Irony in your rap could might look something like, “I roll real big / Every time I ride a Ferris wheel.”
    • The following is an example of irony with a little buildup: ”You might feel like a million dollar [smash] / But you are what you eat, / And Imma make you eat [trash].”
  4. Image titled Write a Rap Punchline Step 13

    4

    Increase surprise with slant rhyme. Slant rhyme is also sometimes called an imperfect rhyme, a near rhyme, or an oblique rhyme. This is where words sound close enough that the rhyme scheme is uninterrupted, even though the words don’t rhyme perfectly.[14]
    In some cases these rhymes are formed with multiple words (referred to as «multis»).

    • Some words don’t rhyme as easily as others, like orange. However, with a slant multi, you can rhyme “orange” with “door hinge.”
  5. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write a rap punchline, you can either write a single line punchline or a couplet. For a single line punchline, you want to come up with something that’s clever and to the point. For example, you could write «High class like a senior in secondary» or «I climb the ladder to success escalator style.» If you want to write a couplet, come up with 2 lines that rhyme and convey the message you want to get across. For example, your couplet could be like «Two wrongs don’t make a right. But it ain’t always wrong to fight.» To learn how to get inspiration to write rap punchlines, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 118,243 times.

Reader Success Stories

  • Lawrenco K

    «Steps and especially the samples, metaphors and comparisons helped. »

Did this article help you?


Download Article


Download Article

The punchline of your rap is a heavyweight hitter. Pummel your rap rivals to leave ’em bruised and bitter. No matter if you’re a one-liner or a couplet punch spitter, you’ll never hit hard as a quitter. Prep to punch by training and building stockpile, execute the line with class and style, use expert techniques to your audience beguile, and your fans will remember your punchline till old and senile. Knock ’em senseless, flat cold, laid out in the aisle.

  1. Image titled Write a Rap Punchline Step 1

    1

    Familiarize yourself with the structure of a punchline. Generally, a punchline is considered to be either a single line or a couplet.[1]
    A couplet is a set of two lines that work together to convey your message. These two lines often rhyme.[2]
    Punchlines give weight and impact to your rap. Good punchlines can be difficult to think up on the fly, which is why many rappers base entire songs around a killer, pre-thought punchline.

    • Buildup punchlines reveal a connection or add meaning to a previous statement in your rap to create surprise, anger, or amusement in your audience.
      • Eminem gives a great example of this in “Nail in the Coffin,” where he says, “But then again you’ll finally get your wish, / Cuz you’ll be all over the street like 50 cent.”
    • One-liners are usually clever and to the point. Like:
      • High class like a senior in secondary.
      • You couldn’t make fans cheer if you were the leading genius in the wild rap frontier.[3]
  2. Image titled Write a Rap Punchline Step 2

    2

    Listen to and imitate rappers you admire. The more rap you’re exposed to, the easier it will be for your mind to pick up on patterns and techniques in it. Practice this by using the same structure as rappers you admire and swapping in your own words.

    • For example,
      • Chino XL in “Creep,” says: “As far as that album you dropped, I ain’t feelin’ it / I wouldn’t buy your record if it had a hundred-dollar bill in it.”[4]
      • You might imitate Chino by saying something like, “As far as your skills, I’ll admit, they’re polished / But rhymes don’t have to sparkle to leave fools demolished.”
    • Some prominent punchline rappers you might want to study include Biggie, Big L, Lloyd Banks, Nas, Eminem, Jay-Z, and more.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Rap Punchline Step 3

    3

    Pre-write punchlines. Spend time building up a stockpile of punchlines. Choose topics that are timeless, like falling in love and hard times, or ones useful in many different situations, like those that mock popular figures in society or depict common experiences. You might poke fun at a specific person, bring up a topical point in news, or utilize a well-known proverb in your punchline. Some examples follow:

    • To create a punchline from a proverb, you might say, “Two wrongs may not make a right / But it ain’t always wrong to fight.”
    • A punchline that uses a timeless theme like love might look something like, “It’s true that only fools fall in love, / But for what it’s cost me, it’s an emotion I’d get rid of.”
    • Using common experiences in punchlines might look like, “Elevator muzak is a practical symphony, / Compared to your rappin’, this audio villainy.”
  4. Image titled Write a Rap Punchline Step 4

    4

    Practice using your environment in punchlines. When rapping freestyle especially, use your surroundings, like the weather, in your punchlines. Include regional changes that effect the world at large, like droughts, pollution, disasters, and so on, in your punchline content. The serious nature of these topics will add weight to your punchlines.

    • A punchline that uses a natural disaster might say, “My words rush at ya like a Japanese tsunami / Your rhymes sound more like you’re callin’ for mommy.”
    • Punchline about the local climate, like in the example, “Though I spit rhymes on stage cool, precise, and clear, / Is the AC here broke? It’s hot up in here.”
    • If you noticed someone tapping their fingers to a beat, it might inspire the line, “I seen you dancin’ your fingers on the edge of the table / Could just be nerves, but I think you’re unstable.”
  5. Image titled Write a Rap Punchline Step 5

    5

    Train your flow and delivery. Your ability to speak clearly and without getting tongue tied is critical to the delivery of your punchline. Warm up your voice before rapping so you don’t become hoarse or strain your voice. Practice diction. Gently massage the muscles of your face to release tension.[5]

    • Nervousness very frequently makes artists rush when performing. This can result in your rap being too fast to be clear. Massage your face and neck lightly by rubbing them with your hands in small circles to help release tension.
    • Tongue twisters can be a valuable resource for warming up your mouth before rapping. Do a few of these before you go on stage.[6]
    • Try to speak clearly while you have several ice cubes in your mouth. This is an old technique for training greater precision in speaking.
    • Change up the delivery of set lines you plan on using to prevent your speaking from becoming robotic or wooden. Try varying speed, volume, and stress.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a Rap Punchline Step 6

    1

    Build up to the punchline. You can increase the sense of anticipation in your audience by inserting lines between the setup of your punchline and the payoff line. The setup is a line that may be unclear or differently interpreted, but changes when the payoff line drops. To expand on a previous example, Eminem displays this technique in “Nail in the Coffin”:

    • “I would never claim to be no Ray Benzino / An 83-year-old fake Pachino / So how can he hold me over some balcony / Without throwin’ out his lower back out as soon as he goes to lift me / Please don’t, you’ll probably fall with me / And our [butts] will both be history / But then again you’ll finally get your wish / Cause you’ll be all over the street like 50 Cent.”[7]
  2. Image titled Write a Rap Punchline Step 7

    2

    Surprise your audience with a one-liner punchline. One-liners work well when their parts have multiple meanings. A good example of this can be found in Childish Gambino’s EP, “Be Alone,” where he says, “Set the game ablaze, I’m an arcade fire.” Not only does this paint a visual image of an artist on a hot streak, it also pokes fun at how critics have pigeonholed him as a white-audience-friendly independent artist.[8]

    • Lil Wayne had a particularly impressive one-liner in the song “6 Foot 7 Foot,” where he said, “Real G’s move in silence like lasagna.”
    • In “Just a Memory,” Notorious B.I.G. utters the memorable one-liner, “Climb the ladder to success escalator style.
    • Big Daddy Kane throws down the gauntlet in “’Cause I Can Do it Right” with, “I won’t say I’m the baddest, or portray that role, but I’m in the Top Two, and my father’s gettin’ old.”[9]
  3. Image titled Write a Rap Punchline Step 8

    3

    Form a punchline couplet. Choose a phrase that embodies the topic of your couplet. For example, “I’m going to embarrass you.” Adjust that phrase to fit your personal style, tone, delivery, and the beat you’re rapping to (if any). Something like, “Foo’, in front of y’all here I’ll thoroughly embarrass.” Then create a complementary second line that rhymes, as in:

    • Foo’, in front of y’all here I’ll thoroughly embarrass / Yo’ [butt] like a whoppin’ by your ma on the terrace.”
  4. Image titled Write a Rap Punchline Step 9

    4

    Deliver the punchline. Delivery isn’t only about the words that you speak. In many cases, a small pause can add tension or create a more dramatic effect. Pauses can punch up comedic aspects of your rap. Depending on style, some rappers utilize pauses more than others.

    • Add pauses between revealing moments in your rap, like where the setup begins to transition to the payoff. The shift in meaning created by the payoff will be highlighted by the pause preceding it.
    • Stressing certain words can create interesting sound patterns in language. This can result in ordinary things sounding weightier and deeper than they might otherwise.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Rap Punchline Step 10

    1

    Use puns for punchlines. A pun is a line that suggests two or more meanings to humorous effect. Puns can also create humor by confusing similar sounding words that have different meanings.[10]
    You might even take a common pun and use it to create one more faithful to your own style.

    • Lil Wayne puns the line, “Don’t [mess] up with Wayne / ’Cause when it Waynes it pours.”
    • Childish Gambino evokes the suave image of the actor and his role in the movie The Fly with his Goldblum pun: “More green than my Whole Foods and I’m too fly, Jeff Goldblum.”[11]
  2. Image titled Write a Rap Punchline Step 11

    2

    Employ metaphors and similes. A metaphor compares two things that are unalike except for certain common characteristic(s).[12]
    These uncommon comparisons can make situations dramatic, comedic, or absurd. Some examples of metaphor include:

    • ”She was the nastiest hornet to sting my heart / Lucky me, when I met ya’, I bought an EpiPen dart.”
    • ”His momma wasn’t cucumber cool, she was iceberg lettuce cold.”
    • “My words are leopards / They quick, they real, and on stage, they got spots on ’em.”
  3. Image titled Write a Rap Punchline Step 12

    3

    Draw on irony. Irony is where the actual meaning of words is something other than what was intended. A good way to simplify this in your mind is by thinking of irony as things going the opposite of what you’d expect.[13]
    For example, it would be ironic if it were true that the biggest dog in the world was named Tiny.

    • Irony in your rap could might look something like, “I roll real big / Every time I ride a Ferris wheel.”
    • The following is an example of irony with a little buildup: ”You might feel like a million dollar [smash] / But you are what you eat, / And Imma make you eat [trash].”
  4. Image titled Write a Rap Punchline Step 13

    4

    Increase surprise with slant rhyme. Slant rhyme is also sometimes called an imperfect rhyme, a near rhyme, or an oblique rhyme. This is where words sound close enough that the rhyme scheme is uninterrupted, even though the words don’t rhyme perfectly.[14]
    In some cases these rhymes are formed with multiple words (referred to as «multis»).

    • Some words don’t rhyme as easily as others, like orange. However, with a slant multi, you can rhyme “orange” with “door hinge.”
  5. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Thanks for submitting a tip for review!

References

About This Article

Article SummaryX

To write a rap punchline, you can either write a single line punchline or a couplet. For a single line punchline, you want to come up with something that’s clever and to the point. For example, you could write «High class like a senior in secondary» or «I climb the ladder to success escalator style.» If you want to write a couplet, come up with 2 lines that rhyme and convey the message you want to get across. For example, your couplet could be like «Two wrongs don’t make a right. But it ain’t always wrong to fight.» To learn how to get inspiration to write rap punchlines, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 118,243 times.

Reader Success Stories

  • Lawrenco K

    «Steps and especially the samples, metaphors and comparisons helped. »

Did this article help you?

Сетап и панчлайн: как отжигать с юмором

Помните известную детскую сказку про Золушку? Так вот, есть новости! Карета таки превратилась в полночь в тыкву! Золушке, правда, было уже все равно, потому что она к этому моменту вовсю веселилась с Принцем, а вот водитель эвакуатора удивился конкретно…

Если такое продолжение сказки для вас тоже удивительно, значит, вам стоит прочитать эту статью до конца. А еще пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять и рассказывать с выражением стендапы, шуточные миниатюры и просто анекдоты.

Считаете, что этому нельзя научиться? На самом деле можно, как и многим другим вещам в этой жизни. Кое-какие усилия для этого, естественно, потребуются, а начать стоит с понимания основы и структуры любой шутки. Вот для этого нам и нужно разобраться, что такое сетап и панчлайн.

Сетап: что это такое

Слово «сетап» заимствовано из английского, где set up означает «устанавливать» либо «настраивать». Таким образом, сетап – это как бы настройки системы. Слово имеет множество оттенков значений применительно к разным сферам – компьютерная техника, электроника, IT-технологии. Но, коль скоро мы заговорили про юмор, ограничимся пониманием термина применительно к данной сфере.

В двух словах, сетап – это начало шутки или предпосылка к ней. В приведенном выше примере с шуткой про Золушку сетап – это сжатое напоминание читателям сюжета сказки. Без него собственно шутка про эвакуатор будет непонятна.

Панчлайн: что это такое

Слово «панчлайн» тоже английского происхождения. В английском есть слово pun, что означает каламбур, слово punch, употребляемое в значениях «ударять», «пробивать», «удар кулаком», и слово line, чаще всего переводимое как «линия» или «строка».

Таким образом, punchline следует понимать как ударную строчку или собственно шутку, ради которой задумывался сетап. Еще можно встретить такой перевод слова punchline как «изюминка», что тоже правильно. Именно в панчлайне и кроется изюминка шутки.

Итак, панчлайн – это вторая часть конструкции, из которой складывается юмор как таковой. Панчлайн дополняет сетап и придает ему неожиданный смысл, заставляющий смеяться еще секунду назад не подозревавших о возможности такого поворота событий зрителей и слушателей. В шутке про Золушку роль панчлайна выполнил эвакуатор.

Где используется сетап и панчлайн?

Сетап и панчлайн – основа шутки, даже если мы пошутили, не задумываясь. Если мы смешно ответили на комментарий коллеги, значит, в качестве сетапа вступил комментарий коллеги, а в качестве панчлайна – наш ответ. Если вы смешно прокомментировали очередной безумный приказ директора, тут сетапом выступил приказ директора, а панчлайном – ваш комментарий.

Применительно к юмористическим шоу и программам соответствующей направленности – КВН, «Вечерний Ургант», Comedy Club – авторство сетапа и панчлайна обычно едино, а над градусом веселья, ожидаемого от шутки, работает целая команда авторов и сценаристов.

Бывает, что автор пишет для себя сам и сам же выступает в формате стендапа. Например, как Павел Воля из Comedy Club или Валерий Жидков, он же «Тамбовский Волк» из 95-го квартала.

Точно так привлекают авторов к написанию сценариев юмористических фильмов и театральных спектаклей. И если в телевизионном юмористическом шоу вполне возможна импровизация, а в КВН даже есть специальный конкурс «Разминка», построенный исключительно на импровизации, то в кино и театре все шутки прописываются заранее. И строятся они по одной и той же формуле:

Сетап + Панчлайн = Шутка

Получается, если освоить эту формулу, можно стать профессиональным юмористом? И да, и нет. Важно, насколько хорошо вы освоили эту формулу. В конце концов, математику и формулы из физики в школе тоже изучают все, а великими математиками или хотя бы кандидатами физико-математических наук становятся единицы.

Однако попробовать себя в роли писателя и изобретателя шуток может каждый. А мы попробуем объяснить, как сформировать сетап и панчлайн шутки. Начнем с сетапа.

Наука как источник для сетапа

Сетап, произнесенный вне специализированного юмористического шоу, зачастую вовсе не предвещает ничего смешного. Более того, это распространенный прием: взять серьезную научную рекомендацию и придумать для нее смешную концовку. Приведем, чтобы понять, как формируется «научный» сетап, примеры. Самая благодатная почва – это примеры из психологии.

Пример 1:

Если вы злитесь или раздражены, психологи советуют занять себя физическим трудом. Допустим, начать мыть окна. И неважно, что об этом подумают остальные пассажиры автобуса.

Думается, сейчас вы уже и сами поняли, что в качестве сетапа тут выступила рекомендация психологов, а в качестве панчлайна – обман традиционного восприятия и банального продолжения мысли, что окна нужно мыть исключительно дома.

Пример 2:

На приеме у психолога:

– Представьте, что счастье – это когда 3D-принтер…

– В смысле я должен создать его сам?

– В смысле у большинства людей его нет, и никогда не будет.

Тут тоже обыгрывается традиционное ожидание банальности и вариаций на тему «человек сам кузнец своего счастья» и т.д. Тем более что большинство психологов именно на этом и строят свои рекомендации, щедро разбавляя их примерами из науки и практики. Обман ожидания как раз и делает изначально ничего не обещающий диалог смешным.

Пример 3:

Собака может выучить около 250 жестов и слов и научиться считать до 5, что соответствует уровню развития 2-летнего ребенка. Кот реагирует исключительно на звуки открываемого холодильника и сухого корма, насыпаемого в миску, что соответствует интеллекту 45-летнего госслужащего.

Сопоставимость уровня развития собаки и 2-летнего ребенка – научно доказанный факт [Наука 21 век, 2009]. Коты, возможно, тоже могли бы освоить все вышеперечисленное, но не хотят, поэтому со стороны их поведение выглядит так, как описано в панчлайне. Будем надеяться, котов не обидит сравнение с 45-летними госслужащими.

Сказки и притчи как источник для сетапа

Мы начали эту статью с того, что вспомнили сказку про Золушку. Однако это не единственный пример, когда сказка, притча или устное народное творчество становится основой для сетапа.

Пример 1:

Все помнят притчу про двух лягушек, упавших в кувшин с молоком, когда одна утонула, а вторая взбила молоко в масло и выбралась наружу. И мало кто ожидает концовку в виде «спасибо, я лучше в другой магазин молочных продуктов пойду».

Действительно, степень уместности той или иной притчи сильно варьируется в зависимости от контекста и места события. И выводы, которые можно сделать из ситуации, тоже. Здесь сетап – притча про лягушек, панчлайн – ответ покупателя.

Пример 2:

Все помнят сказку про Ивана Царевича и его авторский метод знакомства с девушками – выпущенная в пространство стрела. И нужно обладать хорошей смекалкой, чтобы провести аналогии с обращением в техподдержку большинства телекоммуникационных компаний: «Здравствуйте, Иван Царевич! Мы получили вашу стрелу. К сожалению, в данный момент все лягушки заняты, но ваша стрела очень важна для нас, оставайтесь на линии».

Тут пример чуть сложнее. Сетап не озвучивается полностью, как в предыдущих примерах, а как бы подразумевается. После слов «Здравствуйте, Иван Царевич» всем и так ясно, кто главный герой сюжета. Панчлайн в данном случае – это развитие аналогии со службой техподдержки.

Пример 3:

Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю…

А, хотя, давай, ложись…

Что я лезу в твою жизнь?

Эта русская народная колыбельная известна всем от мала до велика. Однако и ее можно осовременить, обыграв извечное стремление детей вырваться из-под опеки и гиперприверженность некоторых людей к различным новомодным методам в психологии.

Новости как источник для сетапа

Выпуски новостей – поистине неисчерпаемый источник вдохновения для юмора и шуток. Наша реальность такова, что обыграть можно практически любую новость.

Пример 1:

– Первыми отечественную вакцину от коронавируса получат учителя.

– Вот будут знать, как натягивать хорошие оценки за деньги ученикам. А те потом пойдут работать в лаборатории и разработают вакцину.

Пример 2:

– Чубайса хотят назначить руководителем проектов по Арктике.

– И правильно! Зачем нам эта Арктика?..

Пример 3:

– Новые автомобили отечественного производства полностью экологичны.

– Да! Они полностью сгнивают за 3 года.

Пример 4:

На встрече с главой ВТБ Костиным Президент сказал, что «у нас сейчас тяжелые времена». Костин вообще не понял, почему у него сейчас тяжелые времена, однако из вежливости решил согласиться.

Пример 5:

– В магазинах скупили всю гречку. Почему люди скупают именно гречку?

– Ну, потому что рис из Китая (родина ковида), а макароны из Италии (самая мощная вспышка ковида).

Пример 6:

– В период карантина будут запрещены все спортивные соревнования.

– А вот фехтование могли бы и не запрещать! Маски есть, перчатки есть, а если кто нарушит социальную дистанцию, можно проткнуть шпагой.

Пример 7:

– Участвовавший в шоу «Холостяк» султан Брунея не смог определиться с выбором.

– Взял оптом?..

Насчет последней мы не уверены, что это была новость, однако что вам мешает самим придумывать новости, похожие на правду, и делать из них шутку?

Исторические факты как источник для сетапа

Точно так за основу шутки можно взять какой-либо исторический факт, придумав к нему неожиданное продолжение.

Пример 1:

5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище. Сразу по окончании Александр Невский отправил своих подопечных наловить рыбу на обед, тем более что лед Чудского озера был уже в лунках.

– Не клюет! С утра покормили слишком сильно, – пожаловались полководцу вернувшиеся без улова воины.

Возможно, кому-то такой юмор покажется черным, однако тут даже не требуется слишком большой фантазии, чтобы сообразить, как можно воспользоваться лунками зимой.

Пример 2:

27 августа 1760 года Императрица Елизавета издала Указ, согласно которому госслужащим было запрещено брать взятки. В 2020 году был юбилей Указа, и очень хочется узнать, когда же он вступит в силу.

Думается, так можно обыграть многие Указы из прошлых столетий, так что поле для сетапов вообще непаханое. В любом случае сетапом будет выступать исторический факт, а вам остается придумать смешное продолжение, т.е. панчлайн.

Как придумать панчлайн?

Мы подошли к самому сложному – панчлайну, т.е. тому, что делает шутку шуткой. При всем многообразии юмора базовых методов, как шутить смешно, не так уж и много.

Основные методы создания шуток:

  • Деформация явления – преувеличение значимости мелочей, преуменьшение значимости важного (обычно черный юмор), выведение на первый план второстепенных деталей.
  • Доведение явления до крайней степени абсурда.
  • Обмен характеристиками или присвоение негативу позитивных качеств, а позитиву – негативных характеристик.
  • Подмена понятий или использование неоднозначности высказывания.
  • Использование банального и очевидного с подтверждением банальности и очевидности.
  • Игра на отсутствии логики, взаимосвязи фактов и событий.
  • Обыгрывание различных ассоциаций, сходных характеристик, слов, имеющих несколько значений.

Конечно же, можно встретить массу других способов, как создать шутку, однако большинство развернутых вариантов, так или иначе, пересекается с вышеназванными способами генерировать юмор. Рассмотрим некоторые варианты подробнее.

Ситуация абсурда как основа панчлайна

Абсурд – это уже само по себе смешно, поэтому потребуется минимум усилий, чтобы оформить абсурдную ситуацию в законченную шутку.

Пример 1:

Ястреб схватил и унес таксу, охотник выстрелом убил ястреба, ястреб упал, такса продолжает лететь. Наверное, выстрела не слышала…

На этом примере мы видим, что не суть важно, реальна ситуация абсурда или выдумана. Смешным может быть и то, и другое.

Пример 2:

– В самолете есть фитотерапевт?

– А что случилось?

– Тут гомеопату плохо.

Степень доверия людей к фитотерапевтам и гомеопатам примерно одинаково невысокая. Поэтому ситуацию легко довести до абсурда, представив, что фитотерапевты готовы доверять только гомеопатам. Можно и наоборот, в данном случае это не принципиально.

Пример 3:

– Посоветуйте, пожалуйста, какой телефон брать: Samsung S20 или iPhone 12? Только скорее, а то сигнализация сработала.

Ясно, что грабитель не будет на месте преступления советоваться, что именно ему брать. А для сетапа можно взять обычную бытовую ситуацию, когда люди советуются относительно предстоящей покупки.

Обмен характеристиками как основа панчлайна

Обмен характеристиками в панчлайне – это что-то вроде обмана ожиданий в сетапе. Мы все имеем предустановленные представления, что такое хорошо и что такое плохо. Перевернув эти понятия, можно насмешить многих.

Пример 1:

Экзорцист:

– Я пришел изгнать демона, который вселился в вас.

Человек (удивленно):

– Но я вас не вызывал!

Демон:

– Я вызывал!

Таким образом, носителем зла оказывается не демон, как мы привыкли считать, а человек, с которым оказалось некомфортно даже демону.

Пример 2:

Многие хозяйки терпеть не могут гостей. Нет, ну действительно, мусор, грязища, куча немытой посуды. И это они еще не пришли!

Тут происходит виртуальный обмен характеристиками. Если все привыкли считать, что куча грязной посуды бывает только после гостей, то мы легко развеем эти заблуждения, показав, что развести грязищу могут и сами хозяева без помощи извне.

Подмена понятий или использование неоднозначности высказывания как основа панчлайна

Подмену понятий можно сделать искусственно, а можно воспользоваться, например, чьим-либо неумением внятно формулировать мысли. Результат будет смешным в обоих случаях.

Пример 1:

– Ребенок не хочет есть мясо. Чем его можно заменить?

– Собакой! Собака всегда хочет есть мясо!

Тут обыгрывается неопределенность отнесения слова «его» к ребенку или к мясу. Разумеется, обычно такие диалоги полны заботы о детях. Однако если дети надоели своими «хочу – не хочу», можно рассмотреть и другие варианты.

Пример 2:

Самое правильное название для топленого молока – «Муму».

Тут используется многозначность и вариативность слова «топленое». Если его понимать не как технологию тепловой обработки, а как производное от слова «утопленный», все становится на свои места, потому что про утопленную Герасимом собачку «Муму» читали все.

Пример 3:

На могилу Альцгеймера нужно возлагать исключительно незабудки.

Это не только подмена понятий, но и игра слов. Болезнь Альцгеймера предполагает проблемы с памятью, а цветы незабудки несут в своем названии месседж «не забудь».

Пример 4:

Она была настолько горячей, что нагрела его на 10 тысяч долларов.

У слова «горячий» множество значений: от температурных характеристик до темперамента. У слова «нагрела» тоже несколько значений: от подогрева пищи до обмана и мошенничества. Если соединить два многозначных слова, тоже может получиться смешно.

Пример 5:

Пожилой сотрудник отпрашивается у молодого начальника пораньше с работы, т.к. собирается пойти на электрофорез. Начальник отвечает, что, «конечно, идите, но, вообще-то, их последний альбом так себе».

Это что-то наподобие конфликта поколений. Для пожилых электрофорез – это медицинская процедура, для молодых – синти-поп-группа (послушать можно здесь).

Как вариант, можно поискать созвучные слова и получить новую шутку. Например, карантинную народную сказку «Сестрица Удаленушка и братец Диванушка».

Использование банального и очевидного как основа панчлайна

Использование банального и очевидного с подтверждением банальности и очевидности может быть ничуть не менее смешно, нежели подмена понятий. Подтвердить банальность и самоочевидность, когда все настроились услышать что-то необычное – это тоже искусство.

Пример 1:

– Почему вы стали врачом?

– Ну, у меня особого выбора не было, я закончил медицинский университет.

Пример 2:

– Папа, а наш ежик от старости помер?

– Конечно, был бы молодой, тогда точно бы от КАМАЗа убежал.

Таких банальностей при желании можно набрать целый вагон, поэтому долго останавливаться не будем. Поехали дальше!

Обыгрывание ассоциаций как основа панчлайна

Обыгрывание любого сходства, реального или мнимого, ассоциаций, реальных или вызванных нездоровой фантазией, тоже является неисчерпаемым источником шуток.

Пример 1:

– Простите, а фильм «Омерзительная восьмерка» – это про АвтоВАЗ или про пиво «Балтика»?

– Это про Windows…

Тут обыгрываются массовые ассоциации слова «восьмерка» с разными предметами и явлениями. Поэтому, даже предложив выбор из двух вариантов, можно найти третий, еще более смешной. К слову, фильм «Омерзительная восьмерка», реально существует, и вышел на экраны в 2015 году. Посмотреть можно здесь.

Пример 2:

– У него вся жизнь такая: химия-лагерь, химия-лагерь.

– Он рецидивист?!

– Нет, он учитель химии! А летом ездит вожатым в детский лагерь.

Тут, возможно, многим понадобится уточнение. «Химией» долгие годы называлась колония-поселение для преступников, совершивших неумышленные правонарушения (например, автомобильная авария) или получивших положительные характеристики в период отбытия основного наказания.

Пример 3:

В завещании таксист просил не хлопать крышкой.

Это пример панчлайна без сетапа. Точнее, сетап уже как бы «вмонтирован» в панчлайн. То, что таксисты не любят, когда хлопают крышкой багажника, знают все, кто хоть раз ездил на такси в аэропорт. Учитывая размеры страны, таких людей немало. Поскольку гроб тоже закрывается крышкой, то осталось лишь предположить, что таксист не захочет слышать хлопок даже сквозь вечный сон.

И теперь самый главный вопрос: как научиться шутить смешно? Как сделать так, чтобы качественный сетап и панчлайн стали неразлучны, как Бивис и Баттхед из одноименного юмористического мультсериала 90-х годов прошлого века? Юмор, конечно, на любителя, однако тоже имеет право на жизнь. 1-й эпизод 1-го сезона здесь. Еще один знаменитый образец американского юмора из 90-х – детективный сериал Sledge Hammer («Слэдж Хаммер»). 1-й сезон, 1-я серия тут.

Способы развития чувства юмора

Возможно, кто-то удивится, но методы развития чувства юмора сходны с методами развития интеллекта как такового. Другими словами, чтобы шутить смешно, нужен развитый мозг. Мы можем лишь посоветовать, как заточить интеллект именно под генерацию шуток.

Как развить чувство юмора:

  • Быть наблюдательным, учиться подмечать мелочи и второстепенные детали.
  • Читать новости и анекдоты, лучше сразу друг за другом.
  • Смотреть юмористические передачи (КВН, «Вечерний Ургант», «95 квартал» и другие).
  • Развивать логическое и абстрактное мышление.
  • Раз в день подбирать синонимы и антонимы к какому-нибудь слову.
  • Раз в день выбирать слово и думать, какие ассоциации оно вызывает.
  • Попробовать объяснить значение слова с помощью синонимов и ассоциаций.
  • Регулярно придумывать нетривиальные варианты использования обычных предметов (мясорубка, газета, компьютер, вилка и т.д.)
  • Читать авторов, которые прославились своим чувством юмора (Антон Чехов, Сергей Довлатов, Игорь Губерман).

Разумеется, авторов, у которых можно было бы поучиться остроумию, намного больше. Мы выбрали лишь тех, чье творчество практически полностью основано на юморе: Чехов, Довлатов, Губерман. Для лучшего понимания, как придумать что-нибудь смешное, стоит прочитать работу «Формы, средства и приемы создания комического в литературе», где как раз и разбираются нужные вам приемы и методы [Е. Сафонова, 2013].

Кроме того, есть специальные материалы, посвященные развитию чувства юмора и способам, как это сделать. Работа так и называется: «Как смешно шутить?» [Д. Шекебаев, 2016].

А для того чтобы придуманные вами шутки всегда были ко времени, к месту и звучали убедительно, вам стоит освоить стендап как жанр сценического выступления. Это стоит сделать, даже если вы не собираетесь на большую сцену. Зачем среднестатистическому человеку осваивать навыки стендап-выступления? Тому есть несколько причин.

Зачем нужны навыки стендап-выступления:

  1. Развитие взаимодействия правого и левого полушарий мозга – вы научитесь как анализировать информацию для генерации шуток, так и оформлять их в творческом формате.
  2. Развитие голоса, речи и навыков публичного выступления – даже если вы будете практиковаться в узком кругу друзей, это будет отличной тренировкой и сделает вас готовым принять более сложные вызовы, если потребуется.
  3. Отличная тренировка и подготовка к профессиям, требующим публичности – как известно, лучшим экспромтом является тот, что хорошо подготовлен, а подготовив пару сотен шуток для десятка стендапов, вы будете готовы практически к любой ситуации.
  4. Развитие наблюдательности и сообразительности – основные темы для шуток достаточно однообразны, а поиск новых нюансов их подачи станет отличной тренировкой для интеллекта.
  5. Возможность получить обратную связь и энергетический заряд от слушателей – давно известно, что получить энергию можно только тогда, когда начинаешь отдавать. Подарив даже узкому кругу зрителей несколько минут хорошего настроения, вы получите огромный заряд бодрости.
  6. Навыки импровизации – редко когда живое выступление полностью идет по заранее составленному плану. Поэтому придумывать на ходу – это то, чему вы будете вынуждены научиться достаточно быстро.
  7. Развитие чувства юмора – чем больше шуток вы придумаете, чем чаще будете попадать в ситуации, требующие импровизации, тем быстрее у вас разовьется чувство юмора и тем ближе вы станете к уровню профессионального автора и сценариста.

В общем, если вас интересует, как развить чувство юмора, научиться импровизировать, отработать навыки публичного выступления и чувствовать себя уверенно в любой ситуации, вам стоит научиться шутить и освоить стендап.

Стендап: как научиться

Начать осваивать стендап как жанр можно параллельно с работой над чувством юмора. Если своих шуток пока нет, можете отрабатывать чужие. Как учиться стендапу? Это вполне можно делать самостоятельно!

Как учиться стендапу:

  • Выучите текст шутки наизусть.
  • Выберите место, где вам никто не будет мешать хотя бы пару минут.
  • Включите видеокамеру телефона на запись.
  • Встаньте прямо, не сутультесь, не смотрите под ноги.
  • Произнесите текст шутки в темпе и с выражением.
  • Выделите интонацией ударное слово (место, где смеяться).
  • Слегка потяните ударную гласную в последнем слове шутке.
  • Пересмотрите записанное видео с долей самоиронии и самокритики.
  • Отметьте допущенные ошибки (осанка, взгляд, интонация, темп речи).
  • Исправьте их в следующем дубле.

Кстати, поработать над интонированием вы можете, изучив специальный урок «Интонация» в рамках курса «Развитие голоса и речи». Если же вы предпочитаете карьеру сценариста и хотели бы предложить свои услуги ведущим ТВ-шоу страны, вам стоит знать, по каким принципам строятся юмористические шоу.

Как писать юмористический сценарий

Ввиду того, что наше отечественное телевидение во многом заимствует традиции западных ТВ-шоу, есть резон сразу обратиться к первоисточнику и посмотреть, как же готовят юмористические сценарии на Западе. Источники для сетапа во всех странах мира сходны, поэтому мы сосредоточимся на панчлайне, ведь именно он и является «изюминкой» сценария.

Разновидности сценариев в западной терминологии:

  • Escalating Punchline – панчлайн развивается по нарастающей, усиливая комический эффект.
  • Brick Joke – панчлайн обрывается внезапно, создавая комический эффект.
  • Feghoot – запутанная история, где развязкой служит игра слов.
  • Late to the Punchline – затянутый панчлайн, который развивается в течение какого-то времени в шоу.
  • One-Two Punchline – сетап заканчивается более, чем одни панчлайном.
  • Orphaned Punchline – панчлайн не имеет четко выраженного сетапа.
  • Orphaned Setup – сетап смешон сам по себе, без панчлайна.
  • Subverted Punchline – обман ожидания зрителей.
  • Stealth Pun – зрители могут вложить свой смысл, но всем смешно в любом случае.
  • The Triple – панчлайн на основе двух сетапов.

Такую классификацию приемов шоу предлагает TV Tropes – проект по образу и подобию «Википедии», который знакомит с изнанкой телевидения [TV Tropes, 2015].

Надеемся, теперь вы получили общее представление о том, как шутить смешно, и поняли, что это вполне достижимо. Особенно, если пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять веселые истории и воодушевлять аудиторию своим выступлением. Мы желаем вам всегда хорошего настроения  и умения классно шутить!

Простая и понятная схема от Грега Дина, автора книги «Шаг за шагом к стендап-комедии».

В прошлом материале на эту тему мы говорили о том, помогут ли книги о стендапе начать писать шутки и стать комиком. В конце мы обещали рассказать подробнее о способах написания шуток. В итоге остановились на методике, описанной в книге «Шаг за шагом к стендап-комедии» Грега Дина. Постарались описать ее максимально кратко и удобно.

Схема настолько проста, что поможет вам понять, как работает шутка и придумать ее самостоятельно.

1. Структура шутки

  • Сетап (установка) — первая, несмешная часть шутки.
  • Панчлайн (добивка) — часть, которая вызывает смех.
  • Соединитель (связующее звено) — то, что соединяет обе части вместе.

2. Сетап

Сетап рассказывает первую историю, создает контекст. Начало шутки может быть любым. Мы взяли пример из книги Грега Дина:

Этим утром я встал и пробежал 5 миль

В этой истории нет ничего особенного или смешного. Нужна вторая часть. Но как ее придумать?

Между тем, что мы слышим, и как понимаем сказанное, обычно есть разница. Человек начинает историю: «Этим утром я встал и пробежал 5 миль».

А вот как мы интерпретируем сказанное:

Человек встал пораньше, провел беговую тренировку на улице, пробежав 5 миль. Наверное, он дисциплинированный и целеустремленный

В сетапе намного меньше информации, но воображение хочет дорисовать подробную картинку — так устроен наш мозг. Конкретные догадки индивидуальны, но что-то будет настолько логичным или стереотипным, что об этом подумает большинство.

Задача автора:

  1. Предугадать, как, скорее всего, домыслят его сетап.
  2. Найти ключевое предположение (то, о чем подумают все).

3. Связующее звено

Связующее звено помогает сделать предположение.

Можно задать себе вопрос: почему, читая сетап, я предположил именно это?

  • Ключевое предположение — человек бежит, потому что тренируется.
  • Связующее звено — причина, по которой человек бежит.

Предположение может быть не одно, но автору нужно найти ключевое.

4. Панчлайн

Теперь нужен панчлайн — вторая история, которая вызовет смех. За счет чего? Ключевое предположение (причина бега) окажется неверным. Зритель испытает удивление из-за разрушения ожиданий.

Какими еще могут быть причины для бега?

  • Опаздывал куда-то.
  • Бежал за кем-то или чем-то.
  • Убегал от чего-то страшного.
  • Ловил преступника.

Снова возьмем пример из книги. Грег Дин в числе возможных продолжений истории предлагает следующую:

Аккумулятор в моей машине сел, и когда я пытался завести ее с толкача, она покатилась с горы, а я бежал за ней

В этот момент зритель/читатель понимает, что его изначальное предположение было неверным. Сама история уже становится достаточно забавной, потому что герой поступил глупо и с ним произошла неприятность.

Можно оставить историю такой, но можно превратить вторую часть в настоящий панчлайн. Здесь есть, что улучшить.

5. Оптимизация шутки

На примере сетапа мы знаем, что мозг дорисовывает картинку, если оставить пространство для воображения.

Чем короче и изящней формулировка, тем ярче реакция человека, который понимает, что его обманули.

Чтобы улучшить шутку, нужно:

  • Сократить панчлайн до минимума.
  • Добиться лучшей формулировки.
  • Постараться передвинуть кульминацию в самый конец.

Вот что получилось у Грега Дина в книге:

Никогда не заводите машину с толкача, если вы один на склоне

Удалось опустить детали о том, что аккумулятор сел и пришлось бежать за машиной. Все это дорисует мозг зрителя/читателя. Если после панчлайна зрителю снова понадобится секунда-другая на осмысление и выстраивание предположения — эффект будет сильнее.

Итоговая шутка:

Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Никогда не заводите свою машину с толкача, если вы один на склоне

Да, это не самая смешная шутка, но она приведена для примера.

Итоговая схема:

Еще примеры

Для наглядности приведем еще несколько примеров шуток из книги.

У сетапа с бегуном была еще одна добивка (но первая нам нравится больше):

Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Вы поступили бы так же, если бы повернулись с утра и увидели, какого монстра я подцепил прошлой ночью в баре

Вот пример другой шутки:

Моя жена сбежала с моим лучшим другом…
Как же я скучаю по нему

Еще один пример:

Мой дедушка умер тихо-смирно, во сне. Но дети в автобусе, который он вел, кричали

А вы сможете написать шутку по этой схеме?

Идеально было бы, чтобы панчи были в каждой строке или через одну строку. Скажем, если в строке нет панча, то она подготавливает к следующей, где панч будет. Если бы можно было зрительно представить себе вид этих стихов, то они были бы похожи на волны, где гребень волны – это панч. Затишье между волнами подогревает предвкушение зрителей, однако не следует затягивать их ожидание следующей тщательно заточенной атаки.

Возмем к примеру батл из 8ой мили. Герой Эминема Rabbit схлестнулся с парнем по имени Lickity Split. Ниже приводится часть его стихов. Хотя он в конце концов и проиграл «Rabbit»у, но стихи у него нормальные. Давайте проанализируем панчи.

Ты не из Детроита, а я настоящий ди
(мягкий полу-личный панч-выпад)
Ты здесь еще пацан,лучше на свою ферму вали
(подготовка к……)
Ты е**ный нацист, лучше давай убегай
(личный панч, но не очень сильный)
Хотя мой тебе совет,
(подготовка к……)
Попробуй «Ванилла Айс» почитай
(полу-личный панч)
Это все на что ты способен, учти мой совет,
(без панча)
Эй колхозник,это тебе не Вилли Нельсон, нет
(полу-личный панч)
Я не дам тебе вздохнуть, вот это реально круто,
(широкий панч)
Твой трейлер дерьмо, ты выглядишь также тупо,
(подготовка к ……)
Как Чеддар Боб, который чуть не стал трупом
(личный панч)
Silly rabbit, я знаю почему тебя так зовут
(подготовка к …..)
У тебя между булками морковка, но ничего, заживут
(тяжелый личный панч)
Ты наехал на Винка, но ты получил свое Джимми
(личный панч)
Ты поступил как Тина Тёрнер, когда её тоже побили,
(широкий панч)
Я сделаю с тобой такое,ты не устоишь на ногах,
(подготовка к …)
Элвис перевернеться у себя в гробу, восхищенно крикнув:»Ах!»
(мягкий личный панч)
Я вообще не понимаю,как ты сюда попал, ведь уже так поздно,
(подготовка к…)
Тащи свой белый зад на восьмую милю,
Мне от тебя уже тошно
(личный панч)

Как можно заметить, каждая строчка либо содержит панч, либо подготавливает к нему. В целом, это крепкие баттловые стихи, хотя он и сделал несколько ошибок, из-за которых в итоге проиграл. Во-первых, все его панчи обыгрывают вообще-то одну и ту же вещь. Эминем белый / он не живет в Детройте. Слабый подход, основанный на деталях биографии – это для батла мало подходящий метод, вроде как баскетболист, который умеет делать только один бросок. Скажем, почему Майкл Джордан или Леброн Джеймс сокрушают всех на баскетбольной площадке – потому что они действуют универсально. Они реально сильны и в 3-х очковых бросках, и так же сильны в бросках с внутренней линии. Ограничив себя только одной темой, Lickety Split оказался уязвимым перед Эминемом, который в результате смог легко отбивать однонаправленные диссы назад Lickety в физиономию.

Как применять широкие панчи в баттле!

На мой взгляд широкие (общие) панчи используются чересчур часто, но тем не менее для них тоже есть свое место. Широкие панчи – это оружие, которое можно применять против одного МС и точно так же оно легко подойдет против другого МС. Эти стихи легко приготовить заранее, в отличие от специальных Панчей. Неплохая идея написать несколько широких (общих) панчей, которые можно зачитать, если вдруг застопоришься, либо вставлять между личными панчами для разбавления.

Поскольку широкие панчи не задевают соперника так сильно, как личные выпады, нужно позаботиться, чтобы широкие панчи были смешными, интеллигентными, либо впечатляли как стихи. Сравните нижеследующие строки:

I’m only battling ya to prove the point that you a sell out,
so when I come round with the ak and 9 out, yo its lights out

Этот широкий панч слабый. Здесь нет ни метафор, ни богатого словаря, ни игры слов, ни многосложных рифм. Рифмуется «out» с  «out» и с  «out.». Единственный панч здесь – об оружии, а оружейные панчи себя изживают. Они редко бывают креативными, необычными, и их любят слабые рэпперы. В общем, убери свой воображаемый АК и 9 назад себе в штаны и читай что-нибудь   реальное. Посмотри на эти строки, их написал рэппер из Техаса по имени smtxgraffin, опубликовал в Интернете::

«Зачем ты читаешь банальные рифмы, которые никто не понимает?
Ты не в моей команде и я незаметно в тебя швыряю камнями»

Это широкий панч (мог бы превратиться в специальный, если бы его соперник действительно читал банальные, избитые тексты), но этот панч работает, потому что здесь обыгрывается«league» и строка креативная — «pitchin’ at you underhand.» Плюс к этому,  «understands» и «underhand» – это свежая рифма. В общем, используй широкие панчи скупо, по-немногу, и если уж используешь, позаботься, чтобы они были краткими.

Как пользоваться личными выпадами (панчами) в баттле.

Личные выпады (панчи, personals) – это хлеб с маслом для ветеранов рэп батлов. Они не только срезают соперника. Из-за того, что их практически невозможно приготовить заранее (если только ты не узнал накануне вечером, против кого будешь выступать) они дают возможность блеснуть мастерством фристайла. В общем, используй в батле личные панчи как можно больше.

Как писать personals (личные панчи)?

Для этого есть свой подход – как только ты узнаешь, кто будет твоим соперником, начинай его анализировать и разбирать его по косточкам. Если ты участвуешь в конкурсе, то как только объявят расписание, выясняй, что за парень выступит против тебя и пойди на него взгляни / поспрашивай о нем. Если два МС устраивают батл на вечеринке и ты тоже хочешь поучаствовать, разузнай, кто будет соревноваться. Если хочешь участвовать в батле он-лайн на форуме, как только узнаешь имя соперника найди и почитай его предыдущие батлы и старые посты. В общем нужно накопать как можно больше информации, которую можно использовать позже в рэпе. В примере из 8-ой мили, приведенном выше, Lickety Split диссует Эминема персонально таким образом:

«он не из Детройта»

«его друг Cheddar Bob себе ногу прострелил»

«его друг Future хозяин батла»

«сам он белый»

«он живет на стоянке для прицепов»

«он бывал бит группой дружков Lickety Split»

Видно, что Lickety Split применил против него много личной информации, хотя большинство его нападок слишком похожи друг на друга. Вообще говоря, чем больше накопаешь, тем лучше. Начать можно с деталей, которые лежат на поверхности: что он носит, как его зовут, на что он вообще похож. Допустим, парень, с которым ты тягаешься в батле носит два капюшона, один поверх другого.

Что, не смог решить что за рубаху надеть, и в итоге надел обе?

Можешь надеть хоть 6 рубах, а приза тебе все равно не взять.

Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.

Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.

Как придумать шутку легко и быстро

Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.

Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.

Шутка – это волшебный фокус

Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.

Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.

Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:

«Я начал лысеть… иногда мне неловко из-за этого… Как этим утро, когда моя жена пробежала пальцами по моим волосам, но я уже ушел на работу!»

«Я начал лысеть... иногда мне неловко из-за этого... Как этим утро, когда моя жена пробежала пальцами по моим волосам, но я уже ушел на работу!

Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.

Итак…

Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры

Как некоторые из вас уже знают, основная структура шутка:

Как некоторые из вас уже знают, основная структура шутка:

По-другому можно сказать:

структура шутки по-русски

  1. Setup (установка) – это логическое утверждение факта. Внимание, не забывайте, что установка логична, так как это, как правило достоверные сведения или реальное событие. Большинство комиков убивают свои шутки тем, что пытаются сделать установку смешной. Это ошибка.
  2. Punchline (кульминация) – это продолжение утверждения, которое внезапно ведет зрителей в неожиданном направление. Такое неожиданное завершение шутки и должно вызывать смех.

При обучении своих учеников я использую немного другую форму шуток, которую предложил один из известных учителей по юмору:

При обучении своих учеников я использую немного другую форму шуток, которую предложил один из известных учителей по юмору:

В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.

Пример:

Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!

STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!

PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.

Получается, мы сначала создали одну картину на основании всем известного факта и так заманили человека в ловушку, а потом панчлайном разрушили первую картину и создали вторую, которая и вызвала смех.

Получается, мы сначала создали одну картину на основании всем известного факта и так заманили человека в ловушку, а потом панчлайном разрушили первую картину и создали вторую, которая и вызвала смех.

Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.

Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками

Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).

Слушатель втягивается в ожидание того, каким будет результат, но в который раз получает совсем не то, что предполагал.

Слушатель втягивается в ожидание того, каким будет результат, но в который раз получает совсем не то, что предполагал.

Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.

Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.

Вот пример:

Дальше следует панчлайн. Это то, что у фокусников называется раскрытием: работница банка отвечает: «Слезами пишите!».

Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:

–А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).

– А какая у вас?

–1600.

Дальше следует панчлайн. Это то, что у фокусников называется раскрытием: работница банка отвечает: «Слезами пишите!».

Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.

Фактор неожиданности в шутке – залог успеха

Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.

Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:

  1. Аудитория получает всю необходимую для нее информацию, иными словами, что аудитория «слышит» тебя.
  2. Аудитория должна понимать все используемые фразы. Смутные утверждения о незнакомых для них вещах или понятиях ставят крест на вдохновляющей комедии.

Подбивая итоги:

  1. Комики – фокусники.
  2. Мисдирекшн обманывает аудиторию.
  3. Панчлайн должен удивить их.
  4. Смех появляется вследствие удивления.
  5. Чем больше удивление, тем сильнее смех.
  6. Отсутствие сюрприза рождает отстойную бородатую шутку.

И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.

Это важно!

Еще раз убедись, что аудитория:

  • получает всю информацию;
  • понимает все детали истории.

Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.

Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать написать шутку и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля  и у них получилось. У тебя получится тоже)

Регистрируйся на бесплатный вебинар
«ДНК Юмора».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать панк барабаны
  • Как написать панегирик
  • Как написать памятку образец
  • Как написать памфлет
  • Как написать пальцем на экране андроид