Как написать передовой опыт

Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта педагогической деятельности.

Примерная схема организации, анализа, обобщения, пропаганды и внедрения передового педагогического опыта

Организация передового опыта

Кто организует опыт?                                                   

— определение программы, по которой будет организован опыт;
— определение авторов опыта;
— рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования ,методического объединения по  работе над программой;
— консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.

Изучение передового педагогического опыта

Кто изучает?

Методы изучения:
— длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
— ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
— ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
— беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Формы обобщения:

— рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
— доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
— отчёто педагогическом эксперименте (если он ведётся);
— тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
— обобщение — описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

— устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
— наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
— письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта

педагогической деятельности.

В Педагогическом энциклопедическом словаре находим толкование: «Опыт педагогический – это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки». [  , 180]

Следовательно, под педагогическим опытом будем подразумевать систему методов, приемов и средств обучения, разработанных самим педагогом или заимствованных, которые эффективно применяются  им в образовательном процессе и направлены на решение актуальных проблем преподавания учебных предметов. Педагогический опыт – это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня.

При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности  и эффективности опыта при решении педагогических задач.

Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:

  • что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
  • для чего он это делает (с какой целью), 
  • как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
  • какой результат  после этой работы получается.

Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.

Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок  и отразить  в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения.

Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются  практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы (конспекты, сценарии, технологические карты) уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы.

Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта — это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения   в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее (теоретическое основание), с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на  цитаты, используют чужие мысли из  готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете. Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей.

В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта.

При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

1. Тема опыта должна быть сформулирована  четко, конкретно, грамотно. Для этого педагогу необходимо определить, что выносится на защиту (использование средств, приемов, методов и т.п.) как условие, определяющее успехи в его профессиональной деятельности. Тема опыта должна отражать главное направление в содержании работы учителя. При формулировании темы необходимо ответить на вопросы: «Что я делаю? Для чего? С какой целью?». Обычно тема опыта состоит из двух частей. Одна часть отражает направление деятельности педагога, т.е. что он формирует, развивает, совершенствует, отрабатывает у своих учеников, во второй части отражаются средства, способы, пути достижения высоких результатов в обучении и развитии учащихся в указанном направлении. Например, «Приемы обучения учащихся решению нестандартных математических задач».

При формулировании темы можно использовать клише: «Использование… для…», «Приемы (методы)… как средство развития (формирования, совершенствования)…», «… как основа …» и др.

2. При описании актуальности опыта педагог может использовать следующие формулировки: «Для меня эта тема актуальна, потому что…», «Актуальность темы обусловлена …», «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …».

В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном  опыте;  раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

3. Для формулировки цели следует ответить на вопрос: «Чего я хочу добиться в результате своей педагогической деятельности?».  В цели опыта должно быть указано, на формирование (совершенствование, развитие) каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся направлен опыт; с помощью каких средств достигнут качественный результат и в какой образовательной ситуации. Если педагог создал электронное средство обучения (ЭСО), то цель его работы будет не «разработка ЭСО», а « совершенствование  каких-то знаний либо развитие у учащихся конкретных умений посредством использования данного средства». Цель должна быть диагностичной, т.е. предполагать результат, который можно измерить и определить степень достижения поставленной цели.

При формулировании  цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.

4. Задачи, на решение которых направлен педагогический опыт, представляют собой структурные компоненты цели, последовательные действия (шаги) по ее достижению. Чтобы сформулировать задачи, следует ответить на вопрос: «Что я делаю для достижения поставленной цели?». Можно формулировать задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой. Формулировки задач предлагаем начинать с глагола: организовать, выявить, проанализировать, составить, разработать, провести и др. Алгоритм рассуждения может быть следующим: «Для того, чтобы достичь поставленной цели (развитие коммуникативные умения учащихся), следует решить следующие задачи, сформулированные в сфере деятельности учащихся (сформировать умения задавать вопросы разных типов …; отработать навык структурированного монологического высказывания …; обеспечить приобретение учащимися опыта ведения диалога, аргументированного спора …); задачи, сформулированные в сфере деятельности учителя (выделить коммуникативные умения, которые необходимы выпускнику I ступени общего среднего образования …; определить условия, необходимые для развития коммуникативных умений ….; отобрать и использовать в образовательной практике … методы, которые способствуют  формированию коммуникативных умений …, оценить эффективность …).

5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это  мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:

  • «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
  • «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
  • «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».

6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

1) «Что у меня получается лучше всего?».

Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):

  • обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
  • организовывать активную познавательную деятельность, парную и  групповую работу,  обобщение и систематизацию материала,
  • применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
  • учить пониманию текста,  работать с текстом,
  • создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
  • использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
  • создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.

2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием авторов).

Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.

3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?».

4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы опроса, объяснения, контроля знаний и т.п., формы организации учебной деятельности учащихся, средства для отработки навыков, совершенствования запоминания и т.п.?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы).

5) «В какой системе можно представить мой опыт:

  • система  работы с 1 по 4 классы;
  • система уроков по изучению одного раздела учебной программы; 
  • система работы на уроке определенного типа;
  • система заданий по учебной теме или др.?»

Классификацию (систематизацию) предлагаемых педагогом нововведений можно сделать в форме таблицы, схемы, модели, в которой будут представлены структурные компоненты опыта. Например, методические приемы, направленные на развитие различных умений, и целевое их использование на различных этапах урока. Описывать систему лучше в логике «от общего к частному».

6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».

Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.

7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

  • Как можно доказать результативность моего опыта?
  • Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
  • Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
  • По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
  • Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные  знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).

Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания;  формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?

2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?

3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?

5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

9. Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.

10. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний,   точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.

11. Осуществите самооценку описание опыта своей педагогической деятельности с помощью критериев, прописанных в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», которые размещены на сайте Академии последипломного образования. Этими критериями пользуются и члены квалификационной комиссии при оценке  опыта педагогов.

Памятка

Как работать по обобщению опыта?

1. Выявление и планирование.

Выявление опыта происходит в ходе контроля, аттестации педагогов.

Планирование на основе проблем, выявленных в ходе диагностики, опроса. Формулирование темы совместно с педагогом.

2. Методы изучения опыта:

— анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

— посещение и анализ занятий, внеучебных мероприятий;

— изучение методических форм работы педагога, методиста, руководителя;

— изучение рабочей документации;

— анализ результатов творческих конкурсов, проектов.

3. Виды и формы обобщения.

Существует три вида обобщения (показ, рассказ, описание):

— статья, сборник статей (описание);

— подготовка занятия, мастер-класса, организация методической выставки, подготовка творческого отчета (показ);

— организация проблемного круглого стола, проведение пресс-конференции (рассказ).

4. Формы распространения опыта:

традиционные:

— педагогический совет;

— заседание методического объединения;

— творческий отчет;

— конкурсы профессионального мастерства;

— научно-практические конференции;

— наставничество;

— мастер-классы, семинары;

— публикации в методических журналах;

— стажерская площадка;

— педагогические чтения;

современные, инновационные:

— видеоконференции;

-интернет-педсоветы;

— вебфорумы;

— педагогические сетевые сообщества.

5. Составляющие передового опыта:

— технология занятия, элементы технологии;

— авторская программа (образовательная, воспитательная);

— система методических приемов, комплекс упражнений, заданий для развития отдельных качеств, умений;

— эффективные средства обучения (пособия, карточки, таблицы и т.п.);

— реализация принципов обучения (креативность, дифференциация, вариативность и т.п.);

— эффективная система оценки знаний, умений, результатов.

6. Критерии передового педагогического опыта.

— высокая эффективность и устойчивые результаты деятельности на протяжении длительного времени;

— возможность использования опыта другими педагогами;

— актуальность, социологическая значимость, востребованность опыта;

— оптимальность средств, с помощью которых достигаются высокие результаты;

— научная база опыта, соответствие опыта основополагающим теориям педагогики и психологии.

Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности

1. Педагоги выбирают для своего опыта:

  • очень широкую тему  (например, «Формирование и совершенствование навыка чтения у младших школьников»),
  • очень узкую тему (например, «Выкарыстанне дыдактычных гульняў для развіцця пазнавальнай цікавасці на ўроках матэматыкі ў 1 класе пры вывучэнні раздзела  “Адназначныя лікі”»),
  • тему, в которой указаны не взаимосвязанные понятия (например, «Развитие творческих способностейучащихся начальной школы на уроках литературного чтения посредством использования методов и приёмов технологии развития критического мышления»),
  • тему, которая требует раскрытия многих направлений.

2. При описании актуальности опыта педагоги представляют  отрицательный опыт собственной деятельности.

3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,

Тема «Использование уровневой дифференциации на уроках русского языка для повышения качества знаний младших школьников».

Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.

Задачи:

  • Создать  условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
  • Формировать адекватную самооценку учащихся  путём использования карточек  с разноуровневыми заданиями.
  • Повысить уровень обучаемости,  обученности, качества знаний учащихся  посредством  организации  уроков русского языка на  основе уровневой дифференциации.

4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.

5. Учителя, пользуясь различными работами из Интернета, начинают путать практический опыт с научным исследованием, выдумывают гипотезу, методы исследования, эксперимент, т.е. то, чего не проводили. И, как следствие этого, формулируют задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.). Иногда путают понятия «собственный опыт педагогической деятельности» и «инновационный проект, который реализует учреждение образования», и прописывают этапы и результаты реализации проекта. В отдельных случаях опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме либо отчетом по теме самообразования. Тогда некоторые задачи характеризуют не этап обобщения опыта, а его становления – самообразования («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.).

6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.

7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.

8. Опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком», «познавательная деятельность» — «познавательным интересом»).

9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.

10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.

11. Научные термины используются  в работе без понимания их сути.

12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.

13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

  • Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список литературы и титульный лист, но без приложения;
  • приложение к работе — до 10 страниц;
  • страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;
  • со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные разделы (главы), а можно писать как статью без выделения структурных частей;
  • шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
  • параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
  • текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
  • материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;
  • делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];
  • литература оформляется согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/. В списке литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.

Литература

1. Богачева, И. В. Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» / И. В. Богачева, И. В. Федоров. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/kvex_att.pdf.

2. Программа квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории.  Направление деятельности — учитель начальных классов. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_nach.pdf.

3. Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_trebov.pdf.

Примерная структура описания педагогического опыта

 1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

 1.3. Цели опыта Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта Отражение последовательности действий по достижению цели.

 1.5. Длительность работы над опытом Продолжительность работы, этапы.

 2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2 2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

 2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

 2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника. 2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

 2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

 3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3 3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий. Приложение

2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта. Приложение

3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д. Требования к оформлению опыта педагогической деятельности Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21]. Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4) http://vak.org.by/. Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

4 Образец оформления титульного листа: ____________________________________________________________

(название учреждения образования)

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Иванов Иван Иванович, учитель русского языка 8 (029) 377-23-35; e-mail: [email protected]

В данной статье мы постараемся ответить на вопрос: ”Какой же педагогический опыт является передовым?” и на целый ряд других, не менее важных. Передовой педагогический опыт – это такой опыт, который чаще всего называют «золотым фондом» педагогической практики, который обогащает саму практику и считается некой «питательной средой» всей педагогической науки. В случае, если бы не было педагогического опыта, исследованного, обобщенного, популярного и уже внедренного, то пришлось бы все это делать с начала.

Педагогическая практика представляет собой ту самую основу, в которую следующие поколения воспитателей добавляют нечто свое, свежее, специфическое, чего ранее не было в педагогической практике, что определяет состояние педагогической действительности в настоящее время.

Таким образом, педагогический опыт является не постоянным, застывшим во времени понятием, раз и навсегда, а чем-то, что непрерывно находится в состоянии развития, постоянно подвергнутое дополнительному совершенствованию, углублению существующих понятий и знаний.

Сущность современного педагогического опыта может быть определена как индивидуализированная педагогическая система, стабильно провоцирующая некие глубокие последствия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Определение 1

Передовой педагогический опыт – это новые специфические формы, способы, средства и приемы педагогической работы, найденные и переработанные в ходе креативного поиска вариантов и средств повышения качества и эффективности процесса изучения, воспитания и становления учащихся. Передовой опыт представляет собой профессиональное включение педагогом своих сильных качеств.

Также стоит отметить, что передовой опыт является не только педагогическими новациями. Исследуя передовой опыт, грубой ошибкой будет не обратить свое внимание на ежедневные и даже малозаметные труды тех воспитателей, так называемый «секрет» успеха которых в комплексном воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических базовых основ и инструкций, как новых, так и обычных, часто употребляемых. Подобный опыт тяжело заметить, а проследить его действенность и вовсе практически невозможно. Однако он зачастую принимается за основу значительных учебно-воспитательных эффектов. Труд профессионала, преподавателя, который не привнес ничего абсолютно нового, но со знанием и достаточным умением применяющего существующие методики и средства с цель максимально эффективного решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть объектом исследования для тех, кто еще не достиг подобного уровня в собственной работе. В процессе выборе опыта (новаторского или же обычного положительного), направленного к исследованию и изучению, крайне важно сделать правильную оценку его особенностям и сравнить со своими собственными возможностями.

Исследование и применение передового опыта

Определение 2

Положительный опыт — это опыт, применение которого в деятельности приводит к положительному результату.

Главным при изучении и анализе передового опыта воспитателя принято считать уяснение педагогической системы, педагогического стиля его «носителя», основной сущности педагогических средств заслуги позитивных эффектов, исследование как организационных форм, так и путей и методических способов, что способствуют повышению эффективности работы, однако и определение тех противоречий, на разрешение которых нацелены поиски и применяющиеся педагогические средства. Учителям, в большей степени это относится к новичкам педагогической работы, занимающимся изучением передового педагогического опыта, крайне важно попасть в так называемую «творческую лабораторию» профессионалов педагогического труда: осознать систему подготовки к занятиям, сделать тщательный анализ его передового педагогического опыта, его перспективно-тематических проектов, а также ассортиментов учебно-производственных работ, графиков движения и нагрузки, приходящийся на учащихся, инструкционно-технологической и другой учебной документации, дидактических материалов, проектов занятий и необходимого для них оснащения, конспектов, методических разработок и так далее.

Однако ключевой способ изучения современного педагогического опыта — это, несомненно, посещение занятий опытного учителя, другими словами профессионала производственного учения. Именно на нем раскрываются все способности педагога, уровень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, и все, что можно назвать аспектом педагогического опыта, педагогического мастерства. Изучение и анализ занятия, которое проводил опытный преподаватель, традиционно сводятся к следующей совместной схеме:

  • методы актуализации познаний учащихся, приобретенных на прошлых уроках и в ходе производственного обучения;
  • методы целевой установки учащихся на высококачественное усвоение учебного материала урока;
  • организация и методика выяснения исполнения учащимися бытовых заданий;
  • методы активизации работы учащихся группы в период выяснения опрашиваемого учащегося;
  • методы возведения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной работы учащихся при этом: проблемное изложение, использование деталей эвристической беседы, постановка учащимся попутных вопросов, претворение в жизнь «обратной связи» и т. п.;
  • поддержание энтузиазма и внимания учащихся к изучаемому: эмоциональность изложения, смена способов работы учащихся, занимательные примеры, результат изумления и т.п.;
  • становление самостоятельности учащихся: приемы организации работы с книгой, использование карточек-заданий, решение количественных и высококачественных задач продуктивного нрава и т. п.;
  • индивидуализация процесса обучения: выдача различных по трудности и проблемы задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование трудности вопросов в ходе разговоров, проведение учащимися взаимопроверок и т. п.;
  • приемы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей: опора на ранее полученные знания и умения, побуждение учащихся изъяснять новейшие прецеденты, действия, закономерности на базе познаний по смежным предметам, согласие трактовки законов и доктрин, исследуемых в разнообразных предметах и так далее;
  • методы использования пособий и ТСО: соединение их с иными способами изучения, методы и организация применения на уроке, становление мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований и тому подобное.;
  • контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерывность, обратная взаимосвязь, аспекты оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и тому подобное;
  • педагогический стиль преподавателя;
  • педагогический такт в отношениях с учащимися;
  • педагогическая техника, ее проявления и последствия и так далее.

Рекомендуя посещения уроков опытного преподавателя в качестве ключевого способа перенимания его опыта, необходимо обратить свое внимание на целенаправленность подобных посещений. Важно не просто присутствовать на проводящемся уроке, а почерпнуть из посещения общее понимание. Необходимо, чтобы посещающий такой урок целью своего посещения принимал конкретную задачу и точно понимал, что нужно выучить, воспринять, а далее, по возможности, и взять для пополнения своего багажа. В таком смысле ключевую роль играют предшествующие разговоры посещающего с организаторами или зачинщиками данной методической работы в учебном заведении, которые точно знают сильные стороны «носителя» современного опыта и обладающими достаточными знаниями, чтобы подсказать, на что стоит обратить особое внимание.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на занятие к опытному преподавателю с целью перенимания его опыта необходимо идти уже подготовленным. Достаточно эффективным способом изучения и распространения современного педагогического опыта считается проведение и рассмотрение «открытых» уроков опытного преподавателя. В высшей степени при этом необходимо отметить этап обсуждения прошедшего урока его посетителями. Значение этого коллективного обсуждения процесса проведения и эффектов урока заключается в том, что в таком случае методические приемы, которые были продемонстрированы учителем, мастером, подвергаются всестороннему и сложному анализу. В процессе раскрываются не только заслуги педагога, но и его ошибки с промахами, формируется уже целостное обобщенное мнение о существенных и важных сторонах опыта, рассматриваются приемы его использования на практике.

Для людей, изучающих передовой опыт, подобные обсуждения представляют колоссальное значение в плане возможности наиболее глубоко разобраться в его сути и наметить для себя способы и приемы применения, рассмотреть собственный опыт сквозь призму проанализированного опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

В числе других эффективных способов исследования и распространения педагогического опыта ошибочным будет не назвать так называемые «Школы современного педагогического опыта», в которых квалифицированный педагог-наставник (преподаватель или же знаток производственного обучения) делится собственным опытом с группой педагогических сотрудников одного или нескольких учебных заведений. Из наиважнейших направлений таких школ стоит отметить следующие:

  • взаимопосещение уроков участников школы с дальнейшим их анализом;
  • посещение участниками школы занятий управляющего ее с последующим разбором методики и организации проведения;
  • исследование методики и организации проведения деловых игр в ходе занятий;
  • методические приемы использования на уроках технических средств обучения;
  • обмен навыками использования компьютеров учащимися;
  • методика и организация проведения «бинарных» уроков;
  • организация и методика тренажерного обучения;
  • комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
  • организация технического творчества учащихся и так далее по списку.

Школы современного педагогического опыта представляют собой коллективную форму педагогического наставничества. Во множестве учебных заведений находит свое применение личная форма подобного наставничества, другими словами «менторство».

Педагогическое наставничество в качестве поддержки опытным учителем-профессионалом своего несколько менее умелого коллеги может обеспечить прогнозируемый результат при условии соблюдении таких требований, как:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного;
  • взаимное стремление к плодотворному сотрудничеству;
  • массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах обозначенного времени;
  • плановость по содержанию и срокам;
  • начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта является значимым, однако вовсе не ключевым шагом для повышения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт может дать полезный результат только в том случае, если он будет применен и освоен.

Примерная схема оформления передового педагогического опыта в форме описания

  1. Титульный лист

Под верхним полем без переноса набирается название вышестоящей организации, например: УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА. Ниже печатается название учреждения дошкольного образования, например: УЖРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ №…(ЯСЛИ-САД №…, ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ» №…, ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА №… и т.д.). Тема опыта набирается в свободном редакторе и шрифте посередине листа. Далее вниз от правого поля печатается: фамилия, имя и отчество автора, должность, квалификационная категория, контактный телефон. Перед нижним полем набирается(на середине строки) Минск 2011.

  1. Аннотация

Аннотация должна содержать:

— описания основной идеи опыта;

— цель обобщения опыта;

— адресность опыта (для кого данный опыт может быть рекомендован(полезен)).

3. Портфолио

Портфолио представляет собой некоторые сведения об авторе. Например: Ф.И.О., фото, образование, квалификационная категория, педагогический стаж, стаж в должности, приоритетные направления в работе, публикации, педагогическое кредо, награды и т.д.

  1. Предисловие (введение)

В этой части:

— обосновывается выбор темы опыта, ее актуальность и значимость, перспективность опыта, его значения для совершенствования образовательного процесса;

— характеризуются условия возникновения, формирования опыта, трудности, которые испытывали в период создания передового педагогического опыта;

— раскрываются противоречия в практике работы, на разрешения которых был направлен творческий поиск педагога;

— указываются цель и задачи передового педагогического опята.

5. Описание опыта

Основная часть описания может включать в себя главы (теоретическая, практическая), в которых могут быть выделены разделы. Каждая глава (раздел) должна начинаться с новой страницы.

В теоретической части дается краткий реферативный обзор литературы по теме опыта, раскрываются ее теоретические аспекты.

В конце теоретической части делается вывод о степени разработанности темы с учетом той цели и задач, которые ставил перед собой автор.

В практической части дается описание системы работы педагога по теме опыта (раскрывается сущность опыта, его технология, система конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, анализ специфических особенностей, теоретических находок, показываются преимущества данных методов и приемов перед уже существующими). Раскрываются способы преодоления трудностей, возникающих при достижении цели, даются практические рекомендации, предложения по разрешению исследуемой проблемы.

Особое внимание уделяется раскрытию эффективных форм и методов работы с детьми, описанию и анализу нового, оригинального, подтвержденного конкретными фактами. В тексте приводятся ссылки на то или иное приложение.

В работе должны быть логические связки, обеспечивающие переход от одного раздела к другому. Все заголовки в описании должны совпадать с указанными заголовками в содержании (оглавлении).

Примечание. Описание должно представлять собой не столько демонстрацию достижений, сколько раскрытие причинно-следственных связей и путей, приведших к результатам.

  1. Заключение

— формулируются выводы о результативности и оптимальности опыта;

— отображаются достигнутые результаты, раскрываются преимущества методики работы с детьми;

— представляется основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта (выделяется главное, наиболее существенное в деятельности автора);

— определяются проблемы и перспективы развития опыта.

7. Глоссарий

Глоссарий представляет собой терминологический словарь по теме опыта. После приведенных терминов в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы […].

8. Приложения

Содержание приложений должно четко соответствовать теме опыта. В приложениях могут быть представлены следующие материалы:

— сценарии, конспекты, перспективные планы;

— образцы дидактических материалов;

— детские работы;

— разработанные автором методические рекомендации;

— фото, анкеты, таблицы, диаграммы, схемы, графики, отображающие эффективность методов и приемов работы педагога, результативность опыта и др.

Содержание приложений нумеруются, продолжая общую нумерацию страниц работы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте описания. Каждое из приложений имеет заголовок и в правом верхнем углу нумеруется (Приложение 1 и т.д.)

Каждая таблица нумеруется (Таблица 1 и т.д.), имеет название, которое прописывается на середине страницы.

Таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы служат дополнением к описанию и включаются в том случае, если этого требует материал изложения.

    1. Литература

Список литературы (библиография) представляет собой перечень источников, на которые в работе приводятся ссылки.

Список нумеруется и располагается в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий книг (в случае, если автор не указан).

    1. Содержание (оглавление) начинается с Предисловия(введения) и включает в себя названия всех глав, разделов и подразделов опыта с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть работы.

Логическая структура (композиция) материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей, а также может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.

Все главы нумеруются римскими цифрами, разделы и подразделы опыта — арабскими цифрами. После заголовков каждой структурной части точка не ставится.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, хотя на титульном листе и оглавлении номер страницы не ставится. На всех последующих страницах (начиная с Предисловия — с.3) номера страниц ставятся арабскими цифрами на верхнем или нижнем поле без точки в конце.

Ссылки на литературу (после цитаты, описания фактов и др.) заключаются в квадратные скобки […].

Текст набирается в редакторе MS Word шрифтом Time New Roman, формат А-4, не допускаются сокращения названий (кроме принятых аббевиатур) с соблюдением следующих параметров: левое поле 3 см, правое поле 1 см, верхнее и нижнее поля по 2 см, высота 14 пт., междустрочный интервал 1,5, количество строк на странице 40-42. Весь текст выравнивается по ширине.

Следует обратить внимание на эстетическое оформление представляемых материалов.

Схема описания передового педагогического опыта

При описании передового педагогического опыта целесообразно придерживаться следующей структуры:

Титульный лист

Введение

Теоретическая база опыта

Актуальность и перспективность опыта

Новизна опыта

Адресность опыта

Трудоёмкость опыта

Технология опыта

Результативность опыта

Приложение

Рассмотрим содержание каждого раздела более подробно.

Введение

Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Обоснование актуальности опыта на современном этапе. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации?) Его значимость и практическая направленность. Объём — 0,5 страницы. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует?) Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности?)

Вычленить противоречия, которые побудили  к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.   

Выявление трудностей, противоречий, с которыми встретился педагог и которые побудили его искать новые, более продуктивные методы, подходы, решения  возможных отрицательных последствий; неучтенных обстоятельств в процессе становления опыта, условий, при которых его использование не желательно;

Например, противоречия:

между возможностями обучения и условиями развития детей;

между требованиями программы и реальным уровнем развития детей;

между предметным образованием и восприятием целостной картины мира;

между разнообразием интересов и дарований дошкольника и единым учебным планом;

Тема опыта (конкретность формулировки, корректное использование педагогических и психологических терминов) Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.

Далее надо сформулировать идею опыта. Идея — центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:

Цель = конечный результат / средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач. Идея должна следовать теме, а опыт – раскрывать идею.

Четкое определение наименования опыта. Уже  в  самом  наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта (основная идея), область применения («Развитие речи детей  дошкольного возраста на основе индиви­дуализации обучения»).

Показ, какими путями он шел, какой теорией, какими достижениями науки пользовался, какие технологические варианты использовал.

Показ опыта, как процесса, который включает в себя выдвижение цели, планирование действий, логику достижений результата.

Сведения об авторе опыта (Ф.И.О., место работы, образование, специальность по диплому, должность, педагогический стаж, стаж работы в занимаемой должности, квалификация,  категория, награды и звания, контактные данные).

Условия, при которых создавался опыт.

Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности). Необходимо начинать с выявления и обоснования той конкретной потребности, обусловившей необходимость поиска именно этого опыта и его обобщения. Длительность функционирования опыта и динамика его становления и развития.

Показ системы условий в их последовательности и взаимообусловленности, обеспечивающих возможность достижения наивысших результатов. Условия возникновения, становления опыта. Необходимые сведения об ОУ, микрорайоне, социальной  сре­де, группе.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы;  изучение опыта коллег; курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений.

Теоретическая база опыта

В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается).

В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения – это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

Идея личностного подхода к воспитаннику.

Идея практико-ориентированного обучения.

Идея использования новых информационных технологий.

Идея  здоровьесберегающего обучения.

Идея опережающего обучения.

Идея гуманизации образовательного процесса.

Идея оптимизации  воспитательно-образовательного процесса.

Идея обучения и воспитания в деятельности.

Идея неразрывного единства обучения и воспитания.

Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.

Идея развивающего обучения.

Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

Идея интеграции содержания и др.

Идеи опыта  у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего  рода принципах, основных положениях, которыми  руководствуется педагог для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.

Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)

Здесь необходимо указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.  Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая  возможности  новых  открытий,  педагог  должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.

Для того чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать основные положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса:

работу в «зоне ближайшего развития» (Л .С. Выготский);

идею амплификации дошкольного образования, т. е. его обога­щения, а не ускорения (А.В. Запорожец),

систематическую опору на детское экспериментирование (Н.Н. Поддъяков);

преимущественное внимание к стимулированию процесса развития мышления (Л.А. Венгер);

построение образова­тельного процесса на игровых ситуациях (Д.Б. Эльконин);

теорию «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я. Гальперин),

личностно-деятельностный подход (В.В. Да­выдов) и др.

Раскрыть внутренний источник творческого поиска: воображение, фантазия,  умение сделать прогноз, комбинировать из­вестные способы или элементы,  видеть  предмет  в  его  необыкновенных функциях и связях,  принимать нестандартные решения, т.е. все, что ха­рактеризует креативность (творчество) самой личности педагога.

Актуальность и перспективность опыта

Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения. Именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога.

Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты. Например: В.Ф. Шаталов в своем опыте решает многие противоречия массовой практики: обучать всех и каждого качественно и быстро; радостно и победно; напряженно и без перегрузки.

 Практическая значимость опыта помогает определить, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед ОУ; какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.

Новизна опыта

При описании сущности педагогического опыта, необходимо подчеркнуть отличие опыта  от уже существующего, его новизну, степень новизны. 

Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению): открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта: собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.

Адресность опыта

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции  и т.д.).

Трудоемкость опыта

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта.)

Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой урок – внеклассная работа, лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.)

Технология опыта

Надо отразить последовательность действий — осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация  воспитательно-образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).

Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)

Раскрытие  методики во всей ее операционной, технологической полноте и последовательности; полное, последовательное описание приемов, методов. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы.

Цель (для чего), содержание (что),  методы и средства (как), результат (какой)

Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы педагогов. Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания). В том числе: содержание воспитательно-образовательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению детьми тех или иных мировоззренческих проблем); формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и детей; организация  воспитательно-образовательного процесса, способы включения детей в различные виды деятельности; связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и детей.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержа­ние.

К данной части описания есть ряд обязательных требований:

отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;

выбрать структуру описания технологии (по этапам урока,  по типам урока,  по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)

показать  общие  подходы,  сформировать  свои  педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);

показать  индивидуальность  автора опыта (авторские педагоги­ческие «находки»);

содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.

Раскрывая особенности технологии работы, надо действия  педагога соотносить с конкретными условиями,  в которых эти действия предпринимаются.  Поэтому в описаниях  не  обойтись  без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.

Формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения: методы обучения; формы работы с детьми; средства обучения; преобладающие виды деятельности; описание алгоритмов  деятельности дошкольников, поэтапных действий педагога; приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

Результативность опыта

Обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т.п.). Определить возможность получения стабильно высоких результатов (уровень воспитанности, интеллектуального развития).

Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются?) определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; раскрытие пределов и границ применяемости обобщенного опыта;

Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт, какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения, за счет чего достигается в опыте высокий результат,  стабильны ли эти результаты, степень оптимальности получаемых результатов.

Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий.

Педагог-мастер работает  не на сегодняшние знания, а на прира­щение познавательных способностей своих детей. Надо посмотреть, каковы результаты  данных педагогических действий, чем они отли­чаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились активность и работоспособность детей, наличие интереса у детей; сформированность знаний по учебному предмету и  умений  ими пользоваться; развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации; уровень организованности в работе и темп  учебной  деятель­ности, умение работать с оборудованием на уроке; коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность; динамика показателей здоровья в соответствии с  возрастными нормами. Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать  следующие критерии успешности: образовательный критерий (победы на олимпиадах и конкурсах и др.).

Критерии развития:  широта и глубина интересов; обучаемость (отзывчивость к помощи);  овладение нормами нравственности; система жизненных ценностей;  степень реализации индивидуальности, самобытности; социальный критерий (адаптация,  престиж ДОУ и педагогов).

Психологический комфорт (степень удовлетворенности ДОУ, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).

Динамика показателей здоровья.

Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педа­гогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фраг­ментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим педагогам конструировать эффек­тивные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.

Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей углубленной работы.

Основные выводы:

какова результативность работы, что она дает педагогам и детям;

возможности и условия использования данного опыта в массовой практике.

точность и однозначность стиля описания опыта, использование аналитических суждений и высказываний.

Приложение к опыту работы

В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т.п.

Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо ото­брать образцы, наиболее ярко подтверждающие опи­санный опыт: методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, струк­турно-логические схемы и т.д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:

авторские программы, модифицированные программы, проекты.

алгоритм проведения различных  видов деятельности;

видеоматериалы (фото материалы, компьютерные презентации опыта)

выступления на методических мероприятиях;

данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы.

дидактический материал;

материалы, подтверждающие результативность опыта.

Педагогическую диагностику;

планы работы с детьми;

продукты детской деятельности;

публикации в СМИ;

творческие работы.

Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта, и делают возможным его воспроизведение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать переводную
  • Как написать первой незнакомому мужчине
  • Как написать перевод инженеру механику
  • Как написать первой мужу после ссоры
  • Как написать перевернутыми буквами