Как написать первую главу диссертации

Правильность оформления магистерской, кандидатской, докторской диссертации зависит не только от своевременного составления плана общей структуры текста, но и от грамотного написания первой главы научной работы.

  1. Диссертация – это важный документ, написание которого регламентируется требованиями ГОСТ и ВАК (для кандидатских и докторских работ).
  2. Количество основных разделов зависит от числа поставленных задач научной работы.
  3. Синтетический и аналитический метод письма упростят формулировку начала диссертации.
  4. Объем первой главы зависит от вида диссертации и темы: для магистерской – 10-15 стр, для кандидатской – 25-30 стр., для докторской – 30-50 стр.
  5. Стиль изложения текста – научно-публицистический, без использования сложных терминов и нагроможденных словесных конструкций.

С чего начать писать магистерскую, кандидатскую, докторскую диссертацию

с чего начать писать диссертацию

Вне зависимости от тематики, все научно-исследовательские работы состоят из трех частей – введение, основная часть, заключение (итоги). Текст выстраивается связно и в логической последовательности, не нарушая порядок основных структурных элементов.

Упростить изложение изученных материалов в начале диссертации помогут цели, задачи научно-исследовательской работы и два метода изложения материала (синтетический и аналитический).

Цели в диссертации

Правильная формулировка цели работы способствует быстрому написанию первой главы диссертации и ускоряет ход проведения необходимых исследований.

Критерии постановки цели:

  1. запрещается ставить несколько целей, она должна быть одна на всю научную работу
  2. ее содержание повторяет или дополняет название диссертации
  3. структура формулировки цели – тема научного труда и глагол действия (пример – сформулировать, представить и т.д.)
  4. тема и цель работы взаимосвязаны, так как объединяют результаты решения проблемы с самой проблемой

Задачи

ГОСТ не предъявляет строгих требований по оформлению диссертационных задач. Перед началом написания диссертации, соискателю ученой степени рекомендуется подготовить черновой вариант списка и согласовать его содержание и план будущих доработок с куратором проекта.

Рекомендуемая схема работы:

  • содержание первой задачи – раскрытие проблемы исследования с параллельным анализом литературных источников, связанных с ней
  • вторая задача – анализ возможных решений и выбор лучшего варианта
  • суть третьей задачи – проведение практических опытов и создание собственного образца решения имеющейся проблемы

Примечание. По умолчанию, количество глав в магистерской, кандидатской или докторской диссертации должно соответствовать числу поставленных задач. В случае, если последних больше, их следует равномерно распределить (2-3 на каждую из глав).

Методы письма

Чтобы правильно сформулировать начало диссертационной работы, автору рекомендуется использовать синтетический или аналитический метод написания текста.

Синтетический

Суть подхода – изложение имеющихся мыслей по небольшим кускам (фрагментам). Текст распечатывается на отдельные листы и раскладывается на столе. Основная задача – найти сходные фрагменты и расположить их рядом. Для получения связного материала, автор обрабатывает полученную информацию и добавляет необходимые предложения или словосочетания.

Аналитический

Предложенный метод исследования немного сложнее предыдущего – диссертанту придется работать со схемами. В центральной части автор отображает тему диссертации, стрелками от нее отображаются основные моменты исследования.

Для лучшей наглядности и изложения концепции научной работы, рекомендуется проставить нумерацию всех элементов в строгом соответствии со структурой основного текста. Так можно прорабатывать имеющийся материал и создавать новый.

Введение и первая глава: структура и оформления для всех видов диссертаций

структура диссертации и первая глава

Введение и первая глава диссертации – это основные структурные элементы начала магистерской, кандидатской и докторской научной работы.

Введение

Данная часть документа —  это краткая аннотация, освещающая уровень проработанности имеющейся проблемы. Автору рекомендуется включить в текст инновации по предмету исследования (способы внедрения нововведений на практике, их значимость для рассматриваемой научной отрасли и т.д.). Обязательное требование – логичность, краткость, последовательное изложение информации согласно составленной структуре.

Рекомендуемое содержание:

  1. актуальность тематики
  2. поглавное содержание и цель диссертационных задач/разработок
  3. методы/направления решения имеющейся научной проблемы
  4. благодарности коллегам, консультантам за помощь в организации и проведении экспериментальной части (необязательный пункт)

Обратите внимание! Введение оставляет у читателя трудноизменяемое первое впечатление о диссертации и авторе. Следует тщательно проработать содержание этой части – неправильно-составленное введение существенно снижает общее представление о работе.

Первая глава диссертации

написание первой главы диссертации

Принципы составления текста для этой части диссертации одинаковые для всех научных работ. Рекомендуемый объем для магистерской – 10-15 стр; для кандидатской – 25-30; для докторской – 30-50 (точное количество зависит от специфики тематики исследования).

Суть первой главы – теория и методика исследования имеющейся научной проблемы. Автор кратко излагает основу вопроса, степень его освещенности в выбранной отрасли и определяет лучшие варианты возможных решений (включая разработку основных моделей и выбора методов).

Совет. В первой главе соискатель ученой степени сопоставляет имеющуюся литературу по теме исследования и показывает практические и теоретические тенденции развития в выбранной области. Весь текст основывается на аргументированных предположениях со ссылками на проанализированные литературные источники (научные статьи, учебная литература, монографии и т.д.). 

Как написать первую главу диссертации (рекомендуемый план содержания)

  • современное состояние изучаемой проблемы
  • анализ соответствующей отрасли по научным литературным источникам
  • изучение предыдущих работ по теме исследования (включая пути решения проблемы)
  • аргументированное обоснование актуальности изучения предмета исследования
  • краткое заключение, подтверждающее необходимость проведения дальнейших экспериментов

Примечание. При рассмотрении нескольких аспектов изучаемой проблемы, допускается разделение первой главы на несколько частей (обязательно использование сквозной нумерации). Эта часть научной работы составляется параллельно с написанием всей диссертации (необходимое условие для своевременного внесения возможных корректировок и дополнений).

Как правильно и быстро написать диссертацию: практические советы

практические советы по написанию диссертации

Четыре основных совета по быстрому написанию научной работы:

  1. Подбор темы исследования под желания и склонности автора
  2. Своевременная систематизация и доступность необходимых литературных источников
  3. Доступный стиль изложения основной информации (в соответствии с уровнем интеллекта соискателя ученой степени). Доказано, что сложная манера подачи материала существенно замедляет работу – большая его часть уходит на расшифровку специализированных терминов и т.д.
  4. Возможность проведения экспериментальных методов вне зависимости от графика работы лаборатории и других сторонних факторов.

Компания «Диссертация» — это восемнадцатилетний опыт успешного написания сложных технических статей, диссертаций, монографий. Все работы составляются авторами с кандидатской и докторской ученой степенью и проверяются на соответствие требованиям ВАК и ГОСТ. Мы гарантируем конфиденциальность каждому клиенту. Будем рады сотрудничеству с вами!

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Структура кандидатской диссертации

Структура кандидатской диссертации

В классическом понимании кандидатская диссертация включает в себя следующие элементы: титульный лист, оглавление, список сокращений в диссертации (в случае необходимости), введение, основная часть (обычно это 4 раздела), заключение, выводы, список литературы и приложения. Помимо этих элементов в структуру кандидатской диссертации могут быть включены и другие разделы. Все зависит от множества параметров, таких, как специфика выбранной темы или область науки, которая изучается, (медицина, экономика, педагогика). К примеру, список сокращений нужен только в том случае, если в кандидатской используются профессиональные слова – термины. Это характерно для медицинской тематики.  Рассмотрим основные разделы, что должны быть в диссертации.

Оглавление

Оглавление – это, по сути, первый лист любой работы, потому что оно идет сразу после титульного листа. Оглавление еще называют содержанием. Содержание представляет собой подробный общий план, в котором последовательно перечислены все разделы. На базе оглавления строится вся кандидатская.

Функции плана часто недооценивается. Он призван:

  • помогать автору, для того, чтобы структурировать свою работу по темам для полного и последовательного изучения вопроса;
  • помогать диссертационному совету – для того, чтобы оценить основные элементы диссертации.

Каждый раздел имеет свои подразделы. Каждый элемент содержания указывается с номером страницы, на которой начинается раздел.

Введение

По вопросу написания введения у нас есть отдельный текст.

Обзор литературы (первая глава)

Сразу же после введения начинается обзор литературы. Здесь автор анализирует научные источники информации по теме кандидатской. Она составляет не более 40 страниц и представляет собой подробную характеристику предмета и объекта исследования, степень их изученности в современном мире. От понятий предмета и объекта и стоит отталкиваться в своей диссертации, и на их основе и раскрывать тему. Диссертационный совет оценит знание соискателем темы не только в рамках работы, но и в рамках целой отрасли науки.

В случае, если в работе рассматривается несколько аспектов проблемы, главу можно разделить на отдельные пункты, в каждом из которых написать последовательно о той или иной стороне вопроса. В таком случае каждый пункт обязательно нужно пронумеровать.

Очень часто первую главу невозможно написать, пока не будет окончательно готова вся диссертация. Поэтому по мере написания выводы по первой главе диссертации могут дополняться и расширяться.

Методы исследования (вторая глава)

Этот раздел сравнительно небольшой по объему (примерно 10 страниц), но играет большую роль в ходе исследования. В ней соискатель констатирует описание методик эмпирического и теоретического исследования, которые были применены соискателем, перечисляется использованная аппаратура или описание программы, указываются проведенные экспериментальные исследования. Эта глава должна содержать полную информацию о методах и экспериментах, которые были применены автором.

Часть можно разбивать на тематические пункты, отдельно описав каждую конкретную методику, либо объединив методики по общему уровню разработанности.

Результаты исследования (третья глава)

В среднем может включать в себя от 70 до 80 страниц. Ее основная суть – изложить собственные результаты проведенных исследований. Сюда относятся:

  1. описание проектов и сценариев развития изучаемого объекта;
  2. решение проблемы, обозначенной как цель исследования;
  3. влияние на результаты исследования примененных методик.

Здесь приводятся таблицы с проработанными статистическими данными, иллюстрации, показывающие выводы автора по тому или иному вопросу.

Структура данной части может быть любой в зависимости от темы и от объема полученных результатов.

В чем состоит ключевая функция раздела

Ключевая функция этой главы – обобщить предложенные пути решения поставленных задач в конкретные результаты. Также здесь можно перечислить характеристики новых устройств, описать экспериментальные программы, констатировать технические разработки, созданные автором лично.

Если же проведенные научные эксперименты отличаются большим объемом, то результаты могут приводиться в 2х главах – третьей и четвертой. В таких случаях результаты обосновываются в главе 5.

Обсуждение результатов (четвертая глава)

Обычно включает в себя до 30 страниц и содержит обсуждение полученных результатов. Эта часть выполняет две основные функции:

  • сопоставление и сравнение полученных выводов с теориями других авторов;
  • определение позиции, с помощью которой возможно объяснить научные данные, полученные в ходе исследования – как эмпирические, так и теоретические.

В этом разделе следует написать ключевые пути решения проблемы со всеми подробностями и нюансами, характеристики, расчеты, графики зависимостей, модели. Для анализа и оценки полученных результатов обычно выделяют отдельный пункт в конце. Обязательно проведение как качественного, так и количественного анализа. Сопоставление с предложениями других авторов проводится конкретно по каждому аспекту вопроса.

Также нужно прописать возможность дальнейшего изучения данной проблемы в зависимости от разработанности методов не только на базе одной темы, но и во взаимодействии со смежными областями науки.

Заключение

Задумываясь о том, что должно быть в диссертации, соискатели часто недооценивают заключение. Как и в автореферате, в заключении приводятся все результаты проведенного исследования:

  1. выводы, сделанные на основе изучения объекта;
  2. предложения по решению поставленных проблем,
  3. эмпирические и теоретические рекомендации автора,
  4. экспериментальные результаты,
  5. оценка разработанности подходов.

Каждая цель, поставленная во введении работы, должна быть достигнута и расписана в заключении. Необходимо указать влияние каждого проведенного эксперимента на результаты исследования. Введение и заключение должны полностью соответствовать друг другу и не противоречить. Иногда члены диссертационного совета, чтобы оценить компетентность кандидата, читают только эти два раздела. Уже на основе этого можно сделать определенные выводы обо всей диссертации.

Если кандидатская диссертация имеет практическое применение, именно в заключении должны быть констатированы конкретные прикладные технические рекомендации. А если работа носит исключительно теоретический характер, в заключении необходимо указать определенные научные выводы, сделанные в ходе исследования.

По статистике многие авторы формально перечисляют выводы, результаты описывают общими фразами — размыто и сокращенно. Этого стоит избегать. Заключение нужно писать осознанно, все выводы, приведенные в заключении должны быть аргументированными, четкими и научно обоснованными. Особенно, если тема исследования узконаправленная (к примеру, экономическая или в области медицины)

На основе заключения диссертационный совет может сделать решающие выводы о присуждении кандидату степени, поэтому этот раздел стоит оформлять максимально внимательно, учитывая все особенности темы и вчитываясь в каждое слово.

Список литературы

В списке литературы перечисляют все ключевые источники, на базе которых соискателем была выполнена работа. Обычно это книги, журналы, статьи, периодические издания, программы, справочная литература (медицинская, экономическая), статистика. Существует несколько основных требований на соответствие ГОСТу к составлению и оформлению данного перечня (Правила ГОСТа есть в свободном доступе в любой научной библиотеке):

Список литературы должен состоять из 100-600 пунктов. Обычно около 600 источников используется в гуманитарных исследованиях, в технических же – гораздо меньше. В некоторых сферах есть негласное правило. Оно гласит, что пунктов в списке литературы должно быть столько, сколько страниц в диссертации. Но это только статистика.

  • Все источники перечисляются в алфавитном порядке;
  • Сначала идут отечественные источники в алфавитном порядке, а после них – зарубежные;
  • Электронные источники следуют после источников на бумажных носителях;
  • Все источники должны быть пронумерованы сквозной нумерацией;
  • Личные публикации на тему диссертации также должны быть указаны в перечне;
  • Все сокращения слов также оформляются согласно ГОСТу.

Приложения

В список приложений обычно выносят те примеры, графики, иллюстрации, диаграммы, которые по разным причинам не вошли в основную часть. Если материалы созданы лично автором, в приложения выносятся образцы тестов или анкет. Все приложения нумеруются по порядку. Если в одно приложение входит несколько листов, то на первом листе пишется «Приложение № 3», а на следующих листах, входящих в это приложение, пишется «Приложение № 3 (продолжение)». На случай, если приложения занимают слишком много листов, их возможно распечатать в виде отдельного материала.

Строго запрещено добавлять в приложения текст основной части, чтобы сократить его объем

Выводы по статье

Опытный соискатель должен четко знать, что должно быть в диссертации по его тематике – медицинской, экономической, юридической или иной. Вся диссертационная работа должна иметь последовательное строение, быть логически связана, а каждый раздел – вытекать из предыдущего. 

Желательно, чтобы каждый раздел диссертации имел логическую завершенность, и тема плавно переходила в следующий раздел.

Правильная и четко обозначенная структура кандидатской диссертации – залог успешной защиты и присвоения степени. Соискатель, успешно ее защитивший, через время так же хорошо сможет защитить и докторскую диссертацию.

Структура диссертации.jpg

Как писать первую главу магистерской диссертации

Магистерские диссертации экономисты обычно пишут по одной из двух схем.

Введение
Теоретико-методическая глава
Аналитическая глава
Проектная глава
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Теоретическая глава
Методологическая глава
Аналитико-проектная глава
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Первая схема – свойственна всем видам выпускных квалификационных работ: для бакалавров, для специалистов и для магистров. Для магистратуры её используют в 30% случаев.

Вторая схема свойственна именно магистерским диссертациям. Её используют в 70% случаев.

Как писать первую главу диссертации.

1) Копируем все названия разделов главы

2) После каждого названия раздела пишем что-то типа «В данном разделе рассмотрим …название раздела». И абзац текста из 5-ти строк – зачем именно этот раздел. То есть об актуальности того, что указано в заголовке раздела.

Дальше пропускаем строку и пишем что-то типа «по данному разделу можно сделать такие выводы…»

В последнем разделе дополнительно пишем «по первой главе можно сделать такие выводы…»

3) Теперь надо понять, сколько текста должно быть в каждом разделе. Это зависит от размера главы. А размер главы – от размера работы.

Открываем методичку и смотрим, какой объём работы должен быть. Самые популярные размеры – 70 страниц и 100 страниц.

Работа 70 страниц Работа 100 страниц
Введение – 3-5 страниц
Первая глава – 15-20 страниц
Вторая глава – примерно 25 страниц
Третья глава – 20-25 страниц
Заключение – 3-5 страниц
Список литературы – 4-6 страниц
Введение – 3-5 страниц
Первая глава – 20-25 страниц
Вторая глава – примерно 25-30 страниц
Третья глава – 25-30 страниц
Заключение – 3-5 страниц
Список литературы – 4-6 страниц

4) Разделы в главах обычно должны быть примерно одного раздела. Значит, размер главы просто делим на число разделов и получаем число страниц.

5) Дальше открываем поисковик. Вбиваем название первого раздела. Открываем первые 5-7 результатов поиска. Копируем в первый раздел то, что нравится из каждого результата примерно поровну, так чтобы в итоге объём раздела был на пару страниц больше расчётного.

Закрываем все результаты.

Переходим во второй раздел. Делаем то же самое, что для первого. Закрываем результаты и переходим к следующему разделу.

Из одного документа копировать больше чем пару страниц, да ещё и в разные разделы, крайне не рекомендую. Будет очень тяжело потом переписывать под антиплагиат.

Ещё совет: если вам попадаются научные работы – при вставке их частей в свой документ выделяйте их разными цветами и здесь же вставляйте ссылку. Потом перенесёте её в список литературы.

Всё. Черновая заготовка первой главы у вас есть. И на это уходит где-то пара часов

Следующий этап можно не делать, если в вузе у вас не особо высокие требования к подготовке магистерских диссертаций.

6) Открываем google.scholar.ru – это интернет-поисковик научных статей и для каждого раздела из главы ищем с десяток статей за последние 5 лет, из которых копируем в разделы основные положения статей. Этот этап займёт ещё пару-тройку часов. И опять же – каждую вставку выделяйте цветом и ссылку под ней.

7) Итак. Теперь в вашей первой главе есть актуальные источники литературы, и это уже похоже на научную работу, но уникальность текста у неё крайне низкая.

8) Открываем рядом ещё один документ и начинаем писать изложение по первому документу во второй своими словами, расставляя ссылки.

Это самая тяжёлая часть подготовки материала первой главы, которая займёт несколько дней, поскольку антиплагиат становится всё сложней. Ни в коем случае нельзя копировать из первого документа во второй. Только изложение.

Несколько замечаний.

В каждом разделе должны быть определения того, что указано в заголовке в качестве понятий. Это особенно важно для раздела 1.1, потому что там обычно понятие и сущность предмета исследования

Практически всегда в первой главе нужно искать научную новизну. Как минимум по одному новому факту научной новизны в каждом разделе.

Статья о том, как производится поиск научной новизны, здесь: поиск научной новизны

Александр Крылов, akdis.ru

Как написать диссертацию

  • Как написать кандидатскую диссертацию
  • Практические рекомендации по написанию
  • Структура кандидатской диссертации
  • Методология в диссертации
  • Цель и задачи диссертации
  • Объект и предмет в диссертации
  • Стилистика диссертационной работы
  • Обзор литературы для диссертации
  • Правила составления резюме диссертации
  • Порядок написания выводов для диссертации
  • Положения, выносимые на защиту
  • Как быстро написать диссертацию
  • Прочтите книгу, как написать диссертацию
  • Как написать диссертацию за месяц
  • Отпуск для написания диссертации
  • Как получить отпуск для подготовки к защите диссертации:
  • Мотивация к написанию кандидатской диссертации
  • С чего начать, чтобы написать диссертацию

Уже в 2013г. согласно ФГОС ВО, аспирантура является третьим этапом в получении образования. В связи с этим теперь кандидат наук выполняет учебный план схожий с курсом бакалавриата. Так программа аспирантуры составляет 180 зачетных единиц и не важно какая форма обучения выбрана: очная или заочная.

Но успешная учеба, отличные отметки совсем не гарантируют научную степень. Для перехода на новый уровень соискателю необходимо подтвердить, достаточный для этого, полученный научный опыт. Исследовательская работа, оформленная как кандидатская диссертация – единственный верный способ перейти на новый образовательный уровень.

Как написать кандидатскую диссертацию

Рэнди Ингремансон – автор, который разработал простой метод написания научной работы. Рэнди занимался архитектурой сложных научных проектов и как многие авторы испытывал серьезные муки при разработке сюжетов собственных книг: подготовка к написанию занимала чрезвычайно много времени. Но американец решил использовать сочетание творческого и научного подходов в работе. Так сформировался новый довольно популярный среди писателей метод.

Данная методика получила название «снежинка» и нашла много откликов не только в научном мире, но и в литературном, что говорит о ее несомненной эффективности.

Главная идея «снежинки» – это выделение главной мысли, проблемы, логлайна или темы. Затем формируют направляющие лучи: так называемый каркас будущей работы и постепенно вносятся дополнения (мелкие лучики).

Основой для будущей работы, как и для «снежинки» будет выбранная, согласованная и утвержденная тема кандидатской. В случае возникновения затруднений с ее формулировкой стоит обратиться за помощью к научному руководителю. Обычно опытные наставники помогают с выбором проблемы, требуемой исследования.

В качестве основных лучей снежинки используют вводную часть и вторую главу. Наращивание объема произойдет на заключительном этапе работы, потому как необходимо выдержать определенный стиль повествования, логичность и связанность текста.

Аспиранты порой довольно скептически относятся к перспективе написания диссертации. Это обусловлено банальным страхом не справится, сложностями с выбором направления исследования. Но это все решаемо с течением некоторого времени и более глубоким изучением разных интересующих направлений.

Научный руководитель заинтересован в развитии исследуемой отрасли, поэтому поможет справиться с трудностями. Установление профессиональных отношений между соискателем и наставником поспособствует удачной исследовательской деятельности и оформление ее в научную работу. Кстати, довольно распространены случаи, когда как раз научному руководителю необходима помощь в исследовании им выбранного направления. При этом соискателю предлагается тема кандидатской диссертации, связанная с научными интересами руководителя.

После того как направление определено, тема выбрана, стоит переходить к структуре диссертации.

Практические рекомендации по написанию

Для того чтобы написать качественную и правильную диссертацию, нужно придерживаться следующих рекомендаций практического характера.

  1. Написание диссертации подразумевает четкое формулирование схемы работы, что станет подготовкой к основному процессу создания научного труда.
  2. Автору изначально нужно определить для себя основные цели и задачи, которые будут проведены при исследовательской деятельности.
  3. Требуется четко выявить основные возможности решения проблем, которые появятся в процессе написания диссертации у автора научного труда.
  4. Нужно составить план и сформулировать все главные вопросы для написания кандидатской, только потом возможно записать главную идею научного труда в одном предложение («Message» письмо к читателю). Предложение должно состоять из 20 – 25 слов.
  5. Перед написанием кандидатской, автор должен определить для себя «что он хочет сказать своей работой?».
  6. Написание диссертации в дальнейшем должно быть сфокусировано возле основной цели научного труда, которая была определена автором на этапе планирования научной деятельности.
  7. Раздел «Материалы и методы исследования» следует писать максимально грамотно и кратко. В разделе нужно указать только главные моменты, которые описывают проведенные автором исследования.
  8. Главные проблемы и вопросы научного труда следует сформулировать до проведения основных исследований. Нужно понять, какие действия потребуется выполнить для получения ответов на вопросы диссертации.
  9. мо выявить главные основания и результаты научного труда.

Структура кандидатской диссертации

Вне зависимости от отрасли науки и уровня научной работы диссертация включает: введение, заключение, библиографию и, как правило, не менее трех глав. Часто исследовательская работа требует дополнения в виде приложений. Оформление работы регламентирует ГОСТ 7.0.11.

Во время работы над введением важно учесть несколько моментов. Нужно:

  • обязательно указать актуальность и практическую значимость рассматриваемой проблемы;
  • проанализировать уровень разработанности темы, кратко ее описать;
  • выделить главную цель и задачи исследовательской работы;
  • не упустить пояснения об исследуемом объекте или явлении;
  • кратко изложить методику будущего исследования;
  • указать положения, которые будут важными во время защиты работы;
  • перспективы применения полученных результатов и их апробация.

Именно продуманная структура позволит соискателю в первый год обучения без особых проблем сдавать требуемые отчеты на кафедру. Кроме того, значительно облегчит получение зачета по научно-исследовательской работе.

Во втором семестре первого года, иногда требуется предоставить комиссии план-проспект диссертации. Научно обоснованная структура исследовательской работы позволит такой план написать в кратчайшие сроки. В некоторых вузах план-проспект предоставляется в тот же период, когда идет утверждение примерной темы исследования, поэтому затягивать со структурой работы не стоит. Автореферат также будет необходим, так как проделанная предварительная работа позволит максимально информативно изложить основные моменты диссертации.

Более подробно по структуре:

  • 1-ая страница это конечно титульный лист;
  • далее идет оглавление и содержание;
  • если есть, то обязательно надо указать список сокращений, которые Вы использовали;
  • введение;
  • 4-5 глав;
  • заключение (может отсутствовать, но лучше его написать);
  • выводы;
  • практические рекомендации (в диссертациях по педагогике и психологии);
  • список литературы;
  • приложения (обязательно);
  1. Введение (2-7 страничек). Вы должны объяснить свой выбор темы исследования, отразить ее своевременность, показать научное новшество, теоретическое и практическое значения работы.
  2. Первая глава (21-42 станицы) представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования ( если писали не сами, советуем изучить эту литературу подробно). Лучше всего изучить, в каком состоянии на данный момент находится избранное Вами направление, что уже сделано другими, что по Вашему вопросу еще непонятно и поэтому требует тщательного рассмотрения. Если Ваша тема диссертации затрагивает несколько проблем, то лучше, если глава имеет параграфы (они нумеруются так 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). Логичным заключением главы первой главы будет оформление цели, задач исследования, гипотезы (что предполагаете получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту.
  3. Вторая глава (9-11 страниц) обычно содержит описание методики работы. Необходимо подробно изложить эксперимент, описать методику, используемую аппаратуру, подробно описать испытуемых. Когда кандидат наук будет читать вторую главу, у него не должно возникать вопросов, откуда Вы взяли свои данные. Любой прочитавший эту главу должен понять, как провести такие же исследования.
  4. Третья глава (61-91 страница). В ней рассказывается о результатах исследования. Обычно расписывают полученные данные в таблицах, иллюстрации результатов, а так же ваши пояснения по своим данным. Эта глава самая большая и лучше всего разбить ее на параграфы. Если Ваше исследование очень большое и содержит множество информации, без которой диссертация будет неполноценной, лучше добавить еще одну главу (и тогда их будет пять, а не четыре).
  5. В главе четыре (21-31 страница) рассказывается о полученных результатах, сравниваются Ваши данные и данные предыдущих авторов по той же тематике.
  6. Обычно выводов столько же, сколько и задач, но бывает так, что на одну задачу выходит по два вывода. Старайтесь, чтобы выводы соответствовали задачам.
  7. Список используемой литературы пишется по ГОСТу, действующему в данный момент. Сначала пишутся отечественные источники, потом иностранные, все пишется по алфавиту. В принципе, кандидатская диссертация – это научная статья, только более широкого спектра.
  8. Приложение обычно заполняется данными, не вошедшими в основу. Так же в него входят авторские свидетельства, акты внедрения и тому подобное. Если данных много, то лучше приложение поделить на несколько, присвоить номера каждому приложению.
  9. По стандартам, кандидатская диссертация написанна должна быть объем от 120 до 150 страниц.

диссертация как писать

Методология в диссертации

Методология – это совокупность методов и способов, которые будут использованы для достижения предполагаемых результатов исследовательской деятельности. Принято делить используемые * методы на две категории:

  • специальные;

общенаучные: теоретические и эксперименты.

Наиболее популярными среди ученых являются такие теоретические методы как: дедукция и индукция. Дедуктивный метод предполагает выделение частного заключения из собранных информационных ресурсов. Индукция же, напротив, позволит продвинуться от частного, отдельного к общему представлению объекта исследования. Метод формализации позволяет достигнуть необходимой, порой, наглядной картинки в виде графических элементов.

Специальные методы потому так и называют, характерны для определенных научных областей. Так в филологии применяют сравнительно-исторический метод, юристы – моделирование.

Для выбора методики стоит обратиться к специализированной литературе, на основе которой можно подобрать максимально действенный порядок решения поставленных задач. Это один из ключевых моментов в работе над диссертацией потому как на защите, вероятно, потребуется об этом упомянуть.

Цель и задачи диссертации

Научная деятельность предполагает постоянное решение тех или иных задач. И перед началом работы над диссертацией стоит цель и задачи, которые следует четко понимать и уметь должным образом формулировать. Это позволяет, не отклонятся от намеченного курса и существенно сокращает время, потраченного на экспериментальную часть. Чтобы максимально эффективно поставить перед собой цель и задачи надо придерживаться нескольких правил:

  • цель может быть только одна и отражаться в названии диссертации;
  • тема в совокупности с целью объединяют проблему и итоги работы;
  • регламента по задачам не предусмотрено, но все же одна из них должна отражать проблематику с опорой на уже опубликованные материалы;
  • другая из задач ставит вопрос, касающийся поставленной проблематики;
  • последняя задача отражает необходимость практической деятельности.

Как не трудно догадаться число задач равно количеству глав в научном труде. В случае если задач поставлено больше, то стоит распределить их равномерно по тексту.

Объект и предмет в диссертации

Объектом исследования является целое или проблемное поле, в свою очередь предмет — это частное или деталь, позволяющая рассмотреть общую проблему и пути ее решения. Пример:

Объект исследования – технология и аппаратурное оформление установки комплексной подготовки газа на основе процесса низкотемпературной сепарации. Предмет исследования –процессы сепарационного разделения многокомпонентных смесей при низких температурах, протекающие в промышленных аппаратах технологической схемы установки комплексной подготовки газа.

Хотя порой нет возможности точно сформулировать и объект и предмет. В этом случае ученый работает и защищает диссертацию с оглядкой на предложенные положения.

Стилистика диссертационной работы

Сегодня у ученых своя стилистика общения между собой как в устной, так и в письменной форме. Но не стоит полагать, что у ученых существует строгий свод правил общения, просто некоторое общение укрепилось традициями.

  1. Лучший пример особенности языка можно рассмотреть в научных изысканиях, где он находит свое явное выражение, которое состоит из рассуждений и исходя из них доказательств, обнаруженных в результате проделанной работы.
  2. Стиль написания диссертационной работы должен соответствовать пункту № 1 и отображать в ней целенаправленность без эмоционального языкового элемента.
  3. Диссертация должна быть написана как научно-технический текст, должны быть объяснения всех наблюдений и экспериментов, сведения и факты, а это подразумевает знание терминологии.
  4. Именно знание терминологии дает нам возможность дать краткий развернутый ответ и объяснения.
  5. Научная речь – это знание терминологии и краткость. Если в диссертации писать, опираясь на эти два качества, не добавляя в нее ненужные данные, размусоливание бесполезной информации, не несущей в себе никакой смысловой нагрузки, то Вашей диссертации не будет цены.

Обзор литературы для диссертации

Работа с научной литературой — это основная часть подготовительного этапа работы над диссертацией. На сегодняшний день существует большое разнообразие в литературных источниках и тематических разделах. Правильный метод последовательного ознакомления с источниками поможет оперативно и свободно ориентироваться в литературе по выбранной Вами теме.

Изучение научно литературы — это серьезная работа, требующая не только времени, но и внимания. Поэтому статью или книгу лучше всего читать с карандашом в руках, делая выписки. А если имеется собственный экземпляр периодического издания или книги, то можно делать пометки на полях — это существенно облегчить в дальнейшем поиск необходимых материалов. Рекомендации по изучению и отбору материала:

  1. Не весь выбранный материал Вы будете использовать в работе, поэтому необходим тщательный отбор и оценка.
  2. При отборе фактов надо быть научно обоснованным. НЕЛЬЗЯ отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение в Вашей работе.
  3. Достоверность научного факта зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характеристики их информации. Не пользуйтесь журналами и книгами, которые излагают сомнительные трактовки Вашего предмета исследования.

Отобранный материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно — либо внутри Вашего авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек.

Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений. Однако соискатель должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и подогнанная под цели диссертанта цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.

Правила составления резюме диссертации

Резюме – это значительно сокращенный вариант статьи, включающий в себя основополагающие ее аспекты:

  • сфера, в которой проводятся подробные исследования;
  • обзор (Review) важнейших материалов исследования, их научной новизны;
  • совокупность итогов, представленных в краткой форме, а также гипотеза научного характера.

Описание способов и инструментов проведения исследования и краткий обзор литературных источников – в этом разделе не приводятся. Подобный раздел обязательно должен быть простым в понимании и чтении, иметь небольшой  и оптимальный объем,  а также обязан опираться на важнейшие аспекты статьи. На сегодняшний день, большинство авторов создают резюме к собственным научным статьям и работам, учитывая специальные требования для авторов, согласно редакции журнала (Guidelines for Authors).

Перед тем, как приступить к работе над написанием диссертации, необходимо учесть и внимательно проанализировать тот факт, что подобные резюме представляют собой если не единственный, то, по крайней мере, самый главный источник, с помощью которого зарубежные ученые могут ознакомиться с кратким содержанием статьи и результатами научного исследования.  Лишь предварительно ознакомившись с резюме, иностранные ученые имеют возможность справедливо оценить качество диссертации, уровень подготовки специалиста, а также произвести открытие дискуссии с автором статьи.

Резюме не может считаться правильно оформленным, если в нем отсутствуют следующие основные моменты: тема диссертации, предмет, цель исследования, методология и инструменты проведения исследования.

Итоги проведенного исследования должны быть максимально  четко сформулированны. Вся совокупность итогов должна представлять собой результаты теоретических и экспериментальных исследований, закономерности, выявленные связи и полученные данные. Чаще всего, в итогах описываются новые результаты, оспаривающие предыдущие результаты исследований. 

Порядок написания выводов для диссертации

Выводы (Coclusions) представляют собой важнейшую составляющую всей научной работы. Выводы не должны быть оформлены в виде краткого описания каждого раздела. Они должны составляться как обобщение каждого проведенного исследования.

Каковы главные выводы вашей диссертации? Какими будут ваши собственные рекомендации по улучшению структуры управления, улучшения сегодняшних методов и технологий исследований?

Положения, выносимые на защиту

Чтобы успешно закончить диссертацию и так же успешно ее защитить, важно максимально информативно оформить раздел с положениями. Именно к нему будет приковано внимание аттестационной комиссии. Результаты исследовательской работы оформляются как отдельные тезисы (не более 5-6 для защиты). Кроме того, раздел содержит всю терминологию, предложенную соискателем, и доносит до читателей и слушателей информацию о привносимом вкладе в науку. Работа над положением продолжается весь период, выделенный на диссертацию. Раздел может меняться в зависимости от хода экспериментальной работы.

Как быстро написать диссертацию

Опыт большинства научных сотрудников показывает, что диссертацию можно написать в довольно краткие сроки, но для этого стоит помнить о следующем:

  • автор должен быть заинтересован в теме исследований. На неинтересную тему писать можно, но быстро не получиться;
  • достаточное наличие первоисточников, которые понадобятся соискателю. Нет смысла выбирать направление, для которого придется много перемещаться, в том числе и по стране;
  • стиль отражает уровень интеллекта аспиранта: он понятен и с научной точки зрения и для обычного обывателя. Сложные словесные конструкции лишь будут замедлять ход работы;
  • выбранные методы доступные, как в физическом плане, так и в материальном и временном.

Прочтите книгу, как написать диссертацию

Рекомендации, которые указаны выше были сформулированы Умберто Эко в своей книге «Как написать дипломную работу». Издание довольно универсально и поможет и опытным научным сотрудникам и новичкам, готовящимся к работе над первым дипломом. Книга интересна наличием реальных и доступных примеров и большой теоретической частью.

Умберто предлагает активное использование специальных тематических карточек, которые смогут соединить разрозненные главы в единое целое и существенно обогатят сам текст.

Единственным условным недостатком метода Эко являются временные рамки равные 6 месяцам. Если соискатель таким периодом времени не располагает, то мотивацию надо искать в чем-то другом.

Как написать диссертацию за месяц

В первую очередь необходимо уточнить требуемый объем будущей диссертации и поделить его на имеющиеся в запасе дни, к примеру, на 30. Так получается число страниц, которые надо в обязательном порядке писать ежедневно. Но библиография будет расти ежедневно, поэтому на нее уйдет меньше всего времени.

Следующие рекомендации опробованы и доказали свою эффективность и целесообразность:

  • верно выбранное время суток для написания диссертации. Стоит выделить в собственном графике самый продуктивный и свободный период вашего дня. Ежедневную работу разделяют на три этапа: объем текста, его вычитка и сравнение с ранее написанным вариантом. Цитаты и пополнение списка литературы так же важно включать в ежедневную работу;
  • стоит исключить пустую трату времени: перекусы, телефон, телевизор. В любом случае это пойдет лишь на пользу;
  • если соискатель попал в так называемый «рабочий поток» и пишет много и быстро, не стоит останавливаться: объем позже можно сократить, а вот вдохновение обычно длится не долго;
  • активное сотрудничество с научным руководителем позволит продвигаться быстрее. Электронная почта позволит избежать потери времени, как у соискателя, так и у наставника.

Но обычно диссертацию пишут за 3 месяца или больше.

как быстро написать диссертацию за 3 месяца

Отпуск для написания диссертации

Довольно часто аспиранты берут постдипломный отпуск для того, чтобы спокойно и ни на что, не отвлекаясь, закончить диссертацию. Это позволит не разрываться между учебным планом или работой. Обычно такой отпуск предоставляется в последний летний месяц сразу после итогового экзамена, когда автореферат оформлен и сдан, а диплом получен. При этом стипендию продолжают выплачивать, что способствует большему погружению в исследовательскую деятельность.

Диссертационную работу надо закончить к сентябрю, чтобы на заседании кафедры ее приняли и дали рекомендации после предзащиты. Хотя в последние годы произошли такие изменения, которые не позволяют принимать работы уже закончивших обучение соискателей, но вузы часто идут навстречу аспирантам и оформляют документы нужной датой.

Заочникам работодатель предоставляет отпуск для работы над диссертацией. Это регламентировано статьей 173.1 ТК РФ. Отпуск ежегодный, на весь период обучения. Кроме того, в том случае если учебное заведение расположено не в месте проживания соискателя, то к стандартному 30 дневному отпуску добавляются дни на дорогу и оплачивается проезд.

Чтобы получить данный отпуск необходимо обратится в отдел кадров с заявлением о необходимом отпуске и подтверждением учебы в аспирантуре (справка).

Стоит заметить, что некоторые педагоги имеют право на творческий отпуск длиною в год. При этом рабочее место сохраняется. Этой привилегией могут воспользоваться работники научных организаций или образовательных учреждений.

Для этого необходимо иметь непрерывный 10 летний стаж (не обязательно в одном учебном заведении, главное чтобы перерыв при переходе был меньше 3 месяцев) и отсутствие сотрудника не вызовет негативных последствий для организации. Последний пункт самый спорный: педагога просто не отпустят, если заменить его некем, а это довольно частое явление в учебных заведениях.

С 2014г. каждый соискатель может взять 3 месяца отпуска после утверждения диссертационной работы, а для плодотворной деятельности над докторской диссертацией, предоставят отпуск в полгода.

Как получить отпуск для подготовки к защите диссертации:

Этим вопросом довольно часто задаются соискатели, особенно обучающиеся заочно и имеющие основное место работы. Вот с чего стоит начать:

  • необходимо уведомить начальство не менее чем за один год о желании получить отпуск аспирантом;
  • иметь при себе и предъявить на месте работы не позднее, чем за 10 дней выписку из протокола о том, что диссертация допущена к защите (получить документ можно у секретаря кафедры) и собственно заявление на предоставление оплачиваемого отпуска.

Мотивация к написанию кандидатской диссертации

Кандидатская – это серьезная научная работа, показывающая насколько соискатель компетентен в мире науки. Но эта работа не главная определяющая в жизни научного работника. Многие способные исследователи так и не взялись за диссертацию, но оставили существенный вклад в научном мире. А доктора наук, хоть и имеют научные степени, но далеки от реальных потребностей людей.

Важно сохранить баланс между затраченными силами и результатом, чтобы не разочароваться в конце. Мотивация появляется тогда, когда ученый видит главное в своей работе.

Вот несколько разделов, которые вероятно прочитают сотни коллег:

  • введение;
  • уникальность исследования;
  • основные положения;
  • публикации, собственные и написанные в соавторстве: статьи, рефераты, методические пособия и др.

С чего начать, чтобы написать диссертацию

Если возникли затруднения можно применить следующие не менее эффективные методы:

  • Синтетический метод предлагает оформление мыслей фрагментарными частями. Останется внести текст для логического соединения и основной материал будет готов;
  • Аналитический метод предполагает составление схем. Основан на схематических структурах. В центре – тема работы, от нее расходятся главные ключи. Опорные словосочетания помогут сформулировать основную концепцию диссертации, и останется лишь добавить объем на основе научной литературы.

Научный руководитель, владеющий современными технологиями, поможет соискателю в редактировании работы в режиме реального времени.

Копии стоит хранить в облаке, чтобы всегда иметь представления о хронологическом порядке сохраненного материала.

Работа над диссертацией должна быть ежедневная и последовательная. Получение научной степени, не только позволит самореализоваться как ученому, но и обеспечит приобретение важных навыков, которые очень пригодятся во всех сферах жизни.

теория кандидат_Монтажная область 1.png

Кандидатская диссертация

Это квалификационная работа с исключительно научным содержанием. В ней автором приводятся данные и сведения, так или иначе касающиеся поднятой проблемы или гипотезы. Также в кандидатской диссертации автор излагает собственные рекомендации, мысли, выдвигает предложения по улучшению ситуации в проблемной области. Все рекомендации и предложения должны быть аргументированы, их потребуется обосновать. В этом может помочь работа с теоретическими источниками.

Подготовку теоретической части диссертации можно начинать после решения следующих задач:

  • выбор темы диссертации;
  • обоснование актуальности проблемы;
  • постановка целей и задач;
  • выбор предмета, объекта исследования;
  • выбор методов исследования.

Когда эти задачи решены, можно приступать к подготовке теоретического раздела будущей кандидатской диссертации. Он заслуживает особого внимания, требует способности работать со множеством источников информации.

Важность теоретической главы

Теоретическая глава обязательно должна присутствовать в диссертации. Ее посредством аттестационная комиссия сможет определить то, насколько хорошо автор кандидатской поработал с информацией и проанализировал источники по теме.

В теоретический раздел диссертационного исследования стоит включить:

  • различные классификации;
  • подходы, предложенные другими авторами;
  • данные об источниках, использованных для подготовки работы, с выдержками и цитатами.

Грамотно написанная и оформленная теоретическая глава диссертации – гарантия того, что комиссия будет уверена в компетентности автора.

Теоретический раздел для диссертационного исследования имеет исключительное значение. Он является основой для проведения исследовательской работы. Чтобы обеспечить информативность и обоснованность теоретической главы диссертации, необходимо опираться на достоверные и авторитетные источники. Важно исключить вероятность использования непроверенных и необоснованных данных, сомнительных исследований и прямых заимствования из диссертационных работ других авторов.

В теоретической главе диссертации необходимо проанализировать разные точки зрения и концепции, касающиеся поднятой проблемы, предложить собственный взгляд с опорой на приведенные идеи.

В завершение теоретической главы необходимо обеспечить плавное подведение читателя к тому, чему будет посвящена практическая глава.

Пример структуры теоретической главы кандидатской диссертации

Это развернутая структура, ее можно преобразовать в следующий вид:

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  • 1.1. Понятие…
  • 1.2. Модели…
  • 1.3. Общие, специальные и частные методики анализа

В заключение первой главы диссертационного исследования нужно подготовить выводы.

Как подготовить выводы по теоретической главе

Подготовка выводов – простая задача. Они должны отражать суть и содержание теоретического раздела диссертационного исследования. Пример представлен далее:

  • в теоретической главе автором проведен анализ источников по теме…;
  • автором были выявлены следующие подходы к определению понятия…;
  • наиболее удачной формулировкой автору видится следующая…;
  • полученный опыт будет применен в исследовательской работе.

Особенности работы с теоретической главой диссертации

Может казаться, что работа с теорией – это простая работа. Но это не всегда так. Отчасти это обусловлено требованиями к уникальности текста. То есть просто взять и скопировать информацию из используемого источника и вставить ее в работу не получится. Точнее получится, но тогда теоретический раздел не будет уникален.

Это только один нюанс. Работа над теоретическим разделом может стать сложным и запутанным делом. Чтобы теоретическая глава диссертации была грамотной и структурированной, необходимо заранее позаботиться о систематизации источников.

Также важно:

  • тщательно проанализировать все источники;
  • выделить наиболее оптимальные методы и концепции, предложенные авторами других трудов;
  • с опорой на концепции разработать собственный подход.

Уже было упомянуто, что переписывать целые главы из используемых источников – ошибка. И речь не только об уникальности: один из проверяющих может уличить автора в копировании, что станет существенным минусом и настроит комиссию в отношении диссертации негативно. При подготовке теоретического раздела кандидатской диссертации необходимо всю анализируемую и рассматриваемую информацию представлять под призмой взгляда автора.

Оптимальные объемы теоретической главы для диссертации

Кандидатская работа не должна представлять собой набор теоретических сведений. Они должны дополняться практикой, собственной позицией и идеями автора. Важно руководствоваться требованиями, прописанными в методических рекомендациях по подготовке диссертационного исследования. К примеру, если речь идет о требовании к общему объему работы в 100 страниц, теории лучше посвятить не более трети, то есть 30-35 страниц текста.

Слишком маленькой теоретическую главу делать не стоит. Дело в том, что недостаток теоретических данных может привести к тому, что на одном из этапов работы над исследованием автор столкнется с недостатком информации.

Стоит учитывать также то, что теоретический раздел кандидатской нужно делить на отдельные параграфы. Это позволит проверяющим легко ориентироваться в тексте. Ко всему прочему, вряд ли диссертация в части теории будет посвящена только какому-то одному аспекту.
Как написать теоретический раздел, чтобы он был уникальным

Вот несколько советов:

  • приводя точку зрения или концепцию какого-либо автора, нужно пропускать информацию через себя и писать своим языком. Исключение – приведение прямых цитат или точных методик, последовательностей, не допускающих искажения или пересказа;
  • после каждой приведенной точки зрения или концепции необходимо давать авторский взгляд на нее, соглашаться, оспаривать или указывать на преимущества и слабые стороны;
  • некоторые классификации, к примеру, а также прочие заимствования можно также написать своим языком. Термины искажать не стоит, но общие слова и речевые конструкции вполне можно подать свежо, используя авторский взгляд на проблему.

Не справляешься с теорией в кандидатской? Ты можешь заказать диссертацию срочно на Студворк!

План кандидатской диссертации

Грамотно составленный план – залог успешного написания научной работы.

Процесс подготовки диссертации начинается с составления плана. В нем отражаются основные пункты, которые в дальнейшем будут отражены в диссертации. Цель первоначального плана – обозначить основные вопросы, которые будут освещены работе, и в последствии может редактироваться. При разработке плана следует придерживаться одной, тщательно выстроенной линии, не уходить от темы. Все параграфы должны быть взаимоувязаны и логически выстроены.

Нужна помощь в написании диссертации?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Титульный лист

Первая страница исследовательской работы – титульная. Оформление титульного листа диссертации строго регламентируется.

Обязательные составляющие титульной страницы:

  • название учреждения, где выполнялась научная работа;
  • подпись автора;
  • Ф.И.О. диссертанта;
  • тема исследования;
  • специальность;
  • искомая ученая степень;
  • сведения о научном руководителе;
  • год, в котором происходит защита диссертации и место ее защиты.

Оглавление

За титульным листом следует содержание – план кандидатской диссертации. В нем отражаются все заголовки работы с расстановкой номеров страниц. Все главы должны быть пронумерованы. Введение, заключение, список литературы и приложения не нумеруются.

Введение

Структура кандидатской диссертации обязательно включает введение. Это важный раздел, на основе которого у читателя формируется первое впечатление о работе.

Введение кандидатской диссертации содержит в себе всю основную информацию о проведенном исследовании:

актуальность проблемы;

цель работы и её задачи;

объект и предмет;

методы исследования;

гипотеза;

научные результаты и их новизна;

достоверность результатов;

практическая ценность;

апробация темы и публикации автора.

Введение диссертации предоставляет читателю возможность ознакомиться с итогами диссертационного исследования в сжатой и лаконичной форме. Это часть работы, которая читается наиболее часто, поэтому она должна быть тщательнейшим образом вычитана и выверена.

Основная часть

Структура основной части может сильно различаться не только в зависимости от специальностей, по которым проводится исследование, но и в зависимости от диссертационного совета и устоявшихся в нем традиций.

Для примера можно сравнить содержание диссертационной работы на соискание степени кандидата биологических наук (рис.1) и работы на соискание степени кандидата экономических наук (рис. 2).

Образец структуры диссертации

Рисунок 1 - Содержание диссертации на соискание степени кандидата экономических наук(образец 1)

Рисунок 1 – Содержание диссертации на соискание степени кандидата экономических наук(образец 1)

Рисунок 2 - Содержание диссертации на соискание степени кандидата экономических наук(образец 2)

Рисунок 2 – Содержание диссертации на соискание степени кандидата экономических наук(образец 2)

Первая глава обычно посвящается изучению теоретических аспектов объекта исследования на основе анализа литературных источников. Все источники, используемые автором при написании текста диссертации, в обязательном порядке должны быть представлены в списке литературы. Вся информация, которая имеет значение для дальнейшего исследования, должна быть представлена в этой главе.

В первой главе может быть разработана новая дефиниция, дополнено уже известное понятие, расширена классификация, доработана методика, выявлены этапы развития проблемы, закономерности и т.д.

В некоторых диссертациях первая глава содержит описание методов исследования, после прочтения которых, становится ясно, каким способами были получены данные при проведении исследования. В диссертациях по некоторым специальностям (например, техническим) материалы и методы исследования могут быть представлены во второй главе.

В последующих главах автор представляет исходные данные, обрабатывает их, описывает методы экспериментальных исследований, приводит новые решения поставленных проблем, их критическую оценку и пр.

Вторая глава кандидатской диссертации, например, по экономике, обычно содержит исследование положения дел в исследуемой области, результаты социологических исследований, применение методик, усовершенствованных или адаптированных применительно к предмету исследования, и пр.

Третья глава диссертации на соискание степени кандидата экономических наук может содержать проекты и сценарии развития исследуемого объекта, решение проблемы, обозначенной во введении как цель работы, с учетом разработанной методологии, принципов, закономерностей и т.д.

Заключение

В заключение описываются все результаты и достижения, полученные в процессе исследования, в соответствии с целью и задачами работы, представленными во введении.

Часто, члены комиссии, чтобы составить мнение о компетентности автора и ценности его исследования, читают только введение и заключение диссертационной работы. На основе изучения этих разделов можно понять насколько полученные результаты соответствуют поставленным задачам, и оценить степень их ценности для науки и практики.

Одной из ошибок составления заключения является его формальный характер, представление в нем теоретических выкладок, неаргументированных выводов, общих фраз. Такое заключение может испортить общее впечатление о работе.

В заключении следует представить обобщенную информацию со всех параграфов диссертации и сделать общий вывод по исследованию. Информация, представленная в заключении, должна быть логически выстроенной и взаимозависимой.

Список литературы

Список литературы в диссертационной работе оформляется по ГОСТу. Все источники нумеруются и располагаются в алфавитном порядке. Количество источников должно примерно составлять от 100 до 600. Для большинства диссертаций есть негласное правило – количество источников определяется по количеству страниц в диссертации.

В списке литературы следует указать свои собственные публикации по теме исследования.

Приложения

В приложения включаются материалы, которые не вошли в основной раздел диссертационной работы. Это могут быть различные таблицы, схемы, шаблоны анкет, информация справочного характера, графики, диаграммы, акты внедрения и пр. Нельзя включать в приложения текст из диссертации с целью сокращения его объема. Все приложения нумеруются.

Каждый раздел диссертационной работы должен иметь логическую завершенность. При этом все разделы должны быть взаимосвязаны, а диссертация должна обладать целостностью. Следует помнить, что в каждом диссертационном совете есть свои приоритеты и устоявшиеся традиции насчет требований к структуре кандидатских диссертаций. Следует заранее выяснить эти требования, чтобы избежать в дальнейшем основательной переработки текста диссертации.

Если вы намереваетесь развиваться в сфере науки и планируете получить ученую степень, важно знать, как написать диссертацию самому и быстро. Написание научной исследовательской работы является ключевой задачей аспиранта, ведь по окончанию учебы он должен представить свой труд к защите перед диссертационной комиссией.

По статистике 30-50% соискателей так и не доходят до этапа защиты, покинув учебное заведение, не закончив обучение. Это связано с рядом трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым ученым в процессе работы.

Все же написать хорошую кандидатскую возможно своими силами, если грамотно и ответственно подойти к задаче. Из статьи вы узнаете, как написать диссертацию без лишних хлопот.

Содержание статьи

  • 1. Кому и зачем нужна кандидатская диссертация?
  • 2. Структура научной работы.
  • 3. Что необходимо для написания и защиты диссертации?
  • 4. Мотивация к написанию кандидатской.
  • 5. Как организовать свой рабочий день, чтобы все успеть – тайм-менеджмент при написании диссертации.
  • 6. Пять типичных ошибок и проблем при написании диссертации.
  • Заключение

1. Кому и зачем нужна кандидатская диссертация?

Написание кандидатской диссертации – трудоемкий процесс, который требует от ученого умения применить свои знания и навыки в ходе выполнения исследовательской работы. Научным трудом соискатель подтверждает свою квалификацию в исследуемой области. Без его защиты невозможно перейти на новую ступень развития в области науки.

Часто к созданию рукописи прибегают не только молодые ученые, которые планируют связать свою жизнь с научной деятельностью, но и различные организации, кому решение важных научных задач необходимо для успешного ведения бизнеса.

Получение ученой степени кандидата наук полезно соискателям для удовлетворения различных потребностей:

  1. Признание трудов молодого ученого авторитетным научным сообществом считается высшей формой самореализации, самоутверждения.
  2. К людям науки, которые подтвердили свои знания и опыт защитой диссертации, относятся с уважением, почитанием.
  3. Кандидаты и доктора наук зарабатывают больше, чем исследователи без ученой степени, у них больше шансов найти достойную работу по квалификации.
  4. Возможность стать значимой частью в научном мире, регулярно посещать конференции, семинары, знакомиться с людьми.

Таким образом, как написать диссертацию самому и быстро, полезно знать всем, кто интересуется занятием научно-исследовательской деятельностью, хочет стать значимой фигурой в ученом сообществе, стремится к саморазвитию и самореализации как известному ученому.

2. Структура научной работы.

Диссертация пишется в строгом соответствии с требованиями ВАК и ГОСТ. Независимо от направления исследований, уровня научного труда, стандарты его написания идентичны. Рукопись состоит из введения, заключения, не менее трех основных глав, списка литературы, оформленного в соответствии с государственными требованиями.

К составлению введения нужно подойти крайне ответственно, в этом разделе необходимо кратко обосновать, в чем особенность, интерес и польза научной работы. Для этого следует:

  • указать актуальность и практическую ценность исследуемой проблемы;
  • описать тематику, оценить уровень ее разработанности;
  • определиться с основной целью и задачами диссертации;
  • дать определение исследуемому объекту или процессу;
  • кратко описать суть будущего проекта;
  • отметить положения, полезные для предстоящей защиты;
  • указать перспективы практического применения и апробации полученных результатов.

Четко проработанная структура кандидатской поможет с легкостью ориентироваться в предстоящих исследованиях, планировать свое время, сдавать необходимые отчеты на кафедре, понимать, какие действия нужно выполнить, чтобы написать диссертацию самому и быстро.

Даже если в процессе написания труда вы будете вносить коррективы в первоначальный план, это не страшно. Лучше план с доработками, чем его полное отсутствие.

Подробно структура диссертации должна выглядеть так:

  • титульный лист;
  • оглавление и содержание;
  • список сокращений, если они применялись в тексте;
  • введение (обычно занимает 2-7 страниц);
  • основная часть (содержит в среднем 4-5 разделов);
  • заключение (необязательно, но очень желательно);
  • выводы (должны соответствовать перечисленным во введении задачам);
  • практические рекомендации (если есть);
  • список литературных источников (оформляется в строгом соответствии с действующим ГОСТом);
  • приложения, где указывают сведения, которые не вошли в основные разделы, акты внедрения, авторские свидетельства (если есть).

При написании основной части нет точных указаний, нужно руководствоваться направлением исследований. В целом рекомендации по написанию глав диссертации выглядят так:

  1. Первая глава представляет собой литературный обзор и анализ изученных источников по теме работы, составляет от 20 до 40 страниц. Желательно до того, как приступить к написанию труда, изучить, в каком состоянии находится выбранное направление исследований, какие ученые занимались и занимаются разработками, каких успехов уже удалось достичь, а какие проблемы еще остались. Если выявлено несколько нерешенных задач, их все можно перечислить в своем тексте. Удобно закончить первую главу постановкой цели и задач предстоящих исследований.
  2. Вторая глава подразумевает описание методики работы, ее объем – около 10 страниц. Здесь перечисляют проводимые испытания, используемые при этом методы, инструменты. Любой, кто прочитает раздел, должен четко представлять себе, откуда взялись полученные данные, и понимать, как провести эксперимент самому.
  3. Третья глава содержит результаты проведенных испытаний, она самая большая и может занимать до 90 страниц. Для удобства полученные данные заносят в таблицы, затем строят по ним графики, диаграммы, дают пояснения. Если экспериментов было очень много, лучше разделить их на отдельные параграфы или добавить еще одну главу.
  4. Четвертая глава необходима для анализа полученных данных, сравнения ваших результатов с результатами других исследователей по этой же тематике. Средний объем раздела – 20-30 страниц.

Согласно стандарту, весь объем кандидатской диссертации составляет от 120 до 150 страниц.

3. Что необходимо для написания и защиты диссертации?

Прежде чем написать диссертацию самому и быстро, аспирант должен четко понимать, в каком направлении он хочет работать. Выбор темы – ответственный шаг, определяющий весь ход дальнейших действий соискателя. Тема должна быть интересной для молодого ученого, актуальной для науки в целом, посильной для проведения исследований. Не нужно ставить сверхзадач, которые трудно будет решить, выбирать такое направление, по которому работ или очень мало, или слишком много.

Выбор научного руководителя также имеет большое значение. Желательно, чтобы профессор был заинтересован в вашей защите, тогда он будет всячески помогать, способствовать достижению цели, используя свой авторитет и связи. В противном случае вы должны быть готовы проявить назойливость, задавать ему как можно больше вопросов, не стесняться напоминать о себе. Вам выпадает шанс поработать с опытным ученым, так почему бы им не воспользоваться максимально.

Название рукописи должно быть конкретным, без общих фраз, в нем должна отражаться вся суть исследовательской работы. При этом в названии не принято использовать такие слова, как «исследование» (любая диссертация уже сама по себе – исследование), «проблема» (о проблемах давно все знают, но вот как их решать), «совершенствование» (совершенствованием ученые занимаются уже много лет, нужно не совершенствовать, а создавать принципиально новое).

Правильная постановка цели и задач исследования значительно ускоряет процесс написания работы. Цель должна быть одна на всю рукопись, повторять название труда, объединять проблему и результаты ее решения. Касаемо формулировки задач диссертации нет строгих требований. По умолчанию число задач приравнивается к количеству глав кандидатской, при этом:

  • первая задача раскрывает проблему исследований, включает анализ литературных источников;
  • вторая – показывает возможные варианты решения проблемы, выбор лучшего способа;
  • третья – отражает проводимые практические эксперименты и представляет образец решения проблемы.

Чтобы написать диссертацию самому и быстро, многие известные ученые рекомендуют использовать метод снежинки. Он заключается в составлении содержания, в результате чего проясняется картина, как действовать в процессе работы. Вы можете неоднократно вносить коррективы в содержание, пока не получите четкий план решения определенной задачи.

Помимо написания диссертации, каждый соискатель должен знать, что для успешной защиты нужно выполнить еще ряд требований:

  1. Написать автореферат – это научный труд, повторяющий структуру диссертации, только в сжатой форме.
  2. Составить положения, выносимые на защиту – коротко изложенные результаты исследований в виде тезисов, достаточно 5-6 штук, чаще всего члены диссертационной комиссии читают только этот раздел.
  3. Участвовать в конференциях – такие мероприятия полезны для будущих кандидатов, глядя на выступления других исследователей, легче понять, чего от вас требуют и ожидают, к тому же, на конференциях можно завести полезные знакомства.
  4. Писать статьи – для защиты кандидатской необходимо опубликовать 3-5 научных статей на тему исследования, хотя бы одна из них должна входить в журнал из списка ВАК.
  5. Выбрать оппонентов – часто научный руководитель назначает аспиранту оппонентов, но, если вы были довольно активны при написании работы, возможно, и сами познакомились с авторитетными учеными, которые занимаются исследованиями в схожем с вами направлением (отдавайте предпочтение таким оппонентам, кто действительно прочитает вашу рукопись и сможет внести в нее полезные правки, а не просто «для галочки» напишет отзыв).

К опубликованным научным работам соискателей приравниваются не только статьи, но и патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, зарегистрированные программы для ЭВМ, базы данных и прочие рукописи.

4. Мотивация к написанию кандидатской.

Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, необходимо понимать, для чего вам это нужно. Кандидатская – это такая же исследовательская работа, как и магистерская, но с более глубоким изучением материала и тщательным проведением экспериментов. Написание научного труда преследует одну цель – показать, что соискатель компетентен в вопросах исследуемой проблемы.

При этом ученая степень еще не гарантирует ваше успешное развитие в сфере науки, равно как и ее отсутствие не ставит крест на карьере. Есть много примеров из жизни, когда талантливым ученым удавалось внести весомый вклад в развитие науки, не имея ученой степени. Есть и такие, кто успешно защитил докторскую, но всю жизнь проработал преподавателем в ВУЗе, не сделав ничего значимого и полезного для общества.

Важно соблюдать баланс между вкладываемыми усилиями и получаемым результатом, иначе не избежать разочарования. Если соискатель поверхностно относится к своей работе, не испытывает удовлетворения от исследований, диссертацию будет писать скучно, тяжело и долго. С другой стороны, приложение сверхусилий при написании труда отрицательно скажется на способности адекватно воспринимать критику и осознании, что написанная рукопись нужна только вам.

Если вдохновение пропало, достаточно сосредоточиться на главных аспектах работы, тогда мотивация вернется. При написании труда помните, что весь текст прочитаете только вы, максимум еще – ваш научный руководитель и оппоненты. Пару десятков ученых просмотрят автореферат, сотня – его первые несколько страниц.

Основная масса исследователей прочитает следующие разделы:

  • введение;
  • научная новизна;
  • положения, выносимые на защиту;
  • перечень опубликованных работ, как индивидуальных, так и написанных в соавторстве.

Именно этим разделам нужно уделить пристальное внимание.

5. Как организовать свой рабочий день, чтобы все успеть – тайм-менеджмент при написании диссертации.

Чтобы написать диссертацию, соискателю дается 3 года обучения в аспирантуре, но часто исследователю приходится тратить гораздо больше времени на создание научно-исследовательской работы. Это связанно с неправильной организацией своего времени. Часто аспирантов на кафедре воспринимают как бесплатную рабочую силу, на которых пытаются взвалить множество обязанностей, не связанных с написанием рукописи. Старайтесь избегать таких поручений или находить компромисс, когда вы помогаете, и вам помогают в ответ.

Также организации времени помогает четко составленный план-график аспиранта. Это документ, в котором вся работа поделена на отдельные составляющие с указанием сроков и исполнителей. Пример такого графика хорошо представлен в этой работе.

Эффективное управление временем, или тайм-менеджмент, крайне важен для аспиранта, который хочет написать диссертацию сам и быстро. С его помощью легко планировать, управлять рабочим временем, организовывать и оценивать затраченные усилия. Решайте задачи в соответствии с утвержденным планом и заметите, как много вы успеваете при том, что остается свободное время.

Многие не рекомендуют заниматься написанием труда в ночное время, за исключением случаев, когда результаты должны быть представлены уже утром. Поработав пару ночей без сна, на третью вы потеряете контроль над текстом, что плохо скажется на качестве всей диссертации.

6. Пять типичных ошибок и проблем при написании диссертации.

Написание кандидатской требует немалых расходов интеллектуальных и физических ресурсов. Старайтесь не тратить время и силы на узконаправленные темы, которые никому не интересны и утратят свою актуальность раньше, чем закончите работу над текстом.

  1. Отсутствие научной новизны – одна из основных проблем, которая прослеживается в работах многих соискателей. Многие молодые ученые не способны четко сформулировать, что именно они сделали нового, причем некоторые даже не задумываются об этом. Для решения проблемы опытные ученые рекомендуют при указании научной новизны использовать формулу:

Предложено <идея исследователя >, отличающаяся <специфика подхода к решению задачи >, что позволит <прагматическая выгода >.

  1. Следующая частая ошибка – автор не сравнивает свою работу с конкурентами. В 9 из 10 диссертаций прослеживается тенденция недостаточного анализа и сравнения предлагаемого пути решения проблемы с уже существующими аналогами. Ошибка наблюдается и в теоретической, и в практической частях. Обычно соискатель описывает существующие методы, указывает на их недостатки, после чего переходит к воспеванию собственной разработки, но не занимается сравнением нескольких вариантов. Получается работа, в которой все красиво представлено, но нет ответа на вопрос – Чем же ваш способ лучше других?
  2. Часто аспиранты в своем труде боятся признаться, что у метода решения проблемы есть ограничения. Очевидно, что одна и та же методика не может подходить ко всему. Необходимо четко формулировать, в каких условиях способ применим и дает результаты лучше, чем аналоги, а где стоит выбрать другой метод или комбинацию нескольких. Убедительней будет выглядеть та диссертация, в которой автор честно говорит о том, что может и чего не может его разработка. А необоснованные заявления об изобретении «вечного двигателя» вызовет недоверие у экспертов.
  3. Защитить рукопись при наличии описанных выше ошибок реально, но есть проблема, которая автоматически дает отказ на представление диссертации к защите – это несоответствие паспорту специальности. Внимательно изучайте документ, указывайте пункты соответствия паспорту, используйте формулировки из этих пунктов при описании цели и результатов.
  4. Помимо этого, важно избегать плагиата. В современном мире пользоваться интернетом и программами по выявлению элементов копирования чужого текста умеет практически каждый. Экспертам не составит труда заметить следы плагиата в работе соискателя, для которого последствия могут быть самыми печальными. Также не следует увлекаться цитированием, вместо этого лучше своими словами пересказать мысль другого ученого.

Заключение

Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, нужно четко определить для себя, зачем вам это нужно, какие цели преследуете. Работа не вызовет сложностей, если уделять ей время каждый день, действовать последовательно, в соответствии с составленным планом.

Не нужно ставить сверхзадач, прикладывать чрезмерных усилий, иначе можно быстро выдохнуться, потерять интерес к проведению исследований. Соблюдайте все требования ВАК и ГОСТ, чаще появляйтесь в кругах научных сообществ, чтобы завести полезные знакомства, найти единомышленников, перенять опыт и знания от авторитетных ученых. Тогда не только написание, но и защита диссертации пройдет легко и безболезненно.

Даже если, получив ученую степень кандидата, вы решите не связывать свою жизнь с наукой, полученный опыт будет полезен и в других сферах жизни. Умение ставить цели, формулировать задачи и находить пути решения проблем помогут добиться успеха в любом направлении.

Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать первокласснику письмо солдату
  • Как написать перерыв 5 минут
  • Как написать передовой опыт
  • Как написать первоклассник
  • Как написать перевоплощение