Как написать песню как у алены швец

11 марта на цифровых площадках появятся обе части нового альбома алены швец. под названием «Яд» и «Противоядие». Вместе с Аленой над альбомом работала саунд-продюсер Александра Горбачева, известная как Саша Мусор. Алена и Саша рассказали, как создавался самый концептуальный релиз этой весны.

Как родился «Снежный вальс»?

Алена: У нас есть подруга, она как-то сказала, что нет красивой, лиричной песни на русском языке, которую на Новый год прикольно послушать. Все какое-то либо пошлое, либо очень старое и советское. И после этого я задумалась: почему бы не сделать ту, что люди слушали бы из года в год. Однажды я была в Венгрии, в каком-то средневековом замке, и наблюдала за падавшими с неба снежинками. Тогда ко мне пришло четкое понимание: надо написать вальс. Потом родилась первая мелодия, этот ритм «раз-два-три, раз-два-три» и слова: «Снежинок нет похожих на земле двух». Это параллель с людскими судьбами: как и снежинки, мы все очень разные, нам сложно найти свою половинку. 

Если послушать весь трек, по ходу текста развивается история: когда снежинки падают на землю, это их смерть, последний полет. Что, если бы они это осознали? Что бы почувствовали? Им приходится падать с кем-то в паре, снежинки как будто цепляются друг за друга и танцуют — очень красиво и романтично.

У песни необычная оркестровка для алены швец. 

Александра: Это было ее желание, что мы пойдем в сторону оркестра и не будем никак примоднять это современными бочками. Все инструменты — именно оркестровые, только бас-гитару записал наш друг.

Алена: Мы, кстати, не равнялись ни на каких Алл Пугачевых и 80-е. Наш референс — это Чайковский.

Оркестр живой или создан на компьютере?

Александра: Все на компьютере.

Алена: Кроме баса.

Очень реалистично звучит.

Александра: Когда только начинаешь, все очень плохо звучит — вообще любая аранжировка. Это так плохо, что хочется сразу закончить карьеру. И так с каждой песней. Потом сидишь, выстраиваешь динамику. Если понимаешь, как инструменты работают вживую, то сможешь все настроить. Сейчас такие технологии — можно сделать что угодно.

Дело даже не столько в тембрах, сколько в нотах — сама оркестровка очень умная и тонкая. 

Александра: Благодарю, я очень старалась. Когда мне Алена прислала эту песню, у меня слезы потекли, хотя я редко плачу. Реально снежинки умирают! Я всю эту грусть вложила в аранжировку. Мы в тандеме: с Алены эмоция, с меня — добивание этой эмоции.

Это был бы крутой саундтрек к «Елкам».

Алена: В «Елках» сюжеты довольно запутанные. Было бы смешно, если б какой-нибудь герой перепутал своего сына в садике, и в момент осознания камера наезжает, и он такой: «Ой, это же не мой сын!» Ну, может быть, в следующем году.

Вы вместе работали над всем альбомом?

Алена: Да, над всем. До альбома мы уже немного работали с Сашей: над треками «Машина для убийств», «Курение убивает», «Обезьянка-ноль» (кавер на песню группы «Тату»), еще Саня писала бит для «Молекулярной физики». И тут мы решили вдвоем сделать полноценный альбом.

Александра: Почти все было сделано дома: гитары я записывала там, большинство треков — на компьютере. В студии записывали только вокал, живые акустические гитары в несколько треков и укулеле в один трек. 

По просторам интернета гуляют записи Алены, записанные на какие-то мыльницы, — и многим дорого это DIY-звучание. 

Александра: Да, и сейчас люди, которые пишут: «Алена, верни «песни в подъезде»», наверняка будут в шоке.

Алена: Кстати, я возвращала! Перед выходом альбома выпустила EP «последние издыхания»: три трека записала дома под гитару на свой старенький микрофон. И это был последний жест в сторону всех подобных просьб. Теперь все, будет новое звучание.

Вы поедете в турне одновременно с выходом альбома?

Алена: Приняли решение выпустить альбом раньше, чем планировали, потому что сейчас людям как никогда нужна музыка. У нас есть «Вредина», которую мы с группой очень круто аранжировали. С каждым годом становимся все сыграннее и звучим круче, на мой взгляд. Хвалю себя и не краснею.

По ходу тура будем потихоньку внедрять в концертную программу новый материал. Мне интересно, через сколько люди начнут просить эти песни, запомнят их — посмотрим на концертах. У нас запланирован Петербург и Москва. Крупнейший концерт в Москве будет в Adrenaline Stadium — там, думаю, мы уже внедрим основную часть, если не весь наш новый альбом, красивенько его упакуем и презентуем.

У вас есть ограничение по возрасту?

Алена: Оно выстраивается индивидуально, и программы есть разные. В основном 12+, но, например, в Gipsy было 16+. Мы умеем грамотно их сочетать, и, конечно, далеко не все, что есть в интернете, произносится и пропевается на концертах. Мы всегда подстраиваем программу под зрителя и очень об этом заботимся.

Если я настроился на нежную лирику с матными словами, то мне нужно смотреть на маркировку на плакате? 

Алена: Мне кажется, сложно отказаться от мата, если он очень уместен, поэтому я его просто не пропеваю либо отвожу микрофон. В итоге все довольны: и родители, и детишки. 

Что самое сложное на гастролях? И что, наоборот, самое приятное?

Алена: Самое сложное — это переезды. Терпеть не могу все эти многочасовые автобусы, самолеты: закладывает уши, затекают колени, продувает, ты заболеваешь. Тяжело именно ездить — мало спать, мало двигаться. Но все это проходит, когда видишь в зале горящие глаза людей, которые ждали этот концерт, потратили время, деньги — может быть, они родителей уговаривали долго. По крайней мере, помню, у меня было так: я своих долго упрашивала. Видишь горящие глазки аудитории и понимаешь, что ехал не просто так, а ради этих глазок, которые тебя уже не забудут.

Александра: У многих Аленин концерт — первый в жизни, а в 12–14 лет — это событие. Тут забываешь о недосыпах. Я вспоминаю свой первый концерт: Noize MC, мне 12 лет — как я уговаривала родителей! Для сегодняшних детей мы такие же вдохновители. И, возможно, в будущем они станут такими, как Алена. Или как я, делать аранжировки. 

Саша, на чем ты играешь в ансамбле?

Александра: На барабанах в основном, но могу и на гитаре, и на пианино. Я координирую ребят.

Алена: Художественный руководитель нашего ВИА.

Александра: Сначала я барабанила, потом начала немножко управлять ребятами, потому что у меня был опыт ведения группы. Немного помогала Алене, а потом дошло до того, что я теперь полноправный помощник.

Раньше это называлось концертмейстер. 

Александра: На некоторых кадрах записи концерта видно, как я что-то показываю ребятам. Не думала, что это так палевно. Забавно.

Алена, тикток дает тебе творческий толчок?

Алена: Конечно! Ведь если ты не пользуешься тиктоком, то не берешь от жизни все. Я все-таки люблю это приложение по-своему. Мне нравится та культура, которая там понемногу устанавливается. И также мне нравится делать музыку, под которую эти челленджи потом идут в народ. Приятно видеть, как мальчики и девочки снимают шутки про «Молекулярную физику». Песня, кстати, была придумана случайно — и тут 40 000 человек шутят про шоколадку под этот трек. И это какой-то прям новый космос.

Но при этом твои первые треки завирусились, когда у тебя самой еще не было тиктока?

Алена: Да, все верно. Я не сидела там и вообще не знала, что это. И тут мне кто-то скидывает ссылку, я захожу туда с браузера и вижу какую-то невероятную цифру: 40 000. Сначала не поняла, что это, и только через пару месяцев скачала, разобралась и уже начала более осознанно продвигать треки. 

А как ты делала раньше? Просто в VK загружала?

Алена: Да, загружала туда, выкладывала на стенку в группу, которая по сей день называется «Это спела алена швец» — и все. Никак даже это не монетизировала, ни на какие площадки не заливала.

Я смотрел недавно видео, где ты оцениваешь треки тиктокеров. Вывод был такой: ты со всеми ними в очень приятельских отношениях, но их музыка в целом не особо близка. 

Алена: А кому она близка? Мне кажется, таких людей немного — чтобы человек прям это слушал. В основном музыка тиктокеров — для тиктока. Ее не слушают альбомами, это другой вид деятельности. 

Получается, в тиктоке несколько культурных пластов: есть музыка достаточно сложная, умная и глубокая, а есть та, под которую прикольно кривляться?

Алена: Для тиктокеров, думаю, это прозвучит довольно неприятно, но да. Есть жвачка, а есть то, что можно скачать и слушать альбомами. Я стараюсь быть ближе ко второму.

* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ

#статьи

  • 4 авг 2021

  • 0

Как писать песни: памятка для новичков

Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.

Meery Mary для Skillbox Media

Анна Катунина

Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.


об авторе

Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет :)  — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.



Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.

Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.

С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.

Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.

В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.

Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:

В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).

Вот её структура: A-B-A-B-A-B.

Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).

Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.

Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).

Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.

Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.

С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.

Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: «Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).

Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.

Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.

А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.

Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.

Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).

Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.

Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.

Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.

Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Профессия Сонграйтер
Узнать больше

Интервью: очень странные вопросы Алене Швец

Алена Швец и режиссер-постановщик Дарья Прибищук, известная созданием запоминающихся музыкальных шоу с участием рэп-исполнителей, в минувшую пятницу представили совместный перформанс в рамках программы Яндекс Музыки на Плюс Даче в Парке Горького. Концертная постановка была посвящена циклу жизни цветка и первой влюбленности. В нашем интервью мы решили узнать у Алены, чем был вдохновлен новый трек, о чем сегодня важно и нужно петь, стоит ли ждать фанатам новый альбом, и какое наследие ей хотелось бы оставить после себя.

Что самое главное нужно знать читателям об Алене Швец

Что она лучшая девочка, певица, автор, немного хип-хоперша и вредина.

Как началась ваша история становления как артиста?

Моя история началась с любви к музыке. Я записывала свои первые наброски на микрофон за 300 рублей, выкладывала в социальную сеть, и со временем у меня появились первые слушатели.

Как бы вы описали свою музыку?

Я не работаю в определенном жанре. Каждая моя песня в разном стиле. Когда мой саунд-продюсер Александра слушает демо, она делится мыслями о том, какой это стиль и что за направление трека. Чаще всего мы согласны друг с другом. Например, «Герда» изначально была написана на синтезаторе, далее переложена на биты, а потом уже на ретро-диско-вейв в стиле 80-х.

Как вы отстаиваете индивидуальность и переживания через свою музыку?

Я не отстаиваю ничего через музыку. Мне просто нравится петь о том, что приходит в голову. Бывает, что это какие-то рифмовки, которые затем я превращаю в полноценную историю.

Расскажите про перформанс на Плюс Даче и ваш новый трек «Герда»? Чем вдохновлялись, придумывая идеи для мероприятия в Парке Горького, и как появился трек?

Перформанс, который состоялся на Плюс Даче 1 июля, – это продолжение программы Яндекс Музыки, в которой этим летом музыканты создают необычные авторские постановки вместе с профессиональными режиссерами. Мой перформанс с режиссером-постановщиком Дашей Прибищук назывался «Моя волна грез» – это история цветка, который не справился с трудностями любви. Это все одна большая метафора, которую мы придумали вместе с Дашей. В треке «Герда» образ цветов перекликается с лирической героиней. Герда – это цветы, тепло, лето, добро. Кай, попавший под чары Снежной королевы, – это холод, снег, лед. Я ностальгировала по сказкам, которые мама читала мне в детстве. Так и родилась «Герда».

Мы живем в довольно странные и сложные времена. О чем сегодня нужно и важно петь, и имеет ли это вообще значение?

Я считаю, что вне зависимости от повестки дня важно петь о чем тебе хочется.

Какое место в вашей жизни занимают фанаты?

Определенно высокое. Без них ничего не было бы. И без меня. Здесь 50/50.

Планируется ли новый альбом?

Нет. Слушайте «Яд» и «Противоядие»!


Cтранные вопросы

Если бы не свое тело, что бы вы хотели оставить после себя? Произведение искусства, которого вы еще не создали, книга, родословная?

Я уже оставила. Это мои песни.

Каким бы одним качеством наделили всех людей в мире, а какое бы забрали?

Чтобы люди не могли лгать. Совсем. Интересно посмотреть, что из этого получится. А так ничего не забирала бы. Любая эмоция чем-то нам служит и помогает нашему организму переживать стресс.

Если бы вам при рождении досталась только одна способность, какой бы она была?

Хм… Менять цвет волос по щелчку пальцев?

Если бы вам выпала возможность изменить какое-то одно глобальное происшествие в мире, что бы вы выбрали?

Чернобыль или Беслан.

Вы сталкиваетесь с враждебной инопланетной расой, неспособной видеть цвет, а звук – их единственный механизм для общения. Что бы вы сыграли/спели для них, чтобы вдохновить их пощадить вас и остальную человеческую расу?

Мне кажется, нужно не петь и играть, а бежать и прятаться.

Если бы вы могли слышать только один голос, кому бы он принадлежал?

Мой.

Если бы вы могли совершить преступление и избежать наказания за него, что бы это было и почему?

У меня все в жизни есть, и я даже представить не могу, зачем мне совершать преступление.

Бог – или, скажем так, какая-то высшая сила – позволяет попасть в загробную жизнь только тем, на кого они подписаны в соцсетях. Какой пост вы бы разместили, чтобы лучше всего охарактеризовать то, каким человеком вы были за Земле?

Наверное, пост с лайвом на кухне. Есть у меня такая рубрика: как сажусь есть, начинаю петь перед камерой. На YouTube можно глянуть.

Последние три трека из вашего плейлиста.

Whenever, Wherever – Shakira

Юные – Свидание

Lollipop – Gafur, Jony

Биография и личная жизнь певицы Алёны Швец

Содержание

  • Биография певицы
    • Детство и юность
    • Путь к популярности
    • Первый успех
    • Настоящее и творческие планы на будущее
  • Личная жизнь
  • Внешность
  • Интересные факты

Юная музыкальная исполнительница из Челябинска — Алёна Швец всего за год завоевала сердца слушателей своими искренними и эмоциональными текстами. За её творчеством в интернете следит более 360 тыс. подписчиков, а видео набирают по 100 тыс. просмотров ежедневно.

Смотреть все фотографии

Фотографии с Алёной Швец

Оценки пользователей

Оценки пользователей

Биография певицы

О детстве юной артистки мало информации. Известно, что ранние годы провела в городе Златоусте, а в школу пошла в Челябинске. Это простая девчонка с незаурядной внешностью, которая пожелала выделиться из толпы не ярким видом, а добиться всего при помощи своего таланта.

Алена Швец певица

Детство и юность

Ещё с детства Алёна начала петь и сочинять стихи. В 3 года родители девочки отвели её в вокальную студию, где она проявляла свои музыкальные способности. Несмотря на занятость, хорошо училась в школе.

Алена Швец в школьные годы

В городе было мало развлечений, поэтому она с друзьями гуляла по заброшенным домам или пела песни во дворе под гитару.

Алена Швец

Любимым жанром в музыке был рок, особенно российские рок-исполнительницы (Земфира, Чичерина). Благодаря их музыке у Алёны появилось желание выучиться играть на гитаре, и по видеоурокам в интернете она научилась музицировать сначала на укулеле, а затем на других струнных. Девушка утверждает, что она освоила гитару за две недели. Мечтала научиться играть на фортепиано, чтобы аккомпанировать себе и стать универсальным артистом.

Путь к популярности

С 15 лет девушка начала писать не только стихи, но и музыку. В 2018 году она выпустила свой первый трек под названием «Маленький хиккикомори». Вскоре вышло два сборника («У стены с картинками», «Август плачет»), над которыми Алёна работала около 2 лет.

Первый альбом «Вписка на балконе» также вышел в июле 2018 и состоял из 4 песен.

Алена Швец на сцене

Девушка сама призналась, что качество записи оставляло желать лучшего: песня записывалась на дешёвый микрофон, а на заднем фоне мама занималась домашними делами, а младшие братья играли с игрушками.

Летом 2018 года Алёну пригласили выступить в андеграундном баре «Нико» в Питере. Этот город покорил Швец, и уже в сентябре она переехала в Санкт-Петербург. Здесь у неё были друзья, знакомые и начало профессиональной творческой деятельности.

Песнями и музыкой юной исполнительницы заинтересовался музыкальный лейбл «Холодные звуки», и за короткие сроки девушка стала их перспективной подопечной.

В этом же году у артистки выходит дебютный альбом «Похороните меня за социум», в котором насчитывалось 8 песен. А в декабре был представлен альбом «Когда зацветёт сирень». В эти треки девушка вложила все свои переживания, всю душу.

После обнародования её творчество понравилось публике. Многих она покорила своей честностью, неформальным и уникальным стилем (в творчестве девушки прослеживаются ноты аниме). Сама Алёна определения своему жанру музыки не даёт.

Первый успех

Успех девушке принёс альбом «Похороните меня за социум» (2018), а трек «Соперница» стал одним из самых популярных. Первый крупный концерт состоялся 22 марта 2019 года в Москве (клуб Москва), а 24 марта певица выступила в Санкт-Петербурге (клуб Opera).

30 апреля девушку пригласили спеть свои песни вживую на Авторадио. Основа песен Швец — личные переживания и жизненные ситуации: школа, дружба, неуверенность в себе, взаимоотношения с окружающими, невзаимная любовь. Тексты написаны простым языком, иногда с добавлением жаргона или матерных слов.

Настоящее и творческие планы на будущее

В сентябре 2019 г. Швец выпустила новый музыкальный альбом «Проволока из одуванчиков», который состоял из 10 песен, и посетила известное вечернее шоу Ивана Урганта. В эфире девушка исполнила песню «Одуванчики».

Всю осень исполнительница работала над клипом на песню «Нелюбовь», в котором снялся актёр Семён Трескунов.

С начала декабря 2019 у артистки музыкальный тур по 30 городам России. Фанаты с нетерпением ждут синглов 2019 г. — «Тамагочи» и «Твоя школьница». Девушка не только пишет песни, но и работает над созданием собственной линии одежды. Ее мерч уже можно приобрести на официальной странице ВКонтакте.

Личная жизнь

О своей личной жизни Алёна не распространяется. Занято ли сердце юной и талантливой исполнительницы — неизвестно, но по текстам песен можно понять, что девушке знакома с понятием невзаимная любовь. Также не ясно, какая у неё ориентация, в текстах песен не прослеживаются гендерные различия. Некоторые фанаты уверены, что она бисексуалка.

Алена Швец и Олег Мусор

Алена Швец и Олег Мусор

Внешность

Алёна экспериментирует со своей внешностью, поэтому точно сказать, как выглядит она сейчас нельзя, каждый день с девушкой происходят новые метаморфозы: красит волосы в разные цвета и меняет причёски. Была брюнеткой, рыжей и даже с розовыми волосами. Алёна не боится выделяться из толпы, поэтому делает яркий макияж и носит не менее яркую одежду. Единственная проблема — недостаточный вес, но с ним Алёна ничего не делает. Фанаты обеспокоены, что с каждым годом она не прибавляет. Сейчас она весит примерно 46 кг и радует тот факт, что странице в интернете много фотографий с едой.

Рост 150 см
Вес 46 кг
Цвет глаз Голубой
Цвет волос Русый цвет волос от природы, меняет цвет волос и причёски
Татуировки Есть. В честь выхода альбома «Проволока из одуванчиков» девушка решила запомнить этот важный момент и набила тату на руке в виде одуванчиков и колючей проволоки. Помимо этой татуировки, у девушки есть также другие в виде цветов
Пластические операции Не было

Алена Швец — фотогалерея

Социальные сети

В сети интернет девушка делится снимками из личной жизни, рассказывает о своей творческой деятельности, записывает музыкальные видео под гитару. За жизнью Алёны наблюдает более 360 тыс. человек.

В марте 2019 года Швец создала Youtube-канал, на котором выкладывает клипы, моменты со съёмок, а также другие видео из повседневной жизни. Самый просматриваемый ролик на канале — клип на песню «Соперница» (набрал более 2 млн просмотров).

Интересные факты

  1. Любимые фильмы — «Титаник» и «Бойцовский клуб».
  2. Любимый писатель — А. П.Чехов.
  3. Любимые исполнители — Земфира, Юлия Чичерина, Пошлая Молли, Нервы, Монеточка.
  4. Помимо музыки, Алёна любит рисовать и вышивать значки. Она самостоятельно оформляет обложки альбомов.
  5. Артистка считает себя интровертом, не любит шумные вечеринки и большое скопление людей.

Девушка не рассчитывала на популярность, она лишь записывала песни под гитару, и всё произошло само собой, а теперь за её творчеством следят сотни тысяч поклонников, ждут новых песен, концертов и клипов. Алёне Швец только 18 лет и она не собирается останавливаться на достигнутом.

Лейбл года — «Холодные звуки», возвращающий моду на задушевные песни под гитару и традиционный русский рок. Алена Швец, Нонконформистка, Мусор, Маяк — все они оттуда. Есть ощущение, что они будут главными артистами следующего года. «Афиша Daily» рассказывает историю лейбла и объясняет, что означает его успех.

«Трудно дышать, грохнусь вот-вот,/Когда проволоки гнут прямо в живот»: нет, это поет не Земфира и не кто‑то из ее эпигонов начала нулевых, а Алена Швец этой осенью на «Вечернем Урганте». Ей восемнадцать, ее недавний альбом «Проволока из одуванчиков» намотал уже миллионы прослушиваний в «ВК», а число подписчиков в паблике давно перевалило за сотню тысяч.

Как звучит ее музыка: это немудреные и аддиктивные песни под гитару про шарф в клеточку и пальтишко сверху, поцелуи с одноклассницей в директорском кабинете, питерских мальчиков и трешер-девочек. В этих песнях разбросаны теги поколения Z. Если слушателю меньше двадцати, несложно в них найти себя. Для тех, кто старше, здесь объясняют, чем это поколение живет.

Чем притягательны эти песни: непосредственностью. Если героини другого поколения — например, та же Земфира — были про инояз и театральность, заметали следы сказуемого в ажурных метафорах и аккуратно огибали углы, то здесь режут по живому и стреляют прямо в лоб: что на уме, то и на языке.

Какие у нее тексты: более приземленные и физиологичные. Куда свободнее и смелее не только язык, но и темы. Например, песня «Мальчики не плачут» — о том, как школьный изгой влюбился в своего же обидчика. Характерный маркер времени заключается в том, что сложно представить пересказ этой истории прямым текстом хотя бы десять лет назад.

Алена Швец выступает на «Вечернем Урганте»

С другой стороны, эти теги-мемы упакованы в немудреный внепоколенческий поп-рок, какой можно было услышать на «Нашем радио» двадцать и десять лет назад, а можно услышать и сейчас Этот, казалось бы, парадокс приводит к логичному выводу. Помимо злободневной диалектической повестки есть и вечная подростковая, в которой и тридцать, и двадцать, и десять лет назад подростки бренчали под гитару во дворе, прогуливали школу, впервые влюблялись и узнавали, каково это — из‑за этого страдать. Каждому поколению нужны свои герои, которые будут эту повестку обслуживать и говорить на актуальном языке.

От «Пост-барда» к «Холодным звукам»

История Алены Швец неразрывно идет с историей «Холодных звуков», петербургского лейбла, пропагандирующего домашний звук и уютную акутстику. На успешном тандеме с Аленой деятельность (и успех) лейбла не заканчивается, потому что другие резидентки «Звуков» — Мусор, Нонконформистка и Маяк — тоже набирают (пусть и не так стремительно) подписчиков в «ВК», выступают на фестивале «Боль», участвуют в трибьюте Летова и тоже поют песни под гитару о том, как нелегко быть молодым.

Создатель «Холодных звуков» — светловолосый и тихий Максим Ice Cold, скрывающий свою фамилию. Он немного смущается, отвечая на вопросы, и, кажется, только привыкает к вниманию: «Я не занимался ничем, учился, работал на какой‑то работе и просто не понимал, что делать по жизни, а потом оно как‑то само пришло», — так он объясняет свою жизнь до лейбла.

Песни Нонконформистки лучше всего слушать вживую

«Холодные звуки» появились в жизни Максима не сразу. Сначала он вел вместе с лидером безумной акустической группы «Сатана печет блины» Святославом Свидригайловым паблик «Пост-бард». Что за музыку там выкладывают, лучше всего объяснит вывеска-описание «Приветствуются угар, ирония и акустические гитары».

Со временем уже внутри «Пост-барда» образовалась своя тусовка — в нее как раз попали Маяк (скрывает настоящие имя и фамилию), Маша «Нонконформистка» Непорожняя, Саша «Мусор» Горбачева (раньше у нее был псевдоним «Олег Мусор») и Алена Швец. «Это начиналось просто как беседа в «ВК», где мы просто перекидывались сообщениями и мемами, а потом начали дружить. Приходили мысли в голову, что ребятам стоит сделать концерты. Многие сидели дома, писали песни и даже не знали, что их можно людям показать», — говорит Максим.

«Первые концерты были в феврале 2018 года. После этого мы стали все чаще проводить мероприятия в Питере и Москве, один раз съездили в Нижний с Сашей Мусор. В процессе этого приходило понимание, что можно сделать еще круче и заниматься не только концертами, а в целом развитием артистов: помогать им и стать каким‑то культурным явлением (смеется)», — продолжает он. Алена Швец с «Пост-бардом» вскоре разошлась, потому что, по ее словам, «местное комьюнити — около 50 человек, в основном это были какие‑то мужчины старые, шутили шутки про какашки». Однако с Максимом Ice Cold она продолжила сотрудничать. Первый концерт лейбла «Холодные звуки» прошел на Moscow Music Week в 2018 году.

При чем тут Гречка и Монеточка?

2018-й не только важный год для «Холодных звуков», но и узловой для местной женской музыки вообще. Конечно, рассказ о лейбле будет явно неполным без упоминания Гречки, хоть многие из участниц комьюнити, по их словам, не очень хотели бы ставить себя в одной ряд с ней.

Певица из Кингисеппа (что под Петербургом) в начале 2018 года стала новой большой звездой среди подростков. Ее альбом «Выше только звезды» послушали более миллиона раз. Музыка Гречки работала в целом по тем же правилам: прямая речь без обиняков и двойного дна, бытописание подростковых будней — только в более грубой форме. В итоге Гречка буквально за три месяца из подвалов петербургского андерграунд-клуба «Ионотека» попала прямо на «Вечерний Ургант».

Клипы Алены Швец показывают, что новая акустика может сочетаться с большими бюджетами

В мае того же года вышел альбом «Раскраски для взрослых» уральской певицы Монеточки, который превратил ее из героини мимолетного мем-попа в конвенциальную поп-звезду с большими хитами и площадками. Почти всех певиц постземфировской эпохи почли за привычку мерить по Рамазановой, но в случае с Монеточкой и Гречкой это был, наверное, первый случай, когда сравнения были оправданы размахом и цифрами. Ну, и Земифра отреагировала, сам факт реакции, причем столь эмоциональной — уже показатель признания.

Тут стоит вспомнить прошлых «новых Земфир»: ну где, например, сейчас Татьяна Зыкина? А Гречке и Монеточке удалось сделать то же, что не совсем получилось — о чем мы печалимся — у Кати Павловой из «Обе две» и Надежды Грицкевич из Moremoney и «Наади». За короткий срок без особой поддержки медиа они смогли стать большими поп-артистками. А главное — открыть дорогу другим.

Первое видео на странице Алены Швец в «ВК» — ее кавер на песню Гречки: пусть это останется здесь вместо промежуточного вывода. А подписантки «Холодных звуков» упоминают Земфиру в числе источников вдохновения. Например, Саша «Мусор» Горбачева, девушка с короткими светлыми голосами и мальчишеской ухмылкой на лице, призналась, что пела «Небо Лондона» эмчеэсникам и заставила их плакать. Пусть это будет вместо еще одного промежуточного вывода.

«Реинкарнация «Нашего радио»

Почти тезка Мусора экс-главред «Афиши» Александр Горбачев, сходив на ее сет отлично описал увиденное и услышанное: «Кажется, я увидел реинкарнацию «Нашего радио» 2001 года». Все так: это рок не про изящества и хитрости, но про душу нараспашку, сердце навзрыд, правду-матку да любовь-суку. Как это видели мы, также бывшие на том выступлении: девушка с короткими взъерошенными волосами прыгала по сцене и фонтанировала энергетикой. Вместо мерной акустики — безбашенный рок и электрифицированная юношеская непосредственность.

Клип девушки с псевдонимом «Мусор» — пример того, как в новую музыку приходит новая искренность

Саша спокойно относится к сравнениям с русским роком 2000-х: «Это прикольно. Да, я слушала эту музыку. В период становления, когда я хотела чем‑то заниматься, я слушала практически «Наше радио» 2001 года. И все альбомы Земфиры я знаю наизусть. «ДДТ», «Жуков», все эти «Арии», «Кипеловы». Я не вижу ничего плохого в выражении «русский рок», мне нравится русский рок, хоть и не весь».

В ее песнях много быта спальных окраин. Саша выросла в московских Кузьминках. «Я не могу сказать, что это какой‑то самый криминальный район, везде такое случается, но я насмотрелась на разное», — говорит она. Но жизнь района, по ее словам, сложно назвать безмятежной: «Есть знакомые из группировки около футбола, которые ездят на забивы, и все такое. Ты идешь в какой‑то не той фирме одежды, и тебя могут избить. Какой‑то школьник шел в adidas, невинный, и его зарезали».

Лучше всего ее песни работают живьем: мерный радийный рок, неизбежно отсылающий к группе «Ночные снайперы», на выступлении вдруг раскрывается совсем по-другому. Саша берет трагические ноты, прыгает по сцене, выбивая из нее всю пыль и заряжает музыкантов делать что‑то энергетически схожее — и это оправдывает совсем все.

«Было очень плохо — все равно писала»

Алена на разговор с нами неожиданно приходит вместе с Маяк — девушкой с короткой стрижкой в джинсовой куртке и круглых очках. Она начинала петь свои песни, стритуя на Арбате. «На каверы люди меньше реагировали, чем на мое творчество. Как только у меня заканчивались все эти «Батарейки» (речь о песне группы «Жуки». — Прим. ред.), Земфира и все остальное, я начинала петь свое. [Прохожие] останавливались и начинали слушать», — вспоминает Маяк время, проведенное за исполнением песен на улице.

Песни Маяк — это в основном акустика и тексты о том, как щемит в душе тоска и тяжело быть молодым в 2019 году. Здесь молодость — про поиск своего «я» в недобром мире и неразделенную любовь. Альбом «Грустно взрослеть» открывает песня с таким же названием, там поется: «Никто не верит в меня,/Никто не верит, что я стану чем‑то большим». Маяк — еще и про общественно-политический контекст, который неразрывно связан с персональным. Под занавес диска звучит песня «В России»: «Для Запада навечно СССР,/мы не связаны с «мэйк раша грейт эгейн»,/потому что под запертом все слова, где слышно «гей».

Та самая песня про Россию

«Когда я сочиняю и пою, то нахожусь в трансовом состоянии, которое помогает прочувствовать любовь, горечь, страх. Если чувствую негатив — пишу об этом. Моя музыка недостаточно веселая или позитивная. Музыка была как самоисцеление, терапия: мне было плохо — я писала. Было очень плохо — все равно писала», — говорит Маяк.

Для нее музыка — это не только терапия для себя, но и для других: «Когда я пишу песни, я думаю: а вдруг это кому‑то поможет? Или та же самая песня «Не плачь»: она о том, чтобы кому‑то было хорошо. Кто‑то совсем одинокий, ему лет пятнадцать, и ему тяжело — а ведь никакие проблемы нельзя обесценивать. И эта для того, чтобы он послушал — и ему стало легче. В жизни много дерьма».

Любовь и манямир

Маше Непорожней — 17, она самая младшая в «Холодных звуках», и ее музыка сильно отличается от остальных. У Мусор и Маяк можно расслышать «Ночные снайперы» и рокапопс начала нулевых. Нонконформистка — это изящный и внимательный к деталям бедрум-поп.

В смысле эмоций это тоже другая музыка: даже страдальческие нотки — коих на порядок меньше, чем у коллег, — здесь проходят сквозь пресс едкой иронии над происходящим. Главный хит Нонконформистки называется «Манямир». В нем упоминают концерт группы «Казускома» и говорят парню: «Выкуси».

Знакомство с будущими «Холодными звуками» у Непорожней произошло через Гречку. Она увидела ее песню во «ВКонтакте» и написала ей: «Мол, Настя, какие у тебя классные песни, я тебя обожаю. Она мне прислала сердечко, а у меня тогда на стене висела моя диктофонная демка, ужасная совершенно. А она ее оценила, сказала, что у меня классный голос. Мы подружились, она меня прорекламировала Максиму, и он добавил меня в беседу в «ВК», она тогда называлась «Пост-бард universe», — говорит Маша.

«Го к нам на лейбл»

Все наши героини считают, что «Холодные звуки» в большей степени объединение, чем лейбл. История его — это прекрасные случайности: «В общем, я приехала в Питер с подружкой, и мне девочка из конфы написала: го гулять, у нас мероприятие. Я пришла туда, и там Макс: о, привет, я ж тебя видел в интернете. И все: в этой же поездке он меня звал выступить, сказал: го к нам на лейбл», — так Алена отвечает на вопрос, как оказалась на «Холодных звуках».

Один из последних треков Швец — пример того, как постепенно контент «Холодных звуков» стилистически развивается

Максим называет «Холодные звуки» «лейблом, объединенным дружбой». На вопрос о том, мешает ли личное рабочему, Нонконформистка отвечает так: «Да и в принципе у нас нет злой конкуренции, как это обычно бывает. Ну типа Black Star, все дела. Все друг друга поддерживают, если у кого‑то стреляет новый релиз: та же Алена Швец — наша подруга, самая популярная на лейбле. Когда она взлетела, мы не начали говорить: «Молодец, зазналась, все, ты теперь популярная, мы тоже хотим».

«Она (Алена) нам вчера пельмени жарила», — говорит Максим, и все смеются. То, что «Холодные звуки» проводят много времени вместе, видно и со стороны —на встречу с нами Мусор взяла Алену, а Алена сказала: «Сейчас еще Маяк придет».

При этом, несмотря на дружескую атмосферу, артистки говорят, что Максим как руководитель периодически дает наставления. «Он мне «по попе надавал» за то, что я говорила слово «шлюха» или еще какое‑то в «Сопернице». В маленьких городах это могут отслеживать, — говорит Алена Швец. — Бывает такое, когда хочется эмоционально высказаться, но Макс говорит: не надо».

«Голова взрывается, да»

В списке «Холодных звуков» — 19 очень разных артистов: есть что‑то вроде поп-панка, есть хип-хоп. Но большая часть — замешанная на русском роке полуакустика. «Там не совсем все девятнадцать, кто‑то дублируется, а кто‑то неактивен, — уточняет Максим. — Есть ребята, которых я позвал еще при основании, но все это время они практически не занимались творчеством. Они просто висят в списке, и мы с ними фактически не работаем. Активных артистов, с которыми мы плотно работаем, сильно меньше девятнадцати. Но все равно, бывает, разрывает голову, когда нужно за всеми следить. На самом деле даже крупные лейблы не позволяют себе такой большой штат».

«Голова взрывается, да. Взрывалась, когда мы делали афиши на наш фестиваль [прошедший в августе]. Там было восемнадцать артистов, которых нужно было вписать в афишу, — разбирались, кого, куда», — добавляет Нонконфомистка.

Главный хит Нежности на Бумаге: идеальная музыка для исполнения хором под акустику дома на вечеринке

Кто в штате лейбла? «Дима звукорежиссер, Ксюша (Нежность на Бумаге. — Прим. ред.) занимается занимается SMM, я — административной частью, — отвечает Максим. — Есть ребята: Тема и Макс, которые мне помогают с концертами, также есть Леша, который по административно-технической части помогает. Я просыпаюсь где‑нибудь в двенадцать или в час. Работаю из дома, провожу коммуникацию, отвечаю на сообщения, пишу людям. Потом могу куда‑то съездить — на встречу или к ребятам пообщаться по нашим делам. Назревает необходимость снять мини-офис, чтобы там сидеть и дела обсуждать».

Пост-«Ионотека»

«Поднимите руки те, кто любит мальчиков, — спрашивает со сцены Нонкомформистка. — А теперь те, кто любит девочек». И тех, и тех примерно поровну, хотя гендерный состав гостей первого фестиваля «Холодных звуков», который проходил теплым августовским вечером в Петербурге, совсем не равномерный.

В «Ионотеке», где одна из сцен фестиваля, не протолкнуться. При этом атмосфера совсем не привычная для этого места. Никакого угара, кажется, минимум алкоголя. Все соответственно музыке артистов «Холодных звуков». Эти песни могут быть сколь угодно отчаянно правдивыми, но при этом в них ноль агрессии. Это именно что пост-«Ионотека» — в том смысле, что вино и вписки здесь фон для более глубоких историй.

А может и не быть никакого фона. Песни Ксении Зайцевой, называющей себя Нежность на Бумаге, вполне сообразны названию. Это именно что тоненькие, уютные, полные доброты заметки на тетрадном листе, сыгранные под тишайшую акустику с неисчезающей улыбкой. Зайцева играет эти песни на малой сцене фестиваля «Холодных звуков», в месте под названием «Дюны» на открытом воздухе, где есть маленькая сцена и столики вокруг. Для контраста — видео из какого‑то школьного похода, где дети, которых в «Ионотеку» еще не скоро пустят, поют под гитару «Песенку прокрастинатора».

Борьба со стигмой

После успеха Монеточки и Гречки стоял вопрос, единичные ли это вспышки или следует ждать какой‑то волны, — и 2019-й однозначно склоняет нас ко второму: надо сказать, что появилось много новых заметных певиц и помимо «Холодных звуков», это и Дора с самоназванным «кьют-роком», и Эмси Нэнси, бойко реконструирующая поп-рок нулевых, и Лера Яскевич с мелодраматической акустикой.

Что важно: драматически общепринятая здесь традиция подчистую списывать конспекты с успешных кейсов в данном случае не сработала вообще: ни одну из героинь этого текста нельзя заподозрить в работе по настройкам Монеточки или Гречки, каждая из них самобытна по-своему.

Чтобы вы понимали: «Холодные звуки» — это не только Швец, Маяк и Нонконформистка. Например, там выпускается артист, называющий себя Рудольф Страусов и предпочитающий мрачную акустику и скриптонитовский утробный полушепот-полувой.

Алену Швец, Маяк, Мусор и остальных нельзя упрекать за адаптацию звука «Нашего радио» под нужды зумеров. Ровно за это их и стоит примечать. Общая тенденция снятия стигмы с тех жанров, которые находились в этическом гетто русской музыки, дошла до самого стигматизированного.

Здесь важно даже не то, что они снимают стигму, а то, как они это делают. Надо понимать, что старыми проверенными инструментами здесь говорят на совершенно новом языке, в котором есть место любви без границ, свободе от предрассудков и лексической прямоте.

И да, если вбить в «Гугле» «Маяк грустно взрослеть», вся первая страница будет в аккордах. Зумеры открыли для себя песни под гитару? Именно что.

Алена Швец: «Если стала королевой, то будь добра, сохрани весь отстой, который тебя сформировал»

19-летняя певица и автор песен собрала полмиллиона подписчиков на YouTube, исполняя свои песни про мемы, скейтеров и первую любовь под гитару, в прошлом году вышел ее новый (шестой!) альбом «Королева отстоя» и клип «Машина для убийств». А 19 февраля Алена Швец представит ее вживую — на концерте в клубе «Морзе».

«Королева отстоя» — звучит самокритично.

Нет, никакой самокритики тут нет. Это название имеет четкий посыл — чего бы ты ни достиг, помни, кто ты есть на самом деле и откуда ты начинал. И если стала королевой, то будь добра, сохрани весь отстой, который когда-то тебя сформировал. Иначе это уже не ты. Название я придумала быстро и сразу поняла: оно лучше всего отвечает моей философии — как и треки: «Мемы», «Комплексы», «Молодая красивая дрянь» (между прочим, отсылка к стихотворению Есенина!).

Вы родились и выросли в Челябинске — русском Детройте, который многим кажется городом с суровыми нравами. Каково было взрослеть там?

Ранее детство я провела в Златоусте, это под Челябинском, но в школе училась уже в самом Танкограде. И это была обычная, нормальная жизнь, обычное взросление, я ни разу не сталкивалась с гопниками или уличным насилием. Я, может быть, открою секрет, но в Челябинске живут точно такие же люди, как и во всей России, а все остальное — стереотипы. Маргиналов там ровно столько, сколько в других городах. Я понимаю, что словосочетание «юность в Челябинске» порождает адские ассоциации с суровыми законами улиц, но у меня было все прекрасно: друзья, музыка, поездки в леса и на озера. Я играла и пела на Кировке (главная пешеходная улица Челябинска, которую называют местным Арбатом. — Прим. ред.), как говорят, стритовала вместе с подругами. Челябинск — это очень яркое и очень светлое воспоминание.

Что вам как музыканту дало стритование?

Я не могу это сформулировать, но это настолько уникальный опыт, что он вдохновляет меня до сих пор. То лето, когда я вышла на улицу с гитарой — лучшее в жизни. Ты стоишь, весь такой яркий, необычный, вокруг ходят вроде как заурядные серые люди — и вдруг ты видишь, что им нравится твоя музыка! Это ж такое чувство, как будто систему поломал и мир разукрасил! Собственно, я научилась играть на гитаре ради стритования. Репетировала, стирала в кровь пальцы — уж очень хотелось играть там, на Кировке.

И несмотря на любовь к Челябинску, вы переехали в Петербург.

В Петербурге куча моих друзей-музыкантов, звукорежиссеров, фотографов, огромное количество творческих комьюнити. Петербург как будто всегда тянул ко мне руки, и когда в 2018 году я училась в 11 классе, поняла, что в Челябинске мне просто некуда развиваться. Посреди учебного года улетела в Петербург, родители помогли снять квартиру, обосноваться, окончить здесь школу. Так и живу с тех пор.

Вы обозначали жанр вашей музыки как «постбард», но потом отказались от этого определения. Почему?

Сейчас я свою музыку вообще никак не определяю, я просто пою песни. У меня есть и поп-рок, и гранж, и бардовская песня под гитару. А в прошлых альбомах были и инди, и, прости господи, кантри. Альбом «Проволока из одуванчиков» 2019 года вообще идет под грифом «альтернатива». А постбард — это не жанр, это группа людей, которые пели песни под гитару без музыкального образования на улицах, на YouTube, да где угодно, такое широкое комьюнити по всей стране. Комьюнити распалось, умер постбард. 

О чем вообще надо петь в 2020 году?

В первую очередь, в 2020 году надо петь в ноты. Вот без этого совсем никак. А если серьезно, то жизнь сейчас настолько разнообразна, что петь можно реально о чем угодно — и тебя услышат. Я пою о разном. Например, мой альбом «Похороните меня за социум» — это рука помощи всем подросткам, которые живут в стрессе, вызванном их обычными подростковыми проблемами, а «Молодая красивая дрянь» — о любви и о ненависти, которую такая любовь может породить. Или «В кабинете у директора» — уже в названии типичная для школьника ситуация: тоже о любви, но наоборот, настолько сильной, что ее не могут омрачить даже враждебно настроенные учителя.

Вы часть целого поколения классных девушек-музыкантов: Polnalyubvi, «Ритуальные услуги», Мусор. Почему вдруг вас стало так много?

Да не вдруг, крутые девушки в музыке были всегда. Просто спасибо интернету, о нас заговорили. Правда, неравенство никуда не делось — мне кажется, парни с гитарами набирают на YouTube больше просмотров. Но то, что пол перестает быть фактором, тормозящим твою жизнь и карьеру, — хорошо.

А в чем вообще соль поколения двадцатилетних, это можно понять изнутри?

Лично я точно такая же, как какая-нибудь моя условная ровесница сто лет назад. С теми же страхами, мечтами и радостями. Просто у нее не было компьютера, а у меня есть. И спасибо этому компьютеру — я могу говорить сразу с миллионами людей. 


Алена записала шесть полноценных альбомов и один мини-альбом. Полутораминутный клип Швец «Молодая красивая дрянь», вышедший 14 августа, набрал 579 тысяч просмотров на YouTube.

Текст: Игорь Топорков

Фото: Леля Нордик

Свет: Skypoint

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как написать песню если не умеешь петь
  • Как написать песню для сестры
  • Как написать песню для радио
  • Как написать песню для звезды
  • Как написать песню для детей